ПОДЕЛИТЬСЯ
Новая тренировочная работа №3 ЕГЭ 2021 статград по русскому языку 10-11 класс ответы и задания для тренировочных вариантов РУ2010501 (РЯ2010501), РУ2010502 (РЯ2010502). Официальная дата проведения работы 12.05.2021 (12 мая 2021 года).
Тренировочные варианты (РУ2010501-РУ2010502): скачать задания
Все ответы и критерии для данных вариантов: скачать ответы
Работа по русскому языку состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит одно задание. На выполнение работы отводится 3,5 часа (210 минут).
Тренировочная работа №3 статград по русскому языку 10-11 класс решать варианты ЕГЭ 2021 онлайн:
Вариант РУ2010501 сложные задания:
(1)Центром страха традиционно называют миндалевидное тело, <…> амигдалу, и долгое время считалось, что главная функция амигдалы – помогать нам бояться; действительно, индивидуумы с неработающей амигдалой утрачивают чувство страха. (2)Однако со временем стало понятно, что амигдала управляет не только страхом, но и другими эмоциями, и более корректно называть её не центром страха, а эмоциональным центром. (3)Но и эмоции – это ещё не всё: амигдала участвует в самых разных функциональных процессах мозга – известно, что в ней есть группы нейронов, необходимые для обучения и памяти; она помогает испытывать удовольствие, а хищникам – ещё и охотиться.
1)Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1) Люди, у которых амигдала – миндалевидное тело, находящееся в мозге, – не работает, не испытывают страха, поэтому амигдалу называют центром страха. 2) Долгое время считалось, что функция амигдалы – управление страхом, однако сейчас исследования доказывают, что миндалевидное тело управляет не только страхом, но и другими эмоциями. 3) Миндалевидное тело – амигдала – управляет не только страхом, но и другими эмоциями, а также участвует в различных функциональных процессах мозга. 4) В амигдале есть группы нейронов, которые необходимы для обучения и памяти, а также она помогает испытывать удовольствие и помогает хищникам охотиться. 5) Амигдала, которую долгое время считали центром страха, является также центром эмоций и, кроме этого, принимает участие в различных функциональных мозговых процессах.
2)Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите этот сочинительный союз.
3)Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЧУВСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ЧУВСТВО, -а, ср. 1) Способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также само такое ощущение. Внешние чувства (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Органы чувств. Ч. боли. Шестое ч. (чутьё, интуиция). 2) (мн. в одном знач. с ед.). Состояние, в к-ром человек способен сознавать, воспринимать окружающее. Лишиться чувств (упасть в обморок, впасть в бессознательное состояние). Привести, прийти в ч. Без чувств кто-н. (без сознания). 3) чего. Эмоция, внутреннее душевное переживание. Ч. радости. Ч. огорчения. 4) Осознанное отношение к чему-н. Ч. собственного достоинства (самоуважение). Ч. юмора (способность видеть и понимать смешное). Ч. долга. Ч. ответственности. Ч. нового. 5) То же, что любовь. Первое ч. Большое ч. Нежное ч
4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
- чЕрпать
- наделИт
- крАны
- начатА
- принудИть
5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Мы предпочитаем знать, а не плавать в РОМАНТИЧЕСКИХ, но очень туманных предположениях. Арсению было ПРЕДОСТАВЛЕНО право выбора, и он выбрал картину. Она чаще всего ходила немного горбясь, найдя такое положение тела, в котором ей было настолько КОМФОРТНО, насколько вообще позволяло её состояние. Он был человеком ИСПОЛНИТЕЛЬСКИМ и добросовестным и втайне мечтал стать когда нибудь знаменитым следователем. Здесь можно было приобрести льготную путёвку в привилегированный санаторий или АБОНЕМЕНТ в плавательный бассейн.
6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите это слово. Но часть его души навсегда соединилась с моей: нам было суждено стать самыми близкими друзьями – ближе, чем братья, – и долго прожить рядом, развиваясь в магнитном поле революции, приближение которой мы тогда заранее не предчувствовали, хотя она уже стояла у наших дверей.
7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- пять АМПЕР
- СЕМЬЮСТАМИ клумбами
- нырнуть ГЛУБЖЕ
- без серьёзных РАЗДУМЬЕВ
- он УГРЮМЕЕ всех
9)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 1) промахнуться, гениальный, приложение 2) эстетический, оправдание, роптать 3) обгореть, придираться, развеваться (на ветру) 4) означать, принижать, зачарованный 5) осветились, частотный, смягчение
10)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) без..сходный, пред..дущий, об..скать (весь дом) 2) пред..явитель, бил..ярд, ад..ютант 3) на..кусить, по..караулить, о..бросить 4) пр..увеличивать, беспр..дел, гостепр..имный 5) и..подлобья, пере..дача (зачёта), ра..шумелись
11)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) диков..нка, растень..це 2) похлоп..вать, завид..вать 3) навязч..вый, заноч..вать 4) (добрая) кормил..ца, затверд..вать 5) досух.., расплывч..тый
12)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) взвеш..нное (решение), прокат..шься 2) обяж..шь, завис..вший (от нас) 3) посе..в (морковь), (дорого) стó..вший 4) закрут..шь, преследу..мый 5) курлыч..щий, (звёзды) блещ..т
13)Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. (НЕ)ДОБРЫЕ истории, рассказанные дедушкой, вдохновили его стать меценатом, а безграничная любовь всей семьи к искусству. Ты (НЕ)ОБЯЗАН помогать, если не хочешь. На первый взгляд Павел показался мне абсолютно (НЕ)ИСКРЕННИМ человеком, но довольно скоро я убедился в обратном. (НЕ)ПОДГОТОВИВШИСЬ к выступлению, вряд ли сможешь чувствовать себя уверенно перед аудиторией. Никому (НЕ)СООБЩИВШИЙ о своём визите, Николай застал всех врасплох.
14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. (В)ПЕРВЫЕ секунды я (ПО)ПРОСТУ оторопел от такого поведения. (В)ОТЛИЧИЕ от своих предшественников, этот человек не стремился к славе – наверное, (ПО)ЭТОМУ он так быстро стал известен на весь мир. (ИЗ)РЕДКА попадались на пути редкие автомобили, но (В)ЦЕЛОМ улицы можно было назвать пустынными. Я долго всматривался (В)ДАЛЬ, туманную, молочно-белую, но ВСЁ(ЖЕ) ничего не мог разглядеть. День прошёл (ПО)ИСТИНЕ душевно: (В)НАЧАЛЕ мы сходили на озеро, потом долго гуляли по лесу и разговаривали обо всём на свете.
15)Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Иван Дмитриевич переступил порог и увидел, что по всему периметру комната уставле(1)а и увеша(2)а разной величины холстами с изображением этих животных, нарисова(3)ых с таким мастерством и таким удивительным жизнеподобием, что в первый момент захватило дух. Отовсюду смотрели золотистые, небесно-голубые, изумрудные, крапчатые, хищно суже(4)ые или сладко зажмуре(5)ые глазки. Полосатые и пятнистые, пушистые и гладкие коты и кошки сидели в корзинках с выражением берущей за сердце тихой покорности на мордочках, спали на диванах в тех неописуемо блаже(6)ых позах, принимать которые способны только эти создания.
16)Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Он был настоящим профессионалом и отличался умением прекрасно ориентироваться в бесконечном потоке информации и способностью работать с максимальным погружением в материал и меня это восхищало. 2) Уже в первые часы жизни нового существа Павел Алексеевич умел замечать проявление темперамента – сильную волю или пассивность упрямство или лень. 3) Мы играем во дворе в футбол или волейбол либо катаемся по городу на скейтборде. 4) В течение дня мама не только успевала приготовить всем нам завтрак обед и ужин но и умудрялась содержать дом в кристальной чистоте. 5) В спальне и в гостиной и даже в кладовке этого дома пахло лавандой.
17)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). На Дмитрии Сергеевиче были тёплые рукавички, и он их предложил мне; понимая всем сердцем столь дорогую жертву (1) приносимую в утешение мне (2) я едва напялил обратно на руки академика драгоценные те рукавички и (3) приобняв его (4) повёл его из-под мокрого неба под крышу (5) повторяя голосом (6) звенящим от слёз (7) слова благодарности.
18)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна( ы) стоять запятая(-ые). Охрани (1) Провидение (2) своим махом шагреневым, пощади её хижину – мою мать – Вознесенскую Антонину Сергеевну, урождённую Пастушихину. Воробьишко серебряно пусть в окно постучится: «Добрый день (3) Антонина Сергеевна (4) урождённая Пастушихина!» Дал (5) отец (6) ей фамилию, чтоб укутать от Времени. Её беды помиловали, да не все (7) к сожалению. (А.А. Вознесенский)
19)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Нам было бы интересно наметить спектр вопросов (1) решение (2) которых (3) невозможно без участия специалистов из разных научных областей (4) и дать возможность представителям этих областей ознакомиться с тем (5) что происходит в смежных сферах исследований познания.
20)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Этот мальчик был подвержен особой лени (1) когда (2) если ты бездельничаешь дома (3) тебе бывает трудно сделать даже то (4) что хочется сделать (5) и (6) хотя он хорошо помнил о необходимых делах (7) но никаких усилий для их выполнения не прилагал.
21)Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Башкирские шиханы (особого рода холмы) находятся в Башкирском Предуралье, недалеко от трёх городов: Стерлитамака, Салавата и Ишимбая. (2)Холмы эти образовались более 260 миллионов лет назад: в палеозойскую эру современные Шиханы были рифами, поскольку тогда в этой местности было тёплое море. (3)Учёные обнаруживают в скалистых частях Шихан фрагменты древних животных и моллюсков, кораллов и водорослей. (4)Ещё в первой половине XX века Шиханы состояли из четырёх гор: Торатау, Шахтау, Юрактау и Куштау. (5)Но в 1950-х годах на месте Шахтау стали добывать известняк, и гора практически исчезла. (6)Пожалуй, самая знаменитая гора Башкирских шихан – Торатау, в переводе с башкирского это означает «крепость-гора». (7)Издревле её прозвали Землёй Юрматы по одноимённому названию племени, проживавшего здесь. (8)Гора считалась священной: здесь проводили культовые обряды, восхваляя божество тюркских народов – бога неба Кук-Тарахэ.
22)Какие из высказываний противоречат содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) События, описанные в тексте, происходят в годы Великой Отечественной войны. 2) Из-за тяжёлой работы у бабки Анны и голода герой-рассказчик на время ослеп, но через какое-то время, к счастью, зрение вернулось. 3) Бабка Анна выращивала очень много огурцов, чтобы горожане, для которых огурцы были роскошью, воспоминанием о счастливом прошлом, могли всё лето наслаждаться любимым овощем, а из продуктов, способных перенести длительное хранение, она выращивала также картофель и просо. 4) Тёплые воспоминания рассказчика о его работе в деревне в летний период сохранились на всю жизнь. 5) После возвращения в город мальчик работал помощником наладчика на пошивочной фабрике, и даже спустя десятилетия он с особым чувством вспоминал добрых людей, которых встретил там.
26)«Юрий Андреев в “Новелле о бабке Анне”, вошедшей в сборник “Откровенный разговор, или Беседы о жизни с сыном-старшеклассником на пределе возможной откровенности”, делится воспоминаниями о своём детстве. История о том, как 12-летний мальчик справлялся с непосильно тяжёлой для своего возраста и истощённого голодом организма работой, изобилует средствами выразительности. Стоит особенно отметить такие тропы, как (А)______ (“как костлявый цыплёнок” в предложении 3, “как сама жизнь” в предложении 21) и (Б)______ (“изо дня в день, из недели в неделю” в предложении 23), и такие приёмы, как (В)______ (“бесконечные” в предложении 17, “таскал” в предложении 23) и (Г)______ (предложение 30)».
Вариант РУ2010502 сложные задания:
(1)Человек меняет окружающую среду, и животным приходится как-то в этой изменённой среде выживать – очевидно, больше шансов выжить у того, кто более пластичен, то есть у того, кто сможет адаптироваться к новой еде или научиться как-то по-новому добывать свою прежнюю добычу. (2)Например, орнитологи стали замечать, что цапля американская зелёная кваква приманивает рыбу на хлеб – а хлеб она, видимо, берёт из объедков, оставленных людьми; вороны бросают под машины орехи и моллюсков, чтобы расколоть их; большие бакланы выучивают расписание судов, чтобы вылавливать рыбу, оглушённую корабельными винтами. (3)Такие поведенческие уловки требуют недюжинных умственных усилий, <…> можно сказать, что в меняющейся среде ум может дать животному больше шансов на выживание.
1)Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1) Под влиянием человека окружающая среда меняется, и у животных, которые за счёт своих интеллектуальных способностей могут подстроиться под меняющиеся условия, шансов на выживание может быть больше. 2) Человек, проявляя недюжинную изобретательность, оказывает сильное влияние на окружающую среду, и это вынуждает животных приспосабливаться к этим условиям. 3) Требующие серьёзных умственных усилий поведенческие уловки, к которым прибегают некоторые виды животных в меняющемся под воздействием человека мире, могут дать этим животным больше шансов на выживание. 4) Многие птицы, пытаясь приспособиться к миру, меняющемуся под воздействием человека, учатся приманивать добычу на хлеб из оставленных людьми объедков, бросают под машины орехи и моллюсков, выучивают расписание судов. 5) Поведенческие уловки, к которым прибегают многие птицы, говорят о недюжинных умственных способностях этих животных, что помогает им добывать себе пропитание.
2)Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот подчинительный союз.
3)Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТРЕБОВАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ТРЕ́БОВАТЬ, -бую, -буешь; -анный; несовер. 1) кого (чего), кого (что) (с конкретн. сущ., разг.), с неопред. или с союзом «чтобы». Просить в категорической форме. Т. объяснений (объяснить). Т. помощника (чтобы дали помощника). Т. квитанцию. 2) чего от кого (чего). Ожидать проявления каких-н. свойств, действий. Смешно т. сочувствия от эгоиста. Зритель требует от искусства правдивого изображения жизни. 3) (1-е и 2-е лицо не употр.), кого (чего). Обязывать к чему-л., иметь потребность в ком-чём-н. Болезнь требует лечения. Работа требует квалифицированного руководителя. 4) кого (что). Заставлять явиться, вызывать куда-н. Вас требуют к начальнику.
4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
- крАлась
- дОнизу
- звонИт
- мусоропрОвод
- приручЁнный
5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Спиной, плечами, не только лицом ощущала я любопытные, в большинстве ВРАЖДЕБНЫЕ взгляды. В очереди на улучшение ЖИЛЫХ условий зарегистрировано более трёх тысяч семей. Были ли тому причиной сам буклет, бумага ли буклета, отличная, лощёная, другие ли яркие, неожиданные снимки лауреатов и ДИПЛОМАНТОВ – он понять не мог. Громады ВЫСОТНЫХ зданий, потоки машин, светофоры, идущие по тротуарам толпы – всё это было чужим, странным. Травкин вскоре присоединился к своим людям, ожидавшим его на ЛЕСИСТОМ холме, неподалёку от безымянной речки.
6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите это слово. Никто даже предположить не мог, что выступление этого автора на встрече с читателями в крупном книжном магазине станет лебединой песней писателя: вскоре после той встречи он сложно заболел и спустя два месяца скончался.
7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- пара БЛЮДЦЕВ
- ПОСТРОИВ небоскрёб
- наиболее УМЕСТНЫЙ
- ИСЧЕЗ из поля зрения
- нас ЧЕТВЕРО
9)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов. 1) вы́жегший, приращение, прикосновение 2) выскочить, сотворение, обрамление 3) просвещение, обмакнуть, озарённый 4) равноправие, поплавок, пробираешься 5) береговой, озорничать, гармония
10)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) раз..грать, без..нвентарный, супер..скусный 2) пр..кратить, пр..страстие, пр..болеть 3) пр..гульщик, запр..кинуть, (совершить серьёзный) пр..ступок 4) бе..компромиссный, и..сякнуть, и..подтишка 5) с..язвить, из..ян, меж..ярусный
11)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) берест..ной, вслуш..ваться 2) карандаш..к, продл..вать 3) неж..нка, выносл..вый 4) сгущ..нка, смущ..нный 5) предматч..вый, им..чко
12)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) (дети) плач..т, жажд..щий 2) дыш..щий, (они) приумнож..т (богатство) 3) (он) паш..т (поле), (мы) наполн..м (вёдра) 4) (он) раска..тся, крас..вший (двери) 5) встро..нный, слыш..мый
13)Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Оставив чай (НЕ)ДОПИТЫМ, Макар быстро собрался и пошёл в тайгу. Вошедший был (НЕ)ВЫСОКИМ и не низким, но отчего-то казалось, что в этой комнате он выше всех. На улице было (НЕ)ПО-ВЕСЕННЕМУ холодно. Подойдя поближе, я увидел, что столешница (НЕ)ДЕРЕВЯННАЯ – её поверхность лишь имитировала дерево. Разговаривать было вроде (НЕ)(О)ЧЕМ; она молчала, я тоже молчал.
14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Железо уже было раскалено (ДО)КРАСНА, и кузнец (НА)КОНЕЦ приступил к работе. (В)ЗАВЕРШЕНИЕ дня, ЧТО(БЫ) ни происходило, я устраивал получасовую медитацию. (ПО)СКОЛЬКУ на улице было тепло, Маруся решила отправиться (НА)ВСТРЕЧУ с друзьями. Когда выезд (ЗА)ГРАНИЦУ был разрешён, мы решили поехать в Италию, (ПРИ)ЧЁМ решение это было на удивление единогласным. За окном было всё ТО(ЖЕ) безмятежное небо, зелёный двор, по которому ходили жирные гуси, (БЕЗ)УМОЛКУ кричавшие, но что-то – я ясно это ощущала – изменилось.
15)Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Почему Бах, потомстве(1)ый музыкант из старого, почте(2)ого, всюду уважаемого рода, стоявшего много выше рода Швальбе, оказался неотёса(3)ым мужланом, синдик и сам не знал. Он, правда, слышал, что Бах, человек просвещё(4)ый и начита(5)ый, не получил университетского образования в отличие от большинства известных музыкантов, но сам Швальбе не кончил даже гимназии и ставил это себе в заслугу, почитая самообразование выше готовых знаний.
16)Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Перед отъездом Тоня прокрутила в голове как самый благоприятный так и наименее удачный сценарий предстоящей встречи и была морально готова к любому повороту дела к любому финалу. 2) На завтрак постояльцам предлагали омлет или овсяную кашу на молоке а на ужин гости могли заказать картофельное пюре и гуляш или макароны с куриными оладьями. 3) В густых зарослях камыша постоянно кричали какие-то птицы и квакали лягушки. 4) Алик в смятении вышел из дома Дианы и почувствовал себя не то обманутым не то обманщиком. 5) У нас на даче в том году был богатый урожай яблок и груш моркови и картофеля лука и чеснока.
17)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Он хотел было бросить бумажку в (1) окаменевший желтовато-серый сугроб, но (2) вспомнив о конспирации (3) смял и сунул в карман, затем одёрнул (4) вздыбившийся от быстрой ходьбы (5) пуховик и (6) набрав цифровой код на двери (7) открыл её и проник в полуподвальное помещение (8) похожее на заброшенный паспортный стол.
18)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). О, чтобы было всё не так, чтоб всё иначе было, наверно (1) именно (2) затем (3) наверно (4) потому играет будничный оркестр привычно и вполсилы, а мы так трудно и легко всё тянемся к нему. Ах, музыкант (5) мой музыкант! Играешь, да не знаешь, что нет печальных, и больных, и виноватых нет, когда в прокуренных руках так просто ты сжимаешь, ах, музыкант (6) мой музыкант (7) черешневый кларнет! (Б.Ш. Окуджава)
19)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Стоит отметить (1) что мелкая асбестовая пыль (2) появления (3) которой (4) нельзя избежать при добыче и переработке асбеста (5) является чрезвычайно опасной для органов дыхания.
20)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Пока велосипед нёсся в темноте (1) мимо громады санатория с мерцающими окнами (2) мальчик старался быть особенно внимательным (3) чтобы не влететь в колдобину (4) и (5) чтобы (6) если встретится на дороге большой камень (7) суметь удержать в руках руль.
22)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Герой-рассказчик не захотел работать в колхозе в летний период, потому что работа у бабки Анны показалась ему более привлекательной. 2) Бабка Анна взяла рассказчика на работу, но за его труды она платила ему не деньгами, которых от продажи огурцов у неё было немало, а едой: кормила его дважды в день, а по воскресеньям – три раза. 3) Работа по поливу огорода бабки Анны была очень тяжёлой: территория, засаженная огурцами, занимала две тысячи квадратных метров, колодец был глубоким, а рассказчик трудился в одиночку. 4) Бабка Анна была профессиональным агротехником, поэтому высокие урожаи различных овощей на её огороде не были случайностью. 5) После непосильной работы на огороде бабки Анны рассказчик, устроившись на пошивочную фабрику помощником наладчика, на себе ощутил, что такое настоящая людская доброта и сердечность, и это было для него очень важно.
26)«В сборник “Откровенный разговор, или Беседы о жизни с сыномстаршеклассником на пределе возможной откровенности” вошла “Новелла о бабке Анне”, в которой Юрий Андреев рассказывает о собственном детстве. Среди средств выразительности, используемых автором, стоит отметить следующие: такой троп, как (А)______ (в предложении 25), такие приёмы, как (Б)______ (в предложениях 18–19) и (В)______ (предложения 26–27), а также такое синтаксическое средство, как (Г)______ (предложения 10, 20, 26)».
Примерный круг проблем
1)Проблема чрезмерного эгоизма и собственничества. Проблема стремления к наживе любой ценой. (Что такое эгоизм и собственничество? Что такое жажда наживы? Как проявляется эгоизм, жажда наживы? Как связаны эгоизм, жажда наживы и равнодушие? Чем опасен эгоизм? Чем опасна жажда наживы? Когда эгоизм/жажда наживы проявляется особенно ярко?)
2)Проблема влияния войны на жизнь мирных жителей. (Как война влияет на жизнь людей, мирных жителей?)
3)Проблема детского труда. (Каким не должен быть детский труд? Каким должно быть отношение взрослых к детскому труду?)
Позиция автора
1. Чрезмерный эгоизм и собственничество, жажда наживы – это дурные качества человека, стремящегося удовлетворить только собственные потребности. Всё это проявляется в равнодушии человека к чужой беде, к общему делу. Такой человек не способен на сочувствие, не может быть бескорыстным, добрым и щедрым. Он стремится нажиться любой ценой, даже на беспомощности других, отсутствии у них выбора; и от такого эгоизма страдают в первую очередь те, кто становится оружием, «рабочим инструментом». Особенно ярко эгоизм, собственничество, жажда наживы проявляются в кризисные периоды, такие как война, когда основная часть людей стремится делать всё возможное ради общего дела и ради помощи ближнему.
2. Война, будучи кризисным периодом, раскрывает сущность каждого человека: она способна выявить как самые ценные черты личности (доброту, человечность, готовность помогать ближнему, работать на общее благо), так и самые дурные (равнодушие, чёрствость, эгоизм, алчность).
3. Детский труд должен быть посильным, нельзя принуждать детей делать то, что может быть тяжело даже взрослому человеку. Кроме того, к работающим детям стоит относиться с добротой и пониманием, если у них не сразу получается делать всё так, как нужно. Дети особенно сильно нуждаются в поддержке, помощи, человечном отношении.
Другие тренировочные варианты ЕГЭ 2021 по русскому языку 11 класс:
Тренировочные варианты ЕГЭ по русскому языку задания с ответами
19.04.2021 варианты РУ2000101 РУ2000102 ответы и задания по русскому языку 11 класс ЕГЭ 2021
Почему? Правописание, правило.
Как пишется «покатались»: слитно или раздельно?
Как правильно пишется слово: «покатались» или «по катались»?
Как правильно писать слово: «покатались» или «по катались»?
Какая часть речи слово покатались?
Пример предложения со словом покатались?
3 ответа:
5
0
Словоформа «покатались» начинается с «ПО-«. Но вопрос в том, не ошибочно ли мы так считаем? «По» может быть, теоретически, чем угодно: началом корня; приставкой, которая пишется слитно; приставкой пишущейся через дефис; предлогом.
В данном случае элементарная выдержка из словобразовательной схемы покажет, что «ПО-» — это глагольная приставка: «катались — покатались». Поскольку перед нами не наречие, говорить о возможности дефиса нет смысла.
Писать «по катались» (раздельно) также нельзя.
Пишите только слитно.
_
Например:
- «Покатались на роликах», «покатались на велосипедах», «покатались на лошадях», «покатались с радостью», «покатались и не упали», «покатались во сне с горки».
Пример предложения:
- «Вчера мы с удовольствием покатались на гироскутерах, и эта прогулка была намного интереснее, чем позавчера на сегвее».
0
0
конечно же «покатались», то есть слитно, потому что «покатались» — глагол, «по» — приставка. Если же раздельно, то есть «по катались», то получится ошибочно — «по» в этом случае предлог, но предлог мы не можем поставить к глаголу.
0
0
Добрый день.
Давайте узнаем, как правильно писать слово «(по)катались».
Мы определим часть речи данного слова, зададим вопрос «что сделали?».
Получаем, что это слово глагол, которые пишутся без использования предлогом.
Правильный ответ: «покатались».
Пример.
Покатались на машине мы хорошо, теперь отдохнуть бы хорошо.
Читайте также
«Не требуется» — это даже и не слово, а два слова. Первое — частица, а второе — глагол.
Думается, что такое предположение не было голословным, поскольку второе слово («требуется») отвечает на вопрос «что делает?» (или «что делается?», если создавать вопрос с обычной формальностью, не вдаваясь в смысл). Да и обладает другими категориальными признаками глагола.
А первое слово («не») не может быть признано приставкой, потому что если в языке есть слово «требуется», но не может быть слова «нетребуется». Это понятно из правила, обуславливающего соответствующую раздельность глаголов с «НЕ».
_
Итак, глагол «требоваться относится к совокупности тех, которые не сливаются с «НЕ». Писать «нетребуется» нельзя.
Ещё одно простейшее доказательство того — возможность принудительного разделения «НЕ» и глагола вставленным словом. Например: «не очень требуется», «не слишком требуется», «не каждый год требуется» и так далее.
Других доказательств не потребуется.
Предложение.
- «А что, разве не требуется даже подтверждения своей почты?».
«Чёрно-белый» — это сложное имя прилагательное, являющееся высокочастотным представителем так называемой колоративной лексики (выражение цвета) с возможной коннотацией «блеклый во всех отношениях» и с модальностью «отрицание цвета».
Как известно, коннотативные значения никогда не берут верх при объяснении орфографии слов, поэтому в данном случае мы должны воспринимать это прилагательное только как цветообозначение. Такие слова пишется с дефисом. К тому же части слова «чёрно-белый» совершенно семантически равноправны.
Писать «чёрно белый» (раздельно) или «чёрнобелый» (слитно) нельзя.
Например (предложения).
- «Любая чёрно-белая фотография носит в себе оттенки старины».
- «В третьем зале музея стояли чёрно-белые телевизоры».
- «Ваня Мельничаненко почему-то воспринимал мир только в чёрно-белых тонах».
1) Утверждение: Это непреступный (находящийся в рамках закона) случай простой женской хитрости.
2) Отрицание:
Случай этот — не преступный, здесь скорее нарушение общественной морали.
Случай этот отнюдь не преступный.
Планы у подростков были не преступные, а вполне безобидные.
Надо сказать, что обе формы, слитная и раздельная, используются крайне редко, в отличие от омофона «неприступный» (с большой частотностью). Особенно это касается слитного написания, когда поисковик указывает на ошибку и предлагает найти слово «неприступный».
Сочетание «со мной» (ударение на «О«, которая после «Н«) — это ни что другое, как предлог «С» с местоимением «Я«. Но мы эмпирически понимаем, что говорить «Пойдём с я» нельзя.
- «Со» — вариант «с», иногда используемый, в частности, перед [м] плюс согласная. Например: «со многими». Это из разряда «подо», «предо», «передо», «ко», «во», «надо», «обо» и так далее.
- «Мной» («мною») — это указанное выше «Я» в творительном падеже. «С кем? — со мной (со мною)». Личное местоимение.
Предлоги нельзя в таких случаях подсоединять к личным местоимениям. Подобные примеры: «с тобой (с тобою)», «с ней (с нею»)», «с ним».
Писать «сомной» нельзя. Нужен пробел.
Предложения:
- «Со мной всё в полном порядке, Трофим, а с тобой ничего не случилось ли?».
- «Будь со мной, Игнатий, не когда тебе это необходимо, а всегда».
Слово «повеселее» находится в составе систематизированного языка, в числе подобных единиц («получше», «понастойчивее», «похуже» и так далее).
Элемент «по-«, который мы при написании таких слов порой не знаем, к приставкам его отнести или к предлогам, является всё-таки приставкой.
Оттолкнёмся от имени прилагательного «весёлый» и от наречия «весело». И у первого, и у второго слов имеются формы (одинаковые!) сравнительной степени, которые образуются так:
- «Весёлый — веселее — повеселее».
- «Весело — веселее — повеселее».
К простейшей классической форме прибавляется наша приставка, преобразуя её в разговорную. Этот приём — системный. Пишется приставка слитно. Писать «по веселее» (или «по веселей») нельзя.
Например.
- «Повеселее, повеселее, Родион, не засыпай!».
Правильный вариант написания слова: катаешься
Правило
Мягкий знак в конце
Начнем с мягкого знака:
- в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.
Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
- Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
- Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:
стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.
Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:
носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ
бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ
чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ
есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят
дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
- все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
- 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
- 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).
- Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
- Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.
Морфологический разбор слова катаешься
1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: кататься (инфинитив);
Постоянные признаки: 1-е спряжение, непереходный, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.
Похожие слова
толковый словарь
I несов. неперех.
1. Двигаться, передвигаться — неоднократно, в разное время и в разных направлениях (об округлом предмете или о предмете на колесах, на полозьях).
2. Скользить по наклонной поверхности.
II несов. неперех.
1. Стремительно, быстро двигаться, ехать, идти — неоднократно, в разное время и в разных направлениях (о средствах передвижения).
2. Скользить, передвигаясь, по гладкой поверхности.
III несов. неперех.
Ездить на чём-либо на прогулку или с целью развлечения — неоднократно, в разное время и в разных направлениях.
IV несов. неперех.
Уметь передвигаться на коньках, на лыжах и т.п.
V несов. неперех. разг.
Переваливаться с боку на бок, лёжа на спине (о человеке или животном).
VI несов. неперех. разг.
Ездить много или часто; разъезжать.
КАТА́ТЬСЯ — глаг., нсв., употр. сравн. часто
Морфология: я ката́юсь, ты ката́ешься, он/она/оно ката́ется, мы ката́емся, вы ката́етесь, они ката́ются, ката́йся, ката́йтесь, ката́лся, ката́лась, ката́лось, ката́лись, ката́ющийся, ката́вшийся, ката́ясь; св. поката́ться; сущ., с. ката́ние
1. Если что-либо круглое катается, значит, это перемещается в разных направлениях.
В ногах катался теннисный шарик. | св.
Мячик покатался по столу и упал на пол.
2. Если вы катаетесь, значит, вы переворачиваетесь с боку на бок, обычно несколько раз.
Он выл и катался по земле от боли.
3. Когда вы катаетесь на чём-либо, например на машине, велосипеде, в санях и т. п., вы передвигаетесь на них, часто для развлечения.
Кататься на лыжах. | Летом я научилась кататься на лошади. | св.
Поехали покатаемся на роликовых коньках?
4. Если вы катаетесь куда-либо, значит, вы много ездите туда.
Он по пять раз за день к ней катается. | Мог бы хоть раз заехать ко мне, раз по всей стране катаешься.
5. Если вы катаетесь со смеху, значит, вы очень сильно смеётесь.
Он буквально катается со смеху от самой невинной шутки.
6. Если о ком-либо говорят, что он как сыр в масле катается, то имеют в виду, что он ни в чём не нуждается, живёт в достатке.
толковый словарь ушакова
КАТА́ТЬСЯ, катаюсь, катаешься, несовер.
1. Те же знач., что у гл. катиться в 1 и 2 знач., с той разницей, что катиться означает движение в один прием и в одном направлении, а кататься — движение, повторяющееся и совершающееся в разное время, в разных направлениях. «Яблочко по блюдечку катается.» песня. Кататься на лодке. Кататься на коньках.
2. Переваливаться на спине с боку на бок (разг.). «Катается от боли по полу.» Чехов.
• Кататься со смеху (разг. фам.) — сильно хохотать. Как сыр в масле катается — см. сыр.
толковый словарь ожегова
КАТА́ТЬСЯ, -аюсь, -аешься; несовер.
1. То же, что катиться (в 1 знач., но обозначает действие, совершающееся не в одно время, не за один приём или не в одном направлении). Мяч катается по площадке.
2. Совершать прогулку или упражняться, передвигаясь на чём-н. К. на велосипеде. К. на коньках. К. с горы на санках.
3. Переваливаться с боку на бок (разг.). К. по земле. К. от боли.
| сущ. катание, -я, ср. (к 1 и 2 знач.).
| прил. катальный, -ая, -ое (ко 2 знач. в нек-рых сочетаниях). Катальная гора (для катания на санках).
толковый словарь даля
КАТАТЬСЯ, катиться, катываться, подвигаться валясь чрез себя, вертеться по чем колесом и изменять место. Ядро катится, бежит покатом. Бревна катаются, их катают. За что ни хватись, про все в люди катись! Кататься, катываться на чем, прогуливаться на лошадях, либо водою.
| Валяться, перекатываться. Лошадь катается по траве. От боли катается по полу. Собака перед домом катается (валяется), гости будут. Хоть в нем катайся, хоть купайся, в том, чего в избытке. Мы катались со смеху.
| Катиться, катываться, плавно спускаться, течь, нестись, спускаться. Катиться с горы на салазках. Река катит волны, воды свои или катится. Луна катится по небу. Сядешь — едешь, ляжешь — катишься, такой диван. Одна слеза катилась, другая воротилась, горе и раздумье.
| У моряков, о парусном судне: уклоняться носом в сторону, от парусов и руля, для перемены пути или поворота. Вскатить бревно на сруб. Вкатить ядро в пушку. Выкатить бочку. Докатить до ворот. Закатить чарку. Накатить камень на крышу. Накатывать дорогу. Нискатить, скатить что сверху. Окатывай мяч круглее. Ядро откатилось, покатилось, подкатилось под дрова. Перекати его сюда. Я его прикатил. Оно прокатилось мимо, скатилось сверху, раскатилось шибко и укатилось далеко. Солнышко закатилось. Выкатала белье, докатала, перекатала все, много накатала. Откаталась совсем. Подкатить бочку под навес. Подкатить в карете под крыльцо. Покатаю еще, чтобы не перекатывать его. Скатай лист в трубку. Скатать катанки. Укатать дорожки. Закатала яйцо в кокурку. Выкатал яичко, на пасху. Прикатить в гости, приехать. Прокатил во весь дух. Покатались в санях, накатались вдоволь. Прокатывайтесь чаще. Катать и качать, два различные гл., хотя они часто смешиваются (даже в словарях), но с предлогами катывать иногда переходит в качивать, сохраняя притом значение катать, а не качать: Выкати рукав больше, да выкачивай покруглее; закати угол (закругли), закачивай покруче. Напротив, ·в·знач. пить, кутить, гнать лошадей и пр, как и в прямом ·знач. (катить обруч, колесо), остается закатывать. Катонить пермяц., шутл. катать, ехать, нестись. Катанье ср., ·длит. ·сост. по гл. и действие по гл. катать и -ся. Катанье, празднество, гулянье, езда для забавы. Первого мая бывает большое катанье, как на масляной. Не мытьем, так катаньем. Женский обычай, не мытьем, так катаньем, а свое возьмет. Коченье ср., ·длит. действие по гл. катить. Катка жен., ·об. действие по гл. катать; перевозка чего на тачках; сечение, телесное наказание. Нарядить рабочих в катку и таску бревен. Катальный, к катанью служащий, относящийся. Катальный стан, плющильный, который выкатывает что в листы, ровняет, гладит. Катальная машина, в разных производствах, и пр. в кожевенном, для прокатки кож. Катальной доской мнут кожи.
энциклопедический словарь
КАТА́ТЬСЯ -а́юсь, -а́ешься; нсв.
1. = Кати́ться (1 зн.), но обозначает перемещения, совершающиеся в разное время и не в одном направлении или не за один приём.
2. Переворачиваться, переваливаться с боку на бок (о людях, животных). К. от боли. Они яростно боролись, катаясь по земле.
3. Ездить на чём-л., в чём-л., передвигаться с помощью чего-л. для развлечения или для упражнения. К. на коньках, на лыжах, на велосипеде, на машине, на лодке.
4. Разг. Много, часто ездить куда-л. Куда это ты всё катаешься?
◊ Ката́ться со́ смеху. Очень сильно смеяться. Как сыр в масле ката́ться. Жить в довольстве, имея всё в изобилии.
◁ Ката́ние; Ката́нье (см.).
академический словарь
-а́юсь, -а́ешься; несов.
1. То же, что катиться (в 1 знач.), с той разницей, что кататься означает движение, повторяющееся, совершающееся в разных направлениях или в разное время.
Карандашик катался по карте, разбитой на квадраты. Катаев, Флаг.
Филимонов посмотрел на катавшиеся в ящике банки с консервами. Ажаев, Далеко от Москвы.
||
Переворачиваться, переваливаться с боку на бок (о людях, животных).
Кататься от боли.
◊
Мы яростно начали бороться, катаясь по песку. Гладков, Вольница.
2. Ездить на чем-л., в чем-л., передвигаться с помощью чего-л. для развлечения или для упражнения.
Кататься на коньках.
◊
Он даже научил ее кататься на велосипеде. Чехов, Ариадна.
На берегу еще оставалось много народа, и с моря слышались песни катающихся на лодках. Катаев, Белеет парус одинокий.
3. разг.
Много, часто ездить куда-л.
— Кстати, он о тебе все спрашивал, — куда и куда Лагунов катается? По каким делам? Первенцев, Честь смолоду.
4. страд. к катать (в 1, 4, 5, 6 и 7 знач.).
◊
кататься со́ смеху
очень сильно смеяться.
— как сыр в масле кататься
поговорки
Кататься да валяться. Олон. Лежать без движения (о бумагах, делах). СРНГ 13, 125.
словарь русского арго
см.: в шоколаде (быть, кататься, купаться);
На лошадках кататься
словарь сленга
Совершать карманные кражи в городском транспорте.
орфографический словарь
ката́ться, -а́юсь, -а́ется
формы слов
ката́ться, ката́юсь, ката́емся, ката́ешься, ката́етесь, ката́ется, ката́ются, ката́ясь, ката́лся, ката́лась, ката́лось, ката́лись, ката́йся, ката́йтесь, ката́ющийся, ката́ющаяся, ката́ющееся, ката́ющиеся, ката́ющегося, ката́ющейся, ката́ющихся, ката́ющемуся, ката́ющимся, ката́ющуюся, ката́ющеюся, ката́ющимися, ката́ющемся, ката́вшийся, ката́вшаяся, ката́вшееся, ката́вшиеся, ката́вшегося, ката́вшейся, ката́вшихся, ката́вшемуся, ката́вшимся, ката́вшуюся, ката́вшеюся, ката́вшимися, ката́вшемся
синонимы
гл. несов.
разъезжать
ездить
колесить
раскатывать
много и часто ездить по разным местам)
грамматический словарь
полезные сервисы