Рассказы Виктора Драгунского — произведения, которые любят дети и взрослые по сему миру. Умные и забавные истории из жизни детей автор передает с позиции равного, они запоминаются читателю. Он думает о них, ищет в них поддержки и отдыха. Герои рассказов похожи на простых мальчишек и девчонок: они играют, ссорятся, мирятся, делают уроки, ошибаются и попадают в нелепые ситуации. Чтобы показать ребенку, как важно быть собой, учиться дружить и не унывать в сложных ситуациях, обязательно прочтите вместе с ним рассказы Виктора Драгунского.
-
Что любит Мишка
Что любит Мишка — рассказ Виктора Драгунского из жизни мальчика Дениса, который нравится не одному поколению детей. В нем Дениска вместе с другом Мишкой оказывается свидетелями того, как на перемене учитель музыки что-то…
-
Заколдованная буква
Заколдованная буква — рассказ Виктора Драгунского, который стоит прочесть всем детям. В одном дворе гуляли трое ребят: девочка и два мальчика. От имени одного из них ведётся рассказ про то, как привезли ёлку. Девочка увидела…
-
Тайное становится явным
«Тайное становится явным» — еще одна история из цикла Виктора Драгунского про Дениску. Мальчик слышит интересную фразу и спрашивает у матери об ее значении. Когда он получает объяснение, Денис еще и не подозревает, что завтра…
-
Арбузный переулок
Арбузный переулок — рассказ Виктора Драгунского, с которым знакомы многие взрослые и дети. В нём говорится о том, как мальчик Денис вернулся с улицы после игр голодным. Он попросил маму его накормить, она поставила перед…
-
Англичанин Павля
Англичанин Павля — рассказ Виктора Драгунского из цикла «Денискины рассказы», которые увлекают детей уже полвека. В этой повести, как и в остальных произведениях цикла, рассказ ведётся от имени мальчика Дениса. Накануне…
-
Двадцать лет под кроватью
«Двадцать лет под кроватью» — рассказ Виктора Драгунского, с которым стоит познакомить детей старшего возраста. Главный персонаж сказки Дениска отправился в гости к друзьям, где они играли в разные игры. Когда пришло время…
-
Девочка на шаре
Девочка на шаре — рассказ В. Драгунского о младшем школьнике и синеглазой девочке — юной цирковой артистке. Случайным жестом и красивым сценическим образом она покорила воображение мальчика Дениса. Посмотрев с классом представление…
-
Хитрый способ
Хитрый способ — рассказ Виктора Драгунского, который тронет сердце не только детей, но и взрослых. В нем Дениске захотелось облегчить маме хлопоты по дому. Он решил изобрести метод быстрого мытья посуды. Удастся ли ему помочь…
-
Друг детства
Друг детства — рассказ Виктора Драгунского из цикла рассказов о Дениске Кораблеве, которое заинтересует не только мальчишек. На этот раз мальчик делится с читателем историей о том, как он выбирал для себя профессии. Однажды…
-
Он живой и светится
Он живой и светится — рассказ Виктора Драгунского, который стоит читать всей семьей. В нем Дениска Кораблев ждет мать во дворе с игрушечным самосвалом. Начинает смеркаться, и тоска одолевает мальчуганом. В этот момент к…
-
Профессор кислых щей
Профессор кислых щей — произведение Виктора Драгунского, в котором многие родители узнают себя в детстве. Рассказ ведёт Дениска, маленький мальчик. Ему не терпится поделиться с отцом полученными знаниями, и своими разговорами…
-
Надо иметь чувство юмора
«Надо иметь чувство юмора» — рассказ Виктора Драгунского, с которым стоит познакомить юных школьников. В нём рассказывается, как двое друзей, Миша и Денис, делали вместе уроки. Во время списывания в тетради они разговаривали…
-
Сестра моя Ксения
«Сестра моя Ксения» — рассказ Виктора Драгунского, с которым стоит познакомить детей, когда в семье ожидается пополнение. В произведении рассказывается от имени мальчика Дениса, как он впервые встретился со своей сестрой…
-
Похититель собак
Похититель собак — рассказ Виктора Драгунского, любимый многими поколениями ребят. В нем сосед по даче просит Дениску присмотреть за его собачкой, пока самого соседа не будет дома. Поначалу мальчик добросовестно исполнял…
-
Сверху вниз, наискосок
«Сверху вниз, наискосок» — рассказ Виктора Драгунского, который будет интересен не только детям, но и взрослым. В нём рассказывается о том, как ребята-дошкольники, Денис, Миша и Алёнка, наблюдали за строительством дома…
-
Главные реки Америки
Главные реки Америки — рассказ Виктора Драгунского, любимый многими детьми. В нём поведано про Дениску, с которым происходят всякие интересные и забавные истории. Однажды он играл весь день, занимался своими делами, но только…
-
Что я люблю и чего не люблю
«Что я люблю и чего не люблю» — рассказ Виктора Драгунского, который будет понятен любому ребенку. В нем мальчик Денис рассказывает о том, что особенно ему по душе, что доставляет несказанное удовольствие. Перечисление занимает…
-
Ровно 25 кило
Ровно 25 кило — рассказ Виктора Драгунского, с котором стоит познакомить заранее тех ребят, что отправляются в людное место. В нём рассказывается, как мальчик Дениска и его друг Мишка получили пригласительный билет на праздник…
-
Где это видано, где это слыхано
«Где это видано, где это слыхано» — рассказ Виктора Драгунского, с которым стоит познакомить ребёнка старшего возраста. В нём ребята Люся, Дениска и рассказчик решили устроить сатирический концерт. Дети постарались на славу:…
-
Красный шарик в синем небе
Красный шарик в синем небе — рассказ Виктора Драгунского, который стоит прочесть юным мечтателям. В нём от имени мальчика Дениса рассказывается, как он с Алёнкой отправился на одно из весенних гуляний. В магазине, куда они…
Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено
Итоговое сочинение является обязательным испытанием каждого выпускника школы, лицея и гимназии. Школьник, не сдавший итоговое сочинение, не может быть допущен к государственной итоговой аттестации. Одно из направлений итогового сочинения носит название «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?». В рамках данной темы выпускник должен поразмышлять о различных достижениях, которые представляют собой не только прогресс и надежду на лучшее будущее, но и предполагают большой риск для цивилизации. Рассуждая на данную тему, автор вправе изложить свой личный опыт в осмыслении технологических преобразований и новшеств, а также экологических проблем. Одиннадцатиклассник может проанализировать воздействие научно-технического прогресса на человека, общество, окружающую среду, государство в целом. Данная проблема стала особенно актуальной на фоне нынешней эпидемиологической обстановки. Предложенное направление позволяет выпускнику поразмышлять над всеми плюсами и недостатками технологического процесса. Придется задуматься над возможными путями достижения баланса между духовными ценностями личности и материальными новшествами. Это все, конечно, интересно, но очень часто случается, что школьнику не хватает времени, чтобы подробно изучить большие произведения: романы, повести и так далее (список таких произведений по всем направлениям тоже есть). Короткие рассказы являются настоящей «палочкой-выручалочкой» в данной ситуации. Рассмотрим поподробнее, какие именно короткие рассказы раскроют направление «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?».
- «Звездная сыпь», М.А. Булгаков. Настоящее достижение прогресса — победа над сифилисом, который не поддавался излечению до 20 века. Главный герой достигает победы именно благодаря новым знаниям и научным инструментам.
- «Человек, который не спит», А.Р. Беляев. Изощрение доктора Вагнера его похитители применяют во вред всей стране. Они захватывают власть в Германии и становятся диктаторами. В этом и состоит опасность научного прогресса.
- «Над бездной», А.Р. Беляев. Профессор Вагнер изобрел уникальный метод обучения людей с помощью гипноза. Вот в чем польза прогресса — в повышении интеллектуального уровня людей.
- «Кукла», Е.И. Носов. Из-за применения новых технологий в сельском хозяйстве река обмелела и заросла тиной, а рыба выродилась.
- «Царь-рыба», В.П. Астафьев. Именно жадность человеческая, а не прогресс наносят вред окружающей среде. Это доказывает пример Игнатьича.
- «Прощание с Матерой», В.Г. Распутин. Научный прогресс выселяет жителей деревни, уничтожает локальную экосистему, но он же дает молодым людям развитие, рабочие места и лучшие условия жизни.
- «Лошадиная фамилия», А.П. Чехов. Благодаря прогрессу врач за час избавляет больного от мучений без всякой магии отставного чиновника.
- «Крыжовник», А.П. Чехов. От ближайших заводов вода в реке стала цвета кофе. Таково влияние технического прогресса на экологию.
- «Злоумышленник», А.П. Чехов. За опасности технического прогресса в ответе сами люди, которые их создают. Так, крестьяне воруют гайки на железной дороге и провоцируют возникновение чудовищных аварий.
- «И грянул гром», Рэй Брэдбери. Главным героем произведения является Энгельс. Для этого человека охота представляет собой увлечение. Он вынужден потратить немало средств для того, чтобы отправиться на охоту на динозавров в сафари. Однако она предполагает слишком жёсткие условия. Можно убить лишь тех динозавров, которые скоро сами должны умереть. Когда герой надумает отправиться домой, он должен спрятать все улики. Такие условия поставлены для того, чтобы будущее не изменилось.
Брэдбери в своем произведении поднял очень важные проблемы. Среди них можно отметить проблему последствий НТР, цены ошибки, ответственности каждого человека за его поступки. - «Улыбка», Рэй Брэдбери. Здесь рассказывается о том, что мир без прогресса деградировал, и человечество нем обречено на вымирание.
- «Микроскоп», В.М. Шукшин. В данном произведении рассказывается о том, как научная деятельность может изменить характер человека. Основная тема рассказа – значение цели в жизни. Андрей Ерин трудится в столярной мастерской. Однажды к персонажу пришла прекрасная идея, которая впоследствии стала его жизненной целью. Андрей, будучи по своей натуре нерешительным и слабохарактерным, был вынужден терпеть оскорбления со стороны жены. Характер героя кардинально изменился после того, как он купил микроскоп. Он стал смелым. Герой начал отвечать на критику своей супруги. Когда персонаж заметил микробы в своей крови, он был поражён. Микроскоп стал поводом и стимулом для личностного роста главного героя.
- «Спонтанный рефлекс», братья Стругацкие. Технический прогресс опасен непредсказуемыми последствиями. Так, машина Урм пробуждается и действует по своим личным мотивам, разрушая лабораторию и пугая людей.
- «Шесть спичек», братья Стругацкие. Смелый ученый экспериментирует над собой, желая проверить свое изобретение, и попадает в больницу с тяжелыми травмами. Зато он добивается цели.
- «Испытание СКИБР», братья Стругацкие. Акимов вынужден отставить свою невесту на 12 лет, чтобы завершить свою миссию на другой планете. Именно таким должен быть первооткрыватель — решительным, смелым, самоотверженным.
- «Свеча горела», Майк Гелприн. Главным героем рассказа является преподаватель гуманитарных наук Андрей Петрович, который размышляет о будущем времени. В данном произведении подняты очень важные проблемы. Среди них можно отметить значение литературы и учителя в жизни каждого человека. В своем рассказе автор поразмышлял над вопросом технического прогресса. Писатель заставил читателя задуматься на вопросом, смогут ли технические новшества заменить все?
- «Любовь к жизни», Джек Лондон. Технологии спасают главного героя, ведь только современное судно смогло прорваться к Северу и дать ему шанс уехать оттуда живым.
- «Фотография, на которой меня нет», В.П. Астафьев. Главный герой благодаря современному достижению техники — фотографии — сохранил на память воспоминания о своем классе и детских годах.
- «Чудесный доктор», А.И. Куприн. Научные знания и достижения в фармакологии спасают ребенка, который едва не умер.
- «Песчаная учительница», А. Платонов. Мария Нарышкина благодаря научным открытиям спасает от голода и нищеты целую деревню.
- «В прекрасном и яростном мире», А. Платонов. Новые технологии дают людям рабочие места и возможности развиваться на более высоком уровне.
- «Телеграмма», К.Г. Паустовский. Прогресс в виде телефонной связи и телеграфа помогает людям быть ближе, но они сами отвергают эти возможности, так что в этом смысле технические достижения никак не влияют на человека.
- «Срезал», В.М. Шукшин. Знания и новые технические возможности дают людям преимущества, но каждый из них располагает ими по-своему. Константин Иванович служит обществу, работает, а Глеб Капустин только кичится своей эрудицией и веселит деревенских зевак.
- «Все лето в один день», Рэй Брэдбери. В своем произведении автор поднял важные проблемы: отношение человека к природе, совесть, детская жестокость. Автор рассуждает над последствиями вмешательства человека в окружающий мир. Повествование разворачивается в одной школе, расположенной на Венере. Солнце здесь можно увидеть только один раз в семь лет. Марго уже видела солнце, так как она прилетела на планету намного раньше остальных девочек. Чувство зависти пробудило ненависть к Марго.
- «Оно», Умберто Эко. В своем произведении писатель рассказывает читателю об одном изобретении человека. Оно, безусловно, могло представлять собой орудие прогресса и мирного труда. Однако изобретение стало инструментом убийства и насилия. Автор размышляет над предназначением науки.
- «Чёртова мельница», А.Р. Беляев. Изобретатель создал вечный двигатель с помощью своих познаний в области химии и физики. Эта вещь облегчала жизнь бедной вдове мельника. Вот пример положительного влияния прогресса.
- «Амба», А.Р. Беляев. Профессор нашел способ наладить контакт с мозгом умершего человека, и это помогло группе спасти еще живого ученого.
- «Чрезвычайное происшествие», братья Стругацкие. Экипаж космического корабля случайно недоглядел за появившимися на судне инопланетными мухами. Насекомые стали неистово быстро размножаться и угрожали заполонить всю Землю, если не удастся от них избавиться. Лишь отвага, находчивость и знание физики помогли людям победить насекомых. Но этот пример говорит о том, что прогресс сулит новые вызовы и опасности, к которым нужно быть готовыми.
- «Стальное горло», М.А. Булгаков. Благодаря новейшим техническим возможностям в медицине герой спас девочку от неминуемой смерти.
- Р. Шекли «Лавка миров». Автор повествует о существовании некоторого магазина, где за деньги можно оказаться в параллельном мире. В произведении подняты очень важные проблемы. Среди них можно отметить проблему истинных и ложных ценностей, влияния военных событий на человеческую жизнь, смысла жизни и предназначения.
Таким образом, мы рассмотрели список коротких рассказов по направлению «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?», которые помогут школьнику в написании итогового сочинения.
Автор: Виктория Комарова
Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениесписок книгсписок литературыЦивилизация и технологии
Читайте также:
вархаммер40к
О подборке
Буду использовать эту подборку как картотеку моей библиотеки .
В ней будут книги , фанфики и рассказы которые я прочитал — (Только на одну тему)
Размер: 1 094 659 зн., 27,37 а.л.
Доступ:
Свободный
Один незадачливый историк, после попойки со старыми приятелями проснулся в месте столь странном, что считать себя иначе чем сумасшедшим он не смог. Впрочем, дальнейшие события показали, что если он и таков, то очень талантливый и рационально мыслящий сумасшедший тип.
boosty.to/cyberdawn А тут блог с черновиками, пусть неотредактированными, но выходящими ранее отредактированных глав. Да и с подписчиками советуюсь, да и писать и жить помогает ?
Размер: 410 994 зн., 10,27 а.л.
Доступ:
Свободный
Это второй том о скучных и утомительных скитаниях Инквизитора Ордо Малеус, Терентия Алумуса. А так же его похотливой тереньтетки и прочих малозначительных персонажей в Мире Боевого Молотка 40к.
Размер: 435 075 зн., 10,88 а.л.
Доступ:
Свободный
Попаданец в мир вархаммера 40000, практически на самое дно социальной лестницы города улья. Хочу так же добавить, что время действия, конец 36 тысячелетия и к тому же в мире проживания Гг давно не было военных конфликтов любой направленности, потому и сходство с 40000 неявное.
Размер: 576 152 зн., 14,40 а.л.
Доступ:
Свободный
Рон Уизли, после событий произведения «Солдат Рон», был заброшен в портал, который вывел его на одну из планет мрачной вселенной Вархаммера 40к.
Размер: 594 323 зн., 14,86 а.л.
Доступ:
Свободный
Сильно потерпевший от космодесантника Хаоса сержант Рональд Билиус Уизли лежит на верстаке и в голове у него есть куча вопросов…
Размер: 82 221 зн., 2,06 а.л.
Доступ:
Свободный
Попаданец в рой тиранидов из знаменитой вселенной Warhammer 40.000 и проблемы с этим связанные. От StarCraft тут присутствуют отдельные элементы расы зергов, по большей части адаптированные под ваху.
Размер: 1 007 579 зн., 25,19 а.л.
Доступ:
Свободный
Человек умер и родился в другом теле, на стыке 41 и 42 тысячелетий. Задача проста — выжить и вжиться в новое время.
Произведение по мотивам Вархаммер 40000. Имена рас и организаций сохранены, все остальное — выдумка автора. Поэтому канонистам и вахофилам вход воспрещен. Чтобы нервы себе не портили.
Размер: 1 733 660 зн., 43,34 а.л.
Доступ:
Свободный
Продолжение истории 102 валлхальского полка Славнейшей Имперской Гвардии и младшего ордена Сороритас
Размер: 815 023 зн., 20,38 а.л.
Доступ:
Свободный
Когда плоть парализует от пропитывающего насквозь ужаса, небо плачет кровью, а вселенную разрывает на части, то на что способен маленький человек — всего лишь незначительная единица, в виде рядового солдата Империума? Это писание о людях, являвшихся одними из многих, кто познал весь масштаб колыбели ужаса 41 тысячелетия
Размер: 1 308 393 зн., 32,71 а.л.
Доступ:
Свободный
Попаданец в расу оркоидов образца 41-42 тысячелетия. Как всегда по мотивам. Канонистам и вахофилам вход воспрещен.
Размер: 1 193 180 зн., 29,83 а.л.
Доступ:
Свободный
Продолжение истории про Болта и его зеленых оболтусов. Как всегда по мотивам, лютый не канон, фанаты проходят мимо.
Размер: 1 119 991 зн., 28,00 а.л.
Доступ:
Свободный
Заключительная часть орочьей эпопеи.
Размер: 1 413 242 зн., 35,33 а.л.
Доступ:
Свободный
Реинкарнация в деву-механикус начала 42 тысячелетия.
Размер: 444 284 зн., 11,11 а.л.
Доступ:
Свободный
В обычной русской глубинке жил начитанный старик. Спокойно жил. И как-то раз уснув проснулся он уже не в свое теле.
Размер: 89 940 зн., 2,25 а.л.
Доступ:
Свободный
Грозный уже твердо поставил себя в глазах всех боссов пустыни и леса. Теперь он уважаем, и его клан набирает силу. Но, хватит ли этого орку? Разумеется нет! Поэтому скорая смута, только на руку Грозному и всему клану Русь! Ваааааааакгх!
Размер: 841 373 зн., 21,03 а.л.
Доступ:
Свободный
В ходе эксперимента с феноменом фазового смещения, киборг Владислав Вертер оказывается затянут в варп. Имматериум выпускает его из своей хватки только через сорок тысяч лет, и уроженцу XXII столетия придется с головой окунуться в кошмары далекого будущего.
Здесь больше нет привычного гуманизма и прогресса, нет науки, нет просвещения — только вечная война.
Здесь трудно выжить, но стократ труднее остаться Человеком.
Здесь извечная мечта человечества о звездах стала явью. Только стоила ли она того?
Размер: 1 345 259 зн., 33,63 а.л.
Доступ:
Свободный
Самые верные слуги Императора Адепта Сороритас направлены дланью инквизитора за душой очередного еретика, но волей судьбы их встречают пираты варпа темные эльдары. Никто не знает как они оказались в пределах Империума, никто не знает что они так страстно желают найти. Никто не догадывается сколь сильно пошатнется вера канониссы Ристелл Элинерис в плену у безжалостных садистов.
Когда тебе отведена роль пешки в большой игре, стоит задуматься как далеко ты сможешь зайти чтобы спасти тех кто тебе дорог.
На тонкой грани между тьмой и светом цена неверного шага — собственная душа
Грань едва уловима, поможет ли вера различить ее, или возможно невозможное и в вере нет спасения?
Сможет ли сестра битвы окунуться в объятия варпа и научиться играть по правилам темных эльдар? Император защищает…
Размер: 536 777 зн., 13,42 а.л.
Доступ:
Свободный
История Сердца Мира продолжается. Начатая в глубокой древности, она сведет вместе двух воинов, жаждущих вцепиться в горло друг друга, дабы отомстить за пролитую кровь Ангела. Инквизитор Ависантер Кхан, вопреки решению лорда-инквизитора, продолжает охоту на Темных Эльдар, в это же время Архонт Реос Хензитар все глубже погружается в тайну Сердца Мира, теряя прежних союзников и обретая новых, таких же не надежных… О чем грезит Падший эльдар и как далеко за ним дойдет мятежный инквизитор?
Размер: 392 012 зн., 9,80 а.л.
Доступ:
Свободный
Начало 42-го тысячелетия. Инквизитор из Ордо Еретикус обнаруживает планету времен Темной Эры Технологий, в незапамятные времена затерявшуюся в варп-штормах…
Размер: 243 019 зн., 6,08 а.л.
Доступ:
Свободный
Прошлое человечества хранит множество тайн и секретов, которые не стоит возвращать к жизни. На планете Аквита, верном свету Императора, есть несколько таких тайн. И одна из них пробудилась ото сна.
Не нашел что почитать? Посмотри книги в других жанрах
Информация о подборке
Опубликована:
Последнее обновление:
29 сентября 1941 года начались массовые расстрелы евреев и ромов в Бабьем Яру. За два дня нацисты расстреляли больше 33 тысяч человек. За последующие два года число жертв увеличилось до 100 000. Спаслись 29 человек.
Долгое время о трагедии не было принято не то, что делать фильмы, а даже говорить. Место захоронения заполнили отходами с кирпичных заводов, а ни о каком памятнике не могло быть и речи. Поэты и композиторы подвергались цензуре за попытки рассказать о трагедии.
Рассказываем о том, как трагедия Бабьего Яра отражена в кинематографе.
«Бабий Яр», реж. Николай Засеев-Руденко, Ксения Ковалева
Главная героиня фильма «Бабий Яр» Засеева-Руденко и Ковалевой (2002) Элеонора (Элина Быстрицкая) побывала в Яре. На ее глазах погибли отец, мать, сестра, сын, соседи, друзья. Ей удалось выжить. Через 60 лет, став в Израиле богатой и влиятельной бизнес-леди, она приезжает в Киев, чтобы поклониться могилам родных и найти украинскую женщину, спасшую ей жизнь. Но в гостинице она встречает немца, бывшего фашистского офицера, совершавшего казни.
Фильм разворачивается в двух временных планах: в Киеве 2001 и 1941 годов. Жертва сталкивается с палачом через много лет после трагедии.
«Бабий Яр», реж. Джеф Канев
Черно-белый немецкий «Бабий Яр» – единственный известный на сегодня игровой фильм производства Германии (в копродукции с Беларусью) о трагедии.
С одной стороны здесь действуют две семьи – Лернер и Онуфриенко, живущие бок о бок на окраине города Киева. С другой – группа немецких офицеров во главе с полковником Паулем Блобелем (Аксель Милберг), планирующих убийство евреев Киева.
Отец семейства Геннадий Лернер (Майкл Деген) поначалу не верит сведениям о зверствах нацистов, потому что работал в Берлине фотографом и считает немцев культурным народом. Его семья все-таки пускается в бегство, однако Елена Онуфриенко (Катрин Засс) сдает соседей эсэсовцам.
Большинство ужасов Джеф Канев подает врезками хроники времен Второй мировой: унижения жертв перед казнями, сами казни. Однако главная тема фильма – из каких потемков души зарождается коллаборационизм, пособничество убийцам. Елену снедает даже не антисемитизм, а зависть и ревность к более образованным и состоятельным Лернерам. Их она хочет сделать ответственными за свои собственные житейские неудачи, за свою душевную неполноту. Но возмездие настигает ее саму: она точно так же заканчивает в Яре с остальными.
«Дорога в Бабий Яр», реж. Борис Мафцир
Израильский режиссер Борис Мафцир последние несколько лет занимается документальным исследованием Шоа евреев Советского Союза. Снятый в 2017-м «Дорога в Бабий Яр» – новый фильм из этого проекта. Он представляет события первых 100 дней оккупации Украины, во время которых нацисты начали убийства евреев непосредственно в местах их проживания.
Мафцир едет с запада в центр Украины, посещает места наиболее страшных массовых казней: Бережаны – Тернополь – Луцк – Бучач – Бердичев – Винница – Умань – Ясное Поле – Золотоноша – Мирополь. Бабий Яр – конечная остановка.
В каждом пункте режиссер находит или живых свидетелей убийств, или профессиональных историков, специализирующихся на теме Шоа. Сквозной комментатор – американский историк Тимоти Снайдер, знаток режимов Сталина и Гитлера. Главное достоинство работы Мафцира – доскональный анализ того, как работала машина истребления, какие оправдания для убийств находили нацисты, какие стимулы изобретали для вовлечения местного населения. Не обойдены вниманием темы пособничества и погромов, но при этом режиссер соблюдает баланс оценок, не делая огульно виноватым местное население.
Сильнейший эмоциональный эффект составляют рассказы очевидцев, наложенные на картины обыденной жизни сегодняшней Украины. Простой, но эффективный прием.
«Дамский портной», реж. Леонид Горовец
«Дамский портной» – первый и последний советский фильм про Бабий Яр. Снятый по мотивам одноименной повести Александра Борщаговского в 1990 году, он получил ряд наград, в том числе приз Фестиваля авторского кино в Сан-Ремо (Италия) за лучший режиссерский дебют.
Главный герой картины – пожилой портной Исаак в исполнении Иннокентия Смоктуновского. Место действия – исторические кварталы Киева, время – последние сутки перед объявленной нацистами «депортацией».
Сильная сторона фильма Горовца – диалоги, драматургия. Речь героев очень колоритна, пересыпана жаргонизмами и словечками на идиш, смешными или горькими, но всегда меткими фразами: «Папа говорит, что немцы очень приличные люди, только с испорченным еврейским языком»; «А жилет у вас от холода?» – «От бедности»; «Пришел Гитлер и приказал всем разойтись по крови. Пусть будет отдельный еврейский ад».
У каждого – свой неповторимый яркий характер, своя беда. Даже у злобного дворника-надзирателя Антона (Алексей Зайцев). Он работал охранником в сталинском лагере, и это психологически изувечило его на всю жизнь.
Горовцу также удается воспроизвести атмосферу Киева начала 1940-х, даже в деталях быта, одежде, видах улиц. Но самое ценное – он не пытается ужаснуть зрителя, не заполняет кадр зверствами. Просто впускает в самом финале идущих на казнь евреев на улицу современного города. И титры идут не в тишине и не под музыку – а под звук этих шагов.
«Бабий Яр. Контекст» (реж. Сергей Лозница)
Фильм основан на архивных материалах и рассказывает о событиях, которые привели к убийству нацистами 33 771 еврея в Бабьем Яре 29-30 сентября 1941 года, о последствиях трагедии и о других событиях вокруг этого воистину проклятого места. Картина представляет собой более 20 эпизодов, смонтированных из архивных материалов, снятых с 1941-го по 1966-й, когда был организован первый архитектурный конкурс на проект мемориала в Бабьем Яру.
Нацисты запрещали использовать фото- и кинокамеры в местах массовых расстрелов; с другой стороны, и советская власть, с ее политикой замалчивания Холокоста, положила многие материалы на полку. Однако команда фильма проделала колоссальную работу, разыскав ранее никем невиданные кадры. Среди эпизодов фильма – показания свидетелей на судебном процессе по делу «О злодеяниях немецко-фашистских захватчиков на территории Украинской ССР» в Киеве 24 января 1946 года, строительство новых зданий и заполнение Яра отходами с кирпичных заводов, съемки последствий Куреневской трагедии, когда целый район Киева был уничтожен потоком жидкой грязи, прорвавшим дамбу в Яру.
«Назови свое имя по буквам», реж. Сергей Буковский
Перед Буковским – опытным режиссером-документалистом – стояла сложная задача. В основу ленты «Назови свое имя по буквам» (2006) легли свидетельства людей, переживших Холокост, записанные сотрудниками Института видеоистории и образования, основанного Стивеном Спилбергом (он выступил сопродюсером фильма).
В распоряжении режиссера был лишь ряд визуально однотипных монологов: фронтальный поясной план человека, который сидит и говорит прямо в камеру. Стандартный подход требовал либо подробных комментариев автора, либо, как это часто бывает, полуигровых реконструкций того, о чем говорят свидетели катастрофы, со вставками хроникальных кадров. Буковский поступил иначе – он предложил путешествие.
Фильм начинается как бы с обломков той, прошедшей действительности. Титры проступают отдельными буквами, подобно забытым надписям, с которых стирают пыль, и им за кадром вторят голоса людей, постепенно называющих свои фамилии. Автор, оставаясь за кадром, очерчивает свой маршрут. Он хочет увидеть старые улицы, дома людей, живших в них, но дома уже пусты, а надгробия слились с пейзажем.
Режиссер не пытается воспроизвести или реконструировать события, а подает их через отражение в людях и вещах; сознательно отказывается от прямолинейных манипуляций с имеющимися у него свидетельствами. Он просто заключает их в рамку современности, и делает это мастерски. Например, остро врезается в память монолог женщины, пережившей массовый расстрел, – исповедь происходит вроде бы в поезде, под стук колес, камера постепенно переходит на пейзаж за окном, который с каждой секундой обретает все большее соответствие ландшафтам казни, о которых говорит уцелевшая.
Когда камера наконец отъезжает, мы видим, что интервью демонстрировалось на мониторе ноутбука, стоящего на столике в купе движущегося вагона. Именно благодаря пристальному вниманию к предметным, топографическим подробностям, сочетающим разные слои времени, а также операторской работе Романа Еленского и Владимира Кукоренчука режиссеру удается – понемногу, кадр за кадром – воспроизвести пространство трагедии. Визуализировать ту страну забытых городков, заброшенных синагог, полузамерзших рек, заснеженных пригорков, заштрихованных черными линиями голых деревьев, и поселить в ней всех – и тех, кого уже нет, и нас, потомков тех, кто уцелел.
«Назови свое имя по буквам» не просто фильм о человеке в большой и немилосердной истории. Картина Буковского – о ценности каждой отдельной истории. А главное, о том пространстве, которое могло бы быть – и, возможно, еще станет – общим для всех нас именно потому, что его частью является Бабий Яр. Ведь именно так и переживает человечество свои самые ужасные катастрофы, нанося их на карту общей памяти.
Аналитическая справка по результатам педагогического мониторинга образовательного процесса и детского развития в средней дошкольной группе
2020-2021 учебный год
Воспитательно-образовательный процесс в средней группе выстроен на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования МКДОУ детского сада № 4
1 часть 1.1.Характеристика группы.
В группе 23 ребенка среднего возраста (4 – 5 лет). Из них 11 девочек и 12 мальчиков.
1.2. Цель мониторинга:
-определение уровня усвоения детьми средней группы образовательной программы ДОУ.
1.3. Задачи мониторинга:
— определить уровень усвоения детьми программного материала по образовательным областям;
— определить уровень усвоения программного материала по группе в целом (по сравнению с прошлым годом/началом года);
— оптимизировать работу с детьми, наметить направление работы по итогам мониторинга по группе в целом;
— построить образовательную траекторию развития каждого ребенка.
1.3. Методы диагностики:
— наблюдение;
— игровые упражнения;
— индивидуальная беседа;
— тестовые задания;
— беседа с родителями с учетом анкетирования.
Обследование проводилось по пяти образовательным областям:
-физическое развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-социально – коммуникативное развитие;
-художественно-эстетическое развитие.
Результаты диагностики усвоения детьми разделов программы определяются тремя уровнями:
- низкий (ребенок не справляется с заданием самостоятельно, даже с небольшой помощью воспитателя),
- нижесреднего (ребенок справляется с заданием только с помощью воспитателя),
- средний (ребенок справляется с заданием с небольшой помощью воспитателя),
- высокий (ребенок самостоятельно справляется с предложенным заданием).
2 часть 2.1 Физическое развитие
По итогам диагностики качества образования в области физическое развитие на начало учебного года выявлены следующие результаты:
Высокий уровень: 12%
Средний уровень: 63%
Нижесреднего: 17%
Низкий уровень: 8%
По результатам проведенной диагностики, к началу учебного года основные виды движений – ходьба, бег, равновесие, прыжки, упражнения с мячом и обручем, построение и перестроение, физические качества достаточно сформированы и развиты практически у всех детей группы. Знают о важных и вредных факторах для здоровья, о значении для здоровья утренней гимнастики, закаливания, режима дня. Частично элементарные правила личной гигиены, самообслуживания. Рекомендации: чаще проводить индивидуальную работу, продолжать создавать развивающую предметно – пространственную среду для оптимальной двигательной активности детей в ДОУ, уделять особое внимание закреплению основных видов движения, развитию основных физических качеств, созданию здоровьесберегающих факторов (утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, профилактика плоскостопия и нарушения осанки). Повышать популярность принципов здорового образа жизни в семейном воспитании, проводить совместные спортивные детско — родительские мероприятия.
2.2. Познавательное развитие
По итогам проведения обследования в средней группе общеразвивающей направленности детей 5-ти лет жизни в образовательной области «Познавательное развитие», выявлены следующие результаты:
Начало года:
Высокий уровень: 11%
Средний уровень: 74%
Нижесреднего: 13%
Низкий уровень: 2%
По данным результатам можно сделать вывод, что дети, в достаточной мере овладеют знаниями и умениями по данной области знают основные признаки живых существ, устанавливают связи между состояниями живых существ и средой обитания. Знают о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных и растений. Называют времена года, знают о том, что нужно беречь природу. Знают название родного города, название страны и столицы. Различают круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; умеют сравнивать два предмета по высоте, ширине и длине. Частично умеют определять части суток и называть их в правильной последовательности.
Рекомендации: проводить индивидуальную работу, используя дидактические игры, продолжать создавать условия для экспериментально — исследовательской деятельности, которая способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Продолжать пополнять развивающую среду, создавать различные коллекции материалов и альбомы с изображениями окружающего мира для свободного доступа, поддерживать детскую инициативу и творчество.
2.3. Речевое развитие
По результатам обследования детей средней группы в образовательной области «Речевое развитие», можно увидеть следующие результаты:
Начало года:
Высокий уровень: 15%
Средний уровень: 68%
Нижесреднего: 11%
Низкий уровень: 6%
По итогам диагностики качества знаний показатели на начала учебного года, можно сделать следующие выводы. Большая часть детей данной группы умеет пересказывать небольшие литературные произведения, составлять по плану и образцу рассказы о предметах, по сюжетной картинке, набору картин.
Рекомендации: для дальнейшего роста показателей, планируется продолжать индивидуальные занятия с детьми по речевым заданиям, применять дидактические игры, продолжать читать литературные произведений, расширять знания о жанрах литературы, учить выразительно рассказывать стихи, составлять рассказы по сюжетным картинкам. Также необходимо создавать условия для самостоятельной речевой активности в течение дня; включать коммуникативные игры и упражнения при организации занятий, выполнять пальчиковую и артикуляционную гимнастики в режимных моментах, расширять кругозор детей. Проводить выставки продуктивных работ детского творчества на основе изученного программного материала. Обновлять детскую литературу в книжном уголке каждую неделю, опираясь на лексические темы и праздники календаря. Пополнять детскую библиотеку иллюстрациями к литературным произведениям для рассматривания детьми вне занятий.
2.4 Социально – коммуникативное развитие
По итогам проведения обследования в средней группе общеразвивающей направленности детей 5-ти лет жизни в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие», выявлены следующие результаты:
Начало года:
Высокий уровень: 18%
Средний уровень: 69%
Нижесреднего: 10%
Низкий уровень: 3%
По данным мониторинга видно, что программный материал образовательной области усвоен детьми на уровне среднего. Дошкольники средней группы умеют оформлять игру, используя разнообразные материалы (атрибуты), игры самостоятельно без помощи воспитателя организовывать могут. Активно проявляют интерес к дежурству и убирают за собой игрушки. Также воспитанники средней группы имеют элементарные представления о том, что такое хорошо, а что плохо, основы безопасного поведения в быту и в природе.
Рекомендации: на основании выше изложенного необходимо продолжать работу развивающих проблемно-практических и проблемно-игровых ситуаций, связанных с решением социально и нравственно значимых вопросов. Необходимо продолжать уделять внимание формированию культуры общения со взрослыми и сверстниками, учить общаться бесконфликтно. Продолжать учить формировать эмоциональную отзывчивость, учить детей понимать себя, определять и называть свое эмоциональное состояние, реагировать на эмоции близких людей и сверстников. Необходимо учить детей соблюдать элементарные нормы и правила поведения при взаимодействии со взрослыми и сверстниками, прививать правила элементарной вежливости. Необходимо продолжать работу по формированию представлений о государстве и мире, о себе и своей семье, о природе родного края. Необходимо уделять внимание обогащению сюжетно – ролевых игр, закреплению вести диалоги, принимать игровые задачи.
2.5. Художественно – эстетическое развитие
По итогам проведения обследования в средней группе общеразвивающей направленности детей 5-ти лет жизни, выявлены следующие результаты: Начало года:
Высокий уровень: 15%
Средний уровень: 65%
Нижесреднего: 16%
Низкий уровень: 4%
Программный материал в данной области усвоен детьми на среднем уровне.
Дети к началу года не все могут в правильной последовательности выполнять работу, создавать несложные сюжетные композиции изображения по мотивам народных игрушек. Большинство воспитанников могут передавать общие признаки и характерные детали образа, располагать лист в заданном формате и правильно располагать изображение на листе, не все могут назвать основные виды декоративно — прикладного творчества. У воспитанников данной группы достаточно развит навык лепки объемного образа и все дети до конца и аккуратно выполняют плоскую лепку. Дошкольники средней группы также частично умеют правильно держать ножницы и правильно вырезать из бумаги, убирать свое рабочее место.
Рекомендации: продолжать совершенствовать технику рисования, лепки, аппликации, развивать творческие способности воспитанников. В течение дня предлагать дидактические игры, альбомы для раскрашивания, проводить упражнения на развитие мелкой моторики и пальчиковую гимнастику. В уголках для творчества предоставить возможность для самостоятельной творческой активности детей. Иметь необходимое оборудование для работы с пластилином, природным материалом, бумагой, красками, следить за их обновлением. Принимать участие в конкурсах и выставках. Продолжать взаимодействие с семьей и организовывать конкурсы совместного детско- родительского творчества.
Выводы: Итоговые результаты мониторинга свидетельствуют о среднем уровне освоения образовательной программы. Полученные результаты говорят о стабильности в усвоении программы ДОУ детьми по всем разделам.
Направления развития | Уровни усвоения | Итог 2020/2021 уч.год Начало года |
Физическое развитие | высокий средний нижесреднего низкий | 12% 63% 17% 8% |
Речевое развитие | высокий средний нижесреднего низкий | 15% 68% 11% 6% |
Познавательное развитие | высокий средний нижесреднего низкий | 11% 74% 13% 2% |
Художественно – эстетическое развитие | высокий средний нижесреднего низкий | 15% 65% 16% 4% |
Социально – коммуникатив ное развитие | высокий средний нижесреднего низкий | 18% 69% 10% 3% |
Из результатов мониторинга определяются следующие направления работы, требующие углубленной работы на следующий учебный год:
— физическое развитие,
— речевое развитие,
— познавательное развитие ,
-художественно-эстетического развития,
— социально-коммуникативного развития.
Факторы, положительно повлиявшие на результаты педагогической диагностики:
Результаты получены за счет достаточно сформированных предпосылок к учебной деятельности: умение ребенка работать в соответствии с инструкцией, самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, вовремя остановиться при выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение другого.
Планируемая работа по совершенствованию и корректированию образовательной работы с детьми в течении учебного года:
1. Продолжать работу, направленную на улучшение посещаемости детей (укрепление здоровья детей, закаливающие мероприятия и т.д.).
2. Продолжать работу по индивидуальным образовательным маршрутам воспитанников с признаками одаренности и детьми, имеющими затруднения.
3. Самообразование педагогов.
4. Работа по взаимодействию педагогов ДОО с семьями воспитанников.
5. Продолжать работу по освоению и реализации современных педагогических технологий, направленных на развитие детей