Всего найдено: 30
Добрый день! Возник спор — является ли «тем более» вводным словосочетанием и нужно ли его выделять запятыми? Предложение: «Топ-менеджеры Olympus не единожды официально отрицали, что компания планирует делать какие-либо полнокадровые и ТЕМ БОЛЕЕ среднеформатные камеры»
Ответ справочной службы русского языка
Как правило, слова тем более не являются вводными, запятые не нужны. Редкие исключения встречаются в художественной литературе.
Добрый день. Корректна ли фраза «разработка веб-, мобильных и десктоп приложений»? Смущает «веб-» как первая часть сложного слова с дефисом в данном контексте (перечисление).
Ответ справочной службы русского языка
Верно: разработка веб-, мобильных и десктоп-приложений.
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, нужен ли в слове «стоп-слово» дефис, и какое правило это регулирует? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Дефис нужен. Сложные слова с первой неизменяемой частью пишутся через дефис.
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста. Такие слова, как фри-спины, джек-пот пишутся через дефис, слитно или через тире. У нас возник спор, один человек утверждает, что слитно, другой что через тире.
Ответ справочной службы русского языка
Пишется слитно джекпот. Написание фри(?)спин не регламентировано словарями, однако есть аналогичное топ-спин, следовательно, возможно дефисное написание по аналогии.
Здравствуйте. Как пишется слово «стоп линии» в данном предложении «За пересечение стоп линии предусмотрен штраф». Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Верно: стоп-линии.
Здравствуйте. Склоняется ли топ-? «Водянову вытеснили из топ-1-» или «из топа-10»?
Ответ справочной службы русского языка
В данном случае не склоняется: вытеснили из «топ-10″.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, допустим ли вариант «могут» в данном предложении и почему: «Кто, как не сами покупатели автомобилей, владельцы и топ-менеджеры компаний, может/могут лучше рассказать о своём пути к лизингу?» Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Сказуемое согласуется со словом кто и поэтому ставится в форме единственного числа: кто… может.
Уважаемая Грамота, как правильно: «Топ-4 новогодних салатА» или «Топ-4 новогодних салатОВ»? Когда -5, -10, -100 — окончания одинаковые, согласуются ли последующие слова с «топ» или с числом, а в этом случае непонятно. Если можно, ответьте побыстрее. Nel
Ответ справочной службы русского языка
Грамматически корректно: топ-4(5, 10, 100) новогодних салатов. Однако лучше написать: четыре лучших новогодних салата, пять лучших новогодних салатов.
Здравствуйте! Я прошерстила интернет, но ответа на свой вопрос не нашла, потому последняя надежда на вас. Скажите, правильно ли употреблять слово «топ» в связке с «самый», например: топ-10 самых богатых людей, топ-100 самых высоких зданий и проч. Не заложено ли в слове «топ» уже значение самый? Получается, верно писать топ-10 богатых людей — то бишь 10 самых богатых. Я права? Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Такое употребление корректно: Топ-10 самых высоких зданий = 10 наиболее высоких из большего числа самых высоких.
Подскажите, пожалуйста, как правильно писать «топ»?
Предприятие вошло в ТОП-15…
Предприятие вошло в Топ-15…
Предприятие вошло в топ-15…Большое спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Верен третий вариант.
Склоняется ли топ-10? В топе-10 или в топ-10?
Ответ справочной службы русского языка
Склонять не нужно: в топ-10.
Здравствуйте, уважаемая редакция!
Подскажите, пожалуйста, как корректно написать слово «стоп(-)моуш(е)н» (метод покадровой анимации) — через дефис или в два слова? Понимаю, что в русском языке такого слова, наверное, нет…
Дело в том, что в Интернете в разных источниках приводится разное написание как на русском, так и на английском языке. «Стоп-моушн», «стоп-моушен», «стоп моушн» равно как и «stop motion», stop-motion».
Ответ справочной службы русского языка
По-русски это слово можно написать как стоп-моушен.
Здравствуйте. Подскажите, как правильно пишется ТОП-10 (выдачи поисковых систем). Вообще любой ТОП. И можно ли его склонять?
Ответ справочной службы русского языка
Орфографически верно: топ-10 (как сложное слово) и топ десять (как сочетание слов).
Здравствуйте, как правильнее писать ТОП сайты или ТОП сайтов?
Спасибо,
Роман
Ответ справочной службы русского языка
Эти слова различаются по значению: топ-сайты – это сайты, лучшие по какому-то признаку (занимающие первые строчки в рейтинге), а топ сайтов – сам рейтинг, список лучших сайтов.
Уважаемая Грамота!
Ответьте, пожалуйста, на два вопроса:
1) Какой знак препинания стоит ставить после обращения в переписке с клиентами по e-mail — запятую или восклицательный знак? Например,Уважаемый Иван!
Спасибо за Ваш звонок в Службу поддержки …или
Уважаемый Иван,
Спасобо за Ваш звонок в Службу поддержки …2) На веб-сайтах иногда можно увидеть слова «топ музыка», «топ исполнители» и т.п., например: «У нас можно скачать топ фильмы знаменитых российских режиссеров». Стоит ли в данном случае использовать дефис между словами «топ» и «фильмы» (топ-фильмы) или это два самостоятельных слова? Стоит ли также использовать дефис в следующих словах:
топ музыка (топ-музыка?)
топ артисты (топ-артисты?)
топ исполнители (топ-исполнители?)
топ альбомы (топ-альбомы?)
топ песни (топ-песни?)Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
1. Лучше ставить восклицательный знак. Если ставите запятую, следующее слово нужно писать с маленькой буквы. 2. Первая часть сложных слов топ- пишется через дефис: топ-музыка, топ-артисты.
Всего найдено: 15
Поясните, пожалуйста, расхождение в ваших ответах. Почему мы пишем ЖК-монитор, но не ЖД-вокзал? ответ 1: Добрый день! Мы уверены, что написание ЖК-монитор или ЖК-телевизор правильное. Но не можем найти норму языка, которая указывает на принципы написания таких слов. Помогите, пожалуйста, ссылкой на правило. Ответ справочной службы русского языка Правило простое: пишутся через дефис сложные слова с первой частью – буквенной или звуковой аббревиатурой. См.: Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2006 (и более поздние издания). ответ 2: Подскажите, пожалуйста, как правильно писать сокращение ЖД-вокзал? Спасибо! Ответ справочной службы русского языка Правильно: ж/д вокзал, ж.-д. вокзал.
Ответ справочной службы русского языка
Расхождения в ответах нет. Слова ЖК-монитор и ЖК-телевизор закрепились в русском языке и были зафиксированы «Русским орфографическим словарем» (см. словарную фиксацию). Аббревиатура ЖД не является общепринятой, т. к. в языке давно употребляются сокращения ж.-д. и ж/д.
Здравствуйте! Подскажите, как правильно сократить слово «железнодорожный»? Ж/д тоннель, ж.-д. тоннель или как-то по-другому? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Общепринятые сокращения слова железнодорожный – ж.-д. и ж/д, поэтому оба варианта, которые Вы привели, верны.
Здравствуйте. Было когда то село Коломенское. Понятно. Нет его сейчас, но есть музей-заповедник КоломенскОЕ. Почему? Откуда я родом, до 30-х годов прошлого века — была станица Прохладная. Затем дают статус города. По сей день он город ПрохладнЫЙ. А вот ж/д станция — «Прохладная». Аналогично в Москве — станция метро КоломенскАЯ. Проезд Коломенский, улица Коломенская. Три года живу в Москве, но никто не может дать разумного ответа. Всё сводится — «не парься». Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Не вполне ясно, что Вас удивляет. Географические названия, выраженные прилагательными, согласуются с существительными, т. е. принимают форму того же рода, числа, падежа: станица (женский род) Прохладная, станция (женский род) Прохладная, но город (мужской род) Прохладный; улица (женский род) Коломенская, станция (женский род) «Коломенская», но проезд (мужской род) Коломенский. Что касается музея-заповедника, то его название Коломенское объясняется, тем, что когда-то на его месте было село (средний род) Коломенское.
Здравствуйте, почему сокращения СМИ, ОАО и другие похожие пишутся прописными, а ссузы, вузы, ж/д — строчными?
Ответ справочной службы русского языка
Аббревиатуры ссуз и вуз — это исключения. Прочие инициальные аббревиатуры пишутся прописными буквами. Что касается ж/д, то это не аббревиатура, а графическое сокращение.
См. также: http://gramota.ru/spravka/letters/?rub=rubric_91
Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, как правильно писать сокращённую форму слова «железнодорожный»?
Очень часто встречаются надписи на маршрутках следующего характера: «ж.д.», «ж/д» или «ж-д», а какая из них правильная непонятно. Своими силами выяснить, к сожалению, не получается, поэтому на вас вся надежда.Заранее спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
«Русский орфографический словарь» РАН фиксирует два варианта сокращения слова железнодорожный: ж.-д. и ж/д. Сокращения от железная дорога: ж. д. и ж/д
Как правильно сократить слово «железнодорожный»: ж/д, ж-д, жд…?
Ответ справочной службы русского языка
Нормативны сокращения ж.-д. и ж/д
Добрый день, хранители русского языка. У меня два вопроса:
1. Как правильно сократить на письме словосочетание «железнодорожный вокзал»? ЖД вокзал? Ж/д вокзал?
2. Недавно подчинённый уверял меня, что верно писать «придти», а не «прийти». Я же думаю, что первого варианта вообще не существует. Проясните, пожалуйста.С уважением, Сергей
Ответ справочной службы русского языка
1. Возможны варианты: ж.-д. вокзал и ж/д вокзал.
2. Согласно действующим правилам правописания, принятым в 1956 году, верно только написание прийти, идти. Варианты придти, притти, итти можно встретить в книгах, вышедших в свет до 1956 года.
Подскажите, пожалуйста, как правильно писать сокращение ЖД-вокзал?
Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: ж/д вокзал, ж.-д. вокзал.
Ответьте, пожалуйста, очень срочно! В нашем городе есть ж/д-вокзалы Томск-1 и Томск-2. Каким будет такое написание привокзальных районов: Томск-1, Томск — 1, Томск 1?
Ответ справочной службы русского языка
Неизменяемое приложение, передаваемое на письме цифрами, присоединяется дефисом: Томск-1.
Здравствуйте!
Скажите, пожалуйста, как правильно в словосочетании «железнодорожная станция Селикатная» сократить слово «железнодорожная».
И нужен ли пробел в сочетании «кв.м».
Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Корректны сокращения ж.-д. и ж/д
Пробел нужен: кв. м
Скажите, пожалуйста, такое написание верно?
Ж/д и авиакассы
Коллега настаивает на таком варианте: ж/д и авиа- кассы.
Я категорически против
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: ж/д и авиакассы.
Еще вопросы:
1.перед % тоже ставится пробел — Вы мне разъяснили. как быть со словом 5%-ный? Ставить ли здесь пробел перед %? Ведь нового слова нет — это одно слово.
2. как сокращать железнодорожный6 жд, ж.-д., ж/д? Меня интересует пунктуация — нужны ли точки и пробелы. Слово ведь тоже одно, а не два, как и. о., к примеру.
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
1. Верно: _5%-ный_ (без пробелов). 2. Верно: _ж.-д._ и ж / д (без пробелов в обоих вариантах).
Насколько правильно воспринимать на слух объявление на ж/д вокзале города Твери: «Стоянка поезда — одну минуту».
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: _Стоянка поезда — одна минута_.
Подскажите, как правильно написать ж/д станции Серп и
М(м)олот и Нати или НАТИ. Огромное спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Пишется: _Серп и Молот, НАТИ_. В названиях железнодорожных станций все слова (кроме родовых обозначений: _станция, вокзал, платформа_) пишутся с прописной буквы. А _НАТИ_ — это аббревиатура.
Как правильно оформить в книге «ж/д «Москва-Санкт-Петербург»? Где тире, где дефис, можно ли только через дефис и нужны ли пробелы?
Ответ справочной службы русского языка
Возможно: _ж. д. Москва — Санкт-Петербург_ и _ж / д (косая черта без пробелов) Москва — Санкт-Петербург_ (между названиями городов тире с пробелами).
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Правописание наречий
Наречие – часть речи, вокруг которой в отечественном языкознании на протяжении последних трех веков идут непрекращающиеся дискуссии. Еще А. А. Барсов (1730–1791), автор первой «Российской грамматики», считал, что этимологический смысл термина «наречие» (по-латыни ADVERBUM – «предглаголие», от слова VERBUM – «глагол») не соответствует реальным функциям этой части речи в языке, ведь наречия употребляются также перед прилагательным и перед другими наречиями. Рассмотрите примеры:
КРАСИВО НАРИСОВАТЬ (наречие + глагол)
ОЧЕНЬ КРАСИВЫЙ (наречие + прилагательное)
ОЧЕНЬ ТРУДНО (наречие + наречие)
В XIX веке мнения ученых об этой части речи разделились более радикально. К. С. Аксаков и Ф. И. Буслаев считали, что такой части речи вообще не существует. Но А. А. Потебня «вернул» наречие в морфологию русского языка, а академик А. А. Шахматов даже считал, что наречие занимает центральное место в системе частей речи. Причина этих споров в том, что слова, которые принято называть наречиями, образуются из слов других частей речи (из существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов) и очень похожи на них. Рассмотрите несколько примеров:
-
наречие НАВСТРЕЧУ («плыть /куда?/ навстречу ветру») образовалось из сочетания предлога НА с существительным ВСТРЕЧУ («опаздывать на встречу с коллегой»);
-
наречие ПО-НАШЕМУ («все вышло /как?/ по-нашему») образовалось из сочетания предлога ПО и местоимения НАШЕМУ («по нашему делу»);
-
наречие КРАСИВО («говорить /как?/ красиво») очень похоже на краткое прилагательное КРАСИВО («вечернее море /каково?/ красиво»).
Иногда при переходе слова из какой-либо части речи в наречие оно полностью сохраняет свое написание. Так произошло с наречием КРАСИВО. Но бывает, что вновь образованное наречие меняет свой графический облик по сравнению с исходным словом или сочетанием слов: пишется через дефис (ПО-НАШЕМУ) или слитно (НАВСТРЕЧУ). Именно с этим связаны трудности при выборе правильного варианта написания наречий.
Слитное, дефисное и раздельное написание наречий зависит от того, как они образовались. Рассмотрим по порядку каждый из вариантов написания.
СЛИТНО наречия пишутся в шести случаях:
-
Если наречие образовалось сравнительно давно и в его составе есть не употребляемые ныне в литературном языке именные формы, например: ВДОВОЛЬ, ВДРЕБЕЗГИ, ВЗАПЕРТИ, ВОСВОЯСИ, ВПРИТЫК, ВРАСПЛОХ, ВТИХОМОЛКУ, ЗАПАНИБРАТА, ЗАПОДЛИЦО, НАСПЕХ, НАСТОРОЖЕ, НАТОЩАК, НЕВПОПАД, ОЗЕМЬ, СПОЗАРАНКУ и др. Иными словами, наречие ВДРЕБЕЗГИ пишется слитно, так как формы ДРЕБЕЗГИ в современном литературном языке нет.
-
Если наречие образовалось соединением приставки с другим наречием, например: ДОНЕЛЬЗЯ, ЗАДАРОМ, НАВСЕГДА, ПОСЛЕЗАВТРА, ПОВСЮДУ, ЗАРАНЕЕ и пр. Рассмотрим подробнее последнее слово: к наречию РАНЕЕ присоединяется приставка ЗА, и образуется более сложное наречие ЗАРАНЕЕ, которое, естественно, пишется слитно.
-
Если наречие образовалось благодаря соединению предлога с прилагательным. В образовании наречий могут участвовать и полные, и краткие формы. Полные прилагательные отвечают в именительном падеже на вопросы КАКОЙ?, КАКАЯ?, КАКОЕ?, КАКИЕ? Например, наречие из словосочетания СДЕЛАТЬ ВРУЧНУЮ образовалось благодаря слиянию предлога В с прилагательным РУЧНУЮ (в им. падеже – РУЧНОЙ). Подобным образом появились наречия ВПЛОТНУЮ, ВРАССЫПНУЮ, ВТЕМНУЮ, ВЧИСТУЮ и др. Краткие прилагательные отвечают в именительном падеже на вопросы КАКОВ?, КАКОВА?, КАКОВО? и КАКОВЫ? и имеют усеченные по сравнению с полными прилагательными окончания, сравните: ГОРЯЧ-АЯ (отвечает на вопрос КАКАЯ? – это полная форма) и ГОРЯЧ-А (отвечает на вопрос КАКОВА? – это краткая форма). Например, наречие, которое получилось благодаря слиянию предлога С и краткого прилагательного ГОРЯЧА, надо писать слитно. Подобным образом образовались наречия ВЛЕВО, ДОСУХА, ЗАМЕРТВО, ИЗДАЛЕКА, НАСКОРО, ПОНЕМНОГУ, ПОПУСТУ, ПОТИХОНЬКУ.
-
Если наречие образовалось благодаря соединению предлога с существительным, но между предлогом и существительным, из которых образовалось наречие, не может быть без изменения смысла вставлено определяющее прилагательное, местоимение, числительное или если к cyществительному не может быть поставлен падежный вопрос: ВДОБАВОК, ВБРОД, ВЛЕТ, ВНОВЬ, ВОИСТИНУ, ВОКРУГ, ВОСЛЕД, ВПЕРЕБОЙ, ВПЕРЕГИБ, ВПЛОТЬ, ВПОРУ (КОСТЮМ), ВОВРЕМЯ (ПРИЕХАТЬ), НАБОК (НАДЕТЬ ШЛЯПУ), НАВСТРЕЧУ, НАВЫЛЕТ, НАГОЛОВУ (РАЗБИТЬ), НАЗЛО, НАЗУБОК (ВЫУЧИТЬ), НАПЕРЕВЕС, НАПОЛОВИНУ, НАПЕРЕХВАТ, НАПОКАЗ, НАПОСЛЕДОК, НАПРИМЕР, НАПРОКАТ, НАРАСПЕВ, НАРЯДУ, НАСИЛУ, НАУДАЧУ, НАУТРО (ВЕРНУТЬСЯ), ПОДРЯД, ПОДЧАС и др. Это не относится к словам, которые образовались от существительных ВЕРХ, НИЗ, ПЕРЕД, ЗАД, ВЫСЬ, ДАЛЬ, ВЕК, НАЧАЛО и имеют пространственное или временное значение. Несмотря на возможность постановки перед некоторыми из них определяющего слова, они пишутся слитно, например: ВВЕРХ, ВВЕРХУ, КВЕРХУ, ДОВЕРХУ, НАВЕРХ, СВЕРХУ; ВНИЗ, ВНИЗУ, КНИЗУ, ДОНИЗУ, СНИЗУ; ВПЕРЕД, НАПЕРЕД; НАЗАД; ВВЫСЬ; ВДАЛЬ, ВДАЛИ, ИЗДАЛИ; ВВЕК, ВОВЕК, ВОВЕКИ, НАВЕК, НАВЕКИ; ВНАЧАЛЕ, СНАЧАЛА.
-
Если наречие образовалось благодаря соединению предлога с местоимением, например: ПОТОМУ, ЗАТЕМ, ОТТОГО, ПОЭТОМУ, СОВСЕМ, ВНИЧЬЮ. ВОВСЕ.
-
Если наречие образовалось благодаря соединению предлога В или НА с собирательными числительными. Числительные в русском языке делятся на три группы: количественные (например, ДВА, ПЯТЬ, ДЕСЯТЬ), порядковые (ВТОРОЙ, ПЯТЫЙ, ДЕСЯТЫЙ) и собирательные (ДВОЕ, ПЯТЕРО, ДЕСЯТЕРО). В соответствии с правилом слитно пишутся наречия, образованные только из числительных последней группы, например: ВДВОЕ, НАДВОЕ, ВШЕСТЕРО. Правописание наречий, образованных из числительных других типов, будет рассмотрено ниже.
Наречие пишется ЧЕРЕЗ ДЕФИС в четырех случаях.
-
Если оно образовано повторением одного и того же слова (например, БЫСТРО-БЫСТРО), той же основы (КРЕСТ-НАКРЕСТ) или синонимичных слов (ТИХО-МИРНО).
-
Если наречие образовано от полных прилагательных и местоимений, оканчивающихся на -ОМУ, -ЕМУ, -ЦКИ, -СКИ, -ЬИ с помощью приставки ПО, например: ПО-НОВОМУ, ПО-ВАШЕМУ, ПО-НЕМЕЦКИ, ПО-РУССКИ, ПО-ПТИЧЬИ.
-
Если наречие образовалось от порядкового числительного, имеющего на конце -ЫХ или -ИХ, с помощью приставки В или ВО, например: ВО-ВТОРЫХ, В-ПЯТЫХ.
-
Если наречие образовалось с помощью частиц, которые всегда пишутся через дефис: -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ-, -ТАКИ. Такие наречия называются неопределенными, например: КОГДА-ТО, КАК-НИБУДЬ, ВСЕ-ТАКИ, КОЕ-ГДЕ.
Наречия, которые пишутся раздельно, справедливее называть наречными сочетаниями, так как это сочетания слов, которые принадлежат другим частям речи и лишь приобрели некоторые признаки наречий. Возможно, пройдет какое-то время, и они превратятся в полноправные наречия и будут записаны в словаре через дефис или даже слитно, но сейчас такие слова только встали на путь превращения в наречия. Среди наречных сочетаний, пишущихся раздельно, можно выделить четыре группы.
-
К первой группе принадлежат сочетания существительных с различными предлогами, в которых существительное сохранило хотя бы некоторые падежные формы. Рассмотрите следующие примеры: НА КОРТОЧКИ, НА КОРТОЧКАХ; ЗА ГРАНИЦУ, ЗА ГРАНИЦЕЙ, ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ; НА ДОМ, НА ДОМУ; НА ПАМЯТЬ, ПО ПАМЯТИ; НА COВЕСТЬ, ПО СОВЕСТИ; НА РУКУ, НЕ С РУКИ; ПОД МЫШКАМИ, ПОД МЫШКИ, ПОД МЫШКОЙ, ПОД МЫШКУ, ИЗ-ПОД МЫШЕК; НА ПОРУКИ, НА ПОРУКАХ. Наречие – это неизменяемая часть речи: оно не склоняется и не спрягается. Но если слово имеет несколько падежных форм, то это не наречие и писать его надо с предлогом раздельно.
-
Вторая группа наречных сочетаний, которые пишутся отдельно, состоит из предлога, оканчивающегося на согласный звук, и существительного, начинающегося на гласный звук. Например: В ОБНИМКУ, В ОДИНОЧКУ, В ОТМЕСТКУ, В УПОР, В УГОДУ, БЕЗ УДЕРЖУ, БЕЗ УСТАЛИ и другие.
-
Третью группу составляют наречные сочетания, состоящие из двух повторяющихся существительных, иногда с предлогом между ними. Например: ЧЕСТЬ ЧЕСТЬЮ, ЧУДАК ЧУДАКОМ, БОК О БОК, С ГЛАЗУ НА ГЛАЗ, ДВЕРЬ В ДВЕРЬ.
-
Четвертая группа представляет из себя менее четко определенное множество сочетаний существительных с предлогами, которые употребляются в наречном значении или просто похожи на наречия, потому что отвечают на вопрос КАК?. Например: БЕЗ ВЕДОМА, БЕЗ ЗАПРОСА, БЕЗ ОГЛЯДКИ, БЕЗ ТОЛКУ, БЕЗ УСТАЛИ, В СТЕЛЬКУ, ДО ОТВАЛА, ДО СМЕРТИ, НА БЕГУ, НА ВИДУ, НА ГЛАЗОК, С РАЗБЕГУ, С ХОДУ и другие. Написания таких слов необходимо запоминать, а в случае сомнений обращаться за помощью к орфографическому словарю.
Необходимо запомнить слова-исключения, которые пишутся иначе, чем указано в правиле: В ОТКРЫТУЮ, НА-ГОРА, ПО-ЛАТЫНИ, ТОЧЬ-В-ТОЧЬ.
УПРАЖНЕНИЕ
Хомутов и телег немного, надо будет зимой все это завести и хорошо, и в_доволь. [А. А. Фет. Осенние хлопоты]
Одно ухо – из четырех – висело совсем по_собачьи. [Ю. Мамлеев. Конец света/Черное зеркало]
Мне хотелось бы вам оставить что-нибудь на_память. [А. С. Пушкин. Кирджали]
К выходу надо готовиться за_ранее (особенно, если много пассажиров). [Правила поведения в наземном транспорте]
Вслед за нею немец-лекарь, в чёрном кафтане и в учёном парике, вошёл, пощупал у Наташи пульс и объявил по_латыни, а потом и по-русски, что опасность миновалась. [А. С. Пушкин. Арап Петра Великого]
Стали они с Валюшей жить-поживать, и по_тихоньку до них стало доходить, что они напрочь чужие друг другу люди. [В. Шукшин. Жена мужа в Париж провожала]
Да, была тогда дисциплина, не то что сейчас, и работали на_совесть, сил не жалели.. [О. Глушкин. Последний рейс]
Мне сразу становится холодно, хотя одет я в теплую обезьянью дошку и меховую шапку, поверх которой натянут еще башлык–буденновка, и крест_накрест обвязан шерстяной шалью. [А. Чудаков. Ложится мгла на старые ступени]
Мне нужны деньги не после_завтра, а сегодня. [А. П. Чехов. Медведь]
Ему надоело каждый день собираться за_границу и уж хотелось домой, к себе в Новоселки. [А. П. Чехов. Расстройство компенсации]
За чашку вина платится в_пятеро, в_шестеро больше, чем в кабаке. [Ф. М. Достоевский. Записки из мертвого дома]
Нужно видеть мир по_новому. [Ю. Олеша. Записки писателя]
Катавшаяся по льду детвора бросилась в_рассыпную на берег, как воробьи. [Д. Мамин-Сибиряк. Дурной товарищ]
Звонит в парадное крыльцо: фигура аристократическая, костюм, взятый на_прокат, приличный. [В. Гиляровский. Москва и москвичи]
Связи прерваны, секрет на_всегда утерян… тайна – рождена! [А. Битов. Записки гоя]
Директор школы написал ему по_немецки пропуск в город, в штаб армии. [А. Н. Толстой. Странная история]
Все шлюпки разбило в_дребезги, в щепки, растрепало по небу и по морю последние остатки. [Б. Житков. Урок географии]
А мы ждали тебя до семи часов, потом решили, что ты не приедешь во_все. [А. П. Чехов. Калека]
Во_вторых было куда более важно, чем во_первых. [Э. Лимонов. У нас была Великая Эпоха]
Француз не имел таких денег и поехал во_свояси, несолоно хлебав. [В. Шукшин. Чужие]
По мостовой в_притык друг к другу, отливая лаком и оглашая ночь гомоном клаксонов и магнитол, медленно, в несколько рядов ползли бесконечные вереницы автомобилей диковинных иноземных пород. [С. Гандлевский. <НРЗБ>]
Со_всем недавно в центре Ленинграда, на Каменном острове, отправлявшиеся в школу ребята увидели утром двух бродивших под деревьями лосей. [И. Соколов-Микитов. Лоси]
Михаил Храбрый шел на_ряду с другими, как простой воин. [Н. М. Карамзин. Марфа Посадница]
Они все меж собой за_панибрата; платьем пообносились, так не узнаешь, кто капрал, кто генерал. [М. Н. Загоскин. Рославлев]
От этого он отвечает часто несвязно, иногда не_впопад, и мешающиеся в его голове предметы еще более увеличивают его робость. [Н. В. Гоголь. Невский проспект]
Живет мужик в_открытую, от людей не таится, худого другим не делает, а кому и помогает по своей силе-возможности. [П. П. Бажов. Круговой фонарь]
По_немногу ее усталая голова склонилась: бедная девушка не спала несколько ночей, не отходя от больного брата, и теперь слегка задремала. [В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе]
Вы не думайте, что он на_тощак, нет, он поутру фунта два калача смял да в полдень обедал, как полагается. [М. Горький. В людях]
Небось не за_даром пишешь, за деньги! [А. П. Чехов. На святках]
В глазах у него была тоска, а под_мышкой – шахматная доска. [В. Высоцкий. Об игре в шахматы]
У нас в столовой, на_пример, нет тараканов! [В. Высоцкий. Опять дельфины]
Население жило тихо_мирно. [Саша Черный. Солдатские сказки / Мирная война]
Она стучала по ним, и они отлетали, точь_в_точь как краска со старых манекенов. [Л. Улицкая. Путешествие в седьмую сторону света]
Различны их виды и образы, но корень благ по_всюду одинаков ибо природа себе неизменна нигде. [А. Н. Радищев. Положив непреоборимую преграду…]
– А что такое, по_вашему, любовь? – спросила девушка. [А. А. Фет. Кактус]
А? Кто вас подослал, кому это на_руку! [В. Высоцкий. Опять дельфины]
Во_истину останавливается кровь и отравляется мозг от одной мысли, что люди со столь преступными намерениями дышат одним воздухом и похожи на нас своим внешним образом. [Н. Эйдельман. Письмо царю]
Дело в диспансере, как и в любом другом учреждении, было поставлено до_нельзя рутинно и бессмысленно. [Л. Улицкая. Дочь Бухары]
Наконец_таки я буду бухгалтером! [А. П. Чехов. Из дневника помощника бухгалтера]
В ходе сборки многие детали приходилось переливать и перетачивать, пригонять, подчищать в_ручную. [А. Бек. Талант]
Отгуляли честь_честью, сколько достатку хватило. [П. П. Бажов. Круговой фонарь]
Когда еще государь был в Вильне, армия была разделена на_трое … [Л. Н. Толстой. Война и мир]
Когда они умирали, ему было горько и тяжко, а когда вырастали, то уходили от него, чтобы в_одиночку биться с тяжелою нуждой. [В. Г. Короленко. Сон Макара]
Иной обозник где_нибудь на выезде из завода прихватит барашка, да и ведет его потихоньку за своим возом. [П. П. Бажов. Васина гора]
Сидит Мальчиш у трубы на крыше, и видит Мальчиш, что скачет из_далека незнакомый всадник. [А. Гайдар. Сказка про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово]
Жизнь есть жизнь, и если какой-то вопрос никак не удается решить, человек живет с этим вопросом бок_о_бок. [В. Маканин. Сюр в Пролетарском районе]
Последовал приказ выдавать Хабарову в_добавок к жалованью по двести рублей в год. [И. А. Гончаров. Превратность судьбы]
Бабы громко ругались и толкали друг_друга кошелками. [Д. Хармс. Начало очень хорошего летнего дня]
Противники сыграли в_ничью. [А. Бек. Талант]
Те трое смотрели на нее в_упор, как можно смотреть лишь на свою знакомую. [Георгий Владимов. Все мы достойны большего]
Нужно почистить, потом обвалять в толченых сухарях и жарить до_суха, чтобы на зубах хрустели. [А. П. Чехов. Иванов]
В носу судна за_под_лицо заделан кубрик с двумя круглыми фрамугами, застекленными авиационным стеклом. [В. Астафьев. Царь-рыба]
Нередко того, что выставляется на_показ, как раз и нет на самом деле. [В. Постников. Почему у змеи такая длинная шея?]
Сидя высоко на сучке дерева, держа шишку в передних лапах, белки быстро_быстро выгрызают из неё семена, роняя вертящиеся в воздухе чешуйки, бросают на снег обгрызенный смолистый стержень. [И. Соколов-Микитов. Белки]
А дальше две куропатки, перевернувшись в воздухе через голову, за_мертво ударились о землю. [В. Бианки. Лесные были и небылицы]
Отец, в_отместку за переключение программы, рассказывал о космических пришельцах – самая ненавистная для матери тема. [А. Битов. Лес]
А я вот в_двое старше вас, а не могу разобраться в жизни. [А. Аверченко. Знаток женского сердца]
- Главная
- Общество
Анна МИЩИШИН
11 декабря 08:00
0
Фото: Иванов Алексей / УНИАН / ФБ Галина Шура
«Только вперед!»
Небольшое село Комарове над речкой Припять находится в десяти минутах езды от поселка Ратно на Волыни, к чьей общине оно принадлежит. До границы с Беларусью – километров 20. Как и все селения в глуши, Комарове понемногу вымирает… В местной школе осталось всего 57 детишек — здесь учатся до девятого класса. Местные вздыхают: скорее всего, заведению осталось работать недолго — уже со следующего года могут оставить только начальные классы, а там и вовсе, чего доброго, закроют… Содержать его общине не под силу.
Хотя школа в Комарове не пасет задних по уровню образования. Местные выпускники учатся в престижных вузах в Киеве и других областных центрах. А учительница украинского языка и литературы Галина Шура, которая работает в ней уже 36 лет, на днях второй раз стала победительницей радиодиктанта национального единства. На этот раз — единственной среди многочисленных участников, не допустившей ни одной ошибки.
«КП в Украине» связалась с победительницей.
— Галина Серапионовна, поздравляем с победой! Поделитесь, зачем вам, учителю украинского языка, сдался этот диктант? Вы не уверены в своих знаниях?
— Не то, что не уверена — хочется больше знать. Пишешь, что-то новое узнаешь, совершенствуешь полученные навыки, а что неизвестно — ищешь. Хочется писать — потому, что это шаг вперед. А мы же с детьми работаем, и нам нужно только вперед.
— Много сомнений было во время диктанта?
— На первый взгляд, он показался мне несложным. Но зная, что там будет и какое-то усложнение, в нескольких местах раздумывала — не сразу отправила.
— Что было самым сложным?
— Самой тяжелой была определенная конструкция во втором абзаце, которая выделялась тире. Автор читал, и на этом месте слово «проносилось» прозвучало громче… Уже в последние секунды поставила там восклицательный знак.
«Как жить в Украине, не зная родного языка?»
— Как нужно готовиться к диктанту, чтобы победить? Вы как готовились?
— Честно говоря, я не готовилась. Просто искала, кто такой Андрухович, чтобы с его стилем познакомиться. И уже потом, когда закончила писать, продолжила совершенствовать свои знания об авторе. А особенной подготовки не было.
— И как вам Андрухович? Нравится?
— Честно — не читала особо. Так, урывками — оттуда кусочек, оттуда. Слышала — современный, модерный, популярный… Но, знаете, в программе школы для изучения его нет. Получается, интересуешься, но в общих чертах.
— Галина, такая идеальная грамотность что-то дает в жизни? Так ли это необходимо в наш век, когда все ошибки в текстах автоматически исправляются?
— Быть грамотным — это не является чем-то плохим, это очень даже хорошо. И как жить в Украине, не зная своего родного языка? В первую очередь надо знать свой родной язык, в совершенстве знать. Хотя часов в школе у нас немного — уже английского больше по расписанию, а украинский сокращают… И английский, как международный язык, важен, но и родной важен. Если б увеличивали часы, то дети были бы грамотнее. Но не все дети гуманитарии и не всем легко идет язык.
— Может ли ваша победа в этом соревновании среди самых грамотных сегодня быть стимулом для детей?
— Да, это же пример. Я стараюсь писать с детьми и отправлять работы вместе, но сейчас из-за карантина и дистанционного обучения не сделали этого. Хотя дети из 8-го класса дома пытались, но не успевали записывать и забросили. В прошлые годы я писала со своими выпускниками, а в последнее время и дети не очень хотят, и эти ограничения выбивают из колеи. Если б были в школе, то писали бы, а дома я не могу их проверить и организовать.
— А как вы вообще этот диктант проходите? Знаю, некоторые записывают на диктофон, а потом еще раз слушают.
— Я записала за один раз, а что не успевала, дописывала при повторном чтении. Просто почерк вышел такой «карлючками» — потому, что спешила. Но потом села и спокойно переписала. Еще немного подумала, исправила и так отправила.
Джамала научила: «крымскотатарский» пишется слитно
— Вы уже не первый год пишите диктант…
— Я пишу уже лет шесть, но отправляю не всегда. В 2017 году тоже была победителем. Тогда мне прислали диплом за безупречное написание. После этого еще несколько раз писала. В прошлом году «короной» заболела и по состоянию здоровья не писала. А в этом году решила не пропускать. Это второй раз я победила, но первый, когда я единственная победительница. Есть диплом, две книги прислали интересные.
— На этот раз вы были уверены в своей победе?
— Нет, я не была уверена. Прошел период, можно было свериться с правильным текстом, а я как-то… Не то, что боялась, а думала просто: что будет, то будет. А раньше проверяла, это был стимул — я чего-то не знаю, значит, нужно посмотреть и запомнить. Когда был текст про Джамалу, я написала «крымскотатарский» через дефис, а нужно слитно. Это я на всю жизнь запомнила.
— Еще кто-то из вашего окружения пишет диктант? Может, родные или с учителями соревнуетесь в грамматике?
— Мама, ее уже год как нет, оставалась дома и радио слушала. И в день письменности тоже писала, пока еще видела. Я в школе, она — дома. Она не отправляла, дома я проверяла — даже не знала, что моя мама пишет так грамотно. Было несколько ошибок, но все равно такого я не ожидала от нее. Она библиотекарь. Но в последние годы перед пенсией работала совсем не по профессии — бухгалтером-кассиром…
— 75-летняя Кристина Гоянюк из Львова пишет диктанты уже 20 лет… Вы тоже не настроены бросать?
— Я по радио слышала о ней, в прошлом году тоже какую-то ошибку допустила. Думаю, что у меня получилось благодаря моей интуиции. Конечно, я каждый год буду писать диктант с детьми вместе. Все — дети хотят или нет, но будут!
— Как вообще проводите день радиодиктанта? Диктант и проверка много времени занимают, отпрашиваетесь с работы?
— Я ставлю в известность дирекцию, мне выделяют класс, и с желающими детьми из разных классов мы организовываемся и пишем. Дирекция помогает, не запрещает.
— К вам односельчане приходят с просьбами помочь правильно что-то написать, составить письмо?
— Если обращение, какие-то документы оформить — то да, были случаи, когда обращались.
Следующие диктанты Галина Шура обещает писать с учениками. Фото: facebook.com/НВК-с-Комарове-110528190434264/photos/pcb.468200538000359/468200474667032/
Ученик — на автомобиле, а учитель — на велосипеде
— Много ваших учеников являются призерами или победителями олимпиад?
— В последние годы нет. Школа маленькая — по пять-шесть детей в классе. Одна выпускница учится в Киево-Могилянской академии на журналиста — она и в конкурсах, и на олимпиадах призовые места занимала. Она уже взрослая. У каждого ребенка своя склонность. Не все гуманитарии, не все математики. Может, и от учителей зависит. Знаю по себе: если учителя любишь, то и предмет любишь.
— Какие проблемы сейчас есть в украинской школе?
— Если нашу школу брать… В этом году мы еще учимся, а что будет в следующем — не знаю… Когда организовалась Ратновская община, возник вопрос о понижении нашей школы до первой степени — должны остаться только начальные классы. А средние, с пятого по девятый, хотят возить в райцентр в семи километрах от нас. Нам сказали, что будут 28 детей возить, а нас закроют. Дорога очень плохая, грунтовая — по проекту это не дорога, а дамба, которая отделяла реку от села. Родители собирались и туда ездили, и сюда их вызывали — и на этот год отстояли школу. У нас новое большое помещение, и у общины нет денег на содержание полноценной школы. В дальнейшем, мы так думаем, хотят закрыть нас совсем. Мы сейчас боремся, отстаиваем свою школу. Наши выпускники учатся и в Киеве, и в Виннице, и в Тернополе в престижных вузах… Почему мы должны закрываться?
— Что нужно сделать, чтобы профессия учителя снова стала престижной?
— Ой, я даже не знаю… Если смотреть в селе — то нам немного легче, у нас есть домашнее хозяйство, и мы выживаем. Надо поднять зарплату — потому, что молодой специалист получает зарплату, на которую нельзя прожить. Это мы уже с опытом и надбавками имеем чуть больше. А молодой не пойдет. Поэтому, мне кажется, первое — это материальное обеспечение. Если будет это, то престиж поднимется, мы будем выглядеть более достойно в селе. Ученик ездит в Польшу и покупает автомобиль, а учитель или пешком идет на работу, или на велосипеде. Этот ученик подвозит меня и подсмеивается: «Вот, у меня за месяц столько, сколько у вас за год». У нас молодому специалисту платят шесть тысяч, а если у него меньше часов, то и шести не будет. Все упирается в материальный вопрос.
Подписывайтесь на нас в соц. сетях
Слитное и раздельное написание наречий зависит от того, от какой части речи они образованы с помощью приставки или представляют собой застывшую падежную форму слова с предлогом.
Рассмотрим, когда наречия пишутся слитно, раздельно или через дефис в связи с самостоятельными частями речи.
В русском языке наречие — это производная часть речи. Наречия возникли на базе слов других частей речи и их грамматических форм. В слитном и раздельном написании наречий прослеживается прямая связь с падежными формами существительных с предлогами, с прилагательными, местоимениями и числительными, от которых они были образованы.
Слитное написание наречий
Слитно пишутся наречия, в морфемном составе которых можно указать приставки.
1. Это, в первую очередь, наречия, образованные от слов этой же части речи приставочным способом:
- даром → задаром;
- всегда → навсегда;
- ныне → отныне;
- нельзя → донельзя;
- куда → откуда.
2. Укажем отрицательные наречия, образованные с помощью приставок не- и ни-:
- где → нигде;
- куда → некуда;
- зачем → незачем;
- как → никак.
3. Слитно пишутся относительные (вопросительные) наречия, образованные от местоимений:
- потому
- поэтому
- почему
- посему
- затем
Отличаем их в контексте от омонимичных словоформ местоимений с предлогами:
- по тому признаку;
- по этому пути;
- по чему пройти;
- за тем зданием.
Местоимения определяют слова с предметным значением, их можно опустить и предлог «по» окажется рядом с существительным. Наречие же примыкает к глаголу. Его невозможно изъять из предложения без искажения смысла высказывания.
Как пишутся наречия, образованные от числительных?
С приставками в-, на- пишутся слитно наречия, образованные от числительных:
- двое → вдвое;
- трое → втроем;
- двое → надвое.
Но если наречие имеет суффикс -их, то оно пишется раздельно :
- разделить на троих;
- работать за двоих
Наречия, образованные от числительных, пишутся раздельно с «по»:
- идти по одному;
- стояли по двое;
- собирались по трое.
Предложные сочетания, образованные повторением числительных, пишем раздельно с предлогами:
- остаться один на один;
- выступить трое на трое.
Правописание наречий, образованных от прилагательных
Эта группа наречий в большинстве случаев пишется слитно с приставками.
1. От полных прилагательных, имеющих приставки, образуем наречия с помощью суффикса -о:
- успешный → безуспешный → безуспешно
- этапный → поэтапный → поэтапно;
- сменный → посменный → посменно.
Такие слова напишем слитно с приставками, которые достались им от производящего прилагательного.
2. Большая группа наречий образована от полных форм прилагательных с помощью приставки и суффикса -ую:
- подчистую съесть;
- впустую потратить время;
- вхолостую работать;
- врассыпную разбежаться;
- врукопашную бороться.
Исключение: на мировую, на боковую, на попятную.
Слово «в открытую» пишется раздельно, так как предлог обозначен согласным, а корень слова начинается с гласного.
3. Пишутся слитно наречия, образованные из предлогов и кратких форм прилагательных:
- прийти затемно;
- сделать запросто;
- пойти влево;
- издавна жить;
- сгоряча отругать;
- вернуться налегке;
- донага раздеться
Слитное написание наречий, образованных от существительных
Наибольшую трудность в правописании наречий представляют слова, образованные от существительных и их падежных форм. Производные наречия пишутся то слитно, то раздельно. К тому же в русском языке имеются омонимичные формы существительных, которые с предлогами пишутся только раздельно. Созвучные им наречия, напротив, зачастую пишутся слитно.
Рассмотрим случаи слитного написания наречий. Определим, как их отличить от падежных форм существительных с предлогами.
1. Слитно пишутся наречия, в составе которых имеются слова, не употребляющиеся в современном языке:
дотла, вкупе, воочию, вдребезги, наизусть, наотмашь, невдомёк, натощак, навзничь, навзрыд, невзначай и пр.
2. С любыми приставками пишутся слитно наречия, образованные от существительных с пространственно-временным значением:
верх, низ, перед, зад, высь, даль, начало, конец, ширь, глубь, век.
Понаблюдаем:
- вверх взлететь;
- увидеть внизу;
- наконец вспомнил;
- ввек не забудешь;
- навеки запомни.
Запомним раздельное написание слов: на веки вечные, на века, от века, на веку.
Но если у похожей по звучанию лексемы есть определяющее слово, то это падежная форма существительного с предлогом.
Рыба нырнула вглубь. — Мальчик опустил ложку в глубь банки.
Сначала стоит позвонить ей. — С начала лета не было ни одного дождя.
Между предлогом и существительным можно вставить прилагательное или местоимение:
- в самую глубь банки;
- с этого начала лета.
В словосочетании «всматриваться, вглядываться (во что?) в даль» слово «в даль» пишется раздельно с предлогом.
3. Пишутся слитно наречия с приставками о-, от-, к-, из-/-ис-:
- оземь ударить
- обок поместить
- отроду не знать (но от роду пять лет)
- отчасти прав
- кряду
- кстати
- изнутри
- исстари
Запомним раздельное написание слов: к спеху, не к спеху, к месту, не к месту.
Правила слитного написания | Примеры | Исключения |
---|---|---|
Наречия, в составе которых есть неиспользуемые в современной речи существительные | невдомёк, вкупе, впросак, насмарку | |
Если к существительному в составе наречия нельзя поставить вопрос или вставить между предлогом и существительным определяющее слово | вволю, отчасти, наотрез | на-гора (технический термин), на выучку, на выручку, на вырост |
Наречия, образованные от существительных со значением времени или пространства | сверху, навеки, вконец | |
Наречия, образованные от полных прилагательных с помощью приставок в-, на-, за- | напрямую, вручную, зачастую, наверное | в открытую, на попятную, на мировую, на боковую + если прилагательное начинается с гласной |
Наречия, образованные от сочетания предлога с кратким прилагательным | налегке, запросто, понапрасну | |
Наречия, образованные с помощью приставок в, на от собирательных числительных | вдвое, натрое, впятеро | |
Наречия, образованные сочетанием предлога и местоимения | почему, вничью, вовсю | |
Наречия, образованные сочетанием приставки и наречия | извне, насквозь, напротив | до завтра, под утро, на сегодня, на нет, на авось, на ура |
Наречия, образованные сочетанием предлога в, корня пол- и родительного падежа существительного | вполсилы, вполголоса, вполоборота | в пол-лица, в пол-яблока, в пол-яйца |
Наречия на -о пишутся с не- слитно, если к слову можно подобрать синоним. | нелегко (трудно), невесело (грустно) | |
Наречия пишутся с не-, если приставка находится под ударением. | некуда, незачем, нехотя |
Раздельное написание наречий
1. Раздельно пишутся наречия, образованные от существительных с предлогами без, до, с (со), под, за, независимо от того, существует ли отдельно это слово в современном языке.
Примеры:
- без спросу взять;
- нужно до зарезу
- понять с лёту;
- пошла под гору;
- говорить за глаза.
Слитно пишутся слова сплеча, снаружи, сроду, спросонок, замуж (ем), заподлицо, запанибрата и пр.
2. Раздельно пишем наречие, если предлог оканчивается на согласную, а существительное начинается с гласной:
- в одиночку действовать;
- в общем охарактеризовать;
- в охапку схватить;
- в отместку сделать.
3. Если существительное сохранило падежную форму, то с предлогами в, на, по наречие пишется раздельно:
- это мне на руку;
- оставить на память;
- выполнить по совести;
- взять на поруки
и пр.
4. Наречия, образованные сочетанием предлогов в, на и формы предложного падежа существительных, оканчивающихся на -ах/-ях, пишутся раздельно:
- закричать в сердцах;
- бродить в потёмках (но впотьмах);
- весь день на ногах;
- быть на побегушках;
- расположить в головах
и пр.
Наречия впросонках, второпях, вгорячах, впопыхах, впотьмах пишутся слитно, так как в отдельности нет таких существительных в современном языке.
Если между предлогом и существительным можно вставить определяющее слово, это признак раздельного написания наречий:
- сделать в срок (в кратчайший срок);
- спросить на ходу (на полном ходу);
- задуматься на миг (на один миг);
- посолить в меру (в полную меру).
Следует иметь в виду, что раздельно пишутся только те наречия, значение которых не изменяется при введении определяющего слова.
Сравним:
- вконец устал — в конец дороги;
- разбить наголову — надеть на голову.
Правила раздельного написания | Примеры | Исключения |
---|---|---|
Если существительное в составе наречия сохранило падежные формы | в тупик — в тупике — из тупика, на запятки — на запятках, без ведома — с ведома, без толку — с толком | наизнанку (с изнанки), наспех (не к спеху), поодиночке (в одиночку) |
Если между предлогом и существительным можно вставить определяющее слово | на скаку (на всем скаку), в спешке (в страшной спешке), в рост (в полный рост) | |
Если у существительного есть зависимое слово | в начале повести, во время отпуска, в конце спектакля | |
Если существительное в составе наречия употребляется в переносном смысле | след в след, в конце концов | |
Наречия, образованные сочетанием предлогов и существительных, которые начинаются на гласную | в обхват, под уклон, в аккурат | |
Наречия, образованные сочетанием предлога по с числительными | по одному, по двое, по трое | |
Если местоимение согласуется с существительным | во весь рост, по этому пути | |
Наречия, образованные сочетанием предлогов без, до, с, под и существительных | до отвала, под стать, с ходу, без просыпу | дотла, донизу, доверху, сроду, сдуру, сплеча, подряд, подчас |
Наречия, образованные сочетанием предлогов в, на и существительных с окончанием -ах (-ях) | в потемках, в ногах, на рысях | вгорячах, впопыхах, впотьмах, второпях |
Правописание наречий через дефис
Прочтем правила написания дефиса в наречиях и сведем их в таблицу.
Правила дефисного написания | Примеры | Исключения |
---|---|---|
Наречия с приставкой по-, которые оканчиваются на -ому (-ему), -и (-ски, -цки, -ки, -ьи) | по-доброму, по-хорошему, по-английски, по-заячьи | поэтому, потому, посему, по одному |
Наречия, образованные при помощи приставки в- (во-) от порядковых числительных | во-первых, в-пятых, в-третьих | |
Наречия, образованные соединением двух однокоренных или синонимичных слов | чуть-чуть, тихо-смирно, точь-в-точь |
Вывод
Слитное и раздельное написание наречий напрямую связано с теми частями речи, от которых они были образованы.
Важно установить производящее слово и выяснить, предлог или приставка имеется в составе наречия. Многие наречия пишутся традиционно слитно или раздельно, даже если не существует таких самостоятельных слов в современном русском языке. Их написание запоминаем или справляемся в случае затруднений в словаре.