Платонов содержание рассказа никита платонов

Сочинение по произведению никита андрей платонович платонов ответы: главный герой рассказа андрея платоновича платонова никита. об этом говорит и

Сочинение по произведению “Никита” Андрей Платонович Платонов

Ответы:

Главный герой рассказа
Андрея Платоновича Пла­тонова — Никита. Об этом говорит и название
про­изведения. Никита — пятилетний мальчик, отец ко­торого ушёл на войну
и не вернулся. Поэтому мать Никиты целый день трудилась в поле, а
Никита оста­вался дома один.
Платонов показывает нам один такой день из жиз­ни Никиты. Мальчик бродит
по избе и двору, и всё вокруг кажется ему живым: «Везде есть люди,
только кажутся они не людьми». В своём воображении он ви­дит вокруг
маленьких человечков, водяных людей, великана, змей. При этом для
каждого такого суще­ства Никита придумывает свой облик, характер,
при­вычки. Всех он делит на добрых и злых. Больше всего Никита боится
старого пня, в котором он тоже ви­дит черты какого-то человека. Самым
добрым кажет­ся ему солнце, потому что Никита решил, что на нём теперь
живёт умерший дедушка, которого он очень любил.
Можно сказать, что Никита — добрый, любозна­тельный, общительный
мальчик. Ему всё интересно: «Он хотел теперь узнать то, чего он не
знал».
Так как он оставался на целый день один и ему было не с кем общаться,
Никита разговаривал с окружа­ющими предметами, оживляя их в своём
воображе­нии. Ему было одиноко и страшно, ведь Никите было всего пять
лет: «…он занемел от страха; у него только дрогнуло и приостановилось
сердце». И когда солнце- дедушку закрыло облако, Никита не выдержал и
по­бежал к матери.
Но день, описанный Платоновым, для Никиты был особенным — с войны
вернулся его отец. Мы видим, что это событие очень изменило жизнь
мальчика. Ни­кита объявил всем «жителям» двора: «К нам отец при­шёл. Он
век будет с нами вековать».
Интересно, что первым делом отец расколол на дрова старый пень. Этим
автор дал нам понять, что Никита больше не будет ничего бояться.
Отец и сын решили постелить в избе новый пол. Так началась и «новая»
жизнь Никиты. Он с радостью тру­дился, выпрямляя гвоздики, в которых
тоже видел маленьких человечков, которые теперь были добры­ми, потому
что Никита их «сам трудом сработал».
В конце рассказа Никита произнёс главную мысль:

Платонов в своем рассказе «Никита» заложил глубокую мысль о человеке, и в целом его отношении к жизни. Мораль в том, что именно то, что скрыто внутри человека, то напрямую отражается в его мыслях, эмоциях, словах, и, конечно же, поступках.
На примере фантазий и страхов маленького мальчугана Никиты, автор показал, как важна поддержка и внимание близким людям. Как губительно одиночество, и какие разрушительные эмоции человек испытывает, попадая в стрессовые ситуации. Как кардинальным образом меняется жизнь в лучшую сторону с появлением крепкого и надежного плеча.
Так же автор обращает внимание читателя на проблему взаимоотношения родителей и детей. Увы, взрослые далеко не всегда могут понять детские страхи, переживания, смятения. Они бездушно ровняют детей под себя, требуя от них покорности и самостоятельности. Это подтверждает тот факт, что Никита рассказывал матери о своих страхах, и, конечно же, это не принесло желаемого результата.
Зачастую дети, подают разные знаки о том, что им очень нужна помощь взрослого. Однако далеко не каждый родитель может вовремя, а главное правильно отреагировать на «звоночек». Старшее поколение в основном просто придумывает разного рода отговорки, сваливая все на занятость и усталость.
Конечно, детские фантазии и страхи, наряду с другими проблемами, кажутся ничтожными. Вот поэтому и мама Никиты, в тот день, без зазрения совести оставила его одного дома. Мало того, она поручила ему определенные дела по хозяйству. А ведь это могло все закончиться намного хуже, чем простой «побег» из дома к матери в поле.
Конечно, автор хотел показать еще и то, что детей нужно приучать к труду с самого младенчества. Только тогда они быстрее смогут приспособиться во взрослой жизни. Смогут раньше раскрыть свои интересы, и в будущем будут с удовольствием заниматься любимым делом.
Чтобы стать хорошим человеком, которого многие уважают, не обязательно становиться героем, участвовать в военных действиях или демонстрировать свою силу. Не обязательно демонстрировать свой интеллект. Нет. Нужно просто к людям относиться по-доброму, жить без злобы на сердце и по возможности научиться прощать. А еще нужно верить в лучшее, ведь только вера способна сотворить настоящие чудеса.
Мама Никиты верила и надеялась на возвращения мужа с войны. Да, было тяжело, и порой отчаянье вот-вот бы и завладело ее разумом, но женщина продолжала ждать мужа с войны. Она делала это даже не ради себя, она верила ради сына.
Женщина научила Никиту любить и уважать отца, которого он даже не видел, и именно эта сила спасала солдата на войне. Он вернулся к ним живой, только потому, что чувствовал себя нужным. Он знал, что его ждут, надеются и верят.
Семья – это самое важное для каждого человека. Те сложности и порой серьезные жизненные испытания, которые выпадают на долю каждого человека, не должны его сломать или разрушить отношения с окружающими. Все, что посылается свыше, наоборот должно укреплять семейные союзы, выводя их на совершенно новый уровень – любовь.

Произведение относится к лирическим рассказам писателя, посвященным военной тематике, и рассматривает в качестве основной проблемы последствия влияния развязанных государствами войн на детскую психику.
Главным героем рассказа является маленький мальчишка по имени Никита, представленный писателем в образе пятилетнего ребенка, отец которого находится на боевом фронте, а мальчик ждет его возвращения с матерью в русской глухой деревеньке.
Оставшись за главу семейства, мать Никиты все время проводит в работе в поле, а мальчик вынужден находится в огромном доме в полном одиночестве. Детская душа наполняется ужасающимися страхами в виде слышащихся повсюду жутких звуков, страшных видений, оживающих предметов, ощущающихся мальчиком в качестве вражеских сил, явившихся с целью причинить ему вред. Повсюду Никите мерещатся странные существа в виде пня, лопуха, старой развалившейся бани, колодца, сарая. В детском воображении представляются водяные человечки, жуткие великаны, а старый, гнилой пень выглядит как самое зверское создание, способное на немыслимую жестокость.
Единственной отрадой для малыша является появившееся на небе солнышко, которое мальчик принимает за доброго, любящего дедушку, умершего в давние времена. Но теплые лучи солнца оказываются в скором времени за затянувшимися облаками и Никита, не выдерживая душевного напряжения, бежит за материнской защитой на дальнее поле. Однако силы мальчика вскоре покидают его, и он засыпает под раскинувшимся тенистым дубом.
В этот непростой для Никиты день происходит и радостное событие в виде долгожданного возвращения домой отца после окончания войны. Детские страхи мальчика отступают в присутствии сильного и надежного отца, а счастливый малыш, окрыленный отцовской заботой и вниманием, оказывает посильную помощь мужчине в ведении заброшенного на время военных действий домашнего хозяйства.
С помощью сильных рук отца исчезает с лица земли главный враг Никитки в виде гнилого, развалившегося пня, которого отец отправляет на дрова. Затем, помогая отцу ремонтировать половое покрытие в доме, мальчик, разглядывая кривые железные гвозди представляет не страшных существ, а добрых, маленьких, веселых человечков, улыбающихся мальчику милой и нежной улыбкой.

Сиротства человек не терпит, и оно –
величайшее горе.
А. Платонов
(“Детские годы Багрова-внука” С.Т. Аксакова)

Во второй половине 1930-х гг. одной из важнейших в
творчестве А. Платонова становится тема семьи.
Содержание платоновских рассказов, в том числе и
детских, вступало в напряженный диалог с эпохой,
ограничивавшей семью функцией воспроизводства.
В концентрированном виде взгляды писателя на
проблему семьи выражены в статье “Детские годы
Багрова-внука” С.Т. Аксакова”, из которой взят
эпиграф к настоящей статье.
Внимательный читатель сразу обратит внимание
на двусмысленность, возникающую, когда
А. Платонов говорит о месте и роли семьи в
современном ему обществе: “… В социлиазме оно,
семейство, обрекается не на гибель, но на
прогресс и развитие” [1, с. 512; курсив в цитатах
здесь и далее наш. – Н.В.]. У писателя, очевидно,
нет уверенности в том, что эти прогресс и
развитие будут достигнуты. Точнее говоря, сама
возможность прогресса и развития ставится им под
сомнение. Однако А. Платонову важно высказать
собственное отношение к проблеме. Семья
“освобождает” в человеке человеческое, пишет
он, “питает, как источник, и другие, более широкие
и высшие сферы жизни человека” [1, с. 513]. Это
чувство родины и патриотизм. Именно любовь
ребенка к родителям, по мнению писателя, является
залогом его будущей любви к родине, доверия
людям, позитивного восприятия окружающего мира.
Мать учит Багрова-внука сопереживанию и
сочувствию, отец показывает мальчику большой
мир, в котором ребенку предстоит жить.
А. Платонов высказывает мысль, очень важную
для понимания рассказа “Никита”: “И ребенок
принимает этот мир с доверием и нежностью, потому
что он введен в него рукой отца
” [1, с. 514]. И,
напротив, ребенок, лишенный по тем или иным
причинам родительских любви и заботы,
находящийся в состоянии “сиротства”, будет
воспринимать мир чужим и враждебным.
Учитывая эти предварительные замечания,
обратимся к рассказу “Никита”.
Рассказ очень непрост для восприятия
пятиклассников. Чтобы работа с текстом была
успешной, учащимся рекомендуется предварительно
прочитать рассказ дома. Размышления о характере
главного героя и особенностях его
мировосприятия целесообразно подкреплять
элементами лингвистического анализа, так как
стиль А. Платонова в известной степени сложен,
и детские рассказы не являются исключением.
Приведем тезисно вопросы, определяющие логику
анализа платоновского рассказа, и ожидаемые
ответы учащихся.

1. Что вы узнали о семье Никиты?

Никите пять лет, у него нет братьев и сестер (“В
избе и на всем дворе оставался хозяином один
Никита, пяти лет отроду” [2; с. 110].
Мать Никиты работает с раннего утра и до вечера
(“Рано утром мать уходила в поле со двора на
работу” [2; с. 110]). Отец ушел на войну и “не
вернулся оттуда
” [2; с. 110] ? по всей видимости,
погиб. По крайней мере, А. Платонов
неоднократно подчеркивает тщетность ожидания
матери, что отец вернется: “его [отца. – Н.В.] все
не было и нет
” [2; с. 110].
Дедушка и бабушка Никиты уже умерли. Дедушка
любил внука, и мальчик представляет, что дедушка
теперь – это солнце (“Доброе солнце по-прежнему
светило на небе и глядело на него в ответ теплым
лицом. Никита увидел, что солнце было похоже на
умершего дедушку, который всегда был ласков к
нему и улыбался, когда был живой и смотрел на
него” [2; с. 111]). Умершую бабушку мальчик
отождествляет со старой баней во дворе.
Когда мать уходит на работу, Никита остается за
хозяина. Мать поручает ему следить за домом и
двором: “Не балуй, Никитушка, отца у тебя нету,
? говорила мать. – Ты умный теперь… ” [2;
с. 110]. Но Никите тяжело принять на себя роль
хозяина, и он просит мать прийти поскорей. Ответ
матери очень показателен: “…Ты не бойся, ты живи
смирно один
” [2; с. 110]. Учащимся можно
предложить найти синоним глагола “жить” в этой
фразе и проанализировать разницу в значении.
Очевидно, что фразы “побудь один” (“посиди один
дома”, “подожди меня”) и “живи смирно один”
соотносятся как временное и неизменное
состояния. Мать как бы говорит сыну: “Ты уже
вырос. Ты теперь за хозяина. Привыкай к тому, что
ты один”. В ходе анализа рассказа целесообразно
предложить учащимся вести “платоновский
словарик”, в который они запишут это и подобные
выражения с расшифровкой их значения.

2. Как начинается день Никиты?

Мать уходит на работу рано утром, а Никита
остается в доме за хозяина. Уходя, мать дает сыну
поручения. Интересно понаблюдать за тем, при
помощи каких языковых средств А. Платонов
описывает начало дня в этой маленькой семье
(первые два абзаца рассказа): “рано утром мать уходила”,
“каждый день мать ожидала”, “оставался
хозяином один Никита”, “мать ему наказывала”,
говорила мать”, “отвечал Никита” [2;
с. 110]. Глаголы несовершенного вида,
употребленные автором, подчеркивают
повторяемость этих действий и очерчивают
своеобразный круг одиночества ребенка.

3. С помощью каких глаголов А. Платонов
описывает действия мальчика?

В третьем абзаце, открывающем повествование о
том, как Никита провел день, несовершенный вид
глагола сменяется совершенным. Пятиклассники
обратят внимание, что в тексте рассказа очень
много глаголов. Это связано с тем, что Никита
активно познает окружающий мир. После того, как
мать ушла, ребенок обошел дом и пошел во двор (то
есть в большой мир), так как “он хотел теперь
узнать то, чего он не знал” [2; с. 110]. При этом
мальчик проявляет известные смелость и
настойчивость. Никита наделен живым
воображением: он не только сразу представляет,
как выглядят фантастические существа, но и
сочиняет о них целые истории (например, о
человеке, живущем в бочке, или о водяных людях).

4. Кто или что окружает Никиту? Фантастические
или реальные события происходят в рассказе?

Живое воображение Никиты одухотворяет все, что
его окружает. Все предметы в доме и во дворе
представляются мальчику “тайными людьми” [2;
с. 113]. Эти “тайные люди” умеют говорить,
слушать и живут своей потаенной, непостижимой
жизнью. Этот прием называется олицетворением.
Мир, созданный воображением Никиты, фантастичен.
В мальчике есть активное исследовательское
начало, у Никиты богатая внутренняя жизнь.
Однако “открытый” им мир трагичен: он
враждебен по отношению к мальчику. Все, что
окружает Никиту, несет в себе скрытую угрозу.

5. Как вы думаете, почему фантастические
существа в начале рассказа такие злые и опасные?

Никита очень одинок и не чувствует себя
защищенным. Именно одиночество мальчика в
большом мире наполняет мир вокруг него
трагизмом. Ребенок все время ищет заступничества
у взрослого близкого человека: сначала у солнца,
которое представляется ему дедушкой, а потом у
“далёкой” матери. Однако солнце скрывается за
облаком, а мать, работающая в поле, не слышит сына.
Страх и одиночество побуждают Никиту бежать от
таинственного и опасного мира, в котором он
оказался, к матери, в поисках защиты.

6. Когда Никита начинает иначе воспринимать
окружающий мир?

Когда домой возвращается его отец. Сначала
окружающие Никиту фантастические существа
перестают вести себя враждебно по отношению к
мальчику: “Во дворе все молчали: видно, всем
стало боязно отца-солдата, и под землей было тихо,
никто не карябался оттуда наружу, на свет” [2;
с. 115]. Потом мир вокруг ребенка становится
обыкновенным: “Никита так же, как и вчера,
смотрел в лицо каждому существу во дворе, но ныне
он ни в одном не увидел тайного человека; ни в ком
не было ни глаз, ни носа, ни рта, ни злой жизни”
(с. 116). Затем мальчик снова одухотворяет
предметы, окружающие его, но теперь этот мир
фантастических существ добр по отношению к
Никите: “Когда он выпрямил первый гвоздь, он
увидел в нем маленького доброго человечка,
улыбавшегося ему из-под своей железной шапки” [2;
с. 117].

7. Как объяснил отец, почему Никита всех хочет
“сделать живыми”?

Отец считает, что у Никиты “доброе сердце” [2;
с. 117].

8. Согласны ли вы с отцом мальчика?

Да, потому что в характере ребенка есть и
сострадание, и сочувствие, и доброта. Однако
Никита нуждается в защите и родительской любви,
чтобы проявилось все то хорошее, что заложено в
нем.

9. Почему отец считает, что Никита “останется
добрым на весь свой долгий век?”.

Теперь мальчик защищен любовью родителей, их
вниманием и заботой, и его смелость,
находчивость, живое воображение служат во благо
мира, а не во зло. Никита предлагает отцу: “Давай
все трудом работать, и все живые будут” [2;
с. 117].
Во время беседы учащихся важно подвести к мысли
о том, что природные качества Никиты могут
послужить как во зло, так и во благо мира.
Одухотворение мира, совершаемое ребенком, может
быть как со знаком “плюс”, так и со знаком
“минус”. Все зависит от того, насколько мир
взрослых окажется способным защитить неокрепшую
душу ребенка, избавить маленького человека от
“сиротства”.
Завершающим этапом работы над платоновским
произведением может стать составление плана
рассказа о главном герое.

Литература

1. Платонов А.П. “Детские годы Багрова-внука”
С.Т. Аксакова // Фабрика литературы:
Литературная критика, публицистика / Сост.,
комментарии Н.В. Корниенко. – М.: Время, 2011. ? С.
512-514.
2. 5 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват.
учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Авт.-сост. В.Я. Коровина и
др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 271 с.

Разработка урока литературы для 5 класса
по рассказу А.Платонова «Никита»
Цель урока:
образовательная: показать, как раскрывается тема детства в рассказе А. Платонова «Никита».раскрыть особенность мира ребёнка на основе образа главного героя рассказа А. Платонова «Никита»
развивающая: развивать умение вести дискуссию по проблемному вопросу, опираясь на аргументы литературного текста; совершенствовать умение отбора аргументов, подтверждающих определённую точку зрения; совершенствовать умение выразительного чтения художественного произведения; развитие творческого воображения, монологической речи;
воспитательная: воспитание внимательного и вдумчивого читателя.
Ход урока
1). Оргмомент.
2). Сообщение о писателе.
Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой. Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах. В жизни слободки сочетались новая техника и деревенский уклад жизни. Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище. Он очень любил свою учительницу Апполинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. С 14 лет начал работать. Платонов учился в железнодорожном политехникуме, принимал участие в Гражданской войне. С 19 лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты. Первой выходит книга его стихов «Голубая глубина», через пять лет — сборник рассказов.
3). Анализ рассказа.
а). Беседа о прочитанном рассказе.
– Какие чувства у вас вызвал рассказ?
– Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе?
– Были ли у вас подобные встречи с окружающим миром?
После первого прочтения как бы вы определили:
– Тему рассказа?
– Основную мысль?
– Какие проблемы ставит автор в этом рассказе?
б). Лексическая работа
– Объясните значение слов и выражений, которые употреблены в рассказе: изба топилась по-черному, изба, изгородь, колья, колхоз, овин, околица, сени, трудодень.
в). Составление плана. На сколько частей мы можем разделить текст. Как можно озаглавить каждую часть?
Мама уходит на работу.
Найдём ключевую фразу для этой части. («Ты живи смирно один»)
Какие чувства здесь испытывает Никита? (одиночество).
Никита «живёт один».
1) Кто живёт в бочке.
2) «Доброе солнце».
3) Колодезные жители.
4) «Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня.
5) Жёлтый цветок.
– Почему Никите кажется, что всё вокруг живое? (богатое воображение).
– С кем из тайных жителей Никита разговаривал? О чём?
– Почему воображение мальчика поселило на солнце умершего дедушку?
– Каково было отношение Никиты к окружающему миру в начале рассказа? (строгим, но не агрессивным).
– Когда происходит первая заметная перемена в отношении мира к Никите?
(сорвал цветок. Зачитать).
– Почему мир стал агрессивным?
(Никита перестал ощущать мир живым, не ощутил боль, которую причинил).
Жизнь – это вечная борьба добра и зла. Мир для Никиты разделился на два: добрый и злой.
3. Возвращение отца.
1) Встреча Никиты с отцом.
2) Разговор Никиты с отцом.
3) Работа с отцом.
Найдём ключевые слова для каждого пункта плана.
Теперь уж век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубим, пора о тебе с матерью думать.
Это ты всех хочешь сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце.
Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам своим трудом сработал, он и добрый. Давай всё трудом работать и все живые будут.
Отец Никиты вернулся с войны. Война – это разрушение, зло. Что отец Никиты считает добром?
(Добро – это прежде всего труд).
– Что означают слова Никиты: «Давай всё трудом работать и все живые будут».
(Если дело или вещь сделаны с усердием, с любовью, то в них живёт душа человека, который вложил в это свой труд).
– Во что верил отец Никиты?
(Никита останется добрым на весь свой долгий век).
А как вы думаете от кого зависит, каким будет человек? Что значит быть добрым? (значит быть нужным).
Каким чувством теперь наполнена душа Никиты? (Добро).
В какое время происходит действие рассказа? Как жилось людям? Только ли у Никиты было таким детство?
– Как вы сейчас понимаете тему рассказа?
(Послевоенное детство. Образ Никиты, который познаёт окружающий мир.)
Основная мысль: быть добрым – значит быть нужным.
Проблемы: добра и зла, каким быть.
Состояние Никиты в течение дня: одиночество, страх, добро.
4). Подведение итогов урока. Заслуга Андрея Платонова в том, что он показал на мир глазами пятилетнего ребенка. Это живой мир, где в каждом предмете он видит живое существо.  Мир враждебный, он пугает его, потому что, оказавшись дома один, не находит никого, кто бы защитил его. Но некоторые предметы мира напоминают ему о родных и близких: о дедушке, об отце,  тогда легче становится герою, он чувствует защиту. Тяжело ребенку, если рядом нет взрослых. С ласковым, добрым, мудрым и заботливым отношением взрослых в мир детства входит доверие, уверенность в себе, знания и умения. Так с приходом отца Никита понял важную истину жизни.
5). Рефлексия.
Я начинаю предложение, а вы продолжаете
Сегодня я убедился…
Сегодня я узнал…
Сегодня я учился…
Я задумался о том…
6). Домашнее задание на выбор:
Подобрать пословицы о труде;
Выполнить рисунки к рассказу, озаглавить их;
Рассказ-путешествие по двору Никиты от первого лица.

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация по литературе «Анализ рассказа А.Платонова «Никита»

Платонов содержание рассказа никита платонов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Платонов содержание рассказа никита платонов

  • 2 слайд

    Из истории создания рассказа Рассказ А. Платонова «Никита» был написан в 194

    Описание слайда:

    Из истории создания рассказа

    Рассказ А. Платонова «Никита» был написан в 1945 году и опубликован в журнале «Мурзилка» (№ 4, № 7), затем в журнале «Новый мир» № 7.
    Писатель видел жизнь и подвиги русских солдат на войне, больше всего его ранили судьбы детей этого страшного времени…

  • 3 слайд

    СЛОВАРНАЯ РАБОТА

    Описание слайда:

    СЛОВАРНАЯ РАБОТА

  • 4 слайд

    СЛОВАРНАЯ РАБОТА

    Описание слайда:

    СЛОВАРНАЯ РАБОТА

  • 5 слайд

    Что можно сказать о главном герое рассказа? Что мы о нём узнали?

    Описание слайда:

    Что можно сказать о главном герое рассказа? Что мы о нём узнали?

  • 6 слайд

    Платонов содержание рассказа никита платонов

  • 7 слайд

    Андрей Платонович Платонов(настоящая фамилия – Климентов),русский писате

    Описание слайда:

    Андрей Платонович Платонов
    (настоящая фамилия – Климентов),
    русский писатель, драматург, философ

  • 8 слайд

    Андрей Платонович Платонов родился 20 августа 1899 года в многодетной семье н

    Описание слайда:

    Андрей Платонович Платонов родился 20 августа 1899 года в многодетной семье на окраине города Воронежа.
    Платонов — это псевдоним, образованный от имени отца, а настоящая фамилия писателя — Климентов.
    …Я жил и томился, потому что жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности.
    (А. П. Платонов. Из писем (1922–1927).
    Тяжелое детство и нелегкая судьба — вот чем отличается от других писателей того периода Андрей Платонов. Жизнь его не была счастливой и вся пронизана горькими потерями и тяжёлыми испытаниями. Ему посчастливилось не попасть в сталинские лагеря, однако за это писатель заплатил жизнью собственного сына.

  • 9 слайд

    «Я родился в слободе Ямской, при самом Воронеже, - писал Платонов в автобиогр

    Описание слайда:

    «Я родился в слободе Ямской, при самом Воронеже, — писал Платонов в автобиографии.
    В Ямской были плетни, огороды, лопуховые пустыри, не дома, а хаты, куры, сапожники и много мужиков на задонской большой дороге. Колокол «Чугунной» церкви был всею музыкой слободы, его умилительно слушали в тихие летние вечера старухи, нищие и я».
    На всю жизнь сохранил писатель любовь к людям труда, деревенскому укладу жизни.

  • 10 слайд

    Дом Платонова - это семья железнодорожного слесаря и дочери часовщика. Мальч

    Описание слайда:

    Дом Платонова — это семья железнодорожного слесаря и дочери часовщика. Мальчик был самым старшим ребенком, после него друг за другом появились еще 9 братьев и сестер, которых Платонов оберегал, как мог.
    Родители Андрея Платонова

  • 11 слайд

    «Потом наступило для меня время ученья», «… отдали меня в церковно-приходскую

    Описание слайда:

    «Потом наступило для меня время ученья», «… отдали меня в церковно-приходскую школу. Была там учительница — Аполлинария Николаевна, я ее никогда не забуду, потому что через нее я узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека, родимого “всякому дыханию”, траве и зверю…»

  • 12 слайд

    1918 год оказался особым для Платонова. Он поступает учиться в Воронежский по

    Описание слайда:

    1918 год оказался особым для Платонова. Он поступает учиться в Воронежский политехникум по специальности электротехника. Учится с большим удовольствием, так как с детства испытывал тягу к механизмам. Однако из-за революции учеба затягивается до 1921 года. Через год Платонов уходит добровольцем на гражданскую войну, сражается на стороне Красной Армии.
    Рядовой стрелок железнодорожного отряда, «журналист советской прессы и литератор», участник в Гражданской войны, получил боевое крещение в стычках с белыми частями Мамонтова и Шкуро.
    Именно в этот период начинается становление его как настоящего писателя. Появляются первые очерки, статьи в местных газетах и стихотворения.

  • 13 слайд

    Несмотря на множество написанных стихотворений, Платонов - создатель мудро

    Описание слайда:

    Несмотря на множество написанных стихотворений, Платонов — создатель мудрой и гениальной прозы ХХ века.
    Максим Горький, к примеру, отмечал большой талант Андрея Платоновича и сравнивал его манеру написания произведений с гоголевской.
    Однако после негативного отзыва Сталина о рассказе «Усомнившийся Макар» цензура отклоняет все произведения автора. Писатель и его семья живли впроголодь. Помогали им лишь несколько преданных друзей.

  • 14 слайд

    Одними из самых известных произведений, написанных этим автором, являются пов

    Описание слайда:

    Одними из самых известных произведений, написанных этим автором, являются повести «Чевенгур» и «Котлован», которые были опубликованы уже после смерти писателя.

  • 15 слайд

    Великая Отечественная Война застала Платонова в Москве. В 1942 году он снов

    Описание слайда:

    Великая Отечественная Война застала Платонова в Москве. В 1942 году он снова уходит на фронт. Это уже вторая война, в которой писателю приходилось участвовать.
    С этого года до конца войны Андрей Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная Звезда», выпустил четыре книги военной прозы. .

  • 16 слайд

    «Все возможно — и удается все, но главное — сеять души в людях». А.П. Плато

    Описание слайда:

    «Все возможно — и удается все, но главное — сеять души в людях».
    А.П. Платонов Из записных книжек 1941–1950г.
    В 1946 году он демобилизуется и с головой погружается в писательскую деятельность. В этот период он издает три своих сборника и один из самых знаменитых своих рассказов — «Возвращение». Однако критика вновь обрушивается на писателя, и снова его произведения перестают печататься. . .
    Последние годы жизни Платонов проводит в состоянии крайней бедности, но остаётся верен своему призванию. Он обращается к изданию русских и башкирских народных сказок, создаёт замечательные рассказы для детей и юношества и верит:

  • 17 слайд

    Андрей Платонов умер в 1951 году в Москве. Его жена и дочь сохранили наслед

    Описание слайда:

    Андрей Платонов умер в 1951 году в Москве. Его жена и дочь сохранили наследие писателя. И сегодня произведения А. Платонова открыты читателям для умного и серьёзного разговора о Человеке, о его месте в мире яростном и тревожном, о значении детства, о роли семьи в становлении будущего взрослого человека… О много поведает добрый и грустный писатель Андрей Платонов, который точно знал , что
    «…народ читает книги бережно и медленно. Будучи тружеником, он знает, сколько надо претворить, испытать и пережить действительности, чтобы произошла настоящая мысль и народилось точное, истинное слово».

  • 18 слайд

    «— Не балуй, Никитушка, отца у тебя нету, — говорила мать. — Ты умный теперь,

    Описание слайда:

    «— Не балуй, Никитушка, отца у тебя нету, — говорила мать. — Ты умный теперь, а тут всё добро наше — в избе и во дворе.

    — Я умный, тут добро наше, а отца нету, — говорил Никита. — А ты приходи поскорее, мама, а то я боюсь.

    — Чего ты боишься-то? На небе солнце светит, кругом в полях людно, ты не бойся, ты живи смирно один…

    — Да, а солнце ведь далече, — отвечал Никита, — и его облако закроет».
    Прочитаем небольшой диалога матери с Никитой. Подумайте, о чём говорит мама сыну?
    Что означают её слова:

  • 19 слайд

    Очевидно, что мама утешает сына, стремится успокоить мальчика. Её фраза “побу

    Описание слайда:

    Очевидно, что мама утешает сына, стремится успокоить мальчика. Её фраза “побудь один” означает “посиди один дома”, «не бойся», “подожди меня”, а выражение “живи смирно один” соотносятся с военным временем, то есть с необходимостью повзрослеть раньше срока…
    Мать как бы говорит сыну:
    “Ты уже вырос. Ты теперь за хозяина. Привыкай к тому, что ты один…”

  • 20 слайд

    • При помощи каких языковых средств А. Платонов описывает начало дня Никиты?

    Описание слайда:

    •При помощи каких языковых средств А. Платонов описывает начало дня Никиты?

  • 21 слайд

    “рано утром мать уходила”, “каждый день мать ожидала”, “оставался хозяино

    Описание слайда:

    “рано утром мать уходила”,
    “каждый день мать ожидала”,
    “оставался хозяином один Никита”,
    “мать ему наказывала”,
    “говорила мать”,
    “отвечал Никита” .
    Первый фрагмент .
    Запишите эти предложения в тетрадь.

  • 22 слайд

    «Оставшись один, Никита обошёл всю тихую избу — горницу, затем другую комнату

    Описание слайда:

    «Оставшись один, Никита обошёл всю тихую избу — горницу, затем другую комнату, где стояла русская печь, и вышел в сени. В сенях жужжали большие толстые мухи, паук дремал в углу посреди паутины, воробей пришёл пеший через порог и искал себе зёрнышко в жилой земле избы. Всех их знал Никита: и воробьёв, и пауков, и мух, и кур во дворе; они ему уже надоели, и от них ему было скучно. Он хотел теперь узнать то, чего он не знал. Поэтому Никита пошёл далее во двор и пришёл в сарай, где стояла в темноте пустая бочка». 
    Прочитаем второй фрагмент. Что вы заметили?

  • 23 слайд

    Итак, в тексте рассказа много глаголов. В первом фрагменте А. Платонов испо

    Описание слайда:

    Итак, в тексте рассказа много глаголов.
    В первом фрагменте А. Платонов использовал глаголы несовершенного вида. Так писатель подчеркнул повторяемость действий матери и сына – повторяемость расставания до позднего вечера!
    Возникает своеобразная грустная мелодия, звучащая как эхо в ответах мальчика маме ,- мелодия вынужденного одиночества ребенка.
    Во втором фрагменте используются уже глаголы совершенного вида. Никита проявляет активность. Ребенок обошёл дом и направился во двор (то есть в «большой» мир), так как “ хотел теперь узнать то, чего он не знал”. При этом Никита проявляет и смелость, и настойчивость.

  • 24 слайд

    Можно ли сказать, что Никита обычный маленький мальчик? Что отличает Никиту о

    Описание слайда:

    Можно ли сказать, что Никита обычный маленький мальчик?
    Что отличает Никиту от сегодняшних малышей?

  • 25 слайд

     Готов ли Никита к встрече с новым миром? Умеет ли он жить один?...

    Описание слайда:

    Готов ли Никита к встрече с новым миром?
    Умеет ли он жить один?…

  • 26 слайд

    Рассмотрите две работы художников. Какой портрет, по Вашему мнению, более точ

    Описание слайда:

    Рассмотрите две работы художников.
    Какой портрет, по Вашему мнению, более точно определяет характер Никиты и ситуацию его жизни? Почему?
    Устно опишите этих двух мальчиков, используя эпитеты или слова — настроения. Работа в парах.
    НАШ ВЫБОР

  • 27 слайд

    Никита живёт в жестокое время. Идёт Великая Отечественная война. И хотя в

    Описание слайда:

    Никита живёт в жестокое время. Идёт Великая Отечественная война.
    И хотя война далеко, она отразилась на судьбе и характере мальчике.
    Составим кластер.
    Война для Никиты – это…

  • 28 слайд

    Беззащитность ребенка. Война – это…Разлука с отцом -солдатомТревога за мать

    Описание слайда:

    Беззащитность ребенка.
    Война – это…
    Разлука с отцом -солдатом
    Тревога за мать
    Первый детский страх (мысли о смерти матери).
    Раннее взросление. Появление в других рассказах А. Платонова образа «мальчика-старичка»
    Острое чувство одиночества
    Желание общения с родными людьми
    Война – это большая беда для семьи и детей

  • 29 слайд

    Скажите, как бы вы определили основные темы рассказа? (Записать отдельных в

    Описание слайда:

    Скажите, как бы вы определили основные темы рассказа?
    (Записать отдельных высказываний детей в тетрадь).
     

  • 30 слайд

    Домашнее задание: Перечитайте страницы путешествия Никиты по двору избы. Каки

    Описание слайда:

    Домашнее задание:
    Перечитайте страницы путешествия Никиты по двору избы.
    Каким предстал мир перед мальчиком?
    Кто или что окружает Никиту? Фантастические или реальные события происходят в рассказе?
    2. Заполните Таблицу 2.

    3. Как вы думаете, почему фантастические существа в начале рассказа такие опасные? Есть ли в этом вина мальчика?

    4. Подумайте, какова роль отца в истории Никиты?

    Почему отец считает, что Никита
    “останется добрым на весь свой долгий век»?

  • 31 слайд

    Платонов содержание рассказа никита платонов

  • 32 слайд

    Платонов содержание рассказа никита платонов

  • 33 слайд

    Платонов содержание рассказа никита платонов

  • 34 слайд

    Беззащитность ребенка. Война – это…Разлука с отцом -солдатомТревога за мать

    Описание слайда:

    Беззащитность ребенка.
    Война – это…
    Разлука с отцом -солдатом
    Тревога за мать
    Первый детский страх (мысли о смерти матери).
    Раннее взросление. Появление в других рассказах А. Платонова образа «мальчика-старичка»
    Острое чувство одиночества
    Представления о враждебности и жестокости мира: везде «чужие»
    Размытость ощущения дома и семьи.
    Изба, как прохожая старая тётка из дальней деревни», шептала ему: «У-у, непутёвые, нарожали вас на свет — хлеб пшеничный даром жевать».

  • 35 слайд

    Платонов содержание рассказа никита платонов

  • 36 слайд

    Платонов содержание рассказа никита платонов

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Тема:
A. П. Платонов. «Никита»

Похожие материалы

  • КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ для проведения текущего контроля, промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по учебной дисциплине общеобразовательного цикла ОДПОУ.18 Украинская литература.

  • Урок по литературе «Анализ прозаического текста. Рассказ «Никита» А.Платонова»

  • Воспитательное мероприятиеВ мире профессий

  • Контрольная работа по теме » Из зарубежной литературы. Поэмы Гомера «Илиада»,»Одиссея»(6 класс)

  • Презентация по литературе на тему: «ПОЭТЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»

  • Презентация по литературе на тему: «Творческое наследие выдающегося барда XX века В. С. Высоцкого»

  • Контрольная работа по теме » Из зарубежной литературы. Поэмы Гомера «Илиада»,»Одиссея»(6 класс)

  • Презентация по литературе на тему «Блок Александр Александрович»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5435595 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Основы религиозных культур и светской этики: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

Андрей Платонов — Никита:
Краткое содержание

Примерное время событий – лето 1945 года. Отец 5-летнего Никиты еще не пришел с фронта, мать днями в колхозе. Никита в избе один. Ему страшно. Но скука гонит мальчика в сарай. Там, в бочке, спит человечек. Такой, что может и кинуться. Еще и ножницы у них стащил. Отец придет – отнимет. Никита выскакивает из сарая под доброе солнышко. На нем, наверно, живет его умерший дедушка. А в старом колодце – великан и злые водяные люди. А там пень, как голова. Сердитая такая. А умершая бабушка стала ветхой баней. Хотя нет, это кто-то чужой, не она.

Еще есть две норы. Змеиные, наверно. Вдруг они мать ужалят? Нет, пусть лучше хлебушка съедят. Везде ему чудятся люди. В петухе – утонувший пастух, в одуванчике – младенец, в плетне и лопухах – злодеи. Даже под землей сидят злюки. От страха Никита бежит к матери, засыпает на полпути, а вернувшись по совету пастуха домой, видит за столом старого солдата. Это отец. Он добрый. На войне «умирал и помнил» сыночка. Никита больше никого во дворе не боится.

Расколов пень на дрова, отец объясняет Никите: «У тебя доброе сердце. Для тебя и камень живой». Никита, помогая, выпрямляет гвоздик. И в нем – добрый человечек. Ведь мальчик его «сам сработал». А злые – все выдуманные, недолговечные. «Давай все трудом работать, и все живые будут». Отец верит, что Никита будет добрым всю свою жизнь.

Читательский дневник по рассказу «Никита» Платонова

Сюжет

Отец 5-летнего Никиты еще не вернулся с войны, мать трудится в колхозе. День он один в избе. Чудятся ему повсюду враждебные существа и люди. В колодце, бане, норах, плетне, лопухах. Только солнце доброе, ласковое. Там – умерший дедушка. Наконец, отец приходит с войны. У Никиты больше нет страха. От отца он узнает, что только доброе сердце видит все вокруг живым, чувствующим. Мальчик выпрямляет для отца гвоздь – и видит в нем доброго человечка. Ведь все, что своим трудом сделано – доброе, долговечное.

Отзыв

Мир глазами ребенка. Для мальчика всюду жизнь, даже умершие живы. Часто недобрые, кроме дедушки, а все люди. Он пытается с ними общаться, договариваться. Мир такой большой и непонятный. Солнце – символ добра, света, помощи. Все, что сделано своими руками – доброе, вечное. Тема семьи, беззащитности детства, войны, тяжелого труда, одиночества. Рассказ учит беречь семью, быть сплоченными, бесстрашными, трудолюбивыми. Учит не сдаваться, помогать людям, жить по совести.

Краткое содержание Никита Платонова

Рассказ Платонова написан в его обычном авторском стиле: с парадоксами, невероятными поворотами речи, удивительной образностью… Но если в отношении взрослых персонажей она иногда шокирует, то для главного героя этого рассказа (мальчика Никиты) она очень гармонична.

Никите нет ещё и семи лет, он только познаёт этот мир. Для него всё вокруг живое, со всем можно общаться… Конечно, к этому приводит также недостаток общения с людьми. Мать работает, поэтому он остаётся дома надолго один. Отец на фронте, Никита даже его не помнит. Дедушка был, но умер. Никита представляет, что дедушка теперь живёт на Солнце. Мальчик говорит ему, мол, живи там, а я тут на Земле жить буду. Никита не спорит с порядком вещей, ка есть – так есть. В бане ему мерещится образ бабушки, а в петухе, который забрел к ним во двор, образ умершего пастуха. Никита думает, что люди не умирают, а живут дальше «тайно» под личиной животных, растений, предметов.

Вот он смотрит на пень и видит у него глаза, уши и рот. Мальчик немного боится, так как пень не самый приятный собеседник. Тут же Никита всматривается в маленький цветок. Не так-то просто, но Никита находит у цветка глаза и рот. Маленький волшебник создаёт очеловеченное существо из всего. Например, в бочку он «поселил» бородатого человечка. Мальчик будит волшебное существо, называет его лодырем. Убеждает идти на работу, чтобы засчитали трудодень, а всё это, чтоб зимой была еда (Наверняка, все эти речи маленький мальчик слышал от мамы.) . И «житель бочки» ему жаде отвечает, но это, скорее всего, эхо от голоса Никиты и его фантазия. В колодце живёт, по мнению Никиты, великан и его дети. Мальчик заглядывает в колодец, ухает, но вода замутилась. Никита в итоге сам себя так напугал своими придуманными монстрами, что в ужасе побежал к матери на работу. А после вдруг заснул – так утомился от всего этого.

Тут возвращается с войны отец, которого мать ждала с фронта каждый день. Начинается у Никиты новая жизнь!

В финале рассказа Никита помогает отцу. Мальчику доверили распрямлять гвозди. И делается вывод о том, что эти гвозди трудом сделаны, а не как «собеседники» Никиты – фантазией. То, что само «сделалось» может пугать, рождать чудовищ, а вот то, во что вложены силы, разум, хорошее отношение – это всё позитивно. Гвоздь распрямленный представляется мальчику добрым человечком.

Рассказ учит труду, тому, чтобы не уходить от реальности в мир пустых фантазий. Если в детстве ребёнка приучить к труду, то во взрослой жизни его будет гораздо легче.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Платонов. Все произведения

Никита. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Идет 1934 год. События происходят на Старом Арбате, где все еще ездят трамваи, мчатся кони-извозчики, а также появляются первые автомобили, которые могут позволить себе лишь избранные

Действие происходит в XI веке, в Шотландии. Ведьмы организуют шабаш недалеко от поля битвы. Макбет и Банко, два полководца, получившие победу в этом бою, появляются.

Действие происходит в заповедном месте на берегу морского залива в виде лука. На многовековом дубе, обвитом золотой цепью, живет сказочный ученый кот. Он поет песни и рассказывает сказки

В городе заселялись в многоэтажный дом жители. Первыми оказались несколько семей, ребята из которых познакомились и подружились. Они наблюдали за новоселами и всегда разглядывали мебель.

В произведении «Дневник памяти», созданном американским писателем Николасом Спарксом, рассказ ведётся от имени старого человека, который проживал в доме престарелых.

Краткое содержание рассказа «Никита» (А.П. Платонов)

Краткое содержание «Никита» (А.П. Платонов)

Краткое содержание рассказа «Никита», которое написал Андрей Платонович Платонов, раскрывает основную мысль произведения и помогает в короткие сроки познакомиться с главными героями. Команда Литеровед.ру подготовила необходимый материал, который сможет стать полезным для учеников.

Главные герои

  • Никита – маленький мальчик пяти лет.
  • Мама – мать Никиты.
  • Отец – папа Никиты, который ушел на войну.

Краткое содержание

Отец Никиты ушел давно на войну, и от него не было никаких вестей. Маме приходилось много работать, потому что жили они вдвоем. Рано утром она уходила в поле, а маленький Никита, которому было всего пять лет, оставался один.

Уходя, мама дала ему задания на целый день. Ребенку необходимо было собрать яйца, съесть хлеб с молоком и ждать маму.

Когда ребенок остался один, то его начало все пугать. В каждой вещи он видел людей. Например, старый пень злобно смотрел на него и пугал. В колодце жили болотные чудища, которых очень боялся мальчик. Одно лишь солнышко радовало мальчонку – он знал, что это умерший дедушка. Ему было очень страшно и все вокруг его пугало. Никита просил маму прийти раньше, но она находилась далеко в поле, поэтому не слышала его.

Мальчик лег во дворе на землю, но и там ему начали казаться люди, которые хотят вылезти на солнышко. Мальчик очень испугался, поэтому долго не мог подняться на ноги. Но когда у него появились силы – он побежал к маме в поле. Но на полпути сел и уснул. Проснулся он, когда уже был вечер. Ему сказал проходящий пастух, что мама его уже давно пошла домой.

Тогда Никита, что есть силы, побежал к дому. Дома он увидел маму и солдата, которого она кормила ужином. Солдат взял Никиту на руки и сказал, что все время думал о нем. Как бы тяжело ему не было – он все время вспоминал своего маленького сына.

Так же отец сказал, что теперь весь век будет жить с ними и никуда не уйдет. Мальчик был очень этому рад. Ему теперь было не страшно. Утром они с папой обходили их владения, и никто больше не пугал маленького мальчика. Он рассказал об этом отцу, на что тот сказал, что Никита очень добрый мальчик, поэтому во всем людей видит.

Они начали ремонтировать дом, и папа доверил сыну выравнивать гвозди. У Никиты это начало получаться, чему он был очень рад. Он спросил у папы, почему у всех предметов злые лица, а у гвоздика, который он только что выровнял, доброе?

Папа объяснил ребенку, что этот гвоздь он сам сделал, приложив сой труд, поэтому он и добрый. Тогда Никита предложил папе «трудом работать», чтоб все были живы. И папа с ним согласился. Отец знал, что у него самый добрый сын на свете, поэтому и называл его Добрый Кит.

Основная мысль произведения

Главным в произведении является то, что самое ценное в нашей жизни – это вера и доброта. Мальчик был очень добрым, поэтому в каждой вещи видел душу и лица. Кто-то был добрым, как солнышко. А кто-то злым, как пень. Так же мальчик верил в то, что его папа обязательно вернется с войны, и он вернулся. Он так же пришел к выводу, что чтобы быть добрым человеком, необходимо честно и много трудиться.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

II. Открытие
новых знаний

Цель
этапа:
заинтересовать обучающихся, подготовить к
восприятию и беседе по тексту произведения,
сформулировать
тему урока, определить цели и задачи

1. Слово
учителя о биографии писателя

2.
Выполнение тестовых заданий

3.
Определение темы и целей урока

4.
Выборочное комментированное чтение рассказа «Никита»

5. Игра
«Кто быстрее»

Слайд 1

Начать
урок я хотела бы с портрета человека. Кто он?

Знаете
ли вы его?

Это
выдающийся писатель Андрей Платонович Платонов.

Что вы
можете сказать, глядя на этот портрет?

Вы
описали внешность.

Как вы
думаете, почему я начала урок с такого задания? Давайте попробуем определить
цель нашего урока.

Сегодня
мы познакомимся с биографией и творчеством великого русского писателя Андрея
Платоновича Платонова.

У
каждого из вас тесты, которые вы должны будете заполнить, внимательно слушая
рассказ о биографии и творчестве писателя.

Тест

1.Как зовут Платонова

А. Андрей Платонович Б.
Алексей Платонович В. Александр Платонович

2. Где родился писатель

А. Москва Б. Воронеж В. Санкт-Петербург

3. Настоящая фамилия Платонова

А. Клим Б. Климентов В. Плиментов

4. Учился Платонов в

А. Сельской школе Б. Городской В. Церковно-приходской

5.Как называется сборник стихов

А. «Голубая глубина» Б.
«Голубая долина» В. «Голубое небо»

Слайд 2

Андрей
Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия Климентов. Он
родился и жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень
бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был
изобретателем-самоучкой, а мать, Мария Васильевна, была домохозяйкой.
Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и слушать рассказы
странников о святых местах. Платонов учился в церковно-приходской школе и
городском училище.

Слайд 3

Он очень
любил свою учительницу Апполинарию Николаевну и сохранил о ней

самые
добрые воспоминания. С 14 лет начал работать. Платонов учился в
железнодорожном политехникуме, принимал участие в Гражданской войне. С 19 лет
начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы
и статьи в газеты. Первой выходит книга его стихов в 1922 году «Голубая
глубина», а в 1927 году — сборник рассказов «Епифанские шлюзы».

Я приготовила
для вас небольшое задание. Давайте проверим ваши знания об этом писателе.

Проверка правильности выполнения задания.

Платонов очень с особым трепетом относился к детям. В его семье
было 11 детей, а писатель был самым старшим. Он оберегал и защищал своих
братьев и сестер.

«Ребенок долго учится жить,— пишет в записных книжках Платонов,—
он учится самоучкой, но ему помогают и старшие люди, которые уже приучились
жить, существовать…»

А какой рассказ назван именем ребенка?

Почему рассказ назван «Никита»?

Вы прочитали рассказ дома, поделитесь вашими впечатлениями.

После
первого прочтения как бы вы определили:

— Тему
рассказа?


Основную мысль?

— Какие
проблемы ставит автор в этом рассказе?

Выразительно прочитайте первые три абзаца. (Чтение и
оценивание чтения обучающихся).

Попутешествуем
с Никитой по двору.

  • Вопросы:

Кого он
увидел во дворе?

Почему в
сарае «оставались чистые стежки»?

Кем
казались Никите Солнце, Банька, петух, пень?

Кто жил
в колодце?

Почему
мальчик решил накормить змей и разложил хлеб около нор?

А теперь
поиграем в игру «Кто быстрее»

Перед
вами иллюстрация к рассказу, нужно быстрее всех найти отрывок из текста,
описывающий картинку.

1.
Никита заглядывает в колодец

2.
Никита испугался бочки

3.
Никита и отец

4.
Банька

Темные
волосы, выразительные светлые глаза, крупные черты лица.

«Никита»
Потому что в центре нашего внимания герой рассказа
— мальчик Никита, его видение и понимание окружающего мира.

Тема
рассказа – взросление ребёнка, который преодолевает страх перед окружающим
миром и учится преобразовывать его.

Основная
мысль: человек – творец окружающего его мира, только от него зависит, каким
он будет – добрым или злым.

В
рассказе поднимается проблема разлуки детей с родителями, в которой виновата
война; проблема уязвимости детского мира, не защищённого родительской
мудростью; проблема преображающего мир человеческого труда.

Бочку,
колодец, норы, пень, баню, петуха.

Он
считал, что маленький человек с длинной бородой, живший в бочке, ночью ходил
по двору и выметал своей бородой тропинки.

Солнце –
дедушка, банька – бабушка, петух – знакомых пастух с бородой, пень – голова
человека.

В
колодце жили маленькие водяные люди, Никита боялся, что ночью они могут
прийти и выпить его глаза.

Он
боялся за мать, которую могли укусить змеи

В
глубине того глухого колодца, в его подземной тьме, была видна светлая вода с
чистым небом и облаками, идущими под солнцем. Никита наклонился через сруб
колодца и спросил: — Вы чего там? Он думал, что там живут на дне маленькие
водяные люди. Он знал, какие они были, он их видел во сне и, проснувшись,
хотел их поймать, но они убежали от него по траве в колодец, в свой дом.
Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные; они,
должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. — Я вам дам! —
сказал в колодец Никита. — Вы зачем тут живете? Вода в колодце вдруг
замутилась, и оттуда кто-то чавкнул пастью. Никита открыл рот, чтобы
вскрикнуть, но голос его вслух не прозвучал, он занемел от страха; у него
только дрогнуло и приостановилось сердце. «Здесь еще великан живет и его
дети!» — понял Никита.

2.
Поэтому Никита пошел далее во двор и пришел в сарай, где стояла в темноте
пустая бочка. В ней, наверно, кто-нибудь жил, какой-нибудь маленький человек;
днем он спал, а ночью выходил наружу и ел хлеб, пил воду и думал что-нибудь,
а наутро опять прятался в бочку и спал. — Я тебя знаю, ты там живешь, —
приподнявшись на ногах, сказал Никита сверху в темную гулкую бочку, а потом
вдобавок постучал по ней кулаком. — Вставай, не спи, лодырь! Чего зимой есть
будешь? Иди просо полоть, тебе трудодень дадут!

3. Отец
сходил в сарай за топором и стал колоть на дрова ветхий пень на огороде. Пень
сразу начал разваливаться, он сотлел насквозь, и его сухой прах дымом
поднялся из-под отцовского топора.

4. Никита
вышел в сени на крыльцо. Вдалеке за огородом и колодцем стояла старая баня.
Она топилась по-черному, и мать говорила, что в ней дедушка любил купаться,
когда еще живым был. Банька была старая и омшелая вся, скучная избушка. «Это
бабушка наша, она не померла, она избушкой стала! — в страхе подумал Никита о
дедушкиной бане. — Ишь, живет себе, вон у ней голова есть — это не труба, а
голова — и рот щербатый в голове. Она нарочно баня, а по правде тоже человек!
Я вижу!» (топить по-черному – это когда дым оставался в помещении и выходил
через

двери и
отверстия в крыше).

Личностные:

нравственно-этическая
ориентация;

интерес
к личности и творчеству автора и к чтению в целом;

Регулятивные:

контроль
и самоконтроль;
формулирование цели, задач урока;

Коммуникативные:
взаимодействие с учителем и сверстниками;
соблюдение
правил речевого поведения;

умение с
достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации;

Познавательные:

построение
логической цепи рассуждений, ее доказательство.

На чтение 12 мин. Опубликовано

Краткое содержание рассказа «Никита», которое написал Андрей Платонович Платонов, раскрывает основную мысль произведения и помогает в короткие сроки познакомиться с главными героями. Команда Литеровед.ру подготовила необходимый материал, который сможет стать полезным для учеников.

Содержание

Главные герои

  • Никита – маленький мальчик пяти лет.
  • Мама – мать Никиты.
  • Отец – папа Никиты, который ушел на войну.

Краткое содержание

Отец Никиты ушел давно на войну, и от него не было никаких вестей. Маме приходилось много работать, потому что жили они вдвоем. Рано утром она уходила в поле, а маленький Никита, которому было всего пять лет, оставался один.

Уходя, мама дала ему задания на целый день. Ребенку необходимо было собрать яйца, съесть хлеб с молоком и ждать маму.

Когда ребенок остался один, то его начало все пугать. В каждой вещи он видел людей. Например, старый пень злобно смотрел на него и пугал. В колодце жили болотные чудища, которых очень боялся мальчик. Одно лишь солнышко радовало мальчонку – он знал, что это умерший дедушка. Ему было очень страшно и все вокруг его пугало. Никита просил маму прийти раньше, но она находилась далеко в поле, поэтому не слышала его.

Мальчик лег во дворе на землю, но и там ему начали казаться люди, которые хотят вылезти на солнышко. Мальчик очень испугался, поэтому долго не мог подняться на ноги. Но когда у него появились силы – он побежал к маме в поле. Но на полпути сел и уснул. Проснулся он, когда уже был вечер. Ему сказал проходящий пастух, что мама его уже давно пошла домой.

Тогда Никита, что есть силы, побежал к дому. Дома он увидел маму и солдата, которого она кормила ужином. Солдат взял Никиту на руки и сказал, что все время думал о нем. Как бы тяжело ему не было – он все время вспоминал своего маленького сына.

Так же отец сказал, что теперь весь век будет жить с ними и никуда не уйдет. Мальчик был очень этому рад. Ему теперь было не страшно. Утром они с папой обходили их владения, и никто больше не пугал маленького мальчика. Он рассказал об этом отцу, на что тот сказал, что Никита очень добрый мальчик, поэтому во всем людей видит.

Они начали ремонтировать дом, и папа доверил сыну выравнивать гвозди. У Никиты это начало получаться, чему он был очень рад. Он спросил у папы, почему у всех предметов злые лица, а у гвоздика, который он только что выровнял, доброе?

Папа объяснил ребенку, что этот гвоздь он сам сделал, приложив сой труд, поэтому он и добрый. Тогда Никита предложил папе «трудом работать», чтоб все были живы. И папа с ним согласился. Отец знал, что у него самый добрый сын на свете, поэтому и называл его Добрый Кит.

Основная мысль произведения

Главным в произведении является то, что самое ценное в нашей жизни – это вера и доброта. Мальчик был очень добрым, поэтому в каждой вещи видел душу и лица. Кто-то был добрым, как солнышко. А кто-то злым, как пень. Так же мальчик верил в то, что его папа обязательно вернется с войны, и он вернулся. Он так же пришел к выводу, что чтобы быть добрым человеком, необходимо честно и много трудиться.

Сюжет и композиция

Рассказ описывает два дня из жизни маленького Никиты, который остаётся дома один. Он боится и очеловечивает всё вокруг себя. Страх Никиты усиливается, пока он не убегает со двора в поле к матери. По дороге Никита от душевного напряжения внезапно засыпает на околице у овина и просыпается под вечер.

Дома Никита нашёл, кроме матери, вернувшегося с войны отца, который пообещал никогда больше не оставлять сына. А утром Никита перестал бояться, потому что с ним был отец-солдат. Отец трудится во дворе и в доме, приобщая к труду и Никиту. Никита улавливает связь между трудом и доброй жизнью.

Финал рассказа открывает перспективу на всю будущую жизнь Никиты, который, по мнению отца, «останется добрым на весь свой долгий век».

Герои и образы

Главный герой рассказа – маленький Никита, который остался «хозяином», потому что отец его на войне, а мать уходит на целый день работать. Никита – творец мифов, населяющий свой мир удивительными существами. Маленький человечек живёт в пустой бочке в тёмном сарае. В старом колодце обитают водяные люди, а умерший дедушка живёт на солнце.

Никиту окружают враждебные сущности. Тот, кто живёт в бочке, отобрал у матери Никиты ножницы. А вредные колодезные жители вовсе хотели выпить у Никиты глаза, пока он спал. Никита пытается противостоять придуманным существам, пугает их, но сам боится. Под стеной сарая живут змеи, и Никита пытается их задобрить кусками хлеба или пугает возвращением отца. Но образ отца не пугает существ. Может быть, потому, что отец оставил Никиту младенцем, образ отца не может защитить мальчика.

Никита рассуждает как язычник. Солнце для него доброе, на нём живёт умерший дедушка. Мальчик объясняет обычные для взрослых события волшебством. Чавкнувшая в колодце пасть – это не какая-нибудь лягушка, а великан и его дети.

Все предметы и явления в сознании Никиты антропоморфны. Стол – это человек на четырёх ногах. Банька – бабушка, у которой труба – это голова. Больше всего мальчика пугает пень. Он напоминает ему голову торчащего из земли человека. Его лицо сумрачное и нелюдимое, с немигающими глазами. Никита уверен, что под землёй у пня есть пузо и ноги.

Никита изобретает собственную веру в перерождение душ, по которой окружающие – это умершие близкие. Петух похож на утонувшего весной пастуха. Никита приходит к важному выводу: умершие не хотят быть мёртвыми, поэтому предметы – это тайные люди. Умершие люди карабкаются из земли, чтобы вылезти на свет солнца. И некоторым, как пню, это удаётся. Они недружелюбны к Никите. Его не любят ни колья плетня, ни лопухи.

Мир враждебен Никите не изначально. Мальчик совершает плохой поступок, именно поэтому он начинает бояться и баньки, и кольев, и пня. Ведь он убил одного из «тайных людей» — цветок. Никита сорвал цветок из чистого любопытства, желая посмотреть, есть ли у него внутри кишки.

Увидев в сломанном стебле (теле цветка) молоко, Никита уверился, что цветок был маленьким и сосал свою мать. Психология ребёнка не только позволяет увидеть в цветке круглое личико с человеческим выражением, «маленькие глаза, нос и открытый влажный рот», но и уничтожить «живое дыхание» просто из любопытства.

Никита, задающий о каждом предмете вопрос «кто ты есть?», чувствует свою вину, поэтому и принимает осуждение от баньки-бабушки, кольев, избы и пня в огороде. Даже дедушка-солнце закрывается от внука тучкой, правда, откликается на зов мальчика.

Вернувшийся отец сразу замечает, что Никита разговаривает с предметами. Солдат сразу же побеждает ветхий пень, исколов его на дрова. Именно отец формирует представления ребёнка о мире, объясняя, что он всех выдумал. Отец объясняет разницу между фантазией и деятельностью.

Для отца-солдата главная работа – война, но это не значит, что отец забыл о сыне. Он его «умирал и помнил». Никита замечает в облике отца лицо, руки, медаль на груди и ясные пуговицы на рубашке. Всего за один день Никита усвоил жизнеутверждающую философию отца: «Всё трудом работать, и все живые будут».

Сюжет

Уходя на работу мать дала Никите несколько заданий: покушать, пособирать яйца, прогнать соседского петуха. Одному мальчику показалось, что все вокруг него — живое. В сарае в бочке казалось живет маленький бородатый человек, на солнце — умерший дедушка. В заброшенном колодце обитают водяные люди, а баня это бабушка. Пень на огороде показался сердитым. В страхе Никита бежит к маме на поле, но от страху засыпает на пол пути. Проснувшись вечером, мальчик узнает, что мама пошла домой. Придя туда он увидел рядом с матерью солдата — его отца, который пришел с фронта. Занимаясь домашними делами папа дал сыну важное задание — выпрямлять гвозди. Гвоздь кажется мальчику тоже живым, но добрым. Как объясняет отец, это от работы, а выдуманные человечки непрочные, поэтому злые.

«Никита» очень краткое содержание

Андрей Платонов «Никита» краткое содержание для читательского дневника:

Главные герои: Никита — пяти летний мальчик, мать — колхозница, отец — солдат.

Уходя на работу мать дала Никите несколько заданий: покушать, пособирать яйца, прогнать соседского петуха. Одному мальчику показалось, что все вокруг него – живое.

В сарае в бочке казалось живет маленький бородатый человек, на солнце – умерший дедушка. В заброшенном колодце обитают водяные люди, а баня – это бабушка. Пень на огороде показался сердитым. В страхе Никита бежит к маме на поле, но от страху засыпает на пол пути.

Проснувшись вечером, мальчик узнает, что мама пошла домой. Придя туда он увидел рядом с матерью солдата – его отца, который пришел с фронта. Занимаясь домашними делами, папа дал сыну важное задание – выпрямлять гвозди.

Гвоздь кажется мальчику тоже живым, но добрым. Как объясняет отец, это от работы, а выдуманные человечки непрочные, поэтому злые.

Вывод:

В детстве решается каким будет человек добрым, или злым. Когда родители рядом они могут внести большой вклад. К сожалению, война наложила отпечаток на многих детей. У большинства не было счастливого конца, как у Никиты. Но отец, будучи на войне не забыл сына и всю накопленную любовь передал после возвращения.

Важна главная мысль: труд может преобразить любого человека, сделать его смелее.

Читайте также: Рассказ «В прекрасном и яростном мире» Платонова был написан в 1938 года, и первоначально имел иное название – «Машинист Мальцев». Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «В прекрасном и яростном мире». В произведении отражен личный опыт писателя, который в юности работал помощником машиниста.

Короткий пересказ «Никита»

Краткое содержание «Никита» Платонов:

Пятилетний Никита — хозяин в доме. Он живёт с мамой, а отца даже не помнит, тот воюет на фронте. Оставшись один дома, мальчик фантазирует, наделяя всё вокруг человеческими чертами: в бане он видит образ бабушки, солнце ему кажется дедом, а в бочке, что стоит в сарае, по представлениям Никиты, живёт маленький бородатый человечек. Испугавшись своих собственных фантазий, Никита бежит на работу к матери, но засыпает по дороге.

Вернувшись вечером, мальчик видит у себя дома неизвестного мужчину — это его отец вернулся с войны. Утром отец начинает заниматься хозяйственными делами. Никите он даёт выпрямлять гвозди. В первом же гвозде мальчик видит образ человечка, но, в отличии от вчерашних страхов, этот человечек добрый. На вопрос сына отец отвечает так:

«Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый».

В отце он видит нечто родное, чувствует защищенность и силу. Отец преподают сыну важные уроки, которые очень помогут ему в дальнейшей жизни.

Вывод:

Рассказ учит малолетних читателей тому, что всем людям нужно стремиться к добру, и тогда они станут нужными. Назначение человека – преобразить мир посредством добрых дел; и выполняя это назначение, люди делают мир вокруг себя добрее.

Еще один рассказ «Волшебное кольцо» Платонова был написан в 1950 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Волшебное кольцо». В основу произведения легли сказочные и народные мотивы, которые благодаря авторской обработке приобрели форму увлекательной и поучительной сказки. Пересказ пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Читать краткое содержание Платонов Никита

В свои пять лет Никита выступает настоящим хозяином дома: весь день до самого вечера он должен следить за имуществом, он знает каждое растение, каждое животное, каждый предмет во дворе. Живет малыш с мамой, которая по утрам уходит на работу, оставляя сына дома одного справляться со множеством поручений, ведь кому-то нужно поддерживать хозяйство и следить за домом и огородом. С отцом Никита в осознанном возрасте незнаком – тот уже несколько лет воевал на фронте, а по окончанию войны не вернулся домой.

Собственные фантазии зачастую доводят ребенка до испуга, и вот в один из таких моментов он громко призвал на помощь маму, но та была далеко и не слышала сына. Однако все предметы вокруг малыша смотрели своими злобными лицами и сердито ухмылялись, не любили его. Даже под землей кто-то жил – отовсюду ему чудилась вражда и опасность. Тогда он быстро принял решение и побежал на работу к матери, но по дороге уморился и заснул, присев возле плетня.

Вернувшись домой к вечеру, мальчик обнаружил, что мать дома не одна: за столом сидел солдат. Это был его отец, вернувшийся с войны. В объятиях отца он почувствовал тепло и защиту. Ему больше не было страшно: ведь отец теперь никогда не уйдет от них с матерью, об этом наутро он решил громко сообщить всем своим врагам во дворе. Разговор сына с невидимыми существами случайно услышал из сарая работавший там отец. Вместе с Никитой они обошли двор, приводя его в порядок, а в процессе работы мальчик поведал отцу часть своих детских фантазий.

Отец разглядел в своем мальчике доброе сердце и не стал ругать его за «детские глупости». Днем, занявшись ремонтом дома, он дал работу и сыну. Выпрямляя молотком гвоздь, Никита увидел в нем доброго улыбающегося человечка и задал отцу вопрос: почему лопух, пень, водяные люди были злыми, а этот — добрый. И здесь отец преподает малышу ценный урок: злое то, что не прочно, потому что оно выдумано. А то, что человек создает своим трудом – оно доброе. Поэтому, работая своими руками, человек оживляет мир вокруг себя и делает его добрым.

Оцените произведение: Голосов: 498

Читать краткое содержание Никита. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

  • Платье выглажено как пишется
  • Платонов рассказы для детей 3 класса
  • Платонов песчаная учительница итоговое сочинение
  • Платонов рассказ возвращение краткое содержание
  • Платонов рассказ песчаная учительница читать полностью