План сочинения описания пейзажа

Тема урока: подготовка к написанию сочинения по картине т.н. яблонской утро.глейм е.а. цели урока:образовательныепродолжить работу над описанием интерьера;собрать рабочий материал

Тема урока: Подготовка к написанию сочинения по картине Т.Н. Яблонской “Утро”.

Глейм Е.А.

Цели урока:

Образовательные

продолжить работу над описанием интерьера;

собрать рабочий материал для описания комнаты, её обстановки;

выделить детали интерьера, которые помогут охарактеризовать его хозяйку;

написать сочинение

Развивающие

 развивать навыки монологической  речи;

развивать орфографическую зоркость и пунктуационную грамотность;

совершенствовать навыки описания произведений живописи

продолжение развития навыков работы с текстом

Воспитательные

воспитание интереса к живописи;

воспитание эстетического вкуса

Тип урока

Урок развития речи

Форма урока

Фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа

Опорные понятия, термины

Типы речи, текст, начальные и конечные предложения, сложный план, тема текста, главная мысль текста

Домашнее задание

Написать сочинение по плану.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, выявляемые в ходе исследования  и конструирования текста

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организация начала урока

Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. У кого из вас хорошее настроение, хлопните в ладоши. У кого не очень хорошее настроение, топните ногой. Я думаю, что в результате работы у всех будет хорошее, рабочее настроение.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

2. Мотивация к учебной деятельности

Определение темы и целей урока.

Начнем мы с терминологического диктанта. Я даю развернутое определение, а вы записываете термин.

  1. Тип речи — изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. (описание)
  2. Стиль речи —  воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики,  характеризуется образностью, эмоциональностью речи.(художественный)
  3. вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность. (живопись)
  4. Изображение или описание какого-либо человека (портрет)
  5. Жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа (пейзаж)
  6. внутреннее пространство помещения, которое заключается в его архитектурном, художественном и функциональном оформлении. (интерьер)
  7. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически, объединенные одной темой. (текст)

Проверьте, правильно ли вы написали диктант. За каждый правильный термин – 1 балл. За орфографические ошибки из общей суммы вычитаем 1 балл. Напишите свои баллы на полях карандашом (слайд 1)

Пишут диктант

Проверяют диктант, самооценка

Предметные: написание терминов

Познавательные

Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Регулятивные: самооценка

3.Формулирование темы урока. Постановка учебных задач.

 Как мы работаем с текстом? Что мы можем с ним сделать? (прочитать, написать, озаглавить, составить план, проанализировать).

Из каких видов искусства эти слова ? (Живопись и литература.)

На слайде представлена картина.

Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Учиться создавать описание картины) (слайд 2 – тема урока)

Какая основная цель урока? (подготовиться к сочинению-описанию картины)

Формулируют

Записывают тему урока.

Обсуждают, ставят перед собой задачи.

Регулятивные

Формулировать тему, цели урока, искать пути решения

4. Первичное знакомство с картиной

— Почему картина так называется? (видно, что девочка только что встала с постели и делает зарядку, как бывает утром. Скорее всего, это раннее утро, т.к. за окном солнце еще неяркое и от фигуры девочки и предметов образуются длинные тени)

-У этой картины есть своя история.

Однажды ранним майским утром проснулась девочка Лена в прекрасном настроении, все внутри нее пело и тянулось к солнцу. Вскочила она с кровати, развела руки в стороны  — еще чуть-чуть  — и взлетела бы! А в это время в комнату вошла мама Лены и застыла на пороге: так необыкновенно хороша была увиденная ею картина: солнце, утро молодого майского дня и утро жизни ее маленькой дочери – все так чудесно совпало! Мама Лены была художницей и создала картину «Утро», а зовут её Татьяна Ниловна Яблонская.(слайд 5 – портрет)

Читают.

Отвечают на вопросы учителя.

Исследовательская работа.

Обсуждение и поиск общего решения

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами урока; соблюдение правил общения.

личностные УУД: формулировка своего отношения к картине

регулятивные УУД: прогнозирование и  получение конкретного результата.

5.  Знакомство с художницей и её творчеством 

Вспомните, какая структура у любого сочинения? (три части: вступление, основная часть, заключение)

Что мы обычно пишем во вступлении сочинения-описания картины? (краткие сведения об авторе)

Перед вами на слайде текст о творчестве Т. Н. Яблонской. Внимательно прочитайте его и выпишите то, что мы можем использовать в нашем сочинении: во вступлении и заключении)

Давайте проверим своего соседа по парте и оценим его выбор, на ваш взгляд, от 1 до 3 баллов.

Работа с предложенным текстом

Познавательные

Анализировать, обобщать.

Регулятивные: самооценка деятельности

7. Работа над картиной

— Посмотрим внимательно на картину. Вы уже знакомы с понятиями «передний  план картины, задний план картины».

В процессе работы давайте заполним таблицу, которая представлена на слайде. Записываем кратко: слова, словосочетания.

— Что или кто расположен на переднем плане этой картины? -Пожалуйста, опишите девочку. 

-Итак, на переднем плане картины  — счастливая девочка. Как вы думаете, она счастлива?  А как вы это поняли? 

-Давайте же повнимательнее рассмотрим детали.  Как вы думаете, какое время года изображено? Какая погода? 

— А теперь давайте рассмотрим комнату девочки. Опишите комнату, как она подчеркивает общую идею картины: радость и счастье, мир и покой

— А теперь ребята, я хочу обратить ваше внимание на некоторые детали картины. Вы обратили внимание на то, что в картине много закругленных и круглых деталей? Посмотрите! Вы видите, что почти нет острых углов. Как вы думаете, почему? 

— Обратите внимание на краски, которые преобладают на полотне. 

— Какие еще цвета есть в картине? 

— Как видите, в картине все подчинено одной теме – радости жизни, счастья.

Давайте еще раз подумаем, почему же картина называется «Утро». Слово «утро» употреблено здесь в нескольких  значениях: утро над городом, утро в квартире. Да и героиня полотна  — девочка. Ее жизнь только начинается, ее жизнь – утро. А весна? Это же утро в жизни природы.

— А теперь скажите, что художница хотела сказать своей картиной? Какова идея картины? Сформулируйте и запишите в тетрадь  

Отвечают и обосновывают сказанное, заполняют таблицу

Познавательные

Владеть приемами отбора и систематизации материала

Коммуникативные

Слушать и слышать других

8. Физкультминутка

. Физкультминутка. Давайте встанем, представим, что мы находимся в этой солнечной комнате. Потянемся вверх, к солнцу. У кого еще есть силы работать – вытяните руки и хлопните в ладоши перед собой. У кого никаких сил уже не осталось – топните ногами)

  1. Работа над планом сочинения

Чтобы написать хорошее сочинение: нужен план. Какие виды планов мы знаем?

(простой и сложный.) Чем они отличаются друг от друга?

Я написала для вас план, но компьютер перепутал последовательность. Попробуйте расставить пункты плана в нужной последовательности.

Если вы верно расставили пункты плана, поставьте себе 3 балла. За каждую ошибку уберите по одному баллу.

Работа над структуризацией плана сочинения

Познавательные

Анализировать, обобщать

Регулятивные: самооценка деятельности

  1. Работа по предупреждению лексических, орфографических, речевых ошибок.

Работа с синонимами. На слайде слова, попробуйте подобрать синонимы к данным словам, чтобы не повторяться в своих сочинениях.

(по 2 – 3 синонима) – за каждый верный синоним – 1 балл

Орфографическая работа. Вам предложены

слова

В 5 словах допущены ошибки. Найдите и исправьте их.

Вот эти слова (на слайде верно написанные слова) – 5 баллов максимум.

Подбирают синонимы к предложенным словам (см. приложение)

Орфографическая работа по поиску ошибок (см. приложение)

Предметные: умение подбирать синонимы, орфографическая зоркость

Регулятивные: самооценка деятельности

  1. Подведение итогов работы. (если остаётся лишнее время)  

Вам предложены два текста: вступление и заключение. Но некоторые слова пропущены. Попробуйте восстановить текст.

Работают над восстановлением текста.

Познавательные

Анализировать, обобщать

Регулятивные: самооценка деятельности

  1. Подведение итогов

Вспомним, какие мы ставили перед собой цели?

Достигли ли вы поставленной перед собой цели?

Итак, подводим итоги: посчитайте свои баллы. Слайд 11

Максимальное число баллов:

«5» —

«4» —

«3» —

Подводят итоги работы.

Анализируют свою деятельность

Анализируют свою деятельность

Регулятивные: самооценка деятельности

  1. Рефлексия

Кто доволен своими результатами, хлопните в ладоши. Кто не доволен, топните!

Спасибо вам за работу на уроке. Я надеюсь, что сочинения, которые вы напишете дома, будут содержательны, интересны и грамотны.  Благодарю вас за урок!

Сочинение по картине в начальных, средних и старших классах. Как научиться правильно писать сочинение-описание картины?

1. Составление плана сочинения по картине в начальных классах

Подготовительный этап работы начинается со знакомства с картиной и художником. Ведь мы знакомим учеников с писателем, когда изучаем литературное произведение. Иначе сложно понять его замысел. Найдите в интернете информацию о художнике, его творческом пути. Познакомьте ребёнка с другими творениями этого автора. Постарайтесь вместе с учеником ответить на вопрос, чем выделяется творчество этого мастера среди работ других живописцев. На подготовительном этапе написания сочинения также важно определить её жанр. У описания пейзажа или портрета свои особенности, о которых стоит поговорить отдельно. Натюрморт или бытовой сюжет также будут иметь свою специфику описания. Хорошо, если уже в начальных классах ребёнок будет разбираться в жанрах живописи.

Попросите школьника внимательно рассмотреть предлагаемую для описания картину. Пусть ребёнок попытается устно рассказать о том, что он видит, как будто он описывает картину слепому человеку или другу по телефону. Помогите ученику увидеть и описать словами общее настроение картины.

Внимательное рассмотрение играет очень важную роль при написании сочинения по картине. Порой мы спешим приступить к написанию, заглядывая в предложенный план и стараясь ему соответствовать. Однако забываем, что задача ученика не только в том, чтобы развивать речевые или какие-либо ещё навыки, но и в том, чтобы благодаря картине открывать что-то новое в себе, обогащать свои впечатления, умения истолковывать увиденное. Хорошо, если ребёнок переживет какие-либо эмоции, глядя на творение художника. Для сочинений предлагаются работы прославленных мастеров, в которых можно и должно искать важный смысл, особое значение. В них видна индивидуальность автора, а каждая картина – это неповторимый визуальный образ. Написание сочинения по картине не должно становится только тренировкой предложенного учителем алгоритма действий.

Учите ребёнка рассматривать все детали картины, а не только то, что изображено на переднем плане. Ведь каждая деталь вносит дополнение в понимание общего замысла картины. Пусть задумается, почему художник выбрал именно такой фон. Познакомьте ученика с понятием композиции.

Следующий этап – разговор о цветовой гамме картины. Ученик начальных классов способен различать общий тон, обозначить большинство оттенков цвета как тёмные или светлые, тёплые или холодные. Важно почувствовать гармонию тонов, увидеть глубину и контрасты в картине. Порой больше говорят о замысле художника именно контрасты, а не композиция картины и не её цветовая гамма.

Ну, вот уже и собраны технические составляющие картины. Остаётся задуматься о своём отношении к увиденному. Пусть ребёнок озвучит, что его впечатлило, больше всего заинтересовало на полотне. Какое настроение вызвало увиденное? Захотелось ли ему получше рассмотреть другие работы автора. Задумался ли ученик, почему именно так изобразил живописец природу или человека? Что он хотел поведать, чем предложил восхититься, о чём поразмышлять? Ответы на эти вопросы помогут ребёнку объяснить замысел автора и оформить своё мнение о картине. Пришло время составить план и пункт за пунктом изложить всё, над чем вы потрудились в предварительной работе.

Примерный план может выглядеть так:

I.Вступление

  • Название картины, её автор, жанр
  • Короткое сообщение о художнике и картине

II. Описание полотна

  • Сюжет картины
  • Что изображено на переднем плане
  • Описание фона
  • Описание деталей, их значение
  • Цвет в картине
  • Настроение

III. Заключение

  • Что хотел сказать автор?
  • Моё отношение к изброженному на картине

2. Составление плана сочинения по картине в средних классах

Начинаем предварительную работу с рассмотрения картина и составления общего впечатления от неё. Определите жанр картины, обратите внимание на композицию и на то, что изображено. Подумайте над названием картины. Ответьте на вопрос, почему, по вашему мнению, художник назвал её именно так. Найдите информацию о том, в какое время написана картина. Какие события в истории страны и в обществе происходили в момент создания полотна. Отразились ли происходящее в творчестве художника? Необходимо также узнать об истории создания картины, по которой вы пишете сочинение.

Следующий этап – описание того, что вы непосредственно видите, рассматривая творение живописца. Как расположены на картине предметы, люди или животные. Опишите то, на что вы обратили внимание в первую очередь и почему. Что изображено на первом плане, есть ли особо выделенные, одиночные предметы? Какую роль они играют в композиции картины, в замысле художника, как влияют на общее настроение полотна.

На каком фоне изображены раскрывающие замысел автора предметы? Ответьте на вопросы, какую роль играет освещение на картине, какой цвет преобладает и как он влияет на общее настроение картины. Есть ли противопоставление светлого тёмному, яркого тусклому? Какое время дня, года изображено, если это пейзаж? Но, если это люди или одиночный портрет, необходимо описать внешность, одежду, предположения о характере изображённого. Опишите главные предметы и «говорящие» детали. Как, на ваш взгляд, они помогают понять замысел картины?

Закончить работу нужно высказывание собственного мнения о картине, своего отношения к изображённому, к общему замыслу автора. Как отозвалось изображённое в вашей душе, какие воспоминания или чувства родились у вас при знакомстве с работой художника? Из «кирпичиков» — ответов на все эти вопросы легко выстроить план.

Примерный план может выглядеть так:

I.Вступление

  • Краткие сведения о жизни и творчестве художника
  • История создания картины

II. Основная часть (описание картины)

  • Сюжет картины
  • Описание переднего и заднего планов
  • Детали
  • Цветовая гамма
  • Средства выразительности (композиция, перспектива, свет и тень)

III. Заключение

  • Собственное мнение о картине
  • Общий анализ и описание того, что хотел сказать автор

3. Составление плана сочинения по картине в старших классах

Подготовка к сочинению и составлению плана должна включать знакомство с биографией и творчеством художника. В каких стилях он писал свои работы, к какой школе живописи принадлежал, у каких мастеров учился. Как эпоха, в которую творил данный автор, отразилась на его творчестве и непосредственно на предложенной к описанию картине. Почему художник дал ей такое название? Какое слово в названии, по вашему мнению, главное? Отражает ли название идею картины? К какому жанру вы относите эту картину и почему?

Далее необходимо сделать анализ картины. Определите её композиционный центр, разберите изображения переднего плана, подумайте над смысловой нагрузкой фона. Назовите используемые автором изобразительно-выразительные средства. Как они влияют на общий замысел картины и её настроение? Какое время суток изображено? Может, это переходящий момент солнечного дня в сумерки вечера. Или художник ухватил момент превращения утренней зари в жаркий день. Поразмышляйте о красоте и ценности изброжённого момента, а также о композиции картины, световой нагрузке, цветовой гамме и других средствах выразительности. Определите их роль в передаче основной мысли художника, в выражении авторской позиции.

Обратите внимание на мелкие детали, особенно там, где речь идёт о портрете или интерьере. Что с помощью их говорит автор? Какова смысловая нагрузка деталей? Как они подчёркивают замысел картины? Если это пейзаж, то задумайтесь, ощущается ли в нём присутствие человека. Если да, то как автор сумел передать это? Если это интерьер, то почему именно в такую обстановку поместил живописец своих героев?

Объясните, какие цвета использовал мастер и почему. Какие тона преобладают и какое настроение они создают на полотне? Чувствуется ли в картине обилие воздуха, света? Или же мы поёживаемся от колючих ноток холода и безжалостных порывов ветра? Присутствует ли в работе мастера цветовой контраст? Какую смысловую нагрузку он несёт?

Прочувствуйте своё отношение к картине. Подумайте, чем она вам понравилась, о чем заставила задуматься, какое настроение создала. Определите главную мысль картины. Понравился ли вам авторский замысел? Сделайте вывод после размышлений. Что вам рассказывает картина о человеческих чувствах, о жизни в те или иные времена, о вере человека в Бога, о судьбе страны? Какие вечные темы затрагивает автор. Что нового вы узнали, что показалось интересным, как повлияла на вас картина и в чём вы ведете ее силу?

Составляя план старайтесь придерживаться следующих пунктов:

I.Вступление

  • Справка о жизни и творчестве художника (его наиболее известные картины, особенности их исполнения, направления, стили работы, года активного творчества)
  • Справка о картине (год создания, её жанр, история создания, судьба картины, под влиянием каких событий написана)

II. Основная часть (анализ)

  • Сюжет картины
  • Описание переднего и заднего планов
  • Описание героев картины, если они присутствуют
  • Детали, их роль в картине
  • Цветовая гамма, основные краски, их роль в картине
  • Средства выразительности (композиция, перспектива, свет и тень), роль этих средств в выражении авторской позиции, идеи картины

III. Заключение

  • Собственное мнение о картине
  • Общий анализ и описание того, что хотел сказать автор

Мы надеемся новые знания помогут написать легкое, интересное сочинение по картине!

5-й класс

Тема: Сочинение-описание пейзажа по картине И.Э. Грабаря «Февральская           лазурь».

Цели:

Обучающая – подготовка обучающихся к написанию сочинения по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»: научить обучающихся пользоваться определёнными группами слов (прилагательными), научить точно, правдиво и ярко описывать предметы с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний; помочь овладеть навыками описания изображённого на картине; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, систематизировать собранный материал, определять основную мысль высказывания; формировать навыки самоконтроля; предупреждать речевые недочёты и грамматические ошибки в работах.

Развивающая — развитие внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; развитие способности сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях; развитие чувства прекрасного.

Воспитывающая — воспитание самостоятельности, творческой активности, эстетического восприятия произведений искусства, любви к природе; воспитание чувства красоты, интереса к устному народному творчеству, живописи, музыке.

Методы: словесный, наглядный, практический, исследовательский, частично-поисковый, анализ, синтез, индукция, дедукция.

Формы работы: коллективная, индивидуальная.

Использованная технология: использование технологии мастерских, критического мышления, системно-деятельностного подхода.

Оборудование урока: 

  • репродукция  картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» (учебник Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. 5 класса)
  • тексты для творческой работы
  • демонстрационные карточки с названием этапов работы над сочинением
  • музыка Чайковского «Времена года» (Февраль, Март)
  • Толковые словари Ожегова
  • компьютер.

Уроки развития речи с использованием картины имеют специфическую структуру и обычно включают следующие этапы.

  1. Рассказ о художнике. Цель его – дать общие сведения о художнике.
  2. Беседа по картине. Цель ее – помочь учащимся понять образный язык искусства и сформировать умение анализировать картину как произведение искусства в единстве содержания и формы, стимулировать творческое воображение учащихся, научить их создавать самостоятельное речевое произведение, используя образно-выразительные средства русского языка.
  3. Проведение словарно-стилистической работы. В процессе беседы по картине обогащается словарный запас учащихся, поскольку осмысление содержания картины сочетается с подбором лексики, необходимой для выражения своих мыслей и чувств. Учащиеся как бы соревнуются в подборе нужных определений, эпитетов, синонимов, сравнений.
  4. Составление плана. Цель – помочь учащимся в правильной последовательности описать картину.
  5. Использование на уроке музыки, стихотворений расширяет кругозор учащихся, оказывает влияние на описание картины, усиливает ее эмоциональное восприятие, позволяет сравнивать описание одного и того же предмета, обостряется наблюдательность, стимулируются творческие поиски и появляется желание описать картину красиво.

ХОД УРОКА

I.Оргмомент.

 Вступительное слово учителя. Целевая установка.

Здравствуйте!
Добрая ласковость слова
Стёрлась на нет в ежедневном привете.
Здравствуйте! Это же – будьте здоровы, 
Это же – дольше живите на свете.

(Е. Шевелёва)

– Здравствуйте. Будьте здоровы. Присаживайтесь. Ребята, сегодня урок русского языка я предлагаю посвятить развитию речи.

(Записать в тетрадь число и тему урока).

II. Подготовка к работе над картиной.  Мотивация и целеполагание.
-Сегодня у нас урок развития речи. Каковы задачи уроков развития речи? (учиться правильно говорить и писать)
-Что мы должны сделать, чтобы успешно справиться с этой задачей? (внимательно рассмотреть картину и понять её сюжет; определить, какой текст будем составлять: описание или повествование; написать сочинение по составленному плану.)
По мере ответов детей на доске появляются демонстрационные карточки с названием этапов работы над сочинением; после обсуждения эти карточки располагаются на доске в логической последовательности:

  • Рассмотреть картину.
  • Составить план сочинения.
  • Обдумать каждую часть.
  • Написать сочинение.
  • Проверить работу.

– Уже несколько раз вы пользовались таким типом речи как описание. Что характерно для описания? (В описании говорится об одновременных признаках.)

– Чтобы ваше описание было красочным, выразительным и точным, какие художественные средства надо использовать? (Сравнения, метафоры, слова в переносном значении.)

– А какая часть речи помогает вам точно и ярко описать признаки предметов? (Имя прилагательное.)

Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака, 
Или снежная равнина, 
Или поле и шалаш, 
Обязательно картина 
Называется 
пейзаж. (Г. Гладков)

– А кто знает, что такое пейзаж? (Пейзаж  – 1. Общий вид какой-нибудь местности. 2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.)

– Человек начал изображать природу ещё в далёкие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой-нибудь сцены. 
И только в 17 веке появились пейзажи-картины, в которых природа стала их главным содержанием.

–  Знаете, ребята, о чём я подумала? Ведь скоро наступит последний зимний месяц, когда мы еще можем наблюдать зимнюю природу.

–  Кстати, какое имя он носит? (Февраль)

– Действительно, февраль. Чтобы достойно его встретить, давайте-ка вспомним народные приметы, пословицы, поговорки, стихотворения, загадки об этом месяце.

– Закружил февраль метелью по дорогам. Колючий, косматый, как попало, целыми сугробами, раскидывает он снег. То засыплет избушку на краю леса, да так, что останется от неё только печная труба.
То вдруг построит посреди дороги огромный снежный холм. Не переберёшься через него. Обойдешь один сугроб, другой – и вот уже дорога не прямая, а вьётся через поле змейкой. Но и февраль дарит спокойные дни. Солнце чуть потеплело, выросла на крыше сосулька, повеселели птицы. Недалеко до весны. Недаром утверждает народная мудрость: » Февральский снег весною пахнет».

Свежеют с каждым днём и молодеют сосны. 
Чернеет лес, синеет даль, –
Сдаётся, наконец, сырым ветрам февраль, 
И потемнел в лощине снег наносный.

(И. Бунин)

– Красота февральского пейзажа, пронизанного светом, тончайшие переходы тени, переливы красок поражали не только писателей и поэтов, но и художников.

III. Работа над картиной.

  1. Слово о художнике

– Сегодня, ребята, мы познакомимся с творчеством известного художника-пейзажиста, тонкого знатока русской природы Игоря Эммануиловича Грабаря.

– Игорь Эммануилович Грабарь после окончания юридического факультета Петербургского университета поступил в высшую художественную школу при Академии художеств. Его учителем был Илья Репин. Грабарь был певцом родной природы. Интересовало художника состояние природы в разные времена года, в разное время дня. Об этом свидетельствуют названия картин живописца. «Сентябрьский снег.» «Белая  зима. Грачиные гнёзда.» «Мартовский снег.» «Лучезарное утро.» «Ясный осенний вечер.» «Зимний пейзаж.» «Берёзы летом.» И многие другие проникнуты радостным светлым чувством. «Февральская лазурь»– одно из лучших его полотен.

– Богатством красок и звуков зима привлекла и замечательного художника И. Э. Грабаря, и великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876году написал «Времена года» – альбом, состоящий из 12 музыкальных пьес.

2). Погрузимся в картину И. Э. Грабаря «Февральская лазурь», одновременно прослушивая прекрасную музыку             П.И. Чайковского. Мы будем внимательно рассматривать картину и свои наблюдения вносить в таблицу № 1. (Приложение) 

— Какие чувства вызвала у вас картина И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»?

— Созвучно ли настроение музыки и картины?

— Что общего вы найдете в изображении природы на картине, в стихотворениях и музыке?

(Художник передает красоту февральского дня при помощи красок, композитор — при помощи звуков, а поэты в своих стихотворениях использовали средства художественной выразительности).

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
 (Н. Рыленков).

– Казалось бы, что необычного в хорошо знакомой нам берёзе?

IV. Лирическое отступление

Чтение обучающимися стихотворений о березе (Приложение 1)

3.Воспоминания И.Э Грабаря

А) А вот Грабарь сумел уловить её    своеобразие, и открылось оно ему неожиданно: «Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно», – подумал я. Февраль стоял изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину… Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперёд, лицом к земле, но повернув его лицевой стороной к синеве неба…»

Б) Воспоминания И.Э. Грабаря помещены и в ваших учебниках. Внимательно прочитайте отрывок из воспоминаний Грабаря.

  • Как автор вспоминал о замысле картины? Найдите, прочтите.  
  •  Какие прилагательные использует автор?
  •  Вспомните значение прилагательных.

Упражнение 356, 358

– Все ли слова вам знакомы? Уточните значение их по словарю.

4. Выявление впечатлений от восприятия картины

А) Каково общее впечатление от пейзажа, грустное или радостное? (Радостное, праздничное)
– Какие чувства, желания рождает пейзаж?

 – Каков, по-вашему, замысел художника? О чём эта картина? (Передать красоту февральского дня. День – необыкновенный, морозный, необычный, чудесный, солнечный, прекрасный, зимний, ясный.)

– Почему названа «Февральская лазурь»? (Своё название картина получила потому, что на ней изображён прекрасный солнечный февральский день.)

– Что, по-вашему мнению, больше всего нравится художнику на переднем плане? (Берёза).

– Опишите, какие оттенки цвета использовал художник, когда писал её ствол и ветви, прошлогоднюю листву? (Белоствольная красавица – береза.)

– Что можно сказать о других берёзках? (Стройные, тонкие, белоствольные, статные, ждут весны.)

Б) Послушайте отрывок из стихотворения Николая Брауна.

Разве снег, с высот летящий 
На леса, поля и чащи, 
Разве он, как мёртвый мел,
Только бел, бел, бел?
Весь игольчатый с мороза,
На заре он нежно-розов,
Он вдали, в тени, в низине
Голубой и даже синий!

– Каков снег в этом отрывке?

— А как выглядит снег на картине Грабаря? Много ли его? Какого он цвета на солнце и в тени?(Снег на солнце блестит, сверкает, сияет, светится. Перламутровый — сиреневый, нежно-розовый, голубой, бирюзовый, лазурный.)

В) Рассмотрите небо:

– Есть ли на нём облака? (Нет.)

–  Есть ли на нем солнце? (Нет, но мы чувствуем его присутствие, золотистый солнечный свет.)

– Какого цвета оно вверху и на горизонте? (Ослепляет голубизной, огромное, синее, лазурное, бирюзовое, голубое.)

Г) Какую роль в воплощении замысла художника играет задний план картины?
– Какие краски преобладают на заднем плане? 
(Тёмные, холодные тона)
– Почему автор дал задний план в тёмных, холодных тонах? 
(На заднем плане царство зимы. Солнце не проникает в чащу.)

Д) Какой же вывод мы можем сделать?

Вывод. На картине «Февральская лазурь» изображен прекрасный солнечный день. Ослепляющее своей голубизной небо, белоствольная красавица-берёза и сиреневатый снег представляют собой единое целое, создают радостное и праздничное настроение. И, несмотря на то, что в центре картины – берёза, художник назвал своё полотно не «Берёза», а «Февральская лазурь».

  • Физкультминутка “Цветок”

Спал цветок и вдруг проснулся (сели, постепенно встают),
Больше спать не захотел.
Отряхнулся, оглянулся 
(повороты вправо, влево),
Взвился вверх и полетел 
(машут руками).

V. Речевая подготовка (работа в группах)

– Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов. В связи с этим:

Задание 1. Подберите синонимы к словам:

Художник – живописецмастер кисти, пейзажист, автор картины, певец русской природы.
Картина – полотно, репродукция, холст, пейзаж.
Картина чудесная – замечательная, прекрасная.
Художник создаёт – пишет, изобразил, создал, сумел передать.

Задание 2.

Постарайтесь использовать разные средства, чтобы сделать своё описание образным, выразительным. Укажите, в каких случаях будет уместно использовать переносный смысл, ввести олицетворение.(Снег играет, солнце льёт лучи, задумчивые берёзки.)

VI. Составление плана описания картины

1. Предмет описания в сочинении.
2. Что я вижу на картине?

А) Февральский день
Б) Небо
В) Снег
Г) Береза – красавица
Д) Другие березки
Е) Кустарник на горизонте.

3. Что помогло художнику передать необыкновенную красоту природы?
4. Объяснить название картины.
5. Какое настроение вызывает пейзаж?

VII. Творческая работа (Приложение 2). Работа в парах.

– Послушайте внимательно текст. Что вы можете сказать о нём?

( Данный текст очень обедняет картину).     
– Понравился вам текст? 
– Чего в нем не хватает? 
(В нём почти нет прилагательных, которые указывают на признаки изображённых предметов)
– А возможно ли данное описание картины сделать более полным и ярким? Как? ( Обогатить текст прилагательными).
– Ваша задача – распространить текст за счет прилагательных, но так, чтобы употребленные слова соответствовали изображенному на картине, чтобы определения были яркими, образными, выразительными. Начало работы выполним вместе. Не забудьте вставить пропущенные буквы.

VIII. Проверка творческой работы

1. Объяснить, какие буквы вставили и почему? 
2. Прочитайте получившийся текст.
3.  Как и почему изменился текст?
4.  Какой вывод вы теперь можете сделать? 
(Имена прилагательные придают нашей речи образность, выразительность.) 

IX .  Сочинение

-«Сказкой инея и восходящего солнца» назвал И. Грабарь картину, изобразив просвечивающее сквозь ветви серебристых от инея любимых берёз восходящее солнце. Попробуйте и вы нарисовать словами «свою зимнюю сказку».
Дети самостоятельно работают над текстом. Учитель тоже пишет своё эссе.
Тихо звучит музыка.

X. Итог урока

Послушать работы обучающихся. Отметить лучшие варианты, сделать вывод. Учитель сам читает своё эссе.

-Что помогло вам понять замысел художника и рассказать об этом?
-Какие знания и умения вам понадобились, чтобы справиться с этой работой?

XI. Домашнее задание

  • Написать сочинение-повествование, включив описание картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» или
  • оформить страничку газеты «Времена года», используя материалы урока и дополнительные материалы (стихи, иллюстрации и т.п.) или
  •  написать стихотворение о зимнем лесе.

XII. Рефлексия

  • Что нового об описании картины вы узнали на уроке?
  •  Что было вам  особенно интересно?
  •  Как вы оцениваете работу класса?
  •  Кого из одноклассников хотели бы особенно  похвалить? За что?
  • Как вы можете полученные знания применить в повседневной жизни?

                                                                                                                     Приложение  1

1)

Без березы не мыслю России,

Так светла по-славянски она,

Что, быть может, в столетья иные

От берёзы – вся Русь рождена. (О. Шестинский)

2)

И стоит берёза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром. (С. Есенин)

3)

Белая берёза –

Русская земля!

И печаль, и радость,

И любовь моя. (П. Кудрявцев)

4)

Новый, новый у берёз наряд,

Искры, искры, серебром горят.

Ветер, ветер заметает след,

Лучше, лучше этой сказки нет. (М. Пляцковский)

5)

В ней столько нежности и силы.

Смотрю, восторга не тая.

 В берёзке – вся моя Россия

И песня русская моя. (Г. Шилов)

Творческая работа

И.Э. Грабарь    больше всего любил изображать на своих полотнах природу.

«Февральская лазурь» – одна из его ______________________        картин.

____________________________________________________        день.

Воздух _____________________________________________        .

        небо над головой.

На    картин_  не    изображено    со_нце,    но    мы    чувствуем

              свет      на

        бере        ках.

Все засыпано снегом. Он осл_пительно блестит на земл_, отражая

со__ нце.

Здесь, на картин        , снег как бы впитал в себя все краски неба и

отсвечивает перламутровыми оттенками, как морская раковина.

Серебром светятся   в с_неве неба ств         лы   бере_, и ярко сверкают

кристаллики снега на ветвях дерев__ев. Синеватые от со__нца их тени ярки, как на экране.

Но   более   всего   на   передн _м   плане   картины   нас   привлекает

             красавица-береза.

(Жемчужный ствол, прошлогодняя листва…)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Розовым жемчугом переливается иней, застывший на ветках.

Вдали в_днеется ___________________________________        лес. Там

царство зимы.

Всем нравит_ся эта ________________________________        картина.

Она     создает _______________________________________        настроение.

Невозможно        оторвать        гла__                от        фантастической        красоты_____________________________________дня.

Творческая работа

И.Э. Грабарь    больше всего любил изображать на своих полотнах природу.

«Февральская лазурь» – одна из его ______________________        картин.

____________________________________________________        день.

Воздух _____________________________________________        .

        небо над головой.

На    картин_  не    изображено    со_нце,    но    мы    чувствуем

              свет      на

        бере        ках.

Все засыпано снегом. Он осл_пительно блестит на земл_, отражая

со__ нце.

Здесь, на картин        , снег как бы впитал в себя все краски неба и

отсвечивает перламутровыми оттенками, как морская раковина.

Серебром светятся   в с_неве неба ств         лы   бере_, и ярко сверкают

кристаллики снега на ветвях дерев__ев. Синеватые от со__нца их тени ярки, как на экране.

Но   более   всего   на   передн _м   плане   картины   нас   привлекает

             красавица-береза.

(Жемчужный ствол, прошлогодняя листва…)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Розовым жемчугом переливается иней, застывший на ветках.

Вдали в_днеется ___________________________________        лес. Там

царство зимы.

Всем нравит_ся эта ________________________________        картина.

Она     создает _______________________________________        настроение.

Невозможно        оторвать        гла__                от        фантастической        красоты_____________________________________дня

Береза

Снег

Небо

Задний план

Настроение

Автор работы: 

Седойкина Полина Алексеевна

Руководитель проекта: 

Николаева Марина Владимировна

Учреждение: 

ГБОУ Средняя школа №525 с углублённым изучением английского языка, Санкт-Петербург

В готовой исследовательской работе по литературе «Пейзаж в поэзии «серебряного века»» ученицей была поставлена цель, проанализировать образ природы у поэтов «серебряного века», выявляя её роль в их произведениях, а также выяснить, воспринимается ли лирический герой и природа как одно целое в единстве и гармонии.

Подробнее о работе:

В ученическом исследовательском проекте по физике на тему «Пейзаж в поэзии «серебряного века»» автор приводит цитаты из поэтических произведений авторов «серебряного века», в которых описываются пейзажи. Учащаяся 10 класса школы выясняет, как поэты посредством создания образов природы и определения её роли в поэтическом тексте передают внутреннее состояние, настрой и характер лирического героя.

В индивидуальном детском проекте «Пейзаж в поэзии «серебряного века»» автор дает определение понятия «серебряный век» и анализирует поэзию конца XIX века и начала XX века («серебряный век»). За основу проекта были взяты тексты произведений Сергея Есенина, Анны Ахматовой, Александра Блока, Игоря Северянина и Бориса Пастернака, в которых присутствует словесное изображение пейзажа.

Оглавление

Введение
1. Общие сведения о «серебряном веке».
2. Особенность творчества поэтов «серебряного века».
3. Пейзаж в произведениях поэтов «серебряного века».
Заключение
Литература

Введение

При выборе темы и содержания исследовательской работы ведущим её элементом является актуальность. Она заключается в том, что литература, творчество поэтов «серебряного века» и специфичность данной эпохи носит социальный характер, так как отвечает многим положениям Указа Президента РФ «Об утверждении основ государственной культурной политики».

Государственная политика носит приоритетный характер в ряду гуманитарных наук, как наук о человеке, его духовной, нравственной, культурной, общественной деятельности. Государственная культурная политика поддерживает инициативу граждан в работе по выявлению, изучению, сохранению культурного наследия, а также поддерживает проекты в области искусств, гуманитарной науки, отдельных видов культурной деятельности. Литература как вид искусства является национальным достоянием и частью жизни людей, отражающей их нравственную и гражданскую позицию.

Содержание проекта адресовано учащимся средней школы, занимающимся изучением литературы и, в частности, анализов произведений поэтов серебряного века в рамках урока литературы. Эмоционально выраженная мысль в описании природы должна побудить учащихся к осознанному восприятию красоты окружающего мира через поэтический текст.
Содержание работы может быть дополнением к самостоятельной творческой деятельности при написании сочинений и эссе в рамках того же предмета или личностного творчества. Поэтический ряд произведений каждого из представителей «серебряного века» имеет свой язык. Изучение особенностей творчества поэтов данного периода может иметь особое значение для юных жителей города – петербуржцев, как жителей культурной столицы. Работа является социально значимой, так как составляет круг интересов учащихся, живущих в настоящее время.

Цель исследовательской работы: Проанализировать образ природы у поэтов «серебряного века», выявляя её роль в их произведениях.

Гипотеза. Если поэтом умело создан образ природы, и определена её роль в поэтическом тексте, то и герой, и сама природа воспринимаются как одно целое, в единстве и гармонии.

Задачи

  1. Познакомиться с поэзией серебряного века
  2. Изучить особенности творчества С. Есенина, А. Блока, Б. Пастернака, А. Ахматовой и И. Северянина
  3. Подобрать произведения с изображением пейзажа
  4. Проанализировать, как раскрывается тема природы в этих произведениях
  5. Сделать вывод о роли пейзажа

Этапы работы

Подготовительный

  • Сообщение куратору о цели, гипотезе, задумках, вариантах выполнения работы.
  • Подготовка необходимых ресурсов для выполнения работы.

Основной

  • Выполнение поставленных задач
  • Поиск иллюстраций
  • Проверка работы куратором

Заключительный

  • Формулировка вывода (подтверждение или опровержение гипотезы)
  • Составление списка источников
  • Проверка и корректировка работы

Общие сведения о «серебряном веке»

«Серебряный век» – это обозначение русской поэзии на рубеже XIX и XX веков. Лирика «серебряного века» разнообразна и музыкальна. Сам эпитет «серебряный» звучит как колокольчик. «Серебряный век» – это целое созвездие поэтов-музыкантов, а поэзия – это музыка слов. В этих стихах не было ни единого лишнего звука, ни единой ненужной запятой. Все было продумано и гармонично.

Предпосылкой для этого периода стали научные открытия, полностью изменившие представление о понятном мире. Предыдущие ценности устарели, поэтому были необходимы новые. Появилось свежее и яркое направление в литературе — модернизм. Он заменил реализм собственным разнообразием направлений.

Символизм был основным направлением в литературе «серебряного века». Идеальный и материальный мир существовал в произведениях символистов, первое из которых считалось действительным. Поэтические произведения были наделены скрытым смыслом и недосказанностью. Поэт-символист не пытался быть понятым. Он обращался к «просвещенному», не к рядовому читателю, а к читателю-творцу, к читателю-соавтору.

Акмеисты призывали очистить поэзию от философии, от использования расплывчатых намеков и символов, провозгласив возвращение в материальный мир, приняв его таким, какой он есть. В отличие от символистов, акмеисты описывали земную жизнь, не отрицая духовной жизни. Это сделало работы акмеистов более понятными для публики.

Футуризм — направление, возникшее на принципах бунтарства. Он выражал массовые настроения толпы, отрицание культурного наследия, традиций, попытки создания искусства, устремленного в будущее. Футуристы считали культурное наследие пережитком, от которого необходимо отказаться. Самым важным было слово. Футуристические произведения отличались новыми поэтическими формами.

Имажинизм – это литературное движение, представители которого заявили, что цель творчества — создание образа. Представители этого направления большое внимание уделяли образности слова, избегали заезженных фраз. Творчество поэтов направления не было объединено общей темой. Авторы писали патриотические стихи, а также произведения, наполненные пессимизмом.

Особенность творчества поэтов «серебряного века»

Поэты «серебряного века» были яркими индивидуальностями, много работали над формой стиха, добились небывалого художественного совершенства. Изучим особенность поэзии А. Есенина, А. Блока, Б. Пастернака, А. Ахматовой и И. Северянина.

А. Есенин

Сергей Есенин в начале своей карьеры писал в направлении новой крестьянской поэзии, а затем обратился к имажинизму. Однако он так и не присоединился ни к одному из популярных в то время модернистских движений. Поэт передал в стихах скромную красоту пейзажей родного края, описал крестьянский труд. В лирике Сергея Есенина главные мотивы — страсть, раскаяние, самоуничтожение и забота о судьбе Родины. Особенность поэзии Сергея Есенина заключается в том, что она тесно связана с народными традициями и фольклором, близка к простонародью.

В своих произведениях поэт мог позволить себе как сквернословие, так и реалистичное описание экзотических окраин. Стихи Сергея Есенина последних двух лет его жизни отличаются лаконичностью, содержанием и глубоким смыслом. Затем наступает период глубокого разочарования и тоски по несбывшимся надеждам. В это время в его творчестве все больше превозносилась красота духовной и физической деградации. Любовь, которую Есенин воспевал практически в каждом произведении, теперь принимает форму тоски, страдания, глупого отчаяния.

А. Блок

Александр Блок создал особый тип лирической поэзии. Эта поэзия пронизана острым чувством истории и реальности. Лирический стиль Блока – это не разрушение старых традиционных форм, а свободное сочетание и переосмысление элементов самых разных стилей. Произведения Александра Блока представляют собой поиски гармонии человека с окружающим и мистическим миром. Родина – это путь в творчестве автора. В этой концепции поэт видит Россию не как страну, а как историю людей и их судеб. По словам Блока, дом — единственное, что дает надежду в трудную минуту. Его стихи привлекают силой и чистотой чувств, гармонией и музыкальностью речи, что особенно заметно в пейзажной лирике. Антитезис — излюбленный стилистический прием поэтики Блока.

Б. Пастернак

В творчестве Бориса Пастернака много звуков и ассоциаций, открывающих нам давно известные предметы и явления с новой, неожиданной стороны. Его гений поражал окружающих своей оригинальностью, яркостью, оригинальностью. Пастернак был членом небольшого коллектива поэтов «Центрифуга», близкого к футуризму, но находящегося под влиянием символистов. Пастернаку свойственны философские размышления о смысле любви и творчества, жизни и смерти. Борис Пастернак вводил в свои стихи редкие слова и выражения.

В его стихах часто можно встретить устаревшие слова, малоизвестные географические названия, конкретные имена философов, поэтов, ученых, литературных персонажей. Особенность поэтического стиля Пастернака заключается еще и в необычном синтаксисе. Поэт нарушает обычные нормы построения в строфе. Постижение духовного мира человека, закономерностей развития общества, природы — главное в творчестве Бориса Пастернака. Особенностью поэзии Пастернака является живописная и звуковая выразительность стиха, а также индивидуальность системы образов.

4.А. Ахматова

Анна Ахматова была акмеисткой. Характерные черты ее творчества — сочетание недосказанности с ясностью, передача состояния души героя через внешний образ, использование контрастных образов и коротких диалогов. Поэзии Ахматовой характерна внутренняя напряженность, но внешне она сдержанная, целомудренная и строгая, в которой проявляются душевная стойкость, внутренняя сила и достоинство. Ахматова скупо использует средства художественного выражения. В ее стихах преобладает сдержанный матовый колорит.

Поэзия Ахматовой необычайно естественна. Этому способствует свобода ритма и интонации стихов Ахматовой, ориентация на разговорный язык. Ахматова стремится называть вещи «своими именами», поэтому использует повседневную лексику и разговорные интонации. Для ее стихов характерны короткие предложения, частое использование союзов и, а, но, восклицаний. Ощущение лирической героини никогда не бывает поверхностным, ее переживания очень драматичны. Важна не только широта чувств, но и глубина, накал чувств. Ахматова умело использует молчание, намеки, многозначительные паузы. При изображении огромных чувств она использует детали, роль которых — создание психологического подтекста.

5. И. Северянин

Поэзия И. Северянина производит впечатление новизны. Северянин был своего рода музыкантом, его произведения похожи на песни. Северянин удивлял своих читателей обилием причудливых неологизмов, которые почти не нарушали нормы русского языка, а некоторые из них прижились в речи. Северянин был первым поэтом, использовавшим понятия, обозначающие реалии ХХ века: «кино», «мотоцикл», «авто», «дирижабль» и др.

Северянин поддерживал технические достижения нового века и старался успевать за быстрыми темпами жизни. В отличие от кубофутуристов, стремившихся к сложной игре слов, стихи Северянина были общедоступными. Однако иногда ему не хватало художественного вкуса и чутья: в ранних стихотворениях поэт метался между двумя крайностями — современной модой и стремлением к высокой гармонии. Более того, поэт был очень изобретателен в области поэтической формы.

Он создал десять новых форм строф. Строфическое построение Северянина часто было близким к романсу. Его отличает повторение слов и фраз, обилие ассонансов и аллитераций, особый ритм лирики. Северянин довольно часто использовал сочетание «высокого» и «низкого» стилей. Игоря Северянина, как и других футуристов, раздражала пошлость окружающего мира. Поэт не поддерживал кровопролития, жестокости и разрухи.

Пейзаж в произведениях поэтов «серебряного века»

С. Есенин

В творчестве Есенина тема природы является главной. Его звонкие пейзажи музыкальны. Природа Есенина – это одушевленное существо, которое живет самостоятельной жизнью. Поэт подбирает точные эпитеты, которые рисуют невероятно красочную картину, он показывает простую красоту окружающего мира и учит нас любить её. Поэт в произведениях объединяет мир людей, флору и фауну, ведь человек – неотъемлемая часть природы, ему нужно жить в ладу с окружающим миром, нуждается в нашей любви и заботе.

В основном, в своей поэзии Есенин отражает деревенскую жизнь со всеми её прелестями. Многокрасочная цветовая палитра играет важную роль, потому что каждый цвет несет в себе определенный смысл. Алый цвет используется для описания нежности и юности, желтый — для создания лирических героев, синий цвет, который чаще всех встречается в стихотворениях Есенина в качестве эпитета, символизирует Россию, а малиновый цвет — звон колоколов при необходимости придания пейзажу звучности.

В зависимости от выбранного поэтом цвета, он может изобразить и душевное состояние лирического героя, его думы и переживания. Природа соотносится с крестьянами и деревенским бытом. Мы видим много связующих нитей между человеком и природой, Образ человека раскрывается через пейзаж. В стихотворениях мы можем встретить калек, нищих и рекрутов, что добавляет некую тоску, но не омрачает настроение. Есенин хочет сказать о том, что крестьянская жизнь должна пребывать в полной гармонии с природой. В некоторых произведениях Есенин писал об уходе на задний план старой деревни. Душа поэта болит из-за утраты исконно русских начал, которые она выражала.

Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальkой стою обедней
Кадящих листвой берёз.
Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.

Есенин часто наделял явления природы очаровательными женскими чертами, что показывает любовь поэта к женщине, которая является воплощением красоты.

Особенно чудесна природа весной, которую можно сопоставить с расцветанием человеческой души, ведь окружающая среда постоянно изменяется и развивается. Русская природа для Есени­на — это вечная красота и радость, которая может согреть любую душу.

Вяжут кружево над лесом
В жёлтой пене облака.
В тихой дреме под навесом
Слышу шёпот сосняка.

Живые картины природы не только учат любить красоту родной природы, они закладывают нравственные основы на­шего характера, делают нас добрее, мудрее и более чуткими.

За темной прядью перелесиц,
В неколебимой синеве,
Ягненочек кудрявый – месяц
Гуляет в голубой траве.

Часто применяя характерный для его лирики при­ем олицетворения природы, Есенин создает свой оригинальный мир, заставляя нас увидеть, как «месяц, всадник унылый, уронил повода», как «дремлет взрытая дорога», а «тонкая березка … загляделась в пруд». Природа в его стихах испытывает самые разные чувства и эмоции.

Есенин воспринимает растения, как жи­вые существа, разговаривал с ними, поверяя им свои радости и печали, они являются его близкими и надёжными друзьями.

А люди разве не цветы?
О, милая, почувствуй ты,
Здесь не пустынные слова.
Как стебель тулово качая,
А эта разве голова
Тебе не роза золотая?

Большую роль в лирике играет образ дерева: березка, клен, яблоня. В их образах Есенин показывает глубинную связь всего живого на планете.

О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманной глубины,
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.

Душевные переживания поэта, важные события в его жизни всегда неразрывно связаны с изменениями в природе.

Листья падают, листья падают,
Стонет ветер,
Протяжен и глух.
Кто же сердце порадует?
Кто его успокоит, мой друг?

Когда молодость поэта заканчивается, живописный пейзаж сменяют картины раннего увядания. Однако, зрелость человека пе­рекликается с приятной осенней порой, а краски не потускнели, они приобрели новые оттенки — багряные, золо­тые, медные, но это последние вспышки перед долгой зимой — старостью.

Отговорила роща золотая
Березовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Не жалеют больше ни о ком.

В лирике еще более позднего периода в описании пейзажа присутствует предчувст­вие гибели, стихотворения наполнены грустью по утраченной молодости. Используя мрачные краски, Есенин показывает свою обреченность и усталость.

Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И берёзы в белом плачут по лесам:
Кто погиб здесь? Умер?
Уж не я ли сам?

А. Блок

Описания пейзажа, которые так искусно создаёт А. Блок, вызывают чувство восторга и радости. Свежесть волнующейся нивы, прелесть летнего вечера, весенняя гроза с раскатами грома вызывают волнение в душе. Окружающий мир оживает в произведениях Блока: ветка роз «дышит ароматом», трава «полна прозрачных слез», «дремотой розовой объята трави нескошенной межи».

Блок не идеализирует пейзаж, его привлекают бедные и скучные пейзажи родины. Меланхоличному настроению поэта соответствует тусклая красота России.

Выхожу я в путь, открытый взорам,
Ветер гнет упругие кусты,
Битый камень лег по косогорам,
Желтой глины скудные пласты.
Разгулялась осень в мокрых долах,
Обнажила кладбища земли,
Но густых рябин в проезжих селах
Красный цвет зареет издали.

Фольклор тесно связан с природой, даже является некой частью общей картины. Блок часто показывает в своих стихотворениях эту неразрывную связь.

Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна…

Пейзаж в произведениях Блока часто напряженный и вызывает небольшую тревогу. Природа не безмятежна, она в ожидании каких-то событий и явлений, она всегда в центре происходящего. Кроме того, она не безлична, она своеобразная личность.

Блок с удовольствием пользуется олицетворениями, поэтому природа в его поэзии одухотворена. Окружающий его мир — живая загадочная сущность, с которой Блок делится всеми своими секретами и впечатлениями, а взамен получает воодушевление, желание жить и творить.

Сложные образы, создателем которых является А. Блок, необходимы для передачи символической гармонии реального мира природы и внутреннего мира. Именно образ тропы и дороги в пейзаже ранней поэзии Блока раскрывали эту идею. Тема пути реализуются через изображение жизненного пути от рождения к смерти.

Особенное место в душе поэта занимают лесные, полевые и луговые пейзажи, в особенности весной, когда всё насыщается сочными и свежими красками.

Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали!..

Картины природы связаны с душевными переживаниями автора. Его душевный настрой порой удивительно соответствует пейзажу.

Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!

В творчестве Блока зимние, снежные пейзажи служат в качестве отражения мощной стихии или страсти и нежности в душе лирического героя.


Не пойму я, что нас манит,
Не поймешь ты, что со мной,
Чей под маской взор туманит
Сумрак вьюги снеговой?
И твои мне светят очи
Наяву или во сне?
Даже в полдне, даже в дне
Разметались космы ночи…
И твоя ли неизбежность
Совлекла меня с пути?
И моя ли страсть и нежность
Хочет вьюгой изойти?

Водные пейзажи зачастую выполняют различные смысловую роль. Река символизирует течение, изменение жизни, а также водораздел жизни: на одном берегу остается старая жизнь, а на другом берегу — новая. В некоторых произведениях встречается образ реки или озера, символизирующий желание ухода в иной мир. Поэту хочется с головой броситься в пучину вод и исчезнуть навечно. Морские пейзажи символизируют чистоту и романтические порывы лирического героя.

Ночь теплая одела острова.
Взошла луна. Весна вернулась.
Печаль светла. Душа моя жива.
И вечная холодная Нева
У ног сурово колыхнулась.

Б. Пастернак

Пастернак всегда был тонким ценителем вечной красоты природы.

Поэт наполняет произведения философией, а через описание тех или иных явлений он передает внутреннее состояние лирического героя. Природа самостоятельна и независима.

Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк маховой.
Только крыши, снег и, кроме
Крыш и снега, — никого.

Отличительной чертой поэзии Пастернака является обилие метафоры, с помощью которой чувства человека передаются путём сопоставления его с природой. Описываемые поэтом природа и окружающие его вещи словно испытывают те же чувства, что и лирический герой. Настроение поэта всегда эхом отзывается в причудливых описаниях.

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

В вышеприведённом стихотворении детали окружающей среды взаимодействуют с воспоминаниями и мечтами лирического героя о весне, а также с приметами его эмоционального состояния.

Резким отличием творчества Б. Пастернака от поэзии С. Есенина является то, что первый чувствует связь и взаимодействие природы с городом. Он полагает, что это вещи неразрывные, ведь они дополняют друг друга. Вот почему перед нами предстаёт пейзаж, содержащий бесконечное количество цветных лоскутов, которые показывают всю разносторонность мира. В представленном ниже стихотворении отрывки, описывающие природные явления, чередуются с описанием деталей городского пейзажа.

Весна, я с улицы, где тополь удивлён,
Где даль пугается, где дом упасть боится,
Где воздух синь, как узелок с бельем
У выписавшегося из больницы.

Основные темы поэзии Пастернака — любовь, творчество, природа — присутствуют в произведениях поэта всегда в содружестве. Тем самым утверждается полное единство, сходство всех форм жизни.

И сады, и пруды, и ограды,
И кипящее белыми воплями
Мирозданье – лишь страсти разряды,
Человеческим сердцем накопленной.

Пейзаж иногда сочетается с обиходом и предметом быта. В предложенном отрывке очень чудно сравнивается шёлк со льдом:

И рыхлый,
Как лед, трещал и таял кресел шелк.

Как и у С. Есенина, представителем природного начала в лирике Пастернака является женщина. Чистая, естественная, нетронутая красота молодой женщины даёт понять, насколько важную она играет роль, имея при этом способность самой дарить жизнь.

Пастернак не выбирает и не разделяет природу на обыкновенную и экзотическую, на живую и неживую. Она вся в равной степени существует для него и с самого начала становится основой и смыслом жизни:

Я понял жизни цель и чту
Ту цель, как цель, и эта цель –
Признать, что мне невмоготу
Мириться с тем, что есть апрель.

А. Ахматова

Образ натуры Ахматовой отличается изысканным орнаментом. Примечательной чертой стихов Ахматова является именно детальный городской пейзаж, на фоне которого разворачиваются все события. Чаще всего это Петербург, с которым связана личная и творческая судьба поэтессы. Город — участник событий.

В последний раз мы встретились тогда

На набережной, где всегда встречались.
Была в Неве высокая вода,
И наводненья в городе боялись.
Он говорил о лете и о том,
Что быть поэтом женщине – нелепость.
Как я запомнила высокий царский дом
И Петропавловскую крепость!..

Тема природы — одна из любимых Ахматовой. Работа Анны очень похожа на работу Блока. Пейзаж в ее стихах отражает самые разные эмоциональные переживания, которые часто проявляются в деревенской жизни лирических персонажей Ахматовой.

Детали деревенского пейзажа в творчестве Ахматовой символизируют печаль и ностальгию. Такие произведения передают читателю чувство особой привязанности к природе родного края.

В поэзии Ахматовой город вмешивается в каждую строчку, «отдается в каждом слоге» — высокомерный, великолепный, тот самый «заграничный», голландский город. Ахматовский Петербург –это движущийся образ, «как ладья по воде».

Пейзаж выполнен в соответствии с характером любовного «приключения». Он может выглядеть как очаровательный будуар, освещенный «белым пламенем» «ледяных ослепительных роз», и высокий просторный осенний храм …

И. Северянин

Необычайно живописен пейзаж И. Северянина: «оранжевый запад побледнел», «ночь убаюкивает вечер, укладывая его в деревьях». Он использовал совершенно яркие и интересные эпитеты, делавшие его работы привлекательными и изящными: «на форелевой реке», «хвойные линии» и т. п.

Сознание лирического героя И. Северянина находится в двух разных мирах. Первый — внешний, поверхностный, формальный. Это мир сытости и пошлости, мир светского салона, ресторана и дамского клуба.

Наряду с миром повседневной жизни существует другой мир — естественный. И это он настоящий и имеет реальную ценность. Это среда, в которой происходит раскрепощение лирического героя.

Природа выступает как идеальная страна, царство красоты. Перед нами тонкие поэтические образы, гармония и гармония.

Скрытый параллелизм природы – дом. Тема естественного существования постоянно присутствует в стихотворениях Северянина: «В моей стране — столица Винограда …»:

Над горными кудрявыми лесами, Поработив счастливые места, Две королевы – страсть и красота – Воздвигли трон и развернули знамя. В другом стихотворении – «Всепреемлемость»– возникает очень близкая параллель: природа – родина. Герой говорит о себе: «Я, слившийся с природой рано…», – и продолжает:

Любя эксцессные ликеры
И разбираясь в них легко,
Люблю зеленые просторы,
Дающие мне молоко.

Таким образом, Северянин с одной стороны эстет, с другой – дитя природы, натура простая и непосредственная.

Идеальный человек в понимании поэта — непосредственный, свободный, живущий в гармонии с природой. Этот человек обладает красивой природной красотой.

Она живет в глухом лесу, Его зовя зеленым храмом… Ее друзья – два зайца, лось И чернобурая лисица… И умывается в ручье, Ест только хлеб, пьет только воду И с легкой тканью на плече Вседневно празднует свободу. Природа вдохновляет поэта, наполняет его духовной энергией. В свою очередь, поэт прославляет природу и воспевает её красоту. Она изолирована от общества, это особая замкнутая и самодостаточная система, куда не проникает шум общественных страстей.

В природе все естественно и закономерно, она существует по своим, более справедливым, законам, чем человеческое общество. Природа наделяется божественными чертами, является воплощением высшего начала на земле. Образ природы поднимается на философские высоты, но вместе с тем звучит тревога поэта за её судьбу.

О каждом новом свежем пне, О ветви, сломанной бесцельно, Тоскую я душой смертельно,

Северянин развивает также традицию изображения природы как живого существа. У него можно встретить «комичные опенки, под кедрами склонившие чело», «блондинки, косички ржи». Природа наделяется человеческими качествами, становится действующим лицом. Поэт не приемлет городскую стихию, предпочитая ей общение с природой.

Тема города проходит в его творчестве в резко негативной тональности. Шум города сравнивается по контрасту с «молчаньем мертвым безнадежнее могил», а сам город изображается как «преступный», «убийца жизни», «убийца вдохновения», в котором герой, раздавленный и опустошенный, «ползет без чувств, без глаз, без слуха и без сил».

Заключение

Таким образом, произведённый анализ поэтических текстов позволяет сделать вывод о роли пейзажа в лирике «серебряного века». Сформулированная гипотеза подтвердилась. Проанализировав поэзию «серебряного века», можно утверждать, что роль пейзажа состоит в том, чтобы читатель познакомился с мировоззрением автора, а также узнал о том, что большинство поэтов «серебряного века» ценили и любили природу, считали её как божественной, великой и могущественной, так и родной, близкой. Многие авторы считали природу живой и поэтому берегли и защищали её. Пейзажная лирика должна вдохновить читателя последовать примеру поэтов «серебряного века», что позволит ему обрести душевное спокойствие и гармонию с окружающим миром.

Данный проект будет полезен для учащихся, заинтересованных в изучении как поэзии «серебряного века», так и литературы в целом. Работа даёт полное представление об изображении пейзажей в поэзии данного отрезка времени на примере творчества нескольких поэтов.

Плюсами проекта является подробность и наглядность. Многогранныйанализ с привлечением текста позволяет изобразить полную картину в воображении учащихся. Минусами проекта может являться большой объём информации и необходимость концентрации.

Литература

  1. Феникс. Серебряный век русской поэзии.
  2. Stud.Wiki. Поэтический мир Ахматовой — 10.12.2009. Цветовой колорит, пейзаж в поэзии Ахматовой.
  3. Школьные сочинения. Художественные особенности лирики Александра Блока.
  4. Искусствовед. Образы русской природы в стихотворениях А. Блока о России / Природа в поэзии Fлександра Блока.
  5. Litra.ru. Каковы художественные особенности поэзии Б.Л. Пастернака?
  6. Школьные сочинения. Пейзаж в лирике Б. Пастернака.
  7. Крючков В. П. Русская поэзия XX века. Анна Ахматова. Storecalc. Культура и искусство / Пейзажная живопись ранней Ахматовой — 16.07.2016.
  8. Н. Барковская. Поэзия серебряного века. – 1999г.
  9. ЯКласс. Своеобразие лирики Б. Пастернака.
  10. SuperSoch. Марина Владимировна. Творчество Есенина: Темы, мотивы, особенности стиля – 07.09.2020. Kostyor. Художественные особенности лирики Блока.
  11. Пайзиев Б. Х., Половинкина Т. В. Образ природы в лирике Сергея Есенина — 04.12.2019.
  12. литература / Сочинение на тему «Природа в творчестве Есенина».
  13. Teкcтoлoгия.py / Литepaтypa / Литepaтypa Poccии / Ceвepянин Игopь Bacильeвич / Cвoeoбpaзиe пoэтичecкoгo cтиля И.B. Ceвepянинa.
  14. Bestreferat.Ru. Тема природы в лирике Игоря Северянина – 01.02.2011.

серебряный век 1

серебряный век 2

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Инфоурок

Русский язык
ПрезентацииНаписание контрольного сочинения-описания по картине И.И. Шишкина «Корабельная роща»

Написание контрольного сочинения-описания по картине И.И. Шишкина «Кора...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Написание контрольного сочинения-описания по картине И.И. Шишкина «Кора

    Описание слайда:

    Написание контрольного сочинения-описания по картине
    И.И. Шишкина «Корабельная роща»
    Презентация к 20 уроку русского языка
    5 класс (по учебнику М. Разумовской, издание — 2020 г.)

  • 2 слайд

    Характеристика деятельности учащихся (основные учебные умения и действия)Пишу

    Описание слайда:

    Характеристика деятельности учащихся (основные учебные умения и действия)
    Пишут сочинение

  • 3 слайд

    Картина …пейзаж…живопись: ключевые слова

    Описание слайда:

    Картина …пейзаж…живопись: ключевые слова

  • 4 слайд

    3 абзаца Составляем план, записываем сочинение на черновик, обычности опис

    Описание слайда:

    3 абзаца
    Составляем план, записываем сочинение на черновик, обычности описания:

    Особенности пейзажа в живописи заключаются в трактовке этого жанра художниками. Своеобразие пейзажа зависит от места, которое отводится пейзажу на картине, и индивидуальному восприятию художниками природы. Кульминация жанра пейзаж. Французы рисовали природу, пытаясь изобразить все ее многочисленные оттенки и настроения.

  • 5 слайд

    1 абзац посвящён названию и автору Русский художник-пейзажист, живописец, р

    Описание слайда:

    1 абзац посвящён названию и автору

    Русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Академик, профессор, руководитель пейзажной мастерской Императорской Академии художеств.

  • 6 слайд

    1 абзац: ключевые слова1. Информация о художнике. 2.Инфорация о картине. 3. О

    Описание слайда:

    1 абзац: ключевые слова
    1. Информация о художнике.
    2.Инфорация о картине.
    3. Описание картины.

  • 7 слайд

    Сочинение-описание Композиция описания состоит из трех частей: зачин (задает

    Описание слайда:

    Сочинение-описание

    Композиция описания состоит из трех частей:
    зачин (задается предмет описания и создается общее представление о нем)
    основная часть (перечисляются качества, начиная с наиболее значимых)
    концовка (автор подводит итог и высказывает свое отношение к предмету описания)

  • 8 слайд

    Описание —композиционная форма, которую используют в литературоведении и линг

    Описание слайда:

    Описание —
    композиционная форма, которую используют в литературоведении и лингвистике для подробной характеристики предметов или явлений. Эту композиционную форму разделяют на описание предметов, описание процессов, описание пережитого или описание жизни и характеристик человека. Комплексный предмет образует абстрактный смысловой тип, используемый для описания предметов.

  • 9 слайд

    Ключевые сова заключенияЗаключение – утверждение, сделанное на основе вывода.

    Описание слайда:

    Ключевые сова заключения
    Заключение – утверждение, сделанное на основе вывода. Заключение представляет собой логически завершённую мысль, высказанную во введении, и является результатом рассуждения о рассматриваемых темах и проблемах исходного текста.

  • 10 слайд

    Повторяем правилаХорошего дня!

    Описание слайда:

    Повторяем правила

    Хорошего дня!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

План сочинения описания пейзажа

  • Сейчас обучается 931 человек из 79 регионов

План сочинения описания пейзажа

  • Сейчас обучается 328 человек из 65 регионов

План сочинения описания пейзажа

  • Сейчас обучается 1004 человека из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Презентация к 20 уроку русского языка 5 класс (по учебнику М. Разумовской, издание — 2020 г.)

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Русский язык», Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.

Похожие материалы

  • Подготовка к написанию контрольного сочинения-описания по картине И.И. Шишкина «Корабельная роща»

  • Орфоэпический словарь и использование его в речевой практике. Выдающиеся лингвисты: Р.И. Аванесов

  • Прописные и строчные буквы. Буква ё и её обязательное использование в письменной речи.

  • Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, ю, я

  • Интеллектуальный тест по русскому языку для 11 класса

  • Конспект урока по русскому языку на тему «Согласные звуки [м],[м’], буква Мм» ( 1 класс)

  • Доклад на тему «Развитие логического мышления на уроках русского языка в начальных классах»

  • Конспект урока по русскому языку на тему «Чтение слов с буквой П (закрепление)» ( 1 класс)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5435595 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

  • План сочинения описание фотографии
  • План сочинения описания друга
  • План сочинения описания памятника архитектуры 8 класс
  • План сочинения описания портрета
  • План сочинения описания архитектурного памятника