По какой стране не путешествовали герои сказок александра волкова

В детстве я обожала читать сказки. сказочные истории завораживали своим волшебством. я была глубоко уверена, что на самом деле существует

В детстве я обожала читать сказки. Сказочные истории завораживали своим волшебством. Я была глубоко уверена, что на самом деле существует и волшебная палочка, и скатерть-самобранка, и наливное яблочко. Причудливость древних сказаний чередовалась с рассказами писателей сказочников — Шарля Перро. братьев Гримм, Ганса Христиана Андерсена. Классика сменялась современными произведениями. Но, если Приключения Незнайки или Буратино еще можно было отыскать в детской библиотеки, то «Волшебник Изумрудного Города» был практически недосягаем. Книгу невозможно было достать. С большим трудом папе удалось уговорить знакомого дать «Волшебника» на несколько дней. Клятвенно было заверено, что с книгой я буду обращаться чрезвычайно бережно. Перед тем, как взяться за чтение, я тщательно мыла руки и почти боялась дышать, чтобы не потревожить драгоценные страницы.

Я погрузилась в сказочный мир с добрыми феями, зловещими колдуньями, добрыми и милыми существами. Прелесть истории была в ее возможной достоверности. Ведь Элли самая обычная девочка, перелетевшая через горы на своем фургончике. Однако, моим любимым персонажем стала Стелла — Розовая Фея Вечной Юности.

Мир, созданный воображением Александра Волкова, открывался мне постепенно, по мере того, как удавалось раздобыть книги о приключениях Элли и ее друзей.

Создатели сказок Александр Волков, фото № 1

В начале 1970-х годов на экраны вышел многосерийный кукольный мультфильм по сказке «Волшебник Изумрудного Города». Любимые герои приобрели зримый облик, заговорили голосами известных артистов Клары Румяновой, Спартака Мишулин,а Зиновия Гердта, Валерия Золотухина, Ольгы Аросевой, Рины Зеленой, Владимира Высоцкого, Вениамина Смехова, Леонида Каневского.

Увы, об авторе сказки большинству из нас известно немного. А между тем судьба его была необычайно интересной.

Александр Мелентьевич Волков прожил 86 лет. Его сердце перестало биться 3 июля 1977 года.

Создатели сказок Александр Волков, фото № 2

Недавно я прочитала интервью с его внучкой Калерией Волковой, в котором она делится воспоминаниями о своем деде.

Создатели сказок Александр Волков, фото № 3— Дедушка был главным человеком в моей жизни, — говорит Калерия Вивиановна (на фото). —Я считала, что у меня два отца — папа Вива и папа Шура. С дедушкой я проводила много времени. Он брал меня в планетарий, где читал лекции, в букинистические магазины, которые любил посещать. Накануне Нового года мы с ним делали елочные игрушки: оборачивали в конфетную фольгу орехи, вырезали звезды и корзиночки, сооружали конфетки-«обманки»… Знаете, в какой-то степени он был для меня волшебником.

— И не только для вас. Александр Волков подарил ощущение волшебства миллионам детей.

— Дедушка получал мешки писем. На самые интересные отвечал. У меня до сих сохранилось огромное количество детских посланий. И так как книга «Волшебник Изумрудного города» была в дефиците, часто ребята обращались к Александру Мелентьевичу с просьбой прислать экземпляр. Мы с дедушкой ездили в издательство, он приобретал три пачки книг, а потом раздавал их юным читателям.

Создатели сказок Александр Волков, фото № 4

— Какое из писем вам особенно запомнилось?

— Однажды пришло письмо от родителей ребенка, страдавшего ДЦП. Мальчик очень любит книги, рассказали они, но сказку «Волшебник Изумрудного города» достать им не удалось. И попросили ее прислать. Дед пригласил их домой, познакомились. Конечно же, подарил мальчику свою книгу. И, знаете, мы дружим с сыном этих людей до сих пор. Он живет в Америке. Закончив вуз, стал историком.

Также запомнилось, как свою книгу дедушка переслал ученикам, которые от руки переписали его сказку и перерисовали иллюстрации. Рукописный экземпляр у меня до сих пор хранится.

— Наверное, у вас в детстве были особые ощущения, когда брали в руки дедушкину книгу?

— Мне, конечно же, нравилась эта замечательная сказка. И, разумеется, я знала, кто ее автор. Но никакой патетики по этому поводу в нашей семье не было.

— Как Александр Мелентьевич отмечал свои дни рождения?

— Обычно в узком семейном кругу. А на юбилеи к нам в дом приходило много гостей: писатели, художники… Накрывался стол. Были любимый дедушкин салат «оливье», пирожки с мясом…

— Какие подарки он ценил?

— Лучшим подарком считал книги. Особенно интересовался исторической и приключенческой литературой. Кроме того, коллекционировал прижизненные издания Жюля Верна и гордился своим достаточно большим собранием.

Александр Мелентьевич преподавал высшую математику в Московском институте цветных металлов и золота, был доцентом, а литературу считал своим хобби

Создатели сказок Александр Волков, фото № 5

— Как его коллеги относились к тому, что он пишет сказки?

— Активно заниматься литературной деятельностью дедушка стал, когда ушел на пенсию в 1955 году. У него не было писательских амбиций, которые бывают у людей сегодня. В каждом издании сказки «Волшебник Изумрудного города» обязательно указывалось, что это переработка сказки американского писателя Фрэнка Баума «Мудрец из страны Оз». Дедушка много своего добавил — по сравнению со сказкой Баума его произведение увеличилось в два раза. Сказка «Волшебник Изумрудного города» увидела свет в 1939 году. Но в кругу коллег Александр Мелентьевич не афишировал выход книги. А Волков — ведь фамилия распространенная.

О книге знали лишь близкие друзья деда. Момента славы как такового, думаю, он и не почувствовал.

Создатели сказок Александр Волков, фото № 6

— Изумрудный город наверняка родился в фантазии Александра Волкова под влиянием того, что работал он в институте цветных металлов и золота?

— Ассоциация скорее связана с Томском, где он заканчивал учительский институт. Это очень зеленый город. Имею в виду не только растительность. До революции 1917 года все крыши в Томске по указу губернатора были выкрашены в зеленый цвет. Отсюда и Изумрудный город, и зеленые очки в сказке.

Создатели сказок Александр Волков, фото № 7

— Какая черта деда вас особенно поражала?

— Всю жизнь он оставался ребенком и был очень доверчив.

— Александр Волков верил в судьбу?

— Да, и считал, что она к нему благосклонна. Говорил, что Бог его не раз берег. В 1920-х годах он уехал из родного Усть-Каменогорска работать в Ярославль, куда его пригласили преподавать. А буквально через полгода в Усть-Каменогорске начались аресты. Всех его близких друзей расстреляли. Если бы дед остался в родном городе, его постигла бы такая же участь. Судьба вовремя увела его и из Ярославля. Деда пригласили в Москву преподавать в институте, а вскоре Ярославль охватили репрессии.

Создатели сказок Александр Волков, фото № 8

— Тем не менее на долю Александра Волкова выпало немало тяжких испытаний. Совсем маленькими умерли два его сына. Вивиан в пять лет — от дизентерии, а спустя три года двухлетний Ромуальд — от крупа. И, что удивительно, двух мальчиков, спустя время родившихся в семье, родители снова назвали теми же именами.

— Вот этого я никогда понять не могла. Ни за что сама бы так не сделала. Вообще дедушка относился к именам не совсем обычно. Ему нравились имена редкие, словно сказочные. Хотя нужно сказать, что имена Вивиан и Ромуальд есть в святцах.

— Да и у вас имя не часто встречающееся — Калерия…

— Меня назвали в честь бабушки. Дедушка очень любил ее. Познакомился с ней в 24 года на новогоднем вечере в Усть-Каменогорске. Она была преподавательницей танцев и гимнастики в гимназии. После бабушкиной смерти в 1947 году дедушка больше не женился. Он был однолюб. Я родилась через год после смерти бабушки.

Создатели сказок Александр Волков, фото № 9

— Чем увлекался Александр Мелентьевич?

— Первым его хобби было творчество, а вторым — рыбалка, любовь к которой он пронес через всю свою жизнь. И отца моего приобщил к этому. Летом мы ездили порыбачить всей семьей, и это был самый лучший вид отдыха. К слову, как-то отправились на рыбалку в Одессу. Ехали через Киев. Три дня гостили в этом очень красивом городе. Как раз было начало лета.

— А за границей Александр Волков бывал?

— Нет, никогда. Дедушка говорил, что путешествует в снах.

Создатели сказок Александр Волков, фото № 10

— При этом ведь знал несколько иностранных языков — французский, немецкий, английский.

— Французский дед выучил самостоятельно, читал на нем свободно, переводил прекрасно. Но разговаривать не мог. Так как учил язык по книгам и никогда его не слышал, совершенно не знал произношения. К слову, сказка «Волшебник Изумрудного города» появилась благодаря тому, что дедушка начал учить английский язык — просто так, для себя. В институте, где он работал, для студентов и преподавателей работал кружок. Книжка Баума «Мудрец из страны Оз» попала дедушке в руки во время обучения. Александр Мелентьевич начал ее переводить и так увлекся, что в результате появилась сказка «Волшебник Изумрудного города». Тоже ведь судьба. Попадись книга о мудреце из страны Оз кому-то другому, может, ничего бы и не было.

К слову, книги Александра Волкова («Волшебник Изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Семь подземных королей», «Огненный бог Марранов», «Желтый туман», «Тайна заброшенного замка») были переведены на многие иностранные языки. Переводили в Голландии, Китае, Чехии… В Германии при одной из школ даже есть музей Александра Волкова.

— Читала, что общий тираж произведений Александра Волкова — около 25 миллионов экземпляров.

— Таким он был при жизни деда. Думаю, сейчас гораздо больше.

— Александр Мелентьевич был человеком обеспеченным?

— Мы никогда не бедствовали, но и шикарно не жили. Да, были достаточно обеспечены. Дедушка купил машину «Победу». Но сам ее не водил. За рулем был мой папа. Меня не баловали. Не было такого, чтобы я что-то захотела и мое желание тут же исполнили бы. Да я и не просила ничего особенного. В детстве у меня были две любимые игрушки — опилками набитый медведь и пластиковая кукла. Дедушка обычно дарил мне что-то полезное: книги, альбомы для рисования, карандаши. А когда мне исполнилось восемь лет, я получила в подарок двухколесный велосипед. Моему счастью не было предела! Не баловали меня, и когда я подросла. Если в старших классах я хотела пойти на праздник в школу в новом платье, мама говорила: «Вот отрез ткани. Сшей себе что-нибудь сама». Так я научилась шить. Деньги в семье легко тратились только на книги.

Создатели сказок Александр Волков, фото № 11

— Каким Александр Волков был в быту? Как одевался, питался?

— Быт был простым и скромным. Одежде особого значения дед не придавал. А одним из его любимых повседневных блюд был жареный лук с черным хлебом. Лук нарезал мелкими кубиками и жарил на подсолнечном масле. Очень любил пельмени. Их мы готовили всей семьей. А еще у нас была традиция — варить варенье из смородины. Ягоду собирали на даче, потом садились за стол и состригали хвостики. Это сейчас варенье можно купить в супермаркете. А в то время, если хотелось пить чай с вареньем, нужно было позаботиться заранее.

— Кто-то из потомков пошел по стопам Александра Волкова?

— Сыновья его стали инженерами. Никакого отношения к творчеству не имели. Я тоже по образованию инженер. Двадцать лет отработала конструктором, а еще двадцать семь преподавала математику в школе. От деда унаследовала дар объяснять сложные вещи понятно. Он любил математику и в первую очередь считал себя педагогом, а потом уже писателем. Если вы заметили, в сказках деда всегда все очень логично.

Создатели сказок Александр Волков, фото № 12

— Читала, что студенты любили его.

— Это правда. Он имел хорошее чувство юмора. У деда была катаракта, один глаз неудачно прооперировали и он им не видел. Когда же давал студентам контрольную, любил говорить: «Не списывайте — гляжу в оба».

Создатели сказок Александр Волков, фото № 13

— От чего умер Александр Волков?

— У него был рак кишечника. Правда, о своем диагнозе он не знал — мы от него скрывали.

— Как считаете, дед ваш был счастливым человеком?

— Думаю, да, хотя прожил непростую жизнь. Но в то время ни у кого она не была безоблачной.

— Что бы вы сказали своему дедушке сегодня, если бы он мог вас услышать?

— Сто раз спасибо за все!

Создатели сказок Александр Волков, фото № 14

PS. Когда родилась моя старшая дочь в начале 90-х годов, первой книгой, которую я для нее купила стал полный сборник всех приключений Элли.

На чтение 8 мин. Опубликовано

Александр Волков написал удивительную повесть о приключениях маленькой девочки Элли и ее друзей в сказочной стране. Характеристике главных героев «Волшебника Изумрудного города» автор уделил особенное внимание. В течение произведения видно, как изменились персонажи на пути к достижению своих целей. Они стали настоящими друзьями, помогали друг другу преодолевать преграды, чтобы каждый из них смог исполнить свою мечту.

Персонажи повести

В произведении Александра Волкова в центре повествования оказываются положительные персонажи. Все отрицательные, как правило, играют второстепенные роли. В повести встречаются такие герои:

Персонажи повести «Волшебника Изумрудного города»

  • Элли;
  • Тотошка;
  • Страшила;
  • Железный Дровосек;
  • Трусливый Лев;
  • Великий Гудвин;
  • Гингема;
  • Виллина;
  • Бастинда;
  • Стелла.

Последние четыре персонажа в списке — это ведьмы из волшебной страны. Они выступают второстепенными героями произведения.

Элли Смит

Элли — главная героиня первых трёх сказок Александра Волкова о Волшебном мире. Это маленькая девочка из Америки. Она живет с мамой, папой и своим песиком Тотошкой в старом фургончике в городе Канзасе. На момент событий, описываемых в повести, Элли было всего 9 лет. Во время страшного урагана фургончик ее семьи подняло потоком воздуха в небо и унесло в Волшебную страну. Так уж сложилось, что Элли и Тотошка в тот момент были в нем, а не вместе с родителями в укрытии. Фургончик с девочкой и песиком упал прямо на жилище Гингемы. За счет этого он уничтожил злую ведьму и спас жевунов от ее правления.

Элли Смит

От доброй феи Виллины героиня узнала, что добраться обратно домой ей может помочь только Гудвин. Но до него еще нужно дойти, ведь он живет в Изумрудном Городе. По дороге к волшебнику девочка встретила Страшилу, Льва и Железного дровосека — все вместе они отправились к Гудвину, чтобы он исполнил их самые заветные желания. По пути героям пришлось пережить немало трудностей. Благодаря этому они сплотились, показали себя с наилучшей стороны и стали настоящими друзьями.

По характеру Элли очень добрая, чуткая и храбрая девочка, она была готова всегда прийти на помощь нуждающимся. Она очень честная, скромная, даже слегка стеснительная, но в то же время малышка способна защитить себя и дать отпор врагам.

После того как Элли и ее друзья добрались до Гудвина, им пришлось выполнять его задания. По завершении, Страшила, Лев и Дровосек получили то, что хотели, а девочка вместе с Великим и Ужасным вернулась в Канзас.

Фамилия Элли — Смит появилась в произведении далеко не сразу. Впервые автор упомянул ее только в третьей книги цикла под названием «Семь подземных королей», изданной в 1964 году. До этого момента девочка и ее родители — Джон и Анна — были известны только по именам.

У образа Элли был свой прототип. За основу главной героини, так же, как и трех ее друзей, Александр Мелентьевич взял героев из книг Лаймена Баума «Волшебник из страны Оз». Правда, в его произведениях использовалось другое имя — Дороти. У девочек также разные характеры. Если Элли из повести Волкова больше похожа на отважную, добродушную героиню из какого-то советского мультфильма, то Дороти Баума скорее напоминает Алису из страны чудес Льюиса Кэрролла. Она была также удивлена всем происходящим вокруг.

Друзья главной героини

Во время путешествия, описываемого в повести, Элли повстречает много кого на своем пути. Среди персонажей будут как хорошие, так и плохие личности. Но будут три героя, которые станут лучшими друзьями девочки и отправятся вместе с ней к Гудвину:

Персонаж Страшила

Маленький песик Тотошка

  1. Страшила — еще один центральный персонаж в произведении. Это соломенное чучело, которое мечтало обрести немного ума. Он был первым, кого встретила на своем пути Элли. Девочка рассказала Страшиле о том, что собирается в город попросить у его могущественного правителя выполнить ее желание, и тогда пугало попросился пойти к волшебнику вместе с ней. Он мечтал стать очень умным, поэтому хотел попросить у Гудвина мозги. Страшиле удалось получить подарок от волшебника. А в конце повести он даже стал новым мэром Изумрудного города. С тех пор его все звали никак иначе, как Страшила Мудрый.
  2. Железный дровосек был представителем Жевунов и занимался вырубкой леса. Он когда-то был настоящим живым мужчиной, но злая волшебница превратила его тело в железо. Элли встретила его в лесу. Дровосеку было нужно, чтобы кто-то его смазал, поскольку его механизм заржавел и он долгое время стоял на одном месте. Как только девочка помогла дровосеку, он снова смог передвигаться. Герой мечтал о настоящем сердце, которое будет способно биться и любить. Он хотел стать добрым и научиться чувствовать. С этим желанием отправился дровосек в Изумрудный город, присоединившись к Элле и Страшиле.
  3. Лев у Волкова в начале повести совсем не был похож на типичного представителя своего класса. Зверь не был смелым и сильным, а, наоборот, был страшным трусом и боялся любого странного шороха. По крайней мере, он сам так о себе думал. Поэтому он вместе с другими героями отправился в Зеленый город, чтобы попросить у Великого и Ужасного себе в подарок смелость. Однако пока персонажи добрались до Гудвина, Лев сумел проявить себя как храбрый и отважный зверь.

Был в повести и маленький песик Тотошка. Он жил вместе с девочкой, ее мамой и папой в Канзасе. Это была небольшого роста собачка с черной шерстью и смешными ушками. Тотошка очень любил свою хозяйку, а она души не чаяла в нем. Они часто играли и веселились вместе. Именно из-за песика Элли покинула укрытие и побежала в домик, она желала спасти его.

Когда Тотошка вместе с хозяйкой оказался в волшебной стране, он начал разговаривать как человек. Именно песик принес Элли туфельки Гингемы, чтобы девочке было в чем дойти до Изумрудного города.

На протяжении всего произведения Тотошка предан своей хозяйке, а также он всегда старается по мере своих возможностей помогать друзьям в трудных ситуациях. В конце Тотошка из Изумрудного города улетел вместе с Элли домой.

Великий и Ужасный

Жители Волшебной страны считают Гудвина всемогущим и очень сильным. Даже добрая волшебница Виллина думает, что только он способен помочь девочке вернуться домой. Люди в Волшебной стране верили, что Гудвин может все, даже исполнять желания. Однако реальность оказалась другой.

Гудвин много лет назад попал в Волшебный мир так же, как и Элли. Он тоже был из Канзаса. Там мужчина работал в цирке и развлекал людей. Когда он неожиданно оказался в сказочной стране, ее жители приняли его за волшебника и прозвали Великим и Ужасным. Но на деле же он был простым человеком, который умел делать фокусы.

Волшебник Гудвин

Волшебника поставили во главе Изумрудного города. Тогда Гудвин придумал сделать так, чтобы все, кто в нем находились постоянно носили зеленые очки. Он говорил людям, что это необходимо, чтобы их не ослепили драгоценные камни. На самом деле из-за этих очков картинка перед глазами жителей менялась, и им казалось, что их город полностью зеленый и покрыт яркими изумрудами, но это было не так. В реальности в зданиях стояло много других цветных камней.

Гудвин также никогда не показывал своего истинного лица, он всегда появлялся перед людьми в новом обличие. Ему удавалось это благодаря костюмам. Персонаж был умным, смекалистым и отчасти хитрым. Герою удалось много лет оставаться во главе Изумрудного города, обманывая его жителей.

При этом Волшебник очень скучал по родному дому и мечтал вернуться в Канзас. Когда он услышал, что Элли оттуда родом, то был несказанно рад. Он помог друзьям получить то, что они искали, а после решил вернуться домой. В качестве преемника он оставил Страшилу. В конце Гудвин соорудил волшебный шар, на котором он и отправился на родину.

Четыре волшебницы

Самыми яркими второстепенными персонажами по праву можно назвать четырех волшебниц. Каждая из них правила своей маленькой страной, которую населяли необычные жители:

Стелла была правительницей Розовой страны

  1. Первой, о ком услышал читатель, была Гингема — это правительница Голубой страны, а также сестра Бастинды. Она была злой волшебницей, которая пыталась уничтожить мир, а также обязала жевунов — человечков, живущих в ее владениях — платить ей ежедневную дань. Именно Гингема когда-то превратила молодого, здорового мужчину в Железного дровосека. Жизнь злой колдуньи оборвалась в самом начале сказки, когда Элли раздавила ее своим домом.
  2. Виллина — это добрая, старая волшебница, она руководит Желтой страной. Женщина способна быстро перемещаться в пространстве. Лишь несколько раз Виллине пришлось воспользоваться черной магией и то ради того, чтобы спасти других. Одним из таких случаев был ее замысел по уничтожению Гингемы, из-за которой Элли и оказалась в Волшебной стране. Виллина очень отзывчивая, на протяжении всей истории она всеми силами пыталась помогать Элли.
  3. Бастинда была злой феей, сестрой Гингемы. Это колдунья, которая правит в Фиолетовой стране. Еще за 400 лет до описываемых событий она захватила эти территории. Она была самой опасной злодейкой во всем волшебном мире и боялась только темноты и воды, от последней она и умерла.
  4. Четвертой волшебницей, которая повстречалась на пути друзей, была Стелла. Она была самой могущественной среди четырех ведьм, но очень доброй. Стелла была правительницей Розовой страны, а также знала секрет вечной молодости. Именно она отправила Элли обратно домой.

Во время путешествия по стране чудес с Элли приключилось немало трудностей и невзгод.

Эта маленькая девочка с помощью друзей и помощников смогла победить зло и вернуться домой к родителям.

В XX столетии он являлся, наверное, самым популярным сказочником нашей страны. Экранизации произведений Александра Волкова нисколько не уменьшили силу притяжения литературных первоисточников, хотя такое бывает редко: все-таки самое массовое из искусств в «эпоху зрелищ» зачастую привлекает куда более многочисленную аудиторию. А тут — обаяние книг оказалось сильнее. Подобных авторов не забывают.

НАЧАЛО ЖИЗНИ В ЛИТЕРАТУРЕ

Родился будущий писатель в Усть-Каменогорске — городе с чудесной крепостью, в которой мальчишкой знал каждый уголок. Фельдфебель-отец мечтал видеть сына инженером или учителем математики, то бишь «человеком дельным». Саша очень рано научился читать. Книг в родительском доме было немного. Мальчик научился переплетать старые потрепанные издания, которые ему отдавали «в починку» соседи. Он самозабвенно проглатывал приключенческие и семейные истории, Диккенса и Пушкина, Майн Рида и Некрасова и к восьми годам мог считать себя вполне начитанным человеком. Литература всегда была его главным увлечением. Свой первый роман Волков написал в 10-летнем возрасте. Когда ему было уже за двадцать, постановки сочиненных им пьес с успехом шли в некоторых провинциальных театрах. И все-таки на хлеб талантливый литератор зарабатывал преподаванием — как-никак окончил физико-математический факультет.

То было время недолгой дружбы с США. Советский полярный летчик Сигизмунд Леваневский спасал во льдах американского пилота Джеймса Маттерна, Андрей Туполев путешествовал по Штатам, закупая самолеты и технологии, а наши литераторы охотно переводили американских коллег, в том числе тех, которые писали для детей.

Математик Александр Волков знал несколько языков, собирался выучить еще и английский, вел студенческий литкружок, иногда занимался переводами. Так в руках у него оказалась сказка Лаймена Фрэнка Баума «Мудрец из страны Оз». Сразу же захотелось перевести ее на родной язык. Буквальный пересказ — дело скучное. Придуманные за океаном волшебные истории Александр Мелентьевич рассказывал своим детям и что-то непременно добавлял от себя. На его счастье рукопись вольного переложения «Мудреца…» попалась на глаза влиятельному и неравнодушному к судьбе детской литературы Самуилу Маршаку. Тот сразу определил: такая книга нужна, а Волков — несомненно, человек одаренный. Самуил Яковлевич и некоторые другие писатели незадолго до этого выиграли сражение за волшебную легенду как жанр. В начале 1930-х ее считали у нас явлением вредным или как минимум совершенно не нужным советским детям. К концу десятилетия в СССР уже издавали Андерсена, Гауфа, братьев Гримм, русские сказки… Волков с его пересказом Баума прописался в этом ряду по праву.

В 1939 году вышло первое издание «Волшебника Изумрудного города» — скромным по тем временам тиражом, который за несколько дней смели с прилавков дети и их родители. До войны переиздавали еще дважды, а тиражи возросли в десятки раз, книга обрела всесоюзную известность. Первые, выполненные Николаем Радловым иллюстрации, по которым маленькие читатели узнавали героев «Волшебника…», были черно-белыми. По мотивам этой сказки Волков написал пьесу, и она ставилась во многих кукольных театрах страны.

В первой книге будущего цикла автор не дал полную волю фантазии, в основном следовал канве Баума, изменил только душевную атмосферу и нюансы, которые определяют наше отношение к героям: Трусливый Лев на самом деле храбр, Страшила далеко не глуп, Железный Дровосек добросердечен — с самого начала, без всякой магии. Налицо мудрая метафора: все мы изначально обладаем теми качествами, о которых мечтаем. В сказке Баума такой мысли нет.

«Тотошка, перепуганный ревом бури и беспрестанными раскатами грома, убежал в домик и спрятался там под кровать, в самый дальний угол. Элли не захотела оставлять своего любимца одного и бросилась за ним в фургон», — вот с чего все началось в нашем, русском варианте, с благородного порыва девчонки, отважно бросившейся на помощь песику, и это тоже сугубо волковская деталь.

Читатели уговаривали автора продолжать приключения Элли и ее друзей, но он надолго отвлекся от событий, происходивших в Волшебной стране. Прознав об ученике Ломоносова Дмитрии Ракитине, который во времена императрицы Елизаветы спроектировал работавший на подогретом воздухе летательный аппарат, Александр Мелентьевич еще в 1937 году написал небольшую повесть «Первый воздухоплаватель», а в 1940-м — роман «Чудесный шар». В тот период русских инженеров, первооткрывателей, самородков в СССР всячески прославляли. Портрет Ракитина, чья судьба вместила в себя «и суму, и тюрьму», дополнил национальную галерею выдающихся изобретателей. И память о нем возродил именно Волков.

КОГДА КНИГИ ВОЕВАЛИ

В годы войны он не прекращал преподавательскую деятельность, однако и писал больше, чем когда-либо. Выражение «к штыку приравняли перо» воспринималось тогда не как поэтическая метафора. Книги воевали с врагом, их строки звали в бой, статьи, очерки, памфлеты вселяли веру в свою страну и родную армию. Волков сочинял как прозу, так и стихи, тексты к песням. Главная его книга военных лет (ее неплохо бы переиздать и для нынешних детей) называется «Бойцы-невидимки». Александр Мелентьевич издал ее в 1942-м. Это повествование о том, как на полях великих битв, где решаются судьбы народов, сражаются невидимые солдаты — цифры и математические формулы. А еще воюют инженеры, писатель рассказал, как из научных знаний и расчетов рождаются пушки и самолеты.

Ему неплохо удавались научно-популярные книги для детей. В одной из них он поведал о жизни Джордано Бруно. В другой — о построивших московский собор Покрова на Рву зодчих, а серьезный (да попросту выдающийся) историк Александр Зимин написал к ней послесловие. Волковское пособие «Как ловить рыбу удочкой. Записки рыболова» стало для многих соотечественников любимым и очень полезным чтивом.

Да-да, он был не только замечательным сказочником, умел популярно рассказать о науке и технике, об истории России. В год запуска на орбиту «Спутника-1» вышел его сборник «Земля и небо», из которого дети черпали важные сведения о географии и астрономии, об исследованиях космоса. Мир Волкова и в этой книге уютен, человечен. «Хорошо наблюдать небо в теплую летнюю ночь, сидя на берегу реки с удочками или лежа на холмике в степи. Быстро проходит короткая ночь, на востоке алеет заря», — простое, лирическое начало научно-популярного издания гармонично перетекает в рассказ о достижениях человечества, читать о которых не менее интересно, чем о волшебствах великого Гудвина.

ВПЕРЕД К ШЕСТИКНИЖИЮ

Власти Александра Волкова замечали и привечали не особо. В справочниках по советской детской литературе о нем сообщалось, как правило, очень кратко. О его книгах редко писали критики, монографий ему литературоведы не посвящали. У него не было высоких регалий, орденов, да и гонорары своими размерами отнюдь не удивляли (откладывая выплаты за несколько книжек, он с трудом накопил на «Победу»). Зато как охотились по всему Союзу за его изданными произведениями! Их и за рубежом охотно переводили — даже на английский, несмотря на Баума.

Александр Мелентьевич продолжал преподавать математику, покуда не вышел на пенсию. Вот тогда он уже целиком посвятил себя литературе и словно переселился в Волшебную страну.

Когда-то Баум, развивая коммерческий успех, создал немало сиквелов. Волков написал лишь пять продолжений, начиная с самого известного — «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». Война в Волшебной стране — новое испытание для Страшилы, Железного Дровосека, Элли и Тотошки. Советский автор отразил в своей новой книге личное отношение к Великой Отечественной и боровшимся до последней капли крови патриотам, и все это так или иначе зашифровано в его произведении. В сказках он не писал о политике прямолинейно: подтекст удесятеряет силу восприятия.

Один из самых сложных и противоречивых героев нашей детской литературы Урфин Джюс олицетворяет темное и светлое начала, переплетенные в душе этого талантливого и честолюбивого авантюриста. Вначале он — злой оккупант, завоеватель (своего рода карикатура на Наполеона, которому несладко пришлось в покоренной Москве), а в повести «Желтый туман» становится для местного населения спасителем, затем демонстрирует свои лучшие качества в «Тайне заброшенного замка», являясь разведчиком в тылу врага, выступая на стороне сил добра.

Знаменитое шестикнижие создавалось почти сорок лет: «Волшебник Изумрудного города» — в 1939-м, «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» — в 1963-м, «Семь подземных королей» — в 1964-м, «Огненный бог Марранов» — в 1968-м, «Желтый туман» — в 1970-м, «Тайна заброшенного замка» — в 1976-м. Популярность этих книг в нашей стране вплоть до конца ХХ века оставалась беспрецедентной.

В свои сказки Волков перенес некоторые черты баумовской Элли — например, предприимчивость, умение договариваться с любыми существами. Но к этим свойствам наш писатель добавил иные, к примеру, бескорыстную преданность дружбе. Юных читателей буквально завораживал волшебный мир с собственной историей и географической картой. У русского сказочника эти сюжетные и фабульные построения выглядят органичнее, нежели у Баума, увлекавшегося эффектными чудесами, допускавшего подчас перекосы в композиции.

Наш соотечественник привнес в сказочную эпопею и многое другое. Он проповедовал дружбу народов, восславлял труд, ратовал за социальный прогресс, ведущий к братству между жевунами, мигунами, гномами и другими племенами Волшебной страны. Те неуловимо напоминали народы социалистического лагеря, игравшие заметную роль в общественной жизни СССР в послевоенные годы. Волков преподносил их образы с некоторой иронией, но — добродушной.

Каждое утро за завтраком Александр Мелентьевич рассказывал близким собственные сны. Ему часто снились приключения, а некоторые из них годились для новых книг. Сюжеты часто обсуждал с художником Леонидом Владимирским, ставшим для него соратником. Волков придирчиво редактировал и старые, уже ставшие классикой сочинения. В «Желтом тумане», поздней и одной из лучших его повестей, в результате злого колдовства приключился охвативший полмира природный катаклизм, этакий мягкий вариант «атомной зимы». Герои дружно справились с этой бедой, и помог им специально сконструированный робот. Математик и физик Александр Волков верил в могущество техники. Хитроумные изобретения его персонажей помогают жителям Волшебной страны спастись от всяческих напастей. Против обладателей злых чар в бой идут люди с инженерным умом, самородки, такие, как Дмитрий Ракитин.

НЕДОПИСАННАЯ «ТАЙНА»

Ему писали дошкольники, едва научившиеся выводить на бумаге косовато-кривоватые буквы, октябрята, пионеры и даже готовившиеся вот-вот вступить во взрослую жизнь комсомольцы. Писатель еще в далекие 1930-е понял, что ему, как и Бауму, предстояло создать большой цикл о Волшебной стране, целый мир со своими завоеваниями, преобразованиями, всевозможными катаклизмами и внезапными вторжениями, включая пришествие инопланетян — мир фантастический и в то же время реальный, во многом аналогичный человеческому.

В заключительной книге цикла любимые герои Волшебной страны не только сражаются за свою свободу, но и помогают прибывшим с далекой планеты гуманоидам избавиться от гнета поработителей, и это, конечно же, подлинно советская тема.

Повесть «Тайна заброшенного замка», которую Александр Мелентьевич не дописал, отдельным изданием вышла уже после его смерти. А прежде главы новой сказки публиковались в газете «Дружные ребята», выходившей в Казахстане (разумеется, на русском языке). Сюжет про пришельцев появился неспроста: во многих письмах читатели просили Волкова рассказать о космических приключениях, отсюда — ракеты и замысловатые лучевые пистолеты. Но автор не считал повесть завершенной, и после его ухода из жизни ее доработали редакторы. Получилась образцовая детская антиутопия, в которой инопланетные агрессоры-эксплуататоры менвиты и околдованные ими трудолюбивые арзаки совершают бросок на Землю. Силы добра разбивают злые чары и предотвращают завоевание родной планеты коварными пришельцами.

СЛАВА СКАЗОЧНИКА

За волковскими книгами с иллюстрациями Владимирского дети в советских библиотеках стояли в очередях. Чем же подкупали их писатель и художник? Чарующим образом нездешней цивилизации, которая находится где-то неподалеку, увлекательной летописью и чудными картинами этого мира.

В богатой на сцены соцреализма литературе не хватало замысловатых и остроумных волшебных историй. В особенности — циклических, с подробными картами и биографиями героев. Пожалуй, только Николай Носов в своей трилогии о Незнайке создал нечто похожее. Читатели азартно обсуждали героев Волкова, сочиняли про них свои легенды, спорили, выявляли оставленные автором смысловые лакуны. Еще одно бесспорное достоинство этих сказок состоит в том, что они пробуждали в детях творческий порыв. Им неизменно хотелось написать продолжение историй про Волшебную страну. А уж сколько рисунков присылали Волкову!..

Нечто похожее создал английский сказочник и филолог Джон Толкин, придумавший вселенную Средиземья. Но все равно — не то. Толкиновский мир по-ветхозаветному суров, почти безрадостен, а волковский, напротив, вселяет оптимизм, улучшает настроение. Александр Мелентьевич кое-что почерпнул из русских сказок, в которых Иван Дурак оказывается гораздо умнее других (как обаятельный Страшила с головой, набитой опилками).

Внучка Александра Волкова вспоминала: «Он всегда считал, что для того, чтобы быть счастливым, не нужно много. «Нужно просто больше любить».

И все это есть в его книгах, ведь ненависть и злоба в Волшебной стране никогда не торжествуют.

  • По круче или покруче как пишется
  • По волчьи как пишется и почему
  • По извивающейся тропинке как пишется
  • По глупому как пишется
  • По барабану как пишется