План вопросы к сказке ашик кериб

1а 1б 1в 1г 1д 1.литературное чтение видео 7 минут. видеоурок в сообществе vk. азбука с. 64 65 читать.

1.Литературное чтение

(Видео 7 минут).

Видеоурок в сообществе VK. Азбука с. 64 – 65 читать.

2.Математика

(Видео 7 минут).

Видеоурок в сообществе VK. У с. 68 – 69, Р.т. с. 25.

3.Русский язык

Пропись с. 26, Тренажёр с. 35.

4. ИЗО 

Видео (7 минут).

«Мир полон украшений». Материал. Задание: Нарисовать любой  большой  цветок (раскрашивание любыми материалами)

1.Литературное чтение

(Видео 7 минут).

Видеоурок в сообществе VK. Азбука с. 62 – 63 читать.

2.Русский язык

(Видео 7 минут).

Видеоурок в сообществе VK. Пропись с. 25, Тренажёр с. 34 (закончить).

3. ИЗО 

Видео (7 минут).

«Мир полон украшений». Материал. 

Задание: Нарисовать любой большой  цветок (раскрашивание любыми материалами)

4. Окружающий мир

Т с. 20 – 21. Атлас – определитель с. 128.

1.Литературное чтение

Видео (7 минут). Видеоурок в сообществе VK. Азбука с. 62 – 63 читать.

2.Математика

Видео (7 минут). Видеоурок в сообществе VK. У с. 66 – 67, Т с. 24.

3.Русский язык

Видео (7 минут).

Видеоурок в сообществе VK. Пропись с. 25, Тренажёр с. 34 (закончить).

4.Физкультура

Гимнастика «Акробатические упражнения» Общеразвивающие упражнения(гибкость). Глубокие выпады в приседе, взмахи ногами, сгибание туловища, упражнения у гимнастической стенки.

Д/з Выполнения упражнения с малым мячом (памятка)

1.Физкультура

Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности на материале гимнастики с основами акробатики. Ознакомиться с техникой безопасности (слайд-презентация)

Д/з Выполнения упражнений тип- зарядки

2. Математика

Учебник стр. 66-67 Знакомство с единицей измерения сантиметр

Р.т. стр. 24

3.Русский язык

Учиться писать заглавную букву «Р» (Эр)

Повторить слоги и слова с буквой букву «Р, р» (Эр)

Прописи стр.35,36

4.Окруж. мир

Учебник стр. 30, 31

Р.т. стр. 17, 19

1. Литературное чтение

учебник стр. 60- 61
 2. Математика

стр. 66 — 67, РТ стр. 24, видеоурок (7 минут)  в РЭШ
 3. Русский язык 

пропись стр. 25
 4. Окруж. мир

учебник стр. 32,33

5.Физкультура

Гимнастика «Акробатические упражнения» Общеразвивающие упражнения (гибкость). Глубокие выпады в приседе, взмахи ногами, сгибание туловища, упражнения у гимнастической стенки.

Д/з Выполнения упражнения с малым мячом (памятка

2 А

2 В

1.Русский язык

Устно: Учебник стр.70 упр.106 (видео 2,50 минут)

Письменно: Учебник стр.70 упр. 105 Тренажёр стр. 24 урок 45 Аудио запись (3 минут)

2.Англ. язык

Учебник урок 16 с.34,35. Р.т. урок 16 с.18.

3.Математика

Устно: Числовые выражения. Видео урок (видео 14 минут) Письменно: Учебник стр.40 №2,3,5.

4.Окруж. мир

Тема: « Какие бывают животные» стр. 44,45,46. Видео урок (видео 12 минут) Рабочая тетрадь: стр.41 № 6 Рабочая тетрадь: стр.42, 43, вопросы 1, 2, 3. Тесты: стр. 21

5.ИЗО

Тема урока «Украшение и реальность» Задание: просмотреть презентацию к уроку по ссылке внимательно изучить этапы рисования узора паутинки, дополнить украшением (паучок, листик). Работу можно выполнить цветными мелками, красками, цветными карандашами. Альбом располагаем горизонтально. Работы подписать, сохранить.

1.Окружающий мир

платформа Учи.ру (видео 15 минут)

учебник стр. 40-43, читать

2.Математика

Тема: «Числовые выражения», учебник стр. 40, №1 устно, №2, 4, 5 -письменно

3.Русский язык

Тема «Как определить ударный слог» (видео 1 минут 39 с)

учебник стр. 67-68, правило упр. 99-устно, 100-102 письменно

4. ИЗО

Тема урока «Украшение и реальность» Задание: просмотреть презентацию к уроку по ссылке внимательно изучить этапы рисования узора паутинки, дополнить украшением (паучок, листик). Работу можно выполнить цветными мелками, красками, цветными карандашами. Альбом располагаем горизонтально. Работы подписать, сохранить.

5.Развитие речи

стр. 28, работа с текстом «Аисты и лягушки» С. Михалкова

1.Музыка

Звучащие картины

— Обобщающий урок. (видео 6 минут 20 с)

Д/З: Откликаться  на музыкальные произведения

2.Математика

c. 41 задание 1, 4, 5

3.Русский язык

с.73. 74 упр.110, 112, 113

4.Англ. язык

Учебник урок 16 с.34,35. Р.т. урок 16 с.18.

5.Окруж. мир

с.60-63 в Р.т. задания по теме. Видеоурок  (видео 3 минут 8 с)?

1.Русский язык

Стр. 63 упр. 91, 92

2.Музыка

Звучащие картины

— Обобщающий урок. Д/З: Откликаться  на музыкальные произведения

3.Математика

Стр. 39 №5, 6 и под чертой

4.Литер. чтение

Стр. 78 – читать, письменно в тетради ответить на вопросы  (видео 10 минут)

5.Англ. язык

Учебник урок 16 с.34,35. Р.т. урок 16 с.18.

1.Англ. язык

Учебник урок 16 с.34,35. Р.т. урок 16 с.18.

2.Русский язык

Учебник стр. 73 упр. 112, 113. Д/з стр. 76 упр. 11 (письменно)

3.Музыка

Звучащие картины

— Обобщающий урок.(видео 6 минут 20 с)

Д/З: Откликаться  на музыкальные произведения

4.Литер. чтение

РЭШ «Популярные уроки»  Урок 18 автор Волкова Е.В.

тренировочные задания по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Д/з учебник стр. 101 задание 7

5.Окруж. мир

РЭШ Урок 8 «Какие бывают животные» (видео урок 15 минут) 

Тренировочные задания

1.Физкультура

Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности на материале гимнастики с основами акробатики. Ознакомиться с техникой безопасности (слайд-презентация)

Д/з Выполнения упражнений тип- зарядки

2. Математика

Учебник стр. 46 №1 (устно), №2, №3 (любые два столбика), №5

3.Русский язык

(Видеоурок 3 минут 40 с)

Уч. стр. 79-82, упр. 142 устно), упр. 143, 144, правило, упр.147,правило.

4.Литер. чтение  Учебник стр. 70-75, читать, стр. 102, в. 1, 2, 3 (устно)

5.Окружающий мир

(Видеоурок 7 минут 37 с)

Учебник стр.70-71, ответить на вопросы. РТ выполнить задания по теме урока

1.Литер. чтение

Стр. 64-65 выр. чтение, выуч. наизусть одно стих. (любое)

2.Математика

Онлайн урок в ZOOM 10:00 (40 минут)

3.Русский язык

С. 84, 86 – правило, упр. 155, 156

4.Окруж. мир

Стр. 63-67 отв. на вопросы + РТ

1.Математика

Стр. 41 № 1, 2, 4, 5 карточки на учи.ру

2.Русский язык

Онлайн урок в ZOOM (20 минут)

Стр. 75 правило, упр. 134, стр. 77 упр. 137, 138, 140

3.Окруж. мир

(Видеоурок 13 минут)

рабочая тетрадь стр. 27-28

4.Литер. чтение 

Стр. 86-87 выразительное чтение. Вопросы 1,2 письменно

5.Физкультура

Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности на материале гимнастики с основами акробатики. Ознакомиться с техникой безопасности (слайд-презентация)

Д/з Выполнения упражнений тип- зарядки

1.Русский язык

Онлайн урок в ZOOM 10:00 (30 минут)

Учебник стр. 81-83 упр. 151, 152 (письменно)

2.Физкультура

Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности на материале гимнастики с основами акробатики. Ознакомиться с техникой безопасности (слайд-презентация)

Д/з Выполнения упражнений тип- зарядки

3.Математика

Учебник стр. 45 №4 и № 6 (устно). Р.т. № 1, 2, 3, 5

4. Литер. чтение

Стр. 64-65 – наизусть одно стих. (по выбору)

1.ИЗО

«Родной угол» Материал. Задание: рисунок на тему: «Древнерусский город-крепость». (Цветные карандаши, фломастеры и т.п.)

2.Русский язык

Онлайн урок в zoom — 30 мин. Характеристика предложения и разбор слова как части речи.

3.Математика «Когда делимое меньше делителя». Учебник, стр. 60-61, правило, № 186, 189

4.Литературное чтение Г.-Х. Андерсен «Русалочка» (в сокращении)

Учебник, стр. 84-89, чтение сказки, ответить на вопросы после сказки

5.Англ. язык

Учебник упр. 1 с. 33 (учить слова). Упр. 2 с. 34, (слушать и читать за диктором) упр. 3 с.34. (читать и перевод в тетрадь писм.) Аудиозапись 19 с. 33, аудиозапись 20 с. 34.

1Русский язык

Тема: Обучающее сочинение-отзыв по картине В. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». Материал. Д/З написать сочинение

2.Физкультура

Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности на материале гимнастики с основами акробатики. Ознакомиться с техникой безопасности (слайд-презентация)

Д/з Выполнения упражнений тип- зарядки

3. Математика

Тема: Таблица единиц площади.

Онлайн урок в zoom

4.ИЗО

«Родной угол» Материал. Задание: рисунок на тему: «Древнерусский город-крепость». (Цветные карандаши, фломастеры и т.п.)

5. Литер. чтение

Тема: М. Ю. Лермонтов  «Ашик – Кериб».

Учебник с. 61-71

Д/З перечитать сказку, составить в тетрадь 3 вопроса по прочитанному.

1.Русский язык

Онлайн урок в ZOOM 09:00 (15 минут)

Стр. 73 упр. 124, 125, стр. 74 – правило, упр. 126

2.Англ. язык

Учебник упр.1 с. 33, упр. 3 с. 34.

3.Окруж. мир

Стр. 52-58, (видео урок 8 минут)

4.Литер. чтение

Стр. 78-79 – чт., составить план или пересказ.

5.ИЗО

«Родной угол» Материал. Задание: рисунок на тему: «Древнерусский город-крепость». (Цветные карандаши, фломастеры и т.п.)

1. Русский язык

с. 84 упр. 141, 143, 144. Д/З упр. 147

2.Математика

Стр. 47 №181, №182, №183. Д/З с. 42 №186, №188

3.Физкультура

Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности на материале гимнастики с основами акробатики. Ознакомиться с техникой безопасности (слайд-презентация)

Д/з Выполнения упражнений тип- зарядки

4.Окруж. мир

Стр. 59-67

Т1680903 1 ехнологическая карта урока Литературное Чтение

по теме М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (турецкая сказка).

Студентка: Перминова Екатерина Владимировна

Класс 4 «б»

Тема: М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»- турецкая сказка.

Тип урока: изучение нового материала

Дата урока: 21.10.2019 г.

Цель урока: знакомство со сказкой М.Ю. Лермонтова « Ашик-Кериб».

Задачи:

Личностные УУД

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

3. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать задание: определять

его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Познавательные УУД

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2. Сопоставлять и отбирать информацию,

полученную из различных источников (словари, энциклопедии,

справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

6. Составлять характеристику героев.

7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные УУД

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно популярных книг, понимать прочитанное.

3. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Средства обучения: учебник «Литературное чтение, 4 класс» ч.1, кружочки для рефлексии, презентация. мультимедийный проектор, персональный компьютер, доска, экран

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Добрый день, ребята. Давайте начнем сегодняшний урок литературного чтения с улыбки. Улыбнитесь партнеру по плечу, партнеру по лицу, поздоровайтесь. Садитесь.

Жужжащее чтение. (5-7 минут)

Ребята, открываем свои книжечки, начинаем читать.

Приветствуют учителя, друг друга

Читают книги

2. Актуализация знаний. Речевая разминка.

Работа с партнером по плечу.

 — А теперь за работу! А как будем работать — догадайтесь сами. У вас на столах лежат карточки со стихотворением и к нему слова – подсказки. Их нужно вписать в каждую строку текста по смыслу. Ученики читают по одному.

Слайд 1

1. Игра «Доскажи словечко».

Тексты будем мы … (читать,)
Информацию  из  текста … (извлекать.)
Точку  зрения … (высказывать,)
На вопросы … (отвечать,)

Новое для себя… (узнавать.)
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом … (развивать!)

Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развивать. 

2. Игра «Произнеси верно» Слайд 2-3

— Посмотрите на картинку, назовите слово. А теперь замените первый звук в словах на звук (Р).

Кот, нога, мука, хобот, танец, мак, козы.

— Какие изученные орфограммы встретились в данных словах?

— На уроке вам понадобится умение  слушать, слышать, выразительно читать, 

3.Дыхательные упражнения. На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но  правильно и грамотно говорить. Чтобы речь была яркой и приятной для других надо управлять дыханием во время разговора, правильно дышать во время речи.

— Какое сейчас время года? Назовите приметы осени. Представьте, что на ваши ладошки упали осенние листья. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте их с руки. Повторяем три раза. Молодцы! У всех листочки улетели.

А теперь продолжаем работать правильно отвечать на вопросы. Нужно быть активными и внимательными, чтобы ничего не пропустить.

Заполняют, затем читают по одному

Безударная гласная, звонкие и глухие согласные

Отвечают

Выполняют упражнения

3. Сообщение темы и целей урока.

— А сейчас закрыли глаза. Релаксация под тихую музыку. Звучит восточная музыка. Открыли глаза.

Слайд 4

Почему звучит именно восточная мелодия?

У Лермонтова было особенное отношение к Кавказу. Он сыграл большую

роль в его человеческой и писательской судьбе. Поэт любил этот край. Какваз

был колыбелью его поэзии. Любовь к Кавказу, к его величественной и суровой

природе, к вольнолюбивым горцам великий русский поэт пронёс через всю

свою короткую и мятежную жизнь. Лермонтов наблюдал за нравами горцев,

слушая народные песни, предания, легенды. Живописные картины кавказской

природы, встречи с бесстрашными людьми глубоко запали в душу поэта. И всё

это потом отражено было им в произведениях, посвящённых Кавказу, Востоку.

Потому что мы продолжаем знакомство с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова

4. Проверка домашнего задания.

Перед тем как приступить к изучению нового произведения М.Ю. Лермонтова, давайте вспомним, что вам было задано на прошлом уроке?

Слушание подготовленного чтения стихотворения.

Захотелось ли кому-нибудь выучить стихотворение наизусть? Кто выучил стихотворение наизусть?

Молодцы

Прежде, чем мы начнем изучение нового произведения, давайте немного отдохнем

стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дары Терека». 

Учащиеся выразительно читают наизусть или по учебнику стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дары Терека».

5. Физкультминутка

Вот так яблоко!(Встали.)

Оно (Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.(Руки на пояс.)

Руку протяните, (Протянули руки вперед.)

Яблоко сорвите.(Руки вверх.)

Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками.)

Трудно яблоко достать. (Подтянулись.)

Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули.)

И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой.)

Вот так яблоко!(Встали.)

Оно (Руки в стороны.)

Соку сладкого полно. (Руки на пояс.)

Молодцы, а теперь разомнем наш язычок

Речевая разминка Слайд 5

6. Работа по теме урока

Давайте вспомним с какими жанрами произведений М. Ю. Лермонтова вы уже знакомы. Слайд 6

А еще М.Ю. Лермонтов писал сказки и сегодня мы с вами познакомимся с одной из них. Слайд 7

Лермонтов написал сказку об Ашик-Керибе в 1837 году в Закавказье. Сюжет этой сказки известен в грузинском, армянском, узбекском, турецком и азербайджанском вариантах. Он много лет жил на Кавказе, с детства понимал язык местных жителей, сам изучал азербайджанский язык.

Эта сказка является местной народной сказкой, в записи которой Лермонтов сумел не только совершенно точно передать сюжет, но и сохранил многие разговорные её особенности.

Скорее всего Лермонтову эту сказку пересказал азербайджанец, потому что

среди народов Закавказья азербайджанский язык называли турецким.

Сказки об Ашик-Керибе очень популярны у тюркских народов и распеваются певцами в кофейнях. Ашик в первоначальной форме по-арабски означает

«влюблённый», а у турок, армян, азербайджанцев – трубадур, лирический

певец, а позже – вообще «народный певец»; Кериб (по-турецки было бы гариб) – чужеземец, скиталец, бедняк.

– В сказке вам будут встречаться непонятные слова, слова из турецкого языка, но рядом, в скобках, вы найдёте пояснения, которые даёт М. Ю. Лермонтов.

Чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми. Слайд 8

Стихи

7. Итог урока. Рефлексия

–Какие чувства вы испытываете после прочтения сказки?

— Что хотите сказать о сказке?

— Кто главные герои сказки?

– Кто вам больше всего понравился?

– Чем?

– Кто не понравился?

– Почему?

– Что особенно удивило?

Молодцы

— Что главное поняли на уроке?

— Чему учит сказка в наше время?

— Оцените свою работу на уроке (Кружочки)

После прочтения отвечают на вопросы

1680903 21680903 31680903 4 Оценивают свою работу

Домашнее задание

перечитать ещё раз сказку «Ашик-Кериб» (с. 99–113);

подготовиться отвечать на вопросы, данные на странице 113 учебника Слайд 9

Записывают домашнее задание

К проведению урока допускаю:

Учитель начальных классов _______________

Дата ___________________

Тексты будем мы ________________________

Информацию  из  текста __________________
Точку  зрения ___________________________
На вопросы _____________________________

Новое для себя___________________________
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом ___________________________

Тексты будем мы ________________________

Информацию  из  текста __________________
Точку  зрения ___________________________
На вопросы _____________________________

Новое для себя___________________________
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом ___________________________

Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать,

извлекать, высказывать, развивать. 

Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать,

извлекать, высказывать, развивать. 

На чтение 24 мин. Просмотров 108 Опубликовано

Андерсен — Снежная королева

Андерсен — Соловей

Астафьев — Стрижонок Скрип

Бажов — Малахитовая шкатулка

Баум — Волшебник из Страны Оз

Булычёв — Миллион приключений

Булычёв — Путешествие Алисы или Девочка с Земли

Буссенар — Капитан Сорви-голова

Велтистов — Приключения Электроника

Гайдар — Судьба барабанщика

Гарин-Михайловский — Детство Тёмы

Гофман — Щелкунчик и мышиный король

Зощенко — Елка

Коваль — Приключения Васи Куролесова

Куприн — Барбос и Жулька

Куприн — Скворцы

Кэрролл — Алиса в стране чудес

Лагерлёф —  Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями

Линдгрен — Расмус-бродяга

Миф Дедал и Икар

Носов — Витя Малеев в школе и дома

Носов — Огородники

Носов — Ступеньки

Осеева — Динка

Пантелеев — Республика Шкид

Паустовский — Кот-ворюга

Паустовский — Корзина с еловыми шишками

Пушкин — Песнь о вещем Олеге

Рыбаков — Кортик

Свифт — Путешествие Гулливера

Сетон-Томпсон — Виннипегский волк

Сладков — Лесные тайнички

Сказка Марья Моревна

Толкиен — Хоббит, или Туда и обратно

Толстой — Детство Никиты

Трэверс — Мэри Поппинс

Чехов — Беглец

Шварц — Сказка о потерянном времени

Янссон — Шляпа волшебника

Читательский дневник «Солдат и царица»

  • Читательский дневник «Черная курица, или Подземные жители»
  • Читательский дневник «Путешествие Алисы»
  • Читательский дневник «Веселая семейка»
  • Читательский дневник «Стрижонок Скрип»
  • Читательский дневник «Кавказский пленник»
  • Читательский дневник «Калиф-аист»
  • Читательский дневник «Королевство кривых зеркал»
  • Читательский дневник «Мафин печет пирог»
  • Читательский дневник «Мальчики»
  • Читательский дневник «Маугли»
  • Читательский дневник «Мэри Поппинс»
  • Читательский дневник «Четвертая высота»
  • Читательский дневник «Ванька»
  • Читательский дневник «Что любит Мишка»
  • Читательский дневник «Три товарища»
  • Читательский дневник «Приключения Электроника»
  • Читательский дневник «Корзина с еловыми шишками»
  • Читательский дневник «Нюрка»
  • Читательский дневник «Путешествие Гулливера»
  • Читательский дневник «Гуттаперчевый мальчик»
  • Читательский дневник «Как я ловил человечков»
  • Читательский дневник «Маленький Мук»
  • Читательский дневник «Робинзон Крузо»
  • Читательский дневник «Приемыш»
  • Читательский дневник «Сказка о потерянном времени»
  • Читательский дневник «Сын полка»
  • Читательский дневник «Садко»
  • Читательский дневник «Конек-Горбунок»
  • Читательский дневник «Три толстяка»
  • Читательский дневник «Вересковый мед»
  • Читательский дневник «Русалочка»
  • Читательский дневник «Путешествие Нильса»
  • Читательский дневник «Детство Темы»
  • Читательский дневник «Дудочка и кувшинчик»
  • Читательский дневник «Городок в табакерке»
  • Читательский дневник «Ашик-Кериб»
  • Читательский дневник «Алиса в Стране чудес»
  • Читательский дневник «Аленький цветочек»
  • В 4 классе ученик может вести читательский дневник самостоятельно. На первой странице помещается список рекомендованной для чтения литературы. Необязательно соблюдать предложенную последовательность. Лучше начинать с текста, который заинтересовал по названию, затем переходить к тем, которые пугали объемом. Образец оформления «Читательского дневника» 4 класс: автор, название книги, жанр, основная мысль. В дневник выписывают главных и второстепенных героев, их поступки. Не всегда ученик 4 класса может сам разделить персонажей на группы, поэтому ему нужно разрешать описывать в дневнике всех, кто запомнился. Читательский дневник нужен для развития памяти, формирования навыков анализа и формулирования собственного мнения. Характеристика героев в 4 классе – это пересказ сюжета, поступков персонажа и его внешности. Краткое содержание произведений для «Читательского дневника» поможет написать отзыв, чем понравилось произведение. Рассказы передают запомнившиеся события. Ученик делает первые шаги в написании сочинений, изложений. В «Читательском дневнике» можно найти новые слова и их значения. Готовый образец предлагает завершать работу по тексту рисунком. Картинка сконцентрирует ребенка на деталях. С 4 класса можно начинать создавать по тексту кроссворды. Создание вопросов и ответы на них – первый шаг к работе по тестам, самостоятельная подготовка к ВПР.

    4 класс окончен, а значит пройден первый учебный этап под названием «Начальная школа».

    Впереди не менее важный и ответственный период.

    Начало средней школы – самое сложное.

    Школьникам приходится быстро адаптироваться к кардинально новому учебному процессу, новым предметам и новым учителям.

    Чтобы этот период не стал стрессовым, к нему нужно тщательно подготовиться, выполняя все рекомендации учителей на время летних каникул.

    Одним из требований школ России является наличие и заполнение читательского дневника 4 класс.

    По сложности он несколько отличается от дневников предыдущих годов – книги для читательского дневника 4 класс гораздо объемнее, а соответственно на их чтение и анализ уходит намного больше времени.

    К тому же, требования к тому, как вести читательский дневник 4 класс – строже, а сами произведения – сложнее.

    На помощь приходят ГДЗ Читательский дневник 4 класс – ответы на все вопросы по произведениям для читательского дневника 4 класс.

    То есть, это готовый читательский дневник 4 класс, в котором можно посмотреть правильное оформление читательского дневника в 4 классе и то, как заполнить читательский дневник 4 класс.

    В разных школах требования к оформлению и ведению читательского дневника могут различаться.

    К тому же, кроме стандартного варианта, есть специальные печатные издания таких тетрадей.

    Для того, чтоб охватить все возможные вопросы, мы предоставляем два максимально расширенных ГДЗ по читательскому дневнику 4 класс (ответы по произведениям для читательского дневника 4 класс):

    1. Стандартный пример читательского дневника 4 класс.

    Такой готовый читательский дневник содержит основную информацию по рассказам и сказкам для читательского дневника 4 класс (название, автор, жанр, количество страниц, главные герои), краткое содержание произведений для читательского дневника 4 класс, синквейн, отзыв для дневника чтения, пословицы к произведениям, чему они учат, главную мысль, план для дневника чтения.

    Помимо этого, все произведения мы иллюстрируем яркими детскими рисунками. Так, дети задействуют еще и зрительную память.

    2. Дневник Читателя Клюхина ответы 4 класс

    Это печатное издание 2017 года.

    Список литературы для 4 класса в данном примере дневника чтения по большей части отличается от предыдущего варианта.

    Здесь акцентируется внимание на знание лексики, орфографии и словообразования.

    В Дневнике Читателя Клюхиной И.В. также присутствуют творческие задания, в которых детям нужно сделать иллюстрации.

    ГДЗ Читательский дневник 4 класс (готовый читательский дневник от «ГДЗ Грамота») полностью соответствует требованиям школьной программы 4 класса.

    Он не содержит смысловых и пунктуационных ошибок. Школьник с легкостью может переписать готовый читательский дневник 4 класс (краткое содержание произведений, главную мысль, план и т.д.) и быть уверенным в правильности ответов.

    Ведение дневника чтения в 4 классе – необходимость.

    Ведь в 5 классе придется уделять много внимания точным наукам.

    При этом не всегда будет оставаться время на чтение объемных произведений по литературе.

    Здесь поможет готовый читательский дневник 4 класс.

    Достаточно перечитать в нем записи, чтоб восстановить в памяти весь сюжет сказки или рассказа для читательского дневника 4 класс.

    Готовый читательский дневник 4 класс – верный друг и помощник школьников!

    Содержание

    Аксаков Сергей сказка «Аленький цветочек»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Дикие лебеди»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Новое платье короля»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Пятеро из одного стручка»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Чайник»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Штопальная игла»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Гадкий утенок»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Русалочка»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Снежная Королева»</li>Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»</li>Арабская народная сказка «Али-Баба и сорок разбойников»</li>Арабская народная сказка «Волшебная лампа Аладдина»</li>Астафьев Виктор рассказ «Стрижонок Скрип»</li>Бажов Павел «Голубая змейка»</li>Бажов Павел «Горный мастер»</li>Бажов Павел «Две ящерки»</li>Бажов Павел «Каменный цветок»</li>Бажов Павел «Малахитовая шкатулка»</li>Бажов Павел «Медной горы хозяйка»</li>Бажов Павел «Синюшкин колодец»</li>Бажов Павел «Хрупкая веточка»</li>Бажов Павел сборник Уральские сказы «Малахитовая шкатулка»</li>Бажов Павел сказка «Серебряное копытце»</li>Бажов Павел “Огневушка-Поскакушка”</li>Бажов Павел “Таюткино зеркальце”</li>Барри Джеймс Мэттью сказка «Питер Пен»</li>Баум Лайнел Фрэнк сказка «Волшебник из страны Оз»</li>Братья Гримм сказка «Золотой гусь»</li>Братья Гримм сказка «Белоснежка и семь гномов»</li>Братья Гримм сказка «Бременские музыканты»</li>Булычев Кир повесть «Путешествие Алисы»</li>Былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»</li>Былина «Вольга Всеславьевич»</li>Былина «Садко»</li>Былина «Святогор-богатырь»</li>Былина «Ильины три поездочки»</li>Былина «Три поездки Ильи Муромца»</li>Былина “Микула Селянинович”</li>Былина “Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча”</li>Былина “Про прекрасную Василису Микулишну”</li>Былины сборник «Русские богатыри и героические сказки»</li>Велтистов Евгений повесть «Приключение Электроника»</li>Верн Жюль роман «Дети капитана Гранта»</li>Волков Александр сказка «Волшебник Изумрудного города»</li>Гайдар Аркадий повесть «Тимур и его команда»</li>Галявкин Виктор «Никакой горчицы я не ел»</li>Гарин-Михайловский Николай повесть «Детство Темы»</li>Гарин-Михайловский Николай повесть «Тема и жучка»</li>Гаршин Всеволод «Сказка о жабе и розе»</li>Гауф Вильгельм «Карлик Нос»</li>Гауф Вильгельм «Маленький Мук»</li>Гауф Вильгельм «Холодное сердце»</li>Гераскина Лия сказка «В стране невыученных уроков»</li>Гофман Эрнст сказка «Щелкунчик»</li>Григорович Дмитрий рассказ «Гуттаперчевый мальчик»</li>Гюго Виктор рассказ «Гаврош»</li>Дефо Даниэль роман «Робинзон Крузо»</li>Драгунский Виктор «Англичанин Павля»</li>Драгунский Виктор рассказ «Главные реки»</li>Драгунский Виктор рассказ «Что любит Мишка»</li>Драгунский Виктор сказка «Бы»</li>Ершов Петр сказка «Конек — Горбунок»</li>Житков Борис рассказ «Как я ловил человечков»</li>Жуковский Василий «Сказка о царе Берендее и…»</li>Зальтен Феликс сказка «Бэмби»</li>Зощенко Михаил рассказ «Глупая история»</li>Зощенко Михаил рассказ «Елка»</li>Зощенко Михаил рассказ «Самое главное»</li>Коллоди Карло сказка «Приключение Пиноккио»</li>Кончаловская Наталья стихотворение «Слово о побоище Ледовом»</li>Крылов Иван басня «Волк на псарне»</li>Крылов Иван басня «Ларчик»</li>Крылов Иван басня «Листы и Корни»</li>Крылов Иван басня «Осел и Соловей»</li>Крылов иван басня «Свинья под дубом»</li>Куприн Александр рассказ «Барбос и Жулька»</li>Лагерлеф Сельма рассказ «В Назарете»</li>Лагерлеф Сельма рассказ «Святая ночь»</li>Лагерлеф Сельма сказка «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»</li>Лагин Лазарь сказка «Старик Хоттабыч»</li>Лермонтов Михаил баллада «Бородино»</li>Лермонтов Михаил поэма «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»</li>Лермонтов Михаил сказка «Ашик-Кериб»</li>Летопись «Житие Сергия Радонежского»</li>Летопись «И вспомнил Олег коня своего»</li>Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»</li>Лондон Джек рассказ «Белый клык»</li>Лондон Джек рассказ «Сказание о Кише»</li>Мамин — Сибиряк Дмитрий рассказ «Приемыш»</li>Маршак Самуил пьеса «Двенадцать месяцев»</li>Маршак Самуил сказка «Двенадцать месяцев»</li>Метерлинк Морис сказка «Синяя птица»</li>Некрасов Николай поэма «Мороз Красный нос»</li>Немецкая народная сказка «Три бабочки»</li>Носов Евгений рассказ «Кукла»</li>Носов Николай повесть «Витя Малеев в школе и дома»</li>Носов Николай повесть «Дневник Коли Синицына»</li>Носов Николай рассказ «Метро»</li>О.Генри рассказ «Вождь краснокожих»</li>Одоевский Владимир сказка «Городок в табакерке»</li>Олеша Юрий сказка «Три толстяка»</li>Паустовский Константин рассказ «Заячьи лапы»</li>Паустовский Константин рассказ «Корзина с еловыми шишками»</li>Перро Шарль сказка «Мальчик-с-пальчик»</li>Перро Шарль сказка «Ослиная шкура»</li>Перро Шарль сказка «Синяя борода»</li>Перро Шарль сказка «Спящая красавица»</li>Перро Шарль сказка «Красавица и Чудовище»</li>Пивоварова Ирина рассказ «Смеялись мы — хи-хи»</li>Погорельский Антоний сказка «Черная курица, или Подземные жители»</li>Пришвин Михаил рассказ «Выскочка»</li>Пушкин Александр «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»</li>Пушкин Александр баллада «Песнь о Вещем Олеге»</li>Пушкин Александр поэма «Руслан и Людмила»</li>Русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо»</li>Русская народная сказка «Солдатская шинель»</li>Русская народная сказка «Царевна-лягушка»</li>Свифт Джонатан роман «Путешествие Гулливера»</li>Семяновский Феликс повесть «Фронтовое детство»</li>Сотник Юрий рассказ «Как я был самостоятельным»</li>Сотник Юрий рассказ «Маска»</li>Сочинение по картине «Наводнение» А. Комаров</li>Сочинение по картине «Сирень в корзине» П. Кончаловского</li>Сочинение по картине «Февраль. Подмосковье» Г. Нисский</li>Стивенсон Роберт Льюис баллада «Вересковый мед»</li>Стивенсон Роберт Льюис роман «Остров сокровищ»</li>Тайская народная сказка «Болтливая птичка»</li>Твен Марк повесть «Приключения Тома Сойера»</li>Токмакова Ирина «Сказочка о счастье»</li>Толстой Алексей былина «Илья Муромец»</li>Толстой Алексей повесть «Детство Никиты»</li>Толстой Лев быль «Как мужик камень убрал»</li>Толстой Лев повесть «Детство»</li>Троепольский Гавриил «Белый Бим Черное Ухо»</li>Хогарт Энн сказка «Мафин печет пирог»</li>Чарушин Евгений рассказ «Кабан»</li>Черный Саша рассказ «Игорь Робинзон»</li>Черный Саша рассказ «Кавказский пленник»</li>Чехов Антон рассказ «Каштанка»</li>Чехов Антон рассказ «Мальчики»</li>Шварц Евгений «Сказка о потерянном времени»</li>Шварц Евгений сказка «Два брата»</li></ul>-dnevnik-4-klass.jpg

    Многие родители стараются привить любовь к чтению детям с раннего детства. Конечно, как хорошо как сын или дочка быстро читает и обгоняет своих сверстников.

    Однако часто чтение у многих детей вызывает недовольство, они просто не хотят читать и не интересуются книгами.

    Для этого многие учителя по литературе предлагают сделать читательский дневник, который сделает этот процесс интересным и увлекательным.

    Зачем вести читательский дневник?

    Детские психологи утверждают, что читательский дневник является необходимой вещью.

    Он облегчит чтение, в него ребенок сможет записывать все прочитанные рассказы, начиная с раннего детства, а в дальнейшем он станет его гордостью и приятным воспоминанием.

    01-19.jpg

    Итак, что дает читательский дневник, а именно чему он учит ребенка:

    • Он помогает правильно понять главную мысль прочитанного рассказа.
    • При помощи него ребенок учится правильно пересказывать, выражать свои мысли, грамотно говорить.
    • У него улучшается память, он анализирует произведение и самостоятельно делает вывод.
    • Запоминает прочитанные произведения и их авторов.
    • Он развивает читательские навыки и культуру читателя.

    Образец оформления

    Оформление читательского дневника для 1, 2, 3, 4 класса можно выполнить по своему усмотрению.

    В интернете можно рассмотреть образцы уже готовых вариантов, которые можно взять за основу.

    Но все же стоит предварительно рассмотреть его разделы и их содержание:

    Раздел Описание
    Титульный лист
    Содержание В начале дневника стоит оставить несколько пустых страниц для содержания. На них будут указываться названия книг, которые прочитал ребенок
    Разворот дневника В этой части указывается самое главное – краткое содержание, рассказа, главные герои, основная мысль. Для оформления могут использоваться рамки, таблицы, логотипы, рисунки
    Дополнительные разделы Можно включить разделы под названием — «Моя золотая коллекция», «Рекомендую почитать», «Прочитайте, не пожалеете!»

    Многие учителя по литературе используют уже готовые бланки, в которых ученик может указывать прочитанные рассказы, составлять краткое содержание, отзывы и записывать другие важные сведения.

    Ниже имеются образцы оформления:

    Пример правильного заполнения

    Для учеников 1, 2, 3, 4 классов имеются пункты, которые обязательно должны указываться в дневнике для чтения.

    Рассмотрим:

    • Название произведения.
    • Ф.И.О. автора.
    • Требуется указать жанр, в котором написано произведение.
    • Желательно нарисовать рисунок к прочитанной книге.
    • Перечисление главных героев рассказа. Рекомендуется указать краткую характеристику к каждому.
    • Краткое содержание произведения. В этом пункте должно указываться, о чем идет речь в рассказе, что понравилось, а что нет.

    Каждый родитель может заполнять дневник вместе с ребенком. Также можно продумать свой вариант заполнения и оформления.

    Ребенок может сам дополнить рисунками, для оформления можно использовать цветные ручки, карандаши, краски, фломастеры и другие декоративные приспособления.

    Готовый читательский дневник

    Просьба книги — научись меня читать:

    • Прочитай заглавие, имя, фамилию автора.
    • Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации.
    • Предположи, о чём я тебе расскажу.
    • Читай текст самостоятельно небольшими частями, проверяй и уточняй свои предположения.
    • Подумай, почему у меня такое название.
    • Работай над особенностями речи: окраска голоса, громкость, темп.

    06-1.jpg

    Примерный рекомендуемый список внеклассного чтения
    С.Маршак «Детки в клетке», «Отчего кошку назвали кошкой?», «Почта», «Вот какой рассеянный»
    Л.Толстой «Два товарища», «Булька»
    Б.Заходер «Птичья школа»
    А.Барто «Катя»
    Братья Гримм «Три брата»
    М.Пришвин «Берестяная трубочка», «Ёж»
    Н.Носов «Затейники», «Мишкина каша», «Живая шляпа»
    С. В. Михалков «Дядя Стёпа», «А что у вас?»
    К. И. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Краденое солнце»
    А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»
    В. В. Маяковский «Конь-огонь», «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо»
    М.Горький «Воробьишко», «Горящее сердце», «Про Иванушку-Дурачка», «Утро»
    Ш. Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»

    Пример оформления колонок читательского дневника:

    Дата ФИО автора Название произведения Главные герои Основная мысль произведения

    Краткое содержание произведений

    При заполнении дневника у многих могут возникнуть сложности при изложении краткой характеристики произведения, особенно у учащихся 1 класса.

    Чтобы понять, как это делается можно рассмотреть краткое содержание известных детских рассказов и сказок:

    Рассказы, сказки и авторы Краткое содержание произведений
    «Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери Притча о том, что самое прекрасное в жизни глазами не увидишь, надо видеть и слышать сердцем, иначе среди множества людей человек одинок и несчастен
    «Алые паруса», Александр Грин
    «Серая шейка», Д. Мамин-Сибиряк
    «Белый пудель», А. И. Куприн
    «Уроки французского», В.Распутин
    «Лягушка-путешественница» В.М. Гаршин
    «Малахитовая шкатулка» П.Бажов
    «Чудесный доктор», А. И. Куприн
    «Дети подземелья», В. Короленко
    «Робинзон Крузо», Д.Дефо
    «Хамелеон», А. П. Чехов Полицейский надзиратель пытается исполнять служебный долг, но привитое чинопоклонство мешает ему
    «Три толстяка», Ю. Олеша
    «Аленький цветочек», С. Т. Аксаков Сказка знакомит читателя с нежно любящим своих дочерей купцом и младшей в семье дочери, которая ради спасения жизни отца, соглашается на жизнь во дворце чудища

    Есть и другие интересные рассказы, которые можно почитать вместе с детьми — «Гадкий утенок», «Огниво»- Андерсен. «Кладовая солнца» — М.М. Пришвин, «Гуттаперчевый мальчик»- Д.

    Григорович, «Стальное колечко». «Теплый хлеб»- К. Паустовский, «Серебряное копытце», «Каменный цветок»- П. Бажов. «Куст сирени»- А.И. Куприн, «Сивка-бурка»- А.Н. Толстой, «Мэри Поппинс»- П.Трэверс.

    «Приключения Тома Сойера» — М.Твен, «В деревне». «Танька», «Цифры», «Снежный бык» — И.А. Бунин.

    Читательский дневник для детей является хорошим средством для улучшения чтения, развития любви к этому занятию.

    Главное завлечь ребенка, придумать красочное оформление и мотивировать его на его ведение.

    В дальнейшем ребенок постарше (3 класс или 4 класс) будет его вести сам с особым интересом и будет стараться прочитать как можно больше произведений.

    Полезное видео

    Списки кратких содержаний по другим классам.

    5 класс6 класс7 класс8 класс9-11 классы

    Начальная школа – это тот отрезок обучения, когда дети только учатся читать.

    Поэтому и книжки им задают для чтения небольшого объёма, больше со сказками и разными интересными историями.

    Младшие школьники должны заполнять свои читательские дневники точно так же, как и старшие ученики.

    Но иногда после прочтения книжки из памяти улетучивается всё самое важное.

    Поэтому в читательский дневник дети записывают основные мысли, чтобы можно было быстро восстановить в памяти то, о чём они прочитали.

    Эта страничка создана специально для таких учеников, которым необходимо освежить свои знания по чтению.

    Здесь составлен список литературы, которую изучают в начальной школе

    Используемые источники:

    • http://chitatelskij-dnevnik.ru/klass/4
    • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/4-klass
    • https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-4-klass
    • https://ladyvapm.com/book/chitatelskij-dnevnik-oformlenije-soderzhanie.html
    • https://logoprav.ru/literatura/nachalo-dnevnik

    


    В настоящей статье на основе анализа многогранного художественного творчества видного русского писателя М. Ю. Лермонтова дается объективная оценка его деятельности в аспекте изучения и освещения фольклора тюркоязычных народов и отдельным суждениям, касающимся истории, фольклора и этнографии народов Кавказа и Средней Азии. Особое внимание уделяется материалу, непосредственно связанному с переводом на русский язык азербайджанской сказки «Ашик Кериб», который, помимо чисто читательского, представляет большой исследовательский интерес.



    Ключевые слова



    : М. Ю. Лермонтов, «Ашик Кериб», фольклор, дастан, бахши, цикл «Ашик», «бродячие сюжеты».

    Михаил Юрьевич Лермонтов прожил недолгую, но яркую жизнь и весьма заслуженно занял достойное место среди крупнейших представителей русской и мировой литературы. Главным в творчестве поэта была любовь к Родине, к своему народу. Видные деятели русской литературы И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов видели для себя в творчестве Лермонтова образец высокого поэтического мастерства. Произведения великого поэта-патриота пользуются большой любовью народа.

    Оказавшись по воле царя Николая I на Кавказе, Лермонтов, также как и в свое время А. С. Пушкин, с глубоким интересом изучал жизнь местных народов. Он полюбил их сказки и песни. Азербайджанскую сказку про странствующего певца Ашика Кериба Лермонтов перевел на русский язык. Многие песни и легенды Кавказа поэт использовал в своих произведениях.

    Следует отметить, что Кавказ воспринимался русскими поэтами-романтиками не просто как географическое пространство, а как перекресток между Россией и Востоком, Европой и Азией. Кавказ был связан с важнейшими для романтического сознания проблемами — свободы и необходимости, смерти и бессмертия, места человека в истории и обществе. Поэтому не ради экзотики Лермонтов перенес в своих лучших поэмах «Мцыри» и «Демоне» действие на Кавказ. В ранних поэмах, предшествовавших «Мцыри», судьба юноши-пленника изображалась в исторических условиях западноевропейского и русского средневековья, а в первых редакциях «Демона» героиня была не грузинкой, дочерью старого Гудала, а испанской монахиней. Кавказский материал давал возможность поэту-романтику показать резкие контрасты между человеком и окружающим миром, противопоставить порывам свободного духа злую волю и несокрушимость судьбы. Романтическая проблематика выявлялась как бы в чистом виде.

    Произведение Лермонтова «Ашик Кериб» [1] вызывает, помимо читательского, и большой исследовательский интерес. Данное обстоятельство объясняется тем, что дастан «Ашик Гариб», наряду с дастанами цикла «Гороглы», является одним из самых популярных образцов устного поэтического творчества тюркоязычных народов. В частности, вышеупомянутый дастан и в настоящее время представляет собой одно из важнейших составляющих репертуара современных исполнителей-бахши.

    Фольклорные произведения, являясь своеобразным продуктом художественного мышления человечества, постоянным образом призывали своих творцов и слушателей к мужеству, всему прекрасному, нравственному и умственному совершенству. Одной из таких жемчужин художественного творчества являются народные дастаны, создатели которых всегда с особой ответственностью относились к своему детищу, в постоянной форме стремились совершенствовать их, исходя из все возрастающих эстетических идеалов.

    Дастаны, несмотря на то обстоятельство, что в своей структуре они вобрали древнейшие архаические мотивы и сюжеты, постепенно формируясь, приобрели свой современный облик лишь в недавнее время. Ибо исполнение данного жанра профессиональными бахши в полной мере свидетельствует о том, что они сформировались в период развития мышления человечества.

    Дастаны цикла «Ашик», получившего распространение в Хорезме, распространены, в основном, среди народов, говорящих на огузском диалекте, и весьма редко встречаются у тюркских народов, говорящих на других диалектах. Дастан «Ашик Гариб», будучи очень популярным среди тюркских, азербайджанских, туркменских народов, известен, в основном, в Хорезме, а в других регионах Узбекистана встречается только в репертуаре самаркандского бахши Фазыла Юлдашева.

    Русский офицер Н.Муравьев, посетивший со специальной миссией Хиву в 1820 году, запечатлел все увиденное в своей книге «Путешествие в Туркмению и Хиву 1819 и 1820 гг». [2]. В данной книге большой интерес представляют сведения Н.Муравьева о дастане «Ашик Гариб». По его словам, содержание дастана того времени было следующее: у одного зажиточного человека была дочь по имени Шахсанем, которую полюбил знаменитый в народе своим замечательным пением и игрой на дутаре Гариб (у Муравьева — Кариб, данное имя трактуется у него как «бесприютный странник»). С целью проверки волевых качеств Гариба, ему сообщается о том, что Шахсанем выдали замуж за одного богача. Гариб, узнав об этом, играет на дутаре, выражая свое горе. Верность Гариба любовному чувству приводит всех в восхищение и ему возвращают Шахсанем [2, 152–153].

    У Лермонтова действие происходит в Грузии, где в Магуль-Мегери, которая была дочерью богатого турка, горячо влюбился бедный юноша Ашик Кериб. Он также был известен своей великолепной игрой на сазе (в переводе Лермонтова — балалайка). Но в данном произведении уже сам Ашик Кериб отправляется в странствие, чтобы нажить себе богатства и не быть обязанным всем Магуль-Мегери. За ним снарядился в путь Куршуд-бек, который также претендовал на руку прекрасной девушки. Ему обманным путем удается добыть одежду Ашика Кериба, и он уверяет всех в его гибели. Узнав об этом, ослепла от слез мать главного героя. Оказавшись после долгих странствий в Халафе, Ашик Кериб привел в восторг своим пением местного правителя и был богато за это вознагражден. Тем временем ему дают знать, что пора возвращаться назад. Он прибывает в свой родной город в день свадьбы своей возлюбленной, которую насильно хотят выдать за Куршуд-бека. Явившись на свадьбу в облике нищего и будучи неузнанным, он начинает петь и таким образом добивается руки Магуль-Мегери.

    Вышеприведенные сюжеты были записаны примерно в одно и то же время, с небольшим интервалом, и имеют важное научно-практическое значение в определении изменений, происходящих в эпических произведениях в процессе перехода от поколения к поколению, выяснения вопроса эволюции дастанных мотивов. Если сравнить данные сюжеты с вариантом дастана, существующим в репертуаре современных бахши, то здесь наблюдаются довольно значительные расхождения. В современном варианте уход Гариба в странствия связан с гневом падишаха, который не желает отдавать за него свою дочь. А в финале дастана падишах, испугавшись народного гнева, вынужден выдать Шахсанем за Гариба. К тому же в современном варианте Гариб при своем возвращении попадает на свадьбу своей возлюбленной.

    Произведение Лермонтова еще раз свидетельствует в пользу суждения о том, что целый ряд дастанов, зародившись на Кавказе, получил широкое распространение в Хорезме и в других регионах Узбекистана при переселении с Кавказа в Среднюю Азию туркменских племен, подвергшись впоследствии определенным изменениям.

    Если обратиться к истории, то существует целый ряд свидетельств, подтверждающих данную мысль. Туркмены племен Белого и Черного барана (Ак гоюнли, Гара гоюнли) постоянным образом кочевали по территории Ирана, Азербайджана, Хорасана и Хорезма. Весьма усилился данный процесс в начале 18 века. В частности, в 1729 году многочисленная группа племени йомут, спасаясь от войск иранского правителя Надиршаха, переселилась с побережий Каспия в Хиву [3]. В 1735 году еще одна их большая группа перекочевала с Гургана, Атрака и Балкана в Хорезм. В 1830 году хивинский правитель Аллакулихан переселяет из Хорасана туркменское племя алили, а в 1836 году — племя гоклан. В 1871 году Рахимкулихан переселяет племя джемшид, состоявшее из 7000 семей.

    Такого рода сведений достаточно много. Процесс данной миграции иногда имел добровольный характер, а в некоторых случаях осуществлялся насильно. Переселение населения не могло не оказать своего определенного воздействия на культурно-экономический уклад. Ибо среди переселившихся туркмен было немало талантливых личностей, бахши, хорошо знавших народное творчество. Несомненным представляется то обстоятельство, что многие дастаны получили свое распространение в Хорезме посредством их творческой связи с местными исполнителями-бахши. Данные произведения, проникая с Кавказа в Среднюю Азию, закономерным образом подвергались определенной сюжетно-композиционной трансформации, обогащаясь новыми мотивами и событиями.

    В заключение следует отметить также наличие в сюжете произведения Лермонтова целого ряда эпизодов, получивших общее определение в науке как «бродячие сюжеты». Это уход главного героя в долгие странствия, его возвращение домой будучи неузнанным (чаще всего в облике нищего старца), приход на свадьбу своей невесты или жены. Данные аспекты свидетельствуют о том, что записанное Лермонтовым произведение имеет весьма древнюю основу и представляет большой познавательный интерес.

    Литература:

    1. Лермонтов М. Ю. Ашик-Кериб. — М., 1952.
    2. Муравьев Н. Н. Путешествие в Туркмению и Хиву 1819–1820 гг. Гвардейского Генерального штаба капитана Николая Муравьева, посланного в сии страны для переговоров. — М., 1822.
    3. Материалы по истории туркмен и Туркмении, т. 2. — М., 1938.

    Основные термины (генерируются автоматически): Кавказ, Лермонтов, Хорезм, Азия, народ, азербайджанская сказка, главный герой, исследовательский интерес, русский язык, современный вариант.

    1 А 1 Б 1 В 1 Г 1 Д
     

    1.Физкультура 

    Рисунок на тему «Зимние виды спорта»

    2. Окружающий мир 

    (Видео 7 минут). 

    Видеоурок в сообществе VK. У с. 32 – 33, Т с. 22.

    Атлас – определитель с.

    160. 

    3.Русский язык

    Пропись с.29, Тренажёр с. 38

    4.Музыка

    Музыкальная страна

    — Обобщающий урок.

    Видео (5 минут).

    1.Математика (Видео 7 минут). Видеоурок в сообществе VK. У с. 72 – 73, Т с. 27.

    2.Физкультура Прыжки на скакалке. Гимнастика для глаз Подвижная игра «Запрещенное движение». Д/з Гимнастика для глаз (памятка)

    3. Русский язык Азбука с. 67 списывать слова и предложения.

    4. Окружающий мир (Видео 7 минут). Видеоурок в сообществе VK. У с. 32 – 33, Т с. 22. Атлас – определитель с. 160.

     1.Литературное чтение

    Азбука с. 66 – 67 читать.

    2.Математика (Видео 7 минут). Видеоурок в сообществе VK. У с. 72 – 73, Т с. 27.

    3.Русский язык

    Азбука с. 67 списывать слова и предложения. 4. Технология 

    Видео (7 минут).

    1.Литер. чтение

    Азбука стр. 72, 73 Буква «е,Е»

    Чтение слогов, слов, текста. Схемы разбор

    Видео 2 минуты)

    2.Русский язык

    Р.т. стр.31 письменно Тренажер стр.39 письменно

    3.Музыка

    Видео

    (5 минут). Музыкальная страна — Обобщающий урок.

    4.Окруж. мир

    Учебник стр. 32,33 Р.т. стр. 20, 21

    1.Литературное чтение уч. стр. 66-67 читать

    2. Русский язык

    азбука стр. 67 списывать слова и предложения

    3. Математик учебник стр. 70, 71, р.т. стр. 26

    4.ИЗО

    «Мир полон украшений»

    Презентация

    Задание: Нарисовать любой большой цветок (раскрашивание любыми материалами)

    2 А 2 Б 2 В 2 Г 2 Д
     

    1.Русский язык

    Онлайн урок в ZOOM (15 минут).

    Устно: Как переносить

    слова с одной строки на

    другую? Учебник стр.73

    упр. 113

    Письменно: Учебник стр. 74 упр. 114

    Тренажёр: урок 48

    2.Музыка

    Звучащие картины

    — Обобщающий урок.

    Видео 6 минут 20 с

    Д/З: Откликаться на

    музыкальные произведения

    3.Окруж. мир

    Тема: «Какие бывают

    животные» стр. 44, 45, 46

    Рабочая тетрадь: стр. 42, 43

    Вопросы 4, 5.

    Тесты: стр. 22

    4.Литер. чтение

    Онлайн урок в ZOOM (15 минут) Устно: стр. 100 вопрос № 8

    Письменно: стр. 100 вопрос № 9 «Жадность всякому горю начало».

    1.Литература

    А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,

    стр. 96-100 читать

    2.Англ. язык

    Учебник урок 16 с. 34-35, РТ урок 16 с. 19

    Видео (6 мин.)

    3.Русский язык

    Тема: «Как переносить слова с одной строки на другую?» учебник стр.73, упр. 112, 113 -письменно

    4.Окружающий мир платформа Учи.ру

    Видео (15 мин.)

    учебник стр.44-47, читать

    1.Литер. чтение

    Выполнить задание в Р.т. с. 36, 37 видео ( 4 минут 35 с)

    2.Математика

    с. 44, 45 № 1, 4, 5 видеоурок

    3.Русский язык

    в Проверочной тетради с. 26, 27

    4.Окружающий мир

    с.64,67 видеоурок (видео 2 минут 42 с)

    1.Русский язык

    Стр. 71 упр. 107 прочитать и запомнить, стр. 73 упр. 112 и113

    2.Физкультура Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну, основная стойка, размыкание в шеренге и колонне на месте, построение в круг колонной и шеренгой, повороты на месте «Налево!», «Направо!» размыкание и смыкание приставными шагами, выполнение команд «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», «На месте стой!». Передвижения по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре. Подвижная игра «Мышеловка».

    Д/з Комплекс гимнастики на формирование правильной осанки.  (памятка)   

    3.Математика

    видео 10 минут стр. 43 № 5, 6

    4.Литературное чтение

    Стр. 88 «Вот север, тучи нагоняя» и стр. 89 стихотворение «Зима! Крестьянин, торжествуя…» выучить любое из двух стихотворений

    1.РРЯ

    Найти 2-3 пословицы о труде

    2.Русский язык Из учебника «Литер. чтение» стр. 78 – списать 1 абзац текста М. Пришвина «Осеннее утро»

    3.Математика Учебник стр. 44 №1 (устно), №2 (устно), привило, стр. 45 №3 (устно), №5

    4.ИЗО Тема урока «Украшение и реальность» Задание: просмотреть материал к уроку по ссылке.(видео 17 минут 31 c) Внимательно изучить этапы рисования узора паутинки, дополнить украшением (паучок, листик). Работу можно выполнить цветными мелками, красками, цветными карандашами. Альбом располагаем горизонтально. Работы подписать, сохранить, когда выйдем с дистанционного обучения- принести

    5.Окруж. мир

    РЭШ Урок 8 «Невидимые нити» видео (4 минут 29с)

    Д/З стр. 64-67 – читать и отвечать на вопросы

    3 А 3 Б 3 В 3 Г  
     1.Математика

    Учебник стр. 48, задание сверху (устно), №1, №2, №3, №4.

    2.Русский язык

    Учебник стр. 94, упр. 177.

    3.Физкультура

    Общеразвивающие

    упражнения с

    гимнастическими палками. Сообщение «Художественная гимнастика» (1страница)

    4.Литературное чтение

    Учебник стр.87-93 (до абзаца), читать выразительно. Стр. 102. в.4

    1.Англ. язык

    Учебник с. 34 упражнения 1,2,3, РТ с. 24 упражнения 1,2 аудиоприложение к учебнику – 1 мин.

     2.Русский язык Онлайн урок в ZOOM в 10:00 (40 минут) 3.Физкультура

    ОРУ с гимнастическими палками. Передвижения и повороты на гимнастической стенке Д/з Сообщение «Художественная гимнастика» 1 стр.

    4.Литер. чтение

    Стр. 68-69 – выраз. чтение

    5.Окруж. мир

    Стр. 68-71, отв. на вопросы + РТ

     1.Русский язык

    Урок в zoom (20 минут) стр. 86 упр. 157, стр. 87 упр.160, 162, 163

    2.Математика

    стр. 46 №2, №3, №4, № 5; Карточки на Учи.ру

    3. Физкультура

    ОРУ с гимнастическими палками. Передвижения и повороты на гимнастической стенке Д/з Сообщение «Художественная гимнастика» 1 стр.

    4.Окружающий мир

    Передвижения и повороты на гимнастической стенке Д/з Сообщение «Художественная гимнастика» 1 стр.

    Видео урок (13 минут), рабочая тетрадь стр. 29-32

    5.Литер. чтение страница 90-91 выразительное чтение стихотворения А.С Пушкина «Зимний вечер», письменно страница 91 вопросы №1, 3

    1.Рус. язык

    Урок в zoom (20 минут) + упр.174, 176.

    2. Физкультура

    ОРУ с гимнастическими палками. Передвижения и повороты на гимнастической стенке Д/з Сообщение «Художественная гимнастика» 1 стр.

    3.Окруж. мир

    Уч. стр. 77-79 читать, отв. на вопросы, Р/Т стр. 42-44

    Видеоролик -6 мин.

    4.Литер. чтениие

    стр. 70-75 чит. + план пересказ, Р/Т из вопроса №10 стр. 102.

    5.Технология

    видеоролик -14 мин.

     
    4 А 4 Б 4 В 4 Г  
     

    1.Русский язык

    Глагол. Спряжение

    глаголов брить, стелить

    2.Математика

    Урок в zoom -30 мин.

    Какой остаток может

    получиться при делении на 2

    3.Английский язык

    Учебник упражнение 6 с.35, с. 34 правило, РТ

    упражнение 3 с. 24

    Видео  (3,5 мин.)

    аудиоприложение к учебнику – 1,5 мин.

     4.ОРКСЭ Презентация-5 мин. Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния.

    1.Русский язык

    Тема: Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже. Урок на Зум.(25 мин)

    2. Математика

    Тема: Единицы массы. Тонна, центнер. Уебник с. 45 В рамке (записать равенства в тетрадь); № 200(устно), 201(устно), 203(устно); №202, 204, 206 (решать по действиям). Д/З с.45 в рамке наизусть, №207.

    3. Лит.чтение

    Тема: М.Ю.Лермонтов «Ашик – Кериб». Учебник с. 61-71 кр.пересказ, рисунок в тетрадь.

    4. Физкультура

    Теория: Ознакомление «Правила предупреждения травм» (Слайд- презентация) ОРУ со скакалкой. Акробатические упражнения: «Мост» из положения лежа на спине. Реферат «Гимнастика как вид спорта» (1-2 стр.)

    5. Окружающий мир Тема: Зона степей.

    видеофильм (2 мин 07сек). Д/З с. 80-86 пересказ или с.86 вопр. 1, 3, 4.

    1. Русский язык

    Урок в zoom -20 мин. Стр. 78

    2. Англ. язык

    Учебник упражнение 6 с.35, с. 34 правило, РТ упражнение 3 с. 24 Видео  (3,5 мин.)

    аудиоприложение к учебнику – 1,5 мин.

    3.Математика

    Стр. 51 №251, 252, стр.52 №256, №253 (по вариантам)

    4.Окруж. мир

    Видеоурок в сообществе VK. Видео -8 мин.

    1.Окруж. мир

    стр. 68 «Леса России»

    проект

    2.Русский язык

    Стр. 91 таблица упр. 159, 160. Д/З стр. 90 упр. 157

    3.Математика

    Стр. 45 № 200, №202,

    №214. Д/З № 206, 207

    4.Англ. язык

    Учебник упражнение 6

    с.35, с. 34 правило, РТ упражнение 3 с. 24 Видео  (3,5 мин.)

    аудиоприложение к

    учебнику – 1,5 мин.

    5. Литер. чтение

    Стр. 78-81 читать отвечать а вопросы

     

  • План 12 месяцев словацкая сказка
  • План второй части сказки о царе салтане 3 класс по частям
  • План волшебной сказки 5 класс по литературе
  • Пламяни или пламени как пишется
  • План вступления итогового сочинения