По пьяни как пишется через дефис или нет

Тренировочная работа 1 статград огэ 2022 по русскому языку 9 класс 2021-2022 учебный год варианты ру2190101-ря2190101, ру2190102-ря2190102 с ответами, официальная

Тренировочная работа №1 статград ОГЭ 2022 по русскому языку 9 класс 2021-2022 учебный год варианты РУ2190101-РЯ2190101, РУ2190102-РЯ2190102 с ответами, официальная дата проведения: 16.09.2021 (16 сентября 2021 год).

Тренировочные варианты (РУ2190101-РУ2190102): скачать

Все ответы, задания (без водяного знака) и критерии для вариантов: скачать

Тренировочная работа №1 по русскому языку 9 класс ОГЭ 2022 статград варианты РУ2190101 РУ2190102 задания и ответы:

Текст изложения ОГЭ 2022

Пушкин формулирует три заслуги своей поэзии: «чувства добрые я лирой пробуждал» – раз, «восславил свободу» – два, «милость к падшим призывал» – три…

Наверное, поэт неслучайно первым пунктом в этом перечне поставил «чувства добрые». Лирика Пушкина поистине добра. «Чувства добрые», отражённые в его стихах, обнимают всё восприятие мира. Это и любовь, и удивление перед красотой бытия. Это радость деревенской жизни, гимн дружбе, разуму, солнцу, восхищение верностью. Спектр добрых чувств пушкинской поэзии огромен.

Вообще, в разговоре о человеке, достойно прошедшем свой жизненный путь, всё чаще можно услышать как завершающий вывод: он был добрый человек. Доброта оказывается для нас важнее таланта, списка трудов, количества ступеней, пройденных по должностной лестнице… Получается, что добро в человеке – это и есть высшая жизненная ценность.

(По Д.А. Гранину)

Сложные задания с варианта РУ2190101:

2)Синтаксический анализ. Прочитайте текст. (1)Производя раскопки неподалёку от турецкого города Шанлыурфа, археологи нашли странный предмет, который очень их удивил. (2)Находка учёных была похожа на игрушечную машинку. (3)Но ведь эту «машинку» обнаружили в древнем культурном слое! (4)Учёные провели анализ материала, который показал, что находка относится к бронзовому веку, когда ни о каких автомобилях ещё не слышали. (5)Тогда специалисты предположили, что перед ними – игрушечная колесница бронзового века.

Укажите верные варианты ответов. Запишите номера ответов.

  • 1) Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным причастным оборотом.
  • 2) В предложении 2 составное именное сказуемое.
  • 3) Предложение 3 односоставное неопределённо-личное.
  • 4) В предложении 4 три грамматические основы.
  • 5) Вторая часть сложного предложения 5 представляет собой односоставное определённо-личное предложение.

3)Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. В половине двенадцатого (1) приехала из Гатчины старая императрица с фрейлинами и дочерью (2) и очень рассердилась (3) узнав (4) что (5) собиравшегося прибыть заранее (6) государя ещё нет.

4)Синтаксический анализ. Замените словосочетание «удивлённо спрошу», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание

5)Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  • 1) ПРИДОМОВАЯ (территория) – правописание приставки определяется её значением – неполнота действия.
  • 2) ПО-ОСЕННЕМУ (холодно) – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -ОМУ.
  • 3) КАМЕННЫЕ (стены) – в именах прилагательных, образованных от существительных при помощи суффикса -ЕНН-, пишется НН.
  • 4) ВСКРУЖИТЬ (голову) – на конце приставки ВС- перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
  • 5) ВЫТЕРЕТЬ (пыль) – написание чередующейся безударной гласной в корне слова зависит от ударения.

6)Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  • 1) Державин был недоволен тем, что поехал на выпускной экзамен в Царское Село.
  • 2) Лицее ли В Царскосельском лицее Державин почувствовал, что его здесь не ждут.
  • 3) Державин решил обязательно посмотреть на упражнения лицеистов в танцевальном и фехтовальном искусстве.
  • 4) Чтение стихов юным Александром Пушкиным было похоже на исполнение музыкального произведения.
  • 5) В разговоре с Державиным Разумовский не стал восхищаться поэтическим талантом Пушкина.

7)Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

  • 1) Посреди экзамена он вздремнул, но слышал всё отчётливо, только как бы за дымкою и не придавая всему особого значения.
  • 2) Но он их стал забывать, и собственные стихи тронули его, как чужие.
  • 3) Прерывистый, гибкий голос звучал так, словно какую-то птицу занесло сюда ветром.
  • 4) Он всматривался в школяра, и школяр, казалось ему, смотрел на него своими быстрыми, горячими глазами.
  • 5) Когда Александр закончил, только некоторые смотрели на него: большинство собравшихся глядели на Державина.

8)Лексический анализ. В предложениях 30–34 найдите фразеологизм. Выпишите его.

9.1)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Алексея Степановича Хомякова: «Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического; всё волнует, дышит, живёт». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

9.2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «Оставьте его поэтом, – сказал ему Державин и отмахнулся неучтиво». Приведите в сочинении 2 (два) примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

9.3)Как Вы понимаете значение сочетания СИЛА ИСКУССТВА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём проявляется сила искусства?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера — аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сложные задания с варианта РУ2190102:

1)Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

2)Синтаксический анализ. Прочитайте текст. (1)Рептилии – известные долгожители. (2)Вараны, гадюки, кобры, щитомордники доживают до 30–50 лет, крокодилы – до 50–85 лет, а крупные виды черепах – до 200 лет. (3)Для изучения жизни рептилий их тоже кольцуют, как и птиц. (4)Благодаря этому было установлено, что большинство рептилий живут осёдло. (5)Но и среди них есть неутомимые путешественники – морские черепахи: от мест нагула до мест откладки яиц они проплывают по океану тысячи километров.

Укажите верные варианты ответов. Запишите номера ответов.

  • 1) Грамматическая основа в предложении 1 – «рептилии».
  • 2) В предложении 2 три грамматические основы.
  • 3) Предложение 3 односоставное неопределённо-личное.
  • 4) Предложение 4 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
  • 5) В первой части сложного предложения 5 составное глагольное сказуемое.

3)Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Я (1) казалось (2) становился всё меньше (3) а невидимое небо – лишённое звёзд (4) пространство надо мною – наступало и увеличивалось (5) охватывая меня (6) своими мягкими краями.

4)Синтаксический анализ. Замените словосочетание «кольцо из серебра», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

5)Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  • 1) РАССМОТРЕТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
  • 2) ЕЛЕ-ЕЛЕ (заметный) – в сложных наречиях, образованных с помощью однокоренных слов, пишется дефис. Про
  • 3) ПОЛУЧЕНО (письмо) – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
  • 4) РАЗГОРАЕТСЯ (на горизонте) – написание безударной чередующейся гласной зависит от лексического значения слова.
  • 5) (тёмная) НОЧЬ – в именах существительных 1-го склонения после шипящего пишется буква Ь.

6)Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Перед экзаменом по чтению были экзамены по фехтованию и танцам. 2) Державин не узнал свои стихи, которые читали на экзамене. 3) Автор «Воспоминаний в Царском Селе» в своих стихах назвал Державина. 4) . После окончания экзамена поэт впал в дремоту, так как привык спать днём. 5) Когда Державин захотел выразить юному Александру Пушкину своё восхищение, тот убежал из зала.

7)Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. 1) Тряся головою, он посмотрел кругом и посвежел: много молодых глаз смотрели на него, как на диво. 2) Читали его старые стихи, которые уж много лет, как зачитали. 3) Он всматривался в школяра, и школяр, казалось ему, смотрел на него. 4) Так никто не читал стихов: подвывая, на пересечениях медля. 5) И, словно слушая Бахову музыку, он протянул, не обращая внимания ни на кого и вполне от всех отрешась, указательный палец, жилистый, старый, и еле заметно стал отмечать такты.

8)Лексический анализ слова. В предложениях 30–38 найдите синоним к слову «смотрели». Выпишите этот синоним.

9.1)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл известного лингвиста Генриетты Генриховны Граник: «Чтобы понимать текст, нужно научиться воспринимать сигналы, которые подают знаки препинания». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

9.2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «Слёзы текли по морщинистому лицу поэта». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

9.3)Как Вы понимаете значение слова ТАЛАНТ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём проявляется талант человека?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Другие тренировочные работы статград по русскому языку:

Работы СТАТГРАД по русскому языку задания и ответы

Русский язык 9 класс варианты РУ2191001-РУ2191002 статград ответы и задания

Метки: заданияогэ 2022ответырусский язык 9 классстатград

Как пишется ни у кого?

Правописание отрицательных местоимений Приставка ни- безударная, в ней пишется буква и. Никого. Если не и ни отделяются от местоимения предлогом, то они в отрицательных местоимениях пишутся раздельно. Ни у кого.

Почему не у кого пишется раздельно?

В местоимениях, если частица ни не отделена от последующего местоимения предлогом, например: никто, ничто, никого, ничего, никакой, ничей, никакому, ничьим, но: ни у кого, ни с каким и т. Во всех остальных случаях частица ни пишется раздельно.

Как правильно писать ни чем?

отрицательного местоимения НИЧТО (ничего, ничем, ни с чем, ни о чём). Раздельно пишется, если внутри имеется предлог. Ни чем (другим)- вопросительное или относительное местоимение ЧТО (другое) в тв. пад.

Кого то или что то?

Кого-то – падежная форма неопределенного местоимения «кто-то». Слово имеет суффикс «-то», поэтому писать его следует через дефис.

Как правильно Кавота или кого то?

В русском языке нет слова «кавота», а есть слово «кого-то». Это падежная форма неопределенного местоимения «кто-то», которое по правилам всегда пишется через дефис с суффиксом «то». Иные написания слова являются ошибочными.

Что такое чтото?

Слово «что-то» — это самостоятельная часть речи местоимение, которое указывает на неопределенный предмет, вещь или явление.

Что такое где то?

ГДЕ́-ТО, нареч. В каком-то, точно не известном, месте. Было слышно, как где-то, должно быть, в соседней хате, плакал ребенок. …

Что нибудь это местоимение?

Часть речи слова что-нибудь — местоимение. Начальная форма: что-нибудь (именительный падеж единственного числа); Непостоянные признаки: именительный падеж, единственное число, средний род.

Что нибудь часть речи разбор?

Слово что-нибудь — часть речи местоимение. Морфологические признаки: Начальная форма: что-нибудь (именительный падеж единственного числа); Непостоянные признаки: именительный падеж, единственное число, средний род.

Что нибудь это частица?

В русском языке очень популярны разговорные частицы «-то», «-нибудь» и «кое-», например: кто-то, кто-нибудь, кое-кто. С этими частицами возможны и другие словосочетания, например: «что-то, что-нибудь, кое-что, где-то, где-нибудь, куда-то, куда-нибудь» и так далее.

Что нибудь разбор слова?

Морфемно-орфографический словарь сайта udarenieru.ru, 2014-2021….чтонибудь

чт — корень
нибудь — постфикс
чт — основа слова

Что нибудь разбор морфологический?

Грамматика: часть речи: местоимение-существительное; род: средний; число: единственное; падеж: именительный, винительный; отвечает на вопрос: (есть) Что?, (вижу/виню) Что?

Что нибудь или что нибудь?

Что-нибудь – неопределенное местоимение. Образовано оно вопросительным местоимением «что?» и частицей (постфиксом) «нибудь». Пишется через дефис. Сделай уже что-нибудь с текущим краном!

Что морфологический разбор?

Часть речи слова чем — местоимение. Начальная форма: что (именительный падеж единственного числа); Непостоянные признаки: творительный падеж, единственное число, средний род.

Как же морфологический разбор?

Часть речи слова Как-же — имя существительное. Начальная форма: как-жа (именительный падеж единственного числа); Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение; Непостоянные признаки: дательный падеж, единственное число.

Где морфологический разбор?

Морфологический разбор «где-где» Начальная форма: Где-гда (именительный падеж единственного числа); Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение; Непостоянные признаки: дательный падеж, единственное число.

Сколько морфологический разбор?

Морфологический разбор «сколько» Часть речи слова сколько — имя числительное. Начальная форма: сколько (именительный падеж); Постоянные признаки: количественное, простое; Непостоянные признаки: именительный падеж.

Кто 3 разбор?

Разбор состоит из 3 пунктов. Часть речи слова кто — местоимение. Начальная форма: кто (именительный падеж единственного числа); Непостоянные признаки: именительный падеж, единственное число, мужской род.

Как сделать морфологический разбор глагола?

Разбор состоит из 3 пунктов.

  1. Часть речи слова делается — глагол.
  2. Начальная форма: делаться (инфинитив); Постоянные признаки: 1-е спряжение, непереходный, несовершенный вид; Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 3-е лицо.

Как делать морфологический разбор слова 4 класс?

Морфологический разбор имени прилагательного – разбор части речи с указанием начальной формы, постоянных морфологических признаков (полное или краткое), непостоянных морфологических признаков (род, число, падеж) и роли в предложении (определение, сказуемое или другое).

Какие признаки указывают при морфологическом разборе глагола?

3.7.4. Морфологический разбор глаголов

Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);

Как сделать морфологический разбор слова 5 класс?

Морфология — раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи. Морфологический разбор слова — анализ морфологии и морфологических (грамматических) признаков слова с учетом части речи, к которой слово относится. Слова с буквой ё пишите через букву ё (не через е!).

Как сделать морфологический разбор слова тишина?

Морфологический разбор «тишина»

  • Часть речи слова тишина — имя существительное.
  • Начальная форма: тишина (именительный падеж единственного числа); Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение; Непостоянные признаки: именительный падеж, единственное число.

Как сделать морфологический разбор слова расческа?

Морфологический разбор «расчёска»

  1. Начальная форма: расчёска (именительный падеж единственного числа);
  2. Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение;
  3. Непостоянные признаки: именительный падеж, единственное число.

Как сделать морфологический разбор слова играют?

Морфологический разбор «играют»

  1. Часть речи слова играют — глагол.
  2. Начальная форма: играть (инфинитив); Постоянные признаки: 1-е спряжение, переходный, несовершенный вид; Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, множественное число, настоящее время, 3-е лицо.

Как правильно сделать морфологический разбор слова золотую?

Морфологический разбор «Золотую» Часть речи слова Золотую — имя прилагательное. Начальная форма: золотой (именительный падеж единственного числа мужского рода); Постоянные признаки: относительное; Непостоянные признаки: единственное число, винительный падеж, женский род, полная форма.

Как сделать морфологический разбор слова на соседнем?

Морфологический разбор «соседнем»

  1. Часть речи слова соседнем — имя прилагательное.
  2. Начальная форма: соседний (именительный падеж единственного числа мужского рода); Постоянные признаки: относительное; Непостоянные признаки: единственное число, предложный падеж, мужской род, полная форма.

Как сделать морфологический разбор слова красивый?

Морфологический разбор «красивый» Часть речи слова красивый — имя прилагательное. Начальная форма: красивый (именительный падеж единственного числа мужского рода); Постоянные признаки: качественное; Непостоянные признаки: единственное число, именительный падеж, мужской род, полная форма.

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов появился документ, предлагающий изменить правила русского языка, которые были утверждены в 1956 году.

Сетевые СМИ, новостные ленты и блогеры кинулись обсуждать новость. Как водится, стороны разделились на два непримиримых лагеря. Назовем их условно «охранителями» и «прогрессорами». Первые насмерть стоят на незыблемости правил, данных нам дедами и являющихся безусловными скрепами русского народа, вторые столь же яростно считают, что язык должен меняться в угоду даже сиюминутным тенденциям.

Но есть у обеих сторон одно общее. Большинство из спорящих даже не открывало обсуждаемый документ, а если и открывало, то дальше трех страниц вводной части не ушло. Об этом исчерпывающе свидетельствуют примеры, которые приводятся в статьях и постах – все они приведены авторами документа именно во вводной части в качестве аргумента за то, что изменения нужны.

А на самом деле документ вовсе не посягает на устои русского языка, не вводит новых слов и не прогибается под ситуацию. Дело в том, что в документе речь идет исключительно об орфографии. Морфология и словообразование не являются предметом рассмотрения. Документ рассматривает правила написания, а не наличие слов в словаре. А проблема действительно острая, это вам любой корректор скажет. В обиходе, причем официальном, сейчас столько слов, которые не фигурируют в словарях, что корректоры вынуждены руководствоваться своим здравым смыслом и «понятиями», выправляя рукописи и документы. Только сегодня минут 15 обсуждали с корректором, как нужно писать слово «Постзапад» в смысле «цивилизация, идущая на смену классической Западной» – с прописной буквы, со строчной или вовсе в форме «ПостЗапад»? К единому мнению так и не пришли, а проверить негде.

В основном предлагаемый свод фиксирует уже сложившиеся правила, расширяя их за счет слов, пришедших в язык более чем за полвека с момента составления предыдущего свода. Хотя есть и разделы, которых раньше не было и без которых полноценность свода под вопросом. Например, в проекте правил предельно четко объясняется, что слова президент или премьер-министр с прописных букв пишутся только и исключительно в официальных документах. А в газетной статье прогиб в форме «Президент России» является грамматической ошибкой.

Фото: Сорокин Донат/ТАСС

Не менее важным является раздел религиозных названий, где предписывается с прописной буквы писать слово «Бог» применительно к названию единого верховного существа в монотеистических религиях. Со строчной буквы пишется слово «бог» в формах множественного числа, а также в значении одного из множества богов или в переносном значении – боги Олимпа, бог Аполлон, бог войны. На этом тему можно будет считать закрытой, а тех, кто христианского или мусульманского Бога будет упоминать с маленькой буквы, считать не атеистом, а просто малограмотным человеком.

Вот чего мне категорически не хватило в упомянутом документе, так это объяснения, как правильно пишутся географические названия у ближайших отколовшихся соседей. Совершенно логично, что они должны писаться так, как это исторически сложилось в русском языке, а не в языках самих соседей. Потому что от всех этих Беларусей, вукраин и Таллиннов кровь из глаз брызжет. А от Кыргызстана и вовсе язык в узел завязывается. Ну не говорят у нас так и никогда говорить не будут. То, что это национальные комплексы – понятно. Евреи вон самодостаточны и не требуют от нас, чтобы мы Вифлеем называли Бейт-Лахемом, как у них принято, а китайцы не вопят, что если мы напишем Пекин, а не Бейджинг, то проявим имперское хамство. Так вот, этого раздела в документе просто нет. А жаль. Только в одном месте я увидел, что слово «Алма-Ата» надо писать через дефис и с двух строчных. В общем, хайп блогеры раскрутили на порожняке. Ну или на традиционном русском – если нет повода для скандала, значит, надо его придумать.

Но вот сам факт того, что русский язык требует формального обновления, вряд можно оспорить. И здесь «охранители» категорически неправы. Любой язык – живая субстанция. Если его остановить в развитии, он повторит путь санскрита, арамейского или латыни – мертвых языков, которые широко известны, но которыми пользуются только специалисты и религиозные деятели.

Русский язык в этом плане крайне гибок и восприимчив. Соседи-небратья одно время любили попрекать русских тем, что вы, мол, мокша и угро-финны, а мы настоящие славяне, потому как у русских половина слов заимствована. Ну, это действительно так ­– может, не половина, но много. И именно поэтому в технических или медицинских вузах Украины насильное введение «соловьиной мовы» вместо «языка агрессора» вызывает коллапс – на застоявшемся в развитии языке очень сложно объяснять вещи, возникшие в историческом масштабе совсем недавно. Приходится либо переходить на английские эквиваленты, которые точно так же к мове отношения не имеют, либо выдумывать смешные слова, которых сами украинцы не понимают.

Русские – народ экспансивный, живущий «наружу», русским чуждо капсулирование, в том числе капсулирование культуры и языка. Русские соприкасаются с сотнями этносов и впитывают частицы их культуры. Тем мы отличаемся от тех же англосаксов, которые так же экспансивны, но соприкасаясь с чужой культурой, не берут от нее, а насаждают собственную.

В русском языке, как в кунг-фу, нет места понятиям «никогда» и «нигде». Это понятия для ограниченных людей. Любое слово или оборот могут прижиться в русском языке, если они помогают решать какие-то задачи – объяснять сложный процесс, упрощать, делать фразу лаконичней или быть термином, которому нет адекватного аналога в русском языке. Все в русском определяется одним условием – уместностью. Русский язык жив именно потому, что в нем нет «никогда». Иначе мы бы до сих пор «иже еси паки и вельми понеже» говорили и писали с ятями и ерами.

Но сторонники радикального лингвистического прогресса тоже берут на себя слишком много. И здесь понятие «уместности» подходит даже больше. Да, наш язык впитывает много и быстро. Но он так же быстро и отторгает лишнее, наносное. Неуместное. Если ничтоже сумняшеся вводить в словари новоявленные словечки, особенно если они являются частью профессионального или сословного арго, то эти словари точно так же быстро сделаются собранием отмерших слов.

И не надо бояться засилья англицизмов в речи подростков. Это временно. Наши папы и мамы волкали на стриту в шузах и аскали на батл, чтобы дринкнуть на флэту. Это был их язык, приводивший в ужас наших бабушек. А сейчас они так говорят? Нет. Потом пришла пора уже нашим папам и мамам пугаться наших полублатных базаров, принесенных дурным ветром 90-х. Но мы же сейчас не забиваем друзьям стрелу на Пешке и не рамсим с драйвером за сотку. Правда, привычка отвечать за базар осталась, хоть и не у всех. Падонкавский или олбанский языки тоже отмерли, перестав быть оригинальными, став признаками замшелости. Так же отомрут и все эти авторки, кейсы, эшкере, коворкинги и гештальты, сделавшись ярким признаком человека отсталого и неоригинального.

И останется нам нормальный русский язык, обогащенный тем новым, что в нем прорастет потому, что улучшит его, а не замусорит. Просто это будет новый русский язык, его улучшенная осовремененная модель. И даже если вам будет что-то в нем резать уши, вспомните русский язык Державина и русский язык Пушкина. И поверьте, что «державинцы» вряд ли были в восторге от языка «пушкинцев». Слишком уж он был прост и свободен от вериг традиционного на тот момент словосложения. Это естественный процесс – и нет никакого смысла ему мешать.

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Пример:

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Что за правила?

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

  • По отношению ко мне как пишется
  • По какому признаку данные сказки распределены по группам как мужик гусей делил ответ
  • По какой стране не путешествовали герои сказок александра волкова
  • По круче или покруче как пишется
  • По волчьи как пишется и почему