Согласованно:
Дата: 13.02.14.
Предмет: литературное чтение.
Тема урока: Е.Л.Шварц «Два брата».
Цель: познакомить учащихся с биографией Е.Л. Шварца, его произведением “Два брата”.
Задачи:
совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения.расширять читательский опыт через знакомство с новым произведением.способствовать формированию коммуникативныо – речевых умений учащихся, развивать приемы умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения,развивать творческое воображение.работать над укреплением памяти,внимания, сообразительности.помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, интерес к предмету.воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.Оборудование: учебники, проектор.
Тип урока: урок введения новых знаний.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Литература – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Стих это будет или рассказ,
Вы учите их – они учат вас.
— Ребята,сегодня я к вам на урок пришла не с пустыми руками. У меня есть для вас один секрет. А что это за секрет, мы узнаем, работая сообща. (Правила).
— За правильные ответы, я буду давать смайлик. И в конце урока мы подведем итог.
1.Проверка домашнего задания.
— (Слайд 1) Ребята, рассмотрите фотографию.
— Какие известные писатели собрались вокруг Маршака?
— Можно ли их назвать литературной семьей? Почему?
— Кого еще можно назвать семьей?
— Итак, мы с вами сделали первый вывод.
семья – это мы!
(семья счастлива только тогда, когда мы вместе)
-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одним из представителей литературной семьи Евгением Львовичем Шварцем (слайд 2).
— Ваши одноклассники расскажут о нем и его творчестве, слушайте внимательно.
1 ученик. Евгений Львович Шварц родился 21 октября 1896 года в Казани в семье врача. В 1914 году Евгений поступил на юридический факультет, но проучившись там два года, отказался от профессии юриста и посвятил жизнь театральному искусству и литературе. Некоторое время работал секретарём у Корнея Чуковского. С 1924 года работал под руководством Маршака, тогда же сблизился с представителями литературного объединения ОБЭРИУ (общество реального искусства), куда входили Александр Введенский, Юрий Владимиров.
(слайд 3)2 ученик.Как и многие Обэриуты, Шварц писал детские стихи и рассказы для журналов “Чиж” и “Ёж”, издавал детские книги. В 1929 г. Шварц написал первую пьесу “Ундервуд”. Затем была написана пьеса “Брат и сестра”, в которой рассказывалось о спасении детей с льдины. В 1942 г. была написана пьеса о блокаде Ленинграда “Одна ночь”. В годы Великой Отечественной войны Евгений Шварц был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Киров. В 1956 г. был издан первый сборник его пьес. По ним стали ставить спектакли.
(слайд 4)3 ученик.Знаменит Евгений Львович своими сказками «Сказка о потерянном времени», «Новые приключения кота в сапогах», «Два брата». При помощи сказок Шварц обращался к простым и неоспоримым законам человечности. Его сказки учат добру и сочувствию чужим бедам, любви к природе, учат правдиво и объективно оценивать свои возможности, не быть заносчивыми, слушаться старших, особенно своих родителей. «Шварц чудесный писатель, нежный к человеку и злой ко всему, что мешает ему жить».
— Что вы запомнили из жизни писателя?
— Чем знаменит Евгений Шварц? – Своими сказками.
2. Работа с текстом до чтения.
— Прочитайте название сказки, с которой мы будем с вами знакомиться сегодня.(слайд 5)
— Внимание. (Прослушивание аудиозаписи.)
— Почему так называется сказка?
3.Работа с текстом во время чтения.
— Чтение 1 части.
— Откройте с. 63. Приготовимся к чтению.
Чтение.
— Назовите героев сказки.
— Почему необычные имена Старший и Младший?
— Что обещал Старший брат отцу? (можно зачитать на с. 63)
— Поверил ли отец сыну?
— Так что важно в семье? (доверие)
Доверять друг другу, но не обманывать.
(Даже самая маленькая неправда может разрушить доверие в семье)
Почему Старшему не хотелось играть с Младшим? – Что страшного в словах «оставь меня в покое»?
Не давать волю гневу и другим отрицательным эмоциям
(Гневающийся всегда неправ)
— Так можно ли Старшего назвать жестоким? Почему?
— Самостоятельное чтение 2 части.
— Сейчас вы самостоятельно познакомитесь со 2 главой (по вариантам – 1 – воспоминания о младшем брате, 2 – описание ледяного леса).
— Почему Старший не заметил, как оказался в ледяном лесу? (жалость к брату)
— Осознал ли он свою ошибку?
НЕ БОЙТЕСЬ ПРИЗНАТЬ СВОЮ НЕПРАВОТУ И ИЗВИНИТЬСЯ
(Первый шаг делает не тот, кто виноват, а тот, кто дорожит семьей)
— Дорожка пошла всё вверх и вверх, и, когда рассвело, мальчик увидел: кругом, куда ни глянешь, всё горы и горы, покрытые густыми лесами.
— А какой он, ледяной лес? Зачитайте.
— Красив ли для вас ледяной лес?
Физминутка. (мы оказались на морозе в лесу….)
— Просмотр мультфильма – 3 часть.
— По этой сказке Галина Беда сняла мультфильм «Новогодние приключения двух братьев». И я вам предлагаю просмотреть внимательно 3 часть сказки(слайд 6).
— С кем встретился Старший?
— Почему Мороз хотел оставить мальчика у себя на веки?
— Мы с вами говорили о покое в понимании Старшего, а какой смысл вкладывает Мороз в это слово?
— Что вам особенно не понравилось в этой части?
— Чтение 4 части по предложению (абзац).
— Давайте с вами прочитаем, как жилось мальчику у прадедушки Мороза по абзацам.
— Как живется мальчику у Мороза?
— Легко ли спасти брата?
— Что помогает ему выдержать? (любовь, терпение)
любить и уважать друг друга.
(Хотите, чтобы ваши близкие любили и уважали вас, сами первые подавайте им пример такого отношения)
4. Творческая работа.
— Посмотрите, какие хорошие «выводы» помогла нам сделать сказка? Чтобы подвести итог нашей работе на уроке нам поможет творческая мастерская. Я предлагаю вам включить свое воображение, чтобы справиться с заданием.
— Работать будем с вами по парам. Первая пара поможет нам восстановить события, о которых мы прочитали.
Семья лесничего.Обещание Старшего.Отъезд родителей в город.Ссора братьев.Брат пропал бесследно.Возвращение родителей.Поиски брата.Дальше и дальше от дома.Старший в ледяном лесу.2 группа найдите описание реального леса в начале текста.
— А остальные попробуйте придумать свою версию финала сказки.
— Давайте с Вами вспомним, какие события происходили в сказке?
— Посмотрите, последний пункт плана – Старший в ледяном лесу.
— Автор противопоставляет ледяному лесу реальный, зачитайте его описание.
— И последняя группа придумывала, чем же закончится сказка.
— Молодцы. А вот какова версия автора, вы узнаете прочитав сказку до конца.
— «Сказка ложь, да в ней намек…». Чему вас научила сказка?
Никогда не забывать о главном. Стремиться к миру, любви и счастью.
(Моя семья должна быть неотделима от меня, только тогда ее можно назвать счастливой)
— Зачитайте еще раз все выводы, которые мы с вами сделали.
— Что их объединяет?
— Действительно, это «Древо Заповедей» и если им следовать, то в каждой семье воцарится счастье и любовь. Это и есть секрет, которым я хотела с вами поделиться.
5. Домашнее задание.
— Открываем дневники. Записываем себе домашнее задание. (слайд 7)
6.Оценивание.
— Посчитайте, у кого сколько смайликов. У кого 5 и больше, тот сегодня работал на пятерку, у кого 4 – тому четверка. На переменке подойдите и поставьте себе оценки в дневник. Ну а кто получил меньше 4 смайликов, тот может на следующем уроке доработать.
— Спасибо всем за прекрасное общение на уроке!
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Итатская
средняя общеобразовательная школа
имени
Данкевич Тамары Файвишевны»
Программа
согласована на
педагогическом
совете
Протокол №
«Утверждаю»
Директор
школы
приказ № от
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
ПО РОДНОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ (РУССКОЙ)
6 класс
Составитель Ю.В.Костина,
учитель
русского языка и литературы
Итатский,
2021
I ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ
ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Личностные
результаты:
1)
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание
своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2)
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в
социально значимом труде;
3)
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование
осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания;
5)
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций
с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6)
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7)
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9)
формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной
и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10)
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11)
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
2) умение
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
5)
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
7) умение
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
9) умение
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11)
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные
результаты:
1) осознание значимости чтения
и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности
в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной
из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа
познания жизни;
3)
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры
своего народа, российской и мировой культуры;
4)
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5)
развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
6)
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от
научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать,
анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать
художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне
не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
II
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (17 ЧАСОВ)
6 КЛАСС
1. «Россия – родина моя» (5ч)
Русские
былины. Былинные сюжеты и герои в фольклоре и русской литературе. Былинные
герои как нравственный идеал русского народа. Богатыри и богатырство. Былина
«Илья Муромец и Святогор». И. А. Бунин. «Святогор и Илья». М. М.
Пришвин. «Певец былин». Тематика, проблематика, образы.
Образ северного города Архангельска в произведениях С. Г.
Писахова. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня), Б. В. Шергина.
«Детство в Архангельске», «Миша Ласкин» (главы из книги «Поморские были и
сказания»). Образ русской зимы в поэтических и прозаических произведениях
русской литературы. И. С. Никитин. «Встреча Зимы», А. А. Блок.
«Снег да снег. Всю избу занесло…», Н. М. Рубцов. «Первый
снег», Е. Л. Шварц. «Два брата» (по мотивам русских сказок о зиме).
Осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и
нравственных смыслов в произведениях о русском севере и русской
зиме.
2.
«Русские традиции» (5ч)
Русские
национальные традиции и праздники. Масленица как отражение
русской культуры и национальных традиций русского народа. М.
Ю. Лермонтов «Посреди небесных тел…», А. Д. Дементьев «Прощёное
воскресенье», А. П. Чехов «Блины», Тэффи «Блины».
Богатство
русской литературы и культуры в контексте культур народов России.
Произведения о родном крае и русском доме.
В. А. Рождественский. «Русская природа», К.
Г. Паустовский. «Заботливый цветок», Ю. В. Бондарев. «Поздним
вечером». Тепло родного дома.
Изображение
родной земли, родного дома в творчестве писателей и поэтов Кузбасса.
3. «Русский характер – русская душа» (7ч)
Русский национальный характер, его
парадоксы в произведениях о защите Родины в Крымской войне. Оборона
Севастополя в стихотворениях поэтов XIX-начала XX века. А.
Н. Апухтин «Солдатская песня о Севастополе», А. А. Фет «Севастопольское
братское кладбище», Рюрик Ивнев «Севастополь». Загадка русской души,
оптимизм и взаимопомощь как основные черты русского человека в поэзии и прозе. Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь
нас ни учила…», Н. С. Лесков. «Неразменный рубль», В. П. Астафьев.
«Бабушка с малиной». Реальность и мечты в книгах о подростках. Р.
П. Погодин «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним познакомился»,
«Кирпичные острова»). Повесть-сказка Е. С. Велтистова «Миллион
и один день каникул» (фрагмент). Богатство русского языка и родной речи
в стихотворениях К. Д. Бальмонта «Русский язык», Ю. П. Мориц. «Язык
обид – язык не русский…»
III
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ С УКАЗАНИЕМ
КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п/п | Раздел | Модуль | Кол-во |
1 | «Россия | Международный | 5 |
2 | «Русские | Международный | 5 |
3 | «Русский | День Урок | 7 |
Итого | 17 |
Цели:
- расширить представление учащихся о литературной сказке;
- показать особенности творческой индивидуальности Е. Шварца;
- развить навыки выразительного чтения, анализ сказки.
Методические приемы: рассказ учителя, беседа по вопросам, элементы анализа текста.
Оборудование: портрет Е.Шварца (высказывание: «Сказка — это самое древнее, самое вечное, самое тайное место встречи человеческой души с человеческим словом».); книжная выставка (О.Уальд «Мальчик-звезда», К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», Е. Крюкова «Гордячка», Е. Шварц «Два брата» — верхняя полка выставки; Г. Андерсен «Снежная королева», С. Маршак «Двенадцать месяцев» — нижняя полка выставки); на доске высказывания Е. Шварца: «Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь»; «Мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».)
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Введение в тему урока.
Представим себе, что мы заходим в библиотеку и попадаем в мир книг. Книги, книги, книги… На книжной выставке видим знакомые и незнакомы нам произведения: (перечисление книг на книжной выставке).
- Разные авторы, названия. Что объединяет эти произведения?
- Какая особенность сказочного повествования?
- Зачем нужны сказки? Только ли развлечь читателя? Вспомните слова А.С. Пушкина о сказке: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
- Что объединяет книги на верхней полке? (Каковы поступки героев? Какими их видим в начале сказки, в финале?)
Проблемы, ситуации, которые становятся основой повествования сказки не отстраненные, они близки нам, поучительны. Герой в начале сказочного повествования неприятен, он совершает злые поступки. Потом герой несет заслуженное наказание и стремиться исправить то зло, которое он сделал.
Через отношение героев к людям, животным мы можем понять, что это за человек, каким он будет в будущем, способен ли он признать свою вину и исправить ее.
Помогает нам это увидеть и в других людях, и посмотреть на себя более пристально ЛИТЕРАТУРА, и один из ее жанров — сказка. Как сказал Е. Шварц, «сказка — это самое древнее, самое вечное, самое тайное место встречи человеческой души с человеческим. словом».
Евгений Шварц — новое для вас имя. В 2006 году (26 октября) -ПО лет со дня рождения этого писателя-сказочника. Мир сказок Е. Шварца необычен, разнообразен. Мы открываем его книгу и встречаем ваших ровесников: школьники ищут потерянное время, которое когда-то бездумно тратили. В сказках Е. Шварца мы видим Красную Шапочку, Снежную Королеву, Золушку. Известные и неизвестные герои в незнакомых сказках. Е. Шварц перепутывает время, включает новых героев в известные сказки, придумывает новые сцены, и его герои, кажется, вышли из реальной действительности. Многие сказки
Е. Шварца экранизированы. Герои его сказок учат нас, кажется, что это наши современники, знакомые. В сказке Е. Шварца «Золушка» запоминается новый герой — мальчик-паж, а король, обращается к нам и говорит: «Никакие связи не сделают ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым».
Сказки Е. Шварца нужны и взрослым и детям. В последней его сказке «Обыкновенное чудо» звучат такие слова: « Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь». Если поймешь авторский замысел, услышишь его голос, только тогда «мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».
3. Работа по тексту сказки.
Заставила ли вас «поумнеть» сказка Е. Шварца «Два брата»? Услышали ли вы голос автора? (аналитическая беседа).
— Открываем сказку и слышим рассказ о деревьях (чтение учителем).
Какой человек так может говорить о деревьях? Кто из героев сказки так их видит?
— А что узнаем о семье лесничего? Что его огорчает?
— Может быть, кто-то узнал себя? Всегда ли мы терпимы к своим домашним? А как ваши родители относятся к вашим ссорам с братьями или сестрами?
И лесничего ссоры братьев огорчали. Начало сказки очень похоже на реальность. Заметьте, у героев нет имен. Наверное, автор хотел подчеркнуть общность проблемы, ее жизненность. Была причина у родителей двух братьев беспокоиться за них, и случилась беда…
— Что произошло?
— Как показано переживание Старшего брата, когда он вспомнил о Младшем? (чтение эпизода, внимание на глаголы: опомнился, вскочил, закричал, бросился.)
— Как поступил отец, узнав о случившемся? Что изменилось в портрете? (Так вот наши грубые, необдуманные слова порой приводят к печальным последствиям).
«В какой длинный путь она отправилась ради него»,- эта фраза о Герде звучит в сказке «Снежная королева». И Старший брат отправляется на поиски Младшего, ему предстоит тоже длинный путь, выдержать сложное испытание.
О чем думает в дороге? Что вспоминает? Как видим его переживания? (анализ эпизодов текста: портрет брата, жалость, обращаем внимание при анализе на уменьшительно-ласкательные суффиксы, повторы ..как..)
— Далеко уходит Старший от родного дома. Где же Младший брат? Каким видим Прадедушку Мороза? (пейзаж, портрет, речь)
— Чем понравился Старший брат Прадедушке Морозу? Но спокоен ли Старший брат в доме в Прадедушки Мороза? Что тот заставляет его делать? (пересказ учащегося, индивидуальное задание).
— Казалось, что внешне Старший смирился, а на самом деле думает о побеге. Кто помогает ему бежать?
— Старший находит Младшего (портрет, чувства Старшего). Но надо вырваться из этого ледяного плена. Кто помогает уйти от погони? В какой момент мы переживаем за братьев? (выразительное чтение эпизода «Младший разбился»).
— Какое чудо произошло? Не только звери и птицы помогли оживить Младшего, но и слезы, которые шли от самого сердца Старшего, его любовь к брату, осознание совей вины.
— Забыли ли их дома? (эпизод возвращения) Какое чудо произошло? (портрет отца).
В какой длинный путь он отправился ради Младшего? Только ли ради него? Еще и ради себя, своей семьи. — Что понял Старший брат? Как изменился теперь в отношении к Младшему?
4. Итог урока.
А что поняли вы? Услышали ли вы голос автора? Заставила ли вас «поумнеть» сказка?
(Письменные ответы учащихся).
Эта сказка учит быть добрыми, любить своих братьев и сестер, не огорчать родителей. (Надя)
У меня тоже есть брат, он старше меня на три года. Сказка «Два брата» научила меня уважать старшего брата, не приставать к нему по пустякам. Я порой ему часто надоедаю, от этого у нас бывают ссоры, а мама огорчается. (Артем)
Надо уважать своих маленьких братьев и сестер, не обижать их, а этим не огорчать и своих родителей. У меня есть младшая сестренка, как порой я она мне надоедает своими просьбами, я кричу на нее. Ей обидно, она плачет. (Наташа)
Сказка «Два брата» меня научила тому, что нельзя говорить злые слова, потому что эти слова и тебе принесут зло. (Татьяна)
Сказка Е. Шварца «Два брата» научила меня добру. Я поняла, что если меня о чем-нибудь попросят, я обязательно это сделаю ради другого человека, даже если это делать мне не хочется. (Катя В.)
Сказка «Два брата» заставила меня задуматься о том, что если порой злишься на кого-то, потом все-таки нужно признать свою вину. Нужно быть добрее к окружающим, слушаться родителей, больше доставлять им радости. (Катя К.)
Сказка Евгения Шварца «Два брата» учит хорошим поступкам, доброму отношению к окружающему миру, любви к своим домашним, друзьям, даже незнакомым людям. Нужно быть внимательнее к своим словам, не говорить их бездумно. (Иван)
5. Домашнее задание:
Cоставить развернутый ответ «Уроки сказки».
Презентация.
Порекомендовать к прочтению:
Поставить книжку к себе на полку
Страницы: 1 2 3 4 5 6
А на ледяном столе посреди комнаты стоял бедный младший брат. Он был очень грустный и глядел прямо перед собой, и слезы блестели у него на щеках, и прядь волос на затылке, как всегда, стояла дыбом. Но он был весь прозрачный, как стеклянный, и лицо его, и руки, и курточка, и прядь волос на затылке, и слезы на щеках — всё было ледяное. И он не дышал и молчал, ни слова не отвечая брату. А Старший шептал:
— Бежим, прошу тебя, бежим! Мама ждёт! Скорее бежим домой!
Не дождавшись ответа, Старший схватил своего ледяного брата на руки и побежал осторожно по ледяным залам к выходу из дворца, а друзья его летели, прыгали, мчались следом.
Прадедушка Мороз по-прежнему крепко спал. И они благополучно выбрались из дворца.
Солнце только что встало. Ледяные деревья сверкали так, что больно было смотреть. Старший побежал к живому лесу осторожно, боясь споткнуться и уронить Младшего. И вдруг громкий крик раздался позади.
Прадедушка Мороз кричал тонким голосом так громко, что дрожали ледяные деревья:
— Мальчик! Мальчик! Мальчик!
Сразу стало страшно холодно. Старший почувствовал, что у него холодеют ноги, леденеют и отнимаются руки. А Младший печально глядел прямо перед собой, и застывшие слезы его блестели на солнце.
— Остановись! — приказал старик. Старший остановился.
И вдруг все птицы прижались к мальчику близко-близко, как будто покрыли его живой тёплой шубой.
И Старший ожил и побежал вперёд, осторожно глядя под ноги, изо всех сил оберегая младшего брата.
Старик приближался, а мальчик не смел бежать быстрее, — ледяная земля была такая скользкая. И вот, когда он уже думал, что погиб, зайцы вдруг бросились кубарем под ноги злому старику. И Прадедушка Мороз упал, а когда поднялся, то зайцы ещё раз и ещё раз свалили его на землю. Они делали это дрожа от страха, но надо же было спасти лучшего своего друга. И когда Прадедушка Мороз поднялся в последний раз, то мальчик, крепко держа в руках своего брата, уже был далеко внизу, в живом лесу. И Прадедушка Мороз заплакал от злости. И когда он заплакал, сразу стало теплее. И Старший увидел, что снег быстро тает вокруг, и ручьи бегут по оврагам. А внизу, у подножия гор, почки набухли на деревьях.
— Смотри — подснежник! — крикнул Старший радостно.
Но Младший не ответил ни слова. Он по-прежнему был неподвижен, как кукла, и печально глядел прямо перед собой.
— Ничего. Отец всё умеет делать! — сказал Старший Младшему.- Он оживит тебя. Наверное оживит!
И мальчик побежал со всех ног, крепко держа в руках брата. До гор Старший добрался так быстро с горя, а теперь он мчался, как вихрь, от радости. Ведь всё-таки брата он нашёл.
Вот кончились участки лесничих, о которых мальчик только слышал, и замелькали участки знакомых, которых мальчик видел раз в год, раз в полгода, раз в три месяца. И чем ближе было к дому, тем теплее становилось вокруг.
Друзья-зайцы кувыркались от радости, друзья-белки прыгали с ветки на ветку, друзья-птицы свистели и пели. Деревья разговаривать не умеют, но и они шумели радостно, — ведь листья распустились, весна пришла.
И вдруг старший брат поскользнулся.
На дне ямки, под старым клёном, куда не заглядывало солнце, лежал подтаявший тёмный снег.
И Старший упал.
И бедный Младший ударился о корень дерева.
Сразу тихо-тихо стало в лесу.
И из снега вдруг негромко раздался знакомый тоненький голос:
— Конечно! От меня. Так. Легко. Не уйдёшь!
И Старший упал на землю и заплакал так горько, как не плакал ещё ни разу в жизни. Нет, ему нечем было утешиться.
Он плакал и плакал, пока не уснул с горя как убитый.
А птицы собрали Младшего по кусочкам, и белки сложили кусочек с кусочком своими цепкими лапками и склеили берёзовым клеем. И потом все они тесно окружили Младшего как бы живой тёплой шубкой. А когда взошло солнце, то все они улетели прочь.
Младший лежал на весеннем солнышке, и оно осторожно, тихонечко согревало его. И вот слезы на лице у Младшего высохли. И глаза спокойно закрылись. И руки стали тёплыми. И курточка стала полосатой. И башмаки стали чёрными. И прядь волос на затылке стала мягкой. И мальчик вздохнул раз, и другой, и стал дышать ровно и спокойно, как всегда дышал во сне.
И когда Старший проснулся, брат его, целый и невредимый, спал на холмике. Старший стоял и хлопал глазами, ничего не понимая, а птицы свистели, лес шумел, и громко журчали ручьи в канавах.
Но вот Старший опомнился, бросился к Младшему и схватил его за руку.
А тот открыл глаза и спросил как ни в чём не бывало:
— А, это ты? Который час?
И Старший обнял его и помог ему встать, и оба брата помчались домой.
Мать и отец сидели рядом у открытого окна и молчали. И лицо у отца было такое же строгое и суровое, как в тот вечер, когда он приказал Старшему идти на поиски брата.
— Как птицы громко кричат сегодня, — сказала мать.
— Обрадовались теплу, — ответил отец.
— Белки прыгают с ветки на ветку, — сказала мать.
— И они тоже рады весне, — ответил отец.
— Слышишь?! — вдруг крикнула мать.
— Нет, — ответил отец. — А что случилось?
— Кто-то бежит сюда!
— Нет! — повторил отец печально. -Мне тоже всю зиму чудилось, что снег скрипит под окнами. Никто к нам не прибежит.
Но мать была уже во дворе и звала:
— Дети, дети!
И отец вышел за нею. И оба они увидели: по лесу бегут Старший и Младший, взявшись за руки.
Родители бросились к ним навстречу.
И когда все успокоились немного и вошли в дом, Старший взглянул на отца и ахнул от удивления.
Страницы: 1 2 3 4 5 6
Поставить книжку к себе на полку
Распечатать сказку
Читайте также сказки:
Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж г. Тамбова»
Провела студентка группы ПНК-31 Иванова А.Ю.
Оценка за конспект:….. (…………) методист: _________/ С.В.Филиппова /
Оценка за урок:….. (…………) учитель: _____________/ С.В.Демидова/
Оценка за урок:….. (…………) методист: ____________/ С.В.Филиппова /
— Продолжать знакомить с произведение Евгения Шварца «Два брата».
-Способствовать формированию коммуникативно – речевых умений учащихся, развивать приемы умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, развивать творческое воображение.
— Работать над укреплением памяти, внимания, сообразительности.
1. Развивать умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией и духовно-нравственными качествами характера.
3. Способствовать формированию мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные:
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
1.Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
1.Мотивация к коррекционной деятельности
— Здравствуйте ребята!
Меня зовут Анжелла Юрьевна. Этот урок литературного чтения мы проведем вместе.
Ребята, посмотрите на солнышко — оно нам улыбается и желает интересной работы на уроке.
Я очень хочу, чтобы урок был для вас действительно добрым и тёплым, помог вспомнить то, что вы уже знаете и познакомить с новым и интересным.
Литература – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Сказка то будет или рассказ,
Мы учим их – они учат нас.
— Чему нас учат уроки литературного чтения? –
.
Эмоциональный настрой к познавательной деятельности.
Беседовать с книгой. Высказывать свое отношение к прочитанному, понимать позицию автора. Описывать героев произведений, давать характеристику героям.
2.Актуализация знаний в пробном учебном действии.
Ребята, а вы уже знакомы с биографией писателя Евгения Шварца?
Вспомним с вами вместе.
А еще, ребята, надо сказать, что писатель использовал сюжеты народных сказок, а также сказок Ганса Христиана. Андерсена для создания собственного художественного мира (пьесы «Голый король», 1934 г., опубликована в 1960 г.; «Красная шапочка», 1937 г.; «Снежная королева», 1938 г.; «Тень», 1940
В годы Великой Отечественной войны Шварц создал антифашистскую пьесу-памфлет «Дракон»
— Шварц Евгений Львович написал около 25 пьес, но не все они изданы. По его сценариям поставлены фильмы: “Первоклассница”, “Золушка”, “Дон Кихот”.
Умер 15 января 1958 г. в Ленинграде.
— Ответы детей.
(выступления учащихся)
1-й ученик: — Евгений Львович Шварц – русский драматург, родился 9 октября 1896 года в Казани в семье врача. Детство писателя прошло в Майкопе. Он учился на юридическом факультете Московского университета и одновременно играл в театрах – студиях. Сначала в Ростове-на-Дону, а с 1921 г. в Петрограде, в “Театральной мастерской”. В рецензиях на спектакли “Театральной мастерской” критики отмечали выдающиеся пластические и голосовые данные Шварца и прочили ему блестящее актёрское будущее. Несмотря на это он оставил сцену.
2-й ученик: — После оставления университета Шварц сочинял стихотворные фельетоны для журналов “Забой” и “Кочегарка” под псевдонимом “Дед Сарай”. В 1924 г. Евгений Львович вернулся в Ленинград, работал в детской редакции Госиздата под руководством С. Маршака. Одной из главных его обязанностей была помощь дебютантам. Многие вспоминали о том, что Шварц отличался редкостной способностью развивать и дополнять чужие замыслы, помогая, таким образом, новичкам раскрыть свои творческие возможности.
Приложение (слайды № 5, № 6)
3-й ученик: — В эти годы Шварц был близок к группе ОБЭРИУ (общество реального искусства), куда входили Александр Введенский, Юрий Владимиров. Как и многие Обэриуты, Шварц писал детские стихи и рассказы для журналов “Чиж” и “Ёж”, издавал детские книги. В 1929 г. Шварц написал первую пьесу “Ундервуд” о студенте Ныркове, о самоотверженной пионерке Марусе. Затем была написана пьеса “Брат и сестра”, в которой рассказывалось о спасении детей с льдины. В 1942 г. была написана пьеса о блокаде Ленинграда “Одна ночь”. В годы Великой Отечественной войны Евгений Шварц был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Киров.
4-й ученик: — В 1956 г. был издан первый сборник его пьес. По ним стали ставить спектакли в СССР и за рубежом. В 1955 – 1956 годах Шварц вёл дневниковые записи, ставшие основой его Телефонной книжки – уникальной формы мемуаров, изобретённой им самим.
3. Локализация индивидуальных затруднений.
Ребята, а какие вы знаете произведения Евгения Шварца? «Сказка о потерянном времени», «Новые приключения Кота в сапогах», «Рассеянный волшебник» и другие.
Внимание на слайд, определите из какой сказки сюжеты этих картин?
Кто – нибудь уже догадался?
Правильно !
Ребята, как вы думаете какая тема сегоднешнего урока?
Правильно, сегодня мы поговорим о сказки Евгения Шварца «Два брата»
— Ответы детей.
— Сказка «Два брата»
— Е. Шварц сказка «Два брата»
4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.
Вы уже хорошо познакомились с этой сказкой. Ребята, на каникулах кто внимательно прочитал это произведение?
Сейчас, проверим, на сколько, вы хорошо усвоили содержание.
Ребята как называется эта сказка?
C чего начинается сказка?
С каким персонажем сразу знакомимся?
Что о нем говорится?
Что о нем известно?
Почему лесничий всегда был весел в лесу, но дома он часто вздыхал и хмурился?
Как звали сыновей лесничего?
А по сколько им было лет?
А чем же сыновья огорчали своего отца?
Что произошло28 декабря?
А почему?
Как описывает автор старшего брата?
Какие были действия старшего брата?
Что спросил отец у Старшего сына?
Что ответил Старший сын?
Ребята, почему отец поверил сыну, когда тот дал ЧЕСТНОЕ СЛОВО?
Отец соглашается. И дает наказ. Что он говорит?
Когда братья остались одни. Как они жили?
А как это произошло?
Старший соглашается на игры?
Как вы думаете он правильно поступил?
А как бы вы поступили на его месте?
И что же произошло дальше.
Что в это время происходит со Старшим?
Он пустил брата?
Старший брат, как отреагировал на то, что он забыл?
Ребята, как вы думаете, он в душе переживал за то, что он сделал?
Каким действием мы это видим?
Но и это не помогло. Младший брат не отзывался.
Что происходит дальше?
Отец так огорчился, что даже его борода поседела.
Что говорит отец Старшему сыну?
Старший в этот раз не ослушался отца?
Как вы думаете, где начинается волшебство?
Куда попал Старший, когда пошёл вперёд на звон колокольчиков?
Зачитайте описание ледяного леса. Показ сказочных иллюстраций, отражающих Ледяное царство.
А какое впечатление произвела на Вас красота этого леса?
Как переплетаются в сказке реальность и фантастика?
Что такое сказка?
Ответы детей.
— «Два брата».
О лесничем
— В одном огромном лесу жил-был лесничий, по имени Чернобородый.
Что он целый день бродил взад и вперед по лесу, и каждое дерево на своём участке знал по имени.
— В лесу у него всё шло хорошо, а дома бедного лесничего очень огорчали его сыновья.
— Старший и младший.
— Старшему было 12лет, а младшему 7 лет.
— Братья ссорились каждый день как чужие.
— Двадцать восьмого декабря утром -позвал лесничий сыновей и сказал, что ёлки к Новому году он им не устроит.
— Потому что, за ёлочными украшениями надо ехать в город. Лесничий размышлял: маму послать — её по дороге волки съедят. Самому ехать — он не умеет по магазинам ходить. А вдвоём ехать тоже нельзя. Без родителей старший брат младшего совсем погубит.
— Старший был мальчик умный. Он хорошо учился, много читал и умел убедительно говорить.
— Он стал убеждать отца, что он не обидит Младшего и что дома всё будет в порядке, пока родители не вернутся из города.
— Ты даешь мне слово?
— Даю честное слово.
— потому, что когда человек так говорит, т.е. дает честное слово, то он принимает на себя ответственность и обязуется выполнить, о чем говорит. Это показывает его совесть, честь, доверие, уважение к людям и себе.
-Три дня нас не будет дома. Мы вернемся тридцать первого вечером, часов в восемь. До этого времени ты здесь будешь хозяином. Ты отвечаешь за дом, а главное – за брата. Ты ему будешь вместо отца. Смотри же!
— Первый день прошёл хорошо. Второй – ещё лучше. А в третий день они поссорились.
— Старший сел читать книжку Приключения Синдбада -Морехода». А Младшиму стало скучно и он стал просить Старшего, что бы тот с ним поиграл.
— Нет, он терпел-терпел, потом схватил Младшего за шиворот, крикнул: «Оставь меня в покое!»- вытолкал его во двор и запер дверь.
— Нет.
— Ответы детей.
— Младший забарабанил в дверь кулаками и закричал: — Что ты делаешь? Ведь ты мне вместо отца!
— У него сжалось на миг сердце, он сделал шаг к двери. Но потом подумал: «Ладно, ладно. Я только прочту пять строчек и пущу его обратно. За это время ничего с ним не случится».
— Нет, он сел в кресло, и стал читать, и зачитался, а когда опомнился, то часы показывали уже без четверти восемь.
-Что же это! Что я наделал! Младший там, на морозе, один, неодетый! И он бросился во двор.
— Да. Очень.
— Старший горько заплакал и громко попросил у Младшего прощения.
— Возвращаются родители, Старший рассказал все. И заплакал.
— Одевайся, сказал отец тихо. – Одевайся и уходи. И не смей возвращаться, пока не разыщешь своего Младшего брата.
— Нет. Он оделся, взял фонарь и вышел из дома.
— ответы детей
— В лес, где все было ледяным. Ледяное царство.
— И вот мальчик очутился среди удивительных деревьев – высокие сосны росли вокруг, но они были прозрачные, как стёкла. Верхушки сосен сверкали на солнце так, что больно было смотреть. Сосны раскачивались на ветру, ветки били о ветки и звенели, звенели, звенели.
— Ответы детей.
Ответы детей
5.Реализация проекта коррекции выявленных затруднений.
Из-за какой фразы, которую произнес Старший случилась беда?
Что значит для вас слово покой?
А Евгений Шварц объясняет в сказке, что одни и те же понятия для разных людей могут значить разное. Например, покой в понимании Старшего брата — это возможность быть наедине с самим собой, читать книгу или заниматься своими делами, не отвлекаясь на игры с Младшим, не уделяя ему внимание, не заботясь о нем. Покой же в понимании Мороза — бесчувственность и холод.
Вспомните, как об этих словах говорил властелин ледяного царства прадедушка Мороз.
Ребята, страшно такое услышать?
Сколько испытаний пришлось Старшему брату испытать, прежде чем он нашел младшего брата?
Опишите то место, где находился Младший брат, когда его увидел Старший
Спас старший младшего брата?
От чего спас?
Ребята, а в реальности бывает, что люди попадают в ледяное царство?
Ребята, Евгений Шварц под ледяным царством подразумевает чувство гордости, жестокости, безразличия – которые ведут человека к гибели.
И еще в это Ледяное царство можно попасть, когда не слушаешься родителей.
Младший был не виноват, но по гордости Старшего, с Младшим случилась беда.
А когда Старший осознал, раскаялся, заплакал, сожалел всем сердцем и душой о своем поступке, о своих словах, то готов был на любые испытания, что бы спасти брата.
Если в сказке финал счастливый, то в реальности может оказаться по-другому. Поэтому всегда надо быть очень внимательными по отношению друг к другу.
Почему, ребята, братья носят такие имена – Младший и Старший?
В семье бывает по- разному, но всех случаях нужно помнить о любви друг к другу, слушаться родителей и проявлять терпение и заботу.
Говорил ли Старший брат Младшему холодные слова –оставь меня в покое? Найдите в тексте.
Ребята, сказка только для братьев, или мы можем эти отношения почувствовать и друзьями, знакомыми?
— Оставь меня в покое!
— ответы детей
1. ученик
— Ты. Выгнал. Младшего брата. На мороз. Сказав. Чтобы он. Оставил. Тебя. В покое. Мне нравится этот поступок. Ты любишь покой так же, как я. Ты останешься здесь навеки. Понял?
2 ученик
— Нет, я не ошибся в тебе, мой юный друг. «Оставь меня в покое!» — какие великие слова. С помощью этих слов люди постоянно губят своих братьев. «Оставь меня в покое!» Эти. Великие. Слова. Установят. Когда-нибудь. Вечный. Покой. На земле.
Дать прочитать выразительно – от лица прадедушки Мороза. Читать дети должны с угрозой и безразличием в голосе.
Дети отвечают.
Дети читают:
«А на ледяном столе посреди комнаты стоял бедный младший брат. Он был очень грустный и глядел прямо перед собой, и слезы блестели у него на щеках, и прядь волос на затылке, как всегда, стояла дыбом. Но он был весь прозрачный, как стеклянный, и лицо его, и руки, и курточка, и прядь волос на затылке, и слезы на щеках — всё было ледяное. И он не дышал и молчал, ни слова не отвечая брату. А Старший шептал:
— Бежим, прошу тебя, бежим! Мама ждёт! Скорее бежим домой!
Не дождавшись ответа, Старший схватил своего ледяного брата на руки и побежал осторожно по ледяным залам к выходу из дворца, а друзья его летели, прыгали, мчались следом.
Спас.
От холода, от смерти в ледяном царстве.
Да. Когда обижают и жестоки по отношению к другим людям, то в ледяном царстве могут оказаться и те и другие.
— Возможно, что автор не дает им имен, потому, что на их месте может оказаться любой из нас.
Правда, Старший говорил изредка брату:
— Оставь меня в покое.
Но сейчас же добавлял:
— Ненадолго оставь, минут на десять, пожалуйста. Очень прошу тебя.
И Младший всегда слушался, потому что братья жили теперь дружно.
Да, можем. Мы друг другу все как братья.
6.Обобщение во внешней речи. А)На доске на магнитиках представлены сюжеты сказки, восстановите последовательность событий прочитанного текста. Отъезд родителей в город. Брат пропал бесследно. Семья лесничего. Дальше и дальше от дома. Возвращение родителей. Ссора братьев. Дальше и дальше от дома. Обещание Старшего. Поиски брата. Старший в ледяном лесу. Б) Внимание на слайд, пред вами представлены изображения, которые пронумерованы, разные действия героев, соотнесите последовательность происходящего в сказке. | 1)Семья лесничего. 2)Отъезд родителей в город. 3)Ссора братьев. 4)Брат пропал бесследно. 5)Возвращение родителей 6)Дальше и дальше от дома. 7)Поиски брата. 8)Старший в ледяном лесу. 9)Обещание Старшего. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Ребята, а сейчас я буду задавать вопросы, и вы будите отвечать на них быстро а главное правильно!
| |
8.Включение в систему знаний и повторение. 1)Составьте описание реального и ледяного леса зимой. 2)Найдите в тексте отрывки, которые можно прочитать по ролям и подготовьте чтение по парам. 3) Придумает свою версию финала сказки. . | |
9. Рефлексия. Ребята, с каким произведением мы сегодня работали на уроке? Кто автор этой сказки? Чему учит эта сказка? Какие важные мысли мы нашли в сказке Евгения Шварца? -какие эмоции вы испытали, переживая за героев сказки? -что нового вы узнали на уроке; -какой вывод для себя сделали? Домашнее задание:
Мне понравилось, как вы работали на уроке. Молодцы! | — «Два брата» — Е. Шварц. — любви, заботе, доброте друга к другу, послушанию родителям, силе духа в преодолении трудностей на пути к совершению добрых дел, помощи другим, чуткости и милосердию. |
24.Выпишите предложение, в котором заключена одна из главных мыслей сказки. (С горя люди седеют, а от радости седина исчезает, тает, как иней на солнце.)