План сочинения по литературному произведению

Содержание: составление плана сочинения подготовка композиционная структура сочинения составление логической структуры плана рекомендации по написанию сочинения вводная часть основная часть

План сочинения по литературному произведению

Содержание:

  1. Составление плана сочинения
  • Подготовка
  • Композиционная структура сочинения
  • Составление логической структуры плана
  • Рекомендации по написанию сочинения
    • Вводная часть
    • Основная часть
    • Заключение

    Для того чтобы составить план сочинения по литературе в 10 классе необходимо разбить текст на отдельные блоки. Каждый такой блок может выключать один или несколько абзацев текста. Эти фрагменты текста необходимо озаглавить. Заглавие должно выглядеть как тезис и выражать основную мысль данного фрагмента.

    Составление плана сочинения

    Количество пунктов в плане может варьироваться в зависимости от объема сочинения. Важно помнить, что один пункт должен быть посвящен одной проблеме. Внимательно отнеситесь к названиям блоков, поскольку это напрямую влияет на содержание вашего сочинения. Названия обычно состоят не из целых предложений, а из словосочетаний, раскрывающих основную мысль.

    В плане литературного сочинения используются имена героев и прилагательные, которые раскрывают суть фрагмента. Реже используются глаголы.

    Подготовка

    Для написания качественного плана сочинения по литературе к ЕГЭ необходимо заранее подготовиться. Внимательно прочитайте литературное произведение, по которому необходимо написать сочинение. Сделайте заметки и выписки из текста, они помогут вам в написании работы. Вам также понадобятся цитаты с характеристиками персонажей.

    Очень важно понять главную мысль произведения, которую хотел донести до читателей автор. Если в теме сочинения фигурирует идея авторства, нужно отразить в плане биографию писателя и историю создания произведения. Если же в теме сочинения указан герой литературного произведения, то нужно упомянуть его внутреннюю и внешнюю характеристики, а также все события, которые с ним произошли.

    Анализ литературного источника также поможет в написании сочинения. Почитайте работы критиков, посвященные изучаемому произведению. Сформируйте определенное мнение и отразить его в письменной работе.

    Сочинение ЕГЭ

    Композиционная структура сочинения

    Любой тип сочинения в формате ЕГЭ состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение. Все эти части должны быть отражены в плане. Не нужно в названии частей плана использовать слова «вступление» или «заключение», необходимо давать содержательные заголовки. В каждой композиционной части плана сочинения для ЕГЭ может быть по нескольку пунктов, главная задача — это раскрытие основной темы.

    Составление логической структуры плана

    План сочинения по литературе на ЕГЭ должен иметь логическую структуру. Как уже было сказано выше, в сочинении должно быть три композиционные части. Для каждого сочинения это остается неизменным. Однако от темы к теме логическая структура плана может различаться. Например, для сочинения-описания персонажа нужно двигаться от внешней характеристики героя к внутренней. Такая структура плана поможет вам наиболее полно раскрыть тему. Для сочинения-рассуждения, логичным будет отразить в структуре сначала одну сторону вопроса, а затем противоположную. А в заключении описать ваше личное мнение.

    В сочинении по литературе должна прослеживаться логическая последовательность тезисов и аргументов к ним. Каждый абзац должен иметь причинно-следственную связь. Поэтому при составлении плана нужно акцентировать внимание на этом аспекте.

    Для соблюдения логической структуры плана стоит руководствоваться правилом: от общего к частному. Если вы хотите отразить определенную мысль, нужно сначала написать о ней обобщенно, а уже после этого привести пример из литературного произведения.

    Примерный план сочинения

    Рекомендации по написанию сочинения

    Чтобы написать хорошее сочинение на ЕГЭ и получить высокий балл необходимо соблюдать ряд правил:

    1. Внимательно изучите литературный источник. Фактические несоответствия в сочинении могут снизить вам оценку. Важно не только прочитать книгу, но и понять, что хотел донести автор до читателя, почему это произведение входит в школьную программу, в чем его основная мысль, чему оно учит и т.д. Поэтому в процессе чтения нужно задавать себе вопросы и отвечать на них. Это поможет написать содержательное сочинение на хорошую оценку.
    2. При прочтении обязательно делайте заметки. Например: описание персонажей и событий, происходящих с ними, важные для сюжета цитаты, отражающие проблематику произведения. Если вы пишете сочинение по стихотворению, то лучше будет выучить его наизусть, чтобы легче было приводить цитаты.
    3. Следите за орфографией и пунктуацией. Часто в погоне за отражением мыслей ученики пропускают запятые и допускают ошибки. Такой промах может повлиять на оценку.
    4. Составьте план сочинения. В первую очередь вы составляете план сочинения для себя, он поможет не отвлекаться от темы и последовательно отразить ваши мысли.
    5. Используйте цитаты, они помогут вам раскрыть тему сочинения и привести аргументы. Но помните, что не стоит слишком увлекаться цитированием, поскольку в сочинении помимо авторского мнения, также важно и ваше.
    6. Приводите примеры из произведения, чтобы доказать вашу мысль. Это придаст вашему сочинению содержательности.
    7. Используйте клише: в основной части можно использовать клише «авторская позиция заключается в…» или в заключении уместно написать «подводя итог, можно сказать, что…». Такой подход помогает связать разрозненные мысли в цельный текст. Ваше сочинение будет красивым изложением мыслей, а не простым набором фактов. При создании сочинения шаблон может стать для вас подсказкой: с чего начать и чем закончить абзац, как сделать переход от одной мысли к другой, а главное — чем наполнить вступление и заключение.
    8. Не стесняйтесь высказывать собственное мнение. Сочинение — это прежде всего ваше авторское произведение и там должны быть ваши мысли и идеи. Но не забывайте, что сочинение по произведению не должно состоять только из ваших воззрений, в нем должна быть представлена и точка зрения писателя.

    Вводная часть

    Вступление должно отражать общие положения о произведении или об авторе. Во вступлении можно написать о том, в каком году была написана книга, кто ее автор и, в какой период своего творчества он ее написал. Не нужно приступать сразу к раскрытию темы сочинения. Еще один вариант вводной части сочинения — это трактовка слов из темы, то, как вы понимаете их. Например, если в теме сочинения есть слово «война», то нужно дать толкование этому слову. Можно использовать свой личный опыт и свое понимание. Такое вступление поможет вам развить мысль и перейти к основной части.

    Во вступлении уместно задать вопрос, ответ на который будет расписан в основной части. Важно правильно подобрать вопрос, чтобы он не был слишком узким. Например, вопрос, на который можно однозначно ответить «да» или «нет» категорически не подходит для введения. Необходимо также помнить, что краткий ответ на поставленный вопрос должен быть и в заключении.

    Последнее предложение вступления должно связывать его с основной частью. Например: «А теперь рассмотрим описание войны в романе «Война и мир»».

    Основная часть

    Основная часть — это важнейший фрагмент сочинения. В нем вы должны отразить свое видение проблемы, свои мысли и то, как об этом пишет автор. Сочинение, которое пишется по литературному произведению, в первую очередь опирается на мнение автора. Поэтому не стоит писать только свое личное видение проблемы. Мнение автора можно отразить цитатами, а также примерами из произведения. Для того чтобы отразить мнения писателя необходимо ознакомиться не только с содержанием произведения, но и с литературной критикой и историческими пособиями. Только полное понимание контекста поможет вам как можно точнее составить представление об авторе и его произведении.

    Основная часть обычно представлена несколькими абзацами. Нужно рассмотреть проблему, указанную в теме, с разных сторон. Для этого нужно вспомнить содержание произведения. Каждый абзац в основной части имеет структуру: ваша мысль, ее подтверждение в виде цитаты или примера из произведения и микро-вывод. Такая структура поможет вам ответить на вопрос заданный в теме сочинения. Каждый абзац в основной части должен плавно перетекать в следующий. Следите за смысловой связью между аргументами. Если в основной части необходимо произвести сравнение, то не нужно перепрыгивать от одного объекта к другому. Охарактеризуйте сначала один объект сравнения, а затем плавно перейдите к второму.

    Важно следить, чтобы рассуждения в основной части были соотнесены с темой вашей письменной работы. Даже незначительное отклонение от темы может негативно повлиять на оценку.

    Экзамен ЕГЭ

    Можно использовать литературные примеры из произведений со схожей проблематикой. Например, если в теме сочинения упоминается война, то уместно будет привести примеры из литературы, где описываются военные события, такие как «Тихий дон» и «Война и мир».

    Заключение

    Заключение — это итог ваших рассуждений. Здесь должен быть вывод из всего вышесказанного. Вы должны кратко отразить микро-выводы, которые были написаны в основной части. Также в заключении уместно отразить ваше личное мнение по поводу поставленного вопроса.

    В выводе к сочинению должно быть отражено согласие или опровержение основного тезиса, который был вынесен во вступлении. Если в введении был задан вопрос, то в заключении необходимо дать точный и краткий ответ на него.

    Заключение должно соотноситься с аргументами, которые были описаны в основной части. Вывод должен вытекать логически из предыдущего контекста. Поэтому необходимо прослеживать причинно-следственные связи в своем повествовании. Если вы намерены подтвердить или опровергнуть один тезис из основной части, нужно расположить его перед заключением.

    Не забывайте про существование шаблонных фраз, они помогут перейти от основной части к заключению. Например: «исходя из вышеперечисленных доводов…» или «это произведение дает такой ответ на поставленный вопрос…» и т.д. Не обязательно использовать шаблоны, можно самостоятельно придумать вводные конструкции, чтобы связать части текста в одно целое.

    Официальные (реальные) темы итогового сочинения 2021-2022 учебный годДля 11-ти классников (выпускников 2021 года) выложены официальные темы 2021-20212 учебного года. Итоговое сочинение было проведено 1 декабря 2021 года

    Темы, аргументы и готовые сочинения по каждому направлению: Купить

    Зона 1. Часовой пояс MSK UTC+2 (-1 час к Москве)
    Калининградская область
    111.Чем путешествие может обогатить человека?
    205.Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
    308.Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
    410.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
    501.Что значит быть гражданином?


    Зона 2. Часовой пояс MSK UTC+3 Московское время
    Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия, Краснодарский край, Ставропольский край, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Вологодская обл., Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Кировская и Костромская обл., Курская область, Ленинградская область, Липецкая обл., Московская область, Мурманская область, Нижегородская обл., Новгородская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Смоленская обл., Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, Ненецкий автономный округ, Волгоградская область

    110.Почему людей привлекает идея путешествия во времени?

    213.Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
    309.Когда слово становится преступлением?
    407.Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
    505.В чём может проявляться любовь к своему отечеству?


    Зона 3. Часовой пояс MSK UTC+4 (+1 час к Москве)
    Астраханская обл., Удмуртская Республика, Ульяновская область, Самарская обл., Саратовская область

    113.Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?
    207.Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
    303.Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
    404.Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
    509.В чём может проявляться активная гражданская позиция?


    Зона 4. Часовой пояс MSK UTC+5 (+2 часа к Москве)
    Республика Башкортостан, Пермский край, Курганская область, Оренбургская область, Свердловская обл., Тюменская область, Челябинская обл., Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа

    104.Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
    206.Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
    310.Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
    405.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
    508.Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?


    Зона 5. Часовой пояс MSK UTC+6 (+3 часа к Москве)
    Омская обл

    108.С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
    210.Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
    301.Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
    409.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
    510.Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?


    Зона 6. Часовой пояс MSK UTC+7 (+4 часа к Москве)
    Республика Алтай, Алтайский край, Республика Тыва, Респ. Хакасия, Красноярский край, Кемеровская, Томская и Новосибирская область

    109.Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
    208.От чего предостерегают человечество антиутопии?
    302.Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
    406.Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
    504.Возможно ли общество, в котором все счастливы?


    Зона 7. Часовой пояс MSK UTC+8 (+5 часов к Москве)
    Республика Бурятия, Иркутская область

    112.О чём может рассказать дорожный дневник?
    203.Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
    311.Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
    408.Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
    513.На каких примерах можно воспитать достойных граждан?


    Зона 8. Часовой пояс MSK UTC+9 (+6 часов к Москве)
    Республика Саха (Якутия) (Алданский, Амгинский, Анабарский, Булунский, Верхневилюйский, Вилюйский, Горный, Жиганский национальный эвенкийский, Кобяйский, Ленский, Мегино-Кангаласский, Мирнинский, Намский, Нерюнгринский, Нюрбинский, Олекминский, Оленекский эвенкийский национальный, Сунтарский, Таттинский, Томпонский, Усть-Алданский, Усть-Майский, Хангаласский, Чурапчинский и Эвено-Бытантайский районы), город Якутск, Амурская область, Забайкальский край

    106 Книга как путешествие в прошлое.
    202 В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
    306 Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
    412 Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
    507 Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?


    Зона 9. Часовой пояс MSK UTC+10 (+7 часов к Москве)
    Республика Саха (Якутия) (Верхоянский, Оймяконский и Усть-Янский районы), Приморский и Хабаровский край, Еврейская автономная область

    105.Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
    201.Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
    307.Что такое преступление против самого себя?
    413.Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).
    511.Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?


    Зона 10. Часовой пояс MSK UTC+11 (+8 часов к Москве)
    Республика Саха (Якутия) (Абыйский, Аллаиховский, Верхнеколымский, Момский, Нижнеколымский и Среднеколымский районы), Сахалинская область, Магаданская обл.

    101 Как путешествия могут изменить человека?
    212 Шаги цивилизации: обретения и потери.
    305 Можно ли заставить человека раскаяться?
    402 К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
    503 Является ли богатство необходимым условием счастья?


    Зона 11. Часовой пояс MSK UTC+12 (+9 часов к Москве)
    Камчатский край, Чукотский автономный округ

    102. В чём ценность путевых впечатлений?
    204. Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
    312. Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?
    411. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
    502 . Что такое гражданский долг?

    Готовые сочинения, темы и аргументы:

    Итогового сочинение (темы, аргументы, готовые сочинения и литература)


    * Олимпиады и конкурсы
    * Готовые контрольные работы
    * Работы СтатГрад
    * Официальные ВПР

    Поделиться:

    Все реальные темы итогового сочинения по направлениям от 1 декабря 2021 года. 11 класс.

    1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

    101.Как путешествия могут изменить человека?
    102.В чём ценность путевых впечатлений?104.Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
    105.Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
    106.Книга как путешествие в прошлое.
    108.С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
    109.Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
    110.Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
    111.Чем путешествие может обогатить человека?
    112.О чём может рассказать дорожный дневник?
    113.Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?

    2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

    201.Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
    202.В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
    203.Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
    204.Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
    205.Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
    206.Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации? 207.Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
    208.От чего предостерегают человечество антиутопии?
    210.Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
    212.Шаги цивилизации: обретения и потери.
    213.Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?

    3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
    301.Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
    302.Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
    303.Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
    305.Можно ли заставить человека раскаяться?
    306.Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
    307.Что такое преступление против самого себя?
    308.Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
    309.Когда слово становится преступлением?
    310.Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
    311.Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
    312.Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?

    4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

    402.К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
    404.Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
    405Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
    406.Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
    407.Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
    408.Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
    409.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
    410.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию
    411.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
    412.Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
    413.Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле)

    5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

    501.Что значит быть гражданином?
    502.Что такое гражданский долг?
    503.Является ли богатство необходимым условием счастья?
    504.Возможно ли общество, в котором все счастливы?
    505.В чём может проявляться любовь к своему отечеству?
    507.Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?
    508.Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?
    509.В чём может проявляться активная гражданская позиция?
    510.Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
    511.Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?
    513.На каких примерах можно воспитать достойных граждан?

    Комплекты тем итогового сочинения за 15 минут до проведения итогового сочинения по местному времени размещаются на официальном информационном портале единого государственного экзамена topic.ege.edu.ru

    Связанные страницы:

    1. Введение

    1.1. Рабочая программа по литературному чтению для 6 класса разработана на основе школьной АООП О УО 6-9 классов на 2020-2021 учебный год.

    Обучение ведется по учебнику «Чтение. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»: / Авт.-сост. И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. – 10-е изд. — М., «Просвещение», 2013.

    Данная рабочая программа разработана в соответствии с «Законом об образовании» РФ от 29.12.12 г., а также в соответствии с учебным планом и Положением о рабочей программе ОГБОУ «Рязанская школа-интернат».

    1.2. Цели обучения по программе:

    развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений;

    формирование умений работать с текстом, эмоционально воспринимать художественный текст;

    воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к литературе.

    Основные задачи преподавания литературного чтения:

    1) отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

    2) формировать навык чтения «про себя», последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения;

    3) развивать полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений;

    4) учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме, развивать умение не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения;

    5) социально адаптировать учащихся в плане общего развития, воспитывать нравственно-эстетические и гражданские качества обучающихся на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе

    Специальная задача коррекции речи и мышления обучающихся с интеллектуальными нарушениями является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

    Поставленные задачи определяются особенностями психофизической деятельности учащихся с нарушениями интеллекта. Учащиеся трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

    На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

    Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения. С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.

    Основные направления коррекционной работы:

    • корригировать артикуляционный аппарат;

    • расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь;

    • корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся;

    • развивать речь, владение техникой речи;

    • корригировать слуховое и зрительное восприятие;

    • формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму;

    • развивать познавательные процессы;

    • корригировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.

    1.3. В соответствии с учебным планом на 2020-2021 учебный год по предмету «Чтение (литературное чтение)» отводится 4 часа в неделю, общее количество часов – 136. Настоящая программа рассчитана на учащихся 6-х классов. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин).

    Возможно уменьшение количества часов в зависимости от изменения годового календарного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися.

    Общая характеристика учебного курса

    На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

    Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, пра­вильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведе­нии; называть главных и второстепенных героев, давать им харак­теристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанав­ливать несложные причинно-следственные связи и отношения; де­лать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

    Это требует серьезной методической подготовки учителя к уро­ку по каждому художественному произведению, способствует ре­шению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

    В 6 классе продолжается работа по объяснительному чтению, поэтому используется тематический принцип подбора литературного материала.

    В сравнении с содержанием программы младших классов, произведения становятся более объёмными, тематически и жанрово более обогащёнными, что создаёт предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта.

    В круг чтения, определяемый примерной тематикой, включены произведения, представляющие разные области словесно-литературного творчества: фольклор, произведения русской классической и современной литературы, а также произведения зарубежных авторов или отрывки из этих произведений. Наряду с изучением художественной литературы ученики знакомятся с научно-популярными статьями, посвященными природе, историческим деятелям и событиям.

    Продолжается последовательная работа по овладению учащимися навыками синтетического чтения: от чтения целым словом к плавному чтению отдельными словосочетаниями и короткими предложениями.

    Дети с нарушением интеллекта по-разному проходят все этапы овладения техникой чтения в силу своих особенностей, поэтому правильная организация работы во многом помогает преодолеть возникающие у школьников затруднения. Предупреждение и исправление ошибок, ведущих к нарушению правильности чтения, проводятся во все годы обучения.

    Работа над техникой чтения должна обеспечивать полное и адекватное понимание прочитанного.

    Уделяется внимание не только усвоению детьми фактического содержания произведения и установлению адекватных смысловых отношений между частями текста, причинности поступков действующих лиц, но и осознанию идейной направленности (подтекста) произведения.

    В этот период главное в работе над текстом — анализ сюжета в единстве с его предметным (фактическим), смысловым и идейным содержанием. С этой целью дети учатся выделять тему и идею произведения, соотносить тему с его названием, определять последовательность и причинность событий, мотивы поступков героев.

    2. Содержание учебного предмета

    Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о событиях в мире; о труде людей; о родной природе и бережном отношении к ней; о знамена­тельных событиях в жизни страны.

    Изучаемые произведения

    1. Моя Родина. 3 ч

    В.Песков «Отечество».

    М. Ножкин «Россия».

    М. Пришвин «Моя Родина».

    2. Золотая осень. 18 ч (2 ч ВЧ, 1 ч РР)

    В. Бианки «Сентябрь».

    И. Бунин «Лес, точно терем расписной».

    Ю. Качаев «Грабитель».

    Б. Житков «Белый домик».

    А. Белорусец «Звонкие ключи».

    К. Паустовский «Заячьи лапы».

    И. Тургенев «Осенний день в берёзовой роще».

    Е. Носов «Хитрюга».  

    В. Бианки «Октябрь».

    3. Великая радость — работа. 8 ч (1 ч ВЧ)

    С. Михалков «Будь человеком».

    Б. Заходер «Петя мечтает».

    По Д. Биссету «Слон и муравей».

    По Д. Биссету «Кузнечик Денди».

    Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой».

    Дж. Родари «Пуговкин домик».

    4. Страницы истории. 12 ч (1 ч ВЧ)

    Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

    Ф. Глинка «Москва».

    В. Бианки «Ноябрь».

    По А. Алексееву «Без Нарвы не видать моря».

    По А. Алексееву «Рассказы о русском подвиге».

    Е. Холмогорова. «Великодушный русский воин».

    5. Что такое хорошо, что такое плохо. 5 ч (1 ч ВЧ)

    По Е. Носову «Как Незнайка сочинял стихи».

    Е. Пермяк «Тайна цены».  

    По переводу Д. Гальпериной «Здравствуйте».

    6. Здравствуй, гостья – Зима. 36 ч (4 ч ВЧ)

    В. Бианки «Декабрь».

    Е. Благинина «Новогодние загадки».

    А. Никитин «Встреча зимы».

    А. Дорохов «Тёплый снег».

    А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

    Д. Хармс «Пушкин».

    В. Бианки «Январь».

    Х.-К. Андерсен «Ель».  

    А. Чехов «Ванька».

    И. Никитин «Весело сияет» (отрывок).

    И. Суриков «Белый снег пушистый».

    М. Зощенко «Лёля и Минька».  

    Ю. Рытхэу «Пурга».  

    Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость».

    В. Бианки «Февраль».

    С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».

    По Х.-К. Андерсену «Снежная королева».

    7. Весна – красна. 16 ч (2 ч ВЧ)

    С. Смирнов «Первые приметы».

    В. Бианки «Март».

    По В. Песков. «Весна идёт».

    М. Пришвин «Жаркий час».

    Г. Скребицкий «Весенняя песня».

    В. Жуковский «Жаворонок».

    А. Толстой «Детство Никиты».

    А. Твардовский «Как после мартовских метелей».

    А. Плещеев «И вот шатёр свой голубой».

    В. Бианки «Апрель».

    К. Паустовский «Стальное колечко».          

    8. Рассказы о животных. 16 ч (3 ч ВЧ)

    По В. Астафьеву «Злодейка».

    По Е. Барониной «Рассказы про зверей».

    В. Драгунский «Кот в сапогах».

    Д. Хармс «Заяц и Ёж».

    И. Крылов «Зеркало и Обезьяна»

    По Р. Киплингу «Рикки – Тикки – Тави».

            9. Рассказы, сказки, стихи для детей. 22 ч (4 ч ВЧ, 3 ч РР)

    В. Набоков «Дождь пролетел…»

    В. Бианки «Май».

    М. Дудин «Наши песни спеты о войне».

    В. Медведев «Звездолёт «Брунька».  

    По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками».

    По А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц».

    В. Астафьев «Зорькина песня»

    Н. Рыленков «Нынче ветер…»

    Навыки чтения

    Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про себя».

    Выделение главной мысли произведения и его частей. Опреде­ление основных черт характера действующих лиц.

    Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противо­положными значениями; объяснение с помощью учителя слов, дан­ных в переносном значении, и образных выражений, характеризую­щих поступки героев, картины природы.

    Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.

    Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и вы­борочный пересказ.

    Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовить­ся к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопро­сам, подготовить пересказ.

    Заучивание наизусть стихотворений.

    Внеклассное чтение.

    Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения по данной учителем форме.

    Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, название главных действующих лиц, выявление своего отношения к ним.

    Литература для внеклассного чтения. 18 ч

    1. Сказки народов мира.

    2. Стихи о Великой Отечественной войне.

    3. Стихотворения русских поэтов о природе.

    4. А.С. Пушкин Стихотворения о зиме.

    5. С.П. Алексеев «Сто рассказов о войне».

    6. А.П. Гайдар «Тимур и его команда».

    7. Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».

    8. В.П. Катаев «Белеет парус одинокий».

    9. М.М. Пришвин «Лесной хозяин», «Кладовая солнца», «Барсук», «Лесной доктор», «Птицы под снегом».

    10. К.Г. Паустовский «Золотой ясень», «Прощание с летом».

    11. В.В Бианки «Голубые лягушки», «Дробинка», «Птичья песенка».

    12. Е.А. Пермяк «Волшебные истории», «Голубые белки».

    13. А.И. Куприн «Слон».

    14. В.П. Астафьев «Васюткино озеро».

    15. Дж. Родари «Путешествие голубой стрелы».

    16. Х.-К. Андерсен Сказки.

    17. Юмористические стихотворения и рассказы (В.Ю. Драгунский, Н.Н. Носов, М.М. Зощенко и других авторов).

    Произведения для заучивания наизусть.
    М. Ножкин «Россия», И. Бунин «Лес, точно терем расписной…», Б. Заходер «Петя мечтает», А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», И. Никитин «Весело сияет месяц над селом…». (Отрывок), И. Суриков «Белый снег пушистый в воздухе кружится…». (Отрывок.), С. Смирнов «Первые приметы», В. Жуковский «Жаворонок», А. Твардовский «Как после мартовских метелей…», В. Набоков «Дождь пролетел…», на уроках внеклассного чтения: стихотворение о природе весной и стихотворение о Великой Отечественной войне.

    Распределение учебных часов и последовательность изучения разделов

    п/п

    Тема

    Количество

    часов

    Внеклассное

    чтение

    Развитие речи

    1

    Моя Родина.

    3

    2

    Золотая осень.

    18

    2

    1

    3

    Великая радость – работа.

    8

    1

    4

    Страницы истории.

    12

    1

    5

    Что такое хорошо, что такое плохо.

    5

    1

    6

    Здравствуй, гостья – Зима.

    36

    4

    7

    Весна – красна.

    16

    2

    8

    Рассказы о животных.

    16

    3

    9

    Рассказы, сказки, стихи для детей.

    22

    4

    3

    ИТОГО

    136

    18

    4

    Межпредметные связи

    Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.

    Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

    Биология. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.

    Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.

    Формы организации учебного процесса.

    В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Таким образом, основными являются следующие принципы:

    принцип коррекционной направленности в обучении,

    принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения,

    принцип научности и доступности обучения,

    принцип систематичности и последовательности в обучении,

    принцип наглядности в обучении,

    принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

    В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой), наглядный (наблюдение, демонстрация), практический, а также методы изложения новых знаний, методы повторения, закрепления знаний, методы применения знаний, методы контроля.

    В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.

    Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи. Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:

    — составление плана текста;

    — пересказ текста по плану (краткий и подробный);

    — пересказ текста по предполагаемым вопросам;

    — продолжение текста;

    — выразительное чтение;

    — чтение наизусть;

    — чтение по ролям;

    — устные сочинения-характеристики героев;

    — развитие художественной фантазии у детей;

    — придумывание финала, опираясь на развитие событий.

    Виды организации учебной деятельности в зависимости от цели и задач урока могут быть различными: фронтальная, индивидуальная, в группах, в парах.

    Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний с учетом психофизических особенностей детей: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

    Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни и др.).

    Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно, поэтому на уроках литературного чтения большое значение имеет работа по совершенствованию техники чтения обучающихся. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: презентации, фрагменты кинофильмов, мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

    Типы урока:

    — урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала), цель которого изучение и первичное закрепление новых знаний;

    — урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок), который имеет целью выработку умений по применению знаний;

    — урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок), который имеет целью обобщение единичных знаний в систему;

    — урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа, цель которой определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками;

    — комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи.

    Формы работы:

    рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов фильмов, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении, викторина, заочная экскурсия, виртуальная экскурсия.

    Занятия проводятся в классно урочной форме, поэтому организация учебных занятий может быть различной: урок, заочная экскурсия, викторина, игра, конкурс, путешествие (в том числе и виртуальное).

    Для реализации данной программы в зависимости от цели и задач конкретного урока может использоваться культурно-образовательная среда района и города Рязани (территория интерната, Центральная городская библиотека им. С. Есенина, Детский эколого-биологический центр).

    1. Планируемые результаты освоения учебного курса по итогам обучения в 6 классе

    Личностные результаты

    формировать понимание важности процесса обучения;

    -развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и зарубежной литературой;

    -формировать нравственно развитую личность в процессе чтения, развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

    -развивать чувство ответственности за свои поступки при сопоставлении образов персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;

    -формировать умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

    -формировать умение активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

    -развивать умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

    -развивать умение составлять тексты в устной форме;

    -развивать умение строить рассуждения в процессе характеристики текста;

    -развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;

    -совершенствовать мотивации к систематическому, самостоятельному чтению.

    Основные требования к знаниям и умениям учащихся по литературному чтению

    Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений, навыков на базовом уровне, что соответствует общеобразовательной программе. Настоящая программа предусматривает разноуровневые требования к овладению знаниями.

    Базовый уровень

    Учащиеся должны уметь:

    — читать текст правильно, осознанно и выразительно вслух и про себя;

    — делить текст на смысловые части, пересказывать текст различными способами (полный пересказ, выборочный, краткий);

    — определять мотивы поступков героев, выражать свое отношение к ним;

    — пользоваться монологической и диалогической речью при пересказах, рассказывании, выражении собственной точки зрения, коллективном обсуждении и т.п.;

    — самостоятельно составлять и задавать одноклассникам (или учителю) вопросы к тексту;

    — понимать жанровые особенности произведений (сказка, стихотворение, рассказ, басня);

    — выделять главную мысль произведения;

    — заучивать наизусть стихотворения, басни;

    — совершенствовать читательский опыт, развивать умение пользоваться библиотекой (нахождение нужной книги по теме урока, выбор книги для самостоятельного чтения, для выполнения творческих работ и т.д.)

    Учащиеся должны знать:

    8– 10 стихотворений наизусть.

    Минимальный (достаточный) уровень

    Учащиеся должны уметь:

    — читать вслух правильно, целым словом, трудные слова- по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;

    — читать про себя проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания учителя;

    — отвечать на вопросы учителя;

    — пересказывать фрагменты текста, несложные по содержанию;

    — оценивать поступки героев (с помощью учителя);

    — заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом индивидуальных особенностей учащихся);

    — участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанным текстам.

    Учащиеся должны знать:

    наизусть 4 — 6 отрывков из стихотворений (объем текста определяется учителем с учетом индивидуальных особенностей учащихся).

    При проверке знаний учащихся необходимо исходить из достигнутого ими уровня и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы учебную и практическую деятельность детей с интеллектуальными нарушениями, позволяла бы им почувствовать ситуацию успеха и осознать свои учебные достижения.

    Оценивание знаний обучающихся осуществляется в соответствии с Приложением №2 к Положению «О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной, итоговой аттестации обучающихся» ОГБОУ «Рязанская школа-интернат».

    4. Список учебно-методической литературы:

    Обязательная литература:

    1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы (сборник 1) под редакцией Воронковой В.В., Москва, ВЛАДОС, 2013.

    2. Чтение. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»: / Авт.-сост. И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. – 10-е изд. — М., «Просвещение», 2013.

    Дополнительная литература:

    1. Коррекционно-развивающее обучение: нормативные документы, методические рекомендации. Сост. И.Г. Савельева, под общ. ред. В.В. Пустоваловой. – Волгоград: Учитель, 2009.

    2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. — 224с. (коррекционная педагогика).

    3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. — М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006. — 335с. (коррекционная педагогика).

    4. Никитина М.И., Красильникова О.А. Чтение и развитие речи: учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006.

    5. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Оценка достижения планируемых результатов обучения. Контрольные работы, тестовые задания, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания. В двух частях. – 2-е издание. — М.: Изд.центр «Вентана-Граф», 2016.

    Итоговое сочинение для выпускников 11-х классов состоится 1 декабря.

    Вопросы подготовки и успешного его написания волнуют не только выпускников, но и родителей. На ваши вопросы отвечает Дощинский Роман Анатольевич, председатель предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку в Москве, начальник отдела Московского центра качества образования.

    Как подготовиться к итоговому сочинению и на что обратить внимание во время написания?

    Роман Анатольевич: Прежде чем приступать к работе, необходимо внимательно проанализировать формулировку названия сочинения. Возможны три ее вида: утверждение, в форме проблемного вопроса и в виде цитаты (афоризма).

    Анализ и выбор формулировки названия требует от автора сочинения понимания проблемы и определения собственной позиции по отношению к ней. Мнение пишущего должно быть отражено в тезисе, то есть ответе на проблемный вопрос.

    Перед тем как заявить собственную позицию и аргументировать ее, важно раскрыть ключевые понятия темы, которые в дальнейшем будут частью композиционного фрагмента «я-высказывание».

    В период подготовки можно заучить афоризмы, яркие цитаты выдающихся людей – этот материал пригодится не только при раскрытии ключевых понятий, но и в качестве вступления или заключения, а еще при подтверждении своей позиции. Фрагмент «я-тема» с раскрытием основных понятий автор письменного высказывания может подготовить заранее, ведь ключевые понятия заявлены в формулировках тематических направлений.

    После этого важно четко сформулировать проблему (лучше в форме вопроса) и высказать свое отношение к ней. Позицию (тезис) следует заявлять в ясной и лаконичной форме, избегая синтаксически сложных конструкций. Это лучше сделать во вступлении, но можно и в другой части сочинения, поскольку композиция сочинения свободная. Однако важно так строить свое высказывание, чтобы прослеживалась логика: тема – проблема – тезис – аргументы.

    Обдумывая построение сочинения, важно помнить о трехчастной структуре письменного высказывания. Во вступлении сообщаются тема, проблема, а отношением к ней можно закончить вступительную часть. Главная часть содержит аргументацию (собственные доводы и примеры из литературных произведений). Заключение – это подведение итога, выводы на основе приведенных рассуждений. Вступление и заключение должны быть небольшие по объему. Кроме того, важно следить за логичностью, связностью, последовательностью изложения мыслей.

    При речевом оформлении нужно показать умение выражать свои мысли ясно, точно, выразительно, грамотно, использовать разнообразные лексические средства и грамматические конструкции. На 100 слов для получения зачета допустимо не более пяти ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических).

    В чем его особенность и чем оно отличается от сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ?

    Роман Анатольевич: Особенность итогового сочинения – в его литературоцентричности. Оно предполагает обязательное обращение к прочитанному литературному произведению, построение аргументации с опорой на хорошо знакомый литературный материал.

    В качестве примеров для аргументации выпускник может использовать художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, искусствоведческую), произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), дневники, путевые очерки, литературную критику, другие источники отечественной или мировой литературы. Причем достаточной считается опора на один текст.

    Кроме того, итоговое сочинение носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых умений школьника, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию.

    Специфика итогового сочинения проявляется и в зачетной системе оценивания. Зачет за него выставляется при условии соблюдения требований к объему и самостоятельности сочинения, а также при получении зачетов по критерию № 1 (раскрытие темы сочинения), критерию № 2 (аргументация, привлечение литературного материала) и по одному из критериев № 3 – № 5.

    Одно из требований, отличающих итоговое сочинение, — существенный объем (от 350 слов). Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то работа не проверяется, за нее автоматически выставляется «незачет».

    Остается мало времени. Какие ресурсы порекомендуете использовать для подготовки? В том числе, где ребенку посмотреть важные композиционные отрывки произведений, чтобы цитаты из этих отрывков можно было использовать в качестве аргументов в сочинении?

    Роман Анатольевич: При подготовке к итоговому сочинению учащиеся должны пользоваться только проверенными, надежными учебными материалами, в том числе и открытыми информационными ресурсами. Среди них:

    — Методические рекомендации по итоговому сочинению на сайте ФИПИ: https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie.

    — Видеоразбор формата итогового сочинения на сайте Рособрнадзора: http://obrnadzor.gov.ru/navigator-gia/materialy-dlya-podgotovki-k-ege/videokonsultaczii-razrabotchikov-kim-ege/; https://youtu.be/D8qFDDr02HE.

    — Консультации и видеоконсультации экспертов по подготовке к итоговому сочинению на сайте Московского центра качества образования и Регионального центра обработки информации города Москвы: https://mcko.ru/articles/2598; https://mcko.ru/articles/2616; http://rcoi.mcko.ru/webinars/.

    — Ресурсы МЭШ. При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, и электронные учебные пособия и т. д.

    Что касается банка важных композиционных отрывков произведений, то его каждый выпускник создает прежде всего для себя. Наверное, нет ничего опаснее изучения целостного произведения по его фрагментам, трактовка которых изначально шаблонизирована. Это может привести к серьезным фактическим ошибкам в работах. Тем более рекомендации таких фрагментов произведений, как правило, связаны с разбором тематических направлений, а не тех конкретных тем, которые будут предложены на самом итоговом сочинении.

    Ирина, здесь совет может быть только один: в процессе подготовки к итоговому сочинению необходимо повторить и систематизировать содержание центральных, ключевых произведений, изучаемых на уроках литературы в 9–11 классах. Не обязательно больших и событийных. К данным произведениям, например, относятся:

    • «Горе от ума» А.С. Грибоедова (для тематического направления № 5),
    • «Медный всадник» А.С. Пушкина (для тематического направления № 2),
    • «Очарованный странник» Н.С. Лескова (для тематических направлений № 1 и № 3),
    • «Старуха Изергиль» М. Горького (для тематического направления № 3),
    • «Собачье сердце» М. А. Булгакова (для тематических направлений № 2 и № 5)

    Скажите пожалуйста, каковы будут основные критерии оценки работы? И как можно оспорить результат, если мнение оценивающих будет не слишком объективно? Это ведь не математика и не физика…

    Роман Анатольевич: Эксперты оценивают работы участников по определенным критериям, поэтому их оценка должна быть объективной, а не субъективной.

    Первый критерий – «Раскрытие темы сочинения». Чтобы работа соответствовала зачетной по этому критерию, важно выделить главную мысль, прокомментировать ключевое понятие в теме сочинения. Важным элементом основной части сочинения является ваш комментарий, который должен включать рассуждение с опорой на литературный материал, оценку героя или его поступка. Но всё это непременно следует строго подчинить теме сочинения.

    Умение использовать литературный материал оценивает второй критерий – «Аргументация. Привлечение литературного материала». Литературным материалом могут быть не только художественные произведения, но и дневники, мемуары, публицистика, произведения устного народного творчества (за исключением малых фольклорных жанров).

    Напомню, что незачет по данному критерию (а следовательно, за всю работу в целом) ставится в случаях, если: а) сочинение написано без привлечения литературного материала, б) в сочинении существенно искажено содержание произведения, в) литературные произведения упоминаются в работе, но не используются для развернутой аргументации. Во всех остальных случаях выставляется зачет.

    Третий критерий – «Композиция и логика рассуждения» – оценивает умение школьников выстраивать тезисно-доказательную композицию сочинения, которая включает вступление, основную часть и заключение. Заключительная часть сочинения должна быть логически связана со вступлением. Кроме того, при оценивании учитываются логические ошибки, существенно затрудняющие понимание текста итогового сочинения.

    Четвертый критерий – «Качество речи». Он оценивает точное выражение мысли и разнообразие лексики. Здесь также должны учитываться речевые ошибки, существенно затрудняющие понимание текста итогового сочинения.

    Пятый критерий – «Грамотность». Учитывает орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки.

    При возникновении конфликтной ситуации (несогласии выпускника с выставленной оценкой за итоговое сочинение) выпускник или его родитель (законный представитель) вправе написать официальное заявление на имя директора образовательной организации с просьбой инициировать перепроверку работы независимым экспертом. На основании данного заявления директор сам может назначить такого независимого эксперта или обратиться в орган исполнительной власти для осуществления перепроверки и оценки региональной независимой комиссией.

    Здравствуйте, Роман Анатольевич! Можно ли использовать примеры из произведений малоизвестных авторов?

    Роман Анатольевич: Выпускник имеет право использовать любой литературный материал, в том числе популярную сегодня среди молодежи литературу Интернет-изданий. Однако, если проверяющий не сможет обнаружить в открытых источниках информацию об указанном выпускником в сочинении произведении и его авторстве, он правомочен признать такое итоговое сочинение не соответствующим важному критерию № 2 (аргументация, привлечение литературного материала).

    Были случаи, когда на итоговом сочинении выпускники для анализа использовали собственные произведения. Но это индивидуальные случаи, каждый из которых требует индивидуального подхода в оценивании. В целом эксперты строго ориентируются на утвержденную критериальную базу оценивания работ.

    Добрый вечер. Мы дома с ребенком уже месяца два пишем друг другу письма в бумажном виде, тренируем, так сказать, практику связанного текста. Какие еще методы посоветуете?

    Роман Анатольевич: Это хороший метод! Я всегда говорю своим ученикам так: если хотите научиться писать сочинение, надо его писать. Да, поначалу будут ошибки, будет вообще не очень легко. Но лиха беда начало. Все мы когда-то на ошибках учились и, скажу честно, учимся до сих пор. Тот как раз не ошибается, кто ничего не делает. Олег, вы совершенно правильно поступаете, что с помощью естественной переписки развиваете навыки письменной речи своего ребенка.

    В период подготовки также полезно заучивать афоризмы, яркие цитаты выдающихся людей – этот материал пригодится не только при раскрытии ключевого понятия в сочинении, но и в качестве вступления или заключения, а еще при подтверждении своей позиции. Можно даже постараться заранее подготовить фрагмент с раскрытием основных понятий, ведь ключевые понятия заявлены в формулировках тематических направлений.

    Источник: Аctivityedu.ru

  • План сочинения по произведению станционный смотритель
  • План сочинения по произведению горе от ума
  • План сочинения по литре 11 класс
  • План сочинения по произведению отцы и дети
  • План сочинения по литературе отцы и дети смысл заглавия