Слово «пловец» во всех формах правильно пишется с корнем на «о»: «Неважный он пловец, еле на воде держится»; «В нашем новом бассейне созданы все условия для круглогодичной тренировки пловцов»; «Она сильная пловчиха, переплывает широкую реку по косой против течения». Ударение падает на следующую после корня «плов-» гласную.
Писать это же существительное неправильно, с «а» в корне, побуждает, скорее всего, некорректная ассоциация на глагол: «плавать», так, может быть, «плавец»? Нет, нужно всё-таки на «о», поскольку в корнях «плав-»/«плов-» плавающее ударение вызывает смену гласных:
- Под ударением только «а»: пла́вание, пла́вно, пла́вать, пла́вность.
- В безударной позиции «о», если сразу за корнем через согласную идёт ударная «е»: плове́ц. То же самое – в женском роде: пловчи́ха. Это, в сущности, социальный пережиток, женский и средний (общий) роды считаются словоформами мужского (подробнее см. ниже).
- В остальных случаях опять «а»: плавни́к, плавуне́ц, плаву́честь, плаву́чий.
Также возможная причина ошибок – заимствование из других восточнославянских языков с потерей мягкого знака в конце, но в них это слово произносится (в русском звучании) как «плавэ́ць» (ударение на «э»). И это, вместе с «плавучесть», «плавуне́ц» (ударение на «е» через слог от корня), «плави́льщик» (ударение на первую «и»), и т.п. объясняет причину смены гласной в корнях «плав-»/«плов-» при уходе с них ударения: в словах подобного строения наблюдается своего рода «борьба за первенство» трёх самых сильных гласных русского языка «а», «е» и «о». Сильных фонетически, по лёгкости произношения и распознавания на слух. Самая сильная из них «е», затем «о» и «а». «Сильные» гласные как бы стремятся оттянуть ударение на себя, что фонетически дополнительно усиливает данную гласную.
Объяснение правил
Согласно указанному выше признаку гласных звуков – «фонетической силе» – в процессе словообразования ударение может переходить с корня исходного слова (в нашем случае это глагол «пла́вать») на суффикс («плаву́чий») или окончание («плове́ц»). «Уплывание» ударения позволяет слушателю легче распознать, что слышимое им слово уже другое или даже иная часть речи. Но уход ударения с корня снижает общую разборчивость слова, и тут начинает играть существенную роль «фонетическое обрамление» значащей гласной односложного корня согласными. Поэтому:
- Если его (слова) часть с «е» в ударной позиции следует непосредственно за исходным корнем «плав-», то гласная «а» в корне заменяется на более сильную: «пла́вать» – «плове́ц».
- «а» в ударном корне не меняется, так как, находясь под ударением, она «пересиливает» безударные «е» и «о»: «напла́вом», «пла́вание», «пла́вающий», «пла́вен» (ход чего-то), «пла́вно».
- Когда в следующей за корнем ударной позиции стоит гласная слабее «о», «а» и «е», то корневая гласная также не меняется: «плави́льщик», «плаву́чий», «сплави́на».
- Если же ударная позиция уходит дальше от корня и располагается через слог с заведомо менее сильной гласной, или отделяется от корня парой согласных, то и гласная в корне остаётся той же самой: «плавни́к», «плавуне́ц», «сплавно́й».
- Указанные правила действуют на каждое отдельное слово во всех его словоформах (личных для глаголов, падежных для существительных и прилагательных). То есть, если, к примеру, в «пловец» корень «плов-», то им он и остаётся во всех числах и падежах мужского и женского родов (соответствующего среднего рода нет), см. далее.
Кажущимся исключением является слово «поплаво́к». Но в нём действует так называемое «правило уравновешивания». Мы ведь произносим и читаем слева направо? Безударное, но первое в порядке восприятия «о» по силе соперничает с ударным последним. Безударное «а» оказывается, так сказать, в позиции смыслового равновесия, и заменять его ради разборчивости на гласную посильнее нет нужды.
О силе гласных
«а» это фактически придыхание, выдох, очень лёгкий для произношения, но нередко теряющийся в посторонних шумах; «о» произносится с незначительным напряжением («губы трубочкой»), однако разбираемо намного лучше «а» (значительная часть его звукового спектра приходится на область наилучшей слышимости); «е» лучше всего пробивается сквозь шумы (спектр чёткий) и задействует самую чувствительную часть слухового аппарата.
Примечание: к словам с корнем на слабые гласные приведенные правила не относятся («плыть» – «плывун») .
Значение
Русское существительное «пловец» употребляется в следующих значениях:
- Некто живой плавающий: «Что это там за пловец у самого волнореза бултыхается? Идиот, волна же! Того и гляди, об бетон башкой шваркнет! Передай на дежурную шлюпку – подобрать, и сюда на беседу!» (из разговора спасателей на пляже). Частичные синонимы (уменьшительные (к мелким плавающим животным); к людям большей частью пренебрежительные) «плавунчик», «плавунец».
- Спортсмен, занимающийся плаванием: «Пловец <имярек> дисквалифицирован Международным Олимпийским комитетом за допинг, хотя на родине обнаруженный в его анализах препарат не считается запрещённым». Частичные синонимы «ныряльщик», «дайвер» (к спортсменам, занимающимся подводным плаванием).
- В военном деле боевой пловец – военнослужащий спецконтингента, специализирующийся на подводных боевых и диверсионных операциях, проводимых в легководолазном снаряжении: «Родоначальником боевых пловцов как особого рода спецвойск считается Юнио Валерио Шипионе Боргезе (князь Боргезе, Чёрный князь, Чёрный Принц)».
- В поэтической речи и в старой морской терминологии – моряк или неопознанное судно: «Что то за пловец? / Корсар, похоже. / Свистайте всех наверх! / Готовить пушки к бою!». Частичные синонимы те же, что и по п. 1.
Грамматика
Слово «пловец» – имя существительное мужского рода 2-го склонения «по-школьному» (I склонения в академической лингвистике). Состоит из корня «плов-» и суффикса «-ец» (окончание единственного числа именительного падежа нулевое). Постановка ударения и разделение для переноса пло-ве́ц. Склоняется, однако, нетипичным образом, в падежных формах наличествует выпадение гласной из суффикса (основы):
- Именительный: плове́ц (ед. ч.); пловцы́ (мн. ч.).
- Родительный: пловца́ (ед. ч.); пловцо́в (мн. ч.).
- Дательный: пловцу́ (ед. ч.); пловца́м (мн. ч.).
- Винительный пловца́ (ед. ч.); пловцо́в (мн. ч.).
- Творительный: пловцо́м (ед. ч.); пловца́ми (мн. ч.).
- Предложный: <о, в, на, при> пловце́ (ед. ч.); <о, в, на, при> пловца́х (мн. ч.).
Примечание: слово «пло́вец» (ударение на «о») также уменьшительно-ласкательное от «плов» (кушанье). Склоняется аналогично.
***
© ПишемПравильно.ру
Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог
Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.
Правописание этих слов надо знать:
Проверить еще слово:
Таблица «Безударные гласные в корнях»
ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ
Написание корня зависит от:
9 корней с чередованием Е-И
Бер-бир-А соберу-собирАть
Пер-пир-А запереть-запирАть
Мер-мир-А умер-замирАть
Тер-тир-А вытер-вытирАть
Дер-дир-А выдернуть-выдирАть
Стел-стил-А стелить-застилАть
Блест-блист-А блестящий-блистАть
Жеч-жиг-А выжечь-выжигАть
Чес-чит-А вычесть-вычитАть
Без ударения пишется О
-ГОР—ГАР выгореть
загорать
загар
-КЛОН—КЛАН-
поклониться
кланяться
-ТВОР—ТВАР-
отворить (калитку)
затвор
Искл. : утварь
Если корень оканчивается на СТ, Щ – в корне пишется А
Если корень оканчивается на С – в корне пишется О
Растение, выращен, заросли
Исключения:
О – росток, ростовщик,
Ростов, Ростислав
А – отрасль (и все производные)
—МАК—МОК-
-МАК- погрузить в жидкость
Обмакнуть кисть в краску
-мок- становиться влажным
Промокнуть под дождем
—РАВН—РОВН—
-РАВН- одинаковый
Подравнять волосы
—РОВН— гладкий
Выровнять порог
-КОС—КАС- коснуться-касАться
-ЛОЖ—ЛАГ- отложить-излагАть
Без ударения пишется А
-ЗАР—ЗОР- заря, зорька
Искл. : зоревать,
Зорянка
-ПЛАВ—ПЛОВ-
Плавники, поплавок
Искл.: пловец,
пловчиха
-СКАК—СКОЧ—
Скакать, вскочить
Искл.: скачок, скачу
составить таблицу о поверке безударных гласных
Таблица №1
№ 1.1
Безударные гласные в корне слова
Проверяемые безударные
Непроверяемые безударные Чередующиеся
гласные гласные гласные
1.
Проверяемые
безударные гласные: Чтобы не ошибиться в написании проверяемой безударной
гласной в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное
слово так, чтобы эта гласная стала ударной: дома
– дом – домик.
2.
Непроверяемые
безударные гласные: Написание слов с безударными гласными, которые нельзя
проверить ударением, следует проверять, пользуясь орфографическим словарём и
запоминать: багровый.
3.
Чередующиеся
гласные: Их написание зависит от ударения, последующей согласной,
суффикса а, лексического значения
корня.
от ударения
— гор-гар: о без уда-
рения: загорать.
Искл: изгарь, при-
гарь, выгарки.
— клон-клан:
о без
ударения: поклонился
—
твор-твар: о без ударения: творить.
Искл:
утварь
—
зор-зар: а без уда-
рения: заря.
Искл:
зоревать.
! Под ударением в данных
корнях что слышится, то и пи-
шется: загар, зорька, поклон.
от последующей
согласной
— лаг-лож: перед гàа, перед жàо: положить.
Искл:
полог.
—
раст-ращ-рос: перед ст и щàа, перед сàо: выросли.
Искл:
росток, ростов-
щик, Ростов, Рости-
слав, отрасль (и про-
изводные от них).
— скак-скоч:
перед кàа,
перед чàо: скакать.
Искл:
скачок, скачу, скачи, вскачь.
от суффикса а
—
кас-кос: в корнеàа, если после корня -а-,
в остальных случаях à
о: касался.
— бер-бир, мер-мир,
тер-тир, пер-пир, стел-стил, жек-жик, чет-чит: если после корня -а-, пишется и. В остальных случаях à
е: расстилать.
Искл: сочетать, соче-
тание, чета.
от значения слова
—
мак-мок:
-мак- =
«погружать в жидкость»: обмак-
нуть перо;
-мок- = «пропускать жидкость»: вымок-
нуть.
— равн-ровн:
-равн- = «ровный,
одинаковый,наравне»
уравнять в правах.
-ровн- = «ровный, прямой, гладкий»: выровнять землю.
Искл: равнина, по-
ровну.
! Плав-плов:
в корне
-плав-
пишется всег-
да а: жук-плавунец.
Искл:
пловец, плов-
чиха, плывуны.
№ 1.2 Буквы И-Ы после Ц
И
1.
В корне слова: циркуль.
Искл:
Цыган на цыпочках к цыплёнку подошёл и цыкнул: «Цыц!»
2.
В словах на –ция: лекция.
Ы
1.
В окончаниях слов: молодцы.
2.
В суффиксах слов: лисицын.
№ 1.3 Буквы И, У, А после шипящих
После
шипящих пишутся буквы И, У, А, а не Ы, Ю, Я: чаща.
Искл:
жюри, брошюра, парашют.
Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных / Справочник :: Бингоскул
По традиционной классификации в фонетической системе языка различаются гласные и согласные.
Что такое безударные гласные, звонкие, парные звонкие и глухие согласные: определение
Гласные отличаются музыкальным тоном и отсутствием шума при произнесении.
Подготовит к различению гласных и правописанию звонких и глухих согласных таблица:
Парными называются эти звуки потому, что мягкому соответствует похожий по произнесению твердый, а звонкому — глухой. Звуки, не имеющие таких соответствий, — непарные.
Различение парных звуков представляет орфографическую проблему. В потоке речи они часто изменяют свой звуковой образ, и пишущий затрудняется в выборе соответствующих букв.
Как правильно писать и проверять безударные гласные звонкие и глухие согласные: примеры
Общее правило для проверки правописания безударных гласных звонких и глухих согласных — подбор проверочного слова.
Как правильно выбрать букву
Найдем однокоренное слово, в котором звук в сильной позиции — под ударением, и выберем нужную букву. Трава — трАвы, ободрить — бОдрый, деревянный — дЕрево, уносить — нОсит.
Как найти слова с общим корнем и сильной позицией:
- Изменить форму числа, лица, времени: лиса — лИсы, показать — покАжет
- Изменить вид глагола: бросать — брОсить
- Заменить или убрать суффиксы или приставки: грибок — грИб
Важно: не следует выбирать для проверки глаголы с суффиксами ЫВА/ИВА, они коварно подскажут неправильное написание. ПроглОтить — проглАтывать, опОздать — опАздывать.
Правописание парных звонких и глухих согласных
В потоке речи эти звуки могут подменять друг друга: на конце слов и в определенных условиях они могут озвончаться или оглушаться. Проверка производится выбором однокоренного слова со звуком в сильной позиции — перед гласным.
Правописание звонких и глухих согласных таблица
Способы проверки | Примеры |
Изменение формы | Гриб—грибы, луг — луга |
Подбор родственного образования | Мороз — морозилка, просьба — просить, близкий — близок |
В редких случаях звуки чередуются | Коврижка — коврига (г/ж), книжка — книга (г/ж) |
При проверке учитывается значение. Не зная его, можно ошибиться. Например:
- Изморозь — узоры на стекле зимой, проверяем морозить
- Изморось — мелкий дождик, проверяем моросить
Проверять таким способом заимствования следует с осторожностью, лучше справиться в словаре.
Звуки могут не только изменяться при произнесении в речи, но и исчезать, переставать быть слышимыми. Однако при написании они сохраняются.
Выделяются из правописания глухих и звонких согласных непроизносимые согласные.
Эти звуки встречаются в сочетаниях стн, здн, ндск, нтск, вств. Слова с такими сочетаниями проверяем так же, как и в основном правиле. Грустный — грустить, поздний — опоздать, голландский — голландец, комендантский — коменданты, явственный — явился.
Не все непроизносимые звуки можно проверить: некоторые написания традиционные. Например, блестеть — но блеснуть, стекло — склянка, лесенка — лестница. Эти случаи нужно запоминать.
Урок по русскому языку во 2 классе. Тема: «Проверка безударных гласных в корне»
Открытый
урок по русскому языку во 2 классе.
Тема:
«Проверка безударных гласных в корне»
Цели:
продолжить изучение темы
о единообразном написании корня
в однокоренных словах, учить проверять
безударную гласную в корне слова;
развивать внимание,
способность анализировать и соотносить
слова друг с другом;
воспитывать интерес
к русскому языку, показать богатство и многообразие
однокоренных слов.
Оборудование: карточки
со словами с безударными гласными в
корне; стихотворение М.Бородицкой
«Птичьи скороговорки»; 2 нарисованных
паровоза с вагончиками, на которых
написаны однокоренные слова; 3 таблицы
со словами с безударной гласной в корне
слова (количество слов одинаково на
каждой таблице и не менее сидящих в
каждом ряду школьников).
Ход
урока.
I .Повторение изученного материала.
—
Прослушайте внимательно стихотворение.
Грачиха
говорит грачу:
«Слетай
с грачатами к врачу,
Прививки
делать им пора
Для
укрепления пера!»
—
Найдите в этом предложении однокоренные
слова. (Грачиха, грач, грачата).
-Что
общего у этих трех слов? (Один и тот же
корень грач).
—
А что такое корень? (Общая часть родственных
слов).
—
Как мы по-другому можем назвать
однокоренные слова? (Родственные).
-Как
мы пишем корень в родственных словах?
(Одинаково).
-Приведите
примеры. (Грач – грачата).
—
Запишите однокоренные слова «грачиха»,
«грач» и «грачата» в тетрадь. Придумайте
ещё одно однокоренное слово. (Грачиный).
II.
Работа над новым материалом.
—
Ребята, придумайте ещё однокоренное
слова. (Дом, домашний, домовой).
Если
внимательно прослушать эти слова, то
нам не везде ясно слышно, какую гласную
писать в корне слов «домашний» и
«домовой». Сегодня мы научимся правильно
находить и записывать безударные гласные
в корне слова. Но сначала мы немного
поиграем. Посмотрите на доску, в волшебной
стране Русского языка произошло крушение.
Столкнулись два состава. К счастью,
никто не пострадал, однако вагоны этих
составов так перепутались, что жители
волшебной страны никак не могут
разобраться, к какому паровозу прикрепить
тот или иной вагончик. Давайте поможем
местным жителям, посмотрите на доску.
(На
доске друг под другом располагаются
два паровоза. На первом написано слово
«л…с». На втором «л..ст». на другой
стороне доски беспорядочно прикреплены
вагончики со словами: л…сной, л…совик,
л…сничий, л…сток, л…стопад, л…стовой).
—
Посмотрите, какие гласные мы должны
поставить в словах, записанных на
паровозиках?(лес, лист).
-Какие
вагончики мы прикрепим к паровозику,
на котором написано слово «ЛЕС»? (Лесной,
лесничий, лесовик).
-Почему
именно эти вагончики мы прикрепим к
этому паровозику? (Они являются
однокоренными словами).
-Давайте
запишем эти слова в тетради и выделим
корень этих слов. Какой корень мы напишем
во всех этих словах, зная правило, что
корень в однокоренных словах пишется
одинаково? (Лес).
—
Какие вагончики мы прикрепим к паровозику,
на котором написано слово «ЛИСТ»?
(Листок, листопад, листовой).
-Почему?
(Они являются однокоренными словами).
-Запишите
эти слова, выделив корень. Какой корень
мы выделим? (Лист).
—
Посмотрите внимательно, в каких словах
гласная в корне слова звучит под
ударением, а значит, слышна четко и ясно?
(Лес и лист).
В
остальных словах ударение не падает на
гласную в корне, однако ,зная правило о
едином написании корня в однокоренных
словах, мы можем проверить её, подобрав
однокоренное слово, ударение в котором
падает на гласную корня.
—
Подберите проверочное слово к слову
«листок» (лист).
—
Подумайте, какие слова их тех, что мы с
вами уже написали, также требуют проверки?
(Лесной, лесовик, лесничий, листопад,
листовой).
—
Почему? (Потому что ударение в этих
словах не падает на гласную в корне).
—
Давайте потренируемся. Какое слово из
слов «гора» и « горный» требует проверки?
(Гора).
—
Почему это слово требует проверки?
(Гласный звук в корне слова является
безударным).
-Каким
однокоренным словом мы можем проверить
это слово? (Горный).
—
Запишите в тетради проверяемое слово
и проверочное слово, обозначьте ударение,
выделите корень и подчеркните гласную
букву в корне слова. Таким же образом
выделите однокоренные слова и запишите
их парами: проверяемое и проверочное
слово- стол, столовая; зимний, зима;
грибник, гриб. (Столовая- стол, зима-
зимний, грибник-гриб).
-Поставьте
ударение, выделите корень и подчеркните
гласную букву в корне слова.
-Как
еще можно проверить безударную гласную
в корне слова?
Послушайте
пары слов: трава- травы, река- реки, лиса-
лисы. Итак, как мы можем проверить
безударную гласную в корне слова?
(Изменить форму числа этого слова).
—
Подберите проверочное слово к словам
«пятно», «лесок», «бревно». (Пятна, лес,
брёвна).
-Запишите
эти пары слов в столбик, поставьте
ударение, выделите корень и подчеркните
гласную букву в корне слова. Какие
гласные требуют проверки? (А,о,е,и,я).
А
сейчас немного отдохнём и проведём
физкультминутку.
Мы писали,
мы писали,
Наши
пальчики устали.
А сейчас
мы отдохнём
И опять
писать начнём.
(Ученики
декламируют стишок и сжимают и разжимают
пальцы рук).
Две лягушки
–хохотушки
(Прыгают
на месте).
Отыскали
заячьи ушки,
(Показывают
над головой заячьи ушки).
Голубиных
два крыла,
(Размахивают
руками наподобие крыльев.)
Ноги, словно
у осла,
(Делают
наклоны вперед, доставая кончиками
пальцев до ног.)
Нарядились
две подружки:
(Поднимают
и опускают руки через стороны.)
Ножки, крылья,
заячьи ушки,
(Наклон,
взмах руками, имитация ушек.)
На
уроки опоздали,
Все
болото распугали.
(Все
присаживаются, как будто в страхе.)
А
сейчас мы посмотри, какой ряд лучше
всего понял тему.
Посмотрите
на таблицы. С каждого ряда по очереди
вы должны выйти по одному к доске, найти
проверочное слово и вставить безударную
гласную.
р-ка
сн-га
з-ма
н-бесный
б-жать
л-са
б-ляк
св-тить
х-дить
св-сток
п-нёк
к-рневой
п-ровой
дв-ровой
—
Лучше всего у нас справился с заданием
(называет) ряд, поэтому именно он придумает
три слова с безударным гласным звуком
в корне слова, а мы подберём проверочное
слово и запишем пары в тетрадь.
III.
Подведение итогов.
Давайте
подведём итоги урока. На этом занятии
мы вспомнили, что такое корень, однокоренные
и родственные слова.
-Как
пишется корень в однокоренных словах?
(Одинаково).
-В
каком случае нам необходимо проверить
гласную в корне слова, прежде чем записать
это слово? (Если в корне слова стоит
безударный гласный звук.)
-Какими
двумя способами можно проверить
безударный гласный звук в корне слова?
(Подобрать однокоренное слово, в котором
гласный звук в корне слова будет
находиться под ударением; изменить
форму числа этого слова таким образом,
чтобы на гласный звук в корне слова
упало ударение.)
—
Приведите примеры. (Грибной-гриб;
река-реки).
-Какие
гласные требуют проверки? (А, о,е,и,я).
IV.
Домашнее задание.
ОТКРЫЙ
УРОК ПО РУССКОМУ
ЯЗЫКУ
ВО 2 КЛАССЕ.
ТЕМА:
«
Проверка безударных гласных в корне»
МКОУ
«Краснолиманская ООШ»
Учитель
начальных
классов
Матченко Н. П.
п.
Красноармейский.
2011-2012 уч.
год
Мастер – класс по теме «Безударные гласные в корне слова» .
5 класс
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока:
Образовательные:
1.Формирование языковой компетенции обучающихся.
2.Формирование социально-культурных знаний.
Воспитательные:
1.Овладение нормами литературного языка.
2.Повышение культуры речевого общения.
Развивающие:
1.Развитие орфографической зоркости.
2.Развитие навыков применения на практике полученных знаний.
Оборудование: опорные таблицы, компьютер, проектор, сигнальные карточки, презентация, иллюстрации к уроку.
Задачи урока:
1. Обобщение и систематизация знаний по орфографии.
2. Контроль знаний, умений и навыков обучающихся по теме «Безударные гласные в корне слова».
3. Совершенствование навыков и умений в самостоятельном составлении тестовых заданий по изученным орфограммам.
Ход урока:
1. Организационно-психологический момент.
2.Введение. Постановка проблемы по определению темы урока:
-Посмотрите на этот красивый цветок. Все знают, что он состоит из листьев, стебля, цветов и корня. Без какой части этот цветок и другие растения на земле существовать не могут? (без корня).
-Это цветок непростой. Это цветок из сказки, его сорвала старушка для девочки, которая возвращалась из магазина с баранками. Но собака съела их. Старушка пожалела плачущую девочку и подарила ей цветок из семи лепестков цветов радуги.
-Как называется сказка? Кто автор? Как имя девочки? (В. Катаев. «Цветик-семицветик». Девочка Женя.)
-Нам остался один лепесток. Прочитайте желание Жени.
«Хочу побывать в Будущем, в выпускном классе».
-Но волшебница поставила условия пройти через 3 препятствия. И если Женя их выполнит, тогда сможет очутиться в выпускном классе.
-А в словах что является главной частью? Почему? (Корень содержит в себе главное, что есть в слове,-его лексическое значение).
2. Наблюдение: слова на доске: корзина, балкон, арена, конфета, верхушки, показались, возраст, слагать, вырос, уложить.
-Что в них подчёркнуто?( орфограммы).
-Что такое орфограмма?( место в слове, где возможен выбор буквы).
-В сильной, ударной позиции, возможен выбор буквы?
3. Сформулируйте тему урока. (Безударные гласные в корне).
Запись темы урока на доске и в тетрадях.
4. Практическая работа.
-Но на нашем пути ещё 3 препятствия. Нам надо решить орфографические задачи, распределить слова-жителей по своим государствам. Как называются эти орфограммы?
1.Записать слова в тетрадь, распределив по видам орфограмм.
2. Сформулировать правила:
а. Безударные гласные в корне слова.
б. Чередующиеся гласные.
в. Непроверяемые гласные.
3.Задание на карточках: выбрать нужную орфограмму, прокомментировать разное написание безударных гласных в корнях слов, подобрать проверочное слово, обозначить орфограмму.
1. Флаг развЕ//Ивается на ветру.
2.Ребёнок быстро развЕ//Ивается.
3.Охотник разрЯ//Едил ружьё.
4.Пора разрЕ//Ядить грядки с морковью.
4. Выборочный диктант.
Задание: выписать только слова с чередующимися гласными в корнях слов.
Проверить при помощи сигнальных карточек.
Над городом вставало утро. Первые лучи приложились к куполам церкви. Белый туман ещё клубился в зарослях кустарника, когда подрастающие тополя поклонились солнцу. Город, торжественно расположившийся на откосе реки, представлял собой удивительное сочетание красок.
5. Проверка словарных слов по словарю.
6.Игра «Четвёртое лишнее».( на доске).
Задание: найти лишнее слово, обосновать свой выбор.
1.Выхватил, обменяться, предлагали, заправлялись.
2.Горизонт, лиловый, арена, терпение.
3. Росток, отрасль, Ростов, подрастать.
7. Знакомство с тестами ГИА (А 5) и ЕГЭ(А 13).
-И вот мы в Будущем, знакомимся с заданиями по орфографии. Мы теперь можем их решить: мы прошли трудный путь.
Тест по орфографии( задание А5).
1.Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
а. Голодала
б. заплесневеет
в. осложнения
г. положили
2.Укажите слово, где нет чередующейся гласной.
а. Положить
б. держащий
в. растение
г. излагать
3. Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне.
а. Доброта
б. возраст
г. багровый
д. слагаемое
8.Подведение итогов урока:
-Какие орфограммы повторили?
-Какие навыки отработали?
-Что научились делать?
-Что нового узнали?
9. Домашнее задание: решить тесты, составить самостоятельно тесты по образцу.
(PDF) Восприятие безударных гласных в английском языке с иностранным акцентом
33
ССЫЛКИ
Андерсон-Хси, Дж. И Келер, К. (1988), «Влияние иностранного акцента и разговорной речи
на носителя языка. Понимание, изучение языка, 38, 561-613.
Баайен, Х. Р., Дэвидсон, Д. Дж. И Бейтс, Д. М. (2008), «Моделирование смешанных эффектов с
скрещенных случайных эффектов для предметов и предметов», Журнал памяти и языка, 59,
390-412.
Барри, У. Дж. (1998), «Время как фактор акустической вариации Schwa», 5-я Международная конференция
по обработке разговорной речи, 3071-3074.
Бекман, М. Э., и Эдвардс, Дж. (1994), «Артикуляционные свидетельства дифференциации стресса
категорий», в лабораторной фонологии III: фонологическая структура и фонетическая форма, изд. P.
A. Keating, Cambridge: Cambridge University Press, стр. 7-33.
Бест, К. Т. (1995), «Прямое реалистическое представление о межъязыковом восприятии речи», в речи
Восприятие и лингвистический опыт: проблемы межъязыкового исследования, под ред.W. Strange,
Baltimore: York Press, стр. 171–204.
Best, CT, Mc Roberts, GW, and Goodell, E. (2001), «Дискриминация неместных
контрастов согласных, различающихся в восприятии. Ассимиляция к естественной фонологической системе слушателей
, «Журнал акустического общества Америки 109, 775 — 794.
Боерсма, П., и Виник, Д. (2009),» Праат: фонетика с помощью компьютера «.
Браун Б., Дайнора А. и Эрнестус М. (в печати), «Незнакомый контур интонации
Замедляет понимание речи в режиме онлайн», Язык и когнитивные процессы.
Браун, Б., Лемхёфер, К., и Катлер, А. (2008), «Стресс в английском слове, созданный носителями
, говорящими на английском и голландском языках: роль сегментарных и супрасегментарных различий», в
Proceedings of Interspeech 2008, с. 1953–1953.
Э. Брозелов (1999), «Стресс, эпентез и преобразование сегментов в ссуде Селаярезе»,
в материалах 25-й ежегодной конференции Общества лингвистики Беркли, ред. S. S.
Чанг, Л. Лиау и Дж.Руппенхофер, Беркли, Калифорния: Лингвистическое общество Беркли, стр. 211-
225.
Бровман К. и Гольдштейн Л. (1992), «Бесцельная Шва: артикуляционный анализ» в
статьях. в лаборатории фонологии II, ред. Д. Р. Лэдд и Г. Доэрти, Кембридж: Cambridge
University Press, стр. 26-67.
Купер Н., Катлер А. и Уэльс Р. (2002), «Ограничения лексического ударения при лексическом доступе
на английском языке: свидетельства от носителей и других слушателей», Language and Speech,
45, 207-228.
Катлер А. и Клифтон К. Э. (1984), «Использование просодической информации в распознавании Word
», в Attention and Performance X, ред. Х. Баума и Д. Г. Баууис,
Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум, стр. 183–196.
Рабочий лист безударных гласных
Расширенный поиск
Содержание:
Язык:
AfarAbkhazAvestanAfrikaansAkanAmharicAragoneseArabicAssameseAsturianuAvaricAymaraAzerbaijaniBashkirBelarusianBulgarianBihariBislamaBambaraBengali, BanglaTibetan стандарт, тибетский, CentralBretonBosnianCatalanChechenChamorroCorsicanCreeCzechOld церковнославянский, церковнославянский, Старый BulgarianChuvashWelshDanishGermanDivehi, Мальдивский, MaldivianDzongkhaEweGreek (современный) EnglishEsperantoSpanishEstonianBasquePersian (фарси) Фуле, фулах, пулар, PularFinnishFijianFaroeseFrenchWestern FrisianIrishScottish гэльский, GaelicGalicianGuaraníGujaratiManxHausaHebrew (современный) HindiHiri MotuCroatianHaitian, гаитянский CreoleHungarianArmenianHereroInterlinguaIndonesianInterlingueIgboNuosuInupiaqIdoIcelandicItalianInuktitutJapaneseJavaneseGeorgianKongoKikuyu, GikuyuKwanyama, KuanyamaKazakhKalaallisut , Гренландский, кхмерский, каннада, корейский, канури, кашмирский, курдский, коми, корнийский, киргизский, латинский, люксембургский, латинский, лимбургский, лимбургский, лимбургский, лингала, литовский, люба-катанга, латышский, малагасийский, маршалский, маори, македонский mMongolianMarathi (маратхи) MalayMalteseBurmeseNauruanNorwegian BokmålNorthern NdebeleNepaliNdongaDutchNorwegian NynorskNorwegianSouthern NdebeleNavajo, NavahoChichewa, Chewa, NyanjaOccitanOjibwe, OjibwaOromoOriyaOssetian, OsseticEastern пенджаби, Восточная PanjabiPāliPolishPashto, PushtoPortugueseQuechuaRomanshKirundiRomanianRussianKinyarwandaSanskrit (санскрит) SardinianSindhiNorthern SamiSangoSinhalese, SinhalaSlovakSloveneSamoanShonaSomaliAlbanianSerbianSwatiSouthern SothoSundaneseSwedishSwahiliTamilTeluguTajikThaiTigrinyaTurkmenTagalogTswanaTonga (Остров Тонга) TurkishTsongaTatarTwiTahitianUyghurUkrainianUrduUzbekValencianVendaVietnameseVolapükWalloonWolofXhosaYiddishYorubaZhuang, ChuangChineseZulu Предмет:
Оценка / уровень: Возраст:
3456789101112131415161718+
Поиск:
Все рабочие листы Только мои подписанные пользователи Только мои любимые рабочие листы Только мои собственные рабочие листы
Praxis II for ESL Preparation Course
Гласные в МПА
Технические названия гласных говорят о звуке три вещи:
- Высота язычка (высокий-средний-низкий)
- Часть языка, которая поднимается или опускается (передняя-центральная-задняя)
- Напряжение языка (напряженно-расслабленное)
- Закругление губ (округлое без округления)
Технические названия гласных следуют в порядке, указанном выше.Так, например, то, что учитель традиционно называл бы «длинным звуком е» в начальных классах, технически называется высокой передней гласной без округления .
Упражнение: изучение технических имен
(Джо, здесь учащиеся должны иметь возможность навести курсор мыши на термин и услышать звук, который сопровождает название, и наоборот.)
и | безокруглый высокий гласный переднего ряда |
ɪ | слабый высокий передний гласный |
e | средне-передний безокруглый гласный |
ɛ | средний передний слабый безокруглый гласный |
æ | нижний передний безокруглый гласный |
а | нижний центральный безокруглый гласный |
ʌ | средняя центральная безударная гласная |
ə | средне-центральная ударная гласная |
u | круглая гласная высокой спинки |
ʊ | круглая гласная с высокой спинкой, слабая |
или | круглая гласная середины спины |
ɔ | круглая гласная нижней части спины |
Действие: Связывание технических имен с традиционными именами
Символы IPA, связанные со многими звуками гласной речи, уже знакомы носителям английского языка (например,g., / i /, / e /, / o /, / u /), но они могут использоваться для представления звуков, отличных от того, что они представляют в традиционном подходе. Некоторые другие символы гласных в МФА необычны.
NSE, которые являются учителями начальной школы, могут столкнуться с трудностями при отказе от традиционного способа обращения к гласным, который основан на давно устаревших исторических описаниях английского языка. (Мы говорим об описаниях, которые восходят к среднеанглийскому варианту английского примерно 1400 г. н. Э.). Традиционные способы начинают заменяться (например, в программе Lindamood Phoneme Sequencing Program для чтения, правописания и речи), но традиционная терминология все еще преобладает.
Основная причина отказа от традиционного способа называть гласный звук «долгим звуком а» или «долгим звуком е» заключается в том, что в современном английском языке эти гласные не произносятся дольше, чем другие гласные, и называние их «длинными» дает неверную информацию и, возможно, неверное представление о произношении для NNSE. Тем не менее учебные материалы по фонетике и тестирование в школах по-прежнему часто основываются на традиционном подходе, поэтому преподаватель английского языка как иностранного в государственных школах должен уметь управлять обеими системами.
ИПА | Техническое наименование | Традиционное имя | Trad |
и | безокруглый высокий гласный переднего ряда | длинный звук е | |
ɪ | слабый высокий передний гласный | короткий звук я | |
e | средне-передний безокруглый гласный | длинный звук | |
ɛ | средний передний слабый безокруглый гласный | короткий звук е | |
æ | нижний передний безокруглый гласный | короткий звук | |
а | нижний центральный безокруглый гласный | короткий звук | |
ʌ | средняя центральная безударная гласная | ||
ə | средне-центральная ударная гласная | звук schwa | |
u | круглая гласная высокой спинки | длинный звук u | |
ʊ | круглая гласная с высокой спинкой, слабая | короткий звук u | |
или | круглая гласная середины спины | длинный звук | |
ɔ | круглая гласная нижней части спины |
Упражнение: перейдите к вопросам с несколькими вариантами ответов в Moodle, чтобы попрактиковаться в упражнениях на согласных звуках IPA
.
2
Пловчиха и плавчиха, как пишется?
Пловчиха проверочное слово?
11 ответов:
9
0
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением, одна из самых распространенных орфограмму в русском языке.
Имя существительное пл*вчиха можно написать через гласную о или а в корне слова. Согласно правилу хочется подобрать проверочное однокоренное слово, в котором проверяемая гласная буква окажется под ударением. Первое, что приходит на ум, родственный глагол плАвать.
Казалось бы, без всяких сомнений в слове из вопроса нужно писать гласную букву а. Но это будет ошибкой. В данном случае правило безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением, не работает.
Существительное плОвчиха следует запомнить как словарное слово и писать его нужно через гласную букву о в корне слова.
7
0
В данном случае проверочные слова только запутают. Всё говорит о том, что в слове пловчиха нужна одна буква, но словари упорно требуют писать другую:
У этого слова сложная длинная история, у корня есть варианты (аллофоны) с другими гласными, сравните: плыть, плавать.
Слово с индоевропейским корнем дожило до наших дней в вариантах, появившихся в результате сложных фонетических и морфологических процессов. Нужно просто запомнить, что плОвец и плОвчиха пишутся с буквой О, которая проверяется в словарях и справочниках по правописанию. Если Вы работаете на компьютере, посмотрите настройки программы, контролирующей орфографию и не забудьте выбрать опцию «русский язык».
6
0
Разберем слово «пловчиха/ плавчиха» по составу: плов/плав — корень; ч — суффикс; их — суффикс; а — окончание.
По правилам русского языка известно, что корень «плов/плав» пишется с буквой О только в двух словах: плОвец, плОвчиха. В остальных словах пишется А, например: поплавок, плавник, плавучий.
Следовательно, слово «пловчиха» надо запомнить — пишите букву О. Пример предложений.
Юлия Ефимова — известная пловчиха, заслуженный мастер спорта России, имеет множество наград и медалей. Я вовсе не профессиональная пловчиха, просто хорошо держусь на воде.
4
0
При проверке правильности написания этого слова так и хочется найти однокоренное слово, в котором на букву, в написании которой мы сомневаемся, падает ударение — тогда наша проблема решается сама собой. И, тем более, такое слово в данном случае само напрашивается: эта девушка что делает? Правильно — плавает! И если мы с уверенностью поставим в слове «пл?вчиха» на месте вопросительного знака букву «а» (мы же нашли подходящее слово, где ударение падает на эту букву), то сильно ошибемся. Всё дело в том, что слова «пловец» и «пловчиха» являются исключениями из общепринятых правил и пишутся через букву «о» в корне слова: плОвчиха.
Проверочных слов нет — это слово словарное и его надо просто помнить.
2
0
Из словаря:
ПЛЫТЬ — это передвигаться по поверхности или в глубине воды в определённом направлении.
ПЛАВАТЬ, это то же, что плыть, но глагол обозначает действие повторяющееся, совершающееся в различных направлениях, взад и вперёд.
Существительное «пловец» соотносится с глаголом плыть, поэтому: плыть — пловец, чередование Ы/О. Пловец плывет, а не плавает, поэтому не следует использовать глагол плавать для проверки корневой гласной.
Здесь проявляется основной принцип правильной методики обучения орфографии: старайтесь всё объяснить, а не просто запомнить. Лучше связать форму написания с определенным объемом связанной с ней информации (по образцу ассоциативной памяти), тогда вы точно запомните выбор нужной буквы.
2
0
Да, с этим словом могут возникнуть проблемы, поскольку гласная в корне меняет — плавать, но пловец или плыть.
Тут ничего проверять не надо, стоит просто запомнить, что в словах пловцы, пловец и пловчиха мы пишем «о». В остальных вариантах «а» в корне находится под ударение, поэтому звук хорошо слышен — плавунец, плавая, сплав. Или же в безударной позиции — поплавок, плавник.
Не стоит пытаться проверить безударную гласную в слове «пловчиха» при помощи схожих слов, такой вариант при данном чередовании не подходит. Суффиксы после корня также не влияют.
Так что, запоминает и считаем слово словарным, без проверяющих вариантов.
0
1
Правильно будет «ПлАвчиха», от слова плавать.
1
0
Если девушка будет плавать в плове тогда она будет — пловчиха.
А если в бассейне, море или реке плыть — плавчиха.
Проверочное слово — плавать или вплавь, плавательный бассейн. Сдесь общий корень «плав».
1
0
Корень -плав-//-плов- является корнем с чередованием. Иногда в нем пишется буква «а», иногда буква «о».
Правило звучит так: в корне с чередованием -плав-//-плов- всегда пишется буква «о». Вот такое интересное правило. Но в нем есть исключений: плОвчиха, плОвец. К исключениям также относится слово «плЫвуны», но в нем совсем уж трудно ошибиться.
А раз это корень с чередованием, то проверять его однокоренными словами не стоит. Слова-исключения просто-напросто нужно запомнить. Если это трудно сделать, то стоит обратиться к какому-нибудь словарю, лучше всего к орфографическому.
1
0
Существительное «пловчиха» произошло от глагола «плавать«, поэтому логика подсказывает нам, что в нём следует писать в корне слова ту же букву, что и в родительском слове.
Однако вариант написания слова «плавчиха» ошибочен, поскольку русский язык очень гибкий, и в данном случае мы имеем дело с традицией. А она велит нам в писать в словах «пловец» и «пловчиха» именно букву О.
0
0
Обычно безударную гласную в корне следует проверять ударением, но так делать можно не всегда. В данном случае мы имеем корень с чередованием гласных плов/плав, а тут уже действуют другие правила. В ударном и безударном положении пишем всегда корень -плав-: поплавок, поплаваем, плавание. Исключения составляют слова: пловец, пловцы, пловчиха. Есть еще слова с корнем -плыв-: плывун, переплывать, но с их написанием обычно проблем не возникает.
Читайте также
Данное слово является заимствованным, а потому сверяем его правильное написание с орфографическим словарем.
Это слово пишется с одной «л», двумя «м» и безударной гласной «о», то есть:
—килограмм-.
Написание этого словарного слова нужно просто запомнить!
Слово «Непреходящий» пишется слитно, потому что по правилам русского языка к этому слову можно подобрать синоним без частицы «не». А именно: вечный,бессмертный. Пример предложения: «Каждый человек хочет пребывать в состоянии непреходящей любви».
Разница между этими двумя словами и написаниями в том, что:
Можно за раз увидеть сто зараз. Можно и зараз увидеть за сто раз. Но в этих предложениях мы видим не только зараз, но и следующее:
«За раз» — раздельное написание подсказывает нам о том, что сказано «за один раз». Это и имеется в виду. Вставка слова «один» является вовсе не искусственной. Она как бы дополняет сокращённое высказывание до полного.
«Зараз» — это одна из грамматических форм имени существительного «зараза»: «множество зараз», «нет этих зараз» и так далее. Пишется слитно.
_
Как известно, слово «зараза» может появиться в предложении не только в значении «инфекция», но и как ругательство («человек, который, подобно инфекции, бесполезен, докучлив и так далее»). В этом смысле множественное число («заразы») становится естественным, у него имеется родительный падеж, который мы и не должны путать с «за раз».
Правильный ответ будет «Не служивший» — пишется раздельно, потому что это слово без частицы «не» употребляется, а следовательно синоним нельзя подобрать к этому слову. Поэтому пишем раздельно. » Не служивший долгое время, он отвык от дисциплины и порядка».
Прилагательное «не единственный» пишется раздельно, потому что к слову с частицей «не» нельзя подобрать синоним без «не», а к слову «единственный» можно подобрать. Пример: » Ты — не единственный, кто не пришел сегодня в школу на лекцию».
1. Проверяемые безударные гласные
Как проверить проверяемые безударные гласные?Надо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы эта гласная была под ударением
При подборе проверочного слова необходимо учитывать значение слова
Например:
Пол…скать ребёнка — лАска
Пол…скать бельё — полОщет
Разр…дить морковь на грядке — рЕдко
Разр…дить ружьё — зарЯд
Оп…лить гуся — пАлит
Проп…лоть гряды — пропОлет
Наиболее часто встречающиеся слова с непроверяемыми гласными
Апелляция, аномалия, антагонизм, апартаменты, авантюра, адвокат, аплодисменты, бойкот, вакансия, ватрушка, ветеринар, горизонт, габариты, гарнизон, дезертир, дефицит, декларация, интеллигентный, иждивенец, коварный, меридиан, реабилитация, поролон, катастрофа, комбинезон, корифей, компоновать, карнавал, каморка, конфорка, линолеум, меценат, мотивировать, ностальгия, наваждение, примитивный, панорама, парадокс, привилегия, палисадник, предварительный, привередливый, пессимист, реставрировать, сертификат, стипендия, эксперимент.
3. Чередующиеся гласные в корне слова1) Корни, в которых правописание чередующейся гласной зависит от ударения2) Корни, в которых правописание чередующейся гласной зависит от следующего за корнем суффикса3) Корни, в которых правописание чередующейся гласной зависит от характера корня последних согласных (согласной)4) Корни, в которых правописание чередующейся гласной зависит от смысла слова
ТРЕНИНГОрфографический анализ
Выполните орфографический анализ слов. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1.УРАВНЕНИЕ – написание чередующейся гласной корня зависит от лексического значения слова.
2. ЗАРЯ – написание чередующейся гласной в корне зависит от ударения.
3. БЛЕСТИТ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от конечных согласных в корне.
4. ПЛОВЕЦ – написание безударной чередующейся гласной зависит от значения слова.
5. КАСАТЕЛЬНАЯ (линия) — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения.
Ответ: 12
ТРЕНИНГОрфографический анализ
Выполните орфографический анализ слов. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
Ответ: 45
ОБМАКНУЛ (перо в чернильницу) – правописание гласной в корне зависит от ударения.
2. ПОДГОРЕЛ — написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором формы слова, в котором эта гласная находится под ударением
3. РАССТИЛАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
4. ПРЕДЛАГАЕТ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от конечной согласной в корне.
5.НАКЛОНИЛСЯ – написание чередующейся гласной зависит от ударения.
ТРЕНИНГОрфографический анализ
Выполните орфографический анализ слов. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
Ответ: 24
1. ВЫРАЩЕННОЕ (дерево) — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.
2. БЛЕСТИТ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от наличия суффикса А.
3. ВЫРАСТАТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от суффикса -А-.
4. ЗАГОРЕЛЫЙ — в корне слова с чередующейся гласной в безударной позиции пишется буква О.
5. СКАКАТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса –А.
ТРЕНИНГОрфографический анализ
Выполните орфографический анализ слов. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
Ответ: 235
1) ГОРЕВАТЬ — в корне с чередованием ГОР – ГАР в безударном положении пишется буква О
2) ЗАМИРАТЬ (от восторга) — в корне с чередующейся гласной пишется буква И, так как после корня стоит суффикс А
3) ГОРЯЩИЙ — в корне с чередованием ГОР – ГАР в безударном положении пишется буква О.
4) СОЧЕТАТЬ — в корне с чередованием ЧЕТ – ЧИТ пишется Е, так как после корня стоит суффикс А.
5) ОТРАСЛЬ – в чередующемся корне перед С пишется А, так как это исключение.
ТРЕНИНГОрфографический анализ
Выполните орфографический анализ слов. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
Ответ: 134
АПЛОДИСМЕНТЫ — в корне слова пишутся непроверяемые безударные гласные — А, О.
ГОРИСТАЯ (местность) – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
ПРИГОРЮНИТЬСЯ — написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова с ударной проверяемой гласной.
ТВОРИТЕЛЬНЫЙ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от УДАРЕНИЯ.
ПРИЛАГАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
ТРЕНИНГОрфографический анализ
Выполните орфографический анализ слов. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
Ответ: 134
ВЕТЕРАН – две безударные гласные корня непроверяемые.
ЗАГОРЕТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова определяется его лексическим значением.
ЗАНИМАТЬСЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.
ОБВИНИТЬ – в корне слова пишется проверяемая гласная.
ЗАМИРАТЬ – безударную гласную в корне можно проверить словом мир.
Слово «пловчиха» правильно пишется с буквой «о» согласно правилу орфографии.
Чтобы выяснить, как пишется слово «пловчиха» или «плавчиха», с буквой «а» или «о», прежде поставим ударение и определим, в какой морфеме существует орфографическая проблема:
пловчи́ха — корень/суффикс/окончание.
В интересующем нас слове ударным является гласный суффикса, из-за чего возникает сомнение в написании безударной гласной в корне.
Как проверить безударные гласные?
В русской орфографии обычно безударные гласные проверяют с помощью ударения. С этой целью изменяется грамматическая форма слова или подбираются однокоренные лексемы, в которых проверяемый гласный становится ударным.
Например, проследим, как можно, используя эти способы, проверить безударные гласные в корне следующих слов:
- волна́ — во́лны;
- краси́вый — укра́сить;
- дере́вья — де́рево;
- запива́л — запи́ть.
Имеем в виду, что в русском языке не все безударные гласные следует проверять ударением с помощью подбора родственных слов. В корне некоторых слов имеются чередующиеся гласные а/о:
- расти́ — вы́росла;
- каса́тельная линия — прикоснове́ние;
- зарни́ца — зорева́ть;
- уравня́ть в правах — подровня́ть кусты.
Российская пловчиха Юлия Ефимова
Правописание слова «пловчиха»
Это слово образовано от однокоренного существительного «пловец» с помощью суффикса:
плове́ц → пловчи́ха
Проверять ударением безударные гласные в этих родственных словах не следует, так как в корне плав-/плов- отметим наличие чередующихся гласных а/о.
Чтобы правильно написать слово «пловчиха», с буквой «о» или «а», воспользуемся правилом орфографии:
В корне слов «пловец», «пловчиха» без ударения пишется буква «о», а в остальных словах с корнем плав- пишется «а».
Понаблюдаем:
- сплава́ть на другой берег;
- яркий поплаво́к;
- жук-плавуне́ц;
- сплавля́ть бревна.
В корне слова «пловчиха» без ударения пишется буква «о» в соответствии с правилом орфографии о чередующихся гласных а/о в корне плав-/плов-.
Примеры
Пловчи́ха Настя упорно тренируется каждый день по несколько часов.
Во втором заплыве первой пришла пловчи́ха Алена.
Тренер отметил, что пловчи́ха Вика успешно проплыла заданную дистанцию.
Средняя оценка: 3.5.
Проголосовало:
Пловчиха и плавчиха, как пишется? Пловчиха проверочное слово? В данном случае проверочные слова только запутают. Всё говорит о том, что в слове пловчиха нужна одна буква, но словари упорно требуют писать другую: У этого слова сложная длинная история, у корня есть варианты (аллофоны) с другими гласными, сравните: плыть, плавать. Слово с индоевропейским корнем дожило до наших дней в вариантах, появившихся в результате сложных фонетических и морфологических процессов. Нужно просто запомнить, что плОвец и плОвчиха пишутся с буквой О, которая проверяется в словарях и справочниках по правописанию. Если Вы работаете на компьютере, посмотрите настройки программы, контролирующей орфографию и не забудьте выбрать опцию “русский язык”. система выбрала этот ответ лучшим Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением, одна из самых распространенных орфограмму в русском языке. Имя существительное пл*вчиха можно написать через гласную о или а в корне слова. Согласно правилу хочется подобрать проверочное однокоренное слово, в котором проверяемая гласная буква окажется под ударением. Первое, что приходит на ум, родственный глагол плАвать. Казалось бы, без всяких сомнений в слове из вопроса нужно писать гласную букву а. Но это будет ошибкой. В данном случае правило безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением, не работает. Существительное плОвчиха следует запомнить как словарное слово и писать его нужно через гласную букву о в корне слова.
3 года назад Разберем слово “пловчиха/ плавчиха” по составу: плов/плав – корень; ч – суффикс; их – суффикс; а – окончание. По правилам русского языка известно, что корень “плов/плав” пишется с буквой О только в двух словах: плОвец, плОвчиха. В остальных словах пишется А, например: поплавок, плавник, плавучий. Следовательно, слово “пловчиха” надо запомнить – пишите букву О. Пример предложений. Юлия Ефимова – известная пловчиха, заслуженный мастер спорта России, имеет множество наград и медалей. Я вовсе не профессиональная пловчиха, просто хорошо держусь на воде. [138K] 3 года назад При проверке правильности написания этого слова так и хочется найти однокоренное слово, в котором на букву, в написании которой мы сомневаемся, падает ударение – тогда наша проблема решается сама собой. И, тем более, такое слово в данном случае само напрашивается: эта девушка что делает? Правильно – плавает! И если мы с уверенностью поставим в слове “пл?вчиха” на месте вопросительного знака букву “а” (мы же нашли подходящее слово, где ударение падает на эту букву), то сильно ошибемся. Всё дело в том, что слова “пловец” и “пловчиха” являются исключениями из общепринятых правил и пишутся через букву “о” в корне слова: плОвчиха Проверочных слов нет – это слово словарное и его надо просто помнить.
3 года назад Из словаря: ПЛЫТЬ – это передвигаться по поверхности или в глубине воды в определённом направлении. ПЛАВАТЬ, это то же, что плыть, но глагол обозначает действие повторяющееся, совершающееся в различных направлениях, взад и вперёд. Существительное “пловец” соотносится с глаголом плыть, поэтому: плыть – пловец, чередование Ы/О. Пловец плывет, а не плавает, поэтому не следует использовать глагол плавать для проверки корневой гласной. Здесь проявляется основной принцип правильной методики обучения орфографии: старайтесь всё объяснить, а не просто запомнить. Лучше связать форму написания с определенным объемом связанной с ней информации (по образцу ассоциативной памяти), тогда вы точно запомните выбор нужной буквы. Да, с этим словом могут возникнуть проблемы, поскольку гласная в корне меняет – плавать, но пловец или плыть. Тут ничего проверять не надо, стоит просто запомнить, что в словах пловцы, пловец и пловчиха мы пишем “о”. В остальных вариантах “а” в корне находится под ударение, поэтому звук хорошо слышен – плавунец, плавая, сплав. Или же в безударной позиции – поплавок, плавник. Не стоит пытаться проверить безударную гласную в слове “пловчиха” при помощи схожих слов, такой вариант при данном чередовании не подходит. Суффиксы после корня также не влияют. Так что, запоминает и считаем слово словарным, без проверяющих вариантов.
3 года назад Корень -плав-//-плов- является корнем с чередованием. Иногда в нем пишется буква “а”, иногда буква “о”. Правило звучит так: в корне с чередованием -плав-//-плов- всегда пишется буква “о”. Вот такое интересное правило. Но в нем есть исключений: плОвчиха, плОвец. К исключениям также относится слово “плЫвуны”, но в нем совсем уж трудно ошибиться. А раз это корень с чередованием, то проверять его однокоренными словами не стоит. Слова-исключения просто-напросто нужно запомнить. Если это трудно сделать, то стоит обратиться к какому-нибудь словарю, лучше всего к орфографическому. [118K] 2 года назад Существительное “пловчиха” произошло от глагола “плавать“, поэтому логика подсказывает нам, что в нём следует писать в корне слова ту же букву, что и в родительском слове. Однако вариант написания слова “плавчиха” ошибочен, поскольку русский язык очень гибкий, и в данном случае мы имеем дело с традицией. А она велит нам в писать в словах “пловец” и “пловчиха” именно букву О.
3 года назад Если девушка будет плавать в плове тогда она будет – пловчиха. А если в бассейне, море или реке плыть – плавчиха. Проверочное слово – плавать или вплавь, плавательный бассейн. Сдесь общий корень “плав”.
3 года назад Обычно безударную гласную в корне следует проверять ударением, но так делать можно не всегда. В данном случае мы имеем корень с чередованием гласных плов/плав, а тут уже действуют другие правила. В ударном и безударном положении пишем всегда корень -плав-: поплавок, поплаваем, плавание. Исключения составляют слова: пловец, пловцы, пловчиха. Есть еще слова с корнем -плыв-: плывун, переплывать, но с их написанием обычно проблем не возникает.
3 года назад Правильно будет “ПлАвчиха”, от слова плавать. Знаете ответ? |
«Пловчиха» или «плавчиха» — как правильно?
Корни с чередованием — особая разновидность морфем, где, в зависимости от правила, одна буква уступает место другой. Данное обстоятельство вызывает затруднения на письме. Например, какой вариант верный: «пловчиха» или «плавчиха»?
Как правильно пишется?
Орфографически корректным является написание «пловчиха».
Какое правило применяется?
«Пловчиха» — лицо женского пола, занимающееся плаванием; спортсменка, для которой плавание является профессией.
В структуре лексемы выделяется основная корневая морфема «пло», суффиксы «в», «ч», «их», окончание женского рода «а».
Если сравнить с родственными словами «пловец», «плавать», «поплавок», становится ясно, что корень «плав/плов» имеет чередование гласных «а/о». Согласно правилу, в сильной позиции на письме употребляется та гласная буква, которая слышится. Исключения: пловец, пловчиха, пловцы.
Примеры предложений
Пловчиха одержала победу в международных соревнованиях и удостоилась чести пожать руку экс-чемпиону.
Искусная пловчиха баттерфляем проплыла огромное расстояние от берега до катера.
Знаменитая пловчиха начала тренировать детей дошкольного возраста для участия в соревнованиях.
Как неправильно писать
Плавчиха, плывчиха.