План выборочного пересказа 3 класс литературное чтение сочинение

Методика работы над пересказами на уроках литературного чтения в начальной школе редкий урок литературного чтения в начальной школе проходит без

Методика работы над пересказами

на уроках литературного чтения в начальной
школе

Редкий
урок литературного чтения в начальной школе проходит без пересказа, поэтому в
этой работе особенно велика опасность шаблона. Разнообразие видов пересказа, варьирование
подготовки к нему оживляют уроки, повышают интерес школьников к чтению и в
конечном итоге уровень их речевого развития.

                              
                         Пересказ:

1) вид речевой деятельности или её продукт;
2) вид развития речи на основе образца, состоящий в передаче учеником
содержания прочитанного в устной или письменной форме.

Пересказ – это
предмет обучения и средство обучения.

Виды
пересказов:

·       
естественный (свободный рассказ не по
заданию педагога);

·       
пересказ, организуемый учителем на уроке.

Условия
для успешного пересказа:

Прежде
всего, в пересказе должна звучать живая речь самого школьника. Это
значит, что прочитанный образец не должен быть заучен, зазубрен. Но в то же
время предъявляется и другое требование: использовать лексику, обороты речи, а
отчасти и синтаксические конструкции, взятые из образца.

Понимание
школьниками задачи, которую они должны решить в пересказе
.

Учёт
степени активности, с которой ученик включён в процесс решения задачи.

Характер
пересказа должен зависеть от типа и особенностей текста
.
В пересказе должны быть соблюдены последовательность оригинала (за исключением
таких видов пересказа, где последовательность изменяется по заданию учителя),
причинно-следственные зависимости, переданы все основные факты и описания.
Полнота передачи всего существенного — одно из важнейших требований к пересказу
научного текста.

На
характер пересказа влияет степень эмоциональности, образности текста.

Самостоятельность,
живость языка невозможны без выразительности
.
Пусть в пересказе отразится чувство школьника, его желание заинтересовать
других ребят, его радость, его восторг. Известно, что один из главных и самых
тягостных недостатков пересказа — монотонность, сухость. Если же школьник
«вошел в роль», сопереживает героям рассказа, если его чувство зазвучало в
пересказе, значит, творческий уровень пересказа высок.

Классификация
пересказов,
основанная на типе восприятия текста:

1) пересказ
прослушанного текста, воспроизведённого учителем или заранее подготовленного
учеником, или в звукозаписи;

2) пересказ после
однократного первичного чтения самим учеником;

3) пересказ
прочитанного длительное время назад,  проводится на обобщающих уроках (уроках
внеклассного чтения).

Классификация
на основе полноты передачи содержания исходного текста:

1) близкий к
тексту пересказ (чаще всего используется при воспроизведении описательных
текстов);

2) подробный
пересказ

Подробный,
близкий к тесту образца пересказ используется в школе чаще других не только
потому, что он проще и легче, но и благодаря другим своим достоинствам. Он
служит, во-первых, средством закрепления в детской памяти содержания
прочитанного во всех его деталях, во-вторых, средством усвоения логики образца
и его языка.

3) сжатый
(краткий) пересказ

4) выборочный

Выборочный
пересказ, как и выборочное чтение, — это работа над темой. Что, значит,
пересказать выборочно? Это, значит, выбрать из текста ту его часть, которая
способствует узкому вопросу, узкой теме.

Выборочный
пересказ бывает нескольких видов:

— пересказ части,
которая соответствует данному вопросу (внешность, сцена встречи персонажа);

— пересказ по картинке,
иллюстрации к произведению;

— пересказ ряда
отрывков, взятых из разных частей текста по заданной теме.

Выборочный
пересказ ( Встреча Рукодельницы и Мороза Ивановича по сказке  В. Ф. Одоевского)

…Рукодельница идёт
дальше. Смотрит: перед ней сидит старик Мороз Иванович, седой – седой; сидит он
на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнёт головой – от волос иней
сыплется, духом дохнёт – валит густой пар.

— А! – сказал он. 
— Здорово, рукодельница! Спасибо, что ты мне пирожок принесла; давным – давно
уж ничего горяченького не ел.

Тут он посадил
Рукодельницу возле себя, и они вместе пирожком позавтракали, а золотыми
яблочками закусили…

Сжатый
(краткий) пересказ

Излагать
тему нужно уметь не только подробно, но и кратко, конспективно. Это относится и
к пересказу: тема должна быть раскрыта в главных чертах, схематично.
Пересказать кратко детям труднее, чем передать содержание прочитанного в полном
объеме, так как в кратком пересказе нужно отобрать важнейшее, отбросить
второстепенное, детали. Школьнику приходится самому определять, что в тексте
важно и что не очень. Он должен выбрать из текста основное и передать его
связно, последовательно, не нарушив логики повествования, без пропусков.
Естественно, что сокращение текста не может проходить механически, путем
удаления некоторых предложений и абзацев. Если ученик пойдет по такому пути, то
неизбежны логические разрывы, пропуски. Школьник должен передать главное
содержание своими словами, по-своему. Следовательно, в сжатом пересказе речевая
задача еще сложнее, чем в полном, подробном. Примерами краткого пересказа могут
служить аннотации к книгам, отзывы на прочитанные книги, просмотренные фильмы.

Способы
сжатия (сокращения) текста:

— исключение
подробностей, деталей;

— обобщение
конкретных единичных явлений;

— сочетание
исключений деталей и обобщений.

Способы
сокращения текста
в школьной практике:

1.      Сокращение
текста путём его логической переработки, т.е. в процессе анализа частей
рассказа отбирается только существенное, основное в их содержании.

2.      Составление
краткого пересказа на основе расширения, пояснения плана рассказа до объёма
малого текста. Для этого каждый пункт плана, составленный предварительно,
поясняется 2-3 предложениями.

Приёмы
обучения краткому пересказу

1. Прослушивание и
анализ сжатых пересказов.

2. Постепенное
усложнение заданий по сжатому пересказу.

3. Использование
картинного плана.

4. Пересказ по
рисункам детей.

5. Использование
слайдов презентаций, диафильмов (в том числе созданных самими обучающимися).

Памятка
для обучения краткому пересказу

1. Прочитать текст
и определить его главную мысль.

2. Еще раз
прочитать текст, отмечая про себя, что является существенным, а что
второстепенным для выражения главной мысли.

3. Составить свой
текст, опираясь на основные мысли произведения (2-4 предложения, поясняющих
каждую часть).

4. Пользуясь
текстом, повторить краткий пересказ.

5. Кратко
пересказать текст про себя при закрытой книге.

В.
Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
Краткий пересказ (аннотация)

Мороз
Иванович — сказка Владимира Одоевского о двух девочках: Рукодельнице и
Ленивице. Уронила как-то раз Рукодельница ведёрко в колодец и спустилась за
ним, а там чудеса! Печка с румяным пирожком, яблонька с золотистыми яблочками и
добрый дедушка Мороз Иванович. Помогла ему девочка и за свои старания получила
награду, да ещё и много чего интересного успела узнать у дедушки Мороза.
Отправилась затем Ленивица в колодец, работать она не умела, вот и получила по
заслугам.

Подробный
пересказ
– вид пересказа, при котором прочитанное
(или услышанное) необходимо передать как можно полнее, сохранить композицию,
логику, синтаксис, лексику.

Методика работы:

начинать обучение
с небольших по объёму текстов;

 для облегчения
работы над пересказом предложить несколько видов начала одного и того же текста
и несколько видов его концовки;

использовать
различные опоры в виде планов пересказа: вопросный план, цитатный план,
иллюстративный план (рисунки, слайды), схематичный план, символический
условно-графический план, план из опорных слов или предложений, план из
озаглавленных частей текста и т.п.

Его
разновидностями могут быть:

а) пересказ «цепочкой»,

б) пересказ по
опорному материалу (иллюстрации, запись на доске основных событий и т.д.),

в) пересказ с
дополнительным языковым заданием: проследить за употреблением глагольных
синонимов, за заменой имен существительных личными местоимениями и др.

Порядок
действий при подготовке к подробному пересказу

1. Прочитать
рассказ.

2. Разделить его
на части.

3. Прочитать
первую часть, выделить в ней главное.

4. Озаглавить эту
часть.

5. Озаглавить
другие части рассказа.

6. Прочитать план
и решить, отражает ли он главное и поможет ли он вспомнить содержание текста.

Цитатный
план к сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

1. «Сама беду сделала,
сама и поправляй»

2. «Отдать тебе
ведёрко, отдам, только ты мне за то три дня послужи»

3. «Я у тебя в
долгу не останусь»

4. «Поди – ка к
старичку да послужи ему»

5. «Какова твоя
работа, такова будет тебе и награда»

Творческие
пересказы:

1) пересказ с
перестройкой текста (по измененному плану);

2) с изменением
лица рассказчика;

3) с различными
творческими дополнениями (диалог, место действия, финал)

Творческие виды
пересказа применяются там, где они уместны, следовательно, очень часто. Важно,
чтобы они не были эпизодичны, чтобы проводились постоянно, не навязывались бы
учащимся, а выполнялись по их собственному желанию. Учитель должен натолкнуть
детей на творческий замысел, а предложение пересказать текст как-то по-особому
должно исходить от самих детей.

Творческий
пересказ сказки
«Мороз Иванович» ( от имени главных героев)

  1. С детства все
зовут меня Рукодельница. Говорят, что я умная и трудолюбивая девочка. Рано
встаю и за дело принимаюсь: печку топлю, хлеб пеку, избу мету, петуха кормлю,
на колодец за водой хожу. Однажды я уронила ведёрко в колодец и попала к Морозу
Ивановичу. Немного помогла ему по хозяйству и с наградой вернулась домой.

2. Сама не знаю за
что, все кличут меня Ленивицей. По утрам люблю в постельке подолгу лежать,
сладко потягиваться, с боку на бок переворачиваться, а как надоест, то сажусь к
окошку мух считать.  Случилось, что моя сестрица принесла от Мороза Ивановича
серебряные пятачки. Я тоже захотела получить подарок. Но мне досталась ледяная
награда.

3. Я рисую
сказочные узоры на окнах, люблю пощипать за нос прохожих, зелёную травку под
снежной периной до весны держу. Как – то раз ко мне в гости попали две девочки.
Одна – в доме прибрала, кушанье изготовила, платье у старика починила. Другая –
перину не взбила, бельё не выштопала  и  вовсе без ужина оставила. Да я их,
голубушек, по работе и наградил!

Творческий
пересказ ( с изменением финала сказки «Мороз Иванович»)

…Вернулась
Рукодельница от Мороза Ивановича с подарками. Расспросила Ленивица сестрицу о
том, как той удалось получить богатство. А рукодельница разъяснила девочке, что
главное богатство – трудолюбие и усердие. Очень захотелось Ленивице серебряных
пятачков, и Рукодельница научила сестру перину сбивать, в доме прибирать, обед
варить. Ленивица потрудилась у Мороза исправно, за что получила в награду
настоящий серебряный слиток. С той поры обе девочки усердно трудились…

Приёмы
подготовки к пересказу:

·       
постановка цели урока по подготовке к
пересказу (предупреждение учащихся о том, к какому пересказу они будут готовиться);

·       
повторное чтение текста, деление его на
части, выделение главного в каждой части, озаглавливание частей, составление
плана;

·       
беседа-анализ содержания, различные виды
работы над языком, выделение тех слов, оборотов речи и целых предложений,
которые нужно использовать в пересказе (записываются на доске около
соответствующих пунктов плана);

·       
отработка выразительного чтения;

·       
пересказ отдельных фрагментов,
предварительный пересказ, анализ его недостатков, их исправление;

·       
 обращение к аналогичным случаям из жизни
детей.

Вывод: Пересказ
литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность
школьников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают
образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Они более
творчески начинают строить свои собственные рассказы — на темы из личного
опыта, на предложенный сюжет. Поэтому следует полнее использовать влияние
пересказа на формирование связной речи детей. Высокая художественность
произведений, предлагаемых для пересказа, цельность формы, композиции и языка
учат детей четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не
упуская главного, т.е. развивают их речевые умения.

Тема: ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА. Выбери нужное.

Цель:

Знакомим с выборочным пересказом, его особенностями.

Учим выборочному пересказу как тексту.

Показываем значение выборки нужной информации для создания текста на определённую тему.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

Беседа.

Ход урока

I. Мотивация познавательной активности.

Мне хотелось бы начать урок со странного стихотворения.

Это сказка? Может быть, две сказки?

Чтение учителя.

Генрих Сапгир «Людоед и принцесса»

Вот как это было.

Принцесса была Прекрасная.

Погода была Ужасная.

Днём, во втором часу,

Заблудилась Принцесса в лесу.

Смотрит: полянка прекрасная.

На полянке землянка ужасная.

А в землянке – людоед:

Заходи-ка на обед!

Он хватает нож, дело ясное.

Вдруг увидел – какая… прекрасная!

Людоеду сразу стало худо.

Уходи, — говорит, — отсюда.

Аппетит, — говорит, — ужасный.

Слишком вид, — говорит, — прекрасный.

И пошла потихоньку Принцесса,

Прямо к замку вышла из леса.

Вот какая легенда ужасная!

Вот какая Принцесса прекрасная!

А может быть, было всё наоборот.

Погода была Прекрасная.

Принцесса была Ужасная.

Днём, во втором часу,

Заблудилась Принцесса в лесу.

Смотрит: полянка ужасная,

На полянке землянка прекрасная.

А в землянке – людоед:

Заходи-ка на обед!

Он хватает нож, дело ясное.

Вдруг увидел – какая… ужасная!

Людоеду сразу стало худо.

Уходи, — говорит, — отсюда.

Аппетит, — говорит, — прекрасный..

Слишком вид, — говорит, — ужасный.

И пошла потихоньку Принцесса,

Прямо к замку вышла из леса.

Вот какая легенда прекрасная!

Вот какая Принцесса ужасная!

Понравилось?

Это одна сказка или две?

Почему две? (разный смысл, разные идеи).

Кто быстро догадался, как ответить на мой вопрос?

Сможете ли вы пересказать тот текст, который я вам зачитывала?

– Мы учились пересказывать тексты подробно и кратко. Но в жизни мы встречаемся ещё с одним видом пересказа. Например, учитель предлагает вам пересказать не весь текст о лошади, а только о её тонком слухе.

Или, например, папа, который не смотрел телепередачу новостей, просит маму пересказать только ту часть, в которой говорилось о результатах матча любимой футбольной команды.

Чтобы пересказать часть текста, нужно выбрать необходимую информацию. Как, по-вашему, можно назвать такой пересказ? (Выборочным.)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

ΙI. Открытие новых знаний.

Физкультминутка

Сегодня на уроке мы будем не просто пересказывать текст, а учится выбирать главное, высказывать свое мнение. Для этого следует быть внимательными и сосредоточенными.

Выборочный пересказ

Задание: Прослушайте рассказ.

Хорошая постелька.

Скоро наступит зима. Пора делать норку. Вырыл ежик себе норку под деревом. Хороша норка, только постельки нет. Побежал ежик вокруг дерева. А под деревом много сухих листьев. Нашел зверек листья и стал по ним кататься. Листья пристали к иголкам ежа. Потащил он их в свою норку. Освободил иголки от листьев и опять побежал листья накалывать. Натаскал ежик много сухих листьев, уложил их на дно норки. Теперь у ежа есть мягкая постелька. Не страшна ежику зима!

Какова тема текста?

Как его можно озаглавить?

Расскажите только о том, как ежик сделал себе постельку.

С чего можно начать свой пересказ?

Чтобы говорить ясно, четко, громко и внятно, нам нужно натренировать наш голос, темп речи и поработать над дыханием. Мы поработаем со скороговоркой.

Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак.

Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап.

Давайте прочитаем хором.

Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы словами скороговорки отвечайте хором, дружно.

Что делал Грека? (Ехал Грека через реку)

Что видит Грека? (Видит Грека в реке рак)

Что сделал Грека? (Сунул Грека руку в реку)

Что сделал рак? (Рак за руку Греку цап)

Молодцы ребята. А теперь проговорим эту скороговорку громко, четко, выделяя звук [р] в словах.

Давным-давно жил царь Горох

И делал каждый день зарядку.

Он головой крутил-вертел

И танцевал вприсядку.

Плечами уши доставал

И сильно прогибался,

Он руки к небу поднимал,

За солнышко хватался.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Развитие умений. Применение знаний.

Задание 1. Прослушайте рассказ.

Дружок и Пушок.

У Шуры есть собака Дружок и кот Пушок. Дружок белый, а Пушок серый. Когда Шура идет гулять, Дружок бежит с ним, а Пушок ждет их на окошке. Дружок и Пушок живут дружно. Дружок любит грызть кости, а Пушок лакает молоко. Ночью Дружок не спит, он сторожит дом, а Пушок пугает мышей.

Выпишите всё, что касается Дружка в левый столбик, а Пушка – в правый и расскажите сначала о Дружке, затем о Пушке.

Задание 2. Прослушайте рассказ. Расскажите о том, как медицинская сестра спасла раненого солдата.

Храбрая девушка.

В бою с фашистами был ранен наш солдат. Пуля пробила ему руку и попала в грудь. Солдат упал на снег. Товарищи его ушли вперед. Они гнали фашистов дальше. К солдату тихо подползла медицинская сестра. Она перевязала ему рану. Потом эта маленькая девушка потащила солдата в безопасное место. Всю дорогу фашисты обстреливали ее из пулемета. Но девушка продолжала ползти и доставила бойца к своим. Так храбрая девушка спасла жизнь солдату.

Задание 3. Прослушайте рассказ. Расскажите о том, как муравей выбрался из банки с медом.

Догадливые муравьи.

На столе стояла банка с медом. В нее забрались муравьи. Хозяйка выгнала муравьев. Потом обвязала банку веревкой и подвесила к потолку.

Один муравей остался в банке. Он наелся и хотел уйти, но выхода не нашел. Долго он бегал по банке. Потом добрался до веревки. По веревке он добрался до потолка. Затем до стены и спустился на пол.

Прошло немного времени, и полчища муравьев поползли по стене. Они переползли на потолок. С потолка по веревке отправлялись в банку.

Муравьи спускались и поднимались до тех пор, пока не съели весь мед.

П Резервный материал.

1. – Произошло это в Южной Америке лет пятьсот назад. Шёл отряд испанских завоевателей по густым лесам‑джунглям и набрёл на индейскую деревушку.

Стали незваные гости искать, чем бы поживиться, что бы такое поесть. Вдруг в одной хижине увидели какие‑то клубни. Очень вкусные и очень похожие на хорошо им знакомые грибы – тартуфоли. Испанцы так клубеньки эти и прозвали.

Новая еда им настолько понравилась, что они даже с собой в Испанию мешок тартуфолей прихватили. Отведали родичи моряков гостинцев – и ну плеваться: «Тьфу, гадость какая!» А всё почему? Сырыми их есть вздумали. Зато когда сварили, похвалили: «Вкусно!»

Из Испании клубни вскоре попали в Италию, потом – во Францию. Разбежались по всему миру. Угодили и к нам в страну. Наши прапрадедушки их прозвали картофелем, картошкой. Вкусная, сытная! Не зря же про неё говорят: «Картошка – второй хлеб!»

(Почемучка)

Прочитайте текст, озаглавьте его. («История картофеля», «Как картофель попал в Европу», «Как картошку завезли в Европу».)

Что нового узнали вы из этого текста?

Перескажите только ту часть, в которой рассказывается, как испанцы нашли незнакомые клубни.

2. – Прочитайте текст (он должен быть хотя бы на каждой парте).

В Японии часто случаются землетрясения. Поэтому здесь издавна строят лёгкие дома. Если они от землетрясения и разрушатся – не страшно, людей не задавят. Ведь дома сделаны из лёгких деревянных планок. Стены японцы иногда делают из промасленной, почти прозрачной бумаги, перегородки внутри раздвижные. Когда на дворе холодно, вместо печек разжигают металлические жаровни. От раскалённых угольков в комнатах сразу становится тепло.

По праздникам на всех домах развешивают фонарики из разноцветной бумаги. Придут гости, хозяева пригласят их к столу. Каждому дадут по две деревянные палочки. Вместо стульев разложат на полу мягкие подушечки. А станут гости уходить, хозяева подарят им на прощание бумажную птичку – журавлика.

Считается, что он приносит людям счастье.

Вопросы для анализа:

Что нового вы узнали об этой удивительной стране?

Выберите только те предложения, в которых описываются японские дома.

Перескажите эту часть текста.

Продумайте, как вы начнёте свой пересказ.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Итог урока.

– Всегда ли легко создавать выборочный пересказ? (В большом тексте найти нужные части не всегда просто. Иногда трудно придумать начало и конец этого текста – выборочного пересказа.)

– Какое задание показалось самым интересным?

– А какое – самым трудным?

– Какие бы рекомендации вы могли дать для выборочного пересказа. Что вы могли бы добавить к этим советам? (Надо озаглавить выборочный пересказ; желательно, чтобы у текста было завершающее предложение.)

V. Домашнее задание.

Домашнее задание

Я вернулся в комнаты: в них было тепло, сонно. В бледном свете зари стояла в кадке маленькая берёза, и я вдруг заметил: почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу.

Комнатная теплота не спасла берёзу. Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих взрослых подруг.

Знакомый лесничий усмехнулся, когда мы рассказали ему о своей попытке спасти зелёную листву на берёзе.

– Это закон, – сказал он. – Закон природы. Если бы деревья не сбрасывали на зиму листья, они бы погибли от многих вещей – от тяжести снега, который (…) ломал бы самые толстые ветки, и от того, что к осени в листве накапливалось бы много вредных для дерева солей, и, наконец, от того, что листья продолжали бы и среди зимы испарять влагу, а мёрзлая земля не давала бы её корням дерева, и дерево неизбежно погибло бы от зимней засухи, от жажды.

А дед Митрий, узнав об этой маленькой истории с берёзой, истолковал её по‑своему.

– Ты, милок, – сказал он Рувиму, – поживи с моё, тогда и спорь Ты мне про лесничего не говори, я наперёд знаю всё, что он скажет… Ты про берёзу слушай. Промеж людей есть дружба или нет? То‑то что есть А дружба – она, брат, кругом, куда ни глянешь. Убей журавля, так журавлиха исчахнет, исплачется, места себе не найдёт. И у всякой травы, и дерева тоже, надо быть, дружба иногда бывает. Как же твоей берёзе не облететь, когда все её товарки в лесах облетели? Какими глазами она весной на них взглянет, что скажет, когда они зимой исстрадались, а она грелась у печки в тепле?

(По К. Паустовскому)

Выберите из текста те фрагменты, где лесничий и дед Митрий объясняют, почему пожелтела берёза, и перескажите их. Продумайте начальное предложение вашего выборочного пересказа.

Чьё объяснение – лесничего или деда Митрича – вам больше понравилось? Почему?

Задание 1.Прослушайте рассказ, расскажите сначала о Дружке, затем о Пушке.

Дружок и Пушок.

У Шуры есть собака Дружок и кот Пушок. Дружок белый, а Пушок серый. Когда Шура идет гулять, Дружок бежит с ним, а Пушок ждет их на окошке. Дружок и Пушок живут дружно. Дружок любит грызть кости, а Пушок лакает молоко. Ночью Дружок не спит, он сторожит дом, а Пушок пугает мышей.

Задание 2.Прослушайте рассказ. Расскажите о том, как медицинская сестра спасла раненого солдата.

Храбрая девушка.

В бою с фашистами был ранен наш солдат. Пуля пробила ему руку и попала в грудь. Солдат упал на снег. Товарищи его ушли вперед. Они гнали фашистов дальше. К солдату тихо подползла медицинская сестра. Она перевязала ему рану. Потом эта маленькая девушка потащила солдата в безопасное место. Всю дорогу фашисты обстреливали ее из пулемета. Но девушка продолжала ползти и доставила бойца к своим. Так храбрая девушка спасла жизнь солдату.

Задание: прослушайте рассказ.

Хорошая постелька.

Скоро наступит зима. Пора делать норку. Вырыл ежик себе норку под деревом. Хороша норка, только постельки нет. Побежал ежик вокруг дерева. А под деревом много сухих листьев. Нашел зверек листья и стал по ним кататься. Листья пристали к иголкам ежа. Потащил он их в свою норку. Освободил иголки от листьев и опять побежал листья накалывать. Натаскал ежик много сухих листьев, уложил их на дно норки. Теперь у ежа есть мягкая постелька. Не страшна ежику зима!

***

Произошло это в Южной Америке лет пятьсот назад. Шёл отряд испанских завоевателей по густым лесам‑джунглям и набрёл на индейскую деревушку.

Стали незваные гости искать, чем бы поживиться, что бы такое поесть. Вдруг в одной хижине увидели какие‑то клубни. Очень вкусные и очень похожие на хорошо им знакомые грибы – тартуфоли. Испанцы так клубеньки эти и прозвали.

Новая еда им настолько понравилась, что они даже с собой в Испанию мешок тартуфолей прихватили. Отведали родичи моряков гостинцев – и ну плеваться: «Тьфу, гадость какая!» А всё почему? Сырыми их есть вздумали. Зато когда сварили, похвалили: «Вкусно!»

Из Испании клубни вскоре попали в Италию, потом – во Францию. Разбежались по всему миру. Угодили и к нам в страну. Наши прапрадедушки их прозвали картофелем, картошкой. Вкусная, сытная! Не зря же про неё говорят: «Картошка – второй хлеб!»

(Почемучка)

Прочитайте текст, озаглавьте его.

Что нового узнали вы из этого текста?

Перескажите только ту часть, в которой рассказывается, как испанцы нашли незнакомые клубни.

Задание 3. Прослушайте рассказ. Расскажите о том, как муравей выбрался из банки с медом.

Догадливые муравьи.

На столе стояла банка с медом. В нее забрались муравьи. Хозяйка выгнала муравьев. Потом обвязала банку веревкой и подвесила к потолку.

Один муравей остался в банке. Он наелся и хотел уйти, но выхода не нашел. Долго он бегал по банке. Потом добрался до веревки. По веревке он добрался до потолка. Затем до стены и спустился на пол.

Прошло немного времени, и полчища муравьев поползли по стене. Они переползли на потолок. С потолка по веревке отправлялись в банку.

Муравьи спускались и поднимались до тех пор, пока не съели весь мед.

2. Прочитайте текст.

В Японии часто случаются землетрясения. Поэтому здесь издавна строят лёгкие дома. Если они от землетрясения и разрушатся – не страшно, людей не задавят. Ведь дома сделаны из лёгких деревянных планок. Стены японцы иногда делают из промасленной, почти прозрачной бумаги, перегородки внутри раздвижные. Когда на дворе холодно, вместо печек разжигают металлические жаровни. От раскалённых угольков в комнатах сразу становится тепло.

По праздникам на всех домах развешивают фонарики из разноцветной бумаги. Придут гости, хозяева пригласят их к столу. Каждому дадут по две деревянные палочки. Вместо стульев разложат на полу мягкие подушечки. А станут гости уходить, хозяева подарят им на прощание бумажную птичку – журавлика.

Считается, что он приносит людям счастье.

Вопросы для анализа:

Что нового вы узнали об этой удивительной стране?

Выберите только те предложения, в которых описываются японские дома.

Перескажите эту часть текста.

Продумайте, как вы начнёте свой пересказ.

Домашнее задание

Я вернулся в комнаты: в них было тепло, сонно. В бледном свете зари стояла в кадке маленькая берёза, и я вдруг заметил: почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу.

Комнатная теплота не спасла берёзу. Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих взрослых подруг.

Знакомый лесничий усмехнулся, когда мы рассказали ему о своей попытке спасти зелёную листву на берёзе.

– Это закон, – сказал он. – Закон природы. Если бы деревья не сбрасывали на зиму листья, они бы погибли от многих вещей – от тяжести снега, который (…) ломал бы самые толстые ветки, и от того, что к осени в листве накапливалось бы много вредных для дерева солей, и, наконец, от того, что листья продолжали бы и среди зимы испарять влагу, а мёрзлая земля не давала бы её корням дерева, и дерево неизбежно погибло бы от зимней засухи, от жажды.

А дед Митрий, узнав об этой маленькой истории с берёзой, истолковал её по‑своему.

– Ты, милок, – сказал он Рувиму, – поживи с моё, тогда и спорь Ты мне про лесничего не говори, я наперёд знаю всё, что он скажет… Ты про берёзу слушай. Промеж людей есть дружба или нет? То‑то что есть А дружба – она, брат, кругом, куда ни глянешь. Убей журавля, так журавлиха исчахнет, исплачется, места себе не найдёт. И у всякой травы, и дерева тоже, надо быть, дружба иногда бывает. Как же твоей берёзе не облететь, когда все её товарки в лесах облетели? Какими глазами она весной на них взглянет, что скажет, когда они зимой исстрадались, а она грелась у печки в тепле?

(По К. Паустовскому)

Выберите из текста те фрагменты, где лесничий и дед Митрий объясняют, почему пожелтела берёза, и перескажите их. Продумайте начальное предложение вашего выборочного пересказа.

Чьё объяснение – лесничего или деда Митрича – вам больше понравилось? Почему?

Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак.

Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап.

Что такое план пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.

Как составить общий план рассказа

Виды планов

Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.

Виды планов:

  1. Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
  2. Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
  3. План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
  4. Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
  5. Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.

Обязательные части плана

Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.

В идеале структура включает такие обязательные части:

  1. Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
  2. Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
  3. Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
  4. Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
  5. Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.

Как сделать план пересказа

План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.

Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:

  1. Прочитать рассказ.
  2. Определить его основную тему.
  3. Выписать имена главных героев.
  4. Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
  5. Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
  6. Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
  7. Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.

Еще несколько полезных советов для пересказа:

  • прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
  • убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
  • отдельные действия, явления — обобщить;
  • чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.

Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:

  1. Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
  2. Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
  3. Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.

Примеры плана

С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.

2 класс

На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:

  1. Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
  2. Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
  3. Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
  4. Записываем заголовок к каждой части.
  5. Проверяем себя.

Составляем план по рассказу:

  1. Утка вышла с утятами на прогулку.
  2. Путь к озеру, в обход.
  3. Встреча с мальчишками, они ловят утят.
  4. Рассказчик пристыдил мальчишек.
  5. Мальчишки кричат утятам «До свидания!».

3 класс

Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:

  1. Путешествие Муравьишки с березы.
  2. Падение и встреча с гусеницей-землемером.
  3. Путешествие на пауке-Сенокосце.
  4. Путешествие на жужелице.
  5. Путешествие на жучке-Блошачке.
  6. Путешествие на кузнечике.
  7. Путешествие на водомере.
  8. Путешествие на майском жуке.
  9. Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.

4 класс

Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:

  1. Сторож Вьюшка.
  2. Потеря подарка.
  3. Сорока с пыльцой в голове.
  4. Выскочка без хвоста.
  5. Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.

Цель урока:

1. Познакомить детей с творчеством Л. Н. Толстого
и содержанием его произведения “Акула”.

2. Формировать навыки правильного,
выразительного, беглого, сознательного чтения,
для более глубокой и точной передачи мыслей и
чувств, заложенных автором в произведении, а
также для выражения собственного отношения
читающего к изображенным событиям, героям и их
поступкам.

3. Расширить и углубить знания детей о природе, в
частности о животных, а также реализовать
программные установки:

а) расширить знания и представления об
окружающем мире;

б) вести активное речевое развитие школьников;

в) изучать русский язык и его эстетические
функции.

4. Работать над выразительностью речи детей,
интонацией, над развитием познавательных
способностей детей.

5. Учить работать со справочной литературой.

6. Развивать воображение, речь, мышление, память.

7. Воспитывать у детей любовь к природе,
стремление к доброте, порядочности,
отзывчивости.

Предметные задачи урока:

  • создать условия для формирования умения
    анализировать текст и осуществлять пересказ в
    зависимости от его цели;
  • создать условия для выразительного чтения
    произведения целыми словами вслух и про себя, для
    понимания содержания прочитанного;
  • создать условия для эмоционального
    реагирования на события в тексте при чтении;
  • способствовать уточнению словаря учащихся на
    уроке и познакомить учащихся с ролью синонимов и
    антонимов в речи;
  • способствовать осознанию на интуитивном уровне
    смыслового и грамматического согласования слов;
  • учить выражать собственное отношение читающего
    к изображенным событиям, героям, их поступкам.

Метапредметные задачи урока:

  • Познавательные: обеспечить развитие у
    учащихся умений сравнивать, группировать,
    выделять нужное, анализировать.
  • Регулятивные: содействовать развитию у
    детей умения осуществлять самоконтроль и
    взаимоконтроль, самооценку учебной
    деятельности, умения принимать и сохранять
    учебную задачу.
  • Коммуникативные: содействовать развитию у
    детей умений общаться, развитию монологической и
    диалогической речи.
  • Личностные УУД: создать условия для
    формирования положительного отношения к учению,
    бережного отношения к животным, умения видеть
    красоту окружающего мира, содействовать
    воспитанию навыков культуры общения на уроке,
    содействовать привитию этических качества
    личности — доброты, сострадания, уважения к
    старшим, соучастия.

Оборудование: словарь чувств, серия
портретов русских писателей и поэтов, авторская
выставка книг (произведений Л.Н.Толстого),
карточки — цветовые сигналы, задания на карточках
для работы в группах, карта достижений учащихся,
словари: “ Синонимы и антонимы” О. Д. Ушакова,
“Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова,
компьютер, мультипроектор, карточки достижений
учащихся

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель. Сегодня к нам на урок пришли
гости. Поприветствуем их. Теперь тихонько сели.
Посмотрели друг на друга. Улыбнулись друг другу и
приступили к работе. У нас речевая разминка.
Прочитаем четверостишие, записанное на доске.

2. Речевая разминка

Кто хочет разговаривать, Тот должен
выговаривать, Всё правильно и внятно, Чтоб было
всем понятно.

Учитель. К какому виду устного
народного творчества относятся эти строки?

Дети. Это скороговорка.

Учитель. О чём эта скороговорка?

Дети. Эта скороговорка о том, как нужно
правильно разговаривать?

Учитель. Как нужно правильно
разговаривать?

Дети. Разговаривать нужно внятно,
правильно, не проглатывая окончаний,
проговаривая все звуки.

Учитель. Прочитаем нашу скороговорку
по слогам в медленном темпе. Какие слова нужно
выделить при чтении этой скороговорки? Это
должны быть самые важные слова, и они должны нам
говорить, о том, как правильно говорить. Назовите
эти слова.

Дети называют слова – разговаривать,
выговаривать, правильно, внятно, понятно.

Учитель. Давайте прочитаем эти строки
и выделим эти слова при помощи постановки
логического ударения.

Учитель. Прочитаем в ускоренном темпе,
выделяя слова.

Учитель. Прочитаем с простукивание
гласных. Теперь каждый оценит свою работу во
время речевой работы сам в карте достижений.

Учитель. Молодцы. Приступим к проверке
домашнего задания. Что было задано на дом?

3. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения М. Ю. Лермонтова
“Осень” (3 человека)

Каждому ученику после прочтения стихотворения
дети задают вопросы и дают оценку их работы.

Дети. Какие строки помогли тебе
представить осеннюю картину? Что такое бор? Каким
тебе представляется бор? Какие звуки можно
услышать в осеннем лесу? Почему поэт называет
зелень мрачной? Как понимаешь строки “Зверь
отважный поневоле скрыться где-нибудь спешит”

Учитель. Всех вас я спросить на уроке
не успела, поэтому оцените себя сами в карте
достижений.

4. Формирование темы и цели урока

Учитель. А теперь приступим к изучению
нового материала. Фамилию автора, с
произведением которого мы сегодня познакомимся,
вы определите сами. Для этого рассмотрите запись
английских и русских букв. Обратите внимание
только на буквы русского алфавита. Назовите
фамилию автора, о котором сегодня пойдёт речь на
уроке. Как вы её составили?

Y N Т Q W О R S Л U С Y Т V О Z Й (Толстой)

Дети. Фамилия автора Толстой. Мы её
составили из букв русского алфавита.

Учитель. Верно, ребята. Сегодня мы
будем говорить о творчестве Льва Николаевича
Толстого. А теперь постарайтесь определить, о чём
писал Л. Н. Толстой. Для этого прочитайте
написанные на доске слова: лев, мальчик, медведь,
тюльпан, сорока, ромашка, ворона, роза, волк,
девочка, синица, дедушка. Распределите их на
четыре равные группы, по одинаковым для каждой
группы признакам

Дети. В первую группу можно отнести
слова – медведь и волк, лев, осёл, так как это
названия зверей. Во вторую сорока и ворона,
синица, так как это названия птиц. В третью группу
можно отнести , роза, ромашка, так как это
названия растений. К четвёртой группе отнесём
слова девочка, мальчик, дедушка. Это названия
людей.

Учитель. Подумайте, и скажите, о ком
или о чём писал Л. Н. Толстой?

Дети. Л.Н. Толстой писал о природе,
животных, птицах и людях.

Учитель. Название произведения Л.Н.
Толстого, с которым мы познакомимся сегодня, вы
определите сами. Для этого соедините первые
буквы написанных на доске слов. (На доске
написаны слова: Африка, купался, уплыл, любовался,
артиллерист.)

Учитель. Как называется это
произведение?

Дети. Произведение Л. Н. Толстого
называется “Акула”.

(Учитель пишет название произведения под
именем, отчеством, фамилией писателя.)

Учитель. Какова же тема сегодняшнего
урока?

Дети. Тема сегодняшнего урока: “Лев
Николаевич Толстой и его произведение
«Акула»”.

Учитель. В соответствии с темой
сформулируйте цель нашего урока. Используйте для
этого запись на доске.

Цель:

1) познакомиться с творчеством __________и его
произведением “_____________”

2) учиться правильно, выразительно читать
_______________ и анализировать его

3) составлять ___________пересказа произведения

Дети Цель нашего урока: познакомиться
с творчеством Льва Николаевича Толстого и его
произведением “Акула”; учиться правильно,
выразительно читать произведение, отвечать на
поставленные вопросы.

Учитель. Ребята, вспомните, какие
произведения Л. Н. Толстого мы читали с вами во 2
классе.

Дети. “Старый дед и внучек”, “Отец и
сыновья”, “Учёный сын”, “Филиппок”,
“Котёнок”, “Осёл и лошадь”

Учитель. Чему учат эти рассказы?

Дети отвечают на поставленный вопрос.

5. Знакомство с жизнью и творчеством
писателя

Учитель. Какие интересные факты из
жизни и творчества писателя вы нашли дома?

  • Дети рассказывают, что они знают о жизни и
    творчестве писателя.
  • Изучение нового материала. Актуализация знаний.
  • Чтение текста подготовленными учениками

Учитель. Приступим к реализации
поставленной вами цели. Как вы думаете, о ком
пойдет речь в рассказе?

Дети. В этом рассказе пойдёт речь об
акуле.

Учитель. Давайте узнаем, правильно ли
мы предположили. Прочитаем рассказ “Акула”.
(Чтение текста подготовленными учениками)

Учитель. В тексте нам встретились
такие слова: палуба, парус, матрос, артиллерист,
фитиль, хобот

Давай дадим им объяснение. Для этого поработаем
с толковыми словарями.

а) Словарная работа. Работа парами с толковым
словарём С.И. Ожегова.

Нахождение и толкование слов: палуба, парус,
матрос, артиллерист, фитиль, хобот

1 ряд — Палуба — горизонтальное
перекрытие в корпусе судна, самолёта, а также
часть такого перекрытия, прилегающая к наружной
стенке судна.

Парус — укрепляемое на мачте судна и надуваемое
ветром полотнище из парусины, плотной ткани.

2 ряд — Матрос – моряк, не
принадлежащий к командному составу, рядовой
флота, а также служащий команды.

Фитиль — лента жгут или шнурок, служащие для
горения в некоторых осветительных и
нагревательных приборах. Жгут из мягкого
материала, пропитываемый каким — нибудь составом.
Горящий шнур для воспламенения зарядов

3 ряд — Артиллерист — военнослужащий
артиллерии.

Артиллерия – огнестрельные орудия ( пушки,
миномёты, гаубицы), род войск.

б) Проверка первичного восприятия

Учитель. Вы предположили, что речь в
нашем рассказе пойдёт об акуле. Так ли это?

6. Выслушиваются мнения детей.

Учитель. Что хотел показать нам автор
этим рассказом?

Ответы детей: Показать переживание отца, его
любовь к сыну. Осудить беззаботное поведение
мальчиков. Показать опасности, подстерегающие
детей)

в) Чтение рассказа детьми по цепочке.

7. Закрепление нового материала.

Составление плана. Выборочное чтение.

Учитель. Ребята, давайте выделим
основные события, которые произошли. Завязку
сюжета, кульминационный момент, развязку сюжета.
Составим план для пересказа текста.

Учитель. Где и когда происходили
описываемые события? Какая была погода? Какую
команду услышали матросы? Как мальчики оказались
в открытом море? Как они соревновались друг с
другом? Как отнёсся старый артиллерист к забавам
сына? Когда отца охватил страх? Почему когда все
пытались спасти мальчика, старый артиллерист
стоял, не предпринимая ничего? Когда он стал
действовать? Почему все замерли от страха? Как
вёл себя артиллерист после выстрела? Почему он
так повёл себя? Что можно сказать об этом
человеке, какой он? Какими чертами характера
обладал?

Учитель. Какова завязка сюжета?
(Корабль стоял на якоре около берегов Африки.
Было очень жарко и капитан разрешил команде
искупаться.)

Учитель. Как дальше развивались
события? (Два мальчика, которые были на корабле,
вздумали устроить соревнования в открытом море.
Они так увлеклись, что не заметили акулу, которая
стала к ним приближаться.)

Учитель. Какой эпизод в рассказе стал
кульминационным? (Артиллерист подбежал к пушке и
выстрелил в акулу).

Учитель. Какова развязка сюжета?
(Точным выстрелом акула была убита, а мальчиков
на лодке привезли на корабль)

Дети составляют план пересказа.

1. Остановка корабля.

2. Купание мальчиков.

3. Появление акулы.

4. Артиллерист стреляет из пушки.

5. Спасение мальчиков. Крики радости.

Минутка тишины. Ракушки, которые лежат у вас на
партах, помогут нам услышать шум моря, может быть,
кто-то услышит, крики чаек, плеск волн.

Закройте глаза, послушайте звуки моря,
представьте, что вы находитесь непосредственно
на месте событий.

8. Работа в группах сменного состава.

Первое задание

  • 1 группа. Найдите синонимы к слову смелый
    (мужественный, сильный духом, решительный,
    храбрый), опытный (находчивый, бывалый,
    многоопытный, искусный, знающий, сведущий)
  • 2 группа. Найдите синонимы к слову веселый
    (радостный, шумный, жизнерадостный, беззаботный),
    проворный (шустрый, быстрый, юркий, как ящерица)
  • 3 группа. Найдите синонимы к слову страх (ужас,
    испуг, паника, шок, боязнь), радость (веселье,
    ликование, жизнерадостность).
  • 4 группа. Найдите синонимы к слову мудрый (умный,
    разумный, глубокий, опытный, светлая голова,
    светлый ум, семи пяди во лбу, проницательный,
    прозорливый), добрый (заботливый, понимающий,
    добросердечный, сердечный, добродетельный,
    добродушный)

Ученики находят синонимы, затем переходят в
другую группу и обсуждают слова, дописывают ряд
синонимов.

Учитель. А теперь оцените свою работу
в карте достижений.

Второе задание

  • 1 группа. Составьте словесный портрет
    артиллериста. Опишите, как он выглядит внешне,
    какими чертами характера обладает, расскажите,
    как он любуется мальчиками, испытывает шок при
    виде акулы, принимает решение и стреляет из
    пушки.
  • 2 группа. Подготовьте рассказ о случившемся от
    имени мальчика. Расскажите, как мальчики
    купаются, испытывают страх при виде акулы,
    радость, когда акула погибает.
  • 3 группа. Ответьте на вопрос. Почему рассказ
    назван “Акула”, а не “Артиллерист”, ведь
    главный герой артиллерист?
  • 4 группа. Лев Толстой описывает, как отец с
    любовью смотрит на сына. Как вы думаете, какой он
    отец? Артиллерист принимает быстрое решение, он
    решительный, опытный. Как относится автор к
    артиллеристу? Лев Николаевич Толстой заставляет
    нас переживать, испытывать страх, радость. Как вы
    думаете, какой он писатель?

Проверка работы групп. Самооценка своей работы
в карте достижений.

9. Домашнее задание

1 вариант подготовить пересказ текста от лица
мальчика, 2 вариант от лица артиллериста.

10. Рефлексия.

Учитель. Чему мы учились на уроке? Что
нового узнали? О чем вы задумались после чтения
рассказа “Акула”

Чьи ответы на уроке вам понравились больше
всего? Почему? Выполнили ли мы с вами план урока?
Самооценка деятельности учащихся.

11. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке я предлагаю самим оценить свою
работу. Подумайте, взяли ли вы с урока что — то
новое, работали активно, весь урок заставляли
себя думать.

  • Зелёный – урок прошёл удачно: я активно
    участвовал в работе класса, с заданиями
    справился успешно. Я доволен собой!
  • Жёлтый – сегодня на уроке не все задания
    оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я
    справился. Я вполне доволен собой!
  • Красный – задания на уроке оказались слишком
    трудными. Мне нужна помощь!

Учитель. У каждого человека в жизни
бывают такие моменты, когда он не знает, как
поступить, что же ему делать дальше. Если в вашей
жизни тоже наступит такой момент, я советую вам
быть смелыми, решительными, хорошо обдумать
ситуацию и принять правильное решение, как это
сделал в рассказе его главный герой.

Литература

  1. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Родная речь.
    Учебник для 3 класса начальной школы в 2 ч., Ч. 1.- М.:
    Просвещение, 2008г.
  2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по
    литературному чтению: 3 класс, — М.: ВАКО, 2009г.
  3. Ожегов С.И, Шведова Н.Ю. “Толковый словарь
    русского языка”, — М.:ООО “ИТИ Технология”, 2003 г.
  4. Очерки о детских писателях. Справочник для
    учителей начальных классов, М., “Баласс”, 2000г.
  5. Полячихина О.В., Семененко Л.А.
    Совершенствование навыков чтения и речи на
    уроках обучения грамоте и литературного чтения.
    Курск, 2000 г.
  6. Тишурина О.Н. Писатели в начальной школе.
    Дидактическое пособие к урокам литературного
    чтения. Выпуск 1 – М., Дрофа, 2007 г.
  7. Толстой Л.Н. “Акула” Изд-во “Детская
    литература”. Серия: Мои первые книжки. — М., 1982 г

  • План декабрьского сочинения 11 класс
  • План главы экзамены из рассказа детство темы
  • План ашик кериб 4 класс краткий сказки для пересказа
  • План вопросы к сказке ашик кериб
  • План 12 месяцев словацкая сказка