План сочинения сравнительная характеристика гринева и швабрина

Критерий сравнениягринвшвабрин 1. отношение к семейству миронова с сочувствием и симпатией, расположением, любовью и привязанностью с язвительной насмешкой, разносит лживые

Критерий сравнения
Гринёв
Швабрин
1. Отношение к семейству Миронова С сочувствием и симпатией, расположением, любовью и привязанностью С язвительной насмешкой, разносит лживые слухи. 2.Поведение на дуэли Спасая честное имя девушки, проявляет отвагу и порядочность. Воспользовавшись тем, что его соперник отвлекся, коварно ранит Гринева. 3. Отношение к присяге Не приемлет мысли о том, чтобы принести самозванцу присягу. Не согласен приложиться к руке Пугачева. Примыкает к бунтовщикам,  поправ присягу. 4.Чувства к Маше Мироновой Влюблен в Машу, но не ограничивает ее в выборе, с уважением относится к ее решению, предоставляет ей самой все решить. С риском для себя спасает ее из лагеря бунтовщиков. Ограждая Машу от внимания следствия, даже не озвучивает ее имя во время процесса разбирательства. Называет Машу «совершенною дурочкою», наговаривает на нее. Держит под замком, заставляет страдать от голода, и, в конце концов, выдает ее Пугачеву. 5.Поведение с Пугачевым Держится с достоинством и отвагой, честно отвечая на вопросы Пугачева. Дорожит честью офицера и дворянина. Пресмыкается перед Пугачевым, лебезит и подхалимствует, выклянчивая прощение.

2. Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина – сочинение

Повествование А.С. Пушкина обращено к историческим событиям конца 18 века, когда в России бесчинствовали бунтовщики под предводительством Пугачева. Автор представляет на суд читателя не столько подробное описание хода восстания, сколько то, как оно отразилось на поведении людей.
Содержание повести подчинено эпиграфу, русской пословице «Береги честь смолоду».
Одни из героев не отступают от этого правила всю жизнь, другие с готовностью поступаются честью и нравственными принципами ради сохранения жизни.
Центральные герои повести – два служащих в Белогорской крепости офицера. Их характеры и судьбы помогают читателю сделать выводы о том, что же такое человеческое достоинство и честь.
Повествование ведется от лица Петра Гринева. Первая часть дает представление о его детских годах и о первых днях пребывания в Белогорской крепости. В воспитании Гринева мы находим черты традиционного для того времени в среде поместного дворянства способа развития своих детей. Был нанят французский гувернер, да крепостной Савельич присматривал за недорослем. Вначале Гринев не задумывается о будущем, ведет себя бесшабашно. Однако пережив в Белогорской крепости трагедию потери близких людей, оказавшись на краю гибели, он понимает, каковы истинные ценности, переосмысливает жизнь.
Приехав в крепость, Петр Гринев сводит знакомство с Алексеем Швабриным, о жизни которого автор сообщает лишь то, что в крепости он находится из-за участия в дуэли. Алексей Иванович Швабрин образован, остроумен, однако у читателя складывается о не нелестное впечатление.
Влюбленный в дочку начальника крепости Машу, Гринев делится со Швабриным своими стихами, посвященными предмету его обожания. Но Швабрин язвительно высмеивает эти поэтические излияния, которые, может быть, и впрямь достойны критики, однако дело оказывается вовсе не в лирике. Швабрин и сам не прочь поухаживать за Машей, а соперники-поэты ему не нужны. От лица Гринева автор комментирует происшедшее: «Тут он взял от меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих, каждое слово, издеваясь надо мной самым колким образом”. Оскорбленный в лучших чувствах, Гринев требует от Швабрина удовлетворения – назначают дуэль, где Алексей Иванович, воспользовавшись тем, что соперник отвлекся, предательски его ранит. Однако эти события – только начало, завязка событий.
Представление о характеров центральных персонажей читатель получает, когда происходит захват крепости бунтовщиками во главе с Пугачевым. Все обитатели крепости поставлены перед выбором: дать присягнуть Пугачеву или умереть. Первым погибает капитан Миронов, не пожелавший нарушить присягу государыне, поступиться принципами. Петр Гринев, на глазах которого происходит казнь, готов последовать за начальником, однако в последний момент Емельян Пугачев вспоминает, как молодой человек даровал ему заячий тулуп в их первую встречу, и щадит упрямца. Швабрин, не гнушаясь предательством, переходит на сторону пугачевцев.
Эта сцена – кульминация сюжетной линии, из нее читателю становится окончательно понятно, что Гринев – отважный, преданный императрице офицер, а вот Швабрин – подлый изменник, трясущийся за свою душонку, забывший о присяге.
А после сцены с вызволением Маши Мироновой читатель уже не сомневается, что Швабрин не только предатель, но и мерзавец, для которого главное – достижение своих целей любой ценой.
В итоге герои повести предстают перед военным трибуналом, который честного офицера оправдывает, а предателя приговаривает к повешению.

3. Еще одна характеристика

А.С. Пушкин как автор «Капитанской дочки», обращаясь к вопросам чести и долга, последовательно раскрывает различия в поведении центральных персонажей повести – Гринева и Швабрина. Оба молодых офицера служат в Белогорской крепости, происходят из дворянства.
Автор раскрывает характеры героев, опираясь на свою позицию, выраженную русской пословицей: «Береги честь смолоду» – эпиграфом последней повести Пушкина.
Различны причины появления в Белогорской крепости главных героев: Гринев отправлен «понюхать пороху» отцом в воспитательных целях, а Швабрин переведен в гарнизон капитана Миронова «за смертоубийство», по словам Василисы Егоровны, жены коменданта.
По-разному представляют себе воинский долг молодые люди. Это очень заметно из отношений обоих с Пугачевым. Швабрин, отринув присягу, переходит на сторону пугачевских бунтовщиков, Гринев же, не поступившись честью и офицерским долгом, все-таки помилован Пугачевым за доброту и искренность чувств. Ведь это он, не зная, что перед ним глава крестьянского восстания, в первую свою встречу с Пугачевым наградил его стаканом вина и теплым тулупом за то, что тот в буран вывел его кибитку к умету.
Отличается и отношение центральных героев к Марье Ивановне Мироновой, капитанской дочке. Влюбленный Гринев сочиняет посвященные ей стихи и как доверенному лицу показывает их Швабрину. В ответ Алексей Иванович смеется и над влюбленным, и над его поэтическими этюдами. В действительности Швабрин сам пытался приударить за капитанской дочкой, да потерпел фиаско. Поэтому он стремится очернить репутацию Маши в глазах Гринева: «… чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег “.
Человеческие черты Гринева – высокое чувство долга, способность к искренним чувствам, открытость, умение любить. Его жизнь подчинена народной мудрости: «Береги платье снову, а честь смолоду». В нем Пушкин показал лучшие черты офицера и дворянина. Швабрин же своим поведением роняет не только человеческое достоинство, но и дворянскую честь. Он не то чтобы не выше, а даже ниже подручных Пугачева, Хлопуши и Белобородова. И автор повести, рисуя судьбу Швабрина, подводит читателя к мысли об обреченности таких людей, ведь не случайно в итоге Гринева ждет свадьба, а Швабрина – приговор трибунала и смерть.

4. И еще одно сочинение

В романе (по определению А.С.Пушкина) «Капитанская дочка» автор на центральное место выдвигает проблему чести и достоинства. Решается она в результате столкновений главного действующего лица произведения, Петра Гринева, с остальными персонажами.
Резко противопоставлен этому герою Алексей Швабрин, хотя, на первый взгляд, между ними немало сходства. Оба они молоды, происходят их дворянского сословия и получили типичное для той эпохи образование.
У молодых офицеров схожие интересы. Они тесно общаются. От лица Гринева, автор сообщает, что со Швабриным они виделись каждый день.
Каждый из этих дворян в той или иной степени интересуется поэзией. О Швабрине известно, что он знаком с творчеством В.К. Тредиаковского, а Гринев сам пишет стихи, которые заслужили похвалу самого Сумарокова.
Есть у героев и еще общее: их неравнодушие к Маше Мироновой. Оба пытаются вызвать ее привязанность, ухаживая за ней каждый по-своему. Вот здесь-то и проявляются отличия героев, несхожесть их нравственных принципов.
Получив от Маши отказ, Швабрин, подчиняясь худшим побуждениям, пытается очернить честное имя девушки, при этом, не стесняясь, продолжает посещать дом ее родителей, бывает приглашен к столу. Совесть его молчит и тогда, когда он стремится сделать все, чтобы Гринев и Маша не были вместе, хотя их взаимная симпатия очевидна. Но это-то его более всего и подстегивает к подлостям.
Гринев не в силах терпеть наветы Швабрина, исподтишка оскорбляющего его возлюбленную. Такое поведение он считает подличаньем, недостойным честного человека. Защищая доброе имя Маши, Петр Андреевич вынужден предложить Швабрину дуэль, однако понятие чести не знакомо сопернику Гринева. Он и на поединке ведет себя низко.
Полное представление о том, кто чего стоит, читатель получает из описания захвата Белогорской крепости восставшими крестьянами под предводительством Пугачева. Оба молодых офицера оказываются на краю гибели, видят смерть защитников гарнизона, близких им людей.
Швабрин выбирает путь предательства, забывая о присяге государыне, о своем долге офицера, дворянской чести: он переходит на сторону восставших. Честная смерть не для него, уж лучше бесчестная жизнь – такова его позиция: «Ведь остригся в кружок и теперь у нас тут же с ними пирует! Проворен, нечего сказать!»
Гринев, не поступаясь принципами, готов выбрать смерть. Он в глаза говорит Пугачеву, что будет верен императрице, что в этом он клялся на Библии и поэтому не перейдет на сторону бунтовщиков.
Подобная твердость во взглядах в Пугачеве вызывает одобрение и уважение. Он позволяет Петру уехать из крепости, помогает освободить Машу Миронову из заточения, организованного Швабриным. Тот, бесчестно используя свою близость к предводителю бунтовщиков, поставил девушку перед выбором: брак с ним или голодная смерть. Лишь отвага Петра Гринева помогла Маше спастись.
Несмотря на бесчестные уловки Швабрина, его клевету, Петр Гринев остается верен себе и с честью выходит из сложного положения. Сохраненное достоинство и любовь Маши позволяют ему без стыда и позора жить дальше. Швабрин же объявлен государственным преступником. Предательство не уберегло его от ранения, плена и смертного приговора.
Автор «Капитанской дочки» на примере судеб героев показывает: каждый поступок значим. Невозможно сохранить человеческое достоинство, поступаясь вопросами чести и долга. Перебороть низменные инстинкты – значит сохранить душу, поддаться им – потерять ее.
Всё для учебы » Сочинения » Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина – сочинение и таблица

На чтение 8 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Таблица

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

1. Отношение к семейству Миронова С сочувствием и симпатией, расположением, любовью и привязанностью С язвительной насмешкой, разносит лживые слухи.
2.Поведение на дуэли Спасая честное имя девушки, проявляет отвагу и порядочность. Воспользовавшись тем, что его соперник отвлекся, коварно ранит Гринева.
3. Отношение к присяге Не приемлет мысли о том, чтобы принести самозванцу присягу. Не согласен приложиться к руке Пугачева. Примыкает к бунтовщикам,  поправ присягу.
4.Чувства к Маше Мироновой Влюблен в Машу, но не ограничивает ее в выборе, с уважением относится к ее решению, предоставляет ей самой все решить. С риском для себя спасает ее из лагеря бунтовщиков. Ограждая Машу от внимания следствия, даже не озвучивает ее имя во время процесса разбирательства. Называет Машу «совершенною дурочкою», наговаривает на нее. Держит под замком, заставляет страдать от голода, и, в конце концов, выдает ее Пугачеву.
5.Поведение с Пугачевым Держится с достоинством и отвагой, честно отвечая на вопросы Пугачева. Дорожит честью офицера и дворянина. Пресмыкается перед Пугачевым, лебезит и подхалимствует, выклянчивая прощение.

Внешность и основные черты

Маша молода (ей около восемнадцати лет) и вполне миловидна. Она описывается, как типичная русская девушка:

  • румяная;
  • круглолицая, с зачесанными за уши светло-русыми волосами;
  • в неброской простой одежде.

Маша обладает светлым умом и хорошим воспитанием. С ней очень просто общаться на любые темы. Девушка не умеет манерничать и флиртовать, как многие ее сверстницы, которые имели дворянское происхождение.

harakteristika_mashi_mironovoy.jpg

Героиня понимает свое положение, но при этом совершенно бескорыстна и неспособна выйти замуж по расчету. Она отказывает Швабрину, который ранее предлагал ей руку и сердце, не боясь остаться старой девой. Для Мироновой немыслим брак без любви. Но есть еще одна причина отказа — в женихе Маша видела жестокого человека, способного на подлость. И последующие события показали, что девушка не ошибалась. Это говорит о том, что Миронова, несмотря на молодость и неопытность, хорошо разбирается в людях.

Семья и происхождение

harakteristika_mashi_mironovoy.jpg

Биография героини не имеет ничего особенного. Маша — единственная дочь в семье Ивана Кузьмича Миронова, коменданта Белогородской крепости, и его хозяйственной жены Василисы Егоровны. Отца и мать можно отнести к разряду хороших людей, трепетные и теплые отношения между которыми сохранялись до последних дней жизни. Это отложило отпечаток на осознании девушкой, что такое семья.

Росла героиня в старинных русских патриархальных условиях, не получив ни образования, ни светского воспитания. Проживая в закрытой крепости, подруг она не имела, да и развлечений тоже. Единственными ее занятиями были шитье и чтение.

Мироновы имели дворянское происхождение, но жила семья довольно бедно. Если говорить кратко, то Маша — настоящая бесприданница, у которой, используя цитату Василисы Егоровны, были только: «частый гребень, да веник, да алтын денег». Девушка из бедной семьи и так имела невысокие шансы выйти замуж, и, помимо этого, все усугублялось замкнутым образом жизни.


Биография Марии Мироновой

Прежде чем подробно рассмотреть образ Маши Мироновой, кратко стоит узнать о содержании повести «Капитанская дочка». При этом более целесообразно представить события не с точки зрения Гринева-рассказчика, а как часть биографии героини.

Мария Ивановна Миронова была единственной дочкой капитана Белгородского гарнизона Ивана Кузьмича и его волевой жены – Василисы Егоровны.

Чуть ранее знакомства с Петром Гриневым к ней сватался офицер Алексей Швабрин. Учитывая, что Миронова была бесприданницей, молодой человек был для девушки отличной партией в финансовом и социальном плане. Однако Мария не любила его, поэтому ответила отказом.

Обиженный офицер, затаив обиду, начал распространять о девушке лживые слухи. Эти наветы способствовали тому, что Гринев поначалу относился к Маше негативно. Но познакомившись с ней поближе, увлекся девушкой, вызвал на дуэль клевещущего Швабрина и был ранен. Выхаживая его, Маша Миронова искренне влюбляется в Гринева, и тот предлагает ей руку и сердце. Получив согласие любимой, шлет письмо отцу, сообщая о намерении жениться и прося благословения.

Но на пути счастья Маши и Петра вновь становится Швабрин, который сообщает родным Гринева о дуэли и ее причине. Теперь отец отказывает сыну в благословении. Маша не желает ссорить любимого с его семьей и отказывается тайно выходить за него замуж.

Тем временем Емельян Пугачев поднимает бунт, объявив себя Петром II. Его армия движется к Белгородской крепости. Комендант, понимая, что они обречены, пытается спасти Машу: переодевает ее в крестьянскую одежду и прячет в доме священника. Когда пугачевские войска берут крепость, большинство ее обитателей переходят на сторону мятежника. Однако несколько офицеров остаются верными присяге. За это их казнят.

Единственный, кому удается выжить – это Гринев, который когда-то помог Пугачеву, не зная на тот момент, кто он. Вместе с верным слугой Петр отправляется в Оренбургскую крепость. Но Марию, оставшуюся сиротой, взять с собой он не имеет возможности, так как она тяжело заболела.

Об убежище Марии становится известно Швабрину, присягнувшему Пугачеву и назначенному комендантом Белгородской крепости. Офицер запирает девушку и требует, чтобы она вышла за него замуж. Получив очередной отказ, морит ее голодом.

Девушке удается передать письмо любимому, и он спешит ей на помощь. Хотя Гринева вновь захватывают сторонники Пугачева, «воскресший Петр II» еще раз милует юношу и помогает ему воссоединиться с любимой.

Преодолев массу препятствий, Маша и Петр добираются домой к Гриневым. Личное знакомство с невестой юноши благотворно подействовало на Андрея Гринева, и он согласился на брак.

Но пока мятеж не подавлен, Петр считает своим долгом воевать. Скоро бунт удается усмирить. Среди арестованных оказывается и Швабрин, который, дабы отомстить Гриневу, клевещет на него. Петр тоже арестован и приговорен к ссылке. Боясь за судьбу Маши, он ничего не рассказывает о причинах своих отношений с Пугачевым.

Узнав об этом, Маша самостоятельно едет в столицу, чтобы рассказать правду и спасти Гринева. Судьба оказывается милостивой к ней: она случайно знакомится с царицей Екатериной. Не зная, кто ее собеседница, девушка рассказывает всю правду, и императрица милует юношу. Тогда влюбленные отправляются домой и женятся.

Характер героини

В первый раз читатель встречает Миронову в третьей главе произведения, когда Петр Гринев прибывает в Белогорскую крепость и знакомится с ее обитателями. Маша предстает перед ним как робкая и молчаливая девушка. Василиса Егоровна даже называет ее «трусихой», припоминая пушечную пальбу на именинах, когда Маша «чуть со страха на тот свет не отправилась». Образ героини читатель воспринимает через призму того, как видит ее Петруша, который относится к ней очень предвзято, поскольку Швабрин представил Миронову «совершенною дурочкою».

Размеренный и уединенный образ жизни Маши в крепости не требовал от нее проявлений силы духа. Однако автор в дальнейшем создает такие жизненные условия для героини, которые помогают читателю прочувствовать многогранность ее характера.

masha_mironova_kapitanskaya.jpg

На фоне событий, происходящих в повести, можно заметить изменения, которые случаются с Мироновой. Об этом свидетельствуют следующие ее поступки:

harakteristika_marii_mironovoy.jpg

  1. В пятой главе Маша предстает не только как чувственная девушка, способная на пылкую любовь, но и проявляет неожиданное благородство и разумность в принятии решений. Она отказывается от личного счастья и не соглашается выходить замуж за Петра, не получив благословения его родителей. Счастье возлюбленного оказывается для Маши важнее собственного.
  2. В десятой главе происходит захват крепости Пугачевым. Примкнувший к мятежникам Швабрин назначается новым командиром. Он под страхом смерти принуждает Машу стать его женой. Именно здесь и проявляются по-настоящему героические черты девушки. Слабая и беззащитная, потерявшая родителей, из капитанской дочки она фактически превратилась в пленницу, но до последнего остается верной Петру и не поддается бесчестному и жестокому Швабрину, отказавшись от его покровительства и защиты. Маша находит возможность передать письмо Гриневу и попросить его о помощи.
  3. Когда в двенадцатой главе Пугачев освобождает Миронову из-под стражи ненавистного Швабрина, ее охватывают противоречивые чувства: она не может благодарить за спасение убийцу своих родителей и просто падает в обморок.
  4. Особое восхищение героиня вызывает у читателя в четырнадцатой главе, когда она совершает самый настоящий подвиг: с целью спасти несправедливо осужденного возлюбленного от пожизненной ссылки в Сибирь Маша, никогда до этого не покидавшая пределы родной крепости, в одиночестве отправляется в Петербург ко двору императрицы, чтобы рассказать свою историю. Благодаря решительности, самоотверженности, бесстрашию и упорству, совершенно несвойственным ей в начале повести, героиня восстанавливает справедливость и спасает любимого.

Все эти действия позволяют отследить, как с развитием событий меняется характер Маши, и в итоге в ней просыпается невероятная внутренняя сила, проверенная тяжелыми испытаниями. Девушка действительно является достойной дочерью капитана.

На чтение 15 мин. Просмотров 108 Опубликовано

Содержание:

Происхождение и внешний вид

Оба героя повести вызывают интерес читателя своим поведением. Это успешные юноши, которым в жизни повезло с семьями. Но из-за своих моральных принципов они пострадали. При сравнении можно утверждать, что у этих героев есть много общего.

На момент событий, описываемых в повести, Петру Гриневу исполнилось только 16 лет. А возраст Алексея Швабрина точно неизвестен. Автор указал, что он тоже еще молодой человек.

У обоих юношей старинное и благородное происхождение. Гринев — потомственный дворянин, аристократ, у его отца большое имение с тремя сотнями крепостных. А Швабрин принадлежит к богатой и известной семье. Именно поэтому у них хорошее образование и воспитание.

Оба молодых человека находились на офицерской службе. Петр только недавно стал солдатом, так как он совсем юный. А Алексей был офицером уже более пяти лет. Столько времени он провел в крепости, но о его службе до этого автор не упоминает.

Описание внешнего вида Гринева в повести нет. Больше внимания Пушкин уделил Швабрину. Это юноша невысокого роста, у него черные волосы и смуглая кожа. Его нельзя назвать привлекательным, так как грубые черты лица отталкивают окружающих. Хотя молодой человек выглядит живым и харизматичным.

Особенности характера

У двух персонажей совершенно разные характеры. Сначала даже непонятно, что общего у Гринева и Швабрина. Но при сравнении становится ясно, что некая схожесть все же имеется. Основные качества Петра:

  • великодушие;
  • стыдливость;
  • доброта;
  • искренность;
  • храбрость;
  • честность.

Гринев — смелый и благородный человек. Он верит в то, что дороже чести для дворянина и офицера ничего быть не может. Юноша слушался своих родителей и слугу Савельича, который многому его научил. Его не волнует богатство, но общаться он может только с искренними людьми. Юноша презирает лжецов и льстецов. Это совестливый человек, способный попросить прощения за обиды и проступки. Он может отстоять свою точку зрения и позицию.

Петр даже в глазах окружающих выглядел добрым: «Вы всегда желали мне добра, вы всякому человеку готовы помочь» (цитата из повести о Гриневе). Характеристика молодого офицера дает понять, что это исключительно положительный юноша. Он быстро прощает ссоры и обиды, стыдиться неловких ситуаций, жалеет нищих и пожилых людей. Даже перед судом Петр честно рассказал обо всех событиях, и к своему сопернику молодой человек относился благосклонно.

При сравнительной характеристике Гринева и Швабрина читатель понимает, что последний проигрывает по личным качествам первому. Его характер не отличается покладистостью. Алексей сочетает все низменные пороки:

  • злопамятность;
  • бесстыдство;
  • жестокость;
  • трусливость;
  • подлость;
  • бесчестность.

Швабрин — совершенно другой человек, на фоне Гринева он выглядит сплошным комком недостатков. Он очень обидчив, легко обманывает окружающих, запоминает все оскорбления и унижения. Алексей труслив, он боится начальства и вышестоящих чинов. В нем нет чести и гордости, ради сохранности своей жизни он готов унижаться перед каждым.

Юноша часто клевещет и сплетничает: «В клевете его я видел досаду оскорбленного самолюбия» (цитатный отрывок из повести). Это подлый человек, способный ради своей выгоды подставить даже товарища. Он совершает бесчеловечные поступки, но стремится втереться в доверие ради хорошего отношения к своей персоне. При сопоставительной оценке двух героев читатель понимает, что Швабрин является антиподом Гринева и основным антагонистом повести.

Моральные ценности

У персонажей отличаются моральные ценности. Если Гринев — человек чести, благородный и смелый юноша, то Швабрин — подлый лицемер. Петр в первую очередь ценит личные качества окружающих, не обращает внимания на их положение в обществе. Он готов постоять за обиженных, помогает слабым и немощным.

Алексей сосредоточен на своей выгоде. Он обращает внимание только на положение человека, его финансовое состояние. Характер и личные качества его не интересуют. Ради достижения своих целей Швабрин готов даже нарушить законы, клятва верности государю и офицерская честь для него не важны.

Гринев — высокоморальный юноша. Все его поступки говорят о том, что главным в своей жизни он считает честь и репутацию. Он следует принципам, не отступает от них даже во время опасных ситуаций. Когда между соперниками возникли проблемы, дуэль стала для него лучшим выходом. Юноша сражался за честь дочери Миронова, соблюдая все правила поединка. Такой поступок Петр считал благородным и правильным.

Швабрину моральные принципы не важны. Этот человек поступает только так, как ему будет выгодно. При этом Алексей считает, что лесть, наглость и грубость — это не плохие качества. Юноша не понимает, насколько плохо поступает, когда нарушает правила и моральные нормы.

Во время дуэли Швабрин заботился не о ее проведении, а о сохранности своей жизни. Его не интересует честь и благородство. Даже удар своему противнику Алексей нанес, когда тот был беззащитным. И при этом молодой человек не думал о бесчестности своего поступка.

Краткий анализ двух личностей удобнее составить в виде таблицы по определенному плану:

Петр Гринев Алексей Швабрин
Характер
Спокойный, уравновешенный Вздорный, агрессивный
Моральные принципы
Главное — честь и репутация Смысл жизни — богатство и почет
Отношение к Марье Мироновой
Нежное и трепетное Грубое и презрительное
Поведение во время ареста
Уверенное и спокойное Трусливое, нервное

Благодаря сравнительной характеристике Гринева и Швабрина становится понятно, что моральные ценности и принципы у них противоположные.

Отношения с окружающими

В повести описывается не только конфликт двух персонажей, но и их отношения с другими героями. Им приходится общаться с разными людьми:

  • капитан Миронов;
  • его дочь Маша;
  • Пугачев.

Хотя в повести есть политические события, больше внимания автор уделил любовному треугольнику. Если говорить кратко, то и Гринев, и Швабрин влюбились в одну девушку. Но Марья Миронова по-разному проявила интерес к двум ухажерам.

С Гриневым окружающие общаются с радостью. Этот юноша умеет проявлять уважение, он дружелюбный и искренний. Петр не лицемер, он не врет и не льстит знакомым. Благодаря этому его положение в обществе улучшается. Друзья знают, что на Гринева можно положиться — он не боится ответственности и готов постоять за товарищей.

У Швабрина отношения с окружающими другие. Он умеет вызвать интерес к своей личности, притворяется скромным и внимательным. Но при дальнейшем общении становится ясно, что это алчный и наглый человек. И первое впечатление о юноше портится. Окружающие общаются с ним неохотно, терпят его общество из вежливости, ведь он относится к дворянскому классу.

Петр Гринев влюбился в Машу, но пытался скрыть свои чувства из скромности. Он относился к девушке с нежностью и трепетом. Юноша проявляет уважение и к другим членам ее семьи, а особенно к отцу. Чтобы привлечь внимание Мироновой, Петр старается больше интересоваться ее увлечениями и личностью.

Швабрину тоже понравилась Марья — чистая и добрая девушка. Но она не проявляет взаимности, чем злит своего поклонника. Иногда Миронова смотрит на него с откровенным отвращением. Алексей из-за этого начал презирать девушку, а свою злость он вымещал на ее семье.

Отличается отношение юношей к Пугачеву. Гринев не поддерживает бунт и старается сторониться повстанцев. Несколько раз ему пришлось встретиться с зачинщиком. Петр выказал должное уважение, но при этом сохранил дистанцию. Он дал Пугачеву понять, что не разделяет его взглядов. Швабрин присоединяется к восстанию из-за страха. Он боится, что его могут казнить вместе с теми, кто не поддержал бунт. На самом деле интересы и взгляды Пугачева его не волнуют.

Поведение в опасных ситуациях

У юношей разные характеры и принципы, поэтому отличается и их поведение во время опасностей. На дуэли Гринев проявил благородство и честность, а Швабрин заботился только о себе.

При аресте персонажи также вели себя по-разному. Петр держался уверенно и спокойно. Он знал, что ни в чем не виновен, поэтому не должен отстаивать свою правоту. Юноша ни разу не упоминал имя Маши, чтобы девушку не впутывать в неприятную ситуацию. Гринев даже во время опасности думал не о себе, а о дорогих ему людях. Хотя пострадала его репутация, честь Мироновой осталась незапятнанной.

Для Швабрина арест оказался настоящим ужасом. Он считал, что не заслуживает приговора, несмотря на все прошлые поступки. Молодой человек нервничал, вел себя беспокойно, так как волновался за свою жизнь. Ненависть к сопернику заставила его клеветать на Гринева. Швабрин сказал, что Петр — настоящий преступник. Хотя на самом деле его противник не был предателем и двуличным человеком, а остался верным своим принципам.

В сочинении во время сравнительной характеристики Швабрина и Гринева становится ясно, что у юношей были и общие черты. Оба офицера принадлежат к богатым дворянским родам, они получили хорошее образование и знают французский язык. Но Петр и Алексей строили свою судьбу по-разному.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Повесть «Капитанская дочка» А. С. Пушкина рассказывает о приключениях молодого дворянина Петра Андреевича Гринева во время его военной службы:

  • о его любви к дочери капитана крепости Маше Мироновой;
  • о его конфликтах с одним из сослуживцев – Швабриным;
  • о знакомстве и встречах с самым примечательным человеком своего времени Емельяном Пугачевым.

Приехав в Белогорскую крепость, располагавшуюся в Оренбургской губернии, Гринев познакомился со Швабриным на следующее утро.

Дружба и дуэль между Гриневым и Швабриным

Швабрин сам пришел к Гриневу, чтобы познакомиться с ним. Это был офицер, разжалованный из гвардии и сосланный в дальнюю крепость. Молодых людей дворянского сословия здесь больше не было, и Гринев быстро сошелся со Швабриным. Офицеров сближало происхождение, небольшая разница в возрасте, общность интересов, знание французского языка, на котором они обычно беседовали.

Но как покажет дальнейшее повествование, на этом сходство между Гриневым и Швабриным заканчивается, и начинаются противоположности, различия. Здесь мы попытаемся сделать сравнительную характеристику Гринева и Швабрина,  показать, как они вели себя, оказавшись в одинаковых условиях.

Пока Швабрин оставался единственным, относительно молодым человеком в крепости, он мог не бояться конкуренции и надеялся сломить упорство Маши и жениться на ней. Но появление Гринева его не на шутку испугало. Он понимал, что Петр Андреевич был моложе его и привлекательнее внешне. Поэтому он с первых же дней выставил Машу «совершенною дурочкою», создав во мнении молодого человека предубеждение против девушки. Но Маша не была таковой. В конце концов, она обратила на себя внимание Гринева, который стал все чаще разговаривать с нею, и пришел к выводу, что Маша – благоразумная и чувствительная барышня.

Когда Гринев написал свое стихотворение, упомянув в нем Машу, Швабрин испугался того, что любовь между Гриневым и Марьей Ивановной окажется взаимной. Он спровоцировал конфликт и вызвал Петра Андреевича на дуэль. Фактически, дуэль между Гриневым и Швабриным была из-за капитанской дочки, хотя формально, Швабрин сделал вид, что Петр Андреевич оскорбил его. Швабрин хотел, во что бы то ни стало избавиться от соперника. Но применял для этого низкие, недостойные звания дворянина методы. На дуэли Швабрин нанес удар Гриневу, воспользовавшись замешательством Петра Андреевича, когда того окликнул Савельич. Швабрину не удалось убить соперника. Тогда он написал письмо отцу Петра Андреевича, в котором сообщил о дуэли, исказив истинные причины. Он надеялся, что старый майор потребует перевода Петра из крепости. Но и этого не случилось. Правда, Швабрин бесстыдным доносом все-таки добился своего – старый Гринев не дал благословения на брак Петра Андреевича с Машей, и Маша отдалилась от молодого человека.

Гринев и Швабрин во время пугачевского бунта

Делая сравнительную характеристику Гринева и Швабина. Необходимо также разобрать, как они вели себе во время пугачевского бунта. Когда произошел захват крепости, Швабрин один из первых присягнул Пугачеву, забыв о своем дворянском долге и о чести. Бесчестие Швабрина, клятвоотступничество   до глубины души возмутило Гринева. Пугачев назначил Швабрина управлять Белогорской крепостью. Гринев, напротив,  несмотря на свою молодость, посчитал для себя ниже своего достоинства кланяться и тем более «целовать ручку» мужику. Для него дворянская честь,  верность долгу была превыше всего, о чем он и заявил Пугачеву.  Верность присяге и долгу, проявленные капитаном Мироновым и другими защитниками гарнизона, только укрепили дух молодого офицера.

Не сумев завоевать сердце девушки, Швабрин пытался склонить ее к замужеству силой. Но Маша никогда не любила этого человека, интуитивно чувствуя низость его души, столь проявившуюся во время пугачевского бунта. Петр с помощью Пугачева освободил и увез капитанскую дочку из крепости.

Когда бунт был подавлен, началось расследование и поиск виновных, Швабрин и здесь продемонстрировал низость своей души. Он прекрасно знал, что Гринев не примкнул к пугачевскому движению, но оговорил его, чтобы только разлучить с Машей и отомстить.

Надо заметить, что Гринев всегда вел себя достойно, как настоящий дворянин, даже когда общался с разбойником. Он пытался уговорить Пугачева прекратить мятеж и «прибегнуть к милосердию государыни». Петр Андреевич искренне верил в то, что Императрица помилует бунтовщиков, если те сложат оружие и повинятся перед Ее Величеством.

Таким образом, сравнение характеров  Гринева и Швабрина в повести «Капитанская дочка»  показывают честность, искренность Гринева и бесчестие Швабрина. И как бы Швабрин ни пытался испортить жизнь и карьеру Гриневу, правда оказалась сильнее.  Швабрин был наказан, а Гринев благодаря  заступничеству Маши перед Ее Величеством, был оправдан и прожил долгую счастливую жизнь.

</ul>

Перед Вами сочинение –рассуждение о взаимоотношениях двух главных героев произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Гринева и Швабрина. Кстати, на сайте есть краткое содержание этого произведения, а также другие сочинения по произведению «Капитанская дочка».

Гринев и Швабрин

Герои повести Пушкина Петр Гринев и Алексей Швабрин сразу же привлекают внимание читателя. С самого начала знакомства с ними выясняется, что общего у этих людей очень и очень мало. Впрочем, они оба молоды, дерзки, горячи, умны и, вдобавок ко всему, имеют дворянское происхождение. Судьба распорядилась таким образом, что оба они оказались в далекой крепости и оба влюбились в капитанскую дочку Машу Миронову. И именно в чувстве к Маше начинает проявляться различие между героями.

Еще до того, как Петр Гринев познакомился с Машей, Швабрин уже позаботился о том, чтобы представить ее потенциальному сопернику «совершенною дурочкою». Швабрин язвителен и насмешлив, он пытается осмеять все и всех вокруг себя. Именно поэтому Гриневу становится все труднее и труднее с ним общаться.

«С А. И. Швабриным, разумеется, виделся я каждый день; но час от часу беседа его становилась для меня менее приятною. Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне. Другого общества в крепости не было, но я другого и не желал».

Первая крупная ссора, которая привела к дуэли, вспыхнула между Швабриным и Гриневым именно из-за Маши. Швабрин вознамерился опорочить честное имя девушки, попытался показать ее в самом невыгодном свете. Ссора показала Гриневу истинное лицо его противника. И он уже совсем иначе оценивает своего недавнего собеседника, с которым до этого пребывал в самых дружеских отношениях.

Уже только потом Петр Гринев узнает, что, оказывается, Швабрин питает к Маше нежные чувства. Он даже сватался к капитанской дочке, правда, получил отказ. Только тогда Петр Гринев догадался, что на самом деле Швабрин специально хотел опорочить бедную девушку в его глазах. Швабрин опасался соперничества и делал все возможное, чтобы устранить препятствие в лице Гринева.

Читателю кажется удивительным, что такая простая девушка, как Маша Миронова, могла вызвать к себе интерес у Швабрина. Очевидно, скромное изящество, чуткость и нежность Маши показались Швабрину вполне достойными внимания. Отказ Маши ранит самолюбие Швабрина и делает невозможным продолжение с ней каких-либо отношений. Надо ли говорить, что счастливый влюбленный Петр Гринев быстро становится врагом Швабрина.

Швабрин не отличается благородством. Именно поэтому он легко совершает предательство и переходит на сторону Пугачева. Как был изумлен Петр Гринев, когда увидел Швабрина среди приближенных Пугачева.

О чем может свидетельствовать предательство дворянина? Прежде всего это означает, что слово «честь» — для него пустой звук. Швабрин боится расстаться с жизнью, и он готов на все ради своего спасения, поэтому и встает на сторону мятежников. И теперь забыта присяга, данная государыне, забыты все идеалы и традиции дворянства.

Гринев получил воспитание в семье отставного военного и сам стал офицером. Офицерская честь для него превыше всего. Поэтому, невзирая на смертельную опасность, Гринев не изменяет воинской присяге и осмеливается вступиться за осиротевшую Машу Миронову. Таким образом, соперники в любви оказываются по разные стороны баррикады.

Два офицера — Петр Гринев и Алексей Швабрин — ведут себя совершенно по-разному: первый следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге, второй с легкостью становится предателем. Гринев и Швабрин—носители двух принципиально разных мировоззрений. Именно такими их изображает автор повести «Капитанская дочка».

Надеюсь, это сочинение помогло вам разобраться в характерах Гринева и Швабрина, натолкнуло на мысли для собственного сочинения.

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/kharakteristika-shvabrina-i-grineva.html
  • https://poetpushkin.ru/proza/kapitanskaya-dochka/sravnenie-grineva-i-shvabrina.html
  • https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-grinev-i-shvabrin-po-povesti-a-s-pushkina-kapitanskaya-dochka/

«Береги честь смолоду» (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Оборудование урока:

мультимедийный проектор, экран, слайдовая презентация «Пушкин», раздаточный материал: таблица «Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина», словарные статьи слова «честь» по толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и по толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля.

Опережающие задания:

  1. Выяснить значение слова «честь».
  2. Мини-сочинение «Что значит слово «Честь» в моём понимании?»

Цели урока:

образовательные:

  • обобщить, систематизировать знания по образу Петра Гринёва;
  • проследить развитие характера Петра Андреевича;
  • обучение сравнительной характеристике героев;
  • познакомить с понятиями «долг» и «честь»;
  • дать понятие о преемственности пушкинских традиций в русской литературе;

развивающие:

  • развивать умение учащихся анализировать текст;

— развивать способности к умозаключениям;

  • развивать навыки работы со словарями;

воспитывающие:

  • воспитывать чувство чести и собственного достоинства, верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, самопожертвование;
  • включить учащихся в философский поиск;

— воспитывать любовь к художественным произведениям.

Словарная работа:

Честь, достоинство, присяга, верность слову, самопожертвование.

Ход урока.

   Береги честь смолоду.

                                 Пословица.

I. Оргмомент. Объявление темы урока, целей, эпиграфа.

–  Здравствуйте, садитесь.

– Сегодня мы с вами проводим урок, тема которого «Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина. Тема чести, мужества и благородства на примере развития характера Петра Гринёва». Откройте тетради по литературе и запишите сегодняшнюю дату и тему. В качестве эпиграфа нашего сегодняшнего урока я взяла пословицу «Береги честь смолоду», ставшей эпиграфом произведения Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка».

– На сегодняшнем уроке мы попытаемся обобщить, систематизировать знания по образу Петра Гринёва, в ходе работы увидеть те изменения, которые происходят в душе героя под влиянием встреч с разными людьми.

II. Вступительное слово учителя.

170 лет назад у А.С. Пушкина возник замысел повести… «Капитанская дочка» А. С. Пушкина закончена 19 октября 1836 года, за три месяца до трагической гибели поэта. Последнее большое произведение, писавшееся три года… Естественно, что нужно отнестись к нему внимательнее, пристальнее всмотреться в его героев, постараться понять его «сверхзадачу», его смысл.

В марте 1833 года, работая над историей пугачевского бунта, Пушкин среди архивных документов находит следственные материалы по делу молодого офицера, взятого в плен Пугачевым и помилованного им. Почти невероятные, но при этом достоверные события превосходили любой художественный вымысел.

Пушкин входит во все подробности судьбы офицера, уже любя его как своего героя.

Написание произведения Пушкин намечает на осень, но еще в начале августа пишет предисловие к нему. Это предисловие будет потом отвергнуто самим автором, и «Капитанская дочка» начнется сразу с первой главы.

Предисловие замечательно уже хотя бы тем, что в нем найдена та неповторимая интонация, которая составляет, быть может, главное обаяние «Капитанской дочки». Повесть о своей жизни отец рассказывает сыну, очевидно, мальчику лет десяти. «Любезный мой друг, Петруша!»- с этих слов начинается рассказ. Не назидательный урок, а домашнее предание.

Итак, в пятницу, 4 августа 1833 года Пушкин набрасывает черновик предисловия. Кажется, найдены верные определения действительно прекрасных качеств героев. Но Пушкину вдруг видится, что и отвращение к низкому, и страх причинить несчастье — это следствие каких-то более важных и всеобъемлющих качеств. 5 августа автор возвращается к рукописи и вносит правку: «…сохранишь в своем сердце… прекрасные качества, мною в тебе замеченные: доброту и благородство».

Предисловие становится благословением для героев, отправляющихся в дальнюю дорогу навстречу неизвестности. Их милые образы еще не легли на бумагу, но они уже поселились в душе. Пройдет еще много месяцев, прежде чем повесть тронется, как весенняя река. И тогда навсегда войдут в наше сердце капитанская дочка голубушка Маша Миронова, пылкий и отчаянный Петр Гринёв, неусыпно заботливый Архип Савельевич, которого поначалу, в черновиках, Пушкин звал Степаном.

И вечно  будут виднеться в метельной непогоде огоньки Белогорской крепости, где нас ждут добрые старики Мироновы. Где никто не боится        никаких «супостатов», но Иван Игнатьич для порядка чистит чугунную пушку… Окончив работу, старый поручик садится на пригреве, на прошлогоднюю жухлую траву и, улыбаясь, вглядывается в дорогу… «Счастливый путь и дай Бог вам!..»

Короткое предисловие к «Капитанской дочке» стоит того, чтобы о нем вспоминали не только литературоведы: в нем, кроме чисто художественных достоинств и подробностей, необходимых для понимания повести, таится еще что-то очень важное для нас, читателей. Очевидно, это нравственная твердость пушкинского рассказчика, уверенность в различении добра и зла.

III. Обсуждение прочитанного.

− Кто является рассказчиком в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»? (Пётр Андреевич Гринёв.)

− Каким предстаёт рассказчик в самом начале повествования? (Недорослем. Петруша Гринёв бездельничает, лазит на голубятню, с пренебрежением относится к учёбе. Его балует маменька. — Запомните описание этого героя, впоследствии в литературе мы встретим похожего героя в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» — образ Митрофанушки.

Молодой, неопытный и наивный, он страстно хочет повзрослеть, но для этого он часто выбирает не те способы: игра на бильярде, пьянство, дерзость с Савельичем. Но в душе он добр и стыдится плохих поступков, которые совершает по неопытности.)

− Одна из задач нашего сегодняшнего урока – проследить становление характера главного героя. Давайте вспомним, с чего началось взросление героя. Когда, с какого момента судьба Петруши переменилась? Какие события, люди повлияли на судьбу Гринёва. Вследствие чего из Петруши он становится Петром Андреевичем Гринёвым?

− Итак, когда, с какого момента судьба Петруши переменилась? (С того момента, когда отец решил отправить его на военную службу.)

− Какими словами напутствует отец сына, ставшими впоследствии ключевыми не только в данной повести, но и в литературе вообще? («Прощай, сын. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». – Тоже можно провести параллель с эпизодом из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», отъезд Андрея Болконского на войну.)

− Как вы понимаете слова отца? (Он говорит о долге, чести, благородстве, верности слову.)

− С чего начал Петруша свою самостоятельную жизнь? (С игры на бильярде, проигрыша Зурину ста рублей.)

− Почему путники попадают в буран, кто их спасает? (Из-за упрямства Петруши, юношеского максимализма. Спасает вожатый, который указывает дорогу.)

− Как отблагодарил Петруша своего спасителя? (Пожаловал ему заячий тулупчик.)

− Как отнёсся к поступкам Гринёва Савельич? (Был недоволен, возмущён убытком, ворчит и возражает; считал, что Петруша не отдаёт отчёта в своих поступках.)

− Как вы расцениваете поведение Петра Андреевича? (Неправильно повёл себя с Савельичем, но долг честного человека – отвечать за свои поступки, поэтому правильно поступил, что отдал долг Зурину, пожаловал тулупчик спасителю.)

− Запомните эти вехи становления Петра Гринёва. Чуть позже мы построим схему развития характера главного героя. А лучше понять Петрушу нам поможет другой герой повести. Как вы думаете, какой? (Верно, Алексей Иванович Швабрин.)

− Что вы узнаёте о Швабрине и от кого? (От Василисы Егоровны. Швабрин переведён в Белогорскую крепость за дуэль. Он стал причиной гибели человека.)

IV. Составление таблицы «Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина».

− Чтобы лучше понять характер главного героя, составим сравнительную таблицу поступков Гринёва и Швабрина, которую будем заполнять в ходе рассуждения. Давайте посмотрим, как поступки одного и другого соотносятся с понятиями чести, мужества и благородства.

− Что мы можем выделить общего у Гринёва и Швабрина? (Оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову.)

Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина

Общее. Оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову.

Разное.

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

1. Отношение к семье капитана Миронова

1) – Давайте начнём с того, что представляет собой эта крепость, такая ли она, какой представлял себе герой? Как проходила служба в крепости? Кто по-настоящему был в ней командиром? Какая атмосфера царила в семье капитана Миронова? В гарнизоне? (Белогорская крепость совсем не походила на крепость в полном смысле этого слова. Скорее всего, это была простая деревушка. Командиром можно назвать Василису Егоровну. В Белогорской крепости царит тёплая семейная атмосфера, солдаты и командиры с теплотой относятся друг к другу, нет официальщины. Вся крепость словно большая семья. Пётр полюбил этих людей, ничего другого себе не желая.)

— Как приняли Петрушу в семействе Мироновых? (Тепло, выказывали заботу.)

– Пушкин с теплотой и нежностью пишет об отношениях этих людей, и здесь проводится одна из самых дорогих Пушкину идей — мысль семейная. Обратите внимание на слова Фёдора Михайловича Достоевского: «У нас ведь всё от Пушкина». Почему Достоевский так сказал? Потому что в творчестве Пушкина заложены традиции, которые впоследствии получат развитие в русской литературе XIX века. В частности, мысль семейная станет одной из основных мыслей в творчестве Л.Н. Толстого, например, в романе-эпопее «Война и мир» (семьи Болконских, Ростовых).

– Кто из обитателей крепости резко выделяется из общего круга? Чем? (Алексей Иванович Швабрин. Он единственный из обитателей крепости говорит по-французски, его разговор остёр и занимателен. Он образован, служил в Петербурге в гвардии, переведён в Белогорскую крепость за дуэль.)

− Почему Швабрин, поначалу понравившийся Гринёву, постепенно стал вызывать у него неприятие? (Он плохо отзывается о семействе капитана Миронова, клевещет на Ивана Игнатьича, в плохом свете выставил Машу. Все эти люди стали дороги Гринёву, и ему неприятно было слушать о них плохое.)

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

1. Отношение к семье капитана Миронова

С симпатией и любовью, с дружеской улыбкой, искренне любит и считает своей семьёй.

Насмешливо, с издёвкой, распространяет клевету.

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

2. Поведение на поединке

2) – Из-за чего возникает дуэль? (Гринёв сочинил стихотворение, посвятив его Маше. Он выносит его на суд Швабрина,искренне считая его свои другом, ожидая похвалы. Но грязные намёки Швабрина взбесили Гринёва. Он вступился за честь девушки, так как ему это велел долг дворянина, рыцаря. Швабрин, пытаясь отвратить Гринёва от Маши, добивается прямо противоположного — Петруша взглянул на Машу по-новому. Разговор с Машей и её признание, что Швабрин сватался за неё, а она отказала, довершил дело — Пётр влюбился.)

− Как ведёт себя Гринёв во время дуэли? (Сражается честно, отважно, защищая честь девушки.)

− Как поступает Швабрин?  (Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича.)  

− Хочется отметить, что А.С. Пушкин не даёт развёрнутых характеристик своим героям, о характере мы можем судить по их поступкам.

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

2. Поведение на поединке

Сражается честно, отважно, защищая честь девушки.

Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича.

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

3. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами

3)– А теперь давайте посмотрим отрывок из кинофильма «Капитанская дочка». Обратите внимание на то, как ведут себя Гринёв и Швабрин.

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

3. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами

Отказывается принести присягу самозванцу. Готов мужественно умереть. Отказывается целовать Пугачёву руку.

Становится на сторону бунтовщиков, нарушает военную присягу.

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

4. Отношение к Маше Мироновой

4) – После ранения Маша ухаживает за Гринёвым, что ещё больше сближает их. Что собирается предпринять Гринёв? (Написать письмо родителям, испросить их благословения на брак с Машей.)

– Какой ответ они получают? (Отказ.)

– Как ведёт себя Маша? Готова ли она бороться за свою любовь? (Нет. Считает, что брак не принесёт им ничего хорошего без родительского благословения. Готова расстаться с Петрушей.)

– Как относится к Маше Швабрин? (Описывает Машу «совершенною дурочкою», клевещет на неё. С приходом Пугачёва держит взаперти, морит голодом. И в последний момент выдаёт Пугачёву.)

– Как ведёт себя Гринёв после подавления бунта на следствии? (Не называет её имя на следствии, не желая впутывать Машу в разбирательство.)

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

4. Отношение к Маше Мироновой

Любит её, но даёт свободу выбора, уважает её решение, ни к чему не принуждает. Готов бороться за любовь. Готов отдать жизнь за неё. Рискует собой, спасая её из лагеря пугачёвцев. Наконец, не называет её имя на следствии, не желая впутывать Машу в разбирательство.

Описывает Машу «совершенною дурочкою», клевещет на неё. Держит взаперти, морит голодом. И в последний момент выдаёт Пугачёву.

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

5. Поведение с Пугачёвым

Держится смело, честно, искренне отвечая на опасные вопросы. Ведёт себя достойно дворянина и человека.

Унижается, выкручивается, ползает в ногах у Пугачёва, вымаливая прощение.

5) – Как ведёт себя с Пугачёвым Гринёв? (Гринев отказывается от присяги самозванцу: «Слушай, скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленый: ты сам увидел бы, что я лукавствую. Я придворный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург».

Благородный Гринев честно признается, что не считает Пугачева царем. А Пугачев – самозванец очень грозно заявил: «Я великий государь… Так ты не веришь, что я был государь Петр Федорович?» Хотя разбойник и сам не верит, по мнению автора, в успех своего предприятия: это подтверждает и калмыцкая сказка об орле: «Лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!» До этого он говорит: «Улица моя тесна; воли мне мало… при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою». Нам кажется, Пушкин с сочувствием относится к Пугачеву, человеку, который обманывает людей, но сам это понимает и еще очень нетерпим к лжецам: «И ты смел меня обманывать! Знаешь ли ты, бездельник, чего ты достоин?» — говорит он Швабрину.)

– Как ведёт себя с Пугачёвым Швабрин? (Это человек, для которого не существует понятий честь и достоинство. Он полон тщеславия, малодушия. Для него нет ничего святого. Оговаривает Гринева: обвиняет его в сотрудничестве с Пугачевым, в предательстве. Сам нарушает присягу и переходит на сторону Пугачева в Белогорской крепости, к измене Швабрин готовился заранее: сразу же после приступа мы видим его обстриженного в кружок и в казацком кафтане.)

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

5. Поведение с Пугачёвым

Держится смело, честно, искренне отвечая на опасные вопросы. Ведёт себя достойно дворянина и человека.

Унижается, выкручивается, ползает в ногах у Пугачёва, вымаливая прощение.

В жизни каждого человека бывает пересечение двух дорог, и на перепутье лежит камень с надписью: «С честью пойдёшь по жизни – умрёшь. Против чести пойдёшь – жив будешь». Антигерой Пушкина уже сделал свой выбор. Именно во время Пугачёвского бунта проявились низость чувств, бесчестие, духовный нигилизм Швабрина.

– Какой же вывод мы можем сделать? (Гринёв и Швабрин – антиподы.)

V. Составление схемы взросления главного героя.

− А теперь давайте в тетрадях вычертим схему взросления главного героя.

− Как вы думаете, с какой отправной точки надо начать? (Уплата долга за проигрыш, далее – благодарность за спасение).

6) Самопожертвование ради доброго имени Маши Мироновой.

5) Рискует жизнью ради спасения Маши, не оставляет в беде Савельича.

4) Отказ присягнуть бунтовщику.

3) Поединок за честь девушки.

2) Благодарность за спасение.

1) Уплата долга за проигрыш.

– Итак, мы видим, что характер Гринёва дан в развитии. И снова мы обращаемся к словам Ф.М. Достоевского: «У нас ведь всё от Пушкина». Традиция изображения героя в развитии получила мощнейшее продолжение в русской литературе. Герои Л.Н. Толстого, с которыми мы ещё встретимся, изображены писателем как вечно ищущие свой путь, неуспокоенные. Это Андрей Болконский, Пьер Безухов. Именно такие стали любимейшими героями читателей. И напротив, желая показать всю низость души кого-либо, Толстой подчёркивал неподвижность, отсутствие духовного развития героя. В этом мы видим продолжение пушкинских традиций.

VI. Понятие чести. Работа со словарями.

− На сегодняшнем уроке мы достаточно часто употребляем слово «честь». Оно в эпиграфе, встречается в нашем разговоре. Как же поначалу понимает слово “честь” юный Петруша Гринёв? Для того чтобы нам в этом разобраться, выясним значение этого слова по словарю С.И. Ожегова и словарю В.И. Даля. (Опережающее задание было дано учащимся заранее. Они выясняли значение слова по словарям.)

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова:

1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его принципы. Дело чести, долг чести.

2. Хорошая незапятнанная репутация, доброе имя. Честь семьи, честь мундира.

3. Целомудрие, непорочность. Девичья честь.

4. Почёт, уважение. Воздать честь.

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля:

1. Внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души, чистая совесть.

2. Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое.

3. Высокое звание, чин.

4. Внешнее доказательство отличия, признак превосходства.

5. Оказание почтения, почёта.

– В каких значениях понимает Петруша слово “честь” в начале романа? (В четвёртом значении у Ожегова и во втором, третьем, четвёртом, пятом у Даля.)

− Мы видим, что такое понятие, как честь, Петруша Гринёв воспринимает поверхностно, оно ещё у него не сформировано.

− А в конце повествования? (Пётр Андреевич Гринёв вполне сформировавшаяся личность с устойчивыми понятиями и представлениями о чести, благородстве, мужестве.)

VII. Опрос домашнего задания.

− А что в вашем понимании значит «честь»? (Домашнее задание предыдущего урока. Ответы учащихся.)

VIII. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока.

− Алексей Иванович Швабрин – полная противоположность Петра Андреевича Гринева. Гринев во имя спасения другого человека солжет, но в остальных случаях, если даже ему невыгодно или даже опасно быть честным, против чести не пойдет. Когда Петруша проиграл сто рублей Зурину, «экономный» Савельич посоветовал Гриневу солгать: «Напиши этому разбойнику, что у нас и денег-то таких не водится». Но Гринев отказывается от такого совета: «Полно врать…» И всегда между честью и обманом выбирает честь и достоинство. Честь свою молодой офицер не запятнал даже в тех случаях, когда за нее легко можно было поплатиться головой.

На сегодняшнем уроке мы вместе с персонажами повести А.С. Пушкина приходим к выводу, что самое главное для человека во всех жизненных обстоятельствах — сохранять доброту и благородство. Не зря эпиграфом к своей повести автор взял русскую пословицу «Береги честь смолоду!». Вы доказали, что благородство Гринёва проявилось в выполнении долга, в его честности и преданности, в уважении к любимой девушке, в ответственности за её судьбу, в чувстве собственного достоинства.

И вся повесть, как исповедь, обращена к новому поколению, в ней рассказчик сознаётся в своих грехах и отдаёт себя на суд людской.

А.С. Пушкин-прозаик, Пушкин-психолог побуждает нас поразмыслить над такими вопросами, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, самопожертвование, чувство чести и собственного достоинства. Я думаю, что после этого урока вы тоже задумаетесь над этими понятиями. Мне очень хочется верить, что когда вы вырастете, то будете людьми чести, долга, исполненными чувством собственного достоинства.

«Капитанская дочка» учит нас умению вникать в пережитое нами самими, в достоинства собственной судьбы — такой, как она сложилась.

Русский мыслитель В. Розанов говорил: «Любите свою сказку. Сказку своей жизни. Жизнь каждого есть сказка, один раз рассказанная в этом мире».

IX. Домашнее задание.

Подготовить сообщения по группам:

1 группа – «Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка».

2 группа – «Отношение автора к народной войне».

3 группа – «Отношение рассказчика к народной войне».

  • План сочинения тарас бульба народный герой 7 класс
  • План сочинения рассуждения для огэ
  • План сочинения рассуждения по высказыванию
  • План сочинения про школу
  • План сочинения продолжение романа дубровский