План сочинения по рассказу бежин луг 6 класс

Главные героимуму является обычной дворнягой, которую подобрал герасим. она является ласковой, доброй и нежной дворнягой, которая преданна герасиму, который нашл

Главные герои

Муму является обычной дворнягой, которую подобрал Герасим. Она является ласковой, доброй и нежной дворнягой, которая преданна Герасиму, который нашёл её и спас ее от неминуемой смерти. Он привёл её в дом, где работал и прислуживал главной героине Барыне, все люди дома, а именно вся прислуга очень полюбили милую собачку. Однако в один из дней Барыня решила спуститься вниз и увидела дворнягу, которая не хотела ей прислуживать и не выполняла её приказы, именно из-за этого она очень разозлилась, и приказала тому кто её привёл уничтожить собаку. Для Герасима, это была большая и ничем невосполнимая трагедия.

Герасим добрый человек который сжалился над бедной собачкой не бросил её умирать. С самого детства он страдает болезнью, которая перечеркнула всю его жизнь. Он был глухонемым человеком, но несмотря на все трудности он любил жизнь и с любовью относился к той дворняге, которую нашел на улице и попытался привести её в дом, и обеспечить её всем необходимым для жизни. Он является человеком, который очень любит просторы и поля из своего детства, но несмотря на все тяжбы жизни, в один прекрасный день он решается устроить бунт против Барыни, для того чтобы спасти дворнягу, которую он привел в дом, а также для того, чтобы отомстить этой злой женщине за то, что она много раз рисковала его жизнью.

Барыня является главным отрицательным персонажем всего произведения, она является своеобразной женщиной, у которой каждый день новое настроение, она никогда не засиживается на одном месте. Несмотря на все свои отрицательные качества, этот персонаж умеет умело руководить всем имуществом и хозяйством в доме, но несмотря на свои достоинства и качества, Барыня не любила людей которые ей прислуживали и всеми возможными способами старалась их унизить и заставить их прислуживать себе.

Второстепенные персонажи

Татьяна является доброй женщиной, которая на протяжении всей своей жизни работала прачкой в доме Барыни, пока в один прекрасный день хозяйка дома не вынуждает её выйти замуж за одного лентяя. Вследствие чего полностью разрушает жизнь женщины.

Капитон в своё время был образованным человеком, который имел большие знания, но спустя много лет, он начинает пить и со временем сбивается, хозяйка дома ценила этого работника, но из-за того что он является алкашом, вынуждает его жениться на Татьяне, но из-за того, что он продолжает пить, хозяйка посылает его с женой в деревню.

Гаврила работает дворецким и является основным отрицательным персонажем, который выполняет все поручения, которые ему отдаст Барыня.

О произведении

Иван Сергеевич Тургенев является автором произведения «Муму», которая не смотря за прошедшие годы до сих пор популярно среди младшего поколения, настолько что является обязательным литературным произведениям предоставленным для изучения младшему поколению в общеобразовательных заведениях. На протяжении чтения произведения, можно понять что автор является весьма смелым человеком, так как долгое время рассказ не мог быть выпущен в печать из-за причины связанной с сюжетом произведения. И лишь спустя некоторое время благодаря настойчивости Ивана Сергеевича, появляется всемирно известное произведение в печати.

«Муму» (главные герои)

Рассказ «Муму», созданный И.С. Тургеневым в 1852 году, это рассказ, критикующий крепостнический строй. Это рассказ о позорном времени для России, когда господа распоряжались судьбами людей. Крепостничество уже изживало себя, оно тормозило экономическое развитие России.

Главные герои рассказа «Муму»:


Герасим – крупный сильный мужчина, 12 вершков росту. Был он немым с рождения. Он был сильным, работящим мужиком, но барыня взяла его с собой в Москву, где он должен был работать дворником. С этой работой он управлялся быстро, почти играючи. Но он не понимал и недоумевал, зачем его привезли сюда. Ведь Герасим был крестьянином до мозга костей. Был Герасим нрава строгого и во всем любил порядок.

Он обратил внимание на запуганную прачку Татьяну. Сначала посмеивался над страхом женщины перед ним. Потом она стала ему нравиться. Он опекал Татьяну и никому не позволял обижать ее. И даже собирался просить у барыни разрешения жениться на ней. Он никого не боялся, кроме старой барыни. Он не любил пьяниц, с презрением отворачивался от них.

Собачку Герасим спас из реки, выходил и вырастил ее. Она была привязана только к нему. После того, как утопил Муму, он ушел их Москвы, вернулся в родную деревню. Он не общался с женщинами и не заводил собак. Работал за двоих.

Старая барыня придерживалась старых обычаев. Держала многочисленную прислугу. Был у нее собственный башмачник, домашний лекарь, прачки, швеи, столяры, повара и прочие. Капризная и своенравная женщина. Вскоре после случая с Муму он умерла.

Капитон Климов – башмачник. Он считал себя обиженным человеком, был горьким пьяницей. Он считал, что ему не место в «захолустной» Москве, и что он должен жить в столице. Женившись на Татьяне, он пить не бросил, и, в конце концов, барыня отправила его вместе с женой в дальнюю деревню.

Гаврила – дворецкий. Преданный своей барыне. Беспрекословно исполнял ее приказания.

Татьяна – одна из прачек барыни. Ей поручалось только тонкое белье. Ей было лет 28. Работала за двоих, была пуглива. Особенно она боялась старую барыню. А когда увидела Герасима, стала бояться и его. Когда ей сообщили, что барыня решила женить ее на пьянице-башмачнике, приняла эту весть со смирением и каким-то тупым безразличием.

Харитон – домашний лекарь. Он только и «умел деликатно браться за пульс, спал четырнадцать часов в сутки, остальное время всё вздыхал да беспрестанно потчевал барыню лавровишневыми каплями».

Рассказ заканчивается грустно. Герасим сдержал свое слово, и утопил Муму на середине реки. Он навсегда покинул Москву. Старая барыня умерла, а наследники распустили крестьян по оброку. Смерть старой барыни олицетворяет собой медленную агонию общественного строя, который должен был завершиться через 9 лет.

Вариант 2

В основе рассказа «Муму» лежит история крепостного крестьянина Герасима, исполняющего обязанности дворника. Иван Сергеевич Тургенев проводит аналогию между ним и быком, сравнивая их по таким характеристикам как: происхождение, судьба, сила. Одновременно с тем Герасим по характеру гусь — такой же важный, рассудительный, степенный. Деревенский мужик, подобно быку на железных дорогах, сначала не привык к городу — он его стеснял, мало давал. В городах, особенно больших, обычно нет работы. И Герасим тосковал по простору, по труду. В первое время он испытывал депрессию, но позже справился с ней, привык. Будучи глухонемым, он не смог жениться до своих шестидесяти четырех лет, а после Татьяны — и вовсе видеться с ними.

Впрочем, его главный недуг не мешал ему наслаждаться жизнью. Он научился чувствовать атмосферу вокруг себя совсем не по звукам. Крики людей ему были неважны, а вот пение птиц ему хоть и не было ведомо, но приятно.

Тургенев замечает, что все глухонемые догадливы, а Герасим к тому же не любил шутить, поэтому, соединяя все в логическую цепочку, будет верно сказать, что Татьяну некоторое время оберегало именно это. Герасим не использовал рукоприкладство, а только незначительно угрожал. Он понимал, что если прямолинейно указывать людям на то, что ему не нравится, пожалует плохой исход. Поэтому он просто положил свою руку на голову кастелянше, что позже можно было бы оправдать чем-то вроде «пригладить волосы» или «у нее на волосах сажа была, негоже ходить грязной». А в случае с Капитоном Герасим также сообразил о двусмысленности своего поступка. Он не угрожал, он указывал на сломавшееся дышло…

Образ Татьяны хорошо расписан в рассказе. Его легко понять. Персонаж не отличается имением диалогов, что отлично передает его суть. Она боязливая, скромная, умелая и временами глупая. Она не смогла разглядеть в Герасиме все хорошее, а в муже — все плохое. Она не воспротивилась судьбе. Покорная крепостная женщина — довольно типично для середины девятнадцатого века.

В его обязанности помимо немногих других вещей входил воз бочки с водой два раза на дню, и вот однажды, когда Татьяна с Капитоном уехали в деревню, Герасим шел мимо реки и увидел щенка. Назвав ее Муму, выкормив и достойно воспитав, он привязался к ней. К сожалению, чуть меньше двух лет прожила собака. Многие видят в образе Муму декабристов 1925 года. Их идеи тоже прожили едва ли больше десятилетия, а сами в большинстве своем были молоды. Они чувствовали, где нужны перемены, что можно и что нельзя… И они также оступились в выборе с датой, недолго прожили после этого, многих сослали, где они и умерли.

Барыня, в отличие от других персонажей, обладает полной свободой и всей властью, которая может быть, над своими крестьянами. Она надменна, бесхитростна, эгоистична и жестока. Однако она, как и Герасим, весьма догадлива. Барыня желала, чтобы ее видели в лучшем свете, поэтому приврала насчет приказа об утопе. Да, она действительно сказала, что не хочет видеть Муму никогда больше, но какой здесь был подтекст? Крепостной не вправе уточнять, поэтому требование должно было быть исполнено в лучшем виде. Жаль, что это оказалось убийство. Также барыня подарила Герасиму целковый за случай с кастеляншей, что говорит о ее черном юморе, а ее думы насчет свадьбы Капитона указывает на скуку, что ее окружает. Эгоизм раскрывается в самом конце, когда она сначала требует, чтобы Герасим вернулся. Он для нее чрезвычайно выгоден — никакая собака не заменит, да и двор при нем чище чем паркет. Но, подумав, как грубо это выглядит со стороны, позволила немому мужчине остаться у себя на родине. Ее образ собирателен и он в полной мере отражает все то, что могли творить люди ее сословия и возраста.

Рассказ «Муму» может показаться простым и нисколько не поучительным, но герои, что в нем задействованы — это главный источник морали сей басни, именно они и ситуация, что создается вокруг них — показатель нравственности (или безнравственности) всех времен. Имеющие власть люди забавляются, а те, кто им обязан поклоняться, страдают и не имеют права возражать.

Сочинение Характеристика героев Муму

Барыня является вдовой, она очень хозяйственная и одна следит за целым домом в Москве. Несмотря на это ее характер имеет множество отрицательных моментов. Барыня может быть капризной, упрямой, и своенравной, у нее часто меняется настроение. Основным желанием старухи является полный контроль и желание руководить судьбами своих подчиненных, которые в свою очередь бояться Барыни. Одним из слуг старухи является Герасим, к нему у Барыни было хорошее отношение, но ей не нравилась собака Муму, которую Герасим держал у себя. Она просила своих слуг избавиться от собаки. Из-за тяжелого характера вдовы было загублено множество судеб.

Герасим представляет собой настоящего русского богатыря, он обладает силой, усердием и трудолюбием. Но в силу своего недуга – Герасим глухонемой, имеет замкнутый, нелюдимый и иногда грубый характер. Герасим служит у Барыни дворником. Он любит природу и желает жить подальше от городской суеты, но по прихоти старухи вынужден жить в городе. Дворнику нравится Татьяна, и он очень привязан к своей собаке Муму, обоих он теряет по вине Барыни. По своей натуре Герасим спокойный и покладистый человек, за что и заслужил хорошее отношение от Барыни, но после всех несчастий, произошедших от нее, Герасим уходит и жить в деревню.

Муму является любимой собакой всех окружающих, исключением является старая Барыня, случайно попав ей на глаза и отказавшись подчиняться, Муму навлекла на себя всю ненависть старухи. Герасим спас Муму от смерти, принес домой и ухаживал за ней и выходил. Умная, ласковая и преданная собака становится лучшим другом для Гаврилы Андреевича, доверяя только ему и никуда не отпуская дворника одного. Барыня заставляет избавиться от Муму своих слуг, и это тяжелое испытание берет на себя Герасим, он лично топит любимую собаку. Данное событие оставляет тяжелый отпечаток на всю дальнейшую судьбу Гаврилы Андреевича.

Татьяна – крепостная крестьянка, служащая Барыне, ей 28 лет и у нее почти нет родных. Характер у девушки робкий и кроткий, она молчалива, но трудолюбива, старается выполнить все работу быстро и хорошо, боясь навлечь на себя гнев Барыни. Татьяна вынуждена терпеть различные издевательства и унижения со стороны старухи. Молодая девушка неожиданно для всех становится объектом внимания и заботы глухонемого дворника Герасима, он защищает Татьяну от других крестьян. Но им не суждено быть вместе, так как Барыня по своей прихоти женит Татьяну с сапожником Капитоном, чем окончательно рушит жизнь Татьяне.

Капитон Климов служит у Барыни сапожником, он прославился на дворе горьким пьяницей и распущенным человеком. В молодости Капитон был умным и образованным человеком, но со временем спился. Теперь сапожник является легкомысленным человеком и считает, что он достоин большего, но часто жалуется на свою судьбу. Барыня желает изменить натуру сапожника и исправить его. Она насильно женит Капитона на Татьяне, предполагая, что молодая девушка хорошо повлияет на него. Но чудо не произошло, и сапожник продолжил пить, но теперь еще больше, устав от этого Барыня отправляет Капитона вместе с молодой женой в деревню.

Гаврила Андреевич по своей натуре не является плохим человеком, но стараясь во всем угодить старой Барыне, способен пойти на подлость. Гаврила служит у Барыни дворецким, каждое утро докладывает ей о положении дел в доме, следит за подсчетом продуктов и за спиной у хозяйки ворует их. Дворецкий, как и все остальные крепостные, боится Барыни, поэтому соглашается с ней во всем и никогда не спорит. Именно по совету дворецкого Барыня женит Татьяну и Капитона. Когда старуха приказывает избавиться от собаки именно Гаврила Андреевич начинает травлю против Муму и Герасима, чем доводит дворника до ситуации со смертью собаки.

Другие сочинения: ← Герои произведения Ася↑ ТургеневГлавные герои произведения Бежин луг →

Популярные сочинения

  • Сочинение Трилли в рассказе Белый пудель (образ и характеристика)
    Богатый мальчик Трилли – второстепенный персонаж рассказа «Белый пудель». Автор использует его, чтобы чётче показать не только социальное различие героев, но и их моральные устои, отношение к жизни и окружающим.
  • Сочинение Я — личность по обществознанию (6 класс)
    Слово личность в смысловом своем аспекте восходит к слову личина, которое в свою очередь связано со словом маска. Именно личность и является тем самым полотном, на котором мы рисуем различные рисунки
  • Сочинение Моя любимая игра
    Есть много подвижных игр, которые мне нравятся: волейбол, баскетбол, догонялки, прятки. Но моя самая любимая – это футбол.

Начало историй

Произведение «Бежин луг» пропитано таинственностью. С самого начала герой не понимает, где он находится. Он заблудился и каким-то волшебным образом выходит на луг, где сидят мальчики. Уже с этого момента начинается волшебство. Дальше на читателя постепенно нагнетается атмосфера страха с помощью историй мальчиков из рассказа «Бежин луг».

Все начинается с того, что Федя спрашивает у Илюши, действительно ли он видел домового. Федор – провокатор. Ему интересно на самом деле, но он также хочет подловить остальных, убедиться, не врут ли они. После истории с домовым тема начинает раскрываться и приобретать новые и новые обороты. Истории про потусторонний мир затягивают ребят, вовлекают их в эту игру. Далее в разговор вступает Костя и рассказывает историю о русалке, которая привиделась заблудшему собирателю орехов в лесу. После этого наступил небольшой момент паузы. Но всех всколыхнул протяжный ночной звук. Ребята испугались, но потом увлеклись картошкой и переключились.

Легенды и были Бежина луга

Незадолго до недели, которую наши предки именовали «русальной», корреспонденты «Слободы» отправились на берега реки Снежедь. Здесь, в окрестностях знаменитого Бежина луга, живет немало легенд о русалках и прочих представителях мира непознанного.


Мария Ремизова, жительница села Тургенево: «Брошу в воду березовый венок, погадаю на суженого-ряженого».

Елена Рябикова. Фото Игоря Карачевцева.

Первым пунктом в нашем путешествии стала деревня Тургенево, бывшая когда-то центром дворянской усадьбы рода великого русского писателя. От прежней роскоши уцелели жалкие крохи, да и те рушатся буквально глазах… Оставим это на совести тех, кому по долгу службы надлежит радеть о сохранении уникального(!) культурного наследия региона, и пойдем по местам, овеянным легендами…

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Была построена на средства Николая Алексеевича Тургенева, деда писателя, и освящена в 1806 году.

Здесь находилась древняя серебряная икона «весом в шесть с половиной фунтов» – семейная реликвия рода Тургеневых. Кроме нее, в конце XIX века сиял в храме драгоценный иконостас, выполненный мастерами Российской Академии художеств, и три иконы работы «столпа передвижничества» Григория Мясоедова. Он же и купол алтаря расписывал, причем безвозмездно…

Легенда (упоминается в рассказе «Бежин луг»). В родительскую субботу «…стоит только ночью сесть на паперть на церковную, да всё на дорогу глядеть. Те и пойдут мимо тебя по дороге, кому, то есть, умирать в том году». А еще, говорят, в полнолуние можно услышать в храме звук колокола. Весело звонит – жди радости, печально – готовься к несчастью…

Мостик через Снежедь

Расположен он неподалеку от места, где раньше стояла одна из мельниц Анисима Варфоломеевича Чаадаева. Этого богатого купца с Иваном Тургеневым связывали непростые, но прочные финансовые отношения.

Портрет Анисима нынче мирно висит дома у его внучки, 95-летней Лидии Кузьминичны, живущей в доме рядом со зданием бумажной фабрики.

Ходят слухи, что на мостке этом в полнолуние является девушка в длинных белых одеждах. Стоит, тянет руки к берегу и стонет жалобно-прежалобно тоненьким голосом… Если привязать к перилам мостика ленточку красивую – ей в подарок, придет во сне и назовет имя суженого (суженой).

Золотая река Снежедь

В начале XIX века речку эту от устья до истока купил Иван Иванович Лутовинов, двоюродный дед писателя. Не для строительства мельниц, он мыл здесь… ЗОЛОТО!

Жители указывают конкретное место – от Прощеного колодца до мельничного бучала (около километра вверх по течению). В 70-е годы неподалеку были действующие карьеры, где добывали щебенку. Говорят, в ней находили вкрапления драгоценного металла…

Русалки на ветвях…

Российский и советский этнограф Дмитрий Константинович Зеленин писал: «… в наших (Чернского уезда Тульской губернии) лесах водятся еще русалки, но их теперь стало меньше и не так стали они опасны для человека… Русалки в лесу или качаются на ветвях березы, или сидят под деревом с корзинками в руках, в которых носят ягоды, орехи, бублики, калачи, и этим заманивают к себе маленьких ребят и защекочивают, а потом и радуются. Во время цветения хлеба русалки гуляют во ржи. Похожи они на девушек, красивы станом и лицом, с распущенными длинными зелеными волосами и одежды не имеют.

…Опасны бывают русалки в русальную неделю». Сутки напропалую бегают они всю русальную неделю по полям и долам, лазают по ветвистым старым деревьям, раскачиваются на гибких ветвях, распевают свои песни, кричат, бьют в ладоши. Поговаривают, что на тех полях, где резвились русалки, урожайность резко улучшается: даже простая трава начинает расти лучше, а цветы приобретают особенно тонкий, дурманящий аромат.

Оберегами от русалок служат крест; начерченный на земле круг, осенённый крестным знамением; чеснок; железо (иголка, булавка или нож).

“ …глядит: а перед ним на ветке русалка сидит, качается и его к себе зовет, а сама помирает со смеху, смеется… А месяц-то светит сильно, так сильно, явственно светит месяц – всё, братцы мои, видно. …и такая вся сама светленькая, беленькая, словно плотичка какая или пескарь… Гаврила-то плотник так и обмер, братцы мои, а она знай хохочет да его всё к себе этак рукой зовет…

Иван Сергеевич Тургенев, «Бежин луг».

Наша справка

Слово «русалка» – от слова «русый», что в древнеславянском обозначало «светлый», «чистый». Пикантная особенность русалок – рыбий хвост вместо ног. Но это совсем не обязательно. В славянской мифологии русалки – просто неживые девушки. Без хвоста. С ногами.

Прощеный колодец

Находится этот почитаемый местными жителями источник на берегу Снежеди. По преданию, его вода придает женщинам красоту и молодость, а мужчинам — силу. Особенно сильной считается вода «непитая», взятая до восхода солнца. По сей день приходят к Прощеному колодцу люди, страдающие глазными болезнями, приводят сюда матери своих ребятишек, страдающих кожными болезнями. Говорят, чудесная водица помогает снять хвори… Колодец освящен.

Конь-камень


Историк Владимир Зайцев считает, что этот камень был языческим жертвенником. На это указывают специально выдолбленные в нем отверстия.

«Из замечательных камней в Чернском уезде находится только один под названием Коня, – писал в 1850 году Александр Зеленецкий. – Этот камень лежит в овраге вместе с другими и похож на тульё шляпы. …Рассказывают, будто этот камень был конём какого-то богатыря, хотевшего переехать через болото и завязшего в нём».

Судя по географическим названиям Чернского уезда, таких камней было несколько, о чём говорит противопоставление названий Большой Конь – Малый Конь. По-видимому, мегалит около деревни Малый Конь ушёл в землю, так как старожилы не могут указать место его расположения.

Существует другая легенда. Говорят, когда-то давно проезжал тут барин, был он недоволен своим конём и без конца проклинал его. За эти проклятья провалился он сквозь землю, а на поверхности земли осталась только голова коня. В отдалении лежит камень маленького размера. Это то, что осталось от барина…

110 километров надо проехать от Тулы, чтобы попасть в край легенд Бежина луга.

Знаете ли вы, что…

Чабрец отгоняет ведьм

Наши предки знали, что у каждого зелья есть свое магическое время, когда оно имеет наибольшую лечебную силу. Собирать травы начинали на праздник Зельник (в среду на русальной неделе). Собирали их, помолившись и обязательно одевшись в чистую рубашку. Обращались к богам и духам растений, чтобы собранное зелье было помощником от всяких недугов: «Отец-Небо, Земля-Мать, благословите зелье брать».

На Бежином лугу растет множество трав! Есть среди них и те, что испокон века используют для совершения магических обрядов. К примеру, чабрец (тимьян, богородичная трава, дикая мята). Считается, что он способен вызвать воспоминания о прошлом, дает возможность заглянуть в будущее, прогоняет домового и ведьм. Если его положить в подушку, на которой спишь, он будет отгонять плохие сны и вызывать счастливые пророческие видения.

Из чабреца изготовляли напиток, который употребляли на Зеленые праздники (неделя до и после Троицы), когда поминали умерших, а также – от сглаза, ведьмовских сил на Ивана Купалу, в Воробьиную ночь (ночь на 1 сентября, а также ночь с сильной грозой или зарницами). Этим напитком девушки привораживают ребят, которые остыли к ним; а те, что «на поре» (беременные), смазывали им себя, лишь бы злые силы не повредили будущему младенцу.

Развитие страха

Но тема заинтересовала ребят. Илюша начинает рассказывать историю про утопленника, но собаки срываются с места. После этого начали вспоминать про покойника, который искал выход из земли, так как ему тесно в своей могиле, а после Илюша рассказал о том, что в одну ночь в году можно увидеть того, что умрет в этом году, если сесть у церкви. Так Ульяна увидела не только мальчика, который на данный момент уже умер, но и себя. Теперь она практически готова к смерти.

После этого ребята вспомнили про затмение, а Илюша рассказал про Тришку. Это – предзнаменование конца света. Но не все истории мальчиков только мистические. Например, за Тришку в деревне приняли обыкновенного бочара, который надел себе на голову новый жбан перепугались и попрятались от него.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Кити Щербацкой в романе Анна Каренина Толстого сочинение
    Кити Щербацкая – московская дворянка, княжна восемнадцати лет. Она наивная, милая, добрая, искренняя, правдивая и воспитанная девушка.
  • Образ и характеристика Гриши Добросклонова в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова сочинение
    Образ Гриши завершает поэму Некрасова, в которой показал поэт столько несчастий, страданий простых людей. Кажется, что нет уже у них надежды… Но вот в самом эпилоге позитивная нота — Добросклонов
  • Анализ рассказа Чехова Анна на шее 9 класс
    Рассказ написан в 1895 году. Он относится к позднему этапу творчества А.П. Чехова, когда были созданы такие произведения, как «Дама с собачкой», «Человек в футляре», «Дом с мезонином» и другие.
  • Анализ рассказа Беда Зощенко 7 класс
    Основным персонажем произведения является обыкновенный деревенский мужик по имени Егор Иваныч Глотов, мечтающий долгое время о приобретении собственной лошади, необходимой для ведения его нехитрого крестьянского хозяйства.
  • Образ и характеристика Ефима Изварина в романе Шолохова Тихий Дон сочинение
    Мужчина является донским казаком, служащим в должности офицера. Осенью 1917 года судьба сводит его с главным героем Григорием, они становятся сослуживцами и служат в одном полку.
  • «Бежин луг» — рассказ И. С. Тургенева, вошедший в сборник «Записки охотника». В период создания этого проводил много времени в деревне. Основными его собеседниками были охотники, которые сильно отличались от остальных сельских жителей. Именно эти рассказы, а также удивительная природа и послужили вдохновением для создания цикла «Записки охотника». Рассказ «Бежин луг» — небольшое по объему произведение, изобилующее описаниями прекрасных и безмятежных русских пейзажей.

    Начинается повествование с того, что в один теплый июльский день охотник теряется в лесу. Долго он блуждает по неизвестным тропинкам, но найти дорогу домой так и не может. Уже совсем отчаявшись и чуть было не упав в обрыв, охотник вдруг замечает костер. Откуда ни возьмись, навстречу ему с лаем выбегают две большие собаки, а следом за ними — деревенские мальчики. Охотник узнает, что ребята пришли ночью пасти лошадей, так как днем животным не дают покоя насекомые и жара.

    Скромно устроившись под кустом рядом с костром, путник делает вид, что спит, хотя на самом деле он наблюдет за мальчиками. Охотник не хочет их стеснять, поэтому и не показывает, что все видит и слышит. Ребята, немного расслабившись, возобновляют прерванное общение. Звенит и переливается их голосами Бежин луг.

    Истории про утопленников

    После того, как Павлуша пошел к реке за водой, ребята вспомнили несколько историй про утопленников. Акулину-дурочку спасли, после того как она бросилась в реку, но ее «испортил» водяной. Теперь она сумасшедшая. Также вспомнили историю про мальчика-утопленника, которого очень любила мать, но упустила, находясь рядом с ним. Мать очень любила сына и предчувствовала смерть от воды. Не пускала его гулять рядом с водой, но смерть произошла практически на ее глазах. Именно этого мальчика услышал Павлуша, когда пошел за водой. Павлуша не испугался, зачерпнул воды и спокойно вернулся к костру.

    Истории мальчиков, конечно, больше похожи на сказки. Все эти страшилки навеяны атмосферой ночи, костра, интересом к теме. Странным стало то, что Павлуша действительно погиб в течение года. Но не в воде, а упав с лошади. Автор оставляет читателю возможность верить или не верить в рассказанные истории, не приводя никаких доводов и доказательств Остается только гадать – эти рассказы были игрой воображения, или же мальчики действительно верили в свои же сказки.

    Данная статья поможет написать сочинение «Истории мальчиков («Бежин луг»), описать суть рассказов, сопоставить их с реальностью и действительностью. Читатель сам в праве решить для себя, реальны эти истории или же выдумка под покровом ночи.

    Поступки других мальчиков

    Поступки других мальчиков проявлялись в меньше мере. Но все равно, они много говорят о ребятах. Например, Ваня не стал подниматься, когда была готова картошка. Может быть, он испугался разговоров, а может быть, просто был не голоден. Тем не менее, он даже не стал ничего говорить. Федя не совершал каких-то значимых поступков, но при этом он был старше всех и считался определенным лидером. Он – провокатор. Задает вопросы, уточняет детали, когда кто-то рассказывает очередную историю. Илюша – рассказчик. Он умеет увлечь всех своими историями, разговорами. Остальные внимательно слушают его рассказы. Костя особо не проявлял себя в поступках. Он слушает и немного включается в разговор.

    Так или иначе, основным активистом выступает Павлуша. Примечательно, что именно он погиб в этот же год. Когда он пошел за водой, он услышал зовущий его голос утопленника. Но погиб Павлуша не от воды. Автор оставляет для читателя вопрос открытым, дает ему самому решить, связаны ли эти события.

    Несмотря на то, что большая часть рассказа проходит именно в разговорах, поступкам в рассказе все же есть место. Получается, что главный герой произведения Павлуша – он совершает поступки и он же погибает в конце.

    Данная статья поможет написать грамотное сочинение на тему «Поступки («Бежин луг»), описать основные поступки Павлуши и других мальчиков.

    Полезные ссылки

    Посмотрите, что у нас есть еще:

    • для самых рациональных — Краткое содержание «Бежин луг»
    • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Бежин луг»
    • для самых компанейских — Главные герои «Бежин луг»
    • для самых занятых — Читательский дневник «Бежин луг»
    • для самых любопытных — Анализ «Бежин луг» Тургенев
    • для самых крутых — Читать «Бежин луг» полностью

    Тест по произведению

    1. Вопрос 1 из 12

    Популярные сочинения

    • Сочинение Родина начинается с семьи 4 класс
      Родина, что же это такое? У каждого человека свое понятие Родины, но чаще всего родиной называют место рождение человека. Каждый воспринимает это слова по своему и у каждого оно вызывает разные эмоции
    • Сочинение Тема любви в повести Ася
      Повесть Тургенева «Ася» — это одно из очень поучительных и интересных произведений. Все происходило в маленьком городке на немецкой реке Рейн. Во всех произведениях этого автора о любви есть какая-то тайна
    • Сочинение-описание по картине Букет сентября Вишняк 5 класс
      Редко приходится довольствоваться картинами наших современников, и тот редкий случай — это картина Марины Владимировны Вишняк под названием «Букет сентября», которая вышла из под талантливой руки художницы

    План

    Введение

    В центре «Записок охотника» — судьба русского крестьянства.

    Основная часть

    Главные герои «Бежина луга» — крестьянские мальчишки.

    Наблюдая за ребятами, рассказчик даёт общее представление о крестьянской жизни:

    — портрет ребят;

    — рассказы ребят.

    Заключение

    Жизнь ребят наполнена душевной красотой.

    В середине 19 века И.С. Тургенев создает свой знаменитый сборник охотничьих рассказов «Записки охотника». В центре сборника — судьба русского крестьянства, так волновавшая передовую интеллигенцию того времени. По-новому взглянул на жизнь простого русского мужика и Иван Сергеевич. В рассказе «Бежин луг» крестьянский мир показан со всей простотой, одухотворенностью, душевной красотой.

    Само действие рассказа достоверно точно указано писателем: Бежин луг находился всего в нескольких километрах от Спасского-Лутовинова, собственной усадьбы Ивана Сергеевича Тургенева. Главные герои рассказа — крестьянские мальчишки из соседних деревень, которые стерегут табун. Их быт дан через восприятие рассказчика — охотника, случайно заблудившегося во время охоты в один из июльских дней. Перед читателем разворачивается картина жизни крестьянских ребятишек летним вечером. Мальчишки потихоньку разговаривают у костра. Слушая истории мальчиков, наблюдая за их одеждой, манерой поведения, поступками, рассказчик составляет общее представление о крестьянской жизни. Ребята одеты просто: заплатанные порты, лапти и онучи, холщовые рубахи. Только один мальчик, Федя, который и выглядит постарше, по мнению автора, «принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы».

    Крестьянские дети рассказывают друг другу страшные истории. И через их отношение к услышанному раскрывается автором все очарование их мира. Например, мальчик Илюша описывает домового, который водится в старой рольне на фабрике и пугает рабочих. Костя рассказывает про Гаврилу, слободского плотника, который однажды повстречался с лесной русалкой и с тех пор «невеселый ходит». Павлуша говорит о «предвиденье-то небесном», которое всех напугало, даже барина. Ребята верят в нечистую силу, злых духов, ведьм и колдунов. И в этой их вере прослеживается стремление людей к таинственности, непознанным вещам, необъяснимым явлениям. Вера в чудо, призраков, добрых и злых духов сохранилась в народе еще с древних времен. Поэтому в рассказываемых мальчиками историях множество фольклорных образов: домовые, русалки, нечистая сила. Огромна сила сельских поверий. Мальчики говорят о людях, умерших не собственной смертью, эти рассказы одновременно завораживают и пугают детей.

    Жизнь крестьянских ребят лишена достатка, материального благополучия. Но наполнена настоящей душевной красотой, одухотворена. В финале рассказа есть указание автора на смерть Павла в том же году: «он убился, упав с лошади». Этот факт заставляет читателя внимательней отнестись к крестьянской жизни.

    » перед нами предстает галерея портретов крестьянских ребятишек, которые на лугу в жаркую летнюю ночь стерегли табун лошадей. Мальчиков пятеро: Павлуша, Федя, Ильюша, Костя и Ваня.

    Больше всех внимание рассказчика привлек мальчик Павлуша. Он был некрасивым: всклоченные волосы, серые глаза, широкие скулы, бледное рябое лицо, огромная голова, «как говорится, с пивной котел», приземистое и неуклюжее тело. Одежда была довольно скромная, «вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов». Привлекал Павлуша внимание умным взглядом и голосом, в котором звучала сила. Павел был мальчиком смелым и уверенным, решительным. Когда после рассказа Илыоши о Ермиле собаки начали громко лаять и ринулись прочь от огня, все мальчики перепугались. Один только Павлуша, нимало не колеблясь, с криком бросился вслед за собаками. «Славный мальчик!» — подумал рассказчик, глядя на вернувшегося Павлушу: «Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью» . Не боится мальчик ни волков, ни ночных странных резких криков. Он уверен, что эти звуки принадлежат цапле, а не лешему.

    Держа в напряжении слушателей, Павлуша неторопливо ведет повествование о Тришке. «Удивительный человек» Тришка появится на земле, «когда наступят последние времена». В народе солнечное затмение, или « предвиденье небесное », истолковывалось как один из признаков конца света. Таким образом, все население деревни после солнечного затмения с нетерпением ожидало появления Тришки. Увидев на дороге странного человека, «такого мудреного», с удивительной головой, все переполошились. Возбуждая суеверные чувства ребят, Павел дает затем реалистическое объяснение загадке о Тришке. Ожидания крестьян не оправдались, конец света был перенесен на неопределенное время. Тришка оказался вовсе не Тришкой, а местным бочаром Вавилой, который купил себе новый жбан и надел его на голову.

    Все знал Павел о природе, все мог объяснить просто, доступно.

    Что это? — спросил вдруг Костя, приподняв голову. Павел прислушался.

    Это кулички летят, посвистывают.

    Куда же они летят?

    А туда, где, говорят, зимы не бывает.

    А разве есть такая земля?

    Далеко, далеко, за теплыми морями.

    Павлуша уверен, что судьбы своей не миновать, поэтому смело набирает воду из реки даже тогда, когда ему чудится голос утонувшего товарища, что, по словам ребят, предвещало его гибель. Не минул своей судьбы Павлуша: в том же году он умер, упав с лошади.

    Старшему из всех ребят, Феде, можно было дать лет четырнадцать. «Это был стройный мальчик с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой… На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок».

    С уверенностью можно утверждать, что Федя из богатой семьи: новая красивая одежда, сапоги с низкими голенищами принадлежали ему, а не отцу. Ив поле он выехал «не по нужде, а ради забавы». Он увлеченно слушал других мальчиков, при этом сам очень мало говорил (как сын богатого крестьянина, боясь уронить свое достоинство).

    Двенадцатилетний Ильюша слыл лучшим рассказчиком. Внешность его была непривлекательной: горбоносое, вытянутое, подслеповатое лицо, выражающее «какую-то тупую, болезненную заботливость» . Мальчик постоянно щурился, словно от огня. Обеими руками он то и дело надвигал себе на уши низкую войлочную шапочку, из-под которой постоянно выбивались его желтые, почти белые волосы. Мальчик знал много народных поверий, и, судя по рассказам о домовом, о Ермиле, о Тришке, искренне верил во все необычное. Героев своих рассказов он никогда не видел, «да и сохрани Бог… видеть; но а другие видели».

    В отличие от Павлуши, Ильюша во всем находил проявление потусторонних сил. В его фантазиях появляется домовой, который двигает предметы, кашляет, шумит; баран начинает говорить человеческим голосом. Свой страх Ильюша, подражая взрослым, заговаривал: «С нами крестная сила!»; «Не бранись, смотри [леший] услышит».

    Костя отличался ото всех задумчивым, печальным взглядом. Его глаза производили странное впечатление: «они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке, по крайней мере, — не было слов». Косте принадлежала история о русалке.

    Мифическая удивительно чиста и соткана из самых различных природных стихий. Русалка «светленькая, беленькая, словно плотичка какая или пескарь». И «голосок… у ней такой тоненький и жалобный». Так же задумчиво и печально Костя повествовал об утонувшем мальчике Васе. И уже не русалка плачет, а мать утонувшего Васи «плачет, плачет, горько Богу жалится».

    Самого младшего, семилетнего Ваню, можно было и не заметить: «он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову». Мальчик, не шевелясь и затаив дыхание, слушал рассказы старших, лишь единожды обратив внимание всех ребят на звездочки, В воображении Вани звездочки роились на небе, словно пчелки.

    Образы ребят выписаны в рассказе ярко, они глубоко индивидуальны, каждый по-своему интересен, глубок, как это может быть только у профессионала такого класса, как И. С. Тургенев.

    В поэтическом рассказе «Бежин луг» появляются образы крестьянских детей. Тургенев дает развернутую эмоционально-психологическую характеристику крестьянских детей. Эти ребята очень подвижны и любознательны. Они самостоятельны не только в своих детских заботах и хлопотах, но и в представлениях о действительности, проникнутых естественнымдля них суеверием. В крестьянских мальчиках Тургенев раскрывает поэтическую натуру русского»народа, его живую связь с родной природой.

    На фоне поэтической и загадочной среднерусской природы автор с необыкновенной симпатией рисует деревенских ребятишек в ночном. Заблудившийся охотник пристраивается к разведенному костру и при таинственном свете огня всматривается в лица мальчиков. Их было пятеро: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Они были очень разные.

    Заблудившемуся охотнику по сердцу редкая удаль, решимость, смелость и скромность Павлуши, который скачет за собаками в пугающую ночь, не имея в руках даже простой хворостинки. Близки автору любознательность и пытливость ума Ильюши — любителя страшных историй и необыкновенных сельских поверий, верящего в непременное существование сил, враждебных людям.

    Писателю нравится и Федя, необыкновенно привлекательный мальчик, очень артистичный. Охотнику по душе и маленький Костя, наделенный «задумчивым взором» и развитым воображением. Радостно слышать взрослому гостю от Ванюши, с каким удивительным чувством воспринимает он красоту природы.

    Все эти ребятишки очень по-разному рассуждают о людях и деревенских событиях, но все они искренне верят в чудеса, готовы разгадывать неведомые загадки жизни. У мальчиков немало предрассудков и суеверий — это следствие темноты И забитости их отцов и матерей.

    Реальная жизнь, по мнению Тургенева, вскоре развеет иллюзии и мистические настроения мальчиков, но обязательно сохранит их редкостные поэтические чувства.

    Если домашнее задание на тему: » ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «БЕЖИН ЛУГ»
    оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

    &nbsp

    • Свежие новости

    • Категории

    • Новости

    • Сочинения по теме


      • Профессиональные игры. Часть 2
      • Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. &quotС выдумкой идем по жизни&quot Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

        Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

        Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

        Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье…», в свое

    6 класс. Литература

    Тема: Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг».

    Духовный мир

    крестьянских детей

    Цели урока:

    образовательные

    : раскрыть образы
    крестьянских мальчиков
    ;

    показать богатство их духовного мира, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев;

    развивающие:

    развитие монологической речи учащихся, выразительного чтения, навыков характеристики литературных героев; развитие умения анализировать текст, извлекать из произведения нравственные ценности;

    воспитательные

    : воспитывать любовь к чтению художественного произведения.

    Задачи:

    закрепить навыки работы над портретной характеристикой литературного героя; показать, как автор относится к своим героям; выяснить, как истории, рассказанные мальчиками, характеризуют их; развивать внимание, умение анализировать, делать выводы; воспитывать внимание к окружающему миру.

    Оборудование урока

    : презентация к уроку
    Microsoft

    Power

    Point

    , таблицы для работы в группах, портреты мальчиков для структуры
    Corners

    , портреты мальчиков на каждый стол, диагностическая карта группы.

    Формы работы

    : групповая, парная, индивидуальная.

    Тип урока

    : комбинированный

    Ежели Пушкин имел полное


    основание сказать о себе, что он пробуждал

    «добрые чувства», то то же самое

    и с такою же справедливостью

    мог сказать о себе и Тургенев.

    М.Е. Салтыков- Щедрин

    Ход урока.

    1.Организационный момент.

    2.Сообщение темы и цели урока.(Слайды 2,3)

    Учитель читает стихотворение
    И.З. Сурикова « В ночном».

    Летний вечер.


    За лесами

    Солнышко уж село;

    На краю далеком неба

    Зорька заалела;

    Но и та потухла. Топот

    В поле раздается.

    То табун коней в ночное

    По лугам несется.

    Ухватя коней за гриву,

    Скачут дети в поле.

    То-то радость и веселье,

    То-то детям воля!

    По траве высокой кони

    На просторе бродят;

    Собралися дети в кучку,

    Разговор заводят…

    И на ум приходят детям

    Бабушкины сказки:

    Вот с метлой несётся ведьма

    На ночные пляски;

    Вот над лесом мчится леший

    С головой косматой,

    А по небу, сыпля искры,

    Змей летит крылатый;

    И какие – то все в белом

    Тени в поле ходят…

    Детям боязно – и дети

    Огонёк разводят.

    3.Работа в группах.

    Обсудите:

    1

    .

    Как связано это стихотворение с темой нашего урока? (В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).


    2.Что значит «выйти в ночное»?
    (

    Пастьба лошадей ночью



    )

    3.Ч

    то значит для мальчиков ночное?
    (свобода, самостоятельность)


    4.

    Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем
    ?

    (Свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания.)



    4.Слово учителя (слайд 4).

    По Орловской, Тульской, Курской и Калужской губерниям пролегали охотничьи тропы Тургенева. Он был страстным «ружейным охотником».
    Бродя с ружьём за плечами, писатель изучал сердце России – её народ.В его «Записках охотника» — встречи с мужиками, бабами, крестьянскими ребятишками.

    (
    Слайд 5)

    Места, упоминаемые в рассказе, реально существуют. Бежин луг находится в 13 км от Спасского-Лутовинова. Там же Парахинские кусты, деревня Варнавицы, село Шаламово и др.

    (Слайд 6)

    Повествование в рассказе «Бежин луг» ведётся от лица автора, который одновременно является персонажем — охотником, сбившимся с дороги и заблудившимся в июльскую ночь. Рассказчик впитывает в себя детский взгляд на мир, и благодаря этому с большей непосредственностью им заявляется одна из главных тем рассказа — природа и герой в их гармоничном единстве.

    Народные верования и предания Сельские поверья (Слайд 10)

    Домовой, русалка.

    Разрыв-трава- волшебная трава, с помощью которой открываются любые замки и запоры.

    Родительская суббота- одна из суббот, которая по старому русскому обычаю посвящалась поминанию умерших родственников.

    Предвидение небесное- солнечное затмение

    Праведная душа летит на небо.

    Словарная работа(Слайд 11)

    Армячок- крестьянская верхняя одежда из толстого сукна

    Баял- говорил

    Гуртовщики-хозяева и погонщики гуртов

    Гурт- стадо, которое гонят на продажу

    Замашная рубаха- рубашка из холста

    Онучи – портянки, обмотки для ног под сапог или лапоть

    Словарик диалектных слов (Слайды 12,13):

    -авось,

    -зачнется,

    -откентелева,

    -куды,

    -межа,

    -полати.

    5. Работа с текстом(Слайд14)


    Найдите в тексте

    Это были просто крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун…

    Я сказал мальчикам, что заблудился и подсел к ним…

    Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение…

    Тёмное чистое небо торжественно и высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием…

    5.Индивидуальная работа

    . Частичная проверка знания текста на первом этапе урока
    (Приложение 1

    ).

    Вопросы к обучающимся:

    Что вы видите?

    (текст)

    Что это за текст?
    (Описание, портрет)


    А что такое портрет?
    (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении) (Слайды 16-18)


    Что можно узнать по портрету?

    Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

    Задание:

    (Приложение2)

    заполните таблицы
    и подготовьте связный рассказ о том герое, который вам более интересен.

    6.Выступления групп.

    7.Закрепление материала.

    Вопросы учителя:

    1)

    Почему крестьянские ребятишки оказались ночью на Бежином лугу?

    2)

    Кто из мальчиков самый богатый? Откуда вы об этом узнаете
    ?(Федя. По одёжде)



    3)

    Сколько лет было детям
    ?

    (

    Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.)

    4)Что готовили мальчики?
    (Картошку)

    8. Выполнение задания по кругу (задания веером, каждый отвечает по одному вопросу, проговаривая ответ соседу по плечу) Обсуждение в группах.

    1.О чём говорят мальчики у костра?

    (Они говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе)

    2.Какие поверья бытуют среди ребят?

    (О том, что можно увидеть того, кто умрёт в очередном году, праведная душа в голуби может быть, солнечное затмение – предвестник антихриста, белые волки побегут, людей есть будут)

    3.Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете?

    (Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках)

    4.Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории?

    (В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых)

    Поблагодарим друг друга! Молодцы, вы хорошо справились с заданием!

      Подведём итоги урока.

      В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев
      словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Автор с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.

    Какие они?

    (Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.

    Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.

    Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.

    Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.

    Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.)

    — Дети интересны охотнику?

    (

    Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям).

    Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 века? Чем он наполнен? Как они жили?

    (

    Слайд 20)

    С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С другой стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться.

    Всем этим детям свойственно

    :


    т

    р

    удолюбие

    ,

    смелость,


    любознательность

    ,

    любовь к природе,сила, выносливость

    ,

    нет подражания иностранному. Труд для них — большая радость, праздник «Пригонять на утренней заре табун»

    )

    Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

    — Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя?

    (Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.)

    Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.

    Домашнее задание.

    1. Какова речевая характеристика героев? (Работа по тексту)

    2.

    Напишите

    сочинение-миниатюру «Характеристика литературного героя»

    .(
    Приложение 3

    )

    Приложение 1

    Тексты

    1.Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой

    .

    (Федя)

    2.У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее.

    (Павлуша)

    3Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки

    .

    (Илюша)

    4.Это мальчик лет десяти… Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза.

    (Костя)

    Приложение 2

    Персонаж

    Возраст

    Семья, положение

    Одежда

    Почему попал в ночное

    Характер

    Основные черты

    Где и в чём проявились

    Впечатление

    Приложение 3

    План характеристики

    1. Портрет мальчика.

    2. Его роль среди товарищей.

    3. История, которую рассказал герой.

    4. Поведение мальчика.

    5. Характер героя.

    Учитель русского языка и литературы школы-гимназии
    № 34 им. А.Тайманова Джанибекова З.Н.

    Казахстан, г. Уральск.

    Тема: Образы крестьянских детей в рассказе И.С.Тургенева “Бежин луг”

    Цели урока
    :

    образовательные
    : показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева;

    воспитательные
    : воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус; умение работать в группах;

    развивающие:
    развивать поисковую познавательную деятельность, монологическую речь учащихся; умения сравнивать и обобщать; развивать навыки анализа текста.

    За­да­чи
    :

    1)най­ти и про­ана­ли­зи­ро­вать порт­рет­ные ха­рак­те­ри­сти­ки маль­чи­ков;

    2)по­ка­зать, как ав­тор от­но­сит­ся к сво­им ге­ро­ям; рас­ска­зать об ис­то­ри­ях, рас­ска­зан­ных маль­чи­ка­ми;

    3) вы­яс­нить, как они ха­рак­те­ри­зу­ют де­тей-рас­сказ­чи­ков;

    4) раз­ви­вать вни­ма­ние, па­мять, мыш­ле­ние, уме­ние ана­ли­зи­ро­вать, де­лать вы­во­ды;

    5) пробудить любовь ок­ру­жаю­ще­му ми­ру.

    Оборудование урока
    : презентация к уроку, таблицы для работы в группах, портреты мальчиков.

    Формы работы
    : групповая, парная, индивидуальная.

    Тип урока
    : комбинированный

    Ход урока.

      Орг. момент.

      Работа над эпиграфом урока:

    Все, что у меня есть порядочного, дано жизнью, а вовсе не создано мной.

    И.С.Тургенев

    Знакомо ли вам это имя? Как вы понимаете его слова?

      Знакомство с биографией писателя.

      Вступление в урок. Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа “Бежин луг”.

    Чтение учащимся стихотворения

    Слайд 1.


    Летний вечер.

    За лесами

    Солнышко уж село;

    На краю далеком неба

    Зорька заалела;

    Но и та потухла.

    В поле раздается.

    То табун коней в ночное

    По лугам несется.

    Ухватя коней за гриву,

    Скачут дети в поле.

    То-то радость и веселье,

    То-то детям воля…

      Работа в группах

    — Какую картину вы представили, прослушав данное стихотворение?

    Как связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком? (В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).

    Сколько ребят вышли в ночное?

    Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью
    ) Что значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность). Если вы обратили внимание, сегодня на уроке будет работать 5 групп, в каждой из которых сидит тоже 5 человек.

    Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (запись темы урока)

    Где и при каких обстоятельствах встречается охотник с ребятами?

    Сегодня у нас необычный урок. Для начала мы должны раскрыть значение слова образ. Что такое образ?

    В словаре Ожегова дано такое определение….

    Заглянем в мир детства рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг», с содержанием которого вы уже познакомились. Итак, автор знакомит нас с крестьянскими детьми позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая друг другу страшные истории. Присоединимся к ним и мы с вами. Всмотримся в эти лица.

    Каждая группа нарисует словесный портрет героя. Вы должны заполнить рабочую карту и подготовить связный рассказ о герое.

    Персонаж

    Семья, положение

    Внешний вид

    Почему попал в ночное

    Характер героя, в чем он проявился

    Речь героя

    История, рассказанная героем

    Впечатление

    Один из участников группы будет выступать в роли художника, его задача будет сложнее. В течение 15 минут необходимо будет нарисовать портрет героя.

    Что можно узнать по портрету?

    — Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?
    В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. И хотя он и показывает какие-то недостатки их внешности, но писатель с симпатией относится к детям.

    6.
    Каждая группа на урок приготовила по 2 вопроса. Участники групп задают друг другу вопросы.

    7.Беседа

    Ребята, немного отвлекитесь от урока. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Каждый из вас отдыхал летом в лагере. После отбоя все дети рассказывают страшные истории. Расскажите одну из них.

    Каждая группа задает другой 2 вопроса («толстые» и «тонкие» вопросы)

      О чём говорят мальчики у костра? Они говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном,

      про русалку, о голосе, об утопленнике Васе.

      Автор распределяет «страшные истории» между несколькими мальчиками. Назовите их. (Верно, это Ильюша, Костя и Павлуша. Тургенев искусно показывает, что и выбор поверья, и освещение его тем или иным рассказчиком каждый раз зависит от особенностей его характера.)

      Кто является главным знатоком поверий? (Ильюша передает наиболее страшные истории. Все это вполне соответствует его характеру: напуганность, моральная подавленность.)

      А Костя? Он выбирает поверья о русалке, и в рассказе проявляет чувствительность и жалость. Это соответствует его характеру.

      А Павлуша? (Он не рассказывает никаких поверий. Он рассказывает о действительном случае – о «предвидении», т.е. о солнечном затмении. Он хотя и иронизирует над суеверными людьми, но делает это после того, как «предвидение» не осуществилось. Его ум все еще остается бессильным перед страхами, внушенными с детства.)

      В призме какого цвета (цветов) вы представляете рассказанные истории?

    7.

    Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых.

    (Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.)

    Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева. Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? Что же вы узнали? Отразите это в таблице.

    8.- Вот мы и познакомились с детьми. Но о них хочется знать еще больше. В чем еще раскрывается их характер? (в поступках – это еще один способ раскрытия характера).
    Запись в рабочей карте

    Скажите, что общего у всех детей?

    Дети интересны охотнику?

    (Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами).

    9. Работа по иллюстрациям художника Пахомова.

    Посмотрите на портреты мальчиков и определитесь с героем.

    Художники представляют свои работы, сравнивают с иллюстрациями Пахомова.

    10. Итоги урока.

    В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.

    Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится: как бы не сказать какую-нибудь глупость.

    Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.

    Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.

    Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.

    Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.

    Каким вы се­бе пред­ста­ви­ли мир кре­сть­ян­ских де­тей 19 в.? Чем он на­пол­нен? Как они жи­ли?

    11.Оценки за урок (заполнение учащимися диагностической карты)

    12. Домашнее задание

    Подготовьте (устно) описание Бежина луга, включив в свой рассказ средства выразительности речи.

    Повесть И. С. Тургенева о поверьях крестьянских детей, которые и есть главные герои рассказа «Бежин луг», впервые была напечатана в журнале Н. А. Некрасова «Современник» в 1851 году.

    Заблудившийся охотник

    Поняв, что он потерял верный путь, наш герой проблуждал до ночи, которая спустилась на землю душистая, теплая и темная. Вдруг вдалеке он заметил два маленьких огонька, и поспешил на их свет, к людям.

    Это оказались крестьянские мальчики, которых отпустили пасти ночью лошадей. Они — главные герои рассказа «Бежин луг».

    У костерка

    Вокруг стоял угрюмый мрак. Охотник тихонько лег под куст. Ребятишки, а их было пятеро, решили, что он задремал, и стали вести прерванный разговор. Тем временем наш герой присмотрелся к каждому. Федя, лет 14, Павлуша и Илюша лет 12, Костя примерно 10 лет, и самый младший, которому на вид было лет семь, Ванюша, — главные герои. Бежин луг, на котором они пасли лошадей, находился вблизи реки и очень далеко от дома охотника.

    Федя и Павлуша

    Федя — самый старший мальчик, стройный и красивый, с белокурыми кудрявыми волосами и светлыми глазами, явно рос в богатой семье. Одежда на нем была красивая и новенькая, а сапоги принадлежали ему самому, а не его отцу. Он выехал в ночное для забавы.

    1408625

    Его положение обязывало держаться значительно. Павлуша со всклокоченными волосами и серыми глазами был приземист и неуклюж. Его рябое лицо было умное, да и голос звучал значительно. Одеждой он похвастаться не мог, но не это было в нем основное.

    Вот так выглядели главные герои. Бежин луг, на котором они находились, ночью стал таинственным. Особую роль в рассказе будет играть Павлуша. Четырех других мальчиков (они тоже главные герои, «Бежин луг») И. Тургенев охарактеризует не столь ярко, как Павлушу.

    Илюша, Костя и Ваня

    Илюша обладал лицом незначительным, он постоянно щурился на огонь и натягивал на почти желтые волосы шапочку. Одет он был опрятно в новые лапти и онучи и черную свитку. Костя, печальный и худощавый, как будто что-то хотел рассказать, но казалось, что ему не хватало слов. Ваня, лежавший на земле и укрытый до кудрявой головы рогожкой, как потом окажется, был поэтичным и добрым мальчиком. Вот все главные герои. Бежин луг объединил разных мальчиков этой ночью. Они все до единого любили слушать страшные рассказы, которые больше всех рассказывал Илюша. Главные герои («Бежин луг») Тургенева — дети с неодинаковыми характерами. Сейчас мы подробно рассмотрим каждого из них.

    Главные герои («Бежин луг»), их характеристика

    Федя — положение обязывает его вести себя немногословно и важно, чтобы не уронить свое достоинство. Он старается держать покровительственный вид по отношению ко всем мальчикам.

    Павлуша — самый яркий из всех ребят, несмотря на его некрасивость. Страшные рассказы, от которых у всех захватывает дух, так и льются из него. Павлуша может рассказывать бесконечно несчетное количество страшных историй. Он единственный, который слышал, как ходит домовой по ночам, переставляет предметы ночью на старой бумажной фабрике. Многозначительно он объясняет присутствующим, что домового увидеть нельзя.

    1408628

    Темной ночью его байки становятся совершенно правдоподобными. Павлуша сам ничего не пугается. Когда ему показалось, что на табун напали волки, он взметнулся на коня, за ним полетели собаки, и только его и видели. Когда он вернулся, сказав, что волков, к счастью, не было, все были поражены его смелостью и решительностью. Не менее храбро он отправился на реку за водой. Все испугались, что его может утащить водяной. Но Павлуша вернулся, как ни в чем не бывало, принеся воду. Все его поведение показывает читателю умного мальчика с сильным характером. В конце автор рассказывает, что Павлуша погиб в том же году. Он упал с лошади и разбился насмерть.

    Характеристика Илюши

    Илюша — ровесник Павла, он тоже хорошо знает местные поверья, но рассказывает их сиплым слабым голосом. Рассказ Илюши об утопленнике также захватывает воображение мальчиков, и они слушают его с неослабевающим вниманием, потому что история оборачивается появлением барана-оборотня, который умеет говорить на человеческом языке. Илюша с удовольствием готов поведать рассказ о восставшем покойнике, который по ночам ищет разрыв-траву.

    1408632

    Его с удивлением расспрашивают об этой истории и вообще, когда можно увидеть покойников. Он даже знает, как можно разведать, кто умрет в этом году. Все поражены. А вообще-то Илюша, в отличие от всех ребятишек, уже работает вместе с братом на фабрике. Это вызывает уважение детей, как и его глубокие познания. Вот такие они — главные герои («Бежин луг») Тургенева.

    Костя и Ваня

    Костя — слабенький и худенький мальчик, на вид даже болезненный, тонким голоском рассказал историю с русалкой, которую он слышал от отца. Плотник из слободы Гаврила заблудился в лесу, и ему встретилось диво дивное: серебристая русалочка с зелеными волосами покачивается на ветке и зовет его к себе.

    1408643

    Гаврила уж совсем хотел к ней подойти, да положил на себя крест. А рука была тяжелая, еле-еле поднялась. Русалочка опечалилась и сказала Гавриле, что и он теперь будет всегда мрачный, и исчезла. Так и ходит Гаврила вечно печальный. Но вообще Костя трусоват. Он бы не решился, как Павел, поехать разгонять волков, да и крики цапли над рекой его испугали.

    Самый младший и незаметный — кудрявый Ваня. Он пролежал всю ночь, не вставая, так, что автор его сначала не увидел.

    1408651

    Говорит он, слегка картавя, совсем детским голоском. Он только слушает своих старших товарищей, а сам ничего не рассказывает. Когда ему предлагают гостинец, то он, добрый и заботливый мальчик, просит отдать его сестре, потому что Анюта хорошая девочка.

    Вот и описаны все главные герои рассказа «Бежин луг». Характеристика показывает нам душевную красоту детей с их маленькими слабостями. И. Тургенев, вероятно, первый из русских писателей, кто так подробно остановился на теме детской психологии.

  • План сочинения по произведению фонвизина недоросль
  • План сочинения поздняя осень 6 класс
  • План сочинения по русскому языку 11 класс итогового сочинения
  • План сочинения по станционному смотрителю 7 класс маленький человек
  • План сочинения по произведению дубровский 6 класс