Плавно неторопливый как пишется через дефис или нет

Всего найдено: 30 добрый день! возник спор - является ли тем более вводным словосочетанием и нужно ли его выделять запятыми?

Всего найдено: 30

Добрый день! Возник спор — является ли «тем более» вводным словосочетанием и нужно ли его выделять запятыми? Предложение: «Топ-менеджеры Olympus не единожды официально отрицали, что компания планирует делать какие-либо полнокадровые и ТЕМ БОЛЕЕ среднеформатные камеры»

Ответ справочной службы русского языка

Как правило, слова тем более не являются вводными, запятые не нужны. Редкие исключения встречаются в художественной литературе.

Добрый день. Корректна ли фраза «разработка веб-, мобильных и десктоп приложений»? Смущает «веб-» как первая часть сложного слова с дефисом в данном контексте (перечисление).

Ответ справочной службы русского языка

Верно: разработка веб-, мобильных и десктоп-приложений.

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, нужен ли в слове «стоп-слово» дефис, и какое правило это регулирует? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Дефис нужен. Сложные слова с первой неизменяемой частью пишутся через дефис.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста. Такие слова, как фри-спины, джек-пот пишутся через дефис, слитно или через тире. У нас возник спор, один человек утверждает, что слитно, другой что через тире.

Ответ справочной службы русского языка

Пишется слитно джекпот. Написание фри(?)спин не регламентировано словарями, однако есть аналогичное топ-спин, следовательно, возможно дефисное написание по аналогии.

Здравствуйте. Как пишется слово «стоп линии» в данном предложении «За пересечение стоп линии предусмотрен штраф». Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: стоп-линии.

Здравствуйте. Склоняется ли топ-? «Водянову вытеснили из топ-1-» или «из топа-10»?

Ответ справочной службы русского языка

В данном случае не склоняется: вытеснили из «топ-10″.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, допустим ли вариант «могут» в данном предложении и почему: «Кто, как не сами покупатели автомобилей, владельцы и топ-менеджеры компаний, может/могут лучше рассказать о своём пути к лизингу?» Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Сказуемое согласуется со словом кто и поэтому ставится в форме единственного числа: кто… может.

Уважаемая Грамота, как правильно: «Топ-4 новогодних салатА» или «Топ-4 новогодних салатОВ»? Когда -5, -10, -100 — окончания одинаковые, согласуются ли последующие слова с «топ» или с числом, а в этом случае непонятно. Если можно, ответьте побыстрее. Nel

Ответ справочной службы русского языка

Грамматически корректно: топ-4(5, 10, 100) новогодних салатов. Однако лучше написать:  четыре лучших новогодних салата, пять лучших новогодних салатов.

Здравствуйте! Я прошерстила интернет, но ответа на свой вопрос не нашла, потому последняя надежда на вас. Скажите, правильно ли употреблять слово «топ» в связке с «самый», например: топ-10 самых богатых людей, топ-100 самых высоких зданий и проч. Не заложено ли в слове «топ» уже значение самый? Получается, верно писать топ-10 богатых людей — то бишь 10 самых богатых. Я права? Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Такое употребление корректно: Топ-10 самых высоких зданий = 10 наиболее высоких из большего числа самых высоких.

Подскажите, пожалуйста, как правильно писать «топ»?

Предприятие вошло в ТОП-15…
Предприятие вошло в Топ-15…
Предприятие вошло в топ-15…

Большое спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Верен третий вариант.

Склоняется ли топ-10? В топе-10 или в топ-10?

Ответ справочной службы русского языка

Склонять не нужно: в топ-10.

Здравствуйте, уважаемая редакция!

Подскажите, пожалуйста, как корректно написать слово «стоп(-)моуш(е)н» (метод покадровой анимации) — через дефис или в два слова? Понимаю, что в русском языке такого слова, наверное, нет…

Дело в том, что в Интернете в разных источниках приводится разное написание как на русском, так и на английском языке. «Стоп-моушн», «стоп-моушен», «стоп моушн» равно как и «stop motion», stop-motion».

Ответ справочной службы русского языка

По-русски это слово можно написать как стоп-моушен.

Здравствуйте. Подскажите, как правильно пишется ТОП-10 (выдачи поисковых систем). Вообще любой ТОП. И можно ли его склонять?

Ответ справочной службы русского языка

Орфографически верно: топ-10 (как сложное слово) и топ десять (как сочетание слов).

Здравствуйте, как правильнее писать ТОП сайты или ТОП сайтов?

Спасибо,
Роман

Ответ справочной службы русского языка

Эти слова различаются по значению: топ-сайты – это сайты, лучшие по какому-то признаку (занимающие первые строчки в рейтинге), а топ сайтов – сам рейтинг, список лучших сайтов.

Уважаемая Грамота!

Ответьте, пожалуйста, на два вопроса:
1) Какой знак препинания стоит ставить после обращения в переписке с клиентами по e-mail — запятую или восклицательный знак? Например,

Уважаемый Иван!
Спасибо за Ваш звонок в Службу поддержки …

или

Уважаемый Иван,
Спасобо за Ваш звонок в Службу поддержки …

2) На веб-сайтах иногда можно увидеть слова «топ музыка», «топ исполнители» и т.п., например: «У нас можно скачать топ фильмы знаменитых российских режиссеров». Стоит ли в данном случае использовать дефис между словами «топ» и «фильмы» (топ-фильмы) или это два самостоятельных слова? Стоит ли также использовать дефис в следующих словах:
топ музыка (топ-музыка?)
топ артисты (топ-артисты?)
топ исполнители (топ-исполнители?)
топ альбомы (топ-альбомы?)
топ песни (топ-песни?)

Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

1. Лучше ставить восклицательный знак. Если ставите запятую, следующее слово нужно писать с маленькой буквы.  2. Первая часть сложных слов топ- пишется через дефис: топ-музыка, топ-артисты.

Всего найдено: 15

Поясните, пожалуйста, расхождение в ваших ответах. Почему мы пишем ЖК-монитор, но не ЖД-вокзал? ответ 1: Добрый день! Мы уверены, что написание ЖК-монитор или ЖК-телевизор правильное. Но не можем найти норму языка, которая указывает на принципы написания таких слов. Помогите, пожалуйста, ссылкой на правило. Ответ справочной службы русского языка Правило простое: пишутся через дефис сложные слова с первой частью – буквенной или звуковой аббревиатурой. См.: Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2006 (и более поздние издания). ответ 2: Подскажите, пожалуйста, как правильно писать сокращение ЖД-вокзал? Спасибо! Ответ справочной службы русского языка Правильно: ж/д вокзал, ж.-д. вокзал.

Ответ справочной службы русского языка

Расхождения в ответах нет. Слова ЖК-монитор и ЖК-телевизор закрепились в русском языке и были зафиксированы «Русским орфографическим словарем» (см. словарную фиксацию). Аббревиатура ЖД не является общепринятой, т. к. в языке давно употребляются сокращения ж.-д. и ж/д.

Здравствуйте! Подскажите, как правильно сократить слово «железнодорожный»? Ж/д тоннель, ж.-д. тоннель или как-то по-другому? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Общепринятые сокращения слова железнодорожный – ж.-д. и ж/д, поэтому оба варианта, которые Вы привели, верны.

Здравствуйте. Было когда то село Коломенское. Понятно. Нет его сейчас, но есть музей-заповедник КоломенскОЕ. Почему? Откуда я родом, до 30-х годов прошлого века — была станица Прохладная. Затем дают статус города. По сей день он город ПрохладнЫЙ. А вот ж/д станция — «Прохладная». Аналогично в Москве — станция метро КоломенскАЯ. Проезд Коломенский, улица Коломенская. Три года живу в Москве, но никто не может дать разумного ответа. Всё сводится — «не парься». Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Не вполне ясно, что Вас удивляет. Географические названия, выраженные прилагательными, согласуются с существительными, т. е. принимают форму того же рода, числа, падежа: станица (женский род) Прохладная, станция (женский род) Прохладная, но город (мужской род) Прохладный; улица (женский род) Коломенская, станция (женский род) «Коломенская», но проезд (мужской род) Коломенский. Что касается музея-заповедника, то его название Коломенское объясняется, тем, что когда-то на его месте было село (средний род) Коломенское.

Здравствуйте, почему сокращения СМИ, ОАО и другие похожие пишутся прописными, а ссузы, вузы, ж/д — строчными?

Ответ справочной службы русского языка

Аббревиатуры ссуз и вуз — это исключения. Прочие инициальные аббревиатуры пишутся прописными буквами. Что касается ж/д, то это не аббревиатура, а графическое сокращение.

См. также: http://gramota.ru/spravka/letters/?rub=rubric_91

Здравствуйте!

Подскажите, пожалуйста, как правильно писать сокращённую форму слова «железнодорожный»?
Очень часто встречаются надписи на маршрутках следующего характера: «ж.д.», «ж/д» или «ж-д», а какая из них правильная непонятно. Своими силами выяснить, к сожалению, не получается, поэтому на вас вся надежда.

Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

«Русский орфографический словарь» РАН фиксирует два варианта сокращения слова железнодорожный: ж.-д. и ж/д. Сокращения от железная дорога: ж. д. и ж/д

Как правильно сократить слово «железнодорожный»: ж/д, ж-д, жд…?

Ответ справочной службы русского языка

Нормативны сокращения ж.-д. и ж/д

Добрый день, хранители русского языка. У меня два вопроса:
1. Как правильно сократить на письме словосочетание «железнодорожный вокзал»? ЖД вокзал? Ж/д вокзал?
2. Недавно подчинённый уверял меня, что верно писать «придти», а не «прийти». Я же думаю, что первого варианта вообще не существует. Проясните, пожалуйста.

С уважением, Сергей

Ответ справочной службы русского языка

1. Возможны варианты: ж.-д. вокзал и ж/д вокзал.

2. Согласно действующим правилам правописания, принятым в 1956 году, верно только написание прийти, идти. Варианты придти, притти, итти можно встретить в книгах, вышедших в свет до 1956 года. 

Подскажите, пожалуйста, как правильно писать сокращение ЖД-вокзал?
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: ж/д вокзал, ж.-д. вокзал.

Ответьте, пожалуйста, очень срочно! В нашем городе есть ж/д-вокзалы Томск-1 и Томск-2. Каким будет такое написание привокзальных районов: Томск-1, Томск — 1, Томск 1?

Ответ справочной службы русского языка

Неизменяемое приложение, передаваемое на письме цифрами, присоединяется дефисом: Томск-1.

Здравствуйте!
Скажите, пожалуйста, как правильно в словосочетании «железнодорожная станция Селикатная» сократить слово «железнодорожная».
И нужен ли пробел в сочетании «кв.м».
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Корректны сокращения ж.-д. и ж/д

Пробел нужен: кв. м

Скажите, пожалуйста, такое написание верно?
Ж/д и авиакассы
Коллега настаивает на таком варианте: ж/д и авиа- кассы.
Я категорически против

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: ж/д и авиакассы.

Еще вопросы:
1.перед % тоже ставится пробел — Вы мне разъяснили. как быть со словом 5%-ный? Ставить ли здесь пробел перед %? Ведь нового слова нет — это одно слово.
2. как сокращать железнодорожный6 жд, ж.-д., ж/д? Меня интересует пунктуация — нужны ли точки и пробелы. Слово ведь тоже одно, а не два, как и. о., к примеру.
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

1. Верно: _5%-ный_ (без пробелов). 2. Верно: _ж.-д._ и ж / д (без пробелов в обоих вариантах).

Насколько правильно воспринимать на слух объявление на ж/д вокзале города Твери: «Стоянка поезда — одну минуту».

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _Стоянка поезда — одна минута_.

Подскажите, как правильно написать ж/д станции Серп и
М(м)олот и Нати или НАТИ. Огромное спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Пишется: _Серп и Молот, НАТИ_. В названиях железнодорожных станций все слова (кроме родовых обозначений: _станция, вокзал, платформа_) пишутся с прописной буквы. А _НАТИ_ — это аббревиатура.

Как правильно оформить в книге «ж/д «Москва-Санкт-Петербург»? Где тире, где дефис, можно ли только через дефис и нужны ли пробелы?

Ответ справочной службы русского языка

Возможно: _ж. д. Москва — Санкт-Петербург_ и _ж / д (косая черта без пробелов) Москва — Санкт-Петербург_ (между названиями городов тире с пробелами).

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Правописание наречий

Наречие – часть речи, вокруг которой в отечественном языкознании на протяжении последних трех веков идут непрекращающиеся дискуссии. Еще А. А. Барсов (1730–1791), автор первой «Российской грамматики», считал, что этимологический смысл термина «наречие» (по-латыни ADVERBUM – «предглаголие», от слова VERBUM – «глагол») не соответствует реальным функциям этой части речи в языке, ведь наречия употребляются также перед прилагательным и перед другими наречиями. Рассмотрите примеры:

КРАСИВО НАРИСОВАТЬ (наречие + глагол)

ОЧЕНЬ КРАСИВЫЙ (наречие + прилагательное)

ОЧЕНЬ ТРУДНО (наречие + наречие)

В XIX веке мнения ученых об этой части речи разделились более радикально. К. С. Аксаков и Ф. И. Буслаев считали, что такой части речи вообще не существует. Но А. А. Потебня «вернул» наречие в морфологию русского языка, а академик А. А. Шахматов даже считал, что наречие занимает центральное место в системе частей речи. Причина этих споров в том, что слова, которые принято называть наречиями, образуются из слов других частей речи (из существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов) и очень похожи на них. Рассмотрите несколько примеров:

  • наречие НАВСТРЕЧУ («плыть /куда?/ навстречу ветру») образовалось из сочетания предлога НА с существительным ВСТРЕЧУ («опаздывать на встречу с коллегой»);

  • наречие ПО-НАШЕМУ («все вышло /как?/ по-нашему») образовалось из сочетания предлога ПО и местоимения НАШЕМУ («по нашему делу»);

  • наречие КРАСИВО («говорить /как?/ красиво») очень похоже на краткое прилагательное КРАСИВО («вечернее море /каково?/ красиво»).

Иногда при переходе слова из какой-либо части речи в наречие оно полностью сохраняет свое написание. Так произошло с наречием КРАСИВО. Но бывает, что вновь образованное наречие меняет свой графический облик по сравнению с исходным словом или сочетанием слов: пишется через дефис (ПО-НАШЕМУ) или слитно (НАВСТРЕЧУ). Именно с этим связаны трудности при выборе правильного варианта написания наречий.

Слитное, дефисное и раздельное написание наречий зависит от того, как они образовались. Рассмотрим по порядку каждый из вариантов написания.

СЛИТНО наречия пишутся в шести случаях:

  1. Если наречие образовалось сравнительно давно и в его составе есть не употребляемые ныне в литературном языке именные формы, например: ВДОВОЛЬ, ВДРЕБЕЗГИ, ВЗАПЕРТИ, ВОСВОЯСИ, ВПРИТЫК, ВРАСПЛОХ, ВТИХОМОЛКУ, ЗАПАНИБРАТА, ЗАПОДЛИЦО, НАСПЕХ, НАСТОРОЖЕ, НАТОЩАК, НЕВПОПАД, ОЗЕМЬ, СПОЗАРАНКУ и др. Иными словами, наречие ВДРЕБЕЗГИ пишется слитно, так как формы ДРЕБЕЗГИ в современном литературном языке нет.

  2. Если наречие образовалось соединением приставки с другим наречием, например: ДОНЕЛЬЗЯ, ЗАДАРОМ, НАВСЕГДА, ПОСЛЕЗАВТРА, ПОВСЮДУ, ЗАРАНЕЕ и пр. Рассмотрим подробнее последнее слово: к наречию РАНЕЕ присоединяется приставка ЗА, и образуется более сложное наречие ЗАРАНЕЕ, которое, естественно, пишется слитно.

  3. Если наречие образовалось благодаря соединению предлога с прилагательным. В образовании наречий могут участвовать и полные, и краткие формы. Полные прилагательные отвечают в именительном падеже на вопросы КАКОЙ?, КАКАЯ?, КАКОЕ?, КАКИЕ? Например, наречие из словосочетания СДЕЛАТЬ ВРУЧНУЮ образовалось благодаря слиянию предлога В с прилагательным РУЧНУЮ (в им. падеже – РУЧНОЙ). Подобным образом появились наречия ВПЛОТНУЮ, ВРАССЫПНУЮ, ВТЕМНУЮ, ВЧИСТУЮ и др. Краткие прилагательные отвечают в именительном падеже на вопросы КАКОВ?, КАКОВА?, КАКОВО? и КАКОВЫ? и имеют усеченные по сравнению с полными прилагательными окончания, сравните: ГОРЯЧ-АЯ (отвечает на вопрос КАКАЯ? – это полная форма) и ГОРЯЧ-А (отвечает на вопрос КАКОВА? – это краткая форма). Например, наречие, которое получилось благодаря слиянию предлога С и краткого прилагательного ГОРЯЧА, надо писать слитно. Подобным образом образовались наречия ВЛЕВО, ДОСУХА, ЗАМЕРТВО, ИЗДАЛЕКА, НАСКОРО, ПОНЕМНОГУ, ПОПУСТУ, ПОТИХОНЬКУ.

  4. Если наречие образовалось благодаря соединению предлога с существительным, но между предлогом и существительным, из которых образовалось наречие, не может быть без изменения смысла вставлено определяющее прилагательное, местоимение, числительное или если к cyществительному не может быть поставлен падежный вопрос: ВДОБАВОК, ВБРОД, ВЛЕТ, ВНОВЬ, ВОИСТИНУ, ВОКРУГ, ВОСЛЕД, ВПЕРЕБОЙ, ВПЕРЕГИБ, ВПЛОТЬ, ВПОРУ (КОСТЮМ), ВОВРЕМЯ (ПРИЕХАТЬ), НАБОК (НАДЕТЬ ШЛЯПУ), НАВСТРЕЧУ, НАВЫЛЕТ, НАГОЛОВУ (РАЗБИТЬ), НАЗЛО, НАЗУБОК (ВЫУЧИТЬ), НАПЕРЕВЕС, НАПОЛОВИНУ, НАПЕРЕХВАТ, НАПОКАЗ, НАПОСЛЕДОК, НАПРИМЕР, НАПРОКАТ, НАРАСПЕВ, НАРЯДУ, НАСИЛУ, НАУДАЧУ, НАУТРО (ВЕРНУТЬСЯ), ПОДРЯД, ПОДЧАС и др. Это не относится к словам, которые образовались от существительных ВЕРХ, НИЗ, ПЕРЕД, ЗАД, ВЫСЬ, ДАЛЬ, ВЕК, НАЧАЛО и имеют пространственное или временное значение. Несмотря на возможность постановки перед некоторыми из них определяющего слова, они пишутся слитно, например: ВВЕРХ, ВВЕРХУ, КВЕРХУ, ДОВЕРХУ, НАВЕРХ, СВЕРХУ; ВНИЗ, ВНИЗУ, КНИЗУ, ДОНИЗУ, СНИЗУ; ВПЕРЕД, НАПЕРЕД; НАЗАД; ВВЫСЬ; ВДАЛЬ, ВДАЛИ, ИЗДАЛИ; ВВЕК, ВОВЕК, ВОВЕКИ, НАВЕК, НАВЕКИ; ВНАЧАЛЕ, СНАЧАЛА.

  5. Если наречие образовалось благодаря соединению предлога с местоимением, например: ПОТОМУ, ЗАТЕМ, ОТТОГО, ПОЭТОМУ, СОВСЕМ, ВНИЧЬЮ. ВОВСЕ.

  6. Если наречие образовалось благодаря соединению предлога В или НА с собирательными числительными. Числительные в русском языке делятся на три группы: количественные (например, ДВА, ПЯТЬ, ДЕСЯТЬ), порядковые (ВТОРОЙ, ПЯТЫЙ, ДЕСЯТЫЙ) и собирательные (ДВОЕ, ПЯТЕРО, ДЕСЯТЕРО). В соответствии с правилом слитно пишутся наречия, образованные только из числительных последней группы, например: ВДВОЕ, НАДВОЕ, ВШЕСТЕРО. Правописание наречий, образованных из числительных других типов, будет рассмотрено ниже.

Наречие пишется ЧЕРЕЗ ДЕФИС в четырех случаях.

  1. Если оно образовано повторением одного и того же слова (например, БЫСТРО-БЫСТРО), той же основы (КРЕСТ-НАКРЕСТ) или синонимичных слов (ТИХО-МИРНО).

  2. Если наречие образовано от полных прилагательных и местоимений, оканчивающихся на -ОМУ, -ЕМУ, -ЦКИ, -СКИ, -ЬИ с помощью приставки ПО, например: ПО-НОВОМУ, ПО-ВАШЕМУ, ПО-НЕМЕЦКИ, ПО-РУССКИ, ПО-ПТИЧЬИ.

  3. Если наречие образовалось от порядкового числительного, имеющего на конце -ЫХ или -ИХ, с помощью приставки В или ВО, например: ВО-ВТОРЫХ, В-ПЯТЫХ.

  4. Если наречие образовалось с помощью частиц, которые всегда пишутся через дефис: -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ-, -ТАКИ. Такие наречия называются неопределенными, например: КОГДА-ТО, КАК-НИБУДЬ, ВСЕ-ТАКИ, КОЕ-ГДЕ.

Наречия, которые пишутся раздельно, справедливее называть наречными сочетаниями, так как это сочетания слов, которые принадлежат другим частям речи и лишь приобрели некоторые признаки наречий. Возможно, пройдет какое-то время, и они превратятся в полноправные наречия и будут записаны в словаре через дефис или даже слитно, но сейчас такие слова только встали на путь превращения в наречия. Среди наречных сочетаний, пишущихся раздельно, можно выделить четыре группы.

  1. К первой группе принадлежат сочетания существительных с различными предлогами, в которых существительное сохранило хотя бы некоторые падежные формы. Рассмотрите следующие примеры: НА КОРТОЧКИ, НА КОРТОЧКАХ; ЗА ГРАНИЦУ, ЗА ГРАНИЦЕЙ, ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ; НА ДОМ, НА ДОМУ; НА ПАМЯТЬ, ПО ПАМЯТИ; НА COВЕСТЬ, ПО СОВЕСТИ; НА РУКУ, НЕ С РУКИ; ПОД МЫШКАМИ, ПОД МЫШКИ, ПОД МЫШКОЙ, ПОД МЫШКУ, ИЗ-ПОД МЫШЕК; НА ПОРУКИ, НА ПОРУКАХ. Наречие – это неизменяемая часть речи: оно не склоняется и не спрягается. Но если слово имеет несколько падежных форм, то это не наречие и писать его надо с предлогом раздельно.

  2. Вторая группа наречных сочетаний, которые пишутся отдельно, состоит из предлога, оканчивающегося на согласный звук, и существительного, начинающегося на гласный звук. Например: В ОБНИМКУ, В ОДИНОЧКУ, В ОТМЕСТКУ, В УПОР, В УГОДУ, БЕЗ УДЕРЖУ, БЕЗ УСТАЛИ и другие.

  3. Третью группу составляют наречные сочетания, состоящие из двух повторяющихся существительных, иногда с предлогом между ними. Например: ЧЕСТЬ ЧЕСТЬЮ, ЧУДАК ЧУДАКОМ, БОК О БОК, С ГЛАЗУ НА ГЛАЗ, ДВЕРЬ В ДВЕРЬ.

  4. Четвертая группа представляет из себя менее четко определенное множество сочетаний существительных с предлогами, которые употребляются в наречном значении или просто похожи на наречия, потому что отвечают на вопрос КАК?. Например: БЕЗ ВЕДОМА, БЕЗ ЗАПРОСА, БЕЗ ОГЛЯДКИ, БЕЗ ТОЛКУ, БЕЗ УСТАЛИ, В СТЕЛЬКУ, ДО ОТВАЛА, ДО СМЕРТИ, НА БЕГУ, НА ВИДУ, НА ГЛАЗОК, С РАЗБЕГУ, С ХОДУ и другие. Написания таких слов необходимо запоминать, а в случае сомнений обращаться за помощью к орфографическому словарю.

Необходимо запомнить слова-исключения, которые пишутся иначе, чем указано в правиле: В ОТКРЫТУЮ, НА-ГОРА, ПО-ЛАТЫНИ, ТОЧЬ-В-ТОЧЬ.

УПРАЖНЕНИЕ

Хомутов и телег немного, надо будет зимой все это завести и хорошо, и в_доволь. [А. А. Фет. Осенние хлопоты]

Одно ухо – из четырех – висело совсем по_собачьи. [Ю. Мамлеев. Конец света/Черное зеркало]

Мне хотелось бы вам оставить что-нибудь на_память. [А. С. Пушкин. Кирджали]

К выходу надо готовиться за_ранее (особенно, если много пассажиров). [Правила поведения в наземном транспорте]

Вслед за нею немец-лекарь, в чёрном кафтане и в учёном парике, вошёл, пощупал у Наташи пульс и объявил по_латыни, а потом и по-русски, что опасность миновалась. [А. С. Пушкин. Арап Петра Великого]

Стали они с Валюшей жить-поживать, и по_тихоньку до них стало доходить, что они напрочь чужие друг другу люди. [В. Шукшин. Жена мужа в Париж провожала]

Да, была тогда дисциплина, не то что сейчас, и работали на_совесть, сил не жалели.. [О. Глушкин. Последний рейс]

Мне сразу становится холодно, хотя одет я в теплую обезьянью дошку и меховую шапку, поверх которой натянут еще башлык–буденновка, и крест_накрест обвязан шерстяной шалью. [А. Чудаков. Ложится мгла на старые ступени]

Мне нужны деньги не после_завтра, а сегодня. [А. П. Чехов. Медведь]

Ему надоело каждый день собираться за_границу и уж хотелось домой, к себе в Новоселки. [А. П. Чехов. Расстройство компенсации]

За чашку вина платится в_пятеро, в_шестеро больше, чем в кабаке. [Ф. М. Достоевский. Записки из мертвого дома]

Нужно видеть мир по_новому. [Ю. Олеша. Записки писателя]

Катавшаяся по льду детвора бросилась в_рассыпную на берег, как воробьи. [Д. Мамин-Сибиряк. Дурной товарищ]

Звонит в парадное крыльцо: фигура аристократическая, костюм, взятый на_прокат, приличный. [В. Гиляровский. Москва и москвичи]

Связи прерваны, секрет на_всегда утерян… тайна – рождена! [А. Битов. Записки гоя]

Директор школы написал ему по_немецки пропуск в город, в штаб армии. [А. Н. Толстой. Странная история]

Все шлюпки разбило в_дребезги, в щепки, растрепало по небу и по морю последние остатки. [Б. Житков. Урок географии]

А мы ждали тебя до семи часов, потом решили, что ты не приедешь во_все. [А. П. Чехов. Калека]

Во_вторых было куда более важно, чем во_первых. [Э. Лимонов. У нас была Великая Эпоха]

Француз не имел таких денег и поехал во_свояси, несолоно хлебав. [В. Шукшин. Чужие]

По мостовой в_притык друг к другу, отливая лаком и оглашая ночь гомоном клаксонов и магнитол, медленно, в несколько рядов ползли бесконечные вереницы автомобилей диковинных иноземных пород. [С. Гандлевский. <НРЗБ>]

Со_всем недавно в центре Ленинграда, на Каменном острове, отправлявшиеся в школу ребята увидели утром двух бродивших под деревьями лосей. [И. Соколов-Микитов. Лоси]

Михаил Храбрый шел на_ряду с другими, как простой воин. [Н. М. Карамзин. Марфа Посадница]

Они все меж собой за_панибрата; платьем пообносились, так не узнаешь, кто капрал, кто генерал. [М. Н. Загоскин. Рославлев]

От этого он отвечает часто несвязно, иногда не_впопад, и мешающиеся в его голове предметы еще более увеличивают его робость. [Н. В. Гоголь. Невский проспект]

Живет мужик в_открытую, от людей не таится, худого другим не делает, а кому и помогает по своей силе-возможности. [П. П. Бажов. Круговой фонарь]

По_немногу ее усталая голова склонилась: бедная девушка не спала несколько ночей, не отходя от больного брата, и теперь слегка задремала. [В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе]

Вы не думайте, что он на_тощак, нет, он поутру фунта два калача смял да в полдень обедал, как полагается. [М. Горький. В людях]

Небось не за_даром пишешь, за деньги! [А. П. Чехов. На святках]

В глазах у него была тоска, а под_мышкой – шахматная доска. [В. Высоцкий. Об игре в шахматы]

У нас в столовой, на_пример, нет тараканов! [В. Высоцкий. Опять дельфины]

Население жило тихо_мирно. [Саша Черный. Солдатские сказки / Мирная война]

Она стучала по ним, и они отлетали, точь_в_точь как краска со старых манекенов. [Л. Улицкая. Путешествие в седьмую сторону света]

Различны их виды и образы, но корень благ по_всюду одинаков ибо природа себе неизменна нигде. [А. Н. Радищев. Положив непреоборимую преграду…]

– А что такое, по_вашему, любовь? – спросила девушка. [А. А. Фет. Кактус]

А? Кто вас подослал, кому это на_руку! [В. Высоцкий. Опять дельфины]

Во_истину останавливается кровь и отравляется мозг от одной мысли, что люди со столь преступными намерениями дышат одним воздухом и похожи на нас своим внешним образом. [Н. Эйдельман. Письмо царю]

Дело в диспансере, как и в любом другом учреждении, было поставлено до_нельзя рутинно и бессмысленно. [Л. Улицкая. Дочь Бухары]

Наконец_таки я буду бухгалтером! [А. П. Чехов. Из дневника помощника бухгалтера]

В ходе сборки многие детали приходилось переливать и перетачивать, пригонять, подчищать в_ручную. [А. Бек. Талант]

Отгуляли честь_честью, сколько достатку хватило. [П. П. Бажов. Круговой фонарь]

Когда еще государь был в Вильне, армия была разделена на_трое … [Л. Н. Толстой. Война и мир]

Когда они умирали, ему было горько и тяжко, а когда вырастали, то уходили от него, чтобы в_одиночку биться с тяжелою нуждой. [В. Г. Короленко. Сон Макара]

Иной обозник где_нибудь на выезде из завода прихватит барашка, да и ведет его потихоньку за своим возом. [П. П. Бажов. Васина гора]

Сидит Мальчиш у трубы на крыше, и видит Мальчиш, что скачет из_далека незнакомый всадник. [А. Гайдар. Сказка про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово]

Жизнь есть жизнь, и если какой-то вопрос никак не удается решить, человек живет с этим вопросом бок_о_бок. [В. Маканин. Сюр в Пролетарском районе]

Последовал приказ выдавать Хабарову в_добавок к жалованью по двести рублей в год. [И. А. Гончаров. Превратность судьбы]

Бабы громко ругались и толкали друг_друга кошелками. [Д. Хармс. Начало очень хорошего летнего дня]

Противники сыграли в_ничью. [А. Бек. Талант]

Те трое смотрели на нее в_упор, как можно смотреть лишь на свою знакомую. [Георгий Владимов. Все мы достойны большего]

Нужно почистить, потом обвалять в толченых сухарях и жарить до_суха, чтобы на зубах хрустели. [А. П. Чехов. Иванов]

В носу судна за_под_лицо заделан кубрик с двумя круглыми фрамугами, застекленными авиационным стеклом. [В. Астафьев. Царь-рыба]

Нередко того, что выставляется на_показ, как раз и нет на самом деле. [В. Постников. Почему у змеи такая длинная шея?]

Сидя высоко на сучке дерева, держа шишку в передних лапах, белки быстро_быстро выгрызают из неё семена, роняя вертящиеся в воздухе чешуйки, бросают на снег обгрызенный смолистый стержень. [И. Соколов-Микитов. Белки]

А дальше две куропатки, перевернувшись в воздухе через голову, за_мертво ударились о землю. [В. Бианки. Лесные были и небылицы]

Отец, в_отместку за переключение программы, рассказывал о космических пришельцах – самая ненавистная для матери тема. [А. Битов. Лес]

А я вот в_двое старше вас, а не могу разобраться в жизни. [А. Аверченко. Знаток женского сердца]

  • Главная
  • Общество

Анна МИЩИШИН

11 декабря 08:00
0

Самая грамотная жительница страны: Кто такой Андрухович - узнала перед радиодиктантом

Фото: Иванов Алексей / УНИАН / ФБ Галина Шура

«Только вперед!»

Небольшое село Комарове над речкой Припять находится в десяти минутах езды от поселка Ратно на Волыни, к чьей общине оно принадлежит. До границы с Беларусью – километров 20. Как и все селения в глуши, Комарове понемногу вымирает… В местной школе осталось всего 57 детишек — здесь учатся до девятого класса. Местные вздыхают: скорее всего, заведению осталось работать недолго — уже со следующего года могут оставить только начальные классы, а там и вовсе, чего доброго, закроют… Содержать его общине не под силу.

Хотя школа в Комарове не пасет задних по уровню образования. Местные выпускники учатся в престижных вузах в Киеве и других областных центрах. А учительница украинского языка и литературы Галина Шура, которая работает в ней уже 36 лет, на днях второй раз стала победительницей радиодиктанта национального единства. На этот раз — единственной среди многочисленных участников, не допустившей ни одной ошибки.

«КП в Украине» связалась с победительницей.

— Галина Серапионовна, поздравляем с победой! Поделитесь, зачем вам, учителю украинского языка, сдался этот диктант? Вы не уверены в своих знаниях?

— Не то, что не уверена — хочется больше знать. Пишешь, что-то новое узнаешь, совершенствуешь полученные навыки, а что неизвестно — ищешь. Хочется писать — потому, что это шаг вперед. А мы же с детьми работаем, и нам нужно только вперед.

— Много сомнений было во время диктанта?

— На первый взгляд, он показался мне несложным. Но зная, что там будет и какое-то усложнение, в нескольких местах раздумывала — не сразу отправила.

— Что было самым сложным?

— Самой тяжелой была определенная конструкция во втором абзаце, которая выделялась тире. Автор читал, и на этом месте слово «проносилось» прозвучало громче… Уже в последние секунды поставила там восклицательный знак.

«Как жить в Украине, не зная родного языка?»

— Как нужно готовиться к диктанту, чтобы победить? Вы как готовились? 

— Честно говоря, я не готовилась. Просто искала, кто такой Андрухович, чтобы с его стилем познакомиться. И уже потом, когда закончила писать, продолжила совершенствовать свои знания об авторе. А особенной подготовки не было.

— И как вам Андрухович? Нравится?

— Честно — не читала особо. Так, урывками — оттуда кусочек, оттуда. Слышала — современный, модерный, популярный… Но, знаете, в программе школы для изучения его нет. Получается, интересуешься, но в общих чертах.

— Галина, такая идеальная грамотность что-то дает в жизни? Так ли это необходимо в наш век, когда все ошибки в текстах автоматически исправляются?

— Быть грамотным — это не является чем-то плохим, это очень даже хорошо. И как жить в Украине, не зная своего родного языка? В первую очередь надо знать свой родной язык, в совершенстве знать. Хотя часов в школе у нас немного — уже английского больше по расписанию, а украинский сокращают… И английский, как международный язык, важен, но и родной важен. Если б увеличивали часы, то дети были бы грамотнее. Но не все дети гуманитарии и не всем легко идет язык.

— Может ли ваша победа в этом соревновании среди самых грамотных сегодня быть стимулом для детей?

— Да, это же пример. Я стараюсь писать с детьми и отправлять работы вместе, но сейчас из-за карантина и дистанционного обучения не сделали этого. Хотя дети из 8-го класса дома пытались, но не успевали записывать и забросили. В прошлые годы я писала со своими выпускниками, а в последнее время и дети не очень хотят, и эти ограничения выбивают из колеи. Если б были в школе, то писали бы, а дома я не могу их проверить и организовать.

— А как вы вообще этот диктант проходите? Знаю, некоторые записывают на диктофон, а потом еще раз слушают.

— Я записала за один раз, а что не успевала, дописывала при повторном чтении. Просто почерк вышел такой «карлючками» — потому, что спешила. Но потом села и спокойно переписала. Еще немного подумала, исправила и так отправила.

Джамала научила: «крымскотатарский» пишется слитно

— Вы уже не первый год пишите диктант…

— Я пишу уже лет шесть, но отправляю не всегда. В 2017 году тоже была победителем. Тогда мне прислали диплом за безупречное написание. После этого еще несколько раз писала. В прошлом году «короной» заболела и по состоянию здоровья не писала. А в этом году решила не пропускать. Это второй раз я победила, но первый, когда я единственная победительница. Есть диплом, две книги прислали интересные.

— На этот раз вы были уверены в своей победе?

— Нет, я не была уверена. Прошел период, можно было свериться с правильным текстом, а я как-то… Не то, что боялась, а думала просто: что будет, то будет. А раньше проверяла, это был стимул — я чего-то не знаю, значит, нужно посмотреть и запомнить. Когда был текст про Джамалу, я написала «крымскотатарский» через дефис, а нужно слитно. Это я на всю жизнь запомнила.

— Еще кто-то из вашего окружения пишет диктант? Может, родные или с учителями соревнуетесь в грамматике?

— Мама, ее уже год как нет, оставалась дома и радио слушала. И в день письменности тоже писала, пока еще видела. Я в школе, она — дома. Она не отправляла, дома я проверяла —   даже не знала, что моя мама пишет так грамотно. Было несколько ошибок, но все равно такого я не ожидала от нее. Она библиотекарь. Но в последние годы перед пенсией работала совсем не по профессии — бухгалтером-кассиром…

— 75-летняя Кристина Гоянюк из Львова пишет диктанты уже 20 лет… Вы тоже не настроены бросать?  

— Я по радио слышала о ней, в прошлом году тоже какую-то ошибку допустила. Думаю, что у меня получилось благодаря моей интуиции. Конечно, я каждый год буду писать диктант с детьми вместе. Все — дети хотят или нет, но будут!

— Как вообще проводите день радиодиктанта? Диктант и проверка много времени занимают, отпрашиваетесь с работы?  

— Я ставлю в известность дирекцию, мне выделяют класс, и с желающими детьми из разных классов мы организовываемся и пишем. Дирекция помогает, не запрещает.

— К вам односельчане приходят с просьбами помочь правильно что-то написать, составить письмо?  

— Если обращение, какие-то документы оформить — то да, были случаи, когда обращались.

Следующие диктанты Галина Шура обещает писать с учениками. Фото: facebook.com/НВК-с-Комарове-110528190434264/photos/pcb.468200538000359/468200474667032/

Следующие диктанты Галина Шура обещает писать с учениками. Фото: facebook.com/НВК-с-Комарове-110528190434264/photos/pcb.468200538000359/468200474667032/

Ученик — на автомобиле, а учитель — на велосипеде

— Много ваших учеников являются призерами или победителями олимпиад?  

— В последние годы нет. Школа маленькая — по пять-шесть детей в классе. Одна выпускница учится в Киево-Могилянской академии на журналиста — она и в конкурсах, и на олимпиадах призовые места занимала. Она уже взрослая. У каждого ребенка своя склонность. Не все гуманитарии, не все математики. Может, и от учителей зависит. Знаю по себе: если учителя любишь, то и предмет любишь.

— Какие проблемы сейчас есть в украинской школе?

— Если нашу школу брать… В этом году мы еще учимся, а что будет в следующем — не знаю… Когда организовалась Ратновская община, возник вопрос о понижении нашей школы до первой степени — должны остаться только начальные классы. А средние, с пятого по девятый, хотят возить в райцентр в семи километрах от нас. Нам сказали, что будут 28 детей возить, а нас закроют. Дорога очень плохая, грунтовая — по проекту это не дорога, а дамба, которая отделяла реку от села. Родители собирались и туда ездили, и сюда их вызывали — и на этот год отстояли школу. У нас новое большое помещение, и у общины нет денег на содержание полноценной школы. В дальнейшем, мы так думаем, хотят закрыть нас совсем. Мы сейчас боремся, отстаиваем свою школу. Наши выпускники учатся и в Киеве, и в Виннице, и в Тернополе в престижных вузах… Почему мы должны закрываться?

— Что нужно сделать, чтобы профессия учителя снова стала престижной?

— Ой, я даже не знаю… Если смотреть в селе — то нам немного легче, у нас есть домашнее хозяйство, и мы выживаем. Надо поднять зарплату — потому, что молодой специалист получает зарплату, на которую нельзя прожить. Это мы уже с опытом и надбавками имеем чуть больше. А молодой не пойдет. Поэтому, мне кажется, первое — это материальное обеспечение. Если будет это, то престиж поднимется, мы будем выглядеть более достойно в селе. Ученик ездит в Польшу и покупает автомобиль, а учитель или пешком идет на работу, или на велосипеде. Этот ученик подвозит меня и подсмеивается: «Вот, у меня за месяц столько, сколько у вас за год». У нас молодому специалисту платят шесть тысяч, а если у него меньше часов, то и шести не будет. Все упирается в материальный вопрос.

Подписывайтесь на нас в соц. сетях

Слитное и раз­дель­ное напи­са­ние наре­чий зави­сит от того, от какой части речи они обра­зо­ва­ны с помо­щью при­став­ки или пред­став­ля­ют собой застыв­шую падеж­ную фор­му сло­ва с предлогом.

Рассмотрим, когда наре­чия пишут­ся слит­но, раз­дель­но или через дефис в свя­зи с само­сто­я­тель­ны­ми частя­ми речи.

В рус­ском язы­ке наре­чие — это про­из­вод­ная часть речи. Наречия воз­ник­ли на базе слов дру­гих частей речи и их грам­ма­ти­че­ских форм. В слит­ном и раз­дель­ном напи­са­нии наре­чий про­сле­жи­ва­ет­ся пря­мая связь с падеж­ны­ми фор­ма­ми суще­стви­тель­ных с пред­ло­га­ми, с при­ла­га­тель­ны­ми, место­име­ни­я­ми и чис­ли­тель­ны­ми, от кото­рых они были образованы.

Слитное написание наречий

Слитно пишут­ся наре­чия, в мор­фем­ном соста­ве кото­рых мож­но ука­зать приставки.

1. Это, в первую оче­редь, наре­чия, обра­зо­ван­ные от слов этой же части речи при­ста­воч­ным спо­со­бом:

  • даром → задаром;
  • все­гда → навсе­гда;
  • ныне → отныне;
  • нель­зя → донель­зя;
  • куда → откуда.

2. Укажем отри­ца­тель­ные наре­чия, обра­зо­ван­ные с помо­щью при­ста­вок не- и ни-:

  • где → нигде;
  • куда → некуда;
  • зачем → незачем;
  • как → никак.

3. Слитно пишут­ся отно­си­тель­ные (вопро­си­тель­ные) наре­чия, обра­зо­ван­ные от местоимений:

  • пото­му
  • поэто­му
  • поче­му
  • посе­му
  • затем

Отличаем их в кон­тек­сте от омо­ни­мич­ных сло­во­форм место­име­ний с предлогами:

  • по тому признаку;
  • по это­му пути;
  • по чему пройти;
  • за тем зданием.

Местоимения опре­де­ля­ют сло­ва с пред­мет­ным зна­че­ни­ем, их мож­но опу­стить и пред­лог «по» ока­жет­ся рядом с суще­стви­тель­ным. Наречие же при­мы­ка­ет к гла­го­лу. Его невоз­мож­но изъ­ять из пред­ло­же­ния без иска­же­ния смыс­ла высказывания.

Как пишутся наречия, образованные от числительных?

С при­став­ка­ми в-, на- пишут­ся слит­но наре­чия, обра­зо­ван­ные от числительных:

  • двое → вдвое;
  • трое → втроем;
  • двое → надвое.

Но если наре­чие име­ет суф­фикс -их, то оно пишет­ся раздельно :

  • раз­де­лить на троих;
  • рабо­тать за двоих

Наречия, обра­зо­ван­ные от чис­ли­тель­ных, пишут­ся раз­дель­но с «по»:

  • идти по одному;
  • сто­я­ли по двое;
  • соби­ра­лись по трое.

Предложные соче­та­ния, обра­зо­ван­ные повто­ре­ни­ем чис­ли­тель­ных, пишем раз­дель­но с предлогами:

  • остать­ся один на один;
  • высту­пить трое на трое.

Правописание наречий, образованных от прилагательных

Эта груп­па наре­чий в боль­шин­стве слу­ча­ев пишет­ся слит­но с приставками.

1. От пол­ных при­ла­га­тель­ных, име­ю­щих при­став­ки, обра­зу­ем наре­чия с помо­щью суф­фик­са :

  • успеш­ный → безуспеш­ный → без­успешно
  • этап­ный → поэтап­ный → поэтапно;
  • смен­ный → посмен­ный → посменно.

Такие сло­ва напи­шем слит­но с при­став­ка­ми, кото­рые доста­лись им от про­из­во­дя­ще­го прилагательного.

2. Большая груп­па наре­чий обра­зо­ва­на от пол­ных форм при­ла­га­тель­ных с помо­щью при­став­ки и суф­фик­са -ую:

  • под­чи­стую съесть;
  • впу­стую потра­тить время;
  • вхо­ло­стую работать;
  • врас­сып­ную разбежаться;
  • вру­ко­паш­ную бороться.

Исключение: на миро­вую, на боко­вую, на попятную.

Слово «в откры­тую» пишет­ся раз­дель­но, так как пред­лог обо­зна­чен соглас­ным, а корень сло­ва начи­на­ет­ся с гласного.

3. Пишутся слит­но наре­чия, обра­зо­ван­ные из пред­ло­гов и крат­ких форм прилагательных:

  • прий­ти затемно;
  • сде­лать запросто;
  • пой­ти влево;
  • издав­на жить;
  • сго­ря­ча отругать;
  • вер­нуть­ся налегке;
  • дона­га раздеться

Слитное написание наречий, образованных от существительных

Наибольшую труд­ность в пра­во­пи­са­нии наре­чий пред­став­ля­ют сло­ва, обра­зо­ван­ные от суще­стви­тель­ных и их падеж­ных форм. Производные наре­чия пишут­ся то слит­но, то раз­дель­но. К тому же в рус­ском язы­ке име­ют­ся омо­ни­мич­ные фор­мы суще­стви­тель­ных, кото­рые с пред­ло­га­ми пишут­ся толь­ко раз­дель­но. Созвучные им наре­чия, напро­тив, зача­стую пишут­ся слитно.

Рассмотрим слу­чаи слит­но­го напи­са­ния наре­чий. Определим, как их отли­чить от падеж­ных форм суще­стви­тель­ных с предлогами.

1. Слитно пишут­ся наре­чия, в соста­ве кото­рых име­ют­ся сло­ва, не упо­треб­ля­ю­щи­е­ся в совре­мен­ном языке:

дотла, вку­пе, воочию, вдре­без­ги, наизусть, наот­машь, невдо­мёк, нато­щак, навз­ничь, навзрыд, невзна­чай и пр.

2. С любы­ми при­став­ка­ми пишут­ся слит­но наре­чия, обра­зо­ван­ные от суще­стви­тель­ных с пространственно-временным значением:

верх, низ, перед, зад, высь, даль, нача­ло, конец, ширь, глубь, век.

Понаблюдаем:

  • вверх взле­теть;
  • уви­деть внизу;
  • нако­нец вспомнил;
  • ввек не забудешь;
  • наве­ки запомни.

Запомним раз­дель­ное напи­са­ние слов: на веки веч­ные, на века, от века, на веку.

Но если у похо­жей по зву­ча­нию лек­се­мы есть опре­де­ля­ю­щее сло­во, то это падеж­ная фор­ма суще­стви­тель­но­го с предлогом.

Рыба ныр­ну­ла вглубь. — Мальчик опу­стил лож­ку в глубь бан­ки.

Сначала сто­ит позво­нить ей. — С нача­ла лета не было ни одно­го дождя.

Между пред­ло­гом и суще­стви­тель­ным мож­но вста­вить при­ла­га­тель­ное или местоимение:

  • в самую глубь банки;
  • с это­го нача­ла лета.

В сло­во­со­че­та­нии «всмат­ри­вать­ся, вгля­ды­вать­ся (во что?) в даль» сло­во «в даль» пишет­ся раз­дель­но с предлогом.

3. Пишутся слит­но наре­чия с при­став­ка­ми о-, от-, к-, из-/-ис-:

  • оземь уда­рить
  • обок поме­стить
  • отро­ду не знать (но от роду пять лет)
  • отча­сти прав
  • кря­ду
  • кста­ти
  • изнут­ри
  • исста­ри

Запомним раз­дель­ное напи­са­ние слов: к спе­ху, не к спе­ху, к месту, не к месту.

Правила слит­но­го напи­са­ния Примеры Исключения
Наречия, в соста­ве кото­рых есть неис­поль­зу­е­мые в совре­мен­ной речи существительные невдо­мёк, вку­пе, впро­сак, насмарку
Если к суще­стви­тель­но­му в соста­ве наре­чия нель­зя поста­вить вопрос или вста­вить меж­ду пред­ло­гом и суще­стви­тель­ным опре­де­ля­ю­щее слово вво­лю, отча­сти, наотрез на-гора (тех­ни­че­ский тер­мин), на выуч­ку, на выруч­ку, на вырост
Наречия, обра­зо­ван­ные от суще­стви­тель­ных со зна­че­ни­ем вре­ме­ни или пространства свер­ху, наве­ки, вконец
Наречия, обра­зо­ван­ные от пол­ных при­ла­га­тель­ных с помо­щью при­ста­вок в-, на-, за- напря­мую, вруч­ную, зача­стую, наверное в откры­тую, на попят­ную, на миро­вую, на боковую

+ если при­ла­га­тель­ное начи­на­ет­ся с гласной

Наречия, обра­зо­ван­ные от соче­та­ния пред­ло­га с крат­ким прилагательным налег­ке, запро­сто, понапрасну
Наречия, обра­зо­ван­ные с помо­щью при­ста­вок в, на от соби­ра­тель­ных числительных вдвое, натрое, впятеро
Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­га и местоимения поче­му, вни­чью, вовсю
Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем при­став­ки и наречия извне, насквозь, напротив до зав­тра, под утро, на сего­дня, на нет, на авось, на ура
Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­га в, кор­ня пол- и роди­тель­но­го паде­жа существительного впол­си­лы, впол­го­ло­са, вполоборота в пол-лица, в пол-яблока, в пол-яйца
Наречия на пишут­ся с не- слит­но, если к сло­ву мож­но подо­брать синоним. нелег­ко (труд­но), неве­се­ло (груст­но)
Наречия пишут­ся с не-, если при­став­ка нахо­дит­ся под ударением. неку­да, неза­чем, нехотя

Раздельное написание наречий

1. Раздельно пишут­ся наре­чия, обра­зо­ван­ные от суще­стви­тель­ных с пред­ло­га­ми без, до, с (со), под, за, неза­ви­си­мо от того, суще­ству­ет ли отдель­но это сло­во в совре­мен­ном языке.

Примеры:

  • без спро­су взять;
  • нуж­но до зарезу
  • понять с лёту;
  • пошла под гору;
  • гово­рить за глаза.

Слитно пишут­ся сло­ва спле­ча, сна­ру­жи, сро­ду, спро­со­нок, замуж (ем), запод­ли­цо, запа­ни­бра­та и пр.

2. Раздельно пишем наре­чие, если пред­лог окан­чи­ва­ет­ся на соглас­ную, а суще­стви­тель­ное начи­на­ет­ся с гласной:

  • в оди­ноч­ку действовать;
  • в общем охарактеризовать;
  • в охап­ку схватить;
  • в отмест­ку сделать.

3. Если суще­стви­тель­ное сохра­ни­ло падеж­ную фор­му, то с пред­ло­га­ми в, на, по наре­чие пишет­ся раздельно:

  • это мне на руку;
  • оста­вить на память;
  • выпол­нить по совести;
  • взять на поруки

и пр.

4. Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­гов в, на и фор­мы пред­лож­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных, окан­чи­ва­ю­щих­ся на -ах/-ях, пишут­ся раздельно:

  • закри­чать в сердцах;
  • бро­дить в потём­ках (но впотьмах);
  • весь день на ногах;
  • быть на побегушках;
  • рас­по­ло­жить в головах

и пр.

Наречия впро­сон­ках, вто­ро­пях, вго­ря­чах, впо­пы­хах, впотьмах пишут­ся слит­но, так как в отдель­но­сти нет таких суще­стви­тель­ных в совре­мен­ном языке.

Если меж­ду пред­ло­гом и суще­стви­тель­ным мож­но вста­вить опре­де­ля­ю­щее сло­во, это при­знак раз­дель­но­го напи­са­ния наречий:

  • сде­лать в срок (в крат­чай­ший срок);
  • спро­сить на ходу (на пол­ном ходу);
  • заду­мать­ся на миг (на один миг);
  • посо­лить в меру (в пол­ную меру).

Следует иметь в виду, что раз­дель­но пишут­ся толь­ко те наре­чия, зна­че­ние кото­рых не изме­ня­ет­ся при вве­де­нии опре­де­ля­ю­ще­го слова.

Сравним:

  • вко­нец устал — в конец дороги;
  • раз­бить наго­ло­ву — надеть на голову.
Правила раз­дель­но­го напи­са­ния Примеры Исключения
Если суще­стви­тель­ное в соста­ве наре­чия сохра­ни­ло падеж­ные формы в тупик — в тупи­ке — из тупи­ка, на запят­ки — на запят­ках, без ведо­ма — с ведо­ма, без тол­ку — с толком наизнан­ку
(с изнанки),
наспех
(не к спеху),
поодиночке
(в одиночку)
Если меж­ду пред­ло­гом и суще­стви­тель­ным мож­но вста­вить опре­де­ля­ю­щее слово на ска­ку (на всем ска­ку), в спеш­ке (в страш­ной спеш­ке), в рост (в пол­ный рост)
Если у суще­стви­тель­но­го есть зави­си­мое слово в нача­ле пове­сти, во вре­мя отпус­ка, в кон­це спектакля
Если суще­стви­тель­ное в соста­ве наре­чия упо­треб­ля­ет­ся в пере­нос­ном смысле след в след, в кон­це концов
Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­гов и суще­стви­тель­ных, кото­рые начи­на­ют­ся на гласную в обхват, под уклон, в аккурат
Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­га по с числительными по одно­му, по двое, по трое
Если место­име­ние согла­су­ет­ся с существительным во весь рост, по это­му пути
Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­гов без, до, с, под и существительных до отва­ла, под стать, с ходу, без просыпу дотла, дони­зу,
довер­ху, сроду,
сду­ру, сплеча,
под­ряд, подчас
Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­гов в, на и суще­стви­тель­ных с окон­ча­ни­ем -ах (-ях) в потем­ках, в ногах, на рысях вго­ря­чах, впопыхах,
впотьмах, второпях

Правописание наречий через дефис

Прочтем пра­ви­ла напи­са­ния дефи­са в наре­чи­ях и све­дем их в таблицу.

Правила дефис­но­го напи­са­ния Примеры Исключения
Наречия с при­став­кой по-, кото­рые окан­чи­ва­ют­ся на -ому (-ему), -и (-ски, -цки, -ки, -ьи) по-доброму, по-хорошему, по-английски, по-заячьи поэто­му, пото­му, посе­му, по одному
Наречия, обра­зо­ван­ные при помо­щи при­став­ки в- (во-) от поряд­ко­вых числительных во-первых, в-пятых, в-третьих
Наречия, обра­зо­ван­ные соеди­не­ни­ем двух одно­ко­рен­ных или сино­ни­мич­ных слов чуть-чуть, тихо-смирно, точь-в-точь

Вывод

Слитное и раз­дель­ное напи­са­ние наре­чий напря­мую свя­за­но с теми частя­ми речи, от кото­рых они были образованы.

Важно уста­но­вить про­из­во­дя­щее сло­во и выяс­нить, пред­лог или при­став­ка име­ет­ся в соста­ве наре­чия. Многие наре­чия пишут­ся тра­ди­ци­он­но слит­но или раз­дель­но, даже если не суще­ству­ет таких само­сто­я­тель­ных слов в совре­мен­ном рус­ском язы­ке. Их напи­са­ние запо­ми­на­ем или справ­ля­ем­ся в слу­чае затруд­не­ний в словаре.

Видеоурок

ava author

  • Плавание по английски как пишется
  • Плавленый сыр как пишется и почему
  • Плавленный в вакууме металл как пишется
  • Пищу от восторга как пишется
  • Плаваешь как правильно пишется