Twilight Forest, Сумеречный лес
Что это за зверь и с чем его едят:
Спойлер
Мод добавляет новый мир с множеством мистических существ, о которых вы могли слышать в различных мифологиях и сказках. Броня из листьев? Веер в космос? Пингвины?? Все это Вам предоставит сумеречный лес. В добавок к интересному прохождению модификация может порадовать игрока обилием ресурсов и прочего.
План гайда (прохождения мода):
1. Создание портала
2. Вспомогательные возможности мира
— 2.1 Источники ресурсов
— 2.2 Предметы роскоши
— 2.3 Растения роскоши
— 2.4 Квест Рам
3. Первый босс — Нага
4. Второй босс — Сумеречный Лич
5. Третий босс — Король минотавров
6. Секреты и вспомогательные возможности лабиринта минотавров
7. Четвертый босс — Гидра
8. Пятый босс — Призраки
9. Шестой босс — Башня гаста
10. Седьмой босс — Альфа Йети
11. Восьмой босс — Снежная Королева
12. Девятый босс (финал) — Гиганты
13. Конец, хватит с тебя
1. Создание портала
Спойлер
Создается портал довольно просто и сделать это можно с самого начала выживания.
Для открытия портала потребуется:
- Бесконечный источник воды 2х2 окруженный землей
- Цветы 12 штук (любые)
- Алмаз
Структура портала с цветами по краям:
Спойлер
После построения возьмите в руку алмаз и киньте его в воду, нажав кнопку q. После нескольких секунд в воду ударит молния, алмаз пропадет и вместо воды появится портал:
Спойлер
Однако, спешу предупредить: на серверах Arago создание портала отключено. Чтобы попасть в сумеречный лес воспользуйтесь порталом на варпе /warp portal.
2. Вспомогательные возможности мира
Спойлер
Сразу же попав в сумеречный лес советую записать координатыпоставить метку чтобы не потерять портал. Если же это происходит на сервере, то метка поможет вам уходить подальше от портала, чтобы увеличить свои шансы на нахождение «нетронутых» другими игроками земель.
Далее следует собрать волю в кулак и начать охотиться на местную живность. Не на всю, а только на ворон.
Спойлер
С этих прекрасных созданий нам надо выбить перо
В пещерах нужно найти факелонт
Спойлер
И, вытащив волшебную палочку светопыль из кармана, создать Магическое перо:
Мало того, что мы уже веселимся как можем, так еще и теперь можем скрафтить один из самых полезных предметов в моде — Магическую карту
Данная карта работает так же, как и обычная карта майнкрафта. Берем в руки, жмем пкм — карта начинает прорисовываться. Главное преимущество данного предмета — это очень сильное ускорение нахождения боссов, лабиринтов и холмов в мире. Однако, как и все в этом мире, карта не бесконечна. Подходите к краю старой карты — нужно крафтить новую.
Спойлер
Обозначения на карте довольно простые, думаю останавливаться на этом не стоит.
Источник ресурсов
Как уже было сказано выше, на карте отмечены не только боссы, но и холмы. Холмы — богатый источник руд и некоторых предметов из мода. Они бывают разные по размеру: маленький, средний и большой. Помимо ресурсов в холмах присутствует огромное количество мобов, которые будут мешать вам лутаться. Но, если вы умелый боец, то мобы и спавнеры мобов станут для вас отличным фармом опыта.
Холм на карте:
Спойлер
Холм на деле:
Спойлер
шутка про лишний вес
Холм изнутри:
Спойлер
Предметы роскоши
— Чарм инвентаря, чарм жизни.
Добыть можно из сундуков в различных данжах боссов, холмах и лабиринтах. Чарм инвентаря I выбивается из слизня лабиринта.
Чарм жизни I — восстанавливает 3 сердца, когда у вас остается 1 сердце до смерти.
Чарм жизни II — срабатывает перед смертью, восстанавливает все хп, накладывает эффекты:
Спойлер
Чарм инвентаря I — при смерти сохраняет броню и предмет, который вы держали в руке во время смерти
Чарм инвентаря II — при смерти сохраняет броню и хотбар
Чарм инвентаря III — при смерти сохраняет весь инвентарь
— Королева гусениц — можно найти в замке Сумеречного Лича
Использование. Два режима: 1) нажать предметом пкм по блоку, 2) зажать пкм, направить и отпустить. В любом случае появится гусеница, освещающая территорию вокруг:
Спойлер
— Веер полета. Подкидывает игрока в воздух на 10-12 блоков. Применение: подпрыгнуть, нажать пкм держа в руке. Найти можно в сундуках холмов.
Растения роскоши
Редкие саженцы деревьев:
Спойлер
Далее предоставлены уже выросшие деревья, однако в сумеречном лесу таких вы не найдете. Как найти сами саженцы расскажу позже (не ломайте их листву в надежде выбить саженец — саженцы добываются только в данже!).
1) Большой сумеречный дуб. Просто… большой… дуб…
Спойлер
Слишком большой, не поместился в гайд
2) Дерево времени. Ядро дерева ускоряет рост агрокультур (посевы, саженцы и прочее). Ядро ломается топором на шелк. касание.
Спойлер
3) Дерево мудрости. Просто красивое и мудрое. Листва сыпет иероглифами которые любят кушац фпс.
Спойлер
4) Дерево шахтера. Само дерево в форме кирки, а его ядро притягивает к себе руду в радиусе 32х блоков. Ядро ломается также, как и остальные.
Спойлер
5) Сортировочное дерево. Сортирует предметы в рядом стоящих сундуках. (на серверах немного бесполезно). Сортирует только ядро, добывается также.
Спойлер
6) Разноцветное дерево. В отличии от остальных деревьев дропает свой саженец при ломании листвы, к тому же меняет цвет биома. Просто красивое.
Спойлер
Где же найти эти невиданные чудеса?. Рассказываю: все сажены, кроме саженца разноцветного дерева, добываются в мини-данжах, спрятанных в листве большого дуба.
Ваша цель — большие сферы из листьев, которые немного отличаются от остальных скоплений листьев на дереве. Найти их довольно сложно, но возможно. В таких сферах из листвы будет сфера из древесины, в которой будет пустое пространство со спавнером пауков и сундуком. Именно в сундуке может быть 1 из 5 саженцев, но может и не быть вовсе никакого (рандом треклятый). Ниже скрины того, как это выглядит:
Квест Рам или просто «клевый барашек»
На карте вы можете найти одиночную арку, которая будет не похожа на остальные значки боссов. Скорее всего это будет Квест Рам.
Прилетев к значку на карте вы обнаружите биом, в котором можно найти те самые разноцветные деревья:
Спойлер
В центре биома Вы можете найти каменные структуры, в центре которых будет стоять огромный баран. Знакомьтесь — Рам.
Спойлер
Накормив его всеми видами шерсти по одной штуке, вы получите блоки ресурсов (железо, золото, алмазы), но количество блоков будет рандомное.
3. Первый босс — Нага
Спойлер
Подкопив ресурсов, скрафтив карту и поджав яйки собрав волю в кулак ты можешь выдвигаться к первому боссу.
На карте выглядит так
На месте значка босса вы найдете арену с Нагой. Подойдя поближе к центру босс заспавнится (если играете на сервере и этого не произошло, то, скорее всего, босс уже убит). Босс повторно не спавнится! Придется искать новую арену.
Нага — это змея, от которой будут отпадать части ее тела по мере нанесения по ней урона.
Спойлер
Урон по боссу проходит только по голове. Убив босса вы получите такой лут (скрин ниже). Подобрав трофей наги и ее сердца выполнятся достижения. Именно достижение являются «ключем», который открывает проход к следующим боссам. Не убив предыдущего по достижениям босса — к следующему не попасть!
Спойлер
4. Второй босс — Сумеречный Лич
Спойлер
Сразу хочется дать подсказку, что делать, если забыли (или не знали) последовательность боссов. Свериться довольно просто, нужно лишь посмотреть в достижения:
Спойлер
Следующий босс находится так же просто, как и Нага. Значок Лича на карте —
Прибежав на место, вы обнаружите замок Лича. Вход придется сделать самому, внутри замка идет винтовая (или не очень) лестница к самому последнему этажу — именно туда нам и надо. Чем выше поднимаетесь — тем больше спавнеров, мобов и дыр в лестнице.
Спойлер
Перед тем как войти на последний этаж к Личу лучше подготовиться: для второго босса он довольно силен. Войдя в комнату босс сразу заспавнится и призовет двух приспешников.
Спойлер
Вокруг Лича вы увидите щиты — они не позволят вам наносить Личу урон. Снять их можно и нужно, отразив жемчуг, который в вас кидает Лич и его приспешники. Отразив 1 жемчуг прямо в харю Лича, вы снимите с него 1 щит (всего 5). Также, в вас иногда будут лететь горящие снаряды: отразить их нельзя, при попадании наносят много урона, советую от них просто уклоняться.
Выглядят вот так:
После снятия щитов Лич начинает спавнить зомби. Чтобы ускорить процесс убийства Лича на зомби лучше просто не реагировать. После убийства лича вы получите его трофей и один из трех жезлов (рандом). Убив Лича и подобрав жезл получаем необходимые достижения.
5. Третий босс — Король минотавров
Спойлер
Найти лабиринт минотавров можно даже без карты. Располагаются они по краям болота, в центре болота — следующий босс, но о нем позднее. На карте выглядит так:
Спойлер
Прибыв на место вы найдете небольшой холмик, в центре которого спуск в лабиринт. Советую запастись бумагой (минимум 8 шт, а лучше 16).
Спойлер
Вход в лабиринт советую запомнить, записав координаты или поставив метку — позднее он станет выходом из него.
Спустившись в лабиринт вы увидите несколько путей — выбор за вами. В лабиринте вы можете найти сундуки с ресурсами, спавнеры обычных минотавров и других мобов. Из слизней лабиринта можно выбить чарм инвентаря I, а из минотавров — магическое ядро . Это ядро сократит нам кучу времени, т.к. из него крафтится карта лабиринта (так же, как и магическая карта).
Это был первый этаж лабиринта. Побродив по нему вы найдете комнату, со спуском на второй (финальный) этаж.
Спуск на карте выглядит так:
На втором этаже проделываем все тоже самое: находим ядро, крафтим карту и бродим в поисках.
Комната с боссом закрыта деревянным забором, найти ее не сложно.
На карте выглядит так:
Босс убивается не сложно, хотя урона наносит много. Убив его вы получите его топор и супчики «могучий строганов» — последнее пригодится в следующей битве. Трофея как такового с босса нет, чтобы получить достижение нужно поднять супчик.
6. Секреты и вспомогательные возможности лабиринта минотавров.
Спойлер
Небольшая пасхалка. Бродя по лабиринту с картой, вы могли найти серый квадрат на ней, в который нет входа в лабиринте. Это секретная комната, на которую потребуется немного терпения для открытия.
Вымерив примерный центр начинаем копать внутрь (как на скрине). Спустя 5 блоков увидите нажимные плиты — наступать не советую, иначе лута не видать (ловушка). Аккуратно ломаем плиту и сразу подбираем, чтобы она не упала на соседнюю. Внутри комнаты спрятаны сундуки с ресурсами и главным призом — киркой лабиринта.
Выбросив кирку и подобрав, получим достижение (ну просто да). Изюминка это кирки в том, что она довольно быстро ломает блоки лабиринта, возможно в будущем вам это пригодится.
7. Четвертый босс — Гидра
Спойлер
Дальнейший босс — Гидра. Пещера босса окружена лабиринтами минотавров, сам данж находится в центре болота. Значок на карте —
Прибежав на место вы увидите пещеру босса и саму Гидру. Бой с боссом довольно прост: нужно отрубать ближайшую к вам голову и не стоять на месте. Гидра будет поливать вас огнем, от которого поможет «Сум из минотавра», который мы выбили ранее. Сум накладывает огнестойкость на небольшой промежуток времени.
После убийства босса выпадает такой лут: мясо гидры (восстанавливает много голода, дает реген), огненная кровь (для крафтов) и трофей. Еще сопутствующие достижения.
8. Пятый босс — призраки.
Спойлер
Следующий босс, хотя даже боссы — призраки (фантомы). Найти их в подземном убежище будет сложно, но сначала надо найти само убежище.
Значок на карте:
На месте, под листвой, вам нужно найти подобное сооружение (скрин ниже). На пьедестал вам необходимо поставить любой из уже выбитых трофеев и вход в убежище откроется.
Спойлер
Спустя некоторое время вы найдете вход в гробницу призраков, заспавнятся они только когда вы войдете в комнату. После их убийства появится сундук с броней и инструментами.
Спойлер
9. Шестой босс — Башня Гаста
Спойлер
Некст босс находится в центре темного леса. Тут было бы полезно обзавестись полетом, т.к. придется работать «на высоте» и очень пригодится лук (все таки на гаста идем).
Значок на карте —
На месте вы найдете башню гаста:
Спойлер
Вход в башню находится внизу, красные блоки исчезают при нажатии по ним пкм (потом восстановятся).
Спойлер
Башня очень большая и на то, чтобы оббежать ее всю уйдет уйма времени. В кратце: ваша цель на самом верху. По пути вас будут ждать множество мобов и головоломок, но о них я рассказывать тут не буду, их все равно никто проходить не будет :с. Еще по пути можете встретить карминитовый реактор — его работа вас удивит (надеюсь).
На самом верхнем этаже вас ждет спавнер гаста, который сработает как только вы зайдете на этаж с ним.
Специфика боя проста: по сторонам есть ловушки для гаста, активируются сигналом красного камня. Однако чтобы они сработали, их нужно «напитать» убийством маленьких гастов, которые спавнятся рядом с ловушкой. Активировать ее надо в момент когда король гастов будет над ней. Он притянется и урон по гасту возрастет многократно.
После убийства короля гастов, на месте спавнера появляется сундук с лутом. Лут нужно выбросить и подобрать, чтобы получить достижения.
Спойлер
10. Седьмой босс — Альмо-Йети
Спойлер
Следующая жертва ожидает нас в снежном биоме, по краям. Это тот самый йети, которого некоторые ищут всю жизнь, а мы с картой нашли за пару минут.
Значок на карте —
Данж выглядит как квадратный холм, внутри которого тебя ждут обычные йети, а по середине данжа — босс. Убить его не составит труда: начинаем с меча, после, босс входит в ярость и начинает откидывать нас. Тут 2 варианта: 1) наносить урон с лука, 2) подождать и добить мечем.
Спойлер
Лут с босса максимально простой: мех — для брони, бомбочки — для замедления врагов, превращения воды в вино лёд.
Спойлер
11. Восьмой босс — Снежная королева
Спойлер
Предпоследний босс — Снежная королева. Находится босс в замке, замок в центре снежного биома, центр снежного биома в сумеречном лесу…
Ну крч, тут:
Спойлер
Замок выглядит бомбезно, жаль только блоки фиг всколупнешь… Вход в замок легко найти по ступенькам, а дальше снова поиски босса. Продвигаясь все выше и выше в конечном итоге вы найдете лестницу изо льда — дорогу к боссу. Взойдя по ней к самому верху вы обнаружите саму королеву. Она будет кружить вокруг вас на льдине, вам нужно ждать пока она спустится к вам чтобы нанести удар именно по ней, т.к. льдина поглощает весь урон и даже не ломается.
Лут с убиенной королевы прост, но от этого ни чуть не бесполезен! Плотный лёд и снежки сразу в топку, трофей нужен только ради достижений и своего чсв в дальнейшем. Самое главное, по-моему, это луки, которые с нее выпадают. На выбор рандома их два: тройной лук (стреляет тремя стрелами сразу) и лук искателя (путешественника). Последний интересен тем, что стрелы имеют самонаводку на цель. Естественно, это вам не разработки NASA, поэтому автонаводка хромает, но все же!
12. Девятый босс — Гиганты.
Спойлер
Финал. Последние строчки гайда и Тоби свободен мод побежден!
Последние боссы ждут нас высоко в облаках — достать их будет не просто.
На карте выглядит вот так:
Придя на место нужно будет задрать голову к небу и заметить их местожительства. Подниматься к ним советую дедовским методом: блоки под себя где-то ближе к краю облака, но на всякий случай разлейте воды недалеко от столба. Взобравшись на облако вы обнаружите гигантское дерево и жилище. В домике живут 2 гиганта, которые сразу одеты в ваш скин (чтобы бить их было не так приятно). Бить их, кстати, не сложно, никакой хитрой тактики нет (просто не огребайте).
Спойлер
Лут с гигантов простой: гигантская кирка с одного и гигантский меч со второго. Киркой можно сломать гигантские блоки и из дерева и камня сделать еще инструменты.
Спойлер
13. Конец?
Спойлер
Да, конец. Почему? Потому что дальнейшее прохождение мода не имеет смысла. Боссов дальше нет, т.к. мод не завершен на данной версии. Конечно, вы можете пробраться в замок в центре последнего биома и там погулять, но ничего кроме красивых видов вы не найдете. Про некоторые вещи не было рассказано по тем или иным причинам, но думаю и без этого гайд довольно обширный.
Приятной игры на проекте.
весь текст
230 997 зн., 5,77 а.л.
- Аннотация
- Оглавление
- Статистика
Однажды маленький Гарри подобрал один очень необычный ключ.
Для тех кто знаком с графическим романом:
Изменена история семьи Локк. Здесь это род потомственных волшебников-артефакторов из параллельного мира.
Примечания автора:
Для тех кто знаком с графическим романом:
Изменена история семьи Локк. Здесь это род потомственных волшебников-артефакторов из параллельного мира.
Добавили в библиотеку
467
Начало и конец дня на графике считаются по московскому времени (UTC +03:00)
Сортировать по
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста.
Не понимаю, почему «Интерлюдия 2» называют спойлером, большая часть того, что там говорится, нам и так была известна из предыдущих глав)
P.S. Одно из лучших произведений, что я читал по Поттеру. Автор, большое спасибо)
раскрыть ветвь
0
раскрыть ветвь
0
Я перечитала сотни фанфов по ГП, но года три как перешла в другой жанр, но я СЛЕЖУ)))
Это на самом деле интересная история, написанная хорошим слогом и порадовавшая новыми сюжетными приключениями.
Danke!
раскрыть ветвь
0
Ключи по типу фэйри тэйл или как scp(номер не помню) который ключ который несмотря на размеры можно впихнуть в любую замочную скважину которая часть двери и при её открытии(естественно с ключом в скважине) соединяет дверную коробку порталом в лес(конечно же «особенный»)
раскрыть ветвь
1
В советской фантастике было произведение «Дверинда», помню читал в «Технике молодёжи». Не забывайте и про «Корпорацию монстров». А так прочитал с удовольствием.
раскрыть ветвь
0
Вообще-то мне нравятся фики по ГП с попаданцами, но этот прочёл с УДОВОЛЬСТВИЕМ!
ДамбиГад, УизлиГады, ГрюмГад! Маккошка — жена Дамби? Охренел! Он же вроде по мальчикам(Гриндевальд не даст соврать). Всегда верил что Дамби запасся крестражиком, а то и не одним.
Ну и умный Гарри(причём без подселенцев) — большая редкость!
раскрыть ветвь
1
раскрыть ветвь
0
Очень хороший фанфик. Советую всем кто попал на него, а ныне читает мой коммент
раскрыть ветвь
1
раскрыть ветвь
0
Нууу. Интерлюдия 2 всё же больше спойлер…
раскрыть ветвь
2
автор
Ну, не совсем. Так небольшое прояснение. Без конкретики.
раскрыть ветвь
1
3,13B0 это ребус на слово ПИВО?
Тут если что не шутка: мне пока только так удалось решить
раскрыть ветвь
1
раскрыть ветвь
0
раскрыть ветвь
1
раскрыть ветвь
0
Легко и интересно читать.
раскрыть ветвь
0
Класс, нормальный фик. Написано не плохо, только я не нашел что за роман про локков =
раскрыть ветвь
1
автор
Есть сериал, а есть графический роман (комикс).
раскрыть ветвь
0
Супер!!! Сюжет со своей изюминкой. Сколько читал фанфов по ГП, такой поворот интересен.
раскрыть ветвь
0
Написать комментарий
39K
810
1
Сбербанк — 4817760347705430
Лаки и Майка. Мир на двоих
☆
☆
☆
☆
☆
4.73 * 119 голосов
Даниелла Донская
Лучшая сказка о дружбе и верности.
Психологическая и эмоциональная нагрузка колоссальна, частые слезы счастья и мурашки восторга прилагаются.
Первый роман постапокалиптической тетралогии «На краю Вселенной». В нем повествуется о веселых (а иногда и довольно грустных) приключениях двух девушек — Лаки и Майки, выживающих среди осколков некогда, без сомнения, великой, но давно погибшей человеческой…
подробнее »
Полный текст
для всех
Размер: 7,38 алк / 295354 знаков / 20 стр
Категории: Эротическая фантастика, Любовно-фантастические романы, Драма и мелодрама, Научная фантастика, Приключенческая фантастика, Романтическое фэнтези, Альтернативная история, Приключенческое фэнтези, Постапокалипсис
29.12.2021, 07:53 |
27605 просмотров
|
67 комментариев
|
97 в избранном
|
3 наград
Хэштег: #Постапокалипсис
Цикл: На краю вселенной
Сквозь миллиарды лет и миров
☆
☆
☆
☆
☆
4.88 * 72 голосов
Даниелла Донская
…Чужой мир, средневековье, темное время… И они — пятеро девушек из разных миров — волею судьбы очутившиеся посреди незнакомого и странного леса… Хорошо, что на пути в неизвестность встретился старинный заброшенный замок, в котором можно остаться жить, не привлекая внимания и не боясь холодов зимы, которая слишком сурова в этих краях. Но смогут ли все пятеро ужиться под одной крышей? Ведь среди…
подробнее »
Полный текст
для всех
Размер: 12,78 алк / 511177 знаков / 35 стр
Категории: Эротическая фантастика, Любовно-фантастические романы, Драма и мелодрама, Научная фантастика, Попаданцы, Приключенческая фантастика, Альтернативная история
28.12.2021, 21:37 |
30311 просмотров
|
26 комментариев
|
117 в избранном
|
4 наград
Хэштег: #Попаданки
Цикл: На краю вселенной
Ирония судьбы, или Письмо Деду Морозу
☆
☆
☆
☆
☆
5.00 * 12 голосов
Воск Степанида
В Топ-100 по популярности за неделю!
Подарок моим читателям.
Говорят, под Новый год…
Я хотела узнать, что попросил сын у Деда Мороза, для чего вскрыла чужое письмо. Вместо игровой приставки сын загадал, чтобы воскрес его отец. По иронии судьбы именно в этот день вернулся блудный сын моего мужа, считающий меня охотницей за приданым.
До Нового года осталась всего неделя, за которую я должна раздать все долги, чтобы стать, наконец,…
подробнее »
В процессе написания
для всех
Размер: 0,64 алк / 25769 знаков / 2 стр
Категории: Остросюжетные любовные романы, Книги про волшебников, Альтернативная история
28.12.2021, 18:31 |
403 просмотров
|
22 комментариев
|
23 в избранном
|
0 наград
Русский Варяг
☆
☆
☆
☆
☆
4.00 * 5 голосов
Иван Дерепузов
( в процессе) Князь Рюрик, заложивший основы русского государства самая таинственная и не изученная историческая личность своими делами и поступками доказавшая свою принадлежность к русским людям. В Великом Новгороде Рюрик ещё мальчиком начал свой путь к созданию русского государства.
С Великого Новгорода началась земля Русская на этой земле началось становление его характера и сильной личности.
Здесь…
подробнее »
В процессе написания
для всех
Размер: 4,77 алк / 190999 знаков / 13 стр
Категории: Альтернативная история
28.12.2021, 18:09 |
2079 просмотров
|
3 комментариев
|
6 в избранном
|
0 наград
Перо феникса
☆
☆
☆
☆
☆
5.00 * 3 голосов
Moon_Rose_
Хотела на самолет, а попала в другой мир? Ну что ты! Желание же сбылось, просто немного необычным образом. Забудь свой старый мир. Тебе предстоит пройти по острому краю новой жизни. Но если ты победишь, как думаешь, что тебя ждет по итогу? Мирную жизнь заменят непрекращающиеся интриги. Конечно, ты же во Дворце!
Можно сказать это переосмысление давней истории.
Персонажи являются историческими персонами,…
подробнее »
В процессе написания
для всех
Размер: 6,09 алк / 243705 знаков / 17 стр
Категории: Исторические любовные романы, Попаданцы, Альтернативная история
28.12.2021, 15:08 |
257 просмотров
|
4 комментариев
|
3 в избранном
|
0 наград
Хэштег: #Дворец
Город металлических людей
☆
☆
☆
☆
☆
5.00 * 28 голосов
Евгения Высоковская
Эбигейл, девушка из низшего сословия, потерявшая семью, едет в Город на заработки. В Город, где привилегии есть только у тех, кто заменил свои части тела на металлические, и где знатные горожане начинают замены с самого детства.
Сейчас она совершенно одна в мрачном мире, и чужеродный Город вряд ли встретит ее с распростертыми объятиями. Как сложится ее судьба, удастся ли ей там выжить, одной из тех,…
подробнее »
В процессе написания
для всех
Размер: 7,41 алк / 296446 знаков / 20 стр
Категории: Фантастика, Стимпанк, Альтернативная история
28.12.2021, 11:01 |
1030 просмотров
|
40 комментариев
|
21 в избранном
|
2 наград
Хэштег: #стимпанк
Семеро. Осколки последнего лета
☆
☆
☆
☆
☆
5.00 * 12 голосов
Даниелла Донская
Жанр: постапокалипсис, выживальщики, попаданцы, road srory. И так как гениальных книг на планете катострафически не хватает, приходится вновь создавать их самой.
Еще один серый, неприглядный и жестокий, разрушенный войною и людскими амбициями мир, в котором и цели неясны, и средства непонятны… Конечно, их шестеро девушек, крайне оригинальных и интересных, и в другое время и в другом месте было…
подробнее »
Полный текст
для всех
Размер: 15,09 алк / 603631 знаков / 41 стр
Категории: Попаданцы, Боевая фантастика, Альтернативная история
26.12.2021, 23:46 |
2353 просмотров
|
33 комментариев
|
11 в избранном
|
0 наград
Хэштег: #Попаданки
Цикл: На краю вселенной
Непобедимые твари Земли
☆
☆
☆
☆
☆
5.00 * 1 голосов
Головахин М.Р.
Для ОКС настают тяжелые времена, на Западе «Х» готовит спецоперацию прямо в самом сердце своего давнего врага, сектанты с неизвестными целями нарушают периметр «Заповедника 4», а в Москве, несмотря на запрет, вновь встречаются старые друзья. К чему все в итоге сведется, кто выйдет победителем, остается только гадать, но одно можно сказать точно — давний сон непобедимых чудовищ скоро прервется……
подробнее »
Часть текста
для всех
Размер: 5,67 алк / 226931 знаков / 16 стр
Категории: Фантастика, Боевая фантастика, Альтернативная история
20.12.2021, 19:29 |
171 просмотров
|
0 комментариев
|
0 в избранном
|
0 наград
Хэштег: #Shafnir
Цикл: Шафнир
Земля. Стирая грани
☆
☆
☆
☆
☆
5.00 * 136 голосов
Наталья Оско
В Топ-100 по наградам за сезон!
Гарантия Безопасной Покупки
Сон? Нет реальность! Огнестрельное ранение, операция, перевязки, реабилитация. Но как? Я не любитель ввязываться в разборки, но умудрился словить пулю. И откуда тату на руке — имя на чужом языке? Один вопрос порождает другой, но я докопаюсь до истины, найду таинственную незнакомку и вытащу на свет правду.
[ВНИМАНИЕ! Открыта подписка!]
[ОБНОВЛЕНИЕ ПРОД:
2 раза в НЕДЕЛЮ ]…
подробнее »
10 руб
Онлайн-подписка
cкидка 89%
Размер: 2,75 алк / 109848 знаков / 8 стр
Категории: Любовно-фэнтезийные романы, Приключения, Альтернативная история
19.12.2021, 23:37 |
10786 просмотров
|
624 комментариев
|
90 в избранном
|
16 наград
Хэштег: #Ангелы_среди_нас
Цикл: Ангелы среди нас
Провинциалка в тайном обществе
☆
☆
☆
☆
☆
5.00 * 5 голосов
Мария Киселёва
Жизнь Миранды сплошное расписание, пыльная работа в отеле и смертельная скука. Но в один момент все меняет самый настоящий принц, уверяющий, что они помолвлены и через неделю сочетаются узами брака. Только свадьба больше похожа на жертвоприношение или даже убийство, однако остерегаться стоит не жениха, которого знаешь меньше недели, а самых близких людей и даже мертвых…но не волнуйтесь, вскоре Миранда…
подробнее »
Часть текста
для всех
Размер: 5,75 алк / 230096 знаков / 16 стр
Категории: Любовно-фэнтезийные романы, Романтическое фэнтези, Альтернативная история
18.12.2021, 17:35 |
551 просмотров
|
4 комментариев
|
10 в избранном
|
0 наград
На Кипре всё спокойно…
☆
☆
☆
☆
☆
5.00 * 2 голосов
Алчевская Елена
Гарантия Безопасной Покупки
Женщина, неизвестно какая, без особых примет, но вполне вменяемая, где-то за 40. Из-за какой-то змеи попала в далёкое прошлое на о. Кипр, где-то около 3000 лет до н.э. Пришлось там жить, куда с острова-то сбежишь?! Но тут ей повезло. Великая Богиня Мать взяла её под своё крыло, чуток помогла, даже омолодила и здоровье отличное подарила, дом, имущество неплохое, друзей, как людей, так и животных, но…
подробнее »
30 руб
Онлайн-подписка
Размер: 7,35 алк / 294156 знаков / 20 стр
Категории: Попаданцы, Альтернативная история, Приключенческое фэнтези
16.12.2021, 00:46 |
225 просмотров
|
2 комментариев
|
1 в избранном
|
0 наград
Хэштег: #Попала!Приключения
Покажи мне, зеркало… Том 1
☆
☆
☆
☆
☆
5.00 * 11 голосов
Ирада Нури
Главы с 1 по 30.
Красавица Фарах родилась и выросла в гареме своего отца — правителя Гызылдагского ханства, души не чаявшего в младшей дочери и ни в чём ей не отказывающего. Казалось бы, не жизнь, а сказка. Но, всё меняется, когда во дворце появляется таинственная гадалка с волшебным зеркалом, предсказывающим судьбу.
Судьба предстаёт в виде прекрасного незнакомца из далёкой страны,…
подробнее »
119 руб
Онлайн-книга
Размер: 8,79 алк / 351579 знаков / 24 стр
Категории: Остросюжетные любовные романы, Исторические любовные романы, Драма и мелодрама, Альтернативная история, Гарем, многомужество
13.12.2021, 13:38 |
2018 просмотров
|
6 комментариев
|
17 в избранном
|
1 наград
Хэштег: #Ирада_Нури,_зеркало_
Отобрать конфетку
☆
☆
☆
☆
☆
4.99 * 126 голосов
Лариса Цыпленкова
Участник ЛитМоба «Тайны во дворце…»
В Топ-100 по популярности за сезон!
Госпожа Тиана Кэрве Эстревен-и-Лор, обер-гофмейстерина и ближайшая подруга Ее Величества, не отдыхает даже на балу. Как начальница канцелярии королевы, она обязана проследить и за тем, чтобы у послов дружеского Иларина была приятная компания, и за поведением фрейлин, которые эту компанию составляют, и найти жениха отставной фаворитке принца, и выяснить, какую девицу принц наметил в фаворитки на этот…
подробнее »
Часть текста
для всех
Размер: 3,18 алк / 127204 знаков / 9 стр
Категории: Историческое фэнтези, Альтернативная история
09.12.2021, 00:26 |
9554 просмотров
|
611 комментариев
|
107 в избранном
|
16 наград
Хэштег: #интрига_во_дворце
На 127-й странице
☆
☆
☆
☆
☆
5.00 * 1 голосов
Павел Крапчитов
Наш современник попадает в параллельный мир.
Америка (САСШ), конец 19-го века. Две редакции, газета и журнал, решают послать своих журналистов-женщин в кругосветное путешествие. Главному герою, по воле случая, поручают сопровождать одну из них.
По фантастическому предположению автора параллельные миры отличаются друг от друга, как страницы книги. Чем дальше расположены друг от друга страницы, тем…
подробнее »
Полный текст
для всех
Размер: 13,16 алк / 526250 знаков / 36 стр
Категории: Приключения, Попаданцы, Альтернативная история
29.11.2021, 16:24 |
277 просмотров
|
2 комментариев
|
1 в избранном
|
0 наград
Хэштег: #попаданец
Хозяин моего дома
☆
☆
☆
☆
☆
Александра Кармазина
Желая помочь подруге, потомственная ворожея Дарья призывает давно забытую людьми сущность – Домового. Она надеется, что древний дух защитит ее подругу от мужа-тирана. Он явился на зов, чтобы навести порядок и взять то, что принадлежит ему по праву – покой, уют и… кое-что еще. То, на что не имеет права, но хочет оставить себе….
подробнее »
Полный текст
для всех
Размер: 6,47 алк / 258729 знаков / 18 стр
Категории: Фэнтези на основе фольклора, Альтернативная история, Мистический любовный роман
28.11.2021, 18:57 |
95 просмотров
|
0 комментариев
|
2 в избранном
|
0 наград
Хэштег: #хозяинмоегодома
Дневник давно погибшего самурая
☆
☆
☆
☆
☆
Артур
Однажды человек просыпается ранним утром и понимает, что он совсем не тот, кем есть на самом деле, кем представлял себя всю жизнь. И всё, что его сейчас окружает, то что он делает каждый день, это лишь некий жизненный фон, его временное убежище, в котором он, на самом деле, не живёт, а только приходит на короткое время, чтобы восстановиться от того, чем он занимается в действительности в своей жизни…
подробнее »
Полный текст
для всех
Размер: 5,68 алк / 227019 знаков / 16 стр
Категории: Детективная фантастика, Приключенческая фантастика, Альтернативная история
27.11.2021, 22:09 |
61 просмотров
|
0 комментариев
|
0 в избранном
|
0 наград
Хэштег: #приключенческое
А теперь — на Юг!
☆
☆
☆
☆
☆
5.00 * 1 голосов
Алчевская Елена
Гарантия Безопасной Покупки
Вторая часть книги «А мы пойдём на Север!». В Ладоге всё хорошо, только людей уже слишком много стало. Северная земля не может прокормить столько народу. Что делают в таких случаях? Правильно, ищут и хватают новые земли. Рюрик здесь тоже ничего нового не выдумывал, а просто захватил новые земли, а точнее — Киев. Ну совершенно бесхозный был. И всё бы ничего, но разные хазары, печенеги навалились, Византия,…
подробнее »
35 руб
Онлайн-подписка
Размер: 12,77 алк / 510949 знаков / 35 стр
Категории: Приключения Прочее, Попаданцы, Альтернативная история
27.11.2021, 04:12 |
177 просмотров
|
0 комментариев
|
2 в избранном
|
0 наград
Хэштег: #ПриключенияЮмор
Показано
1–30 из 815 книг
Ellen Datlow
Terri Windling
The Faery Reel: Tales From The Twilight Realm
© 2004 by Ellen Datlow and Terri Windling. All rights reserved
© А. И. Блейз, А. Г. Осипов, перевод на русский язык
© ООО «Издательство АСТ», 2018
* * *
Посвящается Меррили Хейфиц, которая, по выражению из одной старинной сказки, стала «повитухой фэйри» – или, по меньшей мере, книги о фэйри. Спасибо тебе, Меррили, за все, что ты сделала для этой книги и для многих-многих других!
Э. Д. и Т. В.
Предисловие
[1]
Фэйри и другие подобные духи природы встречаются в народных сказках по всему миру. Они обитают в лесах и на болотах, в реках и океанах, пустынях и джунглях, ютятся в щелях человеческих жилищ и в тенях городских улиц. Не так уж много на свете мест, где не найдется волшебного народа, если только не отпугнуть его нарочно – железом, булавками, солью или другими средствами. Кое-где вера в волшебный народ сохраняется и по сей день.
Некоторые утверждают, что древнейшими фэйри Европы были волшебные создания, приходившие к новорожденным детям, чтобы благословить или проклясть их на всю жизнь, – подобно трем богиням, которых древние римляне называли Судьбами. Слово «фэйри» (faery, fairy, английское название волшебного народа), так же как и «фея» (fée, fai, fey), происходит от итальянского fatare («заколдовывать, зачаровывать»). Страну волшебного народа в наши дни нередко называют Страной Фей (Fäerie), а сам волшебный народ – эльфами и феями. Однако многие знатоки фольклора скажут вам, что не стоит произносить эти названия вслух: звать фэйри по имени и привлекать их внимание небезопасно. В деревнях все еще можно встретить людей, которые называют фэйри иносказательно: «добрый народ», «добрые соседи», «маленький народец», «сокрытый народ», а то и просто «они», – и произносят эти слова тихо и осторожно, чтобы фэйри не обиделись!
Если вы думаете, что фэйри – это крохотные крылатые существа, изящно порхающие с цветка на цветок, то у вас, вероятно, возникнет вопрос: к чему такие крайние меры предосторожности? Что может быть опасного в таких хрупких созданиях, как фея Динь-Динь из «Питера Пэна»? Но в народных легендах и поверьях фэйри куда разнообразнее тех, что обычно встречаются в детских книжках и мультфильмах. Они бывают и мужского, и женского пола; некоторые из них прекрасны, некоторые – уродливы; одни очень похожи на людей, другие заимствуют какие-то черты у птиц или зверей, минералов или растений. Есть добрые фэйри, а есть и злые, но самое главное – почти все они непредсказуемы: сегодня они вам помогают, завтра шутят над вами шутки, а послезавтра становятся откровенно опасными. Не будем забывать, что даже фея Динь-Динь пыталась застрелить Венди Дарлинг.
Именам, обличьям и размерам, обычаям и местам обитания, которые приписывают фэйри в народных легендах, нет числа, равно как и местным сюжетам, связанным с волшебным народом. Фэйри поразительно разнообразны: от крошечных портунов, которые упоминаются в старинных английских рукописях, до ирландских сидов, ростом не уступающих человеку; от скромных прусских барстуков, живущих под корнями деревьев, до изысканных дам при французском дворе фей; от одиноких урисков, обитающих по берегам шотландских озер, до развеселых итальянских сальванелли; от русских домовых, хранителей очага, до зловредных армянских алы. Фэйри прелестны и ужасны, обворожительны и несносны; их трудно отыскать – и от них невозможно избавиться. Они непрерывно меняют обличья от страны к стране, от сказки к сказке: не успели мы и глазом моргнуть, как они уже превратились во что-то новое.
Задумав эту книгу о наших Добрых соседях, мы попросили некоторых своих любимых писателей отправиться в Сумеречный мир (как называли Страну фей в старину) и принести оттуда истории о фэйри и злосчастных смертных, которых угораздило встретиться им на пути. «Только никаких малюток с мотыльковыми крылышками! – напутствовали мы своих посланцев. – Читайте старые сказки, идите дальше, ищите потайные, неизбитые тропы. Принесите нам истории о фэйри из далекого прошлого – и о том, как эти фэйри чувствуют себя в наши дни. Давайте посмотрим, как устроился волшебный народ в современном мире».
Все, что удалось добыть нашим путешественникам в царстве легенд и мифов, вы найдете в рассказах и стихотворениях, собранных в этой книге, – в историях о подменышах и ундинах, о тэнгу, о дубовике, о волшебных лисах и прочих оборотнях. В историях о феях-чаровницах, об эльфах-соблазнителях и – да-да! – даже о фее Колокольчик.
В одной старинной кельтской сказке (и народной балладе на тот же сюжет) влюбленный Король эльфов похищает и уносит под землю смертную королеву, а ее муж, король Орфео, отправляется в Страну фэйри, чтобы вернуть жену. Отпустив своих рыцарей и лучников и сменив богатые одежды на лохмотья, Орфео приходит ко двору фэйри под видом бедного арфиста и предлагает развлечь Короля эльфов музыкой. Сначала он играет веселую песню, потом – такую печальную, что весь двор обливается слезами. И, наконец, он принимается наигрывать «Пляску фэйри» – такую жизнерадостную и захватывающую, что даже сам Король эльфов, не утерпев, пускается в пляс. Когда затихает последняя нота, Король эльфов предлагает арфисту самому выбрать себе награду. «Чего ты желаешь больше всего на свете? – спрашивает он. – Золота? Серебра? Или, быть может, славы?» Но тут смиренный музыкант расправляет плечи и открывает свое настоящее имя. Он – король Орфео. И он не хочет ни богатства, ни славы, а хочет только одного: вернуть свою любимую жену. «Выбери что-нибудь другое!» – в гневе рычит Король эльфов. Но Орфео стоит перед ним молча, не склонив головы, – и эльфийский король, связанный собственным обещанием, вынужден отпустить смертных восвояси.
В этой книге вы найдете и веселые истории, и печальные, и такие же волшебные, как «Пляска фэйри». Пусть они откроют вам двери в Сумеречный мир… и помогут вернуться домой целыми и невредимыми.
Эллен Датлоу и Терри Виндлинг
Введение: Волшебный народ
[2]
Откуда взялся волшебный народ? Фольклористы и философы, историки, мистики и прочие бились над этим вопросом веками. Откуда взялись фэйри, на самом деле не знает никто (разве только сами фэйри, но они все равно нам не скажут). Знаем мы только то, что сказки о волшебном народе встречаются по всему свету, на всех континентах, и что вера в «сокрытый народ» на удивление широко распространена даже по сей день.
Некоторые исследователи усматривают в сказках о фэйри пережитки языческих верований: фэйри, говорят они, – это боги и богини древности, утратившие свое былое могущество. Другие утверждают, что волшебный народ – это древнее коренное население: мол, туземцы казались завоевателям магическими и сверхъестественными существами. В старину многие полагали, что фэйри – это падшие ангелы, изгнанные с небес, но не настолько испорченные, чтобы угодить прямо в ад. Другие думали, что фэйри – это неприкаянные души детей, умерших некрещеными. Некоторые заявляли, что Бог сотворил волшебный народ наряду с родом человеческим, и находили тому подтверждение в Библии: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора…» (Ин. 10:16). Однако самая распространенная точка зрения, господствующая и в наши дни, заключается в том, что фэйри – это просто-напросто духи природы, такие же древние, как ветер или дождь: олицетворенные проявления живого духа, наполняющего всю органическую материю.
Алхимик Парацельс в XV веке разделил фэйри на четыре группы по четырем стихиям: к стихии воздуха он отнес сильфов, к стихии земли – гномов, к стихии воды – ундин, а к стихии огня – саламандр. Все эти духи, по его словам, состоят из плоти и крови и размножаются так же, как люди, но живут дольше человека и не обладают бессмертной душой. В XVII веке шотландский священник Роберт Керк писал, что фэйри «по природе суть среднее между человеком и ангелом» и что тела у них «легкие и переменчивые, подобные тому, что называют телом астральным; по природе они сродни сгущенному туману и лучше всего видны в сумерках»[3].
В XIX веке физиологией волшебного народа всерьез заинтересовались спиритуалисты[4], разделившие фэйри на два основных типа: духи природы, привязанные к каким-либо объектам на местности (реке, озеру, роще), и духи более высокого порядка, обитающие на астральном плане – между материей и мыслью. В начале XX века теософ[5] Чарльз У. Ледбитер, воодушевившись дарвиновской теорией эволюции, разработал сложную систему классификации волшебного народа. Он подразделил фэйри, обитающих на астральном плане, на семь уровней. По его убеждению, фэйри были исконным населением Англии, которому пришлось отступить под натиском людей, вторгшихся на Британские острова. Ледбитер составил многоуровневую схему, отражающую эволюцию фэйри. Схема эта начиналась с царства минералов и вела через стихии воды и земли к водорослям, грибам и бактериям. Далее фэйри поднимались по эволюционной лестнице через царство злаков и прочих травянистых растений к пресмыкающимся и птицам, морской флоре и фауне и, наконец, развились до состояния духов природы, связанных с той или иной из четырех стихий. Но и на этом эволюция не остановилась: духи природы продолжали развиваться, и некоторые из них поднялись сначала до уровня сильфов, затем – дэвов[6] и, наконец, ангелов. Ледбитер полагал, что на самой вершине эволюционной лестницы фэйри превратятся в так называемых «солнечных духов» и встанут рука об руку с людьми, которые тоже разовьются до этой стадии в более просвещенную эпоху[7].
Другой теософ, Эдвард Гарнер, утверждал, что фэйри анатомически родственны бабочкам и состоят из некоего вещества легче газа: потому-то люди (за исключением ясновидящих) и не могут их видеть. Функция фэйри в природе, по его мнению, состоит в том, чтобы служить связующим звеном между растениями и энергией солнца. Он писал: «Рост растения, который мы считаем обычным и неизбежным результатом взаимодействия трех факторов – солнца, семени и почвы, – в действительности был бы невозможен без строителей-фэйри»[8]. Франц Гартманн, доктор медицины, был убежден, что фэйри играют определенную роль в человеческой психологии: «…духи природы обитают не только во внешнем мире, но и внутри нас, – и ни один человек не сможет овладеть собой в совершенстве, если не изучит досконально свою собственную природу и ее обитателей»[9].
Пока спиритуалисты в своих журналах и лекциях спорили о том, сколько фей умещается на острие иглы или витает на высотах астрального плана, неграмотные крестьяне изо всех сил старались не привлекать к себе внимания фэйри. Чтобы отделаться от волшебного народа – отогнать его прочь от дома и домашнего скота, от новорожденных детей и незамужних девушек, – в ход пускали всевозможные амулеты, талисманы и заговоры. Хотя считалось, что иногда фэйри помогают людям, чаще их рассматривали как докучливых существ, чересчур обидчивых и в гневе опасных. Было общеизвестно, что сделки с волшебным народом ненадежны, а сокровища эльфов зачастую несли на себе проклятие. Смертный, случайно забредший в Страну фей, мог остаться там навсегда или вернуться дряхлым стариком, не заметив, как прошло время. Говорили, что фэйри свертывают молоко, губят урожай и вызывают бесплодие у коров; на волшебный народ возлагали вину за болезни и сумасшествие, врожденные уродства и прочие беды непонятного происхождения. Даже добрые фэйри соблюдали какие-то свои правила и запреты, для человека непостижимые, а потому здравый смысл подсказывал, что обходиться с ними следует предельно вежливо и очень, очень осторожно. Многие поверья и сказки предостерегают об опасностях мира фэйри. Никогда не ешь эльфийскую еду, – советуют они, – а не то застрянешь в Волшебной стране навсегда. Не называй фэйри по имени – и ни за что не говори им, как зовут тебя самого. Не заключай с фэйри никаких сделок, не танцуй с ними и не подглядывай за их развлечениями. Если не хочешь, чтобы они тебя похитили, надевай рубашку навыворот и носи с собой что-нибудь железное.
Известно немало сказок о том, как фэйри похищают человеческих детей, чаще всего новорожденных, а иногда и взрослых людей, в особенности повитух и музыкантов. Забрав дитя, они оставляют вместо него в колыбели подменыша. Иногда подменыш – это просто кусок дерева, на который фэйри «навели чары», чтобы он выглядел как ребенок. В других случаях фэйри подкидывают на место здорового человеческого ребенка своего собственного детеныша, хилого и болезненного, а иногда роль подменыша выполняет какой-нибудь сварливый старичок из волшебного народа. Ребенка, которого унесли в Страну фей, некоторое время будут ласкать и баловать – пока он не надоест. После этого фэйри его прогонят (и человек будет тосковать по ним до конца своих дней) или сделают своим рабом (и он будет служить волшебному народу, пока не умрет). Некоторые утверждают, что раз в семь лет фэйри должны выплачивать кровавый оброк аду и что смертных они похищают для того, чтобы не приносить в жертву кого-то из волшебного народа. В одной старинной сказке такой жертвой едва не стал рыцарь Тэм Лин, но его спасла смертная возлюбленная: в канун Дня всех святых она сумела перехитрить Королеву фей и заставила ее отпустить Тэм Лина.
Среди фэйри встречаются прекрасные, соблазнительные создания – но горе тому, кто ищет их поцелуев! Любовные связи с фэйри редко приносят людям счастье. Широко известна шотландская легенда о Томасе-Рифмаче – арфисте, который поцеловал Королеву эльфов под деревом на Эйлдонском холме. За один этот поцелуй ему пришлось отслужить в Волшебной стране семь лет. И Томасу еще повезло: многие парни и девушки, которые повстречали в сумерках пленительных красавиц или сладкоречивых незнакомцев и отдавали им свое сердце, вскоре умирали, сраженные неведомой болезнью. Иногда фэйри сочетаются браком со смертными, но, как правило, и эти истории кончаются плохо – будь то для женщины, вышедшей замуж для эльфа, или для мужчины, взявшего себе жену из фэйри. Ирландские тюлени-оборотни всегда покидают своих смертных мужей и жен, возвращаясь в море, а японские оборотни-лисы крадут у своих мужей жизненную силу. Дети, которые рождаются от таких союзов, обычно растут одинокими и печальными: в них слишком много человеческого для жизни в Волшебной стране и слишком много сверхъестественного для жизни среди людей.
В некоторых традициях проводится четкое различие между добрыми и злыми фэйри – иначе говоря, между теми, которые благосклонны к людям, и теми, которые стремятся причинить нам вред. В шотландском фольклоре добрые фэйри собираются при Благом дворе, а злые – при Неблагом, которым правит темная королева Никнивин. В древних скандинавских мифах льёссальвы (светлые эльфы) изображаются как величественные и милосердные создания, обитающие в небесном мире под названием Альвхейм, а дёккальвы (темные эльфы) – как подземные жители, внушающие ужас и страх. Но есть и другие традиции, согласно которым всякий фэйри бывает то добрым, то злым – в зависимости от обстоятельств или по собственной прихоти. Нередко фэйри описывают как существ аморальных – не имморальных (безнравственных), а просто не имеющих никакого понятия о морали, чуждых человеческим представлениям о добре и зле.
Выдающаяся английская фольклористка Кэтрин Бриггз избегала определений «добрые» и «злые», предпочитая подразделять фэйри на «одиноких» и «строевых». Она отмечала, что в обеих этих категориях встречаются фэйри, которые «могут творить зло – убивать или поражать болезнью всякого встречного, как шотландские слуа; похищать рожениц, давно не ходивших в церковь, или некрещеных младенцев, подкидывая вместо них поленья, одушевленные колдовством, или своих собственных хворых детишек, – а могут и оказаться безвредными или даже полезными – как духи плодородия, помогающие распускаться цветам или приносящие удачу домашнему скоту и детям». Одинокие фэйри обычно связаны с какой-то определенной местностью – болотом, озером, корнями дерева, каким-нибудь конкретным холмом или домом. Строевые фэйри, в отличие от одиноких, общительны и непоседливы, а их любимые занятия – охота, пиры, танцы и приемы при дворе. «В особенности это верно, пожалуй, для Британских островов, – пишет Бриггз, – хотя и во Франции, в Италии, Скандинавии и Германии рассказывают такие же сказки о балах, пирах и кавалькадах волшебного народа»[10].
Другие фольклористы – вслед за Парацельсом с его системой подразделения духов на земляных, воздушных, водяных и огненных – классифицируют фэйри не по особенностям характера, а по принадлежности к той или иной стихии. Фэйри, связанные с землей, встречаются в сказках разных народов чаще всего. Они живут в пещерах, полых холмах и глубоко под землей и нередко очень искусны в работе с драгоценными металлами. К этой категории относятся коблинау, обитающие в холмах Уэльса, индийские гандхарвы, эрдлюитлы из Северной Италии, финские маанвэки, норвежские труссеры, польские карзалеки, исландские илли, всевозможные карлики-кузнецы из древнескандинавской мифологии и ганы из легенд индейского племени апачей. С землей ассоциируются также лесные и древесные духи – скрытные азизы из Западной Африки, му из Папуа – Новой Гвинеи, китайские шиньсинь, итальянские сильваны, британские дубовики, шведские скогсры, бирманские куляки, малайские ханту-хутан, индонезийские бела, пату-пайярехе из преданий маори и маниту из поверий канадских алгонкинов. Некоторые земляные фэйри охраняют стоячие камни (как бретонский куриль – крошечный фэйри с перепончатыми лапами) или обитают в песках пустынь (как аравийский аль-аль-траб).
К числу фэйри, связанных с воздушной стихией, относятся всевозможные крылатые эльфы и сильфы, а также духи, обитающие в небесах. В самых древних преданиях о волшебном народе воздушные фэйри фигурируют реже, чем земляные, но современные иллюстраторы и авторы детских книг предпочитают их всем остальным типам фэйри. Примеры этой категории – сияющие ирландские сульты, «звездный народ» алгонкинов, полинезийские атуа, льёссальвы из скандинавских мифов и пери из персидских легенд, спящие на облаках и питающиеся ароматами. Со стихией воздуха связаны и фэйри, отвечающие за погодные явления – например, мистрали, бури или смерчи. Таковы корнуольские спригганы, славонские вилы, сербские и хорватские винтоаселе, румынские русали и озорные итальянские фоллетти.
Самые известные из огненных фэйри – саламандры, духи огня, которых высоко чтили алхимики эпохи Возрождения. Кроме того, с огнем связаны джинны – коварные духи из персидских сказок и дрейки (или дракены, огненные фэйри из фольклора Британии и других стран Западной Европы), которые выглядят как стремительно летящие огненные шары и пахнут тухлыми яйцами. Блуждающие огоньки, что сбивают путников с дороги и заводят в трясину, – еще одна разновидность духов огня: эллильданы водятся в топях Уэльса, тине ши – на Гебридских островах, спанки – на юго-западе Англии, фу буланже – на островах пролива Ла-Манш, канделы – на Сардинии, фоуки фатуи – в Северной Италии. Со стихией огня ассоциируются и фэйри, хранящие домашний очаг, – такие как литовская габия и французский натру-месье. В древних египетских сказках упоминаются музайяара – соблазнительные огненные фэйри, а в японском фольклоре – огненные духи акаму, очень опасные.
Водяные фэйри подразделяются на морских и пресноводных. К морским относятся всевозможные ундины и тритоны, тюлени-оборотни и сирены разного рода, включая западноевропейских селки, шотландских дине мара и финфольков, ирландских мерроу, греческих нереид, скандинавских хаффру, французских маль-де-мер и бретонских гроах-вор. Пресноводные фэйри обитают в реках и озерах, прудах и родниках, на болотах и топях, а некоторые – повсюду, где только найдется пресная вода. Как это свойственно фэйри вообще, одни из них добры и милосердны, а другие – необыкновенно коварны. К их числу принадлежат опасные никсы и келпи, что водятся в реках Англии, драки из реки Сены, что во Франции, немецкие меревипер – водяные девы Дуная, армянские хотот, македонские юди, лапландские какке-хальде, бельгийские клудде, индийские джалпари, итальянские мании, ирландские фуат, ламинаки из фольклора басков, японские каппы, сладкоголосые эстонские накки и застенчивые шведские нокки, которых можно увидеть только в вечерних сумерках или на рассвете.
* * *
Итак, фэйри известны по всему миру (как явствует из этих кратких перечней), но нигде они не встречаются в таком разнообразии и не распространены так широко, как на Британских островах. И, вероятно, именно поэтому они так часто фигурируют в английской литературе. Фэйри встречаются уже во многих рыцарских романах Средневековья (хотя обычно называются там по-другому: сам термин «фэйри» появился относительно поздно). Эти старинные истории полны упоминаний о сверхъестественных существах, которые владеют магией, обитают в заколдованных местах, куют волшебное оружие и соблазняют или околдовывают простодушных смертных. Одна из таких созданий – знаменитая Владычица Озера, от которой король Артур получил свой магический меч Экскалибур. В сказаниях о короле Артуре и рыцарях Круглого стола фэйри и подобные им существа встречаются буквально на каждом шагу, особенно в тех легендах, которые относятся к валлийской и бретонской традициям (например, в великолепных «Лэ Марии Французской», написанных при англо-нормандском дворе в XII веке). В «Кентерберийских рассказах» Чосера (XIV век) Батская ткачиха с грустью говорит о королеве фей и ее веселой свите времен короля Артура, когда «по всей стране звучало эльфов пенье», – и противопоставляет те давние времена нынешним, когда «эльфов не увидит уж никто»[11].
Французский рыцарский роман XIII века «Гуон Бордоский» пользовался большой популярностью среди английских читателей. Эта фантастическая история о короле Обероне, королеве Маб и рыцарях эльфийского двора прославилась как источник вдохновения для тех пьес Уильяма Шекспира, в которых действуют фэйри. Шекспир, по-видимому, был хорошо знаком и с английским фольклором, из которого во многом заимствованы портреты эльфов и стихийных духов, враждующих между собой, строящих козни и резвящихся в его «Буре» и «Сне в летнюю ночь». Эти два произведения, наряду со знаменитым монологом Меркуцио из «Ромео и Джульетты», где речь идет о «королеве Маб», – самые знаменитые и влиятельные образцы английской литературы о фэйри. И в этом – причина, по которой крохотные фэйри, размером «с камушек агата в кольце у мэра»[12], в наши дни куда более известны, чем их собратья ростом с человека, действующие во многих более древних историях. Разумеется, фэйри фигурируют и в поэме Эдмунда Спенсера «Королева фей», написанной в конце XVI века, – но спенсеровский двор фэйри заимствован, скорее, из итальянских романов, чем из местных, британских легенд.
В XVII веке преданиями о фэйри вдохновлялся Майкл Дрейтон: в его сатирической поэме «Нимфидия, или двор фей» действуют король Оберон, королева Маб и незадачливый эльфийский рыцарь Пигвиггин. В поэтическом сборнике Роберта Геррика «Геспериды» (середина XVII века) Оберон тоже изображен в сатирическом ключе, но Страна фей предстает более темной и чувственной, чем у Дрейтона. В XVIII веке фэйри вновь дают о себе знать – не только явно, в эпической поэме Александра Поупа «Похищение локона», но и косвенно, в великой сатире Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера»: создавая мир лилипутов, Свифт использовал многие традиционные представления об эльфах и феях.
В том же столетии епископ Томас Перси начал собирать старинные народные баллады, которые затем опубликовал в сборнике «Реликвии древней английской поэзии». Если бы не Перси, многие образцы народной поэзии, вероятно, были бы утрачены для нас навсегда: например, ему удалось спасти ценную рукопись, которую один фермер уже собирался пустить на растопку. Труды Перси оказали большое влияние на немецких романтиков, которые, в свою очередь, вдохновили таких видных деятелей английского романтизма, как Сэмюел Тейлор Кольридж, Роберт Саути, Перси Биши Шелли и Джон Китс. Все эти поэты воспевали фэйри в своих стихах, примерами чему служат такие известные стихотворения Китса, как «Ламия» и «La Belle Dame Sans Merci» («Прекрасная безжалостная дама»). К концу XVIII века о феях и эльфах писали уже многие и многие поэты и прозаики, такие как Том Мур, Томас Худ, Аллан Каннингем и, в особенности, Джеймс Хогг по прозвищу «Эттрикский пастух». Большую часть жизни Хогг действительно работал пастухом, но при этом сочинял стихи и сказки, основанные на шотландских народных легендах.
Друг Джеймса Хогга, шотландец Вальтер Скотт, тоже был одним из тех писателей, которые испытали влияние баллад, собранных епископом Томасом Перси. Романы Скотта полны отсылок к шотландским преданиям о фэйри, и сам он сыграл важную роль в движении фольклористов начала XIX века. В его сборник «Песни шотландской границы», наглядно доказавший многим читателям ценность шотландского народного наследия, вошли такие знаменитые баллады об эльфах, как «Томас-Рифмач» и «Тэм Лин». Кроме того, Скотт возглавил группу поэтов и любителей старины, поставивших своей целью сохранить деревенские поверья и легенды, которые оказались на грани исчезновения из-за стремительной урбанизации страны. Изо всех сказок и баллад Скотт больше всего любил те, в которых речь шла о волшебном народе: в юные годы он был убежден, что фэйри существуют на самом деле, и, по большому счету, до самой смерти не утратил веры в «то, что оку смертному не зримо»[13].
Влиянию Скотта отчасти обязаны два обширных собрания «эльфийского» фольклора, увидевшие свет в начале XIX века: «Мифология волшебного народа» Томаса Кейтли и «Легенды и предания об эльфах, собранные на юге Ирландии» Томаса Крофтона. Они оказались невероятно популярны и повлекли за собой настоящую лавину литературы, посвященной народным преданиям и сказкам: за сборниками Кейтли и Крофтона последовали книги преподобного Сабина Бэринг-Гулда, Анны Элизы Брэй, Джозефа Джейкобса и многих, многих других. Фольклор в те времена был еще новой, малоизведанной областью (достаточно сказать, что сам этот термин появился только в 1846 году), так что подобные книги вызывали большой интерес и жаркие обсуждения среди викторианских писателей и художников. Вдобавок, в английских журналах того периода часто печатались волшебные сказки и стихотворения немецких романтиков, тоже влюбленных в народные легенды, – Иоганна Вольфганга фон Гёте, Людвига Тика, Новалиса и прочих. Особенно очаровала викторианских читателей повесть «Ундина» немецкого писателя Фридриха де ла Мотта Фуке – история морской девы, полюбившей земного рыцаря и возмечтавшей обрести бессмертную душу. Под влиянием «Ундины» появилось множество сказок, картин и пьес, трактовавших на все лады тему роковой любви между смертными и фэйри (в том числе – знаменитая «Русалочка» датского писателя Ганса Христиана Андерсена). Подобные сюжеты находили живой отклик у читателей, увлекавшихся оккультизмом, – а таковых появилось немало, как только пришедший из-за океана спиритуализм завоевал умы и сердца англичан. Все эти факторы в совокупности подняли могучую волну интереса к фэйри, не знавшую себе равных за всю историю Британии. Никогда еще волшебный народ не пользовался такой популярностью среди всех сословий, от рабочих до аристократов, – и никогда еще ему не отводилось такое важное место во всех формах искусства.
В изобразительном искусстве усилиями художников, шедших по стопам Иоганна Генриха Фюссли и Уильяма Блейка[14], – таких, как Джозеф Ноэль Пейтон, Джон Анстер Фицджеральд, Ричард Дадд, Ричард Дойл, Дэниел Маклис, Томас Хизерли, Элеанора Фортескью-Брикдейл и многие другие, – возник целый жанр викторианской сказочной живописи, образцы которой украшали собой престижные галереи и выставки Королевской академии искусств. Это была живопись для взрослых, не для детей. Например, многие полотна Джона Анстера Фицджеральда полны мрачных, галлюцинаторных образов и аллюзий на опиумные кальяны и препараты опия[15]. Сказочные картины Ричарда Дадда, чья страсть к прорисовке деталей граничила с одержимостью, были созданы в лечебнице для душевнобольных: художника поместили туда принудительно, после того как он в припадке безумия убил собственного отца. Нередко фэйри изображались подчеркнуто сладострастными, как на гигантских полотнах Джозефа Ноэля Пейтона, где обольстительные эльфийские девы щеголяют полуодетыми, а то и вовсе нагими. Жанр сказочной живописи давал викторианским художникам возможность безнаказанно обращаться к теме сексуальности в те самые годы, когда в светском обществе эта тема была под самым строгим запретом. Нагота на картинах становилась приемлемой, если ее дополняли прозрачные крылышки.
Страсть к волшебному народу, охватившая взрослое население Британии в викторианскую эпоху, отчасти объясняется и теми бурными переменами, которые влекла за собой промышленная революция. Страна расставалась со своим сельским прошлым и мчалась навстречу механизированному будущему. Огромные участки сельской местности приходили в упадок из-за строительства заводов и деградации пригородных зон, и в этом контексте сказочная живопись и книги об эльфах питали чувство ностальгии по уходящему навсегда пасторальному образу жизни. Искусство прерафаэлитов с его фантазиями о Средневековье и эстетикой высокого индивидуального мастерства служило противовесом бездушному новому миру, порожденному современными формами массового производства. («На каждый локомотив, который вы построите, я нарисую очередного ангела!» – поклялся Эдвард Берн-Джонс.) Движение «искусств и ремесел», выросшее на почве прерафаэлитских ценностей, эксплуатировало фольклорные темы и образы фэйри так широко, что к концу XIX века эльфов и фей уже можно было встретить в любом мало-мальски состоятельном доме: изображения волшебного народа красовались на обоях и драпировках, керамике, витражах, художественной ковке и так далее. Благодаря новым типографским методам стали появляться великолепно иллюстрированные книги волшебных сказок, формально предназначенные для детей, но, судя по затратам на производство, ориентированные, скорее, на взыскательный вкус взрослого читателя (и на растущее племя книголюбов-коллекционеров). Замечательные иллюстрации для этих изданий создавали Артур Рэкем, Эдмунд Дюлак, Уорик Гобл, братья Робинсон, Джесси М. Кинг и многие другие выдающиеся художники. Джесси М. Кинг, подобно Уильяму Блейку, всей душой верила в фэйри. Ее прелестные иллюстрации основывались, по собственным ее словам, на тех визионерских картинах, которые открывались ей с помощью «третьего глаза».
Ellen Datlow
Terri Windling
The Faery Reel: Tales From The Twilight Realm
© 2004 by Ellen Datlow and Terri Windling. All rights reserved
© А. И. Блейз, А. Г. Осипов, перевод на русский язык
© ООО «Издательство АСТ», 2018
* * *
Посвящается Меррили Хейфиц, которая, по выражению из одной старинной сказки, стала «повитухой фэйри» — или, по меньшей мере, книги о фэйри. Спасибо тебе, Меррили, за все, что ты сделала для этой книги и для многих-многих других!
Э. Д. и Т. В.
Предисловие
[1]
Фэйри и другие подобные духи природы встречаются в народных сказках по всему миру. Они обитают в лесах и на болотах, в реках и океанах, пустынях и джунглях, ютятся в щелях человеческих жилищ и в тенях городских улиц. Не так уж много на свете мест, где не найдется волшебного народа, если только не отпугнуть его нарочно — железом, булавками, солью или другими средствами. Кое-где вера в волшебный народ сохраняется и по сей день.
Некоторые утверждают, что древнейшими фэйри Европы были волшебные создания, приходившие к новорожденным детям, чтобы благословить или проклясть их на всю жизнь, — подобно трем богиням, которых древние римляне называли Судьбами. Слово «фэйри» (faery, fairy, английское название волшебного народа), так же как и «фея» (fée, fai, fey), происходит от итальянского fatare («заколдовывать, зачаровывать»). Страну волшебного народа в наши дни нередко называют Страной Фей (Fäerie), а сам волшебный народ — эльфами и феями. Однако многие знатоки фольклора скажут вам, что не стоит произносить эти названия вслух: звать фэйри по имени и привлекать их внимание небезопасно. В деревнях все еще можно встретить людей, которые называют фэйри иносказательно: «добрый народ», «добрые соседи», «маленький народец», «сокрытый народ», а то и просто «они», — и произносят эти слова тихо и осторожно, чтобы фэйри не обиделись!
Если вы думаете, что фэйри — это крохотные крылатые существа, изящно порхающие с цветка на цветок, то у вас, вероятно, возникнет вопрос: к чему такие крайние меры предосторожности? Что может быть опасного в таких хрупких созданиях, как фея Динь-Динь из «Питера Пэна»? Но в народных легендах и поверьях фэйри куда разнообразнее тех, что обычно встречаются в детских книжках и мультфильмах. Они бывают и мужского, и женского пола; некоторые из них прекрасны, некоторые — уродливы; одни очень похожи на людей, другие заимствуют какие-то черты у птиц или зверей, минералов или растений. Есть добрые фэйри, а есть и злые, но самое главное — почти все они непредсказуемы: сегодня они вам помогают, завтра шутят над вами шутки, а послезавтра становятся откровенно опасными. Не будем забывать, что даже фея Динь-Динь пыталась застрелить Венди Дарлинг.
Именам, обличьям и размерам, обычаям и местам обитания, которые приписывают фэйри в народных легендах, нет числа, равно как и местным сюжетам, связанным с волшебным народом. Фэйри поразительно разнообразны: от крошечных портунов, которые упоминаются в старинных английских рукописях, до ирландских сидов, ростом не уступающих человеку; от скромных прусских барстуков, живущих под корнями деревьев, до изысканных дам при французском дворе фей; от одиноких урисков, обитающих по берегам шотландских озер, до развеселых итальянских сальванелли; от русских домовых, хранителей очага, до зловредных армянских алы. Фэйри прелестны и ужасны, обворожительны и несносны; их трудно отыскать — и от них невозможно избавиться. Они непрерывно меняют обличья от страны к стране, от сказки к сказке: не успели мы и глазом моргнуть, как они уже превратились во что-то новое.
Задумав эту книгу о наших Добрых соседях, мы попросили некоторых своих любимых писателей отправиться в Сумеречный мир (как называли Страну фей в старину) и принести оттуда истории о фэйри и злосчастных смертных, которых угораздило встретиться им на пути. «Только никаких малюток с мотыльковыми крылышками! — напутствовали мы своих посланцев. — Читайте старые сказки, идите дальше, ищите потайные, неизбитые тропы. Принесите нам истории о фэйри из далекого прошлого — и о том, как эти фэйри чувствуют себя в наши дни. Давайте посмотрим, как устроился волшебный народ в современном мире».
Все, что удалось добыть нашим путешественникам в царстве легенд и мифов, вы найдете в рассказах и стихотворениях, собранных в этой книге, — в историях о подменышах и ундинах, о тэнгу, о дубовике, о волшебных лисах и прочих оборотнях. В историях о феях-чаровницах, об эльфах-соблазнителях и — да-да! — даже о фее Колокольчик.
В одной старинной кельтской сказке (и народной балладе на тот же сюжет) влюбленный Король эльфов похищает и уносит под землю смертную королеву, а ее муж, король Орфео, отправляется в Страну фэйри, чтобы вернуть жену. Отпустив своих рыцарей и лучников и сменив богатые одежды на лохмотья, Орфео приходит ко двору фэйри под видом бедного арфиста и предлагает развлечь Короля эльфов музыкой. Сначала он играет веселую песню, потом — такую печальную, что весь двор обливается слезами. И, наконец, он принимается наигрывать «Пляску фэйри» — такую жизнерадостную и захватывающую, что даже сам Король эльфов, не утерпев, пускается в пляс. Когда затихает последняя нота, Король эльфов предлагает арфисту самому выбрать себе награду. «Чего ты желаешь больше всего на свете? — спрашивает он. — Золота? Серебра? Или, быть может, славы?» Но тут смиренный музыкант расправляет плечи и открывает свое настоящее имя. Он — король Орфео. И он не хочет ни богатства, ни славы, а хочет только одного: вернуть свою любимую жену. «Выбери что-нибудь другое!» — в гневе рычит Король эльфов. Но Орфео стоит перед ним молча, не склонив головы, — и эльфийский король, связанный собственным обещанием, вынужден отпустить смертных восвояси.
В этой книге вы найдете и веселые истории, и печальные, и такие же волшебные, как «Пляска фэйри». Пусть они откроют вам двери в Сумеречный мир… и помогут вернуться домой целыми и невредимыми.
Эллен Датлоу и Терри Виндлинг