План составления рассказа по сюжетной картине в подготовительной группе

Мартынова юлия александровна мбдоу детский сад145 г.дзержинск воспитатель конспект нод в подготовительной группе по речевому развитию. тема: работа по сюжетной

МАРТЫНОВА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

МБДОУ ДЕТСКИЙ САД№145

Г.ДЗЕРЖИНСК

ВОСПИТАТЕЛЬ

Конспект НОД в подготовительной группе по речевому развитию.

Тема:  «Работа по сюжетной картине»

СКАЧАТЬ (с фото)

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие. 
Образовательные задачи:

1. Совершенствовать умение детей озаглавить картину, составить план рассказа. Активизировать речь детей.

2. Углубить  знания детей о зимних развлечениях.

3. Совершенствовать грамматический строй речи.

4. Продолжать формировать умение самостоятельно придумывать сюжет для рисунка и выстраивать композицию.

Развивающие задачи:

1. Развивать поисковую деятельность у детей, способность к определению задач на основе поставленной проблемы.

1. Развивать у детей фонематический слух, мелкую моторику рук.

2. Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных

ответов на вопросы.

3. Развивать память, словесно-логическое мышление.

Воспитательные задачи:

1. Формировать навыки сотрудничества на занятии.

2. Создавать положительный эмоциональный фон.

3. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения

Оборудование: картина» зимние забавы»

 Предварительная работа:

С детьми — беседа о зиме, загадывание загадок о зимних месяцах; дидактические игры: «Собери снеговика», «Хорошо – плохо»;  чтение художественной литературы: стихотворение С. Есенина «Зима».

Ход НОД

Воспитатель: Доброе утро, ребята!

Давайте все встанем в кружок.

По дорожке к вам снежной спешила

Любовалась, как жизнь хороша.

Мне казалось, что сегодня даже солнце светило,

И моя улыбалась душа.

И своим хорошим настроением я хочу поделиться с вами.

 Я буду очень рада, если у вас будет такое же хорошее доброе настроение, и вы улыбнетесь мне и друг другу.

Ребята, почтальон принес  в детский сад письмо для воспитанников подготовительной группы  от детей Африки. Без вас я конверт  не открывала, потому что нельзя читать чужие письма. Давайте сейчас его откроем и посмотрим, что  же лежит в этом конверте.

 Воспитатель достает из конверта фотографию африканских детей и обращает внимание, что африканские дети темнокожие. Это потому, что в Африке круглый год лето.

Ребята, ну что, расскажем нашим африканским друзьям, что такое зима? Очень хорошо! Наш рассказ должен быть интересным и понятным, поэтому мы немножечко вспомним, как правильно составлять рассказ.

Только сначала давайте вспомним, какие характерные признаки зимы вы знаете.

Давайте рассмотрим картину о зиме и зимних забавах. У меня есть схема по которой вам будет  составить свой рассказ.

(Ответы  детей.) отвечать нужно полным предложением). Молодцы!

Ребята, а сейчас послушайте внимательно песенку и скажите, о чем поется в этой песенке. Звучит аудиозапись песни «Хорошо, что снежок пошел» (слова З. Петрова, музыка А. Островский).

(Ответы  детей. Обращаю внимание, что нужно отвечать полным предложением). Молодцы! Очень хорошо!

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Какой? Какая?». Я буду вам загадывать загадки, вы их отгадывать и придумывать слова-определения к ответам. Отвечает тот, на кого опускается снежинка.

Зима. (Какая? Красивая, холодная,  белая, снежная, … )  

Снег. (Какой? Пушистый; белый как вата; хрустящий, колючий, мелкий, сухой, мягкий, сверкающий, блестящий, рыхлый …)

Снежинки. (Какие? Ажурные, серебристые, нежные, пушистые, кружевные, легкие, узорчатые, холодные, сверкающие, хрустальные. …)  

Мороз. (Какой? Бодрящий, большой, жгучий, звонкий, злющий, колючий, крепкий, легкий, леденящий, лютый, маленький…)

Снеговик. (Какой? Белый, пухлый, огромный, смешной, симпатичный)

Коньки. (Какие? Новые, стальные, блестящие, острые, быстрые..)

Лыжи. (Какие? Деревянные, пластиковые, длинные, быстрые, скользящие …) А как можно назвать человека, который ездит на лыжах? (Лыжник). Молодцы!

Физминутка. «Снежная баба». 

Мы бабу снежную лепили,                (Изображают в воздухе последовательно три круга.)

Чтоб краше не было ее.                (Проводят пальцами по лицу.)

Лопатами весь снег собрали,        (Имитируют движения лопатой.)

Не позабыли ничего.

Сначала ком большой скатали,        (Изображают руками в воздухе максимально большой круг.)

И плотно этот ком прижали.        (Изображают перед собой руками круг, опускают его.)

Второй поменьше был размером.        (Изображают круг меньше.)

На первый он уселся смело.        (Приседают.)

А третьим – голова была                (Показывают на голову.)

И участи своей ждала.                (Подпирают голову ладонями.)

Лицо украсили морковкой,                (На уровне носа пальцами изображают морковку.)

И угольками вместо глаз.                (Показывают на глаза.)

Прорисовали ротик ловко,                (Трогают рот.)

Смотрели в профиль и анфас.        Поворачивают голову в сторону, прямо.)

На голову ведро надели,                 (Делают движения двумя руками сверху вниз по голове.)

Украсили его пером.                (Поднимают одну руку вверх расставляют пальцы.)

Метлу воткнули для порядка        (Делают движение «подметание».)

Трудились дружно всем двором!         (Скрещивают пальцы рук в замок.)

Ребята, присаживайтесь на стульчики. Посмотрите на картину. О  чем картина         эта картина? У каждой картины есть своё название. Как вы думаете,  как можно назвать  эту картину? У нас с вами есть схема по которой мы будем составлять рассказ.

Теперь очень важно удачно начать рассказ. Какие будут предложения?»
Воспитатель вместе с детьми оценивает наиболее интересные вступления к рассказу.
Затем дети выбирают фразу, завершающую рассказ, и 2–3 ребенка составляют рассказ по картине.

 Кто начнет первым?  Молодцы! Мне понравились ваши рассказы. Я думаю, что ваши друзья из Африки теперь будут знать, что такое зима  и зимние забавы детей.

Ребята, давайте нарисуем рисунки о зиме и отошлем их в Африку детям? 

(Дети  выполняют работу под «Февраль» из цикла «Времена года» П. Чайковского.)

Воспитатель: Какие чудесные картины у нас получилась. Ребята, как вы думаете, поймут ли ребята из Африки, что мы изобразили на ваших картинах?

Настя, что ты хотела рассказать своим рисунком? А ты Анна, что нарисовала? (дети рассказывают про свои работы)

Я думаю, у нас красиво получилось, и ребятам в Африке очень понравится, может они даже к нам захотят приехать в гости зимой.

А теперь угощайтесь на здоровье!

«Здравствуйте ребята! Мы не знаем, что такое зима. Помогите нам понять, какая у вас зима, и какие зимние забавы у вас бывают.  А еще мы с вами хотим подружиться, поэтому прислали вам гостинцы. Ждем ваших рассказов о зиме. До свидания».

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе.

Путешествие в город «Грамотной речи».

Цель: Закрепление и обобщение знания детей по темам, пройденным в учебном году.

Программные задачи: Закрепить и обобщить знания детей по темам: звуки русского языка, деление слова на слоги; антонимы; составление предложений, составление рассказа по серии картинок; Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать внимание, память, мышление, связную речь; Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма , желание помогать тем, кто нуждается в помощи.

Оборудование и материал: Письмо от жителей города «Грамотной речи». Картинки с изображением предметов, сюжетные картинки для составления рассказа, мяч.

Ход занятия:

Организационный момент

Педагог: Ребята, сегодня по дороге на работу мне почтальон передал письмо для нашей группы. Хотите узнать, что в нем?

Педагог:

Чтение письма:

Педагог:

Дорогие ребята, группы: «Капитошка», пишут Вам жители города: «Грамотной речи», злой волшебник заколдовал наш город. Мы знаем, что вы будущие первоклассники и многое знаете и умеете. Помогите расколдовать наш город. И выполнить задания злого волшебника.

Город «Грамотной речи» заколдован. Чтобы его расколдовать, нужно ответить на все вопросы, которые спрятаны в конвертах». За каждый правильный ответ вы получите кусочек пазла. Собрав пазл, разрушите чары злого волшебника.

-Ну что ребята поможем жителям города «Грамотной речи»?

-На чем отправимся путешествовать?

(Ответы детей)

Педагог: Вот мы и прибыли. Добро пожаловать, в город «Грамотной речи».

А что же такое речь?

Дети: Речь – это способность говорить.

Первая остановка — «Удивительные звуки»

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать. Лера

Вот паровозик с вагончиками, но паровозик не простой.

В первом, вагоне звук «л» находится, «в начале» , слова, во втором звук «л» находится в — «середине» слова, в третьем — «в конце». Я раздам Вам картинки, расселите слова по вагончикам и определить место звука «л» в словах: ( линейка, полка, ложка, пенал, лампа, стол, пенал, лупа, белка, лошадь, флаг, лопата, лук, луна, голубь, козел, осел, колобок, лист, лимон, лиса).

Молодцы! Получаете первый кусочек пазла.

Ребята, а какие бывают звуки (гласные и согласные).

Педагог: А какими цветами обозначаются гласные и согласные?

Дети: (гласный обозначается красным цветом, согласные — мягкий согласный – зеленым цвет, твердый согласный – синим)

Садитесь за столы, выполним звуковой анализ слов.

Педагог загадывает загадку:

На коробку я похож,

Ручки ты в меня кладешь,

Меня дошкольник ты узнал

А зовут меня….. (Пенал)

Один ребенок делает разбор слова у доски.

Молодцы. Получите — второй кусочек пазла.

 А вот и вторая остановка «Слоги».

Следующее задание «Собери портфель в школу» (деление слов на слоги).

Сейчас вы получите карточки, на которых изображены предметы Ваша задача, посчитать слоги в названиях предметов и распределить их по портфелям. В портфель с одним карманом вы положите слова, название которых составляет один слог, в портфель с двумя карманами – два слога, а в портфель с тремя карманами предметы, названия которых состоят из трех слогов.

Умнички, получаете третью часть пазла.

Дети, мы говорим: портфель один, а много? (портфелей)

Много (красок, пеналов, тетрадей, дневников, кисточек, линеек, карандашей)

А как назвать одним словом? (школьные принадлежности)

 И с этим заданием вы справились.

Отправляемся дальше

А следующая остановка называется «Загадочные слова».

 Игра «Доскажи словечко» (хоровые ответы)

Михаил играл в футбол

И забил в ворота … (гол).

Заставил плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а … (лук).

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков … (горох).

 Что вы добавляли?

Слово.)

— Как вы думаете, что можно составить из слов?

Предложения). Что такое предложения?

Дети. Это несколько слов, связанных по смыслу, стоящих в определённом порядке.

Игра с мячом.

Педагог: Я буду называть слово и бросать мяч, а вы должны назвать слово, противоположное по значению.

( доброта – злоба, сила – слабость, холод – жара, ум – глупость, тишина – шум, веселье – грусть, день — ночь; твердый – мягкий, чистый – грязный, молодой – старый, сладкий – горький, большой – маленький, высокий – низкий, тихо-громко, медленно-быстро, темно-светло, далеко – близко)

Молодцы! Получаете еще один кусочек пазла.

Педагог приглашает детей сесть на ковер.

Педагог показывает картинки:

В стране грамотной речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:

Матрешка из дерева…деревянная

Сумка из кожи…кожаная

Если ручка сделана из пластмассы, то…пластмассовая

Мальчик с широкими плечами- …широкоплечий

Дом из кирпича…кирпичный

Блюдце из фарфора…фарфоровое (педагог отдает детям часть пазла)

Вы выполнили все задания и можем отправляться дальше!

И последняя остановка к которой мы с вами прибыли называется:

« Интересные рассказы».

(Дети составляют рассказ по сюжетной картине)

Педагог хвалит детей и отдает последнюю часть пазла (Дети собирают пазл).

Итог: Город «Грамотной речи» расколдован. Молодцы ребята!

Ребята, наше путешествие подошло к концу, понравилось вам наше

путешествие? Что вам больше всего запомнилось (ответы детей).

Педагог: Жители города говорят вам «Спасибо» и передали Вам награду (награждение медалями).

А нам пора отправляться домой.

Вот и прибыли мы в детский сад.

Ребята, вы молодцы! Много знаете, ваша речь грамотная. Уже совсем скоро вы попрощаетесь с детским садом и пойдете в школу.

Конспект занятия в детском саду для детей 2-3 лет по ознакомлению с миром природы

Задачи: познакомить с представителями природного мира — собакой и щенятами, их особенностями, образом жизни, повадками; развивать речь, умение слушать; учить исполнять игровые действия; закрепить произношение звуков по подражанию.

Оборудование: картина «Собака со щенятами», игрушечный котенок; картинки с изображениями щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка, сороки, гуся.

* * *

В группе появляется щенок (игрушка) — лает. Воспитатель говорит от его имени.

Воспитатель. Дети, подойдите скорее ко мне. Кто это пришел?

Дети отвечают.

Что ты плачешь, щеночек?

Щенок. Я все бегал и играл, да и маму потерял.

Воспитатель. Дети, как зовут маму у щенка?

Дети отвечают.

Давайте ее поищем! (Выставляет картину «Собака со щенятами».)

У крыльца лохматый пес

Лег, уткнувши в лапы нос.

Тихо, мирно он сопит,

Может, дремлет, может, спит…

А попробуй, сунься вор —

Вмиг залает на весь двор.

Ребята, как вы думаете, о ком я прочитала стихотворение?

Дети отвечают.

Кого вы видите на картине?

Дети. Собаку.

Воспитатель. Юля, покажи, где собака?

Ребенок показывает.

Дима, и ты покажи собаку.

Ребенок показывает.

Алеша, кого показал Дима?

Ребенок. Собаку.

Воспитатель. Щеночек, ты узнал свою маму? А кто рядом на картине с мамой-собачкой?

Дети отвечают.

Да, это тоже ее детки-щенки. Щенки — дети собаки. Посмотрите, дети, на маму собаку. Какая она?

Дети. Большая, красивая.

Воспитатель. Покажите, какая она большая. Собака покрыта шерстью. Какого цвета у нее шерсть?

Дети отвечают.

Что это у собаки?

Дети. Голова.

Воспитатель. А что есть на голове у собаки?

Дети. Глаза, уши, рот, нос.

Воспитатель. Что это? (Показывает на лапы.) Что она ими делает?

Дети отвечают.

Где у собаки хвост, покажите?

Дети показывают.

Какой у нее хвост?

Дети. Лохматый.

Воспитатель. Дети, что собака делает?

Дети. Лежит, смотрит.

Воспитатель. На кого смотрит собака, за кем она наблюдает?

Дети. За щенками.

Воспитатель. Да, дети, собака наблюдает за своими детками — щенками. Саша, покажи щенка.

Ребенок показывает.

Олег, покажи другого.

Ребенок показывает.

Сколько щенят у мамы собаки?

Дети. Много.

Воспитатель. Какие щенята?

Дети. Маленькие, забавные.

Воспитатель. Покажите, какие они маленькие.

Дети показывают.

Правильно, мама собака большая, а щенята — маленькие, но они на нее похожи, так же как и вы похожи на своих мам. А наш щеночек похож на маму?

Дети отвечают.

Как мама собака зовет своих щенят?

Дети отвечают.

Как щенята отвечают маме?

Дети. Гав-гав.

Воспитатель. Что делает этот щенок?

Дети. Стоит и смотрит.

Воспитатель. На кого он смотрит?

Дети отвечают.

Что делает другой щенок?

Дети. Лежит рядом с мамой.

Воспитатель. А что едят собаки? Чем мы можем ее угостить?

Дети. Косточкой, мясом.

Воспитатель. Давайте положим нашему щенку косточку и дадим в мисочке воды.

Правильно, вот и у нашей собачки в лапах лежит косточка, которую она ест.

Где живет собака? Покажите ее дом.

Дети показывают.

Дом у собаки называется конура. Повторите: конура.

Дети повторяют.

Сережа, покажи конуру.

Ребенок показывает.

Правильно, собака со щенятами живут в конуре. За ними ухаживает хозяйка. Она их кормит, поит. Собака помогает хозяйке, она сторожит дом, охраняет его.

Игра «Гав-гав»

Воспитатель сопровождает чтение стихотворения показом картинок с изображениями животных и птиц. Ребенок с помощью него подражает звукам животных.

Воспитатель

«Гав! Гав!» — на дворе.

«Гав! Гав!» — на заре.

На дворе щенок бежал,

А в конюшне конь заржал.

Он сердился: «Ты чего

Спать мешаешь? И-го-го!»

Сороки зарядили:

«Разбудили! Разбудили!»

А козленок: «Ме!» да «Ме!»,

«Подремать не дали мне».

«Гав! Гав!» —

На заре.

«Гав! Гав!» —

На дворе.

И сказал Гусак,

И сказал вот так,

Он сказал: «Вы знаете,

Вы так сильно лаете,

Вы так страшно лаете,

Что просто всем мешаете!»

А щенок все «Гав!» да «Гав!»,

У него веселый нрав!

И веселый этот нрав

Называется «Гав-гав!».

«Гав! Гав!» — на заре.

«Гав! Гав!» — на дворе.

И сказал теленок: «Му!»

Почему сказал он «му»?

«Му» сказал он потому,

Что мешают спать ему.

«Гав! Гав!» —

На заре,

«Гав! Гав!» —

На дворе.

И сказал цыпленок:

«Пи! Ты, щенок, еще поспи!»

Ход непосредственной образовательной деятельности

(Воспитатель показывает игрушку Незнайки и говорит от его имени.)

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой хороший сегодня день.

Воспитатель: Улыбнитесь, как кот на солнце, а теперь как хитрая лиса, а сейчас как будто вам подарили маленького щенка, улыбнитесь от всей души.

Незнайка: У меня есть интересная игра, но я не знаю как в неё играть. Поможете мне?

(Незнайка даёт детям разрезные картинки с домашними животными, в которых не хватает элементов. Дети пытают составить животных, но у них ни чего не получается, во время игры звучит спокойная музыка.)

Незнайка: Ребята, а кто это на картинках? Что за животные?

Дети: Домашние животные.

Воспитатель: Ребята, а мы сможем рассказать об этих животных? Мы можем их описать?

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно, мы не можем их описать, потому что не хватает частей. Незнайка совсем ни чего не знает о домашних животных. Давайте мы ему поможем узнать о них. Поможем?

Дети: Поможем.

Отгадайте загадки:

Машет радостно хвостом,

Когда идёт хозяин в дом.

У неё удел таков —

Дом хранить от чужаков.

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи!

Дети: Собака.

Воспитатель: Где живет собака?

Дети: Дома, в будке.

Воспитатель: Собака, это какое животное домашнее или дикое?

Дети: Собака – это домашнее животное.

Воспитатель: Молодцы! Давайте, обратим внимание на картину, которую нам принёс Незнайка. Мы с вами ее внимательно рассмотрим, а затем составим рассказ

Посмотрите на картину и назовите, что интересного вы видите, только не повторяйте ответ товарища.

Воспитатель задает вопросы на уточнение: Какого щенка ты увидела? А что делают воробышки? Как смотрит собака? И т. п.

Незнайка: Давайте войдем в картину и представим, что мы рядом,. Что вы слышите?

Дети: Сопят, тявкают, рычат, стучат по тарелке.

Незнайка: Погладьте собаку и щенят, что вы чувствуете?

Дети: Мягкие, лохматые, теплые.

Воспитатель: Как еще можно сказать?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Чтобы рассказ получился интересный, нам поможет схема. Давайте вспомним, как схема может нам помочь составить интересный рассказ.

1. Внешний вид животного?

2. Части его тела.

3. Где живет?

4. Чем питается?

5. Чем питается?

Воспитатель: Кто пойдет и расскажет нам о собаке?

Рассказ ребенка.

Воспитатель дает небольшую оценку рассказа.

Воспитатель: Расскажите о щенке.

Рассказ ребенка.

Воспитатель: О ком ты хочешь рассказать?

Рассказ ребенка.

Воспитатель: Ребята, как можно назвать эту картину?

Дети: Собака со щенятами.

Воспитатель: Незнайка, послушай и мой рассказ. Эта картина называется «Собака со щенятами». (описательный рассказ воспитателя по картине).

Незнайка: Очень хорошие рассказы вы составили.

Физкультурная минутка.

Воспитатель:

Во дворе щенок играл,

Прыгал,бегал и считал:

«Раз – прыжок и три кивка,

Два – направо голова,

Три – налево поворот» –

И помчался до ворот,

А потом вздохнул и сел:

Он устал и присмирел.

Незнайка: Спасибо вы мне очень помогли. Давайте попробуем еще раз составить картинки с домашними животными.

Дети: Да.

Воспитатель: Нужно выложить из частей целое и затем рассказать, кто у вас получился. (Воспитатель даёт детям разрезные картинки с домашними животными, в которых уже хватает элементов. Дети подходят к столам и выполняют задание, во время выполнения задания звучит спокойная музыка. Воспитатель задает вопросы.)

Воспитатель: Кто у тебя получился?

— Какое это животное?

— Как называют ее детеныша?

Вот и замечательно, все справились с заданием, помогли Незнайке.

Итог занятия.

Незнайка: Интересные рассказы составили вы по моей картине, помогли собрать животных. Я еще буду приходить к вам в группу.

Воспитатель: Что нового мы узнали? Чем мы занимались?

Конспект НОД в старшей группе.

по теме: «Составление рассказа по сюжетной картине».

Образовательная область: «Речевое развитие».

Цель: Составление описательного рассказа по сюжетной картине.

Обучающие задачи:

  1. закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;

  2. совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными);

  3. упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) Развивающие задачи:

  1. развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

  2. продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.

  3. развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; стимулировать и поощрять творческие проявления детей;

  4. закреплять знания детей о весне и использовать их в составлении рассказов.

Воспитательные задачи:

  1. воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, сочувствовать, помочь;

  2. воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Методы и приемы:

—словесный: беседа, диалог, чтение письма от пингвина, вопросы, составление рассказов.

— метод проблемного обучения: решение проблемной ситуации.

— наглядный: рассматривание мнемотаблиц.

— игровой: дидактические игры («Добавь словечко», «Скажи правильно», «Подбери слова»,

Оборудование: карточки подсказки «Весна» ,электронное письмо, картина «Дети на прогулке» из серии «Весна», мультимедийное оборудование.

Предварительная работа:

• экскурсии и наблюдения в природе;

• наблюдение за погодой на прогулках, активизирующее общение «Признаки весны», ведение природы,

• чтение стихов, рассказов, сказок о весне;

• рассматривание картин о весне, альбомов, иллюстраций по теме «Весна» беседы о весне и её признаках, наблюдения за весенними признаками;

• рисование по теме «Весна»;

• разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах;

• разучивание стихотворения стихотворений о месяцах весны.

• дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне».

Ход проведения:

— Ребята, сегодня к нам пришли гости.

Давайте нашим гостям, и друг другу пожелаем доброго утра.

Доброе утро, — нам шепчут цветы,

Доброе утро, — журчат ручейки,

Доброе утро, — шумят тополя,

Доброе утро, — родная земля.

Доброе утро, — солнцу и птицам,

Доброе утро, — улыбчивым лицам!

— Улыбнемся, друг другу и подарим улыбки нашим гостям.

(1) -Ребята, посмотрите, на нашу электронную почту пришло письмо,

Хотите узнать, что в нём написано? — Давайте прочитаем.

(2)«Дорогие ребята! Пишет вам маленький пингвинёнок. Мы никогда не видели весну и хотели бы узнать, что это такое? Расскажите, пожалуйста? »

Пингвинёнок. (3)

— Ребята, а где живут пингвины? (пингвины живут в Антарктиде)

— Молодцы, правильно!

— А как вы думаете, почему пингвины не видели весну? (потому, что всегда зима, лёд, снег и очень холодно, а весны не бывает).

Проблемная ситуация.

— Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь нашим друзьям?

— Правильно, и в этом нам поможет весенняя картина.(4)

Итак, давайте поговорим о весне.

— Что же такое «весна»? (Это время года).

— После, какого времени года приходит весна?

— Какое время года вы ещё знаете?

-А теперь поиграем со словом весна.

1. Игра « Добавь словечко» (на стульчиках)

• Пришла….

• Мы ждали….

• Мы рады…

• Мы встречали …

• Мы будем гулять….

• Мы поём песни о ….

(у стола)

— А сейчас я предлагаю вам вспомнить все приметы весны

В этом нам помогут карточки, подойдит, пожалуйста к столу и возьмите только те карточки которые подходят к нашему времени года .

1639889 1

Весной солнышко стало ярче пригревать. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки. Из тёплых стран начинают прилетать птицы: ласточки, скворцы и строить гнёзда. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зеленые листочки. Появляется первая весенняя травка и первые весенние цветы. Люди сменили тёплую одежду на лёгкую.

2.Игра. «Подбери слова» (на пенечках)

— Солнце весной какое? +Яркое, высокое, теплое.

— Почки (какие?) — +Зеленые, пахучие, липкие, маленькие.

-Небо весной какое? + (голубое, высокое, чистое)

-Скажите, солнце весной что делает? + Греет, припекает, светит.

-А ручьи? + Бегут, журчат, шумят.

-Что делают птицы весной? + (вьют гнезда, поют, чирикают, свистят)

-Молодцы, вы все назвали верно.

Игра «Скажи на оборот»

1639889 2 (5)

Посмотрите внимательно на картину, какое название вы бы придумали («Весна», «Дети на прогулке», «Весенная прогулка», «Дети пускают кораблики».

Какое время изображено на картине (весна)

Давайте внимательно рассмотрим ее. Что изображено на переднем плане, посередине? (дети пускают кораблик в ручеек). Давайте придумаем детям имена.

Как и во что одеты дети?

Какой ручеек? (широкий или узкий, быстрый или медленный, глубокий или мелкий, звонкий, журчащий)

Из чего сделаны кораблики?

Нравится ли детям их занятие?

Молодцы, все точно подметили.

Как выдумаете когда и с кем дети сделали кораблики?

Куда дети пошли на прогулку?

Что они там увидели, какая была погода, какие изменения произошли в природе?

Как вы думаете, понравилась ли детям прогулка?

Что больше всего понравилось в этой картине?

Физкультурная минутка. (6)

Под весенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой!
Повернись направо к другу.
Протяни ему ты руку!

(6) Ребята теперь еще раз внимательно посмотрите на картину и попробуйте составить рассказ.

План составления рассказа.

В начале, расскажите, когда и с кем дети сделали кораблики и зачем они их сделали.

Потом расскажите о том, как дети собирались на прогулку, во что они оделись.

Далее расскажите, куда они пришли, какой был день, какие изменения произошли в природе.

Расскажите. Что делали дети на прогулке, и понравилась ли им прогулка.

В конце скажите, что вам понравилось в этой картине, любите ли вы весну и почему.

Примерный рассказ.

Валя и Миша сделали в детском саду бумажные кораблики. Они принесли их домой, чтобы взять их на прогулку.

В субботу с бабушкой дети собрались на прогулку. Они надели весенние куртки и штаны, легкие вязаные шапочки, перчатки, резиновые сапоги, потому что на улице было сыро, таял снег. Валя и Миша взяли свои кораблики.

Дети пришли в березовую рощу. Там росли стройные, высокие, белоствольные березы. День был солнечным и теплым. Небо было голубым, чистым, ясным, облачным. Появились проталины. На проталинах показалась молодая, нежная трава и первые весенние цветы. Между берез бежал быстрый, чистый, журчащий ручей. Дети стали пускать свои кораблики в ручей. Они бежали за корабликами и радовались.

-А теперь вы попробуйте рассказать сами. (если у ребенка не полный ответ предлагаю другому дополнить)

-Молодцы, хороший и у вас рассказ получился, помогли узнать нашим друзьям, что такое весна.

— Спасибо, ребятки. Мы запишем ваши рассказы и отошлём пингвинятам. Я предлагаю вечером вам нарисовать рисунки о весне,

Итог занятия: Давайте вспомним, чем мы занимались на занятии, что вам понравилось (если дети затрудняются задаю наводящие вопросы, например: кто вам письмо прислал?) 3-4 предложения.

А сейчас наше занятие закончено, попрощайтесь с нашими гостями, отдыхайте.


 Моделирование в развитии речи детей дошкольного возраста

Моделирование в развитии речи детей дошкольного возраста


 «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К. Д. Ушинский Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно было передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям (Т.В. Егорова 1973г; А.Н. Леонтьев 1981 г.)

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К. Д. Ушинский

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Главное – нужно было передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям

(Т.В. Егорова 1973г; А.Н. Леонтьев 1981 г.)


СУТЬ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А.Запорожца, Ж.Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию

СУТЬ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ

Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А.Запорожца, Ж.Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию


развитие основных психических процессов - памяти, внимания, воображения, образного мышления, речи развитие основных психических процессов - памяти, внимания, воображения, образного мышления, речи перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы формирование навыка самостоятельного моделирования формирование навыка самостоятельного моделирования развитие мелкой моторики при частичном или полном графическом воспроизведении развитие мелкой моторики при частичном или полном графическом воспроизведении развитие у детей познавательного интереса развитие у детей познавательного интереса ЗНАЧЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

  • развитие основных психических процессов — памяти, внимания, воображения, образного мышления, речи
  • развитие основных психических процессов — памяти, внимания, воображения, образного мышления, речи
  • перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы
  • перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы
  • формирование навыка самостоятельного моделирования
  • формирование навыка самостоятельного моделирования
  • развитие мелкой моторики при частичном или полном графическом воспроизведении
  • развитие мелкой моторики при частичном или полном графическом воспроизведении
  • развитие у детей познавательного интереса
  • развитие у детей познавательного интереса

ЗНАЧЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ


В РЕЧИ ДЕТЕЙ СУЩЕСТВУЮТ МНОЖЕСТВО ПРОБЛЕМ: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение) отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами бедность речи (недостаточный словарный запас ) плохая дикция отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов употребление нелитературных слов и выражений

В РЕЧИ ДЕТЕЙ СУЩЕСТВУЮТ МНОЖЕСТВО ПРОБЛЕМ:

односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение)

отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи

бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ

неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами

бедность речи (недостаточный словарный запас )

плохая дикция

отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов

употребление нелитературных слов и выражений


НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭТО: опорные картинки схемы мнемотаблицы карточки-символы

НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭТО:

  • опорные картинки
  • схемы
  • мнемотаблицы
  • карточки-символы


ЭТАПЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ: 3 этап 1 этап 2 этап составление модели педагога совместно с детьми составление модели педагога совместно с детьми самостоятельное составление моделей детьми самостоятельное составление моделей детьми использование готового символа или модели использование готового символа или модели

ЭТАПЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ:

3 этап

1 этап

2 этап

  • составление модели педагога совместно с детьми
  • составление модели педагога совместно с детьми
  • самостоятельное составление моделей детьми
  • самостоятельное составление моделей детьми
  • использование готового символа или модели
  • использование готового символа или модели


ВИДЫ МОДЕЛЕЙ предметные пропорции модели взаимосвязь частей каких-либо объектов: технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма плоскостная модель фигуры модели построек конструктивные особенности передают - структуру и особенности, внешние и внутренние взаимосвязи реально существующих объектов и явлений

ВИДЫ МОДЕЛЕЙ

предметные

пропорции

модели

взаимосвязь частей каких-либо объектов: технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма

плоскостная модель фигуры

модели построек

конструктивные особенности

передают — структуру и особенности, внешние и внутренние взаимосвязи реально существующих объектов и явлений


ВИДЫ МОДЕЛЕЙ предметно-схематические модели модель величины (большой, маленький) модель формы модель численности групп (много, мало)

ВИДЫ МОДЕЛЕЙ

предметно-схематические модели

модель величины (большой, маленький)

модель формы

модель численности групп

(много, мало)


ВИДЫ МОДЕЛЕЙ графические модели графики схемы формулы

ВИДЫ МОДЕЛЕЙ

графические

модели

графики

схемы

формулы


составление описательного рассказа составление и отгадывание загадок беседа, диалог составление рассказа по серии картинок технология моделирования составление рассказа по сюжетной картинке заучивание составление творческого рассказа стихов пересказ текста

составление

описательного

рассказа

составление и отгадывание загадок

беседа, диалог

составление рассказа по серии картинок

технология моделирования

составление рассказа по сюжетной картинке

заучивание

составление творческого рассказа

стихов

пересказ текста


ТРЕБОВАНИЯ К МОДЕЛИ: чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах

ТРЕБОВАНИЯ К МОДЕЛИ:

чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания

быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней

ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены

Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах


ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛЕЙ: геометрические фигуры опорные картинки (предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок) символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы) мнемотаблицы, мнемодорожки сенсорно-графические схемы опорные схемы - карточки карточки — символы

ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛЕЙ:

  • геометрические фигуры
  • опорные картинки (предметные картинки,
  • сюжетные картинки, серии сюжетных картинок)
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы)
  • мнемотаблицы, мнемодорожки
  • сенсорно-графические схемы
  • опорные схемы — карточки
  • карточки — символы


ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ


План составления рассказа по сюжетной картине в подготовительной группе


ПИКТОГРАММА ( рисунчатое письмо) Пиктограмма сказки «Колобок» Пиктограмма сказки «Маша и медведь»

ПИКТОГРАММА ( рисунчатое письмо)

Пиктограмма сказки «Колобок»

Пиктограмма сказки «Маша и медведь»


МНЕМОТАБЛИЦЫ (схематичное изображение основных этапов сказки) к русской народной сказке «Курочка Ряба» сказка «Маша и медведь»

МНЕМОТАБЛИЦЫ

(схематичное изображение основных этапов сказки) к русской народной сказке «Курочка Ряба»

сказка «Маша и медведь»


2 МЛАДШАЯ ГРУППА Следует использовать картинно - схематические планы, которые содержат последовательность высказывания. В схеме отображается детальное содержание текста, с помощью которого ребенок учиться составлять описательные рассказы и пересказывать хорошо знакомые сказки. Дети младшего возраста с помощью схем могут рассказать следующие сказки: «Репка» «Колобок» «Курочка Ряба» Каждый ребенок участвует на занятии, если не рассказывает, то просматривает схему, проговаривает строки, соотнося их с картинками

2 МЛАДШАЯ ГРУППА

Следует использовать картинно — схематические планы, которые содержат последовательность высказывания.

В схеме отображается детальное содержание текста, с помощью которого ребенок учиться составлять описательные рассказы и пересказывать хорошо знакомые сказки.

Дети младшего возраста с помощью схем могут рассказать следующие сказки:

  • «Репка»
  • «Колобок»
  • «Курочка Ряба»

Каждый ребенок участвует на занятии, если не рассказывает, то просматривает схему, проговаривает строки, соотнося их с картинками


«Колобок» «Курочка Ряба»

«Колобок»

«Курочка Ряба»


Чтение стихотворения «Жили у бабуси…»

Чтение стихотворения «Жили у бабуси…»


В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ для дальнейшей работы необходимо: использовать на занятиях упрощенные схемы для описания предметов, описательных рассказов, пересказов сказок: «Заюшкина избушка» «Теремок» «Петушок и бобовое зернышко» Наличие зрительного плана делает рассказы детей четкими, связными и последовательными

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

для дальнейшей работы необходимо: использовать на занятиях упрощенные схемы для описания предметов, описательных рассказов, пересказов сказок:

  • «Заюшкина избушка»
  • «Теремок»
  • «Петушок и бобовое зернышко»

Наличие зрительного плана делает рассказы детей четкими, связными и последовательными


План составления рассказа по сюжетной картине в подготовительной группе


ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА : «ОВОЩИ»

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА : «ОВОЩИ»


ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА : «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА : «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»


СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ С использованием схем можно провести следующие занятия: пересказ сказок «Маша и медведь», «Три медведя», «У страха глаза велики», «Лисичка-сестричка и серый волк» рассказывание сказки «Как утенок заблудился» придумывание сказки «День рождения зайца» составление рассказа из личного опыта «Как Дед Мороз мне подарок принес» составление и разгадывание загадок

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

С использованием схем можно провести следующие занятия:

  • пересказ сказок «Маша и медведь», «Три медведя», «У страха глаза велики», «Лисичка-сестричка и серый волк»
  • рассказывание сказки «Как утенок заблудился»
  • придумывание сказки «День рождения зайца»
  • составление рассказа из личного опыта «Как Дед Мороз мне подарок принес»
  • составление и разгадывание загадок


План составления рассказа по сюжетной картине в подготовительной группе


СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА НА ТЕМУ «НАСЕКОМЫЕ» Солнце( времена года: весна и лето) Луг (насекомые на лугу) Улей (пчелы) Муравейник (муравьи) Бабочка (стадии развития бабочки) Человек (какую пользу приносят насекомые?)

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА

НА ТЕМУ «НАСЕКОМЫЕ»

  • Солнце( времена года: весна и лето)
  • Луг (насекомые на лугу)
  • Улей (пчелы)
  • Муравейник (муравьи)
  • Бабочка (стадии развития бабочки)
  • Человек (какую пользу приносят насекомые?)


ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ»

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ»


ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ОВОЩИ, ФРУКТЫ, ЯГОДЫ, ГРИБЫ»

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ОВОЩИ, ФРУКТЫ, ЯГОДЫ, ГРИБЫ»


План составления рассказа по сюжетной картине в подготовительной группе


План составления рассказа по сюжетной картине в подготовительной группе


ОПОРНЫЕ КАРТИНКИ

ОПОРНЫЕ КАРТИНКИ


СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ

СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ


СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ


СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК

СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК


ВИДЫ СХЕМ

ВИДЫ СХЕМ


План составления рассказа по сюжетной картине в подготовительной группе


СРАВНИТЕЛЬНЫЕ СХЕМЫ

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ СХЕМЫ


СЕНСОРНО-ГРАФИЧЕСКИЕ СХЕМЫ

СЕНСОРНО-ГРАФИЧЕСКИЕ СХЕМЫ


ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА ЦЕПНОЙ СТРУКТУРЫ С ОПОРОЙ НА ВЕРТИКАЛЬНУЮ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННУЮ МОДЕЛЬ (по В.К.Воробьёвой)

ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА ЦЕПНОЙ СТРУКТУРЫ С ОПОРОЙ НА ВЕРТИКАЛЬНУЮ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННУЮ МОДЕЛЬ

(по В.К.Воробьёвой)


ЛУЧЕВАЯ СТРУКТУРА РАССКАЗА

ЛУЧЕВАЯ СТРУКТУРА РАССКАЗА


СИМВОЛИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ Силуэты и контуры

СИМВОЛИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Силуэты и контуры


ВЫВОД: Применение метода наглядного моделирования существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии. Модель дает возможность успешно развивать у детей все познавательные процессы, оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление

ВЫВОД:

Применение метода наглядного моделирования существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии.

Модель дает возможность успешно развивать у детей все познавательные процессы, оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление


Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Применение метода наглядного моделирования связного высказывания повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

Применение метода наглядного моделирования связного высказывания повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов


План составления рассказа по сюжетной картине в подготовительной группе

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • План сочинения яркие краски осени
  • План сочинения мое любимое животное
  • План сочинения отзыва о произведении
  • План урока 5 класс пушкин сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  • План урока сказка репка
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии