По щучьему велению почему волшебная сказка

Жил-был старик. у него было три сына: двое умных, третий дурачок емеля. те братья работают, а емеля целый день

Жил-был старик. У него было три
сына: двое умных, третий — дурачок Емеля.
Те братья
работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.
Один
раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:

Невестки:
Сходи, Емеля, за водой.

Емеля:
Неохота…

Невестки:
Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.

Емеля: Ну
ладно.

Слез Емеля с печки, обулся,
оделся, взял ведра да топор и пошел на речку. Прорубил лед, зачерпнул ведра и
поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился
и ухватил щуку в руку:

Емеля: Вот
уха будет сладка!

Вдруг щука говорит ему
человечьим голосом:

Щука:
Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.

Емеля: На
что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить.
Будет уха сладка.

Щука:
Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.

Емеля:
Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.

Щука:
Емеля, Емеля, скажи — чего ты сейчас хочешь?

Емеля: Хочу,
чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась…

Щука:
Запомни мои слова: когда что тебе захочется — скажи только:

По щучьему веленью,

По моему хотенью.

Емеля: По
щучьему веленью,

По моему хотенью —

ступайте, ведра, сами домой…

Только сказал — ведра сами и
пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами. Идут ведра
по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается… Зашли ведра в
избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь.

Прошло много ли, мало ли
времени — невестки говорят ему:

Невестки: Емеля,
что ты лежишь? Пошел бы дров нарубил.

Емеля:
Неохота…

Невестки: Не
нарубишь дров, братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут. Емеле
неохота слезать с печи. Вспомнил он про щуку и потихоньку говорит:

Емеля: По
щучьему веленью, по моему хотенью —поди, топор, наколи дров, а дрова — сами в
избу ступайте и в печь кладитесь…

Топор выскочил из-под лавки — и
на двор, и давай дрова колоть, а дрова сами в избу идут и в печь лезут.

Много ли, мало ли времени
прошло — невестки опять говорят:

Невестки:
Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес, наруби.

Емеля: Да
вы-то на что?

Невестки: Как
мы на что?.. Разве наше дело в лес за дровами ездить?

Емеля: Мне
неохота…

Невестки: Ну,
не будет тебе подарков.

Делать нечего. Слез Емеля с
печи, обулся, оделся. Взял веревку и топор, вышел на двор и сел в сани:

Емеля: Бабы,
отворяйте ворота!

Невестки:—Что ж
ты, дурень, сел в сани, а лошадь не запряг?

Емеля: Не
надо мне лошади.

Невестки отворили ворота, а
Емеля говорит потихоньку:

Емеля: По
щучьему веленью,

По моему хотенью —

ступайте, сани, в лес…

Сани сами поехали в ворота, да
так быстро — на лошади не догнать.

А в лес-то пришлось ехать через
город, и тут он много народу помял, подавил. Народ кричит «Держи его! Лови
его!» А он знай сани погоняет. Приехал в лес:

Емеля: По
щучьему веленью,

По моему хотенью —топор, наруби
дровишек посуше, а вы, дровишки, сами валитесь в сани, сами вяжитесь…

Топор начал рубить, колоть
сухие дерева, а дровишки сами в сани валятся и веревкой вяжутся. Потом Емеля
велел топору вырубить себе дубинку — такую, чтобы насилу поднять. Сел на воз.

Емеля: По
щучьему веленью,

По моему хотенью —

поезжайте, сани, домой…

Сани помчались домой. Опять
проезжает Емеля по тому городу, где давеча помял, подавил много народу, а там
его уж дожидаются. Ухватили Емелю и тащат с возу, ругают и бьют.

Видит он, что плохо дело, и
потихоньку:

Емеля: По щучьему
веленью,

По моему хотенью —

ну-ка, дубинка, обломай им
бока…

Дубинка выскочила — и давай
колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь.

Долго ли, коротко ли — услышал
царь об Емелиных проделках и посылает за ним офицера: его найти и привезти во
дворец.

Приезжает офицер в ту деревню,
входит в ту избу, где Емеля живет, и спрашивает:

Офицер: Ты —
дурак Емеля?

Емеля: А
тебе на что?

Офицер:
Одевайся скорее, я повезу тебя к царю.

Емеля: А мне
неохота…

Рассердился офицер и ударил его
по щеке.

Емеля: По
щучьему веленью,

По моему хотенью —

дубинка, обломай ему бока…

Дубинка выскочила — и давай
колотить офицера, насилу он ноги унес.

Царь удивился, что его офицер
не мог справиться с Емелей, и посылает своего самого набольшего вельможу:

Царь:
Привези ко мне во дворец дурака Емелю, а то голову с плеч сниму.

Накупил набольший вельможа
изюму, черносливу, пряников, приехал в ту деревню, вошел в ту избу и стал
спрашивать у невесток, что любит Емеля.

Невестки: Наш
Емеля любит, когда его ласково попросят да красный кафтан посулят, — тогда он
все сделает, что ни попросишь.

Набольший вельможа дал Емеле
изюму, черносливу, пряников и говорит:

Вельможа: Емеля,
Емеля, что ты лежишь на печи? Поедем к царю.

Емеля: Мне и
тут тепло…

Вельможа: Емеля,
Емеля, у царя будут хорошо кормить-поить, — пожалуйста, поедем.

Емеля: А мне
неохота…

Вельможа: Емеля,
Емеля, царь тебе красный кафтан подарит, шапку и сапоги.

Емеля: Ну
ладно, ступай ты вперед, а я за тобой вслед буду.

Уехал вельможа, а Емеля полежал
еще и говорит:

Емеля: По
щучьему веленью,

По моему хотенью —

ну-ка, печь, поезжай к царю…

Тут в избе углы затрещали,
крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо
к царю.

Царь глядит в окно, дивится:

Царь: Это
что за чудо?

Набольший вельможа ему
отвечает:

Вельможа: А это
Емеля на печи к тебе едет.

Царь:
Что-то, Емеля, на тебя много жалоб! Ты много народу подавил.

Емеля: А
зачем они под сани лезли?

В это время в окно на него
глядела царская дочь — Марья-царевна. Емеля увидал ее в окошке и говорит
потихоньку:

Емеля: По
щучьему веленью,

По моему хотенью —

пускай царская дочь меня
полюбит…

И сказал еще:

Емеля:
Ступай, печь, домой…

Печь повернулась и пошла домой,
зашла в избу и стала на прежнее место. Емеля опять лежит-полеживает.

А у царя во дворце крик да
слезы. Марья-царевна по Емеле скучает, не может жить без него, просит отца,
чтобы выдал он ее за Емелю замуж. Тут царь забедовал, затужил и говорит опять
набольшему вельможе:

Царь: Ступай
приведи ко мне Емелю живого или мертвого, а то голову с плеч сниму.

Накупил набольший вельможа вин
сладких да разных закусок, поехал в ту деревню, вошел в ту избу и начал Емелю
потчевать.

Емеля напился, наелся, захмелел
и лег спать. А вельможа положил его в повозку и повез к царю.

Царь тотчас велел прикатить
большую бочку с железными обручами. В нее посадили Емелю и Марью-царевну,
засмолили и бочку в море бросили.

Долго ли, коротко ли —
проснулся Емеля; видит — темно, тесно:

Емеля: Где
же это я?

Марья-царевна:
Скучно и тошно, Емелюшка! Нас в бочку засмолили, бросили в синее море.

Емеля: А ты
кто?

Марья-царевна: Я —
Марья-царевна.

Емеля: По
щучьему веленью,

По моему хотенью —ветры буйные,
выкатите бочку на сухой берег, на желтый песок…

Ветры буйные подули. Море
взволновалось, бочку выкинуло на сухой берег, на желтый песок. Емеля и
Марья-царевна вышли из нее.

Марья-царевна:
Емелюшка, где же мы будем жить? Построй какую ни на есть избушку.

Емеля: А мне
неохота…

Тут она стала его еще пуще
просить, он и говорит:

Емеля: По
щучьему веленью,

По моему хотенью —выстройся
каменный дворец с золотой крышей…

Только он сказал — появился
каменный дворец с золотой крышей. Кругом — зеленый сад: цветы цветут и птицы
поют.

Марья-царевна с Емелей вошли во
дворец, сели у окошечка.

Марья-царевна:
Емелюшка, а нельзя тебе красавчиком стать?

Тут Емеля недолго думал:

Емеля: По
щучьему веленью,

По моему хотенью —

стать мне добрым молодцем,
писаным красавцем…

И стал Емеля таким, что ни в
сказке сказать, ни пером описать.

А в ту пору царь ехал на охоту
и видит — стоит дворец, где раньше ничего не было.

Царь: Это
что за невежа без моего дозволения на моей земле дворец поставил?

И послал узнать-спросить: «Кто
такие?»

Послы побежали, стали под
окошком, спрашивают.

Емеля им отвечает:

Емеля:
Просите царя ко мне в гости, я сам ему скажу.

Царь приехал к нему в гости.
Емеля его встречает, ведет во дворец, сажает за стол. Начинают они пировать.
Царь ест, пьет и не надивится:

Царь: Кто
же ты такой, добрый молодец?

Емеля: А
помнишь дурачка Емелю — как приезжал к тебе на печи, а ты велел его со своей
дочерью в бочку засмолить, в море бросить? Я — тот самый Емеля. Захочу — все
твое царство пожгу и разорю.

Царь сильно испугался, стал прощенья
просить:

Царь:
Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня!

Тут устроили пир на весь мир.
Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством.

Тут и сказке конец, а кто
слушал — молодец.

                            
Сценарий Новогодней
сказки

                            «Предновогодняя
история»

Новогоднее
представление по мотивам русской народной сказки
«Волк и семеро козлят»

Действие первое.
На экране картинка: зимний лес, резвятся
козлята (снятый ранее видеоклип с главными героями), за кадром голос
сказочника. 

-В давние-давние времена водном сказочном лесу
жили-были не тужили: Мама – Коза и семеро… нет, не семеро, а четверо козлят.
Козочка Маруся пела песни, Варенька вязала братикам варежки, козлёнок Кузьма
колол дрова и носил воду, а вот самый младшенький, Иван, умел делать …чудеса.
Да, да,- самые настоящие чу-де-са! Поэтому с ними и произошла эта волшебная
история накануне Нового года!

Экран гаснет, на сцену выходят козлята, поют песню. (Песня из мультфильма
«Волк и семеро козлят на новый лад.) Сцена оформлена в русском народном стиле:
лавки, стол дрова, русская печка, шапка-ушанка, полушубок, валенки, половики,
деревянные ложки, чашки и атрибутика, связанная с домом козлят: «семейное
фото», капуста, морковка, колокольчики и так далее. Так же стоит ёлочка,
новогодние игрушки в коробке, гирлянды.

Выходит Мама-коза: Детушки мои дорогие, все покушали?
Варя: Да,
мамочка! Только Маруся снова ела одну капусту, а к морковке и репке даже не
притронулась.

Мама-коза: Маруся, сколько раз тебе говорить, что диета вредна для здоровья
молоденькой козочки!

Маруся: Ну, маменька, репа и морковка вредно действует на голосовые
связки, а мне их нужно беречь, как будущей певице!

Варя: А
ещё, мамочка, Кузька собирается идти на тренировки и не хочет убирать свою
комнату!

Кузьма: Слушай, Варька, имей совесть! Смотри сколько дров и воды я
натаскал! Пусть Ванька прибирается, он всё какие-то каракули рисует, да поделки
какие-то делает, как девчонка, а мне на тренировку пора!

Иван: Ничего
подобного, ни как девчонка, я просто сюрприз к Новому году для всей семьи
готовлю! Вот.

Маруся: Знаем мы ваши сюрпризы! Лучше бы петь или танцевать
научился!

Мама-коза: Ребята, не ссорьтесь! Я вам запрещаю выходить из дома. Что-то
волки нынче сильно активировались, как бы беда не случилась! Мне пора на
работу. Капуста с морковкой в холодильнике, малосольные огурчики и веточки
орешника в погребе. Закройтесь, запритесь крепко накрепко. Никого не пускайте.
Будьте бдительны, чтобы Волк вас не обманул и не утащил к себе в логово. Скоро
Новый год, так что пора готовиться к празднику. Я принесу что-нибудь
вкусненькое, а вы наряжайте ёлочку, прибирайте в доме и готовьте подарки.
Варенька, тебя назначаю старшей, а всем её слушаться.

(Исполняет песню Мамы-козы из мультфильма «Волк
и семеро козлят на новый лад»)

Действие второе.
Мама-коза ушла, козлята радостно бросились
шуметь и баловаться, исполняют песню козлят из мультфильма «Волк и семеро
козлят на новый лад». В это время в лесу появляется Волк, который
прислушивается к шуму, доносящемуся из избушки козлят. Он зябко ёжится,
трясётся от холода. Постепенно начинает подпевать и приплясывать.

Кузьма: Ну, вот мама ушла, теперь и мне пора на тренировку.
Варя: Что
ты, Кузьма! Мама велела сидеть дома и готовить подарки, и, вообще, я старшая,
ты должен меня слушаться, так мама сказала!

Кузьма: Старшая, всего-то на каких-нибудь пять минут. Маруся, а что это ты
там делаешь?

(Маруся озабоченно роется в шкафу)
Маруся: Как что, готовлюсь к празднику, как велела мама. Я ищу себе
праздничный наряд!

Варя: Ты
себе делаешь подарок?! А как же мы?

Кузьма: Вот, даёт! А, что это наш младшенький там притих?
Слышишь, Иван? Вань, а Вань, что это ты там прячешь?

Маруся: Ванечка, мы хотим знать, что это у тебя там такое?
Варя: Ванюша,
мама велела нам жить дружно. А, от друзей секретов нет. Ну, скажи уже, что это
у тебя такое?

Иван: Я
не могу, это тайна!

Маруся: Тайна?! Тогда мы точно должны это знать!
Варя: Ой,
я ужасно люблю тайны, особенно чужие!

Кузьма: Брат, давай колись! Нам нужно срочно узнать тайну!
(Волк под дверями изо всех сил присушивается
к происходящему)

Иван: Ну,
ладно, скажу! Я приготовил для вас Новогодний подарок, но он не простой, а
волшебный!

Маруся: Подарок?! Ух, ты! Как я люблю подарки!
Варя: Но,
Ванечка, почему же столько таинственности с этим подарком?

Кузьма: Ванька, давай уже показывай этот подарок!
Иван: Как
показывать, но он же на Новый год! К тому же ещё не доделанный, вернее не
опробованный!

Маруся: Ваня, ты всё равно должен его нам показать!
Варя: Так, мы же вместе его и доделаем!
Кузьма: Давай, скорее его опробуем. Показывай, что там у тебя!
Иван: (торжественно
вытаскивает из-за спины волшебную палочку) Вот!

Маруся: (разочарованно) Что вот? Что это такое?
Варя: Это
подарок? А, что же тут волшебного?

Кузьма: Что это за палка?
Иван: Эх
ты, — палка! Да, не палка, а палочка! Да, не простая, а ВОЛШЕБНАЯ!

Кузьма: Волшебная?
Маруся: Ух, ты волшебная! И она может волшебство делать?
Кузьма: Настоящая волшебная палочка? И она может исполнять
любые желания?

Иван: Да,
конечно!

Маруся: Что-то мне не очень верится!
Кузьма: А, давайте её испробуем?
Варя: Прямо
сейчас?!

Иван: Ну,
я не знаю, это же подарок на Новый год!

Маруся: А я согласна!
Варя: Да,
Ванюша, надо проверить, а вдруг не заработает во время праздника и подарка не
будет!

Кузьма: Вань, а я уже придумал, что можно наколдовать!
Все: Что?!
Кузьма: Давайте, Деда Мороза живого сюда, прямо к нам в дом пригласим.
Посмотрим, как твоя палочка работает!

Все: Ваня,
ну, пожалуйста! Давай. Хотим Деда Мороза.

Иван: Ну,
не знаю, давайте попробуем. (Все подбадривают, уговаривают)

Иван бурчит что-то под нос, читая заклинания. Все умолкают. Волк плотнее
прижимается к двери, пытаясь что-нибудь услышать. Дверь открывается, и он
вваливается в дом. От неожиданности, читавший заклинание Иван направляет
палочку на Волка, тот превращается в «неправильного» Деда Мороза. (Гаснет свет,
Волк надевает полушубок Деда Мороза, бороду).

Звучит песня Волка из м/ф «Волк и семеро
козлят на новый лад», «Я вернулася, козлятушки, домой…» запел Волк — Дед Мороз
голосом Мамы-Козы..

Действие третье.
Кузьма: Ваня, ты что наделал? Ты изувечил дядю Волка! 
Маруся: Ой, мама, что это с ним?
Варя:
Ваня, нам же от мамы попадёт! Плакали наши подарки на Новый год!

Иван: Я
же не хотел! Я нечаянно! Зачем он к нам ворвался?

Волк: Что
вы со мной сделали? Я зашёл всего лишь погреться! Теперь я на кого похож?
Почему у меня такой козлиный голос? Ой, что это? Это же… борода! Кто я? Меня
даже мама не узнает! Помогите кто-нибудь!

Маруся: Иван, ты должен срочно что-нибудь придумать!
Кузьма: Давай, волшебник, расколдовывай дядю Волка назад!
Иван: Я
пробую, но у меня ничего не получается. Я же вам говорил, что образец ещё
опытный, неопробованный, а вы «давай, давай». Чтобы исправить волшебную
палочку, нужно время.

Варя: А,
сколько времени? Нужно успеть до прихода мамы!

Иван: Ну,
я не знаю, как получится. Может час, а может два, а, возможно, и месяц.

Маруся: Месяц???!!! Какой месяц! Скоро мама придёт, а тут…..
Кузьма: Ты, что братец, Новый год скоро, забыл что ли?!
Волк: Помогите!
Что мне делать?! Я домой хочу к маме!

Варя: Ваня,
нам нельзя так долго ждать, нужно исправить ошибку немедленно! Думай скорее,
как нам расколдовать дядю Волка!

Иван: Ребята,
мне кажется, что нам поможет только Дед Мороз,- нужно срочно идти к нему за
помощью!

Волк: Идёмте
скорее, я не хочу быть дедоволкоморозом! Скорее в путь!

Действие четвёртое.
Козлята и Волк отправляются в путь. Домой возвращается Мама-коза. Звучит
вторая песня Мамы-козы из м/ф «Волк и семеро козлят на новый лад.

Мама-коза (причитает): Ребятушки, козлятушки мои ненаглядные, куда
делися, какому злому зверю доверилися. И поила я вас, и кормила я вас, на кого
ж покинули вы меня в столь тяжёлый час! А, это что такое? Это же посох Деда
Мороза! Но он не мог так рано прийти, ведь Новый год ещё не настал? А вот ещё
что-то лежит непонятное! Так это же…. Волчья шерсть! Что же это получается: это
серый прохвост украл моих детей? Ничего не понимаю, что тут произошло,- и посох
Деда Мороза, и шерсть дядюшки Волка! Нужно срочно во всём разобраться и найти
моих детушек! Козлятушки мои, ребятушки! Ваша мама спешит на помощь! Держитесь!
(Убегает со сцены).

Действие пятое.
(на сцене появляются козлята и Волк)
Иван: Ох,
и устал я, давайте сядем, отдохнём!

Кузьма: А я тебе сколько раз говорил,- надо спортом заниматься, смотри,
как я могу (демонстрирует свои спортивные умения). А всё потому, что я в
спортзал хожу, гири тягаю, по утрам зарядку не пропускаю. А кто-то всё больше
полежать да книжку почитать, от того твои копыта и ослабли совсем.

Иван: Ничего
ты не понимаешь в науке! Что толку от твоей гири. Вот наука-это да! Можно
разные научные эксперименты проводить!

Маруся: Ну да, мы видим результат твоей работы, вот наглядный пример!
(Кивает на Волка).

Волк: Вы,
что забыли, куда мы идём? Хватит спорить, спасайте меня скорее!

Варя: Так,
ребята, прекращаем споры. Нужно определиться, куда идти дальше! Вы слышите? Что
это?

Волк: Сюда
кто-то идёт, носом чую!

Маруся: Я слышу своими музыкальными ушками, что сюда кто-то бежит, и, судя
по топоту, это слон!

Варя: Марусечка, ты чего, какой слон в нашем лесу, это скорее волк, хотя да,
он же уже с нами, этот не то Волк, не то Мороз!

Волк: Они
ещё и дразнятся!

(Выбегает Избушка на курьих ножках)
Кузьма: Это ещё что такое? Что за чудо-юдо лесное? Опять Ванька что-то
напутал со своей волшебной палочкой?!

Иван: Нет,
что ты, это не моя работа!

Маруся: Тогда что это такое?
Варя: На
наш домик похожа, но с ногами и почему-то бегает!

Волк: И
как-то подозрительно от этого чуда курицей пахнет! А мне бы не помешала
свеженькая курочка на обед, да ещё на праздничный!

Наконец, избушка на курьих ножках не выдерживает и возмущённо…
Избушка на курьих ножках: Это кто здесь курица!? Это ещё почему чудо — юдо?!
Глаза-то разуйте, гости незваные, сейчас как позову бабулечку-Ягулечку , она
вам покажет, как любимую избушечку на курьих ножечках оскорблять! Она вас
быстро в печь посадит!

Варя: Постой-постой,
уважаемая избушка! Мы вас не хотели оскорбить! Просто мы никогда не видели
бегающих избушек!

Маруся: Да, ещё и говорящих, таких умных избушек!
Кузьма: И с такими крепкими спортивными ногами! Сколько километров
бегаете? С каким результатом?

Волк (Разглядывая ноги): И почему-то нижняя часть этой избушки, беговая, мне очень напоминает
ножки бройлерного цыплёнка!

Иван: Послушайте,
уважаемая Избушка на курьих ножках, а не сможете ли вы нам помочь и показать
дорогу к дому Деда Мороза? Мы будем вам очень признательны!

Избушка на курьих ножках: Дорогу? Я бы с превеликим удовольствием. Но, я сама
тут много раз пробегала, да зверьё разное, следы-то Деда Мороза и поза топтали.
И я, думаю, без чьей — либо помощи нам не обойтись.

Маруся: Может, дядюшка Волк поможет? Он же, наверняка, хорошо в следах
разбирается?!

Варя: Вон
у него какой нос! У него супер обоняние! Сейчас нам дядюшка поможет!

Волк: Вы,
что забыли? Ваш братец меня заколдовал! И я теперь и не Волк, и не Дед Мороз, и
даже не Мама – коза! Я теперь ничего не чую!

Избушка на курьих ножках: Не чует он, а кто сказал, что от моих ног
бройлерным цыплёнком пахнет? А?!

Волк: Так
вот я и говорю: чуйка подвела, заколдованный я!

Кузьма: Так, умник, ты наверняка знаешь, кто нам поможет найти
следы Деда Мороза?

Иван: Кажется,
знаю,- это ребята!
Маруся (обращается
к ребятам из зала):
 Ребята, вы
нам поможете?

Проводят игру с детьми «Найди след Деда Мороза». Или «Там, на неведомых
дорожках следы невиданных зверей». Выбирают команды по 8 человек. Напр. 4 пары
следов: медведя, волка, копытца козлят, следы валенок совместить с
нарисованными следами. Чья команда быстрее.

Избушка на курьих ножках: Спасибо, ребята, что помогли отыскать нашим
козлятам следы Дедушки Мороза! А мне пора, Бабусечка-Ягусечка уже заждалась
меня! До встречи!

Волк: Идёмте
скорее! Вон следы деда Мороза, их хорошо видно в лесу!

Варя: Бежим
скорее!

Действие шестое.
Козлята уходят. Появляется Мама — коза.
Мама-коза: Ребята, вы моих козлятушек-ребятушек не видели? А, кто с ними был?
Волк? Он их в мешке нёс? Ух, я ему задам! Ух, получит он у меня рогами по
пяткам! А куда они побежали? Спасибо, друзья, поспешу за ними! Как бы чего не
вышло!

Коза уходит, вновь появляется компания козлят
с волком
.
Волк: Ну,
и где нам искать вашего Деда Мороза? Долго я буду в таком виде разгуливать по
лесу? А если меня стая увидит? Что они обо мне подумают? Меня же засмеют и
выгонят к волчьей бабушке!

Маруся: А, кто тебя просил шастать у нас под дверями?
Кузьма: И всё это потому, что у кого-то слишком большой любопытный нос!
Волк: И
всё это потому, что у кого-то слишком слабая дверь! Запираться надо! Маму бы
лучше слушались!

Варя: Хватит
ругаться! Делать-то что будем? Что нам наш мозговой центр предложит?

Иван:
Скорее всего, придётся опять прибегнуть к испытуемому аппарату!

Все: Ну,
давай уже скорее!

Иван: Палочка,
палочка, укажи нам дорогу Деду Морозу!

Гаснут софиты, раздаётся грохот, сверкает цветомузыка, появляется Емеля с
вёдрами и щукой, озирается по сторонам.

Маруся: Ванечка, что ты опять наделал? Кого ты сюда притащил? Своих
проблем выше крыши.

Варя: Мне кажется, — это не Дед Мороз!
Волк:
Слушай, козлик-недоучка, я, наверное, тебя уже съем! Кто это?

Емеля (озираясь
по сторонам)
: Где это я? А вы кто такие?

Кузьма: Мы-то? Козлы, а ты кто? Что за зверь невиданный?
Маруся: И кто это у вас в ведре? Что за странный козлик?
Емеля: Я-то? Я Емеля, а это моя Щука, и никакой не козлик! А, как я здесь
оказался? А вы кто такие?

Маруся: Я козочка Маруся. Скоро я стану известной певицей, потому что
очень люблю петь. Смотри, как у меня получается. (Поёт отрывок из песни
козлят «Ля-ля-ля..» из м/ф « Волк и семеро козлят на новый лад!», все
подпевают, танцуют, даже Волк.)

Варя: А
я старшая сестра Варвара, а это наши братья Кузя и Ваня.

Емеля: А это кто? Тоже ваш брат?
Кузя: Э,
нет, это дядюшка Волк.

Емеля (пугаясь):
Волк?! А, что это с ним?

Кузя: Не
бойтесь, пожалуйста, он не страшный. Наш брат Ваня считает себя изобретателем.
И вот он изобрёл… волшебную палочку! А, как она работает — толком не
знает. 

Маруся: Мы его попросили позвать к нам Деда Мороза на праздник, а он из
дядюшки Волка сделал какого-то…волчьего Мороза.

Волк: Горе-то
какое! Помогите мне, пожалуйста,- в таком виде стыдно на люди показаться!

Варя: Не
плачь, дядюшка Волк, мы всё равно тебя спасём!

Кузьма: И, как же мы это сделаем?
Иван:
Кажется, я знаю как. Это же Емеля из сказки «По щучьему велению». А сказка эта
волшебная, и в ней происходили чудеса. Послушайте, уважаемый Емеля, а вы не
могли бы попросить госпожу Щуку помочь нам? По щучьему велению по нашему
хотению пусть Волк-Мороз вновь станет Волком?!

Емеля: Давайте попробуем. По щучьему велению, по моему хотению превратись
в настоящего Волка! (Пробует ещё раз, но ничего не получается)

Маруся: Ваня, а почему у Емели ничего не получается?
Иван: Скорее
всего, потому что в нашей сказке щучье волшебство не действует.

Варя: Что нам делать, братцы?
(Раздаётся треск веток, стук копыт и на сцене
появляется Мама-коза)

Мама-коза: А, вот ты где, негодник, думаешь, переоделся и я тебя не узнаю? Не
найду на тебя управы? Я сейчас тебя забодаю! Как ты посмел моих детей
похитить?! Сейчас я тебя накажу.

Волк: Помогите!
Убивают! Хулиганы! Хотят меня забодать! Помогите! Сколько я натерпелся от этой
семейки!

Маруся: Мама, постой! Не надо дядюшку Волка губить!
Кузьма: Если наказывать, то надо нас.
Мама-коза: Это ещё почему?
Иван: Это
я виноват: сделал волшебную палочку, но ещё не научился ею работать. Мы хотели
сделать тебе подарок,- пригласить на праздник Дедушку Мороза, но у меня что-то
не сработало, и вот вместо Деда Мороза получился Волк-Мороз.

Мама-коза: И Емеля с щукой тоже ваша работа?
Все (кивают):
Наша.

Мама-коза: Да, что это такое, вас нельзя одних дома оставить,- что-нибудь да
натворите. Варя, ты же старшая сестра! Ну, ладно, давайте разбираться. Сначала
надо Емелю отправить в свою сказку. Но без помощи ребят нам не справиться.
Ребята, вы готовы нам помочь?

Проводят игру с залом. 1. «Пазлы», где две команды на скорость собирают
из отдельных пазлов картинки, на которых изображены фрагменты сказок «По
щучьему велению» и «Волк и семеро козлят». 2. «Выбери предмет». Цель: одной
команде выбрать из коробки предметы, относящиеся к сказке «По щучьему велению»,
второй — «Волк и семеро козлят».

Мама-коза: Ну, вот, ребята, все задания успешно выполнены, пора Емеле
отправляться в свою сказку.

Прощаются с Емелей.
Волк: Скорее
пойдёмте, нам тоже пора!

Вся компания отправляется в путь. В суматохе Иван теряет волшебную
палочку. Волк, заметив этот факт, дожидается, когда все уйдут, подхватывает её
и начинает активно ею размахивать, уговаривая палочку вернуть ему прежний вид.

Волк: Палочка-палочка! Я
 хочу вновь стать волком! А ещё…. (уходит,
тихонько разговаривая с волшебной палочкой)

Действие седьмое.

На сцене появляются козлята с мамой-козой, замыкает шествие
Волк, прячущий волшебную палочку.

Маруся: Ой, я уже устала, давайте посидим, отдохнём.
Варя: Я
тоже устала, уже копытца все болят!

Мама-коза: Давайте!
(Усаживаются)
Кузьма: А я не устал, сколько паз вам говорить, что спортом надо
заниматься! Вань, а ты что задумался?

Иван: Что-то
место какое-то странное. Мне кажется, что мы здесь уже были.

Все оглядываются по сторонам. Вбегает Избушка
на курьих ножках. 

Избушка на курьих ножках: А, это опять вы?! Вы моюБабусечку-Ягусечку не
видели? Где-то заблудилась, сердечная! Бегаю, бегаю по лесу да всё без толку!
Все ноги поободрала. Где же мне её искать теперь? Ребята, а вы не видели мою
старушку? Нет, ну ладно, побегу, поищу ещё.

Убегает избушка, появляются Миша и Маша,
герои мультфильма «Маша и Медведь»

Маша: Мишка,
Мишка! А кто это? Мишка, Мишка, а что это? Мишка, Мишка, погляди чего я нашла…
Мишка, Мишка! (Увидела героев сидящих на сцене и удивлённо их разглядывающих)
Упс! Мишка, а Мишка! А это кто? Эй, вы кто такие? Почему не знаю?

Маруся: Девочка, а ты кто такая?
Маша: Я-
Маша! А это мой друг Мишка! А мы идём, идём сами не знаем куда, вдруг смотрим,
а тут вы!

Кузьма: Ванька, признавайся, это твоя работа? Опять баловал с волшебной
палочкой?

Иван:
Нет, я ничего не делал. Ой, ребята, я кажется её потерял…

Варя:
Что ты сделал?

Маруся: Ваня, ты потерял волшебную палочку? Как ты мог?!
Мама-коза: Иван, это полнейшая безответственность!
Маша: Мишка,
Мишка, смотри, какой Волк странный! Кажется, он заболел. Его нужно срочно
полечить. А я такая скорая на помощь. Где мой медицинский халат? Сейчас будем
лечиться. (Вытаскивает огромную клизму и гигантского размера шприц)

Волк: Спасите, помогите! Я больше не буду! Это я украл волшебную палочку. Я
хотел превратиться в настоящего волка и вернуться домой!

Маша:
Кажется, уже вылечили.

Маруся: Ребята, вы забыли о главном, как нам найти Деда Мороза!
Кузьма: А во всём виноват этот умник!
Иван:
Простите меня, пожалуйста, я не хотел!

Маша: Ха!
И чего тут думать-то! Вы, что не знаете, как найти Деда Мороза? Эх, вы! Это
знают даже маленькие дети! И никакого волшебства тут не надо. Ребята, (обращается
к залу)
 как найти Дедушку Мороза? Конечно, его надо позвать. А, как мы
его позовём? Запоминайте стихи.

Новый год встречать пора!
Ждёт Мороза детвора!
Дед Мороз, приходи
И снегурку приводи!

( Кричат три раза)
Дед Мороз: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, зверята!
(Можно записать фонограмму)
За окном кружат снежинки, 
Пахнут в вазе мандаринки.
В центре елочка – краса!
Вся сверкает от огня! 
Не хватает лишь под нею
Вам подарков от меня. 
Шел к вам долго я, старался
Через лес я пробирался
И мешок тяжелый нес.
Кто Я, дети?

— А вот, и внученька моя, Снегурочка.
Заходит Снегурочка, поёт песню «Сказки
зимнего леса» или Песня Снегурочки «Зимняя сказка».

Снегурочка: 
Я в сугробе родилась,
Из-под снега поднялась,
Ледяного снегового молочка я напилась.
Белым снегом моюсь я,
На снегу постель моя,
На снежинках, на перинках кружевные все края.
Белой ручкой я махну,
Танцевать в лесу начну,
А устану — перестану и под елочкой засну.

Маша: Мишка,
Мишка, я тоже похожа на Снегурочку!? Только у меня нет такой красивой шубки.

(Вбегает Избушка на курьих ножках.)
Избушка на курьих ножках: А, что это вы тут делаете?
Маруся: Как, что. Как, что. Новый год встречаем!
Избушка на курьих ножках: А почему у вас ёлка не горит!?
Кузьма: А, как её зажечь-то?

Дед Мороз:А я вам помогу, ребятки!

Наша ёлка-зелёные иголки,
Золотые фонари.
Раз, два, три-
Ёлочка-гори!

По горам, по лесам
Шел я долго в гости к вам.
С зимними дарами,
С вьюгами, снегами,
С лыжами, салазками,
С песнями и плясками,
Чтобы здесь под Новый год
Встать под елкой в хоровод.
Все герои водят хороводы с детьми. 
Дед Мороз:
-Ох, устал, я посижу
На детишек погляжу
А костюмы- то, какие!
Все нарядные такие!
А порадовать меня
Не хотите ли друзья?
Вы стишок мне прочитайте
И подарок получайте!

(Выступление детей)
Дед Мороз:
-Коза спешит-торопится!
Гуляла по полям!
Теперь ей очень хочется
Приехать в гости к нам!
На целый год останется,
Нас будет охранять!
Козе нам очень хочется
Удачи пожелать!


Снегурочка: 
-Мы желаем всем вокруг
Крепкого здоровья!
В год Козы желаем пить
Молоко коровье!
Дед Мороз:
-Новый год опять пришел
К нам без опозданий!
Значит, время настает
Теплых пожеланий!

Снегурочка:
-Дорогой длинной, трудною,
Коза шагала к нам!
Козу мы песней дружною
Встречать желаем вам!
Примите поздравления!
Пусть в этот Новый год!
Удачи и везения
Коза вам принесет!
И с улыбкой от нее
Примем поздравленья.
С нею песни запоем,
Заведем веселье!

Снегурочка:
С Новым годом поздравляю
Счастья вам, добра желаю!
Снова к нам пришёл сегодня
Праздник ёлки и зимы.
Этот праздник новогодний
С нетерпеньем ждали вы?
Лесом частым, полем вьюжным
Зимний праздник к нам идёт.
Так давайте скажем дружно:
«Здравствуй, здравствуй Новый Год!

Дед Мороз:
Эх! Как жалко, детвора,
Уходить уж нам пора! 
Ждут ещё ведь нас детишки
И зайчата, белки, мишки.
Оставляем вас на год, маму с папой слушайтесь,
Не болейте, не деритесь, хорошенько кушайте!
Ровно, ровно через год мы придём к вам снова
А теперь желаем всем
Веселого Нового Года!

 Финальная Новогодняя песня.

Тема  урока: ЗАКОНЫ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ НА ПРИМЕРЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ “ГУСИ – ЛЕБЕДИ»

Цели урока:

— создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества;

— дать представление об историческом развитии жанра и о существовании разных вариантов сказки;

—   развивать речь, внимание, мышление, интерес к чтению сказок;

— воспитывать внимательное отношение к окружающим, уважение к старшим, полушание и развитие чувства товарищества, взаимопомощи.

З а д а ч и: содействовать формированию УУД:

личностных: способствовать полноценному   восприятию изучаемого материала, формировать первоначальные представления о нравственных понятиях, развивать основы для творческого воображения, положительное отношение к школе и учебной деятельности; воспитывать аккуратность.

регулятивных:  учить детей принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; дать возможность научиться в сотрудничестве с учителем,  классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

познавательных:  формировать умения понимать заданный вопрос, анализировать изученные факты языка с выделением их отличительных признаков,  осуществлять синтез, проводить  сравнение, классификацию, обобщать по заданному признаку; учить пользоваться алфавитом.

коммуникативных: учить работать парами и группами, допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости.

Оборудование: учебник «Литературное чтение  1 класс». Автор В.Ю. Свиридова; иллюстрации к народным сказкам; карточки со словами одобрения: « как хорошо уметь читать», « молодцы», « очень хорошо»; книги со сказкой в обработке А.Афанасьева, А.Н. Толстого, карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Все сумели мы собраться, за работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать, можем мы урок начать.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:

Что наш маленький народ в мир волшебный унесёт,

Полный смеха, света, краски! А зовется чудо… сказка!

— Итак мы отправляемся в сказку.

В путешествие пойдем, в страну сказок попадем,

Слушай, думай, наблюдай, сказку в  душу пропускай.

  1. Мини – викторина « Узнай сказку по иллюстрации» .

Каждая иллюстрация к сказке имеет свой номер. Я буду называть сказку, а вы на парту положите соответствующую цифру.

▪ «Колобок»

▪ «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

▪ «Волк и семеро козлят»

▪ «Гуси – лебеди»

▪ « По щучьему велению»

Проверяйте: 4, 1, 2, 3, 5

На какие две группы можно разделить все иллюстрации к сказкам ( сказки о животных и волшебные сказки)

Вы дома читали сказку «Гуси – лебеди». Как вы думаете, какая это сказка? (волшебная)

III. Работа над новым материалом.

Сегодня на уроке мы проведём расследование сказки «Гуси – лебеди». Для того, чтобы вести расследование, уважаемые коллеги, давайте сначала послушаем и почитаем эту сказку.

а. Вступительная беседа:

— Ребята, вы уже знаете эту сказку. Кто из вас хочет быть Сказочником и начать сказывать эту сказку?  Помогут вам соблюдать последовательность событий в сказке иллюстрации в учебнике на стр. 86

б. Рассказывание детьми начала сказки ( до момента « Никто девочке не показал дорогу»).

— А почему так получилось?

При чтении сказки обратите внимание на то, какой волшебный помощник встретится девочке на пути.

в.  Чтение детьми первого варианта сказки ( стр. 87) (цепочкой)

— Какой волшебный помощник встретился девочке на пути ? (Ежик)

— Есть и другое продолжение сказки.

г. Чтение второго варианта сказки детьми ( стр. 87 – 89).

— Какой вариант сказки вам больше понравился ? Почему?

— Кто же автор этой сказки ? ( автор — народ)

— Что значит автор- народ?

— Тогда . как вы думаете, откуда взялись два варианта сказки? Неужели народ сочинял ее два раза?

д. Обобщение сказанного.

Сказка, живя в  веках, передавалась «из уст в уста» по памяти от поколения  к поколению, постоянно изменяясь. Отличия появляются по разным причинам: от кого сказка была услышана, насколько талантлив был исполнитель, что запомнил, что опустил, чем дополнил свой текст.

Первый вариант сказки «Гуси – лебеди» был записан известным собирателем сказок А.Н. Афанасьевым. Второй появился после обработки народной сказки писателем Алексеем Толстым. ( показ книг)

IV. Физминутка.

Быстро встали, тихо сели,

Головами повертели,

Сладко – сладко потянулись

И друг другу улыбнулись,

Открываем сказочный замок,

Продолжаем наш урок.

Найдите, какой волшебный цвет встретился в сказке?

V. Вывод.

Цвет волшебного предмета ( яблока)  золотой или серебряный?

Подтвердите , что сказка «Гуси – лебеди» является волшебной сказкой.

( Дети получают в подарок по яблоку)

— Расскажите , с какими необыкновенными, волшебными персонажами вы встретились в этой сказке ( Баба- Яга, яблонька, гуси – лебеди, печка, речка)

— Кто и почему помог девочке с братцем убежать от Бабы – Яги? Кто были её добрые помощники в пути?

— Как вы думаете, какая сказка «Гуси – лебеди»: поучительная, героическая, юмористическая?

— Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.

VI.  Словарная работа.

— Какие слова в сказке вам показались непонятными?

  Учащиеся называют слова :  кликала, причитывала, ржаные и пшеничные, кудель, веретено, пряжа.

Я предлагаю «знайкам» объяснить их, помогаю в объяснении.

Как вы понимаете выражения :

«Сидит ни жива, ни мертва»  — очень испугалась, замерла от испуга.

« Зачем на глаза явилась?» — зачем пришла.

Подберите синонимы : «покуда» — пока,  «худо будет» — плохо, « мой батюшка» — отец.

VII. Выяснение основной мысли сказки.

 Беседа по вопросам:

— Почему с детьми случилась беда?

— Отчего случилась беда?

— Почему девочка не сразу нашла лебедей?

— Кто помог ей найти брата и вернуться домой?

— Любила ли девочка брата?

VIII. Обобщение.

— Была ли девочка послушной?

— Как вы думаете , какой урок получила девочка, разыскивая брата?

— Оставит ли она его без присмотра в следующий раз?

— Кого она будет вспоминать добрым словом?

 Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы. Вот и наше расследование подошло к концу, я вас всех благодарю. Но. Чтобы вернуться из сказки, надо ответить еще на один вопрос:

— Какие сказки вы знаете, где есть яблоки?

IХ. Итог урока.

    — Что вам понравилось на уроке, запомнилось и почему?

    — Что нового открыли для себя на уроке?

    — Что мешало работать, где было трудно?

    — Какой вывод сделали для себя из сказки ? ( Надо слушаться старших, быть скромным и вежливым, на добро отвечать добром)

Х. Рефлексия.

         В нашей сказке встретилась яблонька с ее наливными яблочками. Вот , и на нашем уроке выросла такая яблонька.  ( Открываю доску)  Но она, почему –то,  грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим. Наклеим на нее яблочки. У каждого из вас есть 3 яблока( красное, жёлтое, зелёное).

Если вы считаете, что урок прошёл для вас интересно, вы себя проявили,  хорошо работали, разобрались в особенностях сказки   — прикрепите красное яблоко.

Если не все пока удалось, есть какие – то проблемы , что- то не получается  — жёлтое.

Если вам было сложно разобраться, есть трудности  — зелёное, надо немного созреть.

ХI. Домашнее задание. ( творческое)  

        Дома расскажите эту сказку своим мамам, папам, бабушкам, дедушкам, братьям, сестрам. Постарайтесь рассказывать так, чтобы вашим слушателям было понятно, кто это говорит: девочка или мышка, Баба- яго или добрая печка. Завтра вы выразительно перескажете сказку по ролям. Кто- то захочет быть яблонькой, кто – то мышкой и т.д. Получится настоящее представление. Постарайтесь.

г. Ростова-на-Дону «Детский сад № 33»

Залуцкая И.А.

Пролежу так целый день.

Матушка

Ох,
Емеля посмотри, дома нет совсем воды

Не
ленись с печи вставай

Кушак
и лапти надевай

Да,
к реке скорей сходи

Да,
водицы принеси

ЕМЕЛЯ

Эх,
маманя, за водою не охота

Это
не моя работа

МАТУШКА

Напеку
я пирогов сдобных, да, румяных

Вот
и чай будет готов весь на травах пряных

ЕМЕЛЯ

Ух,
коли будут пироги

Так
и быть принесу воды с реки

Под
песню Несмеяны из мультфильма «Летучий корабль»

Русская
печка, дом и крылечко

Бодро
шагаю по берегу речки

Слева
лужайка, солнце искрится

Выпью
немного я чистой водицы

Выпью
немного я чистой водицы

Эх,
была не была (закидывает ведро в воду)

Вот
удача! Вот так да!

Будет
славная уха

Удержал-то
еле-еле

ЩУКА

Отпусти
меня, Емеля

Знай,
тебе я пригожусь

Коли
в речки окажусь

ЕМЕЛЯ

Ишь,
как ты разговорилась

На
уху б ты мне сгодилась

ЩУКА

Отпусти,
не пожалеешь

ЕМЕЛЯ

Ну
и что же ты умеешь? Чую ты меня обманешь.

Отпущу,
так в воду канешь. Ты мне тут не заливай

ЩУКА

Все,
что хочешь пожелай.

ЕМЕЛЯ

Вот
морочит чудесами… Я хочу, чтоб ведро вслед за мной само пошло.

ЩУКА

Чтоб
по твоему все стало, ты скажи как я сказала: Как по-щучьему веленью, да,
по-моему хотенью»

ЕМЕЛЯ

Ну,
ладно, плыви себе на волю

Гуляй
себе на просторе

Как
по – щучьему веленью, да, по-моему хотенью

Ступай
ведро домой само…

Вот
так чудеса… стоит только пожелать,

Можно
женихом царевны стать.

Воспитатель:

В
том же царстве государстве жил- был Царь-Горох, Ох

Все
бы было без изъяна, если не дочка Несмеяна

Не
тревожила б покой

Слезы
не лила рекой

ШУТ
(ПОЕТ ПЕСНЮ ВЫГЛЯДЫВАЯ ИЗ ДВЕРЕЙ ДВОРЦА)

Стало
с некоторых пор грустно в царстве

Не
смеются больше люди в государстве

И
унылая пора все затмила
Несмеяна слезы льет так уныло

А
раньше было весело, весело. Весело

Смеялся
я до вечера, вечера, вечера

И
Несмеяны звонки смех радовал он всех

НЕСМЕЯНА

кричит

Ох
и скучно в государстве

За
окном всегда ненастье

Буду
плакать, буду ныть вам меня не остановить

ЦАРЬ

Доченька,
ну. хочешь мороженного

НЕСМЕЯНА

Не
хочу я говорить. Не хочу я слушать

Целый
день я буду ныть никого не слушать.

А-а-а-а

ЦАРЬ

Ну,
хочешь пироженного

НЕСМЕЯНА

НЕ
хочу!

Почему
я все кричу, вам какое дело

Ничего
я не хочу, все мне надоело. У-у у у у

ЦАРЬ

Что
же делать вот беда! Валерьянки мне сюда

Ох,
я бедный царь горох, ох, ох, ох!

ШУТ

Не
печалься царь горох у тебя ведь шут неплох!

Ты
издай такой указ:

Кто
рассмешит царевну в раз, тот полцарства получит

ЦАРЬ

У
меня случилась, дочь смеяться разучилась

День
за днем она грустит и ни с кем не говорит

Потому
я сей же час царский издаю указ

Пусть
весть летит во все концы, иначе не сносить вам головы

Я
могущественный царь, государства государь

Свою
волю объявляю и всем вам повелеваю

Во
дворец Собрать танцоров

Шутников,
шутов, жанглеров

Царевну
чтоб развеселить

Про
тоску и грусть забыть

ЕМЕЛЯ
(В ЛЕСУ)

Нет
мне преграды, точно я знаю

Смело
по лесу теперь я шагаю

Все
мне под силу любое желанье

Вот
оно счастье – щуки преданье

Как
по-щучьему веленью, да, по-моему хотенью

Ты,
топор, мой не ленись, да, на славу потрудись

А
я отдохну немного . (Емеля спит ( стучит топор)

ЕМЕЛЯ

Ох,
вот вязанка дров готова, ну пора теперь до дома

Воспитатель

Что-то
видно здесь не так знать Емеля – не дурак.

Побегу
скорей к царю

Да,
всю правду доложу

Облетела
весть весь свет

От
женихов отбоя нет

Что
не день то просто чудо, а королю совсем уж худо

От
царевниных от слез наводненье началось

НЕСМЕЯНА

А-а-а!
где смеятся не пойму, у тоски я вся в плену

ЦАРЬ

Дочка,
не неси горячку, говори скорей, кто дальше

ШУТ

Султан
по имени Фарух

СУЛТАН

Я
султан по имени Фарух. У меня музыкальныйслух

Люблю
я петь и танцевать, стихи о звездах сочинять (хлопает в ладоши и появляются
восточные красавицы)

ЦАРЬ

Ну
как ты доченька моя? Развеселили мы тебя?

НЕСМЕЯНА

Ничего
я не хочу

ЦАРЬ

Ой,
какой чудесный танец, спасибо вам мои друзья, но все же как вы не старались

Не
веселится дочь моя

ШУТ
(ОБЪЯВЛЯЕТ)

Великий
маг и чародей

МАГ
(ПОКАЗЫВАЕТ ФОКУСЫ)

Я-
великий маг и чародей

Совершаю
чудеса я палочкой своей (флокус)

МАГ

Съешь
скорее витаминку-витаминку-рассмешинку

НЕСМЕЯНА

Ну,
и кислая она, фу какая ерунда ААА

ЦАРЬ

Прошу
вас больше не трудиться, Несмеяна все равно не веселится

Воспитатель

Царь
наш батюшка, помилуй! Есть Емеля – молодец!

Все
дела ему под силу! Вот какой он удалец!

ЦАРЬ

Ой,
не верю, чтоб Емеля мог царевну рассмешить

Нужно
нам сейчас обдумать как нам лучше поступить

ЦАРЬ

А
ты кто такой такой озорной

ЕМЕЛЯ
ВЪЕЗЖАЕТ НА ПЕЧИ И ПОЕТ ЧАСТУШКИ

А
ваш будущий зять пришел пол царства получать

Ох,
лежу я на печи, поедаю калачи

Рассмешу
я Несмеяну, все под силу Емельяну

К
Несмеяне сто пудово я приехал с далека

А
полцарства мне готово? Ведь жених я хот куда!

Царь
наш батюшка, помилуй

Милее
нет ее на свете

ЦАРЬ

Так
будьте счастливы вы дети

Так
дайте ж руки мне сюда

И
не ссорьтесь никогда

Воспитатель

Это
всего лишь сказка, милые друзья

На
щуку вам надеяться нельзя

Чтобы
веселее было жить,

не
нужно горьких слез вам лить

Чтобы
в жизни чего-то добиться

Вам,
ребята, нужно честно трудиться

ВСЕ
ПЕРЧОСАЖИ ПОЮТ ПЕСНЮ

Сказка
ложь, да, в ней намек всегда

Обо
всем на свете

Рядышком
есть радость и беда

В
сказке все мы дети

сказка
не кончается

Ты
отбрось сомненья

В
сказке вс е сбывается, друзья,

В
ней всегда ве-зе-ние!

Главный герой сказки — Емеля — вобрал в себя как негативные, так и положительные качества обычного русского парня своего времени.

Неизвестный автор

Некоторые сказки появляются сами по себе, другие придумывают писатели. Как появилась история под названием «По щучьему велению»? Сказка, автор которой до сих пор не известен, является продуктом народного творчества. Она имела несколько вариаций и в разных регионах рассказывалась неодинаково.

Русский этнограф Афанасьев, по примеру Братьев Гримм или Шарля Перро, решил организовать вояж по стране и собрать разрозненные легенды в один объемный труд, так сказать, систематизировать народное достояние. Он несколько изменил название истории и обобщил отдельные элементы, отличавшиеся в зависимости от региона. Благодаря этому сказка «Емеля и щука» приобрела популярность.

сказка емеля и щука

Следующим, кто взялся кроить знакомый сюжет, стал Алексей Толстой. Он добавил в народный эпос литературную красоту и вернул произведению старое название «По щучьему велению». Сказка, автор которой постарался сделать ее более интересной для детей, быстро разлетелась по Москве и Петербургу, а местные театры даже добавили в свой репертуар новый спектакль.

Главные персонажи

Главным персонажем этой легенды выступает некий не слишком расторопный молодой парень Емеля. В нем собраны те негативные качества, которые не дают ему вести хорошую жизнь:

  • лень;

  • корысть;

  • легкомыслие;

  • безразличность.

Тем не менее, когда он проявляет свой ум и доброту, ему попадается настоящая удача – щука из проруби.

Вторым персонажем, буквально антиподом Емели, является щука. Она умна и справедлива. Рыба призвана помочь молодому человеку в его личном становлении, направить его помыслы в нужное русло. Как и полагается в таких ситуациях, Емеля и щука стали друзьями.

Третий герой выступает в образе злодея. Царь – занятой человек, руководящий многомилионным государством, которого Емеля вынуждает своими выходками снизойти до простолюдина. Сказка «Про Емелю и щуку» наделила его завистливым характером.

по щучьему велению сказка

Царская дочь – приз для главного героя за то, что он становится на путь исправления.

История

Сказка «Емеля и щука» начинается со знакомства с главным героем. Он настолько несмышлёный и крайне ленивый, что все порученное ему приходится переделывать другим людям.

Невестки Емели допрашивались у него помощи долгими уговорами. Тем не менее как только ему кто-то пообещает вознаграждение за то, что он делает, сразу примется за работу с двойной силой.

И вдруг в один прекрасный день Емеля достает из проруби волшебную щуку. Та предлагает ему свою службу в обмен на жизнь. Парень тут же соглашается.

Волшебная помощь

После того как щука становится его волшебным подчиненным, Емеле живется еще лучше, чем прежде. Теперь ему даже совсем несложных поручений выполнять не приходится.

Магические силы рубят дрова, ходят по воду и даже избивают его неприятелей. Емеля остается очень доволен тем, что происходит. Он так обленился, что и с печи вставать не хочет. Щука помогает ему и в этом, превращая печь в первый прототип механического средства передвижения.

Во время таких прогулок верхом на ней Емеля может задавить несколько крестьян, которые попадутся по дороге. Себя он оправдывает тем, что люди сами прыгнули под его печку.

сказка про емелю и щуку

Похоже, что в содеянном он ни капли не раскаивается. Сказка «Про Емелю и щуку» содержит в себе скрытую мораль.

Царь и Емеля

Услыхав про невиданное чудо, самоходную печку, да еще и про крутой нрав ее хозяина, царь решает вызвать Емелю к себе.

С неохотой «герой» является, чтобы посмотреть на хоромы господские. Но эта поездка меняет всю жизнь парня.

В царском дворце он встречается с королевной. Та поначалу тоже кажется достаточно своенравной и облененной. Но Емеля решает, что ему пора остепениться, и хочет позвать ее в жены.

Господская дочка сначала не соглашается. Сам монарх выступает против такого союза, питая надежды на то, что его дочь выйдет замуж только за знатного человека или зарубежного царя.

Емеля просит щуку, чтобы та заколдовала непослушную королевну. В итоге молодой человек добивается своего. Девушка дает согласие. Они женятся.

Разгневанный царь запирает навечно влюбленную пару в бочке и бросает их в море. Емеля просит щуку спасти их. Та делает так, чтобы бочку прибыло к берегу, они выбираются из нее.

Парень просит щуку построить себе огромный дворец, а самого превратить в писаного красавца. Волшебная рыба исполняет желание.

Счастливые молодожены живут припеваючи, пока к ним не заявляется разозленный царь. Его дворец гораздо меньше, чем у Емели. Главный герой милостиво прощает государю все прошлое. Он приглашает его пообедать у них. Во время банкета Емеля признается ему, кто он на самом деле. Царь остается пораженным ловкостью и умом молодого человека. Теперь он понимает, что именно такой парень и должен был жениться на его дочери.

 по щучьему велению сказка автор

«По щучьему велению» — сказка добрая и поучительная. Ее конец не оставляет конкретного руководства к действию. Наоборот, каждый должен сам подумать и решить для себя, что в жизни правильно, а чего делать не стоит.

“По щучьему велению” (русская сказка): анализ

Эта история чем-то напоминает мечту славянских народов с помощью волшебных сил получить все желаемое, не сильно при этом напрягаясь.

В то же время поймать щуку Емеля сумел только самостоятельно, когда таки принялся делать хоть что-то и на совесть.

Законченный лодырь на глазах у читателей эволюционирует до трудолюбивого, порядочного человека. Получив достаточную мотивацию в виде любви к принцессе, он забывает о желании оставаться лентяем, жить только в свое удовольствие и принимается за дело.

Если щука и не производит на него большого впечатления, он изначально принимает ее как должное, то первый отказ девушки пробуждает в нем чувства.

В тот момент, когда Емеля на печке начинает давить прохожих, по мнению многих исследователей сказки, у парня проявляются царские черты. После этого инцидента даже монарх обратил на него свое внимание.

Возможно, что наши предки, которые создали сказку, видели в последнем внешнем преображении Емели и внутренние изменения к лучшему.

Когда он стал красивее, то сумел простить и понять царя, сделался добрее и внимательнее к другим. Люди с видимыми отличительными знаками на лице обычно считались плохими или даже знакомыми с нечистой силой.

емеля и щука сказка автор

Пока Емеля выглядел как обычный, не слишком приятный парень, он и не мог стать царем. С обретением внутренней красоты все сразу же изменилось.

Традиционные русские сказки всегда заканчивались обнадеживающе. Скорее всего, крестьяне того времени именно так представляли себе самый счастливый день.

«По щучьему веленью»

Коронной фразой всей сказки является «По щучьему веленью, по моему хотенью». Это своеобразное заклинание, которое вызывает волшебную щуку. Произнося данные слова, Емеля получает все, что хочет. «По щучьему велению», то есть просто так. Без того, чтобы приложить к этому какие-либо усилия. Несмотря на то что сказка называется «Емеля и Щука», в народе она была переименована в честь этих волшебных слов.

Если вчитаться в смысл этой фразы, получается, что все же повелевает именно волшебная рыба, в плавниках которой и заключена реальная власть.

емеля и щука

Щука учит парня этому тайному заклинанию. И как только оно звучит, магия начинает действовать, где бы ни был Емеля. Хоть на печи, хоть под водой. В бочке его спасает фраза «по щучьему веленью». Сказка проводит ее главной нитью.

Эти слова сразу же стали пословицей в народе. Они означают попытку сделать что-то не своими руками, а за чужой, чаще всего магический, счет.

Сказка в поп-культуре

Когда историю впервые напечатали большим тиражом и ее смогли прочитать многие, она тут же стала популярной.

Сказка «Емеля и щука» даже стала основой для одноименного фильма. Детскую кинокартину сняли в 1938 году. За режиссуру отвечал знаменитый на то время Александр Роу. Отдельные элементы сценария были взяты из пьесы Елизаветы Тараховской «Емеля и щука». Сказка в ее интерпретации была адаптирована к современным реалиям, но мораль осталась той же.

Режиссер Иванов-Вано снял мультфильм по тому же вымыслу в 1957 году. А еще раз пьесу Тараховской взяли в 1970, на новую экранизацию Владимира Пекаря.

по щучьему велению русская сказка

Третий мультфильм создал Валерий Фомин, уже в 1984 году.

Сказка «Емеля и щука» была увековечена на марках ГДР в 1973 году. Каждый из шести штемпелей изображает один из сюжетов были.

Популярными стали и сами упоминания Емели. Главный герой сказания начал ассоциироваться с ленивым человеком, стремящимся получить богатство, ничего не делая при этом.

«Емеля и щука» — сказка, автор которой не известен, никак не пожелал себя увековечить и остаться в пямяти потомков, не стремившийся к славе, богатству, известности. Тем не менее его образ как нельзя лучше демонстрирует, каким должен быть хороший человек.

  • По щучьему велению сказка короткая версия
  • По щучьему велению сказка автор сказки википедия
  • По щучьему велению сказка авторская или народная
  • По щучьему велению сказка диафильм
  • По щучьему велению кто написал эту сказку