Плясал неутомимо как пишется

Iii когда я выздоровел, мне стало ясно, что цыганок занимает в доме особенное место: дедушка кричал на него не так

III

Когда я выздоровел, мне стало ясно, что Цыганок занимает в доме особенное место: дедушка кричал на него не так часто и сердито, как на сыновей, а за глаза говорил о нём, жмурясь и покачивая головою:

— Золотые руки у Иванка, дуй его горой! Помяните мое слово: не мал человек растет!

Дядья тоже обращались с Цыганком ласково, дружески и никогда не «шутили» с ним, как с мастером Григорием, которому они почти каждый вечер устраивали что-нибудь обидное и злое: то нагреют на огне ручки ножниц, то воткнут в сиденье его стула гвоздь вверх острием или подложат, полуслепому, разноцветные куски материи, — он сошьёт их в «штуку», а дедушка ругает его за это.

Однажды, когда он спал после обеда в кухне на полатях, ему накрасили лицо фуксином, и долго он ходил смешной, страшный: из серой бороды тускло смотрят два круглых пятна очков, и уныло опускается длинный багровый нос, похожий на язык.

Они были неистощимы в таких выдумках, но мастер все сносил молча, только крякал тихонько да, прежде чем дотронуться до утюга, ножниц, щипцов или наперстка, обильно смачивал пальцы слюною. Это стало его привычкой; даже за обедом, перед тем как взять нож или вилку, он муслил пальцы, возбуждая смех детей. Когда ему было больно, на его большом лице являлась волна морщин и, странно скользнув по лбу, приподняв брови, пропадала где-то на голом черепе.

Не помню, как относился дед к этим забавам сыновей, но бабушка грозила им кулаком и кричала:

— Бесстыжие рожи, злыдни!

Но и о Цыганке за глаза дядья говорили сердито, насмешливо, порицали его работу, ругали вором и лентяем.

Я спросил бабушку, отчего это.

Охотно и понятно, как всегда, она объяснила мне:

— А видишь ты, обоим хочется Ванюшку себе взять, когда у них свои-то мастерские будут, вот они друг перед другом и хают его: дескать, плохой работник! Это они врут, хитрят. А ещё боятся, что не пойдёт к ним Ванюшка, останется с дедом, а дед — своенравный, он и третью мастерскую с Иванкой завести может,- дядьям-то невыгодно будет, понял?

Она тихонько засмеялась:

— Хитрят всё, богу на смех! Ну, а дедушка хитрости эти видит да нарочно дразнит Яшу с Мишей: «Куплю, говорит, Ивану рекрутскую квитанцию, чтобы его в солдаты не забрали: мне он самому нужен!» А они сердятся, им этого не хочется, и денег жаль, — квитанция-то дорогая!

Теперь я снова жил с бабушкой, как на пароходе, и каждый вечер перед сном она рассказывала мне сказки или свою жизнь, тоже подобную сказке. А про деловую жизнь семьи — о выделе детей, о покупке дедом нового дома для себя — она говорила посмеиваясь, отчуждённо, как-то издали, точно соседка, а не вторая в доме по старшинству.

Я узнал от неё, что Цыганок — подкидыш; раннею весной, в дождливую ночь, его нашли у ворот дома на лавке.

— Лежит, в запон обёрнут, — задумчиво и таинственно сказывала бабушка, — еле попискивает, закоченел уж.

— А зачем подкидывают детей?

— Молока у матери нет, кормить нечем; вот она узнает, где недавно дитя родилось да померло, и подсунет туда своего-то.

Помолчав, почесавши голову, она продолжала, вздыхая, глядя в потолок:

— Бедность всё, Олёша; такая бывает бедность, что и говорить нельзя! И считается, что незамужняя девица не смей родить, — стыдно-де! Дедушка хотел было Ванюшку-то в полицию нести, да я отговорила: возьмём, мол, себе; это бог нам послал в тех место, которые померли. Ведь у меня восемнадцать было рожено; кабы все жили — целая улица народу, восемнадцать-то домов! Я, гляди, на четырнадцатом году замуж отдана, а к пятнадцати уж и родила; да вот полюбил господь кровь мою, всё брал и брал ребятишек моих в ангелы. И жалко мне, а и радостно!

Сидя на краю постели в одной рубахе, вся осыпанная чёрными волосами, огромная и лохматая, она была похожа на медведицу, которую недавно приводил на двор бородатый, лесной мужик из Сергача. Крестя снежно-белую, чистую грудь, она тихонько смеётся, колышется вся:

— Получше себе взял, похуже мне оставил. Очень я обрадовалась Иванке, — уж больно люблю вас, маленьких! Ну, и приняли его, окрестили, вот он и живёт, хорош. Я его вначале Жуком звала, — он, бывало, ужжал особенно, совсем жук, ползёт и ужжит на все горницы. Люби его — он простая душа!

Я и любил Ивана и удивлялся ему до немоты.

По субботам, когда дед, перепоров детей, нагрешивших за неделю, уходил ко всенощной, в кухне начиналась неописуемо забавная жизнь: Цыганок доставал из-за печи чёрных тараканов, быстро делал нитяную упряжь, вырезывал из бумаги сани, и по жёлтому, чисто выскобленному столу разъезжала четвёрка вороных, а Иван, направляя их бег тонкой лучиной, возбуждённо визжал:

— За архереем поехали!

Приклеивал на спину таракана маленькую бумажку, гнал его за санями и объяснял:

— Мешок забыли. Монах бежит, тащит!

Связывал ножки таракана ниткой; насекомое ползло, тыкаясь головой, а Ванька кричал, прихлопывая ладонями:

— Дьячок из кабака к вечерней идёт!

Он показывал мышат, которые под его команду стояли и ходили на задних лапах, волоча за собою длинные хвосты, смешно мигая чёрненькими бусинами бойких глаз. С мышами он обращался бережно, носил их за пазухой, кормил изо рта сахаром, целовал и говорил убедительно:

— Мышь — умный житель, ласковый, её домовой очень любит! Кто мышей кормит, тому и дед-домовик мирволит…

Он умел делать фокусы с картами, деньгами, кричал больше всех детей и почти ничем не отличался от них. Однажды дети, играя с ним в карты, оставили его «дураком» несколько раз кряду, — он очень опечалился, обиженно надул губы и бросил игру, и потом жаловался мне, шмыгая носом:

— Знаю я, они уговорились! Они перемигивались, карты совали друг другу под столом. Разве это игра? Жульничать я сам умею не хуже…

Ему было девятнадцать лет, и был он больше всех нас четверых, взятых вместе.

Но особенно он памятен мне в праздничные вечера; когда дед и дядя Михаил уходили в гости, в кухне являлся кудрявый, встрёпанный дядя Яков с гитарой, бабушка устраивала чай с обильной закуской и водкой в зелёном штофе с красными цветами, искусно вылитыми из стекла на дне его; волчком вертелся празднично одетый Цыганок; тихо, боком приходил мастер, сверкая тёмными стёклами очков; нянька Евгенья, рябая, краснорожая и толстая, точно кубышка, с хитрыми глазами и трубным голосом; иногда присутствовали волосатый успенский дьячок и ещё какие-то тёмные, скользкие люди, похожие на щук и налимов.

Все много пили, ели, вздыхая тяжко, детям давали гостинцы, по рюмке сладкой наливки, и постепенно разгоралось жаркое, но странное веселье.

Дядя Яков любовно настраивал гитару, а настроив, говорил всегда одни и те же слова:

— Ну-с, я начну-с!

Встряхнув кудрями, он сгибался над гитарой, сгибал шею, точно гусь; круглое, беззаботное лицо его становилось сонным; живые, неуловимые глаза угасали в масленом тумане, и, тихонько пощипывая струны, он играл что-то разымчивое, невольно поднимавшее на ноги.

Его музыка требовала напряжённой тишины; торопливым ручьём она бежала откуда- то издали, просачивалась сквозь пол и стены и, волнуя сердце, выманивала нпонятное чувство, грустное и беспокойное. Под эту музыку становилось жалко всех и себя самого, большие казались тоже маленькими, и все сидели неподвижно, притаясь в задумчивом молчании.

Особенно напряжённо слушал Саша Михайлов; он всё вытягивался в сторону дяди, смотрел на гитару, открыв рот, и через губу у него тянулась слюна. Иногда он забывался до того, что падал со стула, тыкаясь руками в пол, и, если это случалось, он так уж и сидел на полу, вытаращив застывшие глаза.

И все застывали, очарованные; только самовар тихо поёт, не мешая слушать жалобу гитары. Два квадрата маленьких окон устремлены во тьму осенней ночи, порою кто-то мягко постукивает в них. На столе качаются жёлтые огни двух сальных свеч, острые, точно копья.

Дядя Яков всё более цепенел; казалось, он крепко спит, сцепив зубы, только руки его живут отдельной жизнью: изогнутые пальцы правой неразличимо дрожали над тёмным голосником, точно птица порхала и билась; пальцы левой с неуловимою быстротой бегали по грифу.

Выпивши, он почти всегда пел сквозь зубы голосом, неприятно свистящим, бесконечную песню:

Быть бы Якову собакою

Выл бы Яков с утра до ночи:

Ой, скушно мне!

Ой, грустно мне!

По улице монахиня идёт;

На заборе ворона сидит.

Ой, скушно мне!

За печкою сверчок торохтит,

Тараканы беспокоятся.

Ой, скушно мне!

Нищий вывесил портянки сушить,

А другой нищий портянки украл!

Ой, скушно мне!

Да, ох, грустно мне!

Я не выносил этой песни и, когда дядя запевал о нищих, буйно плакал в невыносимой тоске.

Цыганок слушал музыку с тем же вниманием, как все, запустив пальцы в свои чёрные космы, глядя в угол и посапывая. Иногда он неожиданно и жалобно восклицал:

— Эх, кабы голос мне, — пел бы я как, господи!

Бабушка, вздыхая, говорила:

— Будет тебе, Яша, сердце надрывать! А ты бы, Ванятка, поплясал…

Они не всегда исполняли просьбу её сразу, но бывало, что музыкант вдруг на секунду прижимал струны ладонью, а потом, сжав кулак, с силою отбрасывал от себя на пол что- тоневидимое, беззвучное и ухарски кричал:

— Прочь, грусть-тоска! Ванька, становись!

Охорашиваясь, одёргивая жёлтую рубаху, Цыганок осторожно, точно по гвоздям шагая, выходил на середину кухни; его смуглые щёки краснели и, сконфуженно улыбаясь, он просил:

— Только почаще, Яков Васильич!

Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, на столе и в шкапу дребезжала посуда, а среди кухни огнём пылал Цыганок, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги; гикнув, приседал на пол и метался золотым стрижом, освещая всё вокруг блеском шёлка, а шёлк, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился.

Цыганок плясал неутомимо, самозабвенно, и казалось, что если открыть дверь на волю, он так и пойдёт плясом по улице, по городу, неизвестно куда…

— Режь поперёк! — кричал дядя Яков, притопывая.

И пронзительно свистел и раздражающим голосом выкрикивал прибаутки:

Эхма! Кабы не было мне жалко лаптей,

Убежал бы от жены и детей!

Людей за столом подёргивало, они тоже порою вскрикивали, подвизгивали, точно их обжигало; бородатый мастер хлопал себя по лысине и урчал что-то. Однажды он, наклонясь ко мне и покрыв мягкой бородою плечо моё, сказал прямо в ухо, обращаясь словно к взрослому:

— Отца бы твоего, Лексей Максимыч, сюда, — он бы другой огонь зажёг! Радостный был муж, утешный. Ты его помнишь ли?

— Нет.

— Ну? Бывало он да бабушка, — стой-ко, погоди!

Он поднялся на ноги, высокий, измождённый, похожий на образ святого, поклонился бабушке и стал просить её необычно густым голосом:

— Акулина Ивановна, сделай милость, пройдись разок! Как, бывало, с Максимом Савватеевым хаживала. Утешь!

— Что ты, свет, что ты, сударь Григорий Иваныч? — посмеиваясь и поёживаясь, говорила бабушка. — Куда уж мне плясать? Людей смешить только…

Но все стали просить её, и вдруг она молодо встала, оправила юбку, выпрямилась, вскинув тяжёлую голову, и пошла по кухне, вскрикивая:

— А смейтесь, ино, на здоровье! Ну-ка, Яша, перетряхни музыку-то!

Дядя весь вскинулся, вытянулся, прикрыл глаза и заиграл медленнее; Цыганок на минуту остановился и, подскочив, пошёл вприсядку кругом бабушки, а она плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль тёмными глазами. Мне она показалась смешной, я фыркнул; мастер строго погрозил мне пальцем, и все взрослые посмотрели в мою сторону неодобрительно.

— Не стучи, Иван! — сказал мастер, усмехаясь; Цыганок послушно отскочил в сторону, сел на порог, а нянька Евгенья, выгнув кадык, запела низким, приятным голосом:

Всю неделю, до субботы,

Плела девка кружева,

Истомилася работой,

Эх, просто чуть жива!

Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идёт тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, всё её большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушиваясь, улыбаясь всё веселее, — и вдруг её сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уже нельзя было глаз отвести от неё — так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!

А нянька Евгенья гудела, как труба:

В воскресенье от обедни

До полуночи плясала.

Ушла с улицы последней,

Жаль — праздника мало!

Кончив плясать, бабушка села на своё место к самовару; все хвалили её, а она, поправляя волосы, говорила:

— А вы полноте-ка! Не видали вы настоящих-то плясуний. А вот у нас в Балахне была девка одна, — уж и не помню чья, как звали, — так иные, глядя на её пляску, даже плакали в радости! Глядишь, бывало, на неё, — вот тебе и праздник, и боле ничего не надо! Завидовала я ей, грешница!

— Певцы да плясуны — первые люди на миру! — строго сказала нянька Евгенья и начала петь что-то про царя Давида, а дядя Яков, обняв Цыганка, говорил ему:

— Тебе бы в трактирах плясать, — с ума свёл бы ты людей!..

— Мне голос иметь хочется! — жаловался Цыганок. — Ежели бы голос бог дал, десять лет я бы попел, а после — хоть в монахи!

Все пили водку, особенно много — Григорий. Наливая ему стакан за стаканом, бабушка предупреждала:

— Гляди, Гриша, вовсе ослепнешь!

Он отвечал солидно:

— Пускай! Мне глаза больше не надобны, — всё видел я…

Пил он не пьянея, но становился всё более разговорчивым и почти всегда говорил мне про отца:

— Большого сердца был муж, дружок мой, Максим Савватеич…

Бабушка вздыхала, поддакивая:

— Да, господне дитя…

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КАРТОЧКАМ

Составила: Титова И.Ю.

1 урок.

 Карточка 1. Списать текст. Расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы.

На п..лях р..ботают к..мбайны идёт уборка хлеба нашлось дело и р..бятам после к..мбайна остаются на поле к..л..ски. Ходят р..бятишки по полю к..л..сок к к..л..ску – будет б..льшой хлебный каравай спасибо детворе за помощь.

 Карточка 2. Списать текст. Вставить пропущенные буквы. Расставить нужные знаки в конце предложений.

К осени на з..мле столько всего выросло Едут по д..рогам грузовики с жёлтой к..ртошкой, с красной м..рковью, с белой к..пустой Уже увезли с полей зерно, из с..дов – ябл..ки Чем бы ещё ос..ни уд..вить людей

 Карточка 3. Списать текст, ставя нужные знаки в конце предложений. Указать вид предложения по цели высказывания.

                Что ж вы заскучали, тёмные леса

                Что ж вы замолчали, птичьи голоса

                Улетайте, птицы, от метелей-вьюг

                Мне пора учиться, вам пора на юг

3урок.                             ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

(грамматическая основа предложения)

подлежащее                                                сказуемое

кто? что?                                                     что делает? (-ют)?

(имя сущ.)                                                   каков (-а)?

                                                                 (глагол, прил.)

Плясал неутомимо как пишется

Самостоятельная работа.

Составить из данных слов предложения. Озаглавить текст. Подчеркнуть в каждом предложении грамматическую основу.

Жили, летом, братья, пасеке, на.

Помогали, пчелами, дедушке, за, они, ухаживать.

Мальчики, из, носили, ручья, воду.

Вместе, с, собирали, мёд, дедом, душистый.

Изучали, пчёл, повадки, ребята.

Осенью, готовили, внуки, пчёл, с, зимовке, дедом, к.

4урок.

Составление рассказа по опорным словосочетаниям.

ЛИСА

Под корнями старого дерева, лисья нора, родились весной, слепые маленькие лисятки, заботливо ухаживала, согревала их, прорезались вскоре, любили играть, весело резвились, грелись на солнышке, внимательно следила, заботливая мать.

5урок.                                       ТЕКСТ.

Плясал неутомимо как пишется

                                                                        6 урок.    

ЗАДАНИЯ  ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КАРТОЧКАМ

 Карточка 1. Сделать разбор предложения.

Из-за тучи выглянуло на секунду неяркое солнце.

 Карточка 2. Определить вид текста, озаглавить его. Списать, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматическую основу первого предложения.

В..сной выл..тела из убежища бабочка-траурница. Пригл..дитесь к ней. Ее крылья имеют б..рхатистую поверхность и тёмно-бурую окра..ку. По кр..ям – светло-ж..лтая кайма, а перед ней неб..льшие голубые пятны..ки, которые придают крыльям очен.. н..рядный вид.

 Карточка 3. Из данных слов составить предложения. Получившийся текст озаглавить, определить его вид. В каждом предложении подчеркнуть главные члены.

Устроили, на, танцы, журавли, болоте;

птицы, в, собрались, кружок;

на, подпрыгивали, ногах, они, длинных, кружились, и;

журавли, хлопали, другие, крыльями;

Используя ленту букв, расскажите, на какие группы делятся звуки и буквы в русском языке?    

Плясал неутомимо как пишется

– Дайте характеристику гласного звука.    

  8 урок.    

                Рассмотрите схему. О чем она говорит?

Плясал неутомимо как пишется

  ЗАДАНИЯ  ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КАРТОЧКАМ

 Карточка 1.

1) Указать, без какой части не может существовать слово: приставка, корень, суффикс, окончание.

2) Отметить лишнее слово в группе однокоренных: хлеб, хлебный, хлебнуть, хлебушек, хлебороб, хлебница. Разобрать слова по составу.

 Карточка 2.

1) Вписать нужные слова.

Часть слова, которая является общей для родственных слов, называется ___________________________.

Родственные слова называют также _____________________.

2) В группе родственных слов найти и подчеркнуть лишние: мышка, мышь, мышонок, смышлёный, мышеловка. Родственные слова разобрать по составу.

 Карточка 3.

1) Среди данных однокоренных слов найти и подчеркнуть лишние: чайник, чай, чайная, чайка, чайничек, чаёк, отчаянный.

2) Записать слова в два столбика соответственно схемам:

Плясал неутомимо как пишется

зима, зимний, дорожка, весна, домишко, лужок, слово, корзинка, озеро, ключик, страна.

 Карточка 4.

1) Найти лишнее среди однокоренных слов: ледяной, ледник, ледок, следы, ледышка, лёд, обледенелый.

2) Записать слова в два столбика по схемам:

Плясал неутомимо как пишется

золото, стрелок, бросок, океаны, столик, письмо, дружок, майский, доброта, берёза, осень.

  9 урок.  

1.     Прочитайте слова, выделите группы родственных слов, запишите, выделите корень: ходить, звонок, задворки, ходьба, звонкий, лесник, дворник, лесники, походный, у лесника, двор, переход, звон.

– Какие слова вы не записали? Почему?  

– Как доказать, что это формы одного и того же слова?  

– Какая   часть в слове образует новую форму этого слова?

– Вернёмся к группам однокоренных слов, которые у вас получились. Определите, какая часть слова изменяет основу, образует новое слово. Выделите ее.

2.                          Формулирование правила по схеме.

Плясал неутомимо как пишется

ЗАДАНИЯ  ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КАРТОЧКАМ

 Карточка 1.

1) Вписать нужные слова.

Приставка – это часть слова, которая стоит _______________ и служит для ______________________.

2) В группе однокоренных слов подчеркнуть лишнее: жалость, жалоба, жалкий, ужалить, жалеет, жало, пожалеть, жалко, жалостливый.

 Карточка 2.

1) Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов называется ____________________________.

В слове обозначается знаком ________________.

2) Найти в данной группе слов слова с приставками. Приставки выделить: принести, катать, рассмеяться, научить, печь, спрятать, смех, воробей, снежок, вырастить, заснеженный.

 Карточка 3.

1) Приставка – это часть слова, которая стоит _____________ и служит для _____________________.

2) В данной группе слов найти слова с приставкой  выделить ее: сломать, спрыгнуть, слово, слепить, смех, сделать, снежок, сбегать, спелый.

 Карточка 4.

1) Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов называется _______________________. В слове эту часть обозначают так: ____________________.

2) В данной группе слов найти слова с суффиксом Плясал неутомимо как пишется выделить его: чайка, прогулка, свечка, чашка, записка, дочка, риск, песок, дорожка.

 Карточка 5.

1) Суффикс – это часть слова, которая стоит ______________ и служит для _____________________.

2) В данной группе слов найти слова с суффиксом Плясал неутомимо как пишется выделить его: листок, молоко, дружок, бережок, урок, петушок, крокодил, сынок, пушок, сок.

 Карточка 6.

1) Найти слова с суффиксом Плясал неутомимо как пишется выделить его: замочек, щека, кусочек, аптека, смекалка, уголочек, молоточек, горошек.

2) Данные слова распределить в 2 столбика по схемам:

Плясал неутомимо как пишется

выход, посадка, рассада, проход, вылет, примерка, записка, заплыв, присыпка.

  10 урок.  

Прочитайте слова, с которыми работаем сегодня:

Плясал неутомимо как пишется

– Определите количество слогов,

поставьте ударение в словах.

 Какие орфограммы можно выделить для запоминания?

– Объясните, откуда взялась непроизносимая согласная в корне первого слова. (Для этого вспомните, как оно образовалось в русском языке).

– Объясните значение слова «прекрасный». Можно ли поставить в один ряд с ним слово «красный»?

  11 урок.

Плясал неутомимо как пишется

        г..ра –                        кни..ка –                              со..нце –

 гóры,  горный              книжек,  книжечка            солнышко

Чтение правил-рифмовок (Записаны на плакатах, стендах или на доске.)

                        Безударный гласный.

                        Стоп! Писать опасно!

                        Чтоб развеять все сомненья,

                        Ставьте звук под ударенье.

                        Парные согласные

                        Самые опасные.

                        Парный в слове проверяй, слово смело изменяй –

                        Рядом гласный подставляй!

                        Иногда согласные

                        Играют с нами в прятки.

                        Они не произносятся,

                        Но пишутся в тетрадке.

                        Чтобы знать, как писать,

                        Надо слово изменять

                        И за звуком непонятным

                        Быстро гласную искать.

 Распределительный диктант.

1. Записать слова в три столбика (с безударной гласной, с парной согласной, с непроизносимой согласной в корне), подчеркнуть орфограмму:

бедняк, боец, газетка, низкий, свистнул, водичка, доблестный, девчонка, далёкий, тростник, рулетка, закуска, граница, лапки, капустный, сюрприз, поздно, сердце.

2. Взаимопроверка в парах

ЗАДАНИЯ  ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КАРТОЧКАМ

 Карточка 1. К данным словам подобрать проверочные, выделить корни: см..шной, т..хонько, покр..снел, ч..стота, н..чевал, п..стреют, в..ренье, взгл..нул, прив..зил, м..сной.

 Карточка 2. Списать текст, вставить пропущенные буквы. Выполнить разбор слов по составу.

На крутом б..регу р..ки начинается с..сновый2 бор. К..чается под ветром высокая2 тр..ва. Г..няются над лугом в..сёлые стрекозы. Порхают кр..сивые бабочки. Между тр..винками2 по сухим кочкам сп..шат2 хл..потливые муравьи.

 Карточка 3. Вставить, где это необходимо, непроизносимую согласную, записать проверочное слово.

Мес..ность, пас..бище, вес..ник, интерес..ный, доблес..ный, опас..ный, чес..ный, звез..ный, чудес..ный, прекрас..ный.

 Карточка 4. Списать, вставить пропущенные буквы. Поставить нужные знаки в конце предложений.

Поз..няя осень, гр..чи ул..тели (Н. Некрасов). Здра..ствуй, со..нце да утро в..сёлое (И. Никитин). Моро.. и со..нце! День чудес..ный (А. Пушкин). Здра..ствуй, князь ты мой прекрас..ный! Что ж ты тих, как день ненас..ный? (А. Пушкин.) С окрес..ных гор уже сн..га сб..жали мутными руч..ями (А. Пушкин).

 Карточка 5. Вставить пропущенные буквы, записать проверочные слова.

Конфе..ка, кру..ка, маршру..ка, ло..кий, опт..ка, пило..ка, мину..ка, доро..ка, девя..ка, ни..кий, кре..кий, крова..ка,запи..ка.

В проверяемых словах выделить суффиксы.

  12 урок.

 Прочитайте слова: аллея, коллектив, пассажир.

– Что интересного заметили?

На какое правило эти слова?

Можно ли проверить их написание? Почему?

Разгадывание кроссворда.

1. Комната для занятий в школе.

2. Асфальтированная скоростная дорога.

3. Название нашего государства.

4. Небольшое прозаическое произведение.  

5. Название языка, на котором мы говорим.

6. Человек,  совершающий  поездку  в  каком-либо  виде  транспорта.

Плясал неутомимо как пишется

– Запишите эти слова в тетрадь, подчеркнув двойные согласные.

Плясал неутомимо как пишется

ЗАДАНИЯ  ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КАРТОЧКАМ

 Карточка 1. Записать словосочетания, вставить пропущенные буквы, отмеченные слова разобрать по составу, подчеркнуть двойные согласные.

Килограмм яблок, сонный2 лес, классный2 журнал, кре..кие вожжи, коллекция лист..ев, длинная2 лес..ница, субботний2 вечер, интерес..ный рассказ2, б..рёзовая2 аллея, школьный2 утренник, скорос..ное2 шоссе, чугунные2 рельсы.

 Карточка 2. Записать пословицы, подчеркнуть двойные согласные, разобрать по составу отмеченные слова.

Бездонную2 бочку водой не наполнить. Воз рассыпал, а два собрал. В субботу на работу, в воскресенье на веселье. Длинная2 нитка – ленивая2  швея. Русский в словах горд, в делах твёрд. Поддельное2 золото темнеет. Легко привыкнуть – трудно расставаться.

  15 урок.

Работа со словами.

Под..езд, с..ёмка, об..явил, пред..юбилейный, вороб..и, в..юга, плат..е, сем..я.

– Прочитайте слова.

Подумайте, какой знак нужно вставить в каждое слово.

Запишите слова в тетрадь.

Подготовьтесь к объяснению.

– Что необходимо сделать, чтобы дать ответ Почемучке?    

Поработай со схемами.

Сделай вывод.

Плясал неутомимо как пишется

(В первой схеме черный квадрат обозначает твёрдый согласный; во второй – заштрихованный – обозначает мягкий согласный.)

Перед е, ё, и, ю, я

Я в словах стою, друзья.

Здесь моя семья, жильё –

Перед я, ю, е, и, ё.

Было «сели», стало «съели».

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник? (Твёрдый знак.)

Эти знаки – буквы две –

Верно служат при письме.

Им почёт и уваженье

За примерное служенье.

Вот, как видишь, не пустяк

В алфавите каждый знак.

– Запишите слова в три столбика: с разделительным ь, разделительным ъ и слова, в которых не пишется ни ъ, ни ь.

Объявление, отъезд, гостья, вход, угощенье, объём, изгородь, подъёмный, въезд, мытьё, варенье, объединение, вьюжная, разъярённый, братья, терпенье, взял.

Проверьте в парах.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КАРТОЧКАМ

 Карточка 1. Списать текст, вставить нужную букву. Выделить в словах с разделительным ъ приставки, подчеркнуть гласную, с которой начинается корень.

Волк ужасно раз..ярён –

С..есть ежа не может он.

Еж, хотя он и с..едобен,

Для с..еден..я неудобен:

С..ёжась, выставил иголки –

Об..егорил злого волка.

 Карточка 2. Списать. Вставить в слова (где это необходимо) разделительный ъ или ь.

С..ёмка, об..ход, л..ётся, от..езд, об..едки, в..юнок, вз..ерошил, с..пуск, об..явление, раз..единить, в..юга, с..ёжился.

 Карточка 3. Списать, вставив, где нужно, разделительный  ъ или ь.

В..ётся, с..прыгнул, с..едобные, под..ехал, с..ел, терпен..е, руж..ё, под..езд, об..ятия, раз..ярённые, вз..летел, ненаст..е, мурав..и

  13 урок.

Дана схема слова: Плясал неутомимо как пишется. Нужно подобрать к ней подходящие слова.

Записка, описка, подсказка, завязка, походка, находка, загадка, отгадка, разгадка, разведка, подкладка, закладка, подружка, погрузка, покраска, перебежка, пробежка, загрузка, усмешка, насмешка и др.

– Что общего между всеми словами?    

2. Составление таблицы изученных приставок.

– Какие приставки вы встретили в названных словах?    

– На какие группы их можно разделить?    

– Какие еще приставки можете вспомнить?  

– Распредели их в колонки  таблицы.    

Чтение рифмовок.

Зачитался, засмеялся,

нагулялся, наигрался –

Здесь в приставках за- и на-

буква а стоять должна!

Подумал, долил, добежал, сосчитал,

отвесил, вогнул, обошёл, подписал –

в словах здесь приставки на о отыщи,

запомни и правильно их запиши.

ЗАДАНИЯ  ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КАРТОЧКАМ

 Карточка 1. От слов носить, кричать, плясать, тащить с помощью приставок по-, за-, на-, вы-, пере- образовать слова (какие возможно). Приставки выделить.

 Карточка 2. Списать текст. Найти слова с приставками, выделить приставки, подчеркнуть предлоги.

Быстрые чёрные птички с белыми грудками и длинными2 хвостами летают в воздухе. Они подлетают к карнизу дома, мастерят что-то, улетают, опять прилетают. Ласточки лепят из глины гнездо4.

Полетит птичка на берег реки, принесёт в клюве кусочек глины, прилепит к стене и полетит за другим.

 Карточка 3. Списать слова, вставить пропущенные буквы, выделить приставки: з..тянул, н..колол, о..дохнул, п..р..вернул, н..ливал, п..хвалил, по..держал, ..тдавал, ..тбил, з..плясал, по..ставил, н..строил.

Организация,

мотивировка учащихся на освоение нового
материала с учетом изученного ранее

3.Слово учителя.

Л.Н. Толстой: “Счастливая, счастливая,
невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней?
Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником
лучших наслаждений”.

Ф. М. Достоевский«Знайте то, что нет
ничего выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее
какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из
родительского дома… прекрасное, свежее воспоминание, сохраненное с детства,
может быть, самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрали таких
воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь».

— Ребята, скажите, пожалуйста, о чем эти
высказывания? (о детстве)

Какое произведение мы будем изучать на
этом уроке? (Повесть «Детство» М. Горького) Запись темы урока. Какие
основные задачи урока стоят перед нами?

— Тема нашего урока “Две жизненные
правды”. Как вы понимаете это сочетание?

Каким вы представляете себе эту пору
детство? Составьте кластер

(к доске выходят желающие)

Детство

Таким ли мы видим детство у М. Горького?
(нет)

Почему? С чем это связано?

Понятие о художественной автобиографии.

(Ученики отмечают, что в повести имя
главного героя совпадает с именем автора. Алеша Пешков болел холерой летом
1871 года в Астрахани в возрасте 3 лет. Его отец ухаживал за сыном, заразился
и умер. В главе 1 читаем: «Я был тяжко болен, — только что встал на ноги; во
время болезни – я это хорошо помню – отец весело возился со мною, а потом
вдруг исчез, и его заменила бабушка, странный человек». После смерти отца
мать с сыном возвращаются в семью матери. Находим подтверждение этого факта в
повести. Ребята приводят и другие примеры.)

На
основе презентации обучающиеся вспоминают, где и как жила семья Алеши, какова
была общая атмосфера в доме.

!А нужно ли говорить об этом, об этих
некрасивых людях, жестоких сценах, грубости?

4.Физкультминутка (Релаксация)

Упражнение «Четыре стихии».

— «Четыре стихии»- это земля,
вода, воздух, огонь. Если я скажу «земля» — вы приседаете на
корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу «вода» — вы
вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу
«воздух» — вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх,
глубоко вдыхаете. Если я скажу «огонь» — вы вращаете руками в
локтевых и лучезапястных суставах. Понятно? А сейчас потренируемся. Тот, кто
ошибется, может исправить ошибку. Начали.

На сегодняшнем уроке мы попытаемся
вместе с Алёшей понять, какие они, дед и бабушка, что несут в мир, по каким
законам живут, увидим, какие уроки дают мальчику. Наша задача — не
просто представить характеристику персонажа, но и попытаться доказать, что
рассмотренный персонаж оказал огромное воздействие на формирование личности и
характера Алеши.

Сегодня мы поработаем в группах. Ваша
задача: на основе аналитической работы с текстом представить сравнительную
характеристику бабушки и деда Алеши, выявить, какую роль они сыграли в
формировании его личности.

5. Работа в группах.

1 группа рассматривает внешнюю
характеристику бабушки.

Чтение описания учащимися. —

2 группа оценивает душевные качества
бабушки.

3 группа дает характеристику деду Алеши.

Вопросы к учащимся 1 и 2 группы.

1.Опишите портрет бабушки. Какими
средствами образного языка пользовался Горький, создавая этот портрет? Какие
эпитеты, сравнения использует Горький для описания внешности бабушки??

2. Когда Алеша плыл на пароходе, что
привлекало его в бабушке? найдите подтверждение в тексте. Каковы особенности
ее речи? Как ласково называла она Алешу? Какими словами выразил писатель
чувство благодарности своей бабушке?

3.- Какую роль играла бабушка в доме? В
каких эпизодах переданы ее доброта, стремление внести в отношения между
людьми дух миролюбия? Какова молитва бабушки? Какой показана Акулина Ивановна
в праздничные вечера? Какой представляется она Алеше во время пляски и какой
запечатлел ее художник на рисунке? (Прочитать этот эпизод выразительно,
назвать слова, передающие красоту движений бабушки и богатство ее творческих
сил).

4. Как ведут себя во время ссоры братьев
бабушка и дед, и как это характеризует каждого из них?

5. Как во время сцены наказания вела
себя бабушка?

6. Объясните, в чем причина покорности
бабушки деду Каширину?

7. Почему Алешу так поразила бабушка во
время пожара? Какими глаголами передается быстрота ее движений? Как она
организует тушение пожара? Чем интересен эпизод с конем Шарапом? Какие строки
из повести можно подписать под рисунком Дехтерёва Б. А.?

8.Какие черты, присущие простым русским
людям, воплотил Горький в образе бабушки?

9.В чем жизненная правда бабушки.
Докажите. Что она убидительнее правды деда.

Цель

Постановка учебной задачи и открытие новых
знаний

Вопросы к учащимся 3 группы:

1.Опишите первое впечатление Алеши от
встречи с дедом. Как дед разговаривает с людьми? Какое чувство он вызвал у Алеши?
Как об этом сказано в тексте?

2.Как ведут себя во время ссоры братьев
бабушка и дед, и как это характеризует каждого из них?

3. кто был главным виновником той
«обильной жестокостью» жизни в доме Кашириных?

4.почему жестокость и жадность стали
преобладающими чертами характера деда? Вспомните сцену наказания. Объясните
причину жестокого поведения деда.

5.Выясните манеру деда разговаривать с
людьми, отыскиваем в первой и второй главах характерные для речи деда
повелительные интонации

6.как изображена внешность Каширина? Чем
отличается дед от своих сыновей, Якова и Михаила? Как портретная
характеристика деда подтверждается его поступками и суждениями о людях?
Почему у Алеши было «особенное внимание, опасливое любопытство» к деду?

7- Какими были детство и юность деда?
Какие картины рисуются Алеше в рассказе деда о своей молодости?- Каким увидел
деда в этой беседе Алеша?

8 Что же ожесточило деда?

9 Как повел себя дед во время пожара?

10.В чем жизненная правда деда?

Анализ эпизода «Пожар»

Пожар в красильне”. Ответьте,
какие черты характера выявились в этой сложной, драматической ситуации?

( Выборочный пересказ.)

— Дед растерялся, пришёл в отчаяние, не
сопротивлялся, тихонько выл, бегал, суетился, отдавал бессмысленные
приказания. Им руководило чувство собственного сохранения: приказывает
Григорию остановить бабушку, выпускает повод из рук, обвиняет других, скупо
хвалит Акулину Ивановну.

Бабушка не теряет самообладания;
собранная, решительная, она рискует собой, заботится о других; обожжённая,
чувствует не свою, а чужую боль.

Образ бабушки – один из самых
очаровательных женских образов в русской литературе. Некрасов, поэт 19 века,
написал:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдёт.

— Пожар – не самое страшное испытание,
судьба пошлёт героям разорение и нищету.

Как восприняли герои бедствие?

( Бабушку не изменили тяжёлые
материальные испытания, её отношение к миру и людям остаётся прежним. Она
остаётся щедрой, сострадательной, не склоняет головы перед трудностями,
внушает Алёше веру в то, что человек должен быть стойким, должен бороться с
трудностями: “ Мы с тобой не прокормимся, — мы? Великое дело!”

Дед стал злым, жалким, беспомощным,
ничтожным)

— Почему герои такие разные в одинаковых
жизненных ситуациях? В чём жизненная правда каждого из них7

( Бабушке чужды идеалы Кашириных:
честолюбие, стремление выбиться “ в люди”, командовать, презрение и
жестокость к слабым, бедным. Её ценности “вечные”- вера в Бога, любовь к
людям, сочувствие, сострадание, щедрость, терпение.

Крушение идеалов разрушило жизненную
основу деда. Его ценности – преходящие

Анализ эпизода «Посиделки в доме деда
Каширина»

Перечитайте,
как плясали Цыганок и бабушка Акулина  Ивановна. Сравните их пляску. Как
в танце проявляются характеры этих героев?

Бешено
звенела гитара, дробно стучали каблуки, на столе и в шкапу дребезжала посуда,
а среди кухни огнем пылал Цыганок, реял коршуном, размахнув руки, точно
крылья, незаметно передвигая ноги; гикнув, приседал на пол и метался золотым
стрижом, освещая все вокруг блеском шелка, а шелк, содрогаясь и струясь,
словно горел и плавился.

Цыганок
плясал неутомимо, самозабвенно, и казалось, что, если открыть дверь на волю,
он так я пойдет плясом по улице, по городу, неизвестно куда…

Бабушка
не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись,
покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется
нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись
чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой
улыбкой. Откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то;
опустив голову, замерла, прислушиваясь, улыбаясь все веселее, – и вдруг ее
сорвало с места, закружило вихрем,  вся она стала стройней, выше ростом,
и уже нельзя было глаз отвести от нее – так буйно красива и мила становилась
она в эти минуты чудесного возвращения к юности!

Цыганок
пляшет весело, самозабвенно, увлекая своим настроением всех зрителей. В
пляске проявляется его темперамент, стремление к свободе и какой-то совсем
иной, лучшей жизни. Бабушкин танец больше похож  на лирическую песню,
где всему есть место: и грусти, и тоске, и доброму веселью. Пляска
преображает Акулину Ивановну и одновременно открывает ее сердце, где много не
только мудрости и тревоги много жившего человека, но и молодого задора, не
утраченного с годами упоения жизнью, удивления перед ней.

-Перечитайте,
как плясали Цыганок и бабушка Акулина  Ивановна. Сравните их пляску. Как
в танце проявляются характеры этих героев?

6. Аналитическая беседа.

— Почему бабушка и дед такие разные?
Каковы их жизненные принципы? Бабушка – любовь к людям, щедрость и терпение,
вера в Бога.

 Дед – У деда своя жизненная
правда. Очень боялся нищеты, всячески цеплялся за жизнь.

-Но что–то хорошего осталось из
воспоминаний о деде? Чему учил? (1. Родной бьет – это не обида, а наука!
Чужому не давайся! Меня так били, что «поди-ка сам Господь Бог глядел и
плакал!» стр.122 –зачитывает ученик. Дед жалуется? (Нет) 2. В чем смысл его
слов? (Гордость за человека. Человек все может вынести! И дед хлебнул много
горя, может быть поэтому он такой жестокий). 3. Дед не любил доносчиков!
«Донос – не оправданье! Доносчику первый кнут!»

Правильный вариант написания слова: куришь

Правило

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

  • в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от  правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ  -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ  -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь  — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).

  • Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

  • Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Морфологический разбор слова куришь

1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: курить (инфинитив);
Постоянные признаки: 2-е спряжение, переходный, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.

Примеры использования и цитаты

* * * Непогода — осень — куришь, Куришь — все как будто мало. Хоть читал бы — только чтенье Подвигается так вяло. Серый день ползет лениво, И болтают нестерпимо На стене часы стенные Языком неутомимо. Сердце стынет понемногу, И…

«Непогода — осень — куришь…» — Фет Афанасий

Милый человек, если бы ты знал, что все твое человеческое держится только на том, что ты куришь, а он нет, ты не выпускал бы сигары изо рта, ты спал бы с нею, ты приказал бы мертвому тебе раздвинуть рот и всунуть туда…

«Страна негодяев» — Есенин Сергей

Ты куришь черную трубку, Так странен дымок над ней. Я надела узкую юбку, Чтоб казаться еще стройней. Навсегда забиты окошки: Что там, изморозь или гроза? На глаза осторожной кошки Похожи твои глаза. О, как сердце мое тоскует!

«Проклятие зверя» — Андреев Леонид

Похожие слова

Доброе утро!

23 февраля в городе Орске Оренбургской области «Молодая гвардия Единой России» торжественно возложила цветы к братской могиле венгерских военнопленных в рамках акции «Защити память героев». Когда им объяснили, на чьей стороне воевала Венгрия во Второй мировой войне, защитники памяти героев оправдались «невнимательностью». Внимание, новости:

  • Адвокаты нашли Навального в СИЗО-3 города Кольчугино Владимирской области. Он сушит сухари.
  • Журналист Илья Азар получил 15 суток ареста и 150 тысяч рублей штрафа за прошлогодние посты в фейсбуке.
  • Бывшая глава МИД Австрии, у которой Путин плясал на свадьбе, войдет в совет директоров «Роснефти».
  • В Австралии пандемия породила авиарейсы с неизвестным пунктом назначения.

Сухари в Кольчугине

Адвокаты Алексея Навального обнаружили своего подзащитного в СИЗО-3 города Кольчугино Владимирской области и встретились с ним. Судя по посту, который он написал для инстаграма, настроение у него нормальное: «Не поверите, но мы сушим сухари, и я никогда не думал, что это может быть так увлекательно. Сейчас у нас соревнование двух кухонь: стрит-фуд и молекулярной». Школу стрит-фуд представляет сокамерник Навального Дмитрий (статья 158 «Кража»), школу молекулярной кухни – Сергей (статья 159 «Мошенничество»). Писем Навальный не получает, ларьком для покупки продуктов пользоваться не может, доступа к библиотеке тоже пока не имеет. Зато в прогулочном дворике есть турник. Здесь Ольга Романова из «Руси сидящей» объясняет, что такое этап и куда может поехать Навальный дальше (если не в колонию в Покрове).

Минторг США – вслед за Минфином – объявил свои, торговые, санкции в отношении российских компаний в связи с преследованием Навального. Оглашенные накануне основные санкции (вот их подробный разбор) являются первым этапом: если Россия не задекларирует и не уничтожит свое химическое оружие, последует второй этап (так диктует закон).

В Москве суд отправил в СИЗО до 20 апреля Романа Пичужина – по делу о применении насилия в отношении полицейского на акции 31 января. Пичужина задержали на выходе из спецприемника, где он отсидел 30 суток за участие в митинге.

Инстаграм удалил 530 фейковых аккаунтов из России, занимавшихся отвлечением пользователей от акций протеста в поддержку Навального и запугиванием тех, кто собирался в них участвовать.

Жизнь «иностранных агентов”

Российский Минюст объявил «иностранным агентом» независимый профсоюз медработников «Альянс врачей». Его глава Анастасия Васильева находится под подпиской о невыезде с запретом определенных действий – ее обвиняют в рамках «санитарного дела». Она утверждает, что никаких уведомлений от Минюста не получала и что на работе профсоюза это не скажется.

В суд на российский Минюст подают люди, объявленные ранее «иностранными агентами» разных мастей, в том числе главред региональной независимой газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин (вот разговор с ним) и правозащитник Лев Пономарев.

Тверской суд Москвы отклоняет жалобы Радио Свобода на штрафы, связанные со статусом «иностранного агента» (жалоб много, сегодня отклонение продолжится). Дело поручено судье Криворучко – он известен своим вкладом в гибель аудитора фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского.

Другие «враги»

  • Журналист Илья Азар приговорен к 15 суткам административного ареста и штрафу в 150 тысяч рублей за два прошлогодних поста в фейсбуке. В одном посте Азар писал о пикете против поправок к Конституции, в другом – о пикете против преследования бывшего журналиста «Коммерсанта» Ивана Сафронова.
  • Корреспондент «Медузы» Иван Голунов выложил видео своего задержания, смонтированное из кадров с камер видеонаблюдения. Из записей следует, что полицейские дежурили у дома Голунова с самого утра, точно знали, куда он пойдет днем, и готовились задержать журналиста в конкретном месте. Виден момент, когда ему подбрасывают наркотики.
  • «Роснефть» подала в суд на «Новую газету», «Важные истории» и Bloomberg. В чем суть иска, пока не ясно, но «Важные истории» связывают его с публикацией о покупке «Роснефтью» доли в итальянском шинном гиганте Pirelli за счет средств пенсионных фондов и передаче акций приближенным к руководству лицам через московскую учительницу танцев.
  • Предприниматель Сергей Котляренко подал в суд на издание Baza после публикации расследования о том, что 20-летняя дочь бывшего вице-премьера Шувалова Мария получила от компании Котляренко более двух миллиардов рублей.
  • Сын покойного сотрудника НКВД подал заявление в полицию на томича Дениса Карагодина. Карагодин добился от ФСБ и других российских ведомств права ознакомиться с делом своего прадеда, расстрелянного в 1938 году, и установил личности всех причастных к этому расстрелу. Теперь сын одного из причастных утверждает, что расследование Карагодина «дискредитирует» имя его отца. Карагодина даже допросили.

Сильные мира сего

  • В Иркутске задержаны начальник колонии № 6 и глава отдела СИЗО-1 в связи с пытками заключенных, из которых пытались выбить показания о бунте в ангарской колонии весной прошлого года. Вот подробности этого дела (не для слабонервных).
  • В Пензе возбуждено уголовное дело в отношении полицейских, которые избили задержанного, раздели его догола и угрожали изнасиловать дубинкой.
  • Бывшая министр иностранных дел Австрии, у которой Путин плясал на свадьбе, войдет в совет директоров «Роснефти» и будет сидеть там вместе с бывшим канцлером Германии социал-демократом Герхардом Шредером и бывшим агентом Штази Маттиасом Варнигом.
  • Четвероюродный брат Рамзана Кадырова назначен врио мэра Грозного.
  • Рассказ о дворце патриарха московского и всея Руси в Геленджике. К окруженному виноградниками дворцу с одной стороны прилегает известная теперь всем резиденция Путина, а с другой – санаторий для детей с ДЦП. Когда патриарх приезжает попить вина в свой дворец, детей из того крыла, что смотрит на дворец, выселяют.

Ближайшие соседи России

  • Беларусь. Волонтер штаба Тихановской Руслан Парфенов приговорен к 5 годам колонии – его обвиняли в изготовлении ежей против милиции. Минчанин получил 4 года колонии за то, что пытался скрыться от громивших его машину силовиков и сбил инспектора ДПС.
  • Украина. Российский суд приговорил 62-летнего жителя Крыма Олега Приходько к 5 годам колонии за «подготовку терактов» (Приходько вывешивал на своем доме флаг Украины). Верховная Рада Украины одобрила единое киевское время на всей территории страны, включая Донбасс, и отменила переход на летнее и зимнее время.
  • Кыргызстан. Парламент одобрил в первом чтении законопроект о референдуме по новой Конституции, хотя ее текста никто не видел. Суд в Бишкеке выпустил из колонии под подписку о невыезде криминального авторитета Камчыбека Кольбаева (обеспокоены даже США).
  • Армения. В отношении экс-премьера и лидера оппозиции Вазгена Манукяна возбуждено уголовное дело о призывах к насильственному изменению существующего строя.

Вокруг света

  • При нападении с холодным оружием в шведском городе Ветланда пострадали восемь человек, один – серьезно. Дело расследуется как теракт.
  • Партия венгерского премьера Виктора Орбана «Фидес» вышла из правоцентристской Европейской народной партии в Европарламенте, не дожидаясь, пока ее официально исключат. ЕНП внесла изменения в свои правила, которые открыли возможность для исключения целых партий, а не только отдельных депутатов. Требования об исключении «Фидес» из ЕНП в последние годы звучали все чаще. ЕНП остается крупнейшей силой в Европарламенте и после выхода «Фидес».
  • Главный прокурор Международного уголовного суда открыла официальное расследование предполагаемых военных преступлений на палестинских территориях. Израиль негодует.
  • Госсекретарь CША Энтони Блинкен заявил в первой программной речи, что США больше не будут продвигать демократию силой. Единственной угрозой стабильности в мире Блинкен считает Китай.
  • В Мьянме при разгоне протестов в среду были убиты 38 человек. Здесь подробнее.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро среды, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России упал до 10 535 (накануне было на 30 случаев больше). Число инфицированных в стране с начала эпидемии составило 4 млн 279 тысяч. Официальное число жертв достигло к утру среды 87 348 человек (+452 за сутки).

В Петербурге открыли мемориал врачам, умершим от COVID-19, – это бронзовая скульптура «Печальный ангел» петербургского художника Романа Шустрова (весной он тоже умер от коронавирусной инфекции). Открытие с участием губернатора Беглова прошло раньше срока и без участия инициаторов создания мемориала. Вдову Шустрова заманили на церемонию обманом.

Вакцинация в регионах России идет отнюдь не так успешно, как в Москве: губернатор Забайкалья попытался записаться на прививку, но ему не смогли назвать дату (потому что колоть нечего).

Прилетевшие в Словакию 200 тысяч доз «Спутника V» вызвали не только политический кризис, но и возмущение со стороны Украины: когда радиоведущий спросил словацкого премьера Матовича, что тот пообещал Путину в обмен на вакцину, Матович ответил: «Украинское Закарпатье». МИД Украины уже объяснил, что лучше так не шутить (но ведь еще и венгры могут объяснить, что Матовичу лучше не «торговать» их историческими землями).

Локдаун в Германии продлен до 28 марта. В Австралии локдауна нет, но границы закрыты – чтобы стимулировать внутренний туризм, авиакомпания Qantas запускает рейсы с неизвестным пунктом назначения.

Для жаждущих знаний – подробные и понятные объяснения о вакцинном иммунитете плюс смешные терзания о том, что называть мутации коронавируса «британской», «южноафриканской» и т.д. неполиткорректно (над проблемой уже работает большая группа экспертов ВОЗ).

Шесть ссылок

  • Российский XIX век. Рассказ о бесславной судьбе реформ Александра I. Или: к 160-летию отмены крепостного права – история освобожденных крестьян села Рыбацкое (сейчас это район Петербурга), рассказанная их потомком.
  • Литература. Гид Кирилла Корчагина по французской поэзии второй половины XX века. Или интервью Филипа Рота 1988 года – из сборника его эссе и бесед «Зачем писать» (изд-во «Книжники»).
  • Скажи «прощай» концепции бабьей доли. Фрагмент из книги французского философа Катрин Малабу «Стертое удовольствие. Клитор и мысль». Или истории женщин, столкнувшихся с репродуктивным насилием.
  • Больше интересных текстов, интервью и актуальных репортажей вы всегда найдете в Telegram-канале Настоящего Времени.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Пляж был пуст друзья прошли на самый край мола сочинение проблема сочинение
  • Плохой товарищ не подмога как пишется
  • Плохо слышащий как пишется правильно
  • Плохой мир сказок владаря
  • Плюсы и минусы радио сочинение
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии