По рисункам составь рассказ об отношении человека к водоемам напиши о противоположной деятельности

Попробуйте выполнить этот тест сами: нарисуйте дом, дерево и человека. вам датся 5 минут на каждый рисунок. пока не нарисуете,

Попробуйте выполнить этот тест сами: нарисуйте дом, дерево и человека. Вам даётся 5 минут на каждый рисунок.

Пока не нарисуете, дальше статью не читайте!

Теперь смотрим ваше творчество и анализируем.

Дом

Масштаб рисунка
Какую долю занимает рисунок относительно листа? Если менее 1/3, то психологи считают, что у автора занижена самооценка. Размер рисунка соответствует тому месту, которое человек отводит себе в окружающем мире.

Окна
Посмотрим на количество окон в доме. Психологи считают, что оно примерно соответствует количеству значимых для вас людей. Если кто-то нарисовал глухую избушку без окон, без дверей, то с ним всё понятно.

Крыша
Соотношение размеров крыши и остальной части дома говорит о фантазии человека. Чем больше доля крыши, тем сильнее у человека развито воображение. Обычное соотношение крыши и дома примерно 1:3.

Коттедж или многоквартирный дом?
Если человек изобразил многоквартирный дом, тем паче небоскрёб, то он ощущает себя частью общества. Это человек общественный, коллективист, в противоположность индивидуалисту, изобразившему личную дачу, усадьбу или избушку.

Дверь
Посмотрите, велика ли (и есть ли) в доме дверь? Открыта ли она? Легко ли попасть в дом? Всё это говорит об открытости человека, о его желании сотрудничать с внешним миром. Если к двери ведёт высокая лестница, пробиться к внутреннему миру такого человека нелегко. Если на двери висит амбарный замок — этот человек наглухо от всех закрыт.

Жилой ли дом?
Есть ли в доме занавески? Идёт ли дым из печной трубы? Цветут ли цветы на подоконнике? Всё это говорит о самоощущении человека в семье. Если дом мёртвый и наглухо заколоченный, похоже, человек в депрессии. Ещё хуже, если дом полуразрушенный.

Много ли в доме повторяющихся деталей?
Если на рисунке много однотипных окон, тщательно прорисована черепица крыши, кирпичи и т. п., то это можно трактовать как тревожность, либо как педантичность. Тревожные люди успокаиваются, изображая однотипные предметы. Кстати, это можно понять и без теста, наблюдая за тем, какие каракули человек выводит на листке, разговаривая по телефону (если у него есть такая привычка). Повторяющиеся детали могут быть свидетельством склонности застревать на каких-либо ситуациях и формах поведения.

Есть ли пристройки к дому?
Обилие пристроек, построек типа колодцев, сараев, беседок также свидетельствуют о тревожности человека. Ему требуется дополнительная защита для возвращения уверенности.

Дерево

Хвойное или лиственное?
Психологи считают, что хвойное, колючее дерево — признак человека, к которому непросто найти подход. Если человек нарисовал какое-то экзотическое дерево, то он ощущает себя «не в своей тарелке», переживает о чём-то.

Пышна ли крона?
Богатая листвой крона говорит о мощной жизненной энергии и готовности к действиям. Чахлое деревце — признак упадка сил, депрессии.

Растут ли на дереве плоды?
Если дерево обильно усыпано плодами, человек активно размышляет о продолжении рода, о детях.

Виден ли корень дерева?
Ярко выраженный корень свидетельствует об ответственности человека и уверенности в принимаемых решениях.

Ствол
Форма ствола дерева свидетельствует о сложившейся жизненной ситуации человека. Если он широкий и прямой, то жизнь человека идёт по накатанной колее. Если ствол искривлён, жизнь свернула куда-то не туда. Если ствол раздваивается — человек стоит перед каким-то важным выбором и не может пока принять решение.

Дупло
Если в стволе есть дупло, то человека что-то беспокоит, возможно, болезнь или какие-то страхи.

Человек

Изображая абстрактного человека, по мнению психологов, вы рисуете самого себя.

Пол
Если пол нарисованного человека не соответствует полу автора, то это свидетельствует о несоответствии своей социальной самоидентификации общепринятым стандартам. Мужчина, изобразивший женщину, демонстрирует свою повышенную эмоциональность, чувствительность, а женщина, изобразившая мужчину — импульсивность, агрессивность.

Голова
Размер головы говорит о самооценке интеллектуальных возможностей. Маленькая или чрезвычайно большая голова указывает на некоторые комплексы.

Руки
В изображении рук проявляются агрессивные инстинкты. Если руки прорисованы нечётко, это проявление агрессии. Если спрятаны в карманах, агрессия скрытая, сдерживаемая. Если человек что-то держит в руках, это говорит о его потребности в защите. Если руки охватывают талию, человек пытается соответствовать общим требованиям и правилам.

Лицо
Наличие или отсутствие органов чувств (глаза, нос, рот, уши) указывает на желание человека контактировать с внешним миром. То есть: если есть только глаза, то человек по жизни наблюдатель, если есть рот, то любит поговорить, если есть ещё и уши — готов слышать других, если есть всё, включая нос — человек в полном контакте с окружающим миром.

Волосы
Причёска, закрывающая лицо, говорит о закрытости человека от мира.

Ноги
Если ноги развёрнуты, видны ступни, обувь, то человек демонстрирует ощущение устойчивости, уверенности в принятии решений. Спрятанные или босые ноги свидетельствуют о беззащитности и неуверенности в себе и положении в окружающем мире.

Ну вот, теперь, когда вы протестировали себя, можете поупражняться в определении психологических типов близких, знакомых и коллег. Помните, что данные интерпретации рисунков не являются истиной в последней инстанции, они выведены для среднего человека по большому числу наблюдений и экспериментов. Но каждый ваш подопытный — яркая индивидуальность, и не всё вышесказанное ему в точности подходит. Многое также зависит от текущего настроения человека, отношения к вам и вашему заданию.

Я ИДУ НА УРОК

Д.И.НОВИКОВА,
г.Троицк,
Московская обл.


Урок подготовки к сочинению в
форме деловой игры «Соавторы»

5 класс

Графически оформленные истории дают
возможность наглядно показать учащимся развитие
действия, выяснить характер героя, обратить
внимание на то, как художник мотивирует его
поступки.

П.Ф. Ивченков

Сюжетные рисунки традиционно
используются в 5-м классе для создания на их
основе сочинений в жанре рассказа или сказки.
Предусмотрен этот вид работы и в действующих
учебниках. Методика проведения подобных уроков
описана достаточно подробно П.Ф. Ивченковым
(Система обучения сочинениям в 4–8-х классах / Под
ред. Т.А. Ладыженской. М., 1973. С. 256–265). Есть и
отдельные разработки (см. Пленкин  Н.А.
Уроки развития речи: 5–9-е кл. // Для учителя: Из
опыта работы. М., 1995. С. 35–36). На примере
предлагаемого урока мы хотим показать новые
возможности работы с сюжетными рисунками.

В данном уроке для создания сочинения
учащимися используется один из рассказов в
рисунках В.Сутеева, известного писателя и
художника. Опыт показывает, что творчество этого
автора хорошо воспринимается школьниками,
которые с удовольствием и интересом работают над
созданием рассказов по его рисункам. Веселые
рассказы в рисунках позволяют создать хороший
эмоциональный настрой на уроке и решить
несколько задач: повторить особенности
построения текстов повествовательного
характера, применить эти знания в новой для
школьников ситуации, познакомить учащихся с
особенностями построения рассказа. Кроме того,
рассказы в рисунках, к которым нет слов автора,
обладают хорошими дидактическими возможностями:
пятиклассники чувствуют себя сопричастными
художнику, получают возможность выступить в роли
его «соавтора».

Учитывая эти факторы, я разработала
урок в форме деловой (ролевой) игры «Соавторы», в
процессе которой ребята учатся основам
построения рассказа, а также под руководством
учителя определяют основные правила – законы
соавторства («Памятка соавтору»).

Работа на уроке построена таким
образом, что сначала на примере текста-образца
ученики определяют, чем руководствуется соавтор
художника, составляя рассказ по сюжетным
рисункам, а затем применяют полученные знания,
работая над другой серией рисунков.

Методика работы по сюжетным рисункам
близка к работе по картине, если последняя
используется как наглядное средство для
создания сочинений повествовательного
характера. Но по сюжетным рисункам учащимся
легче составить рассказ, поскольку рисунков, как
правило, бывает несколько, и каждый из них
соответствует какой-либо композиционной части
сочинения-повествования (вступление, развитие
действия, кульминация, развязка), а на картине
запечатлен только один момент какого-либо
события (чаще всего кульминация), а все остальное
учениками домысливается в процессе работы над
картиной. С такой работой неплохо справляются и
слабо подготовленные ученики. Кроме того, эта
форма деятельности развивает логическое
мышление.

В качестве предварительных упражнений
творческого характера могут быть использованы
следующие упражнения: составление диалога по
сюжетным картинкам; редактирование текстов;
составление рассказов по опорным
словосочетаниям на основе сюжетных рисунков и
др. (примеры упражнений даны ниже). Эти упражнения
учитель может использовать при повторении темы
«Диалог, постановка знаков препинания при
диалоге».

Цели урока:

  • подготовить учащихся к написанию
    сочинения-повествования в жанре рассказа;

  • повторить и закрепить знания о
    композиции сочинения повествовательного
    характера, дать понятие о композиции рассказа;

  • активизировать слова, связанные со
    спецификой работы на уроке: соавтор,
    экспозиция, композиция, кульминация
    ;

  • способствовать формированию любви к
    слову и интереса к творческому труду писателя.

Предварительные упражнения
творческого характера.

1. Составление диалога по сюжетным
картинкам.
Рассмотрите рисунки, подумайте, о
чем герои могли бы разговаривать, составьте
диалоги героев на основе содержания рисунков.
Например, возможный диалог по серии сюжетных
рисунков «Уточный паром»:

 – Добрый день, милая Кряква! –
сказала курочка.
– Здравствуй, Хохлатка! – ответила утка.
– Мне с моими цыплятами очень нужно перебраться
на другой берег реки, но мы боимся воды и не умеем
плавать. Ты не могла бы нам помочь? – попросила
курица.
– Нет ничего проще. Садись мне на спину, а твои
малыши пусть усаживаются на спинки моих утят да
держатся покрепче. Так мы и перевезем вас через
реку! – воскликнула утка.
– Спасибо тебе! – обрадовалась курица.
– Не за что, мы должны помогать нашим хорошим
соседям! – проговорила утка
.

2. Редакционная работа.
Отредактируйте имеющиеся слова автора, исправив
в них речевые ошибки. Пример работы по серии
рисунков «По дороге домой».

– Мамочка, я устал! – сказал (захныкал)
Ежонок.
– Не плачь, скоро придем домой, – сказала
(уговаривала его) Ежиха.
– Я не могу больше идти дальше, – сказал
(заплакал) Ежонок.
– Ну хорошо, садись в петлю на одной стороне моей
палочки, а на другой будет наш узелок с
продуктами, – сказала (ответила) Ежиха.
– Мамочка Ежиха, я чуть-чуть отдохну и пойду
самостоятельно, – сказал (проговорил) Ежонок.

3. Составление рассказов по опорным
словосочетаниям на основе сюжетных рисунков
.

Рассмотрите рисунки, подумайте, о чем
вы могли бы рассказать, используя их. Составьте
рассказ, опираясь на приведенные ниже опорные
словосочетания.

Солнеч(?)ный день, бе(з,с)облач(?)ное
небо, (не)стерпимый зной, отправился прогулят(?)ся,
решил искупат(?)ся, хотелось окунут(?)ся, быстро
ра(з,с)делся, (с,з)бросил ботинки, (не)брежно
набросил шляпу, вдоволь поплескат(?)ся, вышел на
пе(?)чаный берег, замер от уд(?)вления, любила
пр(?)нарядит(?)ся, хотела похвастат(?)ся, велич(?)во
вышагивал, изумле(нн,н)ый теленок, последний крик
моды.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем работать с
рисунками известного писателя и художника.
Прежде чем я назову вам его имя, проведем
небольшую викторину, посмотрим, знаете ли вы его
рассказы. (Учитель показывает
рисунки-иллюстрации В.Сутеева школьникам из
хорошо известных ученикам рассказов: «Кто сказал
“мяу!”?», «Разные колеса», «Три котенка» и др.; те
отгадывают, о каком рассказе идет речь.)

Написал эти рассказы писатель и
художник Владимир Сутеев – талантливый человек,
придумавший много забавных историй, в которых
действующими лицами являются животные. Он
создавал и рисунки к своим рассказам. Дар
художника позволил ему создать необыкновенные
рассказы без слов – в рисунках. Зная о том, что
многие дети любят сочинять, придумывать что-то,
он предоставил своим зрителям такую возможность:
рисунки есть, а текста нет, и каждый, кто
рассматривает эти рисунки, может сам составить
рассказ и стать своеобразным соавтором
художника.
Но сначала давайте определим, кто же такой соавтор.
Слово автор и его значение вам хорошо
знакомы, а вот приставка со- встречается в
словах не очень-то часто. Она очень интересная и в
русском языке выполняет важную задачу:
показывает, что кто-то вместе с кем-то что-либо
совместно делает. Попробуйте, зная это значение
приставки, определить:
– Кто такие сотрудники? (Люди, которые вместе
трудятся.)

– Кто такие собеседники? (Те, кто участвует в
беседе.)

– Кто такие соавторы? (Соавтор – человек,
который вместе с кем-нибудь является автором
чего-нибудь.)

Итак, мы сегодня на уроке представим
себя соавторами художника, только наша задача
будет заключаться не в том, чтобы что-то
дорисовывать к авторским рисункам, а в том, чтобы
«расшифровать» замысел художника и составить
рассказ по его рисункам. И еще, работая с
сюжетными рисунками, мы составим памятку
соавтора, куда запишем основные законы
соавторства, выявленные нами на уроке.

Работа с готовым текстом-образцом,
составленным по сюжетным рисункам.

  • Рассмотрите внимательно веселые
    рисунки В.Сутеева. Понравились ли они вам?

  • Подумайте, какой бы вы написали
    рассказ по этим рисункам, но вслух об этом пока не
    говорите… (учащиеся несколько минут молча
    думают над рассказом).

  • А сейчас послушайте, какой рассказ по
    этим рисункам уже написан одним пятиклассником.

ХОТЬ ЧЕРНЫ, ДА ЗАТО СВОИ

Как-то раз летним погожим днем повела
мама курица своих детей на прогулку. Идет,
поглядывает на своих детей, радуется: все детки
чистенькие, желтенькие, один другого лучше! А
цыплята маленькие, глупые, все им интересно. Один
стал рассматривать жучка, другой погнался за
разноцветной бабочкой, третий засмотрелся на
свое отражение в луже. Но вот на пути малышей
оказалась старая брошенная труба от самовара.
«Интересно, что там внутри?» – подумали цыплята,
и не успела мама курица сказать свое обычное
«куд-куда», как неслухи нырнули в трубу. А
выбрались из противоположного конца трубы уже
совсем другие цыплята. Мама курица даже рот
разинула от удивления: вместо пушистых желтых
комочков за ней шли четверо грязных, черных,
чумазых цыплят-негритят. Расстроилась мама
курица. Что делать? Воды-то куры не любят, помыть
цыплят не удастся. А потом решила: ну и что же, что
черные. Хоть и черны, да зато свои.

  • Понравился вам рассказ? Интересный ли
    он получился?

  • Определите тему и основную мысль
    текста. (В тексте рассказывается об одном
    случае, произошедшем с мамой курицей и ее
    цыплятами; основная мысль вынесена в заголовок
    рассказа.)

  • Соответствует ли тема и основная
    мысль рассказа теме и основной мысли авторских
    сюжетных рисунков? (Да, соответствует.)

  • Можно ли по-другому «расшифровать»
    авторский замысел в рисунках? Если бы вы были
    писателями, какой бы вы составили рассказ по этим
    рисункам? (Один из возможных вариантов ответа: «Я
    изменил бы концовку рассказа. Сказал бы о том, что
    мама курица была рассержена на своих непослушных
    детей, повела их домой и объяснила, что, прежде
    чем что-либо сделать, нужно все хорошо обдумать,
    прежде чем куда-то пойти, надо знать, чем это
    может обернуться. И название я бы подобрал
    другое: “Не зная броду, не суйся в воду”»
    .)

  • Интересный получился вариант, но
    совершенно другой по сравнению с тем, что мы
    услышали в прочитанном рассказе. Следовательно,
    как соавторы художника вы должны очень тщательно
    обдумать тему и идею своего рассказа, чтобы не
    исказить замысел сюжетных рисунков
    . Это
    первое наше правило, которое мы занесем в нашу
    памятку соавтора.

  • Есть ли в услышанном вами тексте
    какие-то моменты, детали, соответствия которым на
    рисунках нет? (Есть, например: что делали малыши
    цыплята, пока не увидели трубу; что они подумали,
    этого никак нельзя отобразить на рисунках.)

  • Противоречат ли эти детали замыслу
    художника? (Нет, не противоречат.)

  • Следовательно, второе правило
    соавторства заключается в том, что вы как
    соавторы имеете право на художественный вымысел
    :
    можно домысливать то, что было до момента,
    изображенного на картинке, что произойдет после
    того, как сюжет на картинках окажется
    исчерпанным.

  • Посмотрите внимательно на рисунки.
    Есть ли на них какие-то детали, которые в рассказе
    не были отражены? (Есть. Например, в рассказ не
    включены описание места, где происходили
    события, указание на время, когда происходили
    события.)

  • Можно ли обойтись без этих деталей
    или их обязательно нужно включать в рассказ? (Можно
    и включать, а можно и не включать в рассказ.)

  • Еще одно правило, которое мы с вами
    установили, заключается в том, что вам не
    нужно описывать абсолютно все, что изображено
    художником на рисунке
    . Ваше дело –
    рассказать о событии.

  • Итак, представим себе, что рассказ мы
    уже написали. Стыдно будет, если кто-либо его
    прочитает и обнаружит какие-то нелепости, ошибки.
    Что нужно сделать после того, как рассказ
    написан? (Проверить, все ли правильно, и
    отредактировать рассказ.)
    Правильно, вы несете
    ответственность за качество своего рассказа. Еще
    одно правило: перечитайте вслух написанный
    рассказ, отредактируйте его самостоятельно,
    исправьте возможные ошибки
    .

  • А теперь вспомните: о чем я вас
    спросила, когда вы только прослушали рассказ
    ученика? (Интересный ли рассказ?)

  • Верно. Каждый автор должен думать
    о своих читателях, заботиться о них, стараться
    писать так, чтобы читать рассказ было интересно
    .
    Это последнее правило, которое мы с вами сегодня
    обсудили. Все вместе они составляют памятку
    соавтору – человеку, который совместно с кем-то
    является автором чего-либо. (Все правила
    записываются на доске учителем.)

Итак, анализируя текст рассказа,
составленный вашим ровесником, мы увидели
некоторые его особенности и составили памятку
соавтора.

Памятка авторам рассказов (соавторам
художников)

1. Внимательно рассмотрите рисунки,
обдумайте тему и основную мысль своего рассказа.
Помните о том, что вы соавторы художника: вы
озвучиваете то, что нарисовано на картинке.
2. Как соавторы вы имеете право на художественный
вымысел: можно домысливать то, что было до
момента, изображенного на картинке, что
произойдет после того, как сюжет на картинках
окажется исчерпанным.
3. Вам не нужно описывать абсолютно все, что
изображено художником на картинке. Ваше дело –
рассказать о событии картинки.
4. Вы несете ответственность за качество своего
рассказа. Перечитайте вслух написанный рассказ,
отредактируйте его самостоятельно.
5. Позаботьтесь о своих читателях,
постарайтесь написать так, чтобы читать ваш
рассказ было интересно
.

Работа над типом речи сочинения.

  • Какой тип речи характерен для данного
    рассказа? (Повествование.)

  • Почему именно повествование?
    тексте говорится о событиях, которые следуют
    друг за другом, а это особенность повествования.)

  • Какова композиция (построение)
    рассказа? (Завязка, развитие действия,
    кульминация, развязка.)

  • Найдите в рассказе эти части и
    разделите его в соответствии с его композицией
    на абзацы. (Учащиеся работают, выделяя
    следующие части: 1) Как-то раз…; 2) Но вот на пути
    малышей…; 3) Расстроилась мама курица…
    )

  • Какие вопросы можно задать к этому
    тексту? (К тексту можно задать ряд вопросов: что
    произошло? Как это случилось?)

  • Каковы грамматические особенности
    рассказа? (В рассказе много глаголов, чаще всего
    употребленных в прошедшем времени, предложений с
    прямой речью.)

  • Мы выяснили особенности текста,
    который придумал по рисункам В.Сутеева ученик. А
    теперь давайте обратимся к серии рисунков
    В.Сутеева, по которой вы будете составлять
    рассказ.

Работа над темой и основной мыслью
сочинения.

  • Как вы думаете, о чем нам рассказали
    рисунки? (Рисунки рассказывают нам о том, как
    кошка хотела навредить собаке.)

  • Какой общий заголовок можно
    подобрать к рисункам исходя из определенной нами
    темы? (Кошка и пес. Как кошка хотела отомстить
    собаке. Война «миров». Кошачья месть. Вредная
    кошка. Один день из жизни кошки с собакой.)

  • Какой общей мыслью объединены
    рисунки? (Не нужно стараться делать плохое
    другому, так как ты сам можешь от этого
    пострадать.)

  • Можно ли подобрать заголовок, который
    отражал бы основную мысль рисунков (можно
    вспомнить и подходящую к данному случаю
    пословицу)? (Не рой другому яму – сам в нее
    попадешь. Хорошо смеется тот, кто смеется
    последним.)

  • Давайте выберем заголовок из тех
    вариантов, которые вы предлагали. (Не рой
    другому яму – сам в нее попадешь.)

  • Теперь нам нужно продумать
    последовательность работы над сочинением.

Составление плана.

  • Учитель меняет рисунки местами. Видна
    ли последовательность действий, если
    расположить рисунки вразброс? (Последовательность
    действий не видна.)

  • Переставьте рисунки так, чтобы
    прослеживалась последовательность действий.

  • Какой композиционной части
    повествования соответствует каждый рисунок? (Первый
    рисунок – завязка, второй – развитие действия,
    третий – кульминация и развязка.)

  • Попробуйте озаглавить рисунки. (Возможные
    варианты: 1) Мирный отдых. 2) Нависшая опасность. 3)
    Грабли «рассудили» по-своему.)

  • Что получилось в результате? (Получился
    план сочинения.)

  • По этому плану вы будете писать
    сочинение, но сначала вспомним основные правила
    составления рассказов. (Учащиеся вспоминают
    содержание памятки, которую составили ранее.)

  • Вспомнив основные законы, которыми мы
    будем руководствоваться в работе, начнем
    составлять рассказ.

Собирание материала по рисункам,
работа над языком рассказа.

  • Какое правило памятки мы уже
    выполнили? (Мы определили тему и основную мысль
    рассказа.)

  • Мы сказали о том, что как соавторы мы
    имеем право на вымысел. Подумайте: почему такие
    недружелюбные отношения сложились у кошки с
    собакой? Что могло предшествовать событию,
    изображенному автором на рисунке? (Наверное,
    кошка с собакой давно не ладили друг с другом.
    Может быть, это произошло потому, что собаке
    хотелось поиграть с кошкой – и пес весело
    гонялся за ней, а кошка сердилась на собаку и
    надеялась когда-нибудь отомстить.)

  • Возможно, что события развивались
    именно так до начала действия. Можно об этом
    рассказать в вашей работе? (Да, можно.)

  • Расскажите об этом. (Жили-были в
    одном дворе кошка Мурка и дворовый пес Шарик.
    Дружбы между ними большой никогда не было, а
    после того, как Шарик решил подшутить над Муркой
    и загнал ее на дерево, отношения их совсем
    испортились. Мурка старалась держаться от Шарика
    подальше, а Шарик облаивал ее при первой
    возможности.)

  • Все, о чем мы сейчас услышали,
    происходило до того события, которое изображено
    на рисунках художника. Мы с вами домыслили,
    придумали это, опираясь на определенную нами
    главную мысль рассказа. Такая часть рассказа, в
    которой характеризуется обстановка,
    предшествующая действию, называется экспозицией.
    Поскольку в составленном нами плане не отражена
    экспозиция, давайте добавим еще один пункт в наш
    план. (Испорченные отношения.) В данном случае
    наш рассказ будет начинаться с экспозиции, но
    бывает и так, что экспозиция следует за завязкой
    рассказа.

  • Первую картинку мы озаглавили
    «Мирный отдых». Что это за часть рассказа? (Завязка.)

  • Что изображено на этой картинке?
    Расскажите об этом. (Однажды прилег Шарик возле
    стены дома отдохнуть и задремал. Увидела Мурка,
    сидевшая на подоконнике, что ее обидчик мирно
    спит, и решила сыграть с ним злую шутку. Рядом с
    Муркой на подоконнике стоял горшок с цветком.
    Подтолкнула его тихонько Мурка лапкой раз,
    другой – горшок и полетел вниз.)

  • Вторая картинка получила название
    «Нависшая опасность». А это какая часть рассказа?
    (Развитие действия.)

  • Расскажите о том, как развиваются
    события, что происходит. (Кошка с восторгом
    смотрела на летящий горшок, радуясь, что так
    удачно все придумала. Шарик услышал посторонние
    звуки, проснулся, приподнял ухо, пытаясь
    разобраться, что же происходит.)

  • А где же кульминация и развязка? (Кульминация
    и развязка на третьей картинке.)

  • Составьте эту часть рассказа. (Да
    только вышло все не так, как хотелось кошке. Упал
    горшок на грабли, стоявшие под окном. Грабли
    наклонились в другую сторону и со всей силой
    ударили Мурку по носу. У бедной кошки даже искры
    из глаз посыпались.)

  • Какими словами мы закончим свой
    рассказ, чтобы главная мысль нашего рассказа
    была отражена? (Вот и получается: не рой другому
    яму, сам в нее попадешь.)

  • Итак, мы составили рассказ по
    рисункам В.Сутеева, стали его соавторами.
    Понравилась вам эта работа?

Самостоятельное составление рассказа

Каждый из вас должен подобрать
заголовок, составить план, написать рассказ, но
один вариант расскажет нам эту историю от лица
собаки, второй – от лица кошки. Попробуйте
включить в свою работу экспозицию, о которой мы с
вами говорили в начале рассказа или после
первого этапа рассказа – завязки.

Примерные варианты выполненных работ:

I вариант:

ГРАБЛИ ВОССТАНАВЛИВАЮТ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

1. Не подозревая беды.
2. Посторонние звуки.
3. Справедливость восторжествовала.

Было это однажды летом. Набегался я с
соседскими собаками, прилег отдохнуть возле
соседнего дома. Разогрелся на солнышке, да и
заснул. И совершенно забыл о том, что прямо над
моей головой живет противная белая кошка. Мы с
ней давно не ладили. Меня всегда раздражало то,
что она вылизывает свою шерсть и ходит, задрав
хвост кверху.
Пока я спал, это вредное создание решило сыграть
со мной злую шутку. Она сбросила на меня
тяжеленный горшок с цветами, стоявший на
подоконнике. Я этого не видел, это мне соседский
Барбос рассказал. Я сквозь сон услышал только шум
какой-то непонятный. Навострил ухо, приоткрыл
глаз: смотрю – горшок летит.
Не успел я даже привстать, как он упал прямо рядом
со мной на зубцы грабель. Грабли наклонились – и
как дали по носу кошке. У нее даже искры из глаз
посыпались. И поделом! Справедливость
восторжествовала! Враг был наказан.

II вариант:

УЖАСНОЕ НЕВЕЗЕНИЕ

1. Дай-ка я его проучу!
2. Что сейчас будет!
3. Не повезло.

Сижу я как-то на подоконнике, греюсь
на солнышке, поглядываю на прохожих. И надо же
такому случиться: посмотрела вниз, а под окном
моего дома развалился и нахально спит соседский
Шарик – мой злейший враг. Сразу вспомнила я о том,
как он загонял меня на дерево, и мне часами
приходилось сидеть на ветке, как будто я птица
какая-нибудь. И решила я Шарику отомстить.
Рядом со мной на подоконнике стоял горшок с
цветком. Я подумала, что это – подходящее
средство для мести, и столкнула его прямо на
Шарика. Сердце мое ликовало. Но я рано радовалась.
Злополучный цветок упал не на Шарика, а на
стоявшие рядом грабли, прямо на острые зубцы.
Что было потом, помню плохо. Знаю точно, что в ушах
зазвенело, а из глаз искры посыпались. Грабли со
всей силой ударили меня прямо по носу. В
результате нос распух, глаз заплыл. Стыдно на
улицу выйти: соседские коты смеются! Вот такое
ужасное невезение.

  • По рассказам вводное слово или нет
  • По прошествии многих лет как пишется
  • По рассказам деда есть одна легенда о шальной цыганке что луну молила
  • По праздничному весело как пишется через дефис или нет
  • По праздничному как пишется правило