По семейному или по семейному как пишется

В резюме соискатель демонстрирует потенциальному работодателю свои деловые качества. рассказывает об опыте, навыках, профессиональных достижениях. личная информация указывается лишь в

В резюме соискатель демонстрирует потенциальному работодателю свои деловые качества. Рассказывает об опыте, навыках, профессиональных достижениях. Личная информация указывается лишь в том случае, если она напрямую связана со способностью кандидата выполнять должностные обязанности. В этом контексте стоит рассматривать и семейное положение в резюме.

С юридической точки зрения, кандидат не обязан указывать никакую информацию, не относящуюся к деловым качествам. Статья 64 ТК РФ прямо запрещает дискриминацию по семейному положению, беременности или наличию детей при трудоустройстве на работу. Но это в теории. На практике же закон можно применить к пунктам трудового договора, но не к рассмотрению работодателем резюме.

Ответ на вопрос, указывать ли семейное положение в резюме и как это лучше сделать, зависит от пола соискателя и от конкретной вакансии. Если речь идёт о работе, связанной с постоянными командировками, работодатель с большой степенью вероятности предпочтёт холостого молодого человека, не обременённого семейными обязательствами. То же самое касается и ситуации с необходимостью переезда в другой город или регион. Например, если нужен сотрудник для филиала.

Большая счастливая семья

У семейных работников свои преимущества. Многие работодатели считают, что обязательства перед близкими, которые накладывает официальный брак, заставляют женатых и замужних сотрудников ответственней относиться к выполнению должностных обязанностей. Семейные люди больше дорожат рабочим местом, готовы много и упорно трудиться, чтобы прокормить семью. С другой стороны, такого работника сложней заставить работать в праздники и выходные дни, поскольку ему нужно уделять внимание и своим близким, а не только офису.

На вопрос, как писать семейное положение в резюме, есть только один ответ — официальными терминами. Гражданский брак, с точки зрения российского законодательства, не представляет собой официально оформленные семейные отношения. Никакого юридического статуса нет и у понятия помолвка. Поэтому не нужно упоминать ни того ни другого, а также не следует писать «нахожусь в отношениях». Эти моменты вашей биографии работодателя не касаются.

Можно указывать статусы «вдовец» («вдова»), «нахожусь в процессе развода» или «разведён» («разведена»), однако это не всегда уместно. Попытайтесь взглянуть на ситуацию с точки зрения работодателя. Попробуйте оценить информацию в контексте выполнения должностных обязанностей на желаемой должности. Как будет воспринят статус «нахожусь в процессе развода»? Не помешают ли личные дела сотрудника работе? Учтите, что такие подробности в резюме можно и не писать. Работодателя они не касаются.

Обратите внимание! Хотя термины «разведён» или «разведена» часто встречаются в резюме, во многих словарях они относятся к разговорной речи. Лучше обойтись более официальными формулировками и указать наличие или отсутствие брака, не вдаваясь в подробности.

Не находящиеся в официально оформленных отношениях мужчины пишут «холост» либо «не женат». Первый вариант больше подходит для молодых людей до тридцати лет. Второй — для мужчин старше тридцати. Если вы вдовец или разведены, не нужно отражать это в анкете, достаточно указанных выше формулировок. Варианты:

  1. Холост. Детей нет.
  2. Женат. Ребёнок, 15 лет.

Семейное положение женщины описывается двумя терминами — «замужем» или «не замужем». Понятия «холостая девушка» не существует. Варианты:

  1. Замужем. Дети 12 и 16 лет.
  2. Не замужем. Детей нет.
  3. Замужем. Ребёнок, 4 года. При необходимости остаётся у родственников.

Информация о детях к деловым качествам не относится, указывать её необязательно. Однако, если в резюме эти данные никак отражены не будут, на собеседовании рекрутер с большой степенью вероятности поинтересуется наличием детей, особенно маленьких.

Семья проводит время вместе

С одной стороны, семейный мужчина выглядит для работодателя привлекательно. Он заинтересован в стабильном обеспечении своих близких, а значит с большой степенью вероятности расположен хорошо работать на одном месте, чтобы хорошо зарабатывать и кормить семью.

С другой стороны, если его жена не работает и есть дети до трёх лет, в случае необходимости его не получится уволить по сокращению штата. Потенциальная проблема для работодателя прописана в статье 261 Трудового кодекса. Поэтому мужчине нежелательно писать о малышах до трёх лет. Лучше указать, что дети есть, но не конкретизировать. Запись в резюме может выглядеть так: «Женат, дети есть».

Ещё настороженней относятся к женщинам. С точки зрения работодателя, женщина без детей или с одним ребёнком может в любой момент уйти в декрет. А если детей больше, то больше и вероятность, что они будут отвлекать от работы. Маленький ребёнок может заболеть, ему постоянно нужно внимание. А вам нужно убедить работодателя, что дети не станут помехой выполнению вами своих должностных обязанностей.

Если мужчина может позволить себе ограничиться короткой формулировкой «есть дети» или «детей нет», а то и вовсе их не упоминать, то женщине лучше сразу дать понять, что сын или дочь не будут отвлекать вас от работы. Выглядеть это может так:

  • Замужем. Есть дети, 13 и 14 лет, воспитывает супруг.
  • Не замужем. Ребёнок, 3 года. При необходимости остаётся у родственников.
  • Замужем. Есть самостоятельный сын.
  • Не замужем. Есть взрослая дочь.

Обратите внимание! Указывать наличие или отсутствие детей — ваше личное дело. Однако учтите, что этот вопрос может всплыть на собеседовании, а также при составлении трудового договора (в связи с возможными вычетами по НДФЛ за несовершеннолетних детей).

Большинство экспертов советует использовать официальную терминологию и не вдаваться в детали касаемо семейного положения в резюме, если этого не требует работодатель. Не стоит акцентировать внимание на гражданском браке, отношениях, помолвках. О детях нужно упоминать только в том случае, если это поможет убедить работодателя, что они не станут помехой для выполнения вами должностных обязанностей.

Участники: Алексей, 9 лет; кандидат в приемные родители, специалисты Центра по семейному устройству.

Описание кейса:

На основании направления отдела опеки и попечительства в январе 2020 год в Центр для знакомства с воспитанником Алексеем, 2011 г.р., обратилась кандидат в приемные родители Елена, 1965 г.р., проживающая в Новосибирской области.

Елена разведена, имеет троих кровных совершеннолетних детей, которые проживают самостоятельно. Елена с 2019 года воспитывает приемного ребенка Свету, 2013 г. р. Света,  проживала с 2017 года в интернатном учреждении,  девочка имеет легкую степень умственной отсталости, эмоциональные и поведенческие расстройства.

За период проживания Светы (1 года 3 месяца) в семье, выявлены значительные продвижения во всех сферах развития ребенка. Улучшилось физическое развитие (прибавила в росте), речевое произношение, стабилизируется эмоциональная сфера (понимает эмоции других людей и старается понять свой эмоциональный мир), самоконтроль. Дарья очень чувствительна к похвале, вниманию взрослого, постоянно ищет общения с приемным родителем, девочка нуждается в постоянной психологической поддержке.

Задача специалистов учреждения была определить возможности и ресурсы кандидата для  принятия и воспитания Алексея.

Специалисты попросили кандидата предоставить информацию о прохождении ШПР, психолого-педагогическое заключение, справку о динамики семейных отношений от специалистов, которые сопровождали данную семью.

Знакомство кандидата и Алексей было постепенным, было 7 встреч, специалисты Центра беседовали с Еленой, задавали вопросы для определения ресурсов.

Со слов кандидата, ведущим мотивом принятия Алексея в семью является желание Елены помочь ребенку, предоставить ему возможность жить и воспитываться в семье.

Характеристика от специалистов Центра: Алексей активный, эмоционально неустойчивый, не соблюдает субординацию, ведомый, склонен к асоциальному поведению. К мальчику регулярно приходит кровная бабушка. В связи с отсутствием у нее личностных ресурсов, ей не дают разрешение на осуществление опеки в отношении внука. Возможно устройство ребенка в замещающую семью при условии поддержания контакта с бабушкой.

Выявленные ресурсы семьи кандидата:

— наличие у кандидата опыта воспитания кровных детей, стажа работы воспитателем в детском учреждении;

— активная жизненная позиция Елены, ее целеустремленность, сотрудничество со специалистами;

— обязанности внутри семьи распределены, в семье соблюдается дисциплина и поддерживается порядок;

— учет потребности детей поддерживать отношения с их кровным окружением;

— помощь со стороны близких родственников в воспитании приемных детей.

Выявленные риски:

— большая разница в возрасте приемного родителя и детей;

— депривация, невротические симптомы, склонность к агрессивному и сексуализированному поведению у Алексея;

— травматический опыт у Алексея: в прошлом сексуальное развращение взрослыми, в настоящем времени — стремление развращать младших по возрасту детей. В семье проживает семилетняя Света, которая тоже имеет поведенческие и эмоциональные расстройства;

— вхождение Алексея в подростковый возраст, его неорганизованное импульсивное поведение, склонность к воровству;

— недооценивание кандидатом возможных рисков в детской подсистеме, нагрузки на семейную систему в целом.

Специалисты дают заключение, что семье Елены не рекомендуется принимать Алексея в свою семью.

Кандидат настроена на принятие Алексея в семью, не согласна с решением специалистов учреждения.

В марте был проведен консилиум ООиП со специалистами разных ведомств, было принято решение об отказе передачи ребенка в данную семью.

Выделение проблемы: отсутствие алгоритма знакомства кандидатов с детьми, поспешное принятие решения о принятии ребенка самим кандидатом без учета своих возможностей.

Большое количество возвратов детей из приемных семей происходит по причине передачи детей изначально в не ресурсные семьи. Много ошибок допускаются специалистами учреждений, которые не учитывают потребности семейного устройства конкретного ребенка и ресурсов, пришедших к нему кандидатов в принимающие родители, области риска семьи.

Пути решения:

  1. В учреждениях необходимо разработать систему оценки «Ресурсы и факторы риска кандидатов в принимающие родители», которая позволит работать специалистам в едином понятийном поле.
  2. В индивидуальном плане развития и жизнеустройства ребенка должна содержаться информация об особенностях его семейного устройства и необходимых ресурсах потенциальных родителей, способствующих развитию ребенка.
  3. Для специалистов ООиП должна направляться выписка из индивидуального плана развития и жизнеустройства ребенка об особенностях его семейного устройства и необходимых ресурсах потенциальных родителей, способствующих развитию ребенка. Данная информация должна учитываться ими при выдаче кандидатам направления на ребенка.
  4. В интернатном учреждение необходимо разработать алгоритм знакомства и организовывать индивидуальное сопровождение кандидатов и ребенка на этапе их знакомства:
  • ознакомление кандидатов с реальной и достоверной информацией о ребенке (социальный педагог, врач-педиатр, психолог, воспитатель);
  • предварительная подготовка к первой встрече кандидатов и ребенка, выдача рекомендаций специалистов потенциальным родителям;
  • организация сотрудниками учреждения постепенного сближения кандидатов и ребенка;
  • проведение по запросу кандидатов необходимых консультаций специалистов (социальный педагог, врач-педиатр, психолог, воспитатель);
  • проведение специалистами учреждения беседы с кандидатами и наблюдение за взаимодействием «родитель-ребенок»;
  • организация повторных встреч кандидатов и ребенка, определение специалистами социально-педагогических условий для их эффективного взаимодействия.
  1. Проведение специалистами учреждения консилиума (возможно со специалистами ООиП), на котором определяются ресурсы кандидатов и факторы риска передачи ребенка в данную семью и решение о целесообразности «гостевого режима». По результатам консилиума делаются выводы о дальнейшем пути знакомства: необходимы повторные встречи ребенка и кандидатов, «гостевой режим», и пишутся рекомендации для кандидатов. После консилиума может быть принято решение об отсутствие ресурсов у кандидатов для воспитания ребенка.
  2. В случае передачи ребенка на «гостевой режим» осуществляется выезд специалистами учреждения для определения жилищно-бытовых, социально-педагогических и психологических условий для воспитания и развития ребенка.
  3. Консультация специалистов учреждения (психолога) с кандидатами об их родительских ожиданиях, об особенностях развития ребенка, коррекции «трудного» поведения, необходимых профессиональных компетенциях.
  4. Психологическая работа с ребенком (особенно если ему больше 10 лет) с его ожиданиями от проживания в семье, страхами и опасениями.
  5. При наличии/отсутствие благоприятных условий для ребенка в потенциальной семье специалистами учреждения пишется согласие/ несогласие на его семейное устройство.
  6. При отрицательном решении передачи ребенка в семью осуществляется подбор иных кандидатов для ребенка.

При положительном решении передачи ребенка в семью осуществляется организация психолого-педагогического сопровождения приемной семьи.

Примерный Алгоритм действий специалистов организаций

Организация должна установить график приема кандидатов в замещающие родители с учетом режима дня организации. При этом должна быть предоставлена ежедневная возможность посещения организации кандидатами в замещающие родители, включая выходные и праздничные дни. В будние дни должна быть организована возможность посещения в вечернее время. Данный график приема должен быть утвержден руководителем организации и размешен на информационном стенде либо ином доступном для ознакомления месте. Так же необходимо обеспечение информирования о графике приема кандидатов в замещающие родители посредством электронных ресурсов.

При обращении кандидатов в замещающие родители в организацию специалистам организации необходимо:

— ознакомиться с направлением на знакомство с ребенком и заключением о возможности быть замещающим родителем;

— назначить тьютора для сопровождения процесса знакомства, осуществления помощи и поддержки кандидата в замещающие родители и ребенка;

— проинформировать кандидата в замещающие родители об особенностях ребенка, в том числе с индивидуальным планом развития и жизнеустройства;

— проинформировать кандидата о процедуре знакомства с ребенком/ ознакомить с Положением о передаче ребенка на воспитание в семью, утвержденном в организации (Приложение 3);

— провести (при необходимости) консультации с медицинским работником, педагогом-психологом, социальным педагогом, воспитателем, учителем-логопедом, учителем-дефектологом;

— убедиться, что кандидат в замещающие родители получил всю интересующую его информацию, и у него не осталось вопросов;

— проинформировать воспитанника о желании с ним познакомиться, предоставить информацию о кандидате в замещающие родители. Предоставляемая информация должна соответствовать возрасту ребенка;

— убедиться, что информация для ребенка понятна и доступна. Постараться снизить уровень тревожности.

— организовать, по возможности, заочное знакомство ребёнка и кандидата в замещающие родители, при котором кандидат сможет понаблюдать за ребёнком со стороны (в процессе игры, прогулки и т.д.)

 — организовать знакомство кандидата в замещающие родители и ребенка. При этом обеспечить комфортные условия для посещения ребенка (помещение, игрушки и вспомогательный материал (игры, канцелярия и т.д.) согласно возрасту);

— отслеживать прохождение необходимых этапов знакомства кандидатом в замещающие родители (индивидуально для каждого ребенка согласно ИПР);

— выдать согласие/несогласие о передаче ребенка на воспитание в семью (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Примерный Алгоритм временной передачи ребенка в семью

Организация временной передачи ребенка в семью осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации», для детей от 10 лет.

При временной передаче ребенка в семью кандидата в замещающие родители необходимо соблюдать следующие положения:

— осуществление временной передачи ребенка возможно только после соблюдения последовательного знакомства ребенка и кандидатов в замещающие родители;

— информирование кандидата в замещающие родители о возможности предоставления продуктов питания для ребенка на время его нахождения в семье согласно утвержденным нормам;

— осуществление контроля за передачей ребенка кандидату в замещающие родители (сбор личных и значимых вещей ребенка, оформление необходимой документации);

— ознакомление кандидатов в замещающие родители с особенностями поведения ребенка при временной передаче в семью (если у ребенка ранее был опыт проживания в замещающей семье на временной основе);

— ознакомление ребенка с особенностями семьи кандидата в замещающие родители (состав семьи, условия проживания, территориальное расположение, правила и нормы семейной системы);

Мониторинг нахождения ребенка семье кандидата в замещающие родители осуществляет организация совместно с органом опеки и попечительства (посредством телефонной связи не реже одного раза в день, при необходимости осуществляются совместные выезды в семью).

Сбор и анализ обратной связи временной передачи ребенка в семью от всех участников (ребенок, члены семьи кандидата в замещающие родители, проживающие на одной территории с ним).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

*Форма Согласие/несогласие о передаче ребенка на воспитание в семью

На основании направления отдела опеки и попечительства администрации_______________________________________________________________________________от__________202_ года №__________________

для знакомства с воспитанником(цей)_________________________________

__________________________________________, _____________ г.р., обратилась(ись) кандидат(ы) в замещающие родители ___________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________, проживающая(ие) по адресу:_________________________________________

__________________________________________________________________

Форма устройства ребенка в семью кандидата(ов)_______________________

Когда (месяц, год) и в какой организации кандидат(ы) проходили обучение в ШПР______________________________________________________________

Дата первичного посещения кандидатом(ми) организации_________________

Дата  первой встречи с ребенком кандидата(тов) в замещающие родители__________________________________

Назначенный тьютор для сопровождения процесса знакомства кандидата в замещающие родители и ребенка______________________________________

__________________________________________________________________

Количество встреч кандидата(тов) с ребенком___________________________

Соответствуют ли обозначенные в ИПР требования к кандидату в замещающие родители (замещающей семье) для конкретного ребенка: ДА/НЕТ (подчеркнуть)

Особенности взаимодействия кандидата(ов) с ребенком___________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Согласен ли ребенка, достигших 10 лет, проживать в данной семье кандидата(ов): ДА/НЕТ (подчеркнуть)

Отношение ребенка к встречам, желание ребенка проживать в семье кандидата(ов)______________________________________________________

__________________________________________________________________

Временная передача ребенка в семью: ДА/НЕТ (подчеркнуть), время пребывания ребенка в семье кандидата(тов)____________________________,

особенности пребывания_____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Выявленные ресурсы семьи кандидата(тов) в замещающие родители________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выявленные риски и противопоказания передачи ребенка в семью кандидата(ов) в замещающие родители_________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Решение кандидата(ов) о принятие ребенка в семью_____________________

__________________________________________________________________

Решение организации: согласие/несогласие передачи ребенка на воспитание в семью кандидата(ов)_______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации специалистов кандидату(там) в замещающие родители_______

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

*для организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.

Нормы трудового законодательства регулируют правоотношения между работниками и работодателем, в том числе вопрос отпуска по семейным обстоятельствам. У каждого может возникнуть ситуация, когда необходимо освобождение от работы для решения семейных проблем. В этом случае сотрудник может просить о предоставлении периода отдыха.

Как взять?

Отпуск за свой счет по семейным обстоятельствам регламентирован ст. 128 ТК РФ. Для его получения необходимы уважительные причины.

Работодатель может отказать работнику, если его уход в этот период невыгоден, или компания сочла причины не уважительными. Неоплачиваемый период отдыха работодатель обязан предоставлять следующим категориям работников:

  • студенты;
  • государственные и муниципальные служащие;
  • ветераны.

На работе

Основание для ухода — заявление от сотрудника, после получения которого руководитель:

  • дает согласие или выражает несогласие на предоставление внеочередного периода отдыха;
  • в личной беседе с работником согласует срок и время ухода;
  • распоряжается об оформлении отпуска по семейным обстоятельствам.

Работник вправе не выходить на работу с даты, указанной в приказе.

Если отдых необходим военнослужащему, он пишет рапорт.

Во время учебы

Учеба в вузе или техникуме занимает от 3 до 7 лет. Академический отпуск по семейным обстоятельствам может взять любой студент, обучающийся по заочной и очной форме. На протяжении этого срока студент не потеряет свой статус, но он освобождается от посещения учебных занятий, сдачи экзаменов и зачетов. Причиной перерыва в учебе могут быть медицинские показания.

Заявление подается в следующих ситуациях:

  • болезнь и утрата близкого родственника;
  • стихийные бедствия;
  • утрата кормильца;
  • сложное материальное положение;
  • необходимость уехать из страны для получения дополнительного образования, прохождения практики, призыва в армию.

Причины

Под семейными обстоятельствами понимаются ситуации, обусловленные семейным положением работника, его родственными связями, вопросы, которые невозможно решить без отрыва от работы. Например, необходимость ухода за больным родственником. Иногда в заявлении достаточно указать такую формулировку, чтобы работодатель предоставил период отдыха без лишних вопросов.

Но некоторые работодатели не считают такие случаи уважительными причинами, поэтому в удовлетворении заявления могут отказать. Закон защищает работников и перечисляет обстоятельства, предоставление периода отдыха по которым является обязательным независимо от желания работодателя. Так, ст. 128 ТК РФ обязывает работодателя предоставлять работнику на срок до 5 дней отпуск по семейным обстоятельствам по причинам:

  • рождение ребенка — период отдыха предоставляется отцу, поскольку мать в это время находится в отпуске по беременности и родам;
  • смерть родственника;
  • регистрация брака.

Продолжительность

Продолжительность отпуска по семейным обстоятельствам до 14 дней может быть установлена коллективным договором родителям для ухода за детьми, согласно ст. 263 ТК РФ. Такие дни могут получить:

  • родители, у которых 2 и более детей возрастом до 14 лет;
  • родители несовершеннолетних детей-инвалидов;
  • одинокие матери и отцы, воспитывающие ребенка, не достигшего возраста 14 лет.

Согласно ТК РФ отдых по семейным обстоятельствам не переносится на следующий год и не накапливается. Работник может попросить о нем работодателя в любое удобное для него время. Если период отдыха превысит 14 дней, это отразится на исчислении календарного года для назначения оплачиваемого периода отдыха: он сдвигается на величину превышения.

Продолжительность академического отпуска составляет 12 календарных месяцев. В университете период отдыха может предоставляться несколько раз. Если студент обучается на договорной основе, он не оплачивает этот период. При повышении оплаты обучения после возвращения студент будет вынужден оплачивать учебу по новым тарифам.

Отпуск для прохождения воинской службы равен 2 годам.

Работающим пенсионерам по возрасту предоставляется до 14 календарных дней ежегодно, работающим инвалидам — до 60 календарных дней в году.

Оформление

На основании заявления сотрудника о предоставлении административного отпуска по семейным обстоятельствам издается приказ, сотрудник уходит с даты, указанной в приказе.

Решение о возможности предоставления академического отдыха принимается руководителем учебного заведения на основании заявления студента.

Если основанием являются медицинские показания, к заявлению прилагаются:

  • заключение клинико-экспертной комиссии о состоянии здоровья, которое выдается сроком на 1 год (на нем ставят штамп и печать организации, регистрационный номер, подпись врача);
  • медсправки по форме 95/У о временной нетрудоспособности на 10 дней или справка по форме 027/У сроком на 1 мес.

Заявление и документы

В тексте заявления указывается информация о подтверждающих документах, если таковые имеются. Для предоставления академического отпуска по беременности и родам подается:

  • заявление;
  • заключение клинико-экспертной комиссии;
  • справка о беременности и общем состоянии здоровья.

Для предоставления периода отдыха в связи с военной службой подается:

  • заявление;
  • повестка из военкомата.

Для предоставления отпуска по семейным обстоятельствам подается:

  • заявление;
  • документ, который подтверждает ситуацию, — свидетельство о смерти родственника, приглашение в другую страну, справка о нуждаемости больного родственника в уходе.

Для предоставления отдыха в связи с невозможностью оплаты учебного процесса подается:

  • заявление;
  • справки о доходах студента и членов семьи и справка о составе семьи.

Образец заявления на отпуск по семейным обстоятельствам.

Оплата

В заявлении необходимо указать на то, что нужен отгул без сохранения заработной платы. Иногда работодатель идет навстречу работнику и оформляет дни его отсутствия на работе как оплачиваемый отпуск, если сотрудник не отгулял полную продолжительность ежегодного основного или дополнительного периода отдыха.

Если у вас остались вопросы, мы будем рады ответить на них. Для связи с нашими специалистами вы можете позвонить по телефонному номеру, указанному на сайте, или задать вопрос через онлайн-форму.

Запрос «Опека» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Запрос «Опекун» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Опе́ка — один из видов семейного устройства малолетних (до 14 лет), оставшихся без попечения родителей, а также форма защиты прав и интересов гражданина, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства[1][2].

Попечительство — вид семейного устройства несовершеннолетнего, достигшего 14 лет, оставшегося без попечения родителей, либо форма защиты гражданских прав и интересов совершеннолетнего лица, признанного судом ограниченно дееспособным (например, вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами либо вследствие психического расстройства[3]), также может устанавливаться в отношении лиц, которые в силу физических недостатков (слепота, глухота) не могут самостоятельно осуществлять дееспособность[4][5][6]. В широком смысле, попечительство — постоянная забота о ком-либо или чём-либо[7][8]. Целью введения попечительства, как института права, является защита прав и интересов граждан не полностью дееспособных и несовершеннолетних[9].

Опекун осуществляет от имени подопечного сделки, в некоторых случаях лишь с согласия органов опеки и попечительства. В обязанности опекуна входит забота о здоровье и имуществе подопечного, а также воспитание и образование несовершеннолетнего подопечного. В некоторых частных ситуациях семьи школа может являться временным опекуном ребёнка, при требовании одного из родителей.

Попечительство отличается от опеки тем, что попечитель не совершает от имени подопечного сделки, а лишь даёт согласие на их совершение. При этом сделка совершается самим подопечным[10]. Остальные обязанности опекуна несовершеннолетнего ребёнка (воспитание, образование, содержание ребёнка) лежат и на попечителе. В этой части опека над несовершеннолетним ребёнком ничем не отличается от попечительства.

Опека и попечительство в России устанавливаются актом органа опеки и попечительства.

История[править | править код]

Первоначальная юридическая организация опеки возникла не по нравственному мотиву заботы о сиротах, а в интересах родственников сироты, претендентов на его имущество в случае его смерти. Исследователям русского крестьянского обычного права нередко случалось слышать от крестьян различных местностей, что у них «опеки никогда не бывает»: крестьянские сироты существуют мирским подаянием, а общество о них не заботится, в надежде, что всегда отыщется хотя отдаленный родственник или бездольная старушка, которые возьмут сироту к себе.

В Древнем Риме появилась опека по назначению со стороны магистрата; постепенно она стала господствующим типом опеки, расширяя все более и более право государственного надзора за опекунами и обращая опеку из частно-правового в публично-правовое учреждение. В силу lex Atilia (неизвестного года) городскому претору было предоставлено право, по соглашению с народными трибунами, назначать опекунов к малолетним, не имеющим ни опекуна-родственника, ни опекуна по завещанию. Законом Julia et Titia это же право распространено на всех praeses’ов провинций; позднее были учреждены специальные praetores tutelares и были облечены правом назначения опекуна и другие магистраты. Эти магистраты стали не только давать опекунов тем, у кого их не было, но и утверждать, в определенных случаях опекунов по завещанию, контролировать совершение важнейших сделок, касающихся отчуждения имущества малолетних и, наконец, увольнять опекунов; в случае их неспособности и в силу обвинения, на которое имел право всякий гражданин (так называемойе, accusatio suspecti tutoris).

Опекун сделался юридическим представителем опекаемого и управителем его имущества в его, а не в своих интересах. Его главной задачей было совершение юридических сделок за опекаемого; только в императорское время ему запрещено было отчуждение имущества без согласия магистрата. Нерачительное исполнение опекуном своих обязанностей вело к ответственности по иску из опеки. Римская опека обнимала сначала только период малолетства, простиравшийся до 14 лет для мужчин и 12 для женщин. Позднее несовершеннолетние стали испрашивать себе попечителей на все время несовершеннолетия. Таким образом, образовалось деление опеки на два вида: опека в собственном смысле (tutela) и попечительство (cura).

Во Франции при Старом порядке опека (bail) была привилегией дворянства (garde noble), которой стремится добиться и буржуазия (garde bourgeoise). Она была правом опекунов, а не обязанностью; выгоды, ею приносимые, побуждали управомоченных на нее лиц (сеньеров, до короля включительно, а также родственников опекаемого) вести борьбу из-за нее.

В праве России опека получила более прочную и последовательную организацию в «Учреждении о губерниях» 1775 года. Была установлена сословная система опеки. Опека над дворянами принадлежала дворянской опеке, учреждаемой для одного или нескольких уездов, под председательством местного уездного предводителя дворянства, из определенного числа (от 2 до 4) заседателей по выбору дворянства. Опека над личными дворянами, купцами, мещанами, цеховыми и вообще над разночинцами была подведомственна сиротскому суду, состоявшему, под председательством городского головы, из членов, избираемых собраниями сословий купеческого, мещанского и ремесленного, не менее как по одному от каждого; за отказом городского головы может быть избрано другое лицо, с утверждения губернатора. В местностях, где городовое положение не было введено, суд состоит, под председательством городского головы, из двух членов городской думы и одного из городских старост. Опека над лицами духовного звания ведалась духовным начальством, за исключением детей священнослужителей, принадлежащих к потомственному дворянству и подведомственных, на общем основании, дворянской опеки. Опека над крестьянами находится в ведении сельских сходов и подчинялась нормам обычного права[11].

Кодекс законов РСФСР «Об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» 1918 года рассматривал опеку в качестве почетной обязанности граждан: орган опеки и попечительства назначал несовершеннолетнему, нуждавшемуся в опеке, опекуна и отказ от исполнения этой обязанности мог быть принят лишь при наличии у гражданина физических недостатков, при наличии четырех собственных детей или иных обстоятельств, указанных в законе. Правило о принудительном назначении опеки формально существовало долго, но на практике оно вскоре перестало широко применяться, а в период Великой Отечественной войны пункт 27 Инструкции Наркомпроса СССР от 8 апреля 1943 года прекратил его применение. Но лишь в Кодексе о браке и семье РСФСР 1969 года было установлено, что опекуны и попечители назначаются по решению исполкома совета депутатов трудящихся только с их согласия. С этого времени в России строго применяется принцип добровольности при осуществлении опеки и попечительства[12].

По странам[править | править код]

Франция[править | править код]

Во Франции установление попечительства рассматривается как вид ограничения дееспособности, но независимо от гражданства лица, в отношении которого устанавливается опека, применяются положения французского законодательства[13].

Чехия[править | править код]

Условия установления попечительства регулируются положениями закона в соответствии с гражданством опекаемого, а права попечителя распространяются и за пределы государства, органы которого назначили опеку[13].

Российская Федерация[править | править код]

Со вступлением в силу 1 сентября 2008 года федерального закона № 48 «Об опеке и попечительстве»[14], стали действовать несколько новых норм в отношении назначения опеки.

  1. Появилась возможность немедленного установления опеки, без подготовки всех требуемых документов потенциальным опекуном, такая разновидность опеки называется «предварительная опека». Предварительная опека является срочной и может назначаться на шесть, а в исключительных случаях может быть продлена ещё на два месяца.
  2. Единственный родитель вправе (путём подачи соответствующего заявления) определить своему ребёнку опекуна на случай своей смерти.
  3. Возможность добровольной передачи ребёнка на опеку родителями конкретному лицу (в этом случае ребёнок не числится как оставшийся без попечения родителей и средства на его содержание не выплачиваются).
  4. Назначение попечителя по заявлению ребёнка старше 14 лет.

Статьей 1199 Гражданского Кодекса РФ устанавливается установление попечительства по личному закону подопечного, а обязанность принять попечительство — по личному закону попечителя. Отношения между подопечным и попечителем регулируются законом учреждения, назначившего попечительство, однако в случае жительства подопечного на территории Российской Федерации к нему применяется российское законодательство, если оно более благоприятно[15][13].

Попечительство над совершеннолетними гражданами (как и ограничение их в дееспособности) — редко встречающееся явление в современной России (в 2014 году удовлетворены 322 заявления о признании ограниченно дееспособными[16]).

Лицо, осуществляющее попечительство, называется попечителем; лицо, над которым установлено попечительство — подопечным.

В обязанности попечителя совершеннолетнего лица, ограниченного в дееспособности, входит лишь дача согласия на совершение подопечным сделок с его имуществом (в том числе, распоряжением заработной платой и прочими денежными выплатами).

Попечительство прекращается при достижении несовершеннолетним подопечным совершеннолетия или приобретение им полной дееспособности по решению суда (см. Эмансипация несовершеннолетних), над совершеннолетним гражданином, ограниченным в дееспособности — при отмене судом ограничения в дееспособности.

Опека устанавливается над детьми до 14 лет в целях их содержания, образования и воспитания, а также для защиты их прав и интересов. В отличие от усыновления, ребёнок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей по участию в содержании ребёнка. На содержание подопечного опекуну ежемесячно выплачиваются средства в размере, установленным законодательством субъекта федерации. Органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль над условиями содержания, воспитания и образования ребёнка.

Часто опека используется как промежуточная форма устройства ребёнка в семью перед усыновлением.

Одна из форм попечительства — приёмная семья, где приёмные родители обладают правами и обязанностями попечителей по отношению к ребёнку[17]. При этом заключается договор о передаче ребёнка в приёмную семью, который должен содержать такие условия, как:

  • срок пребывания в семье;
  • условия содержания, воспитания и образования;
  • права и обязанности приёмных родителей;
  • обязанности органов опеки и попечительства;
  • условия и последствия прекращения договора[18].

Отдельные вопросы попечительства над несовершеннолетними регулируются нормами Гаагских конвенций о компетентных органах и праве, применяемом по делам о защите несовершеннолетних 1961 года, и Конвенции об обеспечении дееспособности совершеннолетних и попечительстве над ними 1905 года. Согласно данным конвенциям попечительство и правоотношения между попечителем и подопечным определяются законом в соответствии с гражданством подопечного, а органы компетентны в соответствии с его местом жительства; в отношении иностранца, находящегося на территории данного государства, попечительство может быть учреждено только в случае, если закон страны, гражданство которой имеет несовершеннолетний иностранец, не сохраняет за собой исключительного права учреждения попечительства над своими гражданами[19].

Статистика опеки над несовершеннолетними в РФ[править | править код]

В России опека является самой распространенной формой семейного устройства[20]. На конец 2010 года в России насчитывалось 430 604 опекаемых детей, из них:

  • опекаемые посторонними детям гражданами — 102 981 человек.
  • переданные под опеку родителями добровольно — 36 148 человек.

На конец 2009-го года состояло детей на воспитании в семьях:

  • под родственной опекой — 343342 ребёнка.
  • под опекой посторонними гражданами — 96687.

По разным видам опеки[21]:

  • на безвозмездной форме опеки — 313908.
  • в приемных семьях — 68037.
  • патронат — 2424.
  • иные виды возмездной опеки — 15167.
  • добровольно переданные родителями — 40493.

Число детей, переданных под опеку, как возмездную, так и безвозмездную (над родственниками), снижается. В 2014 году под безвозмездную опеку было передано 23 719 человек, в 2016 — 21 208 человек, в 2019 — 15 848. Возмездную опеку в 2014 году получили 23 464 ребенка, в 2016 — 19 723, в 2019 — 14 227.[22]

Англия[править | править код]

В Англии назначить попечительство могут и над британским подданным, и над иностранцем; за пределами Англии в отношении движимого имущества на попечителя распространяется право места учреждения попечительства[23].

Другое значение слова[править | править код]

В Российской империи — учреждение для социальной защиты группы людей (например, Попечительство императрицы Марии о слепых).

См. также[править | править код]

  • Почётный опекун
  • Усыновление
  • Патронаж (право)
  • Патронат

Примечания[править | править код]

  1. ОПЕКА • Большая российская энциклопедия — электронная версия. bigenc.ru. Дата обращения: 12 марта 2021.
  2. Опека (попечительство) в России
  3. Илейко В. Р. Некоторые аспекты проблемы дееспособности, ограниченной дееспособности в зарубежном законодательстве (обзор литературы) // Первомайский В. Б., Илейко В. Р. Судебно-психиатрическая экспертиза: от теории к практике. — Киев: КИТ, 2006. — С. 257—268.
  4. Гетьман-Павлова, 2005, с. 140.
  5. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изм. и доп.) — Часть 1 // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301, Российская газета, № 238-239, 08.12.1994 ст.32
  6. Цветков В. А. Многоаспектность понятия опеки и попечительства // естник Омской юридической академии. — 2012. — Т. 18, № 1. — С. 17—20.
  7. Ильин Е. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. — СПб.: Издательский дом «Питер», 2013. — С. 29. — ISBN 9785496002349.
  8. Пиляева В. Словарь по римскому праву. — Litres, 2014. — ISBN 9785457515543.
  9. Юридический энциклопедический словарь. — ISBN 978-5-392-00428-7.
  10. Забелова, 2010.
  11. Опека // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  12. Становление и развитие института опеки и попечительства в России
  13. 1 2 3 Гетьман-Павлова, 2005, с. 142.
  14. Федеральный закон от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Информационно-консультационный портал Министерства образования и науки РФ.. Дата обращения: 12 ноября 2014.
  15. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья от
    26 ноября 2001 года № 146-ФЗ // Российская газета. — 2001. — № 233. — 28 ноября 2001 года. (с послед. изм. и доп.)
  16. Официальная статистика Судебного департамента при Верховном суде за 2014 год.
  17. Жарова О. В. Роль органов опеки и попечительства в международном усыновлении // Юриспруденция. — 2010. — № 3. — С. 142—145.
  18. Гетьман-Павлова, 2005, с. 358.
  19. Гетьман-Павлова, 2005, с. 359.
  20. Структура семейного устройства детей. Информационно-консультационный портал Министерства образования и науки РФ..
  21. Сведения о выявлении и устройстве детей и подростков, оставшихся без попечения родителей за 2009 год. Дистанционная школа приемных родителей «К новой семье». Дата обращения: 12 ноября 2014.
  22. Сиротство. Статистика проблемы в России и регионах. Если быть точным. Дата обращения: 25 июля 2021.
  23. Гетьман-Павлова, 2005, с. 141.

Литература[править | править код]

  • Гетьман-Павлова И. В. Международное частное право: учебник. — Москва: Издательство Эксмо, 2005. — 752 с. — (Российское юридическое образование). — ISBN 5-699-08645-5.
  • Забелова Л. Б. Международное частное право: учебный курс. — Москва: Центр дистанционных образовательных технологий МИЭМП, 2010.
  • Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» 2-у изд. Под редакцией П. В. Крашенинникова — М., Статут, 2010 г.

hS a uMSmskLiTwltuk08oSVINoaeciH?inline=true

Домашнее и семейное образование. В чём разница?

Задумываясь о переводе своих чад на семейное обучение в Ростове, родители часто путают его с домашним, или надомным. Согласно российскому законодательству, на домашнее обучение родители переводят ребёнка только в том случае, если он не может посещать учебное заведение по медицинским показаниям. Ребёнок числится учеником школы, и весь образовательный процесс организует сама школа. Уроки проводят школьные учителя  — дистанционно или лично.

Семейное обучение — это тоже форма получения образования вне государственной школы (статья 17 закона «Об образовании в Российской Федерации»). Но она подразумевает самостоятельное освоение основной образовательной программы. То есть в этом случае ответственность за качество обучения, выбор образовательной программы и учителей лежит на самих родителяхПри этом дети могут посещать учреждения допобразования, а также частные образовательные организации.

Соответственно, и регламент перехода на семейное обучение будет особым. Разбираемся подробно с каждым аспектом.

Как в Уфе перейти на семейное обучение

Если вы решились перейти на семейное обучение, то алгоритм ваших действий будет выглядеть так:

Шаг 1. Нужно уведомить орган местного самоуправления. При переходе на семейное обучение, в первую очередь, проинформируйте управление образования при администрации по месту жительства. Заявление пишется в свободной форме.

Могут ли родителей привлечь к ответственности, если уйти на семейное обучение без уведомления? Да. Получение общего образования является обязательным. Так что «тихая» смена формата учёбы может быть расценена как ненадлежащее воспитание и содержание ребёнка, что грозит штрафом и вниманием со стороны органов опеки и попечительства.

Отправить уведомление можно в любое время: до начала учебного года или в его середине. Не забывайте, что имеете дело с бюрократической машиной, и на получение ответа из администрации может уйти до 30 дней. Пока ответ не получен, ребёнок обязан посещать школу.

Шаг 2. Необходимо отчислиться из образовательной организации. Если ребёнок уже учится в школе, нужно оттуда отчислиться. Сделать это обязательно, даже если вы не планируете менять образовательное учреждение и хотите проходить аттестацию там же, где учились. Для этого необходимо написать заявление на имя директора школы.

Если речь идёт о поступлении в первый класс, то отчисляться не надо. Однако выполнить первый шаг нужно обязательно!

Шаг 3. Прикрепляемся к школе. После отчисления родитель вправе выбрать любую школу для прикрепления его ребёнка. В том числе и ту, из которой ученика только что отчислили. С выбранной школой следует подписать контракт. Это нужно для проведения промежуточной аттестации. Договор определит права и обязанности сторон, периодичность и форму экзаменационных испытаний.

Стоит отметить, что этот шаг необязателен, особенно если речь идёт о начальной школе. По закону ученик не обязан проходить промежуточную аттестацию до 9-го класса, это лишь его право. Однако отсутствие проверки знаний чревато тем, что вы не будете знать, насколько успешно обучение, и не сможете его вовремя скорректировать.

Семейное обучение – синоним творчества

На первый взгляд, определение семейного обучения звучит страшно. Ответственность за образование? А вдруг не получится? А как потом проверить полученные знания? Все эти вопросы и страхи мгновенно возникают в голове у родителей, которые рассматривают вариант перехода на такой формат учёбы. На деле же ничего пугающего здесь нет. Более того, у семейного обучения есть масса преимуществ.

  1. Возможность выбрать ту образовательную программу, которая будет интересна и эффективна. Никаких скучных методик и знаний ради знаний, которые потом не пригодятся! Рынок образовательных услуг позволяет найти для своего ребёнка те учреждения, где ему будет интересно учиться, не тратя время на скучную учёбу в государственной школе.   
  2. Психологический комфорт. Государственная школа со своими традиционными форматами и менторством не способна создать комфортные условия учёбы для каждого ребёнка. В классе, где учатся 30 человек, сложно донести информацию до каждого ученика, каждому уделить время, раскрыть способности ребёнка. Об индивидуальной траектории и речи не идёт. Большинство детей неуютно чувствуют себя в казенных помещениях и в больших коллективах.
  3. Грамотное планирование времени. Учёба, особенно если речь идёт о начальной школе, всегда связана с физиологической нагрузкой. Если ваш ребёнок к тому же занимается в кружках и спортивных секциях, то его день превращается в постоянную беготню от одного учреждения к другому. Семейное обучение позволит организовать образовательный процесс так, что драгоценное время не будет потрачено на ненужные занятия и действия.
  4. Отсутствие домашнего задания.
  5. Возможность попробовать себя в разных направлениях, недоступных традиционной школе. Ментальная арифметика, программирование, углублённое изучение языков – вот далеко не полный перечень того, что можно освоить в рамках семейного обучения.

«У меня очень стеснительный ребёнок. Когда дочке установили брекеты, она стала переживать по поводу того, как её примут одноклассники. Тогда мы решили попробовать формат семейного обучения. Трудностей при переходе не возникло. Конечно, в школе нас попытались отговорить – учителя переживали, что не справимся. Однако мы всё же заключили договор со школой, нам выдали все необходимые учебники. В итоге у ребёнка стало больше времени для проявления себя, своего творчества. Дочка научилась самостоятельно планировать свой день, расставлять приоритеты. За два года на семейном обучении ребёнок начал заниматься вязанием, игрой на укулеле и гитаре, вышиванием, много читал. С ежегодной аттестацией тоже проблем не было. Оценки выставили справедливо, соответственно уровню знания ребёнка: дочь успешно на 4 и 5 сдала все предметы», — рассказала мама «хоумскуллера» Юлия Назаренко.

Как организовать процесс семейного обучения

Даже если велико желание отказаться от традиционной государственной школы ради семейного обучения велико, многих останавливает неумение организовать учебный процесс вне обычной школы. Справиться с этой задачей можно, если выбрать частную начальную школу IT STEP SCHOOL.

У нас не дистанционное обучение и не обучение «на дому». IT STEP SCHOOL– это «живое» посещение нашей школы. Однако в отличие от государственной образовательной организации, мы предлагаем грамотно организованный учебный процесс и рациональное распределение времени вашего ребёнка. У нас дети получают не только базовые знания, но и пробуют себя в науке и творчестве, развивают математические способности, учатся скорочтению и другим полезным и интересным вещам, недоступным традиционной школе. Сконструировать робота? Легко! Создать мультфильм? Запросто! Какая государственная школа может похвастаться совмещением «несовместимого» — уроков математики и, например, компьютерных игр? А IT STEP SCHOOL может!

Наши учителя и наставник владеют самыми передовыми методиками обучения, включая игровые. На уроках IT STEP SCHOOL не скучно!

Если при посещении традиционной школы вам пришлось бы тратить уйму времени на развоз детей по разным секциям, то в стенах нашей школы ваш ребёнок будет развиваться в разных направлениях – научном, спортивном, творческом.

У нас нет домашнего задания. Все уроки выполняются в самой школе. Мы понимаем, что дома ребенок должен больше времени проводить с родителями, отдыхать и уделять время собственным увлечениям.

Учебный график составлен таким образом, что в нём присутствует отдых и развлечения. У нас трёхразовое питание, прогулки на свежем воздухе, неформальное общение и творческие студии. Занятия проходят в малокомплектных классах, где проще освоить материал. Всё это способствует эффективному обучению, снижает уровень нагрузки на неокрепший организм.

Наша цель – привить ребёнку любовь к знаниям и науке. Развить познавательную активность маленького человека можно только в том случае, если ему нравится в школе. Помните, что именно психологический комфорт – это самый главный критерий выбора школы. Семейное обучение в Уфе с IT STEP SCHOOL позволит сохранить душевное равновесие вашего ребёнка, развить его скрытые навыки и способности, в том числе и soft skills.

  • По семейным обстоятельствам заявление на работе образец как пишется
  • По секрету всему свету дзен рассказы
  • По секрету всему свету яндекс дзен рассказ
  • По северному как пишется
  • По секрету всему свету как пишется