План сочинения темное царство в пьесе гроза

Преподаватель аракелян с.ю. традиции домостроя в драме а.н. островского гроза гбпоу армавирский медицинский колледж александр николаевич островский 1823 1886

Преподаватель Аракелян С.Ю.

ТРАДИЦИИ
«ДОМОСТРОЯ»

В
ДРАМЕ А.Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

ГБПОУ
«Армавирский медицинский колледж»

Александр Николаевич Островский (1823 – 1886) —
русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского
национального театра [1]. В комедиях и социально-психологических драмах,
составивших фундамент национального репертуара, он вывел галерею ярких и
узнаваемых российских типов – от корыстолюбивых, своевластных и жестоких
купцов, чиновников и помещиков до многочисленных слуг, приживалок, богомольных
странников и лицемерных карьеристов.

Творчество Александра Островского стало предметом
ожесточённых споров критиков как XIX, так и XX века. В XIX веке о его
произведении «Гроза» с противоположных позиций писали Николай Добролюбов
(статьи «Темное царство» и «Луч света в темном царстве» [2]) и Аполлон
Григорьев. В XX веке – Михаил Лобанов (в книге «Островский», выпущенной в серии
«ЖЗЛ») и Владимир Лакшин.

В пьесе «Гроза» А.Н. Островского мы знакомимся с различными
персонажами и сложившимися между ними отношениями. Нам описывается купеческий быт
с его правилами и традициями. Мы видим порывы у действующих лиц с целью вырваться
из уз устаревших законов. В этой работе мы сравним поведение и ситуации из пьесы
с наставлениями «Домостроя», чье «наличие переделок в списках XVIII  в.
свидетельствует о том, что и в это время его текст воспринимался как актуальный».

Так же и А.С. Орлов считал, что «домостроевские нормы в
половине XIX века еще жили» [3, стр. 303], а Пис считал, что ценности Кабанихи
«пропитаны духом Домостроя» [6, стр. 100].

  Что-то соответствует «Домострою», что-то на пороге перемен
и уже отстраняется от средневековых «заповедей». Осталось проанализировать эти два
произведения и сравнить, насколько и что соответствует в Грозе «Домострою», а что
и кто представляет новое мышление. Ведь, как доказал Д.С. Лихачев,
«средневековый памятник книжной культуры невозможно понять без критического сопоставления
с современными ему текстами» [3, стр. 349]. Будем считать, что «Гроза» в данный
момент и есть тот современный текст. Хоть «Домострой» и был написан примерно в XVI
в., а «Гроза» — в 1859-м году, можно сказать, что драма – «современный Домострою
текст», так как распространялся «средневековый памятник» среди себе равных, и интерес
купцов привлек к себе лишь во второй половине XVII в.

Изучая пьесу «Гроза», традиционно мы произносим это
слово – «Домострой», причем с отрицательным знаком. Катерина, явно симпатичная
автору героиня, противопоставленная всему огромному, давящему, тяжелому и
душному царству, гибелью своей утверждающая стремление к свободе чувств, одна
выступает против «домостроевских порядков», навязываемых ей свекровью. И мы
легко прощаем маленькую ложь – ее первую реплику, с которой она появляется на
сцене: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты». Не лжет она –
просто выдает желаемое за действительное. А вот «домостроевские порядки»,
всячески заклейменные критикой, вызывают у нас раздражение, потому что
ассоциируются с темным царством, не дающим бедной Катерине дышать свободно. Протестуя
против внешней стороны, (вытья, телесного наказания — Тихон ведь побил-таки
Катерину, потому что маменька велела), она разрушает своей изменой и внутреннюю
– ДОМ как основу человеческого бытия вообще. Мы, конечно, жалеем Катерину:
искренне страдает, кается, места себе не находит, но забываем о Тихоне («Так
ему и надо: не умел защитить жену перед матерью – получай теперь страдания на
всю оставшуюся жизнь!»). И продолжаем клеймить «домостроевские порядки». А что
знаем мы о «Домострое» и декларируемых правилах? Может, это знание поможет нам
открыть что-то и в такой жестокой Кабанихе? Ведь защищает она все-таки семью!
Оговоримся: в пьесе ни разу не прозвучало название книги, наверняка, сама
Кабаниха или Дикой когда-нибудь держали ее в руках, но «Домострой» осветил для
нас их действия, во многом, опять-таки благодаря критике.

         «Бытовой
справочник Домострой», как его часто называют, это памятник русской литературы
XVI века. Изначальным происхождением считается Новгород, но до нас дошли обработанные
в Москве версии. Редактором Домостроя являлся Сильвестр, протопоп, служивший при
Иване Грозном. Сильвестр – «выходец из новгородской зажиточной торгово-промышленной
среды». Этот «древнейший памятник» дает советы о том, как вести быт, как должны
складываться отношения между членами семьи, как воспитывать детей и, в общем, вести
праведное житие. Как подметил Д.С. Лихачев: «Перед нами своеобразная
«поваренная книга» русского быта» [4, стр. 13]. Н. Шелгунов убежден,  что Сильвестр
«не сочинил ничего своего, а только собрал плоды народной мудрости и практических
правил и подвел им итог» [5, стр. 497].

         Стоит
отметить, что специфика выбранной нами темы ориентирует нас на сравнение
традиций «Домостроя» Сильвестра и пьесы «Гроза» А.Н. Островского. Недостаточная
разработанность данной проблемы в творчестве А.Н. Островского обусловливает
актуальность нашей статьи.

         В
драме Островского «Гроза» широко поставлены проблемы нравственности. На примере
провинциального города Калинова драматург показал царящие там воистину жестокие
нравы. Островский изобразил жестокость людей, живущих по старинке, по
«Домострою», и новое поколение молодежи, отвергающее эти устои. Персонажи драмы
делятся на две группы. По одну сторону стоят старики, поборники старых
порядков, которые, в сущности, и осуществляют этот «Домострой», по другую –
Катерина и молодое поколение города.

         Внешне
порядок, продиктованный «Домостроем», сохраняется, но времена его прошли. И не
только потому, что, по свидетельству самой Кабанихи, «старина-то и выводится. В
другой дом и взойти-то не хочется. А и взойдёшь-то, так плюнешь да вон скорее».
Дело в том, что «Домострой» потерял своё внутреннее содержание, перестал быть
законом, наполняющим земное существование людей глубоким сакральным смыслом. И
особенно ярко это показывает даже не трагедия Катерины, а то, как, одинаково
потеряв всякую цель в жизни, спиваются люди, стоящие, согласно этому старому
порядку, на разных ступенях социальной лестницы, — и подчинённый Тихон, и
всесильный Дикой.

Сравнительная
характеристика традиций «Домостроя» Сильвестра и пьесы «Гроза» А.Н.
Островского:

«Домострой» Сильвестра

Пьеса «Гроза» А.Н. Островского

1. Вера в Бога.

«Домострой» советует как можно чаще ходить в
церковь, описывает, как должен человек поступать по отношению к Богу,
указывает, что всякий христианин должен верить в Св. Троицу, Пречистую
Богородицу, воскресение мертвых и др.

«Кто не живет благочестиво, того, по верованию
предков наших, постигало Божье наказание, разные несчастия и болезни».

Церковь
и религия с юности заняли большое место в жизни Катерины. Выросшая в
патриархальной купеческой семье, она не могла быть иной. Но ее религиозность
отличается от обрядового фанатизма Диких, Кабаних не только своей
искренностью, но и тем, что все, связанное с религией и церковью, она
воспринимала, прежде всего, эстетически.

Катерина:
«И до смерти я любила в церковь ходить! Точно бывало я в рай войду».

2. Закрытость, замкнутость дома.

Закрытость
дома – необходимое условие жизни семьи для сохранения мира и правильного
порядка.

В
Калинове закрытость дома – необходимое условие для сохранения «семейных
секретов».

3. Глава дома.

Глава
дома – мужчина, муж (государь) занимает господствующее положение, которое
трактуется не как его право, а как обязанность (социальная и духовная). Все
заботы о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов
— обязанность главы семьи, мужчины.

Полновластная
и единственная хозяйка в доме – Кабаниха. Тихон Кабанов – муж Катерины, сын
Кабанихи,- безвольный и полностью подчиненный матери. Он не соответствует
роли мужа в патриархальной (домостроевской) семье: быть государем,
властелином, но также опорой и защитой жены. Слабый человек, он мечется между
требованиями матери и состраданием к жене.

4. Положение жены в семье.

Жена (государыня)
в семейной иерархии занимает место, близкое к главе дома. Все решения,
связанные с «домовным строением», муж и жена принимают совместно.

Катерина
– жена Тихона – также совершенно бесправна. Она не имеет права, как и её муж,
участвовать в хозяйственных и иных делах семьи.

5. Роль женщины в семье.

Женщина,
жена в Домострое – регулятор эмоциональных отношений в семье. Вся
деятельность женщины в доме направлена на обеспечение домашнего мира,
основанного на искренней любви, уважении к каждому члену семьи.

Кабаниха
– это выразитель идей и принципов «Темного царства». Свою главную заботу она
видит в том, чтобы пресекать всякую возможность непокорности. Она «поедом
ест» домашних, чтобы убить в них волю, всякую способность к сопротивлению.
Может она и защищает домостроевские порядки, но она потеряла главную
составляющую, суть этого порядка – любовь к Богу и ближнему.

6. «Отцы и дети». Воспитание.

Детей нужно
воспитывать (в том числе с помощью физического воздействия), дочерей учить
рукоделию, а сынов — каждый своему мастерству.

Проблема
воспитания детей приобретает трагическое звучание, так как выходят из-под
слепого повиновения «Домострою» молодые, которые хотят жить своим умом.

7. Отношения родителей и детей.

Главная
обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности
и забота о них в старости. Послушание основано не на страхе, а на любви.

Тихон –
сын Кабанихи – безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою
мать и подчиняется ей из страха перед ней. О сыновней любви говорить трудно.

8. Отношение к материальному достатку в семье.

По
Домострою, нормой оказывается умеренная достаточность в имущественном и
эмоциональном планах, избыток имущественный ликвидируется через
благотворительность и нищелюбие, которым следует заниматься «по силе».

Безграничная
власть Дикого и Кабанихи основана на их богатстве. Деньги, нажива – это и
цель жизни, и средство материального и морального закабаления ближних.

9. Наказания в семье.

Муж,
государь, неся ответственность перед Богом и людьми за нравственное устроение
каждого члена своей семьи, может и должен наказывать не только детей, но и
жену, если вина её серьёзна, доказана и сама жена признаёт себя виновной.
Наказание провинившихся – тоже необходимое средство сохранения нравственного
здоровья и мира семьи.

Наказание
и виновных, и невинных Кабанихой и Диким – необходимое средство
психологического закабаления ближних.

         Итак,
«Темное царство» Кабанихи и Дикого не является отражением «домостроевских
порядков», а сами они, особенно Кабаниха, нарушают гендерные роли, определённые
«Домостроем». И всё же есть в драме «Гроза» героиня, которая действительно
является истинным представителем «домостроевского мира». Как ни странно, это
Катерина. Если Кабаниха требует выполнения обрядов, то Катерина с детства
усвоила главные требования «Домостроя»:

1.     искреннюю
любовь к Богу, к церкви;

2.     искреннюю
любовь к людям.

         Сравнительный
анализ содержания пьесы «Гроза» и «Домостроя» позволяет сделать выводы:

1.
Некоторые внешние черты «домостроевской» семьи присущи семьям Кабанихи и
Дикого: закрытость дома, строгая иерархия, соблюдение традиций, послушание
главе дома.

2.
Однако, порядки «Темного царства» в городе Калинов не только не являются
«домостроевскими», но и противоречат духу «Домостроя».  Отношения в семье по
«Домострою» должны быть основаны на любви к Богу, любви и уважении друг к
другу. Все правила в нём направлены на сохранение мира и благополучия семьи и
каждого члена семьи: мужа, жены, детей, родителей и даже слуг. Это то главное,
что Кабаниха не взяла из «Домостроя», следуя в обрядах, мелочах его законам.

3.
Именно Катерина, а не Кабаниха, — «представитель Домостроя», так как все
ценности её жизни, в борьбе за которые она погибла, и есть «домостроевские устои».
Именно она хотела быть женой, хозяйкой, дочерью, уважать и любить мужа,
свекровь, получать уважение и любовь от родных, стремилась выполнять гендерную
роль, определённую женщине «Домостроем».

Список
использованных источников:

[1]
Википедия. Островский, Александр Николаевич [электронный ресурс] //
https://ru.wikipedia.org/wiki

[2]
Добролюбов Н.А. Луч света в темном царстве // Добролюбов Н. А. Собрание
сочинений в 9 т. Т. 6. — М.-Л.: «Гослитиздат», 1963.

[3] Колесов В.,
Домострой как памятник средневековой культуры, Санкт-Петербург, 2005.

[4]
Лихачев Д., Литература «государственного устроения» (середина
XVI века)
// Памятники литературы Древней Руси. Середина
XVI века,
Москва, 1985.

[5]
Шелгунов Н., Очерки русской жизни, СПб., 1885.

[6] Peace R., A.N.
Ostrovsky ́s The Thunderstorm: the dramatization of conceptual ambivalence,
…, …, «are imbued with the spirit of Domostroi».

Итоговое сочинение на тему: Почему важно самому выбрать жизненный путь?

План сочинения темное царство в пьесе гроза

План сочинения темное царство в пьесе гроза  Скачать все готовые примеры и темы итогового сочинения 2021-2022 года

План сочинения темное царство в пьесе гроза  Скачать структура и клише для итогового сочинения 2021 — 2022

План сочинения темное царство в пьесе гроза  Скачать список литературы для итогового сочинения 2021 — 2022

План сочинения темное царство в пьесе гроза  Скачать аргументы по направлениям итогового сочинения 2021 — 2022

План сочинения темное царство в пьесе гроза  Скачать план написания и шаблон для итогового сочинения 2021 — 2022

План сочинения темное царство в пьесе гроза  Скачать график и расписание итогового сочинения 2021 — 2022

Вот и настал новый учебный год! В декабре месяце ученики 11-х классов начнут сдавать экзамены по итоговому сочинению в формате ЕГЭ. А вы кы когда нибудь пробывали написать сочинение своими словами? Попробуйте хотя бы раз написать сами и вам это понравится! Если на зимнем декабрьском итоговом сочинении вы выбрали это направление, рекомендуем вам изучить подробные материалы по данной теме. Данное итоговое декабрьское сочинение — рассуждение по литературе и русскому языку поможет ученику 11 класса, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2022 года в школе. По итогам итогового сочинения, школьники получают допуск к ЕГЭ-22. Здесь размещены уникальные примеры новых сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения по направлению №1: Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная). При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных авторов и поэтов.

Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, прочитать и бесплатно скачать новые примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык на тему: Почему важно самому выбрать жизненный путь? . Здесь можно легко понять как правильно писать зимнее декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по итоговому сочинению ИС пройдет зимой в декабре 2021 года.

Официальный сайт. 2021 — 2022 учебный год. ВПР. ФИПИ ШКОЛЕ. ФГОС. ОРКСЭ. МЦКО. ФИОКО. ОГЭ. ЕГЭ. ГИА. Школа России. Школа 21 век. Перспектива. Школа 2100. Планета знаний. Экзамен. Россия. Беларусь. Казахстан. РБ.

Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения по теме: Почему важно самому выбрать жизненный путь?

Каждый человек в праве выбирать свой жизненный путь самостоятельно. Другие люди могут что-то советовать и предлагать. Однако человек решает сам, какой путь ему выбрать. Потому что именно ему идти по этому пути. Человек всегда будет находиться перед выбором: ему предстоит выбрать профессию, вторую половинку, средства для достижения всех своих целей. Конечно, каждый должен руководствоваться собственными взглядами и убеждениями, а не советами родителей, учителей и друзей. Жизнь одна, и ее нужно прожить так, как хочется себе самому, независимо ни от кого другого. Поэтому так важно выбирать свой жизненный путь, прислушиваясь к собственному «я». Ведь только так человек сможет стать счастливым. Несмотря на все неудачи и трудности, человек, самостоятельно выбравший путь, будет рад и им.

Выбор жизненного пути – частая проблема, отраженная в произведениях русских и зарубежных писателей. Кто-то выбирает правильный путь, кто-то совершает ошибки. Однако все это происходит по собственной инициативе.

Главный герой романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» самостоятельно выбирает свой путь. Родители не особо оказывали влияние на Евгения Базарова. Он с детства сам выбирает профессию врача, которой посвящает всю свою жизнь. Герой искренне уважает свое дело и пытается реализовать себя для блага всего общества. За это Базарова можно и нужно похвалить. Однако герой совершает и множество ошибок, причиной которых служит его нигилизм. Взгляды и убеждения Базарова сыграли с ним в злую шутку: теория противоречила реальной жизни. Нигилизм Базарова оказывается развенчен, реальность побеждает теорию. Но несмотря на все ошибки Базарова, он идет по жизни своим путем, он выбирает свою судьбу в соответствии со своими убеждениями. Герой не вправе обвинять или хвалить кого-то, кроме себя самого. Он являлся творцом своей жизни.

Свой жизненный путь выбирает и герой рассказа Антона Павловича Чехова «Человек в футляре». Беликов всю свою жизнь живет по принципу «как бы чего не вышло», его существование можно назвать сплошным недоразумением. Беликов живет будто в футляре, полностью скрывшись от других людей и от проявления настоящей жизни. У героя есть шанс поменять свой образ жизни, однако Беликов не готов к такому. Он выбирает привычную для него жизнь, полную страхов и сомнений. Однако читатель не может критиковать главного героя рассказа, потому что каждый вправе делать то, что ему приносит счастье.

Таким образом, каждый человек должен выбрать свою дальнейшую судьбу сам. Потому что жизнь человека не зависит от кого-то другого, она зависит только от самого себя.

Выбор своего собственного жизненного пути – извечный вопрос, встающий перед каждым человеком с самого его рождения. А выбрать свой жизненный путь правильно — задача явно не из простых. Но самое главное, что стоит понять каждому – это то, что какой бы дорогой он ни пошел, это его дорога и он сам выбирает куда по ней повернуть. Только опираясь на свои собственные мысли, желания и потребности, человек сможет быть счастливым. В поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтова мы отчетливо видим, как главный герой совершает свой выбор. Юный мальчик, плененный на своей родной земле русским генералом, занемог в дороге и был оставлен в монастыре. Но однажды он исчез, а обнаружили его через несколько дней в степи без чувств. Перед смертью он произносит исповедь и рассказывает, что

Но побег, который стал его выбором все же приносит ему недолгое, но счастье. В пьесе А. Н. Островского «Гроза» мы видим «темное царство», где деспотично правят купцы Дикой и Кабаниха, они безжалостны не только к своей прислуге, но и к своим родным. Вспоминая о жизни в девушках, героиня Катерина рассказывает, какая чудесная была жизнь в материнском доме: она делала, что хотела, жила в своем духовном мире и была абсолютно счастлива; а о городе Калинове, в который она переехала после замужества говорит: «А здесь все как будто из-под неволи». И правда, в «темном царстве» герои пьесы не способны жить полной жизнью и выбирать свой путь, они вынуждены либо терпеть издевательства со стороны Дикого и Кабанихи и приспосабливаться, как это делает Тихон, либо сбегать в попытках взять свою судьбу под собственный контроль, как поступает дочь Кабанихи Варвара. Счастье в месте, где все делается из-под неволи, испытать невозможно.

Таким образом мы понимаем, что важно самому быть хозяином своей судьбы. Даже если собственный выбор не всегда окажется правильным, он все равно будет лучше, чем тот, который будет навязан кем-то другим. Только сам человек знает, что ему нужно для счастья, и только своими руками сможет все изменить, ведь он сам творец своей судьбы.

Жизненный путь каждого человека — это извилистая длинная дорога, состоящая из неудач, ошибок, проб, счастливых и горестных событий, которые в последствии пополняют жизненный опыт. Часто мы сбиваемся с правильного пути под влиянием окружающего мира, общества, цивилизации, и только наши собственные ориентиры помогают нам справиться в трудную минуту. Человек шагает по дороге жизни, опираясь на своё мировоззрение и нравственные ценности. Именно они направляют нас и именно от них зависит наше будущее. Приобретая свой собственный опыт, каждый формирует личность и закрепляется в роли единицы общества. Не зря человек назван существом социальным; людские судьбы беспрерывно пересекаются — мы влияем на окружающих и, соответственно, они на нас. Именно поэтому жизненный путь не прямая линия, ведущая к определённому исходу, а всегда меняющаяся от внешних воздействий извилистая тропа.
Для обоснования своей точки зрения хочу обратиться к читательскому опыту и привести в пример судьбу персонажа романа — эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» Пьера Безухова. На протяжении всего произведения мы наблюдаем за развитием героя как личности. Вернувшись с заграницы, Пьер окунается с головой в жизнь русского дворянского общества. Перед ним обличаются многие человеческие пороки: алчность, жадность, лицемерие, непостоянность. Пока другие родственники умирающего графа Безухова думали о получении наследства, герой осознавал важность семейных уз. После неожиданного получения наследства, к которому Пьер был не готов, новый граф Безухов начал искать себя. До этого незаконнорожденный сын жил будто не своей жизнью — кутил, посещал балы, общался с невеждами, праздными людьми. Герой по наставлению близкого друга Андрея Болконского начал прислушиваться к собственным желаниям, исполнять собственные идеи. Так, Безухов разорвал связь с нелюбимой Элен Курагиной, попробовал себя в масонстве и побывал на поле боя. В течение жизненного пути Пьер задавался вопросами, ошибался, пересиливал себя и — главное — искал своё счастье. В конце романа герой находит пристанище и становится мужем давно любимой Натальи Ростовой.
Противопоставить жизненному пути Пьера Безухова можно дорогу Евгения Базарова из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». В начале повествования герой чётко обозначал себя, как приверженца нигилизма, знал свои цели и думал, что никогда не изменит своим взглядам. Евгений холодно относился к людям и не дорожил даже дружескими отношениями с Аркадием Кирсановым. В гостях у Кирсановых Базаров твёрдо позиционировал себя, как человека без принципов, отрицающего и науку, и искусство, и обычные человеческие чувства. Но на судьбу героя было оказано влияние из вне — умная женщина смогла за короткий срок пробудить в холодном Базарове необычные для него ощущения любви и привязанности. Анна изменила Евгения и доказала, что жизненный путь всё же непостоянен и неоднороден.
Делая вывод из вышесказанного хочу отметить, что каждый жизненный путь особенен и уникален. Каждый человек приобретает свой собственный бесценный опыт. На пути всегда могут возникать трудности, преодолевая которые личность показывает свою силу и уверенность в ней. Всё, что не убивает — делает сильнее.

План сочинения темное царство в пьесе гроза Читать сочинение далее…

.

Детство
и часть юности Островского прошли в центре Замоскворечья. Благодаря
большой библиотеке отца он рано познакомился с русской литературой и
почувствовал наклонность к писательству, но отец хотел сделать из него
юриста. В 1835 году Островский поступил в 1-ю Московскую гимназию, по окончании которой в 1840
году стал студентом юридического факультета Московского
университета, но окончить курс ему не удалось, так как он поругался с
одним из преподавателей. По желанию отца Островский поступил на службу писцом в суд.
К 1846
году Островским уже было написано много сцен из купеческого быта и
задумана комедия «Несостоятельный должник» (по другим сведениям пьеса
называлась «Картина семейного счастья»; впоследствии — «Свои люди — сочтёмся!»).
Литературную
известность Островскому принесла комедия «Свои люди — сочтёмся!»
(первоначальное название — «Банкрот»), опубликованная в 1850 году. Пьеса вызвала одобрительные отклики Н.В.Гоголя,
И.А.Гончарова. Влиятельное московское купечество, обиженное за своё
сословие, пожаловалось «начальству»; в результате комедия была запрещена
к постановке, а автор уволен со службы и отдан под надзор полиции по
личному распоряжению Николая I. Надзор был снят после воцарения Александра II, а пьеса допущена к постановке только в 1861 году..
С 1853
года более 30 лет новые пьесы Островского почти каждый сезон появлялись
в московском Малом и петербургском Александрийском  театрах. С 1856
года Островский становится постоянным сотрудником журнала
«Современник». В том же году состоялась командировка выдающихся
литераторов для изучения и описания различных местностей России в
промышленном и бытовом отношениях. Островский взял на себя изучение
Волги от верховьев до Нижнего Новгорода. В 1860 году  в печати появилась
«Гроза», которой Добролюбов посвятил статью «Луч света в тёмном
царстве».

0025 028 Svoi ljudi sochtemsja

Пьеса Островского «Свои люди —
сочтемся!»
очень интересна современному читателю. В пьесе автор с присущим ему
юмором описывает купеческую среду со своими привычками и стремлениями. Главные
герои произведения одновременно недалеки и самонадеянны, упрямы и недальновидны.

Самсон Силыч Большов, купец,
глава семьи, превыше всего озабочен своими денежными делами. Это грубый,
невежественный человек, настоящий самодур. Он привык всеми командовать и всем
распоряжаться. Самсон Силыч приказывает дочери выйти замуж за Подхалюзина,
совершенно не считаясь с ее желаниями: «Важное дело! Не плясать же мне по ее
дудочке на старости лет. За кого велю, за того и пойдет. Мое детище: хочу с
кашей ем, хочу масло пахтаю…» Большов сам начинал с низов, его в детстве щедро
награждали «тычками» и «подзатыльниками», но вот накопил денег, стал купцом и
уже всех ругает и подгоняет. Конечно, суровая «школа жизни» по-своему воспитала
его: он стал грубым, изворотливым, даже сделался мошенником. На в конце пьесы
он же вызывает и некоторое сочувствие, ведь его жестоко предала собственная
дочь и обманул «свой» человек – Подхалюзин, которому он так доверял!

Его жена, Аграфена Кондратьевна,
представляет собой типичную купеческую жену. Не получившая никакого
образования, она, тем не менее, весьма высокого мнения о себе. Аграфена
Кондратьевна ведет на удивление примитивную жизнь. Она ни о чем не заботится,
не стремится хоть как-то разнообразить повседневную действительность. Она живет
только насущными, бытовыми проблемами.

Подхалюзин является еще большим
мошенником, чем Большов. Он сумел не только провести хозяина, но и завоевать
расположение Липочки, которая вначале не хотела выходить за него замуж. Это как
бы «новый» Большов, еще более циничный и наглый, соответствует нравам нового
времени – времени наживы. Но есть в пьесе еще один персонаж, который неразрывно
связан с предыдущими. Это мальчик Тишка. Он пока что еще служит «на
побегушках», но уже понемногу, по копеечке, начинает собирать свой капитал, и
со временем, очевидно, он станет «новым» Подхалюзиным. 

Особенно интересен в комедии образ
Липочки. Она мечтает о женихе «из благородных» и не хочет выходить замуж за
какого-нибудь «купчишку»; ей подавай жениха «не курносого, беспременно чтобы
был бы брюнет; ну, понятное дело, чтоб и одет был по-журнальному…» Она не
похожа на купчих прежнего времени; ей хочется к деньгам отца добавить
дворянство. Однако хитрый Подхалюзин без особого труда убедил ее, что с
деньгами ее отца и с его изворотливостью они смогут зажить даже лучше
«благородных».

Остальные персонажи дополняют
нарисованную автором картину купеческого быта. Среди персонажей есть и бойкая
сваха устинья Наумовна, и стряпчий Сысой Псоич Рисположенский, и ключница
Фоминишна, и мальчик Тишка, который служил в доме Большовых. Все герои пьесы
одинаково примитивны, в них нет ни малейшего намека на благородство, стремление
к прекрасному и возвышенному. Пределом мечтаний для них является обеспечение
будничных, повседневных нужд.

Все персонажи пьесы, как главные,
так и второстепенные  изображены
сатирически. Островский в начале своего творчества сразу же заявил о себе как
писатель-сатирик, продолжатель традиции Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н.
В. Гоголя. И последующие творения драматурга лишь укрепили и расширили его
славу.

А.Н.Островский «Бесприданница»

В
драме нарисована простая, но глубоко верная картина того бесстыдного и
холодного бессердечия, которое сделалось чуть ли не основной чертой текущего
прогресса во всех общественных «слоях». 

В. П. Буренин

Созданная в 1878 г. драма
«Бесприданница» продолжает развивать основные темы и идеи творчества А. Н.
Островского, в ней изображен мир предпринимателей, их обычаи, законы, нравы. В
дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия человека, живущего по законам
«горячего сердца». Но в «Бесприданнице» все эти темы раскрываются по-иному, в
соответствии с новыми условиями общественной жизни. Другим стал мир купцов —
это уже не то «темное царство», в котором господствовали Дикие и Кабанихи.
Умножаются капиталы, растет «дело», расширяется кругозор предпринимателей,
изменяется манера их поведения, но неизменными остаются законы человеческих
взаимоотношений.

Основная идея «Бесприданницы»
состоит в утверждении того, что в буржуазно-капиталистическом обществе
властвует бессердечный чистоган, превращающий неимущего, зависимого от него
человека в предмет купли и продажи, в вещь, а имущего в одержимого ненасытной
жаждой наживы, обогащения.

Быть сознающей себя личностью и не иметь
возможность проявить ее — таково то трагическое положение, в котором оказывался
в этих условиях человек, лишенный материальной обеспеченности. Здесь
торжествуют «идолы», подобные миллионеру Кнурову, с их цинизмом,
волчьей хваткой, и гибнут, вступая в неравную борьбу, честные и кристально
чистые натуры, подобные Ларисе Огудаловой.

%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA2

Действие происходит в 70-е годы ХIХ века в большом городе Бряхимове, на Волге. Пейзаж подчеркивает красоту и поэтичность характера Ларисы, и с другой стороны, оттеняет нравы жителей Бряхимова. За внешним спокойствием мещанской жизни горожан таятся сильные страсти.

%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA1

%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA3 

·        

Что
узнаем о нравственном облике и жизненных принципах Х. И. Огудаловой?

·        

Как
относится она к Вожеватову, Кнурову, Паратову и Карандышеву? Как меняется ее
речь при разговоре с разными людьми? Прочтите и прокомментируйте небольшие
отрывки из разговоров Огудаловой с Кнуровым и Паратовым.

·        

Что
же за человек Паратов?  Проанализируем
монолог о Ларисе, когда Паратов узнает о ее замужестве.

·        

Нужна
ли Лариса Паратову? Почему она решается ехать с ним?

·        

Каковы
нравственные принципы Паратова? Как они раскрываются во взаимоотношениях с
Ларисой?

·        

Какова
взаимосвязь между продажей «Ласточки» и судьбой Ларисы? Какова жизненная
философия Паратова?

·        

Чем
отличаются Кнуров и Вожеватов от купцов, изображенных в драме «Гроза»?

·        

Как
характеризует Кнурова отношение к Ларисе? В чем истинная подоплека его
отношения?

·        

Каково
отношение Вожеватова к Ларисе? Когда особенно ярко проявляется бездушное
отношение Вожеватова к Ларисе? Как это его характеризует как купца? В чем
основа жизни купцов того времени?

%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA4 

·        

Каков
Карандышев? Что руководит его поступками? Правоту каких оскорбительных, как
пощечина, слов Карандышева о своей роли в этом обществе Лариса должна признать?

·        

Как
складываются взаимоотношения Карандышева и Ларисы?

·        

В
чем сложность образа Карандышева? Какие чувства он у вас вызывает?

·        

Какой
мы видим главную героиню? Что заставляет Ларису выбрать этот путь? Каков же
финал пути к Паратову?

·        

Прочитайте
монолог Ларисы о смерти. В чем трагедия героини?

·        

Какой
образ созвучен образу Ларисы? Как он проявляется в ее желаниях?

·        

Кем
является Лариса для окружающих ее людей? Как она сама к ним относится?

·        

Почему
в самый напряженный момент когда решается вопрос, поедет ли Лариса за Волгу,
она поет романс «Не искушай меня без нужды»?

·        

Почему
выстрел Карандышева Лариса принимает как милость, как благодеяние? 

История создания и замысел пьесы “Гроза” очень интересны. В течение некоторого времени существовало предположение, что в основу этого произведения легли реальные события, произошедшие в русском городе Костроме в 1859 году.

“Ранним утром 10 ноября 1859 года костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда.

Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: обнаружилась тяжелая жизнь погибшей, ее тайная любовь к местному почтовому служащему, скрытая ревность мужа, недовольство ворчливой деспотической свекрови задержки части приданого.

В городе ходили упорные слухи о том, что староверка старуха Клыкова “не сошлась с православной молодой Александрой в обиходе домашней жизни, что она ее сильно притесняла, что молодой Клыков был человек хотя и добрый, тихий, но бесхарактерный, что он не заступался за молодую жену”.

Вскоре после этой злополучной истории, в Костроме отдельным изданием вышла пьеса А.Н. Островского “Гроза” (1860 год). Естественно, что костромичи нашли это произведение точным отражением драмы, произошедшей годом ранее. В 1892 году Н.И. Коробицын в своем исследовании “Опыт комментария к драме “Гроза” писал: “Сходство содержания уголовного дела и “Грозы”, обнаруживающееся в действующих лицах, даже в совпадении числа членов семьи, в обстановке, характере, положениях и разговорах их (разговоры в некоторых местах сходны до буквальности), невольно наводит комментатора на мысль, что основою “Грозы” послужило …“клыковское дело”.

В действительности Островский, когда создавал “Грозу”, не знал и не мог знать о “клыковском деле”. Пьеса “Гроза” была начата не позже июля, а окончена 9 октября 1859 года, т.е. ровно за месяц до происшествия в семье Клыковых.

Смысл заглавия.

Слово «Гроза» неоднократно
упоминается в тексте пьесы и в прямом и переносном значении. А именно: в первом
действии раздаются удары грома, в связи с этим происходит разговор между
Катериной и Варварой, характеризующий и ту и другую. В четвертом действии разыгравшаяся
гроза является одним из основных толчков, заставивших Катерину покаяться. В
этом же действии в разговоре Кулигина и Дикого появляются две противоположных
точки зрения на грозу, выражающих два различных мировоззрения. Если Кулигин на
вопрос Дикого: «Да гроза-то что такое, по-твоему?»… отвечает:
«электричество», то Дикой дает совершенно иное объяснение: «Какое еще там
елестричество!.. Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали…»



В явлении этого действия Кулигин, обращаясь к испугавшимся грозы
калиновцам, говорит: «Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все
гроза! Северное сияние загорится, любоваться бы надо да дивиться премудрости:
«с полночных стран встает заря!» А вы ужасаетесь, да придумываете, к войне это
или к мору…» и т.д.



Так,
внося различные смысловые оттенки в понятие грозы, автор сосредотачивает на ней
внимание зрителя, как бы заставляя его задуматься над тем, почему драма названа
«Гроза». Всей логикой развития действия пьесы и поражением Кабанихи и
самоубийством Катерины, потрясшим «законность» темного царства, Островский
подводит зрителя к выводу о неизбежности и близости сокрушительной грозы над
миром Диких и Кабаних.

Что отличает Катерину от других обывателей города? (ЕГЭ по литературе)

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» была написана в 1859 году. «Гроза» является значительным и мощным произведением русской литературы второй половины девятнадцатого столетия.

А. Н. Островский максимально полно отразил общественно-политическую жизнь того времени. Наиболее важными проблемами, поднятыми автором, являются проблема домашней тирании, господство денег над жизнью и значением человека, проблема любви и брака, проблема отцов и детей. В пьесе выделены несколько сюжетных линий и конфликтов. Основными конфликтами являются конфликт отдельной личности и окружающего общества, конфликт старого и нового. Островский в своей пьесе разделил общество города Калинова на две категории: представители «темного царства» и противоположный им некий «луч света в темном царстве», которым являлась главная героиня пьесы — Катерина Кабанова.

Нужно уникальное сочинение?

Напишем в течение 3 часов.

Наши эксперты проверят Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру — учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Эти две категории были совершенно различны по нравственным установкам, жизненным ценностям и по отношению ко всему окружающему. Так что же характерно для представителей темного царства? И что всё-таки отличает Катерину от других обывателей города Калинова?

Во-первых, представителей «темного царства» можно подразделить на жертв и угнетателей(доминантов). К жертвам «тёмного царства» относятся Кулигин, Варвара Кабанова, Тихон Кабанов, Борис и Кудряш. Угнетателями в этом «темном царстве» являются Марфа Кабанова (Кабаниха) и Дикой, именно они жестоко доминируют, властвуют и оказывают влияние на других жителей Калинова. Некоторые из жертв пытаются противостоять самодурам, например, Кудряш. Кто-то, как Кулигин, не противостоит «темному царству», терпя грубость и насмешки, а кто-то, как Варвара, живёт двойной жизнью, поддакивая угнетателям и делая то, что ей вздумается. В пьесе представляются два уклада жизни: старый и новый. Кабаниха является представителем старого уклада жизни, а Катерина нового. Именно между ними возникает наиболее яркое противостояние, вспыхивает конфликт. Кабаниха и Катерина имеют различные нравственные установки и принципы. Кабаниха боится изменений, всего нового, так как это может разрушить все её моральные установки, по которым она жила всю жизнь. По её мнению, в семье должен быть строгий порядок, и муж обязан держать жену в страхе, властвуя над ней. А по мнению Катерины, семья должна основываться на любви, взаимном уважении и воле. Их воззрения расходились во многом, но они обе обладали сильным характером. На протяжении всей пьесы две эти героини противопоставляются. Весь город Калинов окружен ложью, грубостью и деспотией. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — так высказался Кулигин, единственный просвещённый в городе человек. Катерина противилась принципам и установкам калиновского общества, она не желала с ними мириться.

Во-вторых, «лучом света в тёмном царстве» является Катерина. Она противопоставлена всему «тёмному царству». Островский, изобразив в своей пьесе образ Катерины, показал всю трагедию души русской женщины. Благодаря описанию детства Катерины читатель может заметить, как различна её прошлая жизнь с матерью и настоящая жизнь в семье Кабановых. Катя воспитывалась в очень доброжелательной, ласковой и свободной атмосфере, именно поэтому для неё непривычны и неприятны обычаи, как и семьи Кабановых, так и всего города Калинова. «Да здесь всё как будто из-под неволи!» — восклицала девушка. В религии Катерина видела высшую правду. В отличие от Варвары, она не могла жить со грехом, постоянно скрываясь и таясь, поэтому она и призналась в своей измене мужу. Никто из окружения не мог понять и поддержать Катерину. На протяжении всего произведения мы видим её стремлении к свободе, любви и счастью. Катерина никого не винит, она не желает мириться с законами и принципами, которые навязывает ей общество города Калинова. Девушка понимает, что с чистой душой в темном царстве жить нельзя, выступив против «темного царства», по моему мнению, она одержала победу. Катерина была доброй, честной, мужественной и независимой девушкой, способной к большой искренней любви. Этим-то она и отличалась от всех обывателей города Калинова.

Итак, в своей пьесе Островский изобразил сильную личность, способную подняться над всеми установленными принципами и обычаями общества. Такой личностью является Катерина, автор наделил её свободолюбием, крепкой волей и силой духа. Характер, нравственные установки и принципы девушки противоречат «тёмному царству». Я считаю, что смерть Катерины — это не слабость, это нравственная победа над «тёмным царством», которое подавляло свободу, волю и разум всех обывателей города Калинова.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду

Чем катерина отличается от других жителей города. Что отличает Катерину от обывателей города Калинова? (по пьесе Островского «Гроза»). Образ Катерины в «Грозе»

Островский — Колумб купеческой жизни

Характеристика драмы «Гроза» давалась в прессе начала XIX века. Островского называли «Колумбом патриархального купечества». Его детство и юность прошли в населенном торговцами районе Москвы, а будучи судебным служащим, он не однажды сталкивался с «темной стороной» быта различных «Диких» и «Кабаних». То, что раньше было скрыто от общества за высокими заборами особняков, стало явным. Пьеса вызвала существенный резонанс в обществе. Современники признали, что драматический шедевр поднимает большой пласт проблематики русского общества.

Калинов как царство несчастных людей

Образ «затерянного» города в драме Островского «Гроза» действительно был подобен сказочному «темному царству». В нем жило очень мало по-настоящему счастливых людей. Если простые люди беспросветно работали, оставляя на сон всего часа три в сутки, то работодатели пытались закабалить их еще в большей степени, чтобы еще более обогатиться на труде несчастных.

Зажиточные же горожане — купцы — отгородились от сограждан высоченными заборами и воротами. Однако, по словам того же купца Дикого, нет за этими запорами счастья, ибо отгородились «не от воров», а чтобы не было видно, как «богатые… поедом едят домашних». А еще они за этими заборами «грабят родственников, племянников…». Избивают домашних так, что те «пикнуть не смеют».

Сходства и различия героинь

Конечно, Катерина и Кабаниха – абсолютно разные персонажи. У них различное отношение к миру, к жизни, к любви и даже к Богу. Если Катерина свято верит и искренне соблюдает все законы христианства, то Кабаниха даже в церковь ходит лишь для того, чтобы показать себя набожным человеком, коим не является на самом деле.

Но есть в Катерине и Кабанихе и схожие черты. Обе они являются сильными личностями. Ни одна из них не готова мириться с собственным унижением, не терпит оскорблений, прогибаться под обстоятельства. но вот проявление этих чувств и качеств выражается у них по-разному. Катерина честна перед собой и миром. Она воспитана и тактично, никогда не сможет ответить на грубость хамством. Кабаниха же наоборот, готова обхамить и унизить каждого, кто посмеет посягнуть на ее личность. Она не столько умна, сколько хитра. Она готова затравить любого, кто посмеет ей противоречить. Пыталась она затравить и Катерину. Но поступок Катерины – не реакция на травлю. Она сделала свой страшный выбор не потому что ее затравили, а потому, что не готова мириться с такой жизнью.

Катерина являлась настоящим лучом света в темном царстве. Но этого лучика не хватило, чтобы осветить мир тьмы, лжи и жестокости.

Данная статья поможет грамотно написать сочинение «Катерина и Кабаниха – два полюса калининского мира», описать этих двух героинь, указать их сходства и различия, понять, почему Катерина все-таки совершила свой страшный поступок.

Усредненный образ провинциального города

Не только лишь со столицей ассоциировался образ «затерянного» города в драме Островского «Гроза». Автор, работая над материалом для своей пьесы, целенаправленно посещал целый ряд населенных пунктов России, создавая типовые, собирательные образы: Кострому, Тверь, Ярославль, Кинешму, Калязин. Таким образом, городской житель увидел со сцены широкую картину жизни средней полосы России. В Калинове российский горожанин узнавал мир, в котором он жил. Это походило на откровение, которое нужно было увидеть, осознать…

Было бы несправедливым не отметить, что Александр Островский украсил свое произведение одним из самых замечательных женских образов в русской классической литературе. Прототипом для создания образа Катерины для автора послужила актриса Косицкая Любовь Павловна. Ее типаж, манеру говорить, реплики Островский просто вставил в сюжет.

Не оригинален был и выбранный героиней радикальный протест против «темного царства» — суицид. Ведь не было недостатка в историях, когда в купеческой среде человека «живьем съедали» за «высокими заборами» (выражения взяты из рассказа Савела Прокофьича городничему). Сообщения о подобных самоубийствах периодически появлялись в современной Островскому прессе.

Свежий взгляд на российскую действительность

Явным новаторством стал продемонстрированный зрителю образ в драме Островского «Гроза». Драматург, родившийся в купеческом московском районе, досконально знал мир, презентованный им зрителю, населенный мещанами и купцами. Самодурство купцов и нищета мещан достигли совершенно уродливых форм, чему, конечно же, способствовало пресловутое крепостное право.

Реалистичная, словно списанная с жизни, постановка (вначале — в Петербурге) дала возможность закопавшимся в будничных делах людям вдруг со стороны увидеть мир, в котором они живут. Не секрет — беспощадно-уродливый. Беспросветный. Действительно — «темное царство». Увиденное было потрясением для людей.

«Темное царство» в «Грозе» Островского

А) что отличает катерину от обывателей города калинова

Сочинения по литературе: А) что отличает катерину от обывателей города калинова А. Н. Островский, автор многочисленных пьес, поистине считается «певцом купеческого Быта». Именно изображение мира купечества второй половины XIX века, названного Добролюбовым в одной из статей «темным царством», стало главной темой творчества Островского. Драма «Гроза» появилась в печати в 1860 году.

Сюжет ее довольно прост. Главная героиня, Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого человека. Мучимая угрызениями совести, а также не желая лгать, она признается в своем поступке в церкви, всенародно. После этого существование ее становится настолько невыносимым, что она кончает жизнь самоубийством. Такова событийная канва произведения, при помощи которой автор раскрывает перед нами целую галерею типов. Здесь и купцы-самодуры (Савел Прокофьевич Дикой), и почтенные матери семейств (Марфа Игнатьевна Кабанова), и странницы-богомолки, рассказывающие небылицы, пользуясь темнотой и необразованностью народа (Феклуша), и доморощенные изобретатели-прожектеры (Кулигин), и другие. Однако при всем разнообразии типов нетрудно заметить, что все они как бы распадаются на два лагеря, которые условно можно было бы назвать: «темное царство» и «жертвы темного царства».

«Темное царство» составляют люди, в чьих руках сосредоточена власть, те, кто может Оказывать влияние на общественное мнение в городе Калинове. В первую очередь, это Марфа Игнатьевна Кабанова, которую в городе уважают, считают образцом добродетели и хранительницей традиций. Кабанова и впрямь держится традиций, постоянно учит Окружающих, как «делали в старину», касается ли дело сватовства, проводов мужа Или хождения в церковь. Кабанова — непримиримый враг всего нового: в нем ей Видится угроза устоявшемуся ходу вещей, она осуждает молодежь за то, что у нее к старшим нет «должного почтения», не приветствует просвещение, так как, по ее мнению, «ученость лишь развращает умы». Кабанова считает, что человек должен жить в страхе перед Богом, а женщина еще и в страхе перед мужем. Дом Кабановых всегда полон богомолок и странниц, которые здесь получают «милости», А взамен рассказывают то, что от них хотят услышать — сказки о землях, где живут люди с песьими головами, о «сумасшедших» людях в больших городах, выдумывающих всякие Новшества вроде паровоза и тем самым приближающих конец света. «Ханжа, — говорит о Кабановой Кулигин, — нищих оделяет, а домашних заела совсем…

» И действительно, поведение Марфы Игнатьевны на людях во многом отличается от ее поведения дома. Вся семья живет в страхе перед ней. Тихон, совершенно подавленный властной матерью, живет одним только нехитрым желанием — вырваться, пусть и ненадолго, из дома и погулять всласть. Домашняя обстановка настолько гнетет его, что ни мольбы жены, которую он искренне любит, ни дела не могут задержать его дома, если предоставляется хоть малейшая возможность куда-нибудь отлучиться.

Сестра Тихона, Варвара, также испытывает на себе все тяготы семейной обстановки. Однако, в отличие от Тихона, она обладает более твердым характером, и у нее хватает дерзости, пусть тайно, не одчиняться Матери. Главой другого семейства, представленного в драме, является Савел Прокофьевич Дикой. В отличие от Кабанихи, которая пытается прикрыть свое самодурство лицемерными рассуждениями о всеобщем благе, Дикой считает это для себя излишним. Он ведет себя, как ему заблагорассудится, ругает кого попадя — соседей, работников, членов своей семьи; не платит рабочим причитающиеся им деньги («Знаю, что надо заплатить, а все одно не могу…»), причем нисколько не стыдится этого, напротив, не без некоторой гордости заявляет, что каждый из работников по копейке не досчитается, а «у меня из этого тысячи составляются». Дикой является опекуном своих племянников — Бориса и его сестры, крторые по завещанию родителей получат свое наследство от Дикого в том Случае, «если будут с ним почтительны». Все в городе, и даже сам Борис, прекрасно понимают, что наследства они с сестрой не получат, так как ничто не помешает Дикому заявить, будто племянники были с ним непочтительны.

Мало того, Дикой прямо говорит, что не собирается расставаться с деньгами, так как у него «свои собственные дети есть». Самодуры «правят бал» в городе Калинове. Однако в этом вина не только представителей самого «темного царства», но и не в меньшей степени его «жертв». Ни один из тех, кто страдает от хамства и произвола, не отваживается на открытый протест. Тихон стремится всеми силами вырваться из дома; Борис, прекрасно понимая, что никакого наследства не получит, все же не решается на разрыв с дядей и продолжает «плыть по течению». Он не может защитить свою любовь и лишь сетует: «Эх, кабы сила!» — при этом не протестуя, даже когда его «по делу» отправляют в Сибирь. Сестра Тихона, Варвара отваживается на протест, однако ее философия жизни мало чем отличается от философии представителей «темного царства» — делай, что хочешь, «лишь бы все шито да крыто было». Она тайно берет у матери ключ от садовой калитки, ходит на свидания, подбивает пойти с ней Катерину.

В конце концов Варвара бежит из дому вместе с Кудряшом, но точно такие же нравы царят не только в городке Калинове. Так что ее бегство, как и постоянное стремление Тихона забежать в кабак, бессмысленно. Даже Кулигин, человек вполне независимый, пасует перед Диким, предпочитая с ним не Связываться. Мечты Кулигина о лучшей жизни и техническом прогрессе утопичны. Его Фантазии хватает лишь на то, чтобы попытаться для общего блага установить громоотвод или сделать солнечные часы на площади.

Он с увлечением мечтает., что бы он сделал, если бы имел миллион, однако ничего не предпринимает, чтобы этот миллион заработать, а обращается за деньгами к Дикому. Представители же «темного царства» не только умеют блюсти свои интересы, но и очень хорошо могут постоять за себя. Едва пьяный Дикой пытается выругать и Кабаниху, как та его мигом «ставит на место», и только что бушевавший сосед сразу же переходит на Дружелюбный тон. Таким образом, Катерина, полюбившая так, как могут любить только очень сильные и страстные натуры, оказывается в полном одиночестве. Никто не в силах ее защитить — ни муж, ни любимый человек, ни горожане, сочувствующие ей (Кулигин). Варвара предлагает Катерине не беспокоиться и жить, как прежде: лгать дома И при первой же возможности бегать на свидания к любимому человеку. Однако для Катерины это неприемлемо, так как она понимает, что ложью лишь разрушит свою душу, Постепенно утратит способность искренне и бескорыстно любить. Ее набожность не имеет Ничего общего с ханжеством Кабанихи, в своем «грехе» Катерина винит только себя, Ни словом не упрекая Бориса, который не предпринимает никаких усилий, чтобы ей Помочь.

Смерть Катерины в конце драмы закономерна — для нее нет иного выхода. Она не может Присоединиться к тем, кто проповедует принципы «темного царства», стать одним из Его сторонников, так как это означало бы перестать мечтать, вырвать из души все Чистое, светлое; но она также не может смириться с подчиненным положением, Присоединиться к «жертвам темного царства» — жить по принципу «лишь бы все шито да Крыто было» и искать утешения на стороне. Вина Катерины — это вина не перед конкретным человеком или группой людей, но вина перед собой, перед своей душой за то, Что она омрачила ее ложью. Понимая это, Катерина не винит никого, однако понимает Она и то, что жить с неомраченной душой в «темном царстве» нельзя. Ей не нужна такая жизнь, и она предпочитает с ней расстаться — именно об этом говорит Кулигин Кабановой над бездыханным телом Катерины: «Тело ее здесь, а душа теперь не Ваша, она теперь перед судией, который милосерднее вас!» Таким образом, протест Катерины — это протест против ханжества и лицемерной морали Общества, против лжи и пошлости человеческих взаимоотношений.

Протест Катерины не мог быть действенным, так как ее голос был одинок, и никто из ее окружения был не в силах не только ее поддержать, но даже понять до конца. Протест оказался Саморазрушительным, но он был и есть свидетельство свободного выбора личности, Не желающей мириться с законами, навязываемыми ей обществом, с ханжеской Моралью и серостью повседневного быта.

«Что отличает Катерину от обывателей города Калинова»

А.Н. Островский в своей пьесе «Гроза» разделил людей на две категории. Одна категория — угнетатели, представители «темного царства», другая — униженные и забитые ими люди. Представители первой группы — личности разные и по-разному относятся к ближним. Дикой — человек грубый, невежественный и жадный. О нем говорят: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет». Дикой неуважительно относится к людям, которые от него зависят и боятся его. Вот, например, что Дикой говорит Кулигину: «Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что ты разбойник — и конец! Что ж, ты судиться со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю». Но Дикой в то же время и труслив. Он не ругается с Кудряшом, например, так как Кудряш может дать отпор и не боится Дикого и ему подобных. Н.А. Добролюбов в статье «Темное царство» дает такую оценку поведению Дикого: «Только покажешь где-нибудь сильный и решительный отпор, сила самодура падает, он начинает трусить и теряется». А вот Кабанова Марфа Игнатьевна совсем другая. Она хитра и действует под «личиной благочестия». Она все повторяет, что заботится не о себе, а о детях: «Ведь от любви родители и строги к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится». Но на самом деле Кабаниха жестока. Даже после гибели Катерины она говорит сыну: «Тиша! Об ней и плакать-то грех!» Кабаниха умело использует различные приемы для утверждения своей власти в доме. Она всегда говорит доброжелательно-поучительно, постоянно лицемерно прибедняется: «Мать стара, глупа…» Но в то же время Кабаниха властная, стремится держать всех в подчинении, любит приказывать. Она неискренней веры в Бога и суеверна. В религии она видит одну цель: запугать человека, держать его в вечном страхе. К Катерине она относится жестоко, не считает ее за человека, вечно унижает и притесняет ее. Не дает ей даже слова сказать: «Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают».

К представителям безвольных, забитых людей «темного царства» относятся Тихон и Борис. Тихон по натуре добрый наивный человек. О себе он говорит: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» Тихон всегда покорен своей матери. Он не может ослушаться ее. Тихон, конечно же, по-своему любит Катерину, искренен с ней и жалеет ее. Он пытается всяческими путями вырваться из домашнего ада, но у него это получается крайне редко: «Вы меня уже заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще навязываешься со мной». Когда Катерина погибает, Тихон даже в чем-то завидует ей. Он говорит: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!».

Борис, по сути, такой же безвольный человек, как Тихон. Из всех людей города Калинова он выделяется своей образованностью: наверное, поэтому его замечает Катерина. Но при этом он еще и труслив. При последней встрече с Катериной, уже понимая, что она на краю гибели, Борис не скрывает своего страха: «Не застали бы нас здесь». Катерина разочаровывается в Борисе. Борис — непосредственный виновник смерти Катерины.

Полной противоположностью Борису является Кудряш. Кудряш свободолюбив, он не желает подчиняться самодурам. «Нет, уж я перед ним рабствовать не стану». Кудряш безоглядно любит Варвару и умеет постоять за свои чувства. Он неравнодушен и к судьбе других людей. Под стать Кудряшу и Варвара. Она прямая противоположность брату. Смелая и решительная Варвара не желает подчиняться матери. Варвара не суеверна и не считает обязательным соблюдать установленные обычаи, но она не может выступить в защиту своих прав и вынуждена хитрить и обманывать. Варвара, выросшая во лжи и обмане, придерживается правила: «Делай, что хочешь, только бы все шито да крыто было». Но при этом она презирает бесхарактерность брата и возмущается бессердечностью матери.

Кулигин — образованный и талантливый человек. Он восторженно и поэтически относится к природе. «Чудесна, истинно надобно сказать, что чудесна! Кудряш! Вот, братец мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу». Кулигина огорчает темнота и невежество обитателей города Калинова. Но Кулигин понимает, что, какие бы шаги ни предпринимал он для улучшения жизни, все бесполезно и надо с этим смириться.

Сравнение действующих лиц пьесы подчеркивает одиночество Катерины в этом обществе. Ее личность, ее характер несовместимы с «темным царством». Жизнь толкает ее к обрыву, к смерти — другого пути у нее нет.

Чем катерина отличается от других жителей города. Что отличает Катерину от обывателей города Калинова? (по пьесе Островского «Гроза»). Образ Катерины в «Грозе»

Катерина

Катерину не зря называют «лучом света в темном царстве». Катерина – молодая девушка, тонкая, изящная и хрупкая. Но такой она является только внешне. Оказавшись в доме Кабанихи, она не может мириться со сложившимися устоями. Она не принимает мир Кабанихи, ее «темное царство». Катерина на самом деле имеет сильный характер. Она никогда не готова изменить своим принципам, погрязнуть в жестокости, хамстве, грубости, как это делает Кабаниха. Катерина имеет чувство собственного достоинства, которое сильно раздражает Кабаниху. вместе ужиться им не суждено.

«Колыбель испорченных нравов»

Островский демонстрирует читателю мир «тёмного царства», пытается показать быт, традиции и законы, по которым живут люди города Калинова. Островский в своём сочинении использует антитезу, противопоставляя двух героинь, — Марфу Игнатьевну и Катерину.

Трагизм последней состоит в том, что она всеми силами сопротивляется законам «тёмного царства», чьи идеи идут вразрез с поэзией в её душе. Катерину, как свободолюбивого и непокорного человека, стараются заставить жить в неволе, согласиться и принять идеалы домостроя, изменить собственной непорочности по требованию свекрови.

Девушка олицетворяет собой образ любви и только её и несёт в этот мир. Однако людям вокруг неё незнакомо понятие «истинных чувств», поэтому тепло внутри Катерины постепенно сходит на нет, пока окончательно не пропадает в буйных водах Волги.

Если жена Тихона — человек впечатлительный и открытый, то Кабаниха — грубая, мелочная и ограниченная женщина, готовая продать детей за хорошее мнение соседей. Принимая у себя приживалок наподобие Феклуши, она смотрит на мир их глазами. Верит народным байкам и россказням про злобную нечисть, которая за плохие помыслы может утащить в ад, про конец света для грешников и другое. От своих детей требует почти унизительного послушания.

На требования о полном подчинении Варвара и Тихон соглашаются лишь поверхностно, на самом деле отношения «отцов и детей» давно пропитаны ложью и иллюзией уважения. Особо показательной является сцена прощания Катерины и мужа. Перед отъездом Тихон только притворяется, что слушает матушку, на самом деле неимоверно желая поскорее уехать и пожить вдоволь.

Кабаниха пытается навязать свои правила не только сыну, от Катерины требуют «падать на колени» и «выть», чтобы соседи видели, как страдает и убивается тихоновская жена, — это показатель того, насколько крепка любовь молодожёнов. Стоит обозначить, что ни одно требование от Марфы Игнатьевны не обосновано испорченной фантазией богатых и властных, традиции и обычаи купечества — это единственная «Библия», которую строго почитает Кабаниха.

Беда Катерины заключается в том, что сын Кабановой слишком слаб и неуверен в себе для того, чтобы дать матушке отпор. Даже имя Тихона звучит как-то «сла́бо» и «тихо», он не способен поддержать жену. После трагедии герой даже завидует Катерине, ведь она достаточно сильная, чтобы уйти из-под гнёта Кабанихи. Но сам он никогда не сможет этого сделать, не хватит сил и убеждений. Тихона нельзя рассматривать как врага главной героини, но и как союзник он совсем не справляется. Его роль маленькая и показательная, как и другие, он лишь подталкивает Катерину к свободе.

Ложь и клевета — это слишком привычные спутники Кабановой, поэтому даже чувства к детям пропитаны фальшью и наигранностью. Она говорит, что любит их, но скорее приносит больше зла и черноты в их души, чем делает счастливее. Эгоизм в управлении имением отнимает у Тихона последнюю волю, а свободолюбивая Варвара, не выдержав, бежит из семьи.

Новое, что приходит в дом с невесткой, ослабляет авторитет неоспоримой до этого момента домовладелицы. Она ненавидит Катерину настолько, насколько девушка не принимает незыблемость старых законов и порядков. И даже после смерти не может простить ей новшеств, которые, словно нечисть, проникли в ее дом.

Персонажи пьесы «Гроза» всячески притесняются «тёмным царством», но их положения различны:

Жертвы:

  1. Тихон;
  2. Борис.

Приспособившиеся:

  1. Варвара;
  2. Кудряш.

Катерина — единственная, кто не смогла согласиться с текущим положением. Она настоящий борец, или, как называет ее Н. Добросклонов, «луч света в тёмном царстве». Катерина живет любовью и ради нее на все готова. Но героиню убивает одиночество, поэтому она ищет родственную душу в Борисе. У молодых людей похожая ситуация, и вместе они смогли бы побороть купеческие предрассудки.

Однако по итогу Борис отказывается от нее, и Катерина остается совсем одна. Самоубийство — единственный шанс сохранить свою гордость и свободу. Вернуться к Тихону — принять мировоззрение Дикого и Кабанихи, которое она не приемлет. Броситься в реку — протестовать против того мира лжи и лицемерия, в который ее несправедливо забросила судьба.

Смерть главной соперницы радует Марфу Игнатьевну, это противостояние значительно отравляло жизнь старухе. Все-таки, несмотря на различия, в героинях есть что-то общее. Они могут за себя постоять, готовы бороться за свои идеи до конца, не терпят подчиняться и обе владеют силой духа, достаточной, чтобы «не раствориться» в окружающей среде. Только характер у них проявляется совершенно по-разному. Наиболее подходящее сравнение для главных героинь — это светлое и темное, где «ответственной» за тьму и ложь будет Кабаниха, а Катерина обозначит собой «лучик», который погас сейчас, но ненадолго.

Сочинение на тему «Что отличает Катерину от обывателей города Калинова?»

А.Н. Островский в своей пьесе «Гроза» разделил людей на две категории. Одна категория — угнетатели, представители «темного царства», другая — униженные и забитые ими люди. Представители первой группы — личности разные и по-разному относятся к ближним. Дикой — человек грубый, невежественный и жадный. О нем говорят: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет». Дикой неуважительно относится к людям, которые от него зависят и боятся его. Вот, например, что Дикой говорит Кулигину: «Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что ты разбойник — и конец! Что ж, ты судиться со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю». Но Дикой в то же время и труслив. Он не ругается с Кудряшом, например, так как Кудряш может дать отпор и не боится Дикого и ему подобных. Н.А. Добролюбов в статье «Темное царство» дает такую оценку поведению Дикого: «Только покажешь где-нибудь сильный и решительный отпор, сила самодура падает, он начинает трусить и теряется». А вот Кабанова Марфа Игнатьевна совсем другая. Она хитра и действует под «личиной благочестия». Она все повторяет, что заботится не о себе, а о детях: «Ведь от любви родители и строги к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится».

Но на самом деле Кабаниха жестока. Даже после гибели Катерины она говорит сыну: «Тиша! Об ней и плакать-то грех!» Кабаниха умело использует различные приемы для утверждения своей власти в доме. Она всегда говорит доброжелательно-поучительно, постоянно лицемерно прибедняется: «Мать стара, глупа…» Но в то же время Кабаниха властная, стремится держать всех в подчинении, любит приказывать. Она неискренней веры в Бога и суеверна. В религии она видит одну цель: запугать человека, держать его в вечном страхе. К Катерине она относится жестоко, не считает ее за человека, вечно унижает и притесняет ее. Не дает ей даже слова сказать: «Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают».

К представителям безвольных, забитых людей «темного царства» относятся Тихон и Борис. Тихон по натуре добрый наивный человек. О себе он говорит: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» Тихон всегда покорен своей матери. Он не может ослушаться ее. Тихон, конечно же, по-своему любит Катерину, искренен с ней и жалеет ее. Он пытается всяческими путями вырваться из домашнего ада, но у него это получается крайне редко: «Вы меня уже заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще навязываешься со мной». Когда Катерина погибает, Тихон даже в чем-то завидует ей. Он говорит: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!».

Борис, по сути, такой же безвольный человек, как Тихон. Из всех людей города Калинова он выделяется своей образованностью: наверное, поэтому его замечает Катерина. Но при этом он еще и труслив. При последней встрече с Катериной, уже понимая, что она на краю гибели, Борис не скрывает своего страха: «Не застали бы нас здесь». Катерина разочаровывается в Борисе. Борис — непосредственный виновник смерти Катерины.

Полной противоположностью Борису является Кудряш. Кудряш свободолюбив, он не желает подчиняться самодурам. «Нет, уж я перед ним рабствовать не стану». Кудряш безоглядно любит Варвару и умеет постоять за свои чувства. Он неравнодушен и к судьбе других людей. Под стать Кудряшу и Варвара. Она прямая противоположность брату. Смелая и решительная Варвара не желает подчиняться матери. Варвара не суеверна и не считает обязательным соблюдать установленные обычаи, но она не может выступить в защиту своих прав и вынуждена хитрить и обманывать. Варвара, выросшая во лжи и обмане, придерживается правила: «Делай, что хочешь, только бы все шито да крыто было». Но при этом она презирает бесхарактерность брата и возмущается бессердечностью матери.

Кулигин — образованный и талантливый человек. Он восторженно и поэтически относится к природе. «Чудесна, истинно надобно сказать, что чудесна! Кудряш! Вот, братец мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу». Кулигина огорчает темнота и невежество обитателей города Калинова. Но Кулигин понимает, что, какие бы шаги ни предпринимал он для улучшения жизни, все бесполезно и надо с этим смириться.

Сравнение действующих лиц пьесы подчеркивает одиночество Катерины в этом обществе. Ее личность, ее характер несовместимы с «темным царством». Жизнь толкает ее к обрыву, к смерти — другого пути у нее нет

Итоговое сочинение на тему: Тихон и Борис. (По драме А.Н. Островского «Гроза».)

План сочинения темное царство в пьесе гроза

План сочинения темное царство в пьесе гроза  Скачать все готовые примеры и образцы сочинений по литературе

План сочинения темное царство в пьесе гроза  Скачать структура и клише для сочинения

План сочинения темное царство в пьесе гроза  Скачать аргументы для сочинения

План сочинения темное царство в пьесе гроза  Скачать план написания и шаблон для сочинения

Предлагаем вам почитать и скачать примеры сочинений и эссе по литературе. Здесь размещены уникальные примеры новых сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения

Официальный сайт. 2021 — 2022 учебный год. 11 класс. ВПР. ФИПИ ШКОЛЕ. ФГОС. ОРКСЭ. МЦКО. ФИОКО. ОГЭ. ЕГЭ. ГИА. Школа России. Школа 21 век. Перспектива. Школа 2100. Планета знаний. Экзамен. Россия. Беларусь. Казахстан. РБ.

Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения на тему: Тихон и Борис. (По драме А.Н. Островского «Гроза».)

Борис Дикой и Тихон Кабанов – главные мужские персонажи в пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза». Эти мужчины во многом предопределили судьбу главной героини Катерины.

Тихон – супруг Катерины, он женился на ней по настоянию своей матери. Сам он думает, что любит жену, но действительно ли это так? У него нет силы воли, он абсолютно во всём подчиняется маменьке, не смея даже защитить жену от её упрёков. Он просто просит Катерину не обращать внимания на её нападки, ведь сам он только и делает, что постоянно поддакивает матери. Но когда кабанихи нет рядом, Тихон кардинально меняется, начинает чувствовать себя свободнее. Предел мечтаний для него –сбежать потихоньку к соседу и выпить с ним или уехать в столицу на две недели по делам. Предвкушая свободу, он не принимает слова Катерины о приближающейся беде в серьёз, и не хочет брать её с собой в поездку, тем самым невольно толкая её в объятия Бориса.

Борис получил достойное образование, учился в Коммерческой академии. Он приехал в Калинов, чтобы получить наследство, но для этого эму приходится унижаться перед дядей. Ведь если он не будет подчиняться Дикому, он не только сам лишится состояния, но и оставит сестру без приданого. Как и Тихон, он безответно терпит брань и унижения. Он влюбился в Катерину после нескольких коротких встреч, наплевав на суровые реалии уклада жизни в Калинове. Поначалу он ласково обращается с Катериной, но, убедившись, что она влюбилась в него, становится жестоким. Он эгоистично думает только о своём счастье, не задумываясь, что эти отношения погубят Катю. Более того, как и Тихон, он совершенно равнодушно относится к душевным терзаниям возлюбленной. Для Катерины этот поступок – грех, а для него – просто мимолётный роман. Он был просто поражён поведением Катерины, после приезда Тихона, ведь она совершенно не умеет лгать. Он начинает жалеть обо всём происшедшем, и сбегает, бросив Катерину.

После всего произошедшего, Тихон, вроде бы и жалеет Катерину, говорит, что и пальцем её не тронет. Но, всё же, сломавшись под авторитетом матери, он побил жену, как ему наказала Кабаниха. И только после смерти жены он решается на отчаянный шаг, и обвиняет мать, что это она погубила Катерину.

Я думаю, что Борис и Тихон, несмотря на сильные внешние различия, похожи друг на друга своей безвольностью, бесхребетностью, безответственностью. Хоть они оба, по-своему, и любили Катерину, но не смогли уберечь её от трагедии из-за своей нерешительности, эгоизма и неумения жертвовать своим спокойствием ради любимого человека.

Борис Дикой и Тихон Кабанов – главные мужские персонажи в пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза». Эти мужчины во многом предопределили судьбу главной героини Катерины.

Тихон – супруг Катерины, он женился на ней по настоянию своей матери. Сам он думает, что любит жену, но действительно ли это так? У него нет силы воли, он абсолютно во всём подчиняется маменьке, не смея даже защитить жену от её упрёков. Он просто просит Катерину не обращать внимания на её нападки, ведь сам он только и делает, что постоянно поддакивает матери. Но когда кабанихи нет рядом, Тихон кардинально меняется, начинает чувствовать себя свободнее. Предел мечтаний для него –сбежать потихоньку к соседу и выпить с ним или уехать в столицу на две недели по делам. Предвкушая свободу, он не принимает слова Катерины о приближающейся беде в серьёз, и не хочет брать её с собой в поездку, тем самым невольно толкая её в объятия Бориса.

Борис получил достойное образование, учился в Коммерческой академии. Он приехал в Калинов, чтобы получить наследство, но для этого эму приходится унижаться перед дядей. Ведь если он не будет подчиняться Дикому, он не только сам лишится состояния, но и оставит сестру без приданого. Как и Тихон, он безответно терпит брань и унижения. Он влюбился в Катерину после нескольких коротких встреч, наплевав на суровые реалии уклада жизни в Калинове. Поначалу он ласково обращается с Катериной, но, убедившись, что она влюбилась в него, становится жестоким. Он эгоистично думает только о своём счастье, не задумываясь, что эти отношения погубят Катю. Более того, как и Тихон, он совершенно равнодушно относится к душевным терзаниям возлюбленной. Для Катерины этот поступок – грех, а для него – просто мимолётный роман. Он был просто поражён поведением Катерины, после приезда Тихона, ведь она совершенно не умеет лгать. Он начинает жалеть обо всём происшедшем, и сбегает, бросив Катерину.

После всего произошедшего, Тихон, вроде бы и жалеет Катерину, говорит, что и пальцем её не тронет. Но, всё же, сломавшись под авторитетом матери, он побил жену, как ему наказала Кабаниха. И только после смерти жены он решается на отчаянный шаг, и обвиняет мать, что это она погубила Катерину.

План сочинения темное царство в пьесе гроза Читать сочинение далее…

.

  • План сочинения сравнения двух героев
  • План сочинения сказки снежная королева
  • План сочинения сравнительная характеристика гринева и швабрина
  • План сочинения тарас бульба народный герой 7 класс
  • План сочинения рассуждения для огэ