По каким признакам можно определить что это произведение волшебная сказка сивка бурка

Все материалы с раздела: гдз по литературному чтению 3 класс. климанова, 1 часть ответы на вопросы по каким признакам можно

Все материалы с раздела: ГДЗ по литературному чтению 3 класс. Климанова, 1 часть (Ответы на вопросы)

  1. По каким признакам можно определить, что это произведение —сказка. Запиши в “Рабочую тетрадь”. 

         Произведение “Сивка-бурка” является сказкой по следующим присущим им признакам: 

  • традиционный зачин “жил-был”; 

  • наличие волшебных существ, таких как необычный конь; 

  • чудеса и перевоплощения: конь, обладающий чудесными свойствами, Иванушка из дурачка превращается в доброго молодца; 

  • троекратное повторение: три брата, три сторожевых ночи, три попытки овладеть перстнем; 

  • сказочные слова и выражения, такие как: добрый молодец, “ни в сказке сказать, ни пером описать”; 

  • традиционное окончание: “Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало”. 

  1. Каким испытаниям подвергается Иванушка? Сразу ли он добивается своей цели? Кто помогает ему? 

         Испытанием для Иванушки стала добыча заветного кольца. Он достигает цели не сразу, а только с третьей попытки. Помог ему в этом волшебный конь Сивка-бурка. 

  1. Опиши волшебного коня. Что необычного в его изображении? Как Сивка-бурка помогал Иванушке? Какие чудеса происходят в сказке? 

         Необычным в коне является его внешний вид: шкура Сивки-бурки наполовину золотая, наполовину серебряная, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет и бежит он так, что земля под ним дрожит, а также необычные свойства, которыми он обладал: Сивка-бурка мог мгновенно появляться, разговаривать, быстро бегать и очень высоко прыгать.  

         Сивка-бурка помог Иванушке добиться желаемого: достать заветный перстень и сделаться мужем Елены Прекрасной.  

         Чудеса же, происходящие в сказке таковы: Иванушка-дурачок мог залезть коню в одно ухо и вылезти из другого, став прекрасным юношей, то есть совсем другим человеком. Вообще, все, что связано с конем можно назвать чудесным. 

  1. Так ли прост Иванушка? Чем он отличается от братьев? Каким герой изображен в сказке? 

         Иванушка не так прост, как об этом говорится в начале сказки. Он ловок, смел, хитер, находчив, предприимчив и отличается от своих братьев тем, что добросовестно относится к выполнению порученного ему дела, вместо того чтобы лениться и потом лгать. Герой изображен в сказке проворным и умным парнем в противовес ленивым и глупым братьям. 

  1. Почему именно Иванушке досталась Елена Прекрасная? Какие человеческие качества помогли ему обрести счастье? Выбери правильный ответ: 

  • доброта; 

  • жестокость; 

  • смелость; 

  • жадность; 

  • упорство; 

  • умение исполнять порученное дело; 

  • находчивость. 

Почему ты так думаешь? Приведи примеры. 

         Елена Прекрасная досталась именно Иванушке потому, что только он смог выполнить поставленное царем условие и, допрыгнув до окошка высокого терема, снять с пальца царской дочери перстень. Счастье же Иванушке помогли обрести такие человеческие качества, как доброта, смелость, упорство, умение исполнять порученное дело, находчивость.  

         Я так думаю, потому что доброта Иванушки помогла обрести ему хорошего друга и верного помощника в виде коня, так как Иванушка, поймав его, отпустил Сивку-бурку по его просьбе на волю. Смелость позволила Иванушке не испугаться грозного вида коня, а броситься на его поимку. Упорство помогло не бросить начатое дело после первой неудачи и в конце концов достигнуть своей цели — жениться на Елене Прекрасной. Умение добросовестно исполнять порученное дело дало начало всей этой чудесной истории, а находчивость помогла благополучно ей завершиться. 

  1. Прочитайте с другом в лицах понравившийся эпизод. Подумайте, какую вы выберете интонацию. 

         Интонация будет зависеть от выбранного эпизода сказки. Она может быть загадочной, насмешливой, напряженной, радостной. 

  1. Рассмотри иллюстрацию художника В. Васнецова. К какому эпизоду сказки ее можно отнести? Так ли ты представлял себе Иванушку и Елену Прекрасную? Используя данную иллюстрацию, перескажи эту часть сказки. 

         Иллюстрация художника В. Васнецова относится к эпизоду, когда Иванушка наконец смог допрыгнуть на коне до окошка, где сидела Елена Прекрасная и поцеловать ее.  

         Иванушка и конь представлялись мне именно такими, как их изобразил художник, а Елена Прекрасная мне показалась немного не такой. По моему представлению она должна была бы быть не такой бледной и печальной, без огромной царской короны, так как она не царица, а всего лишь царская дочь, и с длинной косой, как в то время было принято ходить девушкам. 

         “И в третий раз взвился конь и прыгнул так, что оказался Иванушка лицом к лицу с Еленой Прекрасной. Не растерялся Иванушка и поцеловал царевну в уста сахарные, затем снял с ее пальца заветный перстень и был таков. Видели люди, как он прискакал, да не видели, в какую сторону ускакал”. 

  1. Придумай вопросы по содержанию сказки. Запиши их в “Рабочую тетрадь”. 

  1. Какая причина побудила отца отправить сыновей сторожить посевы? 

  1. Кто из братьев смог справиться с задачей? 

  1. Кто оказался “вором”? Как он выглядел? 

  1. Почему Иванушка отпустил Коня? 

  1. Какие слова должен был сказать Иванушка, чтобы вызвать коня? 

  1. Что послужило причиной попытаться достать заветный перстень? 

  1. С какой попытки цель была достигнута? 

  1. Почему Иванушка не говорил братьям о своем участии в конкурсе женихов? 

  1. Чем закончилась сказка? 

Рекомендуем также ознакомиться:

  • Все материалы с раздела: ГДЗ по литературному чтению 3 класс. Климанова, 1 часть (Ответы на вопросы)

  • Найди в сказке зачин. Запиши его.

Жил-был старик и
было у него три сына. Младшего все Иванушкой-дурачком звали.

  • Составь таблицу сказочных зачинов. Назови сказки.

Жить-поживать             Веселым пирком

Мудрая девушка           Жили-были

В некотором царстве, в некотором государстве

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается

В тридевятом царстве, тридесятом государстве

Ехал однажды мужик с базара

Пометка для родителей: «Жить-поживать» и «Веселым пирком» — это концовки сказок, поэтому в таблицу зачинов их заносить не нужно. «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» — это присказка, также не является зачином и в таблицу не вноситься

Название
сказки
Зачин
«Маша
и медведь», «Три поросенка», «Курочка ряба», «Колобок», «Сестрица Аленушка и
братец Иванушка», «Бычок-смоляной бочок»
Жили-были
«Волшебное
кольцо», «Деревянный орел», «Окаменелое царств», «Царевна-несмеяна»,
«Царевна-лягушка»,»сказка о молодильных яблоках и живой воде»
В
некотором царстве, в некотором государстве
«Сказка
о золотом петушке», «О Василисе Премудрой»
В
тридевятом царстве, в тридесятом государстве
«Мудрая
девушка»
Ехал
однажды мужик с базара
  • По каким признакам можно определить волшебную сказку? Выбери словосочетания. Дополни своими словами и запиши.

Все словосочетания
являются признаками волшебной сказки

троекратные
повторы
         чудеса и превращения

Баба-Яга               особый сказочный зачин

волшебные слова         волшебные предметы

Семь
признаков волшебных сказок:

  1. особый сказочный зачин (в тридевятом царстве…),
  2.  наличие повторов (чаще троекратных),
  3. особый сказочный язык (волшебные слова),
  4. неопределенное время и место действия (давным-давно в некотором царстве…),
  5. события невозможны в реальном мире (либо есть два мира: волшебный мир и реальный мир),
  6. герой проходит испытании, в которых участвуют волшебные существа (феи, Бага-Яга, Змей Горыныч и др.) и присутствуют чудеса, волшебные превращения и магические предметы (волшебные помощники),
  7.  добро побеждает зло (столкновение положительных и отрицательных героев).
  • Вспомни сказку, в которой есть один из волшебных предметов. Как она называется? Кто является главным героем? Какие события происходят в ней? Составь рассказ и запиши.

скатерть-самобранка         шапка-невидимка

ковер-самолет  сапоги-скороходы               волшебная палочка

Шапка
невидимка
: В.А.Жуковский
«Сказка о Иване Царевиче и сером волке», «Василиса Прекрасная», «Вещий сон»,
А.Пушкин «Руслан и Людмила», «Крестьянский сын Иван да царь Иван»

Ковер-самолет: Л.Лагин «Старик Хоттабыч», «Сказка
об Иване – гостинном сыне», «Вещий сон», Тысяча и одна ночь»

Скатерть-самобранка: «Два Ивана», «Королевич и его дядька», «Скатерть,
баранчик и сума»

Сапоги-скороходы: Ш.Перро «Мальчик с пальчик», В.Гауф «Маленький мук»

Волшебная
палочка
: Ш.Перро
«Золушка», Дж. Роулинг «Гарри Поттер»

Краткое содержание сказки «Два Ивана»: герои два брата – бедный и богач, бедному Ветер подарил скатерть самобранку, богач попросил его дать скатерть и не вернул, Солнышко подарило бедному козочку, дающую золото, богач попросил  и не вернул ее, Мороз подрали бедняку сумочку-выручалочку с двумя молодцами. Богач попросил сумочку, молодцы побили богача и он вернул бедному скатерть-самобранку, козочку и сумочку-выручалочку.

  • Рассмотри иллюстрацию художника В.Васнецова на с. 30 учебника (часть 1). К какому эпизоду сказки можно ее отнести? Так ли ты представлял себе Иванушку и Елену Прекрасную? Используя данную иллюстрацию, перескажи эту часть сказки. Опиши героев.

Иванушка-дурачок влез Сивке-бурке в правое
ухо, а вылез в левое, и стал он прекрасным молодцом, статным и красивым. Въехал
Иванушка в город верхом на Сивке-бурке, доскочил до окна высокого терема Елены
Прекрасной и успел снять заветный перстень с руки Елены Прекрасной и поцеловать
ее в алые губы. Я представляю Иванушку смелым, решительным, ловким и
мужественным, одетым в расшитый кафтан и в красные сафьяновые сапоги.

Я представляю Елену Прекрасную красивой молодой
девушкой, с распущенными длинными темными волосами, в желтом вышитом сарафане, голова
ее украшена короной. На картине В.Васнецова Елена Прекрасная выглядит нежной,
женственной, немного смущенной и испуганной, заметно, что Иванушка ей
приглянулся, она протягивает ему свою руку с перстнем и позволяет себя
поцеловать.

  • Придумай свои вопросы по содержанию сказки. Запиши их.
  1. Какой у сказки зачин? (Жил-был старик и было к него три сына.)
  2. Кто мял и топтал пшеницу отца Иванушки-дурочка? Кто был вором? (Сивка-бурка)
  3. Как Иванушка звал своего коня? (Нужно  было выйти в поле, три раза свистнуть молодецким посвистом, гаркнуть молодецким покриком: «Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!»
  4. Как Иванушка превращался из дурочка в доброго молодца? ( влезал Сивке бурке в правое ухо, а вылезал в левое)
  5. Сколько раз Иванушка приезжал в город на Сивке-бурке (три раза)
  6. Как Иванушка прятал перстень Елены Прекрасной (замотал руку тряпочкой, сказал, что сучком обрезался)
  7. Какая концовка у сказки? (Я на том пиру был, мед пиво пил, по усам текло, а в рот не попало)

Как бы ты сказал, что такое сказка? Дать определение тебе помогут опорные слова: это произведение; изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста. Запиши свое определение.

Сказка – это повествовательное произведение, изображающее чудесные и необычные события, происходящие с героями. Сказки – это одни из самых древних произведений фольклора, передавались из уст в уста, из поколения в поколение. 

  • Какие признаки волшебной сказки ты можешь назвать? Выбери ответ: концовка, троекратные повторы, присказка, рифма, устойчивые выражения, зачин, чудесные превращения, сказочные помощники, невероятные фантастические события.

Признаки волшебной сказки: особый сказочный язык (присказки, концовка и зачин, волшебные слова, повторы), место и время действия неопределенно, разделение реального и волшебного мира, положительный герой проходит испытания и борется со злом, добро побеждает зло, присутствуют сказочные персонажи, чудесные события, герою помогают волшебные помощники (необычные существа или волшебные предметы).

Напиши названия сказок, которые можно поместить в книгах

Бытовые сказки (примеры): «Курочка ряба», «Репка», «Каша из топора», «У страха глаза велики», «Умный работник», «Маша и медведь», «Мужик и медведь»

Сказки о животных (примеры): «Зимовье зверей», «Заячья избушка», «Кот, петух и лиса», «Теремок», «Лиса и журавль», «Хвосты», «Лисичка со скалочкой», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка»

Волшебные сказки (примеры): «Золотая рыба», «Марья Моревна», «Иван-царевич и Серый волк», «Василиса Прекрасная», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Дюймовочка», «Карлик нос», «Калиф аист», «Золотой ключик»

  • Рассмотри иллюстрации к разделу «Устное народное творчество». Какие из них тебе больше всего понравились? Сравни произведения художников Ивана Яковлевича Билибина и Виктора Михайловича Васнецова, которые создали много прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказок и былин.

Сравнение
произведений И.Я.Билибина и В.М.Васнецова. В творчестве этих художников много
общего, сюжеты картин были выбраны по мотивам русского народного фольклора –
сказок и былин, а также сказок Пушкина. Оба художника участвовали в создании
иллюстраций к книгам. Картины Билибина дальше от реальности, более фантастичны,
ярче, контрастны, в них меньше деталей, они плоские почти без теней. Картины
Васнецова ближе к реальному миру, в них меньше контрастов и больше уделено
внимания деталям.

Найди в энциклопедии сведения о жизни и творчестве этих художников.

Составь рассказ об одном из них, используя
следующие слова: годы жизни; создал
много произведений на тему; мне больше всего нравиться; на ней изображено
.

Запиши план своего рассказа.

План рассказа о
В.М.Васнецове

  1. Кратко биография художника
  2. Картины
  3. Моя любимая картина

Рассказ о
В.М.Васнецове

Виктор
Михайлович Васнецов (годы жизни 1848-1926) родился 15 мая 1848 года под Вяткой,
получив духовное образование в семинарии, уехал в Санкт-Петербург, чтобы учиться
в Академии художеств, после окончании которой путешествовал по Европе.
Вернувшись в Россию, участвует в выставках передвижников, в реставрации и
строительстве архитектурных объектов Москвы (фасад Третьяковской галереи),
иллюстрирует книги. У Васнецова было 5 детей. Умер в Москве 23 июля 1926 года.

В.Васнецов
создал много произведений на тему русских сказок: картины «Витязь на распутье»,
«Аленушка», «Ковер-самолет», «Иван-царевич на Сером волке», «Богатыри»,
«Снегурочка», «Встреча Олега с кудесником», «Царевна-лягушка», «Спящая
царевна», др.

Мне больше всего нравиться картина В. Васнецова – «Богатыри». На ней изображены три русских богатыря Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Художник использует теплые золотистые тона, мастерски показал элементы одежды и оружие богатырей. Картина вызывает у меня чувство гордости за Россию, за ее богатырей.

Назад к содержанию

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Сивка-Бурка, с. 25 – 29

Ответы к стр. 25 — 29

Читать «Сивка-Бурка»

  • Найди в сказке зачин. Запиши его.

Жил-был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой-дурачком звали.

  • Составь таблицу сказочных зачинов. Назови сказки. 
Название сказки Зачин
«Маша и медведь», «Колобок», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Жили-были…
«Царевна-лягушка», «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо» В некотором царстве, в некотором государстве…
«Про глупого змея и умного солдата» В тридевятом царстве, тридесятом государстве…
  • По каким признакам можно определить волшебную сказку? Выбери словосочетания. Дополни своими словами и запиши.

Троекратные повторы, чудеса и превращения, Баба-яга, особый сказочный зачин, волшебные слова, волшебные предметы, волшебные помощники, бессмертие героя, приключения героя.

  • Вспомни сказку, в которой есть один из волшебных предметов. Как она называется? Кто является главным героем? Какие события происходят в ней? Составь рассказ и запиши.
    скатерть-самобранка, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, волшебная палочка.

Волшебная палочка есть в сказке «Золушка». Золушка — главная героиня сказки. Злая мачеха, будучи замужем за безвольным человеком, невзлюбила его добрую и красивую дочь. Золушка была у злой женщины и двух её дочерей на правах служанки. Когда король устроил бал, разодетые сёстры поехали во дворец. Золушка помогла им собраться, а после отъезда разрыдалась. Появилась крёстная — фея, которая с помощью волшебной палочки превратила тыкву в карету, мышей — в лошадей, крысу — в кучера, а Золушкино старое платье — в роскошный наряд, а ещё подарила ей хрустальные туфельки, правда, взяла обещание, что девушка вернётся до полуночи. Золушка стала королевой бала. Принц влюбился в прекрасную незнакомку. Убегая, Золушка потеряла туфельку. Принц долго искал обладательницу изящной обуви. Туфелька пришлась впору лишь Золушке, на которую обратил внимание придворный кавалер. Она простила сестрам все обиды и вышла замуж за принца.

  • Рассмотри иллюстрацию художника В. Васнецова на с. 43 учебника. К какому эпизоду сказки можно её отнести? Так ли ты представлял себе Иванушку и Елену Прекрасную? Используя данную иллюстрацию, перескажи эту часть сказки. Опиши героя.

На сказочной картине В. Васнецов запечатлён момент мимолётной встречи Ивана с красавицей царицей. На неизвестной высоте прекрасный юноша на сивке-бурке пролетает возле окошка терема, при этом целуя любимую.  Эта картина — эпизод из сказки, но в ней художник оставил всё своё видение о добре, честности, храбрости и отважности. Ведь решившись на такой поступок, юноша доказал, что он может быть претендентом на руку дочери царя. Оба они празднично одеты. Стоит обратить внимание на коня. Это прекрасный жеребец, умный и сильный, не говоря уже о верности и благородстве. Его сильное тело вытянулось в прыжке, будто специально замерло, чтобы у юноши было время на поцелуй прекрасной царевны. Васнецов надеялся, что эта картина покажет людям, что безвыходных ситуаций не бывает и за счастье стоит бороться, даже выходя за рамки разумного. Призывал людей к вере и справедливости, наделяя своих героев этими качествами. Иван одет в богатую нарядную одежду: мы видим разлетающиеся полы дорогого кафтана, шапку с собольем мехом, тёмно-синие шаровары, красные сапожки.

Эпизод сказки: Прискакал Иванушка к высокому терему, стегнул Сивку-бурку плеткой… Заржал конь пуще прежнего, ударил о землю копытами, прыгнул — и доскочил до окна! Поцеловал Иванушка Елену Прекрасную в алые губы, снял с её пальца заветный перстень и умчался.

  • Придумай свои вопросы по содержанию сказки. Запиши их.

1. Что мы узнаём из зачина сказки?
2. Что решил предпринять старик, чтобы поймать вора?
3. Кто оказался вором?
4. Почему конь стал служить Ивану?
5. Почему братья поехали к царскому двору?
6. Под каким предлогом Иван ушёл из дома?
7. Для чего царь созвал пир и как туда попал Иван?

8. Как Елена Прекрасная нашла своего жениха?

  • Как бы ты сказал, что такое сказка? Дать определение тебе помогут опорные слова: это произведение; изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста. Запиши своё определение.

Это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Раньше передавалось из уст в уста. В сказке есть зачин, присказка и концовка.

  • Какие признаки волшебной сказки ты можешь назвать? Выбери ответ: концовка, троекратные повторы, присказка, рифма, устойчивые выражения, зачин, чудесные превращения, сказочные помощники, невероятные фантастические события.

1. Зачин.
2. Волшебные предметы.
3. Устойчивые выражения.
4. Троекратный повтор.
5. Чудесные превращения.
6. Сказочные помощники.
7. Невероятные фантастические события.
8. Борьба добра и зла.
9. Добро побеждает зло.
10. Концовка.

  • Напиши названия сказок, которые можно поместить в книгах.
Бытовые сказки «Солдатская шинель», «Каша из топора», «Жена-доказчица»
Сказки о животных «Лиса и журавль», «Зимовье зверей», «Лиса и тетерев»
Волшебные сказки «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и серый волк», «Царевна-лягушка»
  • Рассмотрите иллюстрации к разделу «Устное народное творчество». Какие из них тебе больше всего понравились? Сравни произведения художников Ивана Яковлевича Билибина и Виктора Михайловича Васнецова, которые создали много прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказок и былин.
    Найди в энциклопедии сведения о жизни и творстве этих художник.
    Составь рассказ об одном из них, используй следующие слова: годы жизни; создал много произведений на тему; мне больше всего нравится; на ней изображено.

План:

1. Годы жизни. Детство художника.
2. Вятский край. Годы учёбы.
3. Академия художеств. Петербург.
4. Тесное дружеское общение с художниками.
5. Былинно-сказочные сюжеты. Фольклорная тема.
6. «Богатыри».
7. Персональная выставка художника.
8. Васнецов — «первопроходец».

Виктор Михайлович Васнецов (годы жизни: 15 мая 1848 — 23 июля 1926) — один из самых знаменитых русских художников XIX века. Виктор Васнецов родился в Вятском крае 15 мая 1848 года в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Мать, Аполлинария Ивановна, родила шестерых сыновей, из которых Виктор был вторым. В доме Васнецовых соседствовали уклады деревенской и городской жизни. По материальным условиям жизнь многодетной семьи Васнецовых напоминала скорее быт крестьянина-середняка. Одновременно Михаил Васильевич, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Здесь получили первое признание рано проявившиеся художественные наклонности будущего живописца. Мотивами его первых натурных зарисовок стали деревенские пейзажи, сцены из деревенской жизни.
Село Рябово, где жили Васнецовы стояло на живописной, окаймленной густыми хвойными лесами речке Рябовке, с холмистых берегов которой открывались тянущиеся на десятки верст до уральских гор горизонты. Вятский край с его суровой и живописной природой, своеобразным укладом, сохраняющим устои далекого прошлого, с древними народными поверьями, старинными песнями, сказками и былинами стал основой для формирования ранних жизненных впечатлений Васнецова. Впоследствии попытка Васнецова выразить национальные представления о добре и красоте будет основываться именно на детском восприятии крепких основ крестьянской жизни с их вековыми художественными традициями. В 1858 году он едет учиться в Вятку — вначале в духовном училище, затем в духовной семинарии: детей священников принимали туда бесплатно. Духовная семинария в Вятке была высокоразрядным учебным заведением. В семинарии Васнецов изучал летописные своды, хронографы, четьи минеи — жития святых, притчи и другие произведения. «Я всегда только Русью и жил», — вспоминал позднее художник. Виктор провел в Вятке девять лет. Он все больше времени отдает рисованию.
Через несколько лет он настолько преуспел в рисунке и живописи, что был приглашен в качестве помощника для декорирования вятского кафедрального собора. Тогда же  он выполнил семьдесят пять рисунков на темы русских народных пословиц и поговорок для «Собрания русских пословиц» этнографа Николая Трапицина.
В августе 1867 года с благословения отца Виктор Васнецов оставил семинарию за полтора года до ее окончания и с вырученными от лотереи деньгами уехал в Петербург поступать в Академию художеств.
Начав учебу в Академии, Васнецов познакомился с Репиным, сблизился с Архипом Куинджи, Василием Максимовым, Василием Поленовым, Василием Суриковым, Марком Антокольским, братьями Праховыми. Тесное дружеское общение с ними имело большое значение для развития молодого художника. Он участвует во Всемирных выставках, получает награды.
Постепенно Васнецов охладевал к учению в академических стенах. Он в конце 1870-х годов переходит от бытового жанра к былинно-сказочным сюжетам. В то время Васнецов обретал творческие силы для работы с фольклорной тематикой. «Хотелось писать картины па темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались», — позднее объяснял он. В середине XIX века вышли капитальные сборники фольклора: «Пословицы русского народа» В.И. Даля (1861-1862), «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева (1855-1864). С середины 1860-х годов наука все активнее сосредотачивала усилия на изучении устного народного творчества.
Весной 1876-го Васнецов уезжает на год в Париж, где уже работают И.Е. Репин и В.Д. Поленов. В свою очередь Васнецов, зайдя однажды в парижскую мастерскую Поленова, быстро написал знаменитый эскиз «Богатырей» (1876), выплеснув как вполне зрелое и сложившееся свою «грезу» об эпической русской истории. Васнецов подарил этот эскиз Поленову, но тот согласился принять дар только после того, как будет закончено большое полотно.
Васнецов вернулся на родину зрелым живописцем. Его кругозор расширился, он обогатил свою технику, а главное, твёрдо осознал свой путь.
Мне больше всего нравятся «Богатыри». В центре — Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нём чувствуется спокойная уверенная сила и умудрённость жизненным опытом. Сильный телом, в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье. Богатырь справа, самый младший, Алёша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьём, а к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь — Добрыня Никитич — в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают «вежество» Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.
С окончанием картины стала насущной мысль о персональной выставке художника. Такая выставка была организована в марте-апреле 1899 года в помещении петербургской Академии художеств. На ней было представлено тридцать восемь произведений живописи. Центром же стало самое «капитальное» произведение — «Богатыри». Можно сказать, что русская живопись двадцатого столетия вышла из «Богатырей» Васнецова.
«Изумительный труженик», «большой умник и разумник», Васнецов, страстно искавший эстетический и нравственный идеал в национальном характере русского народа, в его духовных традициях, сумел пронести свой «символ веры» через всё творчество, настойчиво внедряя его в сознание современного общества, в окружающую жизнь. Он находил живой отклик у своих современников. Его называли «первопроходцем».
Живописец преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших философских полотен. «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881—1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).
Васнецова-архитектора с благодарностью вспоминают посетители Третьяковской галереи: по проекту художника был оформлен фасад этого изящного здания. Но глaвное, чем обогатил художник русское искусство, — это пpoизведeния, написанные на основе народного творчества.

ГДЗ по литературному чтению. 3 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.

Сивка-Бурка, с. 25 – 29

3.3 (66.01%) от 323 голосующих

Сюжет

У одного старика было сына: два умных, а третий, самый младший, был настоящим дураком. Однажды кто-то повадился топтать их пшеницу, и старик послал сыновей караулить поле по ночам, чтобы поймать негодника. Старший сын пришел, но не выдержал караула, и заснул. Когда пришла очередь среднего сына, тот поступил точно так же. Младший же сын, Иван-дурак, сел на камень и стал честно сторожить отцовское поле.

Неожиданно на поле появился красивый сильный конь, который принялся топтать пшеницу. Недолго думая, Иван накинул на него аркан, и поймал. Конь Сивка-Бурка принялся умолять Ивана отпустить его, обещая оказать ему большую услугу. Подумал Иван, и отпустил коня. С тех пор больше никто не топтал пшеницу на отцовском поле.

Тем временем царь бросил клич, что тот станет суженым молодой прекрасной царевны, кто сможет допрыгнуть до ее терема и сорвать с ее руки перстень. Старшие братья тут же отправились в город попытать счастья, а Ивана с собой не взяли. Но тот не расстроился – отправился он в лес, позвал Сивку-бурку. Тут же появился волшебный конь. Иван залез ему в одно ухо, из другого уха вылез, и стал пригожим молодцом. Отправился он в город, к царскому терему, но совсем немного конь не допрыгнул до прекрасной царевны.

Братья вернулись домой, и принялись рассказывать про удалого молодца, а Иван все лежал на печи да посмеивался. На второй день Иван опять позвал Сивку-Бурку, но и в этот раз не допрыгнул до царевны. И лишь на третий день ретивому коню удалось допрыгнуть – Иван поцеловал царевну и снял с ее руки перстень. Когда он вернулся домой, то обмотал руку тряпочкой, чтобы никто не заметил кольцо.

Спустя три дня царь устроил пир, на который поехали и старик с сыновьями. На пиру царевна всех угощала медом, чтобы отыскать своего суженого. Увидев обмотанную руку Ивана, она сняла тряпочку, и увидела свой перстень. Царевна признала в Иване того доброго молодца, которому удалось допрыгнуть до ее терема. Отмыли Ивана, приодели, и стал он настоящим красавцем. Тут и свадьбу сыграли.

«Сивка-Бурка» очень краткое содержание

«Сивка-Бурка» краткое содержание для читательского дневника:

Умирая, отец дарит своему младшему сыну, Ивану-дураку, чудесного коня Сивку-Бурку. Вскоре царь этой страны объявляет, что тот юноша, который сможет сорвать портрет царевны с высокого терема, сможет взять ее в жены.

Братья Ивана едут смотреть на это зрелище, а младшего брата не берут. Но он вызывает своего коня и с его помощью превращается в доброго молодца и едет за портретом. Но в первый день он не смог доскочить до портрета, и во второй день тоже не смог, а в третий день сорвал портрет и поцеловал царевну. После этого юноша быстро исчез.

Царь ждал, что новоиспеченный жених приедет во дворец свататься, но не дождался и устроил пир. Во время пира царевна внимательно следит, кто будет вытираться полотенцем с ее вышитым портретом, долго не могла никого отыскать, но в конце концов обнаружила Ивана-дурака за печкой. Она подвела его к отцу и объявила своим женихом.

Вывод:

Как и во всех сказках, Иван, младший сын, был воспитанным, трудолюбивым и почитал старших. Он не побоялся исполнить завет отца, за что и получил волшебного коня. А братья его, хоть и считались умными, ничего не получили и остались с носом.

Коротко и ясно

Краткое содержание «Сивки-бурки» для читательского дневника можно изложить в нескольких предложениях. Жил старик с тремя сыновьями: двое расторопные в деле, а третий только на печи лежит. Дал отец им наказ: изловить вора, который топчет пшеницу. Старшие братья ходили в поле две ночи подряд да засыпали и никого не видели. Младший же глаз не смыкал и поймал коня, приносящего счастье – Сивку-бурку. А когда пришла пора Ивану жениться, помог ему Сивка-бурка выполнить условия царя и взять в жены царскую дочь.

Народные сказки обязательны для прочтения в младших классах школы, где требуют и краткое содержание «Сивки-бурки» для читательского дневника. Сказка написана легким, красочным языком, и для младших школьников не составит труда прочесть произведение полностью. Помочь в этом могут и мультфильмы о Сивке-бурке, которые практически не отличаются от книжных вариантов.

Умники и умницы

? с. 35 Что же случится дальше? Сколько попыток допрыгнуть до окна в тереме сделает Иванушка? Какая по счёту попытка будет удачной? Почему ты так думаешь? — Прочитайте небольшой фрагмент сказки, который подтвердит (или не подтвердит) ваши предположения, — сказала Евдокия Васильевна.

Надо обратить внимание на фразу «только на три бревна до царевны не допрыгнул». Число «3» — магическое в фольклоре большинства народов мира, и нетрудно догадаться, что Иванушка будет призывать на помощь своего волшебного союзника Сивку-бурку ещё два раза (всего — 3). Конечно же, как настоящий ГЕРОЙ волшебной сказки, он обязан справиться с задачей и допрыгнуть до окна в тереме, где находится Елена Прекрасная, однако сможет выполнить задуманное лишь с третьей попытки.

? с. 36 — А как же закончится эта сказка? — спросил Миша. У тебя есть предположение? Выскажи его. А теперь прочитай финал сказки.

Пофантазируйте на счёт финала сказки: станет ли Сивка-бурка помогать Иванушке и дальше? Добудет ли Иванушка красавицу Елену для кого-нибудь из старших братьев? А может — для себя? Легко ли догадаться о счастливом конце сказки?

? с. 37 Почему сказка называется «Сивка-бурка»? Можно ли сказать, что Сивка-бурка — волшебный помощник героя? (Опиши его внешний вид, его способности.) Какой признак тотемного животного в нём есть? (Обрати внимание на строчки, выделенные цветом.) Объясни, в какое ухо волшебного коня надо влезть и из какого вылезти, чтобы попасть из земного мира в волшебный. А чтобы вернуться?

Сивка-бурка — преданный друг и помощник Иванушки; с его помощью тот преодолевает все невзгоды и оказывается «не Иванушкой-дурачком, а молодец молодцом», поэтому сказка и называется «Сивка-бурка». Сивка-бурка — животное волшебное (обратите внимание на его описание: «одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»); разговаривает с Иванушкой человеческим голосом; имеет прозвище «вещая каурка» (вещий — то есть предвидящий, предсказывающий будущее).

Путешествия Ивана из правого в левое ухо Сивки-бурки сопровождаются яркими переменами во внешности: «Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать!», а в обратную сторону — делают его «по-прежнему Иванушкой-дурачком».

Сивка-бурка обладает признаками тотемного животного, совмещая черты, пусть и необычного, но коня и дракона: из ушей и ноздрей его «дым столбом валит и пламя пышет». На зов Ивана Сивка является как бы ниоткуда. Можно ли предположить, что, подобно дракону, он приходит из Подземного мира? Обсудите с детьми, каким образом Иван перемещается из своего привычного мира, где он Иванушка-дурачок, в мир, где он «молодец молодцом». Правое ухо волшебного коня — это вход и выход в земной мир, а его левое ухо — вход и выход в волшебный мир. Путешествие из правого уха налево приводит ГЕРОЯ в волшебное состояние и в волшебный мир; из левого же уха направо — возвращает к привычной жизни. Вспомните строки А . С . Пушкина «У лукоморья…»: «Идёт направо — песнь заводит // Налево — сказку говорит». «Ходить направо» означает делать и говорить правду (обычный мир); «ходить налево» — сочинять сказки (волшебный мир).

? с. 38 Можно ли выполнить задание Елены Прекрасной без волшебного помощника? — Конечно, нет! — сказала Таня. — С волшебным-то помощником только в третий раз удалось допрыгнуть! На обычной лошади этого точно не сделаешь! Ты соглашаешься с Таней? Подумай: а важно ли для царевны то, что до ее окна нельзя допрыгнуть на обычном коне?

Подумайте, а знала ли царевна, что её задание для обычного человека (и обычного коня) невыполнимо? Какого жениха ждала Елена Прекрасная — обычного или обладающего волшебными способностями?

Как же царевна выбирает себе жениха? Что для неё самое главное: ум? красота? богатство? И ли то, что у него есть связь с волшебным миром?

Таким образом, главное качество для царевны — не ум, внешняя красота или богатство жениха, а его связь с волшебным миром.

Является ли Иванушка-дурачок настоящим ГЕРОЕМ волшебной сказки? Выбери из характеристики ГЕРОЯ, которую дала Евдокия Васильевна, только то, что подходит к Иванушке-дурачку.

Что же делает Иванушку-дурачка настоящим ГЕРОЕМ волшебной сказки? Необходимо обратить внимание на то, что Иван: а) самый младший в семье; б) прозван дурачком, то есть житейским умом, видимо, не отличается; в) из сказки мы узнаём, что старшие братья Ивана — лентяи (вместо того, чтобы стеречь пшеницу, залезают на сеновал и спят всю ночь); тогда как Иванушка не только не спит, но и при ловле Сивки-бурки проявляет чудеса храбрости и ловкости; г) он приобретает волшебного помощника и связь с волшебным миром.

А какая из характеристик, данных Евдокией Васильевной, не подходит Иванушке? Не известно, какого роста Иван и его братья, то есть нельзя сказать, что наш герой мал ростом, а его братья высокие. В любом случае, Иван — дурачок: во время пира «он за печкой сидит, одежонка на нём худая, лаптишки рваные».

— Может быть, вы читали сказки «Гуси-лебеди» и «Иван-царевич, Жар-птица и серый волк»? — спросила Евдокия Васильевна. — Какое дерево в каждой из них является волшебным? Ты можешь ответить на этот вопрос?

В обеих сказках волшебным (тотемным) деревом является яблоня: в сказке «Гуси-лебеди» яблоня прячет детей от злых помощников Бабы-Яги, а в «Иване-царевиче» Жар-птица клюёт золотые яблочки с яблони в саду царя — отца Ивана.

? с. 39 – 40 Дерево Вак-Вак. — Можно ли в данном случае сказать, что тотемное растение и тотемные животные слились в единое целое? — спросила Евдокия Васильевна. А ты как думаешь?

Внимательно рассмотрите рисунок на с. 39: на Севере или на Юге растёт это чудо-дерево? У него обычные листья? А плоды? (Вместо плодов изображены головы разных зверей, а также голова прекрасной девы, и дерево может разговаривать на всех языках мира.)

Действительно, в дереве Вак-Вак тотемное растение и тотемные животные слились в единое целое.

Голосами каких животных говорило дерево Вак-Вак? Удалось ли тебе обнаружить хотя бы один его плод?

Сколько плодов насчитали? Какие это животные? (Можно разглядеть головы коня, быка, тигра, леопарда, козы, медведя, волка, оленя, ягнёнка и т. д.) Обнаружили ли вы прекрасную деву? Очевидно, что дерево Вак-Вак говорит голосами тех животных и людей, головы которых являются его плодами.

— А о чём Искандер беседует с деревом? — поинтересовался Миша. Можешь объяснить, почему дерево Вак-Вак обладало таким абсолютным знанием и такой силой убеждать? В каких ещё сказках есть чудесное, волшебное дерево?

Волшебное дерево Вак-Вак обладает абсолютным знанием, потому что в нём живут тотемные животные и растения — основатели и охранители людского рода. Оно владеет даром убеждения, потому что его плоды — животные и волшебные девы — способны передавать эти знания на всех языках мира.

Можно вспомнить и назвать много сказок, где действует чудесное дерево, — например, «Гуси-лебеди».

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 1. Чуракова Н.А.

2.5 / 5 ( 2 голоса )

Работа Алексея Николаевича Толстого

Он поставил перед собой колоссальную задачу: пересказать русские сказки в основном для детей. Это было бы началом огромного труда. А.Н. Толстой очень ответственно подошел к работе. У него собиралось по несколько вариантов одной и той же сказки. Лучшую он брал за основу, из других добавлял детали. Так после переработки появился «Сивка-бурка». Сказка, воссозданная А. Н. Толстым, известна многим поколениям детишек.

Но базовый вариант — это народное произведение, которое слушали веками и записали фольклористы. Большие энтузиасты работали в этой области и по крупицам собрали огромное количество материала. А для читателей нашего времени написал сказку «Сивка-бурка» автор по имени Алексей Николаевич Толстой. Все его произведения по художественному исполнению и проникновению в воссоздаваемую эпоху (например, «Петр Первый»), великолепны. В этом же ряду стоит «Сивка-бурка» (сказка для детей).

1 урок

Русская народная сказка «Сивка-Бурка»

 Цели:
познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сивка-Бурка» и
новым видом сказок (волшебной); учить делить текст на части; обогащать
словарный запас учащихся; развивать внимание, память, творческие способности.

Планируемые результаты:
учащиеся должны уметь различать жанры устного народного
творчества; знать элементы сказки; ха­рактеризовать героев сказки; соотносить
пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий; составлять
план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Ход
урока

I. Организационный
момент

II.
Актуализация знаний.

1)
Опрос

— С каким жанром устного народного творчества мы познакомились на
прошлых уроках? (Сказка)

— Какие
виды сказок вы знаете? (Сказки о животных, бытовые
сказки и волшебные
)

— С какой сказкой мы
познакомились на прошлом уроке? «Иван-царевич и Серый Волк»

— К какому виду сказок
мы отнесли нашу сказку? Почему?

— Кто
ее автор? (У нее нет автора. Это русская народная сказка.)

Признаки
сказки

1)зачин;

2) волшебные
предметы;

3) сказочные
слова и выражения;

4) троекратный
повтор;

5) борьба
добра и зла;

6) добро
побеждает зло;

7) концовка.

2) Проверка
домашнего задания

—  Какую пословицу вы
встретили в сказке? (Взялся за гуж — не го­вори, что не дюж.)

—  Как вы ее понимаете?
(Если взялись за какое-то дело, то надо довести его до конца.)

Булыгин-

Грачев-

Иншакова-

Коллегова-

Кудашов-

III.
Самоопределение к деятельности. 
Постановка
целей и задач урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной сказкой.
Откройте учебник стр.40

— Как называется
сказка? («Сивка-Бурка».)

— Кто
ее автор? (У нее нет автора. Это русская народная сказка.)

– Кто сформулирует тему урока? 

– Давайте определим задачи нашего урока?

1) Мы должны с вами в первую очередь прочитать произведение
(провести словарную работу)

2) Чтобы понять содержание текста, нужно проанализировать
его.

3) Определить  жанр произведения, тему
произведения, в чем заключается
главная мысль произведения.

IV. Изучение нового материала.
Знакомство со сказкой.

1) Смысловое прогнозирование

— О чем, по-вашему, эта сказка?

— Проверим наши предположения.

2) Словарная работа

— Прежде чем начнем читать, проведём работу по уточнению слов,
предложений, словосочетаний:

Вещий каурка— вещий (предсказывает будущее
); каурка (масть лошади — светло-каштанового, рыжеватого цвета)

Худая одежонка
старая одежда.

Кликать звать.

Добрая пшеница
хороший урожай.

БаловАть — (обратить внимание на
правильную постановку ударения в слове).

Потакать чьим-то желаниям, уделять кому-то
чрезмерную забот
у.

3)
Первичное чтение
.

Знакомство
со сказкой учитель проводит при помощи диафильма «Сивка-Бурка»

https://youtu.be/TRXgDhCtxbc

-Оправдались ли наши предположения о прослушанной
сказке?

— Понравилась ли вам эта сказка? Какие
чувства вы ис­пытывали, слушая сказку? (Чувство радости, чувство трево­ги,
огорчения и т. д.)

V. Физкультминутка

VI. Работа
по теме урока

Первичная
проверка понимания

—  Ребята, на с. 40,
перед названием этой сказки, есть слова. Прочитайте их. (Как хорошо уметь
читать.)

—  Как вы думаете, что хотели сказать нам
авторы учебника? (Конечно, хорошо уметь читать. Мы можем эту сказку и дру­гие
сказки, рассказы прочитать сами.)

1)
Работа над первой частью сказки.

Сейчас
вы будете сами читать сказку. А также мы поработаем над ее содержанием, чтобы
сказка была более понятна.

—  Попробуйте
определить первую часть сказки.

—  Прочитайте ее.

(Дети
читают до слов «Скоро после того разослал царь гон­цов…».)

—  Что мы узнаем из зачина сказки? (Мы узнаем, что у старика
было 3 сына. Младшего все звали Иванушкой-дурачком.)

—  Какая беда постигла старика? (Он посеял
пшеницу. А ее кто-то стал мять да топтать.)

—  Что решил старик предпринять, чтобы
поймать вора? (Он велел своим сыновьям по очереди стеречь пшеницу.)

—  Не напоминает ли вам этот эпизод
какую-нибудь из про­читанных сказок? (Похоже на сказку «Иван царевич и Серый
Волк». Только в ней вор был в саду, а не в поле. Там братья тоже по очереди
стерегли сад.)

—  Как каждый из братьев стерег поле? (Старший
сын пошел стеречь, да захотелось ему спать. За­брался он на сеновал и проспал
до утра. А дома он сказал, что всю ночь не спал, а вора не видел. Средний сын
тоже всю ночь проспал на сеновале. А вот Иванушка всю ночь не спал, сидел на
камне, вора дожидался.)

—  Кто же оказался вором? Расскажите о нем. (Вором оказался
конь — одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей
дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.)

—  Расскажите, как Иванушка поймал вора. (Подкрался
он к коню и разом накинул ему на шею веревку. Вскочил на него ловко и ухватился
крепко за гриву. Конь хотел его сбросить, но Иванушка не отпускал.)

—  Почему конь стал служить Ивану? (Он сам предложил это за то,
чтобы Иван отпустил его.)

—  Сразу ли Иванушка отпустил коня? (Нет. Он сначала спро­сил,
как его потом найдет. И только узнав слова вызова, отпустил, взяв с него
обещание пшеницы никогда больше не есть и не топтать.)

—  Какой вывод из этого эпизода мы можем сделать. (Иван был не
дурак, как его все звали. Он делал все правильно )

—  Что же было дома, когда Иван вернулся
поутру? (он рассказал  правду, но ему никто не поверил, а все только
посмеялись.)

—  Перестал ли конь вытаптывать пшеницу? (Да, он перестал
топтать пшеницу. Ведь он дал слово.)

Да, это очень важно: когда кто-то дает слово, его надо держать. С
такими людьми надежно, им верят.

—  Вспомним пословицы.

•   Будь своему слову хозяин.

•   Не бросай слов на ветер.

•   Не слово хозяин хозяину, а хозяин слову хозяин.

VII.
Рефлексия

Выберите и продолжите любое предложение:

— На уроке я узнал……

— Сегодня я сумел……

— Я похвалил бы себя за……

VIII.
Подведение итогов урока

С
каким жанром устного народного творчества, мы работали на уроке?

— С какой
сказкой познакомились на уроке?

— К
какому виду сказок относится эта сказка? Почему? Волшебная…
 в волшебных сказках
всегда действуют положительные и отрицательные герои, в волшебных сказках
происходят волшебные события, в сказке добро побеждает зло…

— Чему
учит нас эта сказка?

image001

Домашнее задание

Учебник с.40-49 подготовить
выразительное чтение сказки
«Сивка-Бурка».

Разделить текст сказки на
части.

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • По каким признакам можно определить что произведение сказка сивка бурка волшебная сказка
  • По каким признакам можно определить волшебную сказку выбери словосочетания дополни своими
  • По каким поступкам можно судить о доброте и отзывчивости человека сочинение
  • По каким критериям оценивается итоговое сочинение отметьте все правильные утверждения
  • По каким либо причинам как пишется
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии