Плоды раздумий рассказ семейные проблемы

Франтишек глубоцкийфото: jitka slezkov, esk rozhlasвенок адвента можно сделать своими руками или купить готовый. садовник и владелец цветочного магазина франтишек
Франтишек Глубоцкий | Фото: Jitka Slezáková, Český rozhlas

Франтишек Глубоцкий|Фото: Jitka Slezáková, Český rozhlas

Венок Адвента можно сделать своими руками или купить готовый. Садовник и владелец цветочного магазина Франтишек Глубоцкий из города Пардубице перед праздником изготавливает сотни рождественских венков.

«Для меня это один из самых любимых периодов работы в году. С ним можно сравнить только весну, когда мы начинаем размножать, сеять и сажать растения. Но Рождество, Адвент – это уже надежда, радость будущей весны», – объясняет в интервью «Чешскому Радио» пан Глубоцкий.

Рождественские венки мастер и его помощники предпочитают делать из белой пихты. Хвойные веточки ниткой прикрепляются к соломенному кругу. Франтишек Глубоцкий напоминает, что это дерево – часть чешских традиций.

Ночь белой пихты

Франтишек Глубоцкий | Фото: Jitka Slezáková, Český rozhlas

Франтишек Глубоцкий|Фото: Jitka Slezáková, Český rozhlas

«Сочельник называли «ночью белой пихты», так что это дерево с давними традициями. Оно обладает большими достоинствами: прекрасно пахнет, при работе с ним не колет руки, а изделия из него долго сохраняются – высыхают, это правда, однако не осыпаются».

Зелёные ветви означают жизнь, а «колесо» венка – символ вечности, и, таким образом, самого Творца.

Орех, шишка, мак и яблоко

Как правильно оформить венок Адвента? Если следовать традициям, в этом нет ничего сложного, уверен Франтишек Глубоцкий.

Фото: Jitka Slezáková, Radio Prague International

Фото: Jitka Slezáková, Radio Prague International

«Венок был символическим пожеланием счастья хозяевам крестьянкой усадьбы и их гостям. Там должно было быть все, что они ожидают в следующем году от плодов своего труда. Классический вариант: орешек, шишка, коробочка мака, а если есть, еще и красное яблоко. Например, орех – это плод, скрывающий внутри зародыш новой жизни. А Рождество – это и есть праздник радости от появления новой жизни. Шишка наполнена семенами. Это изобилие, размножение. А для земледельцев было важно получить богатый урожай, важно, чтобы у них множилась птица – куры, гуси. Коробочка мака всегда означала «много денег». А вот никаких цветов на венке быть не должно – ни сухих, ни, тем более, искусственных. Потому что сухой цветок символизирует конец, «консервированное»» завершение жизни. Ничего искусственного на венке быть не должно, а тут мы смотрим на кусок ткани и думаем, что видим орхидею…»

Красные свечи у протестантов, фиолетовые у католиков

Фото: Jitka Slezáková, Český rozhlas

Фото: Jitka Slezáková, Český rozhlas

У каждого воскресенья Адвента тоже есть свое название: «железное», «бронзовое», «серебряное» и «золотое».

Не будем забывать, что венок Адвента украшен четырьмя свечами. Причем зажигают их постепенно: по одной следующей свече в каждое воскресенье в течение четырех недель. Некоторые упаковки свечей, которые перед Рождеством продаются в Чехии, специально сделаны «по росту»: от самой длинной до самой маленькой. Это показывает, что первая свеча горит все четыре недели, а далее к ней прибавляются другие.

Хотя сейчас можно найти в продаже свечи любого цвета, обычаи диктуют здесь определенные правила. И уже ваше дело – следовать им или нет.

Фото: Jana Huzilová, Český rozhlas

Фото: Jana Huzilová, Český rozhlas

«Хотя цвет решающего значения не имеет, мне нравится соблюдать традиции. Поэтому если вы принадлежите к какой-либо из протестантских церквей, то вам следует использовать красные свечи. Красный цвет – классический для Рождества. Это цвет жизни, любви, и он может сопровождать нас все праздники. А у католиков цвет Рождества – фиолетовый. Это цвет церковного обряда, раздумий – то, что должно быть присуще Адвенту. И первые две свечи на венке – тоже фиолетовые. Первая называется «Надежда», или «Свеча пророков». Вторая – «Вифлеемская», или «Мир». Она зажигается за мир. Третья свеча – «Пасторская». Она означает дружбу и может быть розовой, поскольку третье воскресенье – это уже радость, ведь от Рождества нас отделяет всего одна неделя. А четвертая свеча, согласно католической традиции, должна быть опять фиолетовой. Она называется «Ангельской» или «Свечой Любви». И у протестантов, и у католиков может присутствовать и пятая свеча – белая, которая, конечно, не помещается на венок. Все время Адвента она лежит на столе, а в Сочельник мы можем поставить ее рядом, например, на блюдце. Она называется «Свеча Христа» и означает, что свет пронзил тьму, что появится солнце, и нам есть, чему радоваться», – завершает свой рассказ о символике рождественского венка Франтишек Глубоцкий.

Рождественский календарь из тележного колеса

Пастор Иоганн Хинрих Вихерн | Фото: Wikimedia Commons, public domain

Пастор Иоганн Хинрих Вихерн|Фото: Wikimedia Commons, public domain

В своем теперешнем виде адвентный венок появился в 1839 году – его придумал лютеранский пастор Иоганн Хинрих Вихерн, основавший в Гамбурге школу для сирот. Дети спрашивали, когда же наконец наступит Рождество, и наставник установил на старом колесе от телеги 19 маленьких красных свечек для будних дней и 4 большие белые для воскресных, каждый вечер зажигая по одной. Позже эту идею у лютеран заимствовали католики. Католическая церковь долгое время называла венок языческим, однако в ХХ веке и католики стали украшать свои дома венками.

Первые упоминания об Адвенте встречаются в V веке в Равенне и в VI в Риме. Первоначально Адвент длился шесть недель, и лишь в конце VI века Папа Григорий Первый сократил его до четырех недель. В восточном христианстве Адвенту соответствует Рождественский пост. У православных церквей, пользующихся юлианским календарем, он начинается 15 (28) ноября.

Адвент открывает христианский литургический год. В это время верующие помогают бедным, занимаются благотворительностью, соблюдают пост, что в сегодняшнем западном христианстве означает не отказ от скоромных блюд, а, прежде всего, погружение в молитву и посещение храма.

Венец из еловых веточек, который ставят на стол в период Адвента | Фото: Martina Schneibergová, Radio Prague International

Венец из еловых веточек, который ставят на стол в период Адвента|Фото: Martina Schneibergová, Radio Prague International

Максим Соколов

Максим Соколов

Родился в 1959 году. Известный российский публицист, писатель и телеведущий, автор книг «Поэтические воззрения россиян на историю», «Чуден Рейн при тихой погоде», «Удовольствие быть сиротой».

По своему многолетнему обычаю Госдепартамент США опубликовал ежегодный доклад о том, как обстоят в мире дела со свободой вероисповедания. Доклад откомментировал глава Госдепа Энтони Блинкен.

Также по теме

619f6f96ae5ac966b5054d9a
Захарова: США политизируют религиозную сферу для вмешательства в дела других государств

Администрация США намеренно политизирует религиозную сферу, чтобы вмешиваться в дела других государств, заявила официальный…

«Сложности со свободой вероисповедания в современном мире носят структурный, системный и глубоко укоренившийся характер. Они требуют постоянной глобальной приверженности ото всех, кто не желает мириться с ненавистью и нетерпимостью. Они требуют неотложного внимания международного сообщества. Я выделяю Мьянму, КНР, Эритрею, Иран, КНДР, Пакистан, Россию, Саудовскую Аравию, Таджикистан и Туркменистан как страны, вызывающие особое беспокойство в связи с тем, что они допускали систематические, продолжающиеся и вопиющие нарушения свободы вероисповедания».

Две недели спустя Смоленская площадь ответила Блинкену. Такая неспешность могла быть связана с мучительным придумыванием контраргументов, однако отповедь посла по особым поручениям Г.И. Аскальдовича не выглядела как плод долгих и тяжких раздумий — скорее как дежурный ответ на дежурные же обвинения. А задержка с ответом была скорее демонстративной: «Чего сразу суетиться? Блинкен не великий барин, может и подождать».

О том же свидетельствует и неравнозначность участников диалога. Госсекретарь США — это на наши деньги министр. По-хорошему, ему должен отвечать наш министр, на крайний конец — замминистра. Но позицию нашего ведомства огласил дипломат рангом пониже.

Что же касается списка стран, «вызывающих особое беспокойство» Госдепа (Алжир, Коморские Острова, Куба и Никарагуа попали лишь в «список наблюдения», а ИГ* и Талибан** вызвали у него только «особую озабоченность»), то перечень стран, где нарушения вероисповеданий носят вопиющий характер, был, похоже, составлен по принципу «обувь мужская, женская и резиновая».

В него попали теократии (Саудовская Аравия, Иран), восточные деспотии (Мьянма, КНДР), несостоявшиеся государства (Эритрея) и, естественно, Китай и Россия, являющиеся воплощением всех зол, в том числе и вероисповедных.

Не сказать чтобы в России (и тем более в Китае) по этой части было всё идеально, зацепки всегда можно найти, но различия довольно серьёзные. В России, например, исповедание традиционных религий (христианство в его различных деноминациях, ислам, иудаизм, буддизм) вполне свободно, тут даже эксперты Госдепа не нашли, к чему прицепиться. Проблемы испытывают «Свидетели Иеговы»** и сайентологи.

Что до «свидетелей», это классическая псевдохристианская секта, использующая термины христианства (Бог, Христос), но в совершенно своём значении. Если бы сейчас продолжала существовать секта хлыстов (там в вероучении также фигурировали христы и богородицы, а государство хлыстовщину крайне не приветствовало), была бы сходная картина гонений, требующая, по Блинкену, «постоянной глобальной приверженности от всех, кто не желает мириться с ненавистью и нетерпимостью».

Сайентологи в некотором отношении честнее — они не поминают имя Божие всуе. Общим же и у «свидетелей», и у сайентологов является их заокеанское происхождение, да и нынешнее местоположение их руководства. Возможно, с этим связана особая решимость Госдепа не давать своих сектаторов в обиду.

Отношение же к ним в России неоднозначное. Одни, помнящие духовные 1990-е годы, полагают, что нам американских сектаторов не треба. Другие, твёрдые в своём либерализме, считают, что закон должен быть един для всех — хоть для православных и католиков, хоть для хлыстов, поскольку понятия «секта» и «сектатор» юридически не определены. Это в самом деле повод для разномыслия.

Конечно, можно было бы указать, что гонения на христиан в освобождённом американцами Ираке (и не попавшем в список) являются несколько более вопиющими, нежели проблемы сайентологов. А равно рекомендация Еврокомиссии не употреблять более слово «Рождество», потому что это дискриминирует нехристиан.

Но, как всегда, «это совсем другое дело». Приверженность американской дипломатии двойным, тройным, четверным, etc. стандартам давно уже ни у кого не вызывает острой реакции. Фарисеи — они и есть фарисеи. Что же тут нового?

Возможно, ещё и поэтому реакция МИД РФ на страстное коммюнике Блинкена была довольно вялой. Ибо на каждый чих не наздравствуешься.

* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014.

** «Талибан» — организация находится под санкциями ООН за террористическую деятельность.

*** Управленческий центр «Свидетелей Иеговы» в России («Свидетели Иеговы») — религиозное объединение, признанное экстремистским и запрещённое на территории России (решение Верховного суда РФ от 20.04.2017, апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного суда РФ от 17.07.2017).

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

  • Плод дуба желудь рассказ 3 класс окружающий мир
  • Пловец и пловчиха как пишется
  • Пловец как пишется проверочное слово
  • Пловчиха как пишется правильно и почему
  • Плод гороха боб 3 класс рассказ