По пенсионерски как пишется

После того, как сайт gulagu.net опубликовал многочисленные видеозаписи пыток в российских колониях, некоторое время казалось, что даже российские власти потрясены

После того, как сайт Gulagu.Net опубликовал многочисленные видеозаписи пыток в российских колониях, некоторое время казалось, что даже российские власти потрясены и возмущены увиденным и хотят навести порядок в пенитенциарной системе. Главу УФСИН по Саратовской области и ещё нескольких сотрудников системы уволили, было заведено семь уголовных дел.

Но прошло всего две недели, и оказалось, что наведение порядка в системе выглядит совсем по-другому и проходит под девизом «не выносить сор из избы». ФСБ и МВД России объявили Сергея Савельева, белорусского программиста, предоставившего Gulagu.Net видеозаписи пыток, в розыск и начали готовить документы для его экстрадиции в Россию из Франции, где он предусмотрительно попросил политического убежища.

Сергей Удальцов

Будни «здорового консерватизма»: Не ищи правды — посадят. Вместо расследования скандала с пытками в тюрьмах, власть обрушила репрессии на голову того, кто вскрыл это

Аркадий Кайданов

«МВД объявило в розыск передавшего видеозаписи пыток заключенных в Саратове»

Все, как мы любим! Ищут слившего, а пытавших чего искать — они сугубо при исполнении.

Дмитрий Гудков

– Товарищ генерал, у нас десятки гигабайтов пыток в тюрьмах. Людей насилуют шваброй! Нужно расследовать!

– Обязательно! Заводи уголовку на того, кто нас позорит!

– На сотрудников?

– Ты идиот? На информатора «Гуглагу.нет» Савельева, конечно. Позорит нас он. А те, кто со шваброй, выполняют приказы. Что тут непонятного?

Илья Пахомов

МВД объявило в розыск человека, передавшего видеоархив с пытками в колониях А несколько недель назад, фсин запрашивал архив у гулагу.нет и кто-то говорил, что они хотят разобраться. Не хотят. Они хотят все замолчать, и посадить тех, кто говорит о пытках.

Владимир Осечкин

Как это по-русски. Вместо благодарности за помощь в раскрытии серии тяжких преступлений — розыск. Это Зазеркалье именуют Россией Владимира Путина.

Упал с обрыва и никого не спас — герой России. Помог миру узнать страшную правду о пыточном конвейере и остановил страшные преступления — розыск. Не перепутайте.

Юлий Юсупов

Кто был наказан за попытку отравления Навального? Правильно: Навальный. А нечего было выживать, да еще и потом расследовать покушение на собственное убийство.

Недавно были опубликованы чудовищные кадры о массовых пытках и изнасилованиях в российских тюрьмах. Я не смотрел: берегу нервную систему. Но знаю, что многим, кто смотрел, потом приходилось обращаться к медикам и психологам за срочной помощью.

Как вы думаете, кто был наказан или хотя бы против кого завели уголовное дело? Против тех, кто пытал или кто этим процессом руководил (по всей стране)? Ну что вы. Плохо же вы понимаете логику мафиозных режимов. За что их наказывать, они же важным и нужным делом занимались. Было уволено региональное начальство исправительными учреждениями, откуда утекла информация, за то, что допустили раскрытие государственной тайны. И вот теперь ФСБ и МВД России объявили в розыск программиста, который вывез за рубеж файлы с записями пыток. Вот это логичный поступок, не оставляющий совсем уже никаких сомнений в том, кто именно эти пытки организовывал и для кого они записывались в файлы.

Сначала не было понятно, в чём именно Савельева обвиняют – в информации о розыске стояло просто «по статье УК». Но потом выяснилось, что он обвиняется в разглашении государственной тайны.

Кирилл Лятс

Пытки и насилие госслужащих над гражданами объявлены государственной тайной. Соответственно, их разглашение — госизменой. Какие еще нужны доказательства фашизации госаппарата?!

Аббас Галлямов

Какой мощный каминг-аут. Источник в силовых структурах рассказал RT о возбуждении уголовного дела по факту «незаконного получения сведений, составляющих государственную тайну». Это они о видео с пытками так, если кто не понял: «Файлы относились к сведениям для служебного пользования, носили гриф секретности и не предназначались для публичного распространения». Ну то есть, они сами сознаются, что это не перегибы на местах, что это система.

Я прямо представляю, как хочется кремлевским политическим менеджерам и крикнуть силовикам: «Вы бы лучше жевали, чем говорили!»

Александр Минкин

Сергей Савельев объявлен в розыск. Он предал гласности бесчисленные и неопровержимые доказательства пыток.

Ему вменяют то ли шпионаж, то ли разглашение гостайны.

Чёрт, какая тайна?

Разве мы не знали, что в ментовках, в КПЗ и в зонах пытают?

Все знали. И в народе, и в Кремле.

Значит, тайной являются не пытки, а всего лишь имена садистов.

Дмитрий Бавырин

В отношении Сергея Савельева, передавшего правозащитникам видеоархив с пытками в системе ФСИН, возбуждено новое уголовное дело.

«Это не шпионаж и не госизмена, но файлы относились к сведениям для служебного пользования, носили гриф секретности и не предназначались для публичного распространения».

Новая идиома для снафф-порно с пытками шваброй — «сведения для служебного пользования».

То есть тоталитарную антиутопию с захватом системы ФСИН группой дрочеров-садистов исключать нельзя.

Я так и думал.

Евгений Савостьянов

На бывшего сидельца Савельева, предавшего огласке пытки в современных застенках заведено уголовное дело.

Но.

Ст.7 закона «О государственной тайне» запрещает относить к государственной тайне и засекречивать сведения о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Если решение об уголовном преследовании этого правозащитника не будет немедленно отменено, знать была на то высшая воля.

Николай Травкин

МВД объявило в розыск программиста Сергея Савельева. Того самого, который передал архив видеозаписей (он же программист) с пытками заключенных в туберкулезной больнице ФСИН в Саратовской области.

Оказывается, эти записи относятся к документам для служебного пользования. По ним, вероятно, во ФСИН новобранцев обучали правильному обращению с контингентом осуждённых. А Савельев взял и разгласил служебную тайну. Теперь в розыске. Но он уже в Париже.

Всем очевидно, что Франция Савельева не выдаст.

Кирилл Шулика

МВД России объявило в федеральный розыск бывшего заключенного программиста Сергея Савельева, передавшего правозащитному проекту gulagu net видеоархив пыток в саратовской тюремной больнице.

Как указано в карточке в базе розыска МВД России, родившийся в Минске в 1989 году Сергей Савельев «разыскивается по статье УК». В рамках какого именно дела ведется розыск в карточке не указано.

Кстати, а теперь стало принято не писать статью УК РФ.

И теперь история такая, что им не выдают даже Исмаилова.

Действия силовиков блогеры трактуют как заявление: «Пытаем и будем пытать» и попытку испугать всех, кто может попытаться в будущем обнародовать детали этих пыток.

Виктор Шмаков

Режим вошёл в такую стадию, что пытаться отрицать очевидное — это уже не совсем по пацански, проще сказать: а вот да, [блин], мы вот такие.

=====================

татьяна долматова

Сообщение о том, что человека, вывезшего страшный видеоархив ФСИН, объявили в розыск, повергло меня в некоторое изумление.

Видимо, поняв, что все эти материалы просто кричат о том, что пыточная система создавалась, отлаживалась и действовала исключительно с ведома и под опекой государства, и скрыть это теперь никак не получится, государство просто и ясно объявило:»Ну да, мы пытали, пытаем и будем пытать. И снимать эти пытки на видео. Это наша «информация для служебного пользования».

Если в истории с отравлением Навального они ещё как-то дёргались, отнекиваясь из последних сил, то здесь они даже и отнекиваться не стали.

И, на самом деле, это какая-то новая реальность.

Нам фактически говорят «Да, мы пытаем. Можете сколько угодно возмущаться, вы всё равно ничего не сможете нам сделать. Сидите молча и тряситесь от страха, пока мы будем доворовывать остатки того, что не успели доворовать за двадцать лет.»

Удивительное время.

Таня Давидис

Рашатудей прокомментировала новость об объявлении в розыск информатора, передавшего Гулагунет видео с пытками в российских колониях. И сообщила о возбуждении против него ещё одного уголовного дела о ВНИМАНИЕ !!! «незаконном получении сведений, составляющих государственную тайну, по факту публикации в СМИ видео о пытках в российских колониях».

«Это не шпионаж и не госизмена, но файлы относились к сведениям для служебного пользования, носили гриф секретности и не предназначались для публичного распространения. Кроме того, Савельев нарушил условия условно-досрочного освобождения», — пояснил собеседник.»

Они издеваются? Даже не пытаются отнекаться — мол, не знали, не ведали. Нет! Они признают — это у нас служба такая. Пытаем, палками людей трахаем и на службе потом эти файлы используем. Мрак.

Мне даже интересно, как у них там это организовано. Пишет оперативник служебку- прошу выдать мне для служебного использования (просмотра в служебном кабинете совместно с тов. Ивановым) видеозапись изнасилования гр. Петрова, составляющую государственную тайну… так как-то? Или — прошу создать для дальнейшего служебного использования ведиозапись изнасилования гр. Петрова…

Андрей Зубов

Страшные свидетельства массовых жестоких пыток в системе ФСИН, давно известные по многочисленным, но разрозненным фактам, сложились в систему благодаря тем видеоподборкам, которые обнародовал Сергей Савельев. Теперь весь мир не только знает, что в наших тюрьмах и лагерях пытают заключенных, но и видел, как это делается. И от этого сковывает ужас.

[…]

Когда были опубликованы материалы Савельева, которые невозможно смотреть без содрогания, как невозможно было в свое время смотреть кадры из фильма «Обыкновенный фашизм», мы все ждали, что этим преступлениям будет положен конец. Палачей из ФСИН будут судить народным судом присяжных, а пытки вновь надолго уйдут из российских тюрем. Это было бы естественно даже для такого режима, как нынешний Путинский. Ведь стыдно перед своими гражданами и всем миром быть кровавыми палачами и садистами. Это респекта не прибавит.

Но вышло совсем по другому. ФСБ и МВД начали преследовать не своих сотрудников садистов, а Сергея Савельева. Его обвинили в раскрытии ведомственной тайны (и даже, кажется, государственной тайны) и объявили в розыск, готовя материалы к ИНТЕРПОЛ с требованием его экстрадиции. Понятно, что мировое сообщество не выдаст российским людоедам Сергея Савельева. Требования ФСБ и МВД ни что иное, как очевидная и намеренная демонстрация и своим гражданам, и миру, что пытки и мучения, это не преступления отдельных садистов (такие, увы, попадаются всюду), но государственный принцип отношения к гражданам в России. Пытки — это норма, одобряемая верховной властью. После возбуждения дела против Сергея Савельева это ясно всему миру. И всему миру ясно, чем стала Россия через тридцать лет после освобождения от большевизма.

Она вновь стала Опричниной, вновь стала застенком Тайной канцелярии времен «слова и дела», вновь стала ГУЛАГом и подвалами Лубянки. Вновь стала — и не стыдится этого. Игры с продолжательством советского государства и его институтов, в первую очередь ВЧК-НКВД-КГБ-ФСБ закономерно завершились его восстановлением на большей части рухнувшего СССР.

Но как после «слова и дела» пришел в России 1801 год, как после пыточных камер Лубянки — 1991, так придет после кошмарного сегодня в России завтра. И нынешние правители, считающие палачей из ФСИН своими, а их разоблачителей — преступниками, предстанут на народный суд, как предстают до сего дня уже обветшавшие гестаповцы, на судах в Германии. И пощады им не будет. Возбудив дело против Сергея Савельева, ФСБ и МВД показало, кто им свой, а кто чужой. И именно за это вам, преступники Божеского и человеческого закона, придется отвечать в самом скором будущем, которое непременно наступит. Отвечать по всей строгости российского закона в соответствии с 21 статьей Конституции — «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». — Никто.

Вера Владимирова

Савельев, к счастью, в Париже. А россияне в России и швабра рядом. И как говаривал известный персонаж СЯДУТ УСЕ.

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Определение и значение приставок в русском языке

Приставка или префикс — это морфема, которая стоит в самом начале слова, сразу перед корнем, и помогает образовывать новые однокоренные слова с самыми разными оттенками смысла.

Несмотря на то, что формально эта морфема называется префиксом, все знают ее под именем приставка. Вероятно, потому что она словно приставляется к слову, чтобы создать до десятка других — похожих по смыслу, но со своими оттенками:

  • бабушка — прабабушка,
  • морской — заморский,
  • бежать — добежать,
  • ярко — поярче.

Как видите, приставки могут быть у разных частей речи, и новые слова они образовывают с совершенно разными значениями. Общий признак один — расположение перед корнем. По нему легко определить приставку и выделить ее в ходе разбора слова по составу.

Проиллюстрируем этот простой процесс, о котором все знают с 3–4 класса, таблицей: как приставки в русском языке образуют новые слова.

Корень Приставка Новое слово
-ход- у- уход
вы- выход
при- приход
ис- исход

Важно!

В одном слове может быть две и даже три приставки — разумеется, все они будут находится перед корнем.

Стоит различать приставки и предлоги, даже если они звучат совершенно одинаково. Однако в русском языка приставка — это часть слова, и она пишется исключительно слитно, в то время как предлог — часть речи и пишется раздельно со значимым словом. Кроме того, с глаголами предлоги не употребляются. Все, что стоит перед глаголом, может быть только приставкой.

Например:

Он добежал до финиша. Птица слетела с ветки.

Как выделить приставку в слове

С опытом морфемных разборов приставку легко научиться замечать с первого взгляда, но если их две или три — могут быть трудности. Как определить, когда заканчиваются приставки и начинается корень? Все просто: нужно подобрать однокоренные слова, а в сложных случаях попросту отбрасывать по одной букве и проверять — слово все еще имеет смысл или уже нет.

Например, возьмем слово подраздел — здесь все просто, на ум сразу приходит раздел, а значит, под- будет приставкой.

Попробуем вариант сложнее:

соприкосновение,

со-при-косновение.

В этом случае стоит вспомнить слово коснуться, и сразу станет понятно, что здесь две приставки: со- и при-.

И еще раз усложним:

недооценивать,

не-до-оценивать.

Если отбросить не- и до-, останется оценивать. Казалось бы, это конец. Но нет! Ведь данный глагол произошел от слова цена, а значит, наш корень будет -цен-. В итоге получается сразу три приставки: не-, до-, о-.

Есть в русском языке и другие слова с тремя приставками: недовыработка, переосмысление, несоразмерный, понапридумывать и т. д.

Образовывая новые однокоренные слова, приставки всегда что-то меняют в их смысле. К примеру, у глаголов они чаще всего помогают изменить несовершенный вид на совершенный: летел — прилетел, долетел, улетел, взлетел.

Но с другими частями речи все намного сложнее. У прилагательных приставка может обозначить близость к чему-либо: дорожный — придорожный, речной — заречный. А может придать оттенок отрицания: умышленный — неумышленный. У существительных она тоже играет совершенно разные роли. Иногда приставка указывает на расположение предмета (береза — подберезовик, рукав — нарукавник, граница — заграница), а иногда придает слову противоположный смысл (симметрия — асимметрия). Как видите, это очень разносторонняя дама!

Какие бывают приставки в русском языке

Все распространенные языки непрерывно развиваются и обогащают друг друга, русский — не исключение. В нашей речи постоянно появляются новые слова, и часть из них возникает путем добавления иностранных приставок. Итак, первый критерий для классификации — происхождение.

Для простоты запоминания составим таблицу приставок в русском языке с отдельными списками для традиционно русских и для иностранных префиксов.

Происхождение Значение Существующие приставки
Традиционно русские префиксы словообразование, формообразование без-/бес-, в-/во-, воз-/вос-/возо-, вз-/вс-, вы-, до-, за-, из-/ис-, изо-, на-, наи-, недо-, над-/надо-, не-, низ-/нис-/низо-, о-, об-/обо-, обез-/обес-, от-/ото-, па-, пра-, по-, под-/подо-, пере-, пре-, пред-/предо-, при-, про-, раз-/рас-/разо-, с-/сщ-, су-, через-/черес-/чрез-
Иностранные префиксы словообразование, неологизмы а-, ана-, анти-, архи-, гипер-, гипо-, де-, дез-, дис-, ин-, интер-, инфра-, квази-, кило-, контр-, макро-, микро-, мега-, мата-, мульти-, орто-, пан-, пара-, пост-, прото-, ре-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экстра-, экс-

С иностранными приставками все просто: каждая из них имеет свое строго определенное значение. Например:

  • приставки а- и анти- всегда превращают слово в антоним (логичный — алогичный, материя — антиматерия);
  • пан- говорит о масштабности явления (славизм — панславизм);
  • ультра- подчеркивает крайнее выражение какого-либо свойства (правый — ультраправый);
  • гипо- отражает ослабление того или иного качества (тонус — гипотонус).

Правда, в некоторых словах (в основном греческого происхождения) приставка настолько слилась с корнем, что отдельно не выделяется. Например, слово пантеон можно разделить на две части: пан и теос (в переводе — «божество»). Но приставка пан- в данном случае считается частью корня. Причина в том, что это полностью иностранное слово, а не конструкция из иностранного префикса и корня, который уже давно существует в русском языке.

Виды приставок и правописание

Зная происхождение приставки, мы можем кое-что понять и о ее правописании. Проще всего разобраться с морфемами, которые имеют иностранное происхождение.

Важно!

Иностранные приставки всегда пишутся одинаково, независимо от того, с какой буквы начинается корень, поэтому их надо просто запомнить.

Правописание традиционно русских приставок намного интереснее. Они делятся на три группы, и в каждой есть свои правила. Для начала давайте перечислим все виды приставок, какие есть в русском языке.

Виды Примеры Характеристика
Одновариантные (неизменяемые) об-/обо-, от-/ото-, над-/надо-, под-/подо-, пред-/предо-, в-/во-, пра-, про-, за-, на-, вы-, у-, о-, су-, по- Не меняются в зависимости от корня и пишутся всегда одинаково, поэтому их нужно запомнить.
Двухвариантные роз-/рос-, раз-/рас- Правописание зависит от ударения: если данный слог является ударным, пишем о, а если безударным — а.
без-/бес-, вз-/вс-, воз-/вос-, из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас-, роз-/рос-, чрез-/через-, чрес-/черес- Выбор между з и с зависит от первой буквы корня: если это глухая согласная — нужна с, а если звонкая — з.
Смысловые при-, пре- Употребление и или е зависит от смысловой нагрузки: если слово обозначает превосходную степень чего-то или же приставка может быть заменена на пере-, нужна буква е, в остальных случая пишем букву и.
Иностранные а-, анти-, архи-, контр-, де-, экс- и т. д. Всегда пишутся одинаково и имеют вполне конкретный однозначный смысл.

Важно!

В русском языке нет приставки з-, поэтому слова сбежать, сморгнуть, сдаться, сладить и т. д. пишутся только с буквой с, как бы мы их ни произносили.

Правописание приставок раз-/рас-, роз-/рос-

Сейчас мы подробнее разберем правила, коротко указанные в таблице. Начнем с приставок роз-/рос-, раз-/рас-, правописание которых проверяется постановкой ударения. Это несложная тема:

Если на приставку падает ударение в слове — пишем роз-/рос-. Если ударение падает на другой слог, пишем раз-/рас-.

Обратите внимание на ударный слог:

  • рóзданный,
  • рóзжиг,
  • рóссыпь.

А вот здесь ударение падает не на приставку:

  • разда́ть,
  • расплеска́ться,
  • рассмотре́ть.

Но из любого правила можно найти исключения, и здесь они тоже есть. Слово розыскной нужно просто запомнить, поскольку оно пишется с о в безударной приставке.

Курсы по русскому языку онлайн в школе Skysmart помогут улучшить оценки в школе, подготовиться к контрольным, ВПР и экзаменам.

Правописание приставок, оканчивающихся на з и с

В приставках роз-/рос- и раз-/рас-, которые мы рассматривали выше, выбор стоит не только между а и о, есть вопросы к буквам з и с. Поэтому вспоминаем правило из таблицы:

Все внимание на корень слова: если он начинается со звонкой согласной — в приставке пишем з, а если с глухой — пишем с.

Это правило касается всех приставок в русском языке, которые заканчиваются на з или с.

Приставки перед звонкими согласными:

  • развалить,
  • безвозмездно,
  • изнеженность,
  • низвести,
  • возгорание,
  • чрезмерно,
  • взлететь.

Приставки перед глухими согласными:

  • распутица,
  • беспечный,
  • испугаться,
  • нисхождение,
  • воссоздать,
  • чересполосица,
  • вскинуться.

Напомним, что приставки з- в русском языке нет, поэтому в таких словах всегда нужно писать с-, независимо от того, какая буква слышится при произношении.

Есть немало слов, в которых отчетливо слышится з-, но пишется с-, например:

  • сбежать,
  • сбить,
  • сбросить.

Будьте внимательны, в некоторых словах, начинающихся с буквы з, это начало очень похоже на приставку, однако все же является частью корня. Например, такие сомнения могут появиться относительно слов здешний, здравствовать и т. д.

Правописание приставок пре- и при-

Эти префиксы недаром называют смысловыми — их написание зависит от значения слова.

Приставка пре- в русском языке используется только в двух случаях:

  1. Если нужно обозначить чрезмерную, превосходную степень чего-либо:

    • премило — очень мило,
    • преумножить — очень сильно увеличить,
    • преуспеть — приобрести очень большой успех.
  2. Если можно заменить приставку на пере- и смысл не изменится:

    • преобразить — «переобразить», изменить образ,
    • преступить — переступить,
    • преломить — переломить.

Приставка при- помогает передать намного больше разных смыслов:

  1. Близость к чему-либо или принадлежность:

    • приморский,
    • пригород,
    • Придонье.
  2. Присоединение к чему-либо:

    • привязать,
    • приделать,
    • причалить.
  3. Неполное действие, выполненное в полсилы:

    • пританцовывать,
    • приговаривать,
    • приодеться.
  4. Завершенное действие:

    • прибежать,
    • придумать,
    • признать.

Существуют слова, в которых с равным успехом можно написать и пре- и при-, но смысл при этом будет полностью меняться. Все об огромном значении этих приставок в русском языке расскажет таблица.

Различаем по смыслу При- Пре-
Притворить дверь (неполное действие) Претворить в дело (сделать)
Приумножить (прибавить) Преумножить (= очень)
Придавать значение Предавать друзей
Приклониться к земле (приблизиться) Преклоняться перед талантом (уважать)
Приёмник (радио) Преемник (последователь)
Привратник (консьерж, сторож) Превратный (искаженный)
Придел (часть храма) Предел (крайняя точка)
Приставить (к чему-либо) Преставиться (умереть)
Призреть (дать приют) Презреть (пренебречь)
Приступить (начать) Преступить закон
Прибывать (к какому-то месту) Пребывать (в городе)

Правописание приставок пра- и про-

Это, пожалуй, самая простая и однозначная пара префиксов. Дело в том, что в русском языке приставка пра- встречается очень редко. Она бывает только в словах, которые обозначают нечто старинное, изначальное, имеющее отношение к предкам. Если же слово никак не может иметь такой смысл, можно смело писать про-.

Выбор между приставками про- и пра-

Сложно сказать, сколько всего приставок в русском языке, но мы постаралась затронуть основные и самые популярные. Хотя в этой теме есть еще много интересного — например, правописание мягкого и твердого знака в приставках, заимствование слов из старославянского языка и т. д.

Вопросы для самопроверки

  1. В каком слове нужно вставить букву и: пр_вратить в золото, пр_образование вещества, пр_ходящий успех, пр_широкий проспект?

  2. Определите, в каких словах есть приставка, а в каких она отсутствует: сладить, склеить, здешний, слеток, здравствовать.

  3. Найдите слово с неизменяемой приставкой: надломить, распоясаться, бесстрашие, превратный.

  4. В каких словах следует вставить букву о: пр_бабушка, пр_образ, пр_бежаться, пр_родина, пр_дедовский?

  5. Определите, какие слова пишутся слитно, а какие — через дефис: (контр)атака, по(дружески), (анти)дот, (архи)епископ, (инфра)красный.

  6. Впишите недостающие буквы: Саша пр_был в город Архангельск и решил остаться в месте пр_бывания на год.

  7. В каком ряду все слова — с приставкой без-?

    • бе_радостно, бе_покойный, бе_приютный;
    • бе_сердечный, бе_сильный, бе_путный;
    • бе_дорожье, бе_полезный, бе_жалостный.

В армянском искусстве есть два знаменитых Татевосяна — ученик Василия Поленова Егише Татевосян, выставка которого осенью 2020 года прошла в Государственном музее Востока на Никитском бульваре. И Ованнес Тер-Татевосян — художник, который, в отличие от своих коллег по кисти, работал не в Армении, и даже не в Европе, Грузии или России, а в Узбекистане. Из полотен Тер-Татевосяна льется густым медом расплавленная самаркандская жара, — настолько яркая и плотная, что поэт Сергей Городецкий, впечатлившись работами мастера, назвал его не иначе как «солнечник».

Два Татевосяна и один Коровин

Тер-Татевосян (1889–1974) родился в Ереване. Отца звали Карапет, и он по профессии был портным — обшивал всех в округе. Согласно другим источникам, Тер-Татевосян происходил из семьи священнослужителей, в пользу чего свидетельствует тот факт, что когда Ованнесу исполнилось 8 лет, родители отправили его в Эриванскую семинарию. Но завершить духовное образование из-за тяжелого материального положения семьи он не смог. Осенью 1904 года ему пришлось оставить школу и уехать на заработки в Тифлис.

6031ba2d33cec

Ованнес Тер-Татевосян. «Армяне». 1929 г

Его спасла любовь к живописи. Рисовал Ованнес с юных лет, мечтал о судьбе художника, но откуда у сына простого закройщика деньги на учебу? Нашлись добрые люди — меценаты, которые устроили так, что Ованнес поступил в Тифлисскую художественную школу. Обучение оплатил А.И. Манташев — из инвестиций филантропа юноше до конца обучения был открыт ежемесячный кредит размером в тридцать рублей. Примечательно, что в этой тифлисской школе преподавал сам Егише Татевосян, ставший к тому моменту уже знаменитым художником, педагогом. Так, на уроках живописи встретились два Татевосяна — выдающийся учитель и выдающийся ученик.

6031ba47d9e44

Ованнес Тер-Татевосян. «Сельские женщины»

Тот же Манташев помог Ованнесу продолжить образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ, 1910–1914), где учителями юноши стали такие видные русские мастера как Васнецов, Касаткин и Коровин. Характерно, что из всех московских учителей Тер-Татевосян наиболее всего выделял Коровина — импрессионистская манера последнего очень повлияла на молодого художника.

В качестве дипломной работы в 1914 году Тер-Татевосян представил цикл работ «Трапезунд», высоко отмеченный профессурой училища. Произведения были написаны за время летней учебной практики в Трапезунде, где юноша изучал античное прошлое и запечатлевал экзотику восточного порта.

Из-за Первой мировой войны обязательная пенсионерская поездка за границу стала невозможной для Тер-Татевосяна. Чтобы не терять времени даром, выпускник отправляется на практику в другое место — в Самарканд. Тер-Татевосян загорается идеей увидеть своими глазами Среднюю Азию, ведь именно здесь уважаемый им Коровин писал этюды для Всемирной выставки в Париже, что очень вдохновило юного последователя русского учителя.

6031ba7e3f552

Поэт Сергей Городецкий

«…Солнечник Татевосьян идет иным путем. Он не любит воздуха и света, а уплотняет их. Он видит, как физик… Его солнце — это солнце сложнейшего юга, Самарканда, где свет давит, где лучи многопудовые, высокие… Его „Базар“ можно долго пить как солнце…». Рецензия поэта Сергея Городецкого на выставку Союза художников-армян для издания «Кавказское слово» от 12 апреля 1919 года

Туркестан сердца

6031ba97378ec

Ованнес Тер-Татевосян. «Отдых». 1929 г.

Приехав в Туркестан в 1915 году, молодой художник влюбляется в эту страну и дальше он уже не сможет жить без самаркандских арыков, медресе и водоносов с кожаными бурдюками, без пронизывающих медовых солнечных дней, без орнаментов на мечетях и стариков, отдыхающих на обочинах дорог. Но то, что у него сформировалась зависимость от всего азиатского, признает не сразу. Создав солидное «портфолио» живописных этюдов и графики, он уезжает домой, потом снова возвращается, потом опять уезжает и снова возвращается — чтобы остаться. Самарканд, с его голубыми куполами мечетей и чайханами, словно улья вписанными в городской ландшафт, поселяется в сердце Тер-Татевосяна навечно.

Во время своих «наездов» он не сидит сложа руки — работает. Так, в 1918 году Тер-Татевосян организует художественную школу «Самаркандская коммуна», а в 1919-м — комиссию по охране памятников старины. В 1920 году художник принимает окончательное решение поселиться в Туркестане и живет здесь очень и очень долго — без малого почти до конца своей жизни.

6031babe3c009

Ованнес Тер-Татевосян на пленэре в окрестностях Ташкента. Фотография Макса Пенсона

Еще одна страница в истории художника — поступление Тер-Татевосяна в 1921 году во ВХУТЕМАС, где он проходит курс керамики. В двадцатые-тридцатые годы в советской стране наблюдается всплеск пропаганды и есть большой спрос государства на агитационные произведения не только живописного и скульптурного, но и декоративно-прикладного искусства. Ованнес Карапетович не только пишет агитационные панно, но и принимает заказы на роспись сувенирных изделий для участников III конгресса КОМИНТЕРНа. Известно, что расписанные им комплект из чашки с блюдцем и блюда «Пробуждающийся Восток» были повторены в трёх экземплярах. Однако затем Тер-Татевосян к росписи фарфора охладевает, сосредоточившись на станковой живописи.

6031bae30af51

6031bb4291a2d

6031bb5b3ca85

Армянский художник советского Узбекистана

Самарканд стал источником его вдохновения — здесь ему легко и свободно пишется. Пейзажи, созданные им в Средней Азии и на Востоке, считаются самыми яркими и удачными произведениями мастера. Интересно, что в художественной жизни уже советского Узбекистана Тер-Татевосян проявил себя не только как выдающийся живописец, но и как организатор. Ованнес Карапетович принимал участие в создании Союза художников и основал в Самарканде студию АРИЗО (Ассоциация работников изобразительного искусства) и Изофабрику (экспериментально-производственные мастерские пространственных искусств) — и все в короткий срок — в промежутке между 1927 и 1929 годами. А в 1932 году Тер-Татевосяна приглашают в Ташкент на должность хранителя фондов музея искусств. В эти годы он занимает множество официальных должностей и занимается оформлением праздников на государственном уровне.

6031bc59b136a

Ованнес Тер-Татевосян. «Дынный базар». 1929 г.

Эти годы очень плодотворны для Тер-Татевосяна. Он создает множество портретов, пейзажей и тематических картин. Из наиболее известных — «Сумерки. Чурага», 1924; «Дорога в сады», 1928; «Дынный базар», 1929; «Музыканты», 1936. Все работы — яркие, оригинальные и экзотичные, несут в себе отпечаток радости социалистического бытия — дружного и созидательного.

6031bca3e4351

6031bccf8b7ab

Ованнес Тер-Татевосян. Мужской и женский портреты. 1960-е

Тер-Татевосян — один из первых художников советского Востока, поднявший в искусстве острую тему Гражданской войны и трудностей строительства социализма в Средней Азии. В тридцатые годы он пишет тематические картины «Налёт басмачей на кишлак» и «Зажиточная жизнь» — оба полотна созданы в 1933 году.

«Колхозный той» — ещё одна работа в духе соцреализма, созданная в результате многочисленных командировок в узбекские колхозы и на стройки. Это — циклопическое многофигурное полотно, преображающее сельский праздник урожая в апофеоз колхозного бытия в масштабах языческой мистерии.

6031bcf2acc5f

«…Написанный в Батуми пейзаж напоминает об уроках Коровина широким, плотным и фактурным мазком, роскошным подвижным красочным месивом, которое лишь при взгляде с определенной дистанции оказывается силуэтами людей и предметов. Кажется, что можно физически ощутить утомительное, густое марево, оплавленное солнечными лучами. Праздные фигуры мужчин в малиновых фесках, укрывшихся от жары в тени, лишь легко намечены, словно перед нами не реальный бытовой мотив, а мираж…»
Ованнес Тер-Татевосян. «Батуми. Под деревьями». 1913 г.

Оформитель павильона Узбекистан на ВСХВ

Потом он вступит в РАБИС, станет членом Товарищества передвижных выставок и правления Союза художников Узбекистана. А 1937 году Тер-Татевосяна назначат главным художником павильона Узбекистана на ВДНХ (в те годы ВСХВ) в Москве. Тот факт, что именно ему доверили столь важное дело, свидетельствует не только о его высоком мастерстве, но и об уровне доверия к нему властей.

Во время Великой Отечественной войны Ованнес Карапетович проявит себя как руководитель правления местного отделения Художественного фонда СССР. В рамках фонда он занимался организацией жизни эвакуированных художников — был куратором, по сути. После войны его карьера не прерывается, он продолжает прославлять жизнь и подвиги простых тружеников — пишет сложные картины наподобие «Прием членами правительства узбекских хлопкоробов в Кремле в 1935 году». Хоть работы этого цикла и стилистически громоздки, они не теряют солнечности и яркости мазков — в них врывается чувственное ощущение жизни, столь присущее творчеству Тер-Татевосяна.

6031bd657bfe3

Ованнес Тер-Татевосян. «У Регистана». 1944 г.

В 1941–1948 годах создает серию картин, посвящённых Великой Отечественной войне.

Принимает участие в росписи залов академического театра оперы и балета имени Алишера Навои в Ташкенте. Став профессором и получив кафедру живописи Ташкентского театрально-художественного института, Тер-Татевосян много преподаёт. В 1966 году уезжает в Москву, где и остается жить — из-за землетрясения в Ташкенте ему некуда возвращаться.

6031bd7c2bb4e

Ованнес Тер-Татевосян. «Сбор винограда». 1968 г.

Юбилйеная выставка Ованнеса Карапетовича состоялась в Москве и была приурочена в 70-летию живописца. Скончался он через 4 года, но еще успел создать ряд лирических полотен, поселившись в уютном бревенчатом доме в Подмосковье в сосновом бору.

6031bd9bea666

Ованнес Тер-Татевосян. «Золотая осень». 1965 г.

Заглавная иллюстрация: «Народный художник О. Тер-Татевосян». Картина кисти Т.А. Оганесова. 1961 г

Источник

Рецензирование научной статьи – обязательное требование, предъявляемое ВАК к каждой публикации в журналах, включенных в список ВАК. Кроме того, рецензирование статьи проводится во всех иностранных изданиях, индексируемых в базах цитирования Scopus и WoS.

Содержание:

Рецензия должна кратко отразить содержание научной статьи, в рецензии предоставляется информация о значимости работы для практической деятельности, отражается степень новаторства исследования.

Правила написания рецензии на научную статью

Рецензия на научную статью – это мнение эксперта, который дает оценку проведенному исследованию. Правилами ВАК регламентируется не только содержание документа, но и его структура и оформление. Объем рецензии обычно не превышает 4000 знаков.

Написание рецензии на научную статью поручают исследователю, обладающему экспертными знаниями в предметной области. Приступая к написанию рецензии, ученый должен внимательно изучить текст работы, сделать его анализ и вынести свое заключение о материале.

Не нужно пересказывать содержание работы или бездоказательно ее критиковать. Рецензент должен высказывать свое мнение обоснованно, корректно и доброжелательно.

Рецензент должен указать на недочеты статьи, если таковые имеются, – эта информация будет использована автором статьи при доработке. При написании отзыва рекомендуется избегать канцеляризмов, излагая мысли четко, логично, последовательно, доступно и, по возможности, кратко.

Существует целый перечень речевых оборотов, которые рекомендуется использовать при подготовке текста рецензии. Использование фраз-шаблонов поможет существенно ускорить процесс работы над отзывом и сохранить требуемую структуру документа. Не стоит уточнять, что текст отзыва не должен содержать грамматических ошибок.

Работа над рецензией займет некоторое время, поэтому материалы на рецензирование следует предъявлять заблаговременно.

По пенсионерски как пишется

План рецензии на научную статью

Рецензент пишет официальный отзыв о будущей публикации, опираясь на общепринятый план, который должен содержать следующие пункты:

  • краткое описание проблемы исследования;
  • степень актуальности темы работы;
  • анализ наиболее важных аспектов исследования, раскрытых автором в тексте, а также недочетов;
  • рекомендация по доработке статьи или исследования.

План написания рецензии включает описание положительных и отрицательных сторон исследования, ставшего основой статьи. На выводы и рекомендации отводятся 2–4 предложения, актуальность работы также описывается 2–3 предложениями. Также документ должен содержать точную и полную информацию и об авторе публикации, и о ее рецензенте.

Примерный план для написания рецензии

Оформление рецензии на статью по ГОСТу

Оформлять рецензию на статью следует с учетом требований выбранного издания. В этом случае можно с большей уверенностью рассчитывать на то, что исследовательская работа будет одобрена и принята в научный журнал для публикации.

Стандарт, на который нужно ориентироваться в первую очередь, – ГОСТ 7.32–2001. Именно он регламентирует основные положения оформления рецензий.

  1. Размер шрифта должен быть 12 или 14.
  2. Межстрочный интервал – 1,5.
  3. текста – Times New Roman.
  4. Лист – классический, формат бумаги – А4. Правое поле – 1 см, остальные – по 2 см.
  5. Содержание документа:
    • указание полного названия работы, на которую выполнено рецензирование;
    • сведения об авторе статьи (личные данные студента, курс, группа);
    • ФИО и ученая степень рецензента, занимаемая им должность и звание;
    • число, подпись, печать учреждения.

В учебном заведении могут быть собственные правила заполнения рецензии и ее визуального оформления. Обязательно уточните этот момент у преподавателя.

Пример рецензии на научную статью

рецензия на научную статью образец

Рецензия на научную статью: пример по экономике

Список шаблонных фраз для написания рецензии:

  • В статье дан подробный анализ
  • Данная работа демонстрирует…
  • Актуальность исследуемой темы заключается в…
  • Особое внимание в исследовании было уделено проблеме (вопросу, теории, идее)…
  • На конкретных примерах автор доказывает, что…
  • Теоретическая значимость статьи заключается в…
  • Автором детально изучены (описаны, рассмотрены, представлены)…
  • Основная концепция статьи – …

Содержание логически взаимосвязано, а теоретические аспекты и выводы подтверждаются цитатами из компетентных источников.

Грамотно написанная рецензия – это не просто представление и оценка исследовательской работы. Этот отзыв демонстрирует ценность проведенного исследования, подтверждает научную состоятельность статьи и глубину проработки темы.

По пенсионерски как пишется

Рецензия на статью для журнала ВАК

Чтобы опубликовать статью в журнале ВАК, вместе с текстом будущей публикации нужно предоставить в издание и рецензию на статью. Рецензенты для статьи ВАК могут быть внутренними или внешними.

В первом случае документ подписывается научным руководителем автора и на нем ставится печать высшего учебного заведения, где учиться или работает исследователь. Внутренняя рецензия на статью ВАК составляется членами аттестационной комиссии, работающими на кафедре, где планируется защита соискателя.

Читайте далее: Как писать статью ВАК для публикации?

Во втором случае рецензию пишет сотрудник стороннего вуза. Внешняя рецензия делится на два вида:

  • рецензирование осуществляется официальными оппонентами исследователя;
  • рецензирование выполняют члены редакционной коллегии или специальной комиссии непосредственно перед публикацией.

При подготовке рецензии следует отразить проработку исследуемой автором проблемы и дать оценку актуальности методики, выбранной для проведения.

Отзыв научного руководителя на статью

Рецензирование – важная часть в механизме отбора и утверждения научных статей для публикации. Положительный отзыв научного руководителя поможет представить автора в более выгодном свете и увеличить его шансы на размещение статьи в выбранном издании.

Отзыв руководителя – ученого с признанным авторитетом и ученой степенью – позволит более точно оценить уровень статьи. Квалификация научного руководителя уже подтверждена Высшей аттестационной комиссией, поэтому его мнение учитывается при вынесении решения о публикации.

Образец отзыва научного руководителя на статью

По пенсионерски как пишется

При написании отзыва руководитель соискателя ученой степени должен руководствоваться принципом объективного и беспристрастного суждения. Стоит помнить, что статья в обязательном порядке проходит этап рецензирования и качество рукописи будут оценивать и другие эксперты.

Критика статьи должна быть обоснованной, а в заключение приводится мнение о том, заслуживает ли работа быть опубликованной в открытой печати. Отзыв научного руководителя пишется в свободной форме, также указывается вся необходимая информация об ученом, написавшем отзыв.

В научном сообществе отзыв руководителя часто пишут сами авторы публикаций, но стоит помнить, что документ заверяется подписью научного руководителя и именно он несет ответственность за содержание документа.

Написать рецензию на научную статью можно, обладая высоким уровнем компетенций и зная правила оформления этого документа. Автору статей стоит самому попробовать писать рецензии на публикации своих коллег.

Этот навык пригодится в дальнейшей работе, а также поможет развить критическое мышление и способность кратко и емко формулировать содержание научных работ. Как показывает практика, многие ученые, имея большой опыт написания рецензий, начинают заниматься этим на постоянной основе.

  • По первости как пишется
  • По пей или попей как пишется
  • По партнерски как пишется
  • По очередности как пишется
  • По отношению к нему как пишется