По щучьему велению сказка читать полностью оригинал

Сказки русская народная сказка жил-был старик. у него было три сына: двое умных, третий дурачок емеля. те братья работают,

Сказки

Русская народная сказка

По щучьему веленью - художник Кочергин Н.М.

Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий — дурачок Емеля.

По щучьему веленью - художник Кочергин Н.М.

Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.

Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:

По щучьему веленью - художник Кочергин Н.М.

— Сходи, Емеля, за водой.

А он им с печки:

— Неохота…

— Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.

— Ну ладно.

По щучьему веленью - художник Кочергин Н.М.

Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.

Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:

— Вот уха будет сладка!

Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:

— Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.

По щучьему веленью - художник Кочергин Н.М.

А Емеля смеется:

— На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладкая.

Щука взмолилась опять:

— Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.

— Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.

Щука его спрашивает:

— Емеля, Емеля, скажи — чего ты сейчас хочешь?

— Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась…

Щука ему говорит:

— Запомни мои слова: когда что тебе захочется — скажи только:

По щучьему веленью,
По моему хотенью.

Емеля и говорит:

— По щучьему веленью,
По моему хотенью —
ступайте, ведра, сами домой…

Только сказал — ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами.

Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается… Зашли ведра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь.

Прошло много ли, мало ли времени — невестки говорят ему:

— Емеля, что ты лежишь? Пошел бы дров нарубил.

По щучьему веленью - художник Кочергин Н.М.

— Неохота.

— Не нарубишь дров, братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.

Емеле неохота слезать с печи. Вспомнил он про щуку и потихоньку говорит:

— По щучьему веленью,
По моему хотенью —
поди, топор, наколи дров, а дрова — сами в избу ступайте и в печь кладитесь…

Топор выскочил из-под лавки — и на двор, и давай дрова колоть, а дрова сами в избу идут и в печь лезут.

Много ли, мало ли времени прошло — невестки опять говорят:

— Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес, наруби.

По щучьему веленью - художник Кочергин Н.М.

А он им с печки:

— Да вы-то на что?

— Как мы на что?.. Разве наше дело в лес за дровами ездить?

— Мне неохота…

— Ну не будет тебе подарков.

Делать нечего. Слез Емеля с печи, обулся, оделся. Взял веревку и топор, вышел на двор и сел в сани:

— Бабы, отворяйте ворота!

Невестки ему говорят:

— Что ж ты, дурень, сел в сани, а лошадь не запряг?

— Не надо мне лошади.

Невестки отворили ворота, а Емеля говорит потихоньку:

— По щучьему веленью,
По моему хотенью —
ступайте, сани, в лес…

По щучьему веленью - художник Кочергин Н.М.

Сани сами и поехали в ворота, да так быстро — на лошади не догнать.

А в лес-то пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавил. Народ кричит: «Держи его! Лови его!» А он знай сани погоняет. Приехал в лес:

— По щучьему веленью,
По моему хотенью —
топор, наруби дровишек посуше, а вы, дровишки, сами валитесь в сани, сами вяжитесь…

Топор начал рубить, колоть сухие дрова, а дровишки сами в сани валятся и веревкой вяжутся. Потом Емеля велел топору вырубить себе дубинку — такую, чтобы насилу поднять. Сел на воз:

— По щучьему веленью,
По моему хотенью —
поезжайте, сани, домой…

По щучьему веленью - художник Кочергин Н.М.

Сани помчались домой. Опять проезжает Емеля по тому городу, где давеча помял, подавил много народу, а там его уж дожидаются. Ухватили Емелю и тащат с возу, ругают и бьют.

Видит он, что плохо дело, и потихоньку:

— По щучьему веленью,
По моему хотенью —
ну-ка, дубинка, обломай им бока…

Дубинка выскочила — и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь.

Долго ли, коротко ли — услышал царь об Емелиных проделках и посылает за ним офицера: его найти и привезти во дворец.

По щучьему веленью - художник Кочергин Н.М.

Приезжает офицер в ту деревню, входит в ту избу, гдe Емеля живет, и спрашивает:

— Ты — дурак Емеля?

А он с печки:

— А тебе на что?

— Одевайся скорее, я повезу тебя к царю.

— А мне неохота…

Рассердился офицер и ударил его по щеке.

А Емеля говорит потихоньку:

— По щучьему веленью,
По моему хотенью —
Дубинка, обломай ему бока…

Дубинка выскочила — и давай колотить офицера, насилу он ноги унес.

Царь удивился, что его офицер не мог справиться с Емелей, и посылает своего самого набольшего вельможу:

— Привези ко мне во дворец дурака Емелю, а то голову с плеч сниму.

Накупил набольший вельможа изюму, черносливу, пряников, приехал в ту деревню, вошел в ту избу и стал спрашивать у невесток, что любит Емеля.

По щучьему веленью - художник Кочергин Н.М.

— Наш Емеля любит, когда его ласково попросят да красный кафтан посулят, — тогда он все сделает, что попросишь.

Набольший вельможа дал Емеле изюму, черносливу, пряников и говорит:

— Емеля, Емеля, что ты лежишь на печи? Поедем к царю.

— Мне и тут тепло…

— Емеля, Емеля, у царя тебя будут хорошо кормить-поить, — пожалуйста, поедем.

— А мне неохота…

— Емеля, Емеля, царь тебе красный кафтан подарит, шапку и сапоги.

Емеля подумал-подумал:

— Ну ладно, ступай ты вперед, а я за тобой вслед буду.

Уехал вельможа, а Емеля полежал еще и говорит:

— По щучьему веленью,
По моему хотенью —
ну-ка, печь, поезжай к царю…

Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю.

Царь глядит в окно, дивится:

— Это что за чудо?

Набольший вельможа ему отвечает:

— А это Емеля на печи к тебе едет.

Вышел царь на крыльцо:

— Что-то, Емеля, на тебя много жалоб! Ты много народу подавил.

— А зачем они под сани лезли?

По щучьему веленью - художник Кочергин Н.М.

В это время в окно на него глядела царская дочь — Марья-царевна. Емеля увидал ее в окошке и говорит потихоньку:

— По щучьему веленью,
По моему хотенью —
пускай царская дочь меня полюбит…

И сказал еще:

— Ступай, печь, домой…

Печь повернулась и пошла домой, зашла в избу и стала на прежнее место. Емеля опять лежит-полеживает.

А у царя во дворце крик да слезы. Марья-царевна по Емеле скучает, не может жить без него, просит отца, чтобы выдал он ее за Емелю замуж. Тут царь забедовал, затужил и говорит опять набольшему вельможе;

— Ступай приведи ко мне Емелю живого или мертвого, а то голову с плеч сниму.

Накупил набольший вельможа вин сладких да разных закусок, поехал в ту деревню, вошел в ту избу и начал Емелю потчевать.

Емеля напился, наелся, захмелел и лег спать.

Вельможа положил его в повозку и повез к царю. Царь тотчас велел прикатить большую бочку с железными обручами. В нее посадили Емелю и Марью-царевну, засмолили и бочку в море бросили. Долго ли, коротко ли — проснулся Емеля; видит — темно, тесно:

— Где же это я?

А ему отвечают:

— Скучно и тошно, Емелюшка! Нас в бочку засмолили, бросили в синее море.

По щучьему веленью - художник Кочергин Н.М.

— А ты кто?

— Я — Марья-царевна.

Емеля говорит:

— По щучьему веленью,
По моему хотенью —
ветры буйные, выкатите бочку на сухой берег, на желтый песок…

Ветры буйные подули. Море взволновалось, бочку выкинуло на сухой берег, на желтый песок. Емеля и Марья-царевна вышли из нее.

— Емелюшка, где же мы будем жить? Построй какую ни на есть избушку.

— А мне неохота…

Тут она стала его еще пуще просить, он и говорит:

— По щучьему веленью,
По моему хотенью —
выстройся каменный дворец с золотой крышей…

Только он сказал — появился каменный дворец с золотой крышей. Кругом — зеленый сад: цветы цветут и птицы поют.

Марья-царевна с Емелей вошли во дворец, сели у окошечка.

— Емелюшка, а нельзя тебе красавчиком стать?

Тут Емеля недолго думал:

— По щучьему веленью,
По моему хотенью —
стать мне добрым молодцем, писаным красавцем…

И стал Емеля таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

А в ту пору царь ехал на охоту и видит — стоит дворец, где раньше ничего не было.

— Это что за невежа без моего дозволения на моей земле дворец поставил?

По щучьему веленью - художник Кочергин Н.М.

И послал узнать-спросить: кто такие?

Послы побежали, стали под окошком, спрашивают.

Емеля им отвечает:

— Просите царя ко мне в гости, я сам ему скажу.

Царь приехал к нему в гости. Емеля его встречает, ведет во дворец, сажает за стол. Начинают они пировать. Царь ест, пьет и не надивится:

— Кто же ты такой, добрый молодец?

— А помнишь дурачка Емелю — как приезжал к тебе на печи, а ты велел его со своей дочерью в бочку засмолить, в море бросить? Я — тот самый Емеля. Захочу — все твое царство пожгу и разорю.

Царь сильно испугался, стал прощенья просить:

— Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня!

Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством.

Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!

Топ сказок

Смотрова
светлана Владимировна

Воспитатель
МОУ «Гимназия №1»

Викторина
«Волшебный сундучок»

Учитель: Дорогие
друзья, сейчас мы проведём викторину по волшебным сказкам. Участвуют две
команды. Каждая команда придумывает себе название по волшебным предметам из
сказок. Пока ребята думают, все отгадывают загадки:

1.Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля) «По щучьему велению»
2.В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга) «Царевна-лягушка»
3.Вымолвил словечко – покатилась печка.
Прямо из деревни к царю да царевне.
И за что, не знаю, повезло лентяю. (Емеля) «По щучьему велению»
4.Он гремит костями страшно.
Злобный, жадный и ужасный.
Ходит в чёрном он плаще
И зовётся царь… (Кащей)
Итак, первая команда называется: Маленький кругленький, а за хвост не поймаешь
» Волшебный клубок».
Вторая команда называется:• Интересная вещица – без начала, без конца
» Волшебное кольцо «

Вот сундучок
» Волшебных сказок» Чтобы его открыть нам нужно вспомнить волшебные
слова из сказок.
1. Первый конкурс «Волшебные слова».
Один из участников называет волшебные слова из любой сказки, называет героя и
сказку.
Команда » Волшебный клубок»
По щучьему веленью, по моему хотенью. ( Емеля . Русская народная сказка »
По щучьему веленью».
Команда «Волшебное кольцо»
Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой! ( Иванушка
— дурачок. Русская народная сказка «Сивка — бурка»
Учитель: повторим все волшебные слова. ( Все хором повторяют ) . Итак, наш
сундучок открылся.
В сундучке лежат карточки двух цветов. Команда » Волшебный клубок»
берёт карточки жёлтого цвета, а команда » Волшебное кольцо» зелёного
цвета. ( карточки можно делать любого цвета)
2. Второй конкурс «Узнай- ка, сказку»
(По фразе написанной на карточке узнать сказку и кратко рассказать »
Цепочкой» всеми участниками команды, использовать в пересказе волшебные
слова)
Команда «Волшебный клубок»
«Избушка, избушка! Стань по-старому. Как мать поставила, — ко мне передом, а к
морю (лесу) задом».
Сказка «Царевна – лягушка»
Команда «Волшебное кольцо»«Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо
мной, как лист перед тобой!»
Сказка «Сивка – бурка»
( Пока участники готовятся, игра со зрителями)
Игра: «Сказочные фразы».
В сундучке лежат волшебные цветочки, на их лепесточках были написаны фразы из
сказок, но половина каждой фразы исчезло. Нам нужно закончить фразу. Желающий
выходит, берёт цветок, читает начала фразы, а все хором продолжают.
. В некотором царстве…(в некотором государстве).
. По щучьему велению…(по моему хотению).
. Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается).
. Несёт меня лиса…(за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы).
. И я там был, мёд – пиво пил…(по усам текло, а в рот не попало).
. Стали они жить — поживать…(и добра наживать).
3. Конкурс » Ты мне, я тебе»
Каждый участник команды задаёт вопрос участнику другой команды. если члены
команды не знают ответ, помогают зрители)
• Какой первый приказ был у царя в сказке «Царевна-лягушка»?
(испечь каравай хлеба)
• На каком дереве хранился сундук, в котором была смерть Кощея?
(дуб)
• Почему Василиса Премудрая покинула Ивана-царевича?
(Иван сжег лягушачью кожу). Сколько дней искал Иван-царевич свою стрелу?
(Три дня ). В какой сказке отец бросил дочку зимой в лесу?
(Морозко). Что спросил Морозко у девушки в первый раз?
Тепло ли тебе, девица?
.Что справляла мачеха по падчерице?
(Поминки ). Что лежало в коробе у падчерицы?
(Богатые подарки)
. Что тявкала собачка: «Старикову дочь в злате, в серебре везут, а
старухину …»
(замуж не берут ). Что случилось со старухиной дочкой?
(Окостенела)
4. Конкурс «Добро и зло»
(По описанию назвать героя. Описание написано на листочке. Участник берёт из
шкатулки листочек и зачитывает другой участник называет героя.)
Команда «Волшебный клубок»
Героиня русских сказок, в которой соединились и красота, и богатый ум, и
смекалка, и мудрость, и женская мягкость. Она и прекрасная рукодельница, и
обладает волшебными чарами. «Премудрая» и «прекрасная» – равнозначные эпитеты,
так как для русского человека «красота» была синонимом «мудрости». Ради этой
прекрасной героини и совершаются подвиги, и самый простой Иван-дурак может
стать царевичем. (Василиса Премудрая)
Команда «Волшебное кольцо»
Этот герой является одним известным персонажем русских сказок, который
благополучно проходит все испытания, побеждает противника, берет в жены царскую
дочь, обретает славу и богатство. Также он в процессе прохождения испытаний
добывает какое-либо волшебное животное, которое становится его
другом-помощником и верно ему служит. ( Иван — дурак).
. Выглядит она весьма пугающе и живет в избушке на курьих ножках. Но отличается
тем, что дела её хорошие и плохие : она, костяная нога, знает прошлое и
будущее, знает то, что неведомо главному герою – места, где спрятаны те
диковинные вещи, которые герой ищет, иногда прямо помогает герою, дает ему
советы или волшебные предметы., но часто делает пакости… ( Баба — Яга)
Он отрицательный персонаж русских народных сказок, который имеет свойство
похищать прекрасных красавиц. Обладает волшебной силой, он чародей и волшебник.
Во многих сказках становится известна тайна победы над ним (ведь смерть его в
яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук зарыт под дубом, дуб растет
на острове, остров на море-океане). ( Кощей — бессмертный)
5. Конкурс «Загадочный»
Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляла сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала.
Шила рубашки, узор вышивала.
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была?
( Елена Премудрая)
Вёдра он послал на речку,
Сам спокойно спал на печке.
Спал он целую неделю.
А зовут его… (Емеля)
Он герой нам всем известный
И с волшебным словом вместе
Может целую неделю
На печи лежать …
Кощеем заколдована,
Иваном очарована,
Зелёная подружка –
Царевна — … Лягушка)
Конкурс: «По картинке узнай сказку»
Итог викторины. Победители награждаются книгами «Волшебные сказки »
В мире много сказок,
В мире много сказок,
Грустных и смешных,
Грустных и смешных.
И прожить на свете,
И прожить на свете
Нам нельзя без них,
Нам нельзя без них.

Время чтения: 10 мин.

Жил-был старик. У его было три сына: двое умных, третий — дурачок Емеля.

Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.

Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:

— Сходи, Емеля, за водой.

Емеля на печке

А он им с печки:

— Неохота…

— Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.

— Ну, ладно.

Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.

Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:

— Вот уха будет сладка!

Емеля поймал щука

Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:

— Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.

А Емеля смеется:

— На что ты мне пригодишься?.. Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.

Щука взмолилась опять:

— Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.

— Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.

Щука его спрашивает:

— Емеля, Емеля, скажи — чего ты сейчас хочешь?

— Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась…

Щука ему говорит:

— Запомни мои слова: когда что тебе захочется — скажи только:

«По щучьему веленью, по моему хотенью».

Емеля и говорит:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — ступайте, ведра, сами домой…

Только сказал — ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами.

Емеля идет по деревне

Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается… Зашли ведра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь.

Прошло много ли, мало ли времени — невестки говорят ему:

— Емеля, что ты лежишь? Пошел бы дров нарубил.

— Неохота…

— Не нарубишь дров, братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.

Емеле неохота слезать с печи. Вспомнил он про щуку и потихоньку говорит:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — поди, топор, наколи дров, а дрова — сами в избу ступайте и в печь кладитесь…

Топор выскочил из-под лавки — и на двор, и давай дрова колоть, а дрова сами в избу идут и в печь лезут.

Много ли, мало ли времени прошло — невестки опять говорят:

— Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес, наруби.

А он им с печки:

— Да вы-то на что?

— Как — мы на что?.. Разве наше дело в лес за дровами ездить?

— Мне неохота…

— Ну, не будет тебе подарков.

Делать нечего. Слез Емеля с печи, обулся, оделся. Взял веревку и топор, вышел во двор и сел в сани:

— Бабы, отворяйте ворота!

Невестки ему говорят:

— Что ж ты, дурень, сел в сани, а лошадь не запряг?

— Не надо мне лошади.

Невестки отворили ворота, а Емеля говорит потихоньку:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — ступайте, сани, в лес…

Сани сами и поехали в ворота, да так быстро — на лошади не догнать.

А в лес-то пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавил. Народ кричит: «Держи его! Лови его!» А он, знай, сани погоняет. Приехал в лес:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — топор, наруби дровишек посуше, а вы, дровишки, сами валитесь в сани, сами вяжитесь…

Емеля поехал за дроваами

Топор начал рубить, колоть сухие дрова, а дровишки сами в сани валятся и веревкой вяжутся. Потом Емеля велел топору вырубить себе дубинку — такую, чтобы насилу поднять. Сел на воз:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — поезжайте, сани, домой…

Сани помчались домой. Опять проезжает Емеля по тому городу, где давеча помял, подавил много народу, а там его уж дожидаются. Ухватили Емелю и тащат с возу, ругают и бьют.

Видит он, что плохо дело, и потихоньку:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — ну-ка, дубинка, обломай им бока…

Дубинка выскочила — и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь.

Долго ли, коротко ли — услышал царь об Емелиных проделках и посылает за ним офицера — его найти и привезти во дворец.

Приезжает офицер в ту деревню, входит в ту избу, где Емеля живет, и спрашивает:

— Ты — дурак Емеля?

А он с печки:

— А тебе на что?

— Одевайся скорее, я повезу тебя к царю.

— А мне неохота…

Рассердился офицер и ударил его по щеке. А Емеля говорит потихоньку:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — дубинка, обломай ему бока…

Дубинка выскочила — и давай колотить офицера, насилу он ноги унес.

Царь удивился, что его офицер не мог справиться с Емелей, и посылает своего самого набольшего вельможу:

— Привези ко мне во дворец дурака Емелю, а то голову с плеч сниму.

Накупил набольший вельможа изюму, черносливу, пряников, приехал в ту деревню, вошел в ту избу и стал спрашивать у невесток, что любит Емеля.

— Наш Емеля любит, когда его ласково попросят да красный кафтан посулят, — тогда он все сделает, что ни попросишь.

Набольший вельможа дал Емеле изюму, черносливу, пряников и говорит:

Вельможа и Емеля

— Емеля, Емеля, что ты лежишь на печи? Поедем к царю.

— Мне и тут тепло…

— Емеля, Емеля, у царя тебя будут хорошо кормить-поить, — пожалуйста, поедем.

— А мне неохота…

— Емеля, Емеля, царь тебе красный кафтан подарит, шапку и сапоги.

Емеля подумал-подумал:

— Ну, ладно, ступай ты вперед, а я за тобой вслед буду.

Уехал вельможа, а Емеля полежал еще и говорит:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — ну-ка, печь, поезжай к царю…

Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю.

Емеля и царь

Царь глядит в окно, дивится:

— Это что за чудо?

Набольший вельможа ему отвечает:

— А это Емеля на печи к тебе едет.

Вышел царь на крыльцо:

— Что-то, Емеля, на тебя много жалоб! Ты много народу подавил.

— А зачем они под сани лезли?

В это время в окно на него глядела царская дочь — Марья-царевна. Емеля увидал ее в окошке и говорит потихоньку:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — пускай царская дочь меня полюбит…

И сказал еще:

— Ступай, печь, домой…

Печь повернулась и пошла домой, зашла в избу и стала на прежнее место. Емеля опять лежит-полеживает.

А у царя во дворце крик да слезы. Марья-царевна по Емеле скучает, не может жить без него, просит отца, чтобы выдал он ее за Емелю замуж. Тут царь забедовал, затужил и говорит опять набольшему вельможе:

— Ступай, приведи ко мне Емелю живого или мертвого, а то голову с плеч сниму.

Накупил набольший вельможа вин сладких да разных закусок, поехал в ту деревню, вошел в ту избу и начал Емелю потчевать.

Емеля напился, наелся, захмелел и лег спать. А вельможа положил его в повозку и повез к царю.

Царь тотчас велел прикатить большую бочку с железными обручами. В нее посадили Емелю и Марью-царевну, засмолили и бочку в море бросили.

Долго ли, коротко ли — проснулся Емеля, видит — темно, тесно:

— Где же это я?

А ему отвечают:

— Скучно и тошно, Емелюшка! Нас в бочку засмолили, бросили в синее море.

— А ты кто?

— Я — Марья-царевна.

Емеля говорит:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — ветры буйные, выкатите бочку на сухой берег, на желтый песок…

Ветры буйные подули. Море взволновалось, бочку выкинуло на сухой берег, на желтый песок. Емеля и Марья-царевна вышли из нее.

— Емелюшка, где же мы будем жить? Построй какую ни на есть избушку.

— А мне неохота…

Тут она стала его еще пуще просить, он и говорит:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — выстройся, каменный дворец с золотой крышей…

Только он сказал — появился каменный дворец с золотой крышей. Кругом — зеленый сад: цветы цветут и птицы поют. Марья-царевна с Емелей вошли во дворец, сели у окошечка.

— Емелюшка, а нельзя тебе красавчиком стать?

Тут Емеля недолго думал:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — стать мне добрым молодцем, писаным красавцем…

И стал Емеля таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

А в ту пору царь ехал на охоту и видит — стоит дворец, где раньше ничего не было.

— Это что за невежа без моего дозволения на моей земле дворец поставил?

И послал узнать-спросить: «Кто такие?» Послы побежали, стали под окошком, спрашивают.

Емеля им отвечает:

— Просите царя ко мне в гости, я сам ему скажу.

Царь приехал к нему в гости. Емеля его встречает, ведет во дворец, сажает за стол. Начинают они пировать. Царь ест, пьет и не надивится:

— Кто же ты такой, добрый молодец?

— А помнишь дурачка Емелю — как приезжал к тебе на печи, а ты велел его со своей дочерью в бочку засмолить, в море бросить? Я — тот самый Емеля. Захочу — все твое царство пожгу и разорю.

Царь сильно испугался, стал прощенья просить:

— Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня!

Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством.

Емеля и Марья-царевна

Конспект урока по литературному чтению

Класс: 3

Тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Аленушкиным
сказкам»

Цель: знакомство детей с жизнью и творчеством Д.Н.
Мамина-Сибиряка, знакомство с присказкой к «Аленушкиным сказкам»

Задачи:

Образовательные:

1.    
Познакомить с жизнью и творчеством
Д.Н. Мамина-Сибиряка;

2.    
Познакомить детей с новым 
произведением  Д.Н. Мамина-Сибиряка присказкой к «Аленушкиным сказкам»;

3.    
Формировать  понятие  о
литературных  сказках;

4.    
Формировать словарный запас
учащихся;

Развивающие:

1.    
Развивать навык выразительного,
беглого чтения;

2.    
Развивать творческие способности
учащихся;

3.    
Способствовать развитию интереса к
чтению;

4.    
Развивать память, внимание,
воображение.

Воспитательные:

1.    
Воспитывать художественный вкус;

2.    
Воспитывать интерес к
отечественной  литературе;

Оборудование для учителя: учебник, портрет Д.Н. Мамина-Сибиряка, карточки с
заданиями, кроссворд, выставка книг

Оборудование для учащихся: учебник.

План урока

1.                                            
Организация детей на
работу.

2.                                            
Речевая разминка.

3.                                            
Актуализация знаний.
Введение в тему.

4.                                            
Изучение нового материала.

4.1.  Работа с учебником.

4.2. Беседа после чтения.

4.3. Знакомство с жизнью и творчеством
писателя Д.Н.Мамина–Сибиряка.

5. Физкультминутка.

6. Знакомство с присказкой
к «Аленушкиным сказкам».

7. Беседа по прочитанной
присказке.

8. Подведение итогов
урока. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организация детей на
работу

У.
 На уроке я сижу,

     
Не стучу и не кричу.

     
Руку тихо поднимаю,

     
Если спросят, отвечаю.

2. Речевая разминка

Причитайте
текст медленно жужжащим чтением.

Сидит
в корзине девочка

У
мишки за спиной.

Он
сам, того не ведая,

Несёт
её домой.

Что
вы прочитали? К какому жанру относится этот текст? Сказка

А
из какой сказки этот текст? «Маша и медведь»

Прочитайте текст медленно
жужжащим чтением.

Удивляется
народ:

Едет
печка, дым идёт,

А
Емеля на печи

Ест
большие калачи!

Что
вы прочитали?  Из какой сказки эти строчки? «По щучьему велению»

Что
объединяет эти сказки? Это русские народные сказки

Правильно.
Как вы думаете над чем мы будем работать сегодня на уроке? Над сказками

 3.
Актуализация  знаний. Введение  в  тему

С какими сказками мы будем
работать сегодня на уроке, вы узнаете, когда разгадаете  кроссворд (Приложение
1).

Вопросы  к кроссворду:

1.    
Преданный друг маленькой собачки
из были Л.Н. Толстого. Лев

2.    
Знаменитый художник, создатель
прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказок. Билибин

3.    
Без чего не бывает басня? Морали

4.    
Любитель природы, спаситель зайцев
из произведения Некрасова. Мазай

5.    
Это объект неживой природы ночевал
на груди утёса – великана в стихотворении Лермонтова. Тучка

6.    
Известный русский баснописец. Крылов

7.    
В этом предмете обезьяна увидела
свой образ в басне Крылова. Зеркало

Попробуйте догадаться какое
ключевое слово спряталось в кроссворде? Литературные

Кто попробует полностью
сформулировать тему урока? Литературные сказки

4. Изучение нового
материалом

4.1. Работа с учебником

Правильно сегодня мы
открываем новый раздел учебника. Откройте страницу 179 и прочитайте как
называется новый раздел учебника. «Литературные сказки»

Как вы думаете, что такое
литературные сказки? Это авторские сказки, их  написали писатели

Прочитаем об этом на стр.180.
Открываем учебники. Читаем по цепочке.

4.2. Беседа после чтения

На какие две группы можно
разделить сказки? Народные и авторские. Авторские сказки еще называют
литературными сказками.

В чём их отличие? Народные
сказки появились давным-давно. Долгое время народные сказки рассказывали устно
и просто запоминали. А записывать и печатать их стали гораздо позже. У народных
сказок нет автора. Литературная, авторская сказка – особая сказка. Она всегда
оригинальная, индивидуальная и необычная. У нее всегда есть автор.

А какие еще бывают сказки? Сказки
о животных, бытовые, волшебные

Рассмотрите рисунки в
учебнике (на экране). Что это за сказки?

Вспомните сказки, которые вы
читали раньше. Назовите свою любимую.

4.3. Знакомство с жизнью и
творчеством писателя Д.Н.Мамина -Сибиряка

Рассмотрите портрет и
прочитайте имя писателя с творчеством, которого мы познакомимся на уроке. Дмитрий
Наркисович Мамин-Сибиряк
(1582-1912)

Д.Н.Мамин – Сибиряк родился в
небольшом заводском посёлке Пермской  губернии, его отец  был священником и
учителем  в поселковой  школе, мама работала  в этой же школе учителем. Мамин
получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию.
Учился  на  юридическом  факультете Петербургского университета. Однако
получить законченное   образование так и не смог.

 Незаконченное образование не
помешало Мамину стать хорошим и любимым  писателем взрослых и детей. Для детей
он написал более 130 сказок и рассказов.

Среди них известная вам сказка
о больной, но очень сильной и храброй уточке — «Серая  шейка». На выставке

Особое  место в творчестве
Мамина – Сибиряка занимает цикл «Алёнушкиных сказок». На выставке. Эти
сказки создавались от случая к случаю и первоначально не предназначались для
опубликования – они сочинялись и рассказывались тяжелобольной дочери, которой
трудно было засыпать по ночам. Потом кто-то из друзей писателя предложил
напечатать их.

Эти сказки не связаны между
собой. Каждая из них то отдельная история. В центре «Алёнушкиных сказок»-
животные, а вот люди в них редко встречаются.

Познакомимся с названиями
некоторых из них. Представлена выставка книг Д.Н. Мамина-Сибиряка:
Присказка, Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий
хвост, Сказочка про Козявочку, Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и про
мохнатого Мишу — короткий хвост

5. Физкультминутка

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнусь.

6. Знакомство с присказкой
к «Аленушкиным сказкам»

Ребята, что есть в любой
сказке? Вступление, основная часть, заключение

Как называется вступление? Зачин

Какие зачины вы помните? «В
некотором царстве…», «Жили-были…»

Ребята, а у некоторых сказок
кроме зачина есть еще и присказка. Что такое присказка? Вступление к сказке,
обычно не связанное с ее содержанием, короткий рассказ, прибаутка перед началом
сказки.
Присказка как бы настраивает читателя или слушателя на особый лад,
готовит его к погружению в мир невероятных событий. Обычно присказка бывает к
одной сказке. А мы сегодня с вами познакомимся с присказкой, которая относится
к целому сборнику сказок,
с присказкой к
«Алёнушкиным сказкам».

Прочитаем присказку на
стр.182 вслух, по цепочке.

7. Беседа по прочитанной
присказке.

Понравилась ли вам присказка?

В чём особенность присказки
писателя? Особенность ее в том, что она сразу к нескольким сказкам. В ней
собираются герои этих сказок.

О ком будет рассказываться в
сказках?

7. Подведение итогов
урока. Домашнее задание

С творчеством какого писателя
мы познакомились сегодня на уроке?

Что вы узнали о его жизни и
творчестве?

С какими  сказками
познакомились на уроке?

В чём отличие литературных
сказок от народных?

Приложение 1

image001

В детстве мы не всегда задумываемся о скрытом смысле народных и литературных сказок разных стран мира. Только через несколько десятилетий, когда мы сами становимся родителями и начинаем читать эти сказки своим детям, мы понимаем, о чем на самом деле они говорят, чему учат, и на что программируют каждое последующее поколение.

Актуальны ли сказки в современном мире?

Конечно, в современном мире русские народные сказки и сказки других национальностей несколько утратили то значение, которое имели раньше. Далеко не все родители читают их своим маленьким детям, поскольку сейчас есть немало других «малышовых» развлечений.

В некоторых семьях мультфильмы уже полностью вытеснили детские книги и ритуальное чтение сказок на ночь. Когда же дети немного подрастают, то они начинают развлекаться с электронными игрушками, обитать в социальных сетях, и скорее будут читать «Гарри Поттера», чем слушать сказочки в исполнении своих родителей.

Поэтому русский фольклор, конечно, уже не так влияет на формирование национального характера у маленьких детей, как это, возможно, было раньше. Сегодня мы живем в «глобальной деревне», и если родители и читают своим детям сказки, то это совсем не обязательно русские народные сочинения, а сказки самых разных национальностей, населяющих нашу планету.

Тем не менее, есть еще немало родителей, которые считают, что их дети обязательно должны прослушать в раннем детстве курс русскогосказочного творчества не только в развлекательных, но и в воспитательных целях.

Чему же учат детей русские сказки и сказки других национальностей? Действительно ли все они так безобидны, как это кажется на первый взгляд? Какие установки они дают детям на будущее?

Чему учат русские сказки

Считается, что русские сказки учат доброму и вечному, и в них нет никакого негатива, способного дать маленьким детям какие-то неправильные установки на будущее. Конечно, в таких сказках, как «Репка», нет никакого скрытого негатива. Но в других русских сказках далеко не так все однозначно, и уроки, которые могут извлечь из них дети, не всегда могут положительно сказаться на их будущей жизни.

Дело в том, что ни в одной русской сказке не пропагандируются трудолюбие и повышенная работоспособность. Есть даже мнение, что именно русские сказки виноваты в том, что в нашей странепроцветают коррупция, воровство, а лень является национальной чертой русского характера.

Если, скажем, в немецких сказках все герои трудолюбивые, рациональные и практичные, то в русском фольклоре очень многое рассчитано на халяву, на то, что все само собой образуется «по щучьему велению» (хотя, одноименную сказку можно трактовать самым разными способами, и, возможно, она больше говорит о жалости и сострадании, чем о халяве).

Креативность и простота против рациональности и практичности

Главный герой русских сказок Иванушка-дурачок учит тому, что есть вещи поважнее, чем практичность, расчетливость, рассудительность и напряженная работа для достижения цели. Эти качества, так же как и жадность и коварство, в русском фольклоре свойственны лишь отрицательным героям.

Можно сказать, что сказочный Иванушка выступает против основных ценностей капиталистического общества. Он оказывается самым умным среди множества окружающих его дураков, не отличаясь рациональностью, практичностью и не стремясь к богатству.

Иванушка учит тому, что в русских сказках побеждает тот,кто принимает свою судьбу со всеми ее плюсами и минусами, помогает всем, кто встречается ему на пути (а потом они помогают ему), и оказывается способным на не совсем логичные, зачастую противоречащие здравому смыслу, но оригинальные поступки. Те, кто живет ради наживы и приобретения богатства, в русских сказках остаются ни с чем, а тот, кто не гоняется за деньгами, и мыслит креативно, получает полцарства и царевну в жены.

Можно предположить, что нация, воспитанная на таких сказках, никогда не сможет превзойти с точки зрения работоспособности, трудолюбия, практичности и расчетливости другие народы, зато, когда понадобится сварить «кашу из топора» и проявить чудеса сообразительности, смекалки и изобретательности, окажется в числе первых. Поэтому, видимо, России нужно сконцентрироваться на креативе и оригинальных идеях, а не на повышении производительности труда и работоспособности населения. Именно так она сможет реализовать свой национальный потенциал.

Конечно, есть в русских сказках и герои действия. Прежде всего, это былинные богатыри (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие), воплощающие в себе идеал народного воина. Но все-таки наибольшей популярностью в русском фольклоре пользуется простоватый, не очень трудолюбивый, но бескорыстный, жалостливый и креативный Иванушка.

Не обязательно читать детям только русские народные сказки

В условиях мультикультурного общества очень важно познакомить детей с традициями, обычаями и особенностями представителей других наций. В Интернете сейчас можно найти аудиокниги и тексты не только европейских, но и китайских, японских, африканских сказок, знакомство с которыми поможет ребенку сравнить то, как ведут себя волшебные герои разных стран мира, и значительно расширить свой кругозор.

Большинство литературных сказок, которые читают в России, имеют иностранное происхождение, а вот народные сказки других национальностей до недавнего времени не часто гостили в нашем «сказочном» меню (особенно это касается сказочного наследия экзотических стран). Теперь познакомиться с редкими сказками далеких стран стало гораздо проще.

Как выбирать сказки

Большинство сказок, которые доходят до современных детей, представляют собой максимально обработанные, отредактированные и адаптированные версии, специально предназначенные для детей младшего возраста. На самом же деле, существуют десятки, и даже сотни вариантов одного и того же сказочного сюжета.

Неадаптированные версии некоторых сказок ничуть не уступают по кровожадности фильмам ужасов, и, конечно, читать их детям на ночь не рекомендуется, чтобы не спровоцировать у них бессонницу и кошмары. Есть немало кровавых подробностей и в адаптированных сказках. Если вы читаете нечто подобное своим детям, желательно пропускать все «ужасы», заменяя их чем-то более позитивным.

Лучше всего выбирать простые, добрые сказки, в которых никого не отправляют на тот свет, не лишают какой-либо важной части тела, не бросают умирать в лесу, в колодце и т.д. Не следует с помощью сказок приучать детей к тому, что жестокость и лишение жизни – это вполне нормальное явление на планете Земля.

Естественно, начинать знакомство со сказочным миром нужно с самых простых историй, постепенно переходя к более сложным и длинным сюжетам.

Мальчикам лучше всего подойдут героические сказки про русских богатырей, про креативного солдата, сварившего кашу из топора, и изобретательного Иванушку-дурачка, оказывающегося гораздо умнее своих практичных и рассудительных братьев.

Девочкам лучше всего, наверное, почитать международные сказки про Золушку, Русалочку, Красную Шапочку, Красавицу и Чудовище (хотя, есть мнение, что эти истории обрекают женщин на неудачи в личной жизни), а также русские сказки про Василису Премудрую и Елену Прекрасную.

Как сделать «сказочное» образование более эффективным

Каждый ребенок делает из услышанных в детстве сказок собственные выводы, и не нужно навязывать ему свое видение той или иной истории. «Сказочное» образование, в отличие от школьной системы, не должно настаивать на существовании только одного правильного ответа, единственного толкования того или иного сюжета. Пусть ребенок развивает фантазию и творческое воображение, и делает собственные умозаключения из услышанного.

Для того, чтобы «сказочное» образование было более эффективным, можно предложить
ему в интерактивном режиме придумывать альтернативные варианты концовок различных историй. Это также будет способствовать развитию фантазии и креативных способностей маленького слушателя, и, возможно, поможет избавиться от одного из главных недостатков русских народных сказок – четкого разделения на черное и белое, добро и зло, отрицательное и положительное.

В реальной жизни все гораздо сложнее, добро и зло переплетаются в одном человеке, и нет никого, кто, как говорится, был бы без греха, и, помимо черного и белого, есть еще и масса других оттенков. Объясните это ребенку, когда начнете знакомить его с удивительным миром волшебных сказок.

Как еще можно использовать сказки

Возможно, сказки вашего ребенка ничему и не научат, но, по крайней мере, с их помощью можно будет его быстро усыпить и познакомить с таким чудом человеческой цивилизации, как книга.

Именно с помощью сказок у детей 4-5 лет можно создать мотивацию для раннего приобретения навыка чтения. Для этого можно начать читать ребенку какую-нибудь увлекательную сказочную историю с ярким сюжетом, которая его очень заинтересует.

Когда дело дойдет до развязки, можно будет закрыть книгу, и сказать ребенку, что, если он хочет узнать, что будет дальше, то можно попробовать научиться читать, чтобы самостоятельно изучать потом интересные истории, скрывающиеся в тысячах книгах. Возможно, благодаря этому, ваш ребенок откроет для себя удивительный мир литературы гораздо раньше своих сверстников.
 

  • По электрочасти как пишется
  • По щучьему велению народная сказка или нет
  • По хорошему или по хорошему как пишется правильно
  • По шпионски как пишется
  • По четвергам как пишется