План сочинения рассуждения по литературе 10 класс

Многомудрый литрекон предлагает вам итоговое сочинение на тему: с какими литературными героями вы ассоциируете себя и почему? здесь вы найдете

Многомудрый Литрекон предлагает Вам итоговое сочинение на тему: С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему? Здесь Вы найдете два варианта: для девочек и для мальчиков. Приятного просвещения!

Вариант 1: для девочек

(382 слова) Мы всегда ассоциируем себя с теми героями, которые живут в похожих обстоятельствах и испытывают те же эмоции, что и мы. Поэтому я чаще всего сопоставляю себя с теми, кто близок мне по происхождению, возрасту и мировоззрению. Такими персонажами населена проза А.П. Чехова — одного из моих самых любимых авторов.

Так, в рассказе «Ионыч» я ассоциирую себя с Котиком — представительницей среднего класса из интеллигентной семьи. Катерина мне близка своей амбициозностью, насмешливостью и склонностью к творчеству. Она умна, независима и самоуверенна. Кате чуждо обывательское общество ее родного городка, поэтому она стремится его покинуть, чтобы получить образование и состояться в карьере. Чувства Дмитрия она не разделяет, потому что они фальшивые. Автор не зря говорит о том, как герой подумал о солидном приданом девушки, когда планировал свои ухаживания. То есть ему изначально была интересна не столько Катерина, сколько ее материальное положение и высокий статус семьи. А вот самой Кате финансовые перспективы были не столь важны. Она не хотела паразитировать на муже. Напротив, героиня грезила о собственных достижениях и победах. Несмотря на то, что ей не удалось стать профессиональным музыкантом, мне нравится то, что она хотя бы попыталась это сделать. Именно такой сильной и уверенной я вижу себя перед поступлением в вуз.

Также я не могу не вспомнить рассказ «Невеста». Я ассоциирую себя с Надеждой — смелой и решительной девушкой, которая смогла изменить свою судьбу к лучшему. В отличие от многих героев русской литературы, которые лишь страдали и терпели, Надя сделала все для того, чтобы реализовать свои мечты. Она сбежала из отчего дома накануне свадьбы, которую спланировали ее родственники. Ей хватило храбрости и находчивости, чтобы вовремя одуматься и не позволить другим людям сломать себе жизнь. Она уехала в большой город, чтобы получить высшее образование и найти призвание по душе. В отличие от своего жениха, она жаждала трудиться и стать полезным членом общества, а не паразитом на ренте. Мне близки планы и желания Нади, мне импонируют качества ее решительного и сильного характера. Я бы хотела стать такой же отважной и уверенной в себе.

Таким образом, я ассоциирую себя с героинями, которые хотят добиться в жизни большего и превзойти все ожидания окружающих. Для этого мне нужно упорно трудиться и многому научиться, но я готова к испытаниям и лишениям ради мечты. Мои грезы — это непрерывное саморазвитие, которое позволит мне стать лучшей версией себя и направить свою судьбу к самым высоким достижениям.

Вариант 2: для мальчиков

(428 слов) Человек всегда оценивает персонажа по себе и ищет того автора, который создает героев ему под стать. Для меня это М.А. Булгаков. Население его романов и повестей всегда радует глаз разнообразием типажей и характеров. Там можно найти тех, с кого захочется взять пример. Некоторые цитаты литературных персонажей дополняют мой лексикон и позволяют лучше разобраться в жизни. Конечно, я ассоциирую себя с умными и опытными героями книг Булгакова.

Например, мне всегда нравился профессор Преображенский. Я ассоциирую себя с ним, несмотря на то, что у нас большая разница в возрасте. Но мне близко его мировоззрение. Я тоже считаю, что разруха в клозетах начинается вовсе не в этом месте, а в головах людей, которые за собой не убирают и охотно мирятся с грязью. Причину экономического отставания страны или конкретного человека я вижу в нежелании работать, а не в «старухе с клюкой», которую так высмеивал Филипп Филиппович. Естественно, что пение хором никак не способствует обогащению, если мы занимаемся этим вместо работы. Кроме того, я — пацифист, поэтому полностью согласен с утверждением героя: «На человека и на животное можно действовать только внушением». Действительно, «драть никого нельзя», что бы ни случилось. Только воспитание и перевоспитание помогают исправить личность и излечить общественные пороки. На основе мировоззренческого сходства я могу сопоставить себя с этим персонажем, что для меня крайне лестно.

Также мне вспоминается роман «Мастер и Маргарита». Я ассоциирую себя с Воландом, потому что его взгляды во многом схожи с моими. Я, например, часто привожу в пример его рассуждения о тени шпаги. Зла не было бы только в одном случае — если бы мир был пуст, если бы в нем никого не было. Каждая вещь отбрасывает тень, так и каждый человек имеет темные стороны, не освещенные светом, но окрашенные в черный цвет лишь наличием добра в нем же. Кроме того, я часто повторяю мою любимую цитату: «Мы вас испытывали, никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!». Я считаю, что в любой ситуации личность должна сохранять самоуважение и гордость, а потому все просьбы излишни. Достойному человеку и так предложат, а недостойному нечего унижаться. Эти жизненные мудрости помогают разобраться в сложных жизненных вопросах и выработать свой кодекс чести. Сопоставляя себя с Воландом, я понимаю, как мне стоило бы поступить в том или ином случае.

Таким образом, мне близки по мировоззрению циничные и рациональные интеллектуалы, которые выше всего ставят ум, честь и порядочность человека. У них высокие моральные и профессиональные стандарты, по которым они оценивают всех людей. Эти ориентиры помогают мне навести порядок в голове и стремиться к истинным ценностям, не позволяя «квартирному вопросу» затуманить разум.

(755 слов) Одним из грандиозных произведений мировой литературы является роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир», получивший славу и признание не только в России, но и зарубежом. Книга отображает целую историческую эпоху, значимую для великой страны. Писатель рассказал о жизни и судьбе простого русского народа в период кровопролитных войн с Наполеоном. В романе-эпопее автором поднято множество важных проблем, одной из главных является поиск смысла жизни. Раскрытие этой проблемы мы можем наблюдать в биографии Пьера Безухова. Этому герою пришлось пройти немало испытаний, чтобы обрести предназначение. Рассмотрим, в чем заключался путь духовных исканий Безухова.

Безухов является одним из любимых персонажей Льва Николаевича Толстого. Читатель с особым удовольствием наблюдает за тем, как Пьер из наивного юноши превращается в мудрого мужчину. При этом мы видим и ошибки героя, изменение его жизненных ориентиров. Толстой не идеализирует его образ. Писатель очень честно и правдоподобно описывает не только положительные качества своего героя, но и его отрицательные черты. Именно благодаря этому перед читателем предстаёт живой образ Пьера Безухова. 

Внешность Пьера Безухова одновременно вызывает у читателей недоумение: он толст, неуклюж, носит очки, но обладает медвежьей силой при весьма робком характере. Герой не может вести себя правильно в светском обществе. Он не умеет хитрить и льстить, ведь массивная фигура героя скрывает благородную и честную душу.

Незаконнорожденный сын богатого вельможи становится одним из претендентов на миллионное наследство. Образование герой получил за границей, поэтому в русских реалиях совсем не ориентируется. Вернувшись на Родину, Безухов не может твёрдо определиться со своим жизненным предназначением. Пьер не ожидал такого наследства, и оно ему доставляет немало хлопот. Что делать с такими деньгами? Для всех ответ очевиден, но Пьера он не устаивает. Он видит сущность светской молодёжи, которая тратит капитал на пустые развлечения. Персонаж не получает истинного удовлетворения от такой жизни. Лишь Андрею Болконскому Пьер открывает свою душу. Князь желает предостеречь своего друга от ошибок, однако Безухов твёрдо решил идти собственной дорогой. Одной из главных ошибок Пьера Безухова является его увлечение, а затем и женитьба на красавице Элен Курагиной. Доверчивый юноша стал легкой добычей алчной семьи Курагиных. Ослепленной красотой девушки, Пьер делает предложение, но после женитьбы осознаёт, что он нужен супруге только ради денег. Безухов разочаровывается в семейной жизни и разрывает отношения с Элен. 

Пьер Безухов продолжает путь идейных исканий. Персонаж всерьёз увлекается масонством. Безухов желает приносить добро людям, а также трудиться на благо общества. Несмотря на то, что его желания были самыми благородными, Пьер снова совершает ошибку и становится на ложный путь. Он берётся за строительство бесплатных больниц и школ, стремится облегчить судьбу крепостных. Однако его повсюду обманывают, и от его благодеяний становится только хуже, ведь практических навыков и знаний барину не хватает. А в масонской ложе героя постигают сплошные разочарования. Ведь представители «братства» преследуют корыстные цели, им нет дела до благополучия других. Герой осознает, что оказался в жизненном тупике. Ведь у персонажа нет ни семьи, ни любви, ни цели в жизни. 

На путь духовных исканий героя возвращает благородный патриотический порыв. Из-за событий Отечественной войны все личные проблемы героя ушли на второй план. Пьер Безухов переживает за судьбу своей страны и выделяет средства на формирование и обмундирование русской армии. Кроме того, во время Бородинской битвы Пьер оказывается в самом центре событий. Безухов желает убить французского императора Наполеона, чтобы навсегда освободить страну от захватчиков. Однако и здесь герой совершает ошибку. Патриотический порыв персонажа приводит к его аресту и плену. 

Период, проведённый Безуховым в неволе, становится одним из важных этапов жизни героя. Несмотря на то, что Безухов лишился свободы и комфорта, он не чувствует себя несчастным человеком. Он получает истинное наслаждение от удовлетворения простых человеческих потребностей и очищается от лени, материальной зависимости и психологических зажимов. Благодаря Платону Каратаеву Безухов вступил на путь простой и понятной жизни. Мировоззрение Платона оказалось близким Пьеру Безухову. Благодаря общению с этим человеком Безухов стал более мудрым и опытным, приблизился к народу. Правильная дорога жизни вела к всеобщему процветанию, которое достигается благодаря деятельной доброте и любви к людям.

Когда персонаж освободился из плена, он ощутил себя совсем другим человеком. Пьер Безухов стал прекрасно разбираться в людях и понял себя самого. Робкий, безвольный, слабый юноша превращается в сильного и мудрого мужчину. Герой делает предложение Наташе Ростовой. Пьер осознает, что именно эту девушку он любил всю свою жизнь. Искренняя, естественная и преданная женщина смогла создать для него те условия, в которых он мог созидать. В браке Пьер Безухов смог найти себя. Герой стал примерным семьянином. Он увлёкся общественной деятельностью. Теперь Пьер Безухов направляет свой ум и честность на пользу обществу. 

Таким образом, автор очень подробно описал жизненный путь Пьера Безухова, чтобы показать каждому из нас путь к предназначению и духовному росту. Герой был вынужден пройти все испытания, чтобы обрести истинное счастье и самодостаточность. 

Автор: Виктория Комарова

На чтение 6 мин. Опубликовано

Что такое сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение состоит из ваших мыслей, гипотез, высказываний, которых затем следует доказать. Последний этап написания сочинения-рассуждения – обобщение.

В ЕГЭ будет дан текст, в котором изначально необходимо выделить проблему, а затем подтвердить ее примерами из литературы, истории, кино, жизни. После аргументации обязательно пишется заключение.

В ОГЭ также дается текст. После него, на выбор будут предложены три темы, касающиеся данного текста. Каждая тема отличается требованиями к ученику: в одной проверяются знания грамматики, в другой – знания терминов, означающих какие-либо чувства, моральные качества, оценка духовности ученика и т.д.

765688.jpg

Схема написания сочинения-рассуждения по русскому языку.

Алгоритм написания сочинения

  1. Перед написанием сочинения убедитесь, что хорошо знаете материал и можете развернуто раскрыть предложенную тему с помощью литературных произведений.
  2. Если вы определились с темой сочинения, то можете приступать к написанию плана. Он может быть простым или сложным. Главное, чтобы каждый пункт выражал доказательство вашей точки зрения или раскрывал основную тему сочинения.
  3. При необходимости после плана можно написать тезисы или ключевые моменты той или иной книги, которые ещё шире раскроют выбранную тему.
  4. Лучше всего сначала написать сочинение на черновик. Там вы можете спокойно исправить ошибки или недочёты и внести необходимые правки в материал.
  5. После написания чернового варианта сочинения перечитайте его и убедитесь, что полностью раскрыли тему, учли все пункты плана и подобрали верные/точные литературные примеры.
  6. Затем можете переписывать сочинения на чистовик. Но не забудьте, что материал нужно перепроверить, дабы избежать ошибок и неточностей!

План сочинения

Структура и композиция сочинения — это памятка, необходимая в работе над эссе. Ее желательно выучить, чтобы на месте спокойно работать по давно знакомому плану. Важно помнить, что необязательно начинать со вступления, можно накидать основную часть и отталкиваться от нее, чтобы все части работы были логически обоснованы и связаны.

  1. Эпиграф. Это не обязательно, но может добавить баллов. Нужно подобрать точную цитату из произведения, чтобы она была логически связана с содержанием работы. Если не уверены в точности формулировки или в ее смысловой нагрузке, не пишите эпиграф (он оформляется без кавычек, Ф. И. О. писателя без скобок. Если цитируете стихи, оформляйте их в столбик также без кавычек).
  2. Вступление ‑ в самом начале сочинения можно рассказать об истории создания книги, соответствующей культурной эпохе или об авторе. Также необходимо логически подвести мысль к рассуждению на выбранную тему, сформулировать вопрос, от которого вы будете отталкиваться в последующих частях. Важно указать, какая именно проблема есть в тексте, и над чем именно задумывается сам автор. Самыми популярными «вступлениями» можно назвать риторический вопрос (Что же хотел сказать Булгаков между строк?) или цитату из опорного произведения (книги, которую вы используете в качестве источника аргументов). Однако второй вариант сложнее, ведь цитату легко переврать, да и у жюри могут возникнуть сомнения в вашей честности (А не списал ли он часом?).
  3. Основная часть. В этом разделе текста вы указываете, какое место проблема занимает в самом тексте, её значение в современном обществе. Для солидности можете указать мнение писателя насчет той или иной проблемы. Самое главное ‑ это точная передача его мысли. Собственное мнение тоже необходимо, хотя бы на уровне согласия или несогласия с точкой зрения автора. Но помните, что отрицать ее нужно, опираясь на что-то, и критика авторской позиции значительно сложнее. Хотя бы потому, что писатели в таких текстах транслируют базовые истины, которые принято разделять хотя бы на словах. Бывает, что умный ученик получает меньше баллов, чем посредственный, только потому, что он отстаивал свои убеждения, запутал проверяющего волной эмоциональных выпадов против автора и настроил учителя против себя. Но основа этого раздела — это, разумеется, литературные аргументы. В пример вы приводите только те произведения, в которых есть похожая проблема. При необходимости можно кратко пересказать содержание, но самое важное — логически обосновать, как ваш аргумент связан с темой сочинения.
  4. Заключение ‑ обобщение всего вышесказанного. Это то же вступление, но там вы задавали вопрос, теперь самое время дать ответ. Вы должны подытожить ваши рассуждения, излагая те же мысли, что и вначале, но другими словами.

Важно помнить, что в сочинении по литературе большое внимание уделяется терминологии. Для высокого балла текст должен иметь как минимум 5 терминов (например, роман, автор, герой/героиня, завязка, эпитет, сравнение и т.п.)!

Виды эссе по английскому языку

Также существуют три типа эссе в английском языке, каждый из которых имеет свои нюансы и правила, о которых вы сейчас узнаете:

  1. Эссе за и против. (For and against essay) В таких сочинениях нужно привести аргументы «за» или «против» какого-либо явления. При этом особенностью и сложностью такого эссе является то, что нужно придерживаться нейтралитета и смотреть на какой-либо явление с двух сторон. Однако, выразить своё мнение по отношению к теме вы можете в заключении.
  2. Эссе-мнение. (Opin­ion essay) В этом сочинение необходимо выразить своё мнение касательно какой-либо темы. Однако, рассматривать тему нужно с разных сторон и под разными углами, при этом нужно объяснить почему вы не согласны с взглядом с другой стороны, а придерживаетесь своего мнения. В заключении важно окончательно сформулировать свою точку зрения.
  3. Эссе предложение решение проблемы. (Sug­gest­ing solu­tion to prob­lem essay) В этом случае необходимо рассмотреть какую-либо проблему и предложить пути её решения. В введении обычно указываю саму проблему и её причины или последствия. В основной части уже нужно предлагать решения и аргументировать их эффективность. В заключении подвести итоги.

Структура эссе по английскому языку

Как в русском языке, так и в английском языке сочинение состоит из трех частей: введения, основной части и заключения. Однако, каждая из частей имеет свои нюансы и правила.

  • Введение (Intro­duc­tion):

В введении задачей автора эссе является рассказать читателю, о чем это сочинение. Сделать это можно перефразировав название сочинения или тезис (если таковой имеется), или задавая риторические вопросы. Чаще используется первый вариант. Обычно введение состоит из 3–5 предложений.

  • Основная часть (The Main Body):

В основной части главной задачей автора является представить свои идеи и аргументы в пользу или против тезиса. Обязательным в основной части является использование примеров: из литературы, из новостей или из личного опыта. Основная часть эссе занимает его большую часть, так как в нем рассказывается все и обо всем.

  • Заключение (Con­clu­sion):

В заключении автор сочинения должен сделать выводы и подвести итог или высказать своё мнение. Сделать это можно также перефразировав тезис (но это должно также отличаться от введения), суммировав аргументы или призвав читателя к действию. Объем заключения должен быть примерно таким же, как и объем введения.

Сочинение: Согласны ли вы с мнением И. Фридмана: «Сладчайшая месть – это прощение»?

(477 слов) Иногда неудачи, возникающие в нашей жизни, происходят не из-за нашей лени или несобранности, просто руку к ним прикладывает кто-то извне, завистник или даже враг. Когда правда выходит наружу, первая мысль, посещающая, наверное, каждого, наполнена жаждой мести. Но остыв, человек понимает, что лучше эту ситуацию отпустить, а виновника бед простить. Правильно ли это? Думаю, да, и с мнением И. Фридмана о том, что «сладчайшая месть – это прощение», я полностью согласна, ведь чем быстрее мы абстрагируемся от пережитого негатива и забудем о нем, тем лучше и счастливее мы будем чувствовать себя в дальнейшем. А вот если мы начнем вынашивать планы мести, то и нервы наши будут напряжены, и нанесенная обида раздуется до грандиозных масштабов, ведь будет напоминать о себе ежечасно. Чтобы аргументировать свою позицию, приведу примеры из книг.

Например, Татьяна из «Евгения Онегина» А. Пушкина, поступила очень мудро, когда в ответ на отказ Онегина от её чувств не стала устраивать сцен и плести интриги против человека, который задел ее гордость. Она «отпустила» всё это и продолжила жить дальше. Как всем известно, под конец романа в стихах Евгений понимает, что влюблён в Татьяну, но она уже замужем, так что его попытки завоевать даму остаются тщетными. Сама того не осознавая, героиня отомстила Онегину. Своим прощением и успокоением она поднялась над ним, а мужчина, оказавшись на месте Татьяны, понял, какую боль девушка испытывала из-за него. Отказав Евгению, она расстроилась, ведь по-настоящему его любила, но в то же время ощущение от своей нравственной стойкости и чистоты наполнило ее сердце отрадой. Таким образом, в этой истории прощение действительно выступило как сладчайшая месть, ведь женщина не испытала никакого негатива и стыда, а обидчик, пусть и невольный, получил по заслугам, пусть и от самой судьбы.

В произведении А. С. Пушкина «Выстрел» Сильвио простил своего обидчика, увидев его замешательство и робость на поединке. Когда-то давно граф оскорбил героя, а во время сатисфакции осмелился поедать черешню и выплевывать косточки в соперника. Это равнодушие задело оппонента еще сильнее, и он решил перенести дату выяснения отношений, оставив право выстрела за собой. Герой дождался, пока дворянин найдет любовь и начнет дорожить своей жизнью. Тогда он пришел и потребовал у него новой дуэли. Граф промахнулся, и тогда на его лице отразились страх и сожаление. Увидев его в таком состоянии, Сильвио был удовлетворен. Он простил врага и ушел от него довольным и спокойным. Его местью было прощение, и от него он получил сладчайшее ощущение собственного превосходства. Ничто иное не могло так его порадовать, как эта сцена.

Обычно, когда нам «вставляют палки в колёса», люди пытаются спровоцировать нас на эмоции и опустить тем самым до своего уровня. Чтобы не дать им насладиться моментом и не упасть в своих глазах, необходимо выбрать прощение, и тогда разочарование и замешательство обидчика станет лучшей наградой. Отпустив обиду, человек останется самим собой, а злодей, не добившись желаемого результата, так и будет прозябать на своем дне в одиночестве. Понимание этого обстоятельства обеспечит «сладость» такой красивой и гуманной «мести», как прощение.

Согласны ли вы с мнением И. Фридмана: «Сладчайшая месть – это прощение»? Сочинение ЕГЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерное сочинение ученицы по направлению «Месть и великодушие». В данной работе приведены два примера из художественной литературы. раскрывающих данное направление.

Просмотр содержимого документа
«Согласны ли вы с мнением И. Фридмана: «Сладчайшая месть – это прощение»? Сочинение ЕГЭ»

Согласны ли вы с мнением И. Фридмана: «Сладчайшая месть – это прощение»?

Довольно часто люди причиняют боль друг другу ,пытаясь отомстить и дать прочувствовать человеку все те страдания, которые испытали сами. Тем не менее, находятся и такие, кто считает, что сладчайшей местью является обыкновенное прощение .Тут стоит задуматься ,а так ли оно есть на самом деле?

О проблеме прощения, как сладчайшей мести, написано немало в художественной литературе.

Аргументом может послужить пример из произведения Пушкина «Выстрел», где Сильвио не стал убивать обидчика в тот момент, когда противник так пренебрежительно отнёсся к дуэли. Главный герой произведения дождался момента, когда у графа появились ценности в жизни, которыми он дорожил. И именно после венчания обидчика, Сильвио заявился в дом к молодым, чтобы напомнить графу о не сделанном когда-то выстреле , который он и намерен осуществить.

Но Сильвио, насладившись тем, что граф испугался, а его жена упала в обморок, сделал выстрел в картину. Так он не убил своего обидчика физически, но уничтожил его морально своим прощением. Таким образом Сильвио осуществил свою месть.

Этот пример можно назвать сладкой местью, ибо здесь прекрасно показано , что Сильвио простил графа и проучил за его гордыню.. Он не стал портить жизнь ни себе, ни обидчику, поэтому я согласна с мнением И. Фридмана: «Сладчайшая месть- это прощение ».

Но ситуации бывают разные, и не всегда врага стоит прощать. Нельзя путать понятия «прощение и всепрощение». Допустим, если человек обидел не только вас, но ваших родных и близких людей. То как тогда поступить ?

Приведем в пример рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль», где говорится о том, как пожилая южанка повествует путнику три истории, а тот внимательно наблюдает за ней, дополняя ее слова своими впечатлениями. Так вот, — в первом мифе речь идет о жестоком и надменном сыне орла и похищенной красавицы — Ларре. После многих лет Ларра возвращается к людям, но презирает их законы, убивает дочь старейшины за отказ от его любви. И каковы же были действия жителей деревни? Вместо того ,чтобы наказать юношу за его гордыню смертью, они этого не делают. Люди его прощают…Но как?! Они обрекают Ларру на вечное одиночество и бессмертие! Это ли не жестокое страдание от прощения?!

Тем самым миф преподносит нам иную сторону великодушия ,ведь не всегда прощение бывает гуманным , но тем же самым месть остается сладкой.

Подводя итог, я хочу сказать , что совершая месть, человек просто уподобляется тем, кто ему причинял боль .Прощая недоброжелателей, человек превосходит его. Становится выше,

заранее избавляя себя от предстоящего возмездия. Ведь месть ,как камень , с каждым разом ложится на душу человека, и носить этот груз с годами становится тяжелее.

Сочинение на тему «Сладчайшая месть – это прощение» И. Фридман

s0360729

Сочинение 2018-2019. Направления ФИПИ. Темы. Список литературы. Аргументы

Инструкция: Как написать итоговое сочинение? Примеры, темы, аргументы и произведения

Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку 2019 года

План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2019 шаблон

Комментарий к сочинению по Русскому языку ЕГЭ 2019

Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку 2019 шаблон

Данное итоговое сочинение — рассуждение по литературе поможет вашему ученику, который учится в 11 классе, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2019 года в школе. Здесь размещены уникальные примеры сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения.

2018-2019 учебный год. ФИПИ. ФГОС. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных русских и зарубежных авторов.

Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, почитать и бесплатно скачать примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык. Здесь можно легко понять как правильно писать декабрьское сочинение в школе. Экзамен по сочинению пройдет 5 декабря 2018 года.

Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения № 1 по теме: Согласны ли вы с мнением И. Фридмана: «Сладчайшая месть – это прощение»

Ну если вы его относительно чего то достигли и нет никаких шероховатостей и вы все знаете, то тогда все выглядит уже по сути как одностороннее движения, так как аргументов относительно чего то против, вы уже в своей голове не имеете.

Правда пока вы его достигаете, все похоже на двустороннее движение, так как аргументы с которыми вы не согласны, обязательно будут идти в вашу сторону и менять ваше сознание. Что касается взаимопонимания между людьми, то там да, все очень похоже на двустороннее движение, потому что всегда приходится идти на компромис и учитывать то, что идет поперек твоего личностного мнения. Я согласна с тем, что взаимопонимание — это улица как раз с этим — двусторонним движением.

А понимание может быть и только с одной стороны, родители могут понимать детей, а они родителей — нет. Один человек может прекрасно разбираться в людях, буквально видеть людей насквозь, а другой не понимает даже самого себя. Люди не равны по душевным качествам, по интеллекту, по силе желания понять другого человека, поставить себя на его место. Для понимания нужно желание понять, интеллект, доброта, жизненный опыт или просто очень чуткое сердце, которое может понимать другого человека быстрее и лучше, чем ум.

В большей степени согласна. Придти к истинному пониманию можно только идя навстречу друг к другу. Но к сожалению в жизни такое случается нечасто. Обычно роль понимающего человека берет на себя кто-то один в семье.

И такие семьи долгое время так живут, какие-то всю жизнь. Но очень часто именно отсутствие движения со стороны одного человека приводит к конфликтам и распаду пары. Если так сравнивать, то скорее это будет мнонополосное скоростное шоссе из будущего со сверхскоростями, по которому на бешеной скорости летают аргументы типа за и против и движутся мысли в бесконечном анализе. Просто дорога с да и нет это слишком примитивно.

При перепечатки материалов активная ссылка на сайт обязательна.
Для правильного написания любой работы, в том числе и эссе, следует прочувствовать ее суть. Эссе представляет собой очерк, сочинение в прозе, написанное на установленную тему без определенной композиции. В качестве ее может предлагаться высказаться об отношении автора к определенному событию либо проблеме. В работе автор эссе излагает свои личные впечатления, рассказывает о собственном опыте, эмоционально и приводит откровенные высказывания. Само определение эссе дает понять, что в тексте могут иметь место афоризмы, разговорная речь и обороты, просторечные выражения. Это не относится к эссе на заказ, ориентированным на научные конференции, либо подготовленным для выступлений на мероприятиях научного характера.

Как написать интересное эссе?

Написать эссе – лишь половина работы, другая часть задачи, встающая перед автором – написать работу интересно и оригинально. Обе части должны реализовываться одновременно, но начинать следует с определения стиля будущей работы и ее характера. Для эссе характерны следующие виды стилей:
Философский.
Публицистический.
Научно-популярный.
Литературно-критический.
Беллетристический.
Историко-биографический.
Не менее важный момент – тема работы и ее структура. Чтобы работа не утомляла и продвигалась легко, воспользуйтесь услугой заказа эссе. Если же вы решили писать студенческую работу самостоятельно, придерживайтесь следующих несложных советов:
Определитесь с названием для эссе – это поможет направить мысли в сторону размышлений на конкретную тему, а также подтолкнет написать первое предложение. Как бы абсурдно это не выглядело, написать первое предложение сложнее всего.
Составьте план работы, обозначьте основные моменты, о которых хотите рассказать, и придерживайтесь их во время написания. Так ваши мысли будут структурированы.
Подумайте над возможными цитатами, афоризмами или изречениями классиков, подходящими для вашей работы. Это придаст эссе афористичности и оригинальности.
Выберите наиболее легкий пункт плана и начните писать работу с него. Придерживайтесь этого принципа, тогда вся работа не будет казаться изнурительной.
При необходимости не бойтесь менять структуру эссе. Процесс его написания – это творчество, в котором нет строгих правил или ограничений для выполнения.
Если тема эссе нуждается в подкреплении фактами или данными, постарайтесь найти соответствующий материал, чтобы не быть голословным.
Излагайте мысли эмоционально, не бойтесь откровенности, работа должна отражать вашу индивидуальность.
Для придания работе интересности используйте литературные средства. Это могут быть метафоры, аналогии, эпитеты, аллегории, ассоциации или символы. Запомните, что ваши основные помощники при написании работы – афористичность и образность. Не пишите длинных предложений, перегруженных пунктуацией и лишними синонимами.
Не забывайте о динамике работы. Излагайте свои мысли как можно насыщеннее, эссе не терпит предсказуемости и монотонности. Сделанные в конце выводы должны быть предсказуемыми и логичными, но только для вас.
Готовую работу необходимо обязательно проверить на наличие различных ошибок – излагайте мысли грамотно.

Как придать работе оригинальности?

Если ваша цель – написание интересного, оригинального и цепляющего эссе, не бойтесь добавлять в серьезные размышления иронию, либо же юмор (при их уместности). Не забывайте, что ваша работа – это прямое отражение персональных взглядов, поэтому забудьте о варианте копирования чужих размышлений. Обдумайте, какими мыслями вы готовы поделиться с читателями, о чем должна говорить ваша работа? Определенную долю оригинальности может содержать название сочинения, если оно кажется вам неполным – не бойтесь его изменить. Если такая работа вызывает у вас сложности, воспользуйтесь возможностью заказать эссе у профессионалов.
В следующей статьи рассмотрим Особенности написания аналитической записки.

Как правильно написать сочинение-рассуждение?

Статья о том, как правильно подготовиться и написать, используя все тактические-литературные приемы сочинения в виде рассуждения.

Основная идея сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение всегда имеет цель убедить читателя (слушателя) в чём-либо, изменить или закрепить его мнение по определённому вопросу (если мнение автора и читателя совпадают).Поэтому основой рассуждения, его стержнем становится чётко сформулированная, понятная и обоснованная с разных позиций одна главная мысль

Пишем сочинение-рассуждение на свободную тему

Шаг первый
Чётко и полно сформулируйте мысль, которую хотите доказать.
Проверить успешность этого шага можно следующим образом. Прочитайте формулировку нескольким людям: если у них не останется вопросов по поводу вашей позиции (возражения по сути вопроса — не в счёт), то формулировка удачна. Теперь можно переходить к написанию сочинения-рассуждения.
Шаг второй
Подберите аргументы, подтверждающие вашу мысль, и расположите их в следующем порядке: «весьма убедительный — достаточно убедительный — самый убедительный»

План сочинения-рассуждения

Вступление

Необязательной, но желательной частью рассуждения является краткое вступление, задача которого — вовлечь читателя в диалог, обозначить суть и актуальность проблемы.
Пример. Тема сочинения-рассуждения — «Первая любовь…». Рассуждать о первой любви можно бесконечно (как и о других вопросах), потому немедля делаем шаг первый — формулируем тезис.
При тезисе «Первая любовь — важнейший этап в жизни человека, который повлияет на все будущие взаимоотношения и на саму личность» вступление может быть таким: «Для подростков она становится смыслом жизни, а у взрослых вызывает снисходительную улыбку. Однако напрасно родители и знакомые усмехаются: по мнению психологов, в первой любви скрыт источник нашего «взрослого» счастья и несчастья».

Основная часть: аргументы, содержание аргументов

Аргументация в сочинении-рассуждении должна занимать не менее 2/3 всего объёма. Оптимальное количество аргументов для небольшого (школьного или экзаменационного) сочинения — три.
Лучшими аргументами являются широко известные исторические факты (или не очень известные, но которые можно легко найти в авторитетных источниках — энциклопедиях, справочниках, научных трудах и т. д.). Хорошим доказательством станут статистические данные, обсуждаемые события. В практике школьных сочинений самый весомый аргумент — литературное произведение, но не всё, а тот его эпизод, сюжетная линия, история героя, которые подтверждают вашу мысль.
Чтобы подобрать аргументы правильно, мысленно каждый раз проговаривайте свой тезис и задавайте от него вопрос «Почему?»
Пример. Возьмём другой тезис, относящийся к теме «Первая любовь» — «Любить — значит становиться лучше». Почему?
Стремясь понравиться другому человеку, мы совершенствуемся.Литературный аргумент. Татьяна Ларина, желая разгадать душу Онегина, проводит дни в его библиотеке за чтением книг, жадно всматриваясь в пометки, оставленные Евгением, и размышляя над прочитанным. Она не только понимает, наконец, с каким человеком свела её судьба, но и сама вырастает духовно и интеллектуально.
Аргументом может служить и личный опыт, но помните, что такое доказательство наименее убедительно и его хорошо представлять в виде расширения к основным фактам, известным и авторитетным.

Вывод

Вывод углубляет тезис, содержит — пусть не явные — советы, правила, предлагает прогнозы.
Пример. Первая любовь, в каком бы возрасте она ни случилась, может сделать из человека и жёсткого, безжалостного циника, и неисправимого романтика, и реалиста, не исключающего для себя любых возможностей.
Первый окажется глубоко несчастен: он не сможет любить, а значит, останется одинок. Второй от абсолютного оптимизма «любви навеки» часто переходит к такому же пессимизму «любви нет». И только третий способен обрести гармонию. Чтобы таких становилось всё больше, взрослым, родным, друзьям следует бережно и серьёзно относиться к чувствам подростков и детей.
Автор статьи: Шакиров Булат.
Дата добавления: 10:04:16

«Как придумать тему для нестандартного сочинения?» – ловко вбивает школьник в белую поисковую строку.
Поисковик иронично хрюкнет, зажужжит и станет методично выдавать миллионы результатов. Коварная машина, она словно нарочно дразнит пользователя: «Не-стан-дарт-ного? Вот ведь мы какие оригинальные стали! Ничего, обойдешься и Бабушкиным вареньем. А чего ты хотел? Чтобы тебе сразу раз – и дали тему? Не смеши меня!»
Высветившиеся сайты все как на подбор. Половина – сочинения по ЕГЭ в 2013/14/15/16, а другая – сплошь и рядом избитые темки, что давали в лучшем случае в пятом классе. Оригинального и нестандартного и за сто лет не сыщешь. Придется думать самому?
Стоп!
Давайте порассуждаем, что такое «сочинение с изюминкой». Где должен прятаться этот изюм? И почему дети думают, что у нестандартного сочинения нестандартна только тема? Здесь я приведу несколько приемов, как превратить обычный текст в выигрышное конкурсное сочинение.
1) Нестандартная композиция.
Композиция – построение произведения. Среднестатический школьник будет писать по формуле: завязка-основная часть-развязка, ничего лишнего. Однако именно композиция может стать тем литературным приемом, что не даст вашему сочинению стать стандартным.
Кольцевая композиция.
Очень интересный прием, когда конец произведения находится там же, где и начало. На этом можно сделать неплохую интригу: дать в самом начале загадку, и по ходу сочинения/рассказа медленно разматывать запутанный клубок. Тогда как в конце окажется, что в самом начале загадки не было – она давно разгадана, и вся история – это рассказ того, кто ее и разгадал. Так же можно обрамить рассказ вашего героя. Примеры сюжетов с кольцевой композицией:
Можно сделать запутанный рассказ о перемещениях в прошлое или в будущее. Например, в начале герой создает машину времени, путешествует по векам и событиям, и думает, что пути назад нет – как внезапно оказывается у своей собственной машины. Стрелки часов замерли на минуте, когда он отправился в прошлое или будущее. Словно герой не может решить, остаться ему со своими приключениями, или забыть о них.
Герой думает о фильме, который недавно посмотрел. И внезапно оказывается его действующим лицом. В конце герой просыпается и понимает – он уснул во время просмотра и даже не помнит, чем все кончилось.
Герой попадает в неизвестный город, и там ему помогает. Все это оказывается сном. Через много лет, когда герой попадет в этот же город (командировка, отпуск), он узнает легенду о мальчике, который много веков назад спас город.
Литературный персонаж прочитанной книги сам рассказывает о том, что он делал в книге и как ко всему относился. Начало и конец – рассуждения героя о человеческой судьбе.
Юный литератор думает, как бы описать в своей книге трагическую сцену. К нему приходят его собственные герои, которые возмущены таким обращением с ними. Оказывается, что автор уснул. Вместо трагической части он пишет хэппи энд.
Персонаж много раз видит один и тот же сон – он не может понять: чтобы избавиться от видения, нужно перестать хотеть его увидеть/простить себя за прошлые поступки/сделать правильно что-то, что не смог в прошлом/днем работать над своим настоящим и не зацикливаться на прошлом.
Работник библиотеки замечает, что кто-то ворует книги. Он вычисляет, что украдут следующим, и, спасая книги, уносит их к себе домой. На следующий день к нему приходит второй сторож, и рассказывает, что кто-то крадет книги, и он прячет их, чтобы спасти.
Герой стоит перед знаменитым камнем: «Направо пойдешь… Налево пойдешь… Прямо пойдешь…». Он проходит путь до конца, понимая, что сделал неправильный выбор. В конце герой очнулся перед тем же камнем.
Вопросно-ответная и диалоговая форма.
Прием, когда автор сам себе задает вопросы и сам же на них отвечает. Возможные темы:
Диалог с книжным героем.
Главный герой в конце книги спрашивает своего врага, зачем он так поступал.
Диалог с писателем.
Во сне к герою приходит добрый помощник, который всегда говорит о том, что будет завтра и как лучше прожить этот день. Затем помощник исчезает. Как будет жить человек, привыкший к вечной опеке, без чужой помощи?
Интервью с вашей любимой вещью. Что она может рассказать о вас?
Плюшевый мишка рассказывает хозяйке, как в детстве защищал ее по ночам от чудовищ.
Считается, что зеркало отражает душу человека. Что тогда может рассказать зеркало о том, чего не хочется показывать людям?
Взгляд со стороны.
Прием, когда в работе берет слово тот, кто не должен.
В любой книге есть главные и второстепенные герои. Что могут второстепенные герои рассказать о главных?
Взгляд наших родителей на нас.
Как наши бабушки и дедушки относятся к новому поколению и почему?
Открытая концовка.
Это прием, когда автор оставляет читателю додумывать, что случится дальше, а сам об этом не говорит.
Школьник всегда мечтал о приключениях. Внезапно он оказывается в любой книге/фильме/другом мире. Он проходит долгий путь, понимает, что приключения – это чаще всего страшно, что человек создан для счастья, а не для чудовищ. Внезапно он очнулся. Было это сном, или школьник и в самом деле все это испытал, пусть додумывает читатель.
Повесть о человеческой мечте. Капитан дальнего плавания хочет открыть новую землю. Он не думает, что это опасно, и ему не страшно погибнуть там. Он идет к своей мечте. Повесть заканчивается на том, как он причаливает к земле, не отмеченной на карте.
Вы скоро уйдете из школы. Вы волнуетесь – впереди экзамены и поступления, совсем новая и неизведанная жизнь. Взрослая, о которой так много говорят. Вы идете на экзамен. Страшно. На этом все заканчивается. Пусть читатель верит, что страхи были напрасными.
Как видите, нестандартная композиция чаще всего дает много вариантов для нестандартной темы. Поэтому можно не думать, о чем писать. Думайте, как вы это напишете.
Кстати, по ссылке http://www.univerpl.com.ua/ru/otzivi.html вы можете почитать об обучении в Польше.
2) Если над композицией думать не хочется, можно попробовать найти тему самому. На Вдохновение уповать не советую. Оно приходит не всегда. А уж вовремя – да ни в жизнь. Гораздо проще попробовать поиграть с темами.
Способ первый.
Возьмите две стандартные темы из предложенных в интернете и смешайте их. Например:
Новый взгляд на детскую сказку. Вы с самого детства верили, что если бы колобок вернулся домой, даже покусанный лисой, его бы спасло бабушкино варенье. Оно всегда помогает.
Базаров, проповедуя идеи нигилизма, попал в будущее, на урок литературы. Ваша учительница в это время как раз описывала его ошибки и объясняла, что все страны мира губило именно такое отношение к наследию предков.
Опишите ваше любимое животное с юмором. Вы любите гусей, потому что они спасли Рим. Или не доверяете коням – вдруг внутри троянцы?
Способ второй.
Оглянитесь вокруг себя. Попробуйте объединить первые два предмета, которые вы увидели.
Как принтер вытеснил ручку? Напишите об этом трагический рассказ с точки зрения ручки.
Тяжело ли книжной полке держать такой багаж знаний?
Что если плакаты на ваших стенах ночью разговаривают? О чем?
Способ третий.
Ассоциативные цепочки. Выберите любой предмет и думайте о том, на что он похож.
Апельсин. Оранжевый апельсин. Круглый, как планета. Хорошо ли жилось бы на планете апельсинов?
Телефон. Умное устройство. В детских руках. Почему знания сила, только если уметь ими пользоваться?
Распорядок дня. План. Зачем люди распределяют свой день?
Копилка. Откладывание денег. Будущее. Почему людям свойственно заботиться о своем будущем?
3) Старые сюжеты.
Все, что угодно, можно переделать по-новому. Есть даже такое направление в литературе. Давайте рассмотрим примеры.
Девочка попадает в подземное царство и встречает там Аида и его внука. Внук недоволен тем, что дед все еще придерживается жестоких традиций старины, и сбегает с этой девочкой.
Минотавр обладал очень долгой жизнью. Раненый, он ушел с острова Крит и сумел вылечиться. Добрые люди ему помогали. Минотавр странствует по свету и встречает чудовище Франкенштейна. Сможет ли он убедить себе подобного, что внешность – не главное?
Злой волк Фенрир подобрел и уже не хочет глотать солнце. Теперь он живет в заповеднике и следит за окружающей средой.
Можно найти поверья предков о разных животных, и написать рассказ об этом. Например, дельфины ассоциировались с душами погибших моряков. Можно сделать так же и с растениями. Рассказать о том, что красные маки – это кровь павших за правое дело воинов, и что они цветут ради того, чтобы не было войны.
Мы говорили с вами о нестандартных сочинениях и где искать тему для них. Я уверена, все у вас получится. Пишите и будьте лучшими!
Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:

Когда урок литературы подходит к концу и учитель начинает давать домашнее задание, то для многих школьников самой устрашающей фразой есть: «Напишите дома сочинение на свободную тему». Вот здесь многие ученики испытывают панику, ведь теперь нужно собирать все свои мысли в одно целое, чтобы написать свой небольшой шедевр в виде сочинения-рассуждения на свободную тему. Но, что делать, если мыслей в голове вообще нет, или они есть, но находятся в таком хаосе, что сложно соединить их в одно целое? Тогда вам придет на помощь наш раздел, где имеется большое множество и разнообразие сочинений на свободную тему по русскому языку.

Сочинение на свободную тему

Теперь, независимо от того, в каком вы классе учитесь, написать мини-сочинение на свободную тему легко и просто, ведь многие мысли мы уже собрали, а вам останется лишь дополнить своей точкой зрения и внести свою лепту в то, что уже есть, сделав сочинение индивидуальным и неповторимым. Теперь вы сможете написать сочинение на свободную тему для 4 класса, или же найдете сочинения на свободную тему для 5 класса, где работы написаны более простым языком. Не сложно будет написать сочинения на свободную тему для 7 класса, ведь на сайте имеются и более сложные работы, которые вполне соответствуют написанию сочинений для школьников постарше. А значит, учащиеся старших классов также найдут много интересных сочинений на свободную тему для 8 класса и сочинения на свободную тему для 9 класса. Благодаря готовым работам, свою работу теперь легко написать, ведь куда проще, когда имеется общая идея, нужны лишь несколько фраз, чтобы ваше сочинение-рассказ на свободную тему заиграло по-новому.

План сочинения на свободную тему

А чтобы проще было редактировать готовую работу, мы даем план сочинения на свободную тему, где нужно помнить, что сочинение на свободную тему по литературе должно состоять из предисловия, главной части, которая и раскрывает суть сочинения и его тему и выводов, где вы обобщаете и указываете главное из всего написанного сочинения, делясь своими умозаключениями.

Содержание
Коллектив или рабочая группа
Коммуникационная структура и роли внутри группы
Стадии развития коллектива
Групповые роли
Социально-психологический климат
Тест: Факторы, влияющие на формирование положительной групповой мотивации
Тест: Уровень благоприятности психологического климата
Эффективность рабочей группы
Мотивация достижения успеха и избегания неудачи
Конфликты в группе
Коллектив или рабочая группа
Наш отдел –  финансовое управление – состоит из 5-ти человек, что является оптимальным с социологической точки зрения.
Отдел по своей сути относится, скорее всего, к рабочей команде, т.к. в наличие все ее характеристики. Члены нашей команды:
стремятся к достижению общей цели,
решают определенные задачи как часть своих должностных обязанностей,
постоянно взаимодействуют и координируют свои усилия.
имеет место высокая частота взаимодействия членов команды;
достаточно продолжительный срок “жизни”.
Уровню коллектива отдел еще не соответствует, т.к. отношения в отделе для каждого из нас не столь значимы, и активными их назвать трудно. Хотя, конечно, отдел является целостной системой, где имеется распределение функций, структура руководства и управления. Также, работая в отделе, каждый из нас развивается и растет профессионально.
Каждый из сотрудников вносит отдельный вклад в общий результат согласно своим функциям, ведет отдельный участок финансового учета по холдингу и данная работа не имеет какой-либо взаимозависимости. Поэтому в нашем случае создание высоко развитого коллектива не очень важно. Но т.к. местоположение у нас такого, что мы находимся в одном помещении, каждый из нас вносит свой вклад в эмоциональную сферу рабочей команды, что очень существенно. У всех нас есть профессиональный интерес к своей работе, что тем самым, стимулирует держаться за свое место и не создавать конфронтацию. Проблема противоречия между индивидуальными интересами сотрудников и групповыми, насколько мне известно, отсутствует.
Если понаблюдать за нашими совместными беседами, в которых принимают участие все сотрудники, то это обычно «перетягивание одеяла на себя». Никто в отделе, включая финансового директора, не является лидером, и никто ни имеет особого влияния не коллективное мнение. Но никто и не претендует на роль лидера. Сотрудники ведут себя откровенно и открыто, свободно высказывая свое мнение и внимательны к мнениям других. Я бы даже сказала, что во время нерабочих моментов, люди пытаются отомстить директору за то, что в рабочей сфере им приходится полностью подчиняться его решениям. Но при этом, никаких негативных последствий или репрессий это за собой не несет. Поэтому, вылив свой негатив в нерабочей обстановке, работа в отделе потом продолжается слаженно и позитивно.
Что касается рабочих собраний и совещаний, то тут присутствует абсолютная диктатура финансового директора. Сотрудники, конечно, высказывают свои предложения открыто и честно, т.к. этому никто не препятствует, но после всех обсуждений директор притворяет в жизнь свое решение, принятое еще до совещания. Хотя, если внесенное предложение имеет сильную аргументацию, то оно будет принято.
Если финансовому директору нужна помощь в принятии решения по какому-либо отдельно взятому вопросу, то проводить совещание он не будет, а обратиться непосредственно к должностному лицу, выполняющему эту работу, и решит вопрос «тет-а-тет».
Коммуникационная структура и роли внутри группы
Структура нашего финансового управления относится к фронтальной структуре каналов коммуникаций. Мы все находимся в одном помещении, можем вступать в прямые контакты, видим друг друга. При этом присутствует руководитель, координирующий нашу работу. Т.о. параллельно непосредственно с самой работой, имеется и эмоционально-психологический фон, который иногда способствует какой-либо деятельности, а иногда препятствует ей.
Если рассматривать структуру всего холдинга, то это, конечно, иерархическая структура каналов коммуникаций, какая принята в большинстве копаний, занимающихся коммерческой деятельностью. Сотрудник – простой специалист – не может напрямую обратится к генеральному директору, а только к своему непосредственному руководителю. Межличностное общение между всеми сотрудниками холдинга ограничено и возникает только по необходимости, либо при наличии личной дружбы.
Что качается коммуникационных ролей, то, как финансовое управление, каждый из наших сотрудников выполняет роль сторожа. Каждый собирает информацию на вверенном ему участке холдинга, фильтрует и агрегирует ее. И уже в обработанном виде она поступает финансовому директору и при необходимости другим линейным руководителям.
В мои обязанности входит общение с финансовыми работниками предприятий, которыми владеет наш холдинг. Причем я завязана сразу на несколько человек каждой из «дочек», и получаю информацию я как для своего отдела, так и для других, например для бухгалтерии. Т.о. я выполняю роль связного.
Частично я осуществляю и роль «лидер мнения», т.к. во-первых, работаю в отделе достаточно долго, и, во-вторых, занимаю должность заместителя директора, и все приходящих новые сотрудники изначально получают информацию от меня. Я передаю им рабочую информацию, сильные и слабые стороны данного участка, и вместе с этим и личное восприятие ситуации.
Роль космополита отведена финансовому директору. Он имеет большое количество внешних связей, как внутри холдинга, причем на разных уровнях иерархии, так и за его пределами – контрагенты, банки, государственные органы.
Стадии развития коллектива
Наш отдел был образован за короткий промежуток времени. Правда, изначально в нем работало только 3 человека. Одному человеку, теперь финансовому директору, было предложено собрать команду и начать осуществлять финансовый контроль на высоком профессиональном уровне. До этого в холдинге отслеживалось только движение денег. Я начала работать в команде одна из первых.
Изначально это была стадия формирования. Т.к. до этого мы все не были знакомы, то, конечно, первое время присматривались друг к другу и отношения были абсолютно формальными. Не было ничего негативного, но и ничего позитивного. Отсутствовала критика руководства, сплетни, личные обиды, но отсутствовали также дружеские привязанности и человеческая теплота между сотрудниками. С точки зрения работы, люди выполняли поставленные им задачи безынициативно, но четко и вовремя. Творческой и воодушевляющей коллективной работы фактически не было. Я бы сказала, что тогда люди больше слушали и интересовались друг другом, при этом глубоко спрятав свои собственные идеи и мнения. Руководитель на первой стадии, действительно, был лидером команды, от которого сотрудники ждали распоряжений, выдвижения целей и разработки методов в достижении поставленных задач.
После этого началась стадия противостояния. Люди уже достаточно изучили друг друга, и стали более открыто и свободно высказывать свои мысли. Причем у всех за плечами имелся опыт работы в других организациях, поэтому каждый предлагал свою методику работы и считал ее оптимальной. В команде начались трения и конкуренция за обладание более высоким статусом. Появились попытки покушения на власть руководителя. К сожалению, он воспринял такое поведение участников группы как неприятие к себе, достаточная самостоятельность сотрудникам предоставлена не была, а просто сохранил за собой положение руководителя-лидера, в следствие чего, один человек был уволен. С эмоциональной стороны группировки и кланы не образовывались из-за малой численности отдела.
Несмотря на все трудности второго этапа, в итоге все нормализовалось. У сотрудников отдела возникло ощущение общности и единства. Противоборствующие силы пришли в состояние равновесия, началось сотрудничество. Только теперь появились реальные действия в работе в рамках, установленными руководителем, сформировалась культура команды.
После отдел вступил в стадию зрелости. Результаты работы отдела стали оцениваться выше стоящем руководством и другими подразделениями холдинга.
И стало понятно, что каждый из нас несет на себе часть ответственности за это. Появился азарт в работе и плодотворная активность. Появились первые достижения и результаты.
С повышением качества работы начали расширяться и возможности для внедрения новшеств, у команды появился авторитет на уровне холдинге. Возникло чувство гордости за отдел, быть членом которого приятно, и сотрудники начали получать удовольствие просто от самого факта принадлежности к нему.
Теперь руководитель следит, чтобы в общей деятельности участвовал каждый член группы, никто бы не оставался в стороне. А также положительно или отрицательно оценивает результаты работы каждого сотрудника.
Отдел хорошо функционирует по сей день, и стадию расформирования мы еще не пережили.
Групповые роли
Согласно проведенному тестированию в нашем отделе имеются следующее групповые элементы:  завершитель, исследователь ресурсов, организатор группы, организатор работы (я), формирователь (руководитель).
№РольФункцииСвойстваТипНуждается
2.
Формирователь
Лидер, соединяет усилия членов группы в единое целое
Динамичный, решительный, напористый
Доминирующий экстраверт
в компетентной, умелой группе
5.
Организатор работы
Преобразование идей в конкретные задания и организация их выполнения
Организатор, волевой, решительный
Волевой тип личности
в предложениях и идеях группы
6.
Организатор группы
Способствует согласию группы, улаживает разногласия, знает потребности, проблемы членов группы
Чувствительность, дипломатичность, доброта, коммуникативность
Эмпативный и коммуникативный тип личности
в постоянном контакте со всеми членами группы
7.
Исследователь ресурсов
Связующее звено с внешней средой
Общительный, увлекающийся, энергичный, привлекательный
“Напористый экстраверт”
в свободе действий
8.
Завершитель
Побуждает группу все делать вовремя и до конца
Профессиональная педантичность, обязательность ответственность
Педантичный тип личности
в групповой ответственности, обязательности
Руководитель нашего отдела осуществляет роль формирователя, которая имеет вторую степень важности и первой по сути  в работе команды. Данная роль принадлежит лидеру, что соответствует статусу данного человека.
Планируя работу, он распределяет ее между сотрудниками, тем самым, объединяя нас в команду, выполняющую одну работу и работающую на единый результат. Он, действительно, обладает свойствами такими, как динамичность и напористость. И мы – его сотрудники, являемся для него компетентными людьми для осуществления его идей.
Я являюсь заместителем и осуществляю роль организатора работы. В моем перечне эта вторая роль, и что также соответствует моему статусу.
Моя основная роль в данной рабочей команде переносить идеи руководителя «что?» в плоскость «как?». Т.е. я структурирую задания руководителя, нахожу методы их выполнения и контролирую процесс их выполнения. Я обладаю достаточно волевым и решительным характером, и у меня хорошие организаторские способности.
Другие сотрудники выполняют роли организатора группы, исследователя ресурсов и завершителя рабочего процесса.
У нас присутствует общительный и увлекающийся сотрудник, обладающий свободолюбивым и любознательным характером. Ее психологические особенности отражаются и на процессе работы – постоянный сбор информации и коммуникации с другими подразделениями. Также имеется очень дипломатичный и чувствительный сотрудник, что выражается в улаживании разногласий в команде и зачастую выполнении чужой работы. И завершитель – очень педантичный, ответственный и обязательный сотрудник, который в возникающих вопросах и проблемах пытается добраться до самой сути, очень скрупулезен, и доводит дела до абсолютной точности.
На мой взгляд, сложившиеся роли в отделе хорошо дополняют друг друга. И факт, что первые лица отдела занимают и первые ролевые позиции, тоже является положительным моментом. Такое распределение ролей сложилось само по себе и соответствует организационной структуре.
Единственное, что иногда происходит обмен ролями, и кто был организатором работы становится завершителем, а кто был завершителем – становится исследователем ресурсов. Сотрудники соответствуют своим ролям примерно на 70-80%. Т.е. абсолютные типажи отсутствуют, а люди имеют лишь предрасположенность к какой-либо роли, которая подходит им по складу ума и характера.
Но имеется в нашей команде и одна проблема. 4 из 5 сотрудников на предыдущих местах работы занимали очень значимые если не должности, то статусы. Таким образом, четверо сотрудников не прочь стать руководителем данного подразделения. И если занять это место достаточно трудно, т.к. финансовый директор вполне справляется со своими обязанностями и им довольно высшее руководство, то хотя бы иметь весомое положение в рабочем процессе. Т.е. каждый раз, когда принимается решение, отличное от его личного мнения или важное задание отдается другому сотруднику, возникают напряженные моменты или ролевой конфликт.
Единственное, что спасает ситуацию, это соответствие профессионализма сотрудников их должностям. Т.е. переборов внутри себя конфликт, человек понимает, что выше стоящее должностное лицо имеет более широкий опыт и его вариант, скорее всего, окажется лучшим. К тому же финансовый директор является и лидером нашей рабочей команды, он обладает достаточно высоким уровнем инициативы и активности, опытом и навыками организаторской деятельности, заинтересованностью в достижении хороших результатов и информированностью о делах отдела.
Стиль нашего финансового директора это лидер-боец. Волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебания вступает в борьбу. Готов отстаивать то, во что верит, и не склонен к уступкам. Его преимущество – это активность, инициативность, энергичность. Его недостатки – неумение слушать и слышать других, упрямство. А также неумение поощрять и критиковать – как вышло, так вышло, значит, так тому и быть.
Компоненты его лидерства – это деловой и информационный лидер.
В моменты отсутствия финансового директора я становлюсь руководителем отдела. Мой стиль руководства это лидер-организатор. Рабочий процесс полностью поглощает меня, я очень чутко воспринимаю возникающие проблемы, но при этом не теряюсь, а действую оптимистично и уверенно. С подчиненными предпочитаю метод «кнута и пряника», т.к. люди должны понимать, когда они делают что-то не так, но необходимо и поощрение хороших результатов. В тоже время уважительно общаюсь со всеми, не задевая чужого достоинства.
Компоненты моего лидерства те же – это деловой и информационный лидер. Эмоциональная сторона в нашей команде обделена вниманием.
Социально-психологический климат
Тест: Факторы, влияющие на формирование положительной групповой мотивации
Преобладающие факторыБалльная оценкаПреобладающие факторы
1. Высокий уровень сплоченности группы
7 6 5 4 3 2 1
1. Низкий уровень групповой сплоченности
2. Высокая активность членов группы
7 6 5 4 3 2 1
2. Низкая активность членов группы
3. Нормальные межличностные отношения в группе
7 6 5 4 3 2 1
3. Плохие межличностные отношения в группе
4. Отсутствие конфликтных отношений в группе
7 6 5 4 3 2 1
4. Наличие конфликтов в группе
5. Высокий уровень групповой совместимости
7 6 5 4 3 2 1
5. Низкий уровень групповой совместимости
6. Принятие организационных целей как личностнозначимых
7 6 5 4 3 2 1
6. Принудительное принятие организационных целей
7. Признание авторитета руководителя
7 6 5 4 3 2 1
7. Члены группы не принимают авторитета руководителя
8. Уважение к компетентности руководителя.
7 6 5 4 3 2 1
8. Члены группы не отдают должного внимания компетентности руководителя
9. Признание лидерских качеств руководителя
7 6 5 4 3 2 1
9. Члены группы не считаются с лидерскими качествами руководителя
10. Наличие доверительных отношений членов группы с руководителем
7 6 5 4 3 2 1
10. Отсутствие доверительных отношений членов группы с руководителем
11. Участие в принятии коллективных решений членами группы
7 6 5 4 3 2 1
11. Отсутствие участия членов группы в принятии решений
12. Имеются условия для выражения творческого потенциала работников
7 6 5 4 3 2 1
12. Отсутствуют возможности выразить творческий потенциал членам группы
13. Стремление принять ответственность членами группы за выполняемую работу
7 6 5 4 3 2 1
13. Отсутствие стремления у членов группы принимать ответственность за выполняемую работу
14. Хороший психологический климат в группе
7 6 5 4 3 2 1
14. Плохой психологический климат в группе
15. Высокий уровень контроля за своим поведением каждым членом группы
7 6 5 4 3 2 1
15. Низкий уровень контроля за своим поведением каждым членом группы
16. Наличие активной жизненной позиции у членов группы
7 6 5 4 3 2 1
16. Наличие пассивной жизненной позиции у членов группы
17. Стремление к творчеству у членов группы
7 6 5 4 3 2 1
17. Отсутствие стремления к творчеству у членов группы
18. Высокая степень согласованности действий у членов группы
7 6 5 4 3 2 1
18. Малая степень согласованности действий у членов группы
19. Наличие общегрупповых ценностей
7 6 5 4 3 2 1
19. Отсутствие общегрупповых ценностей
20. Стремление группы к коллективной деятельности
7 6 5 4 3 2 1
20. Стремление членов группы работать индивидуально
21. Отсутствие стрессов у членов группы в процессе совместной деятельности
7 6 5 4 3 2 1
21. Наличие стрессов у членов группы в процессе совместной деятельности
22. Положительное отношение руководителя к членам группы
7 6 5 4 3 2 1
22. Отрицательное отношение руководителя к членам группы
23. Положительное отношение членов группы к своему руководителю
7 6 5 4 3 2 1
23. Отрицательное отношение членов группы к своему руководителю
24. Наличие нравственных моментов в отношениях между членами группы
7 6 5 4 3 2 1
24. Отсутствие нравственных моментов в отношениях между членами группы
25. Умение проявлять самостоятельность в решении поставленных задач членами группы
7 6 5 4 3 2 1
25. Отсутствие самостоятельности в решении поставленных задач у членов группы
Оценка результатов:
48 баллов группа отрицательно мотивирована
74 баллов группа почти не имеет положительной мотивации
125 баллов группа недостаточно мотивирована на положительные результаты в деятельности
151 баллов группа в достаточной степени ориентирована на успех в выполнении поставленных задач
175 баллов группа положительно мотивирована
Тест: Уровень благоприятности психологического климата
1. Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения
+3+2+1 0-1-2-3
Преобладает подавленное настроение
2. Доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии
+3+2+1 0-1-2-3
Конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии
3. Членам коллектива нравится быть вместе
+3+2+1 0-1-2-3
Члены коллектива выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
4. Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание
+3+2+1 0-1-2-3
Успехи вызывают зависть, неудачи – злорадство
5. Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга
+3+2+1 0-1-2-3
Каждый нетерпим к мнению товарищей
6. Один за всех и все – за одного
+3+2+1 0-1-2-3
Каждый сам за себя
7. Чувство гордости за каждого члена коллектива
+3+2+1 0-1-2-3
Равнодушны друг к другу, к успехам и неудачам
8. Каждый активен, полон энергии
+3+2+1 0-1-2-3
Коллектив невозможно поднять на совместное дело
9. Совместные дела всех увлекают
+3+2+1 0-1-2-3
Коллектив распадается на привилегированных и отверженных
10. В коллективе справедливо относятся друг к другу
+3+2+1 0-1-2-3
Оценка результатов:
Результат = 0, т.е. явного комфорта или дискомфорта не наблюдается.
Проанализировав ситуацию, можно отметить, что люди по-человечески хорошо настроены друг к другу, но профессиональные вопросы привносят в отношения соперничество и дискомфорт.
Внутренние параметры СП-климата нашей финансовой службы:
больше авторитарный, чем демократичный
личностный, в силу малого количества
высокая степень личной независимости
отношения доброжелательные, есть взаимопонимание и поддержка (если требуется помощь, то она придет, причем с разных сторон)
низкая терпимость к чужому мнению (личное мнение отстаивается до конца)
от рядовых сотрудников больше ожидается поведение типа “не высовываться”, “не брать на себя больше, чем необходимо”
есть система поощрения по качеству работы и результатам, цениться индивидуальный вклад
Анализируя вышесказанное можно сделать вывод, что наша команда больше рабочая, чем дружеская. Что вполне нормально, ведь нас собрали для того, чтобы мы осуществляли определенные функции и приносили определенные результаты.
Внешние параметры СП-климата нашей финансовой службы:
в холдинге хорошие условия труда, красивая и уютная обстановка в офисе; личностная привязанность и сплоченность у «старого» коллектива высокая, у «нового» низкая (как мне кажется, в силу отсутствия корпоративных праздников ввиду мирового кризиса)
в отделе домашние проблемы «приносятся» на работу, и даже если человек ничего не говорит, то всегда видно наличие серьезных проблем; небольшие проблемы все-таки «оставляются» дома (отвлекающим фактором является возможность переключится на другие дела)
личностное настроение сотрудников изменчивое, но критические моменты возникают редко (в силу высокой личной независимости характера работы)
Эффективность рабочей группы
Именно повышение эффективности работы группы является конечной целью изучения социологии. Итак, основные моменты, оказывающие влияние на нашу рабочую группу:
командное вознаграждение (материальное): чем дольше и эффективнее сотрудник работает в холдинге, тем выше у него зарплата и растет его профессиональный статус. Регулярных премий нет, но в холдинге есть примеры быстрого роста по карьерной лестнице, что воодушевляет других на плодотворную работу.
способные и квалифицированные сотрудники: как уже отмечалось выше, на предыдущих местах работы большинство наших сотрудников обладали высоким статусом или должностью, а значит, являются высокими профессионалами. Все они активны и любознательны, энергичны, но разумны. В их руках дело спориться и они ищут новые возможности для себя.
четкое осознание выполняемых функций: в команде работают сотрудники высокой квалификации, умеющие действовать самостоятельно, не дожидаясь приказов сверху. Имеет место даже частичное проникновение на чужой участок работы.
наличие ясной и мотивирующей цели: т.к. отдел создан относительно недавно, то цель у нас одна – занять авторитетное место в холдинге, расширить свое влияние. Вся рабочая команда знает это и прилагает много усилий для достижения этой цели. Каждый ясно представляет себе, к каким результатам надо стремиться, принимает и разделяет цели команды.
совершенствование методов работы: соперничество, являющееся характерной чертой нашей команды, стимулирует сотрудников на поиск новых знаний, идей, перспективных методов работы. Руководитель поддерживает разумные идеи и поддерживает их внедрение в рабочий процесс при условии, что они согласуются с проводимой им основной линией.
отношения внутри коллектива: в отделе присутствует хороший психологический климат, но как показывают тесты, до комфорта еще далеко.
В этом перечне отсутствуют поддерживающее окружение и нормы и стандарты группы. В первом случае, причиной является то, что отдел только завоевывает свой авторитет, и менеджмент холдинга присматривается к нам и не демонстрирует явно веру в способности членов команды и, к сожалению, не оказывает должной помощь, хотя у отдела уже есть хорошие результаты. Во втором случае, отсутствие стандартов определено независимым характером работы у каждого из нас.
Мотивация достижения успеха и избегания неудачи
Проведя тестирование у 5-ти наших сотрудников, я получила следующие результаты:
Диагностика мотивации достижения успеха: 4 – умеренно высокий уровень мотивации, 1 – слишком высокий уровень мотивации.
Диагностика мотивации избегания неудачи: 1 – низкая мотивация к избеганию неудач, 3 – средний уровень мотивации к избеганию неудач, 1 – слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
Причем, чем выше была мотивация достижения успеха, тем ниже мотивация избегания неудач, и наоборот.
Таким образом,  в нашем отделе преобладают люди рискованные, которых привлекает неопределенность, непредсказуемость, которые в случае успеха ожидают «овации», а неудачу объясняют большими трудностями и невыполнимостью. Им противен успех «на халяву», в работе им нужен азарт. Рутинная работа таким людям противопоказана, а сложная – приносит удовольствие.
Я сама также отношусь к рискованным людям, но не могу сказать, что меня больше мотивируют неудачи, как сказано в теории.
Склонность к риску – это черта характера, внутренне содержание. Неудачи, если они идут одна за другой, выбьют из колеи любого. И даже я прекращу этот процесс. Но когда появляется новая неразрешимая задача, «глаза вновь загораются». Это можно сравнить с азартом, любопытством, но никак не с твердолобостью и упрямством.
Мотивация избегания неудач в нашей команде находится на среднем уровне. В данном случае это говорит о наличии чувства меры, т.е. риски возможны, но только, когда они обоснованы, и успех принесет хорошие результаты, а потери не будут столь значительными. Такие люди, хоть и любят «головоломки», понимают, что основная работа – это рутинная работа, повторяющаяся день изо дня и не подверженная большим изменениям.
Лично я получила самую низкую мотивацию к избеганию неудач и защите, хотя причисляю я себя к людям разумным. Возможно, мне просто везло на сложные задачи, и, идя по жизни, большинство сложных задач мною были преодолены.  Таким образом , сложилось, что у меня нет боязни к риску, нет страха, что если что-то не получится, то взяв на себя непосильную ношу, я поставлю фирму в сложное положение. Возможно и уровень моих знаний более высокий, что я понимаю, что если я не возьмусь за решение сложного вопроса и не решу его, то это не сможет сделать никто не другой, либо качество решения будет оставлять желать лучшего.
С точки зрения функций нашего отдела – ведение финансового учета, нам необходимы сотрудники со средней или высокой степенью избегания неудач, т.к. финансы требуют точности и аккуратности. И достаточно одного сотрудника с высокой степенью мотивации к успеху, который как «локомотив», будет двигать прогресс вперед и внедрять новые идеи и методы работы.
Соотношения двух типов мотивации – наступающий (2), сильно мотивированный и ответственный (1), гармоничный (2). Т.е. все же преобладает мотивации достижения успеха.
Я бы разграничила стиль поведения человека в работе и стиль общения. На мой взгляд, это две совершенно разные стороны человека. При изучении данного вопроса речь идет о стиле работы сотрудника.
Итак, у двух наших сотрудников сильно развита мотивация достижения успеха – наступающие. Такие люди склонны к риску, проявляют напористость в продвижении своих идей и доводов. Причем, так сложилось, что именно эти двое людей обладают наибольшими умственными способностями (но не должностями) и высоким интеллектом в нашем отделе, и именно им обычно поручаются самые ответственные дела.
Т.к. мотивация успеха у них выше, чем неудачи, то давая им поручения, надо обращать внимание, что это очень трудное задание, поэтому именно им оно было предложено к выполнению. Я думаю, что это будет самым сильным толчком и стимулом для них.
Один сотрудник является очень ответственным и сильно мотивированным. У такого человека сильно завышенный самоконтроль. Я бы не стала давать ему действительно сложные задачи, т.к. с одной стороны он максималист, с другой стороны у него есть внутренний тормоз, сдерживающий его. И если он почувствует, что дело плохо продвигается, то скорее его мысли будут перенаправлены на то, как красиво выйти из этой ситуации. А ведь решение сложной задачи может быть найдено даже тогда, когда кажется, что все безнадежно. Для решения задач средней сложности – более прекрасного сотрудника не найти. Но давая ему задание, помимо поощрения в случае успеха, ему необходимо дать и гарантии в случае неудачи, т.е. как бы задать для него рамки.
Двое сотрудников относятся к гармоничному типу. Это люди с хорошей саморегуляцией и средним уровнем тревожности. Т.к. осторожных сотрудников в нашем отделе не нашлось, то рутинную работу лучше поручить им. Стимулирование их работы должно быть сдержанным, во-первых, чтобы они не почувствовали сверхтрудность задания, и, во-вторых, ненужность их работы.
Конфликты в группе
Стили поведения в конфликте сотрудников в нашем отделе – соперничество (2), компромисс (2), избегание (1).
К сожалению, разрешать конфликт соперничеством предпочитают двое наших руководящих сотрудников – финансовый директор и его заместитель (то есть я).
Стратегия соперничества предполагает заставить других принять свою точку зрения, игнорируя интересы другой стороны и цену взаимных отношений. Данные люди обладают властью, чем собственно и пользуются во время конфликта. Этот стиль эффективен только в ситуации угрозы или форс-мажора. Постоянное же подавление инициативы подчиненных лишь ухудшает отношения с подчиненными и напрягает обстановку.
Человек, придерживающийся стратегии избегания, ухода от конфликта, может лишь усугубить ситуацию своим бездействием и еще больше наэлектризовать отношения. Принятие его мнения другой стороной его не интересует, но и принимать чужое мнение он сам не собирается. Это лишь отдалит людей друг от друга и отнимет возможность дальнейшей продуктивной работы.
Компромисс предполагает принятие точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени. Это снижает недоброжелательность во взаимоотношениях, но и оставляет вопрос нерешенным, поэтому в будущем конфликт может вспыхнуть вновь.
Конечно, лучшим вариантом разрешения конфликта является сотрудничество и поиск решения, приемлемого для всех. Данная стратегия полностью исчерпывает конфликт по данному вопросу и оставляет людей в дружеских отношениях.
Но, на мой взгляд, психологическое состояние любого человека испытывает разные состояния, и иногда, действительно, оптимальным будет игнорирование проблемы, т.е. необходимо дать человеку остыть и обдумать все. Бывают ситуации, когда, наоборот, следует отстоять свое решение, особенно если вы более компетентны в этом вопросе. Внутренний мир человека скрыт от посторонних, и не всегда ясно, почему именно он отстаивает именно это мнение. И потом, если решать все возникающие проблемы путем сотрудничества, то не хватит никакого времени непосредственно на текущую работу. Хотя, конечно, всегда необходимо искать оптимальный выход из сложившейся ситуации.

  • План сочинения песнь о вещем олеге
  • План сочинения по дубровскому в 6 классе
  • План сочинения самсон вырин маленький человек
  • План сочинения по дубровскому 6 класс почему дубровский стал разбойником
  • План составления проекта рассказ о слове 3 класс