Пленник из рассказа толстого 5 букв

Ответы на вопросы учебника литература 5 класс, 1 часть, коровина, страницы 258-259толстой лев николаевич кавказский пленникчитайте также: размышляем о прочитанном1.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 258-259

Толстой Лев Николаевич «Кавказский пленник»

Читайте также: 

Размышляем о прочитанном

1. Какие события подсказали Толстому идею создания рассказа «Кавказский пленник»? Почему он назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»? Какова идея рассказа «Кавказский пленник»?

Идею этого рассказа писателю подсказали события войны с горцами, воспоминания Ф. Торнау и личные впечатления Толстого, который служил на Кавказе.

Несмотря на то, что в плен попали два русских офицера, автор назвал рассказ «Кавказский пленник». Ведь только один из офицеров, Жилин, повёл себя как герой, сохранил человеческие качества, и именно о его судьбе этот рассказ.

Идея, главная мысль этого рассказа в том, что нельзя сдаваться и опускать руки даже в самых безнадёжных ситуациях. Надо бороться до конца, ведь только к смелому приходит удача.

2. Как оказались Жилин и Костылин на опасной дороге?

Жилин выпросил отпуск и поехал домой вместе с обозом. Но обоз двигался медленно, а было жарко. Костылин предложил ехать вперед и Жилин согласился. Так они оказались одни на опасной дороге.

3. Какой представилась герою татарская деревня? Что увидел Жилин в доме? Какие обычаи татар он наблюдал? Расскажите об этом близко к тексту.

К татарскому аулу Жилина привезли к ночи. На него надели колодки и бросили в сарай. Сквозь щель Жилин наблюдал за жизнью аула.

Он видел саклю, дом в котором жили татары, видел коз и собак, наблюдал, как дети утром гнали лошадей на водопой, а женщина с ребёнком несла на голове кувшин с водой.

Сами татары ничего не делали, они ходили в богатой одежде и с оружием. Всю работу для них делали работники-ногайцы, женщины и дети. Пленных татары держали ради выкупа.

В татарском доме лежали дорогие ковры, на стенах висело оружие. Татары сидели на коврах и на коврах кушали. Ели они руками, а после еды мыли руки в лоханке и читали молитвы.

4. Как встретились Жилин и Костылин? Как они вели себя в плену? Почему Дина помогала Жилину? Что хочет сказать нам писатель, рассказывая об этой дружбе? Почему не удался первый побег? Как относились к Жилину татары? В чём смысл рассказа? Что осуждает писатель (бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны или что-то другое)?

Костылин и Жилин встретились в татарском доме. Жилин упрямо не хотел платить большой выкуп, а Костылин согласился заплатить пять тысяч рублей.

Жилин вёл себя смело, не боялся перечить татарам. Он сразу решил убежать и высматривал пути для побега. Костылин смирился с пленом, надеясь только на выкуп.

Жилин слепил для Дины куклу и девочка стала носить ему тайком молоко и лепёшки. Они подружились. Жилин по-доброму относился к девочке и этим завоевал её сердце. Она никогда не видела ласки от родителей, ей воспитывали в строгости.

Описанием этой дружбы писатель говорит нам о том, что дети оценивают человека по его поступкам, а не по национальному признаку. К добрым людям дети тянутся, злых сторонятся.

Первый побег не удался из-за Костылина. Он стёр ноги в кровь, устал и сдался. Жилин не бросил Костылина и попытался нести его на себе, но их догнали и вернули в аул.

Татары относились к Жилину с уважением. Он показал свою храбрость и мужество, волю, любовь к свободе. Эти качества ценят все народы. К тому же он был мастер на все руки и много чего делал для татар.

Писатель осуждает бессмысленность вражды между народами, которая ведёт к войнам и жестокости.

5. Проследите по статье Эйхенбаума о рассказе Толстого «Кавказский пленник», по воспоминаниям, на основе которых писателем и был создан рассказ: что взял писатель из этих воспоминаний, что является писательским вымыслом? Какие идеи, мысли и чувства хочет передать читателю автор рассказа? Что такое сюжет, рассказ?

Писатель взял для своего рассказа реальные события войны с горцами, реальный случай с Ф. Торнау, когда тот оказался в плену. Торнау тоже делал поделки и подружился с девочкой.

Писатель придумал историю побега Жилина из плена, историю Костылина.

Автор хочет донести до нас мысль о том, что только в борьбе человек может добиться счастья. Он рассказывает про ужасы войны и предостерегает человечество от этого. Он ратует за человечность и милосердие, за доброту и отзывчивость. Именно эти качества помогли Жилину обрести дружбу Дины и сбежать из плена.

Сюжет — это цепь событий, описанных в произведении.

Рассказ — это краткое повествование о каком-то случае, отдельном эпизоде жизни человека.

6. Назовите эпизоды из рассказа «Кавказский пленник», которые вызвали у вас страх, грусть, сочувствие.

Страх у меня вызвали описание схватки с татарами, после которой Жилин оказался в плену, и сцена после первого побега, когда пленников хотели убить.

Грусть у меня вызвали слабость Костылина и сломанная кукла.

Сочувствие вызвали пребывание Жилина в плену, его воля и стремление бежать.

7. Постарайтесь узнать у своих одноклассников их впечатления о поступках героев. Совпадают ли они с вашим мнением?

Мы с друзьями одинаково оцениваем поступки героев. Мы восторгаемся мужеством и добротой Жилина. Восхищаемся самоотверженностью Дины. Нам не нравится поведение Костылина, человека слабого и трусливого.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации художников Петрова, Иткина, Родионова. Чьи иллюстрации показались вам наиболее удачными? Почему? Объясните свой выбор.

Иллюстрация Петрова показывает татарских детей возле огромного сарая.

Иллюстрация Родионова показывает, как Дина помогает Жилину снять колодку. Это очень красивая иллюстрация, но в ней не хватает динамики.

Мне больше понравилась иллюстрация Иткина, на которой изображена сцена побега Жилина из ямы с помощью Дины. Она самая динамичная и более полно отражает характеры героев. Мы видим решительность Жилина, безволие Костылина и напряжённое ожидание Дины. Эта иллюстрация переполнена чувствами.

AVvXsEi8DEIr9duXUkx8TzATG 2 ujN hB7hCg1OE5nujp7XevqpjJgXAI4lSnmru C0uiRvQf8xggluS9bdkfvKnzyevllKVA5E3st qJpp87K9ec9Ej6mLJYOYuTAQYOVcAk02rTOus tVlNmFQxAA0IZrT5yYtSvBthM7gnp9TisqT3VWS8i3Y7qxR0onpg=w400 h355

Обновлено: 22.04.2021 15:24:21

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Авторитетнейшая фигура не только для своих современников, но и для потомков – Лев Николаевич Толстой. «В России два царя – Николай Второй и Лев Толстой», – писал Суворин. О гениальности классика свидетельствуют две вещи: его произведения актуальны до сих пор и популярны во всём мире. Он не просто русский писатель – поднимаемые им темы и вопросы близки людям любой национальности. У гениальности Толстого мировое признание и популярность у читателей с отличным от русского менталитетом и другой парадигмой. Из всего наследия автора наши эксперты выбрали 10 лучших произведений.

Рейтинг лучших произведений Льва Толстого

Анна Каренина

Рейтинг: 5.0

Анна Каренина

Действие романа происходит в России конца 19 века. Толстой одинаково мастерски рисует жизнь всех слоёв того общества: от великосветской петербургской знати до крестьян. Главная героиня, именем которой и названо произведение, будучи замужней дамой, влюбляется в молодого графа Алексея Вронского. Мужу Карениной становится известно о любовной связи жены, но он не соглашается на развод. Любовники сбегают в Италию, но их счастье длится недолго – чувства Вронского постепенно остывают. Анна заканчивает жизнь самоубийством, бросившись под поезд. Главная мысль произведения в том, что построение счастья на обломках семьи невозможно. Противовесом всепоглощающей страсти Анны Карениной выступает в романе идеализм молодого помещика Левина. Он уверен, что любовь, правда и верность – основа мира. Прототипом этого героя является сам Толстой.

Федор Достоевский высоко ценил роман «Анна Каренина», а Толстого, прочитав его произведение, назвал «богом искусства». У читателя создается впечатление, что автор до мельчайших деталей разбирает и понимает суть и последствия измены, страсти, ревности и обрушивает это понимание на него. Книга не оставляет равнодушной никого, о ней спорят и спустя 150 лет после написания. Произведение Толстого «Анна Каренина» издано на 120 языках мира, существует множество его экранизаций, мюзиклов, сериалов и ремейков во всем мире. Этот шедевр можно перечитывать всю жизнь, и в каждом возрастном периоде находить в нем все новые жемчужины.

Воскресение

Рейтинг: 4.9

Воскресение

Второе место наши эксперты отдают последнему роману Льва Николаевича – «Воскресение». Произведение названо так, потому что даже самые «пропащие» и циничные души способны воскреснуть для любви и духовной жизни. Главная героиня – Катюша Маслова, воспитанница-служанка двух престарелых помещиц. В 16 лет она влюбляется в племянника своих «благодетельниц» молодого студента Дмитрия Нехлюдова, который соблазняет ее перед отъездом в действующую армию. Встречаются оба героя вновь на суде, где Нехлюдов присяжный, а Катюша – подсудимая, гулящая девка из дома терпимости. Ее обвиняют в отравлении с целью ограбления одного из клиентов борделя. Мучимый совестью Дмитрий добивается смягчения приговора, Катя в ссылке находит свою любовь, а Нехлюдов приходит к вере в Бога.

Современные читатели отмечают, что произведение поднимает актуальные и на сегодняшний день проблемы: коррупцию, несправедливость судебной системы, социальное неравенство, бездуховность, нравственную черствость. Роман читается легко, сюжет держит в напряжении, а концовку невозможно предугадать. Оказывается, что один поступок в далекой молодости может впоследствии перевернуть всю жизнь.

Война и мир

Рейтинг: 4.8

Война и мир

На следующей строчке рейтинга расположился имеющий мировую популярность роман Толстого «Война и мир». В центре повествования – судьба главной героини Наташи Ростовой. В начале романа она юная девушка, подросток. В конце – почтенная мать семейства. В произведении множество сюжетных линий и судеб, каждая из которых волнует читателя, не оставляет его равнодушным. События происходят в начале 19 века на фоне войны с Наполеоном.

Этот роман бесчисленное число раз переиздавался и экранизировался. В 2016 году в Британии с триумфом прошла телевизионная 6-ти серийная версия экранизации «Войны и мира». Аудитория невиданная – семь миллионов зрителей, не отрываясь, следили за развитием сюжета в этой экзотической, непостижимой и огромной России. «Все кончилось?! Нет! Верните их! Пусть Пьер вновь отрастит свою ужасную бороду! Верните Элен — я хочу посмотреть, какой ужасной матерью она станет! Не могу смириться с тем, что все кончилось!», – вот один из отзывов английского зрителя.

Детство. Отрочество. Юность

Рейтинг: 4.7

Детство. Отрочество. Юность

Эта трилогия Толстого автобиографична и рождена из дневников писателя, которые он вел с самого детства. Писатель ищет ответ на вопрос: как чистое, светлое, наивное и непосредственное создание превращается в циничного и порочного человека? Произведение – дебют писателя в большой литературе, принесшее ему мгновенную славу. Гениальная книга дала толчок в изучении детской психологии педагогам того времени.

Критиками восторженно была принята первая часть трилогии – «Детство». Тургенев писал, что произведение в моде «пуще кринолина». К «Отрочеству» отношение было более прохладным, а «Юность» и вовсе подверглась беспощадной критике за излишний анализ малозначительных событий и слишком длинные, запутанные предложения. В любом случае, эта трилогия занимает почетное место в списке лучших классических произведений.

Семейное счастие

Рейтинг: 4.7

Семейное счастие

Следующее произведение является нетипичным для Толстого. «Семейное счастие» — довольно короткий роман, но не менее талантливый, чем объемные произведения автора. Поражает умение писателя-мужчины тонко понимать психологию и движения души молодой девушки, а после и женщины. В центре повествования семья – Сергей Михайлович и Машенька, и те изменения, которые происходят в их характерах после вступления в брак. Маша проходит путь от наивной простушки до мудрой жены и матери. Муж ее – от эгоистичного себялюбца до терпеливого и прощающего человека.

По мнению читателей, в романе приоткрыта тайна счастливой семейной жизни. Жить для другого – вот и весь секрет. Отношения супругов – ежедневный, ежечасный выбор в пользу любви, какие бы чувства не одолевали в данный, конкретный момент времени. Такие произведения не теряют своей актуальности со временем, ведь о семейном счастье тайно или явно мечтает каждый. Не все хотят трудиться для этого, но те, кто понимает принцип, раскрытый Толстым, – успешны в супружестве. «Все счастливые семьи похожи друг на друга…», – так считал сам Толстой.

Исповедь

Рейтинг: 4.6

Исповедь

Почетное шестое место рейтинга отдаем знаменитой немного скандальной «Исповеди». Первое произведение Льва Толстого, в котором он изложил зачатки морально-религиозного учения, названного впоследствии его именем – «толстовство». Русская цензура не пропустила «Исповедь» из-за резкой критики в ней православной Церкви. Книга была издана в Женеве и тайно распространялась в России среди почитателей таланта писателя.

В отзывах тех, кто прочитал это произведение, лейтмотивом звучит мнение о том, что книга не для всех. Только тот, кто ищет свою дорогу через веру в Бога, ищет смысл своей жизни, поймет и примет ее. Роман-размышление не читают «запоем»: после каждой главы хочется размышлять, анализировать, думать и молиться.

После бала

Рейтинг: 4.5

После бала

Рассказ Льва Николаевича «После бала» построен на противопоставлении событий на балу и после него. Отец возлюбленной главного героя – полковник Петр Владиславович во время бала выглядит как любящий отец, примерный семьянин и просто хороший человек. После – выступает как командующий жестокой расправой над провинившимся солдатом.

Красочным литературным приемом Толстой показал, что никакое насилие не может быть оправдано. Оно, по сути своей, противно Богу. Также неприемлемо разделение людей на достойных и презираемых. У героя рассказа Ивана Васильевича тут же проходит влюбленность в Вареньку, когда он понимает, какой лицемер воспитал ее. Очень поучительное произведение, которое заставляет задуматься.

Крейцерова соната

Рейтинг: 4.5

Крейцерова соната

Восьмое место эксперты отдали пронзительному рассказу Толстого «Крейцерова соната». Автор в поезде слышит историю семейной жизни и трагедии героя произведения Позднышева. Срабатывает «эффект попутчика», и звучит чудовищная история о том, как из-за безобразной ревности герой убивает свою жену и мать своих детей. Суд оправдывает это убийство, но преступник наказывает себя сам. Наказывает муками совести и пониманием, как отсутствие жизненного стержня и гордость уничтожает в нем моральные устои.

В своих отзывах читатели рассказа единодушны в том, что произведение удивительно современно. В героях сюжета каждый узнает себя, своих родных и знакомых. За сотни лет не изменились человеческие пороки. Поменялся антураж, далеко шагнул вперед технический прогресс, но души людей остались прежними. «Если бы я не знал, что это рассказ Толстого, то подумал бы, что читаю рассуждения кого-то из известных блогеров», – пишет один из изумленных поклонников таланта Толстого.

Кавказский пленник

Рейтинг: 4.5

Кавказский пленник

Короткий приключенческий рассказ Толстого о разном отношении и поведении людей в испытаниях. Жилин – оптимистичный, храбрый, умный, с четкими понятиями о чести и мужских поступках. Его товарищ Костылин – полная ему противоположность. Оба юноши попали в плен к чеченцам во время войны за присоединение к России Северного Кавказа в 1817-1864 гг. И тот, и другой освобождаются из плена, но один с честью, сохранив человеческий облик, а второй – разорив свою семью, собиравшую выкуп.

Рассказ множество раз был экранизирован. Самая известная версия – «Кавказский пленник» Сергея Бодрова-старшего, где его сын сыграл роль Ивана Жилина. Поднятая Толстым проблема не теряет актуальности. Да, жизненные драмы порой случайны, но выход из них зависит от внутреннего стержня, характера и выбора. Можно предать, сдаться, ныть, а можно, не теряя благородства, искать выход и бороться.

Смерть Ивана Ильича

Рейтинг: 4.4

Смерть Ивана Ильича

На последней строке рейтинга расположилась пронзительная повесть о болезни и смерти судейского чиновника Головина Ивана Ильича. Толстой устами главного героя переосмысливает свою жизнь, отрицает, а после осознает неизбежность смерти. И это осознание в корне меняет понимание всего пройденного жизненного пути.

Произведение достаточно короткое, но получившее признание от известных критиков. Например, В. Набоков писал, что это произведение для него является совершенным и одновременно самым сложным у Льва Николаевича. А В. Стасов отметил, что «Ни у одного народа, нигде на свете нет такого гениального создания. Все мало, все мелко, все слабо и бледно в сравнении с этими 70-ю страницами». Оказала влияние повесть и на творчество гениального режиссера Акиры Куросавы – именно ею он вдохновлялся при написании сценария к фильму «Жить».

Оцените статью

 

Всего голосов: 0, рейтинг: 0

Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 260

Толстой Лев Николаевич «Кавказский пленник»

Читайте также: 

Совершенствуем свою речь

Подготовьте устное сочинение на одну из тем: «Два побега из плена», «Жилин и Дина», «Жилин и Костылин в плену». Попытайтесь в своих сочинениях использовать слова и выражения из рассказа.

Сочинение на тему «Два побега из плена», 5 класс

Про два побега, которые совершил Жилин из плена, мне хочется сказать следующее: если что-то не получилось в первый раз, попробуй сделать это во второй, и всё получится. Но можно сказать и так: если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам.

Оказавшись в плену Жилин целый месяц внимательно изучал обстановку, наблюдал за жизнью аула, осматривал местность. Он твёрдо решил убежать, но знал, что без подготовки его побег обречён. Он даже прикормил злую собаку, чтобы та не помешала побегу.

Только когда всё было готово, Жилин решился на побег. Костылин пошёл с ним.

Жилин шёл быстро и легко, ориентировался по звёздам, снял сапоги и перепрыгивал с камушка на камешек. Костылин стёр ноги сапогами, а когда их снял — изрезал ноги в кровь.

Жилин знал, что нужно быстро идти вперёд, пока их не хватились. Он не думал о трудностях, а думал лишь о свободе. Костылин, напротив, боялся трудностей и не верил в успех. Он стал обузой. Жилину пришлось даже нести Костылина. Он думал, что напрасно взял эту колоду с собой.

И, конечно, их поймали. Когда тебя постоянно тянут назад, идти вперёд невозможно.

Неудача сломила Костылина, но не Жилина. Он приуныл, но не сдался. И с помощью Дины, он совершил второй побег. На этот раз Костылин сразу отказался бежать, и это спасло Жилина.

Второй побег был в разы труднее. Жилин шёл с колодкой на ноге, которую не мог сбить. Но офицер не сдавался. И он прошёл восемь верст по горам и лесу, увидел своих, братцев.

Упорство и настойчивость помогли Жилину вырваться из плена. Его доброта позволила ему найти друга даже во вражеском стане. Он всё сделал правильно и победил. Ведь он не терял надежду и делал всё, для своего спасения.

Сочинение на тему «Жилин и Дина», 5 класс

В рассказе «Кавказский пленник» Толстой описал не только страшные тяготы плена, ужасы войны, но и поведал трогательную историю дружбы татарской девочки и русского офицера. Дружбы, которая родилась из любопытства, доброты и сострадания.

Когда Жилин первый раз увидел дочь хозяина Дину, она была пуглива, но любопытна. Тоненькая, с чёрными глазами, девочка подавала Жилину воду и лепёшку, не спуская глаз с пленника.

Когда Жилин смастерил из глины куколку, Дина обрадовалась. У неё никогда не было игрушек. Эта незначительная забота тронула детское сердце, и Дина принесла Жилину молоко вместо обычной воды. Потом стала носить лепёшки и даже мясо. А Жилин старался не разочаровать девочку и сделал удивительную игрушку — водяную мельницу. Так началась эта странная дружба.

После первого побега положение пленников стало ужасным. Но Дина не забыла про своего друга. Она принесла ему лепёшек и черешни, а Жилин понял, что только Дина может помочь ему сбежать. Он объяснил девочке, что ему нужна длинная палка.

Дина не испугалась. Она не хотела, чтобы Жилина убивали, ей было жаль друга. Вечером она принесла Жилину шест, с помощью которого тот выбрался из ямы. Дина отдала офицеру лепёшки и попыталась помочь сбить колодки. Но она была очень слабенькой и заплакала от бессилия.

Жилин стал утешать девочку, погладил её по головке, пожалел, что некому больше будет делать ей кукол. Он должен был уходить. Дина поняла это, закрыла лицо руками и убежала.

Так закончилась эта краткая дружба. Люди разных, враждебных народов смогли подружиться благодаря искренности и доброте. Для Жилина Дина была ребёнком и он не видел в ней врага. Для Дины Жилин был добрым человеком, который заботился о ней. Она судила о его качествах по поступкам, а не по национальной принадлежности.

Автор показал, что люди всегда смогут найти общий язык, жить в мире и дружбе, если будут добрыми и открытыми.

Сочинение на тему «Жилин и Костылин в плену», 5 класс

Попав в одну и ту же ситуацию разные люди ведут себя по-разному. Кто-то сдаётся, опускает руки, а кто-то борется до конца и побеждает невзирая ни на что.

Вот и два русских офицера Жилин и Костылин, оказавшись в плену, повели себя по-разному. Жилин отказался подчиняться обстоятельствам и искал любой возможности сбежать. Костылин плыл по течению, рассчитывая больше на родственников, готовых заплатить за него богатый выкуп.

И внешне, и по характеру офицеры не походили друг на друга. Жилин невысокий, но крепкий и ловкий, неутомимый и находчивый. Костылин грузный, даже толстый, зачастую безвольный человек.

Уже в сцене торга мы видим разницу между героями. Жилин понимает, что выкупать его некому, надеяться надо только на себя, и ведёт себя смело, даже вызывающе. Его поведение приносит свои плоды. Даже татары начинают уважать мужественного уруса.

Костылин соглашается со всем, что ему предлагают татары. Он пишет письмо с просьбой прислать пять тысяч выкупа, огромные по тем временам деньги. За месяц, проведённый в плену, Костылин только и знал, что писал домой снова и снова.

Жилин, напротив, старался больше узнать о пленивших его. Он высматривал дорогу, подружился с девочкой Диной, его умелые руки принесли ему славу мастера. Он ни на минуту не допускал мысли, что не сумеет сбежать.

И только благодаря настойчивости Жилина, офицеры смогли совершить первый побег. Из-за Костылина он сорвался, и положение пленников стало невыносимым. Им приходилось сидеть в мокрой и холодной яме, голодать, с минуты на минуту их могли убить.

Костылин совсем пал духом, целыми днями он стонал и спал. Даже Жилин приуныл. Но его доброта к Дине помогала ему спастись. Жилин сбежал и сумел добраться до своих. Костылина выкупили через месяц.

Жилин проявил мужество и настойчивость, он не покорился обстоятельствам и поэтому спасся. Костылин проявил трусость и безволие, и тем самым обрёк себя на лишние муки. 

Герой может погибнуть, но он умрёт с высоко поднятой головой и только один раз. Трус будет умирать каждый день. Автор показал, что никогда нельзя сдаваться, надо бороться до конца, ведь удача приходит к смелым.

AVvXsEjuffzGN3uGU58ADkG0Ti ECLk 7hGopTqNHHW4K5AxsH4gx7q6fvNJqSWYPUcoaDdsqTDmsi dPr9D0ZGINSUnRvDMw1RGc3sQDgf5UYoVnDmeIAnoy2s4vxhFiQTe4X6JA0N9YEK2jgjvDMAbUANalU7EXA49lXoy1Ip6slClgxLNXPLwKMxztxvsTg=w399 h400

Слайд 1

Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (Урок литературы. 5 класс)

Слайд 2

1) Образовательная: — рассмотреть главных героев рассказа и их поступки. 2) Развивающая: — формировать умение анализировать текст художественного произведения; — развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя – обобщать, делать выводы; — формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов; — учить сжато излагать повествовательный текст; — развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; продолжить работу по развитию культуры речи школьников. 3) Воспитательная: — воспитание общечеловеческих ценностей; — умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки. Цели урока:

Слайд 3

Из словаря С.И.Ожегова: Плен – неволя. Пленник – взятый в плен, невольник. Пленять – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить.

Слайд 4

Январь 1852 года. Лев Николаевич Толстой поступает на службу и отправляется на Кавказ.

Слайд 6

В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо. Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник», который вышел в свет в1852 году.

Слайд 9

Военно-грузинская дорога М.Ю.Лермонтов (1837 г.)

Слайд 10

. — Тема и идея художественного произведения; Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей. — Сюжет и композиция. Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету. Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках. Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск. Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока. Кульминация – второй побег. Развязка – Жилин оказывается в своей крепости. Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость. -Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте. -Назовите, какие герои, картины противопоставляются в рассказе, С какой целью? Главные герои- Жилин и Костылин. Татары и русские (Жилин и татары) Дина и другие жители аула. Война и мирная жизнь. Устная работа по вопросам

Слайд 11

План: 1.Военное звание. 2.Внешняя характеристика: 3.Плен: а) место жительства в плену; б) питание пленных; в) занятия; г) подготовка к побегу; 4.Первый побег. 5. Второй побег. — Что общее у героев и что их различает? — Как вели себя Жилин и Костылин во время пленения и в плену? ( Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.) — А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях. Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия? ( Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. — Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое?

Слайд 12

Как герой оказался в плену?

Слайд 13

Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама. — найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина: (запись в тетради) Жилин Костылин ходит по аулу спит всматривается скучает выпытывает информацию считает дни рукодельничает ждет ответ на письмо -Эти глаголы – антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи. — Как завоевывает Жилин симпатию горцев? (Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа; — Жилин – мастер: изготавливает куклы, водяное колесо; — однажды выступил в качестве врача. (Цитаты) — Но не все относились к Жилину с симпатией. Почему? ( Он все равно был для них чужой ,человек иной веры. Для них он – враг — Почему так по-разному ведут себя герои в одинаковых условиях?

Слайд 14

— Может быть, Жилин смирился с жизнью в плену? — Нет, он все время стремится узнать дорогу, а по ночам копает в сарае лаз. — А Костылин? (Он безвольно ждет решения своей судьбы.)

Слайд 15

Внешность героя

Слайд 16

-Какие друг с другом и с другими качества характера проявляют эти герои во взаимоотношениях людьми. Работа в группах.

Слайд 17

Чем герой занимался в плену?

Слайд 18

Чем герой занимался в плену?

Слайд 19

Костылин Жилин Добрый (думает о матери, жалеет ее) Надеется на себя, обдумывает побег Деятельный человек Сумел прижиться в ауле Работящий, не может сидеть без дела, мастер Всем помогает, даже своим врагам – татарам Ему интересны другие люди, любит детей Великодушный Слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери Способен на предательство Раскис, упал духом Не принимает других людей

Слайд 20

Вывод: Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою. Вывод: Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом. -Исследование «Какая часть речи чаще используется при характеристике Жилина и Костылина ? Почему?» Вывод: При описании Жилина- глаголы, при описании Костылина- существительные и прилагательные. Глаголы придают динамизм действию. Прилагательные указывают только на ощущения героя. — Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»? Что обозначает: Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный, упругий Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных Добавляет ли этот литературный приём что-то новое в характеристику героев?

Слайд 21

В чём смысл названия рассказа? ( Уже в названии заложено противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа. Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.)

Слайд 22

«На всё добро ответим мы добром, На всю любовь ответим мы любовью». Н.Рубцов

Слайд 23

Итог урока. Рефлексия. 1. Чему учит рассказ? 2. Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой? — Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе? Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

Слайд 24

Домашнее зедание. Сочинение «Жилин и Костылин: разные судьбы».

Слайд 25

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ bibliotekar.ru/ rus /index.htm lenagold.ru/fon/clipart/p/pero4.html http://pedsovet.su/

На чтение 7 мин Опубликовано
Обновлено

Конкурс по русскому языку «Русский медвежонок» является одним из самых популярных среди учащихся.

Впервые он был проведен в 2000 году, и с тех пор интерес к этому соревнованию растёт лавинообразно: если в «Медвежонке-2000» участвовали 64 тысячи школьников, то в 2011 году — 2 811 206 участников из России, Казахстана, Украины, Латвии, Молдовы, Кыргызстана, Узбекистана, Израиля, Японии, США и ряда других стран.

На нашем сайте мы публикуем вопросы и ответы. Статья носит исключительно информативный характер.

Ответы на вопросы подготавливаются и будут опубликованы в ближайшее время.

Если вы знаете ответ на вопрос или увидели ошибку, пишите в комментариях

Русский медвежонок 2021 ответы

Перечень — это

А) список;

Б) упрямец;

В) мельница для перца;

Г) поперечный брус;

Д) спорщик.

Ответ: А

Закончите историю так, чтобы получился анекдот:

Фокусник позвал на манеж из зрительного зала мальчика:

— Можешь ты, мальчик, подтвердить, что видишь меня впервые?

А) — Да, сэр.

Б) — Да, сударь.

В) — Да, папа.

Г) — Да, конечно.

Д) — Да, могу.

Ответ: В

В какой паре слова по смыслу соотносятся между собой не так, как в остальных?

А) грешный — грешник;

Б) праведный — праведник;

В) виновный — виновник;

Г) пленный — пленник;

Д) странный — странник.

Ответ: В

Выполняя домашнее задание, Таня выписала в тетрадь слова граммофон, телефон, мегафон, саксофон. Каким словом она может продолжить этот список?

А) грифон;

Б) марафон;

В) микрофон;

Г) плафон;

Д) сифон.

Ответ: В

Название каждого из минералов гематит, лазурит, цитрин связано с определённым цветом. Какое с каким?

А) гематит — с красным, лазурит — с голубым, цитрин — с жёлтым;

Б) гематит — с красным, лазурит — с жёлтым, цитрин — с голубым;

В) гематит — с жёлтым, лазурит — с красным, цитрин — с голубым;

Г) гематит — с жёлтым, лазурит — с голубым, цитрин — с красным;

Д) гематит — с голубым, лазурит — с красным, цитрин — с жёлтым.

Ответ: А

В рекламе по радио сказали: Трудно найти и связаться с клиентами. А как выразить эту мысль правильно?

А) Всё и так правильно;

Б) Трудно найти клиентов и связаться;

В) Трудно найти и связать клиентов;

Г) Трудно найти их и связаться с клиентами;

Д) Трудно найти клиентов и связаться с ними.

Ответ: Д

Название какого кухонного прибора устроено по смыслу не так, как остальные?

А) овощерезка;

Б) картофелечистка;

В) пароварка;

Г) чеснокодавилка;

Д) мясорубка.

Ответ: В

Какое прилагательное отличается от остальных по составу?

А) всероссийский;

Б) всесоюзный;

В) всемирный;

Г) вселенский;

Д) всенощный.

Ответ: Г

В какой паре слова могут быть антонимами?

А) доделка — недоделка;

Б) палка — непалка;

В) сушка — несушка;

Г) хватка — нехватка;

Д) явка — неявка.

Ответ: Д

Могу я квакать, как лягушка,

Могу гудеть, как паровоз,

Могу я грохнуть, словно пушка,

Что я такое? — вот вопрос.

А откликаюсь я (внимание!) На имя Е

Каким словом заканчивается стихотворение В. Агафонова?

А) звуковосклицание;

Б) звукосочетание;

В) звукосодержание;

Г) звукоподражание;

Д) звукоотражание.

Ответ: Г

Вам выдали 1500 рублей. Значит, вы располагаете рублей.

А) полтора тысячами;

Б) полутора тысячами;

В) полторами тысячами;

Г) полутора тысячей;

Д) полутора тысяч.

Ответ: Б

Вот пять предложений:

  • За текущей водой и горящим огнём можно наблюдать часами.
  • Той осенью сутками шёл дождь.
  • Днями и ночами, почти не останавливаясь, ‘работал заводской конвейер.
  • Ночами пассажиров развозил с вокзала по городу специальный автобус.
  • Порой обещанного приходится ждать годами.

В каком предложении выделенный фрагмент текста используется не в том смысле, что в четырёх остальных?

А) в первом:

Б) во втором:

В) в третьем;

Г) в четвёртом;

Д) в пятом.

Ответ: Г

Какое из этих выражений совсем не похоже по смыслу на другие:

А) раз, два и обчелся

Б) с гулькин нос

В) кот наплакал

Г) куры не клюют

Д) не лыком шит

Ответ: не лыком шит

Самой книгой в мире является Библия

Ответ: переводимой

А. П. Бородин был не только композитором, но и крупным химиком. Какой романс ему в шутку приписывают?

А) «Отвори потихоньку калитку»;

Б) «Натворил я дел»;

В) «Растворил я окно»;

Г) «Затворил я окно»;

Д) «Затворю я ставни».

Ответ: В

Македонский язык — один из южнославянских языков. Что означает македонский глагол «свири»?

А) шептать;

Б) хрюкать;

В) злиться;

Г) рано вставать по утрам;

Д) играть на музыкальном инструменте.

Ответ: Д

Какие из глаголов: нести, носить и сунуть — содержат одинаковый набор согласных звуков?

А) никакие;

Б) только нести и носить;

В) только нести и сунуть;

Г) только носить и сунуть;

Д) все

Ответ:

Виноград__‚ овоще_‚ хлебо__. Подставьте отсутствующие буквы так, чтобы получилось название Сельскохозяйственных профессий.

А) -овод, -роб, -роб;

Б) -арь, -роб, -вод;

В) -арь, -вод, -роб;

Г) -овод, -вод, -вод;

Д)-ороб, -вод, -вод.

Ответ: В

По какому предлогу можно почти с полной уверенностью определить, форма какого слова будет идти дальше?

А) во;

Б) ко;

В) около;

Г) ото;

Д) передо

Ответ:

Какое из этих слов не прижилось в русском языке в качестве названия числа?

А) пи;

Б) миллион;

В) миллиард;

Г) триллион;

Д) триллиард.

Ответ: Д

Какое из этих сочетаний не обладает той особенностью, которой обладают остальные?

А) за чем;

Б) за тем;

В) при чём;

Г) от того;

Д) до того.

Ответ:

В каком из примеров автор написал не то, что собирался?

А) Вчера с часовым поездом отбыла в Петербург группа студентов московского университета в составе 40 человек. («Русское слово»)

Б) Утренний поезд отменили. Вернулся на вокзал к часовому поезду —опять неудача, — опоздал на 2 минуты. (О. Бессарабова)

В) При отсутствии пометки в билете нужно ориентироваться на основной часовой поезд государства. (И. Кулюта)

Г) Сегодня предполагал остаться в городе для заседания Военного совета; но утром получил телеграмму, чтобы приехать в Царское Село с часовым поездом. (Д. Милютин)

Д) На вечерний поезд, однако, они не попали, так как Неелова задержали дела со старостой, и отъезд был отложен до другого дня до часового поезда. (Н. Гейнце)

Ответ:

Четыре выражения имеют одну общую редкую особенность, а одно нет. Какое?

А) отбрось робость

Б) фиалка халифа

В) автодорога дороговата

Г) запонка напоказ

Д) ужимка мужика

Ответ: Б

Какой глагол образован не так, как остальные?

А) мошенничать

Б) лентяйничать

В) лодырничать

Г) подхалимничать

Д) лоботрясничать

Ответ: А

Все приведенные глаголы неоднозначны. Но только в одном случае глаголы с разным значением относятся к одному виду. Какому?

А) искупать;

Б) покидать

В) затопить

Г) слетать;

Д) проводить

Ответ:

Какое из этих прилагательных по происхождению не связано с глаголом?

А) вялый;

Б) смелый;

В) удалой

Г) усталый

Д) целый

Ответ:

Сколько в русском алфавите букв, название которых начинается на букву Э?

А) одна;

Б) три;

В) четыре,

Г) шесть;

Д) семь. (С самой Э)

Ответ: Д

Какой из этих глаголов в древнерусском языке имел значение «ударить,убить»?

А) осквернить;

Б) напакостить,

В) наградить;

Г) заразить;

Д) защитить.

Ответ: Г

«На крылечке тёмного и гнилого строения, вероятно бани, сидел дюжий парень с гитарой и не без удали напевал известный романс:

Э — я фа пасатыню удаляюсь.

Ата прекрасных мест__

и проч.»

Какое слово в цитате из рассказа И. С. Тургенева «Контора» мы заменили на прочерк?

А) дешенехеса;

Б) нешеседеха;

В) седешенеха;

Г) хесенедеша;

Д) шесехенеда

Ответ: В

Вы, наверное, знаете, что слово тетрадь — греческого происхождения, восходит к корню со значением ‘четыре’.

А какое русское слово восходит к греческому «сложенный вдвое»?

А) паспорт

Б) грамота;

В) диплом;

Г) удостоверение;

Д) аттестат.

Ответ: В

  • Племенной как пишется и почему
  • Плели или плили как пишется
  • Плачь как пишется с мягким знаком или нет
  • Плейлист на английском как пишется
  • Плащ накидка как пишется