План сочинения по литературе 10 класс отцы и дети

Урок-подготовка к сочинению по роману и. с. тургенева отцы и детицели: 1.выработка навыков работы над сочинением.формирование и развитие навыков анализа

Урок-подготовка к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Цели: 1.Выработка навыков работы над сочинением.

Формирование и развитие навыков анализа литературного произведения.Развитие литературно-творческих способностей учащихся.Приобщение учащихся к литературе как к виду искусства.Формирование личностного подхода к проблеме.Развитие речи учащихся.Ход урока.

1. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Умение убедительно, ярко, красиво говорить и писать необходимо каждому человеку, шахтёру и врачу, рабочему и колхознику. Сочинение- это возможность красиво и эмоционально высказать то, что не всегда можно сказать вслух. И цель сегодняшнего урока – выявить ваше отношение «вечно живому роману» И.С. Тургеневу «Отцы и дети» и научить вас самостоятельно мыслить, творить, сочинять, излагая на бумаге примеры ученической мудрости. Итак, начинаем.

   2. Работа по новой теме.  «Аукцион тем» (опрос домашнего задания).

Учитель: Хочется понять, что взволновало вас, что заинтересовало вас в романе Тургенева, о чём бы вы хотели поразмышлять в своём сочинении. Тема, сформулированная и представленная вами, поможет понять это.

 Ученики представляют и защищают темы сочинений. Под руководством учителя. Они выбирают наиболее интересные темы и обосновывают свой выбор. Одна из тем предусматривает работу по образу главного героя романа — Базарова, поэтому она становится ключевой темой подготовительной работы в классе.

3. Работа над сочинением по теме «Евгений Базаров – «новый герой» или трагическая личность?»

а) Работа по подбору эпиграфа к сочинению.

б) работа в группах.

 Класс делится на группы по равному количеству учащихся. Начинается работа над составлением плана сочинения. Из предложенного учащимися необходимо «собрать» один, наиболее полный и приемлемый, например,

        План.

Причины появления в русском обществе и литературе 2 половины 19 века образа «нового» героя.Базаров – «новый» герой или трагическая личность?«И весь портрет его вызывал неприятие…».Программа жизни Базарова – нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.Испытание любовью.Одинок ли Базаров?Автор и его герой.3. «Вечно живой образ». Писарев о Базарове.

   4. Работа с карточками.

 Задание: в предложенном тексте пропущены слова или целые словосочетания. Можно менять текст в целом. Таким образом, возникает несколько вариантов вступления к сочинению. Количество вариантов зависит от количества творческих групп. Понравившиеся варианты вступлений каждый ученик заносит в рабочие тетради.

1. Грозовая эпоха 60-х годов 19 века… Отмена крепостного права «произошла» лишь ___ ________, на _________ деле русский народ по-прежнему оставался __________________.

Конфликт сторон грозил _____________ в настоящую ________________. И.С. Тургенев был свидетелем этого конфликта и сумел __________________ ________________ его в своём ___________ «Отцы и дети».

2. Главный труд жизни ________________ русского писателя И.С. Тургенева  — роман __________________. Со станиц романа ______________  ______________ нас в атмосферу грозовой эпохи. Его герои: _________________________________________ — взяты из жизни, у них есть реальные ______________________. Центральное место в романе ___________  образ ______________.

       3. В русской литературе 2-ой половины 19 века ____________________ «новый» тип героя, отличного во всём от его _____________________: «лишних» героев Грибоедова, Пушкина и ________________. Тургенев почувствовал веяния времени и ___________ их, несмотря на неоднозначное ____________________ к своему герою — _______________ Базарову.

г) работа с высказываниями. Учитель предлагает учащимся набор опорных предложений, которые можно   использовать в сочинении. Цель – ученики должны найти в данном наборе ошибки и записать предложения, противоположные по смыслу исходным.

Базаров не отрицал искусство, любовь, религию;Базаров не был честен ни с самим собой, ни с Аркадием, ни с Одинцовой, ни с Павлом Петровичем;Базаров не способен на сильное чувство и не выдерживает испытание любовью;Тургенев не любит своего героя и не жалеет о его смерти;Базаров не является «новым» героем своего времени и не может быть примером для подражания.

д) Каждая группа получает карточки с текстом, в опорных словах пропущены буквы и знаки препинания. Задача команд – рецензировать материал.

       1.  Впервые мы ___________ в __________ начале __________. Перед нами __________ человек лет ______ с п…дпояса…ой   беч…вкой рубах… С первого взгляда мы понимаем что _________________________________________ к трагич…ской ра…вязке так (как) Павел Петрович _______________________________.

      2.   Благодаря этому роману _________________________________ слово «нигилист». Име(н, нн)о философия _____________________ легла в основу ____________________ но я (бы) ___________ остановиться на слабых и сильных ст…ронах философии Базарова.

И свё(таки)  _________________ меняе(ться, тся) что связано с _______________.Посмотрите как _________________ взгляды _________________ на любовь и жен…щин. Автор заставляет героя ___________________. Выдерживает ли он _________________ любовью?

       4.  Своевременен ли Базаров? Я думаю что _________________. Опасно в нём то что ____________________________. Кому (то) такие герои ____________________ но ___________________. Может из(за) таких Базаровых ______________________________.

е) работа над заключительной частью сочинения. Учитель зачитывает только начало блочных предложений, а каждый ученик придумывает свой вариант окончания предложения.

— В мировой литературе существует понятие «вечного образа»…(Это герои, которые  не умирают, а живут в веках).

— К таким образам относятся… (Гамлет Шекспира и Онегин Пушкина, Дон Кихот Сервантеса и Печорин Лермонтова, Чайльд-Гарольд Байрона и Базаров Тургенева).

— В своей критической статье Писарев назвал Базарова…(«…человеком замечательно умным, равного которому нет»).

— Базаров был нужен своему времени, потому что… (воплотил в себе черты людей, готовых пожертвовать собой ради общего блага).

— Мне близок (не понятен) Базаров тем, что __________________________________

— Автор закономерно «уводит» своего героя со сцены, потому что … (время его ещё не пришло).

— Нужны ли Базаровы сегодня? Да (нет), потому что ___________________________

— Я не могу согласиться с мнением ___________________ о том, что ______________

Таким образом, мы одновременно напишем заключительную часть сочинения.

Комментирование оценок.Домашнее задание. Написать сочинение по роману, используя материалы урока.

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Тургенев
  • История создания романа Отцы и дети

Иван Сергеевич Тургенев известный русский классик. Его произведения читают не только в России, но и по всему миру. Среди самых популярных – роман «Отцы и дети». Он действительно первым приходит в голову, при упоминании Ивана Сергеевича. Такое внимание к себе он заслужил потому, что в нем поднимается вечная проблема отцов и детей. Этот вопрос и сейчас остается актуальным. В романе Тургенев обращает внимание на события, которые происходили в обществе. Удивительным образом Тургенев смог рассмотреть еще только рождающуюся философию нигилизма. Несмотря на то, что роман вышел уже после отмены крепостного права, в нем описывается дореформенная Россия. Произведение стало четвертым романом писателя.

«Отцы и дети» изначально должен был стать большой повестью. Идея ее написания пришла к Тургеневу в Англии, тогда он был на острове Уайт, в городе Вентнор. Там писатель составил список действующих лиц будущей повести и тщательно продумал план. Главным персонажем становится провинциальный врач – Базаров. Благодаря нему, читатели узнают о философии нигилизма. Это понятие стало популярным и вошло в обиход именно благодаря роману «Отцы и дети». Главный герой также помогает раскрыть противостояние между поколениями. У этого персонажа был прототип. С молодым провинциальным врачом, Тургенев познакомился во время поездки на поезде. Человек, который так поразил писателя, умер в 1860 году, незадолго до издания романа.

Тургенев планировал написать повесть в короткие сроки. Непосредственно работой над ней он занялся уже в Париже, куда прибыл в 1860 году, со своей дочерью. Писать Иван Сергеевич начал зимой, а к весне его настигает творческий кризис и работа над повестью останавливается. По словам самого автора, ему трудно было продолжать работу из-за постоянного нахождения в Париже.

Поэтому он возвращается в Россию, где к 1861 году заканчивает свой труд. Последние несколько глав Иван Сергеевич пишет в родном Спасском селе. Но Тургенев не останавливается на этом варианте текста. Когда он возвращается в Париж, то читает его своим друзьям – Боткину и Случевскому. Узнав их мнение, он дополняет и корректирует текст будущего романа. Однако и на этом работа над произведением не заканчивается. Следующим этапом становится отправка черновика Анненкову, в Россию. Оттуда ему также приходят дополнения и замечания, и Тургенев снова правит текст.

И вот, наконец, в 1862 году выходит первая редакция романа «Отцы и дети». Первый раз произведение увидело свет в журнале «Русский вестник». Роман восприняли неоднозначно. Волну критики спровоцировали события, которые произошли в мае 1862 года. Тогда, в Петербурге устроили несколько поджогов, в результате которых пострадали люди. Негативное отношение вызывало и то, что Тургенев не дал четкого описания своей позиции по отношению к персонажам. На самом деле, образ главного героя нравился писателю, он даже какое-то время вел дневник от его имени. Но вот читателям Базаров не пришелся по вкусу, люди утверждали, что такие вот нигилисты как раз и устраивают погромы.

После выпуска романа «Отцы и дети» в Русском вестнике, Тургенев готовит его к самостоятельному изданию. Для этого писатель опять изменяет текст, большое внимание он уделяет образу Базарова. Поскольку именно этот персонаж вызывает больше всего критики, Иван Сергеевич решает сделать его более приятным. Резкие черты характера он меняет более мягкими. Осенью 1862 выходит самостоятельное издание. Его Тургенев посвятил своему близкому другу – Виссариону Григорьевичу Белинскому. Под влиянием этого человека формируется отношение Ивана Сергеевича к общественным изменениям в жизни России.

Время создания

Иван Сергеевич Тургенев один из первых заметил смену одного поколения другим. Создание и появление романа «Отцы и дети» происходит в достаточно переломный период для России: общество поделилось на два лагеря – «отцов» и «детей» – между которыми происходила политическая борьба. Старшее поколение уже уходило с арены действия, но не желала этого принять. «Отцы» не были готовы отдавать свое место новому поколению.

И. С. Тургеневу удалось показать этот переход от одной идеологии к другой. Роман «Отцы и дети» становится своеобразной иллюстрацией постепенного падения дворянства, на смену которого приходят «новые люди».

План для пересказа

При изучении в школе романа «Отцы и дети» часто требуется не только проанализировать произведение, но и составить план для пересказа. Это поможет быстро сориентироваться в сюжете произведения и правильно его воспроизвести.

План для подробного или краткого пересказа:

  1. Приезд домой Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова;
  2. История жизни братьев Кирсановых;
  3. Знакомство с Одинцовой;
  4. Посещение родительского дома;
  5. Поединок;
  6. Болезнь и смерть Базарова.

Этапы работы

И. С. Тургенев, находясь в Англии, в 1860 году задумывает написать «новую большую повесть». Первоначальный замысел не предусматривал жанр романа, однако впоследствии автор убеждается в его необходимости.

Приехав в Париж, И. С. Тургенев составляет четкий план своего произведения с мельчайшими подробностями и начинает работу. К весне 1861 года была написана половина романа.

Однако И. С. Тургенев признается, что за границей работа над задуманным произведением идет очень плохо. В мае 1861 года писатель возвращается в Россию и почти сразу заканчивает свой роман.

Год написания романа – 1861 г. В течение этого времени И. С. Тургенев не только написал свой роман, но и внес в него значительные правки.

После того как писатель заканчивает в конце июля написание произведения, он читает роман своим друзьям и по их рекомендациям делает исправления. Такая работа заняла три месяца.

Впервые роман частями был опубликован в 1862 году в журнале «Русский вестник», после чего И. С. Тургенев, посвящая свое произведение В. Г. Белинскому, готовит отдельное издание, вышедшее в сентябре 1862 года.

На историю создания романа «Отцы и дети» повлияли события, произошедшие намного раньше. И. С. Тургеневу приходиться разорвать свои отношения с журналом «Современник», в котором он долго печатался до этого. Разлад произошел из-за того, что начинающий критик Н. А. Добролюбов написал рецензию на его роман «Накануне» и опубликовал ее в «Современнике». Точка зрения критика совершенно не совпадала с замыслом И. С. Тургенева, из-за чего писатель ставит ультиматум: в журнале остается либо он, либо Н. А. Добролюбов. Н. А. Некрасов, руководивший «Современником», выбирает личность молодую, новую по взглядам.

И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети» История создания

⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 44Следующая ⇒

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) принадлежит к числу писателей, внесших наиболее значительный вклад в развитие русской литературы второй половины XIX века.

Замысел романа «Отцы и дети» возник летом 1860 года.

Первое упоминание о нем содержится в письме к графине Е. Е. Ламберт, которой И. С. Тургенев сообщал, что «начал понемногу работать; задумал новую большую повесть…». В октябре и ноябре 1860 года И. С. Тургенев работает мало. Только со второй половины ноября он «серьезно» принимается за «новую повесть». В течение двух-трех недель треть ее была написана, к концу февраля 1861 года И. С. Тургенев предполагает закончить всю работу.

Однако в дальнейшем снова наступает продолжительный застой. Вторая половина романа была закончена в июле или в августе 1861 года.

По сравнению с другими романами И. С. Тургенева «Отцы и дети» были написаны им очень быстро. В его письмах за летние месяцы 1861 года чувствуется и увлечение работой, и удовлетворение ее темпом. Но в этих же письмах звучат и другие ноты — неуверенности в том, что роман «удался», и предчувствие, что он не будет принят демократическим лагерем. «Не знаю, каков будет успех, — записал И. С. Тургенев в дневнике 30 июля 1861 года, — «Современник», вероятно, обольет меня презрением за Базарова — и не поверит, что во все время писания я чувствовал к нему невольное влечение…»

История создания романа заканчивается подготовкой отдельного издания 1862 года. В дальнейшем И. С. Тургенев не правил и не дополнял текста «Отцов и детей», ограничиваясь лишь устранением опечаток.

Отдельное издание «Отцов и детей» И. С. Тургенев посвятил В. Г. Белинскому. Посвящение имело программный и полемический оттенок. И. С. Тургенев заявлял им о своей верности тому идейному движению, связанному с именем знаменитого критика, которое в новых исторических условиях продолжали русские революционные демократы шестидесятых годов, не признавшие себя в образе Базарова и почти единодушно выступившие с острой критикой позиции писателя. Вместе с посвящением И. С. Тургенев предполагал поместить в отдельном издании романа обширное предисловие, но от этого его отговорили В. П. Боткин и А. А. Фет.

С выходом романа в свет началось оживленное обсуждение его в печати, сразу же получившее острый полемический характер. Цочти все русские журналы и газеты откликнулись на появление «Отцов и детей» специальными статьями и литературными обзорами. Роман И. С. Тургенева порождал разногласия и борьбу мнений как между политическими противниками, так и в среде идейных единомышленников. Изобразив демократа-материалиста, сурово отвергающего устои дворянской культуры и под декларации о полноте отрицания, о своем «нигилизме» утверждающего новые принципы взаимоотношений между людьми, И. С. Тургенев показал высокое общечеловеческое содержание этих новых идеалов, находящихся в процессе становления. Образ Базарова не был нормативен. Он будоражил умы, вызывая на спор.

Разнородность интерпретаций и оценок, данных ему в критике и в читательских отзывах, усилила многомерность, «объемность», живую противоречивость этого образа в восприятии современников. Самыми известными отзывами на роман являются статьи М. А. Антоновича «Асмодей нашего времени» (журнал «Современник»), Д. И. Писарева «Базаров» (журнал «Русское слово»), Н. Н. Страхова «Отцы и дети» И. Тургенева» (журнал «Время»), известны также отзывы А. И. Герцена, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова и др. Споры продолжались и после смерти И. С. Тургенева. Базаров оказал большое влияние на самосознание демократии, с одной стороны, и на изображение ее в литературе — с другой.

Раздел 5. Из литературы второй половины XIX века

Особенности жанра. Композиция

В 1879 году, ретроспективно характеризуя свое романное творчество в специальном предисловии к отдельному изданию шести романов, И. С. Тургенев писал: «Автор «Рудина», написанного в 1855-м году, и автор «Нови», написанной в 1876-м, является одним и тем же человеком. В течение всего этого времени я стремился, насколько хватало сил и умения, добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет «самый образ и давление времени», и ту быстро изменявшуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно служил предметом моих наблюдений». Таким образом, подводя итоги, сам И. С. Тургенев считал, что основа его романа сложилась уже в «Рудине» и что суть ее — выражение особенностей времени через типические характеры.

Писатель считает нужным отметить и быстроту изменений, происходящих в «культурном слое», отражающую историческое движение русского общества в целом.

Структура тургеневского романа определяется общественно-историческим типом, стоящим в центре и представляющим динамическое начало эпохи, выступающим как его носитель и жертва. Герой является извне в консервативное, живущее традиционно общество, в усадьбу — и приносит с собою исторический ветер, дыхание мировой жизни, отдаленные раскаты громов судьбы. С его появления начинается действие романа не только в силу его личных свойств как нового в данной среде и яркого человека, но и потому, что он выражает историческую задачу своего поколения, призванного разрушить устоявшуюся, казалось бы, незыблемую рутину жизни, открыть новые силы. Таким образом, конфликт романа И. С. Тургенева можно обозначить как «разночинец в дворянском гнезде» (разночинцы — выходцы из семей разных чинов прокладывающих

себе дорогу в жизни своими собственными интеллектуальными способностями созидающие себя

и свое бытие) иными словами—столкновение личности и исторической эпохи человека и образа

времени

Носители исторического прогресса в романах И. С. Тургенева зачастую озарены отсветом обреченности, и это не потому, что их деятельность бесплодна, а потому, что они рисуются под знаком идеи бесконечности прогресса. Рядом с обаянием их новизны, свежести, смелости стоит сознание их исторической ограниченности, недостаточности. Эта недостаточность обнаруживает-ся, как только они выполняют свою миссию, ее видит по большей части уже следующее за ними поколение, разбуженное ими, вырванное ими из нравственного равнодушия, присущего стершему поколению (сюжетно — отцам, идейно — дедам). Герои И. С. Тургенева всегда «накануне» не потому, что они бездействуют, а потому, что каждый день является «кануном» другого дня, и ни на ком так трагически не сказывается быстрота и неумолимость исторического развития как на «детях тюка» носителях идеала времени

В связи с тем что история всегда быстротекуща, герои И. С. Тургенева соотносятся в романе с общечеловеческими ценностями. Такими вечными в человеческой истории ценностями, стоящими над временем и вне социума, по убеждению И.С. Тургенева, являются природа, искусство, любовь и смерть. Еще в современной И. С. Тургеневу критике отмечалось, что любовь в его произведениях служит критерием, проверкой героя. Проводя героев через эти испытания, И. С. Тургенев оценивает своих героев, и, оценивая героев, оценивает время.

Для романов И. С. Тургенева характерна временная локальность, то есть действие романа датировано (события романа «Отцы и дети» начинаются 20 мая 1859 года). Причем действие начинается в конце весны, продолжается летом, а к осени заканчивается. Романное пространство также локально: действие происходит в двух-трех усадьбах (в «Отцах и детях» — в усадьбах Кирсановых, Одинцовой, Базаровых и в уездном городе). В романе И. С. Тургенева представление о герое не дается автором прямо, а складывается — на пересечении представлений о нем других героев и персонажей.

И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети» 149

Темы, мотивы, символы

«Отцы и дети» — роман, подводящий итог большому периоду деятельности И. С. Тургенева и открывающий перспективы художественного осмысления новой эпохи. В этом романе писатель как бы осуществил прежде не удавшийся ему замысел эпического полотна «Два поколения». В «Отцах и детях» складывается роман, структура которого определяется противостоянием социальных и политических сил, способных вступать в контакты только в стычках и «боевых действиях» идейного порядка. Представители «сторон», появляясь во враждебной среде, воспринимаются как «лазутчики» врага, опасные и подозрительные. Именно так с самого начала встречают Базарова в усадьбе Кирсановых. Появление Базарова в помещичьей усадьбе или на балу воспринимается и им и окружающими как «вылазка» во враждебный стан.

Во всех романах И. С. Тургенева главным героем делался персонаж, несущий начало развития, революционное в своем существе, но Базаров сознательно ставит перед собою цель служить прогрессу общества, отрицать и уничтожать то, что тормозит его развитие. И. С. Тургенев писал о своем герое: «…если он называется нигилистом, то надо читать: революционером». Революционер — противник существующего общественного порядка. Этот герой, одинокий, задуманный как трагическая фигура, представляет свое время и революционную природу молодости. Он воплощает поколение «детей», не желающих оплачивать нравственные долги отцов, нести ответственность за старое зло и поддерживать его. В своей замечательной ранней статье о «Фаусте» Гете (1845) И. С. Тургенев писал: «Жизнь каждого народа можно сравнить с жизнью отдельного человека,. с той только разницей, что народ, как природа, способен вечно возрождаться. Каждый человек в молодости своей пережил эпоху «гениальности», восторженной самонадеянности, дружеских сходок и кружков. Сбросив иго преданий, схоластики и вообще всякого авторитета, всего, что приходит к нему извне он ждет спасения от самого/себя; он верит в непосредственную силу своей натуры » Далее в той,же статье говоря о положительном значении критического отрицательного начала в моменты исторических переломов и о трагических судьбах его носителей, И. С. Турге-нев замечает: <1ТТод каким бы именем ни скрывался этот дvx отрицания и критики всюду за ним гоняются толпы своекорыстных или ограниченных людей даже и тогда когда это отрицательное начало получив наконец право гражданственности постепенно теряет свою чистсi разрушающую ироническую силу наполняется само новым положительным содержанием и превращается вразумный и органический прогресс».

Конечно, нельзя сводить всю сложность образа и судьбы Базарова к этим рассуждениям И. С. Тургенева, написанным за семнадцать лет до романа «Отцы и дети», но есть все основания предположить, что с кругом проблем, затронутых в статье о «Фаусте» Гете, был связан замысел романа о двух поколениях и что мысли о созидательном значении начала критики и отрицания, о его способности со временем «наполняться» «положительным содержанием» оставались важными для И. С. Тургенева в пору его работы над романом «Отцы и дети».

Сделав средоточием романа споры Базарова с носителем дворянской культуры Павлом Петровичем Кирсановым, И. С. Тургенев дал недвусмысленно понять, кому из них принадлежит будущее: сын лекаря, бедняк, проповедующий материализм, отвергающий утвержденные и освященные современным государством институты и идейные концепции, вплоть до идеи бога, — носитель неотвратимых тенденций развития общества, он разбивает своего утонченного оппонента по всем пунктам, тем самым доказывая преимущество новой культуры.

Важной стороной характеристики Базарова является поставленная в романе проблема отношения героя к народу. Базаров гордится тем, что дед его землю пахал, но он — не помещик. Он сознает, чтб живет, как простой человек, своим трудом. О своей близости к народу, о том, что крестьянин его признает «своим», Базаров говорит «с надменной гордостью», давая понять, что только демократизм делает человека подлинным выразителем национального чувства. И автор романа, очевидно, «согласен» со своим героем-. «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная -— и все-таки обреченная на погибель — потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего», — так разъяснял И. С. Тур-

⇐ Предыдущая14Следующая ⇒


Образ главного героя

Современники часто говорили о том, что Н. А. Добролюбов и стал прототипом главного героя романа «Отцы и дети». Считалось, что Базаров – настоящая пародия на молодого критика.

И. С. Тургенев и Н. А. Добролюбов относились к разным поколениям, они не могли понять друг друга. Этот конфликт поколений и стал основой романа «Отцы и дети».

Однако сам писатель отрицает, что прототипом Базарова явился Н. А. Добролюбов. По его словам, находясь в Англии, он познакомился с молодым провинциальным врачом, и именно из его образа стал зарождаться Базаров.

Изучив труды нигилистов, которые отрицают все общепринятые нормы, И. С. Тургенев решает сделать нигилистом своего главного героя. Сам писатель отмечал, что был удивлен тому, что до этого он не встречал литературные образы нигилистов, хотя они «чудились повсюду». И. С. Тургеневу одному из первых удалось увидеть этот новый тип людей.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «История создания «Отцов и детей»», рассмотрит основные этапы создания романа, продемонстрирует события, которые отразил в своем произведении И. С. Тургенев, а также покажет прототипы главного героя.

Смысл, сюжет и проблематика произведения

В своем романе Иван Тургенев решил показать борьбу двух политических направлений. Весь сюжет произведения построен таким образом, что представили разных поколений и мировоззрений противостоят друг другу. К таким ярким представителям можно отнести следующих действующих лиц:

  1. Кирсанов Павел Петрович;
  2. Базаров Евгений.

По замыслу писателя в сюжете затрагиваются многие вопросы, которые были актуальны в XIX веке и до сих пор волнуют общественность:

  1. Отношение к труду;
  2. Преобразования в деревнях;
  3. Отношение к науке и искусству;
  4. Положение простого народа.

Но основная проблема, затронутая писателем, отражена уже в самом названии романа — взаимоотношения детей и отцов. Базаров не желает понимать принципы и интересы старшего поколения, считая их уже устаревшими. По мнению главного героя, основная цель в жизни — работать так, чтобы производить нечто материальное. Поэтому Евгений безразличен и к искусству, и к наукам, считая их бесполезными.
Со всем по-другому рассуждает Павел Петрович. Он считает, что есть вещи, которые будут всегда и которые ничем на свете заменить нельзя. Для него важны традиции и привычки, а тех изменений, которые происходят в обществе, он совсем не замечает. Поэтому между Евгением Васильевичем и Павлом Петровичем постоянно возникают споры, которые как раз и помогают раскрыть и понять идейный замысел тургеневского романа.

Несмотря на то что они по своему мировоззрению противники, эти герои имеют много общего:

  1. Самолюбие;
  2. Оказывают большое влияние на окружающих, но сами не подвержены чужому влиянию;
  3. Не умеют и не могут спокойно вести споры;
  4. Имеют сильный характер.

И, несмотря на все это сходство, Базаров и Кирсанов совершенно разные люди. И эта разница проявляется во многом:

  1. В происхождении;
  2. Воспитании;
  3. Образе мышления;
  4. Портретной характеристике;
  5. Образе жизни.

Базаров — нигилист. Он умеет разговаривать с крестьянами так, что они считают его своим человеком, а не барином. Кирсанов же оторван от народа. Павел Петрович бесцельно проводит свой каждый день, а Евгений желает постоянно трудиться.
Поэтому автор и решил провести всех своих героев через испытания любовью, ведь только так можно увидеть их душу.

Евгений Базаров — сильная личность, поэтому автор преднамеренно пытается провести его еще через одно испытание — смерть. Герой трагичен, но, даже умирая, он ведет себя как по-настоящему сильная личность. В последние минуты своей жизни Евгений думает не о себе, а о родителях.

Предыстория написания

Столкновение молодого и старого поколений, новых и старых взглядов Тургенев испытал лично. До «Русского вестника» он сотрудничал с изданием «Современник», там напечатал и свой роман «Накануне». Молодой критик с прогрессивными взглядами Добролюбов Н. А. написал рецензию, которая совершенно не раскрывала замысла автора. Тургенев потребовал от Некрасова, руководившего в то время журналом, сделать выбор, с кем тот будет дальше работать. Николай Алексеевич выбрал новые взгляды начинающего критика.

И в этом случае, молодое и новое, столкнувшись со старым, одержало победу. После этого события и начинается история создания «Отцы и дети».

Творческая история романа

Работа была начата И. С. Тургеневым в 1860 году на острове Уайт в Англии, а дописана в России в 1862. Произведение создавалось в Париже. Было написано в 1861 году, а затем несколько раз дописывалось из-за критики. Автор писал Достоевскому до публикации романа, что его будут ругать, но это пройдет, как летний дождик.

  • В первый год сочинения романа Тургенев дописывает первую половину, но потом понимает, что в Париже не может больше создавать произведение, и уезжает на родину. Ему нравится образ главного героя Евгения Базарова. В одном из писем автор пишет, что образцом этого персонажа является провинциальный доктор, с которым ехал в поезде. Молодой человек понравился писателю из-за своих взглядов, также были видны задатки нигилизма, только рождавшегося в то время.
  • Дописывает произведение в своем имении, затем возвращается в Париж и читает рукопись друзьям и знакомым, вносит исправления.

Впервые роман появился на страницах издания «Русский вестник». Рукопись попала к литературному торговцу Каткову. Ему не понравилось, как изображен образ главного героя, личности, не принадлежавшей ни к одному сословию. Он думал, что Тургенев разрушит мнения нигилистов-разночинцев. Поэтому работа продолжалась.

После правок и публикации непонятный образ Базарова вызвал множество разногласий. Критики писали статьи для обсуждения, какой смысл произведения и главного героя. Возникновение свежего образа, отвергающего все обыкновенное и великолепное, стало оригинальным гимном молодому скептическому направлению.

Ощущения Тургенева сбылись, потому что его ругали за возвышение разночинцев и за искаженный портрет демократа.

Когда писатель избавляется от напора Каткова, то подготавливает третье издание. Стремится восстановить первый текст, увеличивает критику отцов, вычеркивает подробности, очерняющие Базарова. Осенью 1862 года печатается исправленная версия. Роман посвящен близкому другу Белинскому.

История создания

(Портрет Евгения Базарова)

Тургенев начал работу в 1860 с задумки, он хотел описать действительность. Случайный человек стал прототипом Базарова, в нем автор заметил проявления нигилизма. В то время он только зарождался, и писатель восхитился воззрениями юноши. Изначально он хотел сделать персонажа врачом, поскольку именно юный и полный новых идей врач стал прототипом героя.

Писатель жил в Париже, создав половину романа за год, ему очень нравился созданный образ. Далее он вернулся на родину, именно в России он смог проникнуться современными движениями. Так он смог продолжить работу и закончить ее. Практически к завершению романа была принята отмена крепостничества, на последние главы пришлось проживание писателя в Спасском селе – на его родине.

Этапы работы

В зимний период в Париже он написал первые из глав, и уже весной 1861 года половина задумки была воплощена. Особенных осложнений в работе не возникало, после первой половины романа Тургенев ощутил невозможность работы над продолжением, но приезд в Россию помог получить вдохновение. К июлю 1861 года произведение было завершено.

Сочинения Далее

Материалы для подготовки к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Подготовительные вопросы к сочинению

  1. Кто является основными участниками конфликта в романе?
  2. Каковы внешние различия между Базаровым и П. П. Кирсановым?
  3. Какие черты характера их объединяют, и что разделяет?
  4. В чем трагедия Базарова и Кирсановых?
  5. Является ли Базаров «героем своего времени»?
  6. Как относится автор к своему герою?

Ответы

  1. И. С. Тургенев обладал замечательным даром видеть и чувствовать то, что происходило в русской общественной жизни. Свое понимание назревающего социального конфликта между либералами-аристократами и революционными демократами писатель выразил в романе «Отцы и дети». Носителями этого конфликта стали нигилист Базаров и дворянин Павел Петрович Кирсанов.
  2. Подробное описание внешности героев показывает, насколько они противоположны друг другу. Весь «изящный и породистый» облик Павла Петровича, его точеные, классические черты лица, белоснежные накрахмаленные воротнички, «красивая рука с длинными розовыми ногтями» обличают в нем богатого изнеженного дворянина-аристократа. В портрете Базарова автор настойчиво подчеркивает такие детали, как «широкий лоб», «крупные выпуклости просторного черепа», которые говорят о том, что перед нами человек умственного труда, представитель разночинной, трудовой интеллигенции. Внешность героев, их одежда и манера поведения сразу вызывают сильную взаимную неприязнь, которая и определяет их дальнейшие отношения. Значит, при первом знакомстве с ними бросается в глаза их противоположность, тем более , что автор настойчиво противопоставляет «плебейские манеры» Базарова изысканному аристократизму Павла Петровича.
  3. Но нельзя не заметить и сходства между ними. И Базаров, и Кирсанов — две умные, сильные и волевые личности, которые не поддаются чужому влиянию, а, наоборот, умеют подчинить себе других. Павел Петрович явно подавляет своего кроткого, добродушного брата. А Аркадий находится в сильной зависимости у своего друга, воспринимая все его высказывания как непреложную истину. Павел Петрович горд и самолюбив, называя аналогичные черты своего противника «сатанинской гордостью». Что же все-таки разделяет этих героев? Конечно, их совершенно разные взгляды, различное отношение к окружающим людям, народу, дворянству, науке, искусству, любви, семье, всему государственному укладу современной русской жизни. Эти разногласия отчетливо проявляются в их спорах, которые затрагивают многие социальные, экономические, философские, культурные вопросы, которые волновали русское общество в начале 60-х годов XIX века. Но обращает на себя внимание особый характер споров Кирсанова с Базаровым, их пристрастие к отвлеченным, общим предметам, таким, например, как авторитеты и принципы. Если Павел Петрович утверждает незыблемость авторитетов, то Базаров не признает этого, считая, что всякая истина должна подвергаться проверке сомнением. Во взглядах Павла Петровича проявляется его консерватизм, благоговение перед старыми авторитетами. Сословная барская спесь не позволяет ему воспринимать новые общественные явления, относиться к ним с пониманием. Все новое он принимает в штыки, твердо отстаивая устоявшиеся жизненные принципы. Если бы Кирсанов по-отечески мудро относился к молодому поколению, прощая ему масимализм и заносчивость, то, возможно, он смог бы понять и оценить Базарова. Но и герой-разночинец отнюдь не по-сыновнему относится к старшему поколению, с гордым презрением отрицая все культурные и нравственные ценности прошлого. Он смеется, видя Николая Петровича, играющего на виолончели, раздражается, когда Аркадий, по его мнению, «говорит красиво». Он не понимает деликатной вежливости Николая Петровича и барского высокомерия его брата.
  4. В тихом «дворянском гнезде» Кирсановых царит культ преклонения перед красотой, искусством, любовью, природой. Красивые изысканные фразы лишены конкретных значимых дел. А нигилист Базаров жаждет настоящей гигантской деятельности, которая бы разрушила весь ненавистный ему уклад жизни. Но никаких созидательных целей герой перед собой не ставит, слишком далеко зайдя в своем отрицании. Вспомним его парадоксальные афоризмы: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша медного не стоит» и т.д. Вообще возникает ощущение, что Базаров произносит эти фразы в полемическом задоре, чтобы шокировать своего противника. Кроме того, Евгений слишком резко нападает на поэзию, музыку, любовь. Это заставляет нас усомниться в искренности его отрицания. Создается впечатление, что Базаров пытается убедить прежде всего самого себя в том, что искусство, чувства — это чепуха, «романтизм». Он как бы пытается убить в себе и способность любить, и умение чувствовать красоту и поэзию. В правильности такого предположения убеждает нас финал романа, повествующий о безвременной случайной смерти этой могучей, недюжинной натуры. Именно здесь мы видим настоящего Базарова, в котором уже нет раздражающей самоуверенности и развязности, резкости и категоричности суждений. Он прост и человечен перед лицом надвигающейся смерти. Герой не скрывает больше свой «романтизм», трогательно прощаясь с любимой женщиной, заботясь об осиротевших стариках-родителях, думая о загадочной России, переосмысливая свое отношение к жизни. В этом последнем испытании Базаров обретает цельность и стойкость духа, которые помогают ему достойно встретить смерть.

    Громадные силы этой могучей, неординарной натуры остались без применения. Узость и ограниченность базаровского нигилизма не дали ему возможности совершить что-то значительное, оставившее след в истории. Кирсановы тоже живут в своем замкнутом мире любви, поэзии, музыки, красоты, отгородившись от окружающей действительности с ее социальными проблемами. Их жизнь нельзя назвать состоявшейся. Таким образом, мы видим в романе Тургенева трагический разлад между поколениями, которые отказываются понять друг друга, и их деятельность оказывается парализованной.

  5. Действительность начала 60-х годов давала Тургеневу обильный материал для создания «героя своего времени», образа «нового человека», разночинца, демократа, нигилиста. С людьми такого типа сотрудничал Тургенев в редакции журнала «Современник». Он был знаком с атеистами и материалистами, которые отличались прямотой и резкостью суждений, увлекались естественными науками, отрицали культурное наследие прошлого. В плане романа «Отцы и дети» Тургенев называет трех прототипов своего будущего героя — Добролюбова, Павлова и Преображенского, представителей новой разночинной интеллигенции.
  6. Дворянин-аристократ Тургенев не разделял взглядов нигилистов, но пытался понять их. Свое представление о революционных демократах писатель воплотил в образе главного героя Евгения Базарова. Отношение автора к герою было сложным. Он, безусловно, ценил многие его качества: независимый ум, честность, трудолюбие, демократизм, силу воли. Недаром он писал о своем герое, что тот «подавляет все остальные лица романа». Действительно, когда читаешь тургеневский роман, то воспринимаешь Базарова как победителя, который торжествует над «отцами». Но внимательно вчитавшись в споры Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым, обнаруживаешь в его высказываниях много противоречий, общих мест и откровенно нелепых утверждений, типа «Рафаэль гроша медного не стоит». По выражению Писарева, «Базаров завирается», то есть отрицает вещи, которые не знает или не понимает, — поэзию, музыку, искусство, любовь. Наделив своего героя острым критическим умом, Тургенев лишает его широты кругозора. Его развитие грешит односторонностью. Базаров признает только естественные науки, которые, по его мнению, достаточно ясно и четко объясняют все жизненные явления, например, любовь герой сводит к естественной физиологической потребности. (Желая показать несостоятельность взглядов героя, Тургенев переносит его в новые условия, заставляя пережить испытание любовью. Возникает ситуация , в которой Базаров вынужден действовать в полном противоречии со своими взглядами. Он одержим страстью к красивой, умной, холодной женщине, совершенно чуждой ему и по общественному положению, и по мировоззрению. Сильное впечатление, произведенное Анной Сергеевной Одинцовой, Евгений пытается уничтожить циничными замечаниями о ней. Но любовь оказывается сильнее его рационализма и нигилизма и остается с ним до самой его смерти.) Искусство он отрицает потому, что оно бесполезно. Таким образом, Базаров до предела сужает все многообразие, красоту и прелесть жизни, в которой нет места эмоциям, наслаждению красотой природы, поэзии, музыки. То есть он обедняет жизнь своим практическим рационализмом. Именно в этом автор не согласен со своим героем. Он считает неприемлемыми такие стороны в мировоззрении Базарова, как рассудочность, непонимание огромной роли чувств в человеческой жизни, отрицательное отношение к искусству.

Раздаточный материал.

Рабочий лист ученика. Подготовка к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Тема: Базаров — «новый» герой или трагическая личность?

Задание.
Ознакомьтесь с планом. Напишите сочинение-рассуждение, используя данные клише. Запишите свои рассуждения на месте пропусков.

План.

Причины появления в обществе и литературе 2-ой половины 19 века «нового»  героя.

Базаров — «новый» герой или трагическая личность?

2.1. О чём говорит портрет героя?

2.2. Программа жизни Базарова — нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.

2.3. Испытание любовью — мировоззренческий кризис героя.

2. 4. Базаров и Аркадий. Базаров и Павел Петрович. Базаров и родители. Базаров и народ

2. 5. Смерть героя. Почему Тургенев приводит Базарова к смерти?
2. 6 Автор и его герой.

«Вечно живой образ». Писарев о Базарове.

1. Клише для вступления (примеры).

Важно! Во вступлении мы формулируем проблему или тему: тот вопрос, который будем раскрывать или — что является предметом нашего рассуждения.
Пишем в конце вступления. Например: «базаров — «новый герой» или трагическая личность? Кто же он?

1. Грозовая эпоха 60-х годов 19 века… Отмена крепостного права «произошла» лишь ___ ________, на _________ деле русский народ по-прежнему оставался __________________.

Конфликт сторон грозил _____________ в настоящую ________________. И.С. Тургенев был свидетелем этого конфликта и сумел __________________ ________________ его в своём ___________ «Отцы и дети».

2. Главный труд жизни ________________ русского писателя И.С. Тургенева  — роман __________________. Со станиц романа ______________  ______________ нас в атмосферу грозовой эпохи. Его герои: _________________________________________ — взяты из жизни, у них есть реальные ______________________. Центральное место в романе ___________  образ ______________.

3. В русской литературе 2-ой половины 19 века ____________________ «новый» тип героя, отличного во всём от его _____________________: «лишних» героев Грибоедова, Пушкина и ________________. Тургенев почувствовал веяния времени и ___________ их, несмотря на неоднозначное ____________________ к своему герою — _______________ Базарову.

2. Основная часть.
2.1. О чем говорит портрет героя?

Важно!Соблюдать принцип написания сочинения-рассуждения! Тезис — доказательство.

Тезис — утверждение.
Доказательства: примеры из текста, свои размышления по заданному тезису.

Тезис: Одним из способов характеристики персонажа является внешность героя.
Доказательства:
Детали портрета Б: высокий лоб — признак ума, узкие губы (надменность, высокомерие). Одежда.
Является представителем демократов-разночинцев. Демократическая манера одеваться и вести себя. Длинный черный балахон с кистями, свободные штаны из грубой ткани и простая рубаха. Не гонится за тенденциями моды, более того, презирает элегантность Вывод: Простота в одежде — один из принципов ……. чью позицию занял герой, так он чувствует себя ближе к………

2.2.  Программа жизни Базарова — нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.

Тезис: Базаров придерживался одного из наиболее популярных учений того времени — нигилизма, что в переводе с латыни означает «ничего».

Доказательства: Нигилизм — это (определение). Герой не признает никаких ….., не склоняется……
Наука и познание мира опытным путем.

Вывод:

2.3.  Испытание любовью — мировоззренческий кризис Базарова.

Тезис:

Тургенев проводит своего героя через испытание любовью…. мировоззренческий кризис.
Доказательства: Испытание героя любовью является классическим для жанра романа, не стал исключение и роман «Отцы и дети». Закоренелый нигилист…….отрицает любые романтические чувства…влюбляется.

Вывод: Базаров оказывается способен…..

2. 4. Базаров и Аркадий. Базаров и Павел Петрович. Базаров и родители. Базаров и народ.

Тезис:

Характер героя раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами романа.
Доказательства: На внешнем уровне конфликт представлен спорами Базарова с……..
………касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров …….. по отношению к……. Второе, о чем ведут диалог герои — это природа. Для таких, как Николай Петрович и Павел Петрович, природа…….. Базаров считает….. Герои спорят о роли………дворянство. Об отношении…….. народ.
Базаров и родители, Аркадий, народ.

Дружба с Аркадием. Аркадий Кирсанов является одним из самых преданных сторонников Базарова. Однако сразу же заметно, насколько они различны.

Вывод: Трагичность положения героя в том,,,,,,,

2. 6. Смерть героя. Почему Тургенев приводит Базарова к смерти?

Тезис: Убеждения героя, которые он последовательно воплощает в жизнь, не могут не отразиться на его судьбе.
Доказательства: …..сильный и властный человек……….ещё никто не спасовал….. отрицает (отрицающий) романтизм……. доверяет своим идеям……. мысль об ошибке……. уныние. Будет наказан: врачебные занятия….. роковыми…….медицина……..он почитал……… не сможет…….. Вывод: Роман заставляет нас видеть в смерти Базарова……

2. 6.  Автор и его герой.
Тезис: Автор считал…… время Базарова не пришло…….возможно никогда не придёт. Отношение неоднозначно.

Доказательства: «Если читатель не полюбит Базарова со всею его грубостью, безжалостной

         сухостью и резкостью – если он его не полюбит, повторяю я – я виноват и не

         достиг своей цели».(И.С.Тургенев)

Вывод:

Заключение:
3. «Вечно живой образ».

Вариант 1.
— В мировой литературе существует понятие «вечного образа»…(Это герои, которые  не умирают, а живут в веках).

— К таким образам относятся… (Гамлет Шекспира и Онегин Пушкина, Дон Кихот Сервантеса и Печорин Лермонтова, Чайльд-Гарольд Байрона и Базаров Тургенева).

— В своей критической статье Писарев назвал Базарова…(«…человеком замечательно умным, равного которому нет»).

— Базаров был нужен своему времени, потому что… (воплотил в себе черты людей, готовых пожертвовать собой ради общего блага).

— Мне близок (не понятен) Базаров тем, что __________________________________

— Автор закономерно «уводит» своего героя со сцены, потому что … (время его ещё не пришло).

— Нужны ли Базаровы сегодня? Да (нет), потому что ___________________________

— Я не могу согласиться с мнением ___________________ о том, что ______________

Вариант 2.
.  Своевременен ли Базаров? Я думаю что _________________. Опасно в нём то что ____________________________. Кому (то) такие герои ____________________ но ___________________. Может из(за) таких Базаровых ______________________________.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Тургенев
  • По роману Отцы и дети

Взаимоотношения между взрослыми и детьми остается вечной проблемой, и Тургенев решил попытаться ее раскрыть в произведении «Отцы и дети». Кроме этого она является для автора не только главной, но и серьезной, которую нужно как можно скорее решить. И ее никто не может решить, хотя многие и старались. Это были писатели и критики, журналисты и психологи, а также и художники и композиторы. Проблема звучит прямо в самом названии произведения. Больше всего на свете автору произведения хочется отыскать ответ на данный вопрос.

Оно было выпущено в свет как раз в тот момент, когда в мире назревали данные проблемы и с ними никто не мог справиться.

Здесь идет война между Кирсановым и Базаровым. Когда эти два человека встретились впервые, то ни один из них не подал другому руки. Немного позже читатели начинают различать вид каждого из героев.

По тому, как ссора между ними разрастается, и их отношение друг к другу также растет. Евгений старается всех убедить в том, что он нигилист, а вот его Аркадий во всем его поддерживает и помогает. Вот только немного позже открывается все на высшем уровне и все что они говорят не правда.

И завершить свою ссору они решают дуэлью. Кирсанов получает очень сильно ранение, а тем временем Базаров навсегда старается покинуть это место и забыть все, что здесь произошло.

Эти споры и ссоры никогда не закончатся между молодым и старым поколением. Ведь молодые уверены в том, что все нужно менять и чем быстрее это произойдет, тем лучше им будет жить. А вот старые наоборот уверены в том, что новое ни к чему новому их не приведет и все будет плохо. Именно поэтому нужно жить только по старым законам и правилам, которые уже проверило время.

Николай старается стать ближе к своим родителям и стал чаще приезжать к отцу. Кроме этого ему хочется рассказать о том, что у него уже давно появилась своя семья. Вот только об этом он рассказывать стесняется.

А вот у Евгения появилась любовь, о которой он давно мечтал. И этим ему хочется поделиться с родителями, вот только самому обо всем рассказывать не хочется и он ждет, когда спросят родители. Мать старается ничего не говорить своему сыну лишнего, хотя очень хочет узнать про личную жизнь, этого же не делает и отец. А вот когда он приезжает к ним в следующий раз, то на все смотрит совсем по-другому. Кроме этого любовь уже прошла, и рассказывать сильно не о чем.

В конце Аркадий находит свою любовь в лице Екатерины и живет с ней счастливо. А вот Павел Петрович уезжает навсегда за границу.

Сочинение-рассуждение 3

Пожалуй, самым долгим конфликтом является борьба между детьми и их родителями. И особое внимание этой проблеме уделяет писатель Тургенев в своем произведении под названием «Отцы и дети»

Сюжет этого романа заключается в конфликте, который происходит в одной семье между старым и молодым поколением. Молодое поколение имеет свои ценности и принципы, не желает жить под диктовку старших. Ведь старшее поколение привыкло давать советы и указывать как нужно жить и действовать молодежи. Это противостояние длится долгими годами, и происходит и по сей день. Сейчас же молодежь и вовсе высмеивает мысли и поступки старшего поколения, и вовсе перестало уважать старших.

Одними из важных героев, участвовавших в конфликте являются Кирсанов и Базаров. Персонаж Евгения Базарова довольно мрачный, он отстранен от мира, но он все же ведет борьбу. Он трудолюбив и ему чужды манеры аристократов. Он достаточно умен и ненавидит рабство. Он независимый человек не способен подвергаться чему-либо мнению, особенно аристократам. Базаров является сильной личностью. Кирсанов же положительный герой, он педант. Старается выглядеть опрятно и безупречно со всех сторон. Он настоящий аристократ, не любящий трудиться.

Молодой герой старается всегда и во всем помогать людям. Он решает их проблемы.

Герой Кирсанова защищает и встает на сторону старого режима. Он относится к старшему поколению. А вот Евгений, напротив, имеет большое желание сломать этот режим, все расчистить, прежде строить. С самой первой встречи Кирсанов начал чувствовать неприязнь к Базарову, а позже и вовсе возненавидел. Ведь между героев были совсем разные жизненные взгляды.

Также в произведении идет речь о споре Базарова со своими родителями. Он хоть и любит своих родителей, но не желает соглашаться с их жизненными принципами, считает их глупыми.

Кроме конфликта, также автор затрагивал и тему любви. Герои также по-разному относились и к этому прекрасному чувству. Базаров считал, что любовь это что-то примитивное. А вот его противоположный герой может полностью открыть душу. Базаров описывается, как хитроумный, ему были важны собственные принципы.

Конфликт между этими двумя поколениями распространился абсолютно на всех. Старшее поколение же продолжает мыслить консервативно, а молодежь хочет всегда двигаться вперед, она желает сами познавать мир, хоть и совершают ошибки, но их это не останавливает.

История создания

В сравнении с другими произведениями Тургенева, «Отцы и дети» было написано довольно быстро. На создание всего романа автор потратил менее двух лет.

Задумка создания романа, описывающего нынешнюю обстановку в мире, появляется у молодого писателя в Англии на острове Уайт в августе 1860 года. Изначально автор планирует написание «большой повести», главным героем которой должен стать доктор. Им становится случайный врач — Базаров, которого Иван встречает на железной дороге.

Уже осенью того же года, оказавшись в Париже, он подготавливает план повести и начинает написание первых глав. К весне 1861 года первая половина книги оказывается готовой. Иван Сергеевич Тургенев испытывает восхищение к своей работе, его сильно притягивает личность Базарова. С течением времени автор осознает, что не может продолжать работу в Париже. По этой причине возвращается в родное село.

Приезд на Родину даёт писателю удобный случай погрузиться в обстановку текущих общественных движений. Написание текста последних глав романа Иван Сергеевич завершает в июле, находясь в родном селе Спасском.

Вариант 4

Итак, «дети» — Евгений Васильевич Базаров и Аркадий Кирсанов. Базаров окончил медицинский факультет местного университета. Они – друзья. Внешнее описание Базарова – нескладный человек высокого роста в длинном одеянии с кистями. Худое лицо, широкий «сократовский» лоб, заострённый хищный нос, круглые зелёные глаза и модные по тому времени рыжие бакенбарды, тонкие губы. Темно-русые длинные, густые волосы прикрыты фуражкой.

Какой вывод можно сделать о человеке с таким описанием? Не следит за своей внешностью, скрытный, не любит проявлять свои чувства, не располагает к себе, всегда уверенный в своей правоте, умный.

Аркадий Кирсанов тоже окончил университет, и едет в деревню к отцу. Тургенев не даёт точного его описания. Видимо, это не имеет значения. Известно лишь одно – это приятный юноша.

«Отцы» — Кирсанов Николай Петрович. Это отец Аркадия, дворянин, живёт в своей усадьбе. У него есть земля и 200 крепостных крестьян. Родом с южных районов России, имеет высшее образование. В армии не служил из-за травмы ноги, приведшей к хромоте. Его отец был генералом без образования. Но в семье всеми командовала мать Николая Петровича. Женщина жила в своё удовольствие, заправляла всеми делами — этакий генерал в юбке. Изредка вспоминала, что у неё есть дети.

Отец не уделял должного внимания воспитанию детей, поэтому Николай Петрович рос хилым, болезненным ребёнком, не дрался со сверстниками, всё больше читал. Был добрым, спокойным мальчиком. Окончил университет, взял в жёны дочь чиновника. Они прожили в своём родовом гнезде в любви и согласии 10 лет.

Жили душа в душу, вместе занимались хозяйством, отец любил читать и ездить на охоту. Мать Аркадия умерла, когда он был ещё ребёнком. Отец сам взялся за воспитание сына. Потом он поступил в университет. И отец первые два года учёбы жил с сыном в городе. А потом вернулся назад, в деревню. Теперь вот сын закончил учёбу и едет к отцу.

Про Николая Петровича Базаров отозвался хорошо, он ему понравился. Он его назвал «славным малым и добряком». И добавил, что стихи ему явно не пригодятся в хозяйстве, в котором он ничего не смыслит.

У Николая Петровича есть старший брат Павел, который живёт вместе с ним. Он офицер в отставке, старый преданный служака. Долг и честь офицера для него превыше всего. Это был человек сорока пяти лет невысокого роста, спортивного телосложения. Любил английскую одежду, носил модный галстук и лаковые полусапожки.

Короткая стрижка, желчное лицо, правильные черты лица, полное отсутствие морщин. Лицо ещё не потеряло следы былой красоты. Особую выразительность ему придавали черные миндалевидные глаза. Во всём облике угадывалось изящность и породистость.

Ясно, что ему Базаров не понравился с первого взгляда. Прямая противоположность. Он олицетворяет собой всё, что так ненавистно Павлу Петровичу.

Базаров отнёсся к нему равнодушно. И охарактеризовал его в разговоре с Аркадием, «деревенским щёголем». Слава Богу, Павел Петрович этого не слышал, иначе сразу бы вызвал его на дуэль.

Есть ещё красивая молодая женщина Анна Сергеевна Одинцова. Красавица. Наверное, унаследовала красоту от матери, она была из обедневшего княжеского рода. Но порода просматривается, несмотря на толщину кошелька. А вот, кстати, их семейный кошелёк батюшка мадам Одинцовой благополучно проиграл.

Но Анна Сергеевна удачно вышла замуж за богатого, старше себя, человека. А после его смерти унаследовала всё его состояние. И благополучно жила вместе со своей младшей сестрой.

Базаров с лёгкостью оценивает совершенно не знакомых ему людей. Что это – смелость, честность в высказывании мнений или самоуверенность и предвзятое отношение к окружающим? Или просто невоспитанность, неумение прощать другим их слабости, чёрствость?

Смысл названия

Название произведения отражается не только в семейных недопониманиях, но и в разногласиях старых и новых взглядах. Базаров представляет собой поколение детей, которые зарождаются с новыми мыслями и твёрдыми убеждениями, отрицая старый мир. Полным антиподом является Кирсанов Павел — представитель отцов. Этот герой — сторонник старых устоев и традиций, патриархальных взглядов. Именно на их противоречиях складывается идейный конфликт романа.

При чтении произведения очевидна симпатия автора к главному герою Базарову. Из любых споров и разногласий он выходит победителем. Потому мы замечаем его сильный характер, силу воли и превосходство.

В конце Базаров погибает, но происходит это неслучайно. С точки зрения Тургенева, в мире встречаются две эпохи: настоящая и вечная. Базаров, являясь представителем современности, отживает своё время, в мире появляется что-то новее и лучше. Вечное, в свою очередь, остаётся неизменным.

Композиция и жанр романа

Уже само название книги «Отцы и дети» демонстрирует то, что её основу составляет противостояние. В романе противопоставлено всё: герои, их споры и конфликты, размышления и диалоги.

Композиция романа представляет собой кольцевую моноцентрическую. В центре повествования находится один герой — молодой доктор Евгений Васильевич Базаров, а все остальные направлены на раскрытие его образа и характера. Значимость героя также обуславливается тем, что из 28 глав он отсутствует лишь в двух.

Тургеневские «Отцы и дети» — социально-психологический роман. Социальным его делают происходящие в 1861 году реформы России. Герои замечают, что существующее в стране крепостное право значительно тормозит ее развитие. Описываемые чувства и переживания героев делают роман психологическим. Особенность заключается в том, что писатель позволяет нам самим додумать, какие чувства испытывает персонаж в той или иной ситуации.

Произведение Тургенева затрагивает много тем для рассуждения. Сочинение на тему «Отцы и дети» будет полезно ученикам 10 классов при подготовке к урокам русской литературы. Поэма запомнится читателю разнообразием героев, необычным сюжетом и техникой изложения.

Тематика и проблематика

В своём произведении Тургеневу удалось объединить несколько актуальных рассуждений того времени. Через написанный текст автор пытается донести до нас очень важные проблемы общества: сопротивление против насилия, протест против рабства, желание народа, избавившись от боли, обрести настоящее счастье;

Главные темы романа:

  • любовь к Родине;
  • взаимосвязь человека с природой;
  • недопонимание поколений («отцов» и «детей»);
  • отмена крепостного права;
  • новое в литературе направление человека — нигилизм.

В своем произведении Тургенев поднимает много проблем, которые требуют тщательных размышлений. Основными из них являются:

  • конфликт поколений — недопонимания между представителями разных возрастов;
  • различные идеологии — разногласия между консерваторами и демократами;
  • разрушение человеческих ценностей — любви, веры, дружбы;
  • консервативность мира — осознание жестоких нравов и чувства угрозы;
  • нравственность мира — готовность принимать все изменения прошлого.

Кратко о романе

После публикации романа в обществе разгорелись ожесточенные споры относительно тех проблем, которые были подняты Тургеневым. Так, М. А. Антонович в своей статье в журнале «Современник» назвал произведение как «разрушительную критику молодого поколения».

В «Русском слове» Д. Писарев очень высоко оценил роман «Отцы и дети» в целом и, в частности, образ нигилиста, мастерски созданный Тургеневым. Литературный критик не преминул отметить твердость и решительность Евгения Базарова. Он был согласен со своими коллегами, считавших, что люди нового поколения могут вызывать раздражение, но Писарева очень привлекала искренность и открытость этого героя. Появление Евгения Базарова в русской литературе – это принципиально новый способ освещения важных социальных проблем, назревших в обществе.

Если говорить о других персонажах романа, то Д. Писарев сравнил Павла Петровича Кирсанова с Печориным, только «маленьких размеров». Революционно настроенных героев он считал совершенно несчастными людьми, потому что им было чуждо сострадание. Критик считал, что сам Тургенев не сочувствует ни одному из своих героев.

  • План сочинения по комедии горе от ума 9 класс презентация
  • План сочинения по картине остроухова золотая осень 2 класс
  • План сочинения по картине свидание
  • План сочинения по картине дети бегущие от грозы 3 класс
  • План сочинения по картине хруцкого цветы и плоды 3 класс