Эксперты рассказали Spot о том, какие ошибки чаще всего встречаются в резюме, и насколько важен опыт работы и диплом.
Рынок труда повышает с каждым днем требования к соискателям. Для того, чтобы хотя бы соответствовать его условиям, специалистам приходится непрерывно развивать свои профессиональные и личностные качества.
Предложения человеческих ресурсов всегда превышает спрос на них. К примеру, по данным hh.uz, открытых вакансий насчитывается около 3 тыс., зарегистрированных резюме — более 155 тыс. На каждую вакансию приходится примерно 61 человек.
Как при таких показателях добиться того, чтобы приняли на желаемую должность? Правильно составленное резюме на один шаг приближает к цели. Эксперты рассказали Spot, каких ошибок нужно избегать и на какие детали обращать внимание при его составлении.
Кандидат без опыта — тоже кандидат
Екатерина Холдорова,
директор IT-компании Furor Progress.
Как работодатель скажу, что резюме — лицо кандидата. Чем лучше лицо, тем больше шансов получить работу мечты. Призадумавшись, можно понять, что из 10 кандидатов пять не рассматриваются вовсе, двое откладываются в долгий ящик, ну и остальные три уже изучаются.
Причиной этому является в основном то, что многие не соблюдают элементарные грамматические правила, льют очень много воды, а о самой сути упоминают лишь пару слов, да и не всегда корректных.
Опыт, навыки и качества (как профессиональные, так и личные), возраст — вот пункты, заслуживающие внимания, в первую очередь. Но все же, кандидат без опыта — тоже кандидат.
Если человек имеет особое мышление (математическое, логическое), коммуникабелен, усидчив, целеустремлён, креативен, но опыта работы нет, то почему бы ему не начать свой путь именно в нашей команде?
Далее мы обращаем внимание на образование. Наличие диплома, без сомнения, приветствуется, но у нас работают ребята без высшего образования. И довольно-таки способные.
Что касается сопроводительного письма, то оно не столь важно, как стаж и диплом, но все же иногда дает понять больше, чем само резюме. А иногда наоборот, отвращает плохой грамматикой или стилем написания.
Также мы смотрим на желаемый оклад — наличие требуемой заработной платы указывает на способность кандидата оценить свои навыки и является неотъемлемой частью анкеты профессионалов. Однако зачастую люди преувеличивают свои навыки, и попросту не справляются с поставленными задачами, тем самым впустую тратя время и силы.
Фото находится на последнем месте по показателям качеств кандидата. Возможно, по лицу можно предположить что-либо о характере человека, но всем известно, что внешность обманчива. Так что это лишь приятное дополнение, но не более.
Обычно долгий срок пребывания в качестве работника в определенной компании не играет важной роли, ведь, есть множество причин для смены места работы. Но если кандидат перепрыгивал с места на место каждые месяц-два, то это действительно сильно настораживает. Такое резюме мы отложим на второй план.
Резюме — первое впечатление о соискателе
Юлия Яковлева,
основатель и управляющий партнер Person Hunters.
Сейчас есть множество ресурсов, с помощью которых можно составить красивое резюме, но, все-таки лучше заполнять самому, так как рекрутеры просматривают их десятки в день и с легкостью заметят его шаблонность.
При изучении резюме, в первую очередь, мы обращаем внимание на подробное и грамотное заполнение. Важно, чтобы соискатель помимо своих обязанностей, указал на свои достижения, а также знания и навыки, которые он приобрел на прошлых местах работы.
Что касается информации о личных качествах и увлечениях, часто встречается шаблонное заполнение, здесь все-таки я бы рекомендовала подойти более обдуманно — не поленитесь потратить время и внести те личные качества, которыми вы действительно обладаете.
Фото в резюме не является обязательным. Хорошее фото в деловом стиле привлечет рекрутера к вашему резюме. Не обязательно обращаться к профессиональному фотографу, но прикреплять к резюме селфи, фото с вечеринки или из отпуска тоже неуместно.
Конечно, обладание опытом работы и дипломом делает резюме более привлекательным для работодателя, но в последнее время наличие диплома не играет такой существенной роли, как раньше. А вот опыт работы и знание языков имеет большее значение.
На самом деле, все зависит от вакансии, на которую претендует кандидат. Для многих компаний решающим фактором являются именно опыт и личные качества соискателя.
Многие компании используют различные методы интервьюирования и оценки кандидатов (тесты, опросники). Благодаря этому риск приема на работу «не того» существенно уменьшается.
Помимо этого, есть испытательный срок, во время которого и работодатель, и сотрудник могут присмотреться друг к другу. Ведь не только компания выбирает кандидата, но и соискатель компанию.
Поэтому особенно важно правильное построение бренда работодателя, которое позволяет не только привлечь лучших специалистов на рынке труда, но и транслировать ценности и корпоративную культуру компании.
Необходимо избегать грамматических ошибок и скудного описания обязанностей. Кроме этого, довольно часто встречаются резюме, где отсутствует контактная информация, указан старый номер телефона или неработающая почта.
Слишком обширное и нечеткое описание опыта также может иметь негативный результат. Комфортный объем для изучения — 2 страницы, как показывает практика, этого достаточно, чтобы рассказать о себе.
Опыт работы является самым важным элементом в резюме кандидата
Юсупова Озлям,
менеджер по работе с персоналом в Havoqand People (Les Ailes, Chopar и другие проекты).
Целостный анализ информации резюме дает возможность понять личностные особенности человека, его отношение к себе и к работодателю, а также адекватность его самооценки.
Опыт работы является первостепенным составляющим, он оценивается по последнему (нынешнему) месту работы соискателя. Если его предыдущим работодателем была крупная компания, название которой уже говорит об определенном уровне, то этого пункта иногда бывает достаточно для приглашения такого специалиста на собеседование, где он сможет детальнее рассказать о своих достоинствах.
Следующее на что обращаем внимание — образование. Диплом молодого специалиста при отсутствии практического опыта может сыграть значительную роль в выборе в пользу соискателя.
Еще не менее необходимым критерием можно назвать личностные достижения, так как они дают нужные сведения для понимания психологического портрета человека, его жизненных целей и ценностей. Пункт «достижения» всегда считается способствующим фактором в процессе принятия решения о приглашении кандидата.
Отсутствие или неверная в резюме информация о стаже и степени образования — показатель неуважения к работодателю, к его времени. Был такой случай, когда кандидат, указав недостоверную информацию, поступил к нам на работу. Во время рабочего процесса, как следствие, не смог соответствовать указанным данным. В итоге, нам пришлось с ним попрощаться.
Что касается сопроводительного письма, оно пишется кандидатом для того, чтобы высказать свое мнение о вакансии и пожелания по условиям работы и оклада, поэтому не является первостепенным.
Какие ошибки нельзя допускать при составлении резюме:
- неопределенная цель поиска;
- грамматические и орфографические ошибки;
- неточная информация (мало нужной информации, много личной информации);
- неудачная фотография — она играет не последнюю роль в процессе проверки резюме.
Нет ничего честнее результатов
Хилола Муминова,
управляющий партнер BDG, независимый консультант по HR в LeBazar.
Важнее, конечно, интервью, где мы можем поближе узнать кандидата, но резюме подводит к встрече с соискателем.
На начальном этапе подбора целью специалиста является привлечь внимание рекрутера или HR-менеджера. Следовательно, грамотно составленное резюме может играть решающую роль при процессе принятия решения.
Нет ничего честней результатов. Я смотрю на достижения и уровень влияния на конечные результаты компании (предыдущего места работы), которые имел кандидат. Явным показателем эффективности работника, считаю, прогресс как в профессиональной сфере, так и в личностной.
В зависимости от того, какая роль в организации и какой уровень знаний и компетенций необходим, определяется, нужен ли диплом и опыт работы. Если вакантная роль в организации начального уровня и не требует глубоких знаний и компетенций, то нет необходимости наличия ни диплома, ни опыта работы.
Если же вакантная должность подразумевает высокую вовлеченность и уровень ответственности, то необходимы, и первое, и второе. В случае, если мы не говорим о таких должностях как хирург, врач или архитектор, то диплом не панацея. Знаю успешных руководителей, замечательно справляющихся со своей работой, не имея диплома об окончании университета.
Готовность предоставить рекомендательное письмо вызывает доверие к кандидату, более того мы можем сделать вывод, что кандидат смог сохранить теплые отношения с предыдущими работодателями.
Советы:
- используйте соответствующее документам фото — нет необходимости ставить фото с отдыха, где вы держите солнце в руках;
- пишите грамотно, лаконично и понятно;
- составьте подробный список результатов, достигнутых на прежней работе, вместо перечня своих обязанностей.
Опыт — самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика.
300Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Опыт учит нас, что умирают всегда другие.
295Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Опыт отнюдь не мешает нам повторить прежнюю глупость, но мешает получить от нее прежнее удовольствие.
282Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Опыт старших — это более длинная цепь ошибок в сравнении с опытом молодых.
275Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Опыт — это дорогая школа, но что делать, если для дураков нет другой школы.
274Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Опыт – самый плохой учитель, он предлагает контрольную прежде урока.
265Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Как бы ни была богата натура человека, чтобы стать совершенной, ей необходимо использовать опыт других.
258Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Опыт – хороший учитель, но он предъявляет к оплате слишком большие счета.
256Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Отсутствие опыта позволяет молодости совершать то, что старость считает невозможным.
252Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Опыт – это школа, в которой человек узнает, каким дураком он был раньше.
250Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Опыт — полезный подарок, которым никогда не пользуются.
245Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Опыт, подобно фонарю на корме корабля, освещает лишь пройденный нами путь.
241Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Многолетний опыт, нередко печальный, привел меня к выводу, что нельзя прийти ни к каким выводам.
239Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Фраза: «У меня 25 летний опыт» – означает: «У меня годовой опыт, которому теперь уже 24 года».
236Ссылка на цитату5 минут на осмысление
Опыт бежит за человеком — впустую. Человек быстрее.
233Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Опыт — хорошая вещь, если вы за нее не переплатили.
233Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Опыт позволяет нам ошибаться гораздо увереннее.
232Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Опыт — хороший учитель, но он предъявляет к оплате слишком большие счета.
231Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Наш опыт заключается скорее в утраченных иллюзиях, нежели в обретенной мудрости.
230Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Опыт – это утраченные иллюзии, а не обретенная мудрость.
228Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Если не считать опыта по обмену опытом, то другого опыта у него не было.
226Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Опыт: лотерейный билет, купленный после розыгрыша.
224Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Для большинства из нас опыт — это кормовые огни корабля, которые освещают лишь пройденный путь.
224Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Опыт — это имя, которое большинство людей дает наделанным глупостям или пережитым неприятностям.
222Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Если бы опыт можно было продать по себестоимости, мы бы стали миллионерами.
221Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Опыт есть совокупность наших разочарований.
218Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Опыт породил больше робких людей, чем умных.
217Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Опыт давно уже приучил народ быть благодарным своим правителям за то, что они ему не причинили всего того зла, какое они могли ему причинить, и обожать своих правителей, когда народ им не ненавистен. Глупец, которому повинуются, может, как и всякий другой, карать преступления настоящий государственный деятель умеет их предупреждать, он утверждает свою достойную уважения власть не столько над поступками, сколько, в большей еще мере, над волею людей.
217Ссылка на цитату7 минут на осмысление
Кошка, однажды присевшая на горячую печку, уже никогда не сядет на горячую печку – и хорошо сделает, но уже никогда не сядет и на холодную.
216Ссылка на цитату5 минут на осмысление
Опыт увеличивает нашу мудрость, но не уменьшает нашей глупости.
214Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Опыт — это школа, в которой человек узнает, каким дураком он был раньше.
213Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Опыт показывает, что человек считает заблуждающимся всякого человека и плохой всякую книгу, которые расходятся с его взглядами.
213Ссылка на цитату5 минут на осмысление
Опыт превращает дурака в опытного дурака.
210Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Опытность похожа на неумолимую красавицу. Покаты приобретешь ее, пройдет много лет, а когда она наконец сдастся, оба вы стары и не можете принести друг другу ни пользы, ни удовольствия.
204Ссылка на цитату7 минут на осмысление
Опыт показывает, что люди, которые выше всего стоят по уму и больше всех сделали для просвещения современников, редко считают себя руководителями прогресса. Нехорошо, когда те, что несут факелы, одновременно ищут дорогу.
202Ссылка на цитату7 минут на осмысление
Опыт это гребень, который дарит нам жизнь, когда мы уже лишились волос.
198Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Есть люди, которые так ничего и не получили, кроме опыта.
196Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Что может быть мучительнее, чем учиться на собственном опыте? Только одно: не учиться на собственном опыте.
187Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Опыт не только хороший, но и нередко коварный учитель: после того как дело сделано и на него потрачено время, израсходованы материальные средства, он предлагает еще лучший вариант.
186Ссылка на цитату7 минут на осмысление
Добрую часть своей жизни мы выпалываем то, что вырастили в сердце своем в юности. Операция эта называется приобретением опытности.
157Ссылка на цитату5 минут на осмысление
Опыт — это название, которое каждый дает своим ошибкам.
154Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Жизненный опыт — это масса ценных знаний о том, как не надо себя вести в ситуациях, которые никогда больше не повторятся.
128Ссылка на цитату5 минут на осмысление
Дураки говорят, что они учатся на собственном опыте, я предпочитаю учиться на опыте других.
118Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Вопрос за вопросом, проба за пробой, опыт за опытом — принятие, условное согласие, сомнение, отказ — плод должен удовлетворять не одному и не двум, а целому десятку, пятидесяти, сотне требований, если этого нет, то он выходит из соревнования. И не следует думать, что это работа на два-три года. Я уже двенадцать лет работал над одной нектариной, которая, как я надеюсь, лишь в этом году будет настолько крупной, что я смогу её выпустить в свет.
113Ссылка на цитату7 минут на осмысление
Мудрость людей пропорциональна не их опыту, а их способности к его приобретению.
113Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Для ясности теоретического понимания нет лучшего пути, чем учиться на своих собственных ошибках, на собственном горьком опыте.
68Ссылка на цитату5 минут на осмысление
Связь между завтрашней погодой и сегодняшним поведением вороны для нас неясна, но представима, связь между рисунком печени принесённого мною в жертву животного и предстоящей смертью моего брата и неясна, и непредставима. Но что же из этого следует при ограниченности нашего представления вообще? Разве представима связь между соком чемерицы и состоянием душевнобольного? И всё-таки мы предписываем его ему, руководимые исключительно опытом.
53Ссылка на цитату7 минут на осмысление
Темы цитат по буквам
Вовсе нелегко отыскать книгу, которая научила нас столь же многому, как книга, написанная нами самими.
Фридрих Вильгельм Ницше
Самый ценный по своей достоверности и точности источник знаний для человека – это его личный опыт. То, что произошло с тобой лично, если ты это грамотно и тщательно проанализируешь, может снабдить тебя огромным количеством полезной информации, которую потом можно будет использовать для изучения других похожих событий. И пусть никакой личный опыт, каким бы богатым он ни был, не дает достаточно широкого представления о пережитых ситуациях, потому что в других похожих ситуациях опыт других людей может быть иным, он, тем не менее, способен помочь нам многое понять в том, что мы сами смогли не просто увидеть, но и в полной мере прочувствовать. Давайте поговорим в этой статье о том, какую пользу дает нам наш опыт и как нам следует его воспринимать и использовать в своей жизни.
Анализ личного опыта
Самое главное, что должен делать человек со своим опытом – это анализировать его. То есть, он должен раскладывать его на отдельные эпизоды в своей жизни, которые он прожил и смотреть, какие закономерности в них есть, чтобы потом понять логику всей пережитой ситуации в целом. Все, что с нами происходит, имеет определенные закономерности, которые основаны на базовых законах жизни. Не бывает таких вещей, как случайность, неожиданность, везение и прочее. Вернее, сами эти понятия есть, но они не означают, что за ними стоит неизвестность, которую нельзя познать. Для того и нужно задумываться над своим опытом, чтобы понять, что привело нас к тем или иным результатам, которые мы получили. Если выявить все закономерности в нашем опыте и понять их суть, то можно научиться управлять многими ситуациями в своей жизни.
К примеру, если у вас произошел конфликт с каким-то человеком или с какими-то людьми, то вам нужно выявить все составляющие этого конфликта, изучив как свое собственное поведение на каждом этапе, так и поведение этих людей. Что-то предшествовало конфликту, где-то вы своим поведением его спровоцировали, где-то другие люди, где-то вы не смогли предотвратить возникновение спорных моментов, где-то не сдержались, чтобы не разжигать эмоции и так далее. Собственно, нужно просто начать задаваться вопросами о причинах возникновения различных эпизодов, из которых состоял этот конфликт. Особенно важно задаваться вопросами касательно своей роли в нем, чтобы понять, что в нем зависело от вас. И нужно подумать о том, можно ли было поступить иначе на каждом этапе вашего общения с людьми, как до возникновения конфликта, так и во время него. Потому что в будущем такая ситуация может повториться, и вы уже должны знать, какие у вас есть варианты поведения в ней, чтобы она в конечном счете сложилась так, как хочется вам. Вы должны понимать, какие варианты своего поведения вы не задействовали, в результате чего у вас сложился именно такой опыт, а не другой.
Вот, к примеру, когда я работаю с конфликтными ситуациями людей, я часто слышу от них, что они не видели и не видят иного выхода из своей ситуации, чем тот, который в итоге привел их к конфликту. Образно выражаясь, по их мнению, драки все равно было не избежать. Но начав разбирать каждый отдельный эпизод, предшествовавший конфликтной ситуации или возникший в ее ходе, мы обнаруживаем, что оказывается, были и есть варианты решений, действий, которые могли и могут разрешить, погасить конфликт, просто человек их не искал, потому что не анализировал свой опыт, не раскладывал его на составные части, на такие вот эпизоды, в которых он принимал решения. Выбор, как поступить в той или иной ситуации, или даже в микроситуации, есть всегда. И он часто очень большой. Но чтобы им воспользоваться, нужно как следует обдумать эту ситуацию, микроситуацию, сравнив ее с другими ситуациями, необязательно, своими собственными, можно и нужно и чужой опыт изучать, и просто придумать вероятные варианты поведения в различных эпизодах, из которых эта ситуация состоит. А что будет, если я поступлю или поступил бы так? А что будет, если поступлю или поступил бы иначе? А что еще можно сделать вот в этом конкретном эпизоде, какие иные слова сказать людям, какие действия совершить, какой выбор сделать? Варианты, вот что нужно человеку, ибо они помогают мыслить широко и гибко, а не всегда идти по известной прямой в своих решениях и в своем поведении. Для этого опыт и анализируется, чтобы каждая ситуация и каждый эпизод в этой ситуации можно было разным образом обыграть.
Мы так делаем с людьми, когда разбираем их случаи, приведшие их к разного рода проблемам. Надо же понять, почему произошло то, что произошло, чтобы в будущем, да и в настоящем, если проблема еще актуальна, научиться находить в различных моментах другие решения, чтобы не повторять негативный опыт и изменить текущую ситуацию нужным человеку образом. И даже когда проблем у человека нет, ему все равно полезно анализировать свой опыт, так как он является настоящим кладезем ценных знаний, достаточно детальных и подробных, потому что человек сам пережил свою ситуацию, и он видел в ней много разных моментов, многое прочувствовал в ней. Это совсем не то, когда вам кто-то пересказывает какие-то события, с присущей людям способностью искажать первоначальную информацию. В собственном опыте человека никто не введет в заблуждение, относительно подробностей, из которых он состоял, кроме него самого. Потому, не всякая книга сможет дать вам столько ценных знаний, сколько даст ваш собственный опыт, если вы его будете изучать, а не просто складировать на пыльных полках своего подсознания.
Получение опыта
Чтобы опыт был богатым, его надо получать. Чем больше различных ситуаций в жизни вы переживете, чем больше всяких дел попробуете, тем больше материала для анализа у вас появится, с помощью которого вы сможете разобраться в разных вещах и многому научитесь. Но при этом, понятно, что самому все пережить и все попробовать, просто нереально. Значит надо выбирать самое главное и получать опыт в тех областях, в которых вам важнее всего быть подробно осведомленным и иметь непосредственное представление о различных моментах в них. Но как это сделать? Как получить нужный опыт в деятельности, которой вы никогда не занимались? Первое, что нужно начать делать – это пробовать себя в ранее неизвестных вам видах деятельности. Пробовать, это значит пытаться ими заниматься, необязательно успешно, а вообще, как получится, чтобы хотя бы посмотреть, как вообще устроена та или иная кухня.
Главное здесь, не бояться и, конечно же, не лениться. В нашем обществе человека приучили заниматься только каким-то одним делом, а все остальные дела доверять так называемым специалистам. С точки зрения системы, это разумный подход. Каждый винтик делает свое дело, никуда больше не лезет, из-за чего со временем становится зависимым от других винтиков, а стало быть, и от связывающей их всех системы. Это и делает систему надежной, благодаря тому что она всем нужна. К тому же, когда человек занимается только одним делом, он в нем со временем достигает определенной степени совершенства, что опять-таки, полезно для системы, потому что это делает ее более эффективной. Но что полезно для системы, не всегда полезно и часто невыгодно для отдельных ее элементов. Ведь самое страшное для человека в таком случае – это зависимость и ограниченность. Из-за зависимости человек бывает вынужден терпеть ужасные вещи, как со стороны других людей, так и со стороны системы. А ограниченность делает его еще и неуверенным в своих силах, ибо когда ты ничего не знаешь, кроме того, чем привык заниматься, тебе всегда будет страшно потерять свое место, свою работу.
Поэтому, в наших интересах, то есть в интересах каждого отдельно взятого человека, учиться делать то, с чем он часто сталкивается в жизни, но что обычно поручает делать другим людям – специалистам, чтобы не отвлекаться от своей работы. Нужно расширять свою сферу деятельности. Пусть это и отнимет у вас время, пусть вам придется отвлечься от своей основной работы, которая в час может приносить больше пользы, чем такое вот переключение на совершенно незнакомую деятельность, зато, во-первых, изучив эту деятельность, вы станете менее зависимым от других людей, что важно и для уверенности в себе и для оперативного решения насущных проблем, и в некоторых случаях даже для экономии средств. А во-вторых, вы получите новый для вас опыт, о котором мы тут с вами говорим и сможете потом использовать его для оценки работы специалистов в этой области и для оценки каких-то ситуаций, в которых эта деятельность будет использоваться. В общем, знать на собственном опыте то, с чем сталкиваешься регулярно, важно и полезно. Это и для мозга полезно, постоянно чему-то новому учиться, чтобы не костенеть. Знания, для изучения практически всех вещей, сегодня есть, в том числе и в свободном доступе. Время тоже можно найти. Можно даже наставника найти, который научит вас новым вещам. Нужно только любопытство проявлять к другим видам деятельности и не быть пассивным касательно всего, что не относится к вашей работе.
Следующий способ получить новый опыт – это прямое наблюдение за работой специалиста в том деле, которое вы хотите изучить и, если это возможно, посредственное участие в ней. Например, в качестве ученика, помощника, стажера. Нет ничего проще, чем повторять за другими и таким образом учиться новому. Да и простое наблюдение тоже дает много новых знаний, которые не во всякой книге найдешь. Наблюдение за чужой работой может быть гораздо полезнее, чем изучение теории, пусть даже и по очень качественным, авторитетным источникам. Потому что сам человек может увидеть то, чего не видел автор этих источников. Да и собственные чувства от переживаемого всегда дает человеку свою особенную информацию, которую он может и не осознавать в полной мере, но которая может потом ему помочь разобраться в этом деле на интуитивном уровне. Нужно только найти человека, который позволит вам вблизи наблюдать за его работой. Ну и напроситься в ученики или получить возможность просто смотреть за тем, что и как он делает.
И еще один вариант научиться новому – это заплатить за учебу тем, кто учит чему-то профессионально. Именно учит, а не сам что-то делает. Ну это стандартный способ. Учителя, если это хорошие учителя, не всегда сами могут делать то, чему учат, но они знают, что и как надо делать, благодаря известным им примерам с другими людьми. Главная их задача заключается в том, чтобы руководить вашими действиями, направлять вас, чтобы вы, руководствуясь их советами, делали что-то новое для вас предельно грамотно, без ошибок. Вы будете получать опыт сами, но с помощью советов учителей, которые будут говорить вам, что надо делать и как это надо делать. Вам надо будет только слушаться их. Таким образом, вы примените их теорию на практике и заодно проверите ее работоспособность. Чужая теория превратится в ваш личный опыт.
Отношение к своему опыту
Теперь давайте поговорим о том, как относиться к своему опыту, чтобы он не воспринимался вами, как истина в последней инстанции, каким бы ценным он при этом ни был. Свой опыт никогда не следует обобщать, это очень грубая и к сожалению, часто совершаемая многими людьми ошибка. То, что произошло с вами в определенной ситуации, вовсе необязательно таким же образом будет происходить и с другим человеком, в точно такой же ситуации. Безусловно, очень хорошо, что у вас есть опыт в какой-то области и вы с его помощью можете оценивать аналогичные ситуации, в которых оказываются другие люди. Это и пониманию чувств других людей способствует, благодаря чему можно подобрать для них правильные слова, чтобы успокоить, к чему-то побудить, что-то объяснить и прочее. Только всегда надо оставлять место неизвестным вам деталям, имеющимся, как в вашем собственном, так и в чужом опыте, которые могут серьезно исказить ваше представление о происходящем. Мало того, что в этом мире скорее всего невозможно встретить абсолютно идентичные ситуации, так еще и вы сами могли быть недостаточно внимательны к мелочам, которые были в вашем опыте и потому чужой аналогичный опыт может восприниматься вами недостаточно полно. Вот при научном подходе человек никогда не рассматривает отдельно взятый случай, как исчерпывающий источник информации, пусть даже этот случай с ним самим произошел и человек его тщательным образом проанализировал. Научный подход должен обобщать множество аналогичных случаев, выводить из них нечто общее для них всех и уже на основании этого общего делать и общие заключения о таких ситуациях.
В жизни, конечно, не всегда получается сравнить свой опыт с аналогичным опытом других людей. Просто не всегда люди готовы им поделиться. И даже если делятся, то делают это не очень грамотно, они его недостаточно полно и подробно описывают. Это же тоже надо уметь, объяснить словами то, что с тобой произошло, что ты пережил, не говоря уже о твоем понимании причины произошедшего. Каждый ведь старается таким образом представить все, что с ним происходит, чтобы все успехи приписать себе, а все неудачи свалить на кого-то другого или на что-то другое. Если в таком виде принимать от людей информацию о событиях в их жизни, то можно уйти далеко от реальности. Тем не менее, нужно стремиться к тому, чтобы сравнивать свой опыт с чужим, проявляя интерес к людям, расспрашивая их о жизни, а иногда и предлагать им свою помощь, чтобы они готовы были рассказать вам больше всяких важных подробностей о пережитой ими ситуации. Вам многие многое расскажут, если вы будете спрашивать людей о том, что их беспокоит, если будете искренне интересоваться ими и их жизнью. Желание поделиться тем, что знаешь, что пережил, что тебя волнует – это одно из самых сильных желаний человека. Поэтому-то мы такие болтливые. Помогите людям это желание удовлетворить, дайте им возможность высказаться и они вам много всего расскажут, что вы сможете изучить и сравнить со своим собственным опытом, чтобы увидеть в нем, как что-то общее с опытом других людей, так и все имеющиеся различия. Людям всегда нужны свободные уши, чтобы выпустить из себя все то, что в них накопилось. Поэтому, став такими ушами, вы сможете многому научиться. В жизни много всяких вариантов одних и тех же событий существует. Поэтому, всегда с одной и той же меркой подходить к оценке разных случаев, считая, что если с вами подобное происходило, то вы все об этом знаете, недопустимо. С другими могло происходить то же самое, но другим образом.
Всего в этой жизни не попробовать, не перепробовать, не сделать, не пережить. В каждое дело, даже только ради любопытства, свой нос не сунешь. Но о том, с чем чаще всего в жизни приходится сталкиваться, можно и нужно узнавать. Пробовать, пытаться, интересоваться, такой подход к жизни должен стать привычкой. Это в интересах каждого, кто хочет жить как можно более независимой жизнью и обладать знаниями, которым можно полностью доверять. Не нужно делать все, нужно стараться уметь делать многое из того, что важно в жизни. Или хотя бы знать, как что-то делается, благодаря своему наблюдению за процессом. Опыт обязательно должен дополнять теорию, какой бы совершенной она не была. У человека должен быть стержень в виде знаний, которые он получил через взаимодействие с внешним миром, чтобы он мог на него опереться каждый раз, когда какие-то теоретические знания будут вызывать у него сомнение относительно своей правдивости.
Статья опубликована: 02.03.2021. Последнее обновление: 02.04.2021
У каждого человека независимо от его возраста, интересов, взаимоотношений с окружающими людьми, есть свой жизненный опыт. Это те события, эмоции, которые пережиты, остались за плечами. Они в совокупности дают возможность сделать правильные выводы в будущем, избежать ошибочных решений, преодолеть препятствия.
Сочинение на тему Жизненный опыт
Без сомнения, человек приходит в этот мир для выполнения определенной миссии. Только вот для достижения вершин порой недостаточно хорошего воспитания и престижного образования.
Немаловажную роль играет и жизненный опыт. Под данным понятием можно подразумевать тот набор знаний, умений, представлений о жизни, людях, явлениях и процессах, который формируется в человеке в результате познания мира на протяжении каждого прожитого дня.
Соответственно, чем больше событий произошло в жизни, чем больше лет осталось позади – тем жизненный опыт обширнее, богаче. Естественно, не следует думать, что его можно получить, не совершив ни единой ошибки – на самом деле, не оступается лишь тот, кто ничего не делает.
Также жизненный опыт сравнить с биографией индивида, с его индивидуальной историей нахождения на этой планете. Каждое событие, каждая встреча, каждый взлет и падение – это именно те составные части, из которых складывается одно целое. Под основой жизненного опыта подразумевается духовная жизнь конкретного индивида.
Жизненный опыт неповторим, как и судьба – невозможно найти двух людей, у которых он был бы абсолютно идентичен. Некоторые события здесь могут повторяться, порой идет четкое разделение на вехи – так или иначе, все, что личность делает, все, что случается с ней на Земле, идет в незримую копилку.
К слову, жизненный опыт составляют как прожитые, так и пережитые события – то есть к делам, событиям, явлениям присоединяются еще и чувства, эмоции, переживания, мысли, идеи и пр. Это своеобразный комплекс уроков по управлению своими действиями.
Жизненный опыт можно ассоциировать со снаряжением в рюкзаке путешественника – он помогает выжить в сложных ситуациях (поскольку подобные вещи уже происходили, а соответственно, личность извлекла из них урок), избежать более грубых, фатальных ошибок, а также способен помочь следующим поколениям.
Но не следует думать, что жизненный опыт – это лишь добрый доктор, который может излечить от всех бед. Порой он состоит и из очень горьких, обидных событий. Увы, тропа жизни не всегда устлана цветами.
Жизненный опыт помогает в самореализации и саморазвитии: ведь имея представления и знания в одной области, а также некую практику, вполне можно направить силы на познание чего-то родственного и смежного.
На самом деле, жизненный опыт крайне полезен – ведь он может быть использован во множестве случаев, с разными целями.
Что такое жизненный опыт – рассуждение
Жизненным опытом можно назвать все те вещи, что мы уже пережили, и из-за которых поменяли свое мировоззрение. Например, пережитые нами события, чувства, эмоции или встреченные люди – все влияет на формирование нашего характера, склада ума и поведения.
В течение жизни меняется многое. Постоянно происходят какие-то события, встречаются и уходят люди, появляется свое мнение о разных вещах.
Я считаю, что любой жизненный опыт всегда полезен. Хороший опыт, например, оставляет приятные воспоминания на всю жизнь, а плохой – показывает, чего стоит остерегаться. Чем больше у человека опыта, тем больше вероятность того, что в дальнейшем, основываясь на полученных впечатлениях и знаниях, его жизнь будет счастливей и продуманней.
Но бывает и так, что жизненный опыт негативно влияет на дальнейшую жизнь человека. Об этом как раз говорит мудрая пословица – «обжегшись на молоке, будешь дуть на воду». Это объясняется тем, что иногда плохие воспоминания тянут нас вниз, не дают становиться лучше.
Человек как будто застревает на одном месте, не желая отпустить прошлое и забыть о плохом. В каком-то смысле это даже к лучшему – теперь он стал осторожнее, аккуратнее. Но в то же время ему теперь не будет хватать решительности делать что-то новое, испытывать новые ощущения.
Вспомним еще одну пословицу. Она говорит «на ошибках учатся». Это правда, ведь любая ошибка – повод стать лучше, исправиться в чем-то. Разве не в этом цель плохого жизненного опыта?
В жизни может многое казаться сложным, трудным, даже невыносимым. Это не значит, что следует сдаваться. Если смотреть на жизнь с оптимизмом и верить в свои силы и возможности, то мир будет не таким уж беспросветным.
Например, в книгах и фильмах часто прославляется образ героя, который никогда не сдается. Такой главный герой всегда нравится большинству зрителей и читателей. Вообще, если задуматься, то, конечно, бывают люди, которым нравятся злодеи или персонажи второго плана.
Но если посмотреть внимательнее, то все равно в итоге обнаружится, что и такие любимчики обладают той несгибаемостью воли, и продолжают идти вперед, несмотря ни на что.
Как итог, жизненный опыт, конечно, важная часть нашей жизни, но гораздо важнее – учиться на своих ошибках и ни за что не сдаваться, стремясь к новому и неизведанному!
Как приобретается жизненный опыт?
Жизненный опыт – это мудрость, которую приобретает человек, проходя через различные испытания. Жизненный опыт – это не только бытовые навыки и умения, это прежде всего выводы, которые делает человек после случившегося, это способность применять опыт в будущем.
Невозможно родиться с жизненным опытом, его можно только обрести, сталкиваясь с разными ситуациями. Жизненный опыт можно получить, преодолевая трудности, принимая непростые решения, делая выбор и получая последствия этого выбора, также жизненный опыт можно перенять у людей старшего поколения.
Подтверждение моих слов можно найти в тексте К.Г. Паустовского. Гимназист рассказывает о событиях, которые произошли в его жизни: из семьи ушел отец, поэтому они с матерью бедствовали. Мать всячески пыталась скрыть бедность, ее страх передался сыну. Герой стеснялся своей бедности, в отличие от его взрослого знакомого штабс-капитана Иванова.
Иванов, несмотря на предрассудки, не стеснялся своего положения. Он научил главного героя не краснеть, если не делаешь ничего дурного, «смотреть людям прямо в глаза». Штабс-капитан показал мальчику своим примером, что «пассовать перед предрассудками» не стоит, когда сам начал собирать рассыпавшуюся капусту, вопреки насмешкам окружающих.
Главный герой вынес урок из этого и приобрел жизненный опыт. Он даже стал «бравировать», разгребал снег, выполнял грубую работу. Но самое главное – он больше не реагировал на насмешки.
Этот пример показывает, что жизненному опыту может научить взрослый человек. Он может показать пример того, как следует поступать. Потому так важно, чтобы в окружении ребенка были взрослые, способные научить чему-либо.
Другим примером, подтверждающим мою позицию, может служить комедия «Недоросль» Д.И. Фонвизина. В этом произведении жизненным опытом делится Стародум со своей племянницей. Он всегда поступал честно, по совести, чему и учит Софью. Стародум и Софья, впитавшая наветы своего дяди, прощают Простаковой ее злодеяния, а именно попытку насильно отдать Софью замуж за необразованного, грубого Митрофана.
Таким образом, можно сделать вывод, что жизненный опыт приобретается тогда, когда человек проходит через жизненный испытания. Хорошо, когда в таких ситуациях рядом с человеком есть тот, кто поделиться свои жизненным опытом и покажет достойный пример.
Эссе – Опыт в жизни человека
Жизненный опыт человека определяется не только прожитыми годами, но и количеством событий, пережитым им. В данное понятие входят знания и навыки, приобретенные человеком на протяжении его жизни.
Часто бывает, что у молодого человека богаче жизненный опыт, чем у пожилого. Если люди живут в тяжёлых условиях и им приходится постоянно встречать на своём пути преграды, они находят все новые и новые пути их преодоления.
Данные обстоятельства делают их опытнее. Они могут находить выход из любой ситуации и даже способны давать советы другим. В тоже время, люди, прожившие всю свою жизнь в “тепличных условиях”, не получат никогда богатого жизненного опыта.
Чтобы получить обширный жизненный опыт, необходимо учиться всему на своих ошибках. Человек способен противостоять всем сложностям, которые встречаются ему, лишь имея много знаний и умений. По этой причине так важно получить образование. Человек, который обладает большим объёмом знаний, может легче решать свои проблемы и справляться с трудностями.
Чтобы меньше набивать шишек, приобретая жизненный опыт, можно воспользоваться знаниями других: родителей, учителей, литературных героев. Читая книги, которые повествуют о нелёгкой судьбе человека и о том, как он смог выжить, появляется прекрасная возможность взять что-то полезное для себя. Фильмы тоже могут помочь в этом. Просто необходимо с умом выбирать материал.
Человек, получив знания, должен их переработать. Если всё пройдёт удачно, то он станет умнее и опытнее. Мудрым стать очень сложно, просто человек должен многое пережить и ещё больше изучить. Умный человек всегда анализирует полученную информацию и пережитые им события, делая при этом необходимые выводы.
Посещение специальных тренингов и психологов также направлено на то, чтобы человек смог разобраться в себе и сделать правильные выводы. Общее развитие человека играет огромную роль в формировании жизненного опыта.
Путешествия, поездки, посещения музеев и картинных галерей помогают в этом. Познакомившись с культурой и обычаями других стран, человек узнает много нового и полезного. Жизненный опыт людей другой национальности часто может быть очень полезным для своего саморазвития.
Таким образом, очень важно стремиться к получению богатого жизненного опыта. Он поможет человеку прожить жизнь легче и стать неплохим советчиком для других людей.
Ценность жизненного опыта
Жизненный опыт – вещь ценная и полезная. Он набирается, как сокровища, с годами и с событиями. Если много лет просто так проспать или просидеть, то можно сил набраться, конечно, но не жизненного опыта. Ещё можно книги читать, но это уже другой опыт – книжный. Обычно опыта больше у бабушек и дедушек, что понятно.
Только у них опыт тоже разный бывает. Есть опыт войны, что не очень приятно. Но это тоже важно, раз уж такие события случились… Просто чтобы люди точно знали, что войн быть не должно больше. И ещё очень ценны свидетельства тех, кто пережил события, битвы какие-нибудь.
Я слышал, что был жив последний участник битвы важной (забыл, какой именно). И вот он мог предоставить много достоверной, важной информации. А то со временем люди могут разное придумать! Или уже начинает казаться, что всё на войне не так уж страшно, что какие-то цели того стоят! Но так нельзя. Как нам повторяют каждый день Победы – нельзя забывать.
И, вообще, жизненный опыт может быть просто в событиях жизни. Появляется понимание, как ведут себя люди, что может быть… Вот почему у старшего поколения спрашивают совета. Они прожили долгую жизнь. Может быть, сталкивались с именно таким случаем. Или просто тот самый опыт подскажет, что может дальше получиться.
Всё очень логично. Человек, который проработал на фирме долго, может объяснить новичку, подсказать. Иногда взгляд уже у него не такой позитивный, вот старикам и кажется, что раньше всё было лучше. Но понятно – просто тогда они были молоды и полны сил, ничего у них не болело!
У меня, если сравнить с первоклассником, тоже уже большой жизненный опыт, например, школьный. Если меня спросят, то я могу дать совет новичкам. Даже провести мастер-класс! Хотя бы открытый урок.
Ещё с уникальным жизненным опытом люди пишут мемуары. Многие любят их читать – набираться опыта, смотреть, как люди выходили из разны ситуаций. Как, вообще, жили в разные эпохи.
В общем, жизненный опыт даже неоценим часто. Это индивидуально, в то же время глобально – всем может помочь. Я постараюсь набраться классного жизненного опыта! И передать его поколениям. А но я и сам буду прислушиваться к опыту старших. Это, на самом деле, интересно!
Читайте также: Красота спасет мир – сочинения для 5–9 классов.
В любом случае человек должен всегда позитивно смотреть на жизнь, не бояться трудностей, а приобретая жизненный опыт (не важно, положительный или отрицательный) радоваться, что в будущем появляется возможность исправить собственными руками.
Обучение через опыт — принцип, который можно использовать в формальном и в неформальном образовании. Он позволяет превращать знания в конкретные навыки и развивать их в соответствии с вашими познавательными способностями. Однако сам по себе опыт не имеет значения, если вы не умеете анализировать прошлое и делать выводы. В этом помогает рефлексия. Причем не стоит игнорировать и негативный опыт, так как ошибки являются естественной частью обучения. Т&Р рассказывают о методиках рефлексии и делятся алгоритмом работы над ошибками.
Как извлечь пользу из опыта
Процесс непрерывного обучения (Life long learning) гораздо шире, чем просто прохождение каких-либо курсов. Это передача и усвоение знаний, навыков, которые позволяют развиваться и адаптироваться под быстро меняющуюся реальность. Речь идет не только о профессиональном, но и о личностном развитии. Поэтому когда мы говорим об опыте обучения, то подразумеваем целый спектр формальных и неформальных ситуаций, которые могут позволить человеку получить новые знания, навыки, изменить свои поведение и установки.
Сам по себе опыт не имеет значения, если вы не анализируете его. Одним из инструментов, которые позволяют извлекать знания из опыта, является рефлексия
Рефлексия — этап в процессе непрерывного обучения, позволяющий зафиксировать образовательную деятельность. В личной траектории развития рефлексия, основанная на анализе прошлого, помогает скорректировать траекторию развития и приблизить к поставленной цели. Джон Локк определял рефлексию как основу жизненного опыта, помогающую человеку развиваться.
Рефлексию в обучении не стоит путать с саморефлексией. Первое подразумевает более комплексный анализ ситуации, в которой вы находитесь: вы обращаетесь не только к собственным мыслям и чувствам, но и учитываете внешние обстоятельства. Это умение, проявляющееся в самоанализе личной жизнедеятельности, поведения, поступков. Саморефлексия — это вид умственной активности, направленный внутрь индивида, он ориентирован на познание своих действий, культуры, ценностей.
Рефлексия способствует пониманию себя и своих способностей, исправлению ошибок, корректировке личной и профессиональной траектории развития. Этот процесс необходим для того, чтобы сделать образовательную деятельность наиболее комфортной и соответствующей вашим когнитивным способностям. Ведь не существует универсальных техник и методов обучения — их необходимо комбинировать и адаптировать. Кроме того, вы можете пересмотреть поставленные изначально цели и заново расставить приоритеты. Например, если вы долгое время не можете выучить иностранный язык, то проблема может заключаться не в методиках образовательной деятельности, а в вашей мотивации: возможно, эта цель для вас уже не релевантна.
Александра Жирновская
Директор центра корпоративного обучения и развития Theory & Practice
Выбирая образовательную программу, обратите внимание, предлагается ли изучать опыт других людей, например успешные кейсы преподавателей-практиков. Если живые примеры интегрированы в программу, это хорошо, но еще важнее, каким образом происходит осмысление чужого опыта на занятиях. Именно через рефлексию происходит обучение, когда мы можем примерить чужой опыт к нашей реальности: оценить его релевантность для решения собственных задач, сравнить с теми подходами, которые используем. На основе рефлексии мы делаем вывод, берем эти новые знания с собой или нет. Групповая рефлексия расширяет наш кругозор и обогащает опыт. Если в занятия включены такие рефлексивные форматы, как дискуссии, майндмэппинг или составление диаграммы «рыбьей кости», шансы действительно научиться будут выше.
Модели рефлексии
Профессор и философ Грэм Гиббс изучал обучение через опыт и создал модель рефлексии, которая помогает сделать опыт наиболее полезным. Это может быть как отдельная ситуация, с которой вы часто сталкиваетесь, так и долгий период. Модель состоит из шести ступеней.
Описание
-
Что произошло?
-
Когда?
-
При каких обстоятельствах?
-
Кто причастен?
Чувства
-
Что вы чувствовали в этот момент?
-
Как проявлялись эти чувства?
Оценка
-
Что было хорошо/плохо?
-
Как вы повлияли на эту ситуацию?
Анализ
-
Смысл этого события?
-
Почему так произошло?
-
Как вы проявили себя в этой ситуации?
-
Как можно объяснить ваши поступки?
-
Какие другие способы решения этой проблемы были возможны?
Вывод
Что можно извлечь из этой ситуации?
1. Общий вывод
Как поступать в аналогичных ситуациях?
2. Конкретный вывод
Что вы поняли именно в этой ситуации?
План действий
-
Что делать, если это снова произойдет?
-
Как можно предотвратить подобные ситуации?
-
Как вы измените свое поведение и какие навыки будете развивать?
-
Какие пробелы стоит заполнить?
В теории двойной петли обучения Криса Арджириса существует четыре шага в развитии теории обучения:
-
Изучение предшествующих теорий
-
Введение новых понятий
-
Создание действий
-
Обобщение результатов
Это некоторый алгоритм, позволяющий обрабатывать опыт. Результат этой теории — повышение эффективности в принятии решений и оценке ошибок. Одинарная петля — это базовая форма обучения. В данном случае вы исправляете ошибки, делаете выводы и думаете над тем, как их больше не совершить. Однако результат рефлексии может быть эффективнее, если эту цепочку расширить.
Двойная петля обучения помогает мыслить шире и свободнее: вы не просто анализируете поступки, ошибки, но и задумываетесь о ценностях, нормах, правилах, которые, возможно, вам не подходят. Согласно Арджирису, на второй уровень обучения возможно перейти только с развитым навыком рефлексии.
В отличие от одиночных циклов, эта модель учитывает изменения в окружающей среде. По словам Арджириса, многие организации сопротивляются двойному обучению из-за ряда переменных, таких как сопротивление изменениям, страх неудачи и чрезмерный контроль.
Блок Assumptions — Предположения и убеждения (Что нас подталкивает на совершение каких-либо поступков)
-
Блок Goals — Цели, стратегии, действия
-
Single Loop Learning — Одинарная петля обучения
-
Results — Результаты и выводы
-
Double Loop Learning — Двойная петля обучения
-
Defensive — Защитная реакция
Наши убеждения влияют на данные, которые мы выберем в следующий раз при принятии решений. Поэтому рефлексия играет ключевую роль в процессе размышлений и принятия решений в условиях ограниченных данных. Если рефлексировать о своих убеждениях, вы сможете увидеть картину целиком и принять лучшее решение.
Как превратить негативный опыт в положительный
Как правило, ошибки связывают с негативным опытом, однако при правильном их анализе он может трансформироваться в положительный. Во время обучения и приобретения нового жизненного опыта ошибки неизбежны — они и есть суть процесса. Джанет Меткалф, профессор Колумбийского университета, в своем исследовании доказала, что обучение через ошибки, сопровождаемое обратной связью, необходимо. Интересно, что положительные эффекты особенно заметны, если люди уверены в правильности своих действий: ошибки, совершенные с высокой степенью достоверности, исправляются легче, чем те, при совершении которых были некоторые сомнения. Корректирующая обратная связь имеет решающее значение. Терпимость к ошибкам способствует активному обучению и стремительному росту.
В своей статье «Learning from Mistakes» ученые Данте Чиалво и Пер Бак изменили установку о том, что ошибки — это исключительно негативный опыт. Они показали, что благодаря правильному анализу ошибок наши когнитивные процессы улучшаются: мозг формирует новые синапсы (контакты между нейронами), которые позволяют совершать новые действия во избежание ошибок, и в то же время «исключает» старые. Эти выработанные улучшенные алгоритмы, в свою очередь, строят новые модели поведения.
В своем исследовании «Learning from Errors» профессор департамента психологии Колумбийского университета в