В русском языке одними из самых труднозапоминаемых остаются правила правописания «не» и «ни».
Частицы НЕ, НИ в словах, правило их употребления всегда вызывают множество трудностей. И как не запутаться, что и когда писать? В этой статье вам будет предложено на конкретных примерах разобраться с основополагающими моментами и запомнить их.
Чтобы писать грамотно, для начала Вам необходимо хорошо выучить группы слов, которые всегда будут писаться слитно или раздельно с частицей НЕ.
Всегда слитно НЕ пишется с теми словами, которые нельзя употребить без «НЕ».
Например: нехватка (сущ.), невзрачный (прил.), нелепый (прил.), невежда (сущ.), невмоготу (нар.), ненароком (нар.) и другие.
Как видите, эти слова относятся к разным частям речи, и систематизировать как-либо их нельзя. Поэтому их нужно просто запоминать.
Всегда раздельно НЕ пишется:
- С глаголами — Примеры: не приготовил, не выполнил, не смог, не выучил;
- С деепричастиями (отвечают на вопросы: Что делая? Что сделав?) — Примеры: не приготовив, не выучив, не танцуя, не играя, не покидая;
- С краткими причастиями (отвечают на вопрос: Что сделан?) — Примеры: не написан, не прочитан, не нарисован;
- С числительными (отвечают на вопросы: Сколько? Который?) — Примеры: не три, не второй;
- Со сравнительной степенью прилагательных (оканчиваются на — е, -ее, -ше) — Примеры: не прекраснее, не лучше, не громче;
- Со словами: худший, лучший, меньший, больший;
- Со словами: далеко, отнюдь, вовсе, совсем (в значении вовсе).
Отдельное внимание стоит здесь обратить еще на один момент.
В русском языке существует приставка НЕДО -, которая также всегда пишется слитно с глаголами, имеющими значение неполноты действия.
Например: недоставать (не хватать), недосыпать (слишком мало спать, не высыпаться), недосмотреть (за ребенком), недоедать (слишком мало есть).
Итак, для того чтобы не ошибиться в постановке правильной частицы в русском языке, необходимо следовать определенному алгоритму.
- Во-первых, что следует сделать – определить часть речи. От этого простого шага будет зависеть очень многое;
- Во-вторых, нужно посмотреть, относится ли слово к той группе, в которой НЕ всегда пишется раздельно или, наоборот, никогда не употребляется без НЕ.
- В-третьих, проверьте нет ли приставки НЕДО- с глаголом, имеющим значение неполноты действия;
- После этого, в зависимости от того, какая часть речи перед вами, следуйте одному из нижеследующих правил.
Частица НЕ с разными частями речи
С существительными и прилагательными
НЕ пишется слитно, если слова без НЕ не употребляются (небрежный, невежда, ненастный и т.п.) или к слову можно подобрать близкое по значению слово – синоним без не.
Примеры: Он говорит неправду (т.е. ложь). Нам предстоит неблизкий (далекий) путь.
НЕ пишется раздельно, если есть противопоставление, выраженное союзом А и нельзя подобрать синоним.
Примеры: Нас постигла не удача, а разочарование. Помещение не большое, а маленькое. К сожалению, я не специалист в этой сфере.
С наречиями
НЕ пишется слитно с наречиями, оканчивающимися на -о, -е, если они без НЕ не употребляются (нелепо, неряшливо, нечаянно и др.), если слово нельзя заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением.
Примеры: Разговаривайте, пожалуйста, негромко (тихо). В этой ситуации я выглядела совершенно нелепо.
НЕ пишется раздельно с наречиями на -о, -е, если в предложении есть противопоставление с союзом А, с другими наречиями (не на -о, -е), которые могут употребляться без НЕ (не вовремя, не по-зимнему и др.).
Примеры: Мы шли не быстро, а медленно. Ты одета совсем не по-зимнему.
Также НЕ с наречиями пишется раздельно в том случае, когда НЕ употребляется в сочетаниях: вовсе не, ничуть не, совсем не, далеко не, никогда не, отнюдь не, нисколько не.
Примеры: Я чувствую себя совсем не плохо. Он далеко не идеально выполнил эту работу.
С местоимениями
НЕ с местоимениями пишется раздельно.
Примеры: не я, не она, не твой, не сами.
С отрицательными и неопределенными местоимениями (некто, нечто, некого, нечего и т.п.) НЕ пишется слитно. Но если между НЕ и местоимением этих групп есть предлог, то в таком случае НЕ будет писаться раздельно.
Примеры: Некто зашел в комнату и спрятался за занавеской. В сложившейся ситуации мне было не у кого просить помощи. Здесь просто не к чему придраться.
С причастиями
НЕ пишется слитно с причастиями, которые не употребляются без НЕ (ненавидящий, негодующий); причастиями, у которых есть приставка НЕДО- (недооценивавший, недоговоривший и т.п.) и причастиями, у которых нет зависимых слов.
Примеры: Недоумевающий человек выбежал из автобуса со скоростью света. Недолюбливавший кашу, он отодвинул тарелку в сторону. Ненаписанное сочинение не давало мне покоя.
НЕ пишется раздельно с причастиями, у которых есть зависимые слова (т.е. в причастном обороте), со всеми краткими причастиями (не сделана, не прочитана и т.п.) и в предложениях, в которых есть противопоставления с союзами А, НО.
Примеры: Сад наполняли цветы не увядшие, а свежие. В ресторане нам подали овощи не отваренные, а запеченные. Это был спортсмен, не победивший, но участвовавший в соревнованиях. Книга была не прочитана (краткая форма причастия). Отчет, не отправленный начальнику вовремя, будет зафиксирован (зависимое слово: не отправленный кому? – начальнику).
С деепричастиями
НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Исключительными являются случаи, когда деепричастие образовано от глагола, который без «НЕ» не употребляется (ненавидя, негодуя и др.).
Примеры: Не отдохнув, он поехал на работу. Ненавидя друг друга, они продолжали совместный проект.
Итак, вы ознакомились с основными правилами написания НЕ с различными частями речи.
По аналогии, давайте рассмотрим особенности правописания с частицей НИ.
Частица НИ с разными частями речи
- НИ пишется слитно в отрицательных местоимениях (ничей, никакой, никого и т.п.), если они не отделены предлогом (ни у кого, ни с кем и т.п.)
- НИ пишется слитно в отрицательных наречиях (никак, никуда, нигде и т.п.)
В остальных же случаях, частица «НИ» пишется раздельно.
Как вы видите, с НИ информации для запоминания в разы меньше. И поэтому теперь, когда усвоено правило НЕ, НИ, слитно или раздельно они пишутся, важно научиться различать случаи, когда необходимо писать частицу НЕ, а когда НИ.
Чем отличаются частицы НЕ и НИ?
Правило написания этих неударяемых частиц зависит, в первую очередь, от их значения. Поэтому рассмотрим разные случаи употребления НЕ, НИ, правило и примеры для более точного понимания.
НЕ, НИ: правило, примеры
Частица «НЕ» используется:
В простых предложениях, если она имеет значение отрицания при глаголе, причастии или деепричастии.
Примеры: Я не хочу читать. Не интересующаяся историей молодежь.
В составном глагольном сказуемом при отрицании частице «НЕ» в первой и второй его части, дает утвердительный смысл.
Примеры: Не могу не сообщить. Не смогу не купить.
В вопросительных и восклицательных предложениях в сочетаниях с местоимениями, наречиями и частицами (только не, как не, чего не, чего только не и т.п.)
Примеры: Кого я только не знаю! Как не порадовать любимого человека?
В придаточной части сложного предложения в сочетании с союзом ПОКА.
Примеры: Стой тут, пока не скажу! Сиди, пока не придут за тобой.
В составе устойчивых сочетаний, которые обозначают предположение (далеко не, ничуть не, отнюдь не, вовсе не, нисколько не) и отрицание (чуть ли не, едва ли не, вряд ли не).
Примеры: Едва ли не каждый был виновен в этом. Им было принято отнюдь не справедливое решение.
В составе сочинительных союзов: не то; не то – не то; не только – но; не то что не – а; не то чтобы не – а.
Примеры: Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (А. П. Чехов). Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (А. С. Пушкин).
Частица «НИ» используется:
Для усиления отрицания.
Примеры: Ни кусочка нигде я не могла найти. У нас не было ни одного шанса.
При повторении, приобретая значение союза.
Примеры: Он не мог найти ни книгу, ни тетрадь. Ни он, ни его родители не замечали происходящего.
В придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла.
Примеры: Делайте, пожалуйста, все, что ни скажу! Куда ни посмотрю, повсюду беспорядок.
В устойчивых сочетаниях со значением категорического приказания: ни с места, ни слова, ни шагу назад и т.п.
В устойчивых оборотах, представленных сочетанием двух противопоставляемых понятий: ни рыба ни мясо; ни жив ни мертв; ни дать ни взять и т.п.
Теперь, когда мы разобрали все примеры НЕ и НИ в предложениях, правило должно стать более понятным. Главное, постарайтесь попрактиковаться и придумать несколько собственных примеров на каждый пункт правил. Тогда материал лучше закрепится в памяти. Успехов!
Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
- существительные (см. морфологические нормы сущ. );
- глаголы:
-
- причастия;
- деепричастия;
- прилагательные;
- числительные;
- местоимения;
- наречия;
2. Служебные части речи:
- предлоги;
- союзы;
- частицы;
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
- слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
- вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Пример:
«Малыш пьет молоко.»
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
- начальная форма – малыш;
- постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
- непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
- при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
- начальная форма – молоко;
- постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
- изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
- в предложении прямое дополнение.
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
- начальная форма — дама;
- постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
- непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
- синтаксическая роль: часть подлежащего.
Лужину (кому?) — имя существительное;
- начальная форма — Лужин;
- верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
- непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
- синтаксическая роль: дополнение.
Ладонью (чем?) — имя существительное;
- начальная форма — ладонь;
- постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
- непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
- синтаксическая роль в контексте: дополнение.
Пыль (что?) — имя существительное;
- начальная форма — пыль;
- основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
- непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
- синтаксическая роль: дополнение.
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
- начальная форма — пальто;
- постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
- морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
- синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
- начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
- постоянные морфологические признаки прилагательных:
-
- разряд, согласно значению:
-
- — качественное (теплый, молчаливый);
- — относительное (вчерашний, читальный);
- — притяжательное (заячий, мамин);
- степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- непостоянные морфологические признаки прилагательного:
-
- качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
- полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
- признак рода (только в единственном числе);
- число (согласуется с существительным);
- падеж (согласуется с существительным);
- синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.
План морфологического разбора прилагательного
Пример предложения:
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
- начальная форма – полный;
- постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
- непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
- по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
- начальная форма — прекрасен (в данном значении);
- постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
- непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — стройный;
- постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
- синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — тоненький;
- морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
- начальная форма — голубой;
- таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
- непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
- синтаксическая роль: определение.
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
- начальная форма — изумительный;
- постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
- непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
- синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
- начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
- спрягаемые (личные и безличные) формы;
- неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.
Морфологический разбор глагола
- начальная форма — инфинитив;
- постоянные морфологические признаки глагола:
-
- переходность:
-
- переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
- непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
- возвратность:
-
- возвратные (есть -ся, -сь);
- невозвратные (нет -ся, -сь);
- вид:
-
- несовершенный (что делать?);
- совершенный (что сделать?);
- спряжение:
-
- I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
- II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
- разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
- непостоянные морфологические признаки глагола:
-
- наклонение:
-
- изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
- условное: что делал бы? что сделал бы?;
- повелительное: делай!;
- время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
- лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
- род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
- число;
- синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
-
- сказуемым: Быть сегодня празднику;
- подлежащим :Учиться всегда пригодится;
- дополнением: Все гости просили ее станцевать;
- определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
- обстоятельством: Я вышел пройтись.
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
- начальная форма — послать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
- начальная форма — прислушаться;
- морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Что за правила?
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
- начальная форма — предостеречь;
- морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология части речи: инфинитив;
- синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
- начальная форма — знать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
- начальная форма — нарушать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
- синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
- начальная форма — подождать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Вошел (что сделал?) — глагол;
- начальная форма — войти;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
1
Невидящий или невидящий, как правильно писать?
Как пишется «невидящий», слитно или раздельно?
Какое правило? Примеры предложений.
3 ответа:
4
0
«Невидящий» стоит писать слитно, если в предложении слово несет утвердительный оттенок значения. В предложениях, где нет противопоставления с союзом «а», данное слово стоит писать слитно с «не».
Он остановил на ней холодный невидящий взгляд.
Она устремила вдаль пустой невидящий взор.
Если слово выступает в роли причастия с зависимыми словами, стоит писать раздельно.
Не видящий ничего человек.
Не видящий никого вокруг.
Ничего не видящий взгляд.
Никого не видящий взгляд.
Совсем не видящий человек.
Если имеются слова, усиливающие отрицание («совсем не», «отнюдь не», «вовсе не»), стоит писать раздельно.
2
0
Правильно пишется невидящий. Правило русского языка гласит: Не пишется раздельно с предлогом только когда идет уточнение, например «Он был не видящий, а слышащий».
Во всех остальных случаях пишется слитно.
0
0
Слово «Невидящий» всегда пишется слитно, но есть исключение из этого правила. Когда в предложение есть уточнение и предлог «а», то тогда это слово пишется раздельно. В целом это очень легко запомнить, нет ничего сложного, главное правильно применять это правило на практике и всегда писать без ошибок. Грамотная речь и правописание сейчас очень важны в современном мире, даже не смотря на то, что некоторые ошибки исправляет компьютер. Изучайте русский язык с удовольствием, ведь он очень красивый, богатый, разнообразный и величественный.
Читайте также
Слово «неделикатный» является прилагательным.
Поэтому к нему применимо правило, регулирующее написание частицы «не» с прилагательными. В тексте слово «(не)деликатный» может быть написано по-разному, как слитно, так и раздельно.
Слитно «не» с прилагательными пишется в тех предложениях, в которых нет противопоставления. Обычно в таких предложениях слово можно заменить синонимом («грубый», «бестактный», «невоспитанный»).
Простите за неделикатный вопрос, почему Вы так относитесь к своему сыну?
Эта просьба кажется неделикатной.
«Не» стоит писать отдельно, если в предложении имеется противопоставление с союзом «а». Если есть усиливающие отрицание слова, также стоит писать «не» отдельно. Примеры таких слов: «совсем не, «ничуть не», «вовсе не», «отнюдь не». «никак не».
Этот вопрос вовсе не деликатный, он бестактный.
Это совсем не деликатное вмешательство в чужую жизнь, не стоит так поступать.
Слово «невразумительный» — это прилагательное мужского рода в единственном числе, которое отвечает на вопрос «какой?». Жен.р — невразумительная (какая?). В зависимости от контекста слово с «не» можно написать и слитно и раздельно.
- «Невразумительный»<wbr /> пишется, если в предложении нет усиления отрицания, то есть слова «ничуть не» и подобны или противопоставления с союзами «и», «а», «но». В соответствии с правилами, русского языка, прилагательное, так же как и краткое прилагательное будет написано с «не» слитно, если если его можно заменить близким по значению синонимом, без приставки «не». Синоним без не к слову «невразумительный»: запутанный, малопонятный.
**Пример предложения со словом «невразумительный»:*<wbr />* я только что прочла невразумительный комментарий.
<hr />
- «Не вразумительный» пишется при условии наличия в предложении противопоставления или усиления отрицания с союзами и, а, но.
Пример предложения со словами «не вразумительный»: это вовсе не вразумительный ответ.
Для начала стоит определиться с частью речи, что не всегда просто (легко спутать причастие и отглагольное прилагательное).
Слово «полученный» является причастием (от глагола «получить») и в тексте оно может иметь зависимые слова. Чтобы определиться, писать «не» раздельно с этим словом или слитно, нужно вспомнить правило, регламентирующее написание частицы «не» с причастиями, а также проанализировать структуру предложения.
«Не» с причастиями пишется слитно, если в предложении нет противопоставления с союзом «а», а также полное причастие не имеет зависимых слов.
«Не» с причастиями стоит писать раздельно, если в предложении имеется противопоставление и стоит союз «а». Если полное причастие имеет зависимые слова, то «не» также стоит написать отдельно. Раздельно «не» пишется с краткими причастиями.
Неполученная квитанция так и осталась валяться в конторе.
Не полученная вовремя квитанция валяется в конторе.
Не полученная жильцом квитанция по-прежнему лежит в конторе.
Не полученный вчера багаж отправили в хранилище.
Багаж, не полученный пассажиром, отправили на хранение.
Не полученный клиентом заказ.
Заказ не получен.
Слово «неблаготворный» является прилагательным. В предложении его можно написать как слитно, так и раздельно, все зависит от построения конкретного предложения.
«Не» с прилагательными стоит писать слитно в тех предложениях, в которых нет противопоставления с союзом «а». Обычно в таких предложениях слово можно заменить синонимом (в данном случае синонимами могут стать такие слова: «вредный», «плохой»).
Неблаготворное влияние.
Холодный климат оказывает неблаготворное влияние на мое здоровье.
Если в предложении имеется противопоставление (имеется союз «а»), а также слова, используемые для усиления отрицания, то «не» с прилагательным стоит писать раздельно.
Влияние этих подростков совсем не благотворное, они подстрекают моего брата к дурным поступкам.
Словами, которые усиливают отрицание, могут быть следующие: «совсем не», «никак не», «вовсе не», «отнюдь не».
Вспомним орфограмму русского языка об употреблении мягкого знака после шипящих на конце существительных. Данная орфограмма гласит — мягкий знак после шипящих согласных пишется на конце существительных третьего склонения. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.
Слово «сыч» — это существительное мужского рода с шипящей согласной «ч» на конце. Применив данную орфограмму, мы видим, что на конце слова «сыч», после буквы «ч» не пишется мягкий знак.
Вывод — слово «сыч» пишется без мягкого знака на конце.
У некоторых людей со временем ухудшается зрение.
Чаще всего такое состояние возникает постепенно. Сначала человек не воспринимает самые дальние предметы, а затем расплываются ближние.
Если пациент хорошо видит вблизи, но плохо вдалеке, это означает, что у него развивается миопия, или близорукость. Существуют специфические симптомы, по которым можно выявить состояние. Для подтверждения диагноза рекомендуется обратиться к врачу. Он проведет диагностические тесты, назначит корректирующую оптику и дополнительное лечение.
Симптомы
Существует специфическая симптоматика, по которой определяется близорукость:
- человек плохо видит предметы вдалеке, они расплываются;
- невозможность сфокусировать зрение на дальних предметах;
- вблизи острота зрения сохраняется, но впоследствии может также нарушаться;
- при отсутствии корректирующей оптики глаза человека перенапрягаются, поэтому формируется головная боль;
- если с возрастом острота зрения продолжает ухудшаться, такая разновидность миопии называется прогрессирующей.
Если снижение остроты зрения спровоцировано системным заболеванием, клиническая симптоматика дополняется различными признаками. Например, при сахарном диабете появляется вялость, усталость, головокружение, онемение рук. Если повышено артериальное давление, у человека образуется красное лицо, проглядывают сосуды, постоянно болит голова, особенно во время приступов. Поэтому врачу важно провести комплексное обследование, чтобы выявить первопричину.
Причины ухудшения зрения вдаль
Наиболее распространенной причиной снижения остроты зрения является наследственный фактор.
То есть если у одного из родителей есть миопия, ребенок 50% вероятности получит то же заболевание. Риск образования близорукости возрастает, если ею страдают оба родителя. Существуют дополнительные причины снижения остроты зрения:
- помутнение хрусталика, при котором луч света неправильно преломляется, поэтому проецируется не на сетчатке, а спереди нее;
- повышение внутриглазного давления, что приводит к расширению камер глаз и сдавлению сетчатки, зрительного нерва;
- сердечно-сосудистые нарушения (ишемическая болезнь, тромбоз, атеросклероз, гипертония);
- осложнения от сахарного диабета, в результате которых образуются конгломераты из глюкозы и холестерина, которые закупоривают сосуды сетчатки глаз;
- воспалительные заболевания, механические повреждения, инфекционные поражения зрительного нерва;
- злокачественные и доброкачественные новообразования в области глаз и головного мозга;
- кровоизлияние в глазу или головном мозге, рядом со зрительным центром;
- механические повреждения головного мозга, к которым относятся травмы, ушибы, сотрясения, переломы, ножевые и огнестрельные ранения.
Врач обязан выявить первопричину, чтобы предотвратить рецидив заболевания после проведенного лечения.
Причины у детей
У некоторых детей снижение остроты зрения возникает сразу после рождения. Причинами такого состояния являются:
- врожденные аномалии в формировании глазного яблока;
- внутриутробные пороки развития;
- наследственные заболевания.
Часто снижение остроты зрения развивается у школьников. Располагающим фактором является наследственность, то есть наличие миопии у одного или обоих родителей. У школьника оказывается повышенная нагрузка на органы зрения, нервную систему, позвоночник. Ребенок начинает много часов сидеть за уроками, не держа ровную осанку.
Функциональность глаз снижается еще быстрее, если нарушаются правила гигиены зрения:
- проведение уроков в плохо освещенной комнате;
- отсутствие гимнастики для глаз;
- непродолжительный сон;
- питание, в котором отсутствуют все полезные вещества, микроэлементы, витамины, минералы, необходимые для нормального функционирования глазных яблок и нервной системы;
- использование компьютера, телефона, планшета, телевизора продолжительное время в течение дня.
Чтобы снижение остроты зрения не прогрессировало, требуется обратиться к офтальмологу, провести диагностику и лечение.
Осложнения
Если в детском и взрослом возрасте не провести лечение, острота зрения ухудшится. При отсутствии контактных линз и очков глаза будут перенапрягаться, чтобы смотреть вдаль. Происходит спазм аккомодации, в результате которого постепенно прогрессирует миопия. Возможно развитие астигматизма.
Это состояние, при котором глазное яблоко имеет неправильную форму, из-за чего окружающие предметы видятся человеком неправильно.
Если у ребенка ухудшилось зрение только на одном глазу, это чревато исключением из функции другого глаза. Образуется монокулярное зрение, при котором человек не способен отличить расстояние до предмета.
Диагностика
Исследование функции зрения проводится в несколько этапов. Врач должен применить 2-3 метода, чтобы выявить первопричину:
- Сбор анамнеза. Это данные, полученные со слов пациента или его близких родственников. Основываясь на них, врач может предположить причину состояния, назначить дальнейшее обследование.
- Общий осмотр. Невооруженным взглядом обнаруживается только косоглазие, помутнение хрусталика. Могут быть обнаружены проявления различных системных заболеваний.
- Измерение остроты зрения. Для этого используют диагностические таблицы, на которых изображены символы, рисунки, буквы. Чем ниже строка, тем меньше символ. Врач указывает на изображение, которое человек должен увидеть. Чем ниже увиденная строка, тем лучше острота зрения пациента.
- Подбор линз для улучшения качества зрения. К каждому глазу пациента прикладывается линза, через которую он должен прочитать строки в диагностической таблице.
- Осмотр глазного дна. Предварительно пациенту закапывают раствор, на время нарушающий процесс аккомодации зрачка. Внутреннее содержимое глазного яблока исследуют с помощью щелевой лампы. Оценивается качество роговицы, хрусталика, стекловидного тела, сетчатки, сосудов микроциркуляции.
- МРТ, КТ. С помощью методики врач может видеть на мониторе послойное изображение глазных яблок и головного мозга. Выявляется состояние сосудов, нервной ткани, обнаруживают опухоли и инородные тела.
Основываясь на полученных данных, врач ставит достоверный диагноз. Только после этого начинают лечение.
Лечение
Терапия пациентов зависит от причины, которая вызвала нарушение остроты зрения.
Наиболее часто применяются следующие методы:
- подбор корректирующих линз или очков, при которых острота зрения восстанавливается;
- физиотерапевтические процедуры, улучшающие кровоснабжение, состояние нервной ткани, метаболизм в глазных яблоках;
- лазерная коррекция зрения, которая относится к малоинвазивным процедурам, при помощи которой полностью восстанавливается острота зрения;
- хирургические операции, показанные при высокой степени миопии, сильном астигматизме.
Если у пациента выявлено системное заболевание, которое снижает функцию зрения, лечат сначала его.
Профилактика
Для профилактики снижения остроты зрения применяют следующие правила:
- употребление пищи, богатой витаминами, микроэлементами, минералами, полезными веществами, которые необходимы для нормального функционирования органов зрения;
- своевременное лечение системных заболеваний, которые могут повлиять на глазные яблоки;
- сокращение времени, проведенного перед компьютером, телевизором, планшетом, телефоном;
- ежедневная гимнастика для глаз.
При выполнении профилактических правил снижается риск нарушения остроты зрения. Рекомендуется ежегодно обращаться к офтальмологу, чтобы выявлять небольшие нарушения и вовремя корректировать их.