План сочинения описания архитектурного памятника

Конспект урока русского языка в 8 классе.тема урока: изложение. описание архитектурного памятника. 2 часаавтор: учитель русского языка и литературы мбоу

Конспект урока русского языка в 8 классе.

Тема урока: «Изложение. Описание архитектурного памятника». (2 часа)

Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 33 г. Электроугли.

Тема урока: Изложение. Описание архитектурного памятника.

Цель урока: на примере описания храма Покрова на Нерли подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением-описанием архитектурного памятника.

Оборудование: проектор, презентация, книги по архитектуре, книга С.Голицына «Сказание о белых камнях».

Ход урока:

  1. Объявление темы.

Слова  учителя:

— Недавно вы посетили одну из жемчужин Золотого кольца России – город Владимир. Владимирская земля богата сохранившимися здесь памятниками архитектуры. Большинство памятников по своему назначению являются сооружениями культового характера: соборы, церкви. Храмы в древней Руси были важными общественными зданиями: в их стенах сохранялись документы и ценности, в военное время они служили целям обороны, а в мирное время – центрами культуры. Здесь переписывались книги, велось летописание. Церковные сооружения были основным украшением города и являлись гордостью горожан. Поэтому в них особо ярко отразился творческий дух русского народа, высокое искусство русских мастеров.

Дома вы просматривали свои путевые заметки, поэтому прошу вас дополнять, комментировать те слайды, которые мы будем смотреть.

2) Просмотр слайдов с попутным их комментарием.

Успенский собор построен при Андрее Боголюбском в 1158 году. Необычно красивое внутреннее убранство – фресковая живопись. Здесь принимали великокняжеский титул московские князья. Собор много раз грабили завоеватели – русские князья и татары, много раз горел, но каждый раз первой из храма выносили  икону Владимирской Богоматери. Хан Тамерлан был остановлен, по преданию, этой чудотворной иконой. Икону не возвратили во Владимир, а поставили в Кремле в Успенском соборе. Сейчас она находится в Третьяковской галерее. Эта икона – одна из первых художественных ценностей нашей страны.

Золотые ворота сооружены Андреем Боголюбским в ХII веке. Они являлись центральным узлом обороны Владимира  и вместе с тем служили торжественным въездом в княжескую столицу. В связи с этой ролью и названы «золотыми». По мнению историка Воронина первоначально верх ворот венчал золотой купол, а дубовые полотнища ворот были покрыты медными коваными листами с узорами птиц, зверей, растений. В 1864 году власти города собирались переделать памятник в водонапорную башню как бесполезное здание, но, к счастью, нашлись подлинные борцы за сохранение старины. Когда мы любуемся прекрасным зданием, мы не думаем о его пользе, а просто долго-долго всматриваемся в эту красоту, и она возбуждает в нас «чувства добрые».

Дмитриевский собор сооружён в 1196 году по велению Всеволода Большое Гнездо как княжеский дворцовый храм. Сказал Всеволод: «Хочу видеть свой храм украсноукрашенным». На фасадах собора барельефы с изображением растительного орнамента, птиц, зверей – всего 566 изображений. В 1837 году по сводам пошли трещины, собор оказался под угрозой гибели. Стены скрепили железным поясом, работы не прекращались даже во время Великой Отечественной войны.

Слова учителя:

— Я прошу вас остановить своё внимание на следующем слайде.

Церковь Покрова на Нерли – тема нашего урока. Воздвигнута Андреем Боголюбским в ХII веке в честь его удачного похода на поволжских болгар и в память старшего сына Изяслава, смертельно раненного во время этого похода.

Краткое объяснение архитектурных деталей церкви:

Аркатурный пояс – узкие полуколонки, соединённые арочками, как будто шнуры, свисающие вниз. Каждый шнур заканчивается подвеской – либо женской, либо львиной головой. Этот пояс шёл по всем четырём сторонам храма.

Под крышей – композиция (каменная картина с сюжетами из древних сказаний и священного писания.)

А теперь перейдём непосредственно к изложению. Текст для работы взят из книги Сергея Михайловича Голицына «Сказание о белых камнях». Голицын – автор многих книг для детей и юношества. Очень интересно рассказывает он о создании церкви Покрова на Нерли в книге «Про бел -горюч камень», интересны его повести «Сорок изыскателей», «Слово о мудром мастере» — повесть об иллюстраторе «Слова о полку Игореве Фаворском. Во всех своих книгах он говорит о том, что мы, современные люди. Видим в архитектурных памятниках ценности художественные , исторические. И что создавали эти ценности талантливые люди, выходцы из народа, чьи имена зачастую оставались неизвестными.

Приготовьте черновики. Во время чтения записывайте себе незнакомые или малознакомые слова.

  1. Чтение текста изложения.

«Сказания о белых камнях»

Сергей Михайлович Голицын

Златокудрая царевна

Как только пересечешь железнодорожные пути, так издали из-за рощицы показывается небольшая беленькая церковь. Я назвал ее — Златокудрая царевна. Раньше купол ее был золотым и ярко горел на солнце. За долгие годы золото потускнело,

Впрочем, и сейчас, с темно-серым куполом, до чего она хороша! Стоит одиноко возле вязовой рощи, на небольшом холмике невдалеке от реки Нерли, на берегу тихого озерка-старицы.

Церковь Покрова на Нерли была построена по велению Андрея в честь его удачного похода на поволжских болгар и в память старшего сына Изяслава, смертельно раненного во время этого похода. Построена она была, по словам летописца, «единым летом» (за один год).

Стройными были все храмы, воздвигнутые при Андрее Боголюбском, но до нас дошло от них немногое. А эту церковь, стоявшую в стороне от проезжих дорог, от городов и селений, враги грабили мимоходом, и пожары ее щадили. Потому и дожила она до нашего времени, претерпев не столь тяжкие невзгоды.

Зодчий, строивший ее, сумел соединить необыкновенную простоту в частях с удивительной легкостью. Она точно белая голубка, готовая взлететь на небо. Этой легкости зодчий достиг многими вертикальными линиями стен, будто не имеющих никакого весу.

В молодой березовой рощице все стволы тянутся к небу, к солнцу. И по замыслу зодчего все линии стен, колонки аркатурного пояса устремлены вверх. Так здание кажется выше, воздушнее, легче.

На северной, южной и западной стенах над каждым средним окном помещена одна и та же композиция: библейский юноша — царь царей Давид восседает на троне. А над  каждым боковым оконцем изображен четырехлапый грифон. А под каждым грифоном еще по две женские маски.

Маски самые различные, лица то удлиненные, то с пухлыми щеками. Да это самые обыкновенные девичьи лица, исполненные поэзии, и, видно, высекали их с большой любовью и особым тщанием лучшие мастера — камнесечцы.

Праздник Покрова отмечался 1 октября, когда после уборки урожая повсюду в крестьянских дворах играли свадьбы. И надо думать, изображали мастера на стенах церкви головы деревенских девушек-невест.

Так зодчий, вставив в стены столько женских масок, углубил ощущение поэзии и проникновенной женственности, приблизил свое белокаменное творение к простому народу.

4) Беседа о тексте.

— Какого типа речи текст? (Описание).

— Какое это описание? (Художественное, так как его цель – воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей)

— Какие языковые средства использованы в тексте? (Сравнения)

— Назовите их.

 — А почему именно эту церковь захотел описать Голицын? (Она гармонично связана с окружающей средой. Вспомните Дмитриевский собор, его местоположение).

-Какие слова вы записали?

 — Какие можете объяснить сами?

История слова « зодчий» (подготовленный ученик).

История царя Давида. Ветхий завет (подготовленный ученик).

5) Чтение и языковой анализ текста, составление плана.

План.

  1. Златокудрая красавица.
  2. На берегу озерка – старицы.
  3. По велению князя Андрея.
  4. В стороне от проезжих дорог.
  5. Белая голубка.
  6. Композиции на стенах.
  7. Женские маски.
  8. Близость белокаменного творения к простому народу.

6) Словарно – орфографическая работа.

7)Чтение текста третий раз.

8) Выполнение изложения (черновик).

Справочный материал.

Зодчий.

В словарях современного русского языка слово даётся с пометой «книжное, устаревшее».

Со словом связана одна история. Однажды группа школьников отправилась на экскурсию по Санкт – Петербургу. Остановившись перед Зимним дворцом, экскурсовод сказал ребятам, что его построил зодчий Растрелли. Некоторые школьники не знали, что такое зодчий. И тогда экскурсовод объяснил им : «Зодчий по-русски значит «архитектор»». Экскурсовод, возможно, знал, что слово «архитектор» по своему происхождению не является русским. Это слово – заимствовано  из греческого и означает «строитель». Но заимствованное слово «архитектор» привычнее, чем устаревшее, но исконно русское слово «зодчий». В древнерусских памятниках «зодчий» — «человек, который лепит горшки из глины». Но глиной обмазывали и стены, а глагол «зидам» — значит «строю».(сравни здание, созидать). Таким образом, древнее значение слова «зодчий» — строитель.

Царь царей Давид

Во время войны происходил поединок между великаном по имени Голиаф и пастухом Давидом. Давид действовал с хитростью, он камнем в лоб убил великана, выхватил меч и отсек великану голову. После этой победы его выбрали военноначальником. Образ Давида – победителя был близок князю Андрею, который мнил себя победителем. А львы и грифоны являлись символом княжеской власти.

Дополнительный материал.

У писателя Сергея Никитина есть такие строки о храме Покрова на Нерли: «Мне всегда кажется, что создан он без помощи рук, одним лишь вдохновением, равным чародейской силе сказочных волшебников. Есть в нём что-то непостижимое, действующее не на глаз, а на душу, начинающую как-то торжественно, возвышенно и грустно томиться при виде этой белокаменной поэмы древних времён. Увидевший этот храм хоть раз, уже не может сказать, что в жизни его не было счастливых минут».

4 сочинения на тему описание памятника культуры

4 сочинения на тему описание памятника культуры

В каждом городе нашей необъятной страны наши предки возводили множество зданий и их предназначение было разнообразно, начиная от зданий жилого типа и военных сооружений до религиозных зданий. И далеко не каждому из них суждено в будущем было стать архитектурным памятником. Для этого мыло носить художественную ценность , надо иметь историю, что будет передаваться от одного поколения — другому, надо иметь национальную ценность.

Архитектурным памятником может считаться отдельное здание, например, Графская пристань в г. Севастополь (на территории полуострова Крым) иди ряд строений, например египетские пирамиды. Название улицы тоже может носить исторический характер, например, Невский проспект в Санкт-Петербурге или Арбат в Москве.

При всем множестве архитектурных памятников невозможно не упомянуть об организации , которая занимается сохранность исторических наследий ЮНЕСКО, спасибо этим людям, благодаря которым и наши дети будут иметь возможность увидеть эти сооружения, хоть и жизни мало, чтобы объездить их все.

Собор Василия Блаженного в самом сердце нашей страны, на «Красной площади» в г.Москва. Он был возведен в 15 веке в честь взятия Казани при правлении самого Ивана Грозного. На слуху легенда, где тот приказал выколоть глаза зодчему, который создал этот ансамбль, чтобы тот не смог создать ничего подобного нигде.

Собор Василия Блаженного — это ансамбль из восьми церквей с общим фундаментом и галереей. Десятками разных красок и других материалов исполнены узоры на лицевых стенах облицованных красным, белым и другими кирпичами . Позолота издалека цепляет и притягивает взгляды. Невозможно оказаться на » Красной площади » и не заметить эту величественную красоту.

Десять куполов дарят нашему взгляду ,своей разнообразной формой и рельефом» самые сильные эмоции. Иконы и причудливые колонны — лишь малая часть всей красоты.

Основание фундамента это неправильный прямоугольник. Все его церкви не похожи друг на друга, посетить хочется каждую. Четыре из них маленькие, они расположились по бокам, остальные тянуться к центру. В центре возвышается Церковь Покрова Пресвятой Богородицы . Из-за вытянутых к небу линий, которыми очертаны все архитектурные линии ,создается впечатление , что все здесь легко, воздушно и светло.

Внутри храм изумляет красотой икон, великолепием мозаик, старинные колонны с узорами и росписью , восхитительная резьба на иконостасе не позволит оторвать от него взгляд.

Осознание значение слова «великолепие » дарит нам этот восхитительный архитектурный памятник. Этим зрелищем надо восхищаться воочию.
Пример сочинения про памятник Пушкину

Мое сочинение будет посвящено всем известному и великому поэту – А. С. Пушкину. Его фигура, увековеченная в бронзе, стала одним из символов города Москвы. Этот объект культурного наследия примечателен тем, что является первым памятником поэту в России.

Автором такого прекрасного творения стал А. М. Опекушин. В процессе создания окончательного варианта, которое длилось в течение трех лет, было подготовлено шесть проектов. После утверждения скульптуры началась работа по ее воздвижению. Торжественнее открытие памятника состоялось шестого июня 1880 года. Оно превратилось в празднество народного масштаба. Горожане и культурные деятели, творческие личности – все они восхищались памятником. Скульптура способна заключить в себе лишь какой-то определенный момент, но тем ценнее и сильнее производимое ею впечатление. Бронзовая фигура А. С. Пушкина вот уже многие годы стоит в центре площади на Тверском бульваре.

Многие отмечают, что памятник вдохновляет. Опекушин не выбрал для скульптуры пафосную или «громкую» позу. Поэт застыл в момент увлеченного размышления. Лицо спокойно и приветливо. Вместе они отражают характерные особенности творчества А. С. Пушкина: простоту, глубину, доброту. Классический постамент дополняет общее настроение памятника. Он внушительный, но не вызывающий. Несмотря на то что скульптура имеет большие размеры, она не создает ощущение давления, а, напротив, сближает человека с прекрасным. Мое сочинение показывает, как важна не только его внешняя форма, но и внутреннее содержание, послание, которое он несет людям.

Пример сочинения 3

Что такое памятник культуры? Предметы, представляющие историческую, культурную и художественную ценности, называются памятниками. Их ещё называют артефактами. Чаще всего такие вещи принадлежат государству, их могут представлять в музеях и других местах. Памятники культуры являются предметом гордости страны и людей. Они охраняются международными и национальными законами.

Разберем, какие предметы можно оценивать в качестве памятника культуры. Памятником культуры может быть некий археологический объект, который был обнаружен во время раскопок. Также культурным наследием можно назвать современную художественную скульптуру. В списке памятников культуры особое место принадлежит образцам архитектуры – это огромные строительные комплексы и дворцы. Красная площадь является особым памятником, который мечтают увидеть миллионы людей. В этом плане нам, россиянам, очень повезло. Так как он принадлежит России, которая славится Московским Кремлем, Эрмитажем, Троице-Сергиевой Лаврой. У нас в стране целые города можно называть памятником культуры – это Санкт-Петербург, города «Золотого кольца», Москва. Организация ООН – ЮНЕСКО включила их в список Всемирного наследия.

Некоторые люди говорят, что называть памятниками культуры можно только те объекты, которые создавались руками человека. А как быть с древними дубами или тонкими берёзами, чарующую красоту которых воспевали русские классики: «Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком». Упоминание их Пушкиным, Есениным, Тютчевым уже сделали их художественными памятниками. Они помнят тех, кто уже покинул наш мир.

Для чего люди хранят памятники культуры? Очень трудно ответить на такой легкий вопрос. Учителя и взрослые нам говорят, что искусство, литература и история помогает обществу понимать смысл жизни, книги, картины и музыка делают нас богаче духовно. Роль памяти в развитие жизни и определении будущего трудно переоценить. Сохранность памятников позволяет людям знать и изучать, как появилась цивилизация, как её можно сохранить.

Посетив небольшой храм, который считается местной достопримечательностью, понимаешь, что именно здесь испытываешь настоящее волнение. Здесь посетители чувствуешь радость, что можно увидеть священное здание, которые люди смогли сохранить несколько веков. Маленький храм связывает тесно людей с прошлым и даёт надежду на будущее.

Пример сочинения 4

Описания памятника культуры “Церковь Покрова на Нерли”

Церковь Покрова на Нерли — восхитительная памятка культуры. Несколько лет назад я путешествовала по во Владимирской области России, поэтому мне удалось увидеть этот храм не только на картинке. Церковь эта очень светлая, атмосферная, чарующая.

Памятник культуры находится в полутора километрах от Боголюбова Владимирской области. Ученые полагают, что храм был построен в далеком 1166 году. Выполнен он из белого камня. Сам храм крестово-купольного типа. Стены памятника культуры украшены резными рельефами, что делает его еще более интересным и необычным.

Мне очень понравилась Церковь Покрова на Нерли. Удивительно, что храм расположен рядом с рекой. После молебна можно выйти к воде, полностью освободив свои мысли от будничных проблем. Храм очень гармоничный и изысканный. Не зря это произведение архитектурного искусства называют самым красивым храмом России.

Описание памятника А. С. Пушкину в Москве

Памятник А. С. Пушкину в Москве — это первый памятник поэту в России. Он был создан на средства, собранные народом. Автор памятника — А. М. Опекушин. За три года он создал шесть проектов. В тысяча восемьсот семьдесят пятом году одну из скульптур приняли, Опекушин вылепил её в масштабе.

Открытие памятника состоялось шестого июня тысяча восемьсот восьмидесятого года и прошло как большое народное торжество. Памятник понравился всем. И это неудивительно, ведь скульптор создал понятный, доступный и близкий всем образ Пушкина. Поэт, склонив голову, в задумчивости как бы идёт по городу. Опекушин показывает нам непередаваемое словами величавое течение мысли Пушкина. Ему удалось запечатлеть состояние творческой вдохновенности поэта.

Лицо Пушкина, спокойное и приветливое, обращено к людскому потоку (памятник расположен в центре площади на Тверском бульваре). Огромная бронзовая статуя поэта не поражает зрителя своими размерами, хотя она действительно велика, раза в два выше человека. Наоборот, памятник кажется естественным, живым. Весь облик скульптуры выражает вдохновение, энергию, увлечённость — всё, что мы находим в творчестве самого Пушкина.

Сочинение «О культуре речи современного школьника»

В моем понимании культурная речь является, во-первых, изучением литературного языка. Во-вторых, новое познание для самого себя. В-третьих, помогает решать жизненные ситуации. В-четвертых, узнавать о самой культуре, благодаря которой, я духовно становлюсь самокритичнее и требовательнее к самой себе.

Мы учимся в школе, изучая с первого класса русский язык. Благодаря преподавателям, постигаем особенности родного языка, знакомимся с историей русского языка. Я стала старше. Повзрослела. И вот замечаю. Что вместе со мною изменился язык. Подумать только, сколько новых слов появилось в нашей речи в последние 5-8 лет. Мои родители не знали, что такое планшетник. интернет, брокер, ипотека. Тем более молодежные словечки: «не мороси», «спалил» и другие. Судьба русского языка – тема, которая не может оставить равнодушным ни одного человека. Язык существенно изменяется прямо на глазах нашего поколения. Радоваться этому или огорчаться? Бороться с изменениями или принимать их?

Сленг — это слова, которые часто рассматриваются как нарушение норм стандартного языка. Это очень выразительные, ироничные слова, служащие для обозначения предметов, о которых говорят в повседневной жизни.  

Первой причиной столь быстрого появления новых слов в молодежном сленге является стремительное развитие жизни. Если заглянуть в многочисленные журналы, освещающие новинки рынка, то мы увидим, что практически каждую неделю появляются более или менее значимые явления.

В ситуации отсутствия слова для нового понятия это слово может создаваться из старых средств, а может просто заимствоваться из других языков (например, birthday (день рождения) – бездник). Сейчас в молодежном разговоре встречаются сокращенные слова, такие как: кликуха (кличка), общага (общежитие), водила (водитель), депресняк (депрессия), курилка (комната для курения) и абсолютно новые, ниоткуда незаимствованные слова, например, слинять, свалить (уйти, уехать); тусовка (вечеринка); клёво (хорошо).

Мною перечислены безобидные выражения, но ведь в молодежной лексике появились слова, не совсем благоприятно влияющие на окружение и загрязняющие культуру русского языка. Большая часть молодежи, в том числе и школьники, забывают о правилах общения и этикета, даже при представителях старшего поколения. Это как вирус, распространяющийся плавно и не заметно от одного к другому, постепенно заражающий массу подростков. К сожалению, с этой проблемой мало кто борется.

Я убеждена, что каждый, кто считает себя человеком воспитанным, образованным, должен любить свой родной язык, умело владеть им и повышать свою культуру речи.

Сочинение рассуждение на тему Культура 15.3 9 класс ОГЭ

Что же понимается под словом «культура»? У этого слова есть несколько значений. В основном это понятие используется для обозначения всех аспектов самовыражения и самопознания человека. В более узком смысле слово «культура» синонимично слову «искусство», под ним подразумевают произведения кинематографа, живописи, литературы и прочих творений. Также под культурой имеют ввиду правила приличного поведения человека в обществе. В данном значении слово «культура» синонимично слову «этикет».

Но можно с уверенностью сказать, что без культуры нельзя представить жизнь человека и человечества, независимо от того, в каком значении приводится данное определение. Нельзя представить её без произведений искусства, без знаний и образования, без норм этики и общественного поведения. Культуру также подразделяют на «высокую» и «низкую». Произведения искусства делятся на шедевры и низкопробные поделки. Поведение человека делят на грубое и оскорбительное, просто адекватное, и благородное. Знания бывают совершенно никчемные и жизненно необходимые всем. Тех, кто вносит в культуру большие вклады, общество окружает почётом и уважением. Практически каждому с детства разъясняются различия между высокой и низкой культурой, а также необходимость стремиться к культуре высокой, избегая культуры низкой.

Культуру изучает специальная наука под названием «культурология», также ею занимается историческая наука, которая разделяет срок существования культуры на несколько этапов – от первобытной культуры и культуры Древнего мира до культуры Нового времени. О культуре начали толковать ещё древние греки. Они ввели в свой обиход термин «пайдейя». Пайдеей называли категорию философии, которая занималась вопросами воспитания прекрасного в человеке. В 17 веке историк Пуфендорф употребил данное слово, говоря о человеке, воспитанном в обществе, противопоставляя такого человека необразованному дикарю. В научный оборот это слово попало в конце 18 века. С момента своего появления понятие культуры анализировали и осмысливали сотни лучших умов.

Современная культура весьма сложна. Культурологи ввели в оборот множество понятий, связанных с этим термином – «субкультура», «контркультура». «массовая культура», «доминирующая культура» и другие. Изучением культуры занимаются целые институты. Так что с уверенностью можно сказать, что культура в нашей жизни занимает весьма видное место, а в ходе процесса воспитания в семье и образовательных учреждениях людям следует прививать понимание культуры, и стремление к её высотам.

2 вариант

Культура — это достаточна обширное и многогранное выражение.

Оно может описывать обычаи людей, их свершения, знания, навыки и умения. Может описывать традиции, собранные и сохраненные населением любого государства. Традиции могут быть нравственные, физические, моральные. На занятиях по истории нам объясняли, что такое культура. На первых порах похоже, что в данной обширной формулировке описано всё.

В отдельных случаях используют выражение «культура», когда описывают тот либо другой знаменитый период времени развития человечества: культура Древней Греции, сегодняшняя культура. Или, когда описывают разные народы: культура готов, русская культура. Культура людей подчинена культуре отдельно взятой личности. Нас с раннего возраста приобщают к родной музыке, с младенческих песен. После этого рассказывают про народные обычаи, воспитывают неравнодушие к языку и дают описание государственной символике. Это, может быть, играет малую роль для любой отдельной личности, но является большой ролью в жизни отечества, в общем. Исходя из этого, культура переходит от потомков к потомству и, следовательно, будет существовать всегда.

Общество во всех периодах собственного прогресса сохраняет монументы культуры — сочинения живописцев и авторов, художников, занимающихся созданием скульптур, градостроителей, литераторов и стихотворцев.

Но существует и иное смысл выражения «культура» — это то, как человек ведет себя среди людей. Это его становление, культурные поступки, начитанность. О любой личности можно утверждать, до чего он культурен (либо бескультурен).

Но в то же время, и этим не заканчивается многогранность понимания «культуры». Зачастую выражение «культура» мы применяем в подобных оборотах: «культура ведения разговора», «военная культура», «культура еды» и хоть «культура футбола». Особенно близкое выражение, которым разрешается подменить в этих иллюстрациях выражение «культура» — это «верность», или, скорее всего «правильный подход».

А существует еще высказывания, которые сложно причислить к одному из вышеупомянутых классов. Это, к примеру, «физическая культура», либо «сельскохозяйственная культура». И, тем не менее, если спросить каждого, какую бы он дал, в общем, формулировку культуре. Вы, скорее всего, услышите ответ, который будет отвечать требованиям научного определения: «Культура это реализация гуманитарных и нравственных ценностей в жизни людей».

Также читают:

Картинка к сочинению Культура

Популярные сегодня темы

Любовь в литературе является одной из ключевых тем. Без нее невозможно обойтись, потому что человеческая жизнь строится на любви. Каждый человек имеет от рождения такую потребность, как любить и быть любимым.

Илья Муромец – один из самых главных, самых любимых и чтимых в народе русских богатырей. Его образ запечатлен не только в былинах, но и в различных произведениях искусства, таких как музыка и живопись.

Эта картина нравится мне своими цветами, но немного не нравится тем, что нарисовано. А так самую большую часть картины занимает небо – очень красивое.

Если говорить о религиозной вере, то она удивительна. Люди на протяжении тысяч лет воевали, защищали и умирали за неё. Каждый проходит разный путь, чтобы, например, посвятить себя христианству, но поклонение Богу может спасти все

Одним из главных героев романа М.А.Булгакова «Собачье сердце» является собака по кличке Шарик. Это обычный бездомный пёс, который однажды, на пороге голодной смерти, столкнулся с профессором и стал жертвой научного эксперимента

Скачать презентацию на тему: «Сочинение-описание памятника архитектуры Храм Василия Блаженного» с количеством слайдов в размере 11 страниц. У нас вы найдете презентацию на любую тему и для каждого класса школьной программы. Мы уверены, что наши слайды помогут найти вам свою аудиторию. Весь материал предоставлен бесплатно, в знак благодарности мы просим Вас поделиться ссылками в социальных сетях и по возможности добавьте наш сайт MirPpt.ru в закладки.

1: Тема урока: сочинение-описание памятника архитектуры Храм Василия Блаженного 8 класс Цели урока: продолжить знакомство с архитектурными памятниками России; познакомиться с отличительными архитектурными особенностями храма Василия Блаженного; развивать умение воспроизводить архитектурные детали памятника; воспитание эстетического вкуса.

2: План урока: 1. Организационный момент. 2. Словарная работа. 3. Работа в группах. 4. Представление итогов работы группы. 5. Работа с черновиком. 6. Написание сочинения-описания.

3: Словарная работа Зодчий Архитектура Юродивый, блаженный Храм Собор Столп Подклеть Придел

4:

5: Изучите источники информации о истории создания храма Василия Блаженного. Изучите источники информации о истории создания храма Василия Блаженного. Отберите материал, который можно использовать для вступления, главной части и заключения сочинения-описания. Подготовьте его представление для учащихся другой группы.

6: Когда был создан храм? Когда был создан храм? Кто его авторы? Какое впечатление он производит на смотрящих?

7: В октябре 1552 года Москва стала свидетельницей невиданного до того всенародного торжества. Из-под стен взятой штурмом Казани вернулись русские войска во главе с Иваном Грозным. В ознаменование этой великой победы царь решил построить в Москве храм-памятник. Через два года началось сооружение каменного собора Покрова. Позднее он был назван храмом Василия Блаженного, по имени погребенного к его стен юродивого. В октябре 1552 года Москва стала свидетельницей невиданного до того всенародного торжества. Из-под стен взятой штурмом Казани вернулись русские войска во главе с Иваном Грозным. В ознаменование этой великой победы царь решил построить в Москве храм-памятник. Через два года началось сооружение каменного собора Покрова. Позднее он был назван храмом Василия Блаженного, по имени погребенного к его стен юродивого. Это удивительное сооружение поражает своей оригинальностью. Необыкновенный цветок его причудливых форм, объединенных центральным шатром, не только напоминает многоглавую группу кремлевских соборов , но и парит над широко раскинувшимся простором площади. Собор состоит из восьми столпов, окружающих девятый. Столпы-храмы стоят на широком подклете сложного звездчатого очертания. Это невиданно нарядное, праздничное сооружение похожее на гигантское растение или цветущий куст.

8: Центральный храм увенчан шатром, приделы, расположенные по Центральный храм увенчан шатром, приделы, расположенные по сторонам света, башнеобразной формы, несколько напоминают колокольню Ивана Великого. При обходе храма перед зрителем то вырастает стройная грандиозная пирамида храма, увенчанная шатром, по граням которого бегут ввысь золоченые спирали, то отчетливее становятся его растущие вверх башнеобразные объемы. Замысловатые детали придают храму нарядный и сказочный вид. Несомненно, в этом храме воплощены народные представления о великой поэтической красоте архитектуры. Имена создателей Василия Блаженного со временем забылись, и только в конце XIX века были обнаружены старинные рукописи с рассказом о многих подробностях сооружения собора, в том числе о его строителях – Бирме и Постнике, талантливых русских зодчих. Легенда гласит, что после окончания строительства Иван Грозный спросил зодчих, смогут ли они построить еще один точно тайкой храм. Те ответили, что смогут. И тогда царь приказал ослепить их, чтобы не могло возникнуть соперника его храму.

9: Вариант сообщения учащегося Храм Василия Блаженного находится в самом центре нашей столицы. Это одно из сооружений, ограничивающих пространство Красной площади. Храм поражает своей необычностью, оригинальностью. Он похож на яркую гигантскую игрушку, собранную из разных частей чьими-то талантливыми руками. А создали храм русские зодчие Барма и Постник, поплатившиеся за это гениальное произведение своим зрением. По легенде, царь Иван Грозный велел ослепить зодчих, чтобы они не смогли построить что нибудь подобное. Храм остался уникальным сооружением, которым любуются люди уже в течение четырех с половиной веков.

10: Храм-памятник начал строиться в 1554 году в ознаменование Храм-памятник начал строиться в 1554 году в ознаменование великой победы: русское войско штурмом взяло Казань. Каменный Собор Покрова теперь известен как храм Василия Блаженного, по имени юродивого, похороненного у стен собора. Восемь столпов храма окружают девятый. Каждый купол оригинален, неповторим. Центральный храм венчает шатер. Это поистине сказочно красивое здание, изумляющее своей нарядностью, неожиданностью замысла.

11: Слово учителя. Наше знакомство с храмом Василия Блаженного подходит к концу, и мне остается пожелать вам мысленно совершить экскурсию в красивейший архитектурный памятник России – храм Василия Блаженного, а потом письменно поделиться впечатлениями от увиденного и услышанного о нем. Памятники – это наша история и наша память, и мне кажется, пока мы помним об истории страны, мы продолжаем ее жизнь. Желаю вам успеха!

Сочинение-описание памятника культуры должно содержать информацию об истории создания, месте расположения, также культурной значимости рассматриваемого объекта.

Сочинение «Описание памятника культуры»

Описания памятника культуры “Церковь Покрова на Нерли”

Церковь Покрова на Нерли — восхитительная памятка культуры. Несколько лет назад я путешествовала по во Владимирской области России, поэтому мне удалось увидеть этот храм не только на картинке. Церковь эта очень светлая, атмосферная, чарующая.

Памятник культуры находится в полутора километрах от Боголюбова Владимирской области. Ученые полагают, что храм был построен в далеком 1166 году. Выполнен он из белого камня. Сам храм крестово-купольного типа. Стены памятника культуры украшены резными рельефами, что делает его еще более интересным и необычным.

Мне очень понравилась Церковь Покрова на Нерли. Удивительно, что храм расположен рядом с рекой. После молебна можно выйти к воде, полностью освободив свои мысли от будничных проблем. Храм очень гармоничный и изысканный. Не зря это произведение архитектурного искусства называют самым красивым храмом России.

Описание памятника А. С. Пушкину в Москве

Памятник А. С. Пушкину в Москве — это первый памятник поэту в России. Он был создан на средства, собранные народом. Автор памятника — А. М. Опекушин. За три года он создал шесть проектов. В тысяча восемьсот семьдесят пятом году одну из скульптур приняли, Опекушин вылепил её в масштабе.

Открытие памятника состоялось шестого июня тысяча восемьсот восьмидесятого года и прошло как большое народное торжество. Памятник понравился всем. И это неудивительно, ведь скульптор создал понятный, доступный и близкий всем образ Пушкина. Поэт, склонив голову, в задумчивости как бы идёт по городу. Опекушин показывает нам непередаваемое словами величавое течение мысли Пушкина. Ему удалось запечатлеть состояние творческой вдохновенности поэта.

Лицо Пушкина, спокойное и приветливое, обращено к людскому потоку (памятник расположен в центре площади на Тверском бульваре). Огромная бронзовая статуя поэта не поражает зрителя своими размерами, хотя она действительно велика, раза в два выше человека. Наоборот, памятник кажется естественным, живым. Весь облик скульптуры выражает вдохновение, энергию, увлечённость — всё, что мы находим в творчестве самого Пушкина.

Важное значение имеет и постамент, выполненный из гранита. Его классическая простота не отвлекает от фигуры поэта. На фасаде постамента, на передней его части, — гусиное перо. Венок из лавра — в благодарность поэту за труд. Рядом высечено одно слово: «Пушкин». На боковых сторонах — строки из знаменитого стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…

Этот памятник любят и москвичи, и гости города. Спешат к нему те, кто испытывает душевную потребность общаться с поэтом, кто с благодарностью принимает завещанное им наследство.

Читайте также: «Памятник» Пушкин стих анализ.

Описание памятника Т. Шевченко

Есть в Харькове места, известные каждому жителю города. Они внесены во все экскурсионные маршруты города. Здесь назначают свидание, сюда харьковчане непременно ведут гостей, которые приехали к ним издалека. Здесь можно увидеть и иностранные делегации. Такие места — колокольня Успенского собора, Покровский монастырь, памятник Т. Г. Шевченко… Памятник великому Кобзарю занимает особое место в списке известных мест столицы Слобожанщины. Открытый 24 марта 1935 года, он и сейчас остается одним из наиболее значительных достижений отечественной монументальной скульптуры и является ярким символом дружбы и братства украинского и русского народов.

Памятник Тарасу Шевченко — своеобразная визитная карточка Харькова. Дорогу к нему легко найдет даже тот, кто впервые приехал в Харьков. Памятник высится между главной магистралью города — Сумской улицей, и центральной площадью, которая с получением Украиной независимости получила название площадь Свободы. Очень удачно выбранное место, точно рассчитанные размеры монумента (его общая высота 16,5 метров, высота статуи поэта 5,5 метров), гармоничная подчиненность архитектурных и скульптурных элементов оказали содействие тому, что памятник сразу органически вписался в ансамбль города. Памятник стоит в живописном месте — в саду имени Т. Г. Шевченко.

Одна из аллей сада ведет к Национальному университету имени В. Карамзина; по другой аллее от памятника можно попасть к еще одному сооружения, которое достойно внимания, киноконцертному залу «Украина». Этот зал кольцом обступили старые и молодые деревья сада Шевченко. Здесь к саду примыкал один из наистарейших в Украине зоопарков, история которого насчитывает свыше ста лет. Тем не менее, сердцем этого удивительного уголка Харькова является памятник Кобзарю. Бронзовая статуя Шевченко поднята на трехгранный пилон. Вокруг него на выступах, которое постепенно возрастают, расположены шестнадцать фигур, которые олицетворяют собой всю историю Украины.

Шевченко стоит, едва склонив в задумчивости непокрытую голову. Скульптор остановил тот миг, когда поэт собирался сделать шаг — в нем весь порыв, все движение. На плечи накинуто пальто, правая рука сжата в кулак. Во внешности поэта, в его суровом лице, в сдвинутых бровях, в энергичном жесте руки ощущается сила необыкновенного человека, который посвятил свою жизнь и талант Украине, своему народу, человека, который оставил потомкам большое творческое наследие. На творчестве Шевченко выросло немало поколений современных художников слова. Стоя возле памятника, мы будто слышим в шуме деревьев, которые окружают памятник, вечные слова поэта.

Описание Михайловского замка

Инженерный, или Михайловский, замок — ценнейший памятник русской архитектуры XVIII–XIX столетий. Он связан с именем великого русского зодчего В. И. Баженова, разработавшего проект здания в 1792 году. Осуществление проекта замка, заложенного 26 февраля 1797 года, происходило без непосредственного участия Баженова. Работами руководил архитектор В. Бренна, внесший долю своего творческого участия, главным образом, в оформление интерьеров. Квадратный в плане, с внутренним восьмиугольным двором, Инженерный замок расположен у истока реки Мойки из Фонтанки.

К его главному фасаду ведет Кленовая аллея, украшенная монументом Петра I работы скульптора К. Растрелли. Каждый из четырех фасадов замка решен своеобразно и не повторяет другой. Наибольшей сложностью и богатством обработки отличается главный, прорезанный парадным въездом во внутренний двор юго-восточный фасад, В центральной своей части он облицован мрамором и декорирован мраморными колоннами, обелисками и скульптурой. Фриз над колоннадой исполнен из шокшинского порфира. Барельеф в тимпане фронтона на тему «История заносит на свои скрижали славу России» изваян скульптором П. Стаджи.

Фасад, обращенный на реку Мойку, в сторону Летнего сада, в художественном отношении не уступает главному. Два сильно выступающих ризалита по сторонам центральной части, увенчанной высоким аттиком, богато обработанным скульптурой, связаны здесь колоннадой из парных дорических колонн розоватого олонецкого мрамора. Колонны поддерживают открытую террасу на уровне второго этажа. Великолепная лестница, ведущая в сад, украшена статуями Геркулеса и Флоры на высоких гранитных пьедесталах. Отделка здания была закончена в ноябре 1800 года.

В 1823 году в замке было размещено Главное инженерное училище. С этого времени он стал называться Инженерным замком. При перестройке здания для нужд училища были изменены и уничтожены некоторые дворцовые интерьеры. Однако часть помещений сохранила первоначальную обработку до наших дней. Общий характер планировки, где преобладают сложные по конфигурации помещения — круглые, овальные, многоугольные и прямоугольные с нишами и завершениями в виде экседр, остается неизменным. Из числа дворцовых помещений лучше других сохранились главная лестница, Тронный зал, Рафаэлевская галерея, овальный и церковный залы. В ряде залов имеются фрагменты первоначальной обработки — карнизы, плафоны, барельефы и т. п.

Храм Василия Блаженного – описание

Вариант 1

Храм Василия Блаженного — под этим названием нам представляется величайшее сооружение необычайной красоты, которое расположено на Красной площади в городе Москве. Полное название храма — собор Покрова Божией Матери на Рву , который построен был в 1555–1561 годах. В 19 веке на том самом месте, где сейчас расположен данный храм, стояла каменная Троицкая церковь.

В 1552 году при этой церкви был погребен Василий блаженный, который был наделен даром ясновидения и предсказавший беду, сильный пожар Москвы в 1547 году. Сам царь Иван Грозный чтил юродивого и даже немного его побаивался. Вскоре приступили к строительству нового собора, куда позднее и были перенесены мощи блаженного Василия. Со строительством храма связанна длинная и интересная история. Его строительство проходило в годы большого Казанского похода, которому придавали очень большое значение.

В 1552 году лично Иван Грозный, возглавивший войско, дал обещание, что если поход закончится победой, он возведет на главной площади Москвы величайший храм. И вот после знаменательного события новый храм был построен. Он вызывал восторг не только у горожан, но и у иностранцев: “И все купцы, и послы, которые смотрели на этот храм, говорили, что не видели мы ни в коих царствах, ни в чужих, ни в своих, такой красоты, и славы и силы великой”. По праву этот храм стал считаться не только великим символом столицы городов русских, но и во всей России. И дело не только в том, что он был возведен в Центре Москвы в честь знаменательного события, но и в том, что Храм Василия Блаженного сам по себе велик и очень хорош.

На первый взгляд архитектура собора кажется очень сложной. Необычна и сама композиция храма. Собор состоит из целых девяти церквей, возведенных на одном фундаменте. Центральная башня шатровая, с великолепным “огненным” декором. Она является осью всей композиции. Восемь других сооружений расположены по сторонам света. Они выполнены в форме башен и коронованы куполами, похожими на луковицы. Все купала разные и не один из куполов не похож на другой. Рисунок каждого купола различается. Но главное, что отличает храм, это отсутствие выраженного фасада.

Форма ярусной башни-столпа является доминирующей в архитектуре собора. Она как бы сообщает ему устремленность ввысь. Между столпами выдвинуты приделы, украшенные трем ярусам кокошников, которые как бы поднимают “главу”. Большое внимание уделено наружному убранству храма. Декор оплетает его сверху и до самого низу. Как памятник архитектуры, Храм Василия Блаженного стал вершиной развития московского зодчества 19 века.

Вариант 2

На Красной площади невозможно не заметить это удивительное здание, необычное, яркое, но в то же время гармоничное и прекрасное. Храм Василия Блаженого — из 8 церквей, объединенных общим фундаментом и галереей. Он привлекает внимание необычной расцветкой. Здесь вы найдете и красный кирпич, и белые и зеленые, и голубые, и желтые узоры, и роспись, и позолоту. Он выглядит богато и величественно. Все 10 его куполов не повторяют друг друга, они рельефны и пестро раскрашены.

Здание украшено искусной резьбой, росписью и позолотой. Переливающиеся на солнце и радующие глаз изразцы, иконы и причудливые колонны — это лишь малая часть. В основании храма лежит четырехугольник, но примечательно то, что в нем не наблюдается симметрии. Все его церкви уникальны и не похожи друг на друга, что придает ему еще большую необычность и великолепие. Четыре из них — малые церкви — расположены по бокам, еще четыре — побольше — находятся ближе к центру.

В самом центре возвышается величественная Шатровый свод завораживает, когда стоишь под его вершиной и обращаешь взгляд вверх. Кроме главного купола церковь увенчана еще и маленькой “главкой”. Несмотря на то, что само сооружение достаточно масштабно, оно не выглядит громоздким и тяжелым, а напротив, кажется легким и воздушным, ведь все архитектурные линии здесь стремятся ввысь, к небу, а светлые и чистые тона усиливают эффект. Собор гармонично сочетается с красной кирпичной стеной Кремля. Таков он снаружи. А что же внутри? Внутреннее убранство храма восхищает: редкие и старинные иконы, затейливая роспись, растительные орнаменты, живописные и реалистичные фрески на сводах, причудливая резьба на иконостасе, мягкое натуральное освещение, которое словно нисходит с небес. В нижней галерее множество арок и переходов. Все они расписаны в едином с основным собором стиле.

Сейчас здесь располагается известный во всем мире музей, куда съезжаются туристы и путешественники, желающие взглянуть на удивительной красоты образец мировой архитектуры. А вот и началось богослужение… Тихие и напевные голоса уносятся ввысь, под купола собора. Здесь всегда особая атмосфера — возвышенная, таинственная, душевная. Собор поражает и восхищает лабиринтами, необычностью архитектуры, гармоничностью.

Памятник погибшим солдатам − сочинение

Война… Сколько горя, слёз, бед, исковерканных судеб оставила она на своих дорогах! Сколько матерей не дождалось своих сыновей и дочерей! Сколько детей так и не узнали настоящего детства! Но смог наш русский народ вынести всё, смог ценою огромных потерь сломить врага и уничтожить его. В нашей стране нет ни одной семьи, которая не потеряла бы в этой войне близких. По всей России в память о погибших солдатах стоят обелиски, напоминая нам, живым, какой ценой досталась победа.

Вот и в нашем селе Медаево в честь воинов, павших в годы Великой Отечественной войны, возвели памятник. Он расположен в самом центре села, перед школой. Первый памятник был возведён в 1967 году. Его автором являлся скульптор Е.Лыткин. В 1983 году была произведена реконструкция памятника.

На пьедестале расположен воин – освободитель. У подножия расположен орден «Отечественная война». Воин преклоняет колено в честь товарищей, погибших в этой страшной войне. Автомат, сражавшийся вместе с солдатом, лежит на колене, а каска, защищавшая голову от пуль, находится на земле. Его глаза смотрят вниз, вспоминая те ужасные картины, которые им приходилось видеть. На мемориальных досках написаны фамилии 375   погибших солдат, которые уходили воевать из сёл Медаево, Люля, Серлинеи, Мачказёрово.

Мы, школьники, заботимся о чистоте и порядке этого священного места нашего села. Летом он утопает в зелени сирени и цветах. Зимой к обелиску всегда прочищена дорожка.

Каждый год в День Победы здесь собираются жители села почтить память погибших воинов и ветеранов за освобождение Родины от фашистских захватчиков. С самого утра стоят в почётном карауле школьники. К вечному огню возлагают цветы и венки. Это стало традицией, свято чтимой от мала до велика. В этот день хочется сказать огромное спасибо и поклониться до земли людям, которые дали нам шанс – просто жить.

Герои не умирают, их слава бессмертна, их имена живы в памяти народной. И я очень надеюсь, что эта память не иссякнет никогда.

Памятник Неизвестному Солдату − сочинение

Великая отечественная война – сколько страданий и горя принесла она нашему народу. Не обошла она стороной и наши места. Где-то здесь, неподалёку, также как и везде в то суровое время, шли ожесточённые бои: гудели танки, летели под откос взорванные эшелоны, падали и взрывались подбитые самолёты, гибли солдаты – защитники нашей Родины. Они были из разных уголков бывшего Советского Союза, возможно, эти люди до войны даже и не знали о существовании нашего края. Но они не делили землю огромной страны на свою и чужую, потому и сражались здесь – далеко от тех мест, где они родились. Многие из них так и не вернулись в родные края, к своим семьям, а остались навеки лежать в нашей земле.

Но о них не забыли.

После войны были созданы поисковые отряды, которые собирали останки погибших героев и хоронили их в одной общей братской могиле. Впоследствии над такими могилами воздвигались памятники Неизвестному Солдату, зажигался Вечный Огонь. Такой памятник есть и в наших местах, на нём увековечены имена наших земляков, погибших в ту войну. И не обязательно их тела упокоились именно под этим обелиском, возможно, их останки лежат в другой братской могиле, которых по Восточной Европе – бесчисленное множество, и эти места священны для нашего народа.

Ни одна из этих могил не заброшена и не забыта – на них по-прежнему лежат живые цветы, проходят митинги. И мы должны помнить о великом подвиге советского солдата, совершённого им ради сегодняшнего мирного неба и чтить память погибших героев. Возможно, в этой братской могиле нет наших родственников, но мы не должны их делить на своих и чужих – ведь они не делили Родину на свою и чужую.

Сочинение-описание памятника К. Туровского

Памятник одному из наиболее почитаемых белорусских святых можно найти и в славном городе Турове — месте рождения великого богослова и писателя. Установлен он был в 1193 году прямо на берегу реки Припять около городища Турова.

Основу скульптурной композиции составляет крест необычной византийской формы. Фигура Кирилла Туровского плотно соединена с крестом и сразу же внушает величие, трепет и восхищение.

Высоко подняв голову, Кирилл Туровский выступает вперед, а руки его согнуты на уровне груди. В левой руке он держит книгу с изображенным на обложке крестом, а правая рука указывает на книгу — символизируя тем самым активную проповедническую и литературную деятельность богослова. Дополняет скульптурную композицию нимб вокруг головы святого.

Памятник, выполненный из бетона с медным покрытием (техника выколотки), возвышается на 7 метров. А учитывая, что он стоит на Замковой горе, то сложно не заметить монумент уже издалека.

В Беларуси Кирилл Туровский высоко почитается: и православная, и греко-католическая церковь отмечают день его памяти 28 апреля (или 11 мая по новому стилю).

План сочинения-описания памятника архитектуры

Памятники архитектуры Москвы 

Как сделать описание памятника архитектуры?

Специфика написания работы

Как правильно написать сочинение на тему «Памятник архитектуры»? Начнем с некоторых теоретических моментов, знание которых даст возможность написать качественную работу. Прежде чем приступать к работе, необходимо изучить теоретический материал, касающийся истории появления объекта.

Отдельное внимание желательно уделить знакомству с тем архитектурным стилем, который был выбран для работы автором проекта.

Творческая работа подразумевает образное описание объекта, поэтому вполне уместны будут яркие эпитеты и аллегории.

Что еще стоит включить в описание памятника архитектуры? Сочинение можно дополнить стихами великого поэта, посвященными описываемому объекту.

Примерный план сочинения

Описывая памятники архитектуры Москвы, можно использовать следующий алгоритм действий:

  1. введение, в котором отмечается актуальность выбранной темы;
  2. описание события, послужившего поводом для создания рассматриваемого объекта;
  3. обзор самого храма;
  4. справка о его судьбе;
  5. заключение.

Вступление

Рассматривая различные известные памятники архитектуры, я решил остановиться на описании собора Василия Блаженного. Этот храм имеет интересную историю, им по праву гордятся не только москвичи, но и все россияне. Почему именно на этом историческом объекте я решил остановить свой выбор? Собор Василия Блаженного является красивейшим и величественнейшим памятником истории в столице нашей страны. Далеко не все древние памятники архитектуры могут похвастаться такой необычной историей появления. Остановимся на ней более подробно.

План сочинения-описания памятника архитектуры.

Немного об истории

Как и многие другие памятники архитектуры Москвы, храм появился благодаря приказу Ивана Грозного в честь взятия Казани и Астрахани. Люди с разных уголков земного шара приезжают в Москву, чтобы посмотреть на это чудо архитектуры.

Как и многие другие известные памятники архитектуры, собор Василия Блаженного был создан из красного кирпича. В те времена этот материал был весьма дорогим удовольствием, что подтверждает значимость храма. Утонченность и воздушность придают ему резные купола, которые сделаны разными цветами. Если внимательно приглядеться к храму Василия Блаженного, можно увидеть, что его купола не похожи между собой.

Для того чтобы мы могли сегодня любоваться красотой фресок, сделанных по сырой штукатурке, мастера трудились на протяжении многих лет.

Люди выстраиваются в очередь, чтобы попасть внутрь уникального сооружения, изнутри насладиться этой красотой.

Тайна собора

Есть легенда, согласно которой у храма кровавая история. Согласно ей показательные казни Иван Грозный проводил именно рядом с собором Василия Блаженного, а архитектору этой постройки грозный царь приказал выколоть глаза, чтобы он не построил такого храма нигде, кроме Москвы. Во всем мире это сооружение считают подлинным символом России. Если в США есть Статуя Свободы, в Бразилии – статуя Христа с широко раскинутыми руками, во Франции – Эйфелева башня, а в России – храм Василия Блаженного. Собор является удивительным архитектурным ансамблем, который включает в себя девять церквей, находящихся на одном основании. Его высота составляет 65 метров. Интересно то, что часть церквей освящена в честь святых. Дни, когда христиане празднуют их память, совпадают с датами решающих боев за Казань.

Строительство этого легендарного события продолжалось с 1555 по 1561 гг. По одной из версий, архитекторами храма стал зодчий Постник Яковлев и мастер Иван Барма. Их имена были обнаружены в 1895 году, когда ученым удалось обнаружить в архивах Румянцевского музея рукописный сборник XVII века.

Коротко обо всем

Продолжим описание памятника архитектуры. Сочинение о соборе должно включать и моменты, касающиеся расположения данного собора. Правильное название храма – Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на рву. Он проходил вдоль Кремлевской стены, требовался для обороны. Называли его Алевизовым рвом. Глубина его составляла 13 метров, а ширина 35 м.

Этапы строительства храма

Продолжим описание памятника архитектуры. Сочинение о храме Василия Блаженного должно содержать информацию об основных этапах возведения храма. К концу шестнадцатого века появились новые фигурные соборные купола, поскольку первые были уничтожены во время сильного пожара. Во второй половине семнадцатого века во внешний облик здания были внесены серьезные изменения. Вместо деревянных навесов над галереями церквей, что постоянно сгорали во время пожаров, появилась кровля, поддерживаемая кирпичными арочными столбами.

Над крыльцом перед главным входом в храм надстроили церковь в честь святой Феодосии Девы. Над белокаменными лестницами, что ведут на верхний соборный ярус, построили шатровые крыльца, которые сооружены на «ползучих» арках. Именно тогда на сводах и стенах появилась полихромная орнаментальная роспись.

Ее наносили на опорные колонны, на стены галерей, что располагаются снаружи. На фасадах церквей есть роспись, имитирующая кирпичную кладку.

Чуть позже по верхнему карнизу собора создали изразцовую надпись, опоясывающую весь храм. Большие желтые буквы, расположенные на темном синем поле изразцов, рассказывали об истории создания, об обновлении храма во второй половине XVII века. Спустя столетие надписи были безвозвратно уничтожены при проведении ремонтных работ.

В XIX веке в храме появились «сюжетное» масляное письмо, которое изображало лики святых, фрагменты их жизни. Во время войны 1812 года солдаты французской армии, которые заняли Москву, держали около храма лошадей. Наполеон Бонапарт, который был поражен удивительной красотой собора, задумал его перевозку в Париж. Когда он понял, что это невозможно, был отдан приказ о взрыве собора. К счастью, французские войска не смогли осуществить планы своего лидера, они только разграбили собор. После завершения войны территория вокруг храма была благоустроена, окружена решетчатым чугунным забором, придуманным зодчим Осипом Бове.

В конце девятнадцатого века появился масштабный проект по реставрации этого уникального культурного и исторического памятника.

Заключение

Подводя итоги, отметим, что в план сочинения описания памятника архитектуры можно включить и современное состояние рассматриваемого памятника истории. Последние десятилетия прошлого века стали самыми важными в истории собора Василя Блаженного. Он был включен в перечень наследия ЮНЕСКО. После продолжительного перерыва в храме возобновились богослужения. На данный момент в семи соборных церквях завершены реставрационные работы, обновлены фасадные росписи, восстановлена темперная живопись.

Оказавшись в столице нашей страны, обязательно нужно посетить Красную площадь, насладиться удивительной красотой собора Василия Блаженного. Рассматривая этот уникальный архитектурный памятник, туристы восхищаются продуманностью каждого элемента ансамбля, неповторимой красотой фресок, гармонией между деталями комплекса.

Цели:

– подготовить учащихся к написанию сочинения на заданную тему,
– развивать умение анализа скульптурного портрета,
– совершенствовать речевую практику учащихся ,
– обогатить их словарь новой лексикой,
– привить любовь к культурным ценностям, формировать эстетические вкусы
учащихся.

Задачи:

– познакомить учащихся с особенностями произведений монументальной скульптуры
и с особенностями сочинения “Описание памятника”;
– научить определять замысел скульптуры и видеть его реализацию в общем виде
памятника, его деталях, окружении.

Оборудование: опорная лексика, проектор, компьютер.

Эпиграфы:

“Уважение к минувшему – вот черта, отделяющая образованность от дикости”.

А.С. Пушкин

“Ничего не боялся я столько, как жить в городе без истории, преданий и
памятников”.
Аполлон Григорьев

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Презентация.
(Слайды 1, 2, 3)

– Сегодня у нас с вами интересная работа. Мы должны научиться описывать
памятник. Как вы понимаете значение этого слова?
– Прочитайте эпиграфы и скажите, как вы их понимаете? (Слайд 4)
– Почему А.С.Пушкин считал, что уважение к минувшему – это черта, отделяющая
образованность от дикости?
– Как вы понимаете смысл высказывания А.Григорьева? Почему автор боялся жить в
таком городе?
– У каждого города есть свои памятники. Это символы гордости и славы. Они языком
искусства рассказывают о подвигах на полях сражений и в мирном труде, о любимых
писателях и ученых.

Наша первостепенная цель – научиться работать над сочинением. Давайте
вспомним, чего нужно добиваться в сочинении. (Слайд 5)

1) Соответствия речи литературным нормам и грамматическим правилам;
2) Точного подбора слова для выражения мыслей;
3) Простоты изложения, исключения примитивных выражений и словесных штампов;
4) Выразительности и эмоциональности речи;
5) Точности в изложении литературных и исторических фактов.

Так как ваша задача написать публицистическое сочинение, то вспомним приметы
публицистического стиля: (Слайд 6)

1) Информативность;
2) Эмоциональность;
3) Возможное наличие риторических вопросов или обращений;
4) Четкость, краткость и емкость изложения;
5) Ясно выраженная авторская позиция.

2. Предварительная беседа о специфике памятника как скульптурного
произведения.

Памятник – трехмерное произведение искусства, объемное, поэтому его, в
отличии от картины, следует рассматривать с разных точек зрения: спереди, сбоку,
сзади, т.е. обойти вокруг.

Для лучшего обзора скульптура обычно помещается на пьедестал (постамент).

Рассматривая памятник, надо всегда обращать внимание на то, как статуя
связана с постаментом, а весь памятник– с пространством улицы, площади,
окружающими зданиями.

Очень важен выбор материала. Обычно памятники превышают натуральную величину,
стоят под открытым небом, поэтому материал должен быть особенно прочным: мрамор,
гранит, бронза и т.п. Возможные вопросы во время заочной экскурсии:

– Каков общий вид памятника?
– Как памятник вписывается в пространство местности?
– Каков вид на памятник с разных точек обзора (прямо, сбоку , сзади)?
– Из какого материала выполнена скульптура и пьедестал?
– Каковы особенности скульптурного изображения ученого?
– Какое впечатление произвел на вас памятник? О чем заставил задуматься?

3. Работа над структурой сочинения.

– Из каких частей оно состоит? (Вступление, основная часть, заключение.)
– С чего мы начинаем работу над сочинением? (С составления плана.)

4. Работа над составлением плана сочинения.

При составлении плана учитываем схему:


Барнаул – памятные места – любовь к родному городу.

Словарь С. И. Ожегова дает такое определение: (Слайд 7). Памятник –

1) Скульптура или архитектурное сооружение в память чего или кого-либо
(выдающейся личности, исторического события), например памятник А. С. Пушкину.
2) Сохранившийся предмет культуры прошлого.
3) Памятник – трехмерное произведение искусства, объемное, поэтому его, в
отличие, например, от картины, следует рассматривать с разных точек зрения:
спереди, сбоку, сзади, т.е. обойти вокруг.

5. Слово учителя.

– Рассматривая памятник, надо всегда обращать внимание на то, как весь
памятник с пространством улицы, площади, с окружающими зданиями. Очень важен
выбор материала. Обычно памятники стоят под открытым небом, поэтому материал
должен быть особенно прочным: мрамор, гранит, бронза, иногда дерево. Над
созданием произведений монументального искусства обычно работает творческий
коллектив. Создатель памятника, автор его – скульптор (ваятель) или архитектор,
декоратор заботится об окружении, о деталях окружения памятника (фонари, ограда,
иногда водное пространство и т.д.). Иногда в творческий коллектив входит и
садовник.

6. Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения (Слайд
8).

Наклоны и повороты головы повышают эластичность стенок шейных кровеносных
сосудов, раздражение вестибулярного аппарата вызывает расширение кровеносных
сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос,
изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает
его интенсивность и облегчает умственную деятельность.

И.п. – стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 –
обхватить себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 – и. п. то же налево.
Повторить 4–6 раз. Темп быстрый.

7. Сообщения учащихся:

1. В.М.Шукшин – известный режиссер, сценарист, писатель. (Слайд 9)
Приложение 1
.
2. О времени и месте открытия памятника. (Слайд 10)
3. Об авторе памятника. (Слайд 11) Приложение 2.
4. О лексическом значении специальных слов: памятник, монумент, обелиск,
пьедестал, увековечить. (Слайд 12)

8. Работа с речевыми конструкциями.

А) Продолжите фразу:
– скульптору удалось выразить (что?) свое восхищение его трудом во имя ….
– памятник Шукшину выражает (что?) любовь и память потомков о тех, кто
трудился во имя Отчизны.
– скульптор сумел передать (что?) душевное состояние писателя.

Б) Подберите синонимы к словам:
скульптор – ваятель, зодчий;
грандиозный – величественный;
создать – воздвигнуть, соорудить;
запечатлеть – увековечить.

В) Запишите под диктовку слова: скульптор, архитектор, статуя, памятник,
обелиск, барельеф, постамент, пьедестал, архитектурный ансамбль.

9. Продолжение работы над составлением плана.

– Из скольких частей будет состоять ваше сочинение?
– Что мы будем писать во вступлении. Каким оно может быть?
– Давайте попробуем на основании собранного материала составить возможные
варианты вступлений.

Варианты вступлений.

– Наш город богат традициями, верен памяти тех, кто составил гордость
отечественной культуры. Один из них В.М.Шукшин, который был известным
режиссером, сценаристом, писателем.
– Памятник Шукшину был открыт к 60-летию со дня рождения

Барнаул, 25 июля 1989 года. Сюда, к памятнику Шукшина, спешат люди…

– Много памятных мест в Барнауле, связано с именами замечательных людей нашей
страны. В центре столицы Алтайского края установлен памятник А. С .Пушкину,
недалеко от него памятник Демидову. Я же хочу написать о памятнике
замечательному человеку – В.М. Шукшину. Он был открыт 25 июля 1989 года, когда
общественность города праздновала 60-летие со дня его рождения.
– Много в разных краях и землях памятников. Гранитные, мраморные, высеченные из
простого камня, стоят они на перекрестках дорог, на площадях городов, на
известных курганах и безымянных высотах. Нельзя представить нашу землю без
памятников. К ним приходят люди, подолгу стоят, думают, вспоминают…
– Марина Цветаева, определяя бессмертие А. С. Пушкина , воплощенное в его
памятнике , писала: “Уходим мы или проходим, а он – всегда стоит. Под снегом ,
под летящими листьями, в заре, в синеве, в мутном молоке зимы – всегда стоит. Но
ведь это сказанное можно отнести к любому памятнику. Ведь памятник – это прежде
всего память о тех, кто много сделал для своего народа. Кто своим трудом
возвысил Россию. И таким человеком был В.М.Шукшин. О памятнике этому человеку я
и хочу рассказать.

10. Работа над основной частью.

– О чем будем писать в основной части?

Образцы основной части. (Фрагменты.)

– Скульптура установлена на постаменте из серого гранита. Памятник стоит в
зелени прекрасного сада, где любят отдыхать студенты. Неподалеку от него
расположены старинные здания.
– Подхожу к скверику, где среди березок возвышается памятник В.М.Шукшину. В
облике писателя запечатлены простота, трудолюбие, человечность.
– Он изображен в сидячей позе, левая рука подпирает подбородок. Шукшин смотрит
прямо перед собой, взгляд его сосредоточен. Возможно, он обдумывает очередной
сценарий .

11. Работа над заключительной частью.

– О чем мы можем писать в заключении?

Образцы заключений.

– Человек не может жить только настоящим. Он стремится в будущее, при этом
бережно хранит память о прошлом.
– Памятник В.М. Шукшину произвел на меня огромное впечатление. Он напоминает
нам, потомкам, о замечательном человеке, который прославил наш Алтай. Памятник
ему – дань светлой памяти благодарных потомков замечательному человеку.

Еще раз обращаю внимание детей на план сочинения, который вывешивается
на доску.

План (Слайды 13–17)

1. Вступление. Что такое памятник в вашем понимании?

2. Основная часть.

А. Когда был открыт памятник В.М. Шукшину.
Б . Кто его автор.
В. Общий вид памятника.
Г. Материал, из которого сооружен памятник.
Д. Поза писателя, его взгляд, лицо, руки, одежда.
Е. Что хотели выразить (какие мысли и чувства) создатели памятника (скульптор и
архитектор).

3. Заключение. Какое впечатление произвел на вас памятник, о чем заставил
задуматься.

12. Работа над черновиком сочинения .

13. Задание на дом: написать сочинение-описание на тему: “Памятник
В.М.Шукшину в Барнауле”.

Использованные интернет-ресурсы:

  1. akunb.altlib.ru›files/LiteraryMap/Personnels…Барнаул
  2. http://shukshin.biysk.secna.ru/
  3. barnaul-altai.ru›Новости
    Барнаула›Праздники›?id=2741
  4. culttourism.ru›altaysky…barnaul/object10599.html
  5. dmitriev-anatoly2010.narod.ru
  6. images.yandex.ru

  • План сочинения описания дома
  • План сочинения описания образа литературного героя
  • План сочинения описания интерьера 6 класс
  • План сочинения описание внешности человека 7 класс по русскому языку
  • План сочинения образ дубровского 6 класс по литературе