По приятельски как пишется слитно или раздельно

Всего найдено: 1557 здравствуйте. прочие неналоговые доходы... не слитно или раздельно? ответ справочной службы русского языка прилагательное в этом термине

Всего найдено: 1557

Здравствуйте. Прочие (не)налоговые доходы… Не слитно или раздельно?

Ответ справочной службы русского языка

Прилагательное в этом термине пишется слитно: неналоговые доходы.

В конном спорте возраст не важен. Нужно написать «не» слитно или раздельно?

Ответ справочной службы русского языка

Возможны оба варианта, выбор за автором текста.

Здравствуйте! Вопрос № 236334 как правильно писать «мясо-колбасная продукция»? или «мясоколбасная» Ответ справочной службы русского языка Корректно через дефис. Однако в «Слитно или раздельно?» (Орфографический словарь-справочник). Авторы: Б. З. Букчина, Л. П. Какалуцкая мясоколбасный пишется слитно. Поясните пожалуйста, как все-таки следует писать это слово и почему? Спасибо заранее!

Ответ справочной службы русского языка

В «Русском орфографическом словаре» это слово не зафиксировано. Поэтому мы рекомендовали написание, соответствующее правилу: пишутся через дефис прилагательные, образованные из двух или более основ слов, обозначающих равноправные понятия (мясо-колбасная продукция – это мясо и колбаса; ср. со словом мясо-молочный). 

Словарь «Слитно или раздельно?» Б. З. Букчиной и Л. П. Калакуцкой являлся результатом большой исследовательской работы авторов в области орфографии сложных слов. Ими был выявлен принцип написания, сложившийся в практике письма: слитно пишутся прилагательные, в первой части которых нет суффикса, и раздельно прилагательные с первым компонентом, включающим в себя суффикс (ср.: глухонемой, пароводяной и авторско-правовой, уголовно-процессуальный). Этот принцип был назван авторами формально-грамматическим, и он противоречил основному действующему правилу написания сложных прилагательных, основанному на определении вида связи между компонентами, образующими прилагательное: если связь подчинительная – пишем слитно; если сочинительная – через дефис (ср. классические примеры: железнодорожный и выпукло-вогнутый). Таким образом, слова глухонемой, авторско-правовой и многие другие, уже закрепленные в словарях, были исключением из действующего правила. Исследователи пришли к выводу, что в языке сформировался закон, который должен быть последовательно проведен в практике кодификации. Именно это они и осуществили в своем словаре (который, кстати, имел подзаголовок «Опыт словаря-справочника»). Подробнее о проблемах составления словаря написано в предисловии к нему. Там же сформулированы новые правила, основанные на выявленных языковых закономерностях. 

В итоге в словаре были закреплены написания мясомолочный, мясоколбасный и некоторые другие, противоречащие действующим правилам. Заметим, что первым редактором словаря был Д. Э. Розенталь (издание 1972 г.) и словарь переиздавался много раз, в том числе с дополнениями и изменениями.

Однако новые правила, предложенные Б. З. Букчиной и Л. П. Калакуцкой, практически не вышли за пределы словаря. Д. Э. Розенталь в своих справочниках лишь в примечаниях отмечал, что некоторые из сложных прилагательных, пишущихся против основного правила через дефис, имеют в своей основе определенные суффиксы. 

Таким образом, мы имеем сейчас никем не отмененные правила, которые в языке уже не работают (см. внушительные списки исключений в любом большом справочнике по орфографии) и новый орфографический закон, который действует в практике письма, но который не закреплен правилами.

Наши рекомендации, как бы мы лично ни относились к существующему положению дел в этой области орфографии, основаны на действующих правилах и академических словарях.

См. также ответы на вопросы № 274082, 285794.

Здравствуйте, пытаясь разобраться в причинах дефисного написания прилагательных при подчиненном соотношении основ, я наткнулась на следующее ваше объяснение: «Из правила о дефисном/слитном написании прилагательных в зависимости от соотношения основ (сочинение/подчинение) в современной письменной речи имеется очень много исключений. Фактически это правило во многих случаях не работает. Дефисному написанию прилагательных способствует наличие в первой основе суффикса относительных прилагательных -н-, -енн-, -ов-, -ск-: естественно-научный, военно-исторический, электронно-лучевой, стрелково-спортивный, гражданско-правовой, парашютно-десантный и мн. др. Число таких «неправильных» написаний неуклонно растет в течение последних десятилетий. Во всех спорных случаях следует обращаться к орфографическим словарям». Не могли бы вы также дать ссылку на нормативные издания, фиксирующие эту тенденцию?

Ответ справочной службы русского языка

Об исследовании орфографии сложных прилагательных можно прочитать, например, в статье Букчиной Б. З. и Калакуцкой Л. П. «Лингвистические основания орфографического оформления сложных слов» (см.: Нерешенные вопросы русского правописания / ред. коллегия: Р. И. Аванесов, Л. П. Калакуцкая, А. А. Реформатский ; АН СССР, Ин-т русского языка. М. : «Наука», 1974. С. 5–14); в предисловии к словарю Букчиной Б. З. и Калакуцкой Л. П. «Слитно или раздельно?» (1-е изд. М., 1972; 3-е изд., испр. и доп. М. 1982), в книге Бешенковой Е. В. и Ивановой О. Е. «Правила русской орфографии с комментариями» (Тамбов, 2012. С. 86–87; см. здесь).

Подскажите,пожалуйста, как пишется слитно или раздельно с НЕ: ещё не изученный или ещё неизученный?

Ответ справочной службы русского языка

Следует писать раздельно: еще не изученный.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как пишутся термины слитно или раздельно: градусодни, сетесутки, человекодень, эхосигнал, эхозапись, эховолна. Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Правилу об орфографии сложных единиц измерения соответствуют написания: градусо-день, сете-сутки. Остальные слова можно найти в орфографическом словаре на нашем портале (см. ресурс «Проверка слова»).

Добрый день! Подскажите пожалуйста, как правильно писать слово неоказанные слитно или раздельно в следующем предложении: Написала заявление на возврат денежных средств за неоказанные санаторно-курортные услуги. С уважением, Елена.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно слитное написание.

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, как пишутся термины слитно или раздельно: поздносозревающый, раносозревающий, повторносозревающий, повторнонересящаяся, летненерестующий. Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Корректно слитное написание терминов. Обратите внимание на опечатки: поздносозревающий, повторнонерестящаяся.

Добрый день. Подскажите, пожалуйста — в данном контексте «не нужное» слитно или раздельно — «С благодарностью. С сожалением. С надеждой на сотрудничество (не нужное — зачеркнуть)».

Ответ справочной службы русского языка

Ненужное следует писать слитно.

Как правильно писать не (слитно или раздельно) в данной ситуации: «Мой старший брат финансово не зависим от родителей».

Ответ справочной службы русского языка

Правильно слитное написание. 

Добрый день! Как правильно писать некомфортная (ситуация) — слитно или раздельно?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно слитное написание, если нет противопоставления или слов, влияющих на раздельное написание (вовсе не, далеко не, отнюдь не и др.).

Здравствуйте. В фразе «Как вообразить еще (не)познанное?» пишется ли НЕ слитно или раздельно? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно раздельное написание: еще не познанное.

Извините, очень нужна поддержка!Или объяснение. Возник спор по поводу написания слова КОННОСПОРТИВНЫЙ, которое все словари и правила написания о прилагательных, образованных на основе подчинительной связи, дают со СЛИТНЫМ написанием. Мне же в качестве контрдовода приводят примеры в газетах, материалы различных сайтов, даже названия организаций (конно-спортивный клуб «Декурион»). Я говорю, что названием клуба является «Декурион», а КОННОСПОРТИВНЫЙ — это определение к слову «клуб» и оно должно писаться по правилам (как, например, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ разъезд «Южный»). Но… Нужна помощь!!! Очень!!! Заранее благодарна.

Ответ справочной службы русского языка

По правилам слово конноспортивный надо писать слитно (оно образовано от сочетания конный спорт). И в словарях дано слитное написание, Вы правы. Однако возникновение подобных споров доказывает правоту лингвистов, которые давно говорят, что правило о слитном/дефисном написании прилагательных на основе соотношения основ (подчинение/сочинение) не охватывает все сложные случаи и зачастую не помогает решить вопрос о написании слова. В современной письменной речи из этого правила уже очень много исключений. Еще в 1970-е годы лингвисты предлагали ориентироваться на формальный признак: если в первой части сложного слова есть суффикс прилагательного или причастия – пишем через дефис (естественно-научный), если нет такого суффикса – пишем слитно. Такому правилу соответствует написание конно-спортивный, и оно зафиксировано в словаре Б. З. Букчиной, Л. П. Калакуцкой «Слитно или раздельно?» (см., напр., 6-е изд. М., 1987).

Многие подобные написания закрепились в письменной речи и зафиксированы нормативными орфографическими словарями как исключения из действующего правила (например, естественно-научный, лечебно-физкультурный, авторско-правовой, народно-хозяйственный и мн. др.). Но при этом слово конноспортивный дается в современных словарях в слитном написании (т. е. в данном случае предлагается руководствоваться действующим правилом). См.: Русский орфографический словарь РАН / Под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. – 4-е изд., испр. и доп. – М., 2012.

Заголовок «Не главных преступлений не бывает!» Не главных — слитно или раздельно?

Ответ справочной службы русского языка

Корректно слитное написание: неглавных. Слово можно заменить синонимом без не: второстепенных.

Не слитно или раздельно? Временно неиспользуемые участки линий элктропередач подлежат отключению.

Ответ справочной службы русского языка

Верно слитное написание. 

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Пример:

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Что за правила?

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Предложения со словосочетанием «по причине»

android bar

/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова шомпольный (прилагательное):

Ассоциации к слову «причина&raquo

Синонимы к словосочетанию «по причине&raquo

Цитаты из русской классики со словосочетанием «по причине»

  • В доме точно произошли некоторые перемены: приживальщики и тунеядцы подверглись немедленному изгнанию; в числе их пострадали две старухи, одна — слепая, другая — разбитая параличом, да еще дряхлый майор очаковских времен, которого, по причине его действительно замечательной жадности, кормили одним черным хлебом да чечевицей.

Сочетаемость слова «причина&raquo

Афоризмы русских писателей со словом «причина&raquo

    падения народов не в одних политических происшествиях, но в нем самом, в том роде жизни, который он сам для себя избрал.

Отправить комментарий

Дополнительно

Синонимы к словосочетанию «по причине&raquo

  • ввиду
  • вследствие
  • благодаря
  • из-за
  • ради

Ассоциации к слову «причина&raquo

  • опричнина
  • следствие
  • повод
  • потому что
  • фактор

Сочетаемость слова «причина&raquo

Морфология

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Как пишется «по причине»: слитно или раздельно?

Как правильно пишется слово: «по причине» или «попричине»?

Как правильно писать слово: «по причине» или «попричине»?

По причине долгого отсутствия в деревне солдат с трудом узнавал подросших и повзрослевших ребят.

В этом контексте слово по причине является производным предлогом, который можно заменить предлогом «из-за». Оба предлога имеют значение причины. Принцип синонимичной замены помог установить частеречную принадлежность анализируемого слова.

Предлог «по причине» образован способом пререхода формы существительного, которая с предлогом «по» пишется раздельно, что легко доказать, вставив между предлогом и словом вопрос или определение, например:

по какой? причине,

по моей причине,

по непонятной причине.

По какой-то причине, которую он так и не объяснил, это мероприятие пришлось отложить.

Добрый день. Действительно могут возникать вопросы, как правильно пишется слово «(по)причине».

Мы можем обнаружить, что слово «(по)причине» может быть в тексте предложения предлогом или существительным. Но при этом всегда это слово пишется раздельно: «по причине».

По причине отсутствия необходимого материала на складе ремонт откладывается.

Слово «по причине» может быть в предложении составным производным предлогом причины, но может оказаться и предложно-падежной формой, заключающейся в сочетании предлога «с» с именем существительным «причина».

Например:

  • «По причине можно судить и о предположительном результате» (существительное).
  • «По причине своей психологической незрелости Сидоров не знал, как себя вести».

Как видим, и с существительным, и в предлоге «по» пишется раздельно. Поэтому при каждом написании нет смысла проводить подобие повторного морфологического анализа, он просто не нужен. Для этого нет причин. Предлоги неизменяемы в написании, а между «по» и «существительным» можно поместить слово.

Слитное написание — «попричине» в любом случае окажется ошибочным.

В предложении может писаться просто словосочетание, где есть предлог и существительное, или же речь может идти про устойчивое выражение, которое можно заменить синонимами — из-за, в результате, в силу. Но вне зависимости от контекста, мы всегда будет иметь два слова.

Он не пришел на работу по причине болезни.

В любом случае, здесь нет наречия, которое могло было бы писаться слитно. Поэтому написать «попричине» — это ошибка.

«Не требуется» — это даже и не слово, а два слова. Первое — частица, а второе — глагол.

Думается, что такое предположение не было голословным, поскольку второе слово («требуется») отвечает на вопрос «что делает?» (или «что делается?», если создавать вопрос с обычной формальностью, не вдаваясь в смысл). Да и обладает другими категориальными признаками глагола.

А первое слово («не») не может быть признано приставкой, потому что если в языке есть слово «требуется», но не может быть слова «нетребуется». Это понятно из правила, обуславливающего соответствующую раздельность глаголов с «НЕ».

Итак, глагол «требоваться относится к совокупности тех, которые не сливаются с «НЕ». Писать «нетребуется» нельзя.

Ещё одно простейшее доказательство того — возможность принудительного разделения «НЕ» и глагола вставленным словом. Например: «не очень требуется», «не слишком требуется», «не каждый год требуется» и так далее.

Других доказательств не потребуется.

Предложение.

  • «А что, разве не требуется даже подтверждения своей почты?».

«Чёрно-белый» — это сложное имя прилагательное, являющееся высокочастотным представителем так называемой колоративной лексики (выражение цвета) с возможной коннотацией «блеклый во всех отношениях» и с модальностью «отрицание цвета».

Как известно, коннотативные значения никогда не берут верх при объяснении орфографии слов, поэтому в данном случае мы должны воспринимать это прилагательное только как цветообозначение. Такие слова пишется с дефисом. К тому же части слова «чёрно-белый» совершенно семантически равноправны.

Писать «чёрно белый» (раздельно) или «чёрнобелый» (слитно) нельзя.

чёрно-белый

Например (предложения).

  • «Любая чёрно-белая фотография носит в себе оттенки старины».
  • «В третьем зале музея стояли чёрно-белые телевизоры».
  • «Ваня Мельничаненко почему-то воспринимал мир только в чёрно-белых тонах».

1) Утверждение: Это непреступный (находящийся в рамках закона) случай простой женской хитрости.

2) Отрицание:

Случай этот — не преступный, здесь скорее нарушение общественной морали.

Случай этот отнюдь не преступный.

Планы у подростков были не преступные, а вполне безобидные.

Надо сказать, что обе формы, слитная и раздельная, используются крайне редко, в отличие от омофона «неприступный» (с большой частотностью). Особенно это касается слитного написания, когда поисковик указывает на ошибку и предлагает найти слово «неприступный».

Сочетание «со мной» (ударение на «О«, которая после «Н«) — это ни что другое, как предлог «С» с местоимением «Я«. Но мы эмпирически понимаем, что говорить «Пойдём с я» нельзя.

  • «Со» — вариант «с», иногда используемый, в частности, перед [м] плюс согласная. Например: «со многими». Это из разряда «подо», «предо», «передо», «ко», «во», «надо», «обо» и так далее.
  • «Мной» («мною») — это указанное выше «Я» в творительном падеже. «С кем? — со мной (со мною)». Личное местоимение.

Предлоги нельзя в таких случаях подсоединять к личным местоимениям. Подобные примеры: «с тобой (с тобою)», «с ней (с нею»)», «с ним».

Писать «сомной» нельзя. Нужен пробел.

Предложения:

  • «Со мной всё в полном порядке, Трофим, а с тобой ничего не случилось ли?».
  • «Будь со мной, Игнатий, не когда тебе это необходимо, а всегда».

Слово «повеселее» находится в составе систематизированного языка, в числе подобных единиц («получше», «понастойчивее», «похуже» и так далее).

Элемент «по-«, который мы при написании таких слов порой не знаем, к приставкам его отнести или к предлогам, является всё-таки приставкой.

Оттолкнёмся от имени прилагательного «весёлый» и от наречия «весело». И у первого, и у второго слов имеются формы (одинаковые!) сравнительной степени, которые образуются так:

  • «Весёлый — веселее — повеселее».
  • «Весело — веселее — повеселее».

повеселее и повеселей

К простейшей классической форме прибавляется наша приставка, преобразуя её в разговорную. Этот приём — системный. Пишется приставка слитно. Писать «по веселее» (или «по веселей») нельзя.

по причине того что

По Причине Того, Что — союз Употребляется при присоединении придаточной части сложноподчиненного предложения со значением причины; потому что, из за того что, так как. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

по причине того что — см. причина … Словарь многих выражений

в силу того, что — см. сила; в зн. союза. По причине чего л., из за чего л. Ответ задерживается в силу того, что не хватает сотрудников … Словарь многих выражений

Вследствие Того Что — союз Употребляется при присоединении придаточной части сложноподчиненного предложения (содержащей непосредственную причину действия главной части), соответствуя по значению сл.: потому что, по причине того что, в связи с тем что. Толковый словарь … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

ввиду того что — см. ввиду; союз. По причине того что, вследствие того что … Словарь многих выражений

вследствие того(,) что — союз Синтаксические конструкции, начинающиеся с союза «вследствие того, что», выделяются знаками препинания (запятыми). При этом первый знак препинания обычно ставится между частями союза (перед словом «что»). Вторая любовь моя к ней уже давно… … Словарь-справочник по пунктуации

в зависимости от того, что — см. зависимость; В зави/симости от того, что (кто, как, какой, где, когда, куда) в зн. союза. По причине чего, в связи с тем, что (кто, как, какой, где, когда, куда). Решение будет принято в зависимости от того, что скажет врач … Словарь многих выражений

Ввиду того что — ВВИДУ чего, предлог с род. п. Из за чего н., по причине чего н. Задержка в. ремонта. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Вследствие того что — ВСЛЕДСТВИЕ чего, предлог с род. п. По причине чего н., из за чего н., являясь результатом, следствием чего н. Отставание в. болезни. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ЧТО — (1) ЧТО (1) [што] чего, чему, что, чем, о чём, местоим. 1. вопросительное. Какой предмет (вещь), какое явление? Что это такое? Чего вы ждете? Что с вами? Чем ты недоволен? Что из того (следует)? «Что нового покажет мне Москва?» Грибоедов. «Что… … Толковый словарь Ушакова

«В связи с этим» нужна ли запятая?

Сочетание слов «в связи с» является производным от существительного составным предлогом, который создает вместе с местоимением «этим» или другими существительными падежную форму последующих слов.

Помним, что предлог — это служебная часть речи.

В связи с этим она решила сделать все иначе.

В этом примере:
отыменный предлог «в связи с» + указательное местоимение «этим» (творит.падеж, един. число).

Можем свободно задать проверочный вопрос: решила сделать все иначе в связи с чем? — с этим.

В связи с этим случаем мы обязаны предпринять серьезные меры.

В этом примере:
предлог «в связи с» + указательное местоимение «этим» + существительное

У местоимения и существительного одинаковая падежная форма.
Проверка: мы обязаны предпринять в связи с этим случаем.

«В связи с этим» в начале предложения — нужна ли запятая?

Очень часто в официально-деловом и публицистическом стиле используется этот предлог. Его пишут в начале утверждения, вывода или сообщения. Но его никогда не выделяют запятой!

Почему?
В предложении «в связи с» — обстоятельство причины.
Из правил мы помним, что обстоятельство причины, выраженное местоимением или существительным с этим предлогом не выделяется запятой!

В связи с этим указанная в вашем запросе информация не будет вам предоставлена из-за технических неполадок.

В связи с этим было решено его не привлекать к этому вопросу.

В связи с этим вопрос о том, чем и как утеплить стены и крышу дома, особенно актуален на данный момент.

В связи с этим в нашей стране объявили день траура.

В связи с отпуском я взяла дополнительные часы на работе.

Для проверки в предложении можно заменить «в связи с» на синонимический производный отыменный предлог — «по причине»:
По причине отпуска я взяла дополнительные часы на работе.

«В связи с этим» в сложном предложении — нужно ставить запятые?

Если предложение имеет две или более предикативные части, которые связаны между собой бессоюзной связью или предлог находится перед оборотом — запятая ставится обязательно.

В школе 30 школьников заболели гриппом, в связи с этим школу закрыли на карантин.

В связи с этим, если организация вовремя не выплатит компенсацию, трудовой комитет будет вынужден принять соответствующие меры.

В связи с этим, ввиду отсутствия положения, утвержденного главой районной администрации, необходимо в определенный срок представить следующие документы:(…)

Итог:
1) Конструкция «в связи с этим» не является вводной, поэтому ее нельзя убрать из предложения, не нарушая его логическую связь и смысловую составляющую.

2) При расстановке знаков препинания помним, что нельзя следовать правилам выделения вводных слов и сочетаний в этом случае.

3) «В связи с этим» в сложном предложении не обособляется — запятые расставляем исходя из синтаксической конструкции всего предложения.

Словосочетание «в связи с этим» не является вводной конструкцией, поэтому выделять его по этому правилу не нужно.

Хотя произнося в устной речи «в связи с этим» мы невольно делаем небольшую паузу, из-за чего потом ошибочно колеблемся с запятыми на письме.

По-прежнему или по прежнему?

По-прежнему или по прежнему: как правильно пишется слово?

Русский язык не перестает удивлять своим многообразием, разными правилами и правописанием. Много сложностей доставляет ученикам слово по-прежнему или по прежнему. На самом деле, оба варианта написания являются верными. Всё зависит от предложения, в котором данная конструкция употребляется.

Итак, по-прежнему или по прежнему – как правильно пишется и в каких случаях? Давайте разбираться.

Употребление слова по-прежнему

В данном случае перед нами наречие: отвечает на вопрос «Как?» и всегда зависит от глагола. Это значит, что к слову от глагола можно задать вопрос: делать (как? каким образом?) по-прежнему.

Слово по-прежнему состоит из следующих частей:

Данный морфемный разбор позволяет нам выявить правило правописания наречий:

И главное, если убрать слово «прежнему» из предложения, смысл сразу изменится или вовсе потеряется:

Он выглядел по-прежнему.

Он выглядел по (незаконченное предложение).

Примеры предложений

  1. Почему ты продолжаешь по-прежнему упрямиться?
  2. Ваш сын по-прежнему отстает по программе, советуем взять репетитора.
  3. У меня всё по-прежнему, я до сих пор тоскую по отцу.
  4. Моя любовь к тебе по-прежнему неизменна.
  5. Виталий по-прежнему радует своей улыбкой семью.

Употребление слов по прежнему

Данная конструкция образовалась от полного прилагательного прежний с помощью предлога по, поэтому они пишутся раздельно.

Убедиться в том, какая перед нами часть речи, можно, задав вопрос к нему:

по какому? — по прежнему (прилагательное)

Обе части речи здесь имеют связь с существительным:

по (какому?) прежнему (чему?) маршруту

Еще одна подсказка: такое прилагательное в предложении можно просто убрать или заменить на другое.

Они решили ехать по прежнему пути. = Они решили ехать по старому пути.

Примеры предложений

  1. До озера мы договорились добираться по прежнему пути.
  2. Давайте будем выстраивать работу по прежнему алгоритму, он нас не подводил.
  3. Не меняй траектории, лучше двигаться по прежнему курсу.
  4. У вас есть вопросы по прежнему пункту?
  5. Лучше ехать по прежнему маршруту, чтобы не заблудиться.

Ошибочное написание

  • По-прежнему – когда есть зависимое существительное:
  • По прежнему – когда перед нами наречие

Вести себя по прежнему

  • Па-прежнему и па прежнему

Нужно запомнить, что приставки и предлога ПА- в русском языке не бывает.

  • Попрежнему

Слово может быть написано только двумя способами: либо через дефис, либо раздельно .

Синонимы

К наречию по-прежнему можно подобрать такие синонимичные фразы: как раньше, как и прежде, по старинке, подобным образом, аналогично.

Слова по прежнему можно заменить на по старому, по давнему, по прошлому, по последнему, по привычному.

Заключение

Итак, чтобы правильно написать слово, нужно определить часть речи, какую роль оно несет в предложении и есть ли у него зависимые слова.

По-прежнему – наречие, зависит от глагола, пишется через дефис, убрать из предложения нельзя.

По прежнему – прилагательное с предлогом, относятся к существительному, может быть убрано из предложения без потери смысла.

«По прежнему» или «по-прежнему», как правильно пишется?

Слово «по преж­не­му» (пути) пишет­ся раз­дель­но с пред­ло­гом как имя при­ла­га­тель­ное, опре­де­ля­ю­щее суще­стви­тель­ное. «По-прежнему» пишет­ся с дефи­сом как наре­чие, при­мы­ка­ю­щее к глаголу.

Как писать пра­виль­но «по преж­не­му» или «по-прежнему», раз­дель­но или с дефи­сом, узна­ем, если обра­тим­ся к кон­крет­но­му кон­тек­сту их упо­треб­ле­ния и опре­де­лим, какой частью речи они являются.

Раздельное написание «по прежнему»

Я спус­ка­юсь к реч­ке по преж­не­му пути, зна­ко­мо­му с само­го детства.

В этом пред­ло­же­нии фигу­ри­ру­ет при­ла­га­тель­ное «преж­ний», кото­рое опре­де­ля­ет суще­стви­тель­ное в фор­ме датель­но­го падежа:

  • спус­ка­юсь (по чему?) по пути;
  • по пути (како­му?) прежнему.

Между пред­ло­гом «по» и сло­вом «преж­не­му» лег­ко встав­ля­ет­ся син­так­си­че­ский вопрос опре­де­ле­ния. Значит, при­ла­га­тель­ное «по преж­не­му» (пути) пишет­ся раз­дель­но с предлогом.

По прежнему как пишется

Слово «по-прежнему» пишется с дефисом

Рассмотрим дру­гое пред­ло­же­ние, в кото­ром упо­треб­ля­ет­ся созвуч­ное одно­ко­рен­ное слово.

Я поступ­лю по-прежнему, как бы вы меня ни уговаривали.

Поступлю как? по-пре́жнему.

А в этом пред­ло­же­нии инте­ре­су­ю­щее нас сло­во зави­сит от гла­го­ла. К нему зада­ет­ся вопрос обсто­я­тель­ства, оно не изме­ня­ет­ся. В этом кон­тек­сте «по-пре́жнему» — это наре­чие, кото­рое напи­шем с дефи­сом в соот­вет­ствии с орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом напи­са­ния наре­чий.

Это наре­чие обра­зо­ва­но от одно­ко­рен­но­го при­ла­га­тель­но­го с помо­щью при­став­ки по- и суф­фик­са —ому:

В деревне наша жизнь идет по-пре́жнему раз­ме­рен­но и спокойно.

Девушка была оде­та по-пре́жнему про­сто, без излиш­них пре­тен­зий на роскошь.

А у вас по-пре́жнему шум­но и весе­ло по вечерам?

Аналогично пишут­ся с дефи­сом наре­чия, обра­зо­ван­ные от одно­ко­рен­ных при­ла­га­тель­ных и местоимений:

Как правильно пишется слово «по-прежнему»

/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: заблеять — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «по-прежнему&raquo

Предложения со словом «по-прежнему&raquo

  • Повернувшись вполоборота, он снял ноги с перил веранды, но по-прежнему остался сидеть в кресле.

Цитаты из русской классики со словом «по-прежнему»

  • Аматуров(по-прежнему насмешливо, но внутри, видимо, терзаемый совестью). Слушаю-с.

Значение слова «по-прежнему&raquo

ПО-ПРЕ́ЖНЕМУ , нареч. Так же, как прежде, как раньше. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «по-прежнему&raquo

  • Я по-прежнему такой же нежный
    И мечтаю только лишь о том,
    Чтоб скорее от тоски мятежной
    Воротиться в низенький наш дом.

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «по-прежнему&raquo

ПО-ПРЕ́ЖНЕМУ , нареч. Так же, как прежде, как раньше.

Предложения со словом «по-прежнему&raquo

Повернувшись вполоборота, он снял ноги с перил веранды, но по-прежнему остался сидеть в кресле.

Не отходил от окна, всматривался в искрящие под солнцем во́ды канала, а перед моими глазами по-прежнему стояла девушка.

Там по-прежнему сидели старушки, и я решила их порасспросить о дедушке-реставраторе – куда он мог податься из дома?

Синонимы к слову «по-прежнему&raquo

  • попрежнему
  • по-старому
  • одинаково
  • аналогично
  • поныне

Морфология

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

«По прежнему» или «по‑прежнему» — как правильно пишется слово?

«Я живу по прежнему» или «я живу по-прежнему» — какой из вариантов написания слова правильный? Или, как и в других случаях, все решает контекст?

«Улыбка та ж была, которую люблю я, И мягкая коса, как прежде, расплелась, И очи грустные, по-прежнему тоскуя, Глядели на меня в вечерний тихий час» — эти прекрасные строки, после прочтения которых еще сильнее восхищаешься красотой русского языка, вышли из-под пера Алексея Константиновича Толстого, и уж кто-кто, а он точно идеально знал орфографию и мог с легкостью ответить на вопрос, как пишется слово «по прежнему» — слитно или раздельно.

Мы уже не раз повторяли, что написание многих слов в русском языке напрямую зависит от того, в каком предложении они фигурируют. Не стала исключением и пара «по-прежнему» — «по прежнему». Оба варианта написания — как раздельный, так и с использованием дефиса — совершенно корректны. Вот только нужно учитывать, что «по-прежнему» – это наречие, а «по прежнему» — имя прилагательное, и четко понимать, какая из этих частей речи соответствует контексту.

Наречие «по-прежнему»

Если «по-прежнему» в предложении отвечает на вопрос «как?», то перед вами не что иное, как наречие, которое непременно должно писаться с дефисом — именно это говорят нам соответствующие орфографические правила. Итак, запомните: все наречия, образованные от прилагательных и оканчивающиеся на «-ему», «-ому», «-ски», «-цки» и «-ьи», пишутся с приставкой «по-» через дефис, например «свой» — «сделать по-своему»; «другой» — «взглянуть по-другому»; «осенний» — «сыро по-осеннему»; «вечерний» — «смеркаться по-вечернему». Зачастую они омонимичны однокоренным прилагательным, но отличаются по написанию.

Рассмотрим несколько примеров правильного употребления наречия «по-прежнему»:

  • Дом, дети, семья — по-прежнему главное.
  • Хотя в смысл фраз было вложено нетерпение, голос по-прежнему звучал ровно и бесстрастно.
  • Лишь в его глазах по-прежнему горит тот же огонь познания, который не гас до его последнего часа.

Прилагательное с предлогом «по прежнему»

Если наречие «по-прежнему» имеет дефисное написание, то предлог «по» с прилагательным «прежнему» пишутся раздельно. В таком случае обе части речи относятся к существительному. Чтобы удостовериться, что перед вами именно прилагательное с предлогом, а не наречие, попробуйте задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному:

  • Они решили ехать на море по прежнему (по какому?) автобану.

Кроме того, между предлогом «по» и словом «прежнему» легко можно вставить дополнительное слово, обычно определение:

Автор: Хутатова Зарета Ахматовна

Организация: МКОУ СОШ №6

Населенный пункт: Кабардино-Балкарская республика, Чегемский р-н, с. Шалушка

Цели урока: содержательная: расширить понятийную базу об орфограммах правописания не с причастиями; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися условий выбора слитного и раздельного написания не с причастиями

• деятельностная: формировать у учащихся навыки работы со словами, в которых есть орфограмма  «Слитное и раздельное написание НЕ c причастиями»; развивать у учащихся УУД: познавательные, коммуникативные и регулятивные в соответствии с типом урока (урок «открытия» новых знаний).

Этапы урока

Деятельность учителя

1. Организационный момент.

Приветствие. Высказывание добрых пожеланий.

Организация самопроверки домашнего задания.

Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

1.Приветствие, проверка готовности к уроку, запись даты.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Желаю вам успехов на уроке и хороших оценок. Запишите число, классная работа.

2.Взаимопроверка домашнего задания  

-Дома вы выполняли упражнение 152. Что вы должны были сделать? Какие знания вам пригодились? Поменяйтесь тетрадками друг с другом и проверьте правильность выполнения заданий по образцу (экран)  

-В лист самоконтроля за домашнее задание впишите балл, поставленный вам одноклассником.

Нет ошибок-5 баллов:

1-2 ошибки- 4 балла

3-5 ошибки- 3 балла

                               Ход урока:

1.Организационный момент.   Актуализация знаний .

(Мотивация к учебной деятельности)

Цель: зафиксировать актуализированные способы действия в речи (повторение изученного).

 2. Запись в тетради ЧЕЛОВЕК, (НЕ)ЖЕЛАЮЩИЙ МЫСЛИТЬ, ЗАКРЫВАЕТ  ВХОД В БУДУЩЕЕ.

— Как вы понимаете эти слова? Выполните синтаксический разбор предложения. Выполните морфологический разбор причастия.  В слове какой части речи нужно раскрыть скобки? (Причастии). Что надо знать, чтобы правильно написать это причастие? (Правило, как пишется НЕ с причастиями.)

3. Постановка учащимися цели

урока как собственной учебной задачи.

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

4.Целеполагание и мотивация:

Стихотворение:

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразные дотёпа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу им утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.

— Интересная страна. А почему в этой стране такая неразбериха? В нашей стране знаний порядок, потому что существует правило правописания частицы НЕ.

Дома вы должны были повторить его.

 Проблемное объяснение нового материала.

Цели: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм правописания приставки не- и частицы не; создать проблемную ситуацию; проговорить новый способ действия во внешней речи.

5. Разработка проекта выхода из затруднения

( алгоритм, перевод правила на язык образов).

Цель: решение устных задач и обсуждение проекта её решения.

-Сегодня на уроке мы проведём небольшое исследование и узнаем, при каком условии надо писать слитно и раздельно НЕ. 

-Поможет нам в этом заполнение небольшой таблицы, которая есть у каждого ученика.

Объяснительный диктант: правописание не с различными частями речи.

 Несколько незнакомцев, ничего не знаешь, ненавидеть лень, невежественный человек, не выполнил задание, ничуть не интересный фильм, некто в чёрном, не с кем поговорить, нелепость, небрежный, негодовал, не широкая, а узкая река; невысокий дом, говорил не правду, а ложь.

Не с глаголами пишется раздельно, кроме случаев, когда слово без НЕ не употребляется: невзлюбить, нездоровится.

Вспомним о правописании НЕ с существительными и прилагательными.

Слитно, если: Раздельно, если:

— без НЕ не употребляется — есть противопоставление с союзом А

(неряха, невзгоды, небрежный); ( не правда, а ложь; не добрый, а злой)

— можно заменить с синонимом без НЕ — с существительными при отрицании

или близким по значению выражением (не волк);

(неправда – ложь); — с краткими прилагательными (не могуч);

— есть слова далеко не, вовсе не, совсем не;

— зависимое слово – отрицательное

местоимение (никому не интересный);

— прилагательное в сравнительной или

превосходной степени ( не громче,

не красивейший).

  Как пишется НЕ с причастиями?

 Ощибка не замечена. Негодующий взгляд

  • замеченная, а пропущенная ошибка. Незамеченная ошибка. Не замеченная учеником ошибка

Анализируют написанное, делают выводы:( Не пишется слитно с краткими причастиями, с причастиями, которые без НЕ не употребляются. Раздельно- с полными причастиями, если есть противопоставление с союзом А, зависимое слово. В остальных случаях слитно.)

  • Откройте учебники на странице 68. Найдите правило о правописании НЕ с причастиями. Читаем вслух.

6. Первичное закрепление.  Цель: закрепить новый способ действия практически.   Объяснительный диктант (1 уч-ся у доски).

Закрепим полученные знания на практике. Перепишите, раскрывая скобки, комментируя:

 (Не)собранные грибы; никем (не)собранные грибы; грибы (не)собраны; (не)пойманная рыба; (не)пришитая, а оторванная пуговица; мясо (не)поджарено; (не)пройденный путь; (не)мигающие на небе звёзды; книги (не)сложены; (не)слышимый шорох.

(Выполняют задание, записывают в тетрадь, по цепочке комментируют написанное)

-В лист самоконтроля впишите балл согласно шкале

Нет ошибок-5 баллов:

1-2 ошибки- 4 балла

3-5 ошибки- 3 балла

6 и более-2 балла

7.Включение в систему знаний и повторение.

Цели: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия с последующей проверкой по эталону;

по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону выполнение упражнения № 158) Учащиеся вписывают в листок самоконтроля балл.   

Выполните самостоятельно.

 Воздух, еще (не) ставший знойным, приятно освежает. Осенью идут (не)прекращаюшиеся дожди. Молнии, (не)разъяренные, а обессиленные, полыхали за рекой.

-Проверьте друг друга в парах. Сравните с эталоном на доске.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: организовать повторение учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности

8. Работа с текстом.

— Какую словесную картину нарисовал С. Аксаков?

-Что вам помогло увидеть картину грозы? 

-Какие чувства испытывали жители? (тревогу, страх перед стихией) Докажите словами из текста

— К какому стилю можно отнести текст?

— Какие средства выразительности речи использует автор?

-Объясните лексическое значение слов «незабываемое»   и «несмолкавшие»  

-Подберите к этим словам синонимы                

-В лист самоконтроля впишите за каждый синоним 1 балл

Цифровой диктант — Я вам читаю выражения, а вы ставите только цифры: 1-раздельно; 2-слитно.

Не сшитый, а связанный костюм; напиток не допит; недостижимая цель, негодующий политик, не рассказанная на ночь сказка; трава не скошена; незакрытое окно; правило не вызубренное, а осознанное.

  • Проверьте себя по ключу. Читаю ключ вслух. 1,1, 2, 2,1, 1,2, 1.

«5» — нет ошибок   «4» — 1-2 ошибки  «3» — 3-4 ошибки

-Поставьте себе оценку.

— Если вас устраивает полученный результат, поставьте себе оценку в дневник.

9. Рефлексия. Подведение итогов урока   Цели: оценить результаты собственной деятельности;

сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание.

Какое правило мы сегодня изучили на уроке?

— Когда НЕ пишется раздельно с причастиями? А слитно?

Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?

Доволен ты своим результатом или нет и почему?

Что именно помогло тебе сегодня безошибочно справиться с работой?

 Что для меня самым полезным было на уроке?

 Что на уроке для меня было трудным?

  На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?

-Мне кажется, теперь вы достаточно знаете о правописании не с причастиями и сможете самостоятельно восстановить текст стихотворения

Оценки за урок: внимательно посмотрите в лист самоконтроля, сложите все баллы и по шкале поставьте себе оценку.

• Проверка домашнего задания — максимум 5 баллов.

• Самостоятельная работа  — максимум 5 баллов.

• Работа с текстом — максимум 2 балла.

• Итого: максимум — 12 баллов.

Ключ к оценке:

• 11-12баллов — оценка «5»;

• 7-10 баллов — оценка «4»;

• 5-6 баллов — оценка «3».

— Нарисуйте настроение.

  1.   Домашнее задание. Всем: § 26 стр.68 – выучить правило

Я рекомендую вам выбрать то домашнее задание, которое поможет вам преодолеть вашу трудность:

Обязательно для всех при выполнении задания использовать таблицу, которую мы составили в классе и дополнительно прочитать парагр. 26

1) Кто еще не уверен, что самостоятельно сможет различить приставки, то скажите себе: «Я работал хорошо!” и выпишите из текстов русской художественной литературы 10 предложений, иллюстрирующих правописание НЕ с причастиями

2)Кто научился различать слитное и раздельное написание  НЕ и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!” и придумайте словарный диктант из 10-12 слов на изученную сегодня тему.

Приложения:

  1. file0.docx.. 44,0 КБ

Опубликовано: 21.11.2021

  • По причине невостребованности как пишется
  • По причине семейных обстоятельств как пишется правильно
  • По причине того что как пишется
  • По причине несоответствия как пишется
  • По прокладке или по прокладки как пишется