Алеша является одним из главных героев волшебной повести «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского.
Алеша в повести «Черная курица, или Подземные жители»: образ, характеристика, описание героя
Действие повести происходит в конце XVIII — начале XIX века в Петербурге.
Главный герой повести — юный дворянин, мальчик по имени Алеша. Он уже 2 года живет и учится в пансионе для мальчиков в Петербурге:
«…теперь же обратимся опять к пансиону, который лет сорок тому назад находился на Васильевском острове, в Первой линии.»
Возраст Алеши — 9-10 лет:
«…мальчик, по имени Алеша, которому тогда было не более девяти или десяти лет.»
«…Алеша, будучи еще в десятилетнем возрасте…»
О внешности Алеши известно следующее:
«Алешу позвали наверх, надели на него рубашку с круглым воротником и батистовыми манжетами с мелкими складками, белые шароварцы и широкий шелковый голубой кушак. Длинные русые волосы, висевшие у него почти до пояса, хорошенько расчесали, разделили на две ровные части и переложили наперед по обе стороны груди.»
«Алеша поспешно надел свою красную бекешу* на беличьем меху и зеленую бархатную шапочку с собольим околышком…» (*бекеша — мужское пальто )
Родители Алеши живут очень далеко от Петербурга. Два года назад они оставили сына в пансионе и, судя по всему, с тех пор не виделись с ним:
«Родители его, жившие далеко‑далеко от Петербурга, года за два перед тем привезли его в столицу, отдали в пансион и возвратились домой, заплатив учителю условленную плату за несколько лет вперед.»
Алеша является добрым, умным, милым и скромным мальчиком. Он хорошо учится, и его все любят:
«Алеша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали.»
«Вообще дни учения для него проходили скоро и приятно…»
«…из доброго милого и скромного мальчика…»
«Мне давно было известно, – сказал король, – что ты добрый мальчик…»
«…он был добрым и скромным, все его любили…»
«Ты тогда был добрый мальчик, скромный и учтивый, и все тебя любили…»
При этом Алеша является ветреным мальчиком. Он никогда не слушается полезных советов, из-за чего попадает в неприятные ситуации:
«Ты добрый мальчик, – продолжала курочка, – но притом ты ветрен и никогда не слушаешься с первого слова, а это нехорошо!»
Алеша — вежливый, воспитанный мальчик:
«…но так как ему казалось неучтивым заставить дожидаться короля, то он поспешил ответом.»
Он любит правду. Ему не нравится, когда ему приписывают то, чего он не делал:
«Сколь для Алеши ни было лестно, что приписывали ему такой благородный поступок, но он любил правду и потому, сделав низкий поклон, сказал:
– Господин король! Я не могу принять на свой счет того, чего никогда не делал.»
Когда наступают выходные, Алеша чувствует себя одиноким без своей семьи. Чтобы не скучать, он читает книги, в частности рыцарские романы:
«…когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алеша горько чувствовал свое одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг…»
«…рыцарские романы и волшебные повести, – и библиотека, которою пользовался наш Алеша, большею частью состояла из книг сего рода.»
На досуге Алеше нравится фантазировать о прошедших веках и рыцарских замках:
«Любимым его занятием в длинные зимние вечера, по воскресеньям и другим праздничным дням, было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие века…»
«…юное воображение его бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по темным, дремучим лесам.»
Алеша верит в существование волшебниц:
«…ему казалось, что какая‑нибудь добрая волшебница нарочно для него провертела эти дырочки.»
На досуге Алеше нравится кормить курочек, живущих во дворе. Мальчик всегда приносит им крошки после еды:
«Другое занятие Алеши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике…»
«…крошек, которые всегда после обеда и ужина он собирал со скатерти.»
Алеша особенно любит черную курочку Чернушку. Та тоже относится к нему особенно ласково:
«Между курами он особенно любил одну черную хохлатую, названную Чернушкою.»
Однажды Алеша спасает Чернушку от гибели, когда кухарка собирается пустить птицу на обед. Мальчик отдает кухарке все свои сбережения — один империал (1 империал = 10 рублей, что являлось крупной суммой в то время):
«Алеше очень, очень жаль было империала, но он вспомнил о Чернушке и с твердостью отдал драгоценный подарок.»
«Таким образом Чернушка спасена была от жестокой и неминуемой смерти.»
«…черную нашу курицу, которую не любила кухарка за то, что не снесла она ни одного яйца…»
Оказывается, что курица Чернушка — волшебное существо, которое умеет говорить. Однажды она показывает Алеше сказочное Подземное царство, в котором живет. В этом царстве Чернушка занимает важный пост — пост главного министра короля:
«…я совсем не знал, что ты говорить умеешь!» (Алеша о курице)
«Мой главный министр донес мне, что ты спас его от неизбежной и жестокой смерти.» (король о Чернушке)
«Мой министр – не курица, а заслуженный чиновник!» (король)
«Тут подошел министр ближе, и Алеша увидел, что в самом деле это была его любезная Чернушка.»
Король Подземного царства благодарит Алешу за то, что тот спас его министра (Чернушку). За это король обещает исполнить одно желание мальчика. Алеша просит сделать так, чтобы ему не нужно было учить уроки. Король исполняет желание:
«…третьего дня ты оказал великую услугу моему народу и за то заслуживаешь награду.» (король — Алеше)
«Я бы желал, – сказал он, – чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой, какой мне ни задали.
– Не думал я, что ты такой ленивец, – отвечал король, покачав головою. – Но делать нечего, я должен исполнить свое обещание.»
Король дарит Алеше волшебное зернышко. Благодаря этому зернышку мальчик сможет всегда знать домашнее задание, не готовясь к урокам:
«Алеша взял конопляное зерно, завернул в бумажку и положил в карман, обещаясь быть молчаливым и скромным.»
Чернушка и король просят Алешу никому не рассказывать о Подземном царстве. Иначе подземные жители должны будут покинуть эти края и переселиться куда-то далеко. Алеша обещает хранить тайну:
«…если тот, кому мы показались, не сохранит этого в тайне, то мы принуждены бываем немедленно оставить местопребывание наше и идти далеко‑далеко, в другие страны.» (Чернушка — Алеше)
«Я даю тебе честное слово, что никогда не буду ни с кем об вас говорить, – прервал его Алеша.»
«Помни, однако, что ты дал честное слово сохранять в тайне все, что тебе о нас известно…»
С этого дня Алеша пользуется волшебным зернышком и благодаря ему всегда знает все домашние задания, хотя совсем не готовится к урокам:
«Алеша вовсе не учился, а все‑таки знал урок с начала до конца, без малейшей ошибки.»
«…Алеша всегда отвечал безошибочно и не запинаясь…» (благодаря зернышку)
В итоге Алеша становится лучшим учеником в пансионе, а затем и во всем Петербурге. Правда, этот фальшивый успех не радует его так, как раньше:
«Между тем слух о необыкновенных его способностях разнесся вскоре по целому Петербургу. Сам директор училищ приезжал несколько раз в пансион и любовался Алешею. Учитель носил его на руках, ибо чрез него пансион вошел в славу. Со всех концов города съезжались родители и приставали к нему, чтоб он детей их принял к себе, в надежде, что и они такие же будут ученые, как Алеша.»
Алеша — стыдливый мальчик. Его мучает совесть, когда его незаслуженно хвалят:
«Учитель очень его хвалил; однако Алеша не принимал его хвалу с тем удовольствием, которое прежде чувствовал он в подобных случаях. Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоил ему никакого труда.»
«Алеша внутренне стыдился этих похвал: ему совестно было, что ставили его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал.»
«…внутренний голос ему говорил: «Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит…»»
Со временем Алеша привыкает к похвале учителей, его самолюбие растет. Он начинает важничать и считать себя лучше и умнее других мальчиков в пансионе:
«Алеша, как сказал я уже выше, сначала стыдился похвал, чувствуя, что вовсе их не заслуживает, но мало‑помалу он стал к ним привыкать, и наконец самолюбие его дошло до того, что он принимал, не краснея, похвалы, которыми его осыпали. Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он гораздо лучше и умнее всех их.»
В результате скромный, милый и добрый Алеша становится гордым, непослушным, шаловливым ребенком:
«Нрав Алешин от этого совсем испортился: из доброго милого и скромного мальчика он сделался гордым и непослушным.»
«…к несчастью, самолюбие так в нем было сильно, что заглушало голос совести, и он день ото дня становился хуже и день ото дня товарищи менее его любили.»
«Притом Алеша сделался страшным шалуном.»
«Наконец он так надоел всем дурным своим нравом…»
«…а теперь… я не узнаю тебя!» (Чернушка об Алеше)
Однажды учитель задает Алеше выучить 20 страниц домашнего задания. Но мальчик не может ответить ни слова на уроке. Оказывается, его волшебное зернышко исчезло из кармана:
«…всунул руку в карман, чтоб ощупать семечко… Но как описать его отчаяние, когда он его не нашел! Слезы градом полились из глаз его… он горько плакал и все‑таки не мог сказать ни слова.»
В ту же ночь Чернушка является к нему и вручает ему потерянное зернышко:
«Вот конопляное зерно, которое выронил ты на дворе. Напрасно ты думал, что потерял его невозвратно.»
«Алеша с восхищением взял любезное свое семечко из лапок курицы…»
На следующий день Алеша блестяще рассказывает 20 страниц домашнего задания. Учитель просит его признаться, как ему это удалось. Алеша вдруг забывает о своем обещании и рассказывает секрет о Подземном царстве:
«Алеша совершенно потерял голову… он забыл обещание, данное подземному королю и его министру, и начал рассказывать о черной курице, о рыцарях, о маленьких людях…»
Учитель не верит рассказу о Подземном королевстве и наказывает Алешу розгами. В результате Алеша где-то теряет свое волшбеное зернышко:
«И бедного Алешу высекли.»
«Когда чрез несколько часов он немного успокоился и положил руку в карман… конопляного зернышка в нем не было.»
«…чувствовал, что конопляное зернышко возвратить невозможно.»
Из-за того, что Алеша раскрыл секрет, все жители Подземного королевства теперь должны переселиться в далекие края. Также король наказывает министра-Чернушку за то, что тот поверил Алеше (король сковывает руки Чернушки золотыми цепями):
«Еще в течение нынешней ночи король с целым народом своим должен переселиться далеко‑далеко от здешних мест! Все в отчаянии, все проливают слезы. Мы несколько столетий жили здесь так счастливо, так покойно!..»
«Министр поднял обе руки кверху, и Алеша увидел, что они были скованы золотой цепью. Он ужаснулся.
– Твоя нескромность причиною, что я осужден носить эти цепи, – сказал министр с глубоким вздохом…»
На этот раз Алеше становится очень стыдно за свою ошибку. Он глубоко раскаивается в том, что причинл подземным жителям такие неприятности:
«– …Прощай! И, если можешь, прости меня! Я знаю, что виноват перед тобою, но я жестоко за то наказан!»
На утро Алеше становится плохо, у него случается сильная горячка. Когда Алеша выздоравливает, он снова становится добрым, скромным и послушным ребенком, которого все любят:
«…послали за доктором, который объявил, что у него сильная горячка.»
«Недель через шесть Алеша выздоровел…»
«Алеша же сам стыдился об этом говорить и старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей, хотя уже и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг, которых, впрочем, ему и не задавали.»
Таков цитатный образ и характеристика Алеши в волшебной повести «Черная курица, или Подземные жители»: описание характера и внешности героя в цитатах.
Смотрите:
Все материалы по повести «Черная курица»
Сочинение по «Черная курица, или Подземные жители» А.Погорельского
«Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского – это волшебная сказка. В ней переплетается реальность и фантастика.
Главный герой произведения – мальчик Алеша. Ему не более девяти или десяти лет. Алеша в числе других детей учится в мужском пансионе в С.-Петербурге на Васильевском острове. Он послушный и прилежный мальчик. Алеше нравится учиться, «дни учения для него проходят быстро и приятно», но в выходные дни ему грустно и одиноко. В это время все разъезжаются домой, а Алешины родители живут далеко от Петербурга. «По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и единственным его утешением было чтение книг». Алеша рос романтиком и мечтателем. «Любимым его занятием было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие века». Еще Алеша любил кормить курочек. Особенно ему нравилась черная хохлатая Чернушка. Алеша заступился за нее, когда однажды к празднику кухарка Тринушка решила поймать и приготовить из Чернушки обед. Добрый и щедрый мальчик отдал кухарке за курочку империал – подарок бабушки.
Чернушка, которая оказалась министром подземных жителей, решила отблагодарить мальчика за свое спасение. Она открыла свою тайну, провела Алешу в закрытое королевство, где король подарил ему конопляное семечко, взяв клятву никогда никому не рассказывать о подземных жителях. Теперь Алеша мог не уча отвечать на любой заданный урок.
С этого времени характер мальчика начал портиться. Если сначала он стыдился незаслуженных похвал учителей, то потом он настолько возгордился своими успехами, что вообразил себя «гораздо лучше и умнее» своих товарищей. Из скромного мальчика он превратился в высокомерного, заносчивого и ленивого. Не имея необходимости тратить время на выполнение уроков, Алеша «занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав». Товарищи стали смотреть на него с презрением, перестали его любить.
Алеша настолько отвык заниматься, что, потеряв конопляное семечко, не смог сам выучить урок. Боясь наказания, он выдал тайну, предав подземных жителей, чем навлек беду не только на Чернушку, но и на весь подземный народ, который был вынужден покинуть свое место жительства.
Сказка поучительная. Она мне понравилась. Я понял, что нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь. Если ты дал слово, то надо держать его до конца. Нельзя надеяться на хитрость и жульничество, правда всегда выйдет наружу.
Сочинение Черная курица, или Подземные жители по повести Погорельского
Чёрная курица это волшебная сказка Антония Погорельского, написанная им для своего племянника. В произведении рассказано про два мира. Это мир пансиона, в котором живёт главный герой и другие ученики, и учителя. Их мир наполнен учением, встречами с гостями пансиона. На выходные дни мальчик оставался в пансионе. Его любимым занятием стало ухаживание за курочками. Он очень к ним привязался. Всю свою любовь, которую он не мог выразить родителям он передавал своим подопечным. Он был настолько храбр и смел, что однажды даже спас свою любимую курочку, которую звали Чернушка, от кухарки, отдав за её спасение самое ценное, что у него было: золотую монету.
Это был добрый и честный мальчик. Его сердце было наполнено состраданием и любовью к окружающим, поэтому у него было много друзей.
Другим миром, показанном в сказке был мир подземного царства. Это был тайный мир, о котором никто ничего не знал. В нём жило много маленьких людей, у которых даже был свой король с министрами. Как мы узнаём из сказки это подземные жители, которые очень боялись, что тайна их существования будет раскрыта и им придётся уходить в неведомые земли в поисках нового пристанища.
Чернушка, спасённая им от кухарки, оказалась министром этого необыкновенного царства. Решив отблагодарить Алёшу за своё спасение она показала ему свой мир. Познакомила его с жителями и сводила на охоту. Чернушке хотелось, что бы мальчик не чувствовал себя одиноким, а знал, что, у него есть друзья, даже когда в пансионе нет других детей. Именно там он получил необычный подарок конопляное семечко. Благодаря этому подарку, Алёша может отвечать любой урок, даже не выучив его.
Мальчик берёт такой подарок с радостью, хотя уже ясно, что все похвалы, которые он будет получать, будут не заслуженными и он ничего не будет знать по своим урокам. Он встанет на путь лицемерия и лжи. В итоге, так оно и получилось.
Из доброго и милого мальчика он превратился в гордого и надменного. Сначала он стыдился незаслуженного расположения к себе всех учителей, но со временем, стыд прошёл. Он стал шалуном. Учителя уже не знали, что с ним делать.
И вот однажды всё изменилось. Семечко пропало. Алёша уже не мог выучить нужный урок. Всё его ликование сменилось отчаянием. Но что же он делает дальше? Он не садится учить уроки, он уже настолько обленился, что предпочитает лишь жалеть себя.
Кульминацией произведения становится момент предательства. Мальчик рассказал учителю о подземном царстве и его жителях. Конечно, Чернушка прощает мальчика. Она помнит всё добро, которое он сделал. Но его трусливый поступок приносит несчастье маленькому народу.
Сказка учит нас, что доброту и честность надо воспитывать в себе хорошими поступками.
Сочинение 2
Главным героем произведения «Черная курица или Подземные жители» является молодой парень по имени Алеша. Он учится в пансионате. У него было огромное количество друзей, которые всегда готовы прийти на помощь или выручить в трудной ситуации. Практически на каждые выходные всех ребят забирали родители домой, а вот нашего главного героя никто не забирал, а все, потому что у него нет родителей. Пока все ребята находились дома и радовали родителей, Алеша сидит в пансионате и очень много читает книг. А когда ему надоедало читать, то он отправлялся на улицу, где гулял и играл один. Больше всего на свете ему нравилось играть с курицами, которых выпускали также прогуляться. Он даже своей любимице дал прозвище Чернуха. Однажды повариха отловила несколько куриц для того чтобы приготовить из них обед и вместе с другими курицами туда же попала и Чернуха. И тогда парень готов был пожертвовать своей золотой монетой, которую он берег до этого времени. И после этого повариха согласилась оставить курицу в живых.
Ночью Алеша увидел сон, в котором главной героиней была курица. Она решила провести его по одной тропе, которая ведет в интересное место. Вот только куда именно она его вела и что это было за место, он так и не узнал, а все, потому что неожиданно проснулся. На следующую ночь он все-таки узнал про это самое место. И им оказалось царство, в котором Чернуха была главной. Здесь жили только человечки маленького роста. Кроме этого здесь она подарила ему одно золотое зернышко, при помощи которого парень может знать все занятия и все уроки даже не открыв при этом учебники. Вот только парень никому не должен рассказывать про то, где он был и что видел.
Шло время, и все были удивлены, почему же он вдруг стал учиться лучше всех и очень быстро учил уроки и знал ответ на любой вопрос. Они много раз пытали мальчика, но он обещал курице не рассказывать ничего и держал свое слово. Вот только это портило парня и постепенно ему не хотелось ни с кем, ни дружить, ни общаться, ведь он считает себя самым умным, а другие намного хуже его. Все больше и больше он стал обманывать не только своих друзей, но и взрослых. И в итоге рассказал всю правду, но никто ему не поверил. И этим он потерял своего единственного друга по имени Чернуха. Она ушла от него, а он обещал, что больше такого не повториться и все будет по-другому. Но изменить уже ничего было нельзя.
Также читают:
Картинка к сочинению Черная курица, или Подземные жители по повести Погорельского
Популярные сегодня темы
Данное произведение повествует о страшнейшей судьбе одного бойца по имени Андрей. Действие происходит во времена Великой Отечественной войны, в которой герой потерял всю семью.
Поначалу пьеса называлась «Гордым Бог противится». Эта комедия, состоящая из трех действий, была написана Островским в 1853 году, а опубликована — в начале 1854 года.
Что же понимается под словом «культура»? У этого слова есть несколько значений. В основном это понятие используется для обозначения всех аспектов самовыражения и самопознания человека.
Раннее утро у многих вызывает негативное восприятие и ассоциируется с необходимостью вставать в школу или на работу. Поспать подольше в теплой уютной постели кажется гораздо приятнее и важнее
Рождаясь, человек от родителей получает имя и фамилию. Они будут сопровождать его если не всю жизнь, то долгие годы. Но человека называют не только по имени, в течение жизни у него появляются различные прозвища.
Сочинение на тему «Черная курица» Погорельский
Сказка А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» рассказывает нам о жизни маленького Алеши. Уже два года он учится в пансионе Петербурга. Он очень прилежный и добрый мальчик, многие любят за его характер.
В будни Алеша счастлив, а в выходные, когда все дети разъезжаются домой, к родителям, Алешу мучает жуткое одиночество, потому что своих родителей он давно не видел. На выходных Алеша кормит курочек, среди которых больше всех любит черную, которой дал имя Чернушка. Мальчик спасает ее от кухарки и выкупает ее, дав монетку. За это Чернушка благодарит Алешу.
Оказывается, что эта курица ‒ министр подземного короля, а под землей живет целый народ. Курочка водит в подземное царство Алешу. Алеша видит там дворцы, залы, рыцарей, волшебных попугаев. Король благодарит Алешу за спасение курицы волшебным семенем, которое позволяет не учить урок и знать его.
С той поры Алеша меняется. Теперь он знает, что он не одинок, и в подземном царстве его почитает сам подземный король, и он знает тайну, которая неизвестна никому. Он становится балованным, проказничает. Вероятнее всего, мальчик просто понимает, что теперь он лучше всех учеников, он зазнается.
Курочка приходит к Алеше и просит исправиться, иначе волшебное конопляное семя больше ему не дадут, и уроки придется учить самому. Но однажды, под страхом быть высеченным, мальчик проговаривается о подземном царстве.
Это влечет за собой плохие последствия ‒ курочка арестована, а все подземные жители вынуждены перебраться жить в другое место. На прощание Чернушка очень просит Алешу стать снова прилежным. И Алеша исправляется, и даже становится примером для товарищей.
Сказка учит нас, что в душе каждого человека есть добро и прилежность, каждый способен достичь цели своим трудом. Ничего в мире нельзя получить просто так, и пользоваться всем готовым не получится, нужно стараться, трудиться.
Усилия нужны и для того, чтобы заслужить любовь и уважение других. Нужно помнить, что те, кто нас любит, могут пострадать от наших слов и дел, и нужно уметь нести ответственность за свои поступки перед этими людьми.
Повесть «Черная курица, или Подземные жители» написана очень давно: впервые была напечатана в 1829 году — почти двести лет назад.
Сочинение «Черная курица» − 5 класс
Вариант 1
На уроках литературы мы изучили сказку А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Она написана в 1824 году, но и сейчас актуальна.
В сказке рассказывается о мальчике Алёше, который однажды спас курицу-министра, за это Король Подземного царства пообещал исполнить любое его желание. Алёша загадал никогда не учить уроки, но знать их.
Главный герой сказки Алёша учился в пансионе, в свободное от учёбы время читал рыцарские романы и ухаживал за птицами на птичьем дворе. Ему было 9–10 лет. Он был очень послушным и хорошо учился. Мальчик искренне верил в то, что выдумывал. Алёша был смелым, ради спасения друга был готов отдать самое дорогое, что у него есть.
Но после исполнения желания никогда не учить уроки, его характер начал меняться в худшую сторону: он стал ленивым, возгордился, стал считать себя самым умным и перестал общаться с ребятами. Когда ему угрожали наказанием, он выдал тайну. Всему царству пришлось уехать из-за его трусости. После этого у него началась горячка. Когда он выздоровел, всё происходившее перед болезнью показалось ему тяжёлым сном. Мальчик вновь стал послушным, добрым, скромным и дружелюбным.
Это произведение учит не лениться, с уважением относиться к одноклассникам и думать, прежде чем делать.
Сказка помогает понять, что нужно выполнять обещания, чего бы это ни стоило, а иначе могут пострадать другие. Я очень советую почитать эту добрую, светлую сказку со счастливым концом.
Вариант 2
В повести-сказке А. Погорельского необычный сюжет, в ней реальное переплетается с фантастическим. Реальное – жизнь десятилетнего мальчика Алеши в пансионе в Петербурге, фантастическое – его грезы о подземном царстве гномов.
Действие в произведении динамично и увлекательно. Однажды Алеша спас Чернушку – черную курицу, скрашивавшую его одиночество. Чернушка в благодарность за свое спасение провела мальчика в подземное царство гномов. Подземный король подарил
Алеше волшебное семечко. Теперь, ничего не делая, ничего не уча, мальчик всегда знал свой урок. От успехов у него вскружилась голова, он зазнался, стал плохим товарищем. Постепенно он абсолютно отвык работать и уже не мог запомнить урок, когда потерял волшебное семечко. А испугавшись наказания, выдал тайну пребывания гномов в подземелье.
Сказка заканчивается болезнью Алеши, его выздоровлением и возвращением к жизни, к самому себе, прежнему.
Образ главного героя вызывает симпатии и пробуждает сопереживание. Алеша – добрый, смелый, впечатлительный мальчик. Он заблуждается, совершает ошибки, но одновременно
и задумывается над серьезными вопросами: в чем настоящая ценность человека? Что такое верность слову? Что может случиться, если не прислушиваться к голосу совести?
Автор произведения призывает читателя: Будь честным, трудолюбивым, скромным. А последняя сцена – прощание Чернушки с Алешей, волнение покидающего свое царство маленького народа, отчаяние главного героя от осознания непоправимости его опрометчивого поступка – серьезный нравственный урок, преподанный нам талантливым писателем.
Вариант 3
В повести-сказке А. Погорельского необычный сюжет, в ней реальное переплетается с фантастическим. Реальное — жизнь десятилетнего мальчика Алёши в пансионе в Петербурге, фантастическое — его грёзы о подземном царстве гномов.
Действие в произведении динамично и увлекательно. Однажды Алёша спас Чернушку — чёрную курицу, скрашивавшую его одиночество. Чернушка в благодарность за своё спасение провела мальчика в подземное царство гномов. Подземный король подарил Алёше волшебное семечко. Теперь, ничего не делая, ничего не уча, мальчик всегда знал свой урок. От успехов у него вскружилась голова, он зазнался, стал плохим товарищем.
Постепенно он абсолютно отвык работать и уже не мог запомнить урок, когда потерял волшебное семечко. А испугавшись наказания, выдал тайну пребывания гномов в подземелье. Сказка заканчивается болезнью Алёши, его выздоровлением и возвращением к жизни, к самому себе, прежнему.
Образ главного героя вызывает симпатии и пробуждает сопереживание. Алёша — добрый, смелый, впечатлительный мальчик. Он заблуждается, совершает ошибки, но одновременно и задумывается над серьёзными вопросами: в чём настоящая ценность человека? Что такое верность слову? Что может случиться, если не прислушиваться к голосу совести?
Автор произведения призывает читателя: будь честным, трудолюбивым, скромным. А последняя сцена — прощание Чернушки с Алёшей, волнение покидающего своё царство маленького народа, отчаяние главного героя от осознания непоправимости его опрометчивого поступка — серьёзный нравственный урок, преподанный нам талантливым писателем.
Это интересно:
В сказке «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского повествуется о приключениях мальчика Алеши, жителя пансиона в Санкт-Петербурге. Его одиночество скрасила курица по имени Чернушка.
В благодарность за то, что мальчик сохранил Чернушке жизнь, она провела его в подземное царство. Там король подземных жителей подарил Алеше волшебное семечко. С его помощью мальчик всегда мог знать урок, никогда его не уча. Но это нужно было держать в секрете. Со временем Алеша превратился в настоящего шалуна, отучившись работать…
Школьное сочинение по сказке «Черная курица»
Вариант 1
«Черная курица» в корне отличалась от многочисленных детских сказок, рассказов и повестей дворянских писателей тех лет, которые проповедовали монархические и религиозные идеи и рисовали слащавых, безжизненных героев — мальчиков и девочек. По теме, стилю, языку повесть Погорельского ничем не напоминала и народные детские волшебные сказки — «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др.
Она была новой литературной сказкой. Из фольклора писатель позаимствовал А. Бенуа. Художественный прием, когда при изображении событий реальное переплетается с фантастическим. В произведении Погорельского встречаем мотивы волшебных рыцарских романов, получивших в XVIII веке широкое распространение в России. В своем творчестве писатель поднимал важные нравственно-педагогические задачи.
В повести Погорельского два плана: реальный, изображающий Петербург конца XVIII века (мужской пансион, быт и нравы воспитанников и учителей, их взаимоотношения), и волшебный, в котором действуют подземные рыцари, гномы и т. д. С большой теплотой и тонким знанием детской психологии рисует автор главного героя. Мальчик не падает духом, оказавшись в далеком от родительского дома петербургском пансионе, прилежно учится, весело играет с товарищами и читает так много, что даже знает «наизусть деяния славнейших рыцарей».
«Юное воображение его бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по темным, дремучим лесам», — пишет Погорельский. Исполненный детских грез, Алеша не пассивный мечтательный ребенок. Созданный им волшебный мир не отгораживает его от мира реального. Необузданная фантазия, живой, активный характер отличают юного героя. Воображаемое он постоянно переносит на повседневную действительность, реальная жизнь кажется ему таинственной и загадочной. Вот ожидается приезд директора училищ, и Алеша сразу же представил его себе «знаменитым рыцарем в блестящих латах и в шлеме с большими перьями».
Алеша способен к добрым порывам и поступкам, к самопожертвованию во имя спасения беззащитного. Чтобы сохранить жизнь любимой курочки Чернушки, он, не задумываясь, отдает «сердитой и бранчливой кухарке золотую монету, которую берег пуще глаза своего, потому что это был подарок доброй его бабушки». Маленький читатель, несомненно, высоко оценит этот поступок Алеши. Чувствуется дидактическая направленность уже на первых страницах повести. Погорельский рисует в самых привлекательных тонах своего героя, подчеркивая его сердечную отзывчивость, трудолюбие, вежливость. Поэтому может показаться слабо мотивированным поворот, который происходит в сознании и в поведении мальчика.
За спасение Чернушки, оказавшейся министром волшебного царства, король гномов обещает исполнить любое его желание. Поколебавшись немного, Алеша просит у короля гномов лишь одно волшебное средство: не учить уроки, а отвечать их без запинки. Алеша — ребенок, и, естественно, положительные нравственные качества в нем только формируются. Затем, юный герой все же хочет всегда знать уроки, но рассуждает об этом, как и другие ученики: хорошо бы знать все, не утруждая себя, не прилагая усилий. Погорельский показывает, к чему приводит эта детская философия. Он убеждает маленьких читателей, как плохо не желать трудиться, чтобы все знать. В этом прежде всего и состоит нравственно-педагогический смысл и воспитательное значение волшебной повести Погорельского.
Итак, Алеша получает волшебный талисман: конопляное семечко. Он теперь может почивать на лаврах, отвечать любой урок без всякой подготовки. Мы с нетерпением ждем, каким станет Алеша. Ведь, по словам Погорельского, он был «добрый, милый и скромный» мальчик. И действительно, герою трудно превратиться в тунеядца. Писатель выявляет происходящую в душе маленького героя борьбу положительных и отрицательных начал, добра и зла.
Такое изображение героя было новаторским. До Погорельского русские народные и литературные сказки не раскрывали образ положительного героя. В них не изображались душевные противоречия действующих лиц. Они резко отделяли добро от зла. Персонажи делились на положительных и отрицательных. У героя повести Погорельского хорошие и плохие черты характера соседствуют. Алеша — живой, полнокровный образ. По-новому развивается в повести и сказочный конфликт. В произведении ощущается усиленное внимание автора к психологической сущности, к душевным переживаниям героя. Вот Алеша впервые появляется на уроке с конопляным зернышком в кармане и, «сам еще не зная, что сказать… безошибочно, не останавливаясь, проговорил все заданное». Но похвала учителя не доставляет ему теперь такого удовольствия, как прежде. «Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок не стоил ему никакого труда»,- пишет Погорельский.
В дальнейшем борьба положительного и отрицательного начал в душе Алеши теряет свою остроту. Она заглушается растущим в мальчике себялюбием, самомнением и чванством. Праздность духовно калечит Алешу, отчуждает его от других детей, приносит страдания. Он утрачивает свое прежнее очарование. Мнимые успехи так вскружили голову Алеше, что он стал редко вспоминать даже о своем волшебном друге Чернушке. Каким жалким кажется герой, когда, потеряв волшебный талисман, он на уроке «не мог выговорить ни одного слова» и понес за это тяжкое наказание! Погорельский убеждает читателей, что безобидное, казалось бы, желание иных детей все знать, не трудясь, незаметно оборачивается в повести трудно исправимым пороком, способным принести неисчислимые беды и самому герою и другим. Повесть отличается острыми трагическими художественными ситуациями и коллизиями. Сюжет произведения так развивается, что в кульминационный разгар событий от поведения мальчика зависит судьба целого народа. Во время порки розгами Алеша не выдержал и рассказал учителю о существовании подземного волшебного царства. Он выдал тайну. После этого и Чернушка, и рыцари, и «маленькие люди» — гномы должны были покинуть родное место. «Ты сделал меня несчастным», — говорит Алеше закованная в цепи Чернушка. И юный герой слышит шум скорбно уходящих людей, плач детей и женщин.
Алеша нарушил слово и принес страдания жителям подземного царства неумышленно, неосознанно. Но ведь разыгравшаяся трагедия была следствием его «неразумного поведения», вызвана желанием жить бездумно и бездеятельно. И только борьба героя с самим собой может в какой-то мере искупить его вину. Покидая Алешу, Чернушка говорит ему: «Твои слезы помочь не могут. Одним только ты можешь меня утешить в моем несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком, как был прежде». Все сказочные события рисуются писателем в виде картин, которые видит герой и которые навеяны ему чтением рыцарских романов. Но писатель нарочито путает сон с явью. Уже в самом начале повести Чернушка в качестве посланца волшебного царства появляется Алеше и во сне, и тогда, когда он «лежал с открытыми глазами и долго слушал, как в верхнем жилье, над его головою, ходили по комнатам и приводили в порядок стулья и столы». И потрясение, которое пережил герой после непреднамеренного разглашения тайны гномов, описано автором так, что маленький читатель не усомнится в подлинности происходящего.
Погорельский очень скупо использует диалог, который играл такую большую роль в народных сказках. Основная часть текста произведения — это повествование от лица автора. В ней преобладают книжная лексика, развернутые фразы с многочисленными придаточными предложениями. Язык повести передает ее идейно-эстетическое своеобразие. Тонко схвачены в произведении, например, интонации «детской» речи: «Чернушка шла впереди на цыпочках и Алеше велела следовать за собою тихонько, тихонько». Часто повествование переходит в беседу, и Погорельский как бы ведет маленького читателя по местам, о которых говорит в своей сказке. Отсюда постоянные оговорки автора и его обращения к детям: «В другой раз и при другом случае я, может быть, поговорю с вами пространнее о переменах, происшедших в Петербурге в течение моего века», «Я забыл сказать вам, что к дому этому принадлежал довольно просторный двор…» и т. д.
Вариант 2
Наверняка, многие из нас знакомились на уроках, литературы с творчеством Антония Погорельского, а именно с его произведение «Чёрная курица или Подземные жители». Это сказка увидела свет в тысяча восемьсот двадцать четвёртом году, но актуальной она остаётся и по сей день. В повести – сказке А. Погорельского очень необыкновенный сюжет, в ней действительно есть что – то общее с фантастикой.
В данном произведении повествуется о мальчишке Алёше. Как-то раз мальчик спас курицу Чернушку. А та в благодарность провела мальчишку в подземное царство. А подземный царь в свою очередь дал мальчишка волшебное зерно, которое могло исполнить его любое желание. Что же загадал Алёша? Мальчик мечтал не делать домашнее задание, но при этом всегда знать их. Собственно говоря, это и было его желанием.
Обучался Алёша в пансионе. После учебного дня он любил проводить время за книжкой. Очень уж ему полюбились рыцарские романы. Ещё главному герою нравилось уделять внимание птицам. Мальчишке было примерно девять, а может быть десять лет.
Он всегда слушался родителей, а в пансионе получал хорошие оценки. А ещё Алешка верил во всё то, что сам придумал. Главный герой был достаточно ответственным. Чтобы спасти своего товарища он готов был пожертвовать всем, что имел.
К сожалению, когда Алёша загадал свое желание, то он начал меняться и не в лучшую сторону. Мальчик стал больше лениться, считал себя умнее всех вокруг, прекратил общаться со своими приятелями, а ещё стал через чур горделивым, однажды мальчик потерял волшебное зерно, и не знал ничего из домашнего задания. Тогда Алёша рассказал свой секрет про подземное царство и чёрную курицу, хотя обещал, что об никого и никогда не узнает. Всё подземное царство вынуждено была переехать. И всё это из-за того, что главный герой испугался. После этого случая Алёша заболел. Но к счастью он быстро пошёл на поправку. Все события, происходившие с ним ещё до болезни, начали казаться ему вымыслом. Тогда Алёша снова стал добродушным и дружественным мальчиком.
Это сказка показывает читателю, что лень – это не очень хорошее чувство. Учит проявлять уважение к тем, кто нас окружает и каждый раз думать перед тем как что-нибудь сделать.
Благодаря этому произведению к нам приходит понимание того, что обещанное необходимо выполнять во что бы то ни стало. В противном случае нас ждут необратимые последствия.
Наверно, каждый школьник мечтает о таком зёрнышке. Ведь это так здорово ничего не делать, но все знать. Но все же получается, что это вовсе не наши знания. А это очень важно самому быть умным и образованным, а не пользоваться возможностями других.
Сказочная повесть А. Погорельского «Черная курица»
Антоний Погорельский (Алексей Алексеевич Перовский- настоящее имя., 1787–1836) — автор первой в русской литературе фантастической повести, одного из первых «семейных» романов, первой повести-сказки для детей «Черная курица, или Подземные жители». Вышла в свет в 1822 году и принесла автору долгую славу выдающегося детского писателя, хотя и была его единственным творением для маленьких читателей.
Между тем литературная деятельность писателя продолжалась всего 5 лет: в 1825 вышла повесть «Лафертовая маковница», а в 1830- роман «Монастырка». Перовский был побочным сыном графа Пазумовского — влиятельного вельможи екатерининской эпохи. Он получил великолепное домашнее образование и воспитание, затем окончил курс Московского университета доктором философии и словесных наук. После войны 1812 года, в которой он участвовал добровольцем, несколько лет жил в Германии.
Последние годы жизни Перовский провел в своем маленьком малороссийском имении Погорельцы (отсюда тип псевдоним), посвятив себя литературной деятельности и воспитанию племянника Алеши — в будущем известный писатель А.К. Толстой. Ему и была рассказана история Черной курицы, легшая в основу повести-сказки.
Очевидно, именно потому, что сначала это был живой рассказ маленькому слушателю, столь легка словесная ткань повести, так мягки в ней интонации, ясны мысли и подробны описания. Видно, автор стремится передать мальчику впечатления собственного детства, свои воспоминания о Петербуржском пансионе, откуда он бежал, повредив при этом ногу, отчего всю жизнь прихрамывал. В «черной курице…» просматриваются и следы немецкой романтической литературы, в частности преданий о гномах. Но главным в повести остается внимание к формированию ребенка, к психологическим особенностям детского возраста, постепенное приобщение ребенка к восприятию фактов и рассуждений на отвлеченные темы.
Здесь Погорельский проявил себя как писатель реалистического направления. Герой повести мальчик Алеша — психологически убедительный, живой образ ребенка. Переживания маленького человека, живущего в пансионе, тоскующего по родителям, его фантазии о романтических приключениях средневековых рыцарей (он уже немало прочитал о них), взаимоотношения с учителями, любовь к животным — все это отражено в повести, воссоздано с талантом истинно детского писателя, чье мастерство — в органическом слиянии фантастического и реального.
Описание жизни Алеши в пансионе ничуть не грешит против законов реального мира. Дни учения проходили для него «скоро и приятно». Но вот когда наступала суббота и все его товарищи спешили домой, к родным, тогда мальчик, оставаясь в опустевших комнатах, начинал горько чувствовать свое одиночество. И единственным его утешением были книги, которые учитель- немец позволял ему брать из своей библиотеки. А в то время в немецкой литературе царила мода на рыцарские романы и волшебные, полные мистики повести. Подобных произведений Алёша проглотил немало, поэтому и таинственный мир, в который он попал, построен по образцам таких повествований.
Ведь любой увлекающийся чтением и наделенный богатым воображением ребенок, оставаясь надолго в своем одиночестве, начинает мечтать, представлять себя персонажем различных почерпнутых из книг историй, фантазировать.
И у Алеши «юное воображение бродило по рыцарским замкам или по темным дремучим лесам». Даже гуляя днем во дворе, он ожидал встречи с волшебницей, которая сквозь дырочку в ограде передаст ему игрушку или письмецо от родных. И директор училища, которого он ни разу не видел, представлялся ему «знаменитым рыцарем» в сияющих латах и шлеме с пышным султаном из перьев. Каково же было удивление мальчика, когда он при встрече с директором увидел не «шлем пернатый, но просто маленькую лысую головку, набело напудренную». Единственным его украшением был маленький пучок на затылке, а вместо блестящих лат — простой серый фрак…
Немудрено, что реальная черная курочка, к которой Алеша так привязан, что за её спасение отдал бабушкин подарок — золотую монету, во сне мальчик превращается в волшебное существо- министра подземного царства. Такое слияние волшебного и реального планов вполне соответствует эмоциональному состоянию ребенка, когда он погружен в мечты и не очень отличает вымысел от действительности. Повесть предназначена читателю. Для которого мечтать, фантазировать- то же, что дышать.
П. один из первых подчинил педагогическую задачу художественному вымыслу. На примере Алеши он убедительно показывал, что хорошо, а что плохо. Плохо лениться, заноситься перед товарищами, быть легкомысленным и болтливым (из-за этого в подземном царстве произошло несчастье). Хорошее — самоценность детского возраста, богатство души, самостоятельность в определении добра и зла, направленность творческих способностей.
Со времени опубликования «Черной К.» одной из ведущих идей стала главная мысль Погорельского: ребенок легко переходит из мира мечты и наивных фантазий в мир сложных чувств и ответственности за свои дела и поступки.
После повести закрепилось 2 плана повествования: детское и взрослое. У Погорельского это проявляется в манере рассказа, очень близкого к живому разговору воспитателя с ребенком. Речь повествователя рассудительна, сочувственна… Мир взрослого раскрывается в его рассуждениях с философским и психологическим подтекстом, с исторических отступлений (рассказ каким был Петербург), в стремлении донести до слушателя- читателя аромат ушедшей эпохи (описывает детскую одежду 18 в.).
Еще одна важная заслуга П.: своей этой курицей он фактически положил начало формированию языка отечественной детской прозы. Язык- без трудных для детей книжных и устаревших слов. Сознательно обращается к детской интонации.
Сочинение-анализ по теме «Черная курица»
Если вы внимательно читали книжку, вы и сами могли догадаться, что она написана давным-давно. Не было тогда ни трамваев, ни автомобилей, директор приезжает в пансион в «обыкновенных извозчичьих санях». Вряд ли вы увидите сейчас в городе, где учился Алеша, хотя бы одного извозчика. Да и сам город давно называется не Петербургом, а Ленинградом. И школы сейчас не такие, и учатся в них совсем не так, и одеваются люди по-другому, и разговаривают иначе. Почему же теперь, спустя сто с лишним лет, мы читаем эту сказочную повесть с таким же увлечением, с каким читали ее наши прабабушки и прадедушки?
В основе этой старинной сказки лежит жизненная правда — вот почему ее читают с таким же интересом, как и в старину. Написал «Черную курицу» Алексей Алексеевич Перовский (1787—1836), в литературе взявший себе имя Антония Погорельского — в честь села Погорельцы, где он жил. Это был один из образованнейших людей России того времени, участник Отечественной войны 1812 года, современник Александра Сергеевича Пушкина, его литературный соратник и друг.
Сказка «Черная курица» написана Погорельским для своего десятилетнего племянника Алеши, который потом стал известным русским поэтом — Алексеем Константиновичем Толстым. А. Погорельский обладал удивительным искусством соединять правду жизни с фантастикой. В этой сказке очень хорошо описан старый Петербург, школа, в которой учился Алеша, быт того времени, и так же ярко изображены волшебное государство и черная курица, которая была подземным министром. И мудрость этой сказки близка нам. И недаром ее любил Лев Николаевич Толстой и ставил ее рядом с теми книгами, которые произвели на него в детстве сильное впечатление, вместе с былинами, народными сказками и стихами Пушкина.
Тема
Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.
Тип урока
урок открытия нового знания
Цель урока
выявить нравственные аспекты литературной сказки.
Задачи
— познакомить с жизнью и творчеством А.Погорельского;
— систематизировать знания учащихся о фольклорной и литературной сказке;
— формирование нравственных ценностей учащихся.
УУД
Образовательные:
воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах и группах.
Формировать УУД: самоопределение, мотивация учения, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация, оценивание событий сказки, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее оценку героев и их поступков к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
— Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
— Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, уважение мнения, позиции и оценки товарища, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского языка.
— Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат
Предметные умения: характеризуют сюжет произведения, его тематику, сопоставляют сюжеты, персонажей литературных произведений, характеризуют героя литературного произведения.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.
Познавательные: осознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Методы
Беседа по вопросам, презентация, беседа, самостоятельная работа.
Ресурсы
Учебник «Литература 5 класс» учебник-хрестоматию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина. — М.: Просвещение, 2014 г.
— рабочие тетради, раздаточный материал, листы оценки
— презентация к уроку
— фильм
— мультипликационный фильм
Организация пространства
Фронтальная работа, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа.
ЭОР
www.feb-web.ru, www.rubricon.ru
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные учебные действия
1
2
3
4
1. Оргмомент
Самоопределение к деятельности
Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
— Здравствуйте, ребята!
— Какое сейчас время года? 1 слайд.
— Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились.
- Изобразите, как вы лепите снеговика: ставите снежные комья друг на друга. Молодцы!
2 слайд. – Посмотрим, какой у нас получился снеговик?
- желаю нам с таким же отличным, веселым, сказочным настроением поработать сегодня на уроке. А сопровождать нас будет сказочный снеговик. 3 слайд.
Приветствуют учителя, настраиваются на урок, выполняют движения.
Ответы детей:
Красивый, добрый, веселый, сказочный.
Регулятивные:
Умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.
2. Актуализация опорных знаний.
Беседа.
— Скажите, с каким жанром литературы мы работали на предыдущих уроках? сказка
— Вспомним с вами, какой основной признак отличает фольклорную сказку от литературной? 4 слайд.
У фольклорной сказки нет автора, а литературная сказка принадлежит конкретному автору.
У вас на столах лежит лист оценивания, в котором вы на протяжении урока будете себе проставлять баллы.
6 слайд. – Снеговик принес к нам на урок викторину.
Вы хотите поиграть со снеговиком?
— Будьте внимательны!
Участвуют в беседе, знакомятся с листом оценивания.
Познавательные УУД:
выявлять сущность,
особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; устанавливать аналогии; обобщать и
классифицировать по
признакам
Викторина
Цель: подвести детей к теме урока, а также к целеполаганию.
Вопросы:
- Определите рифму в прологе к «Руслану и Людмиле»
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом… (перекрестная)
- Какой прием подразумевает наделение неодушевленных предметов одушевленными качествами? (олицетворение)
- Любимый жанр фольклора у детей и взрослых? (загадки)
- Как называется помещение для овец? (овчарня)
- Как звали няню А.С.Пушкина? (Арина)
6.В старину так называлась небольшая светлая комната в верхней части дома; обычно в таких комнатах жили девушки (светлица).
- Изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет? (аллегория)
- Начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом? (мораль)
- Занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (сказка )
- Известный русский баснописец (Иван Андреевич Крылов)
- Назовите любимого положительного героя русских народных сказок? (Иванушка)
- Кто автор строк:
Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей всё нет как нет… (Василий Андреевич Жуковский)
Отвечают фронтально на вопросы викторины, дополняют и корректируют ответы.
Оценивают свое участие в викторине в ЛИСТЕ САМО-И ВЗАИМООЦЕНИВАНИЯ (1 балл)
Подходят к выводу: в ответах викторины зашифровано слово:
П
О
Г
О
Р
Е
Л
Ь
С
К
И
Й
Коммуникативные:
владение навыками аргументированного устного высказывания;
оформление своих мыслей в устной форме; ведение диалога с учителем, слушание и понимание речи других.
3. Целеполагание.
Цель: определение темы урока, целей и задач.
— Прочитайте по выделенным буквам слово.
Антоний Погорельский.
— Знакомо вам это имя?
Да, летом и дома читали сказку «Черная курица, или Подземные жители».
7 слайд. Откроем тетради, запишем тему урока. Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.
— Что вы хотите узнать на уроке?
— Какие ставим задачи?
Ставят перед собой задачи:
узнать биографию писателя;
отличие лит.сказ. от фольклор. характером героев;
чему учит, какие уроки мы можем усвоить для себя.
Формулируют тему и цель урока.
Работают в тетради.
Регулятивные:
учатся определять и формулировать цель деятельности на уроке.
4. Создание проблемной ситуации.
Цель: заинтересовать детей.
— Сейчас вы просмотрите информационный фильм о творчестве Антония Погорельского.
— Сделайте записи в тетрадях, отражающие значимые события в жизни писателя, используя план на доске.
8 слайд. Фильм о Погорельском.
Работают самостоятельно или в парах при просмотре фильма, делают записи, опираясь на заданный алгоритм действия.
Познавательные
( поиск информации).
Анализ (разрешение проблемной ситуации)
Цель: учить работать по заданному алгоритму, отыскивать только нужную информацию.
Вы посмотрели фильм, какие интересные моменты вам запомнились?
План
- Ф.И.О. писателя, годы жизни.
- Где провел детство?
- Где учился?
- Как был связан с Отечественной войной?
- В каком году начинает писать?
- Кому Антоний Погорельский посвятил свою сказку «Черная курица, или Подземные жители»?
7. Какой был псевдоним у А.Перовского? — С чем это связано?
8. С какими выдающимися людьми знаком писатель?
— Что такое псевдоним?
Псевдонимы бывают не только у писателей; псевдоним может взять себе актер, журналист, художник. В современном компьютерном мире мы встречаемся с псевдонимами очень часто, только называем их иначе: ник
Отвечают по алгоритму, дополняют ответы другу друга, корректируют связные высказывания.
Алексей Алексеевич Перовский, родился в 1787 году.
Детство прошло в родовом имении Разумовского на Украине.
Поступил в Московский университет и закончил его со степенью доктора философских и словесных наук.
Алексею Перовскому было 25 лет. Как офицер, он участвовал в этой войне, а затем в заграничном походе русских войск.
В 1822 году.
Своему племяннику Алексею Константиновичу Толстому, знаменитому русскому писателю и поэту.
Антоний Погорельский. В честь села Погорельцы, где он жил.
С Пушкиным, Брюловым, Карамзиным, Вяземским, Жуковским.
Псевдоним — придуманное литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения.
Познавательные:
учатся делать выводы в результате самостоятельной, совместной с учителем и одноклассниками работы.
Личностные: стремление к речевому совершенствованию.
Коммуникация (поиск новых знаний).
обогащение, преобразование прежнего опыта, конструирование нового опыта; побуждение эмоциональных переживаний.
Слово учителя.
Самостоятельная работа.
Дома вы прочитали сказку Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Она написана почти двести лет назад, но до сих пор ее с удовольствием читают дети, а родители считают, что в ней заключено очень много полезных мыслей. Постараемся и мы усвоить урок, который преподаст нам сказка.
Перед вами хаотичное изложение основных событий сказки. Соотнесите последовательность событий по нумерации.
Проверяем. СЛАЙД
Упорядоченный ход событий.
1. Жизнь Алеши в пансионате.
2. Спасение Чернушки.
3. Алеша в подземном королевстве.
4. Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить желание.
5. Алеша проявляет необыкновенные способности.
6. Предательство.
7. Прощание с министром.
8. Болезнь и выздоровление.
Упорядочивают сведения, затем сличают с образцом, делают выводы, оценивают свою успешность.
Работают с листом оценивания:
У кого нет ошибок поднимите руку, обратимся к листу оценивания — поставьте себе 2 балла,
поднимите руку, кто допустил 1-2 ошибки – поставьте себе 1 балл.
Познавательные УУД:
выявлять сущность,
особенности объектов; на основе анализа объектов
делать выводы;
устанавливать аналогии;
обобщать и
классифицировать по
признакам;
Коммуникативные:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Уметь работать в паре, группе.
Регулятивные: самооценка.
Аналитическая беседа. Работа с текстом.
Работа в группах (четверках)
Цель: совместное открытие знаний.
— Поговорим о главном герое. Кто он ? (9-10 лет. мальчик Алеша)
— Снеговик предлагает нам поработать в группах. Он собирается на елку и просит нас о помощи, чтобы мы его нарядили. А для этого вы должны выбрать для себя задание по уровню сложности: слайд снеговик
У вас на столах лежат листочки с заданиями, выберите для себя задание
• Кто возьмет задание синего цвета?
• Кто возьмет задание зеленого цвета?
• Кто возьмет задание оранжевого цвета?
Даю время на выполнение задания, включаю слайд-музыка.
Дифференцированная
работа: выбирают для себя задание по уровню сложности:
задания синего цвета – самые простые:
задания зеленого – средней степени сложности;
задания оранжевого цвета – высокая степень сложности.
1 группа. (стр. 122-123) Найдите в тексте ключевые слова, которые помогают понять, каким был Алеша до получения зернышка. Дайте характеристику мальчику.
2 группа. (стр.139 (4 абзац)-140)(стр.139 (4 абзац)-140). Как изменилась жизнь Алеши после того, как ему подарили волшебное зернышко? Как чувствует он себя в первое время? Как ведет себя в последующие дни? Найдите ключевые слова, которые помогут вам при ответе.
3 группа. Какие советы дает Чернушка (стр.144 – 1абзац)? Совпадают ли эти советы с выводами учителя Алеши (стр.145 – предпоследний абзац)?
4 группа. (стр.147) Найдите ключевые слова, которые помогут вам ответить на вопросы: «Верит ли Чернушка, что Алеша исправится?», «Исправился ли мальчик на самом деле?»
5 группа. (Стр. 123 (последний абзац) -124) Охарактеризуйте эпизод «Спасение Чернушки».
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения
Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата
ФИЗМИНУТКА.
Сядьте поудобнее, сейчас проведем физминутку для глаз, понаблюдайте за снежинкой глазами.
делают зарядку для глаз
Вернемся к сказке. Группы готовы. Слово предоставляется 1 гр.
— Что получил в награду Алеша за спасение Чернушки? — волшебное зернышко.
Ключевые слова для 1 группы «…умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили, ласкали», «часто скучно бывало,… грустно», «разлучен с родными», «стал привыкать», «чувствовал одиночество», «единственным утешением было чтение книг», «знал наизусть деяния славнейших рыцарей», «переносился в старинные века», «пристально смотрел в дырочки в заборе», «кормить курочек», «особенно любил… Чернушку»
Формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; формируем умение оценивать учебные действия
в соответствии с
поставленной задачей.
— Почему вначале Алеше не приносят радости его успехи?
Алеша нисколько не утруждается, поэтому похвала не приносят ему удовольствия.
Ключевые слова для 2 группы «Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он его гораздо лучше и умнее всех их».
«… он день ото дня становился хуже, и день ото дня товарищи менее его любили».
В первое время: «не принимал хвалу учителя с тем удовольствием, которое прежде чувствовал», «не заслуживает этой похвалы», «внутренне стыдился».
- последующие дни: «мало-помалу стал привыкать к похвалам», «принимал похвалы, не краснея», «много стал думать о себе, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он гораздо лучше и умнее всех» «нрав испортился», «сделался гордым, непослушным», «самолюбие… заглушало голос совести», «занимался шалостями», «праздность… портила его нрав», «давно отвык от занятий».
Познавательные УУД:
формируем умение
извлекать информацию текста,
ориентироваться в своей
системе знаний,
отличать новое от
изученного с помощью
учителя.
Ключевые слова для 3 группы:
Советы Чернушки Выводы учителя
«Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собой» «Чем более вы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того Вам дан ум, чтобы вы во зло его употребляли»
Приходят к выводу:
Советы Чернушки совпадают с выводами учителя.
Оба они сходятся в том, что праздность развращает человека, труд — это условие нравственной красоты человека.
Уметь оформлять свои
мысли в устной форме,
слушать и понимать других,
формировать умение
представлять информацию в
виде схемы, таблицы.
Чернушка верит в исправление Алеши? Да, потому что любит его и потому что видит искреннее раскаяние мальчика.
Ключевые слова для 4 группы
«…я тебя прощаю», «… все тебя люблю», «не плачь, Алеша», «Одним только ты можешь меня утешить в моем несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком».
«Как раскаивался он в дурном поведении своем», «совесть его мучила», «стыдился открыть глаза», «Я знаю, что виноват перед тобой», «бросился целовать маленькие ручки министра», «всю ночь не мог он сомкнуть глаз», «старался быть послушным, добрым, скромным, прилежным».
Уметь проговаривать
последовательность
действий на уроке
— Как называется готовность человека пожертвовать собой, чем-то дорогим ему ради другого? (Самопожертвование).
— Отметим, что Алеша не знал, что спасает не курицу, а кого?
Министра подземного королевства.
Обобщают знания, полученные в течение урока, делают вывод, записывают в тетради
Уметь оценивать правильность выполнения действия.
формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Просмотр мультипликационного фильма
Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма и попробуйте определить, есть ли разница в изображении спасения Чернушки Антонием Погорельским и создателями мультфильма?
В чем разница?
Вернемся к листу оценки поставим друг другу баллы от 1 до 3. Посчитаем баллы, выставим себе оценку. Поднимите руку, кто набрал 5-6 б., вы получили оценку «5», поднимите руку, кто набрал 4 б., вы получили оценку «4», есть кто набрал 3 б.?
Разница в том, что Антоний Погорельский в сказке показывает, как Алёша просит кухарку Тринушку не резать курицу.
В мультфильме сцена спасения представлена по-другому: неожиданно налетает коршун, Алёша смело бросается с палкой на него и отбивает Чернушку.
Работают с листами оценивания.
Уметь оценивать правильность выполнения действия.
Формируем умение определять успешность
выполнения своего задания в диалоге с учителем; формируем умение оценивать учебные действия
в соответствии с
поставленной задачей;
словарная работа
– Как вы считаете, почему Чернушка решила рассказать Алёше свою тайну?
Алёша был добрым мальчиком. Чернушка хотела отблагодарить мальчика за спасение её жизни.
Попробуем определить, как называется поступок человека, который, спасая себя, подвергает смертельной опасности других? Предательство.
— Какое отношение это имеет к Алеше?
- спасая себя, забыл обещание, данное подземному королю и его министру, и начал рассказывать о черной курице, о рыцарях, о маленьких людях.»(Стр.146 – 3 абзац). слайд
— Мысленно нарисуйте портрет Алеши, какие вы возьмете краски, чтобы передать характер героев. Объясните свой выбор.
У нас получилась черно-белая гамма. А ведь и то, и другое слово характеризует поступки Алеши. Так какой же он герой, положительный или отрицательный? (Противоречивый).
— Бывают ли такие герои в народных сказках?
(Нет, они или положительные, или отрицательные).
— Вспомним с вами, как называет Чернушка отрицательные качества, появившиеся в Алеше? (Пороки).
— Для обозначения положительных качеств есть слово добродетели.
— Как бы вы объяснили первокласснику, что такое добродетель?
(Это добро, это когда ты делаешь что-то хорошее другому).
— В словаре В.И. Даля дается такое определение: прочитайте его.
Добродетель – всякое похвальное качество души, деятельное стремление к добру, к избежанию зла.
— Мы сейчас выполним очень важную работу. Попробуем найти в тексте или вспомнить слова, которые помогут, оценить, понять героя и его поступки. И, конечно же, сделать выводы и для себя.
Проверим себя по слайду, что мы еще не назвали?
Делают выводы, что это слова САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ
ПРЕДАТЕЛЬСТВО.
Анализируют таблицу:
Добродетель Порок
скромность
послушание
сострадание
раскаяние
стыд
совесть
доброта
непослушание
нескромность
гордость
самолюбие
самонадеянность
праздность
неблагодарность
Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание.
Коммуникативные УУД:
умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи.
Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания.
— Мы вспомнили внешние события жизни героя. Но для человека свойственна и внутренняя жизнь. Жизнь души. Внутри каждого из нас звучит колокольчик, подсказывающий нам, хорошо мы поступаем или плохо.
- Как называется этот звоночек, колокольчик? (стр.146 – последний абзац совесть) Слайд колокольчик
— Когда вы поступает вопреки своей совести, как вы себя чувствуете?
Не по себе, мучает совесть.
— А если человек не обращает внимания на звоночек, то что происходит с звоночком? Он замолкает.
— Как говорят про таких, какой это человек? (бессовестный).
Систематизируют и обобщают, подходят к главному выводу о совести.
Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.
5. Рефлексия
Цель: обобщение и
систематизация
знаний
Я предлагаю построить пирамиду событий, происходящие во внутренней жизни героя сказки.
Слайд.
— Что положим в основание пирамиды? (одиночество)
— Что положим в середину пирамиды? (предательство, страдание)
— Что положим в вершину пирамиды? (раскаяние)
— Поразмышляйте, в своем духовном развитии,
куда движется герой, вверх или вниз?
Мысленно отразите это движение в виде стрелки. Слайд.
Вспомним, какие мы ставили задачи?
— узнать о писателе,
— характер героя, какой характер героя в литературной сказке- противоречивый ,
— какие уроки усвоили?
Слайд. Закончите предложение
— Какие уроки сказки усвоили вы?
Я узнал, что надо жить честно, быть скромным,
Я понял, что надо уважать других людей.
Надо быть трудолюбивым, преодолевать в себе лень.
Мне сегодня было интересно…
Волшебное зернышко я (хочу, не хочу) …
Регулятивные:
ориентирование в ситуации, коррекция, оценка.
6. Домашнее задание
Напишите развернутый ответ «Хочу ли я получить в подарок волшебное зернышко?» или составьте кластер.
Ребята, спасибо за работу на уроке.
Записывают дом.задание
1. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2002.
2. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Ерёменко. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006.
3. Коровина В.Я., Журавлев В.П .,Коровин В.И. Литература: 5 кл.: Учеб.-хрестоматия: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2014.
4. Коровина В. Я., Коровин В. И., Журавлев В. П. Читаем, думаем, спорим…: 5 кл. — М.: Просвещение, 2014.
5. Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: 5 кл.: Метод. советы. — М.: Просвещение, 2014.