По другому нельзя как пишется

по-другому в наиболее распространенной форме как наречие пишется через дефис. всегда ли через дефис? действительно, является ли дефисное правописание этого

«По-другому» в наиболее распространенной форме (как наречие) пишется через дефис.

Всегда ли через дефис?

Действительно, является ли дефисное правописание этого сочетания единственно верным? Или возможны варианты? Рассмотрим на примерах.

  1. Если я люблю, то отдаю всю себя, без остатка – по-другому не умею.
  2. Все будет хорошо – по-другому никак!
  3. Честно говоря, я пришел сюда по другому поводу.
  4. Если бы мы поехали по другому пути, то прибыли бы на целый час раньше.

Наверняка вы заметили, что в первых двух примерах исследуемое нами сочетание написано через дефис, как мы и оговорились в начале, а в двух других – раздельно. Но почему? Сейчас объясним.

Наречие

Для того чтобы правильно написать наше сочетание, необходимо сначала определить, какой частью речи оно является.

Если «по-другому» отвечает на вопрос «как?» (как в первом и втором предложениях), то оно представляет собой наречие. А, как известно, наречия с приставкой «по-», которые оканчиваются на «-ому» и образованы от прилагательных (в нашем случае от местоименного прилагательного «другой»), имеют дефисное написание.

Чтобы не запутаться, попробуйте заменить наше сочетание каким-нибудь другим наречием, скажем, «иначе». И вот что у нас получится: «иначе никак».

Помните о том, что наречие, как правило, поясняет глагол, к которому относится. А значит, и вопрос нужно задавать от глагола: «не умею как?» – «по-другому».

Предлог с прилагательным

В случае если наше сочетание отвечает на вопрос «по какому?», то оно уже представляет собой не наречие, а предлог с прилагательным, которые, разумеется, надо писать раздельно. В третьем и четвертом предложениях мы наблюдаем как раз такую ситуацию.

Если возникли сомнения, замените прилагательное «другому» любым иным. Например: «по короткому пути».

Есть и другой вариант: попробуйте вставить слово между предлогом и прилагательным. Скажем, «по совершенно другому поводу».

Имейте в виду, что прилагательное поясняет существительное, к которому относится. От него же задаем вопрос: «по какому пути?» – «по другому».

Другие ошибки

В этом сочетании допускают орфографические ошибки и иного рода, как то: «подругому», «па другому».

Первый случай мы уже объяснили выше: правило написания данного наречия нужно просто запомнить, чтобы не изобретать нелепые неологизмы.

А вот что касается второй ситуации, то здесь все просто: в русском языке не существует ни приставки, ни предлога «па». Включив фантазию на полную мощность, мы смогли составить только два предложения, в состав которых могла бы входить комбинация «па другому».

Скажем, гневная реплика отца в адрес сильно провинившегося сына:

  • Говори «па» другому – я тебе не отец больше.

Или, например, это может быть фраза в танцевальной школе:

  • Передай па другому.

Как бы там ни было, звучат эти предложения довольно странно, поэтому советуем не заморачиваться и забыть о подобном варианте написания вовсе.

Разбор под цифрой 2

Стоит также обратить внимание на то, что морфемный разбор наречия и предлога с прилагательным будет существенно отличаться.

Наречие: «по-» – приставка», «друг» – корень, «-ому» – суффикс.

Предлог с прилагательным: «по» – предлог, «друг» – корень, «-ому» – окончание.

Разбор под цифрой 3

Итак, проведем морфологический разбор нашего сочетания.

I. «По-другому» – наречие, отвечает на вопрос «как?», обозначает признак действия.

II. Морфологические признаки:

1) определительное, качественное, местоименное;

2) степеней сравнения нет;

3) неизменяемое.

III. Синтаксическая функция.

В предложении выполняет функцию обстоятельства образа действия.

Синонимия

Чтобы не повторяться, используйте следующие синонимы:

  • иначе;
  • как-нибудь еще;
  • как-то еще;
  • на другой лад;
  • на иной лад;
  • не так;
  • по-иному;
  • на другой манер;
  • на иной манер;
  • поперек;
  • сиречь (устар., ирон.);
  • иным образом;
  • другим образом;
  • иным способом;
  • другим способом;
  • непохоже;
  • несхоже;

Приведем несколько примеров с использованием синонимов:

  1. Можно ли решить этот вопрос как-то еще?
  2. Шиповник по-иному называют дикой розой.
  3. Несмотря на то что артист выполнил трюк на другой манер, зал был в полном восторге.

Антонимия

Наиболее очевидный антоним к нашему сочетанию – это наречие «по-одному».

  • Она делает по-одному, он – совершенно по-другому, но при этом оба правы.

Пунктуация

Исследуемое нами сочетание не требует постановки знаков препинания, причем независимо от того, находится оно в начале, в конце или в середине предложения.

Теперь вы знаете, как пишется наречие «по-другому», и, надеемся, сумеете отличить его от предлога с прилагательным.

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Правописание этих слов надо знать:

Проверить еще слово:

Всего найдено: 26042

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, нужно ли ставить запятую в «не реже(,) чем раз в месяц»

Ответ справочной службы русского языка

Нет, запятая не требуется: _не реже чем раз в месяц_.

Всретил в книге слово «апсара», но нигде не могу его найти. Подскажите, пожалуйста его значение.

Ответ справочной службы русского языка

См. в http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BF%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%B0 [«Википедии»].

Добрый день, подскажите, нужна ли точка в конце фразы.
Спасибо.
До меня доносились обрывки разговора: «…д(Д)оедем…
нам на автобусе нельзя…».

Ответ справочной службы русского языка

Верно писать с большой буквы, точка в конце не требуется.

Нужно ли выделять запятыми слово «впоследствии»? Спасибо.
При записи и впоследствии для идентификации палец необходимо прикладывать быстро, четко и в одинаковом положении.

Ответ справочной службы русского языка

Слово _впоследствии_ запятыми не выделяется.

Здравствуй «Справочное бюро»!
Подскажи, пожалуйста. Очень необходима твоя помощь. Пишу уже несколько раз, но ответа нет.
Нужны ли указанные в скобках кавычки (а соответственно, ссылка на источник) и запятая в данном предложении: «По образному выражению математика Гаусса, («)математика как мельница, она все перемелет, но получится ли мука(,) – зависит от того, что засыпят в эту мельницу(»)?
Второй вопрос. В каком падеже (с каким окончанием) нужно употребить выделенное причастие в следующем предложении: «Чтобы исследовать преступность как социальный процесс, на статистическом уровне представляющей(-ую/-ий) собой совокупность отдельных преступлений, надо начинать с регистрации отдельно взятого преступления»?
Заранее благодарна.

Ответ справочной службы русского языка

1. Кавычки не требуются. 2. Если имеется в виду, что преступность — это совокупность преступлений, то лучше: _Чтобы исследовать преступность, на статистическом уровне представляющую собой совокупность отдельных преступлений, как социальный процесс, надо начинать с регистрации отдельно взятого преступления_.

Здравствуй «Справочное бюро»!
Не могу дождаться ответа. А нужно срочно. Подскажи, пожалуйста, возможен ли такой порядок определений в словосочетании «ближе к фактическим их значениям», или в данном случае должно быть соблюдено правило: определения, выраженные местоимениями, стоят впереди определений, выраженных другими частями речи? Насколько строго должно соблюдаться данное правило?
Второй вопрос. Правильно ли изложено следующее: «Предназначены для использования в вузе в качестве научно-практического пособия для правильной квалификации преступлений против собственности и для проведения занятий с личным составом подразделений ОВД»?
Третий вопрос. «Расширение границ знаний следователей в области уголовного права, в первую очередь (-) занимающихся выявлением и расследованием преступлений в сфере экономики, в том числе (-) преступлений против собственности». Возможна ли постановка тире в указанных местах или это категорически запрещено?
Четвертый вопрос. Существуют ли какие-нибудь правила постановки предлога в случае перечисления (до или после двоеточия – в первом пункте перечисления, в каждом из пунктов перечисления)? Или это определяет сам автор?
Пример: «Все преступления подразделяются (на):
1) (на) хищения чужого имущества;
2) преступления, связанные с сохранностью имущества».
Заранее благодарна.

Ответ справочной службы русского языка

1. Такое употребление возможно в разговорной речи, в письменной речи сочетание лучше перестроить. 2. Предложение корректно. 3. Оба тире не требуются. 4. Лучше перед перечислением поставить словао _следующие: …подразделяются на следующие:…_ Если это невозможно, то лучше предлог писать только в первом пункте перечня: _…подразделяются: 1) на хищения чужого имущества; 2) преступления…_

Подскажите пожалуйста. Понятие слова «Раблезианство»

Ответ справочной службы русского языка

См. ответ № 222776 .

подскажите, пожалуйста, как правильно пишутся названия городо с предлогами. Например, «в городе Санкт-Петербурге» или «в городе Санкт-Петербург»

Ответ справочной службы русского языка

Верно: _в городе Санкт-Петербурге_. См. в http://spravka.gramota.ru/blang.html?id=167 [«Письмовнике»].

Повторю вопрос, поскольку ответа, к сожалению, нет. Может ли вводное слово «итак» начинать текст (Итак, представим ситуацию.)? Или же оно должно употребляться только при выводе или обобщающей части текста?
И еще вопрос. В юридической литературе часто встречается «в обоснование», то есть для обоснования точки зрения, решения и пр. Каким правилом можно объяснить винительный падеж и это «Е» в окончании?

Ответ справочной службы русского языка

Если это текст не художественный, начинать его с _итак_ не следует. _В обоснование_ — устойчивый оборот канцелярского языка, построенный так же, как, например, _в заключение_. Винительный падеж используется именно при значении ‘в качестве обоснования, для обоснования’.

Подскажите, пожалуйста, верно ли написана частица «не»:
неисполнение заявки
случай не выполнения заявки
случай не сообщения о сделках
случай не доведения информации
случай не оказания услуг
не выявленная при проверке ошибка
невыявленная ошибка (?)
Где можно освежить знания по правилам написания этой частицы?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: _случай невыполнения заявки, случай несообщения о сделках, случай недоведения информации, случай неоказания услуг, не выявленная при проверке ошибка, невыявленная ошибка_ (если есть противопоставление, верно: _не выявленная ошибка_). См. http://spravka.gramota.ru/pravila.html?def_7.htm [«Правила: новые и старые»].

Доброе утро! Подскажите, как правильно — около полумиллиарда или около полмиллиарда? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Верно: _полумиллиарда_.

Подскажите, пожалуйста, где надо ставить запятую во фразе «применение — проверка схем и компонентов таких как диоды, резисторы и т.д.»

Ответ справочной службы русского языка

Требуется запятая перед _таких как диоды_.

И ещё один вопрос: есть складские комплексы, которые являются самостоятельными юрлицами. Правильно ли употреблён дефис и возможен ли он:
комплексы-самостоятельные юрлица

Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Следует писать через тире: _комплексы — самостоятельные юрлица_.

Добрый день:)
Подскажите, верно ли написано:
В Научно-Исследовательском Институте гельминтологии…
Спасибо))

Ответ справочной службы русского языка

Верно: _в Научно-исследовательском институте гельминтологии_.

в каком случае пишется «представить», а в каком «предоставить»

Ответ справочной службы русского языка

См. ответ № 172290 .

Журналист и мама Евгения Артамонова составила список фраз, которых стоит избегать в общении с детьми.

nBkSUhL2hFQgkMyyLr6BrNOp2Z398Jii1ifFh fH nKUPXuaDyXTjHou4MVO6BCVoZKf9GqVe5Q CPawk214LyWK9G1N5ho=3SexMUsURU QiVWcBPcDw

Фото: depositphotos/didesign

Как только ребенок начинает понимать речь, каждый родитель больше задумывается над тем, что он говорит. Неизбежно приходится работать над собой. Ведь многие фразы и реакции возникают внезапно и необдуманно. Что-то всплывает из прошлого: так говорили наши родители. Что-то мы невзначай берем у окружающих. А что-то произносим в моменты сильной усталости или безысходности.

Но, безусловно, стоит стремиться не использовать в отношении своих детей выражения, которые могут их ранить и повлиять на дальнейшую жизнь.

Современные психологи, труды которых стали настольными книгами прогрессивных родителей (такие как Петрановская и Гиперрейнер), воспринимают ребенка как самостоятельную личность, к которой стоит прислушиваться, мягко направлять и подавать пример. В таком случае менять и контролировать нужно в первую очередь себя.

Моему сыну 2,5 года, кризис 3-х лет то ли уже наступил, то ли так явно к нам подбирается. Он часто рьяно отстаивает свою позицию, горько расстраивается, если что-то идет не так, конечно же, в сопровождении громких истерик и сопротивления. В такие моменты очень сложно сохранять самообладание, особенно если ты «не в ресурсе» – устала от рабочих и бытовых задач. Нет-нет да вырывается то, что меня саму задевало и обижало в детстве.

Поэтому я собрала 15 фраз, которые не стоит говорить ребенку. Чтобы в будущем ему не приходилось прорабатывать с психологом детские травмы.

«Не плачь! Ты же мальчик (большой)»
Дети плачут. Это естественная реакция на новое, стресс, боль, обиду и так далее. Привлечение внимания взрослых в конце концов. Когда мы используем подобные выражения, мы как бы запрещаем проявлять чувства, загоняем их вглубь и прячем.

«Не бегай, а то упадешь»
Лучше не употреблять отрицательную частицу «не» и не заострять внимание на том, что может случиться с ребенком, не программировать. Попробуйте без «не» и упреков, обращать внимание на то, что вы считаете необходимым в данный момент: «Аккуратнее», «Давай так» и так далее.

«Пока не доешь, не выйдешь из-за стола»
Регулируя за ребенка объем пищи, заставляя его есть или не есть те или иные продукты, мы мешаем ему выстраивать собственные отношения с едой, учиться слушать свой организм и таким образом формируем неправильное пищевое поведение.

«Раз так ты себя ведешь, я тебя не люблю»
Разве есть что-то, из-за чего можно действительно не любить ребенка? Наверное, нет! Но брошенная в сердцах фраза оседает глубоко и сильно ранит малыша. Он может начать стараться полностью подстраиваться под вас вопреки своим желаниям и потребностям, чтобы отвоевать немного любви.

«Посмотри, как хорошо себя ведет этот ребенок, а как ты!»
Сравнение – излюбленный прием поколения нынешних бабушек и дедушек.
Такими словами обесцениваются поступки ребенка. И в итоге, во взрослом возрасте человек не чувствует уверенности в себе.

nBkSUhL2hFQgkMyxJ76BrNOp2Z398Jii1ifFh fH nKUPXuaDyXTjHou4MVO6BCVoZKf9GqVe5Q CPawk214LyWK9G1N5ho=OT8MlWzuMVo uM6XEoXEMg

Фото: depositphotos/annadanilkova

«А вот я в твоем возрасте»
Обычно ребенок считывает, что он какой-то не такой, что он разочаровывает родителей. А ведь все развиваются по-разному и в своем темпе. Возможно, не умеет кататься на велосипеде, зато отлично рисует. Вместо сравнений отмечайте достижения, мотивируйте и поддерживайте.

«Если ты не перестанешь, мы больше никогда не поедем (пойдем, купим)»
Говорите только то, в чем уверены. Если вы знаете, что не можете не прийти в магазин, о котором сгоряча так хотите сказать, лучше выберете более мягкую формулировку или вообще не используйте подобные угрозы.

«Я ухожу, а ты останешься один»
Страх одиночества – наш базовый страх, появившийся еще тогда, когда люди не могли выжить по одному. И остающийся до сих пор. Именно поэтому младенцы так чутко реагируют на уход значимых взрослых.

«Не будь жадиной»
Когда ребенок так себя ведет, задайте себе вопрос почему? Возможно, нужно объяснить ему что-то, показать пример – он обязательно научится. Или же его поведение вполне объяснимо, и, наоборот, требуется поддержка и защита (например, от более старших детей).

«Будешь себя плохо вести, мы тебя отдадим дяде/полицейскому/Бабе-яге»
Во-первых, это не осуществимо, а значит, ребенок рано или поздно поймет, что слова взрослого не имеют силы, а во-вторых, для очень впечатлительных детей подобные фразы могут вылиться в ночные кошмары и страхи.

«Не переживай, ничего такого не случилось!»
Любое переживание, которое испытывает человек, важно. Ведь все мы разные. А ребенок растет, учится, и даже потеря не самой любимой куклы может быть очень значительной.

«У тебя не получится, давай я сделаю»
Лучший опыт – опыт, полученный самостоятельно, без чьей либо помощи. Ну и нет ничего ценнее веры значимого взрослого. Не стоит делать что-то за ребенка.

«Делай (бери) что хочешь, только успокойся»
Слова отчаяния, которые на деле невозможно осуществить, и ребенок это понимает. Лучше выдохнуть, досчитать до 10 и предложить, например, посмотреть мультфильм.

«Ты ведь должен понимать, ты же знаешь»
Ребенок мыслит не так, как взрослый, другими категориями, живет здесь и сейчас. Понимание придет с возрастом, не стоит требовать его раньше времени.

«Что же ты такой дурной (криворукий и нескладный)»
В жизни будут люди, сомневающиеся в вашем малыше, пусть с вами он будет как за каменной стеной. Не скупитесь на воодушевляющие слова и помните, что все ошибаются.

Всего найдено: 157

Скажите, пожалуйста, как правильно написать в грамоте слово «Государственного» с заглавной или строчной буквы? обучающиеся Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 55 Петроградского района Санкт-Петербурга.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно:  Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 55» Петроградского района Санкт-Петербурга. Однако в уставе название школы может быть написано по-другому. В других документах название воспроизводят в юридически закрепленной форме.

Полагаем, что в грамоте можно опустить первую часть наименования: обучающиеся в средней общеобразовательной школе № 55 Петроградского района Санкт-Петербурга

Хотим написать рекламный слоган для видеострима: Смотреть, не пересмотреть! Нужна ли запятая или нужно по-другому обособлять? Видели вариант и с запятой, и с тире. Помогите. Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Знаки препинания не нужны, но интонационное тире возможно.

Добрый день! Слышал, что «поезжай» — единственный верный вариант глагола ехать. Подскажите, пожалуйста, возможно ли сказать как-нибудь по-другому? Когда вы будете в какой-нибудь стране, всегда (поезжайте) не по главным дорогам.

Ответ справочной службы русского языка

Другой формы повелительного наклонения второго лица множественного числа у глагола поехать нет. Это предложение можно перестроить, например: …лучше ездить не по главным дорогам.

Здравствуйте. Правильна ли пунктуация в следующих предложениях? Нужны ли кавычки и большая буква? В конце каждого предложения ведь нужна точка? 1. Разумеется, возникает вполне логичный вопрос: «Почему именно в последние 10-15 лет так много говорится о медицинской практике, основанной на принципах доказательности, почему сегодня это направление одно из самых перспективных в медицине?». 2. Когда между группой случаев в контрольной группе установлено различие по частоте встречаемости фактора риска, необходимо задать вопрос: «Действительно ли уровень встречаемости фактора, наблюдаемый в контрольной группе, ожидаемый среди всего населения?». Или вопрос можно задать по-другому: «Могут ли представители данной контрольной группы иметь к изучаемому фактору необычно высокий или низкий уровень подверженности, существенно отличающийся от всего населения, в отношении которого проводится исследование?».

Ответ справочной службы русского языка

Это сложные предложения с прямым вопросом, в них кавычки не нужны: 

Разумеется, возникает вполне логичный вопрос: почему именно в последние 10–15 лет так много говорится о медицинской практике, основанной на принципах доказательности, почему сегодня это направление одно из самых перспективных в медицине?

Когда между группой случаев в контрольной группе установлено различие по частоте встречаемости фактора риска, необходимо задать вопрос: действительно ли уровень встречаемости фактора, наблюдаемый в контрольной группе, ожидаемый среди всего населения? Или вопрос можно задать по-другому: могут ли представители данной контрольной группы иметь к изучаемому фактору необычно высокий или низкий уровень подверженности, существенно отличающийся от всего населения, в отношении которого проводится исследование?

О таких предложениях писал Д. Э. Розенталь: «Двоеточие ставится перед прямым вопросом, включенным в состав бессоюзного сложного предложения: Спрашивается теперь: что же делало наше общество в последние 2030 лет? (Доброл.); Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (Ч.); До сих пор удивительным и неразгаданным остается: кто же в эту роковую ночь дивизионную школу снял с караула? (Фурм.); Я прошел к калитке по мокрой траве, испытывая тревогу: кто же рассмотрит первый трактор в таком непроглядном тумане? (Перв.)».

Добрый день, уважаемая «Грамота»! Подскажите пожалуйста, правильно ли словосочетание «путешествовать каучсерфингом» или лучше как-то по-другому?

Ответ справочной службы русского языка

Такое сочетание возможно в разговорной речи. Нейтрально: путешествовать с использованием каучсерфинга.

Добрый день! Уважаемые сотрудники портала «Грамота.ру», подскажите пожалуйста, нужно ли ставить запятые в указанных ниже местах в данном предложении: «Эту поляну я назвала «Цветочная» (,) или (,) по-другому (,) «Луговая».

Ответ справочной службы русского языка

Все указанные запятые нужно поставить.

Здравствуйте! Прочитала полностью статью «Склонение фамилий». Возник спор с носителем фамилии Шпан. Я считаю, что она склоняется, тем более выдержка из статьи: «Все мужские фамилии, оканчивающиеся на согласный, склоняются – это закон русской грамматики» меня убеждает в этом еще раз. А хозяин фамилии считает по-другому. Помогите, пожалуйста! Хочу убедить его в своей правоте (а может, я не права))). Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Мнение носителя фамилии может не совпадать с рекомендациями по склонению фамилий. Так бывает…

Здравствуйте, уважаемые сотрудники «Грамоты.ру»! Проясните, пожалуйста, как правильно сказать: отключение/подключение горячей воды, отключение/включение горячей воды или как-то по-другому? Ваш портал очень помогает, спасибо вам за ваш труд!

Ответ справочной службы русского языка

Возможны варианты: отключение и подключение; выключение и включение.

Подскажите, пожалуйста, ставится ли запятая в предложениях типа перед союзом «или»: 1) «Лимиты бюджетных обязательств составили 30,0 тыс.рублей или 2% утвержденного объема на год». 2) Доходы в этом году по сравнению с 2018 увеличились на 25,0 тыс. рублей или на 30%. Каким правилом русского языка руководствоваться в таких случаях?

Ответ справочной службы русского языка

В этих случаях запятая перед или нужна, поскольку конструкции 2% утвержденного объема на год и на 30% являются пояснительными. Пояснительные члены предложения равнозначны поясняемым, но называют их по-другому и часто сопровождаются союзами то есть, именно, а именно, или в значении «то есть». Пояснительные члены предложения выделяются запятыми.

Здравствуйте? Возникла трудность с написанием слова экоинфраструктура. Так или по-другому?

Ответ справочной службы русского языка

Слитное написание корректно.

Религиозная миссия: григорианская миссия или Григорианская миссия? Как григорианский календарь, григорианский хорал и григорианское пение или по-другому?

Ответ справочной службы русского языка

В орфографических словарях такое наименование не закреплено. Если оно является постоянным специальным (терминологичным) наименованием исторического события, то правильно написание с прописной: Григорианская миссия. 

Здравствуйте. Как правильно: «по-другому» или «по другому» во фразе «Стала относиться к себе по-/другому»?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: Стала относиться к себе по-другому.

Меня интересуют актуальные — на данный момент — правила использования глагола «озвучивать». В частности, грамотно ли использовать его в коннотации «оглашать чьё-то мнение, закон или заявление»? Например, уместно и верно ли использование данного глагола во фразах: «Главный редактор озвучил результаты голосования слушателей» или «Заместитель директора озвучил мнение Совета директоров на общем собрании»?

Ответ справочной службы русского языка

Глагол озвучить пришел из речи кинематографистов, где он употребляется как специальный термин с значением «записать звуковое сопровождение фильма отдельно от съемки; сделать фильм звуковым». Но в последние два десятилетия озвучить все чаще используется в контекстах, совершенно не свойственных этому слову прежде, и в смысле, далеком от его «кинематографического» происхождения. Оно встречается в речи политиков и журналистов, в радио- и телепередачах в значениях «прочитать вслух», «огласить», «довести до всеобщего сведения», например: озвучить поручение президента, озвучить информацию.

В словарях это значение пока не зафиксировано. У многих грамотных носителей языка такое использование глагола озвучить пока вызывает отторжение, но всё же и степень распространенности этого употребления очень велика. Пожалуй, уже можно говорить не о бесконечно повторяющейся ошибке, а о том, что на наших глазах у слова сформировалось новое значение, которое, очень вероятно, всё-таки попадет со временем в словари. Многие слова, варианты, значения, которые появляются в языке, проделывают этот путь: сначала не принимаются обществом («так говорят только некультурные люди»), а через какое-то время воспринимаются как совершенно нормальные и даже единственно возможные («неужели когда-то было по-другому?»). 

Однако пока словарной фиксации нет и новое значение глагола озвучить не получило «прописку» в языке, можно посоветовать избегать его на письме и в официальной речи. А в речи живой, непринужденной такое употребление уже фактически устоялось.

Здравствуйте. Входить по одному Почему тут по одному пишется раздельно, а не через дефис? По идее отвечает на вопрос как, поясняет глагол, т.е. является наречием. Следовательно, должно работать правило по- -ому, но это не так. Было бы сразу понятно, что раздельно, если бы было, например, входить по одному пропуску, но тут никакого дополнения нет. Разъясните, пожалуйста.

Ответ справочной службы русского языка

Правило распространяется на наречия, образованные из сочетания предлога по и полных прилагательных или притяжательных местоимений (по-хорошему, по-моему, по-всякому). Один – особое слово, которое «совмещает в себе формальные признаки прилагательного с функциями количественного числительного» (определение академической «Русской грамматики»). Надо запомнить, что сочетание по одному в знач. ‘поодиночке, следуя друг за другом’ пишется раздельно: Кто хотит на Колыму – выходи по одному! Но: сделать сначала по-одному, затем по-другому.

Здравствуйте! Допустима ли тавтология «разлинованный в линейку» в описании товара? Или лучше сформулировать по-другому?

Ответ справочной службы русского языка

Лучше по-другому (или разлинованный, или в линейку): тетрадь в линейку.

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • По другому никак как правильно пишется
  • По другому не могу как пишется
  • По другому не скажешь как пишется
  • По другому не получается как пишется
  • По другому адресу как пишется
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии