Платон полное собрание сочинений в одном томе платон

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи древняя индейская пословицабиблиографическая запись: классическая философия античности. философское учение платона: онтология,

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиографическая запись:
Классическая философия античности. Философское учение Платона: онтология, гносеология, социальная философия. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//174/klassicheskaya-filosofiya-antichnosti-filosofskoe-uchenie-platona-ontologiya-gnoseologiya-soczialnaya-filosofiya/ (дата обращения: 29.12.2021)

Классическая философия античности

Классический период V—IV вв. до н. э. —  это Сократ и сократики. Классическая греческая философия традиционно начинается с имени Сократа, который первым обратился от натурфилософских вопросов к проблемам добра и зла, этики поведения человека. Ученики Сократа породили ряд «сократических» школ, крупнейшими из которых стали платоники и киники.

Классический (сократический) период — время расцвета древнегре­ческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса).

К данному этапу относятся:

  • • философско-просветительская деятельность софистов;
  • • философия Сократа;
  • • зарождение «сократических» школ;
  • • философия Платона;
  • • философия Аристотеля.

Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сде­лали это глубже «досократиков»:

  • • меньше уделяли внимания поиску первоначала;
  • • допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса;
  • • выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего (Платон — автор учения о «чистых идеях», предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир);
  • • положили начало спору между материализмом и идеализмом;
  • • проявили интерес к проблеме человека, общества, государства;
  • • от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному;
  • • внесли вклад в развитие логики;
  • • вели практическую философско-просветительскую деятель­ность (софисты и Сократ).

Философское учение Платона: онтология, гносеология, социальная философия

1. Платон (427 — 347 гг. до н. э.) — крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной фи­лософской школы — Академии, основоположник идеалистиче­ского направления в философии.

Платон — первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Парменид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы».

Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.

2. Платон является основателем идеализма. Главными положе­ниями его идеалистического учения являются следующие:

  • • материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;
  • • окружающий мир («мир вещей») также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
  • • реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
  • • чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;
  • • любая существующая вещь является всего лишь материаль­ным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неиз­менна, и т. д.);
  • • весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

3. Также Платон выдвигает философское учение о триаде, со­гласно которому все сущее состоит из трех субстанций:

  • • «единого»;
  • • «ума»;
  • • «души».

«Единое «:

  • • является основой всякого бытия;
  • • не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни час­тей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т. д.);
  • • есть ничто;
  • • выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всяко­го ощущения;
  • • первоначало всего — всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).

«Ум«:

  • • происходит от «единого»;
  • • разделен с «единым»;
  • • противоположен «единому»;
  • • является сущностью всех вещей;
  • • есть обобщение всего живого на Земле. «Душа «:
  • • подвижная субстанция, которая объединяет и связывает «единое — ничто» и «ум — все живое», а также связывает ме­жду собой все вещи и все явления;
  • • также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;
  • • душа человека (вещи) есть часть мировой души;
  • • душа бессмертна;
  • • при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;
  • • постоянство души и смена телесных форм — естественный закон Космоса.

4. Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:

  • поскольку материальный мир является всего лишь отобра­жением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»;
  • • «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение — «докса»);
  • • «чистые идеи» можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию);
  • • высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные — образованные интеллектуалы, фило­софы, следовательно, только они способны увидеть и осоз­нать «чистые идеи».

5. Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников — «до­сократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поис­ками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества).

Платон выделяет семь типов государства: идеальное «госу­дарство будущего», которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств.

Среди шести существующих типов Платоном указываются:

  • монархия — справедливая власть одного человека;
  • • тирания — несправедливая власть одного человека;
  • • аристократия — справедливая власть меньшинства;
  • • олигархия — несправедливая власть меньшинства;
  • • демократия — справедливая власть большинства;
  • • тимократия — несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются не­справедливыми формами государства, а демократия — власть большинства — редко бывает справедливой и, как правило, вы­рождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя ста­бильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

6. Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:

  • • все население государства (полиса) делится на три сословия — философы, воины, работники;
  • • работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;
  • • воины занимаются физическими упражнениями, тренируют­ся, поддерживают в государстве порядок, в случае необходи­мости — участвуют в военных действиях;
  • • философы (мудрецы) — разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;
  • • философы и воины не должны иметь частной собственности;
  • • жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;
  • • не существует брака, все жены и дети общие;
  • • допускается и приветствуется труд рабов, как правило, вар­варов, захваченных в плен.

В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данно­го плана были сохранены.

7. Историческое значение философии Платона в том, что:

  • • впервые философом оставлено целое собрание фундамен­тальных произведений;
  • • положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» — противо­положность материалистической «линии Демокрита»);
  • • впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества — государство, законы и т. д.;
  • • были заложены основы понятийного мышления, произведе­на попытка выделить философские категории (бытие — ста­новление, вечное — временное, покоящееся — движущееся, неделимое — делимое и др.);
  • • была создана философская школа (Академия), просущество­вавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последо­ватели Платона (Аристотель и др.).

8. Академия Платона — религиозно-философская школа, соз­данная Платоном в 387 г. в пригороде Афин и просуществовав­шая около 1000 лет (до 529 г. н. э.).

Наиболее знаменитыми воспитанниками Академии явля­лись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную фи­лософскую школу — Ликей), Ксенокрит, Кратет, Аркесилай, Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона).

Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и «вредных» идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплато­низм стали ведущими направлениями европейской философии.

Онтология

Онтология (новолат. ontologia от др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος — сущее, то, что существует + λόγος — учение, наука) — учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности.

Основной вопрос онтологии: что существует?

Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.

Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.

Иное понимание онтологии даёт американский философ Уиллард Куайн: в его терминах онтология — это содержание некоторой теории, то есть объекты, которые постулируются данной теорией в качестве существующих.

Вопросы онтологии — это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).

Предмет онтологии

Основным предметом онтологии является сущее; бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.

Реальность с позиции идеализма традиционно делится на материю (материальный мир) и дух (духовный мир, включая понятия души и Бога). С позиции материализма подразделяется на косную, живую и социальную материю.

Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию возможности в философии аристотелизма). В XX веке в экзистенциализме бытие интерпретируется через бытие человека, поскольку он обладает способностью мыслить и вопрошать о бытии. Однако в классической метафизике под бытием понимается Бог. Человек, как бытие, обладает свободой и волей.

Основные положения онтологии Платона

Принято считать, что Платон является одним из основателей идеалистического направления в мировой философии. Во многих сочинениях философа проводится мысль о том, что бытием в подлинном смысле слова можно назвать только абсолютные сущности, сохраняющие своё бытие безотносительно пространства и времени. Такие абсолютные сущности называются в сочинениях Платона идеями, или эйдосами. В диалоге Платона «Тимей» главный рассказчик приходит к положению, согласно которому решение онтологического вопроса всецело зависит от того, как мы решаем вопросы теории познания. Если мы соглашаемся с тем, что истинное познание касается только вечного и неизменного бытия, а касательно изменяющегося и временного не может быть истинного знания, но только лишь мнение, то следует признать автономное существование идей.

Теория идей Платона

В диалоге «Тимей» Платон вкладывает в уста рассказчику следующие выводы из признания неподвижного бытия истинным объектом познания. Следует признать наличие трех родов сущего — вечных идей, изменяющихся конкретных вещей и пространства, в котором существуют вещи:

Во-первых, есть тождественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли. Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее то же имя — ощутимое, рождённое, вечно движущееся, возникающее в некоем месте и вновь из него исчезающее, и оно воспринимается посредством мнения, соединенного с ощущением. В-третьих, есть ещё один род, а именно пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему роду, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения, и поверить в него почти невозможно.

Проблемы, связанные с теорией идей

Среди исследователей существуют противоречивые суждения насчёт того статуса, который Платон приписывает идеям. Очевидно, что под идеями Платон понимает не просто понятие о вещи, но причину и цель её существования. В диалоге «Парменид» Платон критикует кардинальное противопоставление «мира идей» и «мира вещей». В этом диалоге персонаж, призванный изображать исторически существовавшего философа Парменида, берётся доказать нелепость утверждения о том, что идеи существуют отдельно от вещей. Во многих моментах проводимая Платоном критика дуализма вещей и идей повторяется в более поздних сочинениях Аристотеля.

Итог «Парменида» свидетельствует о том, что вопрос о существовании идеи есть вопрос о существовании единого вообще. Если единое существует, оно не может оставаться единым в строгом смысле этого слова. Исследователь Платона Татьяна Вадимовна Васильева говорит об этой проблеме следующее: «единое может оставаться единым, и только единым, одним-единственным единым, лишь до тех пор, пока оно не существует. Как только единое становится существующим единым, оно перестаёт быть только единым и становится многим. Здесь есть противоречие, но это противоречие самого бытия. Отвергает ли этот вывод отдельное существование идей? При монистической системе отвергает, при дуалистической нет».

Идея Блага

В диалоге «Государство» даётся концепция об идее блага как высшем объекте познания. Само слово «благо» (τὸ ἀγαθόν) означает не просто нечто, оцениваемое этически положительно, но и онтологическое совершенство, например, добротность конкретной вещи, её полезность и высокое качество. Благо нельзя определять как удовольствие, потому что приходится признать, что бывают дурные удовольствия. Благом нельзя назвать то, что только приносит нам пользу, потому что это же самое может нанести вред другому. Благо Платона — это «благо само по себе» (αὐτὸ ἀγαθόν).

Платон уподобляет идею блага Солнцу. В видимом мире Солнце является необходимым условием как того, что объекты становятся доступными зрению, так и того, что человек получает способность видеть предметы. Ровно так же в сфере чистого познания идея блага становится необходимым условием как познаваемости самих идей, так и способности человека познавать идеи. Как это резюмируется Сократом в диалоге «Государство»: «что придаёт познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, это ты и считай идеей блага — причиной знания и познаваемости истины»

Гносеология

Эпистемоло́гия (от др.-греч. ἐπιστήμη — «научное знание, наука», «достоверное знание» и λόγος — «слово», «речь»); гносеоло́гия (от др.-греч. γνῶσις — «познание», «знание» и λόγος — «слово», «речь») — теория познания, раздел философии.

Основные проблемы эпистемологии

Проблема истины

  • Истина и смысл

Проблема метода

  • Сущность познания
  • Формы познания (наука, религия, искусство, идеология, здравый смысл)
  • Эмпирический и теоретический уровень познания.
  • Принципы познания
  • Вера (интуиция) и знание
  • Структура и формы опыта
  • Специфика и критерии научного познания.
  • Понимание и объяснение

Понятия и вопросы эпистемологии

Понятия:

  • знание
  • познание
  • сознание
  • чувство
  • разум
  • рассудок
  • истина

Основной вопрос — познаваем ли мир в принципе?

Ответы на этот вопрос у разных философских течений выглядят по-разному:

  • гносеологический оптимизм — мир познаваем, границ познания нет, необходимы лишь время и средства.
  • агностицизм — мир непознаваем в принципе, человек не познаёт мир, а строит виртуальный мир на основе чувственного восприятия.
  • скептицизм — мы познаём феноменальный мир, познаваемость подлинного мира проблематична.
  • солипсизм — единственно-несомненно реально существую Я, все остальное — плод моей фантазии, кроме меня мне познавать нечего.

Платон:

Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государства» делит на два рода: воспринимаемое посредством чувств и познаваемое умом. Отношение между сферами чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: чувства позволяют познавать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяет узреть истину.

Чувственно-воспринимаемое вновь делится на два рода — сами предметы и их тени и изображения. С первым родом соотносится вера (πίστις), со вторым — уподобление (εἰκασία). Под верой имеется в виду способность обладать непосредственным опытом. Взятые вместе, эти способности составляют мнение (δόξα). Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку касается изменчивых предметов, а также их изображений.
Сфера умопостигаемого также делится на два рода — это идеи вещей и их умопостигаемые подобия. Идеи для своего познания не нуждаются ни в каких предпосылках, представляя собой вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разуму (νόησις). Ко второму роду относятся математические объекты. Согласно мысли Платона, математикам лишь «снится» бытие, поскольку они используют выводные понятия, нуждающиеся в системе аксиом, принимаемых бездоказательно. Способность производить такие понятия есть рассудок (διάνοια). Разум и рассудок вместе составляют мышление, и лишь оно способно на познание сущности.

Платон вводит следующую пропорцию: как сущность относится к становлению, так мышление относится к мнению; и так же относятся познание к вере и рассуждение к уподоблению.

Особую известность в теории познания имеет аллегория Платона «Миф о пещере» (или «Притча о пещере»).

Социальная философия

Социальная философия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.

Социальная философия в этом понимании сближается с теоретической социологией. Различие заключается прежде всего в том, что социология занимается анализом общества и выявлением закономерностей в его существовании, в то время как философия выполняет критическую функцию. Социальная проблематика в философии восходит к античной традиции и прежде всего к текстам Платона («Государство») и Аристотеля («Политика»).

С другой стороны, социальная философия (со стороны, в первую очередь коммуникативной «парадигмы» критической социальной теории (начиная, как минимум с Ю. Хабермаса)) понимается не как раздел философии, регионом, областью исследования которой является общество и «социальное», но как полноценная, «полная» философия — это не только философия о социальном, но и философия из социального.

Платон и остальные

Первая развернутая социальная теория была создана Платоном и отстаивала коллективистическое устройство общества. Об этой теории можно сказать, что она явилась архетипом теоретического коллективизма на все последующие века. Концепция Платона изложена в его диалоге «Государство»; позднее, уже в конце жизни, он вернулся к ней в диалоге «Законы».

Платон исходил из идеи подчиненности индивида интересам целого, будь то Вселенная, город, род, раса или любой другой коллектив. В противоположность Сократу Платон считал, что человек в силу внутренне присущей ему ограниченности несовершенен. Существуют разные степени человеческого совершенства, но даже немногие относительно совершенные люди зависимы от других, и значит, от общества и государства. Даже «редкие и необычные» натуры способны достичь совершенства только в таком государстве, благодаря которому они могут развернуть свои способности. Государство следует поэтому ценить выше индивида. Возможные упадок и развал государства коренятся не в нем самом, а в индивиде, в подверженности человеческого рода вырождению.

Платон рассматривает пять возможных форм государства и находит, что четыре из них, воплощенные в современных ему государствах, явно порочны: в них царят разделение, вражда, раздор, своеволие, стремление к обогащению. Пятая форма государственного устройства – это придуманное самим Платоном совершенное государство, основной характеристикой которого является справедливость. В этом государстве население подразделяется на три социальные группы: философов; стражей, или воинов; ремесленников и земледельцев. Эти группы соответствуют трем составным частям человеческой души: разуму, воле и животным инстинктам. Переходы между группами чрезвычайно затруднены. Философам принадлежит вся власть в государстве. Однако о ней нельзя сказать, что она неограниченная. Во-первых, управление философов является коллективным, во-вторых, они сами подчиняются важным ограничениям. «Большую часть времени они станут проводить в философствовании, а когда наступит черед, будут трудиться над гражданским устройством, занимать государственные должности – не потому, что это нечто прекрасное, а потому, что так необходимо ради государства». Законы, устанавливаемые философами, должны исходить не из их интересов, а из интересов всего государства: «Закон ставит своей целью не благоденствие одного какого-нибудь слоя населения, но благо всего государства. То убеждением, то силой обеспечивает он сплоченность всех граждан, делая так, чтобы они были друг другу взаимно полезны в той мере, в какой они вообще могут быть полезны для всего общества». В наилучшем государстве, говорит Платон, «все общее».

Вкратце ключевые особенности совершенного государства Платона таковы:

  • • единая для всего государства цель, проводимая с жесткой последовательностью и стоящая неизмеримо выше целей и интересов отдельных групп и тем более индивидов;
  • • строгое разделение на классы с ясным отделением правящего класса от всех остальных классов общества;
  • • отождествление судьбы государства с судьбой правящего класса, призванного руководить реализацией стоящей перед государством цели;
  • • борьба с частной собственностью;
  • • преобразование семьи с намерением ограничить ее роль в обществе;
  • • обеспечение единообразия взглядов и даже чувств членов общества;
  • • твердость и неизменность той доктрины, которой руководствуется общество и которая определяет и обосновывает его глобальную цель;
  • • постоянная цензура убеждений, чувств и действий граждан, непрерывная пропаганда, формирующая их сознание по единому образцу.

Платон полагает, что его совершенное государство должно быть создано для того, чтобы дать счастье и блаженство своим гражданам, исцелив их и вернув к изначальной человеческой природе.

В теории совершенного государства Платона очень сложно переплетаются мотивы, характерные для античного понимания коллективизма, с мотивами, свойственными всякому коллективизму независимо от эпохи его существования.

Аристотель подверг резкой критике проект идеального государства Платона. Упразднение семьи и частной собственности, предлагаемые Платоном, насилуют человеческую природу и поэтому нереальны. Частная собственность, «мое» – это то, что согревает душу человека и без чего он чувствует себя беззащитным. Аристотель отстаивает естественное происхождение государства, подобное происхождению живых организмов. «Очевидно, – пишет он, – что полис принадлежит к естественным образованиям и что человек от природы есть политическое животное». Государство не может являться объектом радикального искусственного переустройства. Генетически семья предшествует сельской общине, сельская община – городской (полису), но в плане верховенства полис (государство) как высшая и всеобъемлющая форма социальной связи первичен по отношению к семье и индивиду. Конечная цель полиса, как и индивида, заключается в «счастливой и прекрасной жизни». Основная задача государства – воспитание граждан в нравственной добродетели. В качестве условно-образцового государственного устройства Аристотель выдвигает такое смешение олигархии и демократии, при котором поляризация бедных и богатых снимается преобладанием зажиточных средних слоев.

Можно, таким образом, сказать, что Аристотель считал индивидуалистическое устройство общества выше коллективистического и первым поставил вопрос, и сейчас вызывающий ожесточенные споры: следует ли дать обществу возможность развиваться спонтанно или же нужно радикально перестроить его по законам разума, чтобы центральная власть имела возможность контролировать все имеющиеся материальные и духовные ресурсы и упорядочивать на этой основе человеческие отношения. Аристотель хорошо чувствовал угрозу со стороны экстремистски настроенного разума и склонялся к идее самопорождения социального порядка. Именно спонтанное развитие дает такие эффективные инструменты, как язык, мораль, право, рынок, денежная система и т.д.

Таким образом, уже в античной философии в достаточно ясной форме были намечены две тенденции в социальной философии, сохранившиеся до настоящего времени. Первая из них, превозносящая общественную собственность и коллективистическое общество, была названа платоновской, вторая, отстаивающая частную собственность и индивидуалистическое общество, – аристотелевской.

Аврелий Августин дал первую развернутую версию христианской социальной философии. Путь к новому человечеству, «учение о конце света», учение о церкви и государстве – предметы обширного трактата Августина «О Граде Божием». Мировая история рисуется здесь как борьба сторонников всего земного, врагов Божьих, с одной стороны, и приверженцев царства Божия – с другой. История начинается с грехопадения Адама и рассматривается как поступательное движение к нравственному совершенству, в котором человек обретает, наконец, «невозможность грешить». Вводится идея прогресса, в первую очередь морального и духовного. Реальные земные государства рассматриваются как разновидности неизбежного зла. Цель истории замышлялась не на земле. Эта цель заранее предопределена, и итогом истории будет сообщество праведных, Град Божий.

calendar17.06.2016, 11018 просмотров.

Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fictio№23 будет проходить с 2 по 6 марта в Комплексе «Гостиный Двор».

Лучшие новинки отечественной и зарубежной литературы самой разной направленности – художественной, публицистической, научной и научно-популярной, мемуарной, биографической, деловой, справочной, детской, гастрономической и т.д. Более 300 крупных издательств, книготорговых компаний и малых издательств, объединенных в рамках одного пространства. Масштабная программа мероприятий, освещающая главные события книжной индустрии в рамках семинаров и круглых столов с участием известных писателей, знакомящая с литературными новинками, презентующая уникальные авторские книги.

Часы работы ярмарки: четверг-воскресенье: 11.00 – 21.00, понедельник: 11.00-20.00

Место проведения: Гостиный двор (Ильинка, 4).

Вход на ярмарку платный, есть льготные и бесплатные категории. Правила посещения — по ссылке.

План ярмарки, как добраться.

В программе:

2 декабря

13:00 —13:45

Зона семинаров №3

Издательство «Пашков дом» продолжает выпуск изданий, целью которых является раскрытие уникальных фондов Российской государственной библиотеки. Масштабный проект по исследованию современного этапа развития научно-исследовательской деятельности в библиотеках Российской Федерации получил воплощение в виде коллективной монографии «Научные исследования в библиотеках: тематика, организация, представление результатов». Вышел третий том «Каталога славяно-русских рукописных книг из собрания Е. Е. Егорова», представляющий описание рукописных книг середины XIV – начала XX века. К 165-летию со дня рождения замечательного русского мыслителя Василия Васильевича Розанова выпущено двухтомное издание «В.В. Розанов: ближние и дальние» и «Эпистолярный архив В.В. Розанова в Румянцевском музее». Эти и многие другие проекты представят авторы и коллектив издательства.

Организатор: Российская государственная библиотека

17:15 —18:00

Авторский зал

Презентация книг Ольги Александровны Седаковой «Словарь трудных слов из богослужения. Церковнославяно-русские паронимы» и «Мариины слезы»

К поэтике литургических песнопений». Обе книги помогают понять смысл языка богослужения и красоту литургической поэзии.

Организатор Издательский дом «Практика».

19:15 —20:00

Литературное кафе

Презентация книги «Новая критика. Звуковые образы постсоветской поп-музыки» в формате открытого диалога Редакторы двух первых выпусков серии «Новая критика» — Александр Горбачев и Лев Ганкин — обсудят, зачем обсуждать мир современной поп-музыки с точки зрения социальных наук и музыкального анализа, а заодно объяснят, почему это не скучное, а максимально увлекательное чтиво.

Организатор: Институт музыкальных инициатив

20:15 —21:00

Зона семинаров №2

Презентация двухтомника «Василий Кандинский. О духовном в искусстве». Мероприятие с участием автора-составителя Надежды Подземской, дизайнера книги Кирилла Ильющенко, искусствоведа Сергея Фофанова (отдел новейших течений ГТГ), Анны Герасимовой, главного редактора издательства «БуксМАрт». «О духовном в искусстве» Кандинского – возможно, нaиболее знаменитое сочинение об искусстве XX в. Но оказывается, что небольшая книга, вышедшая на немецком языке в Мюнхене в 1911 г., – это лишь вершина айсберга. Над своим главным теоретическим текстом художник работал в течение многих лет и мечтал опубликовать его в России. Многочисленные архивные материалы на русском и немецком языках 1909-1921 гг. впервые опубликованы в двухтомном издании (БуксМАрт, 2020). История написания «О духовном в искусстве» выступает здесь на фоне ранее не известных документов, среди которых особую важность имеют cвидетельства деятельности Кандинского в Москве в послереволюционный период. Обширнейший комментарий позволяет воссоздать логику развития творческой мысли художника-теоретика на длительном промежутке времени и поставить вопрос об уникальности его места и роли в сфере так называемого авангарда. Реконструкция истории публикаций и переводов книги дает новый срез истории искусства ХХ в.

Ораганизатор: Центр франко-российских исследований в Москве. При поддержке Французского института при Посольстве Франции в России

3 декабря

14:00 —14:45

Зона семинаров №1

Дискуссия «Юнгер возвращается?»

Эрнст Юнгер (1895-1998) — немецкий писатель, мыслитель, литератор и энтомолог. Он прожил 102 года и участвовал в двух мировых войнах, путешествовал по миру, писал научные, философские и художественные труды. В 2020 году в издательстве Ad Marginem вышел его манифест «Уход в Лес», а в декабре 2021 года выйдет новое издание «Сердца искателя приключений», которое дополнено эссе «Сицилийское письмо лунному человеку», прежде не выходившем на русском. Наступил ли сейчас благоприятный момент для нового прочтения Юнгера в России? Попытаемся ответить на этот вопрос в ходе дискуссии.

Организатор: Ad Marginem

15:00 —15:45

Литературное кафе

Презентация новой книги Бориса Кипниса «Непобедимый. Жизнь и сражения Александра Суворова»

Суворов — истинный сын и украшение русского народа, воитель, сумевший покорить саму природу. Большую часть жизни его преследовали зависть бездарностей и клевета завистников. Книга знакомит нас с родословной Александра Васильевича, его бытом, увлечениями и мировоззрением. Автор расскажет об уникальной личности великого полководца и ответит на вопросы читателей.

Организатор: ИД Питер

16:15 —17:00

Литературное кафе

Кино как история и политика. Михаил Трофименков и Денис Горелов представят свои новые книги «XX век представляет. Избранные» и «Державю. История России в очерках и кинорецензиях» и поговорят об особом взгляде на историю кино — как на отражение исторических и политических процессов двадцатого века.

Организатор: Издательский дом «Городец»

19:15 —20:00

Зона семинаров №2

«Время вышло»: современный антиутопический рассказ

Презентация сборника с участием издателя «Альпина нон-фикшн» Павла Подкосова, а также Андрея Рубанова, Вадима Панова, Дмитрия Захарова, Алисы Ганиевой, Дениса Драгунского, Сергея Шаргунова и других писателей. «Время вышло» — попытка ухватить реальность, создать слепок настоящего и всмотреться в будущее. Это не только современный литературный процесс в миниатюре, но и окружающий нас мир во всём своём многообразии. И будущее этого мира, в котором что-то пошло не так.

Организатор: Издательство «Альпина.Проза».

4 декабря

13:00 —13:45

Амфитеатр

Презентация дебютного романа Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде».

Это не сценарий блокбастера, не его новеллизация, а полноценное произведение, в котором знакомые по одноименному фильму персонажи раскрываются с новой стороны. Главный редактор издательства Individuum Феликс Сандалов вместе с кинокритиком Антоном Долиным и литературным критиком Галиной Юзефович обсудят творчество Тарантино и постараются найти ответы на следующие вопросы: насколько роман влияет на восприятие фильма при пересмотре? Какую сцену автор спрятал в романе, убрав ее из фильма? Почему он решил переключиться на книги? И что мы узнаем о самом Тарантино из «Однажды в Голливуде»?

Организатор: Individuum

15:00 —15:45

Зона семинаров №3

«Чевенгур» в научной оптике. Третий том Собрания сочинений А.Платонова

В 2021 году в издательстве Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН вышел в свет 3-й том научного издания «Сочинения» А.П. Платонова, в котором печатается главный роман писателя – «Чевенгур». Впервые при подготовке текста к публикации была проведена сверка всех его источников (от автографа до прижизненных машинописей). В томе печатается – также впервые – реконструированный текст первой редакции романа – «Строители страны». Публикация сопровождается подробной статьей о том, как создавался роман, рассказывается о фантастической истории рукописи и творческой истории романа, дается реально-исторический комментарий. Выход тома с романом «Чевенгур» предваряло полное комментированное описание рукописи романа, представленное во 2-й книге «Архива А.П. Платонова» (М.: ИМЛИ РАН, 2019).

Организатор: Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук (ИМЛИ РАН)

17:15 —18:00

Авторский зал

Презентация проекта: «Скрытые миры Данте. Философские заметки на полях «Божественной комедии»

«Скрытые миры Данте» — это захватывающее путешествие по шедевру мировой литературы. Читатели познакомятся не только со структурой поэмы, но и с философией Средневековья, идеями древнегреческих и римских философов, получат возможность сопоставить их с научным видением мира, включая современные представления о реальности в квантовой физике.

Организатор: Эксмо

18:00 —18:45

Зона семинаров №1

К 250-летнему юбилею Людвига ван Бетховена – лекция

Мария Залесская, музыкальный журналист, музыковед, историк музыки и специалист по истории Германии, первый заместитель главного редактора издательства «Молодая гвардия», расскажет об актуальности творчества великого немецкого композитора и пианиста Людвига ван Бетховена, 250-летие со дня рождения которого весь мир отмечал в 2020 году. Она представит его биографию, изданную в серии «ЖЗЛ», расскажет о современных бетховенских музыкальных фестивалях, о судьбе произведений композитора в России. У посетителей ярмарки также будет возможность ознакомиться с коллекцией немецких изданий, которую Франкфуртская книжная ярмарка подготовила к юбилею композитора.

Организатор: Франкфуртская книжная ярмарка, Центр немецкой книги в Москве

5 декабря

12:00 —12:45

Зона семинаров №3

Презентация книги «Звезда Альтаир»

Первая старообрядческая сказка для взрослых, изданная в современной России. Творческая встреча с автором книги — известным старообрядческим писателем Дмитрием Урушевым. Автор сказки «Звезда Альтаир» — известный современный старообрядческий писатель Дмитрий Урушев, который на протяжении последних 25 последних лет последовательно ведет творческую и просветительскую деятельность, популярным и доступным языком раскрывая красоту и мощный дух старообрядчества для самых широких кругов читателей.

Организатор: Старообрядчество

12:00 —12:30

Литературное кафе

Презентация графического романа «Отель «Лето»

Хоррор-комикс по мотивам песни Михаила Елизарова Погрузитесь в самые страшные процедуры бывшего советского санатория, узрите по-настоящему страшный боди-хоррор, замешанный на ужас токсичных отношений. Жуткий русский комикс по одноимённой песне Михаила Елизарова. Работу представит автор и издатель — Виталий Терлецкий. Художник: Алексей Герасимов

Организатор: Виталий Терлецкий

13:20 —13:50

Литературное кафе

Презентация комикс-биографии Дэвида Боуи

Комикс-биография «Боуи: звездная пыль, бластеры и грезы эпохи Луны» — стала одной из первых на российском рынке в этом жанре, но на Западе уже давно завоевала десятки тысяч фанатов. О том, кем является для российской публики рок-икона Дэвид Боуи и его альтер-эго Зигги Стардаст, а также, что такое комикс-биографии известных деятелей в контексте современного книгоиздания. Диалог с известным рок-обозревателем Артемом Липатовым и популярными современными музыкантами нового поколения.

Организатор: Издательство «Палма Пресс»

17:15 —18:00

Амфитеатр

Презентация авторской серии Юрия Мамлеева

Юрий Мамлеев – писатель легендарный, известный далеко за пределами России, пожалуй, за рубежом даже шире, чем на родине. Его можно было бы назвать русским Эдгаром По, но его метафизический реализм — явление уникальное, самобытное, точных аналогов не имеющее. Музыкальный журналист и писатель Максим Семеляк, писатель Сергей Шаргунов, главный редактор издательства «Альпина нон-фикшн» Павел Подкосов на презентации поговорят о личности и творческом методе Юрия Мамлеева.

Организатор: Издательство «Альпина. Проза»

17:15 —18:00

Авторский зал

А. Н. Варламов «Розанов»

Известный писатель, ректор Литературного института Алексей Варламов расскажет о биографии, пожалуй, самого спорного персонажа Серебряного века Василия Васильевича Розанова (1856—1919). Это — история блистательных побед и поражений, счастья и несчастья, того, что Блок называл непреложным законом сердца: «радость — страданье одно».

Организатор: Молодая Гвардия

6 декабря

14:00 —14:45

Территория познания

Как организовать книжный фестиваль (в школе, библиотеке, городе, стране)

Опытом организации и проведения книжных фестивалей поделятся Ольга Румянцева (книжные фестивали в Хорошколе, «Книжка под подушку»), и Ирина Рочева (фестиваль «ЛитераТула», ИМКФ, «Новая книга»).

Организатор: Экспертная группа «Территории познания»

17:15 —18:00

Авторский зал

Разговор, посвященный Петру Николаевичу Мамонову, советскому и российскому рок-музыканту, основателю и лидеру группы «Звуки Му», актёру и поэту. Презентация книги «На плотной земле. Стихотворения». Спикеры: Денис Бургазлиев, Валерий Полиенко, Владимир Кондрашов

Организатор: АСТ nonfiction

Полная программа мероприятий по ссылке

Илл. Джонатан Уолстенхольм

Писатель Борис Акунин (Григорий Чхартишвили) не устает радовать поклонников своим трудолюбием. Очередная книга о приключениях самого обаятельного сыщика всех времен и народов «Черный город» уже в продаже.

Конечно, я не устояла перед соблазном купить ее и прочитать за один день. Не будем сейчас обсуждать достоинства/недостатки  детектива — возможно, это не лучшее произведение из серии, но книгу стоило прочитать ради одного совета:

ЭРАСТ ФАНДОРИН ВЕДЕТ ДНЕВНИК

«Если в программе физического самоусовершенствования 1914 года значилось „нимподзюцу“, то в качестве духовной практики Фандорин решил освоить „Никки-до“, „Путь дневника“.

Дневник ведут многие, как на Западе, так и на Востоке. Юные гимназистки записывают в заветную тетрадку свои сердечные переживания, прыщелобые студенты предаются ницшенским грезам, семейные матроны ведут хронику детских болезней и салонных сплетен, писатели причесывают свои мысли ради посмертной публикации в предпоследнем томе полного собрания сочинений (в последнем, как известно, бывают „Письма“). Но человек, который во всяком занятии стремится отыскать способ подняться на более высокую ступеньку бытия, хорошо понимает: настоящий смысл ежедневных письменных излияний в том, чтобы развивать ясность ума и духа. Когда к дневнику (по-японски „никки“) относятся подобным образом, это не просто бумагомарание, а Путь, и очень непростой. Посложней, чем квантовая теория, которой Фандорин посвятил весь 1913 год.

Никки положено вести ежедневно. Уважительных причин, по которым разрешалось бы сделать перерыв, не существует. Ни болезнь, ни горе, ни опасность оправданием не являются. Если ты оказался в пустыне без бумаги и кисти — скреби палочкой по песку. Если потерпел кораблекрушение и плывешь по морю на доске — води пальцем по воде.»

На мой взгляд, это тот подход к ведению писательского дневника, в частности, и к писательству, в целом, который стоит взять на вооружение любому автору. Особенно начинающему!

На начальном этапе вы можете достичь мастерства только количеством, и никак иначе. Закончили первую книгу, приступайте ко второй уже на следующий день. Дописали один рассказ, тут же приступайте писать второй.

Чтобы не делать перерывов, следует выработать привычку писать ежедневно. Вот так, по-фандорински — чтобы никакая причина не оправдывала бездействия. Достойная цель на следующий год, не правда ли?

Рассчитайте свои силы: сколько страниц в день вы реально можете осилить? Одну страницу? Хорошо, пусть будет одна, но каждый день, без оправданий! И уж тем более важно каждый день вносить записи в писательский дневник.

КАК ДЕЛАТЬ ЗАПИСИ: ДЕРЕВО, КЛИНОК, ИНЕЙ

«Необычайно важен стиль, менять который ни в коем случае нельзя…

Всего стилей существует около сорока. Фандорин выбрал тот, который называется „Три гармонии“. Именно такой лучше всего подходит человеку с кармой разновидности „Февральская ночь на морском просторе“ — то есть чередование тьмы и лунных просветов при шкалистом ветре. Чтобы не стать игрушкой волн, муж столь непростой судьбы много обретет, используя формулу „Дерево — Клинок — Иней“.

Первый элемент этой красивой триады отвечает за усилия ума и помогает интеллектуальной сфере размеренно крепнуть и подниматься — как тянется к небу растущее дерево. Поскольку ум укрепляется посредством новых знаний, ежедневную запись рекомендуется начинать с какого-нибудь полезного сведения, обретенного за минувший день. Иногда Эраст Петрович попросту брал энциклопедию или научный журнал и выписывал оттуда заинтересовавший его факт. (Полезная, между прочим, привычка.)»

Даже более чем полезная! Всего-то требуется сесть утром, открыть книгу, энциклопедию, журнал, газету, интернет, найти интересную информацию (например, о том, что популярный предмет одежды — свитер от английского слова sweat (пот)  изначально рекламировался как эффективное средство для похудения) и выписать в отдельный блокнот/файл. Из этих фактов-ростков потом будут вырастать сады идей и сюжетов. Чтобы фантазия постоянно креативила, нужно «подкармливать» ее.

«„Клинок“ — это символическое обозначение ясности и эффективности всякого планируемого действия. Клинкообразность поступка очень выигрывает, если вначале изложить свои соображения и выводы на бумаге. Очень мудрая практика — особенно во время трудного расследования, да и вообще, если нужно разобраться в какой-то сложной проблеме или душевной смуте. Эту часть дневниковедения Фандорин ценил выше всего».

«Клинкообразность» можно использовать для работы над планом. Многие писатели жалуются, что даже в тех случаях, когда план был детально продуман еще до написания книги, работать по нему тяжело, так как сюжет все время отклоняется от плана.

Если вы чувствуете, что с вами происходит то же самое, стоит каждый день посвящать немного времени корректировке плана. Сядьте, подумайте, что вы хотите написать, закройте глаза и постарайтесь увидеть запланированную главу картинками.

Гладко ли идет «фильм» по вашей книге, или сюжет стопорится? Найдите «дыры» и залатайте их. Если вы будете досконально знать, о чем хотите написать, несколько страниц в день покажутся сущим пустяком.

«„Иней“ — это состояние душевного покоя, просветления и освобождения от суетных тревог. Лучше всего преодолению внутреннего сумбура помогает создание мудрого изречения. Чертовски трудно после утомительного дня исторгнуть из себя что-нибудь мудрое, да еще 365 дней в году! Но критерий строг. Мысль должна быть достаточно глубока, оригинальна и изяшно изложена, чтобы ее было не стыдно написать на свитке и повесить в токонома».

Платон полное собрание сочинений в одном томе платон

Таким образом, Борис Акунин, по сути, предлагает беспроигрышную формулу работы над собой и своим писательским стилемОдин новый факт — небольшой анализ и планирование -мудрая, свежая мысль — используйте эту формулу ежедневно, и прогресс обеспечен. Если все начинающие авторы будут работать над собой в этом ключе, возможно, вопросов «Почему издательства мне не отвечают?» станет намного меньше.

Наталья Васильевна

Наталья Васильевна

Учитель русского языка

Задать вопрос

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

  • Плата не взимается как пишется
  • Платежеспособный как правильно пишется
  • Пласкогубцы или плоскогубцы как пишется
  • Пластилиновая сказка рабочая программа
  • Планета земля мой дом рассказ по географии