По культурному как пишется

Сочинение на тему культурный человеквариант 1культурный человек это человек, который четко понимает, что у каждого есть свое личное пространство,

Сочинение на тему “Культурный человек”

Вариант №1

Культурный человек – это человек, который четко понимает, что у каждого есть свое личное пространство, вторгаться в которое некорректно и не всегда правильно. У культурного человека есть такт, внимательность, он способен трезво оценивать окружающую обстановку, охватывать все и вся, и без труда находить в хаосе свое собственное место. Культурному человеку ведомо, что такое мораль и этикет. Он не заставит впадать кого-то в краску вследствие своего поведения.

Культурный человек вместе с тем – разносторонняя личность, он не просто занимает место и отмалчивается, он вливается в коллектив, он находит точки соприкосновения с другими людьми, его приятно и интересно слушать. При этом культурный человек является и сам прекрасным слушателем, и, когда нужно – отличным советчиком. Он знает, как себя вести в самых разных ситуациях, умеет себя преподнести и выглядит при этом прекрасно. Он обладает многими другими качествами, которые можно перечислять бесконечно и бесконечно. Можно только догадываться, сколько сил нужно потратить, чтобы достичь такого уровня. И все это при том, что культура, в общем-то, не требует никаких особых затрат.

Это понятие более широкое, чем может показаться на первый взгляд. Просто человек, который достиг высот в культуре, имеет больше шансов стать успешным, достигнуть чего-либо.Ведь зачастую то, кем мы себя считаем, зависит от того, каким нас видят окружающие. Мы можем считать себя культурным человеком, но при этом плохо разбираться в таких вещах, как, например, этикет, уметь правильно пользоваться компьютером, пользоваться столовыми приборами. Культурный человек – это человек, который четко понимает, что у каждого есть свое личное пространство, вторгаться в которое некорректно и не всегда правильно. У культурного человека есть такт, внимательность, он способен трезво оценивать окружающую обстановку, охватывать все и вся, и без труда находить в хаосе свое собственное место. Культурному человеку ведомо, что такое мораль и этикет. Он не заставит впадать кого-то в краску вследствие своего поведения.

Культурный человек вместе с тем – разносторонняя личность, он не просто занимает место и отмалчивается, он вливается в коллектив, он находит точки соприкосновения с другими людьми, его приятно и интересно слушать. При этом культурный человек является и сам прекрасным слушателем, и, когда нужно – отличным советчиком. Он знает, как себя вести в самых разных ситуациях, умеет себя преподнести и выглядит при этом прекрасно. Он обладает многими другими качествами, которые можно перечислять бесконечно и бесконечно. Можно только догадываться, сколько сил нужно потратить, чтобы достичь такого уровня. И все это при том, что культура, в общем-то, не требует никаких особых затрат. Это понятие более широкое, чем может показаться на первый взгляд. Просто человек, который достиг высот в культуре, имеет больше шансов стать успешным, достигнуть чего-либо. Ведь зачастую то, кем мы себя считаем, зависит от того, каким нас видят окружающие. Мы можем считать себя культурным человеком, но при этом плохо разбираться в таких вещах, как, например, этикет, уметь правильно пользоваться компьютером, пользоваться столовыми приборами.

По культурному как пишется

Культурный человек – это понятие, включающее в себя сразу несколько качеств:

  1. Образованность, ведь без образования, без знания мировой истории, истории и традиций своей страны невозможно правильно оценить современные события.
  2. Уважение к чужому мнению, взглядам, традициям, религии. Уважение к другим людям, в том числе старшему поколению. Благодарность старшему поколению за их труд и достижения, без которых не было бы прогресса.
  3. Сдержанность в выражении негативных эмоций. Умение быть скромным, даже при наличии богатства. Умение не кичиться умом, достижениями, титулами и знаниями.
  4. Сострадание, доброта, щедрость как душевная, так и материальная.
  5. Внешние проявления культурного человека – спокойная грамотная речь, соблюдение этикета, умеренность и вкус в одежде.

Вариант №2

Культурный человек – это не просто человек, который соблюдает формальности на людях, а вне общества ведет себя как попало. Культурный человек прежде всего воспитан от и до и не позволит себе не только дурных и неподобающих поступков, но и таких же мыслей. Стать культурным человеком может каждый, если будет работать над собой, учиться у людей, стараться оттачивать навыки на практике.

Культурный человек не позволит себе того, что не принято в обществе и что может помешать другим людям. Например, он всегда уважает людей, то есть не задает неудобных вопросов, всегда учтив, тактичен. Кроме того, такой человек имеет отличное образование и всегда может поддержать светскую беседу. Он знает правила этикета и умеет ими пользоваться в любой ситуации. Он всегда готов прийти на помощь и поддержать разговор, будь то обсуждение
фильма, политика или просто сплетни. Он обязательно найдет темы для беседы и не упустит шанса блеснуть своим интеллектом. Некультурный человек не может быть культурным. Он не только не соблюдает правила хорошего тона, но также и игнорирует их. Такой человек часто бывает груб или грубит, а также не умеет выслушать и понять собеседника. Что касается образования, то культурный человек знает многое, но не все.

У него может не быть диплома, но есть знания, которые он получил на практике. Именно такие люди чаще всего становятся известными, так как умеют себя подать, произвести хорошее впечатление. Но не всегда культурный человек будет считаться таковым, если он не соблюдает нормы морали. В первую очередь он должен быть добрым, человечным, способным помочь в трудную минуту.

Вариант №3

Культурный человек – это человек, который четко понимает, что у каждого есть свое личное пространство, вторгаться в которое некорректно и не всегда правильно. У культурного человека есть такт, внимательность, он способен трезво оценивать окружающую обстановку, охватывать все и вся, и без труда находить в хаосе свое собственное место.

Культурному человеку ведомо, что такое мораль и этикет. Он не заставит впадать кого-то в краску вследствие своего поведения.

Культурный человек вместе с тем – разносторонняя личность, он не просто занимает место и отмалчивается, он вливается в коллектив, он находит точки соприкосновения с другими людьми, его приятно и интересно слушать. При этом культурный человек является и сам прекрасным слушателем, и, когда нужно – отличным советчиком.

Источник: bolshoyvopros.ru

«Растите» правильно пишется с «а» в корне. Этот глагол – одна из личных форм инфинитива (исходной, или словарной формы) глагола «расти».

Писать это слово через «о» («ростите») неправильно ни при каких обстоятельствах: глаголов с корнем «рост» в русском языке нет. С таким корнем есть немногие слова («рост», «ростовщик», «росток» («проросток», «подросток»), Ростов, Ростислав), но все они не глаголы. В порядке исключения имеются также существительные с корнями «рас» («отрасль») и «рощ» («роща»), см. ниже. В глаголах же чередуются корни «рос»«раст»«ращ».

Правила

Слова с корнями «рос»-«раст»-«ращ» древнерусского происхождения. Изначальный (прототипический) корень в них глагольный – «рос». Может быть, «рас», что на чередование гласных в этих корнях не влияет: перед сочетанием букв «ст» и буквой «щ» пишется «а», а перед «с»«о», независимо от того, какие буквы следуют далее. То есть, чередование гласных в глагольных корнях «рос» – «раст» – «ращ» влечёт за собой и замену согласных:

  1. Если за корнем «рос» нет никаких букв, или стоит согласная, то он остаётся прототипическим и пишется через «о»: «доро́с», «приросли́», «подро́сток». Причём от постановки ударения (на корень или нет) это не зависит, см. выделенные буквы.
  2. Если за тем же корнем следует ударная гласная, то к нему добавляется «т», а в корне вместо «о» пишется «а»: «расти́», «срастётся», «расту́щий», «выраста́ющий».
  3. Если же следующая за корнем гласная безударная, то дополнительно к замене «о» «а» в корне ещё и «-ст-» заменяется на «щ», причём корень становится ударным: «сра́щивать», «выра́щенный».

Следовательно, здесь мы имеем дело с чередованием корней, а не с чередованием отдельных букв в корнях как напр. в «заберу» – «забирать».

Грамматика

Слово «расти» – инфинитивная форма непереходного глагола несовершенного вида изолированного спряжения (см. статью о слове «приехать»). Постановка ударения и разделение для переноса рас-ти́. Соответствующие глаголы совершенного вида «взрасти», «вырасти», «дорасти», «подрасти». «Растите» личная форма того же инфинитива в повелительном наклонении множественного числа 2-го лица; постановка ударения и разделение переносами тут меняются: рас-ти́-те. Инфинитивная (исходная, словарная) форма «расти» спрягается таким образом:

Первое лицо:

  • (Я) расту́ (наст.)/ ро́с (прошедш. муж.)/ росла́ (прош. жен.)/ <бы> ро́с(росла́) или ро́с(росла́) <бы> (сослагательн.). Вариант будущего времени буду расти́.
  • (Мы) растём (наст.)/ росли́ (прошедш.)/ <бы> росли́ или росли́ <бы> (сослагательн.). Вариант будущ. врем. будем расти́.

Второе лицо:

  • (Ты) растёшь (наст.)/ ро́с (прошедш. муж.)/ росла́ (прош. жен.)/ (<бы> ро́с(росла́) или ро́с(росла́) <бы> (сослагательн.)/ расти́ (повелительн.). Вариант будущ. врем. будешь расти́.
  • (Вы) растёте (наст.)/ росли́ (прошедш.)/<бы> росли́ или росли́ <бы> (сослагательн.)/ расти́те (повелительн.). Вариант будущ. врем. будете расти́.

Третье лицо:

  • (Он) растёт (наст.)/ ро́с (прошедш.)/ <бы> ро́с или ро́с <бы> (сослагательн.).
  • (Она) растёт (наст.)/ росла́ (прошедш.)/ <бы> росла́ или росла́ <бы> (сослагательн.).
  • (Оно) растёт (наст.)/ росло́ (прошедш.)/ <бы> росло́ или росло́ <бы> (сослагательн.).
  • (Они) расту́т (наст.)/ росли́ (прошедш.)/ <бы> росли́ или росли́ <бы> (сослагательн.).

Действительное причастие настоящего времени расту́щий; прошедшего ро́сший. Деепричастие настоящего времени растя;́ прошедшего ро́сши. Формы будущего времени 3-го лица, а также повелительного наклонения образуются от соответствующего глагола совершенного вида «вырасти».

Значение

Значение глагола «растите» во всех формах остаётся исходным – увеличиваться по какому-либо качеству (признаку, параметру, фактору):

  1. Вещественному (физическому) – размеру (величине), количеству, внешнему виду, внутреннему строению: «Растите детей, не подавляя их личности, но и не позволяя своевольничать».
  2. Нравственному, культурному, духовному: «Растите гармонично, и жизнь сложится». Частичные синонимы «воспитывайтесь», «самосовершенствуйтесь».
  3. Профессиональному, интеллектуальному: «Хотите вырасти в мастерстве – растите в смекалке» Частичный синоним «совершенствуйтесь».

Примечание к п. 1: если за глаголом следует прилагательное, его необходимо склонять по родам, числам и падежам согласно спряжению глагола. Например, написать или сказать «растите большие и сильные» будет неправильно, так как здесь глагол употреблен в повелительном наклонении. Значит, прилагательное нужно поставить в творительный падеж («растите большими и сильными»), вот так теперь все значимые слова предполагают, что с субъектом высказывания что-то делают – велят ему, заставляют, побуждают.

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Правописание этих слов надо знать:

Проверить еще слово:

Баку, 14 декабря, АЗЕРТАДЖ

Первый заместитель генерального директора российского информационного агентства ТАСС Михаил Гусман в эфире телеканала CBC поделился воспоминаниями об общенациональном лидере Гейдаре Алиеве, рассказал о его вкладе в развитие Азербайджана как в советское время, так и в годы независимости. АЗЕРТАДЖ представляет полный текст интервью Михаила Гусмана ведущему передачи «Актуально сегодня» Санану Рзаеву.

Ведущий: Гость сегодняшнего выпуска — первый заместитель генерального директора ТАСС Михаил Гусман. Михаил Соломонович, здравствуйте. Добро пожаловать к нам в эфир.

Михаил Гусман: Добрый вечер.

Ведущий: Михаил Соломонович, прежде чем мы перейдем к основной теме нашего разговора, я напоминаю нашим зрителям, что мы находимся в эфире не только телеканала CBC, но и радио CBC FM. Что касается темы нашего разговора, сегодня мы будем говорить об общенациональном лидере азербайджанского народа, государственном деятеле Гейдара Алиеве, роль которого в истории Азербайджана трудно переоценить. Именно поэтому его называют архитектором современного Азербайджанского государства. Дело в том, что сегодня, 12 декабря, мы вместе с вашей помощью попытаемся взглянуть на его жизненный путь. Ваше мнение, я особо хочу подчеркнуть, для нас важно в том числе потому, что вы лично знали его. Михаил Соломонович, и в этом году, и в прошлом году к дате 12 декабря мы подходим с некоторой мыслью о том, что многое из того, что Гейдар Алиев планировал для Азербайджана, желал для Азербайджана, задумывал для Азербайджана, реализовалось по итогам Отечественной войны 2020 года. Я бы хотел узнать Ваше мнение по этому поводу.

Михаил Гусман: Вы знаете, я бы, с вашего разрешения, начал бы чуть с другого. 12 декабря относится к тем датам, которые остаются навсегда. Это — день памяти Гейдара Алиевича. И этот день будет всегда отзываться в сердцах не только ныне живущих, но и всех будущих поколений. Две даты его жизни — день рождения — 10 мая, уход из жизни — 12 декабря — будут в памяти людей всегда. Между 10 мая 1923 года, когда он родился, и датой его ухода прошла невероятная по своей мощи, насыщенности, я бы сказал, величию жизнь. То, что удалось сделать Гейдару Алиевичу в современной истории, всемирной истории, по-своему беспримерно. Взять период его работы во главе советской еще Азербайджанской Республики, когда именно Азербайджан стал той республикой, на которую стремились походить, которая была впереди практически всех остальных. Ведь я не зря часто вспоминаю слова, сказанные тогдашним советским лидером Леонидом Ильичом Брежневым, которые относились к моей родной республике, в период, когда ее возглавлял Гейдар Алиевич, — «Широко шагает Азербайджан». Эта фраза, естественно, тогда облетела весь Советский Союз. Но вдумайтесь, Леонид Ильич эту фразу сказал очень осознанно, и это была не просто красивая фраза, это была дань величию того подвига, который совершила республика, прямо скажем, в сравнении со всеми остальными республиками. Это особенно важно. Потому что Брежнев, до того как стал генеральным секретарем, работал и на Украине, и в Казахстане, и в Молдавии, и все эти республики стремились к тому, чтобы лидер Советского Союза о них смог сказать то, что сказал об Азербайджане.

Я как человек, который рос, мужал в те годы, не могу вам передать словами, как мы гордились своей республикой, как мы бы гордились тем, чего она достигла. Практически ежегодно Азербайджан награждался высокими наградами государства – красными знаменами, орденами. Сейчас это звучит не очень понятно современному поколению. Но факт остается фактом. Благодаря руководству Гейдара Алиевича Азербайджан сумел тогда достичь невероятных высот во всех направлениях развития советской республики Азербайджан. Это касалось и экономики, и культуры, и общественно-политической жизни, и науки, и всего, что, собственно, составляло и наполняло жизнь страны.

Следующий этап жизни Гейдара Алиевича связан с работой уже в Москве, в составе высшего политического органа страны — Политбюро ЦК КПСС. На его плечи как первого заместителя председателя Совета Министров СССР обрушилась гигантская нагрузка общесоюзного масштаба. Опять-таки для современного молодого поколения может даже сложно представить, какой сложный, огромный, многофакторный, многоуровневый страной был Советский Союз с его очень серьезной мощной экономикой. И вот те направления, которые вел Гейдар Алиевич, сразу стали очень заметны. Могу привести конкретный пример: даже то современное здание штаб-квартиры моего родного агентства ТАСС, которое сегодня украшает Москву, было построено при поддержке Гейдара Алиевича. Я это хорошо знаю, потому что там скрестилось много копий. Это здание в самом центре Москвы имеет особую архитектуру, вокруг него было много дискуссий, оно было очень авангардным для того времени. Именно позиция Гейдара Алиевича, поддержавшего архитекторов этого здания, сыграла решающую роль. Потом они много раз об этом говорили с благодарностью. Кстати сказать, я говорил с очень многими людьми и раньше, сейчас их все меньше и меньше, к сожалению, в живых, тех, кто работал непосредственно в московской команде Гейдара Алиевича — его советники, помощники, его рабочий аппарат. Вы себе не можете представить с каким уважением, с какой благодарной памятью вспоминают эти люди, с одной стороны, потрясающие человеческие качества Гейдара Алиевича, его внимание к самым рядовым сотрудникам, а с другой стороны, — в Азербайджане это хорошо знали, в Москве это узнали тогда, когда он перешел туда работать — его жесткость, требовательность, абсолютную принципиальность и бескомпромиссность при решении важнейших задач. Хочу вспомнить его поездку на знаменитую комсомольскую молодежную стройку. Именно приезд Гейдара Алиевича, его встречу с рабочими, со строителями, инженерами, простыми ребятами-комсомольцами, которые в тайге участвовали в этой стройке века, возводили магистраль, по сей день вспоминают участники той встречи. Причем вспоминают с таким внутренним волнением. Потому что он дал мощный импульс их жизни, их работе.

Или с другой стороны, когда случилась подзабытая трагическая история с затонувшим кораблем, где погибло очень много людей в результате столкновения двух судов. Именно Гейдара Алиевич возглавил правительственную комиссию, которая должна была разобраться в случившемся, принять необходимые меры по оказанию помощи семьям пострадавших. Надо сказать, что опять-таки люди воспоминают о том, как в те трагические дни Гейдара Алиевич прежде всего сконцентрировался на том, чтобы помочь семьям пострадавших, людям, которые потеряли своих близких, о том, какие были приняты жесткие меры в отношении виновников происшествия. Все это связано с именем Гейдара Алиевича. Может быть, проживи Юрий Владимирович Андропов еще хотя бы год или даже меньше, то я не сомневаюсь, что у Гейдара Алиевича была, несомненно, ближайшая перспектива стать главой советского правительства, то есть стать на тот момент вторым человеком в советском государстве. Я лично думаю, что это было бы обязательно, если бы не уход из жизни Андропова и изменения в верхнем эшелоне власти.

Все знают трагический для страны и драматический для жизни Гейдара Алиевича период, когда он был несправедливо снят со своих постов, несправедливо выведен из высшего политического руководства страны. Его опыт, знания, выдающийся ум, невероятный потенциал, к сожалению, были на тот момент не востребованы, что, на мой взгляд, несомненно, отразилось на судьбе страны. Более того, я убежден и уверен, что окажись еще Гейдар Алиевич в составе Политбюро, руководства страны, то, может быть, и Советский Союз не распался. Он не позволил бы так развернуться сепаратистам Нагорного Карабаха, чье сепаратистское движение привело к распаду Советского Союза. Это мое убеждение. Гейдар Алиевич этого точно не допустил бы. Если мы вспомним период, когда народ Азербайджана, измученный войной, той ситуацией, в которой оказалась страна, — она была раздираема на части, находилась в экономическом упадке, — призвал Гейдара Алиевича вернуться в республику, а потом и возглавить новую Азербайджанскую Республику – это, с одной стороны, продемонстрировало мудрость азербайджанского народа, его понимание того, что именно в личности Гейдара Алиева спасение и будущее страны, которое он мог заложить всей мощью своего политического таланта и человеческого дарования. Так и случилось. Гейдару Алиевичу удалось остановить сползание Азербайджана в катастрофу, предотвратить распад страны, заложить в результате своей деятельности в качестве Президента фундамент независимого Азербайджана. Его дело продолжил Президент Азербайджана Ильхам Гейдарович Алиев. Мы с полным правом обязаны называть общенационального лидера Азербайджана Гейдара Алиева спасителем современного Азербайджана, а нынешнего Президента Ильхама Гейдаровича Алиева — строителем современного Азербайджана.

Ведущий: Михаил Соломонович, вы сказали о здании ТАСС. Должен сказать, что даже после — уже в период независимого Азербайджана — Гейдар Алиев, приезжая в Москву, в этом здании был, давал там большие пресс-конференции. Насколько я помню, Вы модерировали эти пресс-конференции. Я бы хотел, пользуясь случаем, узнать, как его встречала публика, аудитория, какие впечатления были у журналистов после такого общения?

Михаил Гусман: Когда Гейдар Алиевич был в отставке, я как-то совершенно случайно пришел на концерт в Театр эстрады на творческий вечер народного артиста — тогда еще не народного и даже не заслуженного, но, тем не менее, очень популярного — Геннадия Хазанова, И там, на концерте был Гейдар Алиевич — просто как зритель, приехал на «Москвиче», которым управлял многолетний начальник его охраны, ушедший из жизни Александр Иванов. Он сидел в зале как простой зритель. Вышел Геннадий Хазанов, начиная свой концерт, он увидел в зале Гейдара Алиевича и со сцены в микрофон поприветствовал его. Это — нестандартная ситуация, Хазанова никто об этом не просил. С другой стороны, он приветствует не какого-то на тот момент большого государственного лидера, а человека, который был тогда на пенсии. Когда он произнес слова приветствия и благодарности Гейдару Алиевичу, зал Театра эстрады разразился бурными, продолжительными аплодисментами. Меня это обрадовало и даже поразило. Потому люди, несмотря на то, что это было в Москве, не в Азербайджане, воздавали должное человеку, зная о его вкладе в развитие страны. Я очень горд и рад тому, что во время своего первого официального визита в качестве Президента Гейдар Алиевич пришел в агентство ТАСС и дал большую пресс-конференцию, которую я имел честь вести. Мы в Азербайджане знали о блистательном даре Гейдара Алиевича, его умении аргументированно и убедительно ответить на любой вопрос, масштабе его подготовки к любому вопросу. Но не все московские журналисты, мои коллеги это знали и понимали, они были поражены той степенью умения вести дискуссию, диалог, которое им показал Гейдар Алиевич.

Потом была важнейшая для моей памяти встреча Гейдара Алиевича уже в другой его приезд. У нас в ТАСС есть клуб главных редакторов. Это — встречи за обеденным столом, в открытом формате с точки зрения свободы дискуссии, собираются только первые лица ведущих российских средств массовой информации — крупнейших телеканалов, газет, журналов, радиостанций. Сам разговор называется «не для публикации». Это откровенная, прямая беседа. Прошло два десятка лет, по сей день те мои коллеги, которые до сих пор работают руководителями этих самых медиа изданий, вспоминают эту встречу. На той же встрече Гейдар Алиевич пригласил моих коллег, руководителей СМИ приехать в Азербайджан. Была организована поездка в Баку. Гейдар Алиевич принимал нас. Это был просто поражающий своей откровенностью, мудростью и взглядом вперед разговор, который вел Гейдар Алиевич. Я должен с абсолютной убежденностью сказать, что все предначертания, видения пошагово реализовались, прежде всего, потому, что этим путем и с верностью этим заветам ведет страну Президент Ильхам Алиев.

Ведущий: Михаил Соломонович, я хотел бы коснуться уже непосредственно вашего интервью, которое вы давали касательно своей передачи «Формула власти». Вы рассказывали о своих респондентах, главах государств, как эти разговоры складывались. У вас был такой момент, вы говорили о типажах политиков. Например, был разговор о том, что есть политики, которые стараются во всем оставаться политиками, во всем быть политиками. Я имею в виду не так, чтобы приходить и уходить в политику, а постоянно держать в голове, отвечая на любой вопрос, некий рейтинг — а что думает избиратель? Даже в очень простых вопросах старается держать постоянно в голове это. Я в этом смысле хотел бы, чтобы вы нам рассказали именно о своем опыте общения c Гейдаром Алиевым. Какие наиболее запоминающиеся моменты были, к какому типу политиков он принадлежал по вашему мнению?

Михаил Гусман: О Гейдаре Алиевиче говорить короткими фразами, небольшими эскизными замечаниями просто невозможно. Я абсолютно в этом убежден. Гейдар Алиевич был политик милостью Божьей. Причем масштаб его политического дарования, глубина его политической мысли были глобальными. Бывают такие ситуации, случаи, когда политик не дотягивает до масштаба страны, которой волею судьбы ему выпадает руководить. Бывает, но крайне редко. Бывают ситуации, когда масштаб политика больше даже чем страна, которую он возглавляет. На мой взгляд, масштаб великого политика Гейдара Алиевича был крупнее, чем даже наша с вами Родина – Азербайджан как государство. Он вполне мог возглавлять правительство такой великой и огромной страны как Советский Союз, и, безусловно, если это выпало бы ему судьбой, он справился бы с этим блестяще. Второе необходимое политику качество — это стратегическое, масштабное мышление, а он им обладал в полной мере. Он видел далеко за горизонтом, прекрасно понимал развитие событий — некоторые даже не начинали происходить, но он уже понимал, что к этому все подходит. У него была компьютерная память. Многие поражались и говорили, что он помнит все. Он помнил мельчайшие детали вещей, которые происходили многие годы назад. Он всегда был не просто адекватен, а в высшей степени ассоциирован с тем временем, в котором он проживал, будь это советский период или период современного Азербайджана. Он был абсолютно всегда политиком во времени. Он не только не отставал от времени, а в чем-то всегда опережал время — и в своих решениях, и в своих подходах, и в своих инициативах. Это все — качества великого политика. О Гейдаре Алиевиче написано много книг, статей, но я лично еще не видел книги, достойно описавшей и проанализировавшей весь масштаб личности этого человека. Много правильных, хороших, точных, уважительных слов, но, поверьте мне, такого масштаба политик, как Гейдар Алиев, его политическое наследие, его политическая сущность еще долгие годы будут изучаться, и еще больше и больше будут искать и находить новые грани его политического таланта.

Ведущий: Михаил Соломонович, вы вспомнили те годы, когда Гейдар Алиев был в Москве, но не был уже во власти. Потом период, когда он возвращается в Азербайджан. Дело в том, что когда он уже был Президентом Азербайджана, ему задали вопрос, предполагал ли он, когда уже уходил с высоких должностей в Москве, что вернется в политику. Его ответ был следующим: не предполагал, и не потому, что не верил, что это возможно, а потому, что не хотел. Я просто хотел бы ваше мнение в этой связи узнать. Тогда, когда вы рассказали по поводу театра и т.д., какие у вас были ощущения: вернется ли он в большую политику? Как вы видели это?

Михаил Гусман: По сложившимся правилам советских лет, политики, которых отправляли в отставку, практически никогда не возвращались в большую политику. Так работала политическая система того времени и той страны. Конечно, именно то, что случилось в результате распада Советского Союза, то, что Азербайджан получил независимость, предопределило возвращение Гейдара Алиевича, и я в данном случае считаю, что в этом контексте оно было неизбежным. Потому что рано или поздно народ бы понял, почувствовал и в любом случае обратился к Гейдару Алиевичу и призвал бы его вернуться в страну и ее возглавить.

Я имел честь брать интервью у Гейдара Алиевича. Это был далекий 2001 год. Я попросил у него полчаса времени на интервью для своей программы «Формула власти». Она только начала выходить. Ее формат был и остается неизменным — 26 минут. Я просил у него полчаса для беседы. К моему счастью, он дал согласие. Я приехал тогда в Баку из Москвы. Можете представить, что это такое для меня, человека, который комсомольцем рос в Баку, когда Гейдар Алиевич возглавлял республику. Я невероятно волновался, готовился и тут случилось невероятное. Не знаю, что произошло в тот день в душе у Гейдара Алиевича, как наш разговор в этом плане на него повлиял, но мы разговаривали более двух часов. Он даже прервался в середине, — а все это было на камеру, — и сказал: «Ты просил у меня полчаса, а мы уже второй час с тобой разговариваем». И опять пошел разговор. Это был исповедальный, аналитический разговор. Он вспоминал очень многие эпизоды, которые никогда до этого не звучали. В первый раз, когда ему предложили или намекнули на то, что есть виды, чтобы он возглавил республику, он от этого отказался. Это было в кабинете Андропова. Он собирался продолжить свою государственную, политическую деятельность в том направлении, в котором он был на тот момент. Он возглавлял тогда Комитет государственной безопасности Азербайджана. О чем я безумно жалею, и не только я, наверное, — это то, что Гейдар Алиевич не оставил своих мемуаров. Наверное, у него просто не было времени или желания писать дневники, которые могли стать в итоге мемуарами, а написать уже полноценную книгу просто не было времени. Потому что он до своей трагической болезни невероятно много работал, и работа над книгой потребовала бы очень много его времени. Эта книга была бы востребована во всем мире как, может быть, самые популярные мемуары политика.

Ведущий: Михаил Соломонович, заключительный вопрос. Вы немножко его предвосхитили. Он касается именно того интервью, которое вы брали. Рассказывая о нем, вы однажды сказали, что во время интервью Гейдар Алиевич вам сказал такую фразу: «То, что я сделал для Азербайджана, и после моей жизни будет оценено». Вы знаете, говоря о таких личностях и в таком временном промежутке, мы можем смотреть шире. Что вы чувствовали тогда, когда вам это было сказано, что чувствуете сегодня, когда видите эту картину? Как вы понимаете эту фразу?

Михаил Гусман: Гейдар Алиевич был человеком, который, являясь громадным политиком и государственным деятелем, отчетливо понимал масштаб того, что ему удавалось свершить. Государственные награды, которые приходили из центра, из Москвы в Азербайджан, не они ли были наилучшими свидетельствами той оценки, которую давало высшее руководство великого тогда Советского Союза деятельности Гейдара Алиевича. Он понимал это, масштаб своего участия в этой огромной победе, которую достигала республика. Он прекрасно понимал, что творит историю своей Родины, своей страны — Азербайджана. Он прекрасно понимал, что он сделал, не важно, касалось ли это какой-то новой стройки или великого нефтяного проекта, или каких-то вещей в других областях. Он прекрасно понимал, что это огромные камни, фундамент нового Азербайджана, фундамент, на котором будут строиться новые здания новой страны. Но без этого фундамента никогда бы не мог состояться Азербайджан. Он прекрасно понимал, что его деятельность – это деятельность, к которой будут обращены благодарные слова потом. Слова «То, что я сделал, будут вспоминать и после моего ухода из жизни», он мог сказать с гордостью, потому что он понимал, что именно благодаря его деятельности в качестве Президента современного Азербайджана Азербайджанское государство состоялось.

Ведущий: Несомненно. Михаил Соломонович, огромное вам спасибо, во-первых, за эти воспоминания, за эти мысли об общенациональном лидере. И, конечно, огромное спасибо, что нашли время, присоединились к нашему эфиру и ответили на наши вопросы. Спасибо.

Михаил Гусман: Всего доброго. Спасибо.

AZERTAG.AZ :Уникальные воспоминания Михаила Гусмана об общенациональном лидере Гейдаре Алиеве ВИДЕО

© При использовании информации гиперссылка обязательна.

При обнаружении в тексте ошибки, надо ее выделить, нажав на клавиши ctrl + enter, и отправить нам

Некрасов «лиру посвятил народу своему»
Портрет Николая Некрасова. Худ. Н.Н. Ге. 1872 г.

Бродяга и картёжник

Николай Алексеевич родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в городе Немиров, Подольской губернии, в дворянской семье. Детство прошло в селе Грешневе (Ярославская губерния), родовом гнезде отца, помещика Алексея Некрасова. В прошлом военный, Алексей Некрасов был связан с декабристами. Мальчик рос в большой семье (13 братьев и сестер) с отцом-тираном. Большое влияние на сына и его творчество оказала его мать Елена Андреевна Закревская. Образ матери – главный положительный персонаж поэтического мира Некрасова.

В 1832–1837 гг. учился в Ярославской гимназии, но не завершил обучение. Учился плохо, не ладил с начальством. Начал писать стихи, в том числе и сатирического толка. Отец забрал его из пятого класса. Мечтая о военной карьере для сына, Алексей Некрасов хотел отдать его в Дворянский полк. Но, нарушив волю отца, Николай решил поступить в Петербургский университет. Экзамена не выдержал и стал вольным слушателем на филологическом факультете.

Отец лишил сына материальной поддержки, и Николай несколько лет жил как бродяга. Пожил в ночлежках, общался с представителями дна, перебивался случайными заработками. Но быстро научился зарабатывать пером: писал лубочные истории и водевили, заметки и песни. С 1841 года сотрудничает в «Отечественных записках». В 1847–1866 гг. – издатель и редактор журнала «Современник», который сплотил лучших литераторов того времени. На страницах журнала публиковались Тургенев, Гончаров, Герцен, Огарёв, Островский, Салтыков-Щедрин, Чернышевский и многие другие. Некрасов ввёл в русскую литературу Фёдора Достоевского, Ивана Гончарова и Льва Толстого.

После закрытия «за вредное направление» журнала «Современник» Некрасов приобретает право на издание «Отечественных записок», с которыми были связаны последние годы его жизни. В эти годы работает над поэмой «Кому на Руси жить хорошо», создает серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники».

Сеял «разумное, доброе, вечное»

Побывав бедняком, Николай Алексеевич стал вполне обеспеченным человеком. Барином, который увлекался женщинами, картами и охотой на медведей. Несколько поколений его предков были картёжниками и проигрывали целые имения. Алексею Некрасову уже почти ничего не досталось. Его сын, в отличие от предков, научился выигрывать целые состояния.

В 1854 году поэт стал членом петербургского Английского клуба, в котором играли министры, генералы, великие князья и аристократы. Некрасов вошёл в самый узкий круг картёжников столицы. Проигрывал десятки тысяч, выигрывал – сотни тысяч. Его самый большой выигрыш – около 600 тыс. рублей. Тогда это были огромные деньги.

Не меньшим успехом Некрасов пользовался и на ниве издательства. Он всегда оставался в прибыли, что вызывало ревность и зависть коллег. Многие обвиняли его даже в мошенничестве и спекуляциях.

Конечно, главным в жизни Николая Некрасова были не карты и «бизнес», а поэзия. Начинал он с дешёвки, стихов для заработка. Первый поэтический сборник – «Мечты и звуки» (1840 год), сам хотел уничтожить. Поэт несколько лет искал свой стиль. И нашёл – на стыке поэзии и прозы, эпоса и лирики, фольклора и урбанизма. Не забывал и про революционные идеи. В народной стихии он обрёл себя.

«Народ был главным мифом его лирики, величайшею его галлюцинацией»

– писал его биограф К. Чуковский.

Талант Некрасова рос медленно и постепенно, став поистине великим.

Он сам и его произведения сохранили значимость до настоящего времени. Некрасов, знавший толк в спекуляциях и сатире, агитации и провокации, в погоне за деньгами и утехами вполне вписался бы в современный мир, став знаменитым сатириком и блогером. А его героев – чиновников, купцов, мыслителей, игроков и бродяг, легко представить и сейчас в парламенте и тюрьме, казино и ресторане, в телешоу или криминальных новостях.

Достаточно вспомнить строчки из поэмы Н.А. Некрасова «Современники»:

«Грош у новейших господ
Выше стыда и закона;
Нынче тоскует лишь тот,
Кто не украл миллиона.
Бредит Америкой Русь,
К ней тяготея сердечно…
Шуйско-Ивановский гусь –
Американец?.. Конечно!
Что ни попало – тащат,
«Наш идеал, – говорят, –
Заатлантический брат:
Бог его – тоже ведь доллар!..»

«Двойной человек»

Некрасов действительно был настоящим художником русского слова, реформатором русского стиха, крупнейшим выразителем национального сознания русского народа в переломную для него эпоху. Поэтому великий русский человек Достоевский и писал, что Некрасов как поэт «должен прямо стоять вслед за Пушкиным и Лермонтовым».

«Некрасова, как поэта, я уважаю за его горячее сочувствие к страданиям простого человека, за честное слово, которое он всегда готов замолвить за бедняка и угнетённого»,

– отмечал русский литературный критик Дмитрий Писарев.

В советской литературной иерархии «революционный демократ» Николай Некрасов занимал лидирующие позиции. Его ценили за любовь к обездоленным, народный стиль и сатиру про «князей мира сего» и лицемерный либерализм. Каждый советский школьник знал «Дедушку Мазая» и «Мороза-воеводу», корпел над поэмой «Кому на Руси жить хорошо», которую трудно понять в юности.

Однако не все современники любили и уважали Некрасова. В частности, он подвергался критике со стороны Тургенева (они долгое время дружили), Лескова, Льва Толстого, Аполлона Григорьева, Чайковского, Герцена и многих других. Его личность была двойственной.

Так, К.И. Чуковский, делавший в 1920-х годах углублённый обзор жизни и творчества Некрасова, отмечал, что поэт действительно был искренним «народником», переживал за простых людей, имел передовые демократические взгляды, но был морально слабым человеком, склонным к спекуляциям. Чуковский писал, что в современном Некрасову обществе сложилось мнение, что поэт – «первостатейный кулак, картёжник и весь сгнил от разврата с француженками».

Великий поэт иногда и сам признавался в своей двойственности. Так в 1855 году он писал Боткину:

«Во мне было всегда два человека – один официальный, вечно бьющийся с жизнью и с тёмными силами, а другой такой, каким создала меня природа».

Барин и народный поэт, гуляка и великий труженик ушёл из жизни 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года). Перед этим он тяжело болел. Врачи обнаружили у него рак кишечника – неизлечимую болезнь, которая приковала его к постели и убила.

Тема: «Единообразное написание корня в однокоренных
словах».

2 класс.

Цель урока:

Закрепить умение
находить однокоренные слова, образовывать их, выделять корень слова, писать
корень в однокоренных словах единообразно.

Задачи: Развивать универсальные
учебные действия:

Личностные: Воспитывать
внимание, аккуратность при письме.

Познавательные: Развивать
умение находить в слове корень; ознакомить с единообразным написанием корней в
однокоренных словах. Познакомить детей с понятием «орфограмма» и помочь им
глубже понять сущность орфографических трудностей русского письма. Формировать
у детей осознанность письма.

Регулятивные: Учить
ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.

Коммуникативные: Учить культурному
общению учащихся (знать правила, устанавливать контакты); сотрудничать в
различных видах деятельности (ставить цели, планировать свою деятельность).

ХОД
УРОКА:

1.
Организационный момент.

—  Ребята, у нас сегодня необычный
урок, на нашем уроке гости, поздоровайтесь с ними.

— У нас урок русского языка,
 проверьте свою готовность к уроку – на партах должны лежать учебники,
рабочие тетради, пеналы, карточки.

— Я уверена, что сегодня на уроке вы
будете активно работать, и узнаете что-то  новое. У вас будет хорошее
настроение, и со всеми трудностями мы справимся!

— Улыбнитесь друг другу и мне, садитесь,
пожалуйста!

2.Минутка чистописания. Пальчиковая
гимнастика.

Запись на доске.

Ум да разум надоумят сразу.

— Прочитайте запись на доске. Как вы
понимаете смысл этой пословицы? ( Человек грамотный и умный найдет ответ на
любой вопрос и справится с любым заданием.)

-Запишите эту пословицу в тетради,
соблюдая правила каллиграфии.

— Пусть эта пословица сегодня будет
девизом нашего урока.

3.Орфографическая
минутка. 
Работа над словарными словами. Записываем в тетрадке С.д.

-Запишите
слово по лексическому значению.

1. Дерево
с дрожащими листочками. ( осина )

2. Дерево
с белым стволом. ( берёза )

3.
Изображение чего-либо при помощи красок или карандашей. ( рисунок)

4.
Движение воздуха. ( ветер )

5. А как
сказать, чтобы он был лёгким? (ветерок )

6.
Приспособление для копки земли. (лопата )

А. — В
каком слове все согласные звонкие? (берёза)

Б. -Какое
слово начинается с гласной? (осина)

В. -В
каком слове согласных больше, чем гласных? (рисунок)

Г.-В каком
слове ударный первый слог? (ветер)

Постановка учебной проблемы

— Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, давайте попробуем
выполнить одно интересное задание.

— Давайте
вспомним, в каком из словарных слов все согласные звуки звонкие.

— В слове берёза.

 Назовите
существенные признаки дерева березы.

( лиственное
дерево с белой корой и листьями в виде сердечка)

— Запишите слово
береза, подчеркните безударную гласную, поставьте ударение 

-А как бы вы
назвали ласково березу?

( березонька,
березка)

— Как называется
гриб, который растет под березой?

( подберезовик)

— Как называется
лес, в котором растут только березы?

( березняк)

— Сравните эти
слова по значению.

( близкие по
значению)

— Сравните эти
слова по написанию.

(общая часть –
берез)

Берёза,
берёзонька, берёзка, подберёзовик, березняк.
 

— Что нужно
сделать, чтобы определить корень в слове?

Составляется
алгоритм:
 

1. Определить
значение слова.

2. Подобрать
родственные слова.

3. Найти общую
часть – корень.

ВОПРОСЫ:

— Как вы написали корни в однокоренных словах?  (одинаково)

 — Так что же мы будем выяснять сегодня на уроке? (как
пишется корень в однокоренных словах)

 Где может об этом узнать? ( у учителя, в
учебнике, …)

 Начнем с учебника. Давайте прочитаем
вопрос почемучки. В учебнике на стр. 49.

 Для того чтобы выяснить, как же пишется корень в
однокоренных словах, мы вспомним то, что уже знаем по этой теме.

— К концу урока мы выясним, насколько хорошо вы знаете тему: «Единообразное
написание корня в однокоренных словах
».

Ребята, кто помнит, как называются слова,
которые имеют общую часть и общее значение? (родственные)

— Скажите, пожалуйста,
какие слова называются родственными? (слова, которые имеют общую часть
и общее значение
). 

— Следующий вопрос: Как
вы, думаете, как называется общая часть родственных слов? (корнем)

— А как иначе называются
родственные слова, если у них есть одинаковый корень? (однокоренными) 

— Графически
корень выделяется дугой ( показ)

— Значит, сегодня
нам обязательно нужно выяснить, как пишется корень в однокоренных словах.

— Посмотрите еще
раз на задание,  которое мы выполнили. Какой вывод мы можем сделать?

Как мы
можем ответить на вопрос, как пишется корень в однокоренных словах? 

— Давайте найдем
правило в учебнике на стр. 50  и убедимся, что правильно ответили на вопрос.

— Решили мы
проблему, которую поставили в начале урока? (да).

4.     Физкультминутка

5.      Закрепление нового материала по учебнику

— Откройте учебник на стр. 49 найдите упражнение 303.

 Что вы заметили?

Сравните. Правильно ли вы ответили на вопрос Почемучки?

Выполните задание.

Спишите слова. Выделите корень и гласную в корне подчеркните
зеленой ручкой.

Как пишется корень в однокоренных словах? (одинаково)

Закрепление изученного материала (Упр. 304.)

Прочитайте. Как называются слова, которые отвечают на вопрос
что? (Имена
существительные.)

Что они обозначают? (Название предмета.)

Как называются слова, которые отвечают на вопрос какой? (Имена прилагательные.)

Что они обозначают? (Признак предмета.)

Выполните задание.

Прочитайте слова, которые вы записали. Назовите корень.

6.     Упражнение на внимание.

— Сейчас я
прочитаю вам стихотворение. Вы его внимательно послушайте и найдите
однокоренные слова к слову СНЕГ.

Проплясали
по
снегам                                                                                                                                                   
                  Снежные
метели.                                                                                                                                                                      
Снегири снеговикам песню просвистели.                                                                                                                                                У
заснеженной
реки,                                                                                                               
                                                               В снежном
переулке                                                                                                                                                                 
Звонко носятся
снежки,                                                                                                                                                             
Режут лед
снегурки.                                                                                                                                                               А
вокруг в снега
одет                                                                                                                                                 
                      Весь простор
безбрежный.                                                                                                                                                          
Чем не сказка белый свет-                                                                                                                                                            Снежный,
снежный, снежный.

— Какие
однокоренные слова вы услышали в стихотворении? Давайте их запишем. Выделим в
них корень. Докажите, что эти слова являются однокоренными к слову снег.


Прочитайте только корень –снег.. Вам понятно значение этого слова?


Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слов?
Какой вывод отсюда следует?

Вывод: В корне заключен смысл
слова. Это главная часть слова. От него “растут” другие слова.

7.     Закрепление. Работа в парах.

— Сейчас
вы будете работать в парах.

— Какие
правила работы в парах вам известны?

Прочитайте
цепочку слов. Найдите лишнее. Выделите корень в однокоренных словах.

1.     Час, часок, часовщик, часть

2.     Нос, носильщик, носик, носатый.

3.     Морозный, холодный, мороз, морозить.

4.     Вода, водный, водичка, водить.

5.     Смелый, храбрый, смелость, смельчак.

6.     Соринка, сор, сорвал, насорил.

  VII.
Итог урока


   Как пишутся корни в
однокоренных словах?

 
Ребята, у вас на партах лежат  прямоугольники. Если урок вам понравился,
нарисуйте на них смайлик с  улыбкой, дуга вверх. Если вы остались равнодушны к
уроку и он вам не принес никаких знаний, то смайлик с черточкой. Ну, а если вам
урок совсем не понравился, рисуем печального смайлика– дуга вниз.

— Поднимите свои листочки и покажите их своим одноклассникам и
гостям.

 Домашнее
задание
Упр. 305, выучить правило

  • По латыни как пишется через дефис или нет
  • По латыни реланиум как пишется
  • По латыни как пишется метоклопрамид
  • По ласкать как пишется
  • По крайней мере как пишется запятая