Плещеев бабушка и внучек читать полностью рассказ

Жанр: стихотворение читайте анализ других стихотворений алексея плещеева:в бурю главные герои стихотворения бабушка и внучек и их характеристикавнучек. любознательный, добрый,

Жанр: стихотворение

Читайте анализ других стихотворений Алексея Плещеева:

«В бурю»


Главные герои стихотворения «Бабушка и внучек» и их характеристика

  1. Внучек. Любознательный, добрый, послушный. Очень хотел в школу.
  2. Бабушка. Милая, ласковая, отпускает внука с наказом.


План пересказа стихотворения «Бабушка и внучек»

  1. Мальчик в углу.
  2. Предложение поиграть.
  3. Хороший день.
  4. Предложение гостинца.
  5. Подозрения старушки.
  6. Предложение подарка.
  7. Купи сумку.
  8. Рассказ о школе и учителе.
  9. Божие внушение.
  10. За сумкой.


Главная мысль стихотворения «Бабушка и внучек»

Каждый должен учиться и учиться с радостью.


Чему учит стихотворение «Бабушка и внучек»

Стихотворение учит стремиться к знаниям. Учит любознательности и пытливости.


Отзыв на стихотворение «Бабушка и внучек»

Мне понравилось это стихотворение и понравилось, как настойчиво внук уговаривает старую бабушку отпустить его в школу. Ему понравилось то, что он видел в школе. Его заинтересовали слова учителя. Мальчик понял, что мир огромен и прекрасен, и захотел больше узнать об окружающем его мире. 

Мне понятно это стремление, я и сама очень люблю узнавать новое.


Анализ стихотворения «Бабушка и внучек»

Стихотворение написано Алексеем Плещеевым в 1878 году.

Тема: стремление к учёбе.

Жанр: бытовая лирика.

Стихотворение построено в форме диалога старушки и её маленького внука.

Бабушка любит мальчика и проявляет беспокойство, видя его грусть и непонятную задумчивость. Она пытается заставить мальчика пойти поиграть на улице, ведь стоят последние тёплые дни уходящего лета, предлагает угощения и подарки. Но мальчик мечтает о школьной сумке.

Он делится с бабушкой сокровенной мечтой — он хочет учиться в школе. И рассказывает, как слушал через окно слова учителя, как видел других детей, увлечённо что-то рисующих в тетрадках. И как ему самому нестерпимо захотелось в школу.

И бабушка благословляет внука.

Это стихотворение является одновременно гимном любви к знаниям, и советом молодому поколению не проводить время в беспечных играх и забавах, а уже сейчас подумать о своём будущем.

Стихотворный размер: хорей.

Рифмовка перекрестная: АВАВ, где нечетные строки написаны белым стихом.


Средства художественной выразительности в стихотворении «Бабушка и внучек»


Эпитеты:
кудрявый мальчик, благодатного денёчка, дальними морями, злыми, страшными зверями, картинок распрекрасных, глазки бойкие, морщинистую шею, тёмным людом, резвый мальчик.

Метафоры:
на лице забота, взгляд устремился, клонит ветер, будет на орехи,

Сравнения:
свет — ученье.

Олицетворения:
глядят лукаво, стоят морозы


Пословицы к стихотворению «Бабушка и внучек»

Ученье — свет, неученье — тьма.

Грамоте учиться — всегда пригодится.

Век живи, век учись.

Добро того учить, кто слушает.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.


Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Бабушка и внучек»

Бабушка вязала чулок и с подозрением косилась в угол, где молча стоял маленький кудрявый мальчик.

Наконец старушка не выдержала. Она предложила внуку поиграть в саду с сестрёнкой, пока стоит хорошая тёплая погода.

Внучок лукаво улыбнулся.

Старушка стала предлагать ему виноград, а потом забеспокоилась, не набедокурил ли мальчик. Может он уже сам взял виноград без спросу, или задул свечи перед образами?

Мальчик отвечал, что был послушным. Бабушка предлагает ему выбрать подарок и мальчик просит школьную сумку.

Бабушка смеется и предлагает лучше сказку рассказать. Но мальчик упрям и рассказывает, как шёл мимо школы и остановился послушать рассказы учителя.

Тот говорил о дальних странах, о далёком прошлом, а потом все стали петь. Учитель втащил мальчика через окно и тоже заставил петь.

Бабушка говорит, что это божий знак и ведёт мальчика покупать сумку.

Читать стихотворение «Бабушка и внучек», текст

Под окном чулок старушка 

Вяжет в комнатке уютной 

И в очки свои большие 

Смотрит в угол поминутно. 

А в углу кудрявый мальчик 

Молча к стенке прислонился; 

На лице его забота, 

Взгляд на что-то устремился. 

«Что сидишь всё дома, внучек? 

Шёл бы в сад, копал бы грядки 

Или кликнул бы сестрёнку, 

Поиграл бы с ней в лошадки. 

Кабы силы да здоровье, 

И сама бы с вами, детки, 

Побрела я на лужайку; 

Дни такие стали редки. 

Уж трава желтеет в поле, 

Листья падают сухие; 

Скоро птички-щебетуньи 

Улетят в края чужие! 

Присмирел ты что-то, Ваня, 

Всё стоишь сложивши ручки; 

Посмотри, как светит солнце, 

Ни одной на небе тучки! 

Что за тишь! Не клонит ветер 

Ни былинки, ни цветочка. 

Не дождёшься ты такого 

Благодатного денёчка!» 

Подошёл к старушке внучек 

И головкою курчавой 

К ней припал; глаза большие 

На неё глядят лукаво… 

«Знать, гостинцу захотелось? 

Винных ягод, винограда? 

Ну поди возьми в комоде».
— 

«Нет, гостинца мне не надо!» 

— «Уж чего-нибудь да хочешь… 

Или, может, напроказил? 

Может, сам, когда спала я, 

Ты в комод без спросу лазил? 

Может, вытащил закладку 

Ты из святцев для потехи? 

Ну постой же… За проказы 

Будет внучку на орехи!» 

— «Нет, в комод я твой не лазил; 

Не таскал твоей закладки». 

— «Так, пожалуй, не задул ли 

Перед образом лампадки?» 

— «Нет, бабуся, не шалил я; 

А вчера, меня целуя, 

Ты сказала: «Будешь умник — 

Всё тогда тебе куплю я…»» 

— «Ишь ведь память-то какая! 

Что ж купить тебе? Лошадку? 

Оловянную посуду 

Или грабли да лопатку?» 

— «Нет! уж ты мне покупала 

И лошадку, и посуду. 

Сумку мне купи, бабуся, 

В школу с ней ходить я буду». 

— «Ай да Ваня! Хочет в школу, 

За букварь да за указку. 

Где тебе! Садись-ка лучше, 

Расскажу тебе я сказку…» 

— «Уж и так мне много сказок 

Ты, бабуся, говорила; 

Если знаешь, расскажи мне 

Лучше то, что вправду было. 

Шёл вчера я мимо школы. 

Сколько там детей, родная! 

Как рассказывал учитель, 

Долго слушал у окна я. 

Слушал я — какие земли 

Есть за дальними морями… 

Города, леса какие 

С злыми, страшными зверями. 

Он рассказывал: где жарко, 

Где всегда стоят морозы, 

Отчего дожди, туманы, 

Отчего бывают грозы… 

И ещё — как люди жили 

Прежде нас и чем питались; 

Как они не знали бога 

И болванам поклонялись. 

Рисовали тоже дети, 

Много я глядел тетрадок, — 

Кто глаза, кто нос выводит, 

А кто домик да лошадок. 

А как кончилось ученье, 

Стали хором петь. В окошко 

И меня втащил учитель, 

Говорит: «Пой с нами, крошка! 

Да проси, чтоб присылали 

В школу к нам тебя родные, 

Все вы скажете спасибо 

Ей, как будете большие». 

Отпусти меня! Бабусю 

Я за это расцелую 

И каких тебе картинок 

Распрекрасных нарисую!» 

И впились в лицо старушки 

Глазки бойкие ребёнка; 

И морщинистую шею 

Обвила его ручонка. 

На глазах старушки слёзы: 

«Это божие внушенье! 

Будь по-твоему, голубчик, 

Знаю я, что свет — ученье. 

Бегай в школу, Ваня; только 

Спеси там не набирайся; 

Как обучишься наукам, 

Тёмным людом не гнушайся!» 

Чуть со стула резвый мальчик 

Не стащил её. Пустился 

Вон из комнаты, и мигом 

Уж в саду он очутился. 

И уж русая головка 

В тёмной зелени мелькает… 

А старушка то смеётся, 

То слезинку утирает. 

Рисунки и иллюстрации к стихотворению «Бабушка и внучек»

1

Открытый
урок чтения

во
2 классе на тему:

А.Н.Плещеев.
Стихотворения «Весна», «Сельская песенка»

Провела:

учитель
начальных классов Гнездилова В.П.

Технологическая карта урока.

Предмет: Литературное
чтение

Класс: 2 «Школа
России»

Тема урока: 
А.Н.Плещеев. Стихотворения «Весна», «Сельская песенка».

Тип урока: изучение
нового материала

Цель: формирование
навыков работы с поэтическими произведениями.

Задачи:

-учить читать
стихотворные произведения выразительно;

— учить рисовать словесные
картины природы;

— учить
анализировать стихотворения.

.

Планируемые результаты:

Предметные:

— читать
стихотворения выразительно;

— определять слова и
выражения, которые помогают представить картину весенней природы;

— знать средства
художественной выразительности.

Метапредметные:

— анализировать
поэтические произведения;

— сравнивать
произведения русских поэтов о весне.

Личностные:

— проявлять интерес
к поэзии, музыке, живописи;

— осознавать красоту
родной природы, ценить и охранять её.

Межпредметные связи: Окружающий
мир, тема «В гости к весне».

Ресурсы урока: Учебник,
презентация, выставка книг о природе, иллюстрации о весне

Ход
урока

1.     Мотивация к
учебной деятельности.

Прежде,
чем приступить к уроку, прослушайте мелодию и подумайте, что вы представляете

1)Слушание
«Музыка весны» (1 минута)

(После услышанной
мелодии – ответы детей)

-Как
думаете, о чем мы будем говорить и читать на уроке?

Но
прежде –тренировка-речевая разминка           
                     
                     
             (Слайд № 1 -2)

2)
Речевая разминка                
                     
                     
                

а) Учись отчётливо
произносить звуки.

ра – ра – ра –Кате
спать пора;

ро – ро – ро – на
полу стоит ведро;

ры – ры – ры –
летают комары;

ор – ор – ор –
подмели мы двор;

арь – арь – арь –
на стене висит фонарь.

б) Читай считалку
ясно, чётко.                 
                     
                   

Тары – бары

Растабары!

У Варвары

 Куры стары!

2. Актуализация
знаний

-Проверим
домашнее задание и оценим себя и товарища.
 
                     
       
Вот вы и готовы к работе
на уроке. Послушаем ваше чтение наизусть стихотворения ,

 (Слайд № 3)

Чтение стихотворения
Ф. Тютчева «Зима недаром злится» наизусть.

-Оцените чтение
товарища.

-Какую оценку
поставишь себе?

3. Целеполагание
и постановка учебной задачи.


Как вы  определили в начале урока, над чем мы будем работать .

Мы
познакомимся с произведениями великого русского поэта Алексея Николаевича
Плещеева      (Слайд № 4)

1)Рассказ
о А.Плещееве

— Что вы знаете об
этом поэте? (Задание ученика — рассказ, подготовленный дома)

(Слайд № 5-6)

Поэт Алексей
Николаевич Плещеев (1825-1893) жил 180 лет назад.  Это 
русский писательпоэтпереводчик.
В 
1846 году первый
же сборник стихов сделал его знаменитым.  В 
1849 году арестован
и некоторое время спустя отправлен в 
ссылку,
где провёл на военной службе почти десять лет. По возвращении из ссылки Плещеев
продолжил литературную деятельность; пройдя через годы бедности и лишений, он
стал критиком, издателем. Многие произведения поэта (особенно — стихи для
детей) считаются классикой. На стихи Плещеева известнейшими русскими композиторами
написаны более ста романсов.

Алексей Николаевич
Плещеев родился в 
Костроме 22 ноября 1825 в
обедневшей 
дворянской семье,
принадлежавшей древнему 
роду Плещеевых.
Семья чтила литературные традиции: в роду Плещеевых было несколько литераторов.

Детство
А. Н. Плещеева прошло в 
Нижнем Новгороде.
После смерти отца в 
1832 году воспитанием
сына занималась мать, Елена Александровна. До тринадцати лет мальчик учился
дома и получил хорошее образование, овладев тремя языками. Затем по желанию
матери поступил в Петербургскую школу гвардейских 
подпрапорщиков,
переехав в Петербург. Утратив интерес к военной службе, Плещеев
в 
1843 году покинул
школу гвардейских прапорщиков и поступил в 
Петербургский университет по
разряду восточных языков. Здесь начал складываться круг знакомств Плещеева.

Постепенно у
Плещеева появились знакомства в литературных кругах. Свою самую первую подборку
стихотворений Плещеев направил Плетнёву, ректору Петербургского университета и
издателю журнала «
Современник».

Важное место в
творчестве Плещеева последнего десятилетия его жизни занимала детская поэзия и
литература. Успех имели его сборники «Подснежник» и «Дедушкины песни». Поэт
принимал активное участие в издательском деле, именно в русле развития детской
литературы. В 1861 году совместно с Ф. Н. Бергом он издал
сборник-хрестоматию «Детская книжка», в 1873 (с
Н. А. Александровым) — сборник произведений для детского чтения
«На праздник».

Для детских стихов
Плещеева характерны стремление к жизненности и простоте; они наполнены
свободными разговорными интонациями и реальной образностью, сохраняя при этом
общие настроения социального недовольства («Я у матушки выросла в холе…»,
«Скучная картина», «Нищие», «Дети», «Родное», «Старики», «Весна», «Детство»,
«Старик», «Бабушка и внучек»).

Алексей Плещев
умер в Париже (по пути на французский курорт). Похоронен в Москве у
Новодевичьего монастыря при большом стечении молодежи.

2)
Анализ портрета поэта

— Рассмотрите
портрет.

-Что можно сказать
об этом человеке? Какой взгляд?

(Добрый,
внимательный, задумчивый и т.д.)

 -Современники
вспоминали Алексея Николаевича как исключительно мягкого и доброжелательного
человека, всегда готового прийти на помощь.

-Итак, прослушайте
аудиозапись стихотворения «Весна»

4.Открытие нового
знания

 1)
Работа над стихотворением «Весна»

— Можем ли мы по
названию предположить о чём (о ком) расскажет поэт?

-Прочитайте про
себя

— Что описывает
поэт?

 (Приход
весны)

— Какие картины
весны наблюдает поэт? С каким настроением говорит о них?

— Объясните слово
«лазурь»?

 (Слайд № 7)

(Лазурь- один из
оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день)

 -Как понимаете
слово «миновала»?                
                     

— Прочитайте стихотворение
выразительно (вслух).

— Какие слова
помогают понять, что весна уже наступила?

 — Что
сказано о лесе, о соловьях, о метели?

— Какие приметы
весны мы можем слышать?

(Пение птиц, звон
ручейков)

— Какую картину вы
можете представить по этому стихотворению?

-Какое настроение
возникает при чтении?

-Какие средства
использует автор?

Физкультминутка. 
                     
                     
                       
 

Под музыку

2). Знакомство
со стихотворением «Сельская песенка» А.Плещеева

— На с. 113
прочитайте название стихотворения. Рассмотрите иллюстрацию, подумайте, о чем
будет идти речь в этом произведении?

Читает один ученик.

— Слышали вы это
стихотворение раньше? Кто помнит?

(Звучит в фильме-сказке
«12 месяцев»)

— Подготовьтесь к
выразительному чтению.  С Каким настроением нужно читать?

— Радуется поэт
приходу весны или нет?

— В каких строках
это выражено?

— Какие приметы
весны можно услышать, а какие увидеть? Найдите и прочитайте о них.

(Увидеть: травка
зеленеет, солнышко блестит, ласточка летит

Услышать:
прощебечь с дороги, песню спой)

— Что означает
слово «сени»? 

(Сени
нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с улицей) (Слайд № 8)

— Как вы думаете,
почему автор дал такое название?

(Ласточка летит из
далёких краёв с песней в село к деревенскому дому)

— Что объединяет
оба произведения А.Н.Плещеева?

(Описывает приход
весны, передаёт радостные чувства)

— О какой птице на
протяжении всего текста говорит поэт в стихотворении «Сельская песенка»?

(о ласточке)

(Гнездо
деревенской ласточки     

(Слайд № 9) 
                     
                     
        

Гнездо городской
ласточки   

 (Слайд № 10) 
                     
                     
     

 Гнёзда
ласточек – береговушек) 

 (Слайд № 11) 
                     
                     
     

К сведению:
 В России наиболее часто встречаются деревенские, городские и береговые
ласточки.

 Деревенские
ласточки возвращаются в мае и селятся под крышами деревянных строений. Гнездо
лепят из грязи, которую собирают по краям луж и скрепляет слюной, конским
волосом и соломинками.

Городские ласточки
гнездятся под крышами каменных строений.

Для гнезда
береговушки роют норы на обрывистом берегу водоёмов.

 Ласточки
находятся под защитой человека, они занесены в Красную книгу.


5.Включение в систему знаний и повторение.

1)Мини-тест (выполняют
самостоятельно на карточках)
     
                     
                     
                       
       

1. Автор
стихотворений «Весна», «Сельская песенка»

А.Барто, А.Плещеев,
Ф.Тютчев

2. Время года,
которое описывает поэт А.Плещеев

Весна, зима,
осень

3. Название птиц
из стихотворения «Весна»

Ласточки,
воробьи, соловьи

4. Что является
источником творческого вдохновения А.Н.Плещеева?

Природа, солнце,
птицы

2)Самопроверка
тестового задания

(Слайд № 12)

3)Создание
синквейна

(Звучит пение
соловья)

— Попробуйте создать свой
образ весны. (Синквейн).

1. Отвечаем на вопрос
ЧТО? Время года. (1 слово)

2. Отвечаем на вопрос
КАКАЯ? (2 слова)

3. Отвечаем на вопрос ЧТО
ДЕЛАЕТ? (3 слова)

4. Составляем и
записываем предложение, состоящее из 4 слов на тему «Весна».

5. Подбираем синоним к
слову ВЕСНА (т.е. с чем бы могли сравнить весну)

(Записывают
самостоятельно, затем читают)

6. Рефлексия.

 
Закончите фразу «Весна – это….

— Что вы узнали
нового на уроке?

— За что вы
похвалили бы себя?

— Что у вас особенно
получилось?

 — Мне
хотелось бы, чтобы у нас в классе тоже наступила весна. Улыбнитесь друг другу,
подарите радость и хорошее настроение. А солнышко дарит вам свою улыбку.  
                     
                     
                     
         

7. Домашнее
задание:

Выучить наизусть одно
из стихотворений А. Н.Плещеева
     
           

 (Слайд №
13-14)

Под окном чулок старушка
Вяжет в комнатке уютной
И в очки свои большие
Смотрит в угол поминутно.

А в углу кудрявый мальчик
Молча к стенке прислонился;
На лице его забота,
Взгляд на что-то устремился.

«Что сидишь всё дома, внучек?
Шел бы в сад, копал бы грядки
Или кликнул бы сестренку,
Поиграл бы с ней в лошадки.

Кабы силы да здоровье,
И сама бы с вами, детки,
Побрела я на лужайку;
Дни такие стали редки.

Уж трава желтеет в поле,
Листья падают сухие;
Скоро птички-щебетуньи
Улетят в края чужие!

Присмирел ты что-то, Ваня,
Всё стоишь сложивши ручки;
Посмотри, как светит солнце,
Ни одной на небе тучки!

Что за тишь! Не клонит ветер
Ни былинки, ни цветочка.
Не дождешься ты такого
Благодатного денечка!»

Подошел к старушке внучек
И головкою курчавой
К ней припал; глаза большие
На нее глядят лукаво…

«Знать, гостинцу захотелось?
Винных ягод, винограда?
Ну поди возьми в комоде».
— «Нет, гостинца мне не надо!»

— «Уж чего-нибудь да хочешь…
Или, может, напроказил?
Может, сам, когда спала я,
Ты в комод без спросу лазил?

Может, вытащил закладку
Ты из святцев для потехи?
Ну постой же… За проказы
Будет внучку на орехи!»

— «Нет, в комод я твой не лазил;
Не таскал твоей закладки».
— «Так, пожалуй, не задул ли
Перед образом лампадки?»

— «Нет, бабуся, не шалил я;
А вчера, меня целуя,
Ты сказала: «Будешь умник —
Всё тогда тебе куплю я…»»

— «Ишь ведь память-то какая!
Что ж купить тебе? Лошадку?
Оловянную посуду
Или грабли да лопатку?»

— «Нет! уж ты мне покупала
И лошадку, и посуду.
Сумку мне купи, бабуся,
В школу с ней ходить я буду».

— «Ай да Ваня! Хочет в школу,
За букварь да за указку.
Где тебе! Садись-ка лучше,
Расскажу тебе я сказку…»

— «Уж и так мне много сказок
Ты, бабуся, говорила;
Если знаешь, расскажи мне
Лучше то, что вправду было.

Шел вчера я мимо школы.
Сколько там детей, родная!
Как рассказывал учитель,
Долго слушал у окна я.

Слушал я — какие земли
Есть за дальними морями…
Города, леса какие
С злыми, страшными зверями.

Он рассказывал: где жарко,
Где всегда стоят морозы,
Отчего дожди, туманы,
Отчего бывают грозы…

И еще — как люди жили
Прежде нас и чем питались;
Как они не знали бога
И болванам поклонялись.

Рисовали тоже дети,
Много я глядел тетрадок, —
Кто глаза, кто нос выводит,
А кто домик да лошадок.

А как кончилось ученье,
Стали хором петь. В окошко
И меня втащил учитель,
Говорит: «Пой с нами, крошка!

Да проси, чтоб присылали
В школу к нам тебя родные,
Все вы скажете спасибо
Ей, как будете большие».

Отпусти меня! Бабусю
Я за это расцелую
И каких тебе картинок
Распрекрасных нарисую!»

И впились в лицо старушки
Глазки бойкие ребенка;
И морщинистую шею
Обвила его ручонка.

На глазах старушки слезы:
«Это божие внушенье!
Будь по-твоему, голубчик,
Знаю я, что свет — ученье.

Бегай в школу, Ваня; только
Спеси там не набирайся;
Как обучишься наукам,
Темным людом не гнушайся!»

Чуть со стула резвый мальчик
Не стащил ее. Пустился
Вон из комнаты, и мигом
Уж в саду он очутился.

И уж русая головка
В темной зелени мелькает…
А старушка то смеется,
То слезинку утирает.

Анализ стихотворения «Бабушка и внучек» Плещеева

Поэзия — это мироощущение поэта, переживания и мораль, которая выражается в стихотворении. Алексей Николаевич Плещеев — русский писатель, поэт и переводчик, в 1878 году издал стихотворение с названием «Бабушка и внучек», в котором четко отражена мораль стремления молодого поколения к знаниям. Детям данное стихотворение повествует о том, насколько может быть увлекательно учение, а взрослым говорит о том, что необходимо поощрять стремление детей к знаниям.

В начале произведения перед читателем предстает старенькая бабушка, которая вяжет чулок. Бабушка обращает свое внимание на угол, где сидит внучек, а «на лице его забота». Не узнавая причину задумчивости внука, бабушка предлагает ему пойти в сад покопать грядки или поиграть с сестренкой в лошадки. Бабушка говорит внучку, что «дни такие стали редки» и близится осень.

Внука не прельщает идея пойти гулять или играть с сестренкой. Подойдя к бабушке, он склоняется на нее своей курчавой головкой и смотрит на нее большими взглядом. Бабушка догадывается, что мальчику что-то нужно: гостинец или угощенье. Мальчик отвечает отрицательно. Тогда бабушка спрашивает внука, не напроказил ли тот:

  • тайком лазил в комод;
  • таскал закладки;
  • для потехи задул свечу лампадки.

Но и в этот раз бабушка не угадывает душевных тревог внука. Чтобы хоть как-то развеселить внука, бабушка обещает накупить ему разных игрушек. Ответ внука поражает бабушку. Он говорит, что «сумку мне купи, бабуся, в школу с ней ходить я буду». Бабушка дивится странному желанию мальчика и предлагает рассказать ему сказку для потехи, но внука не интересуют выдумки.

Мальчик делится впечатлениями о школе, мимо которой он случайно проходил. Через окно он слушал учителя, который рассказывал:

  • «какие земли есть за дальними морями…»;
  • «где жарко, где всегда стоят морозы, отчего дожди, туманы, отчего бывают грозы…»;
  • «как люди жили прежде нас и чем питались».

Мальчик видел, как другие детки в классе писали и рисовали в тетрадках, а после уроков пели хором. Мальчик рассказал бабушке, что учитель заметил его и пригласил спеть вместе с другими детками. Учитель поощрил интерес мальчика к знаниям и сказал чтобы его отправили в школу.

Бабушка выслушав рассказ мальчика прослезилась. Она знала что ученье — это свет, поэтому разрешила внуку «бегать» в школу. Обрадованный мальчик, мигом выбежал в сад, от радости чуть не стащив бабушку со стула.

А.Н. Плещеев показал в своем стихотворении насколько дети могут быть впечатлены знаниями. Взрослые должны с пониманием относиться к учебе и получению знаний детьми, поэтому необходимо поощрять стремления детей к учебе.

Бог создал Землю за семь дней. И это было началом той дороги, по которой мы топаем своими маленькими ножками до сих пор. Сказки? Не знаю. Но с чего-то всё это началось, и может быть, когда-то, в один из пасмурных дней – закончится. Опустятся флаги. Надувая щёки, вскинув подбородки вверх, протрубят в последний раз горнисты. Пройдут маршем по брусчатке человеческие полки. Матери уронят слезинки, вытирая глаза узорчатыми платочками. С космодрома развернётся рой серебристых звездолётов. Они, сделав прощальный кружок вокруг кругленькой Земли, исчезнут в чёрном как сажа космосе, чтобы там за много миллиардов парсеков найти новый дом для людей.

И какими мы будем тогда, интересно? Сколько останется в нас живой материи по сравнению с искусственной? Будем мы любить, радоваться, восхищаться или эмоции и чувства в нас просто исчезнут за ненужностью, как пережиток прошлых поколений?

Всей жизнью на Земле станут управлять алгоритмы и компьютерная логика, в конечном итоге сведённая только к двум значениям – нуля и единицы. Исчезнут взятки, ссоры, разводы и прочие негативные стороны жизни людей. Мы превратимся в правильных, строгих и подтянутых роботов, для которых ошибка по жизни будет считаться чрезвычайным сбоем в системе, а не обычным регулярно происходящим явлением.

Нет, не хочется туда. Хочется сюда и ещё подальше и поглубже. Окунуться с головой в миниатюрный мир уюта и спокойствия – туда, где в человеке скрывается человеческое. Где формулы не работают и в их замысловатых конструкциях может разобраться только Всевышний и то, наверное, с трудом. В этом мире деревянные разукрашенные домики кажутся притихшими и такими родными.

«Тс-с… Не шумите. Вы слышите, как скрипят половицы? Это к окну бодрой походкой подходит бабушка».

Она подвигает стул и садится рядом с окном. Возле него лучше видно. Берёт иголку с ниткой и начинает штопать маленькую дырочку на рубашке. Зачем пускать на тряпки почти новую вещь? Подумаешь, ну, зацепился ребёнок за гвоздь, починим, будет практически незаметно.

Через открытое окно дует приятный тёплый ветерок. Зелёные островки во дворе неспешно колышутся, приветствуя бегущую речку, которая выписывает игривые повороты. Журчит вода. Где-то вдалеке слышна мелодия. Она напоминает нам о далёком детстве.

«Не шумите, ещё тише-тише. Не нужно слов, давайте просто помолчим…»

И мы умолкаем, задумываемся, уходим в себя, погружаясь в иное измерение, где время и координаты не являются однозначными критериями нашего нахождения в мироздании.

– Пора ужинать, – раздаётся ласковый голос бабушки. Она зовёт меня домой.

А как не хочется отрываться от футбола! Мяч, ударяясь о землю, подпрыгивает выше моей головы. Он тоже не хочет прерывать игру. Повиснув в воздухе, кожаный шар на миг замирает, будто бы превратившись во второе солнце.

Я ловлю момент и нажимаю стоп-кадр. Всё, снято. Теперь память ни за что не потеряет снимок, краски на котором поблекнут с годами, но ощущение счастья, испытываемого в те секунды, останется со мной навсегда.

«Бац!» – звонко опустился мячик, а это значит, время опять побежало, набирая ход. Я захожу домой.

– Помой руки и за стол, – строго говорит бабушка. Но в её голосе абсолютно не чувствуется властности и сердитости. Так она разговаривает всегда. К ней надо просто привыкнуть.

Сегодня у нас на обед пельменный суп с пирожками. Папа сейчас на работе, поэтому я сажусь на его место.

– Бабушка, а можно мне деревянную ложку? Хочется попробовать, как ели в старину…

– Хорошо, внучек, возьми, – отвечает она.

На столе появляется ложка с чёрной блестящей ручкой, разукрашенная красно-синими цветами. С её помощью пельмешки, скользнув по тарелке, прямиком попадают в деревянную люльку, а затем исчезают в моем желудке. Аппетит после игры зверский. Через несколько минут я съедаю всё. Насытившись, я развернулся, продолжив разговор:

– Бабушка, а ты действительно живьём видела Крупскую, жену Ленина?

– Да, внучек, я была на первом слёте пионеров в Москве, и там была Надежда Константинова.

За столом появляются красные галстуки, звонкие барабаны, детишки с горящими глазами, с поднятыми перед собой и согнутыми в локте правыми руками.

– Салют тебе, человек из будущего, передаём тебе пламенный пионерский привет, – обращаются они ко мне оттуда, из начала девятнадцатого века.

«Там-тарарам, там-тарарам», – под барабанную дробь проходит строем молодая поросль, опьянённая идеей строительства коммунизма. Прямо по нашему обеденному столу, едва не цепляя пустую тарелку. Они направляются туда, в тридцать седьмой год и ещё дальше, в сорок первый и сорок пятый, в день Великой Победы. Ряды пионеров существенно поредеют, но «там-тарарам, там-тарарам» в их сердцах останется навсегда. Так говорит моя бабушка, живой пример из того времени, а я ей верю… Верил…

Бог создал Землю за семь дней. И я точно знаю, о чём он думал, когда творил им же самим нафантазированное межгалактическое чудо. Всевышний представлял именно такие минуты, когда бабушка и внучек, сидя за столом, ведут неспешную беседу. Черпая разноцветной деревянной ложкой прошлое, два родных человека будут считать, что будущее нисколечко не изменится. Оно останется таким же тёплым и уютным. А может быть, так оно и есть, только мы об этом почему-то не догадываемся.

Под окном чулок старушка
Вяжет в комнатке уютной
И в очки свои большие
Смотрит в угол поминутно.

А в углу кудрявый мальчик
Молча к стенке прислонился;
На лице его забота,
Взгляд на что-то устремился.

«Что сидишь всё дома, внучек?
Шел бы в сад, копал бы грядки
Или кликнул бы сестренку,
Поиграл бы с ней в лошадки.

Кабы силы да здоровье,
И сама бы с вами, детки,
Побрела я на лужайку;
Дни такие стали редки.

Уж трава желтеет в поле,
Листья падают сухие;
Скоро птички-щебетуньи
Улетят в края чужие!

Присмирел ты что-то, Ваня,
Всё стоишь сложивши ручки;
Посмотри, как светит солнце,
Ни одной на небе тучки!

Что за тишь! Не клонит ветер
Ни былинки, ни цветочка.
Не дождешься ты такого
Благодатного денечка!»

Подошел к старушке внучек
И головкою курчавой
К ней припал; глаза большие
На нее глядят лукаво…

«Знать, гостинцу захотелось?
Винных ягод, винограда?
Ну поди возьми в комоде».
— «Нет, гостинца мне не надо!»

— «Уж чего-нибудь да хочешь…
Или, может, напроказил?
Может, сам, когда спала я,
Ты в комод без спросу лазил?

Может, вытащил закладку
Ты из святцев для потехи?
Ну постой же… За проказы
Будет внучку на орехи!»

— «Нет, в комод я твой не лазил;
Не таскал твоей закладки».
— «Так, пожалуй, не задул ли
Перед образом лампадки?»

— «Нет, бабуся, не шалил я;
А вчера, меня целуя,
Ты сказала: «Будешь умник —
Всё тогда тебе куплю я…»»

— «Ишь ведь память-то какая!
Что ж купить тебе? Лошадку?
Оловянную посуду
Или грабли да лопатку?»

— «Нет! уж ты мне покупала
И лошадку, и посуду.
Сумку мне купи, бабуся,
В школу с ней ходить я буду».

— «Ай да Ваня! Хочет в школу,
За букварь да за указку.
Где тебе! Садись-ка лучше,
Расскажу тебе я сказку…»

— «Уж и так мне много сказок
Ты, бабуся, говорила;
Если знаешь, расскажи мне
Лучше то, что вправду было.

Шел вчера я мимо школы.
Сколько там детей, родная!
Как рассказывал учитель,
Долго слушал у окна я.

Слушал я — какие земли
Есть за дальними морями…
Города, леса какие
С злыми, страшными зверями.

Он рассказывал: где жарко,
Где всегда стоят морозы,
Отчего дожди, туманы,
Отчего бывают грозы…

И еще — как люди жили
Прежде нас и чем питались;
Как они не знали бога
И болванам поклонялись.

Рисовали тоже дети,
Много я глядел тетрадок, —
Кто глаза, кто нос выводит,
А кто домик да лошадок.

А как кончилось ученье,
Стали хором петь. В окошко
И меня втащил учитель,
Говорит: «Пой с нами, крошка!

Да проси, чтоб присылали
В школу к нам тебя родные,
Все вы скажете спасибо
Ей, как будете большие».

Отпусти меня! Бабусю
Я за это расцелую
И каких тебе картинок
Распрекрасных нарисую!»

И впились в лицо старушки
Глазки бойкие ребенка;
И морщинистую шею
Обвила его ручонка.

На глазах старушки слезы:
«Это божие внушенье!
Будь по-твоему, голубчик,
Знаю я, что свет — ученье.

Бегай в школу, Ваня; только
Спеси там не набирайся;
Как обучишься наукам,
Темным людом не гнушайся!»

Чуть со стула резвый мальчик
Не стащил ее. Пустился
Вон из комнаты, и мигом
Уж в саду он очутился.

И уж русая головка
В темной зелени мелькает…
А старушка то смеется,
То слезинку утирает.

Анализ стихотворения «Бабушка и внучек» Плещеева

Поэзия — это мироощущение поэта, переживания и мораль, которая выражается в стихотворении. Алексей Николаевич Плещеев — русский писатель, поэт и переводчик, в 1878 году издал стихотворение с названием «Бабушка и внучек», в котором четко отражена мораль стремления молодого поколения к знаниям. Детям данное стихотворение повествует о том, насколько может быть увлекательно учение, а взрослым говорит о том, что необходимо поощрять стремление детей к знаниям.

В начале произведения перед читателем предстает старенькая бабушка, которая вяжет чулок. Бабушка обращает свое внимание на угол, где сидит внучек, а «на лице его забота». Не узнавая причину задумчивости внука, бабушка предлагает ему пойти в сад покопать грядки или поиграть с сестренкой в лошадки. Бабушка говорит внучку, что «дни такие стали редки» и близится осень.

Внука не прельщает идея пойти гулять или играть с сестренкой. Подойдя к бабушке, он склоняется на нее своей курчавой головкой и смотрит на нее большими взглядом. Бабушка догадывается, что мальчику что-то нужно: гостинец или угощенье. Мальчик отвечает отрицательно. Тогда бабушка спрашивает внука, не напроказил ли тот:

  • тайком лазил в комод;
  • таскал закладки;
  • для потехи задул свечу лампадки.

Но и в этот раз бабушка не угадывает душевных тревог внука. Чтобы хоть как-то развеселить внука, бабушка обещает накупить ему разных игрушек. Ответ внука поражает бабушку. Он говорит, что «сумку мне купи, бабуся, в школу с ней ходить я буду». Бабушка дивится странному желанию мальчика и предлагает рассказать ему сказку для потехи, но внука не интересуют выдумки.

Мальчик делится впечатлениями о школе, мимо которой он случайно проходил. Через окно он слушал учителя, который рассказывал:

  • «какие земли есть за дальними морями…»;
  • «где жарко, где всегда стоят морозы, отчего дожди, туманы, отчего бывают грозы…»;
  • «как люди жили прежде нас и чем питались».

Мальчик видел, как другие детки в классе писали и рисовали в тетрадках, а после уроков пели хором. Мальчик рассказал бабушке, что учитель заметил его и пригласил спеть вместе с другими детками. Учитель поощрил интерес мальчика к знаниям и сказал чтобы его отправили в школу.

Бабушка выслушав рассказ мальчика прослезилась. Она знала что ученье — это свет, поэтому разрешила внуку «бегать» в школу. Обрадованный мальчик, мигом выбежал в сад, от радости чуть не стащив бабушку со стула.

А.Н. Плещеев показал в своем стихотворении насколько дети могут быть впечатлены знаниями. Взрослые должны с пониманием относиться к учебе и получению знаний детьми, поэтому необходимо поощрять стремления детей к учебе.

  • Плечо подруги рассказ на дзен
  • Плетеный забор как пишется
  • Плетеный частокол как пишется
  • Плетеный на станке как пишется
  • Плетение сказки о любви дорама