Пластов летом картина сочинение для 5 класса по русскому языку

Тема урока: сочинение по картине а. а. пластова летом.цели урока: 1 вызвать у учащихся желание обсудить увиденное на картине а.

Тема урока: Сочинение по картине А. А. Пластова «Летом».

Цели урока: 1) вызвать у учащихся желание обсудить увиденное на картине А. А. Пластова «Летом»;

2) научить учащихся точному, полному описанию изображенного на картине;

3) пополнить словарный запас учащихся по теме «Лето»;

4) закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных; 
  5) воспитывать любовь к родной природе.
 

Ход урока.

  1. Сообщение темы и цели урока.

-Начать сегодняшний урок мне хочется строками стихотворения Ф. И Тютчева.

Смотри, как роща зеленеет, 
Палящим солнцем облита, 
А в ней — какою негой веет 
От каждой ветки и листа! 

Войдем и сядем над корнями 
Дерев, поимых родником,- 
Там, где, обвеянный их мглами, 
Он шепчет в сумраке немом. 

Над нами бредят их вершины, 
В полдневный зной погружены, 
И лишь порою крик орлиный 
До нас доходит с вышины… 

-Как вы думаете, какое время года описывает Ф. И. Тютчев?

(Лето).

-А каким чувством проникнуто стихотворение?

(Восторг).

-Поэт восхищается красотой лета. Лето — время года, в которое влюблены все: и поэты, и художники, и музыканты, и простые люди. Картина, к которой мы сегодня обратимся, так и называется «Летом», автор её — Аркадий Александрович Пластов.  Откройте тетради, запишите тему урока (слайд №1).

Цель нашего урока – научиться точному, полному описанию изображенного на картине; пополнить словарный запас по теме «Лето»; закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных; воспитывать любовь к родной природе (слайд №2).

  1. Рассказ о художнике А. А. Пластове и его картинах.

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) – выдающийся живописец, народный художник СССР, лауреат Государственной премии – широко известен как певец русской природы (слайд №3).

Пластов родился в деревне Прислонихе Ульяновской области. Здесь прошло его детство. В раннем детстве Аркадий был сильно впечатлён работой реставраторов, и решил стать живописцем. Отец Аркадия хотел, чтобы сын стал священнослужителем и поэтому отдал его учиться в Симбирское духовное училище. Затем Пластов закончил духовную семинарию. Учился живописи у молодого художника Д.И.Архангельского. Учился в скульптурной мастерской Строгановского училища в Москве. Закончил Училище живописи, ваяния и зодчества. Стал тем, кем мечтал быть с детства – художником (слайд №4). 

В родной Прислонихе Аркадий Александрович проводил большую часть своей жизни. Здесь живут герои его картин (слайд №5). Здесь поля, на которых работали его отец, деды и прадеды, сам художник. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.

Его полотна раскрывают красоту и силу родной земли, выражают восхищение человеком-тружеником. Художник всегда стремился передать внутренний мир изображаемых людей, их мысли, чувства, переживания. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки. Они присутствуют практически в каждом его полотне (слайд №5), например, в картинах «Витя-подпасок» (слайд №6), «Первый снег» (слайд №7), «Летом» (слайд №8), «Ужин трактористов» (слайд №9), «На колхозном току» (слайд №10), «Фашист пролетел» (слайд №11) и др.

Картины А. А. Пластова радуют своими звонкими, сочными красками, красотой изображённой в них природы. Художника особенно привлекает лето – время года, когда вся природа расцветает (слайд №12). В картине «Летом» (1954г.) А. А. Пластов показал богатство и щедрость родной земли.

  1. Беседа.

-Скажите, ребята, любите ли вы ходить в лес, собирать грибы, ягоды?

(ответы учащихся должны представлять собой связные законченные высказывания).

-А теперь давайте посмотрим, как изобразил лето Аркадий Александрович  Пластов на своей картине. Наша с вами задача – описать картину. Вспомним, что такое описание.  

(Описание – это изображение какого-либо предмета, явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Описать можно пейзаж, портрет человека, его действия, внешний вид животного, какого-либо предмета. Цель описания — увидеть предмет описания, представить его в своем сознании. Композиция описания: 1. Общее представление о предмете. 2. Отдельные признаки предмета. 3. Авторская оценка, вывод, заключение (слайд №13).

-Что прежде всего привлекло ваше внимание на картине (слайд №14)?

(Яркая, солнечная опушка леса, здесь расположились на отдых девочка и женщина. Рядом стоят корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами. На голове у девочки красная косынка. Ярко-зелёная трава).

-Вглядитесь внимательнее. Кого изобразил художник? Опишите каждого из героев картины более подробно.

(На картине мы видим женщину и девочку. Наверное, это мать с дочерью, а, может быть, бабушка с внучкой. На женщине синее платье, видно, она очень устала, утомилась от жары и долгой ходьбы по лесу: собирала грибы и ягоды. Она прилегла на густую траву и крепко уснула, прикрыв лицо рукой от солнца).

-На чём акцентирует наше внимание художник в образе женщины?

(На руках).

-Какие они?

(Руки у женщины загорелые, натруженные, сильные, сразу видно, что ей приходится много работать. Художник хотел показать, что эта женщина – великая труженица).

-Опишите девочку. Как она сидит, что делает, как одета?

(Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо срывает с ветки спелые сочные ягоды и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платок).

-Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? Что можно сказать о лице девочки?

(Ярко-красный платочек сразу выделяет девочку на фоне картины, притягивает наш взгляд, и мы начинаем внимательно вглядываться в её лицо. Её смуглое румяное лицо спокойно. Глаза опущены, тонкие чёрные брови приподняты вверх. Из-под платка выбиваются тёмные длинные волосы, одна прядь спадает на грудь).

-Что вы можете сказать ещё об одном герое картины – о собаке?

(Собака выбрала место рядом с  девочкой, она лежит, вытянув вперёд лапы и положив на них морду. Глаза у собаки прикрыты, уши опущены, видимо, она тоже устала бегать по лесу).

-Где расположились грибники? Почему они выбрали это место?

(Грибники расположились на тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями берёзок, чтобы укрыться от жары. Полянка очень красивая: среди сочной изумрудной зелени травы пестреют цветы: голубые колокольчики, ромашки с чуть поникшими от зноя лепестками, какие-то жёлтые цветы).

-Как художник показывает, что стоит солнечный и тихий день?

(Ослепительное солнце озаряет поляну и окрашивает её в жёлтоватый цвет. Яркий солнечный свет так и играет на листьях берёз, освещая их. От этого они золотистого цвета, а те, что в тени, — тёмно-зелёного. Цветы, травы, листья на деревьях спокойны, не шелохнутся, потому что в лесу тихо, безветренно).

-Какие цвета использовал художник для изображения летнего солнечного дня? Какие краски преобладают в картине?

(Зелёный, светло-зелёный, белый, жёлтый, светло-коричневый, розовый, красный).

-Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создаёт образ, передаёт своё отношение, вызывает определённое настроение. В живописи очень важное значение имеет разграничение цветов на теплые и холодные. Жёлтый, розовый, красный, оранжевый цвета художники называют тёплыми. Теплые цвета ассоциируются в нашем сознании с солнечным светом, огнем, теплом, которое они излучают. Они помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, тёмно-голубой, фиолетовый – это холодные цвета. Холодные цвета – это цвета снега, льда, воды. Есть цвета, которые могут быть и холодными, и тёплыми. Таким цветом является, например, зелёный. Если холодный цвет смешивать с теплым, то он изменит свой цветовой тон и станет теплее (слайд №15).

-Какое впечатление производит на вас картина А. А. Пластова «Летом» (слайд №14)?

(Хочется долго смотреть на картину, не отрывая глаз. Природа, которая изображена на ней, настолько нам близка и понятна, что создаётся впечатление, будто ты уже видел этот чудесный уголок природы и не раз бывал здесь).

-В картине А. А. Пластова «Летом» преобладают тёплые цвета. Разноцветие  природы художник передаёт праздничным сочетанием красок. Он использует контрастные, яркие, насыщенные цвета (красная косынка и белое платье девочки, синяя одежда спящей женщины, жёлтые пятна цветов на ярко-зелёном фоне травы), которые придают картине особое очарование, вызывают чувство радостной приподнятости.

IV. Работа над синонимами, изобразительными средствами.

-Составьте по теме картины словосочетания или предложения со словами: зелёный-изумрудный; яркий-ослепительный.

-При описании каких предметов мы используем прилагательные зелёный, яркий, а когда можем воспользоваться словами изумрудный, ослепительный? Составьте с этими словами словосочетания или предложения.

(Наиболее удачные из составленных учащимися словосочетаний и предложений записываются: «солнечные зайчики играют в  траве»; «ослепительный луч солнца»; «яркие краски лета», «свежая, яркая, чистая зелень», «сверкают, подобно дорогим изумрудам», «лёгкие листья берёз, словно волна ослепительных брызг»).

-Какие изобразительные средства вы будете использовать при описании куртины?

(Сравнения, эпитеты, олицетворения (слайд №16).

  1. Составление плана сочинения (слайд №17).

Вступление.

  1. Тема и основная мысль картины  А. А. Пластова.

II. Основная часть. Описание картины А. А. Пластова «Летом».

  1. Внешний вид, выражение лиц, позы героев картины.
  2. Пейзаж.
  3. Настроение, вызванное картиной.

III. Заключение.

Мастерство художника.

V. Работа над темой и основной мыслью картины.

-Что такое тема и основная мысль картины?

     (Тема-это предмет изображения. Основная мысль – это авторский замысел, который художник раскрывает изобразительными средствами, в зависимости от своего личного подхода к теме (слайд №18).

-Из всего услышанного на уроке сделайте вывод, какова тема и основная мысль картины А. А. Пластова «Летом».

(Тема картины — красота летней природы. Основная мысль — желание автора показать богатство и щедрость родной земли (слайд №19).

VI. Устное описание картины (2-3 сильных ученика).

Примерный ответ.

Лето – прекрасная пора, которая дарит нам не только хорошую солнечную погоду, а и целые корзины ягод, фруктов, грибов!  О лете написано много стихотворений, созданы картины. Одна из них – картина А. А. Пластова «Летом». На ней изображён знойный летний полдень. Под густыми ветвями белоствольной берёзки расположились грибники, рядом с ними – собака. На переднем плане картины мы видим девочку в белом платьице и красном платочке. Она сидит на траве, неторопливо обирает  с веточки спелые ягоды и складывает их в кружку. Красный платок девочки притягивает взгляд, и мы внимательно вглядываемся в её лицо. Глаза девочки опущены, на смуглых щеках играет румянец. Из-под платочка виднеются тёмные волосы, одна прядь выбилась и упала на грудь.

Рядом с девочкой улеглась собака. Глаза у неё прикрыты, уши опущены, видимо, она тоже устала бегать по лесу.

Позади девочки лежит женщина в синем платье и синем платке. Она, очевидно, очень устала и уснула на свежем воздухе. Одну руку она положила под голову, а другой прикрыла голову от палящего солнца. Притягивает взгляд рука женщины, поднятая вверх. Художник очень ярко нарисовал её. Рука загорелая, сильная, натруженная. Сразу видно, что женщине приходится много работать.

В густой траве стоят корзина и ведро с грибами. В корзине лежат большие грузди, а в ведре – боровики с красно-коричневыми шляпками на крепких ножках. Здесь же стоит глиняный кувшин, полный спелой малины. Яркие сочные ягоды так и просятся в рот, очень хочется ощутить на губах сладкий малиновый сок, вдохнуть запах целебной лесной ягоды. Женщина с девочкой расположились под большой берёзой на тихой красивой поляне, окружённой белоствольными берёзами. Среди сочной изумрудной травы пестреют голубые колокольчики, ромашки, какие-то жёлтые цветы. Ослепительные лучи солнца сверкают на листьях берёз и окрашивают их в золотистый цвет.

Мне очень нравится эта картина. Художнику удалось передать неповторимую прелесть летнего дня. Яркие краски радуют глаз, поднимают настроение, будят воспоминания о летних днях. Хочется долго смотреть на картину и вдруг очутиться на этой солнечной полянке, полюбоваться красотой природы, насобирать много ягод и грибов, вдохнуть их аромат  и полежать в мягкой душистой траве.

VII. Самостоятельная работа учащихся

Во время самостоятельной работы учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся. Желающие зачитывают фрагменты сочинений вслух. Учитель проводит анализ, отмечая достоинства и недостатки в работах школьников.

VIII. Задание на дом.

Написать черновой вариант сочинения по картине А. А. Пластова «Летом».

Литература.

1. Владимирская Г. Н. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. – М.:ТЦ Сфера, 2003.

2. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. 5-7 классы. М., Просвещение, 1991.

3. Котова О.Ф. Вырази себя в слове. Коломна, 1993.

Сочинение по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»

Сочинение Сирень в корзине Кончаловского

Художник П.П. Кончаловский прожил долгую жизнь, целых 60 лет он отдал творчеству. Излюбленным его жанром стал натюрморт. Петр Петрович был отличным садоводом. На своей даче в Калужской области сам выращивал цветы, многие из которых изображены на его полотнах. Одна из самых известных его картин – «Сирень», которая была написана в 1933 году.

На полотне на фоне коричневой стены расположена корзина с гроздьями сирени. Вероятно, еще недавно эти благоухающие веточки красовались на кусту. Сейчас они помещены в плетенную из ивовых прутьев корзину, чтобы подарить свой аромат и еще раз показать, как прекрасен мир вокруг нас. Различные тона использовал художник на своей картине. Цветочки белого, лилового, сиреневого, голубого, бордового цветов красуются в корзине. Некоторые из них имеют перламутровый оттенок. Все это буйство красок лишь подчеркивает красоту и свежесть весны.

Букет занимает всю картину. При всей своей простоте цветы сирени наполняют душу умиротворением и дарят ощущение счастья. Ивовые прутики плетеной корзины лишь подчеркивают, что не выдумать красоты лучше, чем это сделала сама природа. А красоту можно увидеть везде, стоит лишь оглянуться. Среди цветов виднеются листья, разбавляя сиренево-бордовое буйство темно-зелеными, салатовыми, желтоватыми оттенками.

Фон картины темный, да и сам букет выполнен в темных тонах, но это тот случай, когда темные краски только усиливают прелесть и свежесть весенних цветов. Это весна, пришедшая на смену долгой зиме, в очередной раз доказала, что есть радость, счастье и для их ощущения не обязательно искать что-нибудь экзотического. Картина П.Кончаловского дарит нам ощущение полного счастья. Кажется, что тонкий аромат сирени, уже заполонил и нашу комнату.

Посмотришь на это полотно и захочется, чтобы весна пришла быстрее и продолжалась подольше, даря миру вот такую красоту.

Сочинение для 5 класса — «Сирень» Кончаловского Н.Н.

Нет ничего проще, чем букет сирени. Но именно он так радует весной. Сирень особое растение. Настоящее тепло приходит именно тогда, когда зацветает куст сирени. В это время даже ночи становятся теплыми. В них еще чувствуется свежесть весны. И в этой свежести витают ароматы. И именно запах сирени слышится особенно отчетливо и ярко. Хочется наломать цветущие ветки куста и принести их домой, чтобы украсить дом весенними ароматами. Сирень дарит и красоту. Она бывает белой, сиреневой, лиловой, фиолетовой, бледной и пестрой. Один куст выглядит невероятно очаровательно. Но если собрать ветки разных расцветок, можно получить по-настоящему необычный букет.

Наверное, именно эта волшебная красота и вдохновила живописца поделиться своими впечатлениями на полотне. Он высказал свой восторг в каждом мазке своей кисти. Его цветы выглядят, как живые. Если закрыть глаза, можно даже уловить тонкий аромат сирени. Так реалистично все выглядит на картине Кончаловского. Дополняет композицию простая плетеная корзинка. И именно ее простота помогает сделать главный акцент, на полотне ведущая роль отдана сирени. Даже фон простой. Его роль — подчеркнуть достоинство букета. Краски для цветов автор картины использовал сочные. В них сквозит искренность и реалистичность.

Мне нравится смотреть на эту картину. Мне нравится, что она выглядит так натурально и естественно. Словно этот стол стоит где-то рядом. И на нем стоит такая скромная корзинка с таким ярким букетом. В картине я вижу весну. Она приходит с теплом, с яркими красками. И хочется в ответ на все это улыбаться и радоваться. Именно такие эмоции и вызывает во мне работа Кончаловского П.П.»Сирень в корзине».

Сочинение №3 по картине «Сирень в корзине»

Известное творение гениального художника П. П. Кончаловского, дарящее весеннюю свежесть. Глядя на которое просыпается вера в чудо и волшебство. Художник очень ярко и четко смог все это передать своему зрителю.

Полотно « Сирень в корзине» было написано знаменитым художником П.П.Кончаловским. На этой картине художник создал нежный,приятный, радующий глаз весенний букет. Одно название картины дает подсказку на то, что будет изображено на полотне. Воображение человека сразу рисует в своем воображении свежесрезанные ветки сирени, такие яркие и насыщенные цветочки на них. Есть уже распустившиеся цветки, а есть еще и в бутонах. Эти бутоны очень красивы, и в ближайшее время должны распуститься во всей своей красе. Возможно, среди них будут так называемые «волшебные» цветочки, у которых по пять лепесткови, срывая их, загадывают свое желание. Многие говорят, оно обязательно сбывается.

И вот когда стоишь перед полотном понимаешь, насколько оно прекрасно. На этом полотне нарисована такая же прекрасная сирень, как и та, что была в воображении, только сирень на холсте еще прекрасней. Она стоит в плетенной из лозы корзине на столе. Весь ее вид говорит о том, что ее только срезали и поставили в эту простую, но по-своему элегантную плетенку. Яркий цвет зеленых листков дает понять своему зрителю о том, что сирень только срезали, ее некрупные цветочки переплелись своими лепестками между собой, напоминая крепкие объятия, нежно склонив свои цветущие головки и нераспущенные бутоны, дарящие несмотря не на что свой тонкий цветочный аромат.

Глядя на этот букет, как и в своей фантазии, хочется отыскать чудо-цветочек и загадать на него свое заповедное желание! Сам букет шикарен! Перемешивание белых, сиреневых и голубых цветов сирени в сочетании с ярко-зелеными листиками делают композицию яркой и непредсказуемо красивой. Глядя на это полотно можно прочувствовать всю любовь и трепетное отношение художника к природе. Увидеть это возможно по всей манере написания картины и исходящей от нее энергетики! Вся картина благоухает этой любовью и чувством счастья, пронизывающих своего зрителя до глубины души!

Не находится подходящих слов, что бы передать как прекрасна и нарядна нарисованная на картине сирень! Этот запах сирени, как будто бы струится тоненькой нитью с полотна и заполняет все помещение. Когда смотришь на картину,видишь, как солнце своими лучами играет в цветах сирени и ее листочками. Глядя на картину чувствуется раннее весеннее утро, когда еще растение полностью не проснулось от ночного сна. Когда еще на его лепестках, виден слабый серебристый налет утренней росы, которой пронизан каждый цветочек и листочек. Чувствуется как совсем недавно, когда этот шикарный букет был еще кустом на его ветвях сидели и пели свои трели птички.

Смотря на картину, понимаешь, что живописец не просто так выбрал темный фон. Таким фоном он хотел подчеркнуть всю легкость и пышность этого весеннего букета сирени. С помощью темного фона художник концентрирует наше внимание на самом букете. Создается такое впечатление, будто это не картина, а натуральный куст сирени, который вот-вот вновь начнет колыхаться от легкого дуновения ветерка, а ласковые солнечные лучи будут его обнимать.

Сочинение по картине «Сирень в корзине» П. П. Кончаловского

Мастер натюрморта Пётр Кончаловский в своей работе «Сирень в корзине» отразил любовь к этим прекрасным нежным цветам. Кстати, это не единственное его полотно, посвященное именно сирени. Кончаловский очень любил цветы, а особенно среди них выделял сирень.

На картине художник изобразил сирень, стоящую в корзине, которая сплетена из лоз. Которая объединяет эти прекрасные весенние ветви в букет и придает букету целостность. Тяжелые душистые грозди притягивают взгляд. Ветки сирени очень свежие, это видно по яркой зелени листьев и плотным маленьким цветочкам.

Создается ощущение, что букет только что собрали в саду, пышные грозди кажутся слегка влажными, возможно, это утренняя роса. Также заметны бутоны, которые еще не успели распуститься. Когда они раскроются, этот букет станет ещё пышнее и роскошнее. Мастер собрал прекрасный красочный букет из сиреневых, белых, розовых и голубых веточек, которые прекрасно сочетаясь между собой, превратились в произведение искусства.

Автор использовал яркие сочные оттенки, которые наполнили его картину жизнью. Особенно выразительно этот нарядный букет выглядит на темном серо-коричневом фоне. Сирень так и манит, чтобы к ней прикоснулись, вдохнули ее сладкий аромат. А еще большей торжественности ей придают солнечные блики, играющие на цветах и листьях. Все полотно пропитано любовью к родной природе.

Картина эта завораживает зрителя, на нее хочется смотреть и смотреть, поднимая себе настроение. Очень хочется взять в руки пышную ветку сирени и ощутить ее аромат, смешанный с запахом весны. Жаль только, эти весенние цветы очень недолго радуют глаз.

Мне было очень приятно рассматривать эту картину и вспоминать майские деньки, когда вся природа уже проснулась и наполнилась жизнью, а впереди — летние каникулы.

Заказать сочинение
Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Сочинение по картине Кончаловского «Сирень в корзине» 5 класс

Ищите синонимы на sinonim.org, чтобы сочинение не совпадало с тем, что в интернете. Нажмите 2 раза на любое слово в тексте.

Несколько сочинений по картине «Сирень в корзине».

Первое сочинение

Для чего на свете существуют цветы? С их яркими или нежными красками и непередаваемым ароматом? Лучше всего ответ на этот вопрос знают художники: для того, чтобы наполнять сердца людей любовью и красотой, чтобы грусть и плохое настроение растворялись без следа при одном взгляде на нежные лепестки или тугие бутоны цветов.

«В этом букете все живет, цветет и радуется», ‒ это слова знаменитого русского художника П.П. Кончаловского о своей картине «Сирень в корзине». Признанный мастер натюрморта, он очень любил цветы, а сирень просто обожал и большое количество своих работ посвятил именно ей.

На полотне изображен роскошный букет сирени, помещенный в плетеную корзину. На крупных соцветьях лилового, белого, красного и синего цветов играют лучи солнца, пышные гроздья выглядят особенно выразительно на неярком фоне, они как будто стараются вырваться из окружившей их тени.

Букет на картине создает ощущение солнечного летнего утра, когда растения еще не полностью расстались с ночной прохладой, но уже ловят на себе теплые лучи солнца. Легкий серебристый налет утренней влаги окутывает каждый лепесток, и нет никаких сомнений, что еще минуту назад веточки сирени качались среди яркой зелени и щебечущих птиц.

Этот букет ‒ посланник цветущих садов ‒ призван напоминать людям о красоте природы, о самых удивительных и запоминающихся моментах нашей жизни.

2. Сочинение по картине Кончаловского Сирень в корзине 5 класс

картина Кончаловского «Сирень в корзине» 5 класс

Картина знаменитого русского художника, мастера натюрморта, П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» выделяется среди других полотен с изображением цветов. Известно, что автору картины очень нравились цветы, он с удовольствием рисовал их, а к сирени относился с обожанием. Множество работ художник посвятил именно ей, а данное произведение искусства выполнено с особой любовью.

Пышный букет сирени на холсте изображен мастерски. Переливы лилового, белого, сиреневого, красного, бордового и голубого цветов создают множество оттенков, местами напоминающих мягкое сияние розового жемчуга. Несмотря на то, что художник не стремился к тщательной проработке мелких деталей, картина смотрится реалистично, каждый маленький цветочек выразителен и находится на своем месте.

Листва, выглядывающая из цветочного облака, разбавляет розово-лиловую палитру цветов сирени и придает букету естественности. Ярко-зеленые, глянцевые, отражающие солнечный свет листья выглядят живыми, наверное, ветки срезали совсем недавно, или в корзине прячется невидимый нами кувшин с прохладной водой.

Роскошные грозди сирени кажутся влажными и тяжелыми, они, как спелый виноград, низко склоняются над столом, на котором стоит корзина. Ее ивовые прутья как будто пытаются сдержать пышное великолепие сиреневой пены. Фон картины, состоящий из стола и стены, расположенной за ним, так же как и корзина, выполнен в холодных серо-коричневых тонах не случайно. Это подчеркивает яркость веток сирени, они выглядят по-настоящему живыми и осязаемыми на тусклом и невыразительном фоне.

Эта картина произвела на меня огромное впечатление. Букет на ней состоит из душистой живой сирени, кажется, что веточки источают нежный аромат, напоминающий о свежем весеннем ветерке. Когда сморишь на холст, поднимается настроение, и кажется, что за окном весна, ярко светит солнце и впереди длинные каникулы.

3. Сочинение: Петр Кончаловский — Сирень в корзине

Все богатство возможностей живописи демонстрирует для нас Петр Кончаловский своей картиной «Сирень в корзине». Представленный на ней букет поражает воображение зрителя яркостью и выразительностью. Это не единственное полотно с изображением сирени, Петр Петрович немало своих работ посвятил ей. Художник был большим любителем цветов и увлекался садоводством.

Большие пышные ветви сирени стоят на столе, в простой грубой корзине, сплетенной из прутьев. Свежая зелень листьев говорит о том, что срезали веточки совсем недавно. Мелкие цветки сплелись между собой лепестками и спелыми гроздьями свисают вниз. Цветочки распустились еще не все, можно увидеть крошечные бутоны. Букет обретет еще более роскошный вид, когда они расцветут. Нет сомнений, среди массы цветков есть имеющий пять лепестков, тот самый, исполняющий желания! Как жаль, что нельзя его отыскать на картине!

Любоваться на букет, изображенный на полотне, можно бесконечно. Глядя на композицию из белых, лиловых, розовых и голубых соцветий, дополненных изумрудно-зелеными листьями, можно почувствовать легкий, едва ощутимый запах свежей сирени, согретой теплыми лучами солнца.

Яркие и сочные краски холста завораживают зрителей, вызывают в воображении картины солнечных весенних дней. Хочется прикоснуться к этим чудесным ветвям, чтобы окунуться в дурманящую атмосферу весеннего утра и вдохнуть необыкновенный аромат весенних цветов.

4. Короткое сочинение

Среди художников первой половины ХХ века Петр Петрович Кончаловский выделялся особенным отношением к цветам, и часто мастерски изображал их на своих полотнах. Знаменитую «Сирень в корзине» он написал в 1933 году, сейчас она является экспонатом Третьяковской галереи в Москве.

Плетеная корзина с сиренью стоит на столе, она расположена в центре картины. В букете присутствуют ветви самых разных цветов: белые, розовые, фиолетовые и лиловые. Легкие и воздушные, они невероятно красивы.

Затерявшиеся среди сиреневых кистей листочки выглядят очень яркими, от букета веет свежестью. Похоже, его совсем недавно принесли из утреннего сада.

На меня картина произвела огромное впечатление. Кончаловский сравнивал свое творчество с музыкой: «Я пишу, как музыкант играет гаммы». Действительно, это полотно можно назвать песней, воспевающей красоту и гармонию окружающей нас природы.

Всё для учебы » Сочинения » Сочинение по картине Кончаловского «Сирень в корзине» 5 класс

На чтение 5 мин. Опубликовано

Учителя стараются связать изучение русского языка с реальной жизнью, и в этом им помогают произведения живописи. Так, школьники пишут в 5 классе сочинение по картине Пластова «Летом». Учащиеся с удовольствием излагают свои впечатления на письме, ведь все любят это солнечное, теплое время года. Именно летняя погода дарит хорошее настроение, а также корзины ягод, грибов и охапки полевых цветов.

Сведения о художнике

Особого изучения заслуживает картина «Летом» Пластова. Перед тем как написать работу, стоит внимательно рассмотреть репродукцию, составить план и познакомиться с творчеством живописца.

Аркадий Александрович родился в 1893 году. Его родители были иконописцами. Детство он провёл в родном селе Прислониха, Симбирской губернии. Сначала Аркадий закончил три класса церковно-приходской школы, потом Симбирское духовное училище и в конце — семинарию. Роспись церковных стен навела юношу на мысль стать художником.

В 1912 году Пластов в Строгановское училище (Москва). Его учителями были:

Строгановское училище

  • А.Е. Архипов;
  • А.М. Васнецов;
  • А.С. Степанов;
  • Л.О. Пастернак.

В послереволюционные годы молодой живописец возвратился в родные места, где и прожил всю жизнь. Там он рисовал деревенский быт, создавал этюды с изображением местной природы и людей. Вскоре появились его знаменитые картины:

  • «На сенокосе»;
  • «Первый снег»;
  • «Весна»;
  • «Солнышко»;

У этих полотен в Третьяковской галерее всегда собирается много посетителей. Также около ста картин Пластова хранится в Ульяновском областном музее.

В мае 1972 года художника не стало. В его родном селе Прислонихе стоит памятник талантливому живописцу.

Описание картины

Аркадий Александрович Пластов любил лето

Аркадий Александрович Пластов любил лето — время года, когда вся природа набиралась сил и расцветала. В картине «Летом» (1954 г.) художник показал все богатство и щедрость русской земли, отдых тружениц, уставших от сбора грибов и ягод. Тема произведения — яркость и щедрость лета. Также Пластов затрагивает тему детей, которую использовал и в других своих шедеврах.

Летние дары достаются приятным, но кропотливым трудом. Именно такая идея полотна Пластова «Летом». Эпиграфом к уроку могут послужить следующие слова:

Хочешь поглядеть на лето?

В лес пускают без билета.

Приходи!

Грибов и ягод

Столько —

Не собрать и за год!

Сочинение по картине Пластова «Летом» в 5 классе дает возможность детям вспомнить летний отдых, поездки на природу, в лагерь.

Уставшие грибники

Можно продемонстрировать картину ребятам на большом экране или рассмотреть картинку в учебниках. Сочинение стоит начать с того, что Пластов показал жаркий полдень, когда солнце находилось в самом зените. Под тенистыми березами расположились на отдых уставшие грибники. Скорее всего, это мама и дочка. А рядом с ними — собака.

На переднем плане расположена девочка. Она наряжена в белое платье и красную косынку. Героиня сидит на траве, вытянув ноги. Видно, ей долго пришлось ходить по лесу и захотелось передохнуть. Но даже в этот момент она находит себе занятие — перебирает ягоды и бросает в кружку, стоящую на коленях. Особое внимание привлекает ее оранжево-красный платок. Солнечные лучи заставляют его переливаться различными оттенками. Кожа девочки очень нежная, видны коричневые брови, густые ресницы, темно-каштановая челка.

На заднем плане лежит женщина в темно-синем платье и платке. Это может быть мама или бабушка девочки — лица не видно. Усталость заставила ее немного прилечь. Рукой женщина прикрыла лицо от слепящих солнечных лучей. Ее загорелые руки свидетельствуют о том, что она много работает. Летом деревенские жители часто ходят по грибы и ягоды и стараются набирать много, чтобы прокормить семью.

Летний пейзаж

Пластов мастерски изобразил густую зеленую траву. В ней стоят высокие березки с белыми стволами. Солнечные зайчики игриво переливаются на ярко-зеленых листочках серебристыми и золотистыми отблесками. Тоненькие березовые веточки слегка колышутся под дуновением летнего ветерка. На одном деревце видно оторванную кору. В стороне стоит старый пень.

Уставшие грибники

Видно, что лето в самом разгаре. Вокруг грибников растет много полевых цветов, радующих глаз. Их хрупкая красота показана всевозможными полутонами: нежно-фиолетовым, голубовато-лиловым, янтарно-желтым, розовым, белым. Немного дальше виднеется цветочная поляна, ярко освещаемая солнцем. За ней проглядывается темно-зеленая полоса леса.

Дары природы

Рядом с грибниками стоит корзина, ведро с грибами и кувшин, наполненный спелой ягодой. Женщина и девочка долго работали, и мама может гордиться своей помощницей. Они отдыхают и вспоминают о том, как радостно было срезать рыжие и коричневые шляпки грибов. Среди них, наверное, есть подосиновики, рыжики, боровики. Зимой приятно будет поедать вкусные заготовки.

Удачной находке даже радуется четвероногий друг грибников — собака. Уставшее животное верно сопровождало их по лесу. Пес прилег отдохнуть и положил морду на лапы. Хоть он и закрыл глаза, но не теряет бдительности.

Впечатление от полотна

Пластов использовал множество зеленых оттенков, чтобы максимально точно передать буйствующее лето. Картина наполнена умиротворением и радостью. Зрителям так и хочется пробежаться босиком по лесной тропинке. Многие не против оказаться среди этой лесной идиллии.

Общее впечатление от картины — воодушевленное, солнечное, игривое.

Живописец предстал перед зрителями ценителем красоты родного края. Он в самых мелких деталях показал символ России — белоствольные березки. Видно, что автору близка эта природа и народная жизнь, которые слились на полотне воедино.

Мастерство художника

Картина Пластова

Если просмотреть галерею работ Пластова, то видно, что среди них преобладает пейзаж. Природа определяет и настроение, образную линию картины «Летом». Доминантной особенностью полотна является единство душевного, эмоционального состояния персонажей с пейзажем. Пластов изобразил природу подобно русскому писателю. Он тонко передал красоту первозданности мира и божественного присутствия в нём.

Лето на картине — такой же персонаж, как и грибники. Заметно, что Аркадий Александрович глубоко переживает поэзию незамысловатого, обыденного вида и передает эту энергию зрителю.

У Пластова пейзаж существует рядом с жанровым компонентом. Именно человек осознает величие созидающего Творца и чувствует себя частью этого мироздания.

Художник словно любуется своими героями, показывая их в момент отдыха после долгой работы, результат которой принес им радость.

Сочинение — Летом. Русский язык

Пластов невероятно талантливый художник, большинство его картин являются шедеврами. Одной из таких, является картина «Летом».

На картине изображена женщина и девочка, наверняка, это мама и дочь. Они целый день ходили за грибами и очень устали.

Босая девочка

Присев отдохнуть, мама решила вздремнуть и уснула, последовав ее примеру, легла спать и их собака. Но девочка усталости не поддается — она терпеливо сидит и собирает вкусные ягоды. Да, сегодня они хорошенько потрудились и собрали две полные корзины грибов, наверняка, там и подосиновики, и опята, и маслята, и многие другие виды.

Собирать грибы — дело не из легких, ведь в основном они прячутся под пеньками, под листочками и под кустами. Чтобы собрать такое количество грибов, нужно встать пораньше и идти в лес.

С первого взгляда видно, что время года лето. Ведь на девочке и ее маме — лёгонькое ситцевое платье. У мамы небесно-синего цвета, а у девочки белоснежное. На головах и обоих платки. Ведь летом солнышко припекает и чтобы не получить солнечный удар, нужен головной убор.

Девочка сидит с босыми ногами, ах как приятно побегать по теплой травке босиком! Природе художник уделил особое внимание, он изобразил ее во всей красе.

Пушистый зеленый ковер из травки, расстелился широко-широко. Также повсюду растут невероятные ароматные цветы синего и фиолетового цвета, наверняка, это васильки. На картине их очень много, видимо художник хотел этим сказать, что рвать их не нужно, для того чтобы все могли любоваться этими чудесными полевыми цветами.
На переднем плане изображены две тоненькие березки, спустя свои ветви-косы до земли, они греются под летним солнышком. Рядом с березками стоит одинокий пенек, скорее всего, тут была еще одна береза, но ее спилили и теперь на пне могут отдохнуть уставшие люди.

Деревья и цветы на картине

Художник настолько точно изобразил летнюю природу, что кажется, будто картина живая.Глядя на нее, прямо чувствуешь этот пьянящий запах цветов и зелени, невероятный аромат травы и деревьев, а также нежно-сладкий привкус летнего леса.

Лес прекрасен во все времена года, а летом, особенно. Ведь повсюду слышно пение птиц, стрекочущие звуки кузнечиков и шуршание муравьев. Летом — вся природа оживает. Все живые существа вылезают из своих нор, чтобы погреться под лучами летнего солнышка.

А если забрести вглубь леса, можно встретить разнообразных животных, в том числе, и диких.
Ах, как прекрасна летняя пора! И особенно отчетливо это ощущается в невероятной картине Аркадия Александровича Пластова «Летом».

5 класс.

Сочинение №2

Автор знакомит нас с двумя грибниками, который целый день бродили по лесу, и решили немного отдохнуть. Путники остановились на привал под раскидистыми березами.

На переднем плане мы видим девочку лет 8 в белом платьице и красной косынке. На девчушке нет обуви — скорее всего она привыкла щеголять босиком и совсем не боится колючек. Даже в минуты отдыха руки девочки заняты делом — она перебирает веточку земляники. Недалеко от ребенка лежит ее преданный друг — старый пес. Собака устала и  положила морду на лапы.

На  втором плане мы видим отдыхающую бабушку. Женщина одета в изумрудный сарафан и косынку. Бабулечка учила внучку собирать грибочки и ягодки. Долго гуляя по лесу, женщина и девочка утомились и решили прилечь отдохнуть. Художник акцентирует внимание на поднятую вверх руку женщины —  она мощная и загорелая, то есть это рука настоящей трудолюбивой крестьянки.

А кругом раскинулись неповторимые просторы нашей Родины.  Полотно переливается яркими солнечными лучами. Зелень сверкает от ярких лучей солнца. Мы как будто бы слышим всевозможные трели летних птиц и стрекот кузнечиков.

Художник использовал огромное количество оттенков зеленого цвета — это помогло естественно передать летнюю зелень.

Посмотрите на полные корзины с дарами природы! Какая щедрая у нас страна! Мне очень нравится картина Пластова — она наполнена любовью к своей земле!

Аркадий Александрович Пластов — талантливый советский живописец «певец советского крестьянства».  Любимым временем года художника было лето, именно поэтому огромное количество картин посвящено этому моменту года. К этому циклу относится и полотно «Летом», написанное в 1954 году.

Автор смог разглядеть красоту в таком простом казалось бы моменте, как отдых в лесу. Из под его кисти даже тяжелый труд выглядит радостно. Полотно передает неповторимость Российских пейзажей и красоту простых людей.

Сочинение по картине «Летом» Пластова для 5 класса

Пластов известный советский художник. Сначала учился в духовной семинарии, потом перешел в художественное училище. Рисовал пейзажи средней полосы и бытовые сцены сельских жителей. Сам из деревни и семьи потомственных иконописцев. Как выучился на художника в Москве, вернулся в свою деревню, где и прожил до конца своей жизни, рисуя своих односельчан и окружающую природу средней полосы России.

На картине «Летом» изображена одна из жанровых сцен сельской жизни. Возможно, нарисованы его знакомые по деревне. Тут присутствует и пейзаж, и бытовая сцена. Под тенью дерева расположилась девочка, спящая женщина и собака. Похоже, что это семья, которая с самого рассвета пошла по грибы, но вот уже солнце поднялось высоко, грибы собраны, а до родной деревни еще идти и идти… Поэтому они решили передохнуть в тени дерева и набраться сил для обратной дороги.

Мать девочки, или бабушку, сморило, и она уснула. По картине не совсем ясен возраст женщины, поэтому можем только предполагать. Сбоку изображена собака. Она тоже устала, прилегла и задремала. Хотя поза немного напряжена. И ощущается, что про свои обязанности сторожа не забывает. При любом шорохе готова вскочить и защищать своих людей от любой опасности. Одна девочка сидит и не спит. В руках у нее веточка с ягодой малины, которую она сосредоточенно ощупывает и потом кидает ягоды в кружку. Хороший урожай они собрали. Две полные корзины грибов и целый кувшин с малиной. Дома грибы сварят или засушат, а из малины скорей всего сделают варенье, чтоб зимой с чаем лакомиться и вспоминать летние деньки.

А на заднем плане картины раскинулась лесная полянка, утопающая в зелени и цветах. По всей картине разливается солнечный свет и передает ощущение усиливающей жары. Наверное, сейчас около полудня. И вторая половина лета, судя по богатому сбору ягод и грибов.

От картины исходит умиротворение и даже радость… Теплые летние дни, сочная зеленая трава, по которой хотелось бы пробежаться босиком, расслабленные люди, отдыхающие после выполненной работы… Сочетание ярких цветов и оттенков успокаивает, и передают радостное настроение зрителю. И так художник хорошо передал летние мотивы, что хочется сделать шаг и оказаться в этой лесной идиллии.

Описание картины Пластова Летом для 5 класса

Пластов Аркадий Александрович является одним из самых знаменитых русских художников. Человеком с большой буквы, который сумел подарить современникам не одно замечательное и захватывающее произведение искусства.

Лето, пожалуй у многих поэтов и людей является самым любимым временем года. Именно о нём складывались, да и складываются сейчас рассказы, повести, стихотворения, пишутся картины и так далее.

Данный писатель не стал исключением, поэтому и в его копилке художественных произведений есть такие, которые посвящены именно лету.

Нельзя поспорить и о том, что картина «Летом» так же относиться к этому замечательному периоду. Хотя это становиться понятно даже по названию, не нужно видеть картину, чтобы понимать о чем в ней идёт речь.

На картине изображён один из самых обычных летних дней, когда жаркое солнце пригревает всё вокруг. Так же помимо летней природы на картине можно увидеть двоих грибников. Это представительницы прекрасного пола, возможно по замыслу художника это мама с дочкой. Видно, что эти двое уже прошли лес в поисках желанных грибов и присели отдохнуть в тени, которую создают шикарные, ветвистые берёзы, раскинувшиеся на летней поляне.

Первый план картины был отдан девочке, которая была одета в беленький сарафан и косынку в тон, он сидела можно сказать полулежа, вытянув ноги. Видимо очень усталая от проделанного пути.

Стоит заметить, что художник хотел показать и трудолюбие этой, потому что даже в тени на привале она занимаются тем, что перебирает ягоды и грибы, собранные не так давно.

Рядом с женщинами, ближе к девочке лежит собака, которая видимо так же устала от жаркого дня и палящего солнца, как и её хозяева.

На втором плане была изображена спящая женщина, видимо мама той девочки. Одна рука была поднята вверх. Стоит заметить, что этой руке художник уделил особое внимание, стараясь показать что это руки труженицы, которая не знает лени.

Все сочинения

Аннотация

Согласно «Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации» от 9 апреля 2016 года «изучение русского языка и литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития её нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и зарубежной культуре, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений». Наряду с необходимостью модернизации содержания образовательных программ русского языка и литературы, развития общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации этих программ, перед школой и учителями ставится одна из главных задач — популяризация русского языка и литературы.

Однако реалии современной школы таковы, что учителя русского языка и литературы столкнулись с серьёзными проблемами: с отсутствием мотивации у детей к изучению русской и зарубежной классики, с нежеланием читать большие тексты произведений, а значит, с неумением думать, анализировать, сопоставлять, делать логические выводы. А ведь эти умения являются важнейшими не только для интеллектуального, но и для нравственного, духовного развития подрастающего поколения.

Вместе с тем хотелось бы отметить, что в современной школе растёт количество активных, творческих, неординарных детей, которые способны решать нестандартные задачи, креативно мыслить, быстро переключаться в условиях многозадачности, ставить цели и находить пути их достижения. Этих детей называют одарёнными, талантливыми, прогрессивно мыслящими, целеустремлёнными, знающими, что и зачем они делают.

Найти и заинтересовать таких школьников, мотивировать к более глубокому изучению русского языка и литературы, направив их активность в нужное русло, — моя главная задача, которой я занимаюсь в течение 5 лет.

В представленном материале содержится обобщение моего педагогического опыта по подготовке к олимпиадам учащихся 5-11 классов, подведены некоторые итоги работы и представлены результаты участия моих учеников в олимпиадах и конкурсах за последние несколько лет. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы для использования на уроках, а также для подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.

Слово о педагоге

Бичегкуева Валентина Сергеевна окончила филологический факультет Северо-Осетинского государственного университета в 1993 году, ей была присвоена квалификация «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы». Валентина Сергеевна имеет высшую квалификационную категорию, стаж педагогической работы — 26 лет. С 2013 года работает в МБОУ СОШ № 38 учителем русского языка и литературы в 5-11 классах.

Бичегкуева В.С. строит учебный процесс в соответствии с Концепцией модернизации образования, в основу которой положена идея реализации личностно ориентированного подхода в обучении и использование современных образовательных технологий. Валентина Сергеевна владеет современными методами обучения, развивает у учащихся познавательную активность и интерес к предмету как на уроках, так и во внеурочное время. Она успешно применяет в своей работе приёмы уровневой дифференциации, технологии развивающего обучения, проектной деятельности, межпредметной интеграции, ИКТ-технологии, а также дистанционные образовательные технологии.

Уроки Валентина Сергеевна проводит согласно ФГОС, используя различные формы занятий: семинары, практикумы, диспуты, конференции, деловые игры. В педагогической копилке Валентины Сергеевны имеются нестандартные уроки и современные методические приёмы: теория в рисунках, кластеры, синквейны, дидактические игры и др.

Педагог выполняет функцию не только носителя информации, но и организатора сотрудничества, консультанта, управляющего поисковой работой учащихся, что обеспечивает высокий познавательный интерес к уроку и способствует повышению качества знаний учеников. Стиль и характер взаимодействия Валентины Сергеевны с учениками отличается демократичностью, открытостью, нацеленностью на диалог. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога является важным моментом здоровьесберегающих технологий.

В практической деятельности Бичегкуевой В.С. — ведение элективных курсов по русскому языку для подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации, а также работа с одарёнными детьми. Кропотливый и творческий труд учителя подтверждается высокими результатами: на протяжении последних лет качество знаний учащихся повышается, они демонстрируют прочные знания на ГИА, в том числе получая максимальные баллы ЕГЭ (в 2021 году — три 100-балльника по русскому языку). Высокий уровень знаний показывают ученики Валентины Сергеевны на ВОШ по русскому языку и литературе, ежегодно становясь призёрами и победителями школьного, муниципального и регионального этапов. В 2021 году её ученица представляла Северную Осетию на заключительном этапе ВОШ по литературе в Крыму, где показала достойный уровень знаний.

5 октября 2021 года Бичегкуева Валентина Сергеевна была награждена грамотой УО города Владикавказа «За высокий профессионализм, преданность педагогическому делу и личный вклад в развитие муниципальной системы образования».

1. Описание опыта

В «Педагогическом энциклопедическом словаре» Б.М.Бим-Бада даётся такое определение:

«Педагогический опыт — это совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно-воспитательной работы; основа профессионального мастерства учителя; один из источников развития педагогической науки».

В результате моей повседневной учебно-воспитательной работы на протяжении 26 лет я пришла к одному важному выводу: каждый ребёнок обладает определёнными способностями, многие школьники талантливы, но есть дети, которых можно назвать по-настоящему одарёнными. Иногда под неприметной «обёрткой» среднего ученика могут скрываться удивительные способности, которые расцветают при определённых условиях. Максимально раскрыть потенциал школьника — задача каждого педагога современной школы.

Из необходимости вызвать у учеников интерес к более глубокому изучению русского языка и литературы, желания системно готовить их к предметным олимпиадам различного уровня возникла тема моего педагогического опыта: «Система подготовки учащихся 5-11 классов к олимпиадам по русскому языку и литературе». Были сформулированы следующие цели и задачи педагогического опыта:

  • организация работы по преемственности между начальной и средней школой с целью выявления одарённых детей в 1-4 классах;
  • выявление одарённых детей в среднем звене;
  • реализация потребности учащихся в повышении их языковой и речевой компетенции, всестороннее развитие коммуникативных способностей;
  • воспитание любви к русскому языку и литературе, пробуждение интереса к их углублённому изучению;
  • развитие умений решать нестандартные языковые и речевые задачи;
  • развитие творческих способностей, формирование умений писать сочинения на лингвистические и литературные темы;
  • формирование умений анализировать литературные произведения, прозаические и стихотворные тексты;
  • подготовка к олимпиадам различного уровня.

Актуальность педагогического опыта обусловлена современными требованиями, предъявляемыми к обучению и воспитанию подрастающего поколения в условиях модернизации образования.

В образовательных учреждениях Российской Федерации, согласно статье 77 Федерального закона об образовании, осуществляется:

  • выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности, а также оказывается содействие в получении такими лицами образования;
  • организация и проведение олимпиад и иных интеллектуальных конкурсов, направленных на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей;
  • проведение всероссийской олимпиады школьников в целях развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний.

Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2015 года были утверждены «Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития», в которых ключевая роль отводится интеллектуальным олимпиадам и творческим конкурсам.

21 июня 2021 года министерством Просвещения Российской Федерации была утверждена ведомственная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности». Основные цели и задачи этой программы:

  • формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся:
    • 2020 г. — 65,45 процентов;
    • 2021 г.- 69,29 процентов;
    • 2022 г.- 73, 41 процентов;
    • 2023 г. — 77,58 процентов;
    • 2024 г.- 81,70 процентов;
    • 2025 г. — 85,24 процентов.
  • обеспечение роста численности детей, охваченных дополнительным образованием;
  • обеспечение роста доли детей и молодёжи в возрасте от 7 до 35 лет, у которых выявлены выдающиеся способности и таланты, от общей численности детей и молодёжи в возрасте от 7 до 35 лет.

Идея моего педагогического опыта возникла в результате противоречия между привычными и устоявшимися правилами отбора одарённых детей и моего мнения об уникальности каждого ребёнка. В результате было принято решение системно и последовательно готовить к участию в предметных олимпиадах и конкурсах всех желающих, а не только тех, кого принято считать одарёнными.

Работа в данном направлении началась в 2015 году с создания кружка «Русское слово», который функционирует для учащихся 5-6 и 7-8 классов. На первом занятии каждому ученику предлагается ответить всего лишь на 3 вопроса:

  • Что нового я хочу узнать, посещая кружок?
  • Чему я хочу научиться?
  • Для чего мне нужны эти знания и умения?

Многие пятиклассники ещё с начальной школы имеют опыт участия в различных конкурсах, в олимпиаде «Русский медвежонок», поэтому с удовольствием продолжают готовиться к новым испытаниям. Ученики проявляют живой интерес к работе кружка, поскольку информация, которую они получают на занятиях, выходит за рамки школьного учебника, она подаётся в игровой и занимательной форме, что однозначно привлекает учащихся среднего звена. Здесь они узнают много нового и интересного об этимологии слов, о фонетике, лексике, фразеологии и других разделах русского языка, знакомятся с различными видами словарей, учатся правильно с ними работать. К примеру, привлекают учащихся такие занимательные вопросы и задания:

1.Скажите, что в толковом словаре раньше: осень или весна, зима или лето, утро или вечер, собрание или собираться, обед или ужин, прыжок или прыгать, час или минута, ход или приход?

2.Прочитайте внимательно предложение и ответьте на вопросы, помещённые после него:

Библиотека открыта, хотя дверь в библиотеку закрыта.

Почему это возможно? Нет ли здесь противоречия?

3. Выясните, кто из собеседников прав.

Может ли дождь идти два дня подряд?

— Конечно. Я сам помню, как однажды дождь шёл два дня подряд.

— Как же подряд? Ведь между одним днём и другим была ночь!

4. Укажите, какой комический смысл может появиться в следующих предложениях. Прочитайте их правильно. Выясните, как их лучше записать.

Приказали пленнику жестами выпить воду.

Санитар из глубокого кувшина наливал в кружки молоко.

Когда Дубровский убил медведя, Троекуров не обиделся, а только велел снять с него шкуру.

Зеркальный карп разводится в прудах. Если пруд плохой. То его подкармливают.

1. В.Вересаев рассказывал в своих «Воспоминаниях»:

«Знал я наизусть и «Бородино». Одну из строф читал так:

Мы долго молча отступали.

Досадно было, — боя ждали.

Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры?

О, русские штыки!»

Вспомните, как это сказано у М.Ю.Лермонтова. Какой смысл получается, если читать так, как рассказывал В.В.Вересаев?

Важнейшей задачей для меня является развитие у детей творческих способностей, отработка умения писать сочинения на разнообразные темы. Они с удовольствием пишут творческие работы на следующие темы: «Сбежавшие книги», «Спор частей речи», «Зарифмуйте правила», «Однажды в стране Омонимии…» и другие. Дети сочиняют сказки, басни, пишут письма героям литературных произведений и их авторам. Подобные задания развивают коммуникативные и творческие способности учащихся, расширяют их кругозор, помогают образно и выразительно излагать мысли. Именно эти школьники с удовольствием участвуют в предметных олимпиадах, показывая высокие результаты, и именно они впоследствии выходят на муниципальный, региональный и всероссийский уровень.

Вот несколько творческих работ участников кружка.

Басня «Слон и Крокодил»

Однажды глупый Крокодил

В большую яму угодил,

Пытался выбраться и так, и сяк

Коротенькими лапками. Но всё никак.

Стал звать на помощь он, кричал, ругался,

Но никого из всех зверей он так и не дождался.

Тут мимо ямы проходил большой ушастый Слон,

Беднягу Крокодила не сразу видит он.

Зовёт на помощь пленник, Слона он умоляет:

— Дружище мой! Ведь мы товарищи с тобой,

Спаси меня, родной!

— Безумный Крокодил, — в ответ вещает Слон, —

Ведь всех товарищей ты выгнал вон.

Над ними ты смеялся

И надо мною потешался,

Считая глупым толстым тюфяком.

Ужель сейчас всё поменялось?

Как часто некоторым из людей

Напрасно кажется, что он умней, сильней, хитрей…

Пока друзья все врозь не разбегутся.

А как в беду герой наш попадёт,

Так всех людей опять в друзья зовёт…

Патрушева Олеся, 6 класс

Сказка про Причастие и Деепричастие

Поспорили однажды Причастие и Деепричастие о том, кого из них отец Глагол любит больше. Причастие заявило:

— Конечно, меня! Ведь я на отца очень похоже. Как и он, я могу быть несовершенного и совершенного вида, быть возвратным и невозвратным. Кроме того, могу употребляться в настоящем и прошедшем времени. К сожалению, я не имею будущего времени, но это не так важно!

— Вот уж нет! — возразило Деепричастие. Во-первых, совершенный и несовершенный вид я тоже имею, могу также быть возвратным и невозвратным. К сожалению, не изменяюсь, в отличие от тебя. Но у меня есть другое преимущество: я, как и отец, обозначаю действие, только добавочное, и сопровождаю отца, когда он выражает основное действие. То есть я для него важнее!

Услышал спор детей отец Глагол и сказал:

— Не спорьте! Вы мои дети, и обоих я люблю одинаково, вы для меня равны. Каждый из вас получил от меня необходимые качества, но какие-то важные черты вы унаследовали от своих матерей: ты, Причастие, от Прилагательного, а ты, Деепричастие, от Наречия.

Хутинаева Милана, 7 класс

Письмо подруге

(2-е место в региональном этапе Всероссийского конкурса сочинений, 3-е место во Всероссийском детско-юношеском литературном конкурсе «Напиши мне письмо»)

Здравствуй, дорогая подруга Ангелина!

Сегодня я пишу тебе, чтобы рассказать об удивительном человеке Александре Артуровиче Роу. Честно говоря, до недавнего времени я даже не слышала о нём, но, когда наша учительница Валентина Сергеевна начала рассказывать нам об этом необычном режиссёре, мне стало очень интересно.

Я узнала, что Александр Роу не кто иной, как «сказочник» отечественного кинематографа. Он снял фильмы-сказки «Морозко», «Варвара-краса, длинная коса», «Василиса Прекрасная», «Кощей Бессмертный», «Марья-искусница», «Конёк-Горбунок» и другие. Ты, наверное, заметила, что я назвала его «сказочником». Спросишь: «Почему?» Потому, что Роу снял четырнадцать фильмов-сказок, причём не обошёлся без волшебства. Именно он решил показать зрителю сказку с настоящими артистами, а не с анимационными или кукольными персонажами, как это делалось раньше. Ты только представь, сколько сил и нервов ушло на эти съёмки! Скольким лентяям, не желающим читать, он помог увидеть волшебный мир сказок!

Сказка — это первый шаг на пути знакомства маленького человека с художественной литературой. Нет, пожалуй, на земле ребёнка, который не любит сказок. Но одно дело — слушать их, представляя в своей голове образ Василисы Премудрой или Ивана — Царевича, а другое — видеть любимых героев на экране. Роу оживил их, и они смогли донести до нас мудрость прошлых поколений. Режиссёр обладал редким талантом, он открыл юному зрителю мир русской литературы в такой доступной для него форме.

Александр Роу — гений сказочных наук. К моему большому сожалению, мы никогда не сможем с ним повстречаться. Хотя, если немного пофантазировать, всё возможно! Может быть, когда-нибудь люди изобретут волшебную палочку, и тогда я непременно окажусь в 20-ом веке, чтобы познакомиться с Александром Роу, возьму у него интервью, узнаю о планах на будущее.

Ты, наверное, скажешь: «Да это только сказки! Мы вырастаем и забываем о них. А в жизни всё бывает гораздо сложнее, и добро не всегда одерживает победу».

Я могу тебе возразить, приведя пример из истории. Мало кто знает, что премьера сказки Роу «Кощей Бессмертный» состоялась 9 мая 1945 года. Победа над сказочным злом представлялась как победа над злом вполне реальным. Люди верили, что для зла найдётся противоположность в виде добра, а безобразие победит красота. Надежда на лучшее давала силу и стойкость. Кроме того, фильм отличался большим количеством сказочных эффектов, что усиливало впечатление.

Пожалуй, самая знаменитая работа Александра Роу (причём не только в России, но и за рубежом) — фильм «Морозко». Здесь удивительным образом представлены красота русских лесов, лютые морозы, огромные сугробы и человеческая душа, вера в добро, в справедливость. Наверное, мне трудно понять, как у него получались такие правдивые, настоящие фильмы. Согласись, что некоторые современные картины не хочется смотреть до конца. Выходит, что для создания фильма нужен огромный талант, умение наладить контакт со зрителем и донести до него самую главную идею. Именно такими качествами обладал Александр Артурович Роу, явивший миру эффект чуда!

Дорогая Ангелина! Обязательно познакомься с творениями режиссёра Александра Роу, ведь ни одного зрителя они не могут оставить равнодушным. И хотя создавались фильмы много десятилетий назад, по количеству спецэффектов они могут посоперничать с современными блокбастерами! Я уверена, что ты испытаешь такие же незабываемые эмоции, какие пережила и я.

На этом буду прощаться. До скорой встречи, Ангелина!

Кучерова Светлана, 7 класс

Письмо Алисе Селезнёвой из Будущего (отрывок)

(1-е место во Всероссийском детско-юношеском литературном конкурсе «Напиши мне письмо»)

Привет, Алиса Селезнёва из Будущего!

Меня зовут Злата, и я знаю обо всех твоих приключениях! Мы с тобой ровесницы, и обе живём в 21 веке, но твоя Вселенная выдумана писателем— фантастом Киром Булычёвым, который попытался предсказать будущее через 100 лет. Наверное, тебе интересно узнать, что автору удалось угадать, а что нет, какую жизнь ведут твои ровесницы, какие у нас увлечения. Именно об этом я и хочу рассказать тебе в своём письме.

Когда мои мама и папа были ещё маленькими, их очень удивляло, что у тебя и твоих друзей были телефоны, да ещё такие, которые легко можно поместить в карман и гулять с ними по городу. Ведь в те времена телефоны представляли собой тяжёлую коробку с крутящимся диском для набора номера и трубкой на проводе, которая не даёт отойти далеко от аппарата. Но даже такое устройство для переговоров было предметом роскоши и имелось далеко не в каждом доме.

А в наше время никого таким не удивишь, потому что сейчас телефон есть даже у многих дошкольников. При этом современные гаджеты куда более удобные и многофункциональные. Новые модели с виду похожи на небольшое чёрное зеркало размером с ладонь. Благодаря небольшим размерам их можно носить с собой повсюду, они долго держат заряд, и да, на них совершенно нет кнопок! Наверное, тебе трудно представить себе такое, но погоди удивляться, ведь кроме этого с помощью телефона можно делать фотографии не хуже, чем с помощью профессиональной техники, снимать видео, общаться с друзьями в соцсетях. Но стоп! Ты знаешь, что такое соцсети, Алиса? В книгах, повествующих о твоей жизни, ничего об этом не говорилось, так что лучше я остановлюсь на этом поподробнее (…).

Хочешь знать, в чём самое сильное отличие наших миров, Алиса? Не в том, что в твоей Вселенной технологии гораздо опережают настоящее время, не в том, что мы ещё не открыли внеземные цивилизации и даже не в том, что мы ещё не изобрели лекарство от всех болезней. В произведениях Кира Булычёва прогресс уже дошёл до того, что люди забыли, что такое война, каждый человек работает в своё удовольствие, а не ради денег. В них нет таких слов, как «вандализм», «национализм», «терроризм» — наверное, ты даже не знаешь, что это такое. К сожалению, людям на нашей планете нужно ещё очень много работать над собой, чтобы хоть чуточку приблизиться к утопии, созданной писателем — фантастом. Хочется верить, что девочка, которая будет писать тебе письмо ещё через сотню лет, будет жить так же, как и ты, в прекрасном мире.

Бурым Злата, девочка из Будущего, 8 класс

Работа с учащимися 9-11-х классов (элективные курсы)

В старших классах возрастает мотивация школьников к участию в олимпиадах, поэтому важно объяснить им следующие аспекты:

  • необходимость прочных базовых знаний школьной программы по русскому языку и литературе;
  • необходимость дополнительных знаний, выходящих за рамки школьной программы (здесь хорошим подспорьем является фундамент, заложенный кружком «Русское слово»);
  • обязательное знакомство учащихся с олимпиадными заданиями прошлых лет и тщательная их отработка.

В своей работе с учащимися старших классов я руководствуюсь следующими методическими принципами:

  1. Заниматься систематически, а не по необходимости (когда требуется срочно и быстро). Только в этом случае можно рассчитывать на хорошие результаты. Важно, чтобы дети понимали, что багаж накопленных знаний они смогут использовать не только на олимпиадах, но и в дальнейшей жизни.
  2. Добиться личной заинтересованности ученика в успехе, в противном случае старшеклассник не будет тратить своё драгоценное время на подготовку к олимпиаде, ведь ему ещё предстоит сдавать ОГЭ/ЕГЭ.
  3. Дать правильную психологическую установку участнику олимпиады, настроить на умение доводить дело до конца, проявлять бойцовские качества. Ведь олимпиада — это своеобразное соревнование, в ней выявляются победители, поэтому ученика следует ориентировать не только на правильный ответ, но и на творческий поиск более точного, более глубокого ответа.

Приступая к подготовке к конкретному этапу олимпиады, я в первую очередь знакомлю учащихся с методическими рекомендациями по проведению ВОШ. Вот главные умения, которые необходимы участникам школьного и муниципального этапов олимпиады по литературе в 2020-2021 году:

  • определять родовую и жанровую специфику художественного произведения;
  • анализировать литературные произведения разных жанров;
  • определять тему и конфликт произведения;
  • различать фабулу и сюжет, определять особенности композиции;
  • оценивать систему персонажей; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
  • выявлять особенности языка и стиля писателя; находить основные художественно-изобразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
  • определять авторское отношение к героям и событиям и объективный смысл произведения;
  • объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;
  • анализировать литературные произведения разных жанров;
  • уместно пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями;
  • выражать личное отношение к художественному произведению; аргументировать свою точку зрения;
  • представлять развёрнутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
  • писать сочинения различных жанров: описание, сочинение по картине, устное иллюстрирование, характеристика (в том числе сопоставительная) литературных героев, отзыв, рецензия, анализ эпизода литературного произведения, ответ на проблемный вопрос.

Так как практически все эти умения в той или иной степени отрабатываются на уроках литературы, основное внимание я уделяю следующим аспектам:

  • Следить за «юбилейными» писателями: знать их биографии, ключевые события жизни, связь с эпохой, названия основных произведений, имена и фамилии героев, их характеристики.
  • Хорошо знать базовые произведения школьной программы, к которым относятся: «Слово о полку Игореве», «Недоросль», «Ревизор», «Горе от ума», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Герой нашего времени» и другие.
  • Знать произведения разных авторов, имеющих одинаковые названия или похожие сюжетные линии.
  • Знать основные критические статьи, их авторов, краткое содержание.
  • Уметь выполнять целостный и сопоставительный анализ текстов.
  • Изучить работы победителей и призёров прошлых лет, ознакомиться со структурой олимпиадной работы.

При подготовке к олимпиадам по русскому языку необходимо учитывать важные моменты:

  • олимпиады всех уровней обязательно включают в себя задания по орфоэпии, поэтому следует уделить этому разделу большое внимание; можно воспользоваться орфоэпическим минимумом ЕГЭ;
  • в тестах обычно встречаются задания, связанные с происхождением слова, с изменением его формы и лексического значения, поэтому следует чаще обращаться к этимологическому словарю;
  • необходимо знать грамматические нормы употребления форм множественного числа существительных, способы образования сравнительной и превосходной степени прилагательных, нормы согласования и управления;
  • задания по лексике и фразеологии обязательно включаются в олимпиады всех уровней;
  • помнить, что при оценке творческого задания предъявляются высокие требования к грамотности.

Учитывая все эти особенности, я подбираю задания для отработки необходимых знаний и умений. Вот примерные задания.

1. Проанализируйте значение прилагательного железный в отрывках из произведений А. Блока. Запишите для каждого из них синоним.

Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век.

И чем он громче спорит с мглою будней,

Сей праздный звон,

Тем кажется железней, непробудней

Мой мёртвый сон.

Так мчалась юность бесполезная

В пустых мечтах изнемогая…

Тоска дорожная, железная

Свистела, сердце разрывая.

В отрывках из стихотворений С.А.Есенина выделите неологизмы. Определите, по какой словообразовательной модели они созданы.

Я смотрел из окошка на синий платок,

Кудри чёрные змейно трепал ветерок.

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Как бабочка — я на костёр

Лечу и огненность целую…

Запишите десять неологизмов из стихотворений В.В.Маяковского.

Определите их стилистическую роль в этих стихотворениях.

У Анны Ахматовой среди «Вереницы четверостиший» (1945) есть такое стихотворение:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней — царственное слово.

А в 1916 году ею же было написано следующее четверостишие:

О, есть неповторимы слова,

Кто их сказал — истратил слишком много.

Неистощимы только синева

Небесная и милосердье Бога.

Сопоставьте стихотворения. Объясните, как вы понимаете их смысл.

Объясните, что является «неподвижною немою» — бахрома или жизнь?

Околдован лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

(А.С.Пушкин)

С помощью каких изобразительных средств передаётся главная тема в стихотворении А.Тарковского?

Слово только оболочка,

Плёнка, звук пустой, но в нём

Бьётся розовая точка,

Странным светится огнём.

Бьётся жилка, вьётся живчик,

А тебе и дела нет,

Что в сорочке твой счастливчик

Появляется на свет.

Власть от века есть у слова,

И уж если ты поэт

И когда пути другого

У тебя на свете нет,

Не описывай заране

Ни сражений, ни любви,

Опасайся предсказаний

Смерти лучше не зови

Слово только оболочка

Плёнка жребиев людских,

На тебя любая строчка

Точит нож в стихах твоих.

Помимо заданий из основных разделов языкознания я даю старшеклассникам дополнительный справочный материал о выдающихся учёных-лингвистах. Среди них Востоков Александр Христофорович (1781-1864), Буслаев Фёдор Иванович (1818-1897), Виноградов Виктор Владимирович (1895-1969), Аванесов Рубен Иванович (1902-1982), Даль Владимир Иванович (1801-1872), Ожегов Сергей Иванович (1900 -1964) и другие. Подобная информация представляет для учеников большой интерес, так как эти имена часто встречаются в олимпиадных заданиях, вызывающих у школьников определённые затруднения.

Результативность опыта

Заключение

Подводя итоги, могу с уверенностью сказать, что я довольна полученными результатами. Цели и задачи, которые я поставила перед собой, достигнуты, а именно:

  • соблюдая преемственность начальной школы и среднего звена, я продолжила работу с детьми, показавшими хорошие результаты в олимпиадах и конкурсах в 1-4 классах;
  • была организована работа со всеми учениками, проявившими живой интерес к работе кружка «Русское слово»;
  • в результате одарённые дети стали постоянными участниками, призёрами, победителями всевозможных олимпиад и конкурсов;
  • учащиеся, не показавшие высоких результатов, углубили свои знания по русскому языку и литературе, расширили свой кругозор, научились писать сочинения, свободно, аргументированно излагать свои мысли, работать со словарями;
  • школьники приобрели важнейшие навыки, необходимые каждому человеку: постоянное стремление к новым знаниям, умение непрерывно и качественно работать над своим образованием, упорство в достижении поставленных целей;
  • знания и умения, полученные на занятиях, помогают выпускникам лучше справиться с ГИА.

Эти результаты дают мне основание продолжить работу в данном направлении.

Литература

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Постановление Правительства РФ от 17.11.2015 г. N 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития»
  3. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации от 9.04.2016 № 637-р.
  4. Ведомственная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности» (распоряжение от 21.06.2021 г. N P-126
  5. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М: Большая Российская энциклопедия, 2002. 460 с.
  6. Методические рекомендации по организации и проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников 2020-2021.
  7. Олимпиадные задания по русскому языку. 9-11 классы/ авт.-сост. Н.Ф.Ромашина. — Волгоград: Учитель, 2007. — 171 с.

  • Платон полное собрание сочинений в одном томе платон
  • Плата не взимается как пишется
  • Платежеспособный как правильно пишется
  • Пласкогубцы или плоскогубцы как пишется
  • Пластилиновая сказка рабочая программа