Плетнев поэт литературный критик издатель сочинений пушкина в одном из писем он писал

Мбоу верхнекаранайская сош внеклассное мероприятие по литературе: болдинская осень учитель русского языка и литературы мбоу верхнекаранайская сош магомедова у.м. оформление

МБОУ «Верхнекаранайская СОШ»

Внеклассное мероприятие по
литературе:

«БОЛДИНСКАЯ
ОСЕНЬ»

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=13d985f71e93b7e5fb44753c05e0309d-l&n=13

Учитель
русского языка и литературы

МБОУ
«Верхнекаранайская СОШ»

Магомедова
У.М.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/123d/00049294-5259ac81/img20.jpg

Оформление
актового зала: (11 КЛАСС)


выставка произведений А.С.Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»;
— тематическая подборка иллюстраций о жизни и творчестве А.С.Пушкина «Мой
любимый поэт»;
— выставка иллюстраций к произведениям А.С.Пушкина;
— на большом экране во время выступлений учащихся демонстрируется презентация
«Болдинская осень».

В
композиции использованы музыкальные произведения:

1.
П.И.Чайковский «Осенняя песня»;
2. П.И.Чайковский «Ноктюрн»;
3. Г.Свиридов «Романс» (из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина);
4. Д.Шостакович «Романс» (из музыки к к/ф «Овод»);
5. К.Сен-Санс «Интродукция и рондо-каприччиозо»;
6. В.А.Моцарт «Симфония №40» (отрывок).

Ход занятия

Учитель.
МАГОМЕДОВА У.М.
 Наша память с малолетства хранит веселое имя: Пушкин. Это
имя, этот звук наполняет собой многие дни нашей жизни. Мы знаем Пушкина –
человека, Пушкина – друга монархии, Пушкина – друга декабристов. Все это
бледнеет перед одним: Пушкин – поэт. Пушкин – это лучшее, что есть в каждом из
нас. Это доброта и талант, смелость и простота, верность в дружбе и бескрайность
в любви, уважение к труду … Пушкин… Это имя светлое, скорбное, грустное, яркое,
утонченно-изысканное, простое, народное, мудрое, романтическое, великое, оно –
Пушкин…

Уже
не раз выросло «…племя младое, незнакомое…», которое хотел бы увидеть великий
поэт. Но и два века спустя не угасает любовь нашего народа к русскому поэту.

Сегодня
мы будем говорить об одном периоде жизни А.С.Пушкина. О Болдинской осени.

(Звучит
«Осенняя песня» П.И.Чайковского) Гимбатова Н.

Ведущий:
«Унылая пора! Очей очарованье!»
 А говорят, что уныние
– грех, что ему предаваться нельзя. А как же нельзя? Какой же грех? Ведь в
унынии самой природы такая тоска, такая печаль, а значит и такая любовь…

Ведущий. Пушкин
обожал осень. Он был влюблен в ее невыразимую красоту, тишину, ничем не
нарушаемую сосредоточенность.

Осень
всегда дарила ему подъем душевных сил. Однако осень 1830 года оказалась
несравнимой ни с одной другой. Она вызвала в нем все оттенки переживания: от
полного уныния до совершенной очарованности и, главное, внушила ему все слова,
способные эти переживания воплотить.

Ведущий. 31
августа 1830 года А.С.Пушкин выехал из Москвы в сторону Нижнего Новгорода.
Перед отъездом он напишет своему другу-издателю Петру Плетневу: «Сейчас еду
…в…Болдино. Милый мой, расскажу тебе все, что у меня на душе: грустно, тоска,
тоска. Свадьба моя отлагается день ото дня все далее и далее… Осень подходит.
Это мое любимое мое время – здоровье мое обыкновенно крепнет – пора моих
литературных трудов настает – а я должен хлопотать о приданом да о свадьбе,
которую сыграем бог весть когда. Все это не очень утешно. Еду в деревню, бог
весть, буду ли там иметь время заниматься и душевное спокойствие, без которого
ничего не произведешь».

Но
в коляску поэт все же поставил дорожный сундучок, а в нем недописанные рукописи
и чистые листы бумаги.

Ведущий
(Магомедов О.).
 Поэт
собирался пробыть в Болдине недолго. Необходимо было уладить дела с имуществом
(Отец отписал ему в собственность деревню Кистеневку) и спешить обратно.
Правда, теперь после ссоры с матерью невесты, он не был уверен, что свадьба
вообще состоится.

Дорога
предстояла неблизкая – 500 верст. Но вот уже в первых числах сентября Пушкин в
Болдине. Постоянно думает о своей невесте, ждет от нее писем. Но писем не было.
Все это еще больше угнетало его, поселяло в его душе беспокойство.

Ведущий. Два
месяца назад Александр Сергеевич писал ей из Петербурга: «Я мало бываю в свете.
Вас там ждут с нетерпением. Прекрасные дамы просят меня показать Ваш портрет и
не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами
простаиваю перед белокурой Мадонной, похожей на вас как две капли воды;. Я бы
купил ее, если бы она не стоила 40 тысяч рублей»

Это
была картина итальянского художника Перуджино «Бриджуотерская Мадонна».

(Звучит
романс Д.Шостаковича из к/ф «Овод»)

А.С.Пушкин
пишет сонет об этой картине — «Мадонна», посвящая его своей любимой — Наталье
Николаевне Гончаровой

Не
множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В
простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель –

Она
с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились
мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

http://900igr.net/up/datas/128965/002.jpg

Ведущий.
Эти заключительные слова сонета: «Творец тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец» поэт повторял как заклинание, как
молитву!

А
в начале сентября в Болдино приходит письмо от Наталии Николаевны. Она пишет о
том, что готова выйти за Александра Сергеевича и без приданого, о котором он
хлопочет. Она зовет его в Москву.

Ведущий.
«Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна, я у ваших ног…. Ваше письмо
прелестно, оно вполне меня успокоило. Мое пребывание здесь может затянуться
вследствие одного непредвиденного обстоятельства. Я опасаюсь карантинов,
которые начинают устанавливать здесь. В окрестностях у нас холера-морбус, очень
миленькая персона, и она может удержать меня дней на двадцать… Простите меня и
верьте, что я счастлив только будучи с Вами вместе».

Ведущий.
Болдино Пушкину очень понравилось. Поэт воскрес. Вот что он пишет другу
П.Плетневу: «Ах,мой милый! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степь да
степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько
вздумается – никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы и стихов».

Но
вместо одного месяца ему пришлось прожить в Болдине всю осень.

(Звучит
«Ноктюрн» П.И.Чайковского)

Ведущий. Пребывание
Пушкина в Болдине ознаменовалось могучим творческим подъемом. Он работал целыми
днями, а иногда и ночами. Здесь он жил один в большом доме с дощатой крышей. А
за забором усадьбы — нищая деревня. Унылые избы с соломенными крышами.
Небольшой пруд, отражающий осеннее золото деревьев. Вдали рощицы на отлогих
холмах и бесконечная черная земля.

Чтение
фрагментов стихотворения «Осень» (1833).

Ведущий. Пройдут
годы, и болдинская осень войдет в историю как один из высочайших взлетов
русской поэзии.

Посмотрите
на литературный календарь только сентября 1830 года.

7
сентября – Пушкин закончил стихотворение «Бесы»;
8 сентября – «Элегию»;
9 сентября – повесть «Гробовщик»;
13 сентября – «Сказку о попе и работнике его Балде»;
14 сентября – повесть «Станционный смотритель»;
20 сентября – закончена повесть «Барышня-крестьянка»;
25 сентября – закончен роман «Евгений Онегин»;

Чтение
отрывка из стихотворения «Бесы»

Ведущий. А
на следующий день сложились строки одной из самых проникновенных пушкинских
элегий.

(Звучит
«Интродукция и рондо-каприччиозо» К.Сен-Санса)

Чтение
стихотворения «Элегия»
. Османова Г.

Ведущий. В
комнатах болдинского дома, конечно, не сохранилось личных вещей поэта. Но
обстановку того времени удалось воспроизвести. Большая зала с двумя угловыми
печами. Круглый стол, диван, вдоль стен – кресла. Все, как в барских усадьбах
19 века. На стене портрет работы Кипренского. Входим в другую комнату. Большой
письменный стол, на нем подсвечник, гусиное перо, книга, исписанные листы
бумаги. Кресло чуть-чуть сдвинуто. Кажется, что поэт только что вышел из
комнаты и скоро вернется.

Ведущий. Пушкин
всегда увлекался народным творчеством. Сказки няни Арины Родионовны он
записывал, чтобы потом облечь в стихи.

Мастерица
ведь была
И откуда что брала;
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы и былины
Православной старины!

Инсценировка
фрагмента «Сказки о попе и о работнике его Балде». (5 КЛАСС)

Ведущий. 1
октября пришло известие, что холера в Москве. А ведь там родные,

близкие! И, главное, там – Наталья Гончарова. Он пишет Плетневу: « Я сунулся
было в Москву, да, узнав, что туда никого не пускают, воротился в Болдино да
жду погоды. Ну уж погода! И снова в болдинском доме не гаснут по ночам свечи.
Новый прилив вдохновения приносит потрясающие результаты! Смотрите сами:

(Звучит
отрывок из симфонии № 40 Моцарта)

1
октября – «Румяный критик мой…»
5 октября – «Прощание»
5-10 октября – «Домик в Коломне»
12-14 октября – «Выстрел»
16 октября – «Моя родословная»
17 октября – «Заклинание»
20 октября – окончена «Метель»
23 октября – окончен «Скупой рыцарь»
26 октября – окончен «Моцарт и Сальери»

https://www.xn--90avqbv.xn--p1ai/www/%D1%82/%D1%82%D0%BC%D1%86%D0%B1%D1%81.%D1%80%D1%84/images/articles_blocks/152659.jpg

Ведущий. Тогда,
в знаменитую Болдинскую осень, вдохновение ни на день не оставляло поэта. Может
быть, вот так же в тихий осенний вечер 1830 года звучала в душе А.С.Пушкина
мелодия моцартовской сонаты и…

И
пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.

В
мае 1825 года умер австрийский композитор Антонио Сальери. Ходили слухи, что
перед смертью в исповеди он признался, что отравил Моцарта. Замысел написать
«Моцарта и Сальери» возник у Пушкина давно, еще в 1826 году, но основная работа
над произведением пришлась на осень в Болдине.

Инсценировка
сценыII трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери».

Ведущий.
Необыкновенный творческий подъем испытывает А.С.Пушкин, запертый в глуши
России, в маленькой деревушке. Разные эпохи, разные народы проходят перед ним.
Но прежде всего он видит перед собой Родину – Россию: маленьких людей,
крестьян.

Чтение
стихотворения «Румяный критик мой…»

Ведущий. Россия
у Пушкина – это не богатая Москва. Россия Пушкина – это огромное село Горюхино,
убогая болдинская деревушка. И об этой России писал он теперь. Он пишет правду
жизни.

(Звучит
«Романс» Г.Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина)

Чтение
отрывка из повести «Станционный смотритель». (От слов: «Это случилось осенью…»)

Ведущий. В
Болдине, накануне свадьбы с Натальей Гончаровой, Пушкин пишет три стихотворения
– прощания с теми, кого любил прежде.

Елизавете
Воронцовой он посвятил стихотворение «Прощание», Амалии Ризнич – «Заклинание» и
«Для берегов отчизны дальней…». Последнее стало известным романсом.

Чтение
стихотворения «Прощание» ( на фоне звучащей музыки Г.Свиридова)

Ведущий. Только
28 ноября после долгих хлопот Пушкину удалось получить разрешение на выезд в
Москву.

Осень
позади. Уже запрягли лошадей в коляску. На полу тяжелый сундучок с тетрадями и
рукописями. Александр Сергеевич садится в коляску. Свист кнута, зазвенели
бубенцы. Лошади бегут резво.. Пушкин спешит в Москву, к друзьям, к родным, к
любимой…Он не знает, вернется ли еще сюда. Но вот воспоминания о поре, когда он
«писал, как никогда еще не писал», останутся с ним до конца его дней.

Чтение
стихотворения Б.Корнилова «Это осень радости виною, …»

Учитель. Завершается
еще одна встреча на пути знакомства с А.С.Пушкиным.

Однажды
поэт А.Твардовский сказал, что Пушкин приходит к нам с детства, а мы приходим к
нему только с годами. К Пушкину мы приходим всей жизнью, с Пушкиным мы уходим
из детства.

Хочется
верить, что, прильнув к источнику пушкинской поэзии, вы, ребята, не впустите в
свои души пошлость, неверие в красоту и величие человеческого духа. И пусть у
каждого из вас будет в жизни БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ — пора
вдохновения и побед, когда все у вас получается и вы — счастливы!

А
Александр Сергеевич, надо только этого захотеть, всегда будет рядом и протянет
по-дружески руку. А, возможно, и скажет, лукаво улыбаясь:

«Здравствуй,
племя !

Младое, незнакомое!…

     https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0f76/000ef00d-66e719f7/8/img7.jpg

Автор:
Самый Зелёный
·

Александр Сергеевич Пушкин – настоящий мастер слова, оставивший нам великое наследие разнообразных по содержанию и настроению произведений. Благодаря его творчеству мы можем погрузиться в атмосферу того времени, понять чувства автора, получить эстетическое удовольствие. Многомудрый Литрекон представляет Вам разбор великолепного стихотворения А.С. Пушкина «Мадонна». Анализ составлен по плану. Приятного просвещения!

История создания

История написания стихотворения «Мадонна» весьма романтична и трогательна. Пушкин долгое время добивался руки Натальи Николаевны Гончаровой. Она была первой красавицей в столице. Когда поэт впервые сделал предложение этой прекрасной девушке, то получил отказ, но это не остановило его, и любовь его не стала слабее: он продолжил добиваться взаимных чувств, ведя с ней переписку. В отказе нет ничего удивительного: в отличие от Пушкина, Натали сделала карьеру при дворе. Она стала фрейлиной при императрице и могла рассчитывать на блестящую партию.

В одном из писем Пушкин признался, что его впечатлила картина «Бриджуотерская Мадонна» Автором полотна является итальянский художник Рафаэль Санти, чьё творчество особенно почитал поэт. Пушкин писал Наталье, что Мадонна напоминает ему её, поэтому он хотел бы повесить такое изображение у себя дома. На эти слова девушка отреагировала весьма неожиданно, подарив поэту надежду: она сообщила Пушкину, что впредь ему необходимо будет любоваться своей спутницей жизни. Так Наталья Гончарова дала понять Пушкину, что она согласна выйти за него замуж. Поэт был несказанно рад, получив письмо с согласием. 

За полгода до свадьбы в 1830 году он, вдохновлённый собственным счастьем, создал стихотворение под названием «Мадонна». Можно сделать вывод, что это прекрасное произведение посвящено возлюбленной поэта Наталье Гончаровой, которая была ему очень дорога. 

Жанр, направление, размер 

Жанр стихотворения «Мадонна» – сонет. Оно состоит из двух катренов (четверостиший) и двух терцетов (строф в три строки). Этой поэтической форме присущ такой признак, как строгость в соблюдении числа строк: их обязательно должно быть четырнадцать. Кроме того, важная черта сонета – это музыкальность, которая создаётся за счёт рифмы. 

Направление произведения «Мадонна» – лирическое стихотворение. В нём присутствуют личные чувства поэта, а точнее счастье, которое он испытывал от того, что любимая согласилась выйти за него замуж. Стихотворение выражает восхищение чистотой и непорочностью Мадонны, а также любовь к девушке, которая ему небезразлична. 

Размер стихотворения Пушкина – шестистопный ямб. Рифмовка произведения кольцевая, перекрёстная и парная. Посредством чередования женской и мужской рифмы в произведении достигается эффект музыкальности и плавности.

Композиция

Стихотворение «Мадонна» имеет форму монолога, который произносит лирический герой. Данное произведение можно поделить на три смысловые части: 

  1. В первом четверостишии и в первых двух строках второго четверостишия лирический герой повествует о картине, как о своей мечте. Он говорит о том, что желает видеть у себя дома картину, которой в восхищении любовался бы.
  2. В двух последних строках второй строфы, а также в третьей строфе поэт мечтательно описывает образ Мадонны и Спасителя, которые, изображённые на полотне, взирали бы «во славе и в лучах» на поэта.
  3. В последней строфе говорится об исполнении мечты автора. Он может видеть перед собой Мадонну – «чистейшей прелести чистейший образец». Спаситель ниспослал лирическому герою желаемое, за что поэт выражает глубокую благодарность и чувствует, что истинное счастье пришло к нему. 

Образы и символы 

В стихотворении Пушкина «Мадонна» присутствуют такие образы и символы, создающие картину повествования:

  1. В стихотворении присутствует образ лирического героя, который чувствует глубокое восхищение изображением Мадонны. Описаны его возвышенные чувства, его преклонение перед образцом святости и истиной красоты. Образ лирического героя – это образ самого Пушкина, который безумно влюблён, его сердце открыто для любимой, он радуется, что любовь его взаимна.
  2. Божественный образ Мадонны в произведении символизирует возлюбленную поэта Наталью Гончарову. Автор испытывает глубокие и чистые чувства к любимой девушке, чья внешняя и внутренняя красота наводит его на воспоминания о картине. Поэт не описывает внешность Мадонны на картине, но становится понятно, что святой образ схож с реальным прототипом по искреннему восхищению и восхвалению её кристальной чистоты.
  3. Образ семьи. Пушкин показывает нам любящих людей в образах Творца и Мадонны, как пример идеальной семьи с возвышенными мыслями и чувствами. Они отождествляются с совершенством в отношениях между супругами.

Темы, проблемы, настроение

Тематика произведения «Мадонна» Пушкина указана в списке: 

  1. Представление об истинной любви и идеальной семье. По ходу чтения стихотворения можно понять, что в нём в образах спасителя и Мадонны представлены люди, которые испытывают друг к другу истинную и чистую любовь: «она с величием, он с разумом в очах».
  2. Образ Мадонны как пример для подражания. Поэт даёт понять читателю, что её образ – это ориентир и истина, к которой необходимо нам всем стремиться; не разменивать себя на «множество картин», а быть верным своей любви, как главной цели, которая принесёт свои плоды. 
  3. Семейные ценности и верность. Пушкин в своём стихотворении делает акцент на необходимости верить в то, что Творец подарит тебе любовь. Главное – уметь ждать, а если уже любишь и понимаешь, что это настоящий, искренний порыв, важно не отступить, но и не быть слишком настойчивым, тогда любимая обязательно ответит взаимностью. Пушкин изображает образы святых – Мадонну и Спасителя, подразумевая под этим двух любящих людей, которые являются образцом настоящей семьи и чистой любви. Автор показывает, что именно к таким отношениям нужно стремиться. 
  4. Восхищение и благоговение перед красотой. В стихотворении «Мадонна» прослеживается священный трепет перед женщиной. В образе Мадонны поэт видит свою возлюбленную, которая прекрасна как внутренне, так и внешне, а также несёт в себе чистоту и непорочность.
  5. Благодарность Творцу. В произведении поэт выражает высокую благодарность высшим силам за возможность быть с любимой девушкой. Пушкин не упоминает о внешности невесты, но высоким стилем изложения он ясно показывает совершенство Натальи Гончаровой, даёт понять, что она для него лучшая.

Произведение «Мадонна» выражает собой светлое настроение, даёт ощущение счастья, гармонии и благодати. Стихотворение смогло передать высокие чувства поэта по отношению к любимой девушке. Его трепетное отношение к возлюбленной, как к чуду, как к чему-то святому и возвышенному, видится в каждой строке произведения «Мадонна».

Основная идея 

Главная мысль произведения Пушкина «Мадонна» заключается в том, что любовь – наивысшее чувство в нашей жизни, оно возрождает человека, даёт веру и надежду, открывает лучшие качества в личности. К любви нужно стремиться, воспитывать в себе умение касаться души любимого человека, открываться ему, доверять и говорить о своих чувствах. Эту мысль доносит до нас автор в своём стихотворении. Поэт восхищается своей возлюбленной, вознося её до небес в прямом смысле этого слова.

В нашей жизни может быть множество хороших друзей и знакомых, с которыми приятно проводить время. Они своего рода «картины старинных мастеров», но родственную душу, светлую любовь, свою «Мадонну» возможно встретить лишь раз в жизни. Таков смысл стихотворения Пушкина «Мадонна».

Пушкин создал поэтический образ Мадонны. Для автора Мадонна является символом вечных ценностей, которые нам необходимо беречь, суметь пронести сквозь столетия. Всё в этом мире изменчиво, но святой образ чистой Девы останется навсегда самым высоким и одухотворённым. К такому образу-совершенству всегда стоит стремиться. Самое главное – это средоточие на духовном и прекрасном, а также возвышенность чувств и осмысленность поступков. 

Средства выразительности

Великолепный слог стихотворений Пушкина всегда очаровывает. Произведение «Мадонна» в этом плане не является исключением. Строки пронизаны глубоким смыслом, лирическими нотами и возвышенными чувствами. Для достижения наибольшего эмоционального эффекта поэт использовал такие средства выразительности:

  1. Эпитеты. В первой строфе: «старинных мастеров», «суеверно им дивился», «важному сужденью». В четвёртой строфе: «чистейшей прелести чистейший образец».
  2. Сравнение. Во второй строфе: «с холста, как с облаков».
  3. Метафоры. Во второй строфе: «одной картины я желал быть вечно зритель». В третьей строфе: «взирали <…> во славе и в лучах». В четвёртой строфе: «Творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна».
  4. Инверсия. Обычный порядок слов нарушен во второй строфе: «Одной картины я желал быть вечно зритель».
  5. Анафора. Во второй строфе присутствует повторение слов: «Одной <…> // Одной: <…>».
  6. Ассонанс. Такие звуки как [а], [о], [э] делают стихотворение воздушным, пространство стиха становится более обширным, светлым. 
  7. Аллитерация. Сонорные звуки [р], [н], [м], [л] помогают передать всю мелодичность, чувственность и нежность обращения к возлюбленной.
  8. Возвышенная лексика: «обитель», «дивился», «внимая», «взирали», «во славе», «ниспослал». Такая лексика в стихотворении показывает чистейшую настроенность поэта на образ, вдохновивший его. 
  9. Кроме того, поэт использовал слова и выражения, которые связаны с религией, что делает стихотворение похожим на молитву: «Пречистая и наш божественный спаситель», «кроткие», «одни, без ангелов», «под пальмою Сиона», «Творец».
  10. Также Пушкин использовал слова и выражения, связанные с художественным творчеством: «не множеством картин старинных мастеров», «внимая важному сужденью знатоков», «одной картины я желал быть вечно зритель», «с холста».

Автор: Диана Танцур

Метки: 10 класс9 классАлександр Пушкинпо плануразборстихотворение Мадонна

Читайте также:

  • Плетеная мебель как пишется правильно
  • Плетеная корзина из сказок кроссворд
  • Плетеная корзинка как пишется
  • Плетеная корзинка из сказок 7 букв
  • Плетеная корзина из сказок 7 букв