Тема :
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
продолжить работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», анализировать сказку, и учиться давать характеристику её героям.
Цель урока:
Михайловское
«…Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — писал Александр Сергеевич брату Льву в ноябре 1824 года.
Музей-заповедник «Михайловское»
Здесь Пушкин со слов своей няни Арины Родионовны записал несколько сказочных сюжетов. Один из них и стал основой «Сказки о царе Салтане…».
Игра «Это правда, это неправда».
Царице и ее сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон.
(Это неправда. Указ.)
Бочку с сыном и матерью вынесла на берег волна.
Дядька Черномор помог выбраться из бочки Гвидону.
( Это неправда. Гвидон сам выбрался из бочки)
Над лебедью носился в море орел.
( Это неправда. Коршун)
Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян.
(Это неправда. Буян.)
Гвидон сам построил город на острове.
(Это неправда. Лебедь сделала ему подарок.)
Гвидон трижды летал к царю Салтану .
Читая любое произведение, мы не только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним из них и испытывать антипатию к другим.
Самостоятельная работа
Какие слова-характеристики можно отнести к царю Салтану, а какие – к князю Гвидону.
1 вариант
2 вариант
заботливый
добрый
справедливый
милосердный
энергичный
пассивный
вспыльчивый
любящий
сильный
гостеприимный
Князь Гвидон
Царь Салтан
Проверим работу
добрый справедливый милосердный
пассивный вспыльчивый любящий
гостеприимный
заботливый добрый справедливый
энергичный любящий сильный
гостеприимный
Что объединяет отца и сына?
доброта, любовь, гостеприимство.
Каковы основные отличительные особенности характеров героев?
Царь пассивный, а сын его активный
Какой герой вам нравится больше? А автору?
Кем приходились повариха и ткачиха Гвидону?
А сватья баба Бабариха?
Назовите всех герое сказки
князь Гвидон
повариха
коршун
царь Салтан
ткачиха
гонцы
царевна Лебедь
корабельщики
Бабариха
царица
Самостоятельная работа
гонцы
царь Салтан
коршун
ткачиха
Бабариха
царевна Лебедь
корабельщики
царица
князь Гвидон
повариха
Проверим работу
положительные
отрицательные
нейтральные
царь Салтан
князь Гвидон
царица
царевна Лебедь
ткачиха
повариха
Бабариха
коршун
гонцы
корабельщики
Зачем автор создает положительных и отрицательных героев?
Поступки, которые совершают положительные и отрицательные герои помогают разобраться в том, что такое добро, а что на самом деле зло.
Игра «Угадайка»
злость, зависть, обман
смелость, уважительность, бескорыстие
ловкость
доброта, любовь, сострадание
милосердие
пассивность
вспыльчивость
материнство
любовь
забота
Работа в группах
К какому герою из сказки можно отнести пословицу
1ряд
1. Где гнев, там и милость.
2. Долг платежом красен.
3.Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
4. Повинную голову и меч не сечёт.
5. Что посеешь, то и пожнёшь.
6. Шила в мешке не утаишь.
2ряд
3ряд
По горизонтали:
5.Как называют писателя, который пишет сказки?
По вертикали:
1.Кто такой И. Билибин?
2.Одна из отрицательных героинь сказки.
3.Как называется начало сказки?
4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.
1
2
5
3
4
По горизонтали:
5.Как называют писателя, который пишет сказки?
По вертикали:
1.Кто такой И. Билибин?
2.Одна из отрицательных героинь сказки.
3.Как называется начало сказки?
4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.
1
2
3
4
и
ч
к
о
с
а
з
н
По горизонтали:
5.Как называют писателя, который пишет сказки?
По вертикали:
1.Кто такой И. Билибин?
2.Одна из отрицательных героинь сказки.
3.Как называется начало сказки?
4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.
и
л
л
ю
с
2
к
т
а
р
з
а
3
о
т
ч
4
о
р
н
и
к
По горизонтали:
5.Как называют писателя, который пишет сказки?
По вертикали:
1.Кто такой И. Билибин?
2.Одна из отрицательных героинь сказки.
3.Как называется начало сказки?
4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.
и
л
л
ю
т
с
т
к
к
р
а
а
3
ч
з
о
и
т
ч
х
4
о
р
н
а
и
к
По горизонтали:
5.Как называют писателя, который пишет сказки?
По вертикали:
1.Кто такой И. Билибин?
2.Одна из отрицательных героинь сказки.
3.Как называется начало сказки?
4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.
и
л
л
ю
т
с
т
к
к
р
а
а
з
з
ч
т
и
о
а
4
х
о
ч
и
н
р
а
н
и
к
По горизонтали:
5.Как называют писателя, который пишет сказки?
По вертикали:
1.Кто такой И. Билибин?
2.Одна из отрицательных героинь сказки.
3.Как называется начало сказки?
4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.
и
л
л
ю
т
с
т
к
к
р
а
а
з
з
ч
а
и
т
о
х
г
о
ч
н
р
и
в
а
н
и
к
д
о
н
Домашнее задание
1.Выучить понравившийся отрывок из сказки А. С. Пушкина наизусть.
2. Нарисовать иллюстрацию
3. творческое задание.
Подумайте, как бы могла закончиться сказка, будь герои другими по характеру? Можно изменить характер только одного героя.
Литературное чтение. 3 класс
Тема: А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»
( пролог к поэме «Руслан и Людмила» )
Учитель: Рыжова Елена Вячеславовна
Материал. А.С.Пушкин. Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»
«У лукоморья дуб зелёный…»
Литература. Учебник «Литературное чтение 3 класс»
Тетрадь по литературному чтению №1.
Сказки А.С.Пушкина
Цель:
Познакомить с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила»
«У лукоморья дуб зелёный…»
Задачи:
- Учить видеть фольклорные истоки пушкинских сказок.
- Формировать умение работать со стихотворным произведением.
- Обогащать читательский опыт детей.
- Расширять круг детского чтения по произведениям А.С.Пушкина.
- Формировать читательские умения, используя такие виды работы:
а) аналитическое чтение
б) выборочное чтение
в) поисковое чтение
- Познакомить с литературоведческими понятиями: поэма, пролог.
- Побуждать интерес к произведениям А.С.Пушкина.
- Учить выразительному чтению.
- Учить работать в исследовательских группах
Ход урока.
- Организационный этап.
- Мотивация учебной деятельности учащихся.
Выявление читательского опыта.
Вспомните и перечислите все литер. жанры, которые мы изучили в этом году.
Какие из них относятся к фольклору?
- Постановка учебной задачи.
Когда я шла сегодня на урок, то думала о том, какие вы счастливые. Вас сегодня ждёт встреча с замечательным человеком, удивительным поэтом. Вы сегодня будете и слушателями, и исследователями, и читателями.
- Актуализация знаний.
1) Посмотрите на этот портрет. Вы узнали поэта?
— Кто из вас знает, где и когда родился А.С.Пушкин?
Это портрет П. кисти художника Кипренского. Кипренский изобразил П. в чёрном сюртуке с пледом, перекинутым через плечо. На шее, вместо привычного нам галстука, мы видим шейный платок. Так было модно в 19 веке.
Смотрю на пушкинский портрет,
Мой взгляд скользит сквозь толщу лет…
О чём задумался, поэзии кумир:
Проникнуть бы в его душевный мир…
Витают мысли над кудрявой головой.
Он что-то шепчет Музе,
Рифм рождая строй.
Посмотрите, какое одухотворённое лицо. Глаза устремлены вдаль. Губы слегка приоткрыты, словно бы он что-то шепчет. А может быть, сейчас и рождаются строки нашего стихотворения.
2) Работа с учебником.
Прочитайте 1 абзац вводной статьи.
Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью и меткостью русского языка.
— У кого он этому учился? Кто рассказывал сказки будущему поэту?
- Послушайте отрывок из статьи «Сказки Пушкина» К.Паустовского.
— Чьи сказки слушал с раннего детства А.С.Пушкин?
Именно нянины сказки легли в основу пушкинских поэтических сказок.
К сожалению не сохранилось ни одного портрета Арины Радионовны. Но в стихотворениях П. она предстаёт перед нами, как живая:
Мастерица ведь была
И откуда что брала!
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы, былины
Православной старины!..
Слушать, так душе отрадно,
И не пил бы, и не ел,
Всё бы слушал да сидел.
Кто придумал их так ладно?
Ну, что ж, отправляемся смело вперёд,
Нас пушкинских сказок ждёт городок.
- Работа детей в группах.
Сейчас вы 5 мин. будете исследователями. Работать будем в группах. Задания представлены на карточках. Результаты ваших исследований нам пригодятся во время урока.
Гр.№1 Один ученик из 1 гр. напомнит нам жанры пушкинских произведений.
Жанры произведений
А.С.Пушкина
— Расскажите 1 стихотворение Пушкина.
Гр. №2 Какие сказки П. вы знаете?
— Какой ещё не исследован жанр?
— Послушайте первую строку одного из произведений:
«У лукоморья дуб зелёный…»
— Из какого произведения эта строка?
Значит, ещё один жанр пушкинских произведений – это поэма.
— Что такое поэма?
Это определение есть у вас на столах. Вы дома ещё раз его прочитаете и можете использовать этот листок как закладку, пока будем изучать отрывки из поэмы «Руслан и Людмила»
- Первичное усвоение новых знаний.
У Пушкина есть чудесное вступление к поэме, которое называется прологом.
Послушайте его.
— Какие чувства у вас вызвало это произведение?
- Проверка понимания. Работа с текстом.
А сейчас мы будем перечитывать это произведение, вчитываясь, обдумывая, объясняя незнакомые слова.
1) Работа с первой частью пролога.
— Вы будете читать вслух сами первую часть.
— Какой темп и тон выберете?
Это начало Пушкин повторяет из сказки, рассказанной ему Ар. Рад. о царе Салтане: «У моря, у лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, и по цепям ходит кот; вверх идёт – сказки сказывает, вниз идёт – песни поёт»
От этого нянина кота и происходит «кот учёный»
— Почему кот учёный?
В русском фольклоре есть сказочный персонаж кот Баюн
— Какие эпитеты вы увидели в этой строфе?
— Что такое «лукоморье»?
Этот вопрос исследовала 3 группа ребят.
- Дальше следует вторая часть .В ней мы видим целый сказочный мир.
Давайте выясним значение некоторых слов.
Словарная работа.
Как понимаете:
На неведомых дорожках –
Следы невиданных зверей –
Лес и дол видений полны –
О заре –
Витязь –
Брег –
Чредой выходят –
Мимоходом –
Пленяет –
Царевна тужит –
Над златом чахнет –
Когда вы читаете, вы не равнодушны, представляете себе героев, восхищаетесь или удивляетесь, а, может быть, пугаетесь.
3) Выразительное чтение.
Передайте свои чувства при чтении.
( 4 группа )
— Каких сказочных героев вы увидели?
— Где вы встречали бабу Ягу, Кащея Бессмертного, царевну и серого волка?
— Какие русские народные сказки у вас возникают в памяти?
Этот вопрос исследовала 4 группа ребят.
Наверно, и Пушкин слышал эти сказки от Арины Радионовны, а позже сделал героями своих сказок.
— Чем ещё похоже вступление на народную сказку7
Обратите внимание на глаголы. Например: бродит, сидит, стоит, выходят, пленяет и т.д.
— В каком времени стоят глаголы?
Так вот, использование слова «там» и глаголов настоящего времени создают впечатление, что эта сказка «реальна».
Что всё происходит на самом деле.
- Поисковое чтение.
Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится о прекрасных витязях.
Пушкин сюжет для этих строк тоже взял из народной сказки, услышанной им от А.Р.
Она рассказывала так: «Из моря выходят тридцать отроков точь-в-точь равны и голосом, и волосом, и лицом, и ростом; а выходят они из моря только на один час.. Караулит их и гонит обратно в море старик»
— Какую строку Пушкин закончил восклицательным знаком?
— Как вы объясните эти слова?
— С какой интонацией надо читать эту строку?
Прочитайте.
— Каким знаком препинания заканчивается одна картина и начинается другая?
В этом месте надо делать паузу.
- Прочитайте концовку пролога.
— Какую концовку из других сказок она вам напоминает?
— Какие сказки часто так заканчиваются?
Приведите пример.
— Какие слова автора говорят о том, что всё, о чём было рассказано «правда»?
- Первичное закрепление.
Если бы вы были художниками, какие иллюстрации нарисовали бы?
Давайте посмотрим, близки ли окажутся вашим представлениям картины, нарисованные художниками-мультипликаторами? Обратите внимание на музыкальное сопровождение. Вы услышите музыку Глинки к опере «Руслан и Людмила»
- Рефлексия.
Как грамотно назвать изученное произведение? Дополните предложение словом.
…………… к поэме «Руслан и Людмила».
— Что такое пролог?
— Какое настроение у вас в конце урока?
- Домашнее задание.
Выучить пролог наизусть. Какие интонации будете использовать?
Материалы к уроку.
Задание для 1 группы.
Вспомни и расскажи одно стихотворение А.С.Пушкина.
Задание для 2 группы.
Какие сказки Пушкина вы знаете?
1.______________________________________________________
2. _____________________________________________________
3.______________________________________________________
4. ______________________________________________________
5.______________________________________________________
6. _____________________________________________________
Найди сказки Пушкина.
Задание для 3 группы.
Что такое «Лукоморье»?
Воспользуйся дополнительной литературой.
Построй ответ:
- На какой вопрос надо ответить?
- Какой дополнительной литературой вы воспользовались?
- Прочитай самое интересное из данной статьи.
Задание для 4 группы.
Вспомни и запиши русские народные сказки, персонажами которых являются:
Баба Яга ____________________________________________________________________________________________________________________
Кащей Бессмертный ____________________________________________________________________________________________________________________
Царевна ___________________________________________________________________________________________________________________
Серый волк ____________________________________________________________________________________________________________________
Стриминговый сервис more.tv выпустил в ноябре сериал «Сказки Пушкина. Для взрослых». Провокационный проект из шести серий «осовремененных» произведений классика посмотрела обозреватель RFI.
Те, кого возмущает сам факт переделки произведения «нашего всего», пусть успокоятся. Бог, как известно, поругаем не бывает. Пушкин, разумеется, тоже. Поэтому сентенции типа «как они могли?!» и «пусть сами пишут, а потом снимают» — из разряда шумного празднословия. Так что пройдем мимо и не задержимся.
Идеолог, или, как теперь принято выражаться, шоураннер сериала — журналист Михаил Зыгарь до этого написал несколько книг, некоторым книги понравились, и Зыгарь решил, что пора замахнуться на большее. А тут как раз и Александр Сергеевич вспомнился со своей «Золотой рыбкой» и ненасытной старухой, которая замахивалась, замахивалась и дозамахивалась. Не испугавшись (или не увидев) параллелей, бывший журналист ввергся в пучину шоураннерства, «и сия пучина поглотила его целиком». Шесть серий одна за другой осовремененных сказок Пушкина стреляют раз в неделю прямой наводкой с онлайн-платформы more.tv. У орудий — более десятка продюсеров, среди них Жора Крыжовников, Вячеслав Муругов и сам Зыгарь. Реализуют идеи сценаристы Женя Беркович, Андрей Золотарев, Денис Уточкин, Евгения Хрипкова и режиссеры Ксения Зуева, Наталья Кудряшова, Оксана Карас и Слава Синица.
Проще всего обвинить критиков в ретроградстве и замшелом консерватизме. «Ага — вы против современной трактовки, вам претит все новое и смелое!» О да — мы ведь никогда не видели современных постановок Шекспира, Мольера или — упаси бог — Пушкина с Гоголем! Мы не радовались «Борису Годунову» Владимира Мирзоева и не удивлялись точности «Мертвых душ» Григория Константинопольского. Мы замахнулись на святое — на право автора на самовыражение. На свободу шоураннера.
Что делают авторы? Да ничего непозволительного — просто берут пушкинский сюжет, его драматургический костяк, освобождают от всего ненужного (в данном случае — от Пушкина) и наряжают в собственную фантазию. Например, в случае со «Сказкой о рыбаке и рыбке» мы имеем серию «Рыбка», в которой в качестве исполнительницы желаний — московская теленачальница (Ингеборга Дапкунайте), в качестве рыбака — южный альфонс (Павел Попов), промышляющий соблазнением и грабежом богатых путешественниц в своем южном приморском городке, а в роли старухи (Дарья Жовнер) — его возлюбленная, требующая и требующая от «старика» все больше и больше радостей. «Рыбка» уже и в Москву перетащила эту парочку, и на телевидение «старуху» устроила, а той все мало. В результате, правда, страдает почему-то только «рыбак».
В «Царевне» та же Дарья Жовнер (тут, в отличие от «Рыбки», она очень хороша) — содержанка у богатого папика, инстаблогерша по вопросам красоты и здоровья, царевна (Полина Гухман) — дочка папика, а королевич Елисей — тоже Елисей, но знаменитый рэпер.
В третьей сказке — «Балда» — генерал МВД (Андрей Смоляков) нанимает молодого Балду (Даниил Чуп) с сомнительным прошлым — то ли киллера, то ли росгвардейца — личным телохранителем. Понятное дело, генерал оказывается в полном проигрыше и в тюрьме, а Балда — и вовсе фантомом. Надавав генералу по физиономии, как было оговорено заранее, Балда растворяется в воздухе, явив напоследок ту силу «что вечно хочет зла, но совершает благо».
Ну и что? — скажет кто-то (наверняка, этими «кто-то» будут авторы). Дескать, почему другим можно, а нам нельзя? Да не переживайте, ребята, вам тоже можно. Только почему-то все время в голове вертится фамилия «Набоков». Набоков… Набоков… К чему бы? Ах, ну конечно — это ведь Набоков дал лучшее определение пошлости: «У русских есть, вернее, было специальное название для самодовольного величественного мещанства — пошлость. Пошлость — это не только явная, неприкрытая бездарность, но главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность. … Все подлинное, честное, прекрасное не может быть пошлым».
Когда Рыбка с Рыбаком натужно занимаются сексом — это пошлость. Пошлость и вульгарность — не одно и то же. Вульгарность может быть необычайно привлекательной, она даже может быть умышленным художественным приемом, в отличие от пошлости. В сексе, даже публичном, экранном, нет пошлости, если он не происходит под девизом «А давайте мы вам сейчас покажем неожиданное — например, голую Дапкунайте».
И пушкинский поп может легко стать генералом МВД (а про попа РПЦ запретила?), а Балда — отморозком с оружием, но если это для того, чтобы выглядеть смелыми и современными — то это хрестоматийная пошлость и есть, как любой замысел без мысли. Гении чистой пустоты.
Авторы сериала страшно стараются, просто буквально слышно, как они сопят, кряхтят и тужатся от усилия показаться оригинальными и современно мыслящими. Вообще-то достаточно было прочитать интервью Зыгаря одному глянцевому журналу, где он говорит, что их новелла «Балда» снята «на стыке Балабанова и Дэвида Линча», чтобы в страхе бежать подальше от всей этой затеи. Но мужества нам не занимать, поэтому смотрим дальше. Чем больше авторы стараются — тем огорчительнее результат. Пушкин исключительно прост, и кажется, что добавить ему новых смыслов ничего не стОит. А Пушкин-то обманчиво прост, и только культурная дремучесть, подпираемая необходимым нахальством, позволяет этого не заметить. Его «простые» произведения так начинены смыслами, что пытаться добавить что-то свое можно только имея в голове грандиозный замысел.
Переносить произведение в современность, объясняя это желанием сделать произведение ближе к сегодняшнему зрителю, означает объявить зрителю, что он дебил. Неясно только, зачем тратить деньги, время, усилия, зачем отвлекать хороших актеров, если можно просто снять видеоселфи: «Дорогие зрители! Вы дебилы. С вами были Зыгарь, Крыжовников и компания».
Викторина по русской литературе «Знатоки Пушкина»
(для обучающихся 6 классов)
Цель:
1.Прививать стойкий интерес к изучению творчества А.С. Пушкина.
2.Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.
3.Воспитывать командный дух, чувство коллективизма учащихся во время соревнования.
Оформление: рисунки детей по сказкам Пушкина; иллюстрации художников к сказкам Пушкина; выставка книг (сказок) Пушкина.
1. Конкурс «Знатоки биографии А.С.Пушкина»
Давайте вместе с вами вспомним некоторые факты из его биографии:
1. В каком веке творил А. С. Пушкин? (19 )
2. Название романа А.С. Пушкина? (? (« Дубровский»)
3. В каком городе родился Пушкин? (в Москве)
4. Как звали супругу А.С. Пушкина? ( Наталья Николаевна Гончарова)
5. В какой школе учился А. С. Пушкин? (в Царскосельском лицее)
6. Были ли у Пушкина братья и сестры? (сестра Ольга и брат Лев)
7. К кому обращался Пушкин с такими словами: «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя» ?…(к няне Арине Родионовне Яковлевой)
8. Как звали французского посла, с которым состоялась дуэль А.С. Пушкина? ( Дантес )
9. Сколько детей было у А.С.Пушкина? (Четверо)
10. От чего умер Пушкин (погиб на дуэли)
2. Конкурс «Из какой сказки эти предметы?»
1.Невод. «Сказка о рыбаке и рыбки»
2.Бочка. «Сказка о царе Салтане.»
3.Орешки.«Сказка о царе Салтане.»
4.Зеркальце. «Сказка о мёртвой царевне.»
5.Петушок. «Золотой петушок»
6.Палка «Сказка о попе и работнике Балде.»
3. Конкурс . « Кто больше?»
— Сколько сказок написал А.С.Пушкин?
— Назовите сказки и другие произведения.( Выигрывает команда, которая назовет больше произведений)
«Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Руслан и Людмила»,
«Сказка о золотом петушке»,
«Сказка о мёртвой царевне о семи богатырях»,
«Сказка о царе Салтане…»,
«Сказка о попе и его работнике Балде» и др.
4. Конкурс «Узнай сказку по следующим словам»
1. Путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой царевне».)
2. Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
3. Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание. («Cказка о попе и о работнике его Балде».)
4. Рать, воеводы, царь, мудрец, шатер, шамаханская царица, звездочет, петушок. («Сказка о золотом петушке».)
5. Конкурс «Любимый Дубровский» О ком А.С. Пушкин пишет:
-
« В домашнем быту он выказывал все пороки человека необразованного. Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он 2 раза в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе» (Кирила Петрович Троекуров)
-
«Он с расстроенным состоянием принуждён был выйти в отставку и поселиться в деревне» (отец Владимира Дубровского Андрей Гаврилович)
-
«Он воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию» (Владимир Дубровский)
-
«Человек прижался в угол; топор блестел у него в руках. Он сказал Владимиру: «Эк они храпят окаянные, всех бы разом, так и концы в воду» (Архип-кузнец)
-
«В это время больной сидел в спальной у окна. Он узнал Кирила Петровича, и ужасное смятение изобразилось на лице его: багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки» (Андрей Гаврилович Дубровский, отец Владимира)
-
«Огромная библиотека, составленная большей частью из сочинений французских писателей 18 века, была отдана ей в распоряжение» (Маша Троекурова)
-
«Ему было около 50 лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положили на нём свою неизгладимую печать» (князь Верейский)
«Кто кому?» Кто и кому из героев романа говорит?
1. «Псарня чудная, вряд ли людям вашим житьё такое ж, как вашим собакам» (Андрей Гаврилович Дубровский – Кирилу Петровичу Троекурову)
2. «Чему смеётесь, бесенята. Бога вы не боитесь, божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь. (Архип-кузнец – мальчишкам)
3.«Я не трону его, воля ваша для меня священна. Вам обязан он жизнию. Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше» (Владимир Дубровский — Маше Троекуровой)
4. «Я пришёл узнать, не надобно ли вам чего-нибудь. Папенька сердит и запретил всему дому вас слушаться, но велите мне сделать, что вам угодно, и я для вас всё сделаю»
(Саша Троекуров – Маше)
5. «Я согласилась, я дала клятву… Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты… Но теперь поздно».
(Маша – Владимиру Дубровскому)
6.«Вы разбогатели под моим началом, каждый из вас имеет паспорт, с которым можно провести остальную жизнь в честных трудах. Но вы, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло».
( Владимир Дубровский – разбойникам)
Конкурс «Знатоки романа» Вопросы на знание содержания романа:
1.Любимое занятие Андрея Дубровского? (охота)
2. Сколько гончих и борзых собак жило у Троекурова? (50)
3. С какого возраста Владимир Дубровский жил вдали от отца? (с 8 лет)
4. Как Троекуров наказал дочь, грозившую ему Дубровским?
(запер её)
5. Почему шайка разбойников не мстила Троекурову?
(Её главарь влюбился в дочь Троекурова)
6. В каком городе учился Владимир Дубровский?
(в Петербурге)
7. Кто раскрыл тайну Дефоржа-Дубровского Троекурову?(Спицын)
8. Назовите героя, который достал кольцо Маши из дупла дуба(Митя)
9. Назовите героя, который поджёг дом с находящимися в нём приказными, но полез в огонь спасать кошку (Архип-кузнец)
6. Конкурс для зрителей «Узнайте героев романа по описанию» ( Зрители отдают балл команде, за которую болеют )
1) «…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке». (Андрей Гаврилович Дубровский)
2) Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста» (Владимир Дубровский)
3) «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем…» (Владимир Дубровский)
4) Этот герой «…выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». «Надменный… с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно»? (Троекуров)
5) Маленький человечек в кожаном картузе и фризовой шинели вышел из телеги. О каком герое идёт речь? (заседатель Шабашкин)
6) Кто в доме Троекурова между всеми отличался, танцевал более всех, все барышни выбирали его и находили, что с ним легко вальсировать. (Дефорж)
7) Фамилия Антона Пафнутьевича, который из-за страха перед Дубровским решил переночевать в комнате француза и был им же ограблен. (Спицын).
7. Конкурс стихотворений «Начинай-продолжай»
1.Вечор,ты помнишь ,вьюга злилась…….
На мутном небе мгла носилась.
2. Мой первый друг,мой друг бесценный!………
И я судьбу благословил.
3. Под голубыми небесами,великолепными коврами………
Блестя на солнце, снег лежит.
4. Клюет , и бросает,и смотрит в окно……….
Как будто со мною задумал одно.
4. Буря мглою небо кроет,………
Вихри снежные крутя…..
5. Подруга дней моих суровых,……
Голубка дряхлая моя.
6. Мой грустный товарищ, махая крылом …….
Кровавую пищу клюет под окном.
7.Луна, как бледное пятно,………..
Сквозь тучи мрачные желтела
8.Там чудеса: там леший бродит,………
Русалка на ветвях сидит.
9. Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
10. “Ветер, ветер! Ты могуч,……………
Ты гоняешь стаи туч
8. Конкурс «Творческие задания»
-
Представьте, что вы работаете в полиции, и вы должны составить описание внешности Владимира Дубровского, по которому его будут разыскивать.
-
Загадайте команде противников с помощью жестов и мимики эпизод из романа «Дубровский». ( Дубровский подпалил имение в Кистеневке)
-
Нарисовать Троекурова.
-
Нарисовать А.С. Пушкина Владимира Дубровского.
9.Конкурс « Пантомима»
Показать с помощью жестов и мимики
Старик закидывает невод | Кот ходит по цепи | Царица обращается к зеркальцу |
Царевна засыпает от отравленного яблока | Старуха осталась у разбитого корыта | Няня А.С. Пушкина Арина Родионовна |
Царевич Елисей обращается к ветру | Русалка на ветвях | Дуэль Пушкина и Дантеса |
Дубровский убивает медведя | Дубровский дарит Маше кольцо | Дубровский старший в гневе на суде |
Семеро богатырей | Хрустальный гроб | Золотая рыбка |
А теперь подведем итоги викторины и назовем лучших знатоков А. С. Пушкина.
Подведение итогов викторины и награждение победителей.
Краткий анализ стихотворения «У лукоморья дуб…» по плану
Стихотворение Пушкина «У лукоморья дуб зеленый» настолько знакомо и любимо читателями, что уже давно воспринимается как самостоятельное, вполне законченное произведение. Но на самом деле это не так.
Известные каждому русскому человеку строчки являются вступлением к гениальной поэме «Руслан и Людмила».
Они были написаны Александром Сергеевичем в период между 1824 и 1825 годами, когда автор находился в Южной ссылке, а может быть, уже после нее, в Михайловском. Проблема в том, что точная дата неизвестна.
Однако многие исследователи справедливо полагают, что волшебные образы неведомого лукоморья навеяли Пушкину удивительные сказки его няни Арины Родионовны.
Возможно, впечатления сохранились еще с детства, а возможно, всплыли во время ссылки в Михайловском, где старушка жила вместе со своим воспитанником.
Вечерами она рассказывала уже повзрослевшему Саше народные сказки. Наверное, заново очарованный живыми образами, рожденными русской фантазией, Пушкин создал свой волшебный мир с ученым котом, зеленым дубом и всеми существами, топчущими «неведомые дорожки».
2. Литературное направление
Произведение относится, безусловно, к романтизму.
3. Род
По роду это фантастическая сюжетная лирика.
4. Жанр
Жанр определяется как литературная сказка, вступление к поэме.
5. Проблематика
Произведение практически не затрагивает никаких проблем.
Оно является объединяющим для всех литературных сказок, написанных Пушкиным, потому что в тексте встречаются герои, которые будут действовать в других произведениях, а не в поэме. Например, «тридцать витязей прекрасных».
6. Тематика
Тематика сказочная, волшебная. Читая «Лукоморье», мы радостно узнаем знакомые персонажи, настраиваемся на удивительную, наполненную чудесами историю.
Это как преддверие, за которым начинается сказка. Пушкин, сохраняя волшебство, не затрагивает практически никаких сложных тем, а просто описывает удивительный мир лукоморья.
7. Идея
Пушкин написал свое знаменитое вступление к «Руслану и Людмиле», чтобы заинтриговать читателя, подготовить его к волшебному повествованию, которое вот-вот начнется.
В этом смысле, «У лукоморья дуб зеленый» можно назвать зачином, характерным для всех русских народных сказок.
8. Пафос
Читая стихотворение, мы испытываем чувство восхищения волшебным миром, открывающимся перед мысленным взором, завораживаемся картиной и неторопливой авторской манерой повествования. Чувствуем интригу, интерес, вовлекаемся в происходящее.
9. Система образов
Текст наполнен волшебными образами, знакомыми каждому из нас еще с детства.
- леший,
- русалка,
- Кощей Бессмертный,
- баба Яга с избушкой на курьих ножках,
- колдун,
- богатырь,
- морские витязи,
- царевна с бурым волком.
Одним словом, лукоморье наполнено сказочными существами, которые бродят по «неведомым дорожкам» и оставляют свои следы.
Система образов сложная, яркая, оригинальная. Все они находятся во взаимодействии друг с другом, потому что живут в одном волшебном мире.
Причем, большинство образов не придумано Пушкиным, а взято из многочисленных фольклорных сказок. Мы встречаемся с этими существами, как со старыми знакомыми, моментально вспоминая их и сюжеты, связанные с ними.
Но самое удивительное – концовка произведения. В центр сказочного повествования автор помещает себя, вернее свою художественную проекцию, или лирического героя.
Оказывается, она сам там был, отобедал, посидел под знаменитым зеленым дубом и даже послушал ученого кота. Одну его историю запомнил, записал и теперь являет на суд читателя.
Таким образом, волшебство проникает в реальную жизнь, становится настоящим – прием, характерный романтическим произведениям.
10. Центральные персонажи
Небольшой текст «Лукоморья» изобилует сказочными персонажами. Все они введены в произведение, чтобы подготовить читателя к основному повествованию, которое, конечно же, окажется не менее волшебным, интересным и удивительным.
Однако особенно хотелось бы выделить ученого кота. Он становится не просто персонажем, а активным действующим лицом.
Ведь именно этот волшебный зверь рассказал сказку лирическому герою. Следовательно, «Руслан и Людмила» – текст, пришедший прямо из лукоморья. Это одна из историй ученого кота.
Вот такую поразительную легенду создает Пушкин, еще больше интригуя читателя.
11. Лирический герой
Лирический герой – проекция авторского «я», художественный образ поэта.
Он каким-то невероятным образом попал в сказочный мир лукоморья и услышал сказку ученого кота, перенесенную впоследствии на бумагу.
Развивая эти образы дальше, можно предположить, что волшебное лукоморье – тот дивный мир фольклорных сказок, который открыла своему любимому воспитаннику Арина Родионовна.
А ученый кот – переосмысленный образ няни, некий сказочный двойник человека, от которого Пушкин услышал вдохновившие его волшебные сюжеты.
12. Сюжет
Как такового, четкого сюжета нет.
Весь текст состоит из волшебных зарисовок, благодаря которым автор открывает читателю многообразие сказочных образов и рисует динамичную картину удивительного мира.
13. Композиция
Композиция отрывка — линейная.
Хотя текст и собран из миниатюр, показывающих лукоморье с разных сторон, в нем четко выделяются главные композиционные точки.
Сначала мы видим зачин, или завязку, в данном сказочном тексте это будет почти одно и то же. К ним можно отнести описание лукоморья, дуба и кота, который рассказывает сказки.
Такой картиной автор подготавливает читателя ко всему, что произойдет дальше, настраивает на нужный лад и в то же время предваряет основное действие.
Потом мы видим динамичное развитие сюжета. Перед мысленным взором предстают различные сказочные герои. Удивительно, но все происходит примерно в один момент.
Жизнь в лукоморье кипит, здесь постоянно что-то творится, буквально каждую минуту, причем отнюдь не последовательно, а параллельно:
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет…
Затем автор дает кульминацию, в которой сообщает: «там русский дух… там Русью пахнет!». Эти слова очень важны для понимания всего произведения в целом.
Сказки, по мнению Пушкина, наполнены духом русского народа, хранят душу своего коллективного создателя. Они исконные, глубоко национальные, живые и настоящие. Недаром предложение заканчивается восклицательным знаком, единственным во всем вступлении к «Руслану и Людмиле».
Далее, по законам любой линейной композиции должна следовать развязка, и она наступает:
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Автор сообщает, что он сам побывал в сказочном лукоморье, запомнил одну сказку ученого кота и теперь готов поведать ее всем, кто захочет послушать.
14. Размер, рифма и строфика
Пушкин написал «Лукоморье» четырехстопным ямбом. Именно такой размер делает повествование плавным, напевным – признак, характерный русскому фольклору.
Сначала рифмовка перекрестная по типу АБАБ. Однако в строчках:
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской…
принятый порядок меняется. Первые два стиха зарифмованы парно ВВ, затем идет опоясывающая рифма ГДДГ.
Порядок нарушается и дальше. Анализируем вторую половину стихотворения:
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Первые пять стихов выполнены смешанной рифмой: ЕЖЕЖЖ. Почему Пушкин сделал именно так, непонятно, но некоторые исследователи полагают: подобный прием приближает стихотворный текст к разговорному, делает его более многогранным, необычным.
Далее мы наблюдаем смежные рифмы: ЗЗИИ, ККЛЛ, ММНН.
Последнее четверостишие с опоясывающей рифмовкой: ОППО.
Как видно из этого разбора, текст пушкинского «Лукоморья» насыщен и необычен не только по содержанию, но и по форме.
15. Художественное своеобразие произведения
Язык образен, ярок, точен. Автор использует множество глаголов, создавая постоянно меняющуюся, развивающуюся, многопластовую картину.
Кроме того, текст насыщен старославянской лексикой («златая», «курьи ножки», «брег», «дол», «тужит»), что делает его еще более соответствующим стилю и отсылает в те стародавние времена, когда происходят события.
16. Средства художественной выразительности
В стихотворении много эпитетов: «дуб зеленый», «златая цепь», «кот ученый», «неведомые дорожки», «невиданные звери» и т.д. Благодаря таким красивым, точным определениям, поэт рисует красочную, действительно сказочную картину.
Кроме того, слова «невиданные», «неведанные» подчеркивают автономность удивительного мира, его фантастическую обособленность.
Автор использует прием аллитерации, звуками рисуя плавность, неторопливость развивающегося действия:
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны.
Много инверсий, которые выполняют важную стилистическую функцию. Они приближают литературный текст к фольклорному, делают его более плавным, напевным:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Приведенный отрывок практически соткан из инверсий. Так язык произведения становится более загадочным и глубоким.
17. Значение произведения
«Лукоморье» имеет огромное значение для всей отечественной авторской сказочной литературы.
Это яркий пример волшебного текста, моментально втягивающего в происходящее, интригующего и чарующего одновременно.
18. Актуальность
Произведение остается актуальным до сих пор: люди продолжают читать и любить волшебные сказки, особенно пушкинские.
19. Моё отношение
Мне очень нравится вступление к «Руслану и Людмиле», потому что оно поражает живой сказочной атмосферой, искусно созданной талантом великого русского поэта.
20. Чему учит
Оно учит любви к традициям, языку, фольклору родного народа. Читая это произведение, невольно проникаешься волшебной атмосферой и по-другому начинаешь воспринимать сказочную литературу.
Анализ стихотворения «У лукоморья дуб зеленый» Александра Пушкина
«У лукоморья дуб зеленый…» — строки, знакомые каждому с детства. Волшебный мир пушкинских сказок настолько прочно вошел в нашу жизнь, что воспринимается как неотъемлемая часть русской культуры. Поэма «Руслан и Людмила» была закончена Пушкиным в 1820 г., но вступление он дописал в 1825 г. в Михайловском. За его основу поэт взял присказку Арины Родионовны.
Вступление Пушкина к поэме продолжает древние традиции русского фольклора. Еще древнерусские гусляры начинали свои сказания с обязательной присказки, не имеющей прямого отношения к сюжету. Эта присказка настраивала слушателей на торжественный лад, создавала особую волшебную атмосферу.
Пушкин начинает свою поэму описанием таинственного лукоморья – загадочной местности, где возможны любые чудеса. «Кот ученый» символизирует древнего автора-сказителя, который знает невероятное количество сказок и песен. Лукоморье населено множеством волшебных героев, собравшихся здесь из всех русских сказок. Среди них и второстепенные персонажи (леший, русалка), и «невиданные звери», и пока еще неодушевленная избушка на курьих ножках.
Постепенно перед читателем возникают и более значимые герои. Среди неясных видений появляются могучие «тридцать витязей» во главе с Черномором, символизирующие военную силу русского народа. Главные положительные персонажи (королевич, богатырь, царевна) пока еще безымянны. Они являются собирательными образами, которым предстоит воплотиться в конкретной сказке. Завершают волшебную картину основные отрицательные персонажи – Баба-Яга и Кащей Бессмертный, олицетворяющие зло и несправедливость.
Пушкин подчеркивает, что весь этот волшебный мир имеет национальные корни. Он непосредственно связан с Россией: «там Русью пахнет!». Все происходящие в этом мире события (подвиги, временные победы злодеев и торжество справедливости) являются отражением реальной жизни. Сказки – это не только выдуманные для развлечения истории. Они по своему освещают действительность и помогают человеку различать добро и зло.
В финале присказки Пушкин утверждает, что сам побывал в лукоморье и слушал сказки «кота ученого». Он хочет поделиться одной из таких прекрасных сказок. Интригующее вступление поэта усиливает интерес читателей и нетерпение перед вступлением в волшебный мир народных преданий.
А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый» полный анализ стихотворения
Александр Сергеевич Пушкин, перу которого принадлежит произведение «У лукоморья дуб зеленый», раскрывает невероятную красоту поэтического слова, понять которое поможет полный анализ стихотворения. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал.
История создания
Данное стихотворение является прологом великой поэмы «Руслан и Людмила». В основу произведения легли старые народные сказки, которые он часто слышал, будучи ребенком, от своей няни.
«У лукоморья дуб зеленый» — вступление к поэме. Данное стихотворение смело можно назвать одним из самых известных произведений, написанных на русском языке. При его прочтении, читатель имеет возможность познакомиться с невероятными сказочными персонажами, а так же насладиться пейзажами, которые умело, рисует автор.
Названием стихотворения становится его первая строка. Понятие «лукоморье» происходит от слияния двух слов «лука» и «море». Данным понятием Александр Сергеевич пытался показать некую бухту, или залив. Есть даже предположение, что местность, описанная автором, существует на самом деле. Расположено оно в Крыму, и носит название мыс Фиолент. Там так же располагается очень старый монастырь, который достаточно часто посещал автор.
Александр Сергеевич не мог устоять перед прекрасными явлениями природы, поэтому и столетний дуб, который рос на берегу, не смог ускользнуть от его внимания. Именно это дерево натолкнуло поэта на создание великой поэмы, которая начинается так необычно.
Писать поэму поэт начинает в 1817 году, еще, когда учился в Царскосельском лицее. Окончена данная поэма была лишь через три года.
Темы, проблемы
Стихотворение «У лукоморья дуб зеленый» нельзя назвать отдельным произведением, поэтому главная задача стихотворения – перенести читателя в мир сказки, познакомить со сказочными существами, которые встречаются в основной поэме. Поэтому главная задача стихотворения – это подготовить читателя к дальнейшему прочтению большого произведения.
Здесь мы можем видеть самобытность и богатство русского фольклора. Здесь все пронизывается неповторимым «Русским духом», который так старается передать читателю Александр Сергеевич. Так же автор показывает силу русского народа, их мощь, которая всегда так восхищала Пушкина. В данном произведении поэту удалось собрать всё хорошее и великое, чему с детства учат русские сказки. Ведь мы с детства воспитываемся на примерах русских богатырей, сказочных персонажей, которые отличаются неимоверной силой, мужеством, храбростью и добротой.
Жанр, размер
Что касается жанра произведения, то это поэма. Размер – любимый размер Пушкина – четырехстопный ямб. Но в первой строке используется пиррихий, что придает тексту особую плавность и размеренность. Рифмовка используется перекрестная, с чередованием мужской и женской рифмы.
Композиция
В анализируемом стихотворении достаточно интересное и своеобразное построение. В произведении «У лукоморья дуб зеленый» имеет двухчастную композицию. Первая часть произведения является началом и концом стихотворения, тем самым заключая вторую часть в своеобразное кольцо.
Лирический герой так же присутствует в стихотворении. Его роль исполняет сам поэт, которому «ученый кот» рассказывает сказки.
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Композиционно стихотворение построено на манер старых русских сказок. Разделяется анализируемое стихотворение на несколько частей.
Первая часть – вступительная. В ней идет речь о самом лукоморье.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
Вторая часть – основная. Здесь речь идет о мифических героях, с которыми нам предстоит встретиться.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
И заключительная часть, которая возвращает читателя обратно к лирическому герою и коту.
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Образы и символы
Данное произведение включает в себя огромное количество различных образов. В каждом из которых кроется определенный символ. Например, ученый кот символизирует науку и образованность; образ лешего, что свойственно русским сказкам, символизирует хозяина леса; в образе русалки раскрывается дух озера, поля и леса; невиданные звери – вымышленные существа, которые встречаются преимущественно в сказках; морской дядька и тридцать витязей прекрасных – некие герои, в обязанность которых входит охрана границ; баба Яга – так же старая знакомая, которая встречается в большом количестве русских сказок; царь Кащей – так же частый герой русских сказок, смерть которого сосредоточена в игле.
Основными героями анализируемого стихотворения являются ученый кот, который рассказывает сказки нашему лирическому герою, который с удовольствием их слушает.
Основная мысль
Основной идеей произведения является то, чтобы подготовить читателя к удивительному миру сказок, настроить на необходимый лад. Как таковой смысловой нагрузки данный отрывок не несет, поскольку является лишь вводной частью большого произведения. Но это не значит, что его роль так же незначительна. Напротив. Данное произведение с детства любимо всеми детьми, изучается в школе.
Большинство взрослых по сей день помнят наизусть эти бессмертные строки, которые прошли с ними на протяжении всей жизни. Потому что данное произведение интересно для прочтения не только детям, но и старшему поколению. Ведь так порой хочется отвлечься от повседневных проблем и перенестись в прекрасный мир сказок. А уж это Александру Сергеевичу удалось в полном объеме.
Средства выразительности
Главная задача Александра Сергеевича Пушкина в данном стихотворении заключается в том, что перенести читателя в сказочный мир и познакомить с его обитателями. Здесь автор использует большое количество глаголов, с помощью которых придает динамичность стихотворению.
Так же здесь мы видим большое количество эпитетов, которые помогают придать сказочности лукоморью, а так же передают свойства и цвета.
Так же в произведении можно встретить метафоры, олицетворения, эллипсы, анафоры. Благодаря всей совокупности данных средств выразительности стихотворение и приобретает волшебный, сказочный характер, погружая читателя в состояние сказки.
Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.
Краткий анализ стихотворения «У лукоморья дуб…» по плану
Стихотворение Пушкина «У лукоморья дуб зеленый» настолько знакомо и любимо читателями, что уже давно воспринимается как самостоятельное, вполне законченное произведение. Но на самом деле это не так.
Известные каждому русскому человеку строчки являются вступлением к гениальной поэме «Руслан и Людмила».
Они были написаны Александром Сергеевичем в период между 1824 и 1825 годами, когда автор находился в Южной ссылке, а может быть, уже после нее, в Михайловском. Проблема в том, что точная дата неизвестна.
Однако многие исследователи справедливо полагают, что волшебные образы неведомого лукоморья навеяли Пушкину удивительные сказки его няни Арины Родионовны.
Возможно, впечатления сохранились еще с детства, а возможно, всплыли во время ссылки в Михайловском, где старушка жила вместе со своим воспитанником.
Вечерами она рассказывала уже повзрослевшему Саше народные сказки. Наверное, заново очарованный живыми образами, рожденными русской фантазией, Пушкин создал свой волшебный мир с ученым котом, зеленым дубом и всеми существами, топчущими «неведомые дорожки».
Темы, проблемы
Стихотворение «У лукоморья дуб зеленый» нельзя назвать отдельным произведением, поэтому главная задача стихотворения – перенести читателя в мир сказки, познакомить со сказочными существами, которые встречаются в основной поэме. Поэтому главная задача стихотворения – это подготовить читателя к дальнейшему прочтению большого произведения.
Здесь мы можем видеть самобытность и богатство русского фольклора. Здесь все пронизывается неповторимым «Русским духом», который так старается передать читателю Александр Сергеевич. Так же автор показывает силу русского народа, их мощь, которая всегда так восхищала Пушкина. В данном произведении поэту удалось собрать всё хорошее и великое, чему с детства учат русские сказки. Ведь мы с детства воспитываемся на примерах русских богатырей, сказочных персонажей, которые отличаются неимоверной силой, мужеством, храбростью и добротой.
Система образов
Текст наполнен волшебными образами, знакомыми каждому из нас еще с детства.
- леший,
- русалка,
- Кощей Бессмертный,
- баба Яга с избушкой на курьих ножках,
- колдун,
- богатырь,
- морские витязи,
- царевна с бурым волком.
Одним словом, лукоморье наполнено сказочными существами, которые бродят по «неведомым дорожкам» и оставляют свои следы.
Система образов сложная, яркая, оригинальная. Все они находятся во взаимодействии друг с другом, потому что живут в одном волшебном мире.
Причем, большинство образов не придумано Пушкиным, а взято из многочисленных фольклорных сказок. Мы встречаемся с этими существами, как со старыми знакомыми, моментально вспоминая их и сюжеты, связанные с ними.
Но самое удивительное – концовка произведения. В центр сказочного повествования автор помещает себя, вернее свою художественную проекцию, или лирического героя.
Оказывается, она сам там был, отобедал, посидел под знаменитым зеленым дубом и даже послушал ученого кота. Одну его историю запомнил, записал и теперь являет на суд читателя.
Таким образом, волшебство проникает в реальную жизнь, становится настоящим – прием, характерный романтическим произведениям.
Герои стихотворения
Все персонажи стихотворения — это сказочные герои народного фольклора, мифов и баллад:
— символ науки и образованности русского народа;
— дух и хозяин леса, часто встречается в народных сказках и преданиях;
— молодая длинноволосая девушка, дух озер, полей и лесов;
— сказочные существа, живущие в своем мире, сокрытом от глаз людей;
— персонажи, охраняющие границы волшебного государства;
— молодой королевский наследник из «Сказки о мертвой царевне…»;
— старая волшебница, живущая на опушке дремучего леса;
— отрицательный герой, подстерегающий заблудившихся путников;
— злой и могущественный колдун, чье долголетие заключено в игле, спрятанной в яйце.
Главными действующими лицами в отрывке выступают ученый кот, рассказывающий сказки, и автор в роли лирического героя, который эти сказки слушает и в дальнейшем рассказывает свою.
Центральные персонажи
Небольшой текст «Лукоморья» изобилует сказочными персонажами. Все они введены в произведение, чтобы подготовить читателя к основному повествованию, которое, конечно же, окажется не менее волшебным, интересным и удивительным.
Однако особенно хотелось бы выделить ученого кота. Он становится не просто персонажем, а активным действующим лицом.
Ведь именно этот волшебный зверь рассказал сказку лирическому герою. Следовательно, «Руслан и Людмила» – текст, пришедший прямо из лукоморья. Это одна из историй ученого кота.
Вот такую поразительную легенду создает Пушкин, еще больше интригуя читателя.
Основная мысль
Основной идеей произведения является то, чтобы подготовить читателя к удивительному миру сказок, настроить на необходимый лад. Как таковой смысловой нагрузки данный отрывок не несет, поскольку является лишь вводной частью большого произведения. Но это не значит, что его роль так же незначительна. Напротив. Данное произведение с детства любимо всеми детьми, изучается в школе.
Большинство взрослых по сей день помнят наизусть эти бессмертные строки, которые прошли с ними на протяжении всей жизни. Потому что данное произведение интересно для прочтения не только детям, но и старшему поколению. Ведь так порой хочется отвлечься от повседневных проблем и перенестись в прекрасный мир сказок. А уж это Александру Сергеевичу удалось в полном объеме.
Лирический герой
Лирический герой – проекция авторского «я», художественный образ поэта.
Он каким-то невероятным образом попал в сказочный мир лукоморья и услышал сказку ученого кота, перенесенную впоследствии на бумагу.
Развивая эти образы дальше, можно предположить, что волшебное лукоморье – тот дивный мир фольклорных сказок, который открыла своему любимому воспитаннику Арина Родионовна.
А ученый кот – переосмысленный образ няни, некий сказочный двойник человека, от которого Пушкин услышал вдохновившие его волшебные сюжеты.
Средства выразительности
Главная задача Александра Сергеевича Пушкина в данном стихотворении заключается в том, что перенести читателя в сказочный мир и познакомить с его обитателями. Здесь автор использует большое количество глаголов, с помощью которых придает динамичность стихотворению.
Так же здесь мы видим большое количество эпитетов, которые помогают придать сказочности лукоморью, а так же передают свойства и цвета.
Так же в произведении можно встретить метафоры, олицетворения, эллипсы, анафоры. Благодаря всей совокупности данных средств выразительности стихотворение и приобретает волшебный, сказочный характер, погружая читателя в состояние сказки.
Композиция
Композиция отрывка — линейная.
Хотя текст и собран из миниатюр, показывающих лукоморье с разных сторон, в нем четко выделяются главные композиционные точки.
Сначала мы видим зачин, или завязку, в данном сказочном тексте это будет почти одно и то же. К ним можно отнести описание лукоморья, дуба и кота, который рассказывает сказки.
Такой картиной автор подготавливает читателя ко всему, что произойдет дальше, настраивает на нужный лад и в то же время предваряет основное действие.
Потом мы видим динамичное развитие сюжета. Перед мысленным взором предстают различные сказочные герои. Удивительно, но все происходит примерно в один момент.
Жизнь в лукоморье кипит, здесь постоянно что-то творится, буквально каждую минуту, причем отнюдь не последовательно, а параллельно:
Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой, Там царь Кащей над златом чахнет…
Затем автор дает кульминацию, в которой сообщает: «там русский дух… там Русью пахнет!». Эти слова очень важны для понимания всего произведения в целом.
Сказки, по мнению Пушкина, наполнены духом русского народа, хранят душу своего коллективного создателя. Они исконные, глубоко национальные, живые и настоящие. Недаром предложение заканчивается восклицательным знаком, единственным во всем вступлении к «Руслану и Людмиле».
Далее, по законам любой линейной композиции должна следовать развязка, и она наступает:
И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил.
Автор сообщает, что он сам побывал в сказочном лукоморье, запомнил одну сказку ученого кота и теперь готов поведать ее всем, кто захочет послушать.
ЗОЛОТЫЕ КЛЮЧИКИ — К ЗОЛОТЫМ ВРАТАМ
Золотые Врата: «…эти врата впускают нас в святилище собственной природы человека, в то место, откуда исходит его сила жизни» (М.Коллинз)
Природа с красоты своей Покрова снять не позволяет, И ты машинами не вынудишь у ней, Чего твой дух не угадает (В.С.Соловьев)
Как посмел ты красавицу эту, Драгоценную душу твою, Отпустить, чтоб скиталась по свету, Чтоб погибла в далеком краю? …Нет на свете печальней измены, Чем измена себе самому (Н.Заболоцкий)
«Культура — это то, что должно произрастать, нельзя построить дерево, его можно посадить и ухаживать за ним, ждать, пока оно не войдет в свою пору, а когда оно вырастет, не стоит сетовать, что из семени вырос дуб, а не вяз» (Т.С.Элиот, англ.поэт ХХ века)
Размер, рифма и строфика
Пушкин написал «Лукоморье» четырехстопным ямбом. Именно такой размер делает повествование плавным, напевным – признак, характерный русскому фольклору.
Сначала рифмовка перекрестная по типу АБАБ. Однако в строчках:
Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской…
принятый порядок меняется. Первые два стиха зарифмованы парно ВВ, затем идет опоясывающая рифма ГДДГ.
Порядок нарушается и дальше. Анализируем вторую половину стихотворения:
Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой, Там царь Кащей над златом чахнет; Там русский дух… там Русью пахнет! И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил.
Первые пять стихов выполнены смешанной рифмой: ЕЖЕЖЖ. Почему Пушкин сделал именно так, непонятно, но некоторые исследователи полагают: подобный прием приближает стихотворный текст к разговорному, делает его более многогранным, необычным.
Далее мы наблюдаем смежные рифмы: ЗЗИИ, ККЛЛ, ММНН.
Последнее четверостишие с опоясывающей рифмовкой: ОППО.
Как видно из этого разбора, текст пушкинского «Лукоморья» насыщен и необычен не только по содержанию, но и по форме.
Средства художественной выразительности
В стихотворении много эпитетов: «дуб зеленый», «златая цепь», «кот ученый», «неведомые дорожки», «невиданные звери» и т.д. Благодаря таким красивым, точным определениям, поэт рисует красочную, действительно сказочную картину.
Кроме того, слова «невиданные», «неведанные» подчеркивают автономность удивительного мира, его фантастическую обособленность.
Автор использует прием аллитерации, звуками рисуя плавность, неторопливость развивающегося действия:
Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны.
Много инверсий, которые выполняют важную стилистическую функцию. Они приближают литературный текст к фольклорному, делают его более плавным, напевным:
У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом.
Приведенный отрывок практически соткан из инверсий. Так язык произведения становится более загадочным и глубоким.