Сочинение – это письменная работа, которая показывает, как ученик умеет излагать свои мысли. Сочинения пишут на уроках русского языка, литературы, обществознания, в качестве домашнего задания и как итоговую работу в ОГЭ и ЕГЭ. О том, как написать сочинение на отлично, каких видов они бывают, из каких частей состоят и как оцениваются, расскажем в статье.
Что такое сочинение
Сочинение — письменная работа, в которой нужно логично изложить свои мысли. Оно помогает научиться излагать мысли грамотно и последовательно. Оценивается также отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.
Чтобы написать красивое сочинение, нужно:
- Хорошо познакомиться с объектом сочинения.
- Придерживаться структуре “введение, основная часть, заключение”.
- Проявить искренность и широту души.
Сочинения пишут всегда от руки.
Объем сочинения зависит от требований конкретного преподавателя. Строгие нормы по объему есть только в экзаменационных работах.
Сочинение не получиться написать, если вы:
- Мало читаете.
- Мало общаетесь.
- У вас нет ручки.
Основные виды сочинений: повествование, рассуждение, сообщение на заданное тему, сравнительная характеристика, эссе.
Чаще всего сочинения задают на лето в младших классах, используют на переводных экзаменах, ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку или литературе, истории, а также ЕГЭ по обществознанию в форме эссе.
Классификации сочинений зависят от возраста учащихся и задач обучения. Они бывают обучающими и итоговыми, коллективными и самостоятельными, написанными по литературному материалу или на основании личного опыта и т.д.
Отдельно выделяют классификацию по типу речи, так как она наиболее полно отражает основные особенности структуры и содержания текста.
Посмотрите большой банк сочинений на разные темы
Провел лето Летние каникулы Любовь Детство Счастье
Нужна помощь в написании сочинение?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Подробнее
Критерии оценивания сочинений
За школьное сочинение выставляются две оценки: первая – за содержание и оформление текста, вторая – за грамотность. За экзаменационную работу в 11 классе – “зачет/незачет”.
Учитель оценивает:
- Объем работы. Строгие требования предъявляются только к итоговому сочинению: минимальное количество слов – 250, рекомендуемое – 350. Объем менее 250 слов не оценивается.
- Самостоятельность выполнения работы. Здесь учитывается полнота раскрытия темы и ее соответствие содержанию работы, соблюдение структуры, знание художественного произведения, использование литературных аргументов.
- Отсутствие речевых, орфографических и пунктуационных ошибок. Педагоги оценивают стиль речи (художественный, научный, разговорный), ее выразительность, разнообразие, правильность употребления значений слов, знание грамматических и пунктуационных норм языка.
Отметка выставляется в соответствии с указаниями . Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — это требования для учебных программ всех 12 видов образования.
Они определяют, что и как должен изучать ученик, какие знания, умения и навыки, а также личностные характеристики он должен приобрести к окончанию учебной программы.
Например, согласно ФГОС для 1-4 классов, выпускник должен “любить свой народ и Родину”, “уважать и принимать ценности семьи и общества”, “быть любознательным, активно и заинтересованно познавать мир”.
Критерии оценки в ЕГЭ изменяются ежегодно и присылаются в школы в методических рекомендациях Рособрнадзора.
Важный критерий оценки итогового сочинения, который остается неизменным, — самостоятельное написание работы. Допускается прямое и косвенное цитирование, но с обязательной ссылкой.
Общие правила написания сочинений
- Четко сформулировать основную мысль.
- Составить план с краткими тезисами и доказательствами к ним.
- Соблюдать композицию работы и логику изложения.
- Проверить соответствие содержания текста выбранной теме, исправить грамматические и речевые ошибки.
Виды сочинений по типу речи
- Сочинение-описание – может быть самостоятельным произведением или частью сочинения-рассуждения.
- Сочинение-повествование – это по сути, это рассказ о неком событии.
- Сочинение-рассуждение – содержит аргументированный ответ на проблему, обозначенную в теме.
Общая структура сочинения
Включает 3 обязательные части, которые дополняются в зависимости от вида работы:
- Введение.
- Основная часть.
- Заключение.
Важно! Отсутствие в сочинении одного из обязательных элементов структуры считается ошибкой.
Введение
Во введении кратко рассказывают о теме, главных аспектах работы, ставят вопрос, который будет раскрыт в основной части.
Для каждого типа сочинения существуют свои требования к содержанию, разберем каждый из них.
Тип сочинения | Содержание введения |
---|---|
Повествование | Знакомство с героями. Краткий рассказ о времени и месте действия |
Описание | ФИО автора, название и жанр произведения, год написания История картины, героя. Их значение для автора, культурная ценность произведения |
Рассуждение | Краткая характеристика социальных, экономических, политических или культурных особенностей эпохи. Размышление над основным понятием темы сочинения. Приводятся факты из жизни писателя, относящиеся к теме. Упоминается отношение автора к проблеме |
Основная часть
Показывает уровень понимания темы сочинения. Включает анализ произведения, героя, события или проблемы.
Объем — не менее 2/3 от всего сочинения. В основной части не следует приводить факты, которые не имеют отношения к теме.
Вид | Содержание основной части |
---|---|
Повествование | Как и любое художественное произведение, состоит из: завязки, развития, кульминации и развязки. Могут быть использованы диалоги, описания и элементы рассуждения |
Описание | Приводится краткое описание общего сюжета картины: предметы на первом и втором планет, цветовая гамма. Дается портретная характеристика героев: описание внешности и/или внутреннего мира. Говорится об отношение писателя или художника к произведению |
Рассуждение | Нельзя пересказывать события произведения. Автор подтверждает или опровергает тезисы, заявленные во вступительной части. Каждая мысль подкрепляется цитатами и примерами. Автор обосновывает личное отношение к позиции писателя. |
Заключение
Краткие выводы обобщают итог сочинения. Заключение должно быть логически связано с предыдущими элементами работы.
Вид | Содержание |
---|---|
Повествование | Личное отношение автора к событиям, героям |
Описание | Личные впечатления от художественного произведения, героя |
Рассуждение | Может быть представлено в виде обобщения выводов или риторического вопроса, подчеркивающего актуальность проблемы. Иногда используется обращение к читателю с призывом изменить отношение к проблеме. Очень редко применяю цитату, отражающую мнение автора |
Речевые обороты
При написании сочинения-описания и сочинения-рассуждения можно использовать языковые клише.
Вступление:
- Мне кажется, эта тема интересует многих…
- Данная тема актуальна для большинства…
- Я думаю (полагаю, считаю), что …
- К теме обращались такие писатели как …
- Перед нами картина замечательного художника …
- Много произведений посвящено теме …, потому что …
- Картина написана в жанре …
Основная часть:
- На … плане мы видим …
- Художник изобразил ….
- Интересен сюжет картины …
- На картине преобладают … цвета.
- Используя … цвета и оттенки, художник добивается … настроения.
- В романе автор размышляет о …
- Эту мысль можно подтвердить цитатой из текста: …
- Я согласен/не согласен с высказыванием автора, потому что …
- В качестве примера можно привести высказывание …
- Писатель заставляет нас задуматься о …
- Идею о … подтверждает …
Заключение:
- От картины веет …
- Когда я смотрю на картину, то ощущаю …
- В заключение я хочу сказать, что…
- Можно сделать вывод о том, что…
- Таким образом, можно говорить о том, что …
- Высказывание автора стало убедительным доказательством того, что …
Для сочинения-повествования клише не используются. Его пишут как художественное произведение.
Для ваших мыслей не существует клише ?
Топ-5 секретов сильного сочинения
Секрет 1. Читайте оригинальные художественные и критические произведения, а не их краткое изложение, чтобы правильно подбирать литературные аргументы и не допускать фактических ошибок.
Секрет 2. Выбирайте тему, к которой можете подобрать для анализа минимум 2-3 произведения.
Секрет 3. Если не получается начать со вступления, пишите основную часть. Затем перечитайте работу, напишите введение и заключение.
Секрет 4. Доказывайте тезисы цитатами, историческими и биографическими фактами.
Секрет 5. Проверяйте работу на орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки минимум 2 раза: на черновике и после того, как переписали сочинение на чистовик.
Примеры сочинений
Видео о том, как писать сочинение
Вывод
Сочинение — это творческая работа. Чтобы написать сочинение правильно, покажите ваши личные размышления по теме, которые подтверждены литературными примерами. Ваше мнение не должно быть слишком простым и “колхозным”, покажите ваше понимание наивысших ценностей человека: верность, дружба, любовь к родине и др.
Следите, чтобы текст был логичным, целостным и грамотно оформленным.
Важно не забыть сделать вывод, который подведет итог вашим размышлениям.
В БЛОГАХ…
еще…
еще…
Уважаемые коллеги! Спасибо за внимание к моей работе и отзыв о ней!
Какая милота! Какая прелесть! Вы нашли для ёлочки прекрасный наряд, во-первых. В…
Тематике Ваших ресурсов нет границ. такие разнообразные, удивительно разного фор…
С точки зрения практичности Ваши материалы всегда отличаются высокой востребован…
Категория Проекты учащихся по литературе содержит материалов: 71
Страницы: 1 2 3 4 »
Сборник стихотворений «Мы ждём весну» ч.2
| Создание рукописной и интерактивной книжки с переводами стихотворений немецкой писательницы Моники Миндер было итогом работы учащихся 5 класса по программе факультатива «Книга без границ». Вначале с учителем немецкого языка ученицы сделали прозаический перевод, а затем с учителем литературы — поэтический. |
№74466 | | 5.1Mb |
Сборник стихотворений «Мы ждём весну»
| Создание рукописной и интерактивной книжки с переводами стихотворений немецкой писательницы Моники Миндер было итогом работы учащихся 5 класса по программе факультатива «Книга без границ». Вначале с учителем немецкого языка ученицы сделали прозаический перевод, а затем с учителем литературы — поэтический. |
№74431 | | 1.1Mb |
Проектная работа «Великая сила искусства»
| Проектная работа «Великая сила искусства» выполнена ученицей 7класса Третьяковой Валерией. Иван Сергеевич Тургенев писал: «Великая сила искусства заключается в том, чтобы волновать душу человека, вызывая бесконечные устремления его к добру, красоте, свету…» |
Проект «Книжная полка 5 в класса»
| Современные дети очень много знают. Но просмотр многочисленных сериалов и ток-шоу, разговоры по телефону, огромное количество компьютерных игр отнимают у нас много времени и, к сожалению, на книгу его совсем не остаётся. Что же делать? Неужели мои сверстники совсем не читают или читают мало? Вот в этом и попытаемся разобраться. |
№73416 | | 5.8Mb |
Проект «Имя – судьба. Образ девушки Лизы в русской классической литературе»
| Цель работы: анализ женских образов произведений русской классической литературы с точки зрения антропонимики. Задачи: Знакомство с ономастикой как разделом науки о языке, изучающем имена собственные. Установление связей между характером героя литературного произведения, судьбой и именем, данным ему писателем; доказательство взаимосвязи имени и характера. |
№72466 | | 6.2Mb |
Учебно-исследовательская работа «Басни о музыке в творчестве И.А.Крылова»
| 2019 год для книги И.А. Крылова «Басни» является юбилейным (210 лет), так как первая его книжка вышла в свет в 1809 году. Результатом работы является полученная, проанализированная и обобщённая информация о баснях И.А. Крылова музыкальной тематики. Перед просмотром работу разархивировать. |
№69945 | | 66.4Mb |
Знакомьтесь, юбиляр! «А.Дюма «Три мушкетёра»
| Данная презентация выполнена учеником 7 класса Варфоломеевым Григорием в рамках ежегодного городского проекта «Читатель 21 века» , целью которого является пропаганда книги, поддержка и развитие чтения как важнейшей составляющей духовного роста и развития подрастающего поколения. |
№69916 | | 11.1Mb |
Литературная игра по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»
| Презентация «Литературная игра по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» выполнена учащимися 5 класса. В проектной работе использованы иллюстрации , выполненные детьми, вопросы викторины, состоящей из 3-х раундов. Работа выполнена в программе Power Point 2003 и представляет собой 23 слайда, переключение и правильный ответ — по щелчку. |
Проектная работа «Связь поколений и времён»
| Проектная работа «Связь поколений и времён» выполнена учащимися 9 класса. Основная идея проекта — создание дидактического материала для уроков гуманитарной направленности с целью изучения истории России, воспитания духовно-нравственных качеств обучающихся через ознакомление с картинами русских художников. |
Исследовательский проект «Образ матери в поэзии И.А.Бунина»
| Цель работы: Проанализировать стихотворения И.А.Бунина, в которых присутствует образ матери. Объектом исследования являются следующие стихотворения И. Бунина: «Помню – долгий зимний вечер…» (1887 г.), «Мать» (1893 г.), «На глазки синие, прелестные…»(1901 г.), «Летняя ночь» (1912 г.). |
Проектная работа. Сказка «Ночной шёпот»
| Сочинённая сказка — проект по литературе ученика 5 класса Коршинюка Кирилла. Требовалось определиться в выборе вида сказки; использовать зачин, концовку; проиллюстрировать и оформить сказку, показать младшим детям. |
№66660 | | 0.3Mb |
Проектная работа. Сказка «Подземелье»
| Сочинённая сказка — проект по литературе ученицы 5 класса Сухопаровой Евгении. Требовалось определиться в выборе вида сказки; использовать зачин, концовку; проиллюстрировать и оформить сказку, показать младшим детям. |
№66659 | | 1.0Mb |
Презентация по теме «Мой «Гарри Поттер»
| В 1995 году Джоан Роулинг закончила рукопись своего первого романа о необычном мальчике, попавшем в школу волшебства Хогвартс. И с тех пор книги о Гарри Поттере невероятно популярны среди нынешних подростков. |
№65493 | | 1.2Mb |