По мотивам русских сказок о зиме е л шварц два брата конспект урока

Конспект урока учитель кудряшова ольга павловна школа мбоу начальная общеобразовательная школа 39 г. череповца вологодской области класс 4 предмет литературное

Конспект урока
Учитель Кудряшова Ольга Павловна
Школа МБОУ «Начальная общеобразовательная школа №39» г. Череповца Вологодской области
Класс 4
Предмет литературное чтение
Тема урока: «Е.Л.Шварц. Сказка «Два брата».
Цели урока:
Образовательные:
— познакомить обучающихся с биографией Е.Л.Шварца и его произведением «Два брата»;
— формировать читательские умения обучающихся при работе с текстом;
— продолжить работу над совершенствованием осознанного, выразительного чтения;
— формировать умение выражать своё отношение к прочитанному
Развивающие:
— развивать память, воображение обучающихся;
— развивать и обогащать речь
Воспитательные:
— воспитывать интерес к детской литературе;
— воспитывать доброту силой художественного слова
Ожидаемый результат: знакомство с биографией Е.Л.Шварца и его сказкой «Два брата»
Оборудование: учебник, экран, мультимедиа проектор, словарь Ожегова, карточки с заданием.
Этап урока УУД Деятельность Средства обучения
Учителя Учащихся Мотивация
учебной
деятельности.
Личностные:
-самоопределение
Коммуникативные:
— участвовать в коллективном обсуждении;
— слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, высказывать и аргументировать свое мнение. Предлагает прочитать стихотворение на экране
(Приложение 1).
— Ребята, вам нравятся уроки литературного чтения?
— Чему они вас учат?
— Каким вы хотите видеть наш урок?
— Какие качества вы должны проявить, чтобы урок получился творческим, интересным? Читают стихотворение.
Отвечают на поставленные вопросы.
Высказывают свою точку зрения.
Экран, мультимедиа проектор.
Актуализация знаний.
Познавательные:
-отвечать на вопросы по содержанию текста;
— определять главную мысль текста.
Коммуникативные:
— слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы;
— высказывать и аргументировать свое мнение;
— формулировать вопросы.
Личностные:
-самоопределение Предлагает вспомнить материал прошлого урока.
— Где вы побывали вместе с автором произведения?
— С какими писателями встретились?
-А сейчас я вам предлагаю подумать и составить вопросы друг другу по данному тексту.
Обобщает ответы учащихся.
Читает цитату из произведения
(Приложение 2).
— Ребята, а добился ли кто-нибудь из писателей XIX – XX вв. вашей взаимности?
— Читали отрывок из книги С.Сивоконь «Уроки русских классиков»
— Мы побывали в отделе детской литературы Государственного издательства.
Познакомились с С.Я Маршаком, Е.Л.Шварцем, Н. Олейниковым.
Составляют вопросы, задают одноклассникам, оценивают.
Высказывают свою точку зрения.
Экран, мультимедиа проектор.
Введение в новую тему.
Познавательные:
— ориентироваться в учебнике;
— прогнозировать содержание текста по заглавию и иллюстрации;
— называть виды и признаки сказок.
Регулятивные:
— определять и формулировать тему урока;
— осуществлять контроль и оценку по выбранному критерию.
Коммуникативные:
— слушать выступления товарищей;
— участвовать в работе группы, планировать свою часть работы;
— оформлять свои мысли в устной речи. — Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством одного из писателей, с которым вы уже встречались.
— Откройте учебник литературного чтения и найдите следующее произведение, после того, что читали на прошлом уроке.
— Назовите тему урока?
— Знакомо ли вам это произведение?
— А знаете ли вы произведения с таким же названием?
Как вы думаете, будут ли сказки похожи?
— Рассмотрите иллюстрации к сказке и сделайте предположение о её содержании.
— Какого жанра произведение будем читать?
— Что необходимо вспомнить?
Предлагает работу в группах. (Приложение 3).
— Перед началом работы вспомним правила работы в группах.
— Выберите критерий, по которому будете оценивать свою работу.
-Проверим работу, оценим работу групп.
На экране правильный вариант выполнения задания. Находят в учебнике произведение и сообщают тему урока.
— Е.Л. Шварц «Два брата»
— Читали сказку Л.Н.Толстого «Два брата» в разделе «Детская литература XIX века»
Рассматривают иллюстрации к сказке, высказывают свои предположения.
— Будем читать сказку.
— Виды сказок, признаки сказки.
Называют правила работы в группах.
Работают в группах, выполняя задание на карточках.
1и 2 группа:
— умение называть виды сказок.
3 и 4 группы:
— умение называть признаки сказки.
Один ученик из группы выступает, другие слушают, оценивают. Экран, мультимедиа проектор, учебник, карточки с заданием для работы в группах.
Постановка цели урока и способа её реализации. Регулятивные:
— определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
— проговаривать последовательность действий на уроке
Личностные:
-самоопределение
Коммуникативные:
— высказывать и аргументировать свое мнение.
-Ребята, какую цель на урок вы предлагаете поставить?
Обобщает ответы учащихся, показывает на экране.
Цель урока:
Познакомиться с биографией Е.Л.Шварца и его сказкой «Два брата».
Предлагает спланировать работу на уроке для достижения данной цели.
Обобщает ответы учащихся, показывает на экране. (Приложение 4).
— Ребята, как вы считаете, сможете ли выполнить все задачи урока?
-Какие пункты плана для вас более значимые? Высказывают свою точку зрения.
Предлагают план, который использовали ранее при изучении нового произведения.
Выбирают более значимые пункты плана, доказывают свою точку зрения. Экран, мультимедиа проектор, учебник, карточки с заданием для работы в группах.
Реализация построенного проекта.
Познавательные:
— читать вслух и про себя;
-осознавать прочитанное;
— отвечать на вопросы, используя текст;
-объяснять и уточнять значение отдельных слов и выражений;
— ориентироваться в словаре;
— проверять и уточнять свои первоначальные предположения;
— читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями текста;
— наблюдать за языком произведения;
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Регулятивные:
— осуществлять контроль и оценку по выбранному критерию;
— определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата;
— самостоятельно формулировать задание, определять его цель;
-планировать свои действия для реализации задач;
— контролировать своё поведение при работе в группе.
Коммуникативные:
— высказывать и аргументировать свое мнение;
— слушать выступления товарищей;
— участвовать в работе группы, планировать свою часть работы;
— оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебной задачи.
— Ребята, хотели бы вы узнать о жизни Е.Л.Шварца?
Знакомит учащихся с биографией писателя, сопровождая рассказ слайдами на экране.
Задаёт вопросы.
— Что вас удивило?
— Что запомнилось больше всего?
Проводит физминутку, показывает упражнения.
— Возникло ли у вас желание прочитать сказку?
— Как бы вы её хотели прочитать?
— Сегодня на уроке я предлагаю вам прочитать 1 и 2 части сказки в группах. На экране показывает, каким способом будет читать каждая группа. (Приложение 5).
Предлагает выбрать в группе учащегося, который будет работать со словарём, находить значение непонятных слов и выражений.
После чтения предлагает задание в группах.
(Приложение 6).
Показывает задание на экране.
— По какому критерию вы можете оценить работу групп.
— Оцените работу одноклассников.
Предлагает задание, направленное на проверку осознанности чтения.
— Что означают эти цифры?
28 31 3 6 5 8 12
Предлагает вернуться к цели и задачам урока, показывает на экране.
— Какие задачи урока нам уже удалось выполнить?
— Что ещё не выполнили?
На слайде выделяется красным цветом:
— совершенствовать навык выразительного чтения.
Предлагает физминутку для глаз
— Какое задание вы можете предложить, чтобы для достижения данной задачи.
Предлагает задание найти в прочитанном тексте, отрывки, которые можно прочитать по ролям.
Предлагает самостоятельно в группах распределить роли.
— Как вы будете читать, чтобы было интересно вас слушать?
— Выберите критерий, который вам поможет оценить выполнение задания.
— А сейчас я вам предлагаю пофантазировать и придумать свою версию финала сказки. Слушают рассказ учителя.
Отвечают на вопросы.
Выполняют упражнения.
Высказывают свои предложения.
Читают 1 и 2 части сказки предложенным учителем способом.
Выполняют, обсуждают в группах, отвечают.
Предлагают критерий оценивания.
Оценивают, дополняют ответы.
Отвечают, находят в тексте.
Читают на экране, отвечают на вопросы.
Предлагают задания.
Находят отрывки в тексте, распределяют роли.
— Постараться передать настроение героев.
Предлагают критерий:
— умение читать выразительно.
Читают по ролям, оценивают.
Работают в группах, предлагают свои версии.
Экран, мультимедиа проектор, учебник, карточки с заданием для работы в группах, словарь Ожегова.
Рефлексия учебной деятельности.
Личностные:
-самоопределение;
— сопоставлять оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.
Коммуникативные:
— высказывать и аргументировать свое мнение. Предлагает вернуться к цели и задачам урока.
— Достигли ли мы цели урока?
— Все ли задачи выполнили?
— Получился ли урок творческим, интересным?
— Оцените свою работу на уроке, продолжив предложения на слайде.
(Приложение 7).
Читают на слайде, высказывают своё мнение.
Оценивают свою работу на уроке.
Экран, мультимедиа проектор
Домашнее задание.
Личностные:
-самоопределение.
Регулятивные:
— ставить цель собственной познавательной деятельности. Предлагает различные варианты домашнего задания:
— дочитать сказку до конца;
— составить словесный портрет братьев;
— пересказать 1 и 2 части сказки;
— подобрать пословицы о семье.
— Какое задание на ваш взгляд самое сложное? Самое интересное?
— Прочитайте стихотворение на экране. (Приложение 8).
— Какие строчки вам более всего понравились?
— Это стихотворение я предлагаю выбрать эпилогом следующего урока литературного чтения.
— Урок окончен.
-Спасибо за отличную работу! Выбирают домашнее задание, записывают.
Высказывают свою точку зрения.
Приложения
Приложение 1. Стихотворение, используемое для мотивации учебной деятельности.
Литературное чтение – прекрасный урок!Много полезного в каждой из строк.Стих это будет или рассказ,Вы учите их – они учат вас!
Приложение 2. Цитата из книги С.Сивоконь «Уроки русских классиков».
С.Я.Маршак говорил Л.Кассилю
«Вы можете, вы должны, голубчик, писать для детей. Я чувствую, вы их верно, любите. Так добивайтесь взаимности. Это же такое редкое счастье!»
Приложение 3. Карточки для работы в группах.
293751019748500226123420701000 СказкиПризнаки сказки
по авторской принадлежности по содержанию ___________________________________
___________________________ ________________________________________________________
___________________________ _________________________________________________________
_________________________________________________________
Приложение 4. Цель и этапы урока.
Цель урока: познакомиться с биографией Е.Л.Шварца и прочитать его произведение «Два брата»
Этапы урока:
Познакомиться с автором произведения.
Прочитать произведение (часть произведения).
Проанализировать его содержание.
Охарактеризовать героев произведения.
Составить план, подготовиться к пересказу.
Совершенствовать навык выразительного, осознанного чтения.
Определить тему и главную мысль произведения.
Приложение 5. Способы чтения в группах.
1 группа – составить вопросы для одноклассников по 1-й части.
2 группа — составить вопросы для одноклассников по 2-й части.
3 группа – составить характеристику героев.
4 группа – озаглавить прочитанные части повествовательным предложением и цитатой.
Приложение 6. Задания после чтения текста.
1 группа – составить вопросы для одноклассников по 1-й части.
2 группа — составить вопросы для одноклассников по 2-й части.
3 группа – составить характеристику героев.
4 группа – озаглавить прочитанные части повествовательным предложением и цитатой.
Приложение 7. Рефлексия
Я могу похвалить себя за …
Я могу похвалить одноклассников за…
Я чувствовал(а) …
Для меня было открытием то, что …
Приложение 8. Стихотворение, которое читает учитель в конце урока.
Вот и всё. Волшебной сказки
Закрываем мы страницу…
В путешествии волшебном
Очень быстро время мчится!
Были вы, друзья, отважны,
Не боялись злых врагов.В жизни, верьте, очень важно
За друзей стоять горой!
Ну, а если захотите
В сказку вы вернуться снова,
То чудесные мгновения
Могут снова повториться.
В этом вам поможет книга!
Стоит в руки её взять,
И любимые герои
С вами встретятся опять!



 Наши занятия по родному русскому языку и родной литературе будут ЧЕРЕДОВАТЬСЯ через неделю (как было и в прошлом учебном году)

Занятия проходят по вторникам на «вашем» 6 уроке (14.55 — 15.30)

На этой информационной странице будет выкладываться теоретический материал и задания для выполнения дома. Выполняем в тетради (или онлайн — если будет заявлена эта форма) до следующего урока по расписанию. 

==============================================

1 ЗАНЯТИЕ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (7 сентября 2021г.)

Раздел №1. Россия — родина моя

Тема: «Преданья старины глубокой»

Русские былины: богатыри и богатырство. Былина «Илья Муромец и Святогор»

По мотивам русских сказок о зиме е л шварц два брата конспект урока

1) Посмотрите материал здесь (презентацию и фильм)

2) Письменно в тетради дайте ответ на вопрос: Чем сказка отличается от былины?
3) Пройдите онлайн ТЕСТ   (ваши ответы я увижу у себя в системе, главное не забудьте нажать кнопку «Отправить» в конце теста)
Оценки за работу будут выставлены на 07.09.21
Удачи!
================================================
1 ЗАНЯТИЕ РОДНОЙ ЯЗЫК (14 сентября 2021г)

Тема: «Роль старославянского языка в развитии русского языка. Диалектизмы «

1) Посмотрите материал ЗДЕСЬ (видеоурок)

2) После просмотра урока дайте письменно в тетради ответы на вопросы:

  • Что такое старославянский язык?
  • Время создания этого языка? (век)
  • Старославянский язык имеет особые приметы. Какие? (признаки)
  • Приведите пример 2-3 имени, пришедшие к нам из старославянского языка.
  • Где сейчас можно услышать старославянский язык?

ТЕТРАДИ НА ПРОВЕРКУ МОЖНО СДАВАТЬ ДО 28.09.21г. 

================================================

2 ЗАНЯТИЕ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (21 сентября 2021г.)

Тема: Былинные сюжеты в русской литературе. И.А.Бунин, М.М.Пришвин

Посмотрите видеоурок ЗДЕСЬ 

По мотивам русских сказок о зиме е л шварц два брата конспект урока

Ничего писать не надо. Усвоить материал. 
=====================================================

2 ЗАНЯТИЕ РОДНОЙ ЯЗЫК (28 сентября 2021г)

Тема: «Лексические заимствования как результат
взаимодействия национальных культур. Особенности освоения иноязычной лексики
(общее представление).
Международный день жестовых языков (в рамках программы воспитания МБОУ
«Печорская гимназия»)
 «

ЗАДАНИЯ:

1)Выпишите из стихотворения любых 3 заимствованных слова, дайте  толкование

У торговцев, у послов
 (да в любой газете)
 Появилось много слов,
 Непонятных, умных слов,
 Вот таких, как эти:
 Ноу хау, чартер,
 Тюнер, плейер, бартер,
 Сервис, ксерокс, принтер,
 Блейзер, сканнер, спринтер.
 Нет от них покоя мне
 Наяву, да и во сне,
 И никак я не пойму,
 Что к чему и почему…

2) Дайте письменно ответ на вопрос «Заимствованные слова – это хорошо или плохо?» (плюсы и минусы оговорите, сочинение не менее 40 слов)

Выполните задание до 12 октября, сдайте тетрадь на проверку!!!

=============================================

3 ЗАНЯТИЕ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (5 октября 2021г.)

Тема: Русский Север: Архангельск в русской литературе. С.Г.Писахов «Морожены песни»

По мотивам русских сказок о зиме е л шварц два брата конспект урока

Задания:

1) прочитать сказку https://skazki.rustih.ru/stepan-pisaxov-morozheny-pesni/  или посмотреть мультфильм

2) прочитать своеобразие сказок Писахова

  1. Сюжет оригинален, строится на небылицах;
  2. Отсутствует волшебство;
  3. Положительные герои – поморские крестьяне деревни Уйма;
  4. Отрицательные герои – попы и чиновники;
  5. Cказитель (Сеня Малина) врун и балагур; врет для веселости;
  6. Зачин и концовка, авторские, самобытные;
  7. В языке соединяется литературная речь (метафоры, сравнения) и разговорная, народная (диалектизмы, просторечия, пословицы, поговорки, усеченные формы слов);
  8. Применяет гиперболу и олицетворение.

===================================================

3 ЗАНЯТИЕ РОДНОЙ ЯЗЫК (12 октября 2021г.)

Тема: Современные неологизмы и группы по сфере употребления

===============================================

4 ЗАНЯТИЕ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (19 октября 2021г.)

Тема: Б.В.Шергин «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин».

День народного единства (в рамках программы воспитания МБОУ «Печорская гимназия»

День народного еди́нства  российский государственный праздник. Отмечается 4 ноября, начиная с 2005 года. 

ЗАДАНИЕ:

Написать сообщение об истории этого праздника.

В тетрадь. Небольшое. 

можно «в картинках».

Сдать на проверку до конца четверти. 

==============================================

4 ЗАНЯТИЕ РОДНОЙ ЯЗЫК (9 ноября 2021г.)

Тема: Национально-культурная специфика русской фразеологии

Посмотрите видео урок, пройдя по ссылке ЗДЕСЬ (наведите курсор на это слово, откройте ссылку)

Законспектируйте в тетради ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ урока.

========================================

5 ЗАНЯТИЕ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (16 ноября 2021г.)

Тема: Родные просторы. Стихи русских поэтом о зиме (Никитин, Блок, Рубцов)

Выразительное чтение стихотворений:

*И.С.Никитин «Встреча Зимы»

*А.А.Блок «Снег да снег»

*Н.М.Рубцов «Первый снег»

Задание:записать на телефон аудио вашего ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО чтения  ЛЮБОГО из этих стихотворений. Прислать мне в ВК до 30 ноября!!!

========================================

5 ЗАНЯТИЕ РОДНОЙ ЯЗЫК (23 ноября 2021г.)

Тема: Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.д.

выполняли на уроке русского языка!

Оценки выставлены!

========================================

6 ЗАНЯТИЕ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (30 ноября 2021г.)

Тема: По мотивам русских сказок о зиме. Е.Л.Шварц «Два брата»

Посмотреть сказку по ссылке здесь (нажмите на слово «здесь» и откройте видеофайл)

Ответьте на вопросы викторины по сказке (ответ — в тетрадь ИЛИ в ВК учителю):

1. Как зовут сыновей и лесничего Чернобородова и сколько им лет?

2. Почему лесничий радовался, только будучи в лесу?

3. О чем сообщил он детям перед Новым годом?

4. Что оставил отец одному из сыновей перед отъездом из дома?

5. Что высыпалось из снежной шубы Мороза?

6. В какое время года братья вернулись домой?

7. Как стали жить браться после случившегося?

========================================

6 ЗАНЯТИЕ РОДНОЙ ЯЗЫК (7 декабря 2021г.)

Тема: Основные орфоэпические нормы языка.

Орфоэпические нормы — это правила звукового оформления слов, частей слов, предложений, т. е. правила произношения звуков, постановки ударения, использования интонации. Среди орфоэпических норм выделяются: нормы произношения (произносительные нормы) — правила произношения звуков (афера, а не афёра, бу[тэ]рброд, а не бу[те]рброд).

ЗАДАНИЕ:

Прочитайте слова, изменяя в них ударение. Проследите, изменилось ли лексическое значение слова? 

Атлас, зАмок, Ирис, гвОздики, духИ, засЫпать.

Сделайте вывод в тетради:

1. Запишите получившееся значение КАЖДОГО слова.

2. Составьте с получившимися словами предложения.

3. Какую роль играет ударение в слове?

Ответы на задание сдаем учителю ДО 21 декабря!!!

========================================

7 ЗАНЯТИЕ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (14 декабря 2021г.)

Тема: Проверочная работа по итогам изучения раздела

 «Россия — родина моя»

========================================

7 ЗАНЯТИЕ РОДНОЙ ЯЗЫК (21 декабря 2021г.)

Тема: Основные лексические нормы языка

========================================

Сценарий осеннего театрализованного представления

по мотивам русской народной сказки

«Колосок на новый лад»

2021г.

Музыкальный руководитель: Гусейнова Н.С.

Воспитатель: Лапенко Л.Л.

Под музыку выходят 3 Бабушки (дети)

Ведущий. Три Бабули вечерком

Собралися под окном,

Чтобы счастьем поделиться.

Внучатами похвалиться.

Говорит одна Бабуля.

1 Бабуля. Не нарадуюсь я Дашей!

И танцует, и поёт,

И для кукол наряды шьёт!

Ведущий. Говорила тут вторая:

2 Бабуля. У меня есть внучка Оля –

И читает, и считает,

Никого не обижает!

Ведущий. Третья только улыбнулась,

И к подружкам повернулась.

3 Бабуля. Внук  Иван – такой крепыш!

Ходит в детский сад.

Он и пишет, и читает,

И до ста уже считает!

Сам танцует и поёт,

И артистом там слывёт.

А ещё компьютер знает,

Экономику он изучает!

Ведущая. Удивились две подружки:

1 Бабуля. Быть артистом – не игрушка!

2 Бабуля. Экономику он знает…

Да такого не бывает!

3 Бабуля. Нет, подруженьки, бывает!

Хорошо внучок мой знает

Про ресурсы природные,

Про потребности народные,

В магазине, как купить,

И деньгами оплатить.

Что такое малый бизнес,

И когда бывает кризис.

Как рассчитывать бюджет,

Если много денег нет.

1 Бабуля. Правда? Всё? На самом деле?

2 Бабуля. На него б мы посмотрели…

3 Бабуля. Ну, сейчас и заходите,

На него и поглядите.

Он с ребятами сейчас

Вам представит мастер – класс!

Сказку «Колосок» покажут,

И про экономику расскажут!

Под музыку Бабули выходят из зала

Звучит сказочная музыка

Ведущий. На полянке на лесной

Стоит домик расписной.

В нём живут сейчас, не тужат

Веселятся, очень дружат

Два мышонка Круть и Верть,

Очень хитрые, поверь!

Под музыку появляются Мышата, танцуют и садятся на скамейку перед домом

Ведущий. Живёт с ними Петушок – Голосистый голосок!

Под музыку появляется Петушок.

Песня «Кто на свете раньше всех просыпается»  (поют все)

Мышата играют в «ладушки».

Ведущий. Петушок весь день в заботах –

Много у него работы.

Мышкам же работать лень –

Развлекаются весь день.

Мы про этих персонажей

Вам историю расскажем…

Только солнышко взошло

Петушок работать шёл.

Под музыку выходит Петушок, потягивается, берет метелку и подметает пол,

Мышата продолжают играть в «ладушки»

Петушок. Хватит мне лежать в кровати,

Пойду мусор подметать я.

Ведущий. Вымел Петушок весь двор,

Наклонился у забора.

Поднял чудо-росток

Он пшеничный колосок.

Петушок поднимает пшеничный росток

Петушок. Круть и Верть, скорей бегите,

На находку посмотрите.

Под музыку Мышата подбегают к Петушку

Ведущий. Круть и Верть, как увидали,

Прибежали, закричали.

Круть. Ох, зерна у нас в достатке!

Верть. Пирогов поесть бы сладких…

Петушок. Хочу с вами обсудить –

Кто же будет молотить.

Подпрыгивают поочередно на месте

Круть. Ой, не я!

Верть. И не я!

Петушок. Мне работа по плечу,

Ладно, я обмолочу.

Под музыку Петушок уходит за шторы

Ведущий. Петушок опять в работе,

А Мышам играть охота!

Мышата обнимают друг друга за плечи

Круть и Верть. Мы весёлые друзья!

И у нас одна забота –

В интернет залезть охота.

Круть. Первый – я!

Верть. Нет, первый – я!

Ведущий. Оживились тут друзья.

Мышата садятся за компьютер, играют

Ведущий. У Мышат забот немало: с чем играть, и как играть?

Только Петушку забота, им игрушки покупать.

Он игрушки им купил, и машины оплатил,

Кубики, велосипед…

И провёл им интернет.

Звучит фонограмма компьютерной игры

Ведущий. В интернет они зашли

Вирус страшный там нашли.

Танец «Компьютерные вирусы» (мальчики в черных очках).

Мышата выходят на середину зала, Круть плачет

Ведущий. В игры так они играли,

Что компьютер поломали.

 Круть. Посмотри, он поломался!

Без компьютера я остался!

Верть гладит Крутя по голове

Верть. А у нас дел, что ли нет?

Доставай велосипед!

Танец «Про озорного мышонка» (на самокате)

После танца Мышата убирают велосипеды и садятся на скамейку перед домом

Ведущий. Петушок трудолюбив –

Колосок обмолотил.

На дороге стал он с краю

И мышей опять сзывает.

Под музыку выходит Петушок и выносит мешок

Петушок. Круть и Верть, скорей бегите,

На работу посмотрите.

Подскажите, как мне быть? Как с зерном нам поступить?

Под музыку Мышата подбегают к Петушку

Круть. Чтобы прибыль получать –

Можно нам зерно продать!

Верть. Рынок недалёко тут,

Вмиг зерно всё разберут!

Петушок. Ну, а если не лениться,

К Мельнику нам обратиться,

Чтоб зерно смолол для нас —

Прибыль вырастет тотчас.

Кто же к Мельнику пойдёт

И зерно туда снесёт?

Подпрыгивают поочередно на месте

Круть. Ой, не я!

Верть. И не я!

Подходят и обнимают друг друга за плечи

Круть и Верть. Мы весёлые друзья

И у нас одна забота –

Поиграть всегда охота.

Петушок. Так и быть,

Рад я буду удружить.

И на мельнице сейчас,

Намелю муки для нас.

Мышата с шумом убегают.

Ведущий. А дорога далека, а на небе облака,

Так и тянут, так и манят за собою Петушка!

Звучит фонограмма ручья.

Ведущий. Вот и мельница стоит,

Речка весело журчит.

Мельник вышел из ворот

И встречает там народ.

Выход Мельника, Петушок ставит мешок, вытирает лоб.

Песня «Жил – был веселый Мельник»

Мельник. Работать мельница должна,

Моя мука ведь всем нужна!

А отдых у Мельника редко бывает,

Ведь желающих муку смолоть поток не убывает!

Бизнес у меня в порядке, буду я всегда в достатке!

Петушок подходит к Мельнику и пожимает руку

Петушок. Здравствуй мельник, как работа?

Намолоть муки охота.

Мельник. Хорошо идут дела!

Рад помочь тебе всегда!

Мельник берёт мешок у Петушка, вдвоём заходят за мельницу

Звучит фонограмма ветра

Ведущий. Ветер тут подул слегка –

Закрутились жернова.

Он подул ещё разок –

И муки смолол мешок!

Под музыку Петух выходит из – за мельницы

Ведущий. Взял Петух мешок с мукой

И понёс его домой.

Петух под музыку делает круг и подходит к домику

Петушок. Круть и Верть, скорей бегите,

На работу посмотрите.

Есть у нас муки мешок –

Вот бы сделать пирожок.

Круть. А зачем его лепить?

Верть. Нам быстрей его купить.

Петушок. В магазине он дороже,

То ли дело сам испёк.

Сразу есть в хозяйстве прок

И дешевле, и вкуснее…

А еще полезнее!

Подпрыгивают поочередно на месте

Круть. Ой, не я!

Верть. И не я!

Подходят и обнимают друг друга за плечи

Круть. Мы весёлые друзья

И у нас одна забота (оба зевают).

Верть. Отдохнуть сейчас охота.

Под музыку «Спят усталые игрушки»

Мышата идут к домику и садятся на скамейку, засыпая

Ведущий. Только улеглись Мышата, зазевали сладковато.

Задремали потихоньку, а живот урчит легонько.

На пустой желудок, видишь, хорошо – то не поспишь!

Снится им еда во сне: стоит каша на огне,

Каша варится, кипит, пузырится и шкварчит…

Танец поварят (девочки)

Под музыку Петушок ставит миску, выполняет действия по тексту

Ведущий. В это время Петушок,

Высыпал муки мешок,

Вылил молока остаток

И яиц еще десяток.

Тесто быстро замесил

И пирог большой слепил.

Он поставил его в печь

И решил чуть – чуть прилечь.

Не успел на лавку сесть –

Как Мышата просят есть.

Звучит музыка, Мышата, нюхая, поднимаются с лавки, в руках держат ложки

Круть. Как же пахнет, просто чудо,

Правда, не пойму откуда.

Верть. Петушок вставай скорей,

Покорми и обогрей!

Пироги и калачи

Вынимай для нас с печи.

Мышата садятся за стол

Ведущий. Петушок присел на стул,

А потом на них взглянул

И сказал строго Мышатам.

Петушок. По работе и награда!

Кто вам колосок нашёл?

А потом зерно смолол?

Не играл и не шутил,

Колосок обмолотил?

Тесто кто вам замесил?

Про пирог кто не забыл?

Петушок подходит к Мышатам и выводит их из – за стола

Петушок. Ну-ка, оба шалуна

Быстро марш из – за стола!

Чтобы пироги жевать,

Нужно рано вам вставать

По хозяйству помогать.

Петушок уходит за штору

Круть. Ой, как были мы не правы,

Ой, как стыдно сразу стало.

Верть. Что ж нам делать?

Как нам быть?

Как пирог нам получить?

Круть. А давай не будем спорить,

И посуду всю помоем.

Верть. Подметём мы в доме пол

И накроем вместе стол.

Под музыку мышата убирают, накрывают на стол

Ведущий. Ох, забегали мышата,

Навели везде порядок.

Под музыку выходит Петушок

Круть и Верть. Извини нас Петушок,

Дай нам тоже пирожок.

Круть. Навсегда про лень забудем!

Верть. Помогать всегда мы будем!

Петушок. Вас за стол прошу Мышата –

По работе и награда!

Мышата и Петушок садятся за стол и кушают пирожки.

Ведущий. Сказка наша завершилась,

В ней герои помирились!

Скажем им ещё раз дружно:

Все. Помогать друг другу нужно!

Танец с колосьями «Хлеб да соль» (исполняют девочки)

Под музыку дети выходят из зала

image001МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49
СТАНИЦЫСМОЛЕНСКОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

АДАМА
ПЕТРОВИЧА ТУРЧИНСКОГО

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета МБОУ СОШ № 49 ст. Смоленской МО
Северский район 

 им. Турчинского от 30.08.2021 года протокол №1

Председатель Л.А.Кириенко

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По  родной литературе
(русской)

Уровень образования
(класс) 
основное общее
образование       5-7 классы

Количество часов     21

Учитель-составитель   
СемёноваЮ.И.

Программа разработана в соответствии  с Федеральным государственным
образовательнымстандаром основного общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с
изменениями),   с учётом примерной рабочей программы по учебному предмету
«Родная литература (русская)» для образовательных организаций, реализующих программы
основного общего образования, утвержденной региональным учебно-методическим
объединением в системе общего образования Краснодарского края (
заседание № 2 от 17 июня 2021 г), составители:  ГБОУ ДПО «Институт развития образования»
Краснодарского края.

1.     
Планируемые
результаты освоения учебного предмета «Родная литература  (русская)»

                       

Личностные результаты:

1.      Гражданское воспитание:

— воспитание у
детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на
традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского
общества;

— развитие культуры
межнационального общения;

— формирование
приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов;

— воспитание
уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;

— развитие правовой
и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

— развитие в
детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной
солидарности;

2. Патриотическое воспитание
и формирование российской идентичности:

— формирование у
детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите
интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития
программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического
воспитания;

— формирование
ориентации обучающихся в современных общественно-политических процессах,
происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции
по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и
достижений нашей страны;

— развитие у
подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг,
гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;

3. Духовное и
нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей:

— развитие у детей
нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

— формирование
выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра;

— развитие
сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам
с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;

4.
Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание):

— эффективное
использование уникального российского культурного наследия, в том числе
литературного, музыкального, художественного, театрального и
кинематографического;

— воспитание
уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации;

— приобщение детей
к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым
произведениям искусства и литературы;

5.
Популяризация научных знаний среди детей (ценности научного познания):

— повышение
привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержка
научно-технического творчества детей;

— получение детьми
достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, повышение заинтересованности подрастающего поколения в
научных познаниях об устройстве мира и общества.

6.
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья:

— формирование у
подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и
потребности в здоровом образе жизни;

— формирование в
детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу
жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового
питания;

— развитие культуры
безопасной жизнедеятельности, профилактика наркотической и алкогольной
зависимости, табакокурения и других вредных привычек;

7.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:

— воспитание у
детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;

— формирование у
детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться,
добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой
деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;

8.
Экологическое воспитание:

— развитие у детей
и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле,
природным богатствам России и мира;

— воспитание
чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков
разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим
вред экологии.

Метапредметные
результаты
освоения
основной образовательной программы:

Регулятивные УУД

1. Умение
самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в
учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

● анализировать
существующие и планировать будущие образовательные результаты;

● определять
совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов;

2. Умение
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:

● определять
необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и
составлять алгоритм их выполнения;

● обосновывать и
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
познавательных задач;


определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;

3. Умение
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

● различать
результаты и способы действий при достижении результатов;

● определять
совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и критерии
оценки своей учебной деятельности;

● устанавливать
связь между полученными характеристиками результата и характеристиками процесса
деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик
процесса для получения улучшенных характеристик результата;

● соотносить свои
действия с целью обучения.

4. Умение оценивать
правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:

● определять
критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

● анализировать и
обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной
задачи;

● свободно
пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и
имеющихся средств;

5. Владение
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

● анализировать
собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других
обучающихся в процессе взаимопроверки;

● соотносить
реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и
делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или
неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации;

Познавательные
УУД

1. Умение
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать
выводы. Обучающийся сможет:

● подбирать слова,
соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

● выстраивать
логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

● выделять общий
признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
сходство или отличия;

2. Умение
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

● обозначать
символом и знаком предмет и/или явление;

● определять
логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические
связи с помощью знаков в схеме;

● создавать
абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

3. Смысловое
чтение. Обучающийся сможет:

● находить в тексте
требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

● ориентироваться в
содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

● устанавливать
взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

5. Развитие
мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников,
открытых источников информации и электронных поисковых систем. Обучающийся
сможет:

● определять
необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые
запросы;

Коммуникативные
УУД

1. Умение
организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с
педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

● определять
возможные роли в совместной деятельности;

● играть
определенную роль в совместной деятельности;

● принимать позицию
собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку
зрения), доказательства (аргументы);

2. Умение осознанно
использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:

● определять задачу
коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства;

● представлять в
устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

● соблюдать нормы
публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;

● высказывать и
обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

3. Формирование и
развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий (далее — ИКТ). Обучающийся сможет:

● целенаправленно
искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и
практических задач с помощью средств ИКТ;

● использовать для
передачи своих мыслей естественные и формальные языки в соответствии с
условиями коммуникации;

Предметные
результаты

5
класс:

·        
Формирование
умения выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и
поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского
народа в контексте диалога культур с другими народами России; осмысление
ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов
в произведениях о Москве как столице России и о русском лесе;

·        
Формирование
представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур
народов России; русские национальные традиции в рождественских произведениях и
произведениях о семейных ценностях;

·        
Формирование
начальных представлений о русском национальном характере, его парадоксах и
загадках русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне
1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи;

6 класс:

·        
Развитие умения выделять проблематику русских былин
и былинных сюжетов в фольклоре и русской литературе для развития представлений
о нравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса разных
народов, устанавливать связи между ними на уровне тематики, проблематики, образов;
осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и
нравственных смыслов в произведениях о русском севере и русской зиме;

·        
Развитие представлений о богатстве русской
литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные
традиции в произведениях о русской масленице, о родном крае и русском доме;

·        
Развитие представлений о русском национальном
характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите
Родины в Крымской войне, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах
русского человека, реальности и мечтах в книгах о подростках и о богатстве
русского языка и родной речи;

·        
Развитие умений давать смысловой анализ
фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов или по предложенному
плану; создавать краткие историко-культурные комментарии и собственные тексты
интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос.

7 класс:

·        
Развитие умения выделять проблематику и понимать
эстетическое своеобразие русских народных песен (исторических и лирических),
выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития
представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур
народов России; русские национальные традиции в произведениях о сибирском крае
и русском поле;

·        
Развитие представлений о богатстве русской
литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные
традиции в произведениях о православном праздновании Пасхи и о русских умельцах
и мастерах;

·        
Развитие представлений о русском национальном
характере, истоках русского патриотизма и героизма в произведениях о защите
Родины; о загадках русской души; взрослых проблемах, которые приходится решать
подросткам; об уникальности русского языка и родной речи;

·        
Развитие умений давать смысловой анализ
фольклорного и литературного текста по предложенному плану и воспринимать
художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку;
создавать историко-культурные комментарии и собственные тексты

2.     
Содержание
учебного предмета «Родная литература (русская)»

5
КЛАСС (7 часов)

Раздел 1. Россия – Родина моя       (2 часа)          

Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки о
Родине, России, русском народе.

Русские народные и литературные сказки. «Лиса
и медведь». К.Г. Паустовский «Дремучий медведь»

Раздел 2. Русские традиции (1 час)           

Рождество. В.Д. Берестов «Перед Рождеством».
А.И. Куприн «Бедный принц». И.А. Ильин «Рождественское письмо»

Раздел 3. Русский характер – русская душа         (3
часа)          

Отечественная война 1812 года. Д.В. Давыдов «Партизан»
(отрывок)

Школьные контрольные. А.А. Гиваргизов
«Контрольный диктант»

Родной язык, родная речь. И.А. Бунин «Слово»

Защита проекта         (1 час)

Защита проекта

6
КЛАСС (7 часов)

Раздел 1. Россия – Родина моя       (2 часа)          

Русские былины: богатыри и богатырство. Былина
«Илья Муромец и Святогор». Былинные сюжеты и герои в русской литературе. И.А.
Бунин «Святогор и Илья»

Стихи русских поэтов о зиме. А.А. Блок «Снег
да снег, всю избу занесло…». Н.М. Рубцов «Первый снег». По мотивам русских сказок
о зиме. Е.Л. Шварц «Два брата»

Раздел 3. Русский характер – русская душа         (4
часа)          

Масленица. Н.А. Тэффи. «Блины»

Чудеса нужно делать своими руками. Н.С. Лесков
«Неразменный рубль»

Реальность и мечты. Р.П. Погодин «Кирпичные
острова» (рассказы «Как я с ним познакомился», «Кирпичные острова»)

На русском дышим языке. К.Д. Бальмонт.
«Русский язык»

Защита проекта         (1 час)

Защита проекта

7
КЛАСС (7 часов)

Раздел 1. Россия – Родина моя       (1 час)

Русские народные песни: исторические и
лирические. «На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры
буйные…». Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе. А.С. Пушкин «Песня
о Стеньке Разине»

Раздел 2. Русские традиции            (2 часа)          

Пасха. А.А. Фет «Христос Воскресе!» (П.П.
Боткину). А.П. Чехов «Казак»

Русские мастера. С.А. Есенин «Ключи Марии»
(фрагмент)

Раздел 3. Русский характер – русская душа         (3
часа)          

На Первой мировой войне. Н.С. Гумилёв
«Наступление», «Война». М.М. Пришвин «Голубая стрекоза»

Доля наша женская. Ф.И. Тютчев «Русской женщине».
Н.А. Некрасов «Внимая ужасам войны…». Ю.В. Друнина «И откуда вдруг берутся
силы…»

Взрослые детские проблемы. А.С. Игнатова
«Джинн Сева»

Защита проекта         (1 час)

Защита проекта

Направления
проектной деятельности обучающихся: тема проекта определяется обучающимся
совместно с учителем и соответствует определенному разделу курса, возможно
самостоятельное определение тематики проекта. Проектная работа проходит во всех
разделах курса. Проекты реализуются в учебном процессе как часть урока и
самостоятельная работа обучающихся. Темы проектов могут меняться.

Примерная тематика
проектных и исследовательских работ:

5 класс

Русские имена в
малых жанрах фольклора.

Словарик пословиц
о Родине, России, русском народе.

Отечественная
война 1812 года в поэзии первой половины 19 века.

Рождество в
русской поэзии 19-20 вв.

6 класс

Проект сборника «Русские
народные песни».

Русские богатыри в
творчестве русских художников и в «Богатырской симфонии» А.П. Бородина.

Литературная
гостиная по творчеству писателя (по выбору).

Сочинение-отзыв об
одном из произведений 20 века.

Сочинение-отзыв об
одном из произведений кубанского писателя (поэта).

7 класс

Виртуальный музей
писателя/поэта.

Сочинение-отзыв об
одном из произведений литературы 20 века и др.

Военная тема в
творчестве кубанских писателей.

Письмо писателю о
произведениях, посвященных проблемам подростков.

Резерв времени не
предполагается.

1.      Тематическое планирование учебного предмета «Родная литература
(русская)» с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Раздел

Кол-во часов

Темы

Кол-во часов

Основные
виды деятельности обучающихся

Основные
направления воспитательной деятельности

5
класс

Раздел 1. Россия – Родина моя

2

Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки
о Родине, России, русском народе.

1

Регулятивные.

● определять совместно с педагогом критерии
оценки планируемых образовательных результатов;

Патриотическое воспитание и формирование
российской идентичности.

Русские народные и литературные сказки.
«Лиса и медведь». К.Г. Паустовский «Дремучий медведь»

1

● определять необходимые действия в
соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их
выполнения;

● выстраивать жизненные планы на
краткосрочное будущее,

● выбирать из предложенных вариантов и
самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

 соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией.

Духовное и нравственное воспитание детей на
основе российских традиционных ценностей.

Раздел 2. Русские традиции

1

Рождество. В.Д. Берестов «Перед Рождеством».
А.И. Куприн «Бедный принц». И.А. Ильин «Рождественское письмо»

1

● различать результаты и способы действий
при достижении результатов;

● определять совместно с педагогом критерии
достижения планируемых результатов и критерии оценки своей учебной
деятельности

Духовное и нравственное воспитание детей на
основе

российских традиционных ценностей.

Раздел 3. Русский характер – русская душа

3

Отечественная война 1812 года. Д.В. Давыдов
«Партизан» (отрывок)

1

● соотносить свои действия с целью обучения.

● определять критерии правильности (корректности)
выполнения учебной задачи;

Патриотическое воспитание и формирование
российской идентичности.

Школьные контрольные. А.А. Гиваргизов
«Контрольный диктант»

1

● анализировать и обосновывать применение
соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

Гражданское воспитание.

Родной язык, родная речь. И.А. Бунин «Слово»

1

● анализировать собственную учебную и
познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе
взаимопроверки;

● принимать решение в учебной ситуации и
оценивать возможные последствия принятого решения;

Приобщение детей к культурному наследию
(эстетическое воспитание).

Защита проекта

1

Защита проекта

1

● объединять предметы и явления в группы по
определенным признакам, сравнивать, классифицировать

● выделять причинно-следственные связи
наблюдаемых явлений или событий,

Коммуникативные.

● определять возможные роли в совместной
деятельности;

● критически относиться к собственному
мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения

Популяризация научных знаний среди детей.

Духовное и нравственное воспитание детей на
основе российских традиционных ценностей.

Итого

7

7

6
класс

Раздел 1. Россия – Родина моя

2

Русские былины: богатыри и богатырство.
Былина «Илья Муромец и Святогор». Былинные сюжеты и герои в русской
литературе. И.А. Бунин «Святогор и Илья»

1

Регулятивные.

● анализировать существующие и планировать
будущие образовательные результаты;

● определять совместно с педагогом критерии
оценки планируемых образовательных результатов;

Гражданское воспитание.

Патриотическое воспитание и формирование
российской идентичности.

Стихи русских поэтов о зиме. А.А. Блок «Снег
да снег, всю избу занесло…». Н.М. Рубцов «Первый снег». По мотивам русских
сказок о зиме. Е.Л. Шварц «Два брата»

1

● обосновывать выбранные подходы и средстваиспользуемые
для достижения образовательных результатов.

 планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач.

Духовное и нравственное воспитание детей на
основе российских традиционных ценностей.

Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое
воспитание).

Раздел 3. Русский характер – русская душа

4

Масленица. Н.А. Тэффи. «Блины»

1

● составлять план решения проблемы
(описывать жизненный цикл выполнения проекта, алгоритм проведения
исследования);

● различать результаты и способы действий
при достижении результатов;

● определять совместно с педагогом критерии
достижения планируемых результатов и критерии оценки своей учебной
деятельности;

● систематизировать критерии достижения
планируемых результатов и оценки своей деятельности;

Патриотическое воспитание и формирование
российской идентичности.

Чудеса нужно делать своими руками. Н.С.
Лесков «Неразменный рубль»

1

Реальность и мечты. Р.П. Погодин «Кирпичные
острова» (рассказы «Как я с ним познакомился», «Кирпичные острова»)

1

На русском дышим языке. К.Д. Бальмонт.
«Русский язык»

1

Защита проекта

1

Защита проекта

1

● соотносить свои действия с целью обучения.

● определять критерии правильности
(корректности) выполнения учебной задачи;

● анализировать собственную учебную и
познавательную

Познавательные.

 ● подбирать слова, соподчиненные ключевому
слову, определяющие его признаки и свойства;

● выстраивать логическую цепочку, состоящую
из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

Коммуникативные.
Обучающийся сможет:

● определять возможные роли в совместной
деятельности;

● играть определенную роль в совместной
деятельности;

договариваться друг с другом и т. д.);

● целенаправленно искать и использовать
информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач
с помощью средств ИКТ;

Популяризация научных знаний среди детей).

Трудовое воспитание и профессиональное
самоопределение.

Итого

7

7

7
класс


Раздел 1. Россия – Родина моя

1

Русские народные песни: исторические и
лирические. «На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры
буйные…». Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе. А.С. Пушкин
«Песня о Стеньке Разине»

1

Регулятивные.
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

● определять совместно с педагогом критерии
оценки планируемых образовательных результатов;

Гражданское воспитание.

Патриотическое воспитание и формирование
российской идентичности.

Раздел 2. Русские традиции

2

Пасха. А.А. Фет «Христос Воскресе!» (П.П.
Боткину). А.П. Чехов «Казак»

1

● идентифицировать препятствия, возникающие
при

планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач.

Гражданское воспитание.

Приобщение детей к культурному наследию
(эстетическое воспитание).

Русские мастера. С.А. Есенин «Ключи Марии»
(фрагмент)

1

● определять необходимые действия в
соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их
выполнения;

● обосновывать и осуществлять выбор наиболее
эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

Гражданское воспитание.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

Раздел 3. Русский характер – русская душа

3

На Первой мировой войне. Н.С. Гумилёв
«Наступление», «Война». М.М. Пришвин «Голубая стрекоза»

1

● различать результаты и способы действий
при достижении результатов;

● определять совместно с педагогом критерии
достижения планируемых результатов и критерии оценки своей учебной
деятельности;

Духовное и нравственное воспитание детей на
основе российских традиционных ценностей.

Доля наша женская. Ф.И. Тютчев «Русской женщине».
Н.А. Некрасов «Внимая ужасам войны…». Ю.В. Друнина «И откуда вдруг берутся
силы…»

1

● оценивать свою деятельность, анализируя и
аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

Трудовое воспитание профессиональное
самоопределение Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

Взрослые детские проблемы. А.С. Игнатова
«Джинн Сева»

1

● устанавливать связь между полученными
характеристиками результата и характеристиками процесса деятельности и по
завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для
получения улучшенных характеристик результата;

Гражданское воспитание.

Защита проекта

1

Защита проекта

1

 оценивать правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности ее решения.

● определять критерии правильности
(корректности) выполнения учебной задачи;

Познавательные.
● подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;

● выстраивать логическую цепочку, состоящую
из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

● находить в тексте требуемую информацию (в
соответствии с целями своей деятельности);

Трудовое воспитание профессиональное самоопределение.

Итого

7

7

Итого

21

21

СОГЛАСОВАНО                                                                                          
                                   СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения

                                                             
                                                                                  Заместитель 
директора по УВР

учителей русского языка и литературы

МБОУ СОШ №49 _                                                                                            
                                               _М.В.Балаева_______  /

от 26.08.2021 г.   №
1                                                                                       
                              30.08.2021 г.

Руководитель МО_________ /Семашова Н.Е./

  • По московскому времени как пишется сокращенно
  • По московски как пишется через дефис
  • По моему усмотрению как пишется
  • По молдавски доброе утро как пишется
  • По моему мнению как пишется правильно запятые