Плюсы чтения сказок на ночь

Консультация для родителей сказки на ночь польза для всей семьи! цель: расширение представлений родителей о важности и значимости чтения

Консультация для родителей

«Сказки на ночь — польза для всей семьи!»

Цель: Расширение представлений родителей о важности и значимости чтения сказок на ночь для полноценного развития ребенка.

     Еще несколько десятилетий назад, была широко распространена традиция читать детям сказки на ночь. По вечерам, родители, бабушки, дедушки, читали с детьми, иногда даже собиралась вся семья. Если купить книги не было возможности, сказки рассказывали по памяти, они имели великую ценность, и передавались из поколения в поколение. Сейчас же, к великому сожалению, в современном темпе жизни, взрослые чаще ограничиваются тем, что включают мультфильм своему дорогому чаду. Да, мультипликация — весьма интересна, но ведь это уже готовый плод фантазии режиссера, он значительно ограничивает полет мысли ребенка, мешает ему самому додумывать сюжет, представлять сцены. Книга — совсем  другое. С развитием прогресса, люди перестали читать. Не это ли причина всеобщего снижения грамотности населения? Психологи всех стран мира заявляют: чтение детям сказок на ночь — необходимо! Отдельно можно выделить плюсы, как для детей, так и для родителей. Минусов здесь просто нет, и не может быть.

      Чтение сказки на ночь — прямая демонстрация вашей любви к ребенку. Если читать на ночь ежедневно, хотя бы по 15-20 минут, малыш точно будет знать, что о нем заботятся, любят. В такие моменты сильно возрастает уровень доверия между взрослым и ребенком. Возникает тесный эмоциональный контакт, помогающий сгладить все границы.

       Знакомство малыша с книгами лучше всего начинать с простых, народных, добрых сказок, читаемых за пару минут, с героями, понятными малышу: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок». Народный фольклор — это мудрость наших прадедов, которая накапливалась веками, их обычаи, традиции. В раннем возрасте, малыша нужно ненавязчиво познакомить с тем, что его окружает. Ваше чадо с большим удовольствием, вслед за вами будет подражать звукам животных и птиц, показывать изображенные предметы. Если ребенок говорит, что книга ему не нравится, не настаивайте, попробуйте предложить ребенку другую. Возможно, выбранная вами сказка слишком сложна для его возраста.

     Детское сознание пока еще напоминает белый лист бумаги, и что на нем будет «написано», зависит только от взрослых. Именно с этих незамысловатых, веселых, но поучительных историй, дитя делает первые шаги в познании огромного мира. Сказки учат смелости, хитрости, доброте, великодушию, мужественности и многому другому. Помогают научиться отличать добро от зла. В сказках присутствует четкое, деление персонажей на хороших и плохих. Многие образы, присутствующие в сказке, сохраняются на всю жизнь. Слушая, ребёнок понимает, как поступать можно, а как — нельзя, дети любят подражать полюбившимся героям и с легкостью могут перенести сказочную ситуацию в жизнь. Отсюда и стремление быть хорошим, совершать добрые дела, ведь злодеев в сказках всегда побеждают и наказывают.

      Многому могут научить и истории про животных. Прежде всего — это названия зверей, их описание, домашние или дикие они. И главное, дают осознание того, что животные-братья наши меньшие, они беспомощны и беззащитны и только люди могут уберечь их.

      Известно, что словарный запас активно формируется до трех лет, и чем раньше ребенок начнет слушать сказки, потешки, прибаутки, тем раньше вы услышите от него осознанную речь. Именно чтение перед сном значительно повышает усвоение полученной информации, способствует неосознанному запоминанию материала.

      Вечернее чтение поможет перевозбужденному ребенку успокоиться, настроиться на сон. Выбирайте сказки с хорошим концом, а если малыш все же просит прочесть заведомо грустную сказку, можно предложить ему самому додумать радостный финал. И тогда счастливые сны обеспечены!

       Сказки развивают внимание — если история малышу интересна, он будет внимательно слушать, стараясь не пропустить ни строчки, следить за увлекательными событиями, на протяжении всего времени чтения. Вкладывайте максимум эмоциональности и артистизма при прочтении сказки, ведь чем лучше запомнилась сказка, тем больше малыш будет ее анализировать, искать ответы на интересующие его вопросы. Обязательно показывайте малышу все иллюстрации к сказке, рассказывайте, что изображено, это поможет малышу сформировать определенные ассоциации, поможет фантазировать.

      У детей существует великое множество страхов, например, боязнь темноты, одиночества, врачей и т. д. Сказки учат детей не бояться сложных, порой даже безвыходных ситуаций. Ребёнок как бы смотрит со стороны на свой страх. Наблюдая, как легко и счастливо разрешилась ситуация, малыш начинает меньше бояться, а со временем страх исчезает совсем.

         Сказка может погрузить в волшебный мир любого ребенка. Но знания, которые он получит в этом мире, зависят только от взрослых.

         Читайте добрые, поучительные, полезные, умные сказки и вы сами удивитесь, как хорошо это отражается на вашем дорогом и любимом чаде. Отложите дела, введите в свою жизнь «ритуал» чтения сказки с малышом, и очень скоро вы заметите, что намного лучше знаете своего ребенка и сами с нетерпением ждете вечера.

С утра открыла интернеты и углядела бархатный кокошник от Ульяны Сергеенко. Вздохнула так, как только может вздыхать особа женского пола в преддверии нового года. Проверила ценник,вздохнула еще раз, и закрыла интернеты нафиг.

У меня в жизни уже был кокошник и своя собственная Ульяна по имени Елена, точнее «сестра Ленка».

Старшая сестра Ленка досталась мне в возрасте 15 лет. Мне было 4 года. До этого я была вручаемой на каникулы двоюродной сестрой, и ничто не предвещало глубокой родственной кабалы. Но так сложилось, что я стала младшей сестрой со всеми вытекающими последствиями. Последствия выражались в необходимости чтения на ночь сказок Пушкина, в частности, занудной «Руслана и Людмилы». Поэма была длинная и непонятная, с ланитами и прочими непонятными персями. Я делала умный вид, и императивным тоном просила читать дальше. Сносок с разъяснениями мне не надо было, я все додумывала сама. Разглядывала иллюстрации палехских художников, и придумывала перси и ланиты в иконописных завитушках деревьев на рисунках.

Сестра Ленка была доброй блондинкой с веснушками. Согласно картинкам в сказочных книжках – всенепременно принцесса. Поэтому над ней ставились бесчеловечные эксперименты. – под матрас прятались яблочные огрызки, в ожидании того, что она их почувствует, как принцесса в сказке – злосчастную горошину. Матрас был Очень большой, поэтому Елена Прекрасная поняла подвох, когда из под него стало пахнуть. НА вопрос – ЗАЧЕМ, я обиделась на несправедливый взрослый мир, и утверждение что это ни разу не сказки. Жизнь не удалась, — сестра не принцесса, яблоневый сад из огрызков расти не стал, а покрылся плесенью. К тому же оказалось, что сестра Ленка меня обманула: на мой вопрос, как я у них в семье оказалась – она вынула с антресолей синий матрас в желтую полоску ( тот самый, который зимой клали на санки) и – сказала, ну купили тебя, как куклу, вот видишь матрас из коробки. В отличие от того, под которым даже яблочные огрызки не чувствовались, он был очень даже ничего. «А много там было вариантов, в этом магазине, кроме меня?», — поинтересовалась я ассортиментом конкурентов. Ну да, нормально так, но мы тебя решили взять, уж больно хороший матрас шел впридачу. Это был решающий аргумент, в который я верила еще года полтора, пока девочка из детсадовской группы не рассказала мне, ОТКУДА берутся дети. Я была в ужасе, одно дело матрас в полосочку – а совсем другое – такие противные детали биологического характера. Хуже всего, меня эти детали не особо касались, потому что мне нынешние родители были не родители, и сестра Ленка с ее веснушками – совсем не сестра. Так сказала просвещенная одногруппница. Откуда меня взяли, она не знала , но синий матрас с полосочками был тут не при делах. Налицо была двойная сплошная ложь. Было нестерпимо жалко себя. «Уйду от них», — решила я. «Врут мне»,- и начала сборы. Забрала конфеты из бара, книжку про Руслана и Людмилу с их персями, и злосчастный матрас. На этом моменте меня застала сестра. «Ты куда?», — спросила она, глядя на глобальную подготовку побега. «ТУДА», — сказала я. Я себе представляла что то вроде путешествия Герды за Каем, и непременно с Оленем, который пах как хомяк Кеша из соседской квартиры. «А ты все врешь», — в негодовании добавила я и пнула несчастный матрас. «ВСЕ ТЫ ПРИДУМАЛА. И вы меня обманываете». Ну и выложила новообретенные знания про изготовление себе подобных. И про то, что я вообще неликвид, меня даже не так сделали и непонятно откуда взяли. Сестра отнеслась к вопросу серьезно. «Ну куда ты пойдешь?», — спросила она. «Ну не знаю я откуда мы тебя взяли, но мы же тебя любим. Тем более, день рождения скоро, торт же будет».Близился декабрь,а зимой на олене, пахнущем как хомяк Кеша, побег будет совершить проще — к нему можно будет привязать санки, с тем самым. синим в желтую полоску.С побегом решительно стоило повременить.

Это многое меняло. К тому же папа расстроится. А мама ругаться будет. Она же не виновата, что это не они меня изготовили таким замысловатым образом. Зато торт будет и вообще

«Но ведь это же несправедливо», пожаловалась я. «Ну да, — но маме с папой же тоже будет несправедливо. Что же делать?» И предложила компромисс, — сделать мне самую красивую корону на Новый Год. Аргумент был убийственный. Я притащила книгу с палехскими богомазными сказками Пушкина и ткнула головой в кокошник одной из красавиц на картинке. Такую хочу, сказала. Тут сестра озадачилась. Поймите, на дворе был 84 год, Барби и прочих околодиснеевских красот в ивановской семье инженера и фрезеровщика не было. А корону со сложным названием кокошник хотелось. И вот героиня Ленка, сидела недели две над письменным столом и колдовала. Клеила вырезки из ватманских листов, картонок, разбирала елочные игрушки, шила и клеила. От меня волшебство держалось в тайне. Родителям про дискуссии и биологические подробности мы договорились не рассказывать. Куда им, они же не поймут.

Тем временем кокошник был готов. Честно говоря, никакие тиффани до сих пор не способны вызвать у меня такой восторг. Результат был восхитительный, мне разрешили не надевать очки, и вообще встать по центрув во время дестсадовского новогоднего танца снежинок.

Это бы триумф, все остальные изготовленные обычным способом девочки были в капроновых бантиках и в очках, а я была королева. По крайней мере так себя ощущала. Что собственно говоря и демонстрирует приложенное фото.

После праздника я подошла к сестре Ленке, поцеловала ее в веснушки и сказала на ухо, : «Как же хорошо, что ко мне прилагался этот полосатый матрас».Соседский хомяк Кеша к тому времени издох, и был торжественно эскортирован в стеклянной банке в помойку. Это резко снизило азарт побега на олене и санках.К тому же скоро был Новый Год, елка и подарки. Бежать я передумала.

Такая история про Новый Год, моду, и любовь.

У Ленки с возрастом пропали веснушки и позавчера родился третий внук. Одни парни. Им кокошники клеить не надо. Сестра  пока не решила , хорошо это или плохо. Одно радует — Ульяна Сергеенко новорожденному явно неинтересна. Как и мне впрочем.

«ПРИВИТЬ РЕБЕНКУ ВКУС К ЧТЕНИЮ – ЛУЧШИЙ ПОДАРОК, КОТОРЫЙ МЫ МОЖЕМ ЕМУ СДЕЛАТЬ» С. Лупан

Чтение  — очень важный навык в жизни человека, в его развитии, образовании, формировании речи и письма. С помощью чтения ребенок формирует свой внутренний мир, учится чувствовать, мыслить. Ничто так, как чтение не развивает воображение и интеллект.

Вся литература в целом и как вид исскусства, развивают память, мышление, фантазию, воображение и способность к творчеству. Всего есть два этапа чтения. Первый из которых называется техническим, это получение навыка чтения, ребенок еще только учится и удовольствия от такого чтения он, скорее всего, не получит. Второй этап – содержательный, когда ребёнку понятно о чем он читает, то есть содержание текста. Иногда ребёнок может задержаться на первом этапе дольше чем нужно, тогда любить читать он вероятно не будет.

Преимущества, которые дает умение хорошо читать:

  •  Хорошая результативность во всем, что касается общения, учебы, коммуникативности.
  • Ребенок, который хорошо и много читает умеет обобщать, делать выводы и предположения.
  • Книги помогают преживать сложные экзамены, так как рбенок привык брать информацию, прерабатывать ее правильно во время обучения.
  • Создание образов, хорошая память, развитие память и воображения — все это только «на руку» читающему ребенку.
  • Разговоры и чтение для ребенка полезны в плане развития речи, так у него обогащается словарный запас и он лучше понимает.

Ребенок с ДЦП и чтение

Что касается Матвея, то читать начали ему очень рано, каждый день на ночь и днем, с раннего возраста, примерно с 1 года, разглядывал картинки в книгах и журналах. Мы знали и хотели что бы он был читающим ребенком с минимальным влиянием современных гаджетов. Поэтому, тогда много лет назад, чисто интуитивно соблюдали правила, которые научили ребенка читать и полюбить книги.

Окружение книгами

Если в доме есть книги, много книг, то малыш рано или поздно будет обращать на них внимание. Окружение книгами — это один из лучших способов научить ребенка любить читать. Книги и журналы соответсвующие возрасту ребенка должны быть доступны ребенку. Когда ваш ребенок будет окружен таким множеством книг и журналов, естественно он будет предрасположен к чтению.

Здесь Матвею 1 год, он еще не сидит самостоятельно, но книгами уже заинтересовался:

Окружение книгами

Красочные книги

Когда ребенок еще маленький, ему нужны яркие и красочные книги с картинками. Именно они поначалу вызывают интерес у ребенка, развивают познавательность. Также нужно дать возможность ему самому выбирать книги. Также, иногда можно давать ребенку не только читать, рассматривать, но и слушать сказки (аудиокниги), в наше время это более чем доступно.

Для детей 3-4 лет книга может быть еще и игрушкой, например, такая книга раскладушка с цифрами и буквами может послужить домиком для ребенка и его плюшевых зверей. Одновременно он будет запоминать иллюстрации:

Красочные книги

Чтение на ночь

Читайте детям сказки в любое время, тем более на ночь. Одним из лучших способов привить любовь детей к книгам — это чтение перед сном. Обычно дети нетерпеливо ждут продолжения истории, недочитанной вчера или в другое время и обязательно просят читать сказки, снова и снова. Отличной идеей будет превратить чтение на ночь в традицию и не нарушать её.

Будь то детский журнал или книга, Матвей с удовольствием слушал чтение взрослых, сначала не долго, но постепенно он просил по нескольку раз перечитывать одни и те же истории, книги:

Чтение на ночь рис 1

И конечно серия фото «спим с книгой в обнимку», почитать на ночь и днем (укладывание на дневной сон также сопровождается чтением), а затем посмотреть картинки  и уснуть — это святое у  Матвея:

Чтение на ночь рис 2   Чтение на ночь рис 3

Чтение на ночь рис 4

Чтение на ночь рис 5

Читайте сами

В подсознание у детей с раннего возраста закладывается то что они берут от родителей, в том числе  их привычки. Если в семье привыкли читать  взрослые — то и дети тоже  вырастут книголюбами. А если родителей любимое времяпрепровождения за телефоном или просмотр телевизора — то и ребенок также будет читать только «из под палки».

В нешей семье больше всего любят читать дедушка и бабушки.

Читайте сами

Читайте вместе с ребенком

В тот период, когда ребёнок уже может читать слова и предложения, можно с ним играть в игры, например читать по очереди. Сначала по слову (есть истории в которых спрятаны фигурки зверей, ребенку будет подсказкой), затем по предложению, а потом и по странице. Так ребенку будет интереснее вовлекаться в процесс чтения и тогда он будет уже сам продолжать читать книгу дальше.

Даже в гостях Матвей находит книгу и читает её, главное что бы попалось что — нибудь интересное:

Читайте вместе с ребенком

Обсуждение прочитанного

Периодически у подросшего ребенка, который много читает и казалось бы это делает чисто механически, нужно «проверять», интересоваться что он помнит из прочитанного, просить кратко или близко к тексту пересказать то, что прочитал. Или просто можно поговорить с ребенком о любимом персонаже или сюжете, что ему больше всего запомнилось, какой бы финал он мог сам предложить для конкретной истории. Анализировать прочитанное также неотьемлимая часть культуры чтения. Также родители должны знать что именно ребенок читает.

Книга —  лучший подарок для Матвея.

Обсуждение прочитанного

Хвалите ребенка за успехи в чтении

Необходимо хвалить ребенка за прочитанное, поначалу даже просто за выученную букву, ну а затем за слоги, слова и страницы книги. Успехи и поощрения очень важны для детей. Что бы успехи были более ощутимыми нужно мягко поправлять его, если он делает ошибки, а также давать книги по возрасту, где есть большие буквы и яркие картинки, особенно когда он еще учится читать.

Хвалите ребенка за успехи в чтении

Ограничение гаджетов в пользу чтения книг

Два столь увлекательных дела делать невозможно, поэтому стоит ограничить просмотры мультиков, и занятий с гаджетами. Альтернатива, так же как я писала выше — аудиокниги, особенно если есть проблемы со зрением. В это же время ребенок может заниматься и другими творческими (рисованием, собиранием пазлов) и не очень ( играть в разные игры, игрушки), что одновременно будет развивать его мелкую моторику. Часто дети просят бумажный вариант книги, которую прослушали или посмотрели. В такоем случае будет присутствовать анализ, сравнение кино/аудио версии и реальной книги. Важно показать ребёнку, что книга (даже аудио), лучше мультфильмов и компьютерных игр, потому что позволяет самому контролировать создание образов, а не воспринимать готовые. Так он учится воображению и нердинарному мышлению.

Ограничение гаджетов в пользу чтения книг рис 1

Ограничение гаджетов в пользу чтения книг рис 2

Открывая ребенку книгу:

  • Помогаете открывать для него целый мир;
  • Наталкивайте на размышления;
  • Отдыхать и наслаждаться чтением;
  • Формируете тягу к знаниям;
  • Оказываете помощь в учебе;
  • Открываете для него будущее и занятия в жизни.

Слушая или читая художественные произведения, ребенок начинает проживать жизнь героев, учится добру, различает зло, учится дружбе и любви к своей Родине. Также важно понимать что не только лишь чтение способно гармонично развивать ребёнка. Физкультура, спорт, творческие занятия, письмо, разносторонее равитие, в том числе обычные простые семейные игры или туристические походы — всё вместе развивают в ребенке сбалансированный комплекс того, что он сможет применить в будущем. Не стоит зацикливаться только лишь на чтении, считая это занятие панацеей от всего негативного.

Следующая статья будет посвящена библиотеке, куда Матвей ходит практически каждую неделю, что же он там делает и какие книги читает?

Есть интересная тема, на первый взгляд мало относящаяся к алгоритмам. Она «сказочная» с одной стороны, а со стороны другой в ней есть созвучие с насущными проблемами начинающего свой профессиональный путь программиста.

Репка - медаль

Давайте попробуем разобраться и немного развлечься, рассматривая эти стороны древней алгоритмической медали…

Задача

Вспоминая свой опыт знакомства со сказками, могу точно отметить, что это происходило почти заново три раза. Каждая хорошая книга растет вместе с читателем и обретает новые краски с увеличением его практического опыта. Но в отличие от многих книг сказка имеет особую историю взаимодействия с человеком. Первого знакомства со сказками думаю никто не избежал в своём детстве. Это было знакомство без чтения — на слух — очень часто с помощью наших родителей и в сопровождении с просмотром красочных иллюстраций детских книжек. Мало какие факты в содержании сказки оцениваются ребёнком при таком детском и игровом знакомстве. Но в памяти почти наверняка остаются часто повторяемые образцы: «я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл…».

колобок Издание 1910 года. Рис. Елизаветы Бём

Уже позже в сознательном возрасте происходит второе знакомство со сказкой. Часто это происходит в процессе чтения сказки своим детям. У меня же это знакомство случилось в старшей школе. Когда на уроках литературы нас старались научить после прочтения книги не только пересказать сюжет, но и задуматься, что и какими средствами хотел нам сказать автор в своём произведении. Те сказки, которые были выбраны для разбора в текущей статье, в большинстве не имеют известного автора. Их называют «народными». Так что́ «хотел сказать» народ своим растущим детям посредством сказки? Есть ли в сказке польза? Или сказка лишь развлечение, нужное для весёлого и красочного взаимодействия родителей со своим ребёнком?

Эти вопросы становятся еще острее, если попробовать задуматься: какой странный образец поведения демонстрируется многими сказками.

Мы учим ребёнка убегать от бабушки и дедушки? Или лежать на печи и ждать волшебной щуки, исполняющей желания? Конечно, нет. Ну, или очень странно, если — да.

Очень странно, когда в анализе цели и устройства сюжета рассказываемых детям сказок, появляется такое противоречие. А если так, то может стоит запретить такое навязывание вредных образцов поведения и привычек. Ведь цензура «замылила» процесс курения в «Ну, погоди…». Тут тоже есть место, где развернуться общественному фильтру содержания?

Нет! Конечно, пока рано бить тревогу. Польза сюжета сказок есть. И для оценки одной из несомненных составляющих этой пользы стоит начать наше третье и совместное знакомство со Сказкой, предлагаемое в качестве задачи текущей статьи.

Рассаживаемся поудобнее. Жили-были дед и баба…

Введение

Перед тем как вплотную приступить к разбору сказки все же позволим себе небольшое пояснение. Конечно, эта статья не является первым или даже редким обзором, посвященным оценке структуры сюжета сказок. Есть достаточно большое число работ на эту тему, самыми крупными из которых являются системы классификации сказочных сюжетов:

  • классификация Аарне — Томпсона — Утера (англ. ATU Index) «Указатель сюжетов фольклорной сказки»,
  • работа В.Я.Проппа «Морфология волшебной сказки»,
  • статья Акименко Н.А. «Стилевые и текстообразующие характеристики английской народной сказки (диахронический аспект)»,
  • статья Кретова А.А. «Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика»,
  • и множество других работ.

Из всего разнообразия анализа сказок выделяются общие части, обнаруживаемые разными исследователями в сказках разных народов мира. Одной из таких общих частей является цепочная сказка (альтернативное название — кумулятивная сказка), представляющая собой особый тип структуры сказочного сюжета. Этот тип сюжета является основой разбора, предлагаемого текущей статьёй. Докучные сказки, так же рассматриваемые в статье, являются подвидами цепочных сказок.

Где же тут будет о программировании? — спросите Вы.

Итерация

А переход от сказки к написанию кода очень прост: все цепочные сказки самым простым из известных мне способов описывают структуру итерационных и рекурсивных алгоритмов. При этом описание выполнено предоставлением образца алгоритма, и в этом образце очень умело опускаются все не важные для описываемого типа алгоритма детали.

Но в сторону обзоры и общие слова. Начнем рассматривать примеры. Первым у нас на очереди — сказочное описание структуры итерационного процесса накопления с остановкой по изменению условия:

acc = []
while not condition:
    v=next_item()
    do_some(v)
    acc.append(v)

Итерационный процесс

Какая же сказка поможет нам в разборе обусловленного цикла?

Ответим первыми строками этого ценного учебника по программированию циклов:

Жил-был старик со старухою. 
Просит старик:
— Испеки, старуха, колобок!

Да, это сказка «Колобок». Давайте рассмотрим основные элементы сюжета этой сказки.

В завязке содержания идет инициализация самого важного элемента — выпекание колобка. Чем так важен это элемент? Ответ программисту: Колобок является главной накапливающей переменной, в которой благодаря хорошей «колобковой» памяти запоминается песенка. Ведь эта песенка является главным результатом сказки? Эту песенку мы в детстве запоминали лучше всего? Разберем посредством какого процесса формируется этот результат в выявленном сказочном аккумуляторе.

Этот процесс характеризуется несколькими повторениями сходных действий. Такое повторение является одним из важных признаков цепочной сказки. В «Колобке» повторяется последовательность следующих действий:

  • убегание из предыдущей локации,
  • встреча с каким-то персонажем,
  • и исполнение этому персонажу песенки.

При каждом выполнении этой последовательности персонаж разный, и имя персонажа после исполнения песенки добавляется в эту песенку новой строчкой.

Результат всей сказки сводится к получению песенки, описывающей историю встреч колобка:

— Не ешь меня, лиса! 
Я тебе песенку спою, — сказал 
колобок и запел:
— Я Колобок, Колобок!
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
И от медведя ушел,
А от тебя, лиса, и подавно уйду!

Цикл такого поведения Колобка никогда бы не закончился, если бы не оказалось условия его остановки. В русских сказках очень часто условием выхода из зацикленных ситуаций является Хитрость. Условием выхода из цикла «колобковых» приключений стала хитрость Лисицы, которая догадалась, что можно не только песенку послушать, но и голод утолить. Тем самым она получила полный набор, как хорошо сказано когда-то, из «хлеба и зрелищ».

Если приводить примеры подобных «Колобку» сюжетов, то сразу можно вспомнить тождественные истории в сказках других стран. Это, например, сказка «Пряничный человечек», у главного персонажа которой не было такой приметной шарообразной формы, но приключения были почти те же. В указателе Томпсона сюжет «Колобка» отнесен в группу Z33.1 «Сбежавший блин: Женщина печёт блин, который убегает. Его тщетно пытаются поймать разные животные. В конце концов его съедает лиса».

Есть сказки подобные сказке «Колобок», которые не полностью совпадают с ней по сюжету. Например, сказка «Зайкина избушка»: про ледяную избу Лисы и лубяную избу выселенного Зайца. В этой сказке Заяц накапливал рассказ о своих встречах с неудачливыми помощниками, а условием выхода из цикла была хитрость Петуха, напустившего на Лису страху своими боевыми песенкам-страшилками. Подробности сюжета иные, а его структура полностью аналогична. Это цикл накопления с условием выхода!

Следствие ведут Колобки

Вызов подфункций

Но продолжим изучение сказочного программирования. И следующим у нас на очереди — использование вызова подфункций и стека.

Нужна хорошая «функциональная» сказка. И такие тоже есть — это, например, сказка «Петушок и бобовое зернышко».

Жили-были петушок и курочка...
Клевал как-то петушок бобовые 
зернышки, да второпях и подавился. 

Петушок и бобовое зернышко

Задача ясна — нужно спасать Петушка. А вот решение этой задачи отличается от решения «Задачи колобка». В нём больше сходства с сюжетом «Зайкиной избушки».

Курочке так же как и Зайцу необходимо встретить несколько разных персонажей и попросить помощи, но в задаче «Спасти Петушка» (в отличие от действия «Прогнать Лису из лубяного домика») действие каждого помогающего персонажа, встреченного Курочкой, не может быть выполнено самостоятельно. Помощь и действия персонажа зависят от некоторых действий другого персонажа:

— Кузнец, кузнец, дай скорее 
хозяину хорошую косу. 
Хозяин даст коровушке травы, 
коровушка даст молока, 
хозяюшка даст мне маслица, 
я смажу петушку горлышко: 
подавился петушок 
бобовым зернышком.

Это верно почти для всех персонажей, кроме терминального (или «элементарного»), для которого не требуется использования сторонних действий. В этом случае действие может выполниться сразу. В сказке таким действием стало получение косы от Кузнеца: «Кузнец дал хозяину новую косу».

Так что́ есть зависимые действия? Какие есть элементарные действия? Каков способ организации этих действий с точки зрения программиста?

Вы уже догадались? Конечно, перед нами что-то очень похожее на функции. Есть образцы использования зависимыми функциями для своего исполнения вызовов других функций. Элементарные функции отличаются автономным выполнением. В итоге вся сказка становится руководством по решению задачи путем контроля процесса, состоящего из вызова нескольких таких зависимых функций и одной элементарной функции. В качестве способа контроля такого процесса в сказке предлагается использовать специально организованный набор фраз, часто повторяемый и формируемый Курочкой.

Значит, и в этой сказке есть переменная накопления. На этот раз она хранится в «курочкиной памяти». И способ пополнения данных отличается от «колобкового» способа. Посещенные персонажи перечисляются в тексте Курочки в обратном порядке. Последний посещенный персонаж упоминается первым. Это изменение неслучайно. Таким образом формируется список возвратов к предыдущим персонажам для решения всей задачи Курочки. Это же детское описание стекового способа (способ организации и манипулирования данными LIFO, методы обработки товарно-материальных ценностей FIFO и LIFO)!

Мы еще раз столкнулись со странным фактом, что в детской сказке описывается на наглядном примере не самая простая программная технология. Этот сказочный образец использования функций был случайно обнаружен мной в процессе чтения сказки детям. Думаю, что это произошло не без влияния профессиональной деформации, которой никак не избежать, если долгое время работаешь программистом.

Да, вызовы функций не являются самой сложной частью в программировании. Вот если бы найти сказочное описание, например, рекурсии. Это было бы действительно примечательно.

Рекурсивный процесс

И уже без большого удивления после небольшого перебора запомненных в детстве сказок был обнаружен и этот образец. Сказочное описание рекурсии существует!

Нужная нам сказка сразу начинается с задачи:

Посадил дед репку. 
Выросла репка большая-пребольшая...

Решение задачи в сказке «Репка» опять опирается на использование персонажей-помощников. Как и в предыдущей рассмотренной сказке каждый новый помощник использует действия другого персонажа, но в отличие от «Бобового зернышка» он использует помощь не следующего персонажа, а — предыдущего. Отличается также характер действий, выполняемых разными персонажами. В «Бобовом зернышке» все действия были разные, а в «Репке» каждый персонаж делает действия сходно с остальными участниками. Если действие так же как и в предыдущей сказке соотносится с вызовом и исполнением функции, то получается, что функция у каждого персонажа одна и та же?

Каждый персонаж выполняет следующее действие:

  • Пробует решить задачу.
  • Если не может решить, то зовёт другого персонажа.
  • Помогает этому персонажу решить похожую задачу, которая с его помощью становится проще.

Это же точно рекурсия?! Почему каждый новый персонаж меньше предыдущего? В детстве отвечал на этот вопрос: потому что так удобнее тянуть. Но в свете рекурсивного объяснения — ответ другой. В сказке так описано, чтобы показать, что задача на каждом шаге упрощается, и в итоге решение становится доступно даже маленькой мышке.

Репка

Это же гораздо нагляднее, чем примеры в университете с числами Фибоначчи, где рекурсия применяется для вычисления рекурсивно заданных чисел? После «Репки» сразу понятно для чего рекурсия может быть полезна, и в чём её главная ценность — способность уменьшать размер задачи разделением на несколько зависимых и одинаковых действий.

Можно здесь вспомнить многие примеры рекурсивного программного решения задач на основе принципа «Разделяй и властвуй» («Уменьшай и властвуй») — та же быстрая сортировка или бинарный поиск в отсортированном списке. Но, уверен, не стоит пробовать рассказать это ребёнку в качестве полезного образца, чтобы научить поиску решения задач, которые встретятся ему в жизни.

С последней мыслью становится немного яснее, почему сказки так близки к программированию. Сказка — это способ подготовки ребенка к решению появляющихся перед ним задач. А решение задачи с использованием последовательности доступных действий — есть Алгоритм.

Да, очень похоже, что сказкой дети учатся создавать простейшие алгоритмы. Может такой способ обучения будет полезен или хотя бы интересен и программисту? Почти всегда это так. Но есть исключения. Способы создавать вредные алгоритмы тоже есть в детских сказках!

Вред бесконечных циклов

Во всех предыдущих сказках задача успешно решалась, или выполнение прерывалось по некоторому условию. Находилась хитрая Лиса или хитрый Петушок. Находился «автономный» Кузнец. Мышка вытягивала цепочку помощников с репкой на верхушке. А что если такого хитрого, автономного и терминального персонажа в сказке нет? Вдруг Кузнецу понадобится масло для изготовления косы? Ведь задача не будет решена и действия будут продолжаться бесконечно? «Это будет плохо спроектированная сказка» — скажете Вы. И будете правы. Но как это показать ребенку? Как указать ему на необходимость задать условие остановки попыток решения вставшей перед ним задачи?

Конечно, это надо сделать в сказке!

И такие поучительные сказки тоже есть. Их научная классификация — докучные сказки. Для программиста эти сказки — пояснение вреда бесконечного итерационного или рекурсивного решения задачи в детских условиях, когда еще негде искать диспетчер задач для снятия «зависшего» процесса:

while true:
    pass

def f():
    f()

def f():
    g()

def g():
    f()

У всех докучных сказок разное содержание, но выбранный для текущей статьи образец начинается просто:

Купи слона...

Вы говорите, что он Вам не нужен?

Все говорят, 
   что им слон не нужен. 
А ты возьми и купи слона...

Соглашаетесь купить?

Все соглашаются купить. 
А ты возьми и купи слона...

Окончания этой сказки не будет.

Все думают, что 
   окончания этой сказки не будет. 
А ты возьми и купи слона...

Кадр из мультфильма 'Следствие ведут Колобки'

Ну в целом понятно. Если попробовать вставить такую сказку целиком, то это будет очень вредно даже для текущей статьи. Поэтому killall fairytale_elephant.

Продолжая размышлять над задачами встающими перед ребенком и над способами обучить его их решать, подходим к самой страшной для программиста теме. А если алгоритма решения нет?

Неразрешимые задачи

Ведь существуют задачи, которые никак не решить? Например, некоторые задачи не решить из-за отсутствия в текущий момент соответствующих инструментов. Мы же не будем пробовать забить гвоздь в бетонную стену ладошкой?

Как показать ребенку, что́ ему делать при встрече с такой задачей?

Правильно. И это тоже проще всего сделать сказкой!

И в этом нам поможет самая «бесполезная» и «бессмысленная», как представлялось мне долгие годы, сказка. Начнём с первых строк:

Жили-были дед да баба
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко, 
не простое - золотое...

Курочка ряба

У сказки «Курочка ряба» есть несколько вариантов. Некоторые варианты имеют структуру цепочной сказки с соответствующими несколькими повторами и множеством персонажей, которые подходят и сочувствуют деду и бабушке, расстроившимся из-за нечаянно разбитого яичка. Но самый известный вариант почти лишен итераций, зато в него добавлены самостоятельные попытки разбить яичко и хорошая концовка, в которой Курочка обещает снести другое «простое» яичко.

Варианты окончания сказки не так важны, как важна́ основа её содержания:

Дед бил, бил - не разбил.
Баба била, била - не разбила.

Здесь у программиста тоже есть прямые аналогии. В программировании пока не говорят о совсем неразрешимых задачах. Но уделяют много внимания задачам, решение которых не получить за приемлемое время. То есть программист пытается оценить насколько сильно задача неразрешима (классы сложности). Это очень важно для взрослых задач. Но ребенку объяснять это пока рановато. А вот объяснить, что некоторые задачи в нашем мире не получается решить, необходимо.

Так же важно показать ребенку, что неразрешимая задача все же может быть легко выполнена, но с соответствующим инструментом, который может быть очень неожиданным. Например, в разбираемой сказке это хвостик мышки:

Мышка бежала, хвостиком задела, 
яичко упало и разбилось.

Этот малый инструмент для решения задачи очень важен. И его нахождение — самое важное в текущей сказке. А в работе программиста поиск и реализация такого способа — это основной профессиональный навык, за который платят.

Выполняя анализ сказки «Курочка ряба», можно вспомнить об еще одной проблеме в задачах программирования. Корни этой проблемы кроются в соотношении класса NP-полных задач и задач класса P. Для использования многих современных средств защиты данных важен ответ на вопрос: равны ли классы P и NP. На этом ответе основываются системы шифрования, в которых сложность расшифровать данные без ключа («мышкиного хвостика») должна намного превосходить сложность расшифровки с наличием этого ключевого инструмента.

Выводы

Сказка — ложь, да в ней намек…

Обзор сказок вышел не совсем полным, но дающим основание к следующим шагам в разборе этой темы. В текущей статье мы ограничились только самыми простыми сказками. Более сложные по структуре сказки чаще основываются на демонстрации устойчивых алгоритмов и признаков социального поведения в среде, с которой ребёнок столкнётся в своей жизни. Это отдельный и не менее интересный разговор, но он для другой статьи.

Основной вывод, формулируемый в результате выполненного нами рассмотрения детских сказок, прост. Сказки определенно полезны. Это не просто развлечение. Как минимум их можно использовать в качестве иллюстрационного материала при обучении программированию. Но это только на поверхности. А в глубине вопрос. Если сказки так близки к процессам обучения созданию алгоритмов, то имеют ли они эти процессы своей целью? Совсем иначе стоял бы этот вопрос, если бы автором проанализированных нами сказок был развлекающийся программист или математик, как это было, например, со сказками «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье».

Но автор рассмотренных сказок — народ. Так может быть, обучение детей создавать алгоритмы для решения задач — это обычная, но скрытая от внимания часть человеческой жизни?

В заключении этой статьи хочется обратить внимание, что приведенный обзор сказок является лишь маленькой частью научной работы, которая посвящена формализации понятия Алгоритм. В контексте этой работы Сказка является доступным текущему поколению способом передать следующему поколению удачные приёмы синтеза алгоритмов поведения. В текущей статье не ставилось задачи полностью формализовать этот способ, но подчеркивается сам факт наличия этого способа в детской сказке.

Главной задачей, поставленной в научной работе, является поиск и развитие алгоритмов для синтеза алгоритмов. Эта задача из разряда «разбить золотое яичко от курочки рябы», но на текущий момент уже крепнет уверенность, что она не относится к совершенно неразрешимым. Необходимо лишь знать ключ-подход к ней. Если говорить в сказочных терминах: необходима мышка с соответствующим хвостиком…

Спасибо Вам за внимание.

Отзывы

Буду очень благодарен за отзывы, пожелания и предложения, так как они помогают мне скорректировать направление развития работы в этой области.

Отдельное волнение у меня есть по стилю повествования и форматированию, используемым в статье (кавычки, абзацы, цитаты). Напишите, пожалуйста, если у Вас есть замечания к ним. Можно личным сообщением.

Ссылки

  • Главная страница работы (GitLab GPL): Проект «Общая теория алгоритмов»
  • Вводная статья работы «Разрабатываем теорию алгоритмов как проект с открытым исходным кодом». Пожалуйста, не судите строго эту наивную публикацию «сверх-идеи» устаревшей версии 2019 года.
  • Статьи серии «Что такое алгоритм?!»
    • №1 «Действие»,
    • №2 «Обусловленная и связная последовательность»,
    • №3 «Синтез алгоритма запоминанием»
    • №4 «Эволюция памяти»
    • №5 «Копирование иерархии памяти»
  • Для заглавной иллюстрации к статье взят рисунок с обложки книги «Репка. Лиса и журавль». Издание Кнебель, 1916
  • Иллюстрация к сказке «Колобок» и «Репка» выполнены Елизаветой Меркурьевной Бём
  • Иллюстрация к сказке «Петушок и бобовое зернышко» является титульной страницей одноименной книги издательства «Малыш» 1981 г.
  • Иллюстрация к сказке «Курочка Ряба» является титульной страницей одноименной книги издательства Г.Ф. Мириманова 1926 г.
  • Несколько иллюстраций сделаны на основе кадров мультфильма «Следствие ведут Колобки» (1987)

С самого своего появления на свет малыш учится взаимодействовать с окружающим миром. Сказка является проводником для ребенка, учит доброте, справедливости, показывает что хорошо, а что плохо. Детям легче познавать окружающий мир через произведения, доступным языком объясняющие закономерности жизни.

Поговорим о том, почему лучше читать сказки детям перед сном и о пользе такого времяпрепровождения для малышей.

читать поучительные рассказы для детей 7 лет читать рассказы для детей 4 5 лет читать сказку на ночь детям 4

Чтение ребенку на ночь — в чем польза

Литература занимает особое место в жизни каждого человека. Для малышей книга друг и учитель, она завораживает и успокаивает, погружает в безграничный мир фантазии. Чтение сказок перед сном играет важную роль, оно способствует:

  • воспитанию любви к книгам с самого детства. В подростковом возрасте станет сложно приучить ребенка к чтению литературы, ведь в век высоких технологий современным детям предоставляется множество других форм проведения досуга. Необходимо прививать интерес к книге с малых лет.
  • развитию речи и словарного запаса. Ребенок насыщает свою речь новыми словами, на примере текста интуитивно изучает незнакомые ранее словесные конструкции.
  • расширению кругозора. Малыш получает новые знания, изучает окружающий мир через книгу.
  • эмоциональному и аналитическому развитию. Когда малыш слушает сказку, он испытывает самые разные ощущения, тем самым развивая свой эмоциональный интеллект, а смысловая нагрузка произведения заставляет задумываться, анализировать.
  • духовному развитию. Из сказок малыш черпает для себя понятия добра и зла, узнает, что такое хорошо, а что плохо. Ребенок учится поступать правильно, быть добрым и честным.
  • спокойному сну. Прослушивание сказки умиротворяющая деятельность, ребенок расслабляется, успокаивается и начинает постепенно засыпать. Плавный переход от бодрствования ко сну является залогом здорового и хорошего отдыха.
  • укреплению отношений между взрослым и ребенком. Дети любят, когда им уделяют внимание, в такие моменты они ощущают себя важными, любимыми, нужными. Совместное чтение сближает родителей и малыша, делает их отношения доверительными и создает приятные воспоминания.

Выбор книг для чтения детям

Многие родители испытывают трудности с выбором книг для чтения перед сном. Важно подобрать такую литературу, которую ребенок смог бы понять. Поэтому выбирая, какую книгу прочесть малышу, опирайтесь на его возраст.

читать поучительные рассказы для детей 7 лет читать рассказы для детей 4 5 лет читать сказку на ночь детям 4

Книги детям до 3 лет

В раннем возрасте дети еще не могут сконцентрироваться на длинных произведениях. Самым маленьким лучше предлагать книги с минимумом текста и большими картинками, которые малышу будет интересно рассматривать. Можно читать небольшие стишки, ведь маленькие дети хорошо воспринимают рифму.

Сказки для детей 3-4 года

В этот период детям уже можно предлагать небольшие сказки. Ребенок уже достаточно развит для понимания их сюжета. В три-четыре года малыши с интересом знакомятся с русскими народными сказками: Колобок, Теремок, Маша и медведь, Заюшкина избушка, Гуси-лебеди, Репка, Курочка Ряба, Морозко, Лиса и Тетерев. Можно предлагать к ознакомлению небольшие произведения Александра Сергеевича Пушкина: У Лукоморья дуб зеленый, Сказка о рыбаке и рыбке и Братьев Гримм: Волк и семеро козлят, Бременские музыканты, Белоснежка и семь гномов, Горшочек каши.

Сказки и поучительные рассказы для детей 5-7 лет

Ребенок растет, но продолжает фантазировать, мечтать, в его жизни еще долгое время особую роль будет занимать сказка. Девочки и мальчики будут в восторге от произведений Ганса Христиана Андерсена: Снежная Королева, Дюймовочка, Стойкий оловянный солдатик, Оле-Лукойе, Новое платье короля, Свинопас, Гадкий утенок. А какие поучительные сказки и стихи написал для детей Самуил Яковлевич Маршак: Двенадцать месяцев, Кошкин дом, Вот какой рассеянный, Почта.

В пять-семь лет детям, помимо сказок, уже становятся интересны небольшие повести. Замечательным детским автором является Николай Николаевич Носов, его произведения добрые, заставляют малышей посмеяться: Живая шляпа, Три охотника, Находчивость, Мишкина каша. Также ребенка не оставит равнодушным сборник Виктора Юзефовича Драгунского Денискины рассказы.

Дети старше пяти лет начинают активно интересоваться окружающим миром: животными, птицами, растениями, погодными явлениями. В их речи все чаще слышится почему. Не оставляйте вопросы малышей без внимания, читайте им небольшие статьи из детских энциклопедий, дети с интересом будут слушать и узнавать новое.

читать поучительные рассказы для детей 7 лет читать рассказы для детей 4 5 лет читать сказку на ночь детям 4

Все эти произведения знакомы многим поколениям родителей, вызывают теплые чувства и воспоминания из собственного детства. Читайте их с ребенком и, без сомнения, это принесет пользу и научит малыша только доброму, чистому, светлому.

Совместное чтение семейные традиции

Чтение взрослым ребенку уютный, семейный отдых. Он успокаивает подвижную детскую психику, пробуждает воображение, заставляет подумать. После прочтения произведения важно, чтобы малыш отвечал на вопросы родителя, старался пересказать прочитанное. Это будет развивать его концентрацию и память.

Важнейшей задачей чтения является привитие малышу любви к книгам. Замечательно, если родители тоже любят читать, тогда ребенок будет видеть перед собой положительный пример.

В возрасте 5-6 лет можно постепенно начинать учить малыша читать. Читающий ребенок грамотнее своих сверстников, у него большой словарный запас и широкий кругозор. Обученный грамоте ребенок легче адаптируется к учебе в первом классе, ему проще дается школьная программа.

Учиться читать можно и в домашних условиях, но лучше доверить образование малыша профессионалам. Опытный педагог сможет последовательно обучить ребенка чтению, начиная с изучения звуков и алфавита, заканчивая таким уровнем, на котором ребенок сможет довольно бегло воспроизводить текст.

Совместное чтение это не только вклад в будущее малыша, но и приятное времяпрепровождение, которое оставит теплые воспоминания и у взрослого, и у ребенка. Читайте книги всей семьей.

  • Плюшом или плюшем как правильно пишется
  • Плюшкин мертвые души сочинение
  • Плюсы и минусы обломова сочинение рассуждение
  • Плюсы и минусы развития технологий сочинение
  • Плюсы и минусы общения в интернете сочинение