По доверенности как пишется под подписью

Предприниматели заключают договоры. и каждый наверняка знает: от имени контрагента договор подписывает не кто угодно, а уполномоченное лицо директор

Предприниматели заключают договоры. И каждый наверняка знает: от имени контрагента договор подписывает не кто угодно, а уполномоченное лицо — директор или представитель с доверенностью. Рассказываем, как проверить полномочия и что будет, если договор всё-таки подписал человек без доверенности.

Кто может заключить договор 

В шапке договора записывают, кто заключает договор. А под договором в разделе реквизиты должна стоять его подпись. На подписание договора у человека должны быть полномочия. Иначе договора как будто нет, и контрагент не обязан исполнять его — ст. 160 ГК РФ.

В зависимости от того, кто наш контрагент, уполномоченные на подписание договора будут разными.

Контрагент ИП или самозанятый

— Чаще всего ИП и самозанятые подписывают договоры сами. Единственное, что нужно проверить — тот ли перед вами человек. Попросите его показать паспорт. Если на фото он, а номер паспорта верно вписан в реквизиты договора — всё в порядке.

— От ИП и физлица договор может подписать представитель по простой письменной  доверенности. Такую доверенность самостоятельно печатают на компьютере или заполняют готовый бланк. В доверенности должно быть сказано, кто, кого и на что уполномочил. Обязательный реквизит — дата составления доверенности. От даты будет считаться срок ее действия. Смотрим срок — доверенность не должна быть просроченной. Если срока действия нет, доверенность действительна один год с даты составления. 

В жизни может случиться так, что доверенность отозвали, но представитель все равно решил заключить договор и нажиться чужими деньгами. Подстраховаться от таких случаев можно, проверив доверенность через сервис сведений об отмене доверенности в простой письменной форме на сайте нотариальной палаты. 

— Договоры на покупку и продажу недвижимости, а также долгосрочную аренду могут подписывать только представители с нотариальной доверенностью. Такую доверенность составляет нотариус на специальном розовом бланке и заверяет подписью и печатью. Если это ваш случай, у представителя должна быть именно такая доверенность, а не простая письменная. Действительность нотариальной доверенности можно проверить в сервисе проверки доверенностей на сайте нотариальной палаты. 

Контрагент юрлицо

— От имени ООО договоры заключает директор. Никакая доверенность ему не нужна — ст. 40 Закона об ООО. 

Действующий ли перед вами директор, надо посмотреть в выписке из ЕГРЮЛ не старее пяти дней. Заказать выписку можно через сайт ФНС или Госуслуги.

Отдельный случай с фирмами-банкротами. Директор теряет полномочия на договоры после открытия внешнего управления — ст. 94 Закона о банкротстве. Проверьте своего контрагента в реестре банкротов, если он там есть, договор может заключать арбитражный управляющий, а не директор.

— Представитель по доверенности. Договоры от юрлица могут по доверенности заключать его работники, например, менеджеры или исполнительные директора. Для доверенности достаточно простой письменной формы, без нотариуса. Доверенность выдает директор и заверяет ее своей подписью. Вверху должно быть написано, кого и на что уполномочили, а внизу подпись директора. Настоящий ли директор выдал доверенность, проверяем в выписке ЕГРЮЛ.

Если заключают договор аренды помещения

Сдать в аренду недвижимость может её собственник или представитель с доверенностью. Проверить, кто собственник, можно по выписке из реестра прав на недвижимое имущество — ЕГРН. Выписку легко заказать через Госуслуги. 

?

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Попробовать бесплатно

Что будет, если договор подписал человек без полномочий

Представим, предприниматель заключил договор, но оказалось, что у подписанта не было полномочий. Конец истории зависит от того, одобрили в последующем такой договор или нет. Вот три ситуации.

1. Контрагент не собирался заключать договор

Договор подписал работник без доверенности, бывший директор или мошенник. 

Тут работает такое правило: обязанности по договору возникли у представителя — ст. 183 ГК РФ. Для предпринимателя это печальный исход: контрагент ничего не обязан, договор не действует. Деньги, которые успели перевести, придётся трясти с того, кому заплатили — ст. 167 ГК РФ.

2. Контрагент одобрил договор

Если после подписания договора уполномоченное лицо всё же одобрило договор (даже устно), договор действует. Например, договор поставки заключил бывший директор. Но новый директор написал письмо, мол, я в курсе, товар привезем. По одобренному договору можно требовать исполнение — ст. 183 ГК РФ, п.123 Постановление Пленума ВС РФ № 25.

3. Договор исполнили

Если договор заключили предприниматели и стали его исполнять, то его уже нельзя признать недействительным. Исполнение это значит: контрагент начал поставлять товар, пустил в помещение, принял платёж, уточнил техзадание. Основание — ст. 431.1 ГК РФ. 

Прикрыться в суде отсутствием полномочий не получится, такой аргумент признают злоупотреблением правом, даже если подпись в договоре вообще подделали. Если совсем грубо, правило такое: исполнение было — значит, договор действует, вам должны. 

Вот реальный пример:

Компания сдала в аренду предпринимательнице грузовой автомобиль на три года. Стороны подписали договор и акт передачи. Машину предпринимательница забрала, первые месяцы платила, но потом перестала. Компания пошла в суд за долгом. В суде предпринимательница заявила, что договор и акт недействительны, потому что она их не подписывала. Выяснилось, что документы подписал кто-то из её работников. Но договор признали действующим и долг заставили гасить, потому что предпринимательница фактически исполнила договор тем, что первое время вносила плату за аренду — дело № А40-8574/202.

Статья актуальна на 

Почему работников надо знакомить под подпись

Распоряжение руководства предполагает, что работники выполнят все его указания. Но не всегда подчиненные знают о существовании того или иного указа. Знакомить их с внутренними документами, касающимися трудовых отношений, обязаны работодатели (ст. 22 Трудового кодекса). Просто прочитать документы недостаточно. Чтобы избежать в дальнейшем конфликтных ситуаций, для ознакомления и руководства в работе сотрудник обязан расписаться под решением директора.

Оставленный автограф означает, что работник проинформирован о задании и несет ответственность за его выполнение. Если они не выполнены, ясно, на кого руководство вправе наложить дисциплинарное взыскание, наказать рублем или даже расторгнуть договор. С другой стороны, такая практика защищает тех работников, которые не оставили подпись на документе. Их наказать не получится, поскольку они не осведомлены должным образом и не обязаны выполнять требования.

С какими приказами и кого надо знакомить

Законодательно не установлен точный список распоряжений, о содержании которых необходимо осведомить подчиненных. Но существуют общие правила, которым следуют компании. Есть два вида распоряжений, о которых уведомляют сотрудников под подпись:

  • по основной деятельности — для организации работы компании, планирования, финансирования, снабжения, отчетности и других текущих вопросов;
  • по личному составу — регулируют кадровые вопросы и отражают взаимоотношения работодателя с сотрудниками компании.

Чаще всего подписи, удостоверяющие ответственность за выполнение поручений, требуются в следующих распоряжениях:

  • о трудоустройстве специалистов — ст. 68 ТК РФ;
  • о расторжении договора — ст. 84.1 ТК РФ;
  • о порядке обработки персональных данных — ст. 86 ТК РФ;
  • о взыскании — ст. 193 ТК РФ;
  • о предоставлении отпуска — ст. 123 ТК РФ;
  • о переводе на другую должность;
  • о командировке;
  • о премировании и др.

Ознакомить требуется всех, кому поручают какие-либо задания. Иногда указ касается одного работника, а иногда целого подразделения и всего коллектива компании. Если в бумаге указано конкретное задание для одного сотрудника, второе — для другого, а ответственному лицу поручают контроль за выполнением указа, то подписать должны все трое. Есть ситуации, когда указывается общая формулировка «ознакомить с приказом всех касающихся лиц», в таком случае подпись обязаны поставить все, кого прямо или косвенно упомянули в документе. Иногда круг исполнителей обобщен, например «Руководителям отделов отчитаться до 01.08.2021». В таком случае необходимо составить лист ознакомления и внести туда абсолютно всех глав подразделений.

Если решением руководителя утверждают некий ЛНА, который относится ко всем подчиненным, то осведомить придется каждого. В такой ситуации поручают донести до всех содержание документа одному сотруднику, например кадровику или секретарю. Тогда в этом приказе он один ставит свою подпись, а затем составляет отдельный лист и знакомит всех остальных.

Обычно подписать распоряжение следует сразу или в течение двух-трех дней после того, как оно издано. Срок отмечают в документе. Но это необходимо сделать обязательно до начала выполнения указанных требований.

Какие способы ознакомления существуют

В законодательстве не указано, где работник обязан расписаться после того, как прочитал документ. В практической деятельности есть несколько способов:

  • на самом документе (удобно для кратких распоряжений, указов, уведомлений, если они применимы к одному-трем сотрудникам);
  • на специальном листе, который прилагается к основной части распоряжения (в нем обязательно указывают, к какому документу он относится);
  • в журналах, в которых отмечают, с какими актами ознакомлены сотрудники компании.

Все способы обладают одинаковой юридической силой. Наиболее популярны первые два. Чаще всего лист ознакомления применяют, когда указ касается большого количества людей — нескольких отделов, определенной категории сотрудников или целого филиала.

Часто путают, как правильно писать в приказе «ознакомить под роспись или под подпись», — правильно последний вариант. Подпись — это собственноручная отметка работника в каком-либо документе. Роспись — рисунок, живопись на стенах, фресках и т. д. Но иногда фраза «ознакомить под роспись» звучит юридически корректно, поскольку используется как профессиональный сленг. Законодатели применяют ее в различных положениях ТК РФ (например, ст. 22, 68, 84.1, 86, 88, 113, 123, 193, 292 и др.).

Как сформировать лист ознакомления с приказом

Унифицированного бланка нет. Его составляют по стандартам, принятым в организации. Чтобы правильно создать документ, ориентируйтесь на инструкцию, как оформляется ознакомление с приказом под подпись по статье ТК РФ:

  1. Возьмите лист формата А4 или фирменный бланк.
  2. В шапке укажите наименование организации и самого документа, отметьте номер и дату основного указа.
  3. Главную часть составьте в виде таблицы.
  4. Заверьте подписью должностных лиц — составителя (начальника отдела кадров, секретаря или главбуха) и директора.

Основная часть — это таблица, в которую входят следующие пункты:

  • порядковый номер работника;
  • его фамилия, имя и отчество;
  • должность;
  • дата прочтения приказа;
  • подпись.

Если необходимо много подписей под нормативным актом, то в листе оставляют ремарку от директора: прошу ознакомиться с приказом… и указывают сотрудников или подразделение, чьи подписи требуется собрать.

Издают лист в одном экземпляре. Если необходимы подписи большого количества сотрудников, то понадобятся несколько листов. Их следует пронумеровать и скрепить степлером или суровой нитью.

Поскольку единой формы нет, для удобства используйте стандартный лист в виде таблицы.

Образец листа ознакомления в виде таблицы

Если знакомят одного работника, то здесь отдельного листа не требуется. И отметку ставят в самом распоряжении. Вот образец, как пишется «ознакомлена с приказом»:

ПРИКАЗ № 77-Т

О расторжении трудового договора

Прекратить действие трудового договора от 01.02.2014 № 7 с 8 августа 2021 года. Уволить офис-менеджера Образцову Ольгу Олеговну по инициативе работника (пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса).

Основание: заявление Образцовой О.О. от 29.02.2020 № 1.

Генеральный директор Иванов Иванов И. И.

С приказом ознакомлена:

Офис-менеджер Образцова Образцова О.О.

(дата)

Сколько хранить лист ознакомления

Хранить лист с отметкой об ознакомлении следует особенно тщательно, поскольку обычно он создается в единственном экземпляре. Иначе при его утере придется собирать подписи заново. А иногда это проблематично: состав сотрудников со временем меняется. Поскольку он является приложением к распоряжению, то и хранят их вместе в отдельной папке. Период хранения в законе не лимитирован. Главный ориентир — распоряжение, которого он касается. Их сохраняют и утилизируют одновременно.

2 июня 2021 GetHom эксперт


12 252

Какие могут быть риски покупки квартиры по доверенности в 2021 году. В некоторых ситуациях покупатель квартиры сталкивается с проблемой, когда квартиру продаёт не сам собственник, а его представитель по доверенности.

Как правильно оформить доверенность, находясь за рубежом? Какие негативные моменты может содержать в себе такая сделка? Как обезопасить себя в такой ситуации? Что может скрывать доверенность?

На эти и многие другие сопутствующие вопросы по теме мы постараемся ответить в нашей статье.

Как правильно оформить доверенность на продажу квартиры, находясь за пределами Украины

Для того, чтобы доверенность из-за рубежа была легитимной в Украине, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Оформить доверенность в стране пребывания;
  2. Легализовать полученную доверенность;
  3. Выполнить перевод на украинский язык.

1. Оформление доверенности собственником в стране пребывания на своего представителя в Украине

Для того, чтобы доверенное лицо могло представлять интересы собственника, у него должен быть оригинал доверенности.

Что нужно указать в доверенности

В доверенности нужно последовательно прописать все действия, которые доверенное лицо может осуществлять от имени собственника. Содержание доверенности желательно согласовать с украинским нотариусом.

Если собственник оформляет доверенность за рубежом, то её необходимо заверить у иностранного нотариуса и легализовать.

2. Легализация доверенности

В зависимости от страны пребывания легализация может быть различной:

Вариант 1. Проставление апостиля (упрощённая процедура);

Вариант 2. Консульская легализация (полная процедура легализации документа).

Чем отличаются способы легализации

Отличие апостиля от консульской легализации заключается только в процедуре самой легализации.

Если проставление апостиля подразумевает наложение только одного штампа, то консульская легализация – это несколько штампов, которые проставляются в определённой последовательности в стране выдачи документа и заверяются консулом Украины.

3. Перевод доверенности на государственный язык

Такой перевод лучше делать уже на месте, в Украине. Это поможет избежать лишних действий по легализации самого перевода.

Если доверенность легализована через консульство

Следует отметить, что если документ проходит полную (консульскую легализацию), то в процессе такой процедуры он подлежит обязательному предварительному переводу на украинский язык.

Таким образом, после легализации в консульстве переводить доверенность не придётся.

Иногда доверенность – инструмент в руках мошенника

Как показывает практика, большинство мошеннических схем на рынке недвижимости основаны на доверенности. Они связаны как с откровенным криминалом, так и с продуманными способами обмана доверчивых людей.

Другими словами, если квартиру продаёт не сам хозяин, а другой человек, у которого есть так называемая генеральная доверенность, то нужно быть очень внимательным.

Риски покупки квартиры по доверенности

Что такое доверенность на продажу квартиры

Доверенность представляет собой нотариальный документ, который даёт право представителю выполнить весь цикл действий, направленных на продажу квартиры.

Что имеет право делать представитель по доверенности

Представитель имеет право собирать необходимые справки, подписать договор купли-продажи, открыть счёт в банке, получить деньги и даже снять с регистрации собственника продаваемой квартиры.

То есть при наличии такой доверенности все формальности будут соблюдены и такую сделку можно оформить. В чём же здесь риск? Попробуем разобраться.

Что нужно выяснить при продаже квартиры по доверенности

  • По какой причине собственник квартиры не может присутствовать на сделке? Причины вам могут назвать разные.

Например, собственник не живёт в Украине, работает за рубежом по контракту, находится на лечении, в заключении, в рейсе, в плену, служит в АТО или в войсках ООН на Ближнем востоке.

Причины вам могут назвать разные, но в итоге все они сводятся к тому, что хозяин квартиры далеко и находиться он будет там долго, приехать на сделку в ближайшее время не сможет.

Для того, чтобы успокоить вас и развеять все возможные подозрения, вам могут предложить даже пообщаться с хозяином по Скайпу.

  • Где, когда и на какой срок была выписана доверенность? Варианты здесь разные. Если эту доверенность оформлял нотариус в этом же населённом пункте или в любом другом городе на территории Украины, то факт её выдачи можно легко проверить. Если же она выдана в другой стране, то сделать это сложнее.
  • Факт выдачи проверить можно. Но сложнее убедиться в том, что доверенность выдана добровольно и что подписал её именно хозяин квартиры, а не другой человек. Это тоже нужно проверить.
  • Является ли представитель близким родственником хозяина квартиры или это посторонний человек? Если это родственник, то факт родства он может подтвердить документами. Если не родственник, то вопросов ещё больше – как можно доверить постороннему человеку продажу квартиры и получение крупной суммы денег?
  • Состав семьи хозяина, состоит ли он в зарегистрированном браке или проживал в гражданском браке? В некоторых случаях без письменного согласия супруги/супруга сделку оформить нельзя.
  • Возраст и состояние здоровья хозяина также играют немаловажную роль. Если перед вами только доверенность, а доверителя вы не видите, то сложно делать выводы о его адекватности и дееспособности, а также о том, осознавал ли он свои действия в момент подписания доверенности. Ведь если человек имеет психические расстройства или алко-, нарко-зависимость, то подписанная им доверенность не является легитимным документом.

Что проверить сложно

Как узнать, в каком состоянии находился хозяин квартиры в момент выдачи доверенности?

Если во время подписания документа он был под воздействием алкоголя, наркотиков или его напоили веселящим чаем, накормили галлюциногенными грибами и он не осознавал последствий своих действий, то в случае подтверждения фактов такая доверенность не будет иметь юридической силы.

Но это проверить практически невозможно.

Общие моменты иногда можно самостоятельно выяснить, задавая вопросы и сопоставляя полученные на них ответы. Но есть ещё ряд нюансов, которые необходимо прояснить.

Кто подписал доверенность на продажу

Представим ситуацию. Доверенность перед вами, она выдана законно, на правильном бланке, завизирована и заверена нотариусом. Здесь могут быть разные варианты.

1. Доверенность подписал собственник

  • Доверенность могла быть выписана самим хозяином, но не добровольно, а в результате насилия, запугивания, угроз и шантажа. Подпись на доверенности подлинная.
  • Доверенность выписана собственником добровольно, но под воздействием сложных жизненных обстоятельств – болезнь его самого или членов семьи, долги. Подпись подлинная.
  • Доверенность подписал собственник, но под воздействием гипноза, обмана или введения в заблуждение. Он не осознавал возможных последствий.

2. Собственник доверенность не подписывал

  • Доверенность могла быть оформлена по похищенному паспорту хозяина человеком, который похож на него внешне. Если нотариус при выдаче доверенности ничего не заподозрил благодаря схожести с фотографией в паспорте, то вины его нет.
  • Доверенность могла быть выписана по похищенному паспорту хозяина с последующим вклеиванием в него другой фотографии. Нотариус этого не заметил и заверил документ.
  • Доверенность – бланк, печать и все подписи на ней поддельные, но она внесена в Единый реестр доверенностей.
  • Доверенность могла быть выписана чёрным нотариусом, который был в сговоре с мошенниками. Это наименее вероятный вариант, но его также нельзя полностью исключать. Такое тоже случается.

Как видите, вопросов появляется много. Но для того, чтобы принять решение о покупке квартиры по доверенности, нужно не только получить ответы на все вопросы, но и проверить подлинность полученной информации.

Проверка хозяина по Скайпу

В некоторых случаях для того, чтобы развеять сомнения, представитель предлагает вам пообщаться с отсутствующим хозяином через интернет по Скайпу.

Пообщаться вы, конечно, можете. Но где гарантия того, что разговариваете вы именно с тем человеком, который продаёт квартиру? А если это брат-близнец или очень похожий на него посторонний человек?

Вы никогда раньше не видели хозяина, поэтому выводы могут быть ошибочными. Как обезопасить себя в такой ситуации?

Возможные варианты

  1. Представьте, что собственник умер за день до сделки. Вы об этом никак не узнаете, а наследники оспорят сделку, они вам доверенность не выдавали.
  2. Представьте, что у собственника есть близнец или просто брат/сестра с маленькой разницей в возрасте. Если собственник мужчина – брат, если женщина – то сестра. Вы по скайпу сможете с достоверной точностью определить с кем вы разговариваете, если сравнивать можете только с ксерокопией старой фотографии в паспорте? Отпечатки пальцев вам же никто не предоставит?
  3. Вы по скайпу сможете определить дееспособность человека? А если потом предоставят справки что человек был не в себе? А по скайпу вы общались с близнецом?

Проверка доверенности по реестру

Выписка (извлечение) из реестра доверенностей — это документ, подтверждающий не только наличие или отсутствие заверенной доверенности, но и ее дубликатов, а также действительности на момент запроса.

Какую информацию содержит выписка из реестра доверенностей

  • сведения о доверителе и его представителях;
  • дату регистрации и регистрационный номер доверенности или ее дубликата;
  • серии и номера бланков нотариальных документов, на которых изложен текст доверенности или ее дубликата;
  • дату удостоверения доверенности или дату выдачи ее дубликата;
  • срок ее действия;
  • номер в реестре нотариальных действий, по которому заверена доверенность или выдан дубликат;
  • сведения об удостоверяющем лице;
  • сведения о прекращении действия доверенности.

Как снизить риски при покупке квартиры по доверенности

Вы можете пообщаться с соседями, консьержем, председателем ОСМД, бабушками на скамейке у подъезда и другими людьми вокруг, которые знают продавцов и историю квартиры.

Что можно узнать

Как правило, состав семьи, социальный статус, возраст, состояние здоровья, склонность к алкоголю и наркотикам, азартным играм, наличие других родственников, причины продажи квартиры и отсутствия хозяина – всё это можно узнать без особых трудностей.

Иногда такое общение позволяет узнать гораздо больше интересного, чем вам скажут сами продавцы.

Как сделать предварительные выводы

Сравнив полученную информацию с той, что вы узнали от представителя продавца, можно сделать предварительные выводы.

Последующие действия

Если вы обнаружили несовпадение информации, полученной из разных источников, то не стоит искушать судьбу, от покупки квартиры по доверенности следует отказаться.

Почему нельзя полностью исключить все риски

Только после тщательной проверки и анализа всей полученной информации можно принимать решение о покупке такой квартиры. Дело в том, что полную проверку для исключения всех негативных моментов провести нереально. Почему:

  • Для того, чтобы убедиться, что подпись на доверенности подлинная, нужно провести графологическую экспертизу.
  • Быть уверенным на 100% в том, что по Скайпу вы общались именно с хозяином квартиры, также нельзя. Вы видите этого человека впервые. Кто он – вы не знаете.
  • Убедиться в психическом состоянии здоровья хозяина можно, получив заключение врача-психиатра и ответы на запросы из Психо-неврологического и Наркологического диспансеров. Но врач должен лично осмотреть пациента, что ввиду его отсутствия сделать невозможно.
  • Однако, быть уверенным, что доверенность была подписана добровольно, а не под воздействием угроз, шантажа, насилия или сильнодействующих средств, вы также не можете.

Косвенные признаки мошенничества при продаже квартиры по доверенности

Есть некоторые факторы, при наличии которых можно сделать вывод о мошеннической схеме.

Низкая цена квартиры

Это ещё один немаловажный маркер, по которому можно судить о скрытых рисках покупки такой квартиры.

Как правило, при помощи низкой цены мошенники стараются усыпить бдительность потенциального покупателя и вынудить его не обращать внимание на негативные моменты, связанные с другими рискованными позициями.

Срочная продажа

Если вас торопят, хотят быстро провести сделку и не дают времени на размышления, то от такого варианта нужно отказаться.

Поможет ли нотариус снизить риски покупки квартиры по доверенности

Нужно ответственно подходить в выбору нотариуса при покупке квартиры.

Кто выбирает нотариуса

Нотариуса всегда должен выбирать покупатель квартиры. Такая позиция снижает вероятность только некоторых рисков. Если представитель продавца настойчиво предлагает оформить сделку у его знакомого нотариуса, от такого предложения нужно сразу отказаться.

Но выбор вашего нотариуса не снимает всех рисков с покупкой квартиры по доверенности. Нужно понимать, как была получена доверенность и при каких условиях. Доверенность может быть реальная и выбранный вами нотариус просто проведет сделку.

Ответственность нотариуса

Нотариус не несёт ответственности за последствия сделки. Для него главная задача, чтобы на момент оформления договора все документы были в наличии и доверенность была зарегистрирована в базе.

Как правило, если доверенность есть в Едином реестре доверенностей, но получена сомнительным способом, то все риски ложатся на вас. Нужен предварительный анализ рисков, чтобы не попасть в такую ситуацию.

Группы риска при покупке квартиры по доверенности

Есть категория людей, которые по своему социальному статусу, возрасту или состоянию здоровья находятся в группах риска при оформлении сделок с недвижимостью:

  • Люди преклонного возраста;
  • Одинокие собственники, не имеющие семьи и родственников;
  • Алко- или нарко- зависимые;
  • Игроманы;
  • Имеющие психические расстройства.

Если ваш продавец в группе риска – что делать

Если ваш продавец из этой категории или в результате проведенной проверки и анализа полученной информации остались хотя бы малейшие сомнения, мы советуем отказаться от покупки квартиры по доверенности и искать другой объект.

Но бывают и другие рискованные позиции кроме вышеперечисленных, поэтому анализ ситуации при покупке квартиры по доверенности нужно проводить комплексно.

В каких случаях сделку по доверенности можно расторгнуть

  • Сделка по доверенности будет расторгнута в случае смерти гражданина, признании его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.
  • Если доверенность была оформлена с применением угроз и шантажа, не отражала реальных намерений собственника или в момент написания доверенности человек был обманут или введён в заблуждение, то ситуация аналогичная. Все последующие действия доверенного лица в этом случае могут быть признаны незаконными.
  • Если доверенность выдана собственником под воздействием сложных жизненных обстоятельств, решение принималось необдуманно, быстро и импульсивно – например, деньги от продажи квартиры нужны были на лечение, срочную операцию или необходимо было быстро в результате применения насилия или запугивания отдать крупную сумму долга – такая доверенность и последующая сделка могут быть впоследствии отменены.
  • Также в случае действия доверенного лица не в интересах собственника, если он продал квартиру дешевле ее рыночной стоимости или не передал деньги собственнику.
  • Если доверенность выдана не в Украине, то собственник может отменить её раньше намеченной сделки, что сложно проверить. В результате все действия доверенного лица по этой доверенности будут незаконными.

Что делать, если продавец продаёт квартиру по доверенности

В любом случае нужно внимательно изучить сложившуюся ситуацию. Лучше обратиться к нашим юристам по недвижимости GetHom и мы поможем оценить риски. Это в тысячу раз дешевле, чем купить проблемный объект и потерять деньги. Поэтому обращайтесь.

Мы проверим квартиру и условия сделки. После этого вы примете решение, стоит ли покупать или от покупки лучше отказаться.

063 705-09-42, 096 698-10-41

Юридический отдел GetHom

Работаем по всей Украине с 9 утра до 9 вечера без выходных и праздников. Звоните.

141-БЗ-АНОНС.png8 главных правил 

1. Удостоверяющие центры (АУЦ), получившие аккредитацию до 1 июля 2020 года были вправе создавать и выдавать квалифицированные сертификаты лишь до 1 июля 2021 года (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ). 

2. Квалифицированные сертификаты, выданные вышеуказанными АУЦ, в любом случае не действуют после 31 декабря 2021 года (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ). 

3. Сроки действия УКЭП, оформленных в АУЦ, прошедшем аккредитацию после 1 июля 2020 года:* 

Если АУЦ прошел аккредитацию после 1 июля 2020 года, он имеет право выдавать сертификаты УКЭП для юридических и физических лиц и после указанной даты. При этом для юридических лиц, ИП и нотариусов выдача сертификатов УКЭП такими АУЦ возможна до 31 декабря 2021 года включительно. 

Сертификат УКЭП физического лица, выданный таким АУЦ после указанной аккредитации, действует до окончания срока – без ограничения по 1 января 2022 года. 

Сертификаты УКЭП юрлица и ИП, выданные таким АУЦ после указанной аккредитации, действует до окончания срока, но не более чем до 1 января 2022 года. 

Сертификат УКЭП нотариуса, выданный таким АУЦ после указанной аккредитации, действует до окончания срока – без ограничения по 1 января 2022 года (пп. 3 п. 1 ст. 17.2 не содержит указания на то, что после 01.01.2022 нотариусу необходимо применять только УКЭП, выданную ФНС – в отличие от формулировки в отношении ЮЛ и ИП. Сказано лишь, что с этой даты УКЭП выдается ФНС). 

* (п. 3, 4 ст. 3, пп. 1 п. 1, пп. 3 п. 1 ст. 17.2, ст. 17.3, Федерального закона № 63-ФЗ в редакции, действующей с 2022 г.). 

Перечень АУЦ, с указанием даты аккредитации опубликован на сайте Минцифры России в разделе «Аккредитация удостоверяющих центров». 

Напомним, что удостоверяющий центр Такском 18 мая 2021 года в соответствии с решением Правительственной комиссии первым в России получил аккредитацию согласно новым требованиям. И продолжает оформлять электронные подписи юрлицам, индивидуальным предпринимателям и физлицам в полном соответствии с требованиями обновлённого Федерального закона № 63-ФЗ.  

4. С 1 января 2022 года квалифицированный сертификат УКЭП юридического лица выдается только удостоверяющим центром ФНС. В качестве владельца квалифицированного сертификата указывается также физическое лицо, действующего от имени юридического лица без доверенности (пп. 1 п. 1 ст. 17.2 Федерального закона № 63-ФЗ «Об электронной подписи», Письма ФНС России от 16.03.2021 № ПА-19-24/151@, от 15.02.2021 № ПА-2-24/264@). 

Квалифицированную электронную подпись кредитных организаций, операторов платежных систем, некредитных финансовых организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся соответствующими видами деятельности, можно будет получить в Удостоверяющем центре Центрального банка Российской Федерации (п. 2 ст. 17.2 Федерального закона № 63-ФЗ). 

Квалифицированную электронную подпись должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственному органу или органу местного самоуправления организации можно будет получить в Удостоверяющем центре Федерального Казначейства (п. 3 ст. 17.2 Федерального закона № 63-ФЗ). 

5. Квалифицированная электронная подпись индивидуального предпринимателя выдается с 1 января 2022 года только удостоверяющим центром ФНС с указанием также физического лица, являющегося ИП, в качестве владельца данного сертификата (п. 1 ст. 17.3 Федерального закона № 63-ФЗ). 

6. Чтобы обеспечить «бесшовный» переход к новому порядку выпуска УКЭП юридического лица или ИП такие квалифицированные электронные подписи можно получить в Удостоверяющем центре ФНС России с 1 июля 2021 года (см. подробнее). Обращаться заявителям (руководителям организаций и ИП) следует в территориальные налоговые органы. 

7. АУЦ ФНС России вправе уполномочить доверенных лиц принимать заявления на выдачу УКЭП, а также вручать квалифицированные сертификаты электронных подписей от имени АУЦ ФНС России (п. 4 ст. 13, п. 6.1 ст. 5 Федерального закона № 63-ФЗ, п. 8 Порядка реализации ФНС функций АУЦ и исполнения его обязанностей, утв. Приказом ФНС России от 30.12.2020 № ВД-7-24/982@). 

8. Если организация нуждается в том, чтобы от ее имени действовало физическое лицо, не являющееся ее руководителем, электронный документ подписывается УКЭП такого физического лица. В квалифицированном сертификате этой подписи организация не будет указана. Для действий от имени организации этому физическому лицу оформляется доверенность в электронной форме, подписанная УКЭП руководителя организации (пп. 2 п. 1 ст. 17.2 Федерального закона № 63-ФЗ). Аналогичные правила определены для гражданина, представляющего ИП (п. 2 ст. 17.3 Федерального закона № 63-ФЗ). Таких уполномоченных представителей у организации или ИП может быть любое количество: как из числа сотрудников, так и из числа третьих лиц. Квалифицированную электронную подпись физических лиц, в т.ч. физических лиц, действующих от имени юридического лица (ИП) по доверенности, можно получать в коммерческих АУЦ после их аккредитации в соответствии с новыми требованиями законодательства об электронной подписи. 

9 важных подробностей 

1. УКЭП для юридического лица (на имя лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности) и для ИП оформляются по новым правилам бесплатно. 

2. Исходя из положений подпункта «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) содержатся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица. Обычно это директор организации, однако учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица могут быть предоставлены нескольким лицам (п. 1 ст. 53, п. 3 ст. 65.3 ГК РФ). Если соответствующие сведения внесены в ЕГРЮЛ, АУЦ ФНС России выдаст УКЭП на каждого из них в случае их обращения. 

3. Квалифицированные сертификаты для руководителей организаций и для ИП выдаются территориальными налоговыми органами по предварительной записи. Заявитель должен лично предоставить заявление на выпуск УКЭП, паспорт и СНИЛС в налоговый орган и пройти процедуру идентификации. Альтернативный вариант – подготовить заявление и подать его через «Личный кабинет налогоплательщика – физического лица». Затем все равно придется лично и по записи явиться в налоговый орган за готовым сертификатом. Доверенное лицо не сможет заменить руководителя или ИП при обращении за оформлением квалифицированного сертификата ЭП (п. 25 Порядка реализации ФНС функций АУЦ и исполнения его обязанностей, утв. Приказом ФНС России от 30.12.2020 № ВД-7-24/982@). 

4. Квалифицированный сертификат записывается на предоставляемый заявителем носитель ключевой информации, сертифицированный ФСТЭК России или ФСБ России. АУЦ ФНС России поддерживает ключевые носители формата USB Тип-А, в частности: Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta LT, ESMART Token, ESMART Token ГОСТ и другие, соответствующие установленным требованиям (п. 22 Порядка реализации ФНС функций АУЦ и исполнения его обязанностей, утв. Приказом ФНС России от 30.12.2020 № ВД-7-24/982@, см. также информацию на сайте ФНС России). Приобрести такие носители можно у дистрибьюторов производителей и в специализированных интернет-магазинах. Кроме того, можно использовать уже имеющиеся носители при условии их соответствия требованиям. Один ключевой носитель может использоваться для хранения нескольких (до 32 экз.) УКЭП и сертификатов к ним, выданных как коммерческими, так и государственными АУЦ. 

5. На создание квалифицированного сертификата регламент отводит от 15 минут до 5 календарных дней с момента подачи заявления. Выдается он заявителю в течение 5 календарных дней после даты получения им уведомления о прохождении проверок сведений, указанных в заявлении. В случае неявки заявителя в указанный срок заявление на выдачу УКЭП аннулируется (п. 26-27 Порядка реализации ФНС функций АУЦ и исполнения его обязанностей, утв. Приказом ФНС России от 30.12.2020 № ВД-7-24/982@) и нужно будет начинать все сначала. 

6. Выдаваемые во втором полугодии 2021 г. АУЦ ФНС России квалифицированные сертификаты УКЭП имеют срок действия 15 месяцев и могут использоваться для сдачи отчетности и ведения хозяйственной деятельности в рамках Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». 

7. Выданные АУЦ ФНС России квалифицированные сертификаты УКЭП он же и будет аннулировать в случаях, предусмотренных законодательством (п. 1 ст. 13, п. 6.1 ст. 14 Федерального закона № 63-ФЗ). Например, если не подтверждено, что ключ ЭП находится в распоряжении и под контролем владельца сертификата электронной подписи. В частности, руководитель организации или ИП обязаны не использовать ключ электронной подписи и немедленно обратиться в АУЦ для прекращения действия квалифицированного сертификата при наличии оснований полагать, что конфиденциальность ключа электронной подписи была нарушена (п. 6 ст. 17 Федерального закона № 63-ФЗ). Пп. 1 п. 1 ст. 10 этого же закона обязывает владельца УКЭП не допускать использование принадлежащего ему ключа электронной подписи иным лицом. Эти правила необходимо учитывать, решая вопрос о необходимости оформления УКЭП для других физических лиц, которые в рамках своих должностных обязанностей или иных полномочий будут действовать от имени организации (ИП). 

8. При использовании УКЭП физических лиц, действующих от имени организации или ИП по доверенности, важно помнить, что это должна быть электронная доверенность за подписью (УКЭП) руководителя организации или ИП. Она включается в пакет электронных документов, если иной порядок представления такой доверенности не предусмотрен соглашениями при взаимодействии юридических лиц и индивидуальных предпринимателей между собой или НПА (пп. 2 п. 1 ст. 17.2, п. 2 ст. 17.3 Федерального закона № 63-ФЗ). В случае подписания таким лицом налоговой отчетности от имени налогоплательщика или налогового агента электронная доверенность прилагается к налоговой декларации (расчету) (п. 5 ст. 80 НК РФ). 

9. Указанная выше электронная доверенность могла быть выдана организацией или ИП давно. Заменять ее в связи с изменениями в Федеральном законе № 63-ФЗ нет необходимости. Если она подписана УКЭП руководителя организации или ИП, выданной даже задолго до рассматриваемой нами реформы, это не делает ее недействительной. Она будет актуальна до истечения срока или отмены. Главное, чтобы на момент ее выдачи квалифицированный сертификат УКЭП представляемого лица был действителен. Истечение срока действия сертификата ключа подписи, которой была подписана доверенность, также не лишает ее юридической значимости, как и смена руководителя организации (ст. 188 ГК РФ, п. 2 ст. 11 Федерального закона № 63-ФЗ, Определение Верховного Суда РФ от 02.10.2014 № 310-ЭС14-2801 по делу № А08-8904/2012, Решение Верховного Суда РФ от 06.02.2019 № 6-ААД19-1, Апелляционное определение Московского городского суда от 22.11.2018 по делу № 33-42328/2018, Письмо ФНС России от 18.11.2019 № БС-4-11/23406@).

Отправить

Запинить

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

https://realty.ria.ru/20180530/1521687535.html

Как без ошибок составить договор, расписку и доверенность

Как без ошибок составить договор, расписку и доверенность — Недвижимость РИА Новости, 03.03.2020

Как без ошибок составить договор, расписку и доверенность

Почему ваш договор купли-продажи может оказаться незаключенным, хотя вы его подписали и все оплатили? Как писать расписку и что это вообще такое? Можно ли отменить действие доверенности? Нотариус города Москвы Александр Сагин рассказал об особенностях документов, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, но все равно совершаем ошибки.

2018-05-30T14:41

2018-05-30T14:41

2020-03-03T10:34

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/152168/73/1521687334_0:172:3031:1877_1920x0_80_0_0_63236af1abe82f8ffd5a4a48d8c47363.jpg

россия

Недвижимость РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2018

Недвижимость РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://realty.ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

Недвижимость РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/152168/73/1521687334_151:0:2882:2048_1920x0_80_0_0_64a3b4bd0a4a8bb6faa04f0486d6c60d.jpg

Недвижимость РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

практические советы – риа недвижимость, полезное, законодательство, недвижимость, россия

14:41 30.05.2018 (обновлено: 10:34 03.03.2020)

Почему ваш договор купли-продажи может оказаться незаключенным, хотя вы его подписали и все оплатили? Как писать расписку и что это вообще такое? Можно ли отменить действие доверенности? Нотариус города Москвы Александр Сагин рассказал об особенностях документов, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, но все равно совершаем ошибки.

Почему ваш договор купли-продажи может оказаться незаключенным, хотя вы его подписали и все оплатили? Как писать расписку и что это вообще такое? Можно ли отменить действие доверенности? Нотариус города Москвы Александр Сагин рассказал об особенностях документов, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, но все равно совершаем ошибки.

Договор купли-продажи

По закону (Гражданский кодекс РФ) договоры купли-продажи можно заключать в двух формах: устной и письменной. Договор в письменной форме может быть заключен в простой письменной форме или в нотариальной форме. «Простая письменная форма» — это вовсе не документ, написанный от руки (существует и такое заблуждение), а просто договор, который подписан сторонами, но не заверен нотариусом. Таким образом, стороны при заключении договора в простой письменной форме полагаются только на себя.

Для некоторых договоров купли-продажи установлена обязательная нотариальная форма (например, договоры купли-продажи долей в праве собственности на недвижимое имущество, договоры с участием несовершеннолетних продавцов и другие). В этих, прямо установленных законом случаях, стороны не вправе заключить договор в простой письменной форме. Если для договора не установлена обязательная нотариальная форма, то он может быть заключен как в нотариальной, так и в простой письменной форме.

Даже если обе стороны подписали договор, его могут счесть незаключенным в случае, если там будет отсутствовать одно или несколько «существенных условий». Так в ГК РФ называют условия, из которых становится понятно — о чем, собственно, договорились стороны. Если их нет, то суд или, к примеру, регистрирующий орган (если договор нуждается в регистрации) сочтут его незаключенным, а сделку — не состоявшейся.

Для договора купли-продажи главным существенным условием считается его предмет, то есть такое описание продаваемого имущества, которое позволяет его бесспорно определить. Также в нем необходимо указать цену, за которую продается имущество, сроки передачи имущества, наличие какого-либо обременения имущества, например залога. Если предметом договора является жилое помещение, обязательно необходимо в договоре указать, кто сохраняет право пользования данным жилым помещением.

Когда договор купли-продажи заключается в нотариальной форме, то принадлежность, а также соблюдение всех существенных условий обязан проверить нотариус. И если договор не соответствует закону, нотариус обязан предложить исправить недостатки договора или отказать в его удостоверении. Это позволяет участникам сделки сэкономить время, нервы и существенно снизит риски.

Если нотариус удостоверит договор, который не соответствует закону и этим причинит вред его участникам, нотариус обязан возместить причиненный вред в полном размере.

Нотариально удостоверенный договор также обладает исполнительной силой. Если стороне должны передать деньги или имущество по такому договору и их не передают в предусмотренные договором сроки, стороне не надо обращаться в суд за их взысканием, а достаточно обратиться к нотариусу за совершением исполнительной надписи. На основании исполнительной надписи пристав-исполнитель сможет принудить виновную сторону исполнить свои обязанности по договору.

Доверенность

Если говорить простым языком, то доверенность — это документ, который позволяет одному человеку официально действовать от имени другого человека: подписывать документы, принимать решения, распоряжаться имуществом и так далее. Круг полномочий и сроки действия доверенности можно и нужно оговорить.
Доверенность может быть совершена как в простой письменной форме, так и в нотариальной, но для некоторых видов доверенностей предусмотрена обязательная нотариальная форма (на регистрацию прав на недвижимое имущество, на заключение договоров подлежащих нотариальному удостоверению, на представительство интересов в суде и так далее). На некоторые действия доверенность вообще нельзя выписать. Речь идет о сделках, которые по своему характеру могут быть заключены только лично: проживание в квартире или на прохождение медосмотра.

Любая доверенность включает в себя данные о доверителе, данные о поверенном (тот, на кого оформляется доверенность), данные о полномочиях, которыми доверитель наделяет поверенного.

Часто люди путают доверенность и согласие на совершение каких-то действий, например согласие на выезд детей за границу в сопровождении каких-либо лиц. Есть и другое заблуждение: что можно продать имущество (например, автомобиль) через доверенность. Необходимо помнить, что даже если гражданину переданы по доверенности полномочия на распоряжение автомобилем, то он не становится собственником автомобиля и доверенность может быть отозвана доверителем в любой момент без объяснения причин.

Нужно учитывать, что при оказании услуг правового и технического характера при удостоверении доверенности нотариус готовит проект доверенности, а в случае, если ему принесли готовую доверенность, проверяет текст на соответствие закону, исправляет опечатки, распечатывает текст на бланке. Нотариальный тариф за удостоверение обычной доверенности составляет 200 рублей, за удостоверение доверенности на распоряжение имуществом — 500 рублей. Помимо нотариального тарифа нотариус взыскивает с гражданина плату за оказание услуг правового и технического характера, размер которой ежегодно устанавливается отдельно для каждого региона и не должен превышать предельных размеров, установленных Федеральной нотариальной палатой.

Типичная ошибка — невнимательность и недостаточная осмотрительность при выборе поверенных и при формулировании полномочий, предоставляемых по доверенности. Обычная формулировка при обращении к нотариусу: «сделайте доверенность генеральную на все, чтобы за меня могли везде расписываться» или «сделайте вот так по образцу». В беседе выясняется, что «распоряжаться всем принадлежащим имуществом и заключать любые предусмотренные законом сделки», как написано в непонятно кем составленном образце, гражданин и не думал. Он хотел только доверить получение пенсии и почтовой корреспонденции.

Отменить доверенность можно, обратившись к нотариусу и удостоверив у него распоряжение об отмене доверенности. Доверенность, выданную в простой письменной форме, можно отменить как у нотариуса, так и также в простой письменной форме. Лицо, выдавшее доверенность и впоследствии отменившее ее, обязано известить об отмене и того, кому выдана доверенность, и всех, перед кем доверяемый мог представлять доверителя. Сведения о нотариальной отмене доверенности размещаются на сайте Федеральной нотариальной палаты. Так же на этом сайте можно по реквизитам доверенности проверить ее действительность.

Расписка в получении денег

Расписка в получении денег это документ, подтверждающий передачу денег от одного лица другому. Не нужно путать ее с договором займа, которым она по сути не является, а лишь подтверждает передачу денежных средств во исполнение такого договора, заключенного в устной форме.

Существует интересный нюанс: если договор хотя бы в простой письменной форме не был заключен, то в случае суда ни одна из сторон не сможет ссылаться на свидетельские показания, но другие доказательства приводить можно (статья 161 ГК РФ). В связи с этим граждане, не заключая договор займа в письменной форме, выдают друг другу расписки в получении денежных средств, чтобы были доказательства при возможном рассмотрении спора в суде.

На случай суда необходимо в тексте расписки указать переданную сумму, срок ее возврата, а также необходимость уплаты процентов.

Расписка в получении денег, как правило, изготавливается в одном экземпляре и передается должником кредитору. После возврата долга кредитор возвращает расписку должнику.

Расписка может быть выдана в простой письменной форме, но при желании сторон подлинность подписи на ней может быть засвидетельствована нотариально.

Договор дарения

По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу (так, можно подарить право прохода через дачный участок), либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом (к примеру, посредством договора дарения можно освободить должника от возвращения займа).

Следует учитывать, что передав имущество по договору дарения, даритель утрачивает право собственности в отношении данного имущества и одаряемый может распорядиться им по своему усмотрению.

Часто люди в возрасте задают вопрос: что лучше подарить или завещать имущество? Необходимо учитывать, что если в отношении имущества составлено завещание, то завещатель сохраняет право собственности и в любой момент по своему усмотрению может отменить завещание. При дарении право собственности дарителя прекращается и отмена дарения в одностороннем порядке возможно только в двух случаях:

— если одаряемый совершил покушение на жизнь дарителя, жизнь кого-либо из членов его семьи или близких родственников либо умышленно причинил дарителю телесные повреждения;

— если обращение одаряемого с подаренной вещью, представляющей для дарителя большую неимущественную ценность, создает угрозу ее безвозвратной утраты.
В договоре дарения может быть также предусмотрено право дарителя отменить дарение в случае, если он переживет одаряемого.

Вместе с тем, если одаряемый решит продать, например, подаренную ему квартиру, воспрепятствовать этому даритель не сможет.

Договор дарения может быть заключен в простой письменной форме. Однако для договоров дарения некоторых видов имущества предусмотрена обязательная нотариальная форма (дарение доли в праве собственности на недвижимое имущество или доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью). Следует также учитывать, что при дарении недвижимого имущества право собственности у одаряемого возникает с момента его государственной регистрации.

Договор дарения заключается в двух экземплярах. Один остается у дарителя, другой у одаряемого. Если договор дарения заключается в нотариальной форме, то еще один экземпляр договора остается у нотариуса.

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • По доверенности как пишется в договоре
  • По доверенности как пишется на штампе
  • По диагонали или по диагонали как пишется
  • По диагонали это как пишется
  • По доброму как пишется слитно или раздельно
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии