По роману эпопее а н толстого хождение по мукам сочинение

Толстой алексей николаевич толстой алексей николаевич 11 января 1883 один из крупнейших советских писателей. р. в сосновке, степном хуторе

Толстой Алексей Николаевич

Толстой Алексей Николаевич (11 января 1883–) — один из крупнейших советских писателей. Р. в Сосновке, степном хуторе Самарской губ. Воспитывался в семье отчима — разорившегося помещика. Мать — писательница, печаталась под псевдонимом Александры Бострем. Окончил Петербургский технологический ин-т. В годы 1918–1923 был в эмиграции. Впервые Т. выступил в литературе в 1907 книжкой стихов «Лирика». Эта его книжка, как и следующая, «Сорочьи сказки» (1910), написана была под непосредственным влиянием русского декаданса. Ранние новеллы Т. («Соревнователь», «Яшмовая тетрадь» — 1909) представляют собой стилизации под XVIII в. Однако вскоре после этих первых литературных опытов Т. выступил как непосредственный продолжатель реалистических традиций XIX в. Его ранняя реалистическая проза (цикл рассказов, впоследствии названный «Под старыми липами», «Чудаки» — 1910, повесть «Хромой барин» — 1912 и т. д.) посвящена теме оскудения и вырождения усадебного дворянства. С самой неприглядной стороны изображен быт российского дворянина-помещика, разорившегося, опустившегося, потерявшего вкус к культурной жизни.
На страницах произведений Т. вырастает целая галерея анекдотических героев, чудаков, вырождающихся самодуров, бездельников, беспредметных мечтателей, этих обломков прошлого, последних представителей дворянского поколения («Мишука Налымов», «Петушок», «Мечтатель», «Хромой барин», «Чудаки» и т. д.).
В противоположность Бунину, Б. Зайцеву и другим эпигонам дворянской литературы Т. безжалостно разрушал поэтическую легенду «дворянских гнезд», реалистически обнажал застойный и пошлый быт усадебной России начала века. В этом направлении разработана Т. и тема уездных российских сумерек. Уездный врач, учитель, актриса, приехавшая в родные места («Деревенский вечер», «Прогулка», «Родные места») — это жалкие, искалеченные жизнью, по-своему смешные люди, но в которых живет пусть нелепый и уродливый, но непосредственный порыв к жизни, к счастью. Именно в «счастьи живой любви» видит Т. в эти годы единственный выход из пошлости и мертвечины окружающего. Эту здоровую, честную любовь противопоставляет писатель эротической мистике исступленной похоти декадентов («Любовь» и др.).
По своему стилю ранние произведения Т. продолжают традиции русского реалистического романа XIX в. Детальный психологический рисунок, неторопливое повествование, прерывающееся отдельными напряженно-драматическими сценами, характерные сюжетные ситуации (приезд героя — столичного жителя — в уездную глушь), лирический пейзаж, складывающийся из описания «тенистых парков» с «сырой листвой», заросших камышами прудов, «лунных бликов», «лунной сырости», типичный усадебный interieur, на котором лежит уже печать тления («запертые залы с портретами дам и кавалеров в напудренных париках, с золоченой мебелью, изъеденной мышами»… «потертые диваны и круглые столы и ноты в изъеденных корешках…») — все это идет в русле русского усадебного романа.
В годы мировой войны, работая в качестве корреспондента русских и союзнических фронтов, Т. дал ряд военных корреспонденций («В Англии, на Кавказе, по Волыни и Галиции», 1916), рассказов («Прекрасная дама», «Маша», «Простая душа»), в которых Толстой пытался затушевать страшный лик войны, изобразить ее в спокойно-будничных тонах.
В 1918 Толстой создал свою замечательную повесть «Детство Никиты», завершающую цикл дворянских автобиографических произведений, восходящих к «Детству» Л. Толстого, к «Запискам Багрова внука» Аксакова.
В эмиграции Т. продолжал свои ранние стилизаторские опыты, написал комедию «Любовь — книга золотая», в которой, однако сильна реалистически-бытовая струя: писатель-реалист обнажает всю грубость крепостнических нравов, скрывающихся под внешне-утонченной маской галантного XVIII в.
В 1921 в Париже написана Т. первая часть трилогии «Хождение по мукам» — роман «Сестры», отразивший новые настроения автора. Мировая война, на фоне которой развертывается действие, изображена в «Сестрах» совсем иначе, чем прежде. Фронт — бессмысленная бойня. Тыл пронизан духом разрушения и хищничества. Ценность этой книги в выразительном и рельефном воспроизведении буржуазной действительности — идейно политического и морального распада буржуазии, полнейшей деградации буржуазной интеллигенции в предреволюционный период. Представителям этого буржуазного декаданса, оторванным от народа, внутренне опустошенным, противопоставляет Т. образ своего положительного героя — Ивана Телегина, органически-цельного, мужественного человека, горячего патриота. Через здоровую, честную любовь к родине, к своему народу приходит Телегин к признанию революции. Хотя в первой части трилогии еще звучит утверждение личного счастья как высшего и неизменного начала («пройдут года, утихнут войны, — отшумят революции, и нетленным останется одно только, — кроткое, нежное, любимое сердце…»), но тема России и революции в конце романа становится доминирующей. В дальнейшем у Т. усиливается интерес к социально-политической тематике, к общественным проблемам. В романе «Восемнадцатый год» (1926) (второй том «Хождения по мукам») дано широкое полотно эпохи гражданской войны: здесь и белогвардейщина на Дону и Кубани, черноморский флот, корниловский поход, гайдамаки и махновцы на Украине, немецкая оккупация, сорокинская армия, наступление чехословаков, контрреволюционные заговоры в Москве. Однако в романе много незавершенных эпизодов, и наряду с яркими, запоминающимися сценами даются иногда беглые зарисовки — хроника событий. Эпиграф романа: «В трех водах топлено, в трех кровях купано, в трех щелоках варено. Чище мы чистого» — подчеркивает идейный смысл второй части трилогии. Право на личное счастье, очищение от мещанской мертвечины получают люди, прошедшие через труднейшие социальные испытания, люди, решившие коренные вопросы общественно-политических судеб России. Именно такой путь и проделывает герой романа. Иван Телегин, бывший царский офицер, должен пройти через боевой опыт Красной армии, чтобы, осудив свой замкнутый личный мирок, подобно России, пройти через все испытания к счастию. Вадиму Рощину — упрямому идеологу «веры, царя, отечества, неделимой России и белого движения» — пришлось увидеть всю грязь и разложение белогвардейщины, чтобы разочароваться в ней и понять, что счастье России — где-то совсем в другом. По-своему проходят свой «путь очищения» и сестры, Катя и Даша. Так вырастает в «Восемнадцатом годе» проблема преодоления противоречия личного и общественного.
К периоду 1922–1927 относится цикл произведений Т., посвященных разоблачению белой эмиграции и послевоенной Европы («Рукопись, найденная под кроватью», и др.). Т. издевается над всеми старыми реликвиями и верованиями былой русской аристократии. Пройдя через все испытания константинопольского и парижского дна, белогвардейские «герои» потеряли главное — веру в себя, они омерзительны в собственных глазах. У них нет ни прошлого, ни будущего. Наиболее последовательна эта издевка в повести «Ибикус или похождения Невзорова» (1924). Здесь путь белой эмиграции проделывает не какой-нибудь аристократ или денежный воротила, а незаметный конторщик с Мещанской улицы, Семен Иванович Невзоров, «обожающий великосветскую жизнь». Необычайные уголовные приключения его на белогвардейском юге превращают его, то в конта Симон де Незор, то в Семилапида Невзораки, то в прожигателя жизни, то в содержателя константинопольского притона. Он — злейшая карикатура на белых эмигрантов, одержимых одним инстинктом самосохранения, готовых во имя этого чувства на любую уголовщину. Тема послевоенной Европы, сбросившей с себя лицемерные буржуазные покровы «свободы, равенства и братства», отражена в произведениях: «Убийство Антуана Риво» и «Черная пятница». Характерно обращение Т. в это время к жанру детектива, уголовного романа. Стремительная напряженная интрига, эффектные мелодраматические ситуации, резко контурная обрисовка характеров — специфичны для этого цикла произведений, по своей художественной манере отличного от ранней прозы Т.
Меньшее место занимает за эти годы в творчестве Т. тематика советской действительности. Она привлекается Т. гл. обр. для противопоставления мещанских будней героике гражданской войны. Так, в повести «Гадюка» (1928) трагически кончает свою жизнь боевая красноармейка, героиня гражданской войны, которая не может ужиться в советской повседневности, найти в ней смысл. Расцвет личности в гражданской войне и одновременно ее неумение найти свое место в новой обстановке, — таков смысл этой повести. Очень близка к ней по своей идейной направленности другая повесть Толстого — «Голубые города» (1927), на которой отразились сменовеховские влияния — неверие в осуществление коммунистических идеалов, утверждение их «нереальности». Молодой архитектор Буженинов, мечтающий о постройке «Голубого города» — символе коммунистического будущего, — сталкивается со страшной уездной действительностью. Убедившись в крушении своей мечты, он совершает убийство, поджигает город.
В тот же период Толстым написана серия утопических романов: «Аэлита», «Союз Пяти», «Гиперболоид инженера Гарина» и «Бунт машин» (пьеса). Эти произведения, часто наивные с точки зрения научно-технической достоверности самой утопии, интересны как попытки писателя заглянуть в будущее. Революция социальная побеждает, опираясь на силу технической мысли, — таков замысел этих произведений. Однако марсианская техника, в конечном счете, используется эксплоататорами для порабощения народа. Пафос голой техники, абстрактной технической выдумки характерен для таких произведений, как «Гиперболоид инженера Гарина», «Бунт машин» и т. д.
Жанровое многообразие Т. (от реалистически-бытовой повести к уголовно-политическому роману, детективной новелле, утопическому роману) увенчивается обращением к историческому роману.
Историческая тематика, в частности тема Петра I, имеет в творчестве Т. глубокие корни. Постоянный интерес Т. к русской истории возникает с 1916, с рассказа «Навождение». Здесь большие исторические события выражены однако не прямо, а в отраженной форме. История измены Мазепы и политической судьбы Кочубея дана здесь глазами смиренного послушника Трефилия, невольного свидетеля страданий дочери Кочубея. Этот рассказ по своему идейному содержанию и стилю тесно связан со всей дореволюционной усадебной прозой Толстого. Образ Петра впервые появляется в исторической прозе Т. через год, в рассказе «День Петра». В этом произведении так же, как и в следующем, «На дыбе» (1921), реформы Петра, вся его деятельность рассматривается как исторически бесплодное дело. Крах, разочарование ждут одинокого гения, гигантская воля которого оказывается бессильной переделать Россию.
Решительному пересмотру подвергает Т. свои исторические идеи, связанные с утверждением алогизма исторического процесса, в романе «Петр I» (в настоящее время вышли две части, 1929–1934), одном из замечательных произведений, которым по праву гордится советская литература. Роман о Петре наполнен новым содержанием, потому что новым оказалось, прежде всего, понимание самой истории. По-иному освещена в романе роль Петра и его дела.
В противоположность прежним своим взглядам на историю как на иррациональный, алогический процесс, Т. подчеркивает сейчас закономерность исторических явлений, вскрывает связи Петра с растущими силами эпохи, связь петровской политики с общим социально-экономическим положением России. В противоположность прежней оценке дела Петра как исторически бесплодного в романе значение Петра вырастает до огромных масштабов. При известной исторической ограниченности его роли, противоречиях эпохи Петр дан как подлинный русский национальный герой, как создатель русского государства, укрепивший его военную мощь и европейское значение. Т. показывает в своем романе историческую прогрессивность дела Петра, заключающуюся в победе разума и воли над стихией и косностью. Эта идея звучит в пафосе техники, усваиваемой Петром на Западе.
Конкретно-исторический подход к прошлому у Т. выразился в том, что, вскрыв прогрессивное значение деятельности Петра, подымающего «неповоротливые толщи» жизни «стародавней служилой Руси, съеденной вшами и тараканами», писатель показал вместе с тем ограниченность петровского дела. Россия вступает на путь европейского прогресса, сохраняя и укрепляя крепостническое государство. Слова В. И. Ленина о том, что Петр «ускорял перенимание западничества варварской Русью, не останавливаясь перед варварскими средствами борьбы против варварства», также получили в романе конкретное воплощение.
Со всей системой крепостнических отношений в романе связаны индивидуальные судьбы ряда героев. Для петровской эпохи крайне характерны головокружительные карьеры Меншикова и его сподвижников, бывшего крепостного мальчика, Алешки Бровкина. Это — энергичные, деятельные, по-своему талантливые люди, усвоившие однако все методы крепостнического обогащения и угнетения человека.
В беседе с немецким писателем Э. Людвигом товарищ Сталин, характеризуя Петра, сказал: «Петр сделал очень много для создания и укрепления национального государства помещиков и торговцев. Надо также сказать, что возвышение класса помещиков, содействие нарождавшемуся классу торговцев и укрепление национального государства этих классов происходило за счет крепостного крестьянства, с которого драли три шкуры». В романе показана эта эксплуатация крестьянских масс, растущее разорение, брожение и смута среди народа. Народ бежит в леса, в раскольничьи скиты, в степи, вступает в разбойничьи шайки, «чтобы избыть тягло, жить по воле, не по указу государеву». Крестьянские бунты даны в романе как историческая неизбежность. Однако образы отдельных представителей этой обездоленной массы (цыган, кузнец Жемов, Федька Умойся Грязью) выглядят еще эпизодическими фигурами. Крестьянские бунты, столкновение крестьянской революции с крепостническим государством также не являются ведущим, стержневым моментом романа и только вкраплены в основное повествование.
Ярко описаны отдельные эпизоды раскольничьего движения. Исторически переосмыслив его, Т. сумел показать классовое расслоение в рядах раскольников. С одной стороны, раскольники-купцы, эксплуатирующие с помощью религии темный, забитый крестьянский люд, и рядом с ними беглые мужики — искатели правды. Сцена самосожжения дана в романе не как проявление религиозного экстаза, а как массовое убийство, насильственный акт со стороны вдохновителя «великой жертвы» — старца Нектария, который, сделав свое «божье дело», предпочел во время удалиться из скита.
Глубоко реалистически раскрыт стержневой образ романа — грандиозная фигура Петра, с его «горячим нравом», «диким, жадным, встревоженным умом», гигантской волей, неукротимыми страстями, острой сметкой и находчивостью. Т. не боится снизить образ национального героя, введя в свое повествование ряд курьезных бытовых эпизодов, биографических деталей, рисующих иногда в несколько смешном виде «царя варваров». Многогранность, широта социального охвата исторического прошлого поражает в этом романе. Здесь не только дана целая галерея исторических деятелей, начиная с «боярина древней крови» Хованского и кончая всесильным фаворитом, откровенным «мздоимцем» Алексашкой Меншиковым, — здесь отражены важнейшие исторические события за период мира и войны, взаимодействие и столкновение различных классов, различных бытовых пластов. Роман развертывается в хронологической последовательности. Тем не менее «Петр I» не хроника: исторические события и факты обобщены, образы исторических деятелей, их судьбы драматизированы.
Действие романа переносится из дворца в курную избу, из боярской усадьбы со «слюдяными окошечками» в «дымный кабак» — кружало, из Успенского собора в царский розыск и т. д. и т. д. При этом сочные колоритные описания быта не превращаются в мертвую декорацию, они органически врастают в художественную ткань романа, выполняют определенную сюжетную функцию. Реальные исторические детали романа не подчинены культу музейных «подлинников» — вещей, пейзажей, обрядов. Они всегда возникают в связи с конкретными действиями, с характеристикой, с отношениями героев.
Историческая экзотика, погоня за историческим анекдотизмом чужда автору советского исторического романа. Писатель-реалист, в свое время умело передававший колорит хиреющих дворянских усадеб, с еще большим проникновением воспроизводит стиль петровской эпохи. Но красочная бытовая деталь никогда не заслоняет у Т. основного, не служит самоцелью, она только помогает конкретизировать образы прошлого. Отсутствие натуралистического подхода характеризует тонкую передачу языка XVII в. Не перегружая романа архаической лексикой, Т. умело вкрапливает отдельные характерные черточки разговорно-просторечного языка того времени в речь персонажей и в авторскую речь.
«Петр I» — первый в современной нашей литературе настоящий исторический роман. «Книга — надолго», — так характеризовал в одном из своих писем М. Горький это значительное произведение нашей современности. Это — роман, в котором философия истории выражена не в общих категориях, а в конкретных исторических образах.
От далекой истории переходит Т. к героическому прошлому нашей революции.
Повесть «Хлеб» (1937) — это повесть о великих и незабываемых днях гражданской войны. На основании материалов, собранных редакцией «Истории гражданской войны», писатель рассказал об одном из волнующих эпизодов нашего недавнего прошлого — о замечательном по своему героизму походе Ворошилова из Луганска в Царицын, об обороне Царицына, этого «форпоста революции», под руководством великого Сталина. Чем туже стягивалась петля голода, чем острее становилось положение молодой республики, окруженной кольцом белогвардейцев, интервентов, тем большее значение приобретала борьба за хлебный центр, за Царицын, являвшийся единственной связью с Волгой — этой «всероссийской житницей». В своей повести Т. показал, что «оборона Царицына, казавшаяся до этого делом одного Царицына, поднималась на высоту обороны всей Советской России».
«Спасение Царицына — спасение в эти страшные месяцы пролетарской революции», — этим сознанием проникнуты не только вожди революции, гениальные ее полководцы — Ленин, Сталин, — это знает и каждый рядовой боец Ворошиловского Луганского отряда, и мужественный пролетарий — рабочий-путиловец Иван Гора, и самоотверженная героиня повести — батрачка Агриппина Чебрец.
На страницах своей волнующей повести Т. показал, как «начали обозначаться первые очертания костяка Красной армии», как в кровавых боях с немцами и белыми казачьими бандами, в схватках с мучительным голодом, в борьбе с гнусным предательством Троцкого выковывалась железная сила армии, росла и крепла ее боеспособность. Повесть Т. заражает этим «творческим духом Октябрьской социалистической революции», который был ясен величайшему оптимисту истории» — В. И. Ленину, «провидящему в самые тяжелые минуты трудностей то новое, рождаемое этими трудностями, что можно было взять, как оружие для борьбы и победы».
В своей повести Т. запечатлел не только героические эпизоды гражданской войны, борьбы за хлеб, но и попытался дать величавые образы вождей революции — Ленина, Сталина, Ворошилова, людей стальной и «собранной воли», связанных с народными массами общими целями, общей неукротимой ненавистью к врагу.
Историческая хроника перерастает в эпопею о борьбе народных масс за социалистическую родину, за советскую власть, о великой и нерушимой связи народа и его вождей.
Т. известен также как активный деятель советской культуры, неоднократно выступавший перед лицом всего мира на защиту идей строительства социализма в СССР. Особенно ярким было его выступление в марте 1937 на Конгрессе культуры в Лондоне, где он рассказал о замечательных людях Советской страны, о смысле Сталинской Конституции и о социалистической культуре. 12 декабря 1937 Т. в числе других избранников народа вошел в качестве депутата от г. Старая Русса в состав Верховного Совета СССР. В 1938 награжден орденом Ленина, в 1939 — орденом «Знак Почета». В том же году избран в действительные члены Академии наук.
Список литературы

I. Собрание сочинений, 15 тт., Гиз, М. — Л., 1927–1931 (т. I — Четыре века:
т. II — Хромой барин. Чудаки
т. III — Под старыми липами, Рассказы
т. IV — Через поле российское
т. V — Детство Никиты
т. VI — Хождение по мукам. 1-я часть трилогии. Сестры
т. VII — Аэлита
т. VIII — Похождения Невзорова или Ибикус. Повесть
т. IX — Голубые города. Рассказы
т. X — Гиперболоид инженера Гарина
т. XI — Гадюка. Рассказы
т. XII — Хождение по мукам. Вторая часть трилогии, кн. 1 — Восемнадцатый год
т. XIII — Любовь — книга золотая и другие пьесы
т. XIV — На дыбе. Исторические пьесы
т. XV — Петр Первый. Роман). Собрание сочинений, 15 тт., изд. «Недра», М., 1929–1930 (т. I — Четыре века. Рассказы
т. II — Под старыми липами. Рассказы
т. III — Хромой барин. Чудаки
т. IV — Через поле российское. Рассказы
т. V — Детство Никиты
т. VI — Хождение по мукам. Первая часть трилогии. Сестры
т. VII — Аэлита
т. VIII — Черная пятница
т. IX — Похождения Невзорова или Ибикус
т. X — Гиперболоид инженера Гарина
т. XI — Подкидные дураки. Рассказы
т. XII — Хождение по мукам. Вторая часть трилогии. Кн. 1 — Восемнадцатый год
т. XIII — Комедии о любви
т. XIV — Исторические пьесы
т. XV — Петр I)
Собрание сочинений, 8 тт., изд. «Художественная литература», Л., 1934–1936, изд. продолжается (т. I — Под старыми липами. Детство Никиты. Рассказы
т. II — Хромой барин. Чудаки. Через поле российское
т. III — Повести и рассказы
т. IV — Похождения Невзорова или Ибикус. Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
т. V — Хождение по мукам
т. VI — Петр I
т. VII — Черное золото, Статьи
т. VIII — Драматургия)
Избранные повести и рассказы, изд. «Художественная литература», Л., 1937
Хлеб (Оборона Царицына). Повесть. М., 1937.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/

(757 слов) Одним из главных произведений Льва Николаевича Толстого является роман-эпопея «Война и мир», заслуживший мировое призвание. Автор повествует о событиях Отечественной войны 1812 года. Над созданием своего знаменитого произведения писатель трудился на протяжении целых семи лет. Роман включает в себя не только рассказ об исторических сражениях, но и семейно-бытовое повествование. В своем произведении Лев Николаевич изобразил ярких и многогранных персонажей, раскрыл сложные и противоречивые образы. Одним из главных героев произведения является Андрей Болконский. Его жизненный путь оказался очень непростым, но у него был надёжный ориентир — честь. Рассмотрим, какие события включает дорога чести Андрея Болконского. 

Читатель, знакомясь с образом героя, замечает, что его уважали в обществе, ведь по его меркам Андрей был богат, знатен, перспективен. Но самому Болконскому было очень скучно среди людей из высшего света. Его тяготило бездействие светской суеты. «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!», – заявляет Андрей Пьеру Безухову. В связи с этим персонаж решает отправиться на войну, чтобы обрести призвание и славу. Кумиром Андрея являлся Наполеон Бонапарт. Персонаж мечтал стать таким же великим человеком, как и его кумир.

Перед поездкой на фронт князь Николай наставляет своего сына:

«Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет … А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно!» 

Именно поэтому Андрей не служил из милости и всего добился сам. Ему не по нутру была штабная работа, он рвался на поле боя, чтобы принести реальную пользу делу. Поэтому во время позорного бегства русских солдат он сам взял знамя и повел людей в безнадежную атаку. После этого инцидента сам венценосный кумир героя похвалил его. Но Болконский меняет свое отношение к французскому полководцу после событий Аустерлицкого сражения. Будучи раненым, герой смотрит на небо и думает об истинном смысле жизни. Андрей осознаёт, что все его убеждения оказались ошибочными. «Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба, ничего, ничего нет… кроме тишины, успокоения», – такой вывод для себя делает Болконский. Теперь персонаж воспринимает Наполеона как ничтожного и маленького человека, приносящего в мир лишь смерть и разрушение. Таким образом, Аустерлицкая битва является переломным моментом в жизни героя. Именно небо Аустерлица подталкивает персонажа к новой жизни. Мировоззрение Болконского кардинально меняется. Андрей больше не стремился к славе и признанию, теперь он желает вкладывать силы в мир, а не в войну. Разочаровались в службе, Болконский ведет спокойный образ жизни в деревне: воспитывает ребенка, помогает отцу в делах, проводит реформы в своем хозяйстве, существенно облегчая бремя крестьян. Но в такой рутинной жизни у персонажа создаётся ощущение, что его жизнь подошла к концу. Сказываются последствия травмы и потеря жены. В этот момент героя поддерживает Пьер Безухов словами: «Надо жить, надо любить, надо верить». Разговор с Безуховым придал сил и уверенности Андрею. Но главным мотивом его духовного возрождения стала любовь: во время деловой поездки он встречает Наташу Ростову, слышит ее ночной разговор с Соней о мечтах и влюбляется. Если на пути к Ростовым Андрей видел сухой и мертвый дуб посреди весеннего пробуждения и отождествлял себя с ним, то на обратной дороге он увидел уже дерево в самом расцвете сил, и его состояние совпадало с ним. Вскоре он уезжает в Петербург ради деятельности в комиссии по созданию законов. Болконскому импонирует деятельность Сперанского. Он входит в его кружок. Андрей понимает, что его призвание — законотворчество на благо Родины. Дорога чести приводит его к созданию честного и открытого документа, говорящего об истинном положении армии и необходимых реформах. Однако героя постигает разочарование, его труд отвергнут, что становится причиной новой волны душевных переживаний. Встреча персонажа с Наташей Ростовой утешает Андрея Болконского. Он делает предложение и готовится создать семейную ячейку, продолжая свой путь к нравственному идеалу. Предательство героини разрушило эти надежды, но не сломило Андрея.

Болконский отправляется на Отечественную войну, где разговаривает с Кутузовым. Великий полководец даёт главному герою прекрасный совет: «Иди с богом своей дорогой. Я знаю, твоя дорога — это дорога чести». Полководец оказался прав. Ведь главный герой с честью и доблестью защищает Родину. Теперь его мотивация — не слава, а патриотизм. Он ведет людей не на смерть, а на спасение Родины, семьи — всего, что свято. Поэтому свое смертельное ранение он получил не в бессмысленной гонке за внимание Наполеона, а во время обстрела, когда он отказался покинуть свой полк и пройти в безопасное место.

Писатель на протяжении всего повествования демонстрировал читателю, как меняются характер и взгляды Андрея Болконского. Персонаж неоднократно разочаровывается в своей жизни и деятельности, переживает взлеты и падения. Но в любой ситуации он всегда с достоинством продолжал свой непростой путь. В образе Андрея Болконского Лев Толстой показал человека, живущего по законам чести. Как бы тяжело не было главному герою, он никогда не поступал лицемерно и эгоистично. Жизненный путь Андрея Болконского смело можно назвать «дорогой чести».

Автор: Виктория Комарова

(698 слов) В роман-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстой очень подробно описывает период кровопролитных наполеоновских войн. Однако военная тематика не исчерпывает все идейное своеобразие книги. Писатель наглядно продемонстрировал много ярких и многогранных персонажей, обладающих глубокими и интересными характерами. Можно заметить, что два героя представляют особый интерес для читателей. Именно жизненные пути Безухова и Болконского ведут читателя к постижению истинных ценностей. На протяжении повествования завязываются дружеские отношения между внебрачным сыном графа (Пьером Безуховым) и князем (Андреем Болконским). Они отличаются не только по статусу, но и по возрасту, темпераменту, характеру. Так почему же между ними возникла такая крепкая дружба? Попытаемся выяснить. 

Главный секрет дружбы Пьера и Андрея заключается в том, что они являются родственными душами. Герои близки по своим взглядам, приоритетам и жизненным ориентирам. Их связывает и взаимоуважение. Безухов высоко ценит мнение Болконского, а тот ощущает ответственность за Пьера. Андрей стремится научить своего приятеля чему-то новому, он даёт ему советы старшего товарища, пытаясь, например, отгородить Пьера от компании Курагина. 

В отличие от большинства светских юношей, персонажи не могли сидеть без дела и довольствоваться растратой доставшихся в наследство капиталов. Оба героя ищут свое призвание, но не находят его в роскошных гостиных. Их несоответствие окружению становится очевидным на первых же страницах — в салоне Анны Павловны. Болконский в салоне Шерер является своим человеком, ведь его с раннего детства обучали светским манерам. Тем не менее, на его лице застыло выражение замкнутости и скуки. Оно даже кажется некрасивым, хотя князь хорош собой. А вот Безухов оказывается в данной компании в первый раз. Для него такая обстановка становится весьма необычной. Персонаж с особым интересом следит за людьми и пытается вступать в разговор с ними. Однако герою все же не хватает светских манер. Не соблюдая правил, Безухов вступает в спор о французском императоре. Читатель замечает, что и Пьер, и Андрей всерьёз увлечены данной личностью. По мнению персонажей, Наполеон является настоящим образцом для подражания. В отличие от всех остальных, они не боятся выжать свое мнение, хоть оно и не популярно. Герои схожи ещё и тем, что в ходе развития событий они меняют свое отношение к французскому императору. 

Дружба объединила героев и потому, что у них похожие жизненные цели. Болконский и Безухов стремятся служить на благо обществу и быть полезными ему. Можно заметить, что товарищи разговаривают не только о личных проблемах, но и обсуждают политические и общественные вопросы. Например, Безухов говорит Болконскому о своих преобразованиях в хозяйстве, а тот к тому моменту уже произвел такие же реформы. Оба барина стремятся снизить нагрузку на крестьян и сделать их жизнь более обеспеченной. Только Пьер поступает как философ, далекий от реалий крестьянского быта. Он хочет учредить школы, но за его спиной крестьяне даже платят взятки, лишь бы местный священник не учил их детей. Пьер желает выделить деньги на медицинский уход, но ушлый староста лукавит и обманывает его. Его реформам не хватает знания жизни и практических навыков управления людьми. А Андрей существенно облегчил быт крестьян, снизив подати и позволив им автономно жить и работать. Люди сами организовывали свою общину так, как лучше. В этом примере становится очевидна разница товарищей: один далек от практики, но стремится к идеалу, а второй более деловит и приземлен, а потому довольствуется постепенным ростом крестьянского благосостояния.

Но Пьера и Андрея объединяет нечто более существенное — стремление к развитию. Каждый из героев пребывает в постоянном поиске смысла жизни. Пьеру и Андрею пришлось пройти непростой путь нравственных исканий, чтобы осознать истинные ценности. Герои пережили немало разочарований на своем пути. Товарищи приходят к выводу, что нет ничего важнее созидательного труда во благо страны. К героям пришло осознание того, что смысл жизни состоит из простых человеческих радостей: семьи, любви, призвания. 

Дружба Безухова и Болконского проходит испытание любовью. Пьер и Андрей влюбляются в одну девушку – Наташу Ростову. Однако это не приводит к разрыву их дружбы. Любовь, напротив, способствует появлению нового витка в дружеских отношениях персонажей. Пьера по праву можно считать хранителем любви Болконского и Ростовой. Безухов проявляет истинное благородство, пытаясь помирить Наташу и Андрея. А ведь он влюблен в девушку, но не позволяет себе мешать счастью друга.

Таким образом, дружба Болконского и Безухова — это единство двух противоположностей, направленных к одной цели. Оба друга черпают в общении силы и идеи для духовного роста. Они разные, но их объединяет главное — мировоззрение. И Андрей, и Пьер ищут смысл жизни и находят его в истинных жизненных ценностях: любви, патриотизме, семье, призвании.

Автор: Виктория Комарова

Сочинение по роману Война и мир Толстого 10 класс

Роман Льва Николаевича Толстого – это роман-эпопея. Автор прослеживает за событиями, происходящими в России, Европе в течение 20 лет. На примере отдельных личностей и целых семей он показывает, как переплетаются их судьбы с судьбой России. Он повествует, на что способен русский народ во время войны.

Чтобы всё выглядело достоверно, Толстой изучал архивы и дневники. Побывал на Бородинском поле, чтобы проникнуться величием подвига русского народа, представить себя на месте солдат.

Толстой прописывает множество сюжетных линий, вводит огромное количество действующих лиц. Литературоведы задались целью подсчитать, сколько их. И насчитали примерно 560 человек. У произведения нет логического конца. Это и понятно – ведь жизнь огромной страны и отдельных личностей продолжается.

На протяжении всего произведения незримо присутствует автор. Он делает философские, лирические, исторические отступления для того, чтобы читатель как можно глубже вник в суть происходящего. Он даёт оценку сражений, критически характеризует исторических лиц и военноначальников.

Философские отступления главных героев. Вот князь Андрей думает про дуб, что он стоял, стоит и будет стоять. Его размышления над бегущими по небу облаками. Мощно выписан собирательный образ русского народа, который перед лицом опасности порабощения, сплотился воедино. И бедные, и богатые плечом к плечу, стали в один ряд, создавали партизанские отряды. И дали Наполеону достойный отпор. Сопроводил его до самого Парижа, чтобы он, не дай Бог, не заблудился по дороге. Причём, гнали его по той самой, разорённой дороге, по которой он пришёл в Россию.

Толстой в романе подчёркивает, что исход любой битвы зависит не только от мудрости и боевого опыта командиров, но и от сплочённости и слаженности действий простых солдат, партизан, ополченцев. Когда на борьбу поднимается весь русский народ, то у противника нет шансов на успех.

На примере князя Андрея он описывает, как судьба одного зависит от истории. В битве при Аустерлице потерпели крах его мечты о славе. Своего прежнего кумира Наполеона он видит совсем другими глазами. Он понимает, что этот коротышка с амбициями на мировое господство на самом деле простой убийца, который посылает на смерть своих соотечественников.

Толстой изобразил в романе целый цветник женских образов. Любимая среди них – Наташа Ростова. Он как-бы наблюдает за ней со стороны, прослеживает развитие от куколки до красавицы-бабочки. Куколка, тринадцатилетняя девочка-непоседа, внешне похожая на гадкого утёнка. Но такая милая, непосредственная, умеющая находить радость в простых вещах. Как танцуют её родители, как танцует она сама в сцене после охоты, луну на ночном небе. Именно эта её непосредственность и понравилась князю Андрею.

В противовес ей он описывает внешне красивую женщину Петербурга Элен Курагину, за которой волочились все мужчины. Но внутри хищную, расчётливую самку. Наташу тоже любят окружающие, хотя она и проигрывает Элен внешне, но выигрывает духовно. Именно она утешала мать, когда убили брата Петеньку. Она стала опорой и надеждой, не нашедшему своего места в жизни Пьеру Безухову. Как много дал этот брак обоим!

Пьер, наконец, в семье приобрел стабильность и смысл жизни. А Наташа расцвела, и превратилась из куколки в бабочку. Семья – самая главная ценность в жизни любого человека – делает заключение Лев Толстой.

2 вариант

Лев Николаевич Толстой написал легендарное произведение «Война и мир». В его основе лежат события, которые происходили в реальности. Действия происходят в первой половине девятнадцатого века. В это время была война. Автор в своем бессмертном произведении описывал жестокие сцены, связанные с боевыми действиями, переговоры между французами и русскими и обычную жизнь народа.

Л.Н. Толстой в начале произведения рассказывает, как начинались боевые действия и как военные отправлялись в Браунау. Все были истощенны и измучанные. Во время похода у солдат даже портилась обувь. Путь был долгий и изнурительный из России в Австрию. Люди в походе сильно устали и валились с ног. Дойдя до пункта назначения, Кутузов продемонстрировал уставшее войско австрийским военачальникам. Он надеялся, что русскую армию в таком виде не примут в австрийские войска. Эта сцена не случайно описана в произведении. Этим автор хотел показать, то, что и офицеры и солдаты не хотели воевать и не понимали, зачем они должны это делать.

Л. Толстой хотел показать читателям ужас, бессмысленность и несправедливость войны. Погибло много невинных людей. Автор много внимания в рассказе уделил описанию кровавых событий и страданиям людей.

Одним из основных персонажей романа считается Николай Ростов. Он был на поле боя, видел смерть и жестокость. Все это с ним происходило впервые. В юности Ростов воспринимал боевые действия в романтическом свете. Он хотел побывать на поле боя и доказать всем свою значимость и отвагу. Но в действительности война оказалась жуткой, кровавой и лишённой романтизма. Во время его первого боя парень потерял лошадь и получил ранение в районе руки. Все это было для Ростова подобно ужасного сна. Он не смог участвовать в войне до конца, поэтому убежал.

В своем романе «Война и мир» Л.Н. Толстой собрал большое количество персонажей. Некоторые герои отрицательные, вызывают чувство неприязни у читателя. Есть и такие персонажи, на которых хочется ровняться. Они вызывают чувство уважения у обычного читателя. Например, Тушин – это смелый и честный капитан. Он ничего не боится и храбро идет в бой. Читателя в нем подкупает его скромность и отвага.

Л.Н. Толстой в своем романе восхищается мужеством и смелостью обычных русских солдат и бравых офицеров. На фоне войны в романе описаны чудесные отношения между Наташей и Андреем. Но потом они разбиваются. Любовь привносит в роман о войне некую изюминку.

Сочинение 3

В произведении автор раскрывает очень важные темы, такие как война и жизнь в военное время, как складывались отношения между людьми, дружба, любовь.

Пожалуй, самым основным героем в произведении Толстого является Болконский. О нем рассказывается уже в самом начале романа. Андрей человек очень целеустремленный, постоянно ищет смысл жизни. Он всегда стремился дойти до идеала. Своей идеальной партией он считал девушку Лизу, поэтому женился на ней. Но чуть позже Лиза стала ему совсем неинтересная и она не привлекала его внимания. Он поменял свое отношение к супруге, она для него стала чем-то обыденным.

Герой всегда жаждил славы и поэтому желал совершить какой-нибудь подвиг, о котором будет говорить весь мир. Андрей поступает на службу и его прежний образ колоссально изменился.

Позже он все же осуществил свою мечту, в его руках было знамя и он шел впереди в одной из битв. Но и этот подвиг стал для Болконского уже простым и обыденным. Ему уже все приелось.
Герой не до конца осознавал, что такое война. Он понял позже, после ранения, что война-это явление ужасающее. На войне не хочется погибнуть. Андрей начал ценить свою жизнь, он дико хотел выжить после всего этого. Теперь он понял для чего он существует.

Когда Андрей встретил Наташу, то наконец обрел счастье. Он был очень счастлив рядом с ней. Любовь между Андреем и Наташей возникла практически с первого взгляда. Наташа оказалась очень загадочной женщиной, это его и привлекало в ней. Он не мог забыть Наташу даже на расстоянии. Наташа же всегда хотела, чтобы ее любимый был рядом. Когда Болконский ушел на войну, то на горизонте появился Анатоль Курагин, который запудрил молодой девушке мозги,и та в него влюбилась. Отношения между Наташей и Андреем разрушились, оставив после себя боль и разочарования.

Позже судьба все-таки свела двух возлюбленных между собой, но тогда уже их любовь закончилась трагически.

Болконский на протяжении всей своей жизни находился в поисках смысла жизни, он искал его в светском обществе, в любви, даже в войне. Но когда он все же достигал своей цели, но разочаровывался. Он никогда не ценил моменты в жизни. А когда понял и осознал все, то было уже поздно.

Именно Андрей Болконский помогает читателю раскрыть вопросы о смысле жизни. Роман с помощью этого героя учит нас ценить каждое мгновение в своей жизни. И не следует разочаровываться после своих поражений, ведь после них может настать и победа.

Рассуждение по произведению Война и мир

Каждая книга чудесна по-своему, если она учит добру. Если после прочтения остается не только память о сюжете, но и какие-то впечатления, то ее можно назвать хорошей. Какие-то произведения являются просто поучительными историями, какие-то помогают измениться, а другие влияют на мировоззрение читателя. Такой книгой для меня стал недавно прочитанный роман Льва Толстого, который носит всем известное название «Война и мир». Данное произведение является романом-эпопеей, то есть здесь рассматривается судьба нескольких поколений в несколько эпох.

Изначально необходимо обратить внимание на название романа. Что такое война? Это зло, страх, ужас, убийства и смерть. А что такое мир? При произношении этого слова в голове всплывают совершенно иные ассоциации: добро, смелость, мир, свет, красота. То есть, вероятно, Толстой хотел этим контрастом в названии что-то донести к внимательному читателю.

В этом произведении имеется огромное количество персонажей, каждый из которых очень яркий и хорошо раскрыт. Еще описаны их судьбы так, что читающий невольно задумывается о том, заслуживают ли они такого подарка или кары со стороны судьбы?

После прочтения романа я задалась вопросом: что значит такое быть хорошим человеком? А плохим? Кто вообще имеет право назвать меня плохой или кого я могу назвать хорошим? Эти вопросы также поднимает в своем произведении Лев Толстой.

Лично я подразумеваю под хорошим человеком того, кто не лжет в первую очередь самому себе, а также держит слово. Он не высокомерен, при этом ведет себя естественно. Он любит свою Родину и готово защитить ее, когда это необходимо. Такому человеку не свойственны лицемерие, лживость и, конечно же, жестокость.

Каждый должен стремится стать добрым человеком или хотя бы лучшей версией себя.

Но кто такой злой и плохой человек? Почему его так можно назвать? Мне кажется, что к типу злых людей относятся те, кто непрерывно лжет своим близким и себе, а также боится сказать правду. Такие люди жестоки и не могут испытать жалости не то, что к людям, но даже по отношению к животным.

Также читают:

Картинка к сочинению По роману Война и мир

Популярные сегодня темы

С чувством зависти каждый сталкивался не раз. Это неприятное, грызущее душу чувство совершенно не дарит никаких положительных эмоций. На работе повысили зарплату другому работнику, или в конкурсе красоты победила другая девушка.

Родился Илья вблизи города Мурома. Он единственный сын в крестьянской семье. От рождения Илье нездоровилось: он почти не двигался. Тридцать лет страдал Муромец от недуга.

Я собака по кличке Тучка. Порода — русский охотничий спаниель. Мне пять лет, и я живу в человеческой стае, она называется семья.

Царь оставляет свою жену и отправляется на войну. Любящей супруге только остается ждать его возвращения. За окном метель и она пытается в ней разглядеть своего любимого

Рассказ «Дама с собачкой» А.Чехов полностью посвятил романтической теме любви. С одной стороны любовные отношения эти неправильны и греховны, но одновременно с этим девственно чисты и прекрасны.

Примеры сочинений по направлению «Война и мир»

Сборник примерных готовых сочинений по направлению ВОАЙНА И МИР для итогового сочинения в 2019-2020 учебном году.

Раздел будет обновляться. СОХРАНИТЕ В ЗАКЛАДКИ!

Поведение человека на войне (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

150 лет книге «Война и мир»

Автор сочинения – Петрунина Людмила Григорьевна

Великий писатель – реалист Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» поставил перед собой задачу — сказать историческую правду о событиях 1812 года. С этой целью он отвел большое место в своем романе-эпопее партизанской войне. Он считал её законной и целесообразной в борьбе против врага. Гениальный художник нарисовал яркие картины этой войны и целую галерею замечательных образов народных мстителей как из офицерского состава (Василий Денисов, Долохов), так и из крестьян (Тихон Щербатый, старостиха Василиса и другие). Писатель справедливо считал, что никаких правил для уничтожения людей не может быть. И если враг пришёл на чужую землю с целью её завоевания, то благо тому народу, который берёт первую попавшуюся дубину и мужественно расправляется с ним.

Перед нами образ народного мстителя – партизана Тихона Щербатого. Это был один из самых нужных людей в партии, полезный и храбрый. Никто больше его «не открыл случаев нападения», никто больше его не побил французов. Его ненависть к врагу не знала границ. Он проявлял отвагу и смелость, когда по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а также приводил пленных. Находчив и ловок был, когда со всего размаха раскалывал топором брёвна, а потом, взяв топор за обух, выстрагивал им тонкие колышки, вырезывал ложки. Когда нужно было сделать что – нибудь особенно трудное, все указывали на Тихона, зная его большую физическую силу и выносливость. Добродушный русский юмор и лукавый ум выделяли Тихона среди других партизан. Он шутил над ранением в спину и разрешал товарищам не раз смеяться над своим способом лечения раны. В лице Тихона Щербатого Толстой дал яркий образ партизана, мстителя за преданное огню и мечу Отечество. Несмотря на тяжёлые условия ведения партизанской войны, русские партизаны не унывали, не падали духом, и в тех условиях они любили пошутить и посмеяться. Все эти качества партизана эпохи Отечественной войны 1812 года в полной мере проявились и в Великой Отечественной войне с гитлеровской Германией.

Патриотическое поведение русских людей в Отечественной войне 1812 года выражалось по – разному. Смоленский купец Ферапонтов, увидев, что городу грозит падение, раскрывает двери магазина и разрешает тащить все из него, чтобы не досталось «дьяволам». Жители Смоленска покидают город с возами. Княжна Марья отдает приказание подготовить подводы к отъезду. Мысль пользоваться покровительством и благодеяниями господина генерала Рамо приводила в ужас. Замечательным патриотическим подвигом русских людей была эвакуация из Москвы почти всего населения. Толстой пишет, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо или дурно будет под управлением французов. Под их управлением нельзя было быть. Это понимал каждый житель. Патриотизм простых русских крестьян Карпа и Власа выразился в том, что они отказывались продавать французам сено даже по дорогой цене и сжигали его. Патриотический подъем в народе хорошо выражен в словах одного ополченца: «Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва. Один конец сделать хотят».

Подводя итог сказанному, снова обращаюсь к страницам замечательного произведения:« Каждый русский человек… на основании того чувства, которое лежит в нас и лежало в наших отцах,…- делал просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию».

Отношение Толстого к войне в романе «Война и мир», Война и мир

Колосов Алексей Алексеевич

В своем романе-”Война и мир” Лев Николаевич Толстой показал две стороны человеческой жизни, в честь которых и названо само произведение. Об отношении автора к невоенному периоду жизни говорить не приходится, он,точевидно, положительно относится к мирному времени. Но как автор великого романа относится к войне? Ответ, на самом деле, не сложен, отношение Л.Н Толстого к войне негативное. В подтверждение этому служит множество примеров. Мнение автора выражается как изображением картин войны, так и действиями и словами героев романа. Я думаю, трудно не показать то, насколько ужасна война, говоря о ней. Л.Н Толстой в подробностях изобразил все её аспекты, что позволяет в полной мере понять её бессмысленность и ужас. Сразу на ум приходят события, которые мы видим глазами таких героев как Андрей, Пьер, Николай Ростов: люди, которые падают замертво от очередной пули, Бородинское поле, покрытое трупами, солдаты, оставшиеся без рук или ног. Говоря о Николае, нельзя не вспомнить его визит к Денисову, в госпиталь, полный измученных, больных людей, которые умирают на глазах друг друга. Говоря о выражении автором своего отношения к войне посредством поступков и слов героев, на ум приходят Андрей Болконский и М.И Кутузов. Андрей, который так рвался заполучить славу на поле боя, оказавшись в гуще боевых действий, на примере Тушина, который совершил настоящий подвиг, видит, что командование не воздает капитану почестей, его отчитывают за потерю пушки. Князь Болконский видит людей, которые вместо того чтобы думать о том, как победить врага, думают о том, как побыстрее продвинуться по карьерной лестнице. Всё это заставляет молодого князя сомневаться, это всё совсем непохоже на то, о чём он мечтал. Говоря о Кутузове, нельзя не сказать того, что он всеми силами пытался избежать тех сражений, которых не считал крайне необходимыми. Всё это для того, чтобы сберечь как можно больше человеческих жизней, под Шенграбеном он послал отряд Багратиона для задержания неприятельской армии, всё для того чтобы остальная часть русского войска смогла отступить. Он был против и сражения под Аустерлицем, которые было проиграно и привело к

множеству жертв, как он и говорил. Все свои силы он направлял на сохранение как можно большего количества жизней. В заключении хочется сказать, что война, это безусловно ужасное событие в жизни любого человека, и Л.Н Толстой отчетливо изобразил все её ужасы и всю её бессмысленность, чем ясно дал понять своё негативное отношение к ней.

Сочинение по роману-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”

Сочинение по роману-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”
В 19 веке очень актуальной была проблема поиска нравственного идеала женщины. Какой должна быть она, идеальная женщина. Многие авторы того времени задумывались над этим вопросом в своих произведениях, создавая различные женские образы: Соня Мармеладова, пожертвовщая своей честью ради семьи и Вера Павловна, живущая по принципу разумного эгоизма, княгиня Трубецкая – жена декабриста, которая оставила ребенка и последовала за мужем в Сибирь и Анна Одинцова – решительная женщина

Он изобразил несколько женских образов, как бы сравнивал их. Но его любимой героиней является Наташа Ростова.
Впервые мы встречаем Наташу тринадцатилетней девочкой: “Черноголовая с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, а своими сбившимися назад черными кудрями… была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка”. Очень часто, описывая Наташу, Толстой подчеркивал ее некрасивость. Но

Элен – душа общества, ею восхищаются, ее хвалят, в нее влюбляются, но только из-за влекущей внешней оболочки.
Наташу тоже любят все, несмотря на то, то она некрасива. Не во внешней красоте дело. Наташа жизнерадостна, непосредственна и, что самое главное, естественна. Она никогда не скрывает своих чувств.

Например, ночь в Отрадном. Душа Наташи полна восторженности, ей не спится, она просит Соню подойти к окну, вглядеться в необыкновенную красоту звездного неба, вдохнуть запахи: “Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!” Разве могли такие же чувства, охватить душу Элен. Нет!

Элен живет по заведенным правилам, она постоянно лицемерит, “умеет держать себя” или, по-другому, умеет быть неестественной. Именно эта неестественность светских дам больше всего отвратительна Андрею Болконскому, и, когда он встречает живую, кипучую, всегда неожиданную Наташу, он в нее влюбляется. Его привлекает в Наташе ее непохожесть на светских барышень, потому что она всегда остается сама собой: “Князь Андрей любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка.

И такова была Наташа”.
Наташа тоже полюбила Андрея, полюбила его искренно до глубины души. Толстой подчеркивает в Наташе это качество отдавать себя полностью каким-либо чувствам, погружаться в них с головой. Наташа любит Андрея и желает сделать это чувство еще более полным и волнующим: “Ей мало было любить и знать, что она любима: ей нужно теперь, сейчас нужно было обнять любимого человека и говорить, и слышать от него слова любви, которыми было полно ее сердце”.
А способна ли Элен любить так искренне, так глубоко! Наверное, нет. Сердце Элен слишком холодно для переживания таких чувств. “Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела, и одна из самых глупых женщин в мире, представляется людям верхом ума и утонченности, и все перед ней преклоняются”. Так думает об Элен Пьер, и с ним нельзя не согласиться.

Она только представляется всем умной, а на самом деле она, скорее, догадлива и расчетлива. Она хочет разбогатеть и делает это самым простым не требующим ума, привычным для женщины способом она выходит замуж за миллионера, решив за него, что он ее любит.
В Наташиной душе нет и тени той расчетливости и эгоизма, которые присущи Элен. Наташа же обладает редким даром, который дан не каждому: она умеет сострадать. Когда Соня плакала, Наташа, не знала причины слез подруги ” … распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок и только оттого, что Соня плакала”.
Наташа – человек очень чуткий она интуитивно угадывает людей. Возникает вопрос, как же Наташа, так глубоко любившая Андрея и всегда чутко чувствовавшая людей, могла влюбиться в такого лживого и лицемерного Анатолия Куракина? Дело в том, что характер Наташи изменчив, она реальный человек, которому не чуждо все мирское Ее сердцу присущи открытость, влюбчивость, доверчивость.

Она просто не думала, что делала, а открывалась навстречу чувствам. Но Толстой с тревогой думает о том, что неестественный и лицемерный мир, в котором живет Куракин, способен поглотить естественную человеческую душу. В конце концов, Наташа осознает лживость и неискренность чувств Анатолия и понимает, что тот, кого она боготворила, кем восхищалась, кто был ей дорог, жил в ее сердце все это время.

Больше всех за измену жениху Наташа упрекает себя. Она мучается угрызениями совести, страдает, ненавидит себя за все случившееся. А Элен?

Даже став причиной развода и расставшись с мужем, она не чувствует угрызений совести, и в обществе представляет все так, что виноватым оказывается Пьер, а не она.
Во время войны 1812 года раскрывается еще одно качество Наташи – патриотизм. Она всеми силами хочет помочь русским солдатам, и, когда она узнает, что раненым срочно нужны подводы, она ни минуты не колеблясь, отдает их им: “Люди собрались вокруг Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказание о том, что отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые”.
Толстой преподносит нам Наташу пылкой, живой, любящей, патриотической и дает нам понять, что она способна на подвиг. И если Пьер в 1825 году окажется на Сенатской площади, а позже его сошлют в Сибирь, Наташа бросит все и отправится за ним. А способна ли на такой подвиг Элен?

Да она ни на что на свете не променяет светское общество, деньги, балы и салоны, ведь только в этом заключается вся ее жизнь.
Толстой решал вопрос о месте женщины в обществе по-своему: место женщины в семье. Наташа создала хорошую семью, которой она отдается целиком и полностью. Она сумела организовать все в доме так, что прислуга не только исполняла, но даже угадывала желания ее мужа Пьера. Семья стала для Наташи основой ее духовного счастья: “Наташе нужен был муж.

Муж был дан ей. И муж дал ей семью. И в другом, лучшем муже она не только не видела надобности, но так как все силы душевные ее были устремлены на то, чтобы служить этому мужу и семье, она и не могла себе представить, и не видела никакого интереса в представлении о том, что было бы если бы был другой”. Не приходится сомневаться, что в семье Наташи вырастут хорошие дети, ведь она понимает, что материнство ставит женщину превыше всех, и она счастлива этим материнством.

Элен не способна созидать, давать новую жизнь, она – бездумная разрушительница. Как жестока Элен в сцене, когда она отказывается от материнства. Элен можно сравнить с божественно красивой статуей из белого мрамора, на которую смотрят, которой восхищаются, но никто не готов полюбить ее, потому что то, из чего она сделана, – камень, холодный и твердый, там нет души, а значит нет отклика и тепла. А в образе Наташи Ростовой Толстой воплотил все, что по его мнению, должно быть присуще женщине.

Он дал ей все те же качества, которые необходимы человеку и которые он ценит в людях, и в особенности в женщинах. Вот почему Наташа – любимая героиня автора романа “Война и мир”.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС (102 ч)  с учетом рабочей программы воспитания и с  указанием
количества часов, отводимых на изучение каждой темы

10.

А. И. Куприн. «Поединок»: автобиографический и гуманистический
характер повести

11.

Талант любви и тема социального неравенства в повести А. И.
Куприна «Гранатовый браслет»

12.

Контрольное сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна

Текущий, контрольное сочинение

13.

Творчество Л. Н. Андреева

Виртуальная  экскурсия по  Русскому  Зарубежью

14.

Творчество И. С. Шмелёва, Б.К. Зайцева

15.

Творчество А. Т. Аверченко, Тэффи

16.

Творчество В. В. Набокова.

17.

Серебряный век как литературно-эстетическая категория. Модернизм
поэзии Серебряного века.

18.

Символизм как литературное течение. В. Я. Брюсов как
основоположник русского символизма

19.

Своеобразие художественного творчества К. Д. Бальмонта

20.

Основные темы и мотивы лирики И. Ф. Анненского, Ф. Сологуба, А.
Белого

21.

Русский акмеизм и его истоки

«Час  поэзии»

«Родина в лирике  поэтов  первой четверти 20 в»

22.

 Проблематика и поэтика лирики Н. С. Гумилёва.

23.

Футуризм как литературное течение модернизма. Лирика И.
Северянина, В.Ф. Ходасевича

24.

 Контрольное сочинение по произведениям поэтов Серебряного века.

Текущий, контрольное сочинение

25.

М. Горький: жизнь, творчество, личность. Ранние романтические
рассказы М. Горького

26.

Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль».

56.

Жизнь, творчество, личность М. А. Булгакова. Обзор романа «Белая
гвардия», пьесы «Дни Турбиных»

57.

Сатира М. А. Булгакова. «Роковые яйца», «Собачье сердце» (обзор
произведений)

58.

История создания,
проблематика, жанр и композиция романа М. А. Булгакова «Мастер и

59.

Три мира в романе М. А.
Булгакова «Мастер и           

60.

Маргарита». Система образов романа

Темы любви, творчества и вечности в романе М. А.

Булгакова «Мастер и Маргарита»

61.

Контрольное сочинение по роману М. А. Булгакова «Мастер и
Маргарита»

Текущий, контрольное сочинение

«Мы  были  музыкой  во 

льду..»

Час поэзии

62.

М. И. Цветаева. Жизнь, творчество, личность. Основные темы
творчества

63.

Поэмы М. И. Цветаевой (урок-обзор)

64.

О. Э. Мандельштам. Жизнь, творчество, судьба поэта. Основные
темы творчества

65.

А. Н. Толстой. Жизнь и художественное наследие писателя. Обзор
автобиографической повести «Детство Никиты», романа-эпопеи «Хождение по
мукам».  Тема русской истории в романе А. Н.

Толстого «Пётр I»

66.

М. М. Пришвин. Жизнь, творчество, личность М. М. Пришвина. Обзор
художественного наследия писателя

67.

Жизнь и творчество Б. Л. Пастернака. Основные мотивы его поэзии

68.

Роман Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго». Человек, история и
природа в произведении

82.

Биографические истоки творчества А. Т. Твардовского. Поэма
«Страна Муравия»

83.

Поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»

84.

Лирика А. Т. Твардовского

85.

Литература периода Великой Отечественной войны.

Проза, поэзия, драматургия периода Великой

Отечественной войны

86.

А. И. Солженицын. Жизнь и судьба писателя.

Своеобразие раскрытия лагерной темы в повести

«Один день Ивана Денисовича»

87.

Малая проза А. И.
Солженицына. Тема праведничества в рассказе «Матрёнин двор» А. И. Солженицын.
«Архипелаг ГУЛАГ» — летопись страданий

88.

89.

Символический смысл повести Э. Хемингуэя «Старик и море»

90.

«Поэтическая весна». Лирика поэтов — участников

Великой Отечественной войны. (Обзор поэзии Л. Н.

Мартынова, С. П. Гудзенко, А. П. Межирова, Ю. В.

Урок — концерт

91.

Русская советская поэзия 1960 —1970-х годов: время

«поэтического бума», период 
после «поэтического бума» (урок-обзор)

92.

Общая характеристика русской поэзии 1980— 1990х годов. Лирика И.
А. Бродского

93.

Современность и «постсовременность» в мировой литературе

94.

«Лейтенантская проза». В. П. Некрасов. «В окопах

Сталинграда»

95.

«Деревенская проза». Обзор повестей Б. А. Можаева

«Живой», В. И. Белова «Привычное дело»

96.

В. Г. Распутин: жизнь, творчество, личность.

Проблематика повести «Прощание с Матёрой»

Квест

«Творчество  писателей  50

– 70 гг 20 в»

97.

В. М. Шукшин: жизнь, творчество, личность. Обзор литературного
творчества

98.

Творчество А. В. Вампилова. Анализ пьесы «Утиная охота»

99.

Творчество Ф. А. Абрамова. Проблематика повестей «Деревянные
кони», «Пелагея», «Алька»

100.  

Анализ повестей К. Д. Воробьёва «Убиты под

Москвой», В. Кондратьева «Сашка», Е. И. Носова

«Усвятские шлемоносцы»

101.  

«Городская» проза Ю. В. Трифонова, А. Г. Битова,

Вл. С. Маканина. Анализ повести Ю. В. Трифонова «Обмен»

102.  

Контрольная работа за курс 11 класса

Итоговый, контрольная работа

Оценочные материалы (КИМы).

  • По русски как пишется слитно или раздельно
  • По русскому обычаю как пишется
  • По ровну как пишется слитно или раздельно
  • По русскому языку сочинение на лингвистическую тему 8 класс по русскому языку
  • По рисункам составить рассказ об отношении человека к водоемам