Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов
План сочинения:
Виктор Попков — советский художник и график. Расцвет его творчества приходится на вторую половину 20 века. Попкова называют мастером лаконичность цветовых решений, одним из основоположников «сурового стиля» в живописи. Его представители изображали будничную жизнь и людей вне их социального разделения. Попков выделялся среди мрачноватой живописи приверженцев «сурового стиля» особой выразительностью и философским началом своих полотен.
Художник много путешествовал по стране. Осенью 1973 года, когда он находился в селе Михайловском, у него родился замысел картины «Осенние дожди». Первоначально полотно называлось «Осенние дожди. Пушкин». Художник начал писать картину в родовом имении Пушкиных, чувствуя, что здесь великий поэт во всём незримо присутствует. Художника вдохновлял витающий здесь дух Пушкина. Эту работу мастера можно назвать пейзажем с элементами авто портретного жанра, так как художник старался передать в ней собственное мироощущение.
На полотне изображен осенний пейзаж, крыльцо дома и прислонившийся к колонне поэт, который любуется красотой осеннего пейзажа. Ветряная осенняя погода, золото листвы и необозримые дали вдохновляют стихотворца.
Передний план картины занимают огромные серо-белые колонны высокого крыльца усадебного дома и силуэт человека в чёрном фраке. В фигуре человека легко узнаётся Пушкин. На краешке террасы и возле ног поэта лежат опавшие листья, говоря о начале золотой поры листопада. Тёмная фигура Пушкина противопоставлена золотистой листве сада. Такой контраст указывает, что силуэт на полотне занимает особое место. Он – главное. На что нужно обратить внимание, чтобы понять замысел картины.
Мокрые, широкие ступени лестницы уводят взгляд зрителя в яркий осенний пейзаж Пушкин стоит на фоне осени. Поэт и осень – два значимых образа, создающих лирическое, проникновенное настроение картины. Мрачное небо в серых тучах подчёркивает неспокойность разгулявшейся стихии. Оранжево-сизые дали, бесцветные река и озеро вдали – всё передаёт настроение дождливой и ветряной погоды.
Несколько деталей на картине подчёркивают одиночество поэта. Это мокрая, всеми покинутая садовая скамейка внизу лестницы, лужа на террасе, маленький силуэт белой лошади вдали. Край пушкинского фрака приподнял холодный ветер. Но поэт словно не замечает непогоды. Он очарован осенними далями. Для автора полотна здесь величие осени и величие гения слились воедино.
Картина выполнена в жёлтых, оранжевых, синевато-зелёных и серых тонах. В ней присутствуют также очень тёмные оттенки, говорящие о смутной печали и одиночестве поэта. Однако общее настроение картины нельзя назвать мрачным. Художник передал возвышенность вдохновения поэта.
В картине чувствуется родство поэта и самого художника с осенью и стихией. Замысел автора в том, чтобы сделать попытку заглянуть во внутренний мир поэта. Живописец увидел образ Пушкина одухотворённым, изящным, спокойным и гармоничным. Лишь предчувствие скорой гибели чувствуется в лёгкой тревожности цветовой гаммы картины. Художник также хотел показать глубокую взаимосвязь природы и творческого вдохновения.
Полотно понравилось мне своей пронзительной грустью и одновременно вселенским спокойствием. Картина наполнена безграничным русским простором. Художник объединил в ней тайную власть красоты природы и поэзии над нашими душами.
Читайте в нашем справочнике: как написать сочинение по картине. Нам важно, чтобы ты научился писать сочинения самостоятельно.
Вариант 2. Пример подробного сочинения для старших классов
План сочинения:
1. Живописец Иван Шишкин – создатель множества полотен, сюжет которых посвящён жизни русского леса, раздолью полей. Современники подчёркивали безупречную реалистичность изображённых мастером пород деревьев, кустарников, трав и в целом всей местности с ручьями, камнями, песком. Через 200 лет, созданные им пейзажи по-прежнему имеют множество ценителей. Особую любовь Шишкин питал к северным лесам. Он воспроизводил их с глубоким и тонким пониманием. Расцвет творчества Шишкина пришёлся на вторую половину 19 века.
2. У Шишкина существует две картины с названием «Сосновый бор». Их разделяет более двух десятков лет, совершенно различные техника и подход к изображению. Первое полотно создано молодым художником в 1871 году во время поездки на родину, в Вятскую губернию. Хотя в картине и достигается безупречность передачи гармонии пейзажа, она ещё не имеет той свободы живописной манеры, которая отчётливо видна во втором «Сосновом бору» 1895 года. В последнее десятилетие жизни мастер увлеченно работал над эпическими по строю картинами.
3. Сюжет этого второго, позднего полотна Шишкина, воспевает величие родной земли, суровую мощь северных лесов. Художник заметно обновил свой живописный язык. Он использует широкий мазок, уделяет внимание красочности пейзажа и блестяще справляется с передачей световоздушной среды.
4. На переднем плане мы видим песчаную лесную дорогу. Пересекая небольшой ручей и почти теряясь в нём, она выходит на противоположный берег и серповидным изгибом удаляется в лес. Ручей окружает каменистая местность, покрытая невысокой травой. Течение воды слабое, почти не видно ряби. Отражение массивных вершин сосен делает воду зелёной. Белёсые валуны возле дороги словно отсылают нас к былинным временам.
5. На дальнем берегу ручья стоят раскидистые вековые сосны. Чуть дальше видны более молодые деревья с высокими стройными стволами. Могучие ветви отбрасывают тень. Тёмно-зелёная хвоя купается в золотистых лучах полуденного солнца. Просвечивающие сквозь ветви стволы тоже наполнены золотистым теплом и светом. Кажется, что воздух напоён ароматом сосновой смолы. Деревья ушли вершинами в удивительную синеву летнего неба. Лёгкие кудрявые облака придают пейзажу летней безмятежности и радости.
6. Пейзаж запечатлел умиротворённый погожий день. Обмелевший ручей говорит о том, что давно стоит ясная и жаркая погода. Но, вглядываясь вдаль, мы ощущаем прохладу густого и тенистого соснового бора. Даже в саму жару солнечные лучи пробиваются с трудом сквозь пушистую хвою.
7. Особенностью композиции можно считать подробную детализацию в изображении предметов переднего плана. В потоке яркого солнечного света видны каждый камешек, травинка, колея от тележных колёс. Такой приём делает более выигрышным следующий план. Зритель ощущает величину пространства, а лес кажется более широким и удаленным. Уравновешивают композицию расположенные парами толстые стволы по обе стороны от дороги. Ритмичность в расположении дальних сосен и вытянутость композиции по горизонтали придают полотну основательности и устойчивости.
8. Цветовая гамма картины достаточно сдержанная. Коричневые оттенки земли и золотистость стволов не позволяют назвать колорит холодным и мрачноватым. Изображая хвою, художник наложил краски густым и шершавым слоем. Вода прописана тонкими, сглаженными мазками. Данному пейзажу, как и большинству поздних работ Шишкина, свойственна чистота палитры.
9. Шишкин в этом пейзаже через образ природы показал Россию, её мощь, скрытые неведомые силы. Это богатырский пейзаж. Он свойственен для государства, где живёт великий духом народ.
10. Мне понравилась монументальность пейзажа. Восхитило, как передана игра светотени, ясность кристально-чистого воздуха и цветовые переходы в воде от прозрачного почти к чёрному.
Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов
План сочинения:
Исаак Бродский – портретист, пейзажист, график и автор жанровых сцен. Расцвет его творчества приходится на первые десятилетия XX века. Он ученик знаменитого Репина. Ранний период творчества Бродского связан с такими направлениями в искусстве как символизм и модерн. После Октябрьской революции главной задачей в творчестве художника становится реалистичное отражение исторической действительности нашей страны. Известен Бродский как создатель большого числа портретов политических лидеров. Но наибольшим признанием у ценителей искусства пользуются его лирические пейзажи.
История создания картины «Летний сад осенью» не отличается особой примечательностью. Просто художник в 1928 году решил изобразить любимое ленинградцами место отдыха. Город, в котором жил сам Бродский, в то время уже четвёртый год назывался Ленинградом. Скорее всего, художник тоже любил отдыхать в знаменитом Летнем саду, который был заложен ещё в начале XVIII века по велению царя Петра I.
Сюжет картины, переносящий нас в аллею старинного парка, призван передать настроение и красоту погожего осеннего дня. Живописец изобразил природу, облагороженную и обжитую человеком. Основное место на полотне занимает изображение парка, но это не только пейзаж. Мы видим отдыхающих горожан. Пейзаж дополнен элементами живой жанровой сцены.
Передний план картины занимают ажурные причудливые тени на широкой дорожке парка, светлая высокая беседка и стволы огромных деревьев. Пустота переднего плана и высокие арочные вырезы беседки создают ощущение воздушности картины. А сплетение теней – неповторимую изящность и таинственность. Устремлённые ввысь стволы говорят о торжественности и возвышенности момента. Над природой не властна пора увядания. Она прекрасна всегда.
На заднем плане видна уходящая вдаль аллея. На парковых скамейках сидят отдыхающие. По аллее гуляют мамы с колясками. На дорожке играют дети. Никто никуда не спешит. Осенний погожий день в самом разгаре. На небе лёгкие облака, лишь ненадолго скрывающие солнце. Небо, просвечивающее сквозь кроны деревьев, занимает больше половины пространства на полотне. Простор небес и высота деревьев-великанов говорят о могуществе и величии природы. Кажется, что в картине присутствует нечто космическое.
Колорит картины сдержанный и приглушенный. Художник использует в основном темно-желтый, зеленоватый и коричневый цвета. Размытость и смешение оттенков придают полотну гармонию и умиротворённость. Преобладание желтого цвета передает тепло и уют погожего осеннего дня. Отсутствие контрастов говорит о плавном перетекании осенней погоды к предзимью и о гармоничном сближении природы и человека.
Особенность композиции в том, что линия перспективы идёт снизу-вверх. Художник словно смотрит на пейзаж не с высоты собственного роста, а снизу, как ребёнок. Детский взгляд более эмоционален и чист. Поэтому всё вокруг видится прекрасным и загадочным. Такая композиция привносит в картину тонкий лиризм. Мастер хотел подчеркнуть радость бытия, восторженную чистоту и красоту окружающего нас мира.
Картина «Летний сад осенью» понравилась мне своей умиротворенностью и присутствием лёгкой таинственности. Дорожка парка словно путь в другое измерение, где много тишины, покоя и счастья.
Читайте в нашем справочнике: как написать сочинение по картине. Нам важно, чтобы ты научился писать сочинения самостоятельно.
Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов
План сочинения:
1. Аркадий Рылов — русский и советский живописец-пейзажист, график и преподаватель живописи. Он занимался подготовкой поколения советских пейзажистов. Лучшие его картины были написаны в конце XIX начале XX века. Пейзажи мастера отличались романтически-возвышенными мотивами и эффектной передачей освещения. Часть его работ была создана под влиянием таких течений в живописи, как импрессионизм и модерн. В советский период художник работал в стиле реализма. Картина «Цветистый луг» написана мастером в 1916 году, когда Россия участвовала в тяжелых боях первой мировой войны. Несмотря на печальные обстоятельства, полотна Рылова по-прежнему полны оптимизма. Жизнерадостным получился и пейзаж «Цветистый луг».м
2. Сюжет картины раскрывает красоту летней природы в средней полосе России. Восхитительный ромашковый луг привольно раскинулся среди перелесков. Тёплый ветер пробегает широкими волнами по цветущим травам. Островки зелёных берёзок щедро залиты солнцем. Пейзаж мог бы показаться незамысловатым, но удивительная игра света и тени делают его необыкновенно чудесным.
3. Передний план картины необычайно поэтичен и музыкален. Колыхание травы, лёгкий шум ветра, бегущие белыми струйками извилистые линии ромашек – всё сливается в песню, которая прославляет цветущее лето. Цветочный узор похож на тончайшее кружево, сотканное июлем.
4. Цветочные ручейки бегут к центру композиции – зелёному островку молодых берёзок. Они обтекают яркий куст можжевельника и разбегаются в стороны, теряясь в русском просторе. Смещённую вправо рощицу композиционно уравновешивают несколько молодых деревьев на другой стороне полотна.
5. Задний план картины занимает пышная берёзовая роща в отдалении луга и спокойное небо бирюзового оттенка. Вечерний небосвод безмятежен. Он украшен редкими розоватыми облаками. Полоска леса щедро освещена предзакатными лучами.
6. Несколько деталей пейзажа указывают на то, что художник изобразил участок луга в преддверии заката. Садящееся солнце уронило в траву длинные, тёмные, с фиолетовым оттенком тени от стоящих поблизости деревьев. Дальняя полоса луга ещё щедро освещена. Запуталось солнце и в стройных стволах берёзок. Нежным цветом закат подкрасил облака.
7. Колорит пейзажа необыкновенно плотный и насыщенный. Преобладает жизнеутверждающий зелёный цвет, подчёркивающий радость и гармонию в природе. Белая россыпь цветов придаёт полотну торжественного, праздничного звучания. Жёлтые солнечные пятна – умиротворение, тепла и яркости. Розоватые облака добавляют нежности и лёгкости.
8. Рылов искал в природе источник вдохновения и позитива. Он хотел, чтобы переданные им полнота и радость бытия поддерживали поклонников его творчества несмотря на тяготы жизни и печальные вести с фронта.
9. Картина «Цветистый луг» понравилась мне удивительной передачей радостного настроения цветущей земли, тонким лиризмом. Художник взял самый обычный уголок России и показал нам его нетронутую чистоту, первозданную красоту и чарующую поэзию.
Рейтинг пользователей
Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов
План сочинения:
1. Татьяна Назаренко с детства мечтала стать художницей и прилежно училась живописи. Она родилась в Москве и очень любила этот город. В своих картинах Назаренко часто обращалась к историческому жанру. Наиболее известны её полотна «Декабристы» и «Пугачёв». Также в её творчестве немалое место занимают портреты, натюрморты и пейзажи. Искусствоведы отмечают умение этого автора объединить в своих работах несовместимое. На её полотнах уживаются вместе традиции советской реалистической школы и приёмы экспрессионизма, сюрреализма и других авангардных направлений.
2. Татьяне Григорьевне нравилось писать тихие старинные улочки столицы. Картина «Церковь вознесения на улице Неждановой» стала для неё размышлением о прошлом и настоящем нашей страны. Задумана и написана была картина в примечательный для России 1988 год, когда отмечалось тысячелетие крещения Руси. Это событие и повлияло на идею создания её знаменитой работы.
3. Художница изобразила городской пейзаж в начале зимы, в котором основное место занимает церковь на пересечении старинных улиц. Оживляют сюжет фигурки людей, собака, птица на тёмных ветвях деревьев. Картина построена на контрасте между изображением мрачной погоды и яркостью храма.
4. Первый план картины изображен мрачным. Мы видим обнажённые ветви и тёмные стволы высоких деревьев, почти чёрный асфальт перекрёстка. Здесь пустынно и холодно. Лишь одинокая собака бегает по скверу да замёрзшая ворона оглядывает с ветвей окрестности.
5. В центре картины – величественный храм. Он написан яркими жизнеутверждающими красками. Купол церкви и шпиль колокольни тянутся высоко в небо, словно устремляясь к Всевышнему. Церковь выглядит торжественно. Белоснежные полоски снега и светлое сияние крыш добавляют ей нарядности. Вытянутость архитектуры здания делают храм словно парящим над серостью городского пейзажа.
6. Задний план – это грубые прямоугольники высотных строений. Неизящная, приземлённая архитектура современности противопоставлена парящей красоте храма. Уют и нарядность его стен находятся в контрасте с пустым однообразием многоэтажек. Завершает композицию красочное закатное небо.
7. Цветовая палитра полотна разнообразна оттенками. Несмотря на то, что художница использовала много темных красок, преобладание на стороне ярких и светлых. Их роль в том, чтобы придать картине радостное, возвышенное настроение. Зеленые, землисто-коричневые и серые оттенки окрестных домов также не случайны. Они стали фоном, призванным подчеркнуть выделенную ярким розовым цветом церковь. Художница сделал акцент на прекрасном и возвышенном среди неяркой повседневности жизни.
8. Среди основных средств выразительности можно назвать необычность ракурса. Мы видим пейзаж с высоты. Такой взгляд делает нас как бы соучастниками возвышенного устремления к небесному. Автор полотна говорит, что святое гораздо ближе, чем нам кажется. Рядом то, что оставила нам в подарок старая Русь.
9. Татьяна Назаренко выразила в картине свою любовь к родному городу, Родине, вероисповеданию. Она хотела заставить нас подумать о связи между земным и духовным, настоящим и прошлым. Картина учит искать в себе праздничное состоянием духа среди обыденности, как нашла его художница.
10. Картина нравится мне потому, что она завораживает, возвышает и будит светлые чувства. Глядя на полотно, думаешь о связи земного и небесного, начинаешь ценить красоту древней архитектуры, уважительнее относиться к прошлому.
Читайте в нашем справочнике: как написать сочинение по картине. Нам важно, чтобы ты научился писать сочинения самостоятельно.