Пословицы и поговорки оживляют высказывание, создают определенный психологический настрой. В приведенном ниже отрывке из лекции Б. В. Гнедича даются стенографические пометы, показывающие реакцию аудитории на слова лектора.
В Узбекистане имеется одна древняя чудесная поговорка. Она звучит примерно так: «Человек, прежде чем выпустить слова из нижней части головы, пропусти их через верхнюю» (смех, оживление в зале). В данном случае речь идет, конечно, не только о том, что прежде чем говорить, нужно подумать, но и о том, что думать нужно всегда, и особенно тогда, когда речь идет о затрате средств, принадлежащих обществу. А зачастую к этим средствам мы относим чересчур свободно, легко и не заботимся об их рациональном использовании.
Действенным приемом считается прием «нанизывания» пословиц, когда одновременно используется несколько пословиц и поговорок. Особенно часто им пользовался А. М. Горький, в отдельных статьях, художественных произведениях которого встречается от двух до десяти рядом стоящих пословиц и поговорок. Приведем для примера рассуждение Борцова из рассказа «Пастух» о том, кого называют хорошим человеком: «Ну ладно, давай согласимся: Нужен хороший человек. А- каков он, если хорош? Скажем так: людей-жителей не грабит, милостыню подает, хозяйствует усердно – вот это будет самый хороший. Он законы знает: чужого – не трогай, свое – береги; не все жри сам, дай кусок и псам; потеплее оденься, тогда и на Бога надейся – вот он что знает».
Н. Островский, определяя сущность жизни человека, призывая к самоотверженному труду на благо Родины, таже использует несколько пословиц. Он пишет: «В нашей стране быть героем – святая обязанность. У нас не талантливы только лентяи. А из ничего рождается ничего; под лежачий камень вода не течет. Кто не горит, тот коптит. Да здравствует пламя жизни!».
Чтобы заострить внимание на пословице, несколько изменить ее значение, тональность, пишущие и говорящие иногда переделывают пословицу, заменяют слова другими, расширяют ее состав. Например, пословица обещаниями сыт не будешь в газетных заголовках имеет такой вид: « Политикой сыт не будешь»,«ОМОНом сыт не будешь», «Лозунгами сыт не будешь». Пословица голодный сытому не товарищ послужила основой для газетных заголовков: «Огурец томату совсем не товарищ» (о выращивании овощей под пленкой), «Когда гусь псине товарищ» (о дружбе собаки с гусыней), «Голодный ротвейлер свинье не товарищ» (как свинья убила ротвейлера, пытавшегося отнять у нее еду).
Успех употребления пословиц в речи зависит от того, насколько удачно они подобраны. Недаром говорится: « Хороша пословица в лад да в масть».
Сегодня в нашем распоряжении находится значительное количество сборников народных изречений. Среди них сборник В. И. Даля «Пословицы русского народа». Даль, по его словам, весь свой век собирал «по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка». В названном сборнике – результате тридцатипятилетней работы – содержится более тридцати тысяч пословиц, поговорк, изречений, прибауток и загадок. Пословицы расположены по темам: Русь – родина, народ – мир, ученье – наука, былое – будущее и т. д., — всего более ста семидесяти тем. Вот некоторяе пословицы на тему «Язык – речь»: Не спеши языком торопись делом; За правое дело говори смело (стой смело); На великое дело – великое слово; Живым словом победить; хорошую речь хорошо и слушать; Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь.
Составленный в середине XIX в. сборник продолжает служить и сейчас.
Богат народными изречениями и «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, в словарных статьях которого размещено около тридцати тысяч пословиц. Например, к слову правда в словаре даны такие пословицы: Правда – свет разума; Правда – светлее солнца; Правда чаще ясного солнца; Все минется, одна правда останется; доброе дело – правду говорить смело; Кто правдой живет, тот добро наживет; Без правды не житье, а вытье; За правду не судись: скинь шапку да поклонись; Правда суда не боиться; На правду нет суда; Завали правду золотом, затопчи ее в грязь – все на ружу выйдет; Правда – что шило в мешке: не утаишь; В ком правды нет, в том добра мало и др.
Особый интерес представляют тематические сборники пословиц и поговорок. Они помогают подобрать необходимый материал по определенной теме. Известны сборники пословиц и поговорок о труде (Без труда нет добра: Пословиц и поговороки о труде. М., 1985), о сельском хозяйстве (Земля трудом богата: Пословицы, поговорка, крылатые выражения о сельском хозяйстве и крестьянском труде. Ростов н/Д, 1985).
В 1994 г. издательство «Школа-Пресс» выпустило учебный словарь «Русские пословицы и поговороки». Народные изречения в нем объединены по темам: «Человек», «Жизнь», «Любовь, дружба, семья», «Достаток», «Торговля» и др. Оригинальность словаря заключается в том, что в словарной статье объединяется не только значение всего выражения, если оно недостаточно прозрачно, но и уточняется значение отдельных слов, объединяются устаревшие грамматические формы.
Важно не только знать какое-то количество народных изречений, но и понимать их смысл, чтобы правильно применять в речевой практике. Этой цели служит « Словарь русских пословиц и поговорок», содержащий около 1200 народных выражений. В словаре объясняется значение пословиц и поговорок, имеющих переносный смысл, приводятся примеры их использования в речи. Например, «В камень стрелять – только стрелы терять. Заниматься чем-либо заведомо неисполнимым, значит – попусту тратить время и силы. Ср.: Воду в ступе толочь – вода и будет ».
Сестра относилась к слабостям этого человека с полупрезрительным снисхождением; как женщина не глупая, она понимала, что в камень стрелять — только стрелы терять. (М. Горький. Варенька Олесова).
Полезен и словарь «Русские пословицы, поговороки и крылатые выражения» В. П. Фелицыной, Ю. Е. Прохорова. В нем собрано 450 наиболее употребительных в современном русском языке пословиц, поговорок и крылатых выражений. Приведем образец словарной статьи «Делу время, потехе час»:
Выражение русского царя Алексея Михайловича (1629-1676), написанное им на книге, посвященной соколиной охоте.
Потеха (разг.) – забава, развлерение.
Делу должна быть посвящена большая часть времени, а развлечениям – меньше.
Говорится обычнр в качестве напоминания человеку, который, развлекался, забывает о деле.
Началось учение, — теперь в гости ходить нельзя… Это проводилось у нас очень строго; делу время, потехе час. В учебное время никаких развлечений, никаких гостей. (В. Вересаев. Воспоминания.).
Само собой разумеется, что я не против развлечений, но по условиям нашей действительности развлечения нуждаются в ограничениях: «делу время, потехе час» (М. Горький. Об анекдотах и – еще кое о чем.).
— Ну, делу время, потехе час! – сказал воспитатель. – Пора и за уроки браться.
Все стали усаживаться за парты, доставать тетради и книги. (Б. Изюмский. Алые погоны.).
Веселый взгляд на мир не противоречит сочуствию и симпатии. Разумеется, по пословице — делу время, потехе час, мы должны различать, когда и в каких вопросах уместен этот целый взгляд (Н. Акимов. О театре)
Заключение
Поговорка — из простейших поэтических произведений, каковы басня или пословица, могут выделиться и самостоятельно перейти в живую речь, элементы в которых сгущают их содержание; это — не отвлечённая формула идеи произведения, но образный намёк на неё, взятый из самого произведения и служащий его заместителем (напр., «свинья под дубом», или «собака на сене», или «он выносит сор из избы»).
Определение Даля «складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» вполне подходит к поговорке, отмечая в то же время особый и очень распространенный вид поговорки — ходячее выражение, недоразвившееся до полной пословицы, новый образ, замещающий обычное слово (напр. «лыку не вяжет» вместо «пьян», «пороха не выдумал» вместо «дурак», «тяну лямку», «всей одежи две рогожи, да куль праздничный»). Пословицы здесь нет, как нет ещё произведения искусства в эмблеме, имеющей лишь одно раз навсегда данное значение.
Поговорка, в отличие от пословицы не содержит обобщающий поучительный смысл.
Список литературы
1. Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988.- С.175.
2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. – М., 1988. – С.200.
3. Барли Н. Структурный подход к пословице. // Паремиологические исследования. М.: «Наука», 1984.- С.214.
4. Бегак Б. Пословица не мимо молвится. // Дошкольное воспитание.- 1985.- №9.-С.54-56.
5. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М. «Наука», 1983.- С.283.
6. Вавилова Н. С. Ещё раз о пословицах. // Начальная школа .-1994 г., № 3, С.68 — 69.
7. Введенская Л. А. Пословицы и поговорки в начальной школе. — М.: Просвещение, 1963 г. – С.120 .
8. Даль В. И. Пословицы русского народа. — М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003, — С.616 .
9. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М., 1955.
10. Кабинетская Т. Н. Изучение пословиц и поговорок в начальной школе: Методическое пособие. – Псков: ПОИУУ. 1994, С.З-51.
11. Тупицина Т. С. Пословица — всем умам помощница. // Начальная школа, 1991 г., № 7, с. 44.
Помогите написать краткое сочинение по пословице «Век живи — век учись».
7
Nikolai Sosiura
Ответы (10):
Share
Пословица «Век живи — век учись» — одна из самых известных и популярных. Как и все пословицы, она сложена народом и, как всегда, точная и правдивая.
Человек проживает долгую жизнь, но учиться ему приходится постоянно. Нет таких людей, которые в молодости все изучили и поняли, а дальше живут, пожиная плоды своих знаних. Учится надо постоянно.
Жизнь настолько сложна и разнообразна, что изучить все ее стороны невозможно. Вот и приходится постоянно учится.
Современный мир развивается так быстро, что, прекратив учебу, современный человек начнет отставать в развитии и жить ему будет сложно.
Share
7
Человеческий век — это его жизнь. У каждого она разной длины и наполненности. Один узнаёт что-то новое, развивает свои способности и задатки, интересуется новинками художественной и научно-популярной литературы, занимается самообразованием, увлекается искусством, совершенствуется. Другой останавливается в своём развитии. Второму (в отличие от первого) жить неинтересно, он обедняет себя и свою жизнь. Он не может получить престижную работу, не получает от неё удовлетворения.
Иногда дети говорят о том, что то, чему их учат в школе, во взрослой жизни не пригодятся. Они не понимают, что именно благодаря обучению в школе они имеют разносторонние умения и разнообразные навыки, основы знаний из разных областей человеческой деятельности. Школа развивает память, внимание, критическое мышление, умение самому искать информацию и оценивать её.
Но с окончанием школы процесс получения знаний не должен прерываться.
Share
5
Главный смысл и сулу, которая кроется в поговорке «Век живи — век учись», кроется в том, что она подтверждает научные обоснования о эволюции всего человечества. Ведь только подумайте, о том, что без вечного и интенсивного обучения, не было бы никакого прогресса чловечества и мы бы так и остались в каменном веке.
Здесь конечно имеется в виду не только классичское и академическое образование, но и эмпирический опыт, который строится на пробе и ошибках и который позволял человечеству, освавать новые пути и развиваться производя при этом, раьоту над ошибками.
Ну и конечно данная поговорка говорит о том, что все мы не идеальны, но при этом все от своих недостатков, нуждаемся в прогрессе, а он способе прийти, только через познавание чего то нового, что и есть учеба в полном смысле этого слова.
Share
4
Не уточнили для какого класса сочинение. Поэтому считаю нужным вспомнить о термине «когнитивность»
То есть это и называется познанием и обучением. Термин используется в психологии, которая говорит о том, что человеческой особи свойственно учиться на протяжении всей своей жизни, что свойственно для нее как для представителя вида. То что мы учимся и познаем на протяжении всей жизни — это доказанный факт, который повсеместно можно наблюдать.
Если изложить это более простыми словами, то можно написать, что без обучения человеческое существование в принципе не возможно. Даже когда мы устраиваемся на работу мы все равно учимся чему-то новому, то есть новой практической деятельности, новой профессии. Учимся в быту и познаем общение с другими людьми. И эта народная мудрость полностью отражает суть приходящего. Учиться ведь не обязательно в школе, как уже ранее говорилось, можно учиться новой профессии, какому-то делу и т.д. Обучение представляет собой не только теорию, но и практику, которая следует за нами в течении всей жизни.
Share
4
Любой человек рождается на свет, чтобы пройти свою школу жизни и писать сочинение на данную тему будет совсем не сложно. Нужно уделить внимание введению и описать, как с младенческого возраста человек учится сидеть,ползать, говорить первые слова и получает свои первые знания.
Затем начинается детский сад, где ребятишки начинают учить стихи и разучивать песни, получают навыки рисования и лепки.
А вот после этого идет общеобразовательная школа, где ученики получают знания по всем предметам. Но и тут учеба не заканчивается, затем идет специальное или высшее образование.
И вот человек выучился и стал специалистом, но он продолжает учится, если это врач, то ему попадаются больные с неизвестным диагнозом, который он исследует и так далее. Поэтому , сколько живет человек, столько и учится.
Share
2
Век живи — век учись.
Однажды к нам в класс пришла новая учительница. Она нам очень понравилась, потому что была молодая и красивая. Она сразу стала спрашивать как зовут всех учеников и каждому говорила что-то приятное.
Когда мы познакомились с ней, Мария Ивановна, а так звали новую учительницу, решила провести контрольную, чтобы оценить наши знания. Мы сперва испугались, но учительница сказала, что оценок ставить не будет, что ей важно знать, кто чему научился за прошлый год. Все зашумели и сказали, что такую контрольную они рабы писать.
Мария Ивановна стала открывать доску, но никак не могла повернуть ее, потому что там был такой хитрый замочек, а она не знала его секрета. Тогда я спросила у учительницы, могу ли я помочь ей и она согласилась.
Я вышла к доске и показала ей что надо нажать, чтобы доска развернулась. Учительница улыбнулась, поблагодарила меня и сказала:
-Вот ведь действительно, век живи — век учись.
А я потом никак не могла понять к чему это она? Может вы поняли?
Share
2
Прогресс чрезвычайно быстро развивается в наше время — просто стремительными темпами и поэтому люди должны осваивать вслед за прогрессом все технические новинки в каком бы возрасте люди не находились. Пенсионеры, например, сейчас осваивают компьютер, хотя во времена их молодости не было компьютера, да и сейчас, казалось бы, зачем им компьютер, ведь в игры они, в своём большинстве, не играют. Но оказывается и пенсионерам нужен компьютер, ведь очень удобно получать пенсию через интернет-банк и не ходить в сберкассу за пенсией или ждать почтальона, когда он её принесёт. Поэтому пословица абсолютно верна и действует во все времена. Ниже я вам предоставила сочинение-рассуждени
Share
2
Человека разумного, отличает от других живых существ в том числе это постоянное самообразование и развитие. И точно так же как и нет предела совершенствованию знаний и умений, так же и беспредельно «вместилище» мозга человека, который способен уместить массу информации.
Человек на протяжении своей жизни должен учится. Это не нужно понимать буквально — и сидеть по три года в одном классе, оставаясь второгодником..) Смысл в том что качественно расти в познании и усвоении всего нового.
Share
2
Век живи — век учись, сочинение по пословице
Можно написать, например, двумя способами:
1). Объясняете смысл, значение пословицы, насколько пословица актуальна в наше время
и 2). Приводите какой-нибудь случай, придуманный или из жизни, иллюстрирующий эту пословицу.
Можно и соединить оба варианта, получится сочинение большое, раскрывающее полностью тему.
Share
1
Можно написать примерно такое сочинение-рассуждени
Мало кто знает, но пословица «Век живи- век учись» до нас дошла в сокращенном варианте от предков, а полный ее вариант звучал по другому и имел совсем иной смысл.
Люди, кто придумал эту пословицу хотели донести до нас смысл, что сколько бы ты не учился, все равно не выучишь всего что есть в мире потому что это просто невозможно. Мне больше нравится эта поговорка в сокращенном варианте. Чтобы развиваться и быть образованным человеком, да и жить интересно — нужно учиться помимо школы и института. Есть всякие курсы, да кружки, а еще хорошим учителем выступает сама жизнь.