У короля Додона были три дочери. Приехал к ним свататься Иван-царевич: у него были по колено ноги в серебре, по локоть руки в золоте, во лбу красно солнышко, на затылке светел месяц. Стал он сватать у короля Додона дочек:
— Я, — говорит, — ту возьму, которая в трех брюхах родит семь молодцев — таких, как я сам, чтоб по колено ноги были в серебре, но локоть руки в золоте, во лбу красно солнышко, на затылке светел месяц.
Выскочила меньшая дочь Марья Додоновна и говорит:
— Я рожу в трех брюхах семь молодцев еще лучше тебя!
Полюбилась эта речь Ивану-царевичу, взял он Марью-царевну за себя замуж. Прошло несколько времени, стала она беременна, а Иван-царевич собирается на службу ехать.
— Как же ты меня одну покидаешь?
— Я пошлю за твоей сестрой.
Привезли сестру; он и уехал.
Немного спустя родила Марья-царевна трех молодцев: по колено ноги в серебре, по локоть руки в золоте, во лбу красно солнышко, на затылке светел месяц. На ее бессчастье и сука ощенилась в ту ж пору. Сестра взяла сыновей Марьи Додоновны и забросила на остров, а как приехал Иван-царевич, она принесла ему трех щенков и говорит:
— Вот твоя хвастунья трех щенков принесла!
Иван-царевич отвечал:
— Ну, пусть до другого брюха!
В другой раз Марья Додоновна сделалась беременна; опять Иван-царевич уехал на службу. Жена без него родила еще трех молодцев; на ее бессчастье и сука ощенилася. Сестра взяла детей, не показала матери и забросила на тот же остров. Иван-царевич приехал домой, она и говорит ему:
— Вот твоя хвастунья опять трех щенков принесла!
— Пусть до третьего брюха, — сказал царевич.
В третий раз сделалась Марья Додоновна беременна; опять Иван-царевич уехал на службу. Она родила одного мальчика; на ее бессчастье и сука ощенилася. Марья Додоновна не показала никому этого ребенка, спрятала его за пазуху; сестра пристает:
— Если не покажешь этого ребенка, я тебя удушу!
Нет, не показала. Приехал Иван-царевич, сестра тащит ему щенка и говорит:
— Вот твоя хвастунья опять щенка принесла!
Иван-царевич заковал свою жену в бочку и пустил на сине море. Она плавала, плавала по морю, а ребеночек растет все больше да больше, начал уж и говорить.
— Матушка! Позволь мне протянуться.
— Нет, душечка! Еще бочка не шарахтит (трется), глубь под нею, пожалуй, утонем!
Бочка все дале, дале, к берегу ближе, ближе, стала шарахтить со дну.
— Ну, матушка! Теперь мы на мель попали, можно мне протянуться?
— Теперь протянись!
Он протянулся — обручи все лопнули.
Вышли они из бочки на остров; ходят по острову да дороги ищут, куда идти. Шли-шли, нашли тропочку; пустились по этой тропочке, шли-шли, нашли дом. Входят в дом, глядь туда-сюда — лежат на стульях рубашечки ношеные, немытые. Марья Додоновна взяла эти рубашечки, перестирала, переполоскала, пересушила, перекатала и в передний угол уклала. И посуда на столе стоит немытая; как покушано — не прибрано. Она и посуду перемыла, перетерла, пол подмела; везде чисто стало. Потом говорит сыну:
— Кто-то сюда идет; пойдем, за печку спрячемся.
Спрятались за печку, постояли немножко и видят, что вошли в горницу шесть человек, вошли и обрадовались, что все в доме вымыто и убрано.
— Кто таков мыл-убирал у нас? Покажись! — говорят молодцы. — Если ты красная девица — будешь нам родная сестра, а если ты в полвека молодица — будешь нам родная матушка!
Марья Додоновна вышла из-за печки; шесть молодцев бросились к ней на шею и говорили таково слово:
— Будь же ты нам родимая матушка!
Стали они все вместе жить, стали ее расспрашивать:
— Откуда явилась ты к нам, родимая матушка?
Отвечала она:
— Была я замужем за Иваном-царевичем, родила в первом брюхе трех мальчиков — по колено ноги в серебре, по локоть руки в золоте, во лбу красно солнышко, на затылке светел месяц. Сестра захватила их, куда-то спровадила, а мужу сказала:
— Вот твоя хвастунья трех щенков принесла!
Иван-царевич не тронул меня до второго брюха; опять родила я трех мальчиков, опять сестра их спровадила, а мужу трех щенков показала. Иван-царевич не тронул меня до третьего брюха. В третий раз родила я одного мальчика и спрятала его за пазуху; сестра побежала к мужу.
— Твоя, говорит, хвастунья опять щенка принесла!
Он заковал меня с сыном в бочку и пустил на сине море. Долго мы плавали; сынок мой вырос, протянулся — бочка лопнула; мы вышли на этот остров и попали к вам в дом. А вы, мои детушки, где родилися-воспиталися?
— Где родились, мы и сами не ведаем; а выросли на этом острове, нас львица своим молоком выпоила.
Тут сняли молодцы свои шапочки, глядит Марья Додоновна, а у них у всех на лбу красно солнышко, на затылке светел месяц.
— Ах, мои милые детушки! Видно, вы мои рожоные! — сказала Марья-царевна и упала с радости замертво. Взяли они ее, подняли, оттерли — и она ожила.
— Мама! Благослови нас в путь-дорогу батюшку искать.
— Бог вас благослови!
Пошли они все семеро, добрались до того царства, где Иван-царевич жил, и спросили про него. Их тотчас впустили во дворец; молодцы понадвинули себе на лбы шапочки, вошли к Ивану-царевичу и говорят:
— Не угодно ли послушать историйку?
— Хорошо, сказывайте; я люблю историйки.
Они и рассказали, как забросила их злая тетка на остров, как они выросли и мать нашли; потом сняли шапочки. Иван-царевич увидал, что у них по колено ноги в серебре, по локоть руки в золоте, во лбу красно солнышко, на затылке светел месяц, признал их за своих детей; не мешкая, послал гонцов за женою; а ехидную тетку привязал к жеребцу за хвост и приударил того жеребца плетью: он полетел стрелою в чистое поле и размыкал ее по кустам, по оврагам. Марья Додоновна воротилась к мужу, и стали они жить-поживать да добра наживать.
- Сочинения
- Русский язык
- Сказочный образ Царевны-лебедь
Волшебный образ Царевны — лебеди написан знаменитым Пушкиным. Это сказочное видение девицы, способной менять свой облик от белого лебедя до прекрасной девы.
Мечта каждого мужчины: с длинной косой, стройная, с правильными чертами лица, главное царевна, покоряет молодого Гвидона. В ней собраны все положительные качества: кротость, покорность, исполнительность и соблюдение норм приличия. Она держит данное слово, не спорит, не ругается, показывает своё истинное лицо, только после просьбы Царевича.
В ней сочетаются все самые лучшие царские качества: красота, спокойствие, умение правильно мыслить и действовать в разнообразных ситуациях. Она наделена волшебным умением превращать по желанию, например, в разных насекомых. Всю сказку постоянно даёт советы и утешает своего спасителя. Смиренно плавает по морю. Помогает в оформлении дворца, привлечении сказочных объектов, чтобы приплыл царь — отец. По её магическому волшебству появляется белка с хрустальным дворцом, разгрызающая скорлупу орехов из золота. Внутри содержатся изумруды. В охрану достаются тридцать три богатыря, постоянно выходящие из морских вод. И в итоге наша героиня приобретает статус жены Царевича.
Стремление девушки отблагодарить спасителя, можно заметить и в речи, и в поступках. Потратив единственную стрелу, наш Царевич получает «палочку — выручалочку» решающую любые проблемы.
В пушкинской сказке снова побеждает добро. И Царевна, спасённая из когтей злого колдуна, выходит замуж за смелого юношу. Правила все соблюдены: царская кровь не пострадала, матушка и отец одобрили выбор.
Наконец благодаря помощи происходит встреча царя и матери Гвидона. Обман прислужниц становится заметным. Правда торжествует и через многие годы всё меняется. Царская семья восстановлена, волшебные свойства героини, смекалка, ум решают все проблемы и помогают преодолеть разнообразные ситуации.
Мне нравиться нежная, очаровательная героиня! Она всегда может подобрать нужное слово, утешить и разрешить любые проблемы в том числе и личного характера.
Также есть сочинение по картине Врубеля Царевна-Лебедь
Сказочный образ Царевны-лебедь
Прекрасная Царевна-лебедь предстает во всей красе на страницах произведения русского писателя и поэта А. С. Пушкина: «Сказка о царе Салтане». Она одна из ключевых персонажей. Красивая и добрая птица оказывается статной девушкой, которую спасает Гвидон от неминуемой смерти в лапах Коршуна-чародея.
Царевна собрала в себе главные характеристики настоящей русской женщины. Ведь она благодарна, немногословна, оказывает поддержку и всегда приходит на выручку. Благодарность раскрывается в постоянной помощи молодому Гвидону. Она трижды превращала его в маленькое насекомое (комар, муха, пчела), для того, чтобы он смог увидеть своего отца. Лебедь не упрекала князя даже тогда, когда он злился и кусал злых теток.
Когда Гвидон кручинился, Царевна-лебедь его утешала и выполняла самые необычные желания. Сначала было внезапное возникновение целого города, который волшебная птица подарила ему за то, что он не пожалел последнюю стрелу на спасение птицы, потом неожиданное появление волшебной белки в хрустальном домике, о котором рассказывала тетка отцу Гвидона, дальше были приглашены 33 богатыря вместе с Черномором для охраны территории правления князя Гвидона, тоже из-за рассказа царю Салтану. Но самое необычное желание сначала было оспорено гордой птицей. Ведь молодой князь решил женится на чудной девушке, которую никогда не видел. Это переросло в небольшой конфликт.
Когда же лебедь преобразилась в прекрасную царевну, Гвидон в первый же миг полюбил ее всем сердцем. Царевна ответила взаимностью. На назначенную свадьбу был приглашен и сам царь Салтан, отец князя Гвидона. И хотя дважды он отказывался от посещения чудо-острова, на этот раз он решил плыть. Именно тогда царская семья восстановилась.
Благодаря сказочной деве, которая была заколдована злым колдуном, отец и сын нашли друг друга. Виновные в разлуке были наказаны. Сама же царевна нашла свое счастье рядом с князем Гвидоном. В образе царевны спрятан огромный смысл, ведь если ты всей душой к кому-то, то и к тебе всем сердцем.
Описание картины «Царевна-Лебедь»
Мистичность М. Врубеля давно уже общепринятый факт, учитывая всех его демонов. Художника словно притягивали потусторонние силы. Не стали исключением и сказки, причем не народные, а литературные.
Он создавал их зыбкий, фантастический и не всякому понятный мир. Истоки этого – в образовании живописца. Он увлекался музыкой, театром и оперой. После знакомства с Надеждой Забелой он открыл для себя мир театральных декораций и эскизов сценических костюмов для жены. Они поражали публику и критиков настолько, что они ожидали не столько премьеры спектакля, сколько приходили воочию увидеть костюмы оперной певицы.
Супруга стала музой для портретов, а Врубель был влюблен в ее голос, в создаваемый женщиной образ, в то, что так услужливо подсказывало воображение. В 1900 году композитор Н. Римский-Корсаков презентовал московской публике оперу «Царевна-Лебедь».
Врубель трудился над эскизами костюмов для актеров, а Надежда Забела исполнила партию Царевны. Сам художник, как известо, боготворил жену и жил для нее, посещал все репетиции, ночами сидел над декорациями и костюмами, и бесчисленное количество раз рисовал. Вдохновленный музыкой и красотой сказочной героини, мастер создал картину «Царевна-Лебедь», прообразом для которой и послужила супруга.
Картина поражает своей статичностью. Вы не увидите здесь живой игры светотеней, вы лишь ощутите неясную тревогу. Замершая вода и неживые огни дальнего города, огромные глаза бледнокожей девушки навеивают воспоминания о тех таинственных и роковых женщинах, из-за которых мужчины не спят ночами и бросают семьи.
Если проводить параллель между демонами и Царевной-Лебедью, многие с уверенностью скажут, что она – демоница. Согласно опере и сказке, эта девушка помогает Гвидону. Но перед знатоками культуры невольно встает вопрос: «Почему ее хотел убить коршун?». Она была волшебницей, чародейкой, то есть, имела прямую связь с потусторонним миром. А еще не зритель, не читатель не знает, откуда появилась эта незнакомка в кристально белых одеждах и роскошном кокошнике. Точно известно происхождение всех героев пушкинской сказки, а она лишь «… поверх текучих вод <�…> плывет».
Вторая ассоциация – Афродита, рожденная из вод и строчка из цветаевского «я – бренная пена морская». Царевна-Лебедь появилась из моря, в котором, согласно перечню мифов и легенд жили прекрасные девы с чарующим голосом и бездонными глазами, а чтобы выбраться из пучины, они превращались в прекрасных белых птиц.
Очи врубелевской героини – отдельный разговор. Они приковывают к себе и не отпускают, они похожи на взгляд существа из другой вселенной. Они страшны и одновременно загадочны, причем загадка эта настолько дикая и первозданная, что просто не подлежит объяснению.
Девушку, изображенную на картине, довольно сложно назвать красивой по стандартным канонам. Но в ее бледной коже, темных волосах и хрупких длинных пальцах определенно есть магия и притягательность для сильного пола. Князь Гвидон перед Лебедью не устоял.
Загадочная царевна занимает всю композицию картины. Ее наряд – белый с оттенками серебра, настолько легкими, что они почти незаметны. Причем цвет платья и крыльев не мягкий и жизнерадостный, а кристаллический с оттенками голубого – такой поразительно холодный и неживой, что вы невольно задумаетесь о Снежной Королеве.
На заднем плане полотна по левую сторону – огни чудо-острова. Волны бьются о его скалы, словно заманивая к себе. Невозможно разглядеть дома и княжеский замок, поскольку на картине лишь блики красного, оранжевого и желтого – единственные светлые пятна во всей композиции. Они символизируют жизнь, а еще – страсть, которую скрывает взгляд Царевны. Остров омывают воды глубокого синего моря, настолько темного, что кажется, будто оно вот-вот «закипит, поднимет вой», слившись с темно-синим, багровым и мрачным небом. Узенькая полоска света вдали словно говорит о том, что есть в облике Лебеди нечто человеческое – она смогла полюбить.
Весь задний план холста наполнен сгущающимися сумерками. Это прощание ночи и дня, самое таинственное время суток. Сумеречная темнота накрывает чудный остров, морскую гладь и саму Царевну. Начинается та самая загадка – превращение. Вы видите лебединые белоснежные крылья, которые через долю секунды станут морской пеной, а само превращение кажется бесконечным.
Реальность картины Врубеля настолько искажена, что создается впечатление, будто некие демонические силы остановили время. В первую очередь, это проявляется в одежде Лебеди. Роскошный кокошник, украшенный замысловатыми узорами, белыми и голубыми камнями – все сияет, подобно языческим украшениям. Платье демонической красавицы – белое, цвета невинности и чистоты, а еще – бесконечности и холода, чем-то напоминает свадебный наряд. Возможно, художник передал тот миг, когда Царевна должна была явить себя Гвидону.
Поэтому мистическая девушка к зрителю не приближается, она уходит от него навстречу своему счастью, подобно блоковской незнакомке. Она смотрит на вас вполоборота, словно предупреждая, что демонов усмирить дано не каждому.
Картина выполнена в любимой технике живописца – все те же четкие черты лица, конечностей и деталей, игра теней, придающая им объем, а в остальном – грубые мазки мастихином, подчищенные ножом.
Говорят, Врубель сошел с ума, рисуя демонов. Уж не была ли Царевна-Лебедь одной из них? Критики, историки искусства, да и потомки самого художника ищут ответ на этот вопрос и не находят его и по сегодняшний день.
Говорят, что арт-терапия – изобретение Врубеля. Рисуя своих демонов и демониц, он мог контролировать свою шаткую психику. Психиатры, исследовавшие картины художника, пришли к выводу, что в его состоянии бывали улучшения, когда он рисовал и вспышки, когда он только задумывал картину.
Говорят, художник, верный жене, был соблазнен. И это правда. Его соблазнила та неведомая и ускользающая, мистическая и опасная сила искусства, которую он лишь на миг хотел остановить на картине «Царевна-Лебедь». Оказалось, остановил на вечность.
Вариант №2
Михаил Александрович Врубель изобразил на своей поразительной картине «Царевна-лебедь» героиню «Сказки о царе Салтане», написанную Александром Сергеевичем Пушкиным. Сказочные и фольклорные сюжеты – излюбленная тема творчества Врубеля. Прекрасная девушка на картине была срисована художником с его жены. Мрачная обстановка на картине создает тревожное настроение.
Темные тучи нависли над бездвижным морем. Лишь вдали на горизонте белеет светлая полоса. Девушка-лебедь замерла в ожидании неизвестного. Ее выразительный взгляд будто переносит зрителя в картину: чувствуется запах моря и тихое колыхание волн.
Бледность девушки контрастирует с ее черными волосами и темными большими глазами. Её белое одеяние и светлые лебединые перья на фоне черного неба и моря будто окружают царевну священным ореолом. Она выглядит очень нежной и невинной, во многом благодаря игре света и тьмы на картине.
Девушка одета как невеста. Её изумительная серебряная корона-кокошник, украшенная красивым орнаментом и самоцветами, с плетением из бусин, перстни с драгоценными камнями на тонких пальцах, и фата, расшитая серебряным узором – все говорит о ее высоком происхождении и богатстве.
В сказке заколдованная дева была спасена царевичем Гвидоном от чародея-коршуна. В благодарность она подарила ему город, где сказочный герой стал княжить. Царевна каждый раз разрешала печали Гвидона и помогала ему. А когда молодой князь захотел жениться, лебедь обратилась в красивую царевну. Гвидон полюбил ее, и они обвенчались.
За фигурой царевны-лебедь виден остров с городом, который она волшебным образом построила для своего спасителя за одну ночь. На это место падает солнечный свет, и берег кажется вторым светлым пятном на картине. Город представляется единственным близким и безопасным местом для царевны. Возможно, именно туда она направляется.
Недвижность царевны подчеркивает плавность ее движений. Пушкин описывал ее голос как журчание реки, а поступь словно размеренные движения павлина. Девушка легонько держит край фаты тонкой рукой у самого сердца, нерешительно и будто ожидая чего-то. Кажется, что она сейчас отвернется и поплывет прочь.
Глаза девы невольно приковывают к себе взгляд зрителя. В них таится печаль и некий страх. Невозможно не сочувствовать ей и не желать ей помочь. Царевна обернулась, чтобы обратить на нас взор перед тем, как отправиться в неведомый край. Возможно, она опасается приближения ночи и туч или какого-то врага.
Неизвестно, куда она поплывет – к полоске брезжащего на горизонте света или к берегу острова Гвидона. На мой взгляд, царевна грустит, потому что пришла пора прощаться со своим лебединым обликом и становиться снова царевной. Когда она станет княгиней, не суждено ей больше плавать по морю и сиять в ночной тиши своими белоснежными перьями, белым платьем и роскошной фатой.
Царевна-лебедь – это образ всех русских героинь сказок и былин, собирательное воплощение всех прекрасных женщин. В них есть загадка, ум, нежность, красота, гордость и великая сила.
Экранизации
Герои пушкинской сказки впервые ожили на пленке в 1943 году: режиссеры Валентина и Зинаида Брумберг подарили детям черно-белый мультфильм, где царевну Лебедь озвучивает актриса Мария Бабанова.
В цвете анимационная лента по мотивам произведения появилась в 1984 году, над которой трудились в паре Иван Иванов-Вано и Лев Мильчин. В мультике царевна говорит голосом гениальной Людмилы Ивановой.
Ксения Рябинкина в образе Царевны Лебеди
В формате художественного фильма сказка вошла в советскую кинематографическую копилку с легкой руки Александра Птушко. Волшебной птицей, превратившейся в красивую девушку, предстала актриса Ксения Рябинкина. Год создания картины – 1966.
В американском кинематографе тоже нашлось место Лебеди, правда, далекой от пушкинской героини. В 1994 году увидел свет мультфильм «Принцесса-лебедь» под режиссерством бывшего сотрудника студии «Дисней» Ричарда Рича. Затем последовала череда сиквелов: «Принцесса-лебедь: Тайна замка», «Принцесса-лебедь: Тайна заколдованного королевства» и еще четыре полноценных мультика. В фильмах главная героиня королевских кровей заколдована злым лордом: днем девушка живет в образе птицы и только с приходом темноты превращается в человека. Озвучивает принцессу Мишель Никастро.
Царевна Лебедь в сказке о царе Салтане
Главные герои произведения – царь Салтан, женившийся на простолюдинке, и его сын Гвидон, которого сразу после рождения придворные завистницы выбросили вместе с матерью в море. Ключевой женский образ воплощает царевна Лебедь, помогающая царевичу вернуться на родину, воссоединиться с семьей и обрести счастье.
Царевна Лебедь
Волшебная птица жила на острове Буян, который находится где-то «за морем». К его берегам прибило бочку с заточенными в ней царевичем и его матерью. Встреча Гвидона с Лебедью случилась во время охоты: молодой человек спас пернатую от голодного коршуна, взамен получив обещание ответной помощи.
Гвидон воздвиг на острове город. Превращаясь с помощью царевны Лебеди то в комара, то в муху, то в шмеля, князь путешествует с корабельщиками на родину и там подслушивает разговоры отца о чудесных вещах, которыми наполнен мир. Чтобы заманить Салтана в гости на Буян, юноша заводит диковинную белку, грызущую золотые орехи с изумрудной начинкой и умеющую петь, приглашает в гости 33 богатырей – тоже Лебедь постаралась. Однако Салтан, не ведающий о том, что Гвидон и есть его сын, все никак не может собраться.
Царевна Лебедь и Гвидон
Наконец, царь прознал о царевне, чья красота затмевает божий свет. Ею оказалась спасенная Гвидоном Лебедь. Салтан соизволил добраться до острова, где встретился с семьей, а Гвидон женился на прекрасной деве-птице.
История создания
Александр Сергеевич потратил несколько лет, прежде чем представил на суд читателей приключения царя Салтана и его отпрыска Гвидона. Писатель, пока коротал месяцы в михайловской ссылке, кропотливо собирал материал, записывал сказания и легенды, подслушанные у простого люда. Основой для произведения послужила народная сказка «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», а некоторые детали поэт позаимствовал из волшебных рассказов няни Арины Родионовны. В 1832 году поэтическая работа под длинным названием «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» вышла в печать.
Александр Пушкин
Ярким персонажем стихотворного произведения стала царевна Лебедь – персонаж, полностью взятый из фольклора. Дева в образе лебедя является одним из древнейших архетипов, имеет большое значение в символике мифов и легенд. В дохристианской Руси роскошная птица пользовалась особым почтением, называлась царем пернатых, с ней сравнивали изящных, грациозных девушек. В фольклоре Белая Лебедь знает секрет живой воды и молодильных яблок, воплощает мудрость и волшебную силу, верность и целомудрие.
Лебедь из сказки о царе Салтане впитала черты трех красавиц из русских сказаний: Василисы Премудрой, Елены Прекрасной и Софьи Премудрой. С первой героиней царевну роднит и происхождение: Лебедь приходится сестрой 33 морским богатырям, а Василиса Премудрая – наследница морского владыки.
Книги «Сказка о царе Салтане»
Пушкинисты предполагают, что тема Лебеди взята еще и из былины о богатыре Потыке, которая вошла в состав сборника Кирши Данилова. Детали внешнего вида – «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит» – автор позаимствовал еще из одной народной сказки о чудесном мальчике. Впрочем, в творчестве братьев Гримм тоже нашел место образ девы, во лбу которой горит звезда.
Однако Александр Сергеевич наделил «свою» царевну Лебедь и произведение в целом некоторыми особенностями, женский образ в итоге стал уникальным. Так, ни в одной народной сказке с подобным сюжетом не встречается мотив спасения чудесной девицы, а птица не превращается в женщину. Необычна и характеристика героини: ее волшебные способности автор разбавил житейской мудростью.
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Профессия моей мечты
Еще в юном возрасте, когда я посещал музыкальную школу, то понял, что непременно посвящу свою жизнь музыке. Она сопровождает человека с самого его рождения. - Образ и характеристика Миши в сказке Городок в табакерке Одоевского
Городок в табакерке — сказка выдающегося русского писателя, ученого и педагога В.Ф.Одоевского. Произведение рассказывает об устройстве музыкальной табакерке - Сочинение Чичиков – живая или мёртвая душа?
Чичикова можно назвать центральным героем произведения. По задумке автора, помещики в данном произведении должны были быть показаны как персонажи, чья душа умерла. А насчет того, находится ли жизнь
Сказки
Русская народная сказка
В некотором государстве был один купец, имел двух дочерей; разослал он афишки по всему государству: я кто из царевичей возьмет замуж его меньшую дочь, тому она родит троих сыновей — по колена в серебре, по грудь в золоте, во лбу светел месяц, по бокам часты звезды. Приискался из иного государства Иван-королевич и женился на купеческой дочери; пожил с нею год, она забеременела и родила сына — по колена в серебре, по грудь в золоте, во лбу светел месяц, по бокам часты звезды. Старшая сестра позавидовала, подкупила бабку; а та взяла ребенка — обратила голубем и пустила в чистое поле; пришла к королевичу и говорит: «Твоя жена родила котенка!» Королевич рассердился, да оставил до другого сына.
На другой год родила ему купеческая дочь такого же славного сына; бабка обратила его голубем, пустила в чистое поле и сказала королевичу, что его жена родила щенёнка. Немало королевич гневался, да рассудил дожидаться третьего сына. Но и в третий раз случилось то же самое; бабка обратила мальчика голубем, а королевичу доложила, что у него не сын родился, а обрубок дерева. Все три брата-голубя собралися вместе и улетели за тридевять земель, в тридесятое царство. Королевич рассудил подождать четвертого сына; а четвертой сын простой родился — ни в золоте, ни в серебре, без звезд, без месяца. Как узнал о том королевич, тотчас созвал своих вельмож и князей; судили-рядили и все заодно положили: посадить королевну с ее детищем в бочку, засмолить и пустить по морю.
Вот посадили их в бочку и пустили по морю; бочка все дальше и дальше плывет, а у королевны сын не по часам, минутам растет. Прибило волной бочку к острову и разбило ее о край берега. Сын с матерью вышли на остров, стали кругом осматривать, для жилья место выискивать. Заходят а и в темной лес, и увидал сын: лежит на дорожке кошелек; поднял его и обрадовался — в кошельке кремень и огниво, будет чем огонь высекать. Вот он ударил огнивом о кремень — тотчас выскочил топорок и дубинка: «Что делать прикажете?»
— Постройте нам дворец, да чтоб было что поесть-попить!»
Топор принялся рубить, а дубинка сваи вбивать, и вмиг построили такой славный дворец, какого ни в одном государстве не бывало — ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать, ни в сказке сказать! А во дворце всего вдоволь; чего только душа запросит — все есть!
Проезжали мимо острова купцы-торговцы; тому дворцу дивовалися; приплывали они в государство Ивана-королевича, а уж Иван-королевич успел жениться на другой жене. Как только привалили корабли с товарами к берегу, тотчас пошли купцы к королевичу с докладом, с гостинцами.
— «Гой, купцы-торговцы! — говорит им Иван-королевич, — вы много морей изъездили, во многих землях побывали; не слыхали ль где каких новостей?» Отвечают купцы, что на море-океане, на таком-то острове доселева рос дремучий лес да разбой стоял: нельзя было ни пешему пройти, ни конному проехать, а теперь стоит там такой дворец, какого лучше во всем свете нет! А живет в том дворце прекрасная королевна с сыном.
Иван-королевич стал собираться на остров; хочется ему поехать, самому на то диво посмотреть.
А старшая сестра-лиходейка давай его останавливать: «Это, — говорит, — что за диво! Вот диво — так диво; за тридевять земель, в тридесятом царстве есть зеленой сад; в том саду есть мельница — сама мелет, сама веет и пыль на сто верст мечет, возле мельницы золотой столб стоит, на нем золотая клетка висит, и ходит по тому столбу ученой кот: вниз идет — песни поет, вверх поднимается — сказки сказывает».
Поехали купцы назад и заехали к королевне на остров; она встречает их с честью, угощает с радостью. То, другое — стали промеж себя разговаривать; купцы и рассказали: как были они у Ивана-королевича, как Иван-королевич хотел, было, на остров ехать, дворец смотреть, и как старшая сестра остановила его.
Сын королевнин все это выслушал, и только купеческие корабли отплыли, вынул свой кошелек, ударил огнивом о кремень — тотчас выскочили топорок и дубинка: «Что делать прикажете?»
— «Чтоб заутро около нашего дворца был зеленой сад, а в том саду была мельница — сама бы молола, сама бы веяла и пыль на сто верст метала; чтоб возле мельницы золотой столб стоял, на нем бы золотая клетка висела, а ходил бы по тому столбу ученой кот!»
На другой день проснулась королевна с сыном, а уж все исполнено: около дворца сад растет, в саду мельница, возле мельницы золотой столб стоит и ученой кот песни поет, сказки сказывает. Много ли, мало ли прошло времени — проезжают мимо острова купцы-торговцы, тому чуду дивуются; увидал белые паруса королевнин сын, обернулся мухою, полетел и сел на корабль.
Приплывают корабли в государство Ивана-королевича, привалили к берегу, стали на якорях, и пошли купцы во дворец с докладом, с гостинцами; вслед за ними и муха полетела.
«Гой, купцы-торговцы, люди бывалые! — говорит Иван-королевич, — вы много морей изъездили, много разных земель видели, не слыхали ль где каких новостей?»
Отвечают купцы: «На море океане, на таком-то острове доселева рос дремучий лес да разбой стоял: нельзя было ни пешему пройти, ни конному проехать; а теперь там такой дворец, которого лучше во всем свете нет! Живет во дворце прекрасная королевна с сыном. Около дворца зеленой сад раскинулся, в том саду есть мельница — сама мелет, сама веет, на сто верст пыль мечет; а возле мельницы золотой столб стоит, на нем золотая клетка висит, и ходит по тому столбу ученой кот; вниз идет — песни поет, вверх поднимается — сказки сказывает».
Иван-Королевич стал собираться на остров, хочется ему на те дива посмотреть; а старшая сестра-лиходейка стала его удерживать-останавливать: «Это, — говорит, — что за чудо! Вот диво — так диво: за тридевять земель, в тридесятом царстве есть золотая сосна, на ней сидят птицы райские, поют песни царские!» Тут муха озлилася, укусила тетку за нос — и в окно!
Прилетел королевнин сын домой мухою, обернулся добрым молодцем, вынул кремень и огниво, ударил — выскочили топор и дубинка: «Что сделать прикажете?» — «Чтоб заутро стояла в саду золотая сосна, на ней сидели бы птицы райские, распевали бы песни царские!»
На другой день проснулась королевна с сыном — а сосна уж в саду ростет.
Опять проезжали мимо острова купцы-торговцы, тому диву дивовалися; приехали в царство Ивана-королевича, а королевнин сын комаром обернулся да с ними ж на корабле приплыл.
— «Гой, купцы-торговцы, люди бывалые! — говорит Иван-королевич, — вы много морей изъездили, много разных земель видели; не слыхали ль где каких новостей?»
Отвечают ему купцы: «На море-океане на таком-то острове живет во дворце прекрасная королевна с сыном; около дворца зеленой сад раскинулся, в том саду есть мельница — сама мелет, сама веет, на сто верст пыль мечет; возле золотой столб стоит с золотою клеткою, и ходит по тому столбу ученой кот; вниз идет — песни поет, вверх поднимается — сказки сказывает. Да растет в саду золотая сосна, на ней сидят птицы райские, поют песни царские!»
Иван-королевич стал собираться на остров, хочется ему на те дива посмотреть; а старшая сестра-лиходейка его удерживает: «Это что за чудо! Вот диво — так диво; за тридевять земель, в тридесятом царстве есть три братца родные — по колена в серебре, по грудь в золоте, во лбу светел месяц, по бокам часты звезды!»
Тут комар озлился, больней прежнего укусил тетку за нос, зажужжал— и в окно!
Прилетел домой, обернулся добрым молодцем и рассказал про все матери. «Ах, — говорит королевна, — то — мои сыновья, а твои братья!»
— «Я пойду их отыскивать!»
Долго ли, коротко ли — пришел королевнин сын в тридесятое царство; смотрит — дом на поляне.
«Дай зайду, отдохну!»
Входит в горницу — там стол накрыт, на столе три просвиры лежат, три бутылки с вином стоят; а нет ни души!
Взял он отломил и съел от каждой просвиры по кусочку, отпил из каждой бутылки по глоточку и спрятался за печку.
Вдруг прилетают три голубя, ударились оземь и сделались добрыми молодцами — по колена в серебре, по грудь в золоте, во лбу светел месяц, по бокам часты звезды. Подошли к столу, глядь — просвиры надъедены, вино надпито, и говорят промеж собой: «Если б вор забрался, он бы все унес; а этот только попробовал… видно, доброй человек к нам в гости зашел!»
Меньшой брат услыхал эти речи, вылез из-за печки и говорит: «Здравствуйте, родные братцы! Матушка велела вам кланяться да к себе звать». Что тут было радости! Что веселья! После того ударились они четверо оземь, доделались голубками и полетели к своей матушке.
В короткое время проходили мимо острова купеческие корабли. Купцы-торговцы смотрят на тот остров да дивуются…
Вот приплыли они в государство Ивана-королевича, пошли к нему с докладом, с гостинцами.
Он спросил их: «Не слыхали ль где каких новостей?»
Купцы рассказали ему про чудный остров: «А на том острове живет прекрасная королевна с четырьмя сыновьями; три сына красоты неописанной — по колена в серебре, по грудь в золоте, во лбу светел месяц, по бокам часты звезды! Ходят-гуляют по саду — весь сад освещают!»
Иван-королевич не стал больше откладывать, сел на корабль и поплыл к острову; а там встречают его жена и четыре сына.
Целовались, обнимались, про былое расспрашивали. Как узнал Иван-королевич всю подноготную, тотчас же отдал приказ расстрелять старшую сестру-лиходейку; вторую жену покинул, а стал жить с первою, и жили они долго и счастливо.
Топ сказок
Жил-был мужик. Был он вдовец и имел дочь. Он женился на Егибовой. Не знал, что Егибова. У той была своя девка. Ну, она мужикову дочь мучила. Вот раз девки-те на повети пряли: мужикова дочь — на сцепочке, а Егибова — на золотом веретешке.
Проезжал мимо Иван-царевич. Девки его увидали. Егибова дочь и говорит: «Если б меня Иван-царевич сосватал, я б ему хорошу рубашку выткала». А та девка, мужикова-то: «А я б народила ему двух парничков — по колена ноги в золоте, по локоточки руки в серебре, по косичкам по жемчужинке».
А Иван-царевич услыхал и высватал мужикову девку. А Егибовой девку за главну — ну как бы сказать портниху взял. И все живут во дворце. А Егибовой и неймется как бы царицу извести.
Ну, время пришло — царица родит. Иван царевич из дому поезжает. А Егибова бабить наладила. Царица и родила двух сынов, двух богатырей. По колена ножки в золоте, по локоточки руки в серебре, по косичкам по жемчужинке. Вот Егибова их в баню понесла. Мыла-мыла да в корзину спрятала, а ей принесла девку да парня простых. «Да у меня два парня рожены».- «Врак, врак, твои девка да парень».- «Да у меня не простые рожены. По колена ноги в золоте, по локоточки руки в серебре».- «Врак, врак таки рожены».
Ну, царице делать нечего, стала их молоком поить, растить. А Егибова побежала к росстани.
Поезжает домой Иван-царевич. «Ох-ох, тошнехонь-ко»,- Егибова вопит. «Что ты, маменька?» — «Не убей ты царицу! Она обещалась двух сынов принести — по колена ноги в золоте, по локоточки руки в серебре, на каждой косице по жемчужинке, а родила курва-стерва девку да парня простых».
Иван-царевич разгорячился. Созвал весь совет. Как скажут решить неверну жену. Одни говорят: «Царской крови никому не лить, вели сделать бочку, да и заклепим ее в ту бочку с сыном и дочерью».
Ну и сладили бочку, да и оклали их в ту бочку и пустлли в море, как водолазов каких.
А тех царевичей обоих Егибова в лес завела, избушку им состроила да волками оборотила. Они днем волками, ополночь царевичами. Один час ходят по колена ноги в золоте, по локоточки руки в серебре, на косицах жемчужины.
Ну, те плыли-плыли в бочке, Иван-сын и говорит: «Мама, я потянусь, ноги болят».- «Не тянись, бочка треснется — мы куда?» А он растет не по дням, по часам. В бочке-то ему и коротковато. «Мама, я потянусь!» — «Не тянись, кругом море — мы куда?» А девка Марфа и говорит: «Пусть тянется, слышу-чую, земля под боком».
Он и потянулся. Бочка рассыпалась. Они все трое вышли на зеленый луг. Кругом людей никого. Пищу приели, есть охота. Он говорит: «Дайте, маменька, венчально кольцо». Перекинул кольцо с руки на руку, выскочило два козака: «Чего надо, Иван-сын?» — «Надо нам пить и есть и место спать»
Раз и два — построили дворец роскошный. Нанесли еды. И всего, что надо. Ну, стали жить.
Едут мимо корабельщики. К Иван-царю в город торговать. Увидали, стали раздумывать: «Были здесь луга муравлены, а теперь дворец стоит, поселяне живут».
И завернули к ним. Те, конечно, угощенье, полбутылочки. Ну и все прочее. Иван-сын и говорит: «Будете к Ивану-царю, поклон отдайте».
Те в путь поезжают. А Марфа Прекрасная сделалась вошкой, да и заползла одному корабельщику в пиджак. Те к Иван-царю приехали. Товары сдали. Тот спрашивает: «Как ездили, много ли видели?» — «А видели мы чудо на зеленых муравах».- «Какое ваше чудо?» — «А то чудо, что на зеленых лугах стал большой дворец и поселенцы живут. Честная вдова и девка — Марфа да парничок — Иван»,- «Надо поехать, поглядеть. Не моя ли жона с ребятами?» А Егибова: «Это не чудо! Чудо у матушки моей: жеребая кобыла, серебряный хвост».
А Марфа вошью сидит, все слышит. Корабельщики пошли ночевать в гостиницу. А Марфа-царевна оборотилась мушкой и полетела домой. Дома все рассказала. Иван-сын венчально кольцо с руки на руку перебросил, выскочили два козака: «Что угодно, Иван-сын?» — «К утру-свету доставьте мне жеребую кобылу, серебряный хвост».- «Так точно, будет изготовлено».
К утру стоит жеребая кобыла, серебряный хвост.
Ну, едут мимо корабельщики, к Ивану-царю товары везут. «Заедем, братцы, к поселенцам в новый дворец».
Заехали. Те их привечают. Ведут, все показывают. Ну, конечно, угостили. И показали им жеребую кобылу, серебряный хвост. Те погостили. В путь поезжают. «Будете у Ивана-царя, поклон отдайте».
А Марфа Прекрасная блошкой образовалась и в пиджак к одному корабельщику полезла.
Корабельщики Ивану-царю товары представляют, все рассказывают: «Видели мы чудо неслыханное. На зеленых лугах поселенцы живут, честная вдова с двумя детьми». А Егибова: «Это малое чудо есть».- «Там и больше есть. У них в золотом стойле жеребая кобыла, серебряный хвост». Иван-царь и говорит: «Ехать надо чудо посмотреть, да и не моя ли жона с робятками?» А Егибова: «Это на полчуда нет. Чудо у матушки моей — Кот-певун. В праву сторону пойдет, правым ухом поведет, голосом потянет трава повянет!» Царь Иван говорит: «Это, верно, чудо побольше будет!»
Марфа Прекрасная овернулась домой. «Маменька, хотел Иван-царь к нам наведаться, а Егибова говорит: у нас чуда нет. Чудо у ее мамки — Кот-певунок».
Иван-сын взял венчально кольцо, с руки на руку бросил. Выскочили два козака: «Что угодно, Иван-сын?» — «Чтоб к утру-свету был тут Кот-певунок. В праву сторону пойдет, правым ухом поведет, голосом потянет — трава повянет!» — «Слушаем, Иван-сын!»
К утру-свету стала золота клеточка, в ней Кот-певунок.
Поезжают корабельщики к Иван-царю с товарами. Приворотили к зеленым лугам. Ну, конечно, им встречу делают, угощают. Потом все доказали, всякое представление и Кота-певунка. Они говорят: «Это чудо, такого чуда не видано!» — «Будете к Иван-царю, про наше чудо вспомните».
Они поезжают. Сдали Иван-царю товары. «Ну, где ездили, что видели?» — «Видели мы чудо невиданное. На зеленых лугах золотой дворец стоит. В нем поселяне живут. Честная вдова с ребятами». А Егибова: «Како тут чудо, чуда никакого нет!» — «У них в золотом стойле жеребая кобыла, серебряный хвост». А Егибова: «Это мало чудо есть».- «У них чудо невиданное: в золотой клеточке Кот-певунок! В праву сторону пойдет, правым ушком поведет, голосом потянет — трава повянет!» — «Надо ехать чудо повидать, да не моя ли жона с ребятами?» А Егибова: «Это разве чудо? Чудо было б два парня родить — по коле на ноги в золоте, по локоточки руки в серебре, на косицах чисты жемчужинки».- «Это моя жона тако чудо обещалась!» — «Обещалась, да двух пащенков принесла!»
А Марфа Прекрасная осой у корабельщиков на пиджаке сидела. Как услыхала да как укусит Егибову в нос-то!
У той нос и вспух.
Прилетела Марфа Прекрасная до дому: «Матушка, Иван-царь хотел к нам в гости быть, а Егибова говорит у нас чуда нет: чудо — два парничка: по колена ноги в золоте, по локоточки руки в серебре, на косице по жемчужине! »
Та и заплакала.
А Иван-сын взял венчально кольцо, с руки на руку перебросил, выскочили два козака: «Что надо, Иван-сын?» — «Надо к утру-свету двух парничков — по колена ноги в золоте, по локоточки руки в серебре, по косицам жемчужины».- «Это, Иван-сын, наша сила вполсилы. Тебе самому добывать надо. А мы тебе за помощников».
Вот маменька их надоила своего молока да испекла два колобка: «Дай им колобок с материнским молоком покушать, так они очутятся людьми».
Эти два козака взяли Ивана-сына на плечи и полетели. А Марфа Прекрасная мухой на плече сидит. Прилетели в тот лес, к той худой избушке. Один колоб на стол положили и улетели. Те два волка в избу прибежали: «Что-то, братец, человечьим мяском попахивает».
Поглядели — нет никого. Старший брат колобок увидел: «Вот оно — человечье мясо!»
Да и съел колобок. Съел колобок, почуял материнское молоко и очутился парничком: по колена ноги в золоте, по локоточки руки в серебре, на косицах жемчужинки.
Да он младшего брата забоялся, на печку залез.
Утром младший брат волком в лес побежал.
Утром сел Иван-сын на двух Козаков, Марфа Прекрасная мухой на плече сидит, и полетели. Прилетели, колобок на столе положили. Домой овернулись.
Волк прибежал: «Что-то человечьим мясом попахивает». Скочил, увидел колобок: «Вот оно — человечье мясо!»
Глонул колобок, почуял материнское молоко. И очутился парнем. По колена ноги в золоте, по локоточки руки в серебре, на косицах жемчужины.
Утром сел Иван-сын на двух Козаков, Марфа Прекрасная осой на плечо ему, и полетели. Иван-сын в избу зашел. Сидят на печи два парничка. «Здравствуйте, братья мои милые!» А они говорят: «Почему мы братья тебе?» Он из кармана третий колобок вынул: «Не вашей ли маменьки молоко пахнет?»
Они ему и поверили. Он их на Козаков усадил, и полетели.
Летят-летят. Егибова догоняет. «Козаки, побыстрей!» Козаки летят, а Егибова в пятах. «Козаки, побыстрей!» А Егибова огнем палит, козакам сапоги жжет!
Марфа Прекрасная малой осой налетела на Егибову и клюнула в око. Окривела Егибова. И пала!
А те домой прилетели. Мать радешенька! Значит, она все царю правду обещалась. Они и познакомились. Ну, конечно, пир пировать.
А тут корабельщики едут: «Давай, братцы, заедем к честной вдове, у них чего-то пир пируют».
Заехали, их угостили и все им показали. Они на парничков глядят: «Это чудо,- говорят,- невиданное!» — «Будете к Ивану-царю, наше чудо не забудьте!»
Они товары Иван-царю отдали. А он: «Много ли повидали? Много ли побывали?» — «Видали мы чудо невиданное! На зеленых лугах золотой дворец стоит. В нем живет честная вдова с двумя ребятами». А Егибова: «Это не чудо».- «У них есть золота стойка, в той стойке жереба кобыла, серебрян хвост». А Егибова: «Это малое чудо есть».- «У них есть золота клеточка, в ней Кот-певунок. В праву сторону походит, правым ухом поводит, голосом потянет — трава повянет». А Егибова: «Это полчуда».- «У них есть два парничка: по колена ноги в золоте, по локоточки руки в серебре, на косицах жемчужины». Царь Иван вскочил: «Это моя жона с ребятами!»
Как Егибова ни вертелась, не удалося ей! Он корабль срядил, с теми корабельщиками поехал. А Марфа Прекрасная, что у корабельщика на плече мухой сидела, вперед полетела. Вроде как приготовить все.
Вот царь подъезжает. Тут трубы заиграли, колокола зазвонили. Выскочили два козака, ведут царю кобылу — серебряный хвост. Рядом Кот идет — песни поет. А навстречу ему его жена да Иван-сын, да Марфа Прекрасная. А во дворце два парничка — по колена ноги в золоте, по локоточки руки в серебре, на косицах по жемчужине.
Тут он заплакал.
И стали все вместе жить. А Егибову на воротах расстреляли. Стал тут пир на весь мир.