План сочинения по литературе 10 класс обломов

Творческая работа в формате итоговое сочинение 2016 по роману и.а.гончарова обломов тематические направления: 1. разум и чувство 2. честь

Творческая работа в формате

«Итоговое сочинение – 2016»

по роману И.А.Гончарова «Обломов»

Тематические направления:

1. «Разум и чувство» 2. «Честь и бесчестие»

3. «Победа и поражение» 4. «Опыт и ошибки»

5. «Дружба и вражда»

Подготовка к итоговому сочинению в 10 классе

Материалы подготовила учитель

русского языка и литературы МБОУ СШ № 4

г.Иваново Сыско Ирина Владимировна

Особенности этой письменной работы

Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных.

Как писать это сочинение?

Сочинение

Тема № ??

Прочитайте комментарии
к каждому направлению, вычлените ключевые понятия.

Проанализируйте формулировку предложенной темы с учётом понятий, упомянутых в общем направлении, выберите материал для сочинения.

1. Анализ общих направлений.

2. Обдумайте конкретные темы,

предложенные для написания работы.

Проанализируйте тему перед написанием сочинения:

работа должна соответствовать теме.

Постройте ключевую фразу,

которая ляжет в основу замысла работы.

Раскройте тему с привлечением литературного материала.

Кто что почему делает?

(конкретный герой, его поступки, пояснение причин поступков)

К2. Даны общие слова без конкретного литературного материала.

Это пересказ или переписывание текста без комментирования.

НЕЗАЧЁТ

К1. Это работа на другую тему. Замысел не прослеживается.

Композиция сочинения
по выбранной теме

I.Заявленная во вступлении тема. Формулировка темы.

II. Раскрытие темы: аргументация + тезис.

Каждый аргумент замыкает

(или открывает) тезис по теме.

III. Выводы по теме.

Не теряй красную нить темы!

две важнейшие духовные составляющие внутреннего мира

 с этим связан внутренний конфликт или равновесие личности

Ключевые фразы для сочинения по теме

Умей пережить ту минуту, когда кажется,

что всё уже потеряно.

1. «Разум и чувство»

Герои литературных произведений нередко оказываются

перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Чувство: любовь, дружба, эгоизм, патриотизм, милосердие, самолюбие, трусость …. Насколько оно подчинено разуму и почему?

Этот герой прислушался к голосу разума, заглушив в своей душе высокое чувство (или низменную страсть).

На примере судеб этих героев автор изображает противостояние Р. и Ч.

2. «Честь и бесчестие»

В литературных произведениях изображаются разные варианты жизненного выбора: верность нравственным правилам или компромисс с совестью, глубокое моральное падение личности или высота духа.

 Моральные качества, полярные понятия, связанные с выбором: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия

Ключевые фразы для сочинения по теме

На примере судеб этих героев автор изображает разные проявления жизненного выбора.

Этот герой сумел сохранить честь, отказался от предательства и лжи. Не пошёл на компромисс со своей совестью. Он сохранил высоту духа, не уронив своё человеческое достоинство. (или наоборот)

«Не сильные лучшие, а честные» (Ф.М.Достоевский)

3. «Победа и поражение»

аспекты размышления: нравственно-философский, психологический результат жизненной ситуации

 связь жизненной ситуации с внешними конфликтными событиями в жизни человека или с внутренней борьбой человека с самим собой, причины и результаты этой борьбы

На примере судеб этих героев автор изображает жизненные искания и победу над собой (или поражение в поединке с…) .

Этот герой сумел одержать победу (или нет). Это было вот так (пересказ ситуации).

Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя.

4. «Опыт и ошибки»

 итог духовного и практического опыта личности, обретения жизненного опыта

 взаимосвязь опыта и ошибок: опыт, предотвращающий ошибки или ошибки, ставшие преградой на жизненном пути, ошибки непоправимые, трагические

цена ошибок на пути обретения жизненного опыта

Опыт есть совокупность наших разочарований.

На примере судьбы этого героя мы наблюдаем жизненный путь человека, которому пришлось ценой ошибок приобрести большой жизненный опыт (или нет). Как это случилось?

Этот герой сумел приобрести мудрость ценой ошибок (или нет). Это было вот так (пересказ ситуации).

способность или неспособность человека ценить дружбу, преодолевать конфликты или сеять вражду

5. «Дружба и вражда»

 Каковы истоки дружбы и последствия вражды;

теплота человеческих отношений или неприязнь к враждебности

На примере судеб этих героев мы наблюдаем пример настоящей дружбы. Вот в чём она заключалась.

Эти герои смогли стать настоящимидрузьями (или нет).

Это было вот так (пересказ ситуации).

На чём основана настоящая дружба?

Обратитесь к своему читательскому опыту!

Напишите сочинение на материале романа И.А. Гончарова «Обломов»

Источники

1. Итоговое сочинение (изложение) 2016-2017 учебный год

Особенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17

http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie

2. Примеры тем к итоговому сочинению

http//4ege.ru/sochinenie/53337-temy-k-itogovomu-sochineniyu.html

http://ya2017.com/edu/itogovoe-sochinenie-2017/

http://sochinika.ru/vypusknoe3.html

http://decsoch.ru/temy-itogovogo-sochineniya-2016-2017/

http://www.ctege.info/itogovoe-sochinenie-2017/

3. Афоризмы великих людей

http://www.wisdoms.ru/131_1.html

4. Иллюстрации из ресурсов Интернета.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Тумботино Павловского района Нижегородской области

Конкурс учебно-методических разработок

«Урок русского языка и литературы»

«Учимся писать сочинение» Подготовка к сочинению по роману И.А. Гончарова «Обломов» в 10 классе

Автор: учитель русского языка и литературы

Новосадова Надежда Васильевна

2014г

Сопроводительная информация об авторе

  1. Новосадова Надежда Васильевна

  2. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Тумботино

606 130, р.п. Тумботино, ул. Школьная, д.17а, т. (факс) 8-(83171)-6-89-01

  1. Учитель русского языка и литературы

  2. Стаж 25 лет

  3. Литература – УМК под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2008. Русский язык — УМК под редакцией В. В. Бабайцевой (авторский коллектив:А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова, Е. И. Никитина, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов, Л. Ф. Талалаева, Л. Д. Чеснокова).

  4. Контактная информация: телефон +79087373334;

e-mail – [email protected]

«Учимся писать сочинение»

Подготовка к написанию сочинения по роману И.А. Гончарова «Обломов» в 10 классе

Цели урока

Образовательная: обучить составлению плана сочинения, подбору текстового материала, нахождению идеи сочинения и приемов выражения личностной позиции пишущего;

Развивающая: развитие устной и письменной речи учащихся, навыков самостоятельной работы над сочинением;

Воспитательная: этическое и эстетическое воспитание учащихся, пробуждение желания к активной деятельности, полезной как для самого ученика, так и для общества.

Тип урока: урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

Место урока: изучение романа И. А. Гончарова «Обломов», 2-ой урок.

Межпредметные связи: литература и русский язык.

Предварительное домашнее задание:

Прочитать главу «Сон Обломова». Поразмышлять о том, с какой целью автор вводит ее в текст романа; составить в тетрадях план главы.

Оборудование: портрет И.А. Гончарова; словарь С. И. Ожегова, на доске – форма плана к сочинению, эпиграфы.

Эпиграфы к уроку: «Жизнь – есть сон» (Кальдерон)

«Все мы родом из детства» (Экзюпери)

План урока

1.Вступительное слово учителя.

2.Работа над вступлением к сочинению.

3.Определение содержания основной части сочинения.

4.Работа над заключением.

5.Составление плана сочинения.

6. Итоги урока.

7.Домашнее задание.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя

Сегодня мы с вами учимся писать сочинение. Умение составлять связный текст–рассуждение с опорой на литературное произведение является в настоящий момент одной из основных задач обучения русскому языку и литературе. Обратите внимание на эпиграфы к нашему уроку. Подумайте, как вы их сможете прокомментировать в конце нашего урока.

На дом вам было задано поработать над главой «Сон Обломова». Я уверена, что вы уже поняли, что эта глава в романе имеет самостоятельное значение. Кто может ответить, какое именно?

Ответы учащихся: В главе «Сон Обломова» дается важное сообщение о детстве главного героя. Мы получаем важнейшие сведения о том, благодаря какому воспитанию Обломов сделался лежебокой, человеком пассивным во всех отношениях.

Учитель: Наша задача сегодня – поработать с текстом главы, как можно лучше разобраться в том, с какой целью автор описывает сон Ильи Ильича, а также обосновать и сформулировать свой ответ в форме сочинения.

2.Работа над вступлением к сочинению

Итак, что же такое сон, и какое влияние сны оказывают на человека?

С.И. Ожегов дает следующее определение сна:

1.Наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания.

2. То, что снится, грезится спящему, сновидение.

Сон всегда был тайной и загадкой для человека. Многие придают увиденным снам большое значение, так как иногда сны заставляют людей менять свои решения, оказывают влияние на их поведение, настроение и эмоции. Другие относятся к снам скептически, и на их жизнь сны никакого влияния не оказывают. А теперь давайте разберемся, почему сон главного героя играет существенную роль в романе И.А. Гончарова «Обломов».

3. Определение содержания основной части сочинения

Учитель: В романе сну посвящена отдельная глава. При прочтении описания сна Ильи Ильича мы получаем основные сведения о причинах, благодаря которым сформировались отрицательные черты характера Обломова.

Каковы же эти причины? Что же способствовало превращению жизни человека в пустой, бесцветный сон? Ведь не родился же таким Илья Ильич?!

Ответы учащихся: Одной из причин являются условия воспитания маленького Обломова. Ильюша был очень живым и подвижным мальчиком. Его детский ум впитывал в себя окружающий мир и явления, происходящие вокруг него.

Работа с текстом: Зачитайте отрывок из текста романа, подтверждающий это.

«Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка…»

Учитель: Он окружен заботой взрослых и неотлучной няни.

Подтверждаем высказывание текстом:

Ответы учащихся: «Весь этот штат и свита дома Обломовых подхватили Илью Ильича и начали осыпать его ласками и похвалами; он едва успевал утирать следы непрошенных поцелуев».

Маленький Илья настолько привык к этому, что даже в зрелом возрасте не мог и не пытался жить самостоятельно. Он даже гордился тем, что за всю жизнь сам чулок не надел, угли в камине не помешал. Но, как мы можем заметить, все началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить – таков итог жизни Обломова.

Вопросы учителя: Скажите, пожалуйста, какой показана автором деревня, в которой провел свое детство Илья Ильич? Какой изображена природа на лоне которой рос Обломов? Подтвердите примерами из текста романа.

Ученики зачитывают примеры из текста с описанием природы: «Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю».

Учитель: Итак, вторая причина – это жизнь и обычаи людей в деревне, в которой вырос главный герой романа. В ней царили покой и бездействие, которые лишь иногда нарушались из-за различных неприятностей.

Обломовка показана автором как сонное царство, а обломовцы – как спящие богатыри. Илья Ильич мыслит категориями, усвоенными с детства в деревне, не пересматривая их и не обновляя соответственно изменяющейся жизни. Быт и нравы Обломовки он воспринимает как норму, а всю другую жизнь – как «вечную беготню взапуски».

Природа Обломовки сочеталась с характерами и поведением местных жителей. В ней не было резких переходов от одного пейзажа к другому.

«Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей».

Мы выяснили, почему бурная и деятельная жизнь была чужда Илье Ильичу до самой смерти. Когда Обломову предстоит решение накопившихся сложных проблем, он тяжело вздыхает, вспоминая безмятежно прожитые годы, не предпринимая ничего даже для собственного благополучия.

Сон – это обычное состояние для Ильи Ильича. Хотя Обломову всего 32 года, он уже напрочь лишен вкуса к жизни. Своих визитеров он считает «несчастными», так как все они суетятся и пытаются хоть что-то делать. Обломов не таков, и он не принимает никакой деятельности. После их ухода, приняв удобную позу на диване, до прихода сна он предается размышлениям. Сон Ильи Ильича отделяет визитеров от прихода Штольца, сыгравшего большую роль в жизни Обломова. Штольц выводит его из состояния неподвижности. От него Обломов получает заряд энергии и бодрости. Несколько ожил он и после встречи с Ольгой Ильинской. Илья Ильич даже сделал ей предложение, но, подумав, решил, что, женившись на Ольге, ему будет необходимо изменить свой образ жизни, то есть выбраться из царства сна и покоя. Но Обломов не может пересилить себя даже ради любимой женщины. Главная черта его характера заключается в апатии ко всему окружающему. Читая главу «Сон Обломова», мы видим, что эта черта впитана Ильей Ильичем с детских лет и главенствует в его умственном и нравственном развитии. Обломов уверен в том, что его крепостные сделают все, что требуется для его жизни. Поэтому-то он и не хочет идти путем Штольца. Переехав на квартиру Пшеницыной, Обломов снова попадает в стихию своего детства, так как ее квартира – это тоже своего рода Обломовка, но без ощущения живой природы и ожидания чуда. Здесь он находит покой, уют, заботу женщины и питание. Илья Ильич вновь огражден от волнений и забот. Он снова становится пассивен, постоянно лежит на диване в починенном Пшеницыной халате. И почти незаметно Обломов уходит в свой вечный сон, так и не задумавшись над целью своей жизни.

Сон Обломова отражает настроение и уклад жизни определенной части людей России того времени. Общее у них то, что в жизни они не имели дела, являющегося необходимостью. Если эти люди что-нибудь и делают, то только по принуждению, их жизнь похожа на пустой сон.

4. Работа над заключением

Вопросы учителя: Актуальны ли проблемы, поднятые И.А. Гончаровым в романе «Обломов», в наши дни?

Ответы учащихся: Конечно же, актуальны. Ведь разве в наши дни нет ленивых, апатичных молодых людей?! К сожалению, они есть. Возможно, кто-то из вас даже узнал в Обломове себя или кого-то из своих знакомых и близких. Но не нужно отворачиваться от таких людей, им необходимо помочь осознать всю никчемность бесцельного существования, привить желание быть полезным для своей страны и людей, в ней живущих.

Вопросы учителя: А теперь скажите, как увеличение так называемых «обломовых» повлияет на благополучие страны?

Ответы учащихся: Конечно же, отрицательно. В России должно быть как можно меньше людей, видящих сны, подобные сну Обломова, и живущих по такому же принципу, что и он. Ведь богатство и благополучие страны зависят от людей деятельных, которым и сны снятся соответствующие.

5. Составление плана сочинения

Начнем работу над планом нашего сочинения. Какова форма плана сочинения?

План состоит из введения, основной части и заключения.

Во введении надо обязательно определить направление, в котором вы решили раскрывать тему, а также четко определить свою задачу, то есть сказать о том, какую идею вы будете доказывать в сочинении.

В основной части необходимо доказать идею сочинения. Свои мысли необходимо подтверждать цитатами из текста.

В заключении желательно высказать свое мнение о проблеме, найти связь идеи сочинения с современностью, сделать свои выводы.

Итак, как бы вы озаглавили пункты плана нашего сочинения? Пожалуйста, слушаю ваши предложения.

План сочинения

I .Влияние на человека увиденных им снов.

II.Жизнь Обломова – пустой сон:

1.Условия воспитания Ильюши, приведшие к трагедии его жизни.

2.Бездеятельная жизнь и неподвижные пейзажи Обломовки.

3.Сон – обычное и желаемое состояние для Ильи Ильича.

4.Уклад жизни части людей России XIX века, похожий на сон.

III.Сны современного общества.

6. Подведение итогов урока

Вопросы учителя: Итак, сегодня мы с вами занимались обсуждением идеи нашего сочинения. Скажите, пожалуйста, какова она?

Ответы учащихся: Идея сочинения по теме «Сон Обломова» заключается в раскрытии причин падения Ильи Ильича и одновременной демонстрации бесполезности его жизни как для него самого, так и для окружающих.

Вопросы учителя: Как вы поняли эпиграфы к нашему уроку, как прокомментируете их?

Ответы учащихся, содержащие собственные точки зрения, из которых выделяем главное: воспитание, атмосфера, окружающая в детстве, играет решающую роль в формировании характера человека, его образа жизни.

Также мы учились работать над планом сочинения, подбирать подходящие цитаты для аргументации высказываний.

Скажите, какую информацию должны содержать введение, основная часть и заключение?

Какими должны быть цитаты по объему?

Желательно использовать цитаты небольшого объема, но содержащие необходимый для доказательства той или иной мысли объем текстового материала. Ни в коем случае не нужно загромождать текст сочинения ненужными цитатами, пытаясь подменить ими собственные мысли. Такой подход к написанию сочинения неверен и не принесет хороших результатов.

7. Домашнее задание

Написать сочинение по теме «Сон Обломова» по составленному в классе или разработанному самостоятельно плану.

Список литературы

  1. Анненков П.В. Базаров и Обломов // Роман И.С. Тургенева Отцы и дети в русской критике: Сборник статей / Сост. И.Н. Сухих. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1986. – с. 267-270.

  1. Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы. – М.: Академия, 1999. – 400 с.

  1. Вся русская литература: Учебное пособие / Сост. И.Л. Копылов. – Мн.: Современный литератор, 2002. – с. 222-224.

  1. Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? // Русская критика: Сборник статей / Cоставитель М.И. Белоусова. – Лениздат, 1973. – с. 374-414.

  1. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М.: Флинта, Наука, 2000.- 248 с.

  1. Каменская Л.Я. Школьное сочинение по литературе. – М.: Просвещение, 1994. – 175 с.

  1. Конспект – 2: Методические рекомендации / Сост. Н.И. Горобец. – Архангельск: Издательство Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, 2001. – 59 с.

  1. Краснощекова Е.А. Обломов И.А. Гончарова. – М.: Художественная литература, 1970. – 96 с.

  1. Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987. – 175 с.

  1. Обломов. Роман И.А. Гончарова // Писарев Д.И. Литературная критика. В 3-х томах. Том 1 / Сост. Ю. Сорокин. – Л.: Художественная литература, 1981. – с.42-59

  2. Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением. – М.: Высшая школа, 1990. – 156 с.

cover

Дорогие друзья! Школьная программа 10-го класса по русской литературе предполагает изучение большого количества произведений, обширных по объёму и сложных по содержанию. Вам предстоит изучить различные периоды развития русской классической литературы, познакомиться с величайшими произведениями реалистического направления. К ним относятся рассказы и романы И. С. Тургенева, пьесы А. Н. Островского и А. П. Чехова, романы И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, стихотворения Ф. И. Тютчева и поэмы Н. А. Некрасова. После разбора и обсуждения каждого литературного произведения в классе учитель обычно просит написать сочинение. Учащиеся часто испытывают трудности в обобщении своих знаний. Представленные в нашей книге готовые сочинения помогут вам справиться с этой задачей. Пользуясь планом, который прилагается к каждому сочинению, вы сможете создать свой текст, дополнить его собственными мыслями и примерами из литературных произведений. Помните, что каждое сочинение – это индивидуальная творческая работа, в которой отражены ваши личные суждения и впечатления. При этом не забывайте, что ваше мнение должно опираться на содержание произведения и на теоретические знания, полученные на уроках литературы. Не торопитесь переписывать готовое сочинение в тетрадь! Учитесь самостоятельно формулировать свои мысли, давать личную оценку героям, фактам и событиям. Пусть приведённые в книге тексты станут для вас обучающими образцами, которые помогут в развитии письменной речи. Желаем успехов!

Оглавление

Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)

…пока умственную высоту будут предпочитать нравственной, до тех пор и достижение этой высоты немыслимо, следовательно, немыслим и истинный, прочный, человеческий прогресс.

И. А. Гончаров

План

I. Вступление.

Способы характеристики персонажей.

II. Основная часть.

Обломов и Штольц: «поэт мечты» и «поэт труда».

1. Внешний облик героев.

2. Воспитание и образование героев.

3. Герои и Ольга Ильинская.

4. Дальнейшая судьба героев.

III. Заключение.

Надежда на будущее.

Литераторы прибегают к различным приёмам характеристики героев для того, чтобы полнее и многограннее изобразить их характер и внутренний мир. Это может быть подробное описание обстоятельств воспитания и образования персонажа, сформировавшие его личность. Сон главного героя – популярный приём описания внутреннего состояния персонажа, неоднократно использовавшийся многими русскими классиками. Ещё одним способом характеристики литературного героя является приём антитезы (противопоставления) двух совершенно непохожих действующих лиц произведения. Таковы антагонисты Онегин и Ленский из романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов у И. С. Тургенева в романе «Отцы и дети», князь Мышкин и Парфён Рогожин из романа Ф. М. Достоевского «Идиот». Именно непохожесть характеризует героев наиболее ярко и глубоко.

Герои романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» совершенно не похожи друг на друга. И внешнее различие только подчёркивает их антагонизм. Илья Ильич Обломов, главный герой произведения, изнежен и вальяжен. Его кожа белая, тело полное, руки, не знающие труда, пухлые и мягкие. Это настоящий русский барин, медлительный и неторопливый. Его любимая одежда — халат, уютный и вместительный, как нельзя лучше подходящий Обломову. Андрей Штольц, друг главного героя, подтянутый и стройный. Он весь словно состоит из одних мышц, находящихся в непрерывном движении. Его кожа загорела от постоянного пребывания на свежем воздухе.

Столь не похожие внешне герои — близкие друзья. В детстве они жили по соседству и вместе выросли. Имение Обломова — образец классической русской усадьбы, райский уголок, находящийся вдали от больших дорог, городов, событий, самой жизни. Жизнь в Обломовке протекает размеренно и подчиняется своим правилам: приём пищи является своеобразным ритуалом, а любой труд представляется наказанием. Маленького Илью Ильича всегда окружали любящие родители, многочисленные родственники, гости, няньки, которые следили за каждым его шагом. Илья, как любой ребёнок, был любопытным и наблюдательным. Однако постоянный контроль и излишняя опека со стороны взрослых притупили эти черты.

Штольц воспитывался в других условиях. Родители уделяли много внимания его образованию. И если мать занималась с сыном музыкой и литературой, то отца беспокоила практическая сторона жизни. Штольца одного отправляли по делам, а когда тот пропал, отец не отправился искать сына, надеясь на его самостоятельность. Штольца с детства приучали к труду, усердию, самостоятельности. И он вырос упорным, честолюбивым, умным, деловым человеком, многого достигшим в жизни. И всё же маленького Штольца непреодолимо влекло в сонную Обломовку. Возможно, той гармонии и любви, атмосферы покоя и уюта, в которой вырос Илья Ильич, не хватало его другу в родительском доме.

Штольца всегда тянуло к ленивому и безмятежному Обломову. Душевная теплота, нежность, благородство, искренность ценились Штольцем выше деловой хватки и упорства других людей. Штольц в сравнении с Обломовым несколько проигрывает. Его деловитость абстрактна. Читатель не видит плодов его деятельности. Он не располагает к себе с первого взгляда, как Обломов. Но герои, безусловно, дополняют друг друга.

Встреча с Ольгой Ильинской раскрыла характеры обоих друзей с новой стороны, и в первую очередь личность Обломова. Он оказался, в отличие от Штольца, способным на сильную искреннюю любовь, которая изменила и главную героиню. Ольга, прямая и естественная, после встречи с Ильёй Ильичём превратилась из наивной девушки в прекрасную молодую женщину, тонко и глубоко чувствующую. Она обогатилась внутренне и приобрела громадный жизненный опыт, возвысивший её даже над развитым Штольцем. Ольга сразу увидела и оценила душевную красоту Ильи Ильича, но даже она оказалась неспособной победить обломовщину. Штольц полюбил уже «новую» Ольгу, которая изменилась благодаря Обломову, которая много пережила, страдала, боролась, но проиграла.

После этого судьбы героев разошлись. Обломов обрёл счастье в своём понимании — нашёл Обломовку в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Он опустился, обрюзг и уже очень отдалённо напоминал прежнего обаятельного барина. Штольц создал семью с Ольгой Ильинской. Они как будто счастливы, только иногда на Ольгу находит непонятная грусть и тоска, посещают воспоминания об Илье Ильиче.

Сын Обломова Андрей становится своеобразным средоточием лучших качеств обоих героев. Наследник Обломова и воспитанник Штольца в будущем, возможно, станет во всех отношениях прекрасным человеком, деятельным и активным, но с нежной поэтической душой и золотым сердцем.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гончаров
  • По роману Гончарова Обломов

Гончаров И. А. создал не много произведений, и одним из лучших считается «Обломов». Роман вышел в издательство в 1859 году. В этом произведении можно отыскать ответы на многочисленные вопросы, так как автор описал практически все области жизни человека. В своей работе Гончаров показал существование общества своего времени. Писатель очень ярко продемонстрировал процесс дегенерации дворянского общества. После публикации романа его полюбили не сразу и не многие. Возможно, автор специально применил прием, в котором отсутствует интрига, действия, происходят затянуто и нудно, это касается первой части романа, что бы читатель понял, как может быть жизнь однообразной и бесцельной даже у хорошего человека.

Приступив к чтению произведения, читатель заостряет интерес на художественное описание интерьера и портретные характеристики героев, которые вместе дополняют друг друга. С первых строк произведения видно изображение комнаты Обломова дополняет его личный портрет. Отсюда перед нами и встает образ главного героя. Обломов Илья Ильич мужчина когда – то живший разумной жизнью, тревожившийся собой и всем что его окружало, предстает перед читателем никчемным лежебокой не способным даже управлять своими слугами. Детализируя все моменты Гончаров, делает свой роман более колоритным и красочным. Но не только это преследует автор в своем произведении. Таким образом, Гончаров специально затягивает действие первой части, которая в реальности происходит всего лишь один день, но складывается впечатление, что он ни когда не кончится. Так и в жизни Обломова дни, которые ни когда не заканчиваются, цепочка монотонных событий и действий, одно бледнее другого.

Итак, кто же этот Обломов? Главный персонаж произведения Гончарова Обломов Илья Ильич. Мужчина в тридцати двух – трех годах жизни, не очень высокий, достаточно симпатичный, проживающим в Петербурге. Образ героя представленного автором скорее удивляет, чем кажется противным и мерзким. Но это только первые впечатления от знакомства с героем. Далее как читатель близится к завершению романа Илья Ильич становится совершенно иным человеком. Он уважает не всех людей из высшего общества. По его мнению, многих из них из — за их образа жизни можно и за людей не считать. Отличающая мягкость характера Обломова делает его моральный мир идеальным. Таким как он, с его взглядами на жизнь, надо руководить государством, осуществлять всевозможные преобразования, а не покоиться на диване. Но герой поступил по-своему, так как не в состоянии найти в себе силы воплотить в жизнь свои мысли и мечты. Самой ужасное в портрете Обломова то, что он сам понимает свою обреченность.

Итак, знакомство с произведением Гончарова вызывает у читателей разнообразные эмоции касательно главного персонажа произведения. Через весь роман Обломов предстает и как лентяй и как философ, что бесспорно поднимает его в глазах читателей. В образе Обломова можно рассматривать многих людей. Многие только думают, но совсем не торопятся, что-то изменить.

Вариант 2

Для начала стоит напомнить год, в котором написание романа было завершено – 1859. В это время у государственного руля стоял уже Александр II. Будучи образованным и деятельным человеком, он прекрасно понимал ошибки правления своего отца Николая I, приведшие к следующим последствиям: разгул коррупции и бюрократизма, застой в экономике, жестокое подавление либеральных устремлений.

Заняв трон, Александр и ряд государственных деятелей приступили к реорганизации российского общества: готовились законы о местном самоуправлении, отмена крепостного права, ряд мер, направленных на развитие торговли.

Наконец, предприимчивые люди получили государственную поддержку для реализации своих проектов. Новый образ жизни не всем пришелся по душе. В особенности, тем самым «закоренелым» дворянам, которые считали беззаботный образ жизни своей привилегией. Не барское это дело – бегать, суетиться, зарабатывать. Их раздражало ускорившееся течение жизни.

Именно таким барином в несколько утрированном виде, предстает перед нами главный протагонист романа Илья Обломов. Живет он в городе, но ведет типичный провинциальный поместный образ жизни. Он не способен ни к какому систематическому труду и главное его занятие заключается в лежании на диване. Друг Обломова по имени Штольц — полная противоположность главного героя: он деятелен, занимается многими торговыми делами.

Еще в детстве они были соседями, но какие разные они были. Если Штольц рос в строгости, с ранних лет учился противостоять трудностям жизни, то Обломова же холили и лелеяли, не давая проявить свое мужское начало. Результат, как можно заметить, оказался виден в их взрослом возрасте.

Разные стили воспитания, разные люди впоследствии.

Навязанный родителями праздный образ жизни так укрепился в Обломове, что даже сильное чувство любви не способно заставить его действовать иначе. Эта заложенная программа «Обломовщины» неизменна, с ней же он и умирает. Эта невозможность измениться терзает как читателя, так и самого главного героя. В этом и состоит трагедия произведения.

Так называемая «Обломовщина» системное явление, которое возможно преодолеть лишь в следующем поколении.

Как уже было отмечено, произведение было написано в 1859 году, за два года до отмены крепостного права. После 1861 года дворянству, так или иначе, пришлось бы сбрасывать ярмо застойной поместной жизни и включиться в активную торговую и хозяйственную жизнь, поскольку оно лишалось дешевой рабочей силы.

Обломова же действительно жаль. Он стал заложником системы, взрастившей его. Сам по себе он был человеком высоких моральных принципов. Если бы ему удалось соединить деятельность и его положительные душевные качества, то ему бы не было цены в либеральной России 60-х годов XIX века.

Сочинение на тему «Образ Обломова в романе Гончарова»

Роман «Обломов» создавался И.А. Гончаровым в переходный момент истории. Содержание данного произведения намного глубже, чем многие привыкли считать. Главный герой не просто лентяй и лежебока. В образе Обломова писатель воплотил целое явление эпохи, которое получило название обломовщины.

В романе встречается два типа людей. К первому относятся дельцы, люди нового времени, которые отлично себя чувствуют в условиях разрушения дворянских гнёзд. Таким человеком показан Штольц – лучший друг Обломова, который добивается всего своими силами, ни на кого не надеясь. Противостоят этому лагерю герои, которых наступающая эпоха сломила, которые не нашли в себе сил приспособиться к новой жизни и тихо угасают. Таким является Обломов.

Образ Обломова ярко передаёт дворянина старых порядков. Он привык жить за чужой счёт, не умеет делать что-либо своими руками. Он не может работать, но требует прислуживать ему. Обломову стоило только пересмотреть взгляды на жизнь, дать своим стремлениям к труду материальное воплощение, и жизнь бы наладилась. Но он не хочет расставаться со старыми порядками: отказывается от государственной службы, помыкает таким же ленивым Захаром, мечтает о покое.

Более всего Обломов грезит о родительской деревне Обломовке, которая видится ему настоящим раем на земле. Он снова хочет очутиться в том времени, когда слуги ходили за ним по пятам, оберегая буквально от всего. В Обломовке нет никаких тревог, её обитатели преданы лености и умиротворению. Высшее удовольствие в их жизни – вкусно поесть и сладко поспать. Именно такой образ жизни и представляется Обломову единственно правильным. Поэтому его душа после недолгой встряски Ольгой стремится снова к покою и обретает его в доме Агафьи Пшеницыной, когда они вдвоём погружаются в мир спокойствия.

Таким образом, в образе Ильи Обломова автор воплотил главную проблему современного ему русского общества – недееспособность дворян в новых условиях жизни. Нежелание и неспособность работать, несамостоятельность, глупость и необразованность высшего слоя общества – всё это находит своё отражение в таком явлении, как обломовщина.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Образ Обломова в романе Гончарова» читают:

Сочинение на тему «Штольц и Обломов»

Популярные страницы

Сочинение «Как я провёл зимние каникулы?»

Мои зимние каникулы прошли очень интересно и весело, мне просто некогда было скучать! Когда зимние каникулы только начались, мне казалось, Читать далее…

Сочинение на тему «Будущее России»

Некоторые люди считают, что у нашей страны нет будущего. Я с ними категорически не согласен! Я оптимист, поэтому верю в Читать далее…

Сочинение на тему: Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» (кратко)

Петербург – город, воспетый поэтами и писателями разных лет. У него много лиц и имен, его называют «Северной Венецией», «Городом Читать далее…

Сочинение на тему: Образ Евгения Онегина (9 класс)

В этом романе описывается богатый дворянин из Петербурга времен XIX века. Во время прочтения возникает мысль, словно автор описал в Читать далее…

Сочинение по литературе на тему «Жилин и Дина»

В произведении Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» на фоне разворачивающейся войны прослеживается тема истинной дружбы, для которой нет ограничений ни по Читать далее…

Сочинение «Почему люди не понимают друг друга?»

Существует множество разных причин, почему люди не понимают друг друга. У каждого человека свой характер и свои взгляды на жизнь. Читать далее…

Сочинение по произведению Обломов

Описывая главного персонажа в своем одноименном романе, Гончаров утверждает, что лежание для Обломова было нормальным и обычным состоянием.

Как же так, почему физически здоровый и сравнительно адекватный мужчина все время лежит? Лежание — образ жизни главного персонажа шокирует читателей. Как можно все время лежать и предаваться мечтам, ничего при этом, не делая, многим из нас непонятно.

Но Обломову комфортно и привычно в подобном инертном состоянии, потому что этот барин чрезвычайно ленив. Он и пальцем не пошевельнет, чтобы хоть что-то изменить или улучшить в своей жизни. Ему лень это делать, ведь гораздо проще мечтать, а повседневные обязанности скинуть на слуг, как скидывают с руки тесную перчатку. Лежать и мечтать — вот что «не тесно» для Обломова. Главный герой романа патологически ленив, и предпочитает не напрягаться. Виною этому тот факт, что он барин.

Обломов барин, у которого есть все для сносной жизни. Ему не нужно трудиться и думать о хлебе насущном. Он даже гордится тем, что никогда в жизни не работал. Иногда он мечтает о том, что все могло быть бы гораздо лучше, о богатстве и развитии своего поместья, но дальше рассуждений и мечтаний в своих стремлениях не заходит. Поэтому все остается, как и всегда, без изменений. И ему нравится размеренное рутинное существование. Ленивый барин даже против того, чтобы ездить в гости, настолько он закостенел в своей привычке лежать лёжмя.

Барин Илья Ильич не стар, и совсем не немощен. Это мужчина, которому от роду чуть более тридцати лет, в самом соку. Корни его инертности идут из детства, когда он, вместе с молоком маменьки, впитал основы бытия Обломовки. Матери удалось убедить его в том, что он барин, поэтому не должен напрягаться, ведь для работы есть слуги.

Однако наш герой не настолько глуп, чтобы не пытаться анализировать события свой жизни и особенности своего характера. Но этот процесс настолько утомляет его ленивый ум, что доморощенный «аналитик» засыпает прямо посреди процесса самоанализа. Обломова утомляет любое полезное занятие, даже чтение.

Создавая такой апатичный персонаж, каким является главный герой романа, Гончаров высмеивал тенденции к «обломовщине» у своих современников. Многие господа в ту пору жили, подобно Обломову. Писатель собрал в персонаже Ильи Ильича все недостатки барина того времени, и ненавязчиво и умело высмеял их. Однако Гончаров наделил своего героя добрым сердцем. Обломов никому за все время повествования не причинят вреда, но и не делает ничего хорошего — он вообще старается ничего не делать.

Темы сочинений по роману И.А. Гончарова «Обломов»

Вариант 1. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Был ли Обломов счастлив перед смертью?

Вариант 2. Дайте ответ, опираясь на текст произведения и критические статьи. Что такое обломовщина?

Вариант 3. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Зачем Штольцу была нужна дружба с Обломовым?

Вариант 4. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Какова авторская позиция в отношении Обломова?

Вариант 5. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Как сложилась судьба всех окружающих после смерти Обломова? Какой символический смысл заложен в этих описаниях?

Вариант 6. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Раскройте особенность образа Ольги Ильинской для русской литературы.

Вариант 7. Дайте ответ, опираясь на текст произведения и критические статьи. Подход какого критика относительно личности Обломова вы поддерживаете? Почему?

Вариант 8. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Как Штольц относился к обломовщине и Обломовке? Почему он сам не заразился обломовщиной?

Вариант 9. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Почему Ольга чувствовала свою вину перед Штольцем, который собирался сделать ей предложение? И почему Штольц не сердился на Ольгу после её признания?

Вариант 10. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. В чём заключён философский и политический смыслы романа?

Вариант 11. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Почему из двух типов любви Обломов делает выбор в пользу того, что представлен в романе Агафьей Пшеницыной?

Вариант 12. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Раскройте роль художественной детали в романе И.А. Гончарова «Обломов».

Вариант 13. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Раскройте значение главы «Сон Обломова» для всего романа.

Вариант 14. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Раскройте символику заглавия романа.

Вариант 15. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Как отзываются об Обломове все герои романа?

Вариант 16. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Актуальна ли проблематика романа «Обломов» сегодня?

Вариант 17. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Какова идея романа И.А. Гончарова «Обломов»?

Вариант 18. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Составьте развёрнутую характеристику образа Захара.

Вариант 19. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Какой тип любви представлен в подробном описании брачной жизни Обломова и Штольца? Каковы их взаимоотношения? Счастливы ли они?

Вариант 20. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Совпадает ли символическое и фактическое время смерти Обломова? От чего он умирает на самом деле?

Вариант 21. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Гончаров и Обломов – тождественны ли эти личности в романе?

Вариант 4

Гончаров в своем произведении старался показать всю суть, всю подоплеку некой черты характера, называемой в народе «обломовщина». И нужно сказать это ему удалось олицетворить в главном герое.

Эти качества мы наблюдаем в каждом из нас, мы тоже немножечко Обломовы. Мы часто ленимся, пытаемся убежать от обыденных, повседневных забот и проблем. Порой бросаем начатые дела, едва начав их, бросая на полпути.

Оправдания этому, конечно же, нет, но мы стараемся его найти, сваливая ответственность на кого то другого, а тем временем ищем себе любую защиту и аргумент того или иного деяния. Но все же тем, ни менее осуждаем себя, полностью раскаиваясь, и сетуя на нелегкую жизнь и судьбу. Кроме того делаем вид, что сделали все что от нас зависело.

И никто здесь невиноват, так уж сложилось.

Но! Просто необходимо задуматься всем и каждому над своими поступками, над своим поведением. Делать добро и хорошие дела, чужими руками нельзя. И стараться не развивать в себе эти отрицательные качества.

И вбивать если хотите, в головы нашим детям, что так жить не стоит. Поскольку ни к чему хорошему это не приведет.

Понять и распознать во время в себе эти качества, дано не каждому. Необходимо приложить максимум усилий, сделать порой возможное и невозможное, чтобы достичь своей определенной цели.

Именно все это и старался довести до сознания людей автор. Чтобы люди сами осознали и переосмыслили всю суть данного вопроса, и сделали соответствующие выводы.

Наверняка, именно по этой причине роман «Обломов» введен в школьную программу, когда ученики могут понять и отвечать за свои действия, понять и взвесить все за и против, решив и определить для себя важные и жизненные вопросы и приоритеты для себя.

Нравится ли вам, отрицательные черты этого характера, хотя сам по себе, Обломов не плохой уж таки человек. Зла то он никому ни желает. Ведя философские беседы интеллигентного человека.

Жизнь Обломова с первого момента кажется заманчивой, но прозябать всю жизнь в этом образе, по крайней мере, бессмысленно, напрасно и бесполезно как для себя, так и для общества. Как вы считаете?

Согласитесь, самым уникальным в произведении считается то, что этот роман является актуальным, и по сей день. И был таковым в любые времена и в любой стране.

Гончаров, Анализ произведения Обломов, План

Анализ произведения

Роман «Обломов» — произведение этапное, которое в извест­ной степени подводит итог большого и важного периода в разви­тии нашего народа и общества в целом. Оно показывает нам конец эпохи крепостных отношений, хотя крепостное право было отме­нено лишь в 1861 году. В нем наглядно раскрывается вся несосто­ятельность крепостных отношений, показывается, что человек не мог нормально развиваться в условиях крепостного права. Эти мысли Гончаров воплотил в образе Обломова — помещика, кото­рый служил в Петербурге, но оставил службу и теперь, будучи тридцати двух лет от роду, лежит в своей квартире, не может приобщиться к какому-либо элементарному делу и не знает, как жить дальше. Смысл заключается в глубоком постижении психо­логии человека, изуродованного барским воспитанием. Автор рас­крыл здесь последствия страшной болезни — «обломовщины». Это — обобщение и некий символ определенных человеческих качеств, которые проявляются во многих людях в течение цело­го ряда поколений.

Обломов — это смесь романтической мечтательности с не­пригодностью человека в абсолютно любой сфере, паралич ума и предельно ослабленной воли помещичьим нетрудовым образом жизни.

Есть и вторичные свойства обломовщины — это нежелание личности примириться с очень скудным в духовном плане и по­шлым существованием. Автор изображает страдания героя, и мы видим, что Обломов — это не только лежебока и лентяй, но и человек, решивший остановиться и ничего не потерять, так как все кругом низменно и пошло.

Роман характеризуется неторопливостью изложения и обили­ем всякого рода подробностей и деталей. Гончаров использует та­кую манеру изложения, называемую эпической, для того, чтобы показать причины падения героя. Мотив лежания становится цен­тральным, символизирующим духовную слабость человека. Ког­да-то он мечтал о полезном труде, но все усилия обратиться к делу закончились крахом. Илья Ильич уже примирился со сво­ей неподвижностью, поэтому большую часть времени проводит на диване, который вырастает в произведении до символа неподвиж­ности и остановки в жизни.

Последняя попытка Обломова вырваться из этого состояния связана с историей любви к Ольге Ильинской, когда со всей очевидностью обнажается непреодолимая сила обломовщины, бо­язнь жизни и неспособность к каким-либо решительным действи­ям. Мотив любви самым неожиданным образом оказывается сред­ством проверки героя: внутренне Обломов не был способен к боль­шому, настоящему чувству, так как атрофировались лучшие сто­роны его души.

Что же сделало Обломова таким? Ответ на этот вопрос за­ключен в главе «Сон Обломова», которая является экспозицион­ной, но автор сознательно переносит ее в конец первой части романа для того, чтобы более убедительно и наглядно показать причины обломовщины. Автор рисует детские годы своего героя, который был единственным сыном и рос в полном барском поме­щичьем довольстве. Родственники ограждали его от всех вообра­жаемых бед. Эта опека с малых лет сделала невозможным прояв­ление собственной инициативы мальчика, который вошел во взрос­лую жизнь, не чувствуя себя способным хоть к какому-либо делу.

Изображая помещичий быт, Гончаров видит в нем не только отрицательное, но и нечто положительное, ценное, что ушло, отступив под напором так называемой городской цивилизации. В Обломовке не все плохо: здесь царит беззлобие, доброта, от­сутствует хитрость, которая иногда правит миром. Гончаров счи­тал, что в характере людей должна присутствовать определен­ная способность к сопротивлению окружающей среде, если она обращена к человеку отрицательной стороной, умение восприни­мать в этой же среде положительные стороны, и на основе тако­го синтеза каждая личность должна формировать свою линию поведения. А человеческая жизнь, по мнению Гончарова, движется к прогрессу, и обязанность каждого человека — найти в ней свое место.

Таким образом, Обломов как тип и сама обломовщина интере­суют автора не только как частные проявления человеческой судьбы, но и как аналог ко многим судьбам. И в конце романа становится очевидным, что, резко осудив главного героя за лень и бездеятельность, писатель дает понять, что пропадает в сущ­ности неплохой от рождения человек, который мечтает о жизни истинно прекрасной, где нет черствости, меркантильности. Но беда его заключается в том, что он только мечтает, лишь осуж­дает зло, но ничего не делает для того, чтобы его устранить.

Антиподом Обломова является образ Андрея Штольца, кото­рый олицетворяет передовые силы своего времени. Он нужен в романе для того, чтобы ясна была вся неприспособленность та­ких людей, как Обломов. Не случайно к Штольцу переходит за­тем все то, чем владел когда-то Илья Ильич. Штольц деловит, настойчив, ясно видит свою цель, которая заключается в труде. Одним словом, это делец новой капиталистической формации. Автор показывает нам, как одни люди гибнут, а другие находят свое место в жизни.

Прежде всего роман «Обломов» в истории русской литературы следует воспринимать как лучшее произведение критического реализма.

План

1. Знакомство с главным героем и его образом жизни.

2. Сон Обломова, в котором представлены все этапы его жиз­ненного пути.

3. Детство и юность Андрея Ивановича Штольца.

4. Обломов и Ольга Ильинская.

5. Обломов и Агафья Матвеевна Пшеницына.

6. Новая встреча Штольца с Ольгой в Париже, любовь к ней и женитьба.

7. Жизнь Обломова в доме Пшеницыной.

8. Счастье Штольца и Ольги Ильинской.

9. Последняя попытка Штольца изменить жизненный уклад своего друга, которая вновь потерпела крах.

10. Изменения, произошедшие в доме Пшеницыной после смерти Обломова.

11. Встреча Штольца и его друга-литератора с нищим Заха­ром.

Гончаров, Анализ произведения Обломов, План

5 (100%) 2 votes

На этой странице искали :

  • обломов анализ произведения
  • гончаров обломов анализ произведения
  • обломов анализ
  • анализ произведения обломов
  • гончаров обломов анализ

Сохрани к себе на стену!

Роман «Обломов», 4 глава (часть 4): краткое содержание главы

Перенесемся назад, до приезда Штольца к Обломову. Однажды в Париже, гуляя по бульвару, Штольц встретил Ольгу и ее тетку. Перемена в Ольге его поразила. И не физическое ее развитие, а бледность, отсутствие детской усмешки на губах, с которой раньше всегда встречала и слушала его, не было в ней прежней наивности, беспечности.

Штольц задавал вопросы, Ольга отвечала как-то нехотя и рассеянно. На его вопрос, как поживает Обломов, почему не пишет, тетка ответила, что заболел и к ним вообще в последнее время не приходил.

Ильинские прожили полгода в Париже. Их единственным собеседником был Штольц. Ольга постепенно начала приходить в себя, но Штольц еще не понимал, что заставило ее так быстро повзрослеть. Весной они все отправились в Швейцарию. Штольц уже тогда понял, что не сможет без Ольги жить. Однако ему оставалось решить, может ли Ольга жить без него.

Иногда ему казалось, что он уловил в Ольгином взгляде нечто похожее на любовь, но в следующий миг своим спокойствием и равнодушием (как ему казалось) она заставляла его думать иначе. И он погружался в задумчивость.

Ольга прекрасно понимала, что творится в душе Штольца, и он бесконечно нравился ей, но допустить, что она его любит, никак не могла — тогда чем же была ее любовь к Илье Ильичу? Нет, у нее не любовь к Штольцу, решала она, и любви быть не может — любовь у нее уже была, а любят только раз.

Ольга боялась, что, узнай Штольц о ее прошлом, он станет презирать ее, будет считать ее ничтожной, слабой, мелкой. В результате она стала стыдиться не только своего прошлого, но и героя… Что касается Штольца, то он принял решение не терзаться больше сомнениями, а незамедлительно поговорить с Ольгой и выяснить их отношения раз и навсегда.

Однажды вечером, посадив ее в кресло напротив себя, Штольц начал с главного — признался ей в любви. Ольга была в страшном волнении. Она просила его уехать и никогда не видеться с ней, но когда он собрался уходить, остановила его. Видя, как страдает Ольга, собираясь поведать ему о своем прошлом, Штольц решил помочь ей. Он сказал, что, видимо, Ольга любила. Девушка подтвердила это молчанием. На Штольца будто ужасом пахнуло, но когда он узнал, что предмет увлечения Ольги — Обломов, тут же повеселел. Он попросил ее рассказать обо всем подробно, и она не таясь все рассказала, даже о ветке сирени.

После исповеди Ольга ждала сурового осуждения, но этого не случилось. Штольц объяснил, что было тогда с ней, словами Обломова из его письма. Он сказал, что эта любовь была лишь бессознательной потребностью Ольги в любви, которая, не найдя достойного объекта, обрушилась на Обломова. Как легко теперь стало Ольге! Только сейчас она поняла, что то, о чем писал к ней Обломов, было правдой.

Штольц предложил Ольге выйти за него замуж. Та в волнении сказала, что пока не может, но была счастлива. Счастлив был и Штольц.
Краткое содержание глав романа «Обломов»

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4
Глава 1 Глава 1 Глава 1 Глава 1
Глава 2 Глава 2 Глава 2 Глава 2
Глава 3 Глава 3 Глава 3 Глава 3
Глава 4 Глава 4 Глава 4 Глава 4
Глава 5 Глава 5 Глава 5 Глава 5
Глава 6 Глава 6 Глава 6 Глава 6
Глава 7 Глава 7 Глава 7 Глава 7
Глава 8 Глава 8 Глава 8 Глава 8
Глава 9 Глава 9 Главы 9-10 Глава 9
Главы 10-11 Глава 10 Главы 11-12 Глава 10
Глава 11 Глава 11
Глава 12

Герои романа


Изложение сюжета романа Обломов по главам следует начать со знакомства с героями.

Главным персонажем и по совместительству дворянином является Илюша Обломов. Отличается ленью и полным бездействием. Предпочитает проводить дни в мечтаниях.

К второстепенным героям романа «Обломов» относятся:

  1. Захар – слуга дворянина с детства, такой же ленивый, как и хозяин.
  2. Штольц– ровесник и друг Обломова, находится в постоянном движении и развитии.
  3. Ольга – любимая женщина Обломова.
  4. Агафья Матвеевна – хозяйка, сдает квартиру главному герою. Барышня безвольная, но хозяйственная.
  5. Тарантьев М.А. – знакомый главного героя, который везде хотел получить выгоду.

В романе также присутствуют другие друзья и знакомые, которые влияют на ход событий. Если вы желаете ознакомиться с романом Обломов краткое содержание по книге предлагаем далее.

Это интересно! Антон Чехов Вишневый сад: читаем краткое содержание по действиям

Часть І

Глава І

На Гороховой улице в одной из квартир в постели лежал человек лет 30–35, приятной наружности с темно-серыми глазами – это дворянин, помещик Илья Ильич Обломов. На нем одет его любимый восточный халат, который «мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела». Уже битый час Илья Ильич не может подняться с постели – лень. Время от времени он зовет Захара (слуга) и дает ему кое-какие распоряжения (найти письмо, платок, спрашивает, готова ли вода умыться).

Обломов сначала вроде как не замечает бардака в квартире, но затем начинает придираться к слуге за мусор. Но, его замечания не добиваются нужного результата – Захар с уверенностью отстаивает мысль о том, что, сколько не мети – мусор все равно появится, поэтому тщательно можно и не убирать. Он напоминает дворянину, о неоплаченных счетах мяснику, прачке, хлебнику и о том, что им нужно съехать из квартиры – хозяин женит сына и хочет объединить к свадьбе две квартиры.

Глава ІІ

После 11 к Обломову приходят посетители. Первым пришел Волков. Он долго рассматривал комнату в надежде найти хоть один чистый уголок, чтобы присесть, но в результате так и остался стоять. Он зовет Илью Ильича на прогулку, но тому лень.

После ухода друга, он сочувственно вздыхает – Волкову нужно успеть много дел – такая суетная жизнь огорчает Обломова. Затем приходит Судьбинский. «Работать с восьми часов до двенадцати, с двенадцати до пяти, да дома еще — ой, ой!» – анализирует его жизнь Обломов. Расшевелить главного героя не удалось, он стойко не соглашается на какие-либо мероприятия, отличные от лежания на постели. Следующим посетителем был Пенкин. С порога Илья ему кричит: «Не подходите, не подходите: вы с холода!». Он интересуется, читал ли Обломов его статью и, получив отрицательный ответ, обещает прислать журнал. «Ночью писать, — думал Обломов, — когда же спать-то? А подь, тысяч пять в год заработает! Это хлеб!» – вздыхает Илья Ильич. После него прибыл Алексеев. С ним Обломов делится неприятным известием: Обломовское поместье убыточное (2 тыс. убытка).

Глава ІІІ

Опять послышался шум – это приехал земляк Михей Андреевич Тарантьев. Он был «был человек ума бойкого и хитрого». Работал в канцелярии. Общение с ним, собственно как и с Алексеевым, на Обломова действует умиротворяющее. Тарантьев умеет развлечь Илью Ильича и вывести из состояния скуки. Алексеев же, превосходный слушатель. Он не надоедает Обломову излишними замечаниями и предложениями, и может часами находится в его кабинете не замеченным.

Глава IV

Тарантьев присоединяется к разговорус Алексеевым, о проблемах Обломова и советует ему съехать к его куме. Она вдовствует, у нее есть трое детей, но самое главное, что у нее есть возможность расшевелить Обломова и навести порядок «ведь теперь скверно у тебя за стол сесть». «Староста твой мошенник» – выносит вердикт Тарантьев и советует его поменять. Обломов не может определиться – ему ничего не хочется менять.

Глава V

При жизни родителей Обломов жил хорошо, несмотря на то, что его доходы были меньше, и довольствоваться ему приходилось меньшим. Он был полон стремлений, которые, зачастую, так и оставались мечтами, но все же выглядел он живее, чем сейчас.

Предлагаем вашему вниманию краткое содержание романа Ивана Гончарова “Обрыв”, главная суть которого – борьба с жизненными кризисами.

После смерти родителей, доходы его резко возросли, он снял жилье побольше, и нанял повара. Любой вид деятельности у Обломова вызывает отвращение. «А жить то когда?» – задается он вопросом. В обществе он поначалу пользовался большим успехом у женщин, однако сам никогда не был пленен ни одной.

Глава VІ

У Ильи Ильича никогда не хватает силы воли сделать что-то или доделать начатое.

Обучение вызывало у него отвращение, он считал его наказанием «ниспосланное небом за наши грехи». Расшевелить его мог только Штольц, но и то ненадолго.

Состояние в родовом имении с года в год становилось хуже. Обломову стоило бы самому съездить и все наладить, но длительные поездки и переезды для него были неприемлемы, поэтому он этого не делал.

Глава VІІ

Слуге Захару было около 50 лет. Он не был похож на общепринятых слуг. Он «был и со страхом и с упреком». Захар любил выпить, и часто пользовался апатичностью и доверчивостью хозяина, чтобы прикарманить себе некую сумму денег. Порой он придумывал про барина сплетни, но делал это не со зла.

Глава VІІІ

После ухода Тарантьева Захар обнаружил, что Обломов опять лежит на диване. Он пытается заставить его встать, умыться и начать работать, но безрезультатно.

Обломов предался мечтам о своем родовом имении и жизни в нем. После, с трудом, он все же заставил себя встать и позавтракать.

К нему пожаловал еще один посетитель – сосед доктор. Обломов жалуется ему на здоровье. Сосед рекомендует ему ехать за границу, в противном случае, его образ жизни приведет к удару через пару лет.


Обломов пытается написать письмо губернатору, но у него ничего не получается – он рвет письмо. Захар напоминает ему про счета и переезд, но толковых действий не добивается. Обломов требует, чтобы слуга договорился о том, чтобы остаться жить здесь, упорно не понимая, что переезд неизбежен.

Глава ІХ

Обломову снится сон. Он попадает в удивительный мир, где он еще ребенок и живет в Обломовке. Он вспоминает свою мать, няню, родственников и важные события их жизни – свадьбы, рождения, смерти. Так же, он во сне переносится во времена своего отрочества. Здесь мы узнаем, что родители хотели дать Илье хорошее образование, но их любовь к сыну не позволила это сделать – жалея его, они часто оставляли Илью дома в учебные дни, поэтому их сын толком ничему и не научился. Родители не любили лишних растрат – диван с пятнами, прохудившаяся одежда – эти вещи были обычным делом в обиходе. Так происходило не из-за отсутствия денег, а потому, что родителям было лень совершать покупки.

Глава Х

Пока Обломов крепко спал, Захар вышел во двор к слугам. В разговоре с ними, он крайне неодобрительно отзывается о своем барине, но, между тем, когда слуги начинают поддерживать его мнение, Захара это задевает и он принимается вовсю расхваливать Обломова «во сне не увидать такого барина: добрый, умница, красавец».

Глава ХІ

В начале пятого Захар заглянул в кабинет и увидел, что Обломов до сих пор спит. Слуга прикладывает немало усилий, чтобы разбудить барина.

После нескольких неудачных попыток Захар горестно вздыхает: «дрыхнет, словно чурбан осиновый! Зачем ты на свет-то Божий родился?». Дальнейшие действия принесли стали более результативными: «Обломов вдруг, неожиданно вскочил на ноги и ринулся на Захара. Захар со всех ног бросился от него, но на третьем шагу Обломов отрезвился совсем от сна и начал потягиваться, зевая.— Дай… квасу…». Эта сцена очень повеселила приехавшего Штольца.

Главные герои

Обломов Илья Ильич – дворянин, помещик тридцати лет, ленивый, мягкий человек, который все свое время проводит в безделье. Персонаж с тонкой поэтической душой, склонен к постоянным мечтаниям, которыми заменяет реальную жизнь.

Захар Трофимович – верный слуга Обломова, который прислуживает ему с малых лет. Очень похож на хозяина своей ленью.

Штольц Андрей Иванович – друг детства Обломова, его ровесник. Практичный, рациональный и деятельный мужчина, который знает чего хочет и постоянно развивается.

Ильинская Ольга Сергеевна – возлюбленная Обломова, умная и нежная девушка, не лишенная жизненной практичности. Затем стала женой Штольца.

Пшеницына Агафья Матвеевна – хозяйка квартиры, в которой проживал Обломов, хозяйственная, но безвольная женщина. Искренне любила Обломова, ставшая затем его женой.

  • План сочинения по литературе 10 класс гроза
  • План сочинения по литературе 10 класс отцы и дети
  • План сочинения по литературе 6 класс дубровский на тему почему дубровский стал разбойником
  • План сочинения по комедии горе от ума 9 класс презентация
  • План сочинения по картине остроухова золотая осень 2 класс