План сочинения образ катерины в пьесе островского гроза

Сочинения по литературе островский образ и характеристика катерины в пьесе гроза катерина - главная героиня драмы островского. чтобы узнать черты
  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Образ и характеристика Катерины в пьесе Гроза

Катерина — главная героиня драмы Островского. Чтобы узнать черты характера героини, надо заглянуть в ее душу, увидеть прошлое.

Детство Кати протекало счастливо и безоблачно. Образование Катя не получила: знания черпала из рассказов странниц и богомолок. Всему рассказанному верила и восхищалась, как много интересного происходит на свете. Работой ее не обременяли: поливала цветы, немного работала по хозяйству.

Очень любила ходить в церковь. Церковь ей казалась большим светлым храмом, где она видела летающих ангелов. По ночам девочке являлись волшебные сны, и тогда она просыпалась счастливой.

Катерина была доброй и наивной девушкой, религиозной и покорной, так как не видела злобы в мире, в котором жила.

Вся жизнь изменилась, когда Катерина вышла замуж.  Она попала в семью, где царила ненависть ко всем окружающим людям. Природа, посещение церкви, разговоры со странницами уже не радуют девушку, ангелы перестали прилетать.  Катерина вышла замуж за Тихона без любви, просто еще не успела никого полюбить. Катерина думает, если полюбить Тихона, то мир изменится. Но ее одергивает Кабаниха, злая свекровь. Ни одного доброго слова не заслужила Катерина от этой женщины. Тихон, забитый своей матерью, может быть и полюбил бы Катерину, но он не знает этого чувства. В доме Кабанихи нет положительных персонажей.

Черная, давящая атмосфера дома толкает Катерину на бунт.  Невыносимо больше обходиться без солнца, добра, любви. Любовь к Борису – вот что не дает ей окончательно погибнуть, зачахнуть.  Зная, что поступает неправильно, она все же идет на греховное свидание с Борисом. Этот грех висит в ее душе тяжелым камнем. Она верит в бога, совесть — вот ее бог. Религиозность Катерины не позволяет ей спокойно жить с грехом. Она рассказывает все мужу и свекрови о своей измене.

Тихон прощает жену, но она сама не может простить себя.  Признание не дает облегчения. Возможность вернуться домой, к мужу, для нее равносильно смерти. Катерина выбирает смерть как свою собственную свободу. Самоубийство тоже грех по учению церкви, но это не пугает молодую женщину. И церковный и людской суд она смогла преодолеть.

Даже Тихон, забитый матерью, обвиняет Кабаниху в смерти жены. Катерина показала всем, что можно бороться, пусть даже ценой собственной жизни.

Драма Островского, написанная в 1860 году, накануне отмены крепостного права, стала символом обновления российского общества. Гроза — природное явление, своей силой и мощью смывает всю грязь. «Гроза» — пьеса, олицетворение нового в купеческой жизни России.

Катерина – это образ русской женщины, способной любить, оставаться свободной.

Вариант 2

«Гроза» — драма А.Н.Овстровского, действие которой происходит на берегу Волги. По замыслу автора события разворачиваются в Калинове. В этой пьесе довольно мало героев. Но без понимания мира каждого из них, невозможно узнать всю суть произведения. Поэтому рассмотрим каждого героя в отдельности.

Главной героиней пьесы выступает Катерина. Она рано вышла замуж. Была воспитана по старым традициям, которые заключались в уважении и покорности своему мужу. К Тихону она испытывала только жалость. Сколько не пыталась Катерина полюбить его, но никак не могла. Но она никогда, ни в чём не упрекала Тихона, всегда хотела ему помочь и поддержать. Катерина является самым выразительным персонажем пьесы, но при этом и очень скромной.

Внешне её характер, его сила, никак не проявляется. Сначала читателю может показаться, что Катя молчалива и слаба. Но впоследствии мы видим, что это совсем не так. Катерина единственная, кто хоть как-то может противостоять Кабанихе и её нападкам. Она им противодействует, а ни просто игнорирует, как другие члены её семьи. Здесь конфликт между героями имеет внутренний характер. Потому что Кабаниха боится влияния Катерины на Тихона, после чего он перестаёт подчиняться своей матери.

Катя часто сравнивает себя с птицей и рвётся в полёт. Она не может больше жить и находиться в Калинове. Она, влюбившись в молодого человека, который только недавно приехал в Калинов,  представляет себе отличную возможность уезда из Калинова, и рисует образ настоящей любви. Но её представлениям не суждено сбыться. Жизнь Кати закончилась очень трагично. К сожалению, гибель её была неминуема. Хотя будучи очень религиозной девушкой с совестной душой, она всё же не может больше выносить таких терзаний со стороны Кабанихи и всей её семьи. Бездушным отношением к ней людей, окружавших её, и муками совести Катерина была доведена до отчаяния и мысли о самоубийстве.

В образе этой героини Островский отчётливо показал читателю новый тип цельной, религиозной, самоотверженной и самобытной русской девушки. Она бросила настоящий вызов царству Диких и Кабановых. Добролюбов со всей справедливостью называл Катерину «лучом в тёмном царстве».

Сочинение Образ и характеристика Катерины

Отношение критиков и читателей к главной героине пьесы А.Н. Островского «Гроза» сложилось весьма неоднозначное. Для одних этот образ олицетворяет решительность, сильную личность, «луч света в темном царстве». Для других, наоборот, Катерина предстает слабой женщиной, не умеющей себя защитить, и от собственного бессилия выбравшей самоубийство как выход из ситуации.

Можно с уверенностью утверждать, что обе точки зрения имеют право на существование, и каждая из них будет в определенной степени верна. Сказать же более конкретно, кто есть Катерина на самом деле – слабовольная женщина или героиня с решительным твердым характером, представляется непростой задачей.

На долю Катерина выпала несчастная судьба. Жизнь в семье мужа не приносила радости, несмотря на то, что героиня отдавала всю себя, чтобы наладить отношения с Тихоном, полюбить его, сделать их совместную жизнь хоть чуточку счастливее. Но как бы ни стремилась к этому Катерина, у нее ничего не получалось. Муж безоговорочно подчинялся своей матери – Марфе Игнатьевне Кабановой. Это была суровая женщина, которая держала окружающих ее людей в страхе.

Она яро отстаивает принципы патриархального уклада жизни, считая их единственно верными и правильными. Кроме того, для нее очень важным является мнение других людей о ее семье и о ней самой. Она боится выглядеть в глазах окружающих как-то неправильно (с ее точки зрения), а потому печется обо всем внешнем и напускном. Сохраняя патриархальные традиции, Марфа Игнатьевна заставляет своего сына бить супругу за ту или иную провинность, велит Катерине «выть», когда та провожает мужа в дорогу и т.д.

Катерина не может принять такое бессмысленное и притворное поведение, которое абсолютно противоречит ее искренней натуре, тем убеждениям, которых она придерживается в отношении семьи,  ее представлениям о счастливой жизни. Для нее важнее всего было внутреннее, настоящее, нежели внешнее, наносное.

Катерина, воспитывалась в купеческой семье, где росла в любви и тепле. Также особое место в ее жизни занимала религия. Их семья часто давала приют многим странникам, в сердцах которых жила искренняя вера в Бога.

Катерина сама рассказывает о своей жизни, и в этом рассказе читатель как нельзя лучше видит ту самую светлую, добрую и свободная душу девушки.

Мечтам Катерины о любящей и крепкой семье, детях, счастливой жизни не суждено было сбыться. Та жизнь, которая ожидала девушку в будущем, стала полной противоположностью этим мечтаниям. Катерина понимала, что не выдержит условий такой жизни, и ей ничего не оставалось, как решиться на отчаянный поступок. Возможно, это было проявлением душевной слабости, и все же имеем ли мы право судить несчастную женщину? Думается, что нет.

Остается говорить о том, что поступок Катерины является противоречивым и неоднозначным. И все же с уверенностью можно утверждать, что героиня есть образец светлого и доброго человека, достойного лучшей судьбы.

Эссе про Катерину

Катерина является главной героиней пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза», женой Тихона и невесткой Кабанихи. С помощью молодой девушки автор поднимает проблему судьбы неординарной и выделяющейся личности среди патриархального города.

Катерина была девятнадцатилетней девушкой, которая вышла замуж в раннем возрасте. В самом начале девушка вспоминает о своем детстве, хороших воспоминаниях с тоской в глазах. Она была ребенком, ради которого родители были готовы на все. Они проводили вместе очень много времени, посещали церковь и изучали новые вещи. Уже в детстве Катерине заложили те убеждения, которых она придерживалась и в более старшем возрасте. Теперь, когда она была замужем за Тихоном и жила с его матерью, все стало иначе. Она перестала дышать полной грудью, чувствовать свободу и ощущение жизни. Хоть события и действия в повседневной жизни остались прежними, изменилось её отношение ко всему. Теперь все делалось не по доброй воле, а по принуждению. Несмотря на эти обстоятельства, её сердце было полно любви.

Так как девушка с детства регулярно посещала церковь, её религиозность не была чем-то странным. Поэтому, влюбившись в абсолютно ей чужого и постороннего человека, она чувствует себя грешной. Этим человеком был Борис. Встречи с ним придавали ей сил и приносили огромное счастье. Все попытки заглушить эти эмоции с помощью религии или любви к Тихону становятся бесполезными. Она была не в силах бороться со своими желаниями, которые были ей совсем несвойственны. Она не в силах избавиться от встреч с Борисом и поэтому изменяет мужу. Скорее всего, этого могло не произойти, если бы девушка чувствовала от Тихона поддержку и внимание. После этого её религиозность увеличивается, она открыто признается в содеянном. Не получив понимания и надежды на создание дальнейшего счастья, Катерина идет на еще более грешный поступок – самоубийство.

Таким образом, Катерина была «белой вороной» в своем окружении и постоянно пыталась бороться с ним и своими желаниями, которые не соответствовали её мировоззрению. Ее смерть многим показалась неким протестом, который зашел слишком далеко, лишив девушку жизни.

Для 10 класса

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Катерины в пьесе Гроза

Образ и характеристика Катерины в пьесе Гроза

Популярные сегодня темы

  • Интересные факты о Державине

    В восемнадцатом веке мы можем встретить множество выдающихся авторов, чьи произведения читают и учат наизусть. Один из них – Гавриил Романович Державин – поэт эпохи Просвещения, а также выдающийся государственный деятель

  • Сочинение Что смешно, а что грустно в рассказе Толстый и тонкий Чехова?

    Юмор и грусть переплетаются во многих творениях Антона Павловича Чехова. Рассказ «Толстый и тонкий» начинается смешным и в то же время трагическим эпизодом.

  • Сочинение Моя любимая певица

    Безусловно, у каждого из нас есть любимая певица, которая вдохновляет и заставляет становиться лучше с каждым днем. У меня тоже есть такая исполнительница.

  • Сочинение по картине Ромадина Первое цветение 7 класс

    Изображение картины как мы видим, включает весеннее время года, на картине преобладают блеклые и неясные краски, земля только недавно освободилась от зимнего покрывала

  • Как вы понимаете выражение «жестокая реальность»? — сочинение

    Действительность существует в соответствии с конкретными законами и канонами. Трудности, препятствия, разочарование, недовольство, зависть – это все обычная часть нашей реальности, от которой не сбежать и не скрыться.

Содержание:

В чём заключается конфликт поколений в драме А. Н. Островского «Гроза»?
/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / В чём заключается конфликт поколений в драме А. Н. Островского «Гроза»?
«Конфликт поколений в драме Островского «Гроза»»
Сочинение на тему Проблема отцов и детей в пьесе Гроза, Островский читать бесплатно
Какие произведения русской классики, затрагивающие проблемы взаимоотношений поколений, близки пьесе А. Н. Островского и чем?]
Другие работы по этой теме:
Проблема взаимоотношений поколений в грозе
2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
3. Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
4. А.Н. Островский «Гроза»
5. И.С. Тургенев «Отцы и дети»
6. Л.Н. Толстой «Война и мир»
7. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
8. А.П. Чехов «Вишнёвый сад»
9. М.А. Шолохов «Тихий Дон»
10. Б. Васильев «Завтра была война»
Читаемое в разделе:
Ранее опубликованные в разделе:
Новые материалы раздела:

В чём заключается конфликт поколений в драме А. Н. Островского «Гроза»?

Проблема отцов и детей актуальна во все времена. Жизненные устои зависят от многих вещей и постоянно меняются. Из-за этого происходит столкновение позиций детей и родителей, что приводит к возникновению конфликтов между ними. В зависимости от людей и исторических условий такие конфликты имеют разную степень тяжести и последствия.
Весьма значительные конфликты старшего и младшего поколений можно наблюдать в драме А. Н. Островского «Гроза». Старшее поколение – Кабаниха и Дикой — живут по домостроевским порядкам, требуя полного подчинения со стороны младших. Понятие «уважение» они считают синонимом «подчинению». Так кабаниха подавляет чувства собственных детей, лишает их свободы и разрушает их личность. Тихон и Варвара, с детства привыкшие к такому контролю, реагируют на него по-разному. Слабовольный Тихон вырастает «маменькиным сыночком», абсолютно не способным к принятию решений, и не находит лучшего выхода, чем заливать свою контролируемую и бесцельную жизнь алкоголем. Более сильная духом Варвара в результате тирании матери приобретает негативные черты характера: лживость, притворство и даже некоторое равнодушие.
Попавшая в «тёмное царство» Катерина не была готова к такой жизни. Её родители, хотя и были старшим поколением, разделяли другие жизненные устои, в следствие чего их дочь выросла хорошим человеком с чистой душой. Она готова уважать свекровь и относиться к ней как к родной матери, но Кабановой это не нужно, ей нужно полное подчинение.
В похожей ситуации под властью Дикого оказался и Борис, тоже выросший в других условиях. Но почему-то он позволяет Дикому тиранить себя, хоть и понимает, что его шансы получить наследство ничтожно малы. А Катерина не может так свыкнуться с общепринятыми нормами, жизнь для неё без свободы хуже смерти. Она первая сопротивляется устоям старших, её самоубийство – это протест против порядков. Оно даёт толчок для молодого поколения – Тихон впервые перечит матери, Варвара и вовсе сбегает из дома.
Таким образом, разные люди по-разному проявляют себе в одних и тех же конфликтах, и от этого зависит не только их судьба, но и судьбы их ближних. Для того чтобы жить в гармонии с семьёй, и родители, и дети должны проявлять понимание, терпение и уважение друг к другу и принятым устоям обоих поколений.
29570 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / В чём заключается конфликт поколений в драме А. Н. Островского «Гроза»?

Смотрите также по произведению «Гроза»:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
http://www.litra.ru

«Конфликт поколений в драме Островского «Гроза»»

Уважение к старшим считалось добродетелью во все времена. Нельзя не согласиться с тем, что мудрость и опыт тех, кто относится к старшему поколению, обычно помогает молодежи. Но в некоторых случаях уважение к старшим и абсолютное им подчинение может быть неправильным. Если вспомнить высказывание М. М. Пришвина: «Настоящее зло. ходит всегда на костылях добродетели», то драма Островского «Гроза» как нельзя более этому соответствует.
Драма Островского «Гроза» всем хорошо известна. Здесь как нельзя лучше можно наблюдать конфликт старшего и младшего поколений. Старшее поколение требует покорности и подчинения со стороны младших. Домостроевские порядки запрещают какое бы то ни было неповиновение. И поэтому молодые безоговорочно слушаются старших. А старшее поколение живет по своим законам, им свойственно лицемерие, притворство, скаредность, жестокость, самодурство. Они толкают на гибель в прямом и переносном смысле. Именно из-за старшего поколения, в частности, из-за необходимости им подчиниться, спивается слабый и безвольный Тихон, гибнет Катерина.
В драме Островского притесняемые люди боятся проявить даже малейшее не-повиновение. Все они безропотно становятся «жертвами». Борис позволяет Дикому тиранить себя, хотя прекрасно понимает, что бабушкиного наследства он так и не увидит. Вся семья Кабановых позволяет матери и свекрови проявлять свой деспотизм. Казалось бы, кто мешает этим людям воспротивиться? Почему все безропотно терпят?
В произведении Островского под благочестием, набожностью и соблюдением старых традиций прячутся жестокость, нетерпимость, злоба. «Темное царство» особенно жестоко и отвратительно, потому что прячется под масками порядочности. В каждом обществе есть свое понятие нормы. В купеческом патриархальном обществе «нормой» становятся дикие, человеконенавистнические отношения. В такой атмосфере можно задохнуться, что, в общем-то, и происходит. Только Катерина находит в себе силы, чтобы вырваться из замкнутого круга. Но она уходит в никуда. Ее самоубийство — это протест против порядков, которые царят в обществе.
Судьба Катерины вызывает жалость и возмущение. Бесправие, беспомощность купеческой жены представляется несомненным. Катерина ничего не может предпринять именно потому, что связана по рукам и ногам различными «правилами» и «условностями». Мораль против нее. Измена мужу, которую допустила Катерина,— это настоящее преступление с точки зрения патриархального общества. Но «преступная» Катерина кажется нам во сто крат более человечной, чем «благочестивые» окружающие.
Мы узнаем, что жители города Калинова оделяют нищих, часто ходят в церковь, читают молитвы, соблюдают заповеди. Однако в связи с этим становится непонятно, почему же они нарушают главную заповедь: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Жителям города Калинова не свойственно милосердие. Зло так многолико, оно «охотно» прячется.
Но не только купцы-самодуры являются настоящими преступниками, творящими зло. Равнодушие всех вокруг также становится причиной трагедии. Смерть Катерины не только на совести Кабанихи и ей подобных. Вина есть и на Борисе, и на Тихоне, и на всех остальных. Их равнодушие и боязнь даже малейшего неповиновения старшим приводят к трагедии. Они творят зло, даже не сознавая этого.
Говоря о том, что настоящее зло всегда ходит на костылях добродетели, Пришвин подразумевал, что пороки, скрытые под маской благочестия, таят в себе гораздо большую угрозу, нежели открыто проявляемые негативные качества. И пьеса Островского — прямое тому подтверждение.
http://www.allsoch.ru

Сочинение на тему Проблема отцов и детей в пьесе Гроза, Островский читать бесплатно

­Проблема отцов и детей
В своих произведениях Александр Николаевич Островский отразил современную ему действительность, быт и нравы людей, живших в то время, существование противоречий в обществе и извечную проблему столкновения «старого» с «новым». Драмы всегда строятся на каком-нибудь конфликте, так и пьеса «Гроза», написанная автором во второй половине 19-го века, рассматривала с разных углов конфликт отцов и детей.
Поколение старших в произведении представлено богатыми купцами города Калинова, а именно помещиком Диким и купчихой Кабановой. А поколение молодых представлено Катериной, Тихоном, Борисом и Варварой. Все они по-своему приноровились жить под гнетом патриархально настроенных старших, притворяясь и выказывая ложную покорность. Одной только Катерине было тяжело находиться в таком обществе. Девушка выросла в любящей, открытой и набожной семье. Она не понимала и не могла принять того лицемерия, которое царило в доме ее свекрови Кабановой Марфы Игнатьевны.
Мне кажется, неспроста автор наделил эту злую и беспощадную женщину прозвищем Кабаниха. Это имя за ней так и закрепилось. То же касается и самодура Дикого. Этот человек мог часами свирепствовать, срываясь на своих подчиненных, не доплачивать им зарплату, а они все принимали, терпели и молчали. Самым безропотным в доме Кабанихи показан муж Катерины – Тихон. Несмотря на то, что он любит жену, сказать хоть слово против матери не смеет. Она давно подчинила всех окружающих своей воле, а маской добродетельности только прикрывала свои грязные проделки.
Варвара не так покорна воле матери. Она живет своей жизнью, обманывая Марфу Игнатьевну и за спиной потешаясь над ней. Тяжелее всех приходится Катерине. Даже, будучи такой сильной и свободолюбивой личностью, она не может справиться с ситуацией. Как говорят в народе: «Один в поле не воин!». Она одна не могла победить те нравы и ценности, которые давно установились в обществе с безропотного позволения самих жителей города Калинова. Борис, казалось, был послан ей самим провидением из столицы, чтобы помочь открыть людям глаза, но и он оказался слабовольным и ведомым.
Несмотря на то, что в нем есть потенциал, он оказывается неспособен к борьбе с укоренившимися человеконенавистническими устоями. Он неспособен даже протянуть руку любимой в трудной ситуации, что уж говорить о борьбе с целым поколением. Как только Дикой узнает о его отношениях с Катериной, он сразу же отправляет племянника обратно в Москву. Противиться воле грозного родственника он не в силах, а значит он ничем не лучше любого другого жителя Калинова. Из-за таких слабохарактерных людей, как он, Катерина сделалась жертвой. По сути, за конфликт отцов и детей, который другим не под силу было решить, она поплатилась жизнью.
Произведение Островского глубоко трагично. Неслучайно ему дано такое название. Гроза была предвестником бед. Всякий раз она предупреждала Катерину быть осторожнее. Ведь с самой первой встречи с Борисом девушка заранее знала, что он ее погубит. Увы, она сама же заглушила свой внутренний голос, что привело к непоправимой беде.
http://www.sdamna5.ru

Какие произведения русской классики, затрагивающие проблемы взаимоотношений поколений, близки пьесе А. Н. Островского и чем?]

Проблема взаимоотношений поколений нашла свое отражение во многих произведениях русской классической литературы. В драме А. Н. Островского “Гроза” старшее поколение – люди, живущие по строгим законом Домостроя и требующие того же от остальных, а новое поколение – жертвы стариков, мечтающие о свободе.
В пьесе так же, как и в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”, “век нынешний и век минувший” противостоят друг другу. А Катерина, на мой взгляд, имеет схожие черты с А. Чацким, который, как и невестка Кабанихи, является тоже “лучом света”.Только Катерина не принимает устои “темного царства”, а А. Чацкий – фамусовского общества.
Также близок “Грозе” по своему идейному содержанию роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, в котором есть свой “новый человек”-нигилист Евгений Базаров, представитель поколения “детей”, противник либерального дворянства. Будучи революционером-демократом, он противостоит “веку нынешнему”, общепринятой морали и самодержавно-крепостническому строю.

Другие работы по этой теме:

Какие герои русской классики близки персонажу комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Фамусову по своим взглядам на мир и человека?Я считаю, что по своим взглядам на мир и человека на Фамусова похожа госпожа Простакова, героиня пьесы Д. И Фонвизина “Недоросль”. Во-первых, оба они никогда.
Какие герои русской классики черпают духовные силы в молитве и в чем они близки или противоположны лирическому герою лермонтовского стихотворения?Лирический герой М. Ю. Лермонтова не единственный в русской литературе, кто черпает духовные силы в молитве. Например, лирический герой стихотворения А. С. Пушкина “Отцы пустынники.
Почему Пьер Безухов разочаровался в идеях масонства? И какие герои русской классики разочаровались или не приняли тех или иных идей времени?После дуэли с Долоховым Пьер Безухов ищет нравственного очищения, нравственной опоры. Ему ненавистна фальшь светского общества. Все это приводит его к масонству, которое он воспринял.
В каких произведениях русских писателей затрагивается проблема взаимоотношений личности и среды, и в чем эти произведения можно сопоставить с чеховским “Ионычем”?Рассказ А. П. Чехова “Ионыч” не единственное произведение русской классики, в котором затрагивается проблема взаимоотношений личности и среды. Например, Печорин, главный герой романа М. Ю.
Сочинение по пьесе Островского “Гроза”Название своей знаменитой пьесе “Гроза” Александр Николаевич Островский придумал не случайно. В данном контексте образ грозы очень не прост и имеет большое количество значений. Более.
В каких произведениях русской классики изображается судьба маленького человека, и в чем эти произведения созвучны роману Ф. М. Достоевского?Тема униженных и оскорбленных – одна из центральных во многих произведениях русской классики. Так, Н. В. Гоголь в повести “Шинель” изображает судьбу Акакия Акакиевича Башмачкина.
Нравственные проблемы в пьесах А. Н. Островского (на примере одного произведения)“Колумб Замоскворечья”. А. Н. Островский хорошо знал купеческую среду и видел в ней средоточие национальной жизни. Здесь широко представлены, по мнению драматурга, все типы характеров.
Конфликт поколений в драме А. Н. Островского “Гроза”1. Жизнь русского патриархального купечества. 2. “Темное царство” и его представители. 3. Молодое поколение в драме. 4. Противоречия между старшим и младшим поколением. А. Н.
Какие русские писатели близки Л. Н. Толстому в изображении духовных поисках героев?Русские писатели И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. А. Бунин, М. А. Шолохов близки Л. Н. Толстому в изображении духовных поисках героев. Правда, персонажи.
Нравственные проблемы в пьесе А. Н. Островского “Бесприданница”1. В чем суть пьесы Островского? 2. Знакомство с героиней. 3. Нравственный облик купцов. 4. Трагедия героини. Суть драматического произведения А. Н. Островского “Бесприданница” состоит.
ege-essay.ru

Проблема взаимоотношений поколений в грозе

Софья Фамусова, выросшая в атмосфере лжи и обмана, тщательно скрывает свои чувства от отца, понимая, что он не позволит развитие отношений с Молчалиным. Делает всё наперекор батюшке. Молчалин напротив верен своему нравственному (или безнравственному) кредо, строит свою жизнь, как завещал отец: угождать всем людям без изъятья. Грибоедов даёт возможность поразмыслить читателю над завтрашним днём обоих героев.

2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Воспитание Петруши Гринёва остаётся за пределами страниц текста, но главное, что вынес молодой дворянин из общения с отцом (строгим и требовательным человеком), необходимость быть верным слову, беречь честь, соблюдать законы нравственности. Он поступает так во всех жизненных ситуациях. Даже когда отец запрещает жениться на любимой Маше Мироновой, он принимает его волю как обязательное требование.

3. Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

Из детских воспоминаний Чичикова всплывает образ мрачного, недоброго, жестокого отца и его наставления о необходимости беречь и копить копейку, единственного идола в жизни Павла Ивановича. Чичиков строит свою жизнь по заветам отца и во многом преуспевает.

4. А.Н. Островский «Гроза»

Взаимоотношение между матерью и детьми в семье Кабановых основаны на страхе и лицемерии. Варвара привыкла ко лжи и пытается научить этому Катерину. Но у жены брата были другие отношения в семье, она не принимает ханжества свекрови и борется с ней своими средствами. Финал такого воспитания предсказуем: Варвара бежит из дома, Катерина уходит из жизни добровольно, Тихон восстаёт против матери.

5. И.С. Тургенев «Отцы и дети»

«Дети» в романе – Базаров и Аркадий Кирсанов – в начале повествования выступают единым фронтом против «отцов» в лице дяди Аркадия – Павла Петровича. Николай Петрович не сопротивляется смелым и дерзким высказываниям сына и его друга. И поступает мудро и дальновидно. Постепенно Аркадию открываются многие несовпадения в поведении его друга, и он возвращается в лоно семьи. А Базаров, так легко критикующий «романтизм» Кирсановых, абсолютно трепетно относится к подобному поведению своего отца, потому что любит своих родителей и бережёт их.

6. Л.Н. Толстой «Война и мир»

В романе представлены несколько семейств, в каждом отношения строятся на определённых принципах. В семье Курагиных – это принцип выгоды и наживы. И отец, и его дети согласны на любые отношения, лишь бы они были выгодны, так заключаются браки. Таким же принципом руководствуется семейство Друбецких: унижение, угодничество – их орудие в достижении цели. Ростовы живут, как дышат: они радуются друзьям, праздникам, охоте – всему, что украшает нашу жизнь. Отец и мать во всём стараются быть честными с детьми и друг другом. Выгода для них не важна. Практически разоряя свою семью и себя, Наташа требует отдать подводы под раненых, только так может поступить настоящий патриот и милосердный человек. И матушка соглашается с дочерью. Подобны отношения между отцом и дочерью Болконскими. И хотя кажется, что отец слишком строг и нетерпим по отношению к дочери, на самом деле, он слишком хорошо понимает трудности предстоящей жизни своей дочери. Поэтому княжна Марья сама отказывает Анатолю Курагину, понимая, как прав её отец.

7. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Родион Раскольников, объясняя причину убийства старухи-процентщицы, говорит, что он хотел матери помочь. На самом деле, он очень трепетно относится к матери, пытаясь вырваться из замкнутого круга нищеты. Он с трепетом и волнением вспоминает отца, от которого ему остались часы (заложенные старухе-процентщице). Мать до конца не верит в преступление своего любимого Роди.

8. А.П. Чехов «Вишнёвый сад»

В пьесе дочь Аня, семнадцатилетняя девушка, отправляется за блудной матерью, потерявшейся где-то в Париже, чтобы вернуть её в лоно семьи, для решения проблем с имением. Раневская ведёт себя наивно и глупо. Здравым смыслом наделена только Варя, приёмная дочь всё той же Раневской. Когда Любовь Андреевна даёт проходящему нищему золотой, Варя не выдерживает и говорит, что в доме есть нечего, а барыня такими деньгами разбрасывается. Потеряв всё, Раневская уезжает в Париж и увозит деньги тёти, а дочерей бросает на произвол судьбы. Девушка Аня едет в столицу, и как сложится её жизнь, где она будет брать деньги на жизнь – непонятно. Варя уходит в экономки. Отцы и дети здесь меняются местами.

9. М.А. Шолохов «Тихий Дон»

В семье Мелеховых всё держится на власти отца. И когда Пантелей Прокофьевич узнаёт о связи Григория с Аксиньей, он решает женить сына на Наталье. Григорий подчиняется воле отца. Но, понимая, что не любит свою жену, бросает всё и уходит с Аксиньей в работники. Он согласен на позор во имя любви. Но время рушит в мире всё, и рушится дом Мелеховых, устои казачьей жизни. И скоро никто не подчиняется законам жизни, все живут, как хотят. Дарья наступает на свёкра с непристойным предложением, а Дуняшка ставит мать в безвыходное положение и буквально заставляет её благословить на брак с Мишкой Кошевым.

10. Б. Васильев «Завтра была война»

В повести в центре внимания две семьи Искры Поляковой и Вики Люберецкой. Мать Искры – женщина-комиссар, волевая, властная, строгая. Но когда мать в очередной раз решает выпороть своим солдатским ремнём дочь, та отвечает в духе своей матушки – так же строго и бесповоротно. И мать понимает, что девочка повзрослела. У Вики с отцом совсем другие отношения – тёплые и доверительные. Когда девушка оказывается перед выбором: отказаться от отца или быть исключённой из комсомола, Вика принимает решение уйти из жизни. Она не может отказаться от любимого отца, какие бы подозрения на него не легли.

Читаемое в разделе:

Проблема роли человеческой памяти. Аргументы к сочинению ЕГЭ
1. А.Т. Твардовский «По праву памяти» В своей автобиографической поэме автор вспоминает прошлое, в котором во время коллективизации был репрессирован как.
«>Проблема роли человеческой памяти. Аргументы к сочинению ЕГЭ
1. И.А. Гончаров «Обломов» Где жива природа – там жива душа человека. В романе в девятой главе «Сон Обломова» автор изображает благословенный Богом уголок.
1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Пётр Гринёв, спасённый от виселицы усилиями Савельича и милосердием Пугачёва, является по требованию вождя восстания в.
1. В.М. Шукшин «Далекие зимние вечера» Под Москвой идут бои, а в алтайском селе главный герой рассказа Ваня Попов мечтает раздобыть три полена, чтобы натопить избу к приходу.
1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Татьяна Ларина – главная героиня романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина росла в обстановке патриархальной старины. Круг её.
1. М.А. Шолохов «Алёшкино сердце» Алёшка – главный герой рассказа пухнет от голода: его семья уже пятый месяц не видит хлеба. Пытаясь украсть у богатой.

Ранее опубликованные в разделе:

Проблема утраты духовных ценностей. Аргументы к сочинению ЕГЭ
1. С. Каледин «Смиренное кладбище» Повествование переносит нас в мир могильщиков, работающих на кладбище. Главный герой Лёшка Воробей – лучший из могильщиков, виртуоз в своём.
Литературные аргументы для подготовки школьников к написанию сочинения по проблеме влияния учителя на воспитание ученика.
Литературные аргументы для подготовки школьников к написанию сочинения по проблеме разрушающего влияния денег на человека.
«>Проблема разрушающего влияния денег. Аргументы к сочинению ЕГЭ
Проблема влияния природы на человека. Аргументы к сочинению ЕГЭ

Новые материалы раздела:

Проблема преодоления жизненных трудностей в годы войны. Аргументы к сочинению ЕГЭ
1. В.М. Шукшин «Далекие зимние вечера» Под Москвой идут бои, а в алтайском селе главный герой рассказа Ваня Попов мечтает раздобыть три полена.
1. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» Автор романа акцентирует внимание на времени, сравнивая эпоху Христа и современную ему Москву конца двадцатых.
1. А.Т. Твардовский «По праву памяти» В своей автобиографической поэме автор вспоминает прошлое, в котором во время коллективизации был.
Литературные аргументы для подготовки школьников к написанию сочинения по проблеме бездуховности современного общества.
Литературные аргументы для подготовки школьников к написанию сочинения по проблеме взаимоотношения человека и власти.
litera.su

«Практическая работа по литературе первой половины 19 века»

Задание №1. Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова «Пророк».

1.Какая тема объединяет оба стихотворения?

Тема поэта и поэзии и назначения поэзии.

2.Как выражена эта тема в стихотворениях?

Ив том и в другом есть образ поэта, наделённого сверхъестественным даром. Основа стихотворений – библейские источники. Библейская лексика. Образ пустыни. Лермонтов продолжает «пушкинскую тему».

3.Какие отличия стихотворений вы можете назвать?

Это разные сюжеты. Пушкинский – это становление пророка. Лермонтовский – это жизнь поэта, ставшего пророком.

4.Что вы знаете о библейских источниках, к которым обращались поэты?

Пушкин обратился к книге пророка Исайи. А Лермонтов – к Плачу Иеремии.Стихотворение А.С.Пушкина сложилось под непосредственным впечатлением от службы в церкви.

Готовность к жертве, выраженная в библейской «Книги Исайи» служит поэту примером. Вживаясь в образ пророка, Пушкин почти текстуально следует за теми главами «Книги Исайи», где Исайя рассказывает, как обыкновенный человек превращается в пророка.

Подтвердим прямую связь пушкинского и библейского пророка текстуально:

Библия:

Ипослан бысть по мне един от Серафимов… .

Иприкоснулся к устам моим и рече: Се прикоснулся сие устам Твоим, и … беззакония твоя, и Грехи твоя очистит.

В руце своей имаше угль горяшь… ъ О, окаянный аз, яко…

Ирече: или, рцы сим. У Пушкина:

Глаголом жги сердца! Сим…

Ишестикрылый Серафим на перепутье мне явился…

Ион к устам моим приник,

Ивырвал грешный мой язык,

Ипразднословный и лукавый…

Иугль, пылающий огнём… Как труп в пустыне я лежал.

5

Лермонтов выбрал трагический сюжет: непонимание во взаимоотношениях пророка и тех, кому он хотел служить.

5. Составьте словарь ключевых слов текста. Объясните их.

Пророк— в религиозно-мистическом представлении – провозвестник, истолкователь воли Бога.

Вещий – т.е. предвидящий и предсказывающий будущее. Серафим – («огненный», «сжигающий») это название одного из высших ангельских чинов; серафимы изображались шестикрылыми.

Ангел – по учению христианской религии – доброе сверхъестественное существо, действующее по воле Бога.

Перст – палец.

Зеница – зрачок глаза. Десница – правая рука.

Горний – прилагательное горний происходит от существительного гора и обозначает «происходящий в вышине». «Горний ангелов полёт» (на большой высоте летают ангелы).

Глагол – слово, речь.

Отверзлись – открылись (открылись глаза, предсказывающие будущее).

Прозябати – прорастать (в долине прорастает лоза).

6.Сравните лексический строй стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Впушкинском стихотворении преобладает архаичная лексика (церковнославянизмы), отсюда торжественный тон, приобщение к великой тайне. В лермонтовском стихотворении церковно-славянская лексика уступает современному языку, это переносит в настоящее, лишает торжественности.

7.В чём сходство главных героев – поэтов-пророков?

Главный герой наделён сверхъестественным даром – «даром провидения». В обоих стихотворениях прослеживается связь с

жизнеописанием библейских пророков: у Пушкина — Исайи, у Лермонтова – Иеремии.

8. В чём проявляется существенное различие между ними?

Пушкинский пророк преображается духовно, он выглядит величественно и торжественно. У Лермонтова –

суров, это трагический образ. Есть портрет этого пророка. Его видят со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие:

…Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его.

УПушкина пророк – посланец Бога. За подаренную божественную искру таланта поэт-пророк должен посвятить жизнь людям. Ему открылась гармония мира. Он готов к встрече с людьми, готов «глаголом жечь сердца».

УЛермонтова стихотворение наполнено отчаянием и бессилием. Лермонтовский пророк увидел «страницы злобы и порока»: он не принят людьми. Попытки донести в мир красоту и гармонию оказываются тщетными, «божий посредник» осмеян, унижен и изгнан:

«В меня все ближние мои Бросали бешено каменья…»

Но пророческий дар поэта нужен и в этом обществе, так как сверхъестественные способности позволили ему увидеть не только «страницы злобы и порока», но и гармонию мира. Не случайно природа — творение Бога – откликается на духовный зов поэта.

9. Какую роль в стихотворениях играет образ пустыни?

По-разному обыгрывают образ пустыни поэты. В стихотворении Пушкина пустыня – символ бездуховности. У Лермонтова пустыня – это символ единения с Богом, с природой. Но и символ одиночества поэта.

10. Сделайте вывод.

Лермонтов полностью разделяет представления Пушкина о пророческом назначении поэта. Пушкин указал путь, по которому должен следовать поэт, а Лермонтов описал, насколько он может быть сложен и трагичен. Два «Пророка» Пушкина и Лермонтова – яркий пример того, насколько поразному может быть решена одна и та же тема в творчестве

больших поэтов, живущих в разное время, наделённых разным мироощущением. И хотя образ поэта-пророка у Пушкина и Лермонтова представлены совершенно по-иному, оба они доказали верность избранному пути. Их мощный талант сквозь столетия продолжает «жечь сердца людей».

Если за Пушкиным утвердилось определение «солнце русской поэзии», то Лермонтова, по определению Д.С.Мережковского, стали называть «ночным светилом русской поэзии», «поэтом сверхчеловечности». Но оба гения заложили основу того понимания искусства и места поэта, которые отличают русскую литературу. «Поэт в России – больше, чем поэт». Он

– пророк.

Задание №2. Чтение и анализ стихотворения А.С.Пушкина «К» («Я помню чудное мгновенье»).

1. Кому посвящено стихотворение?

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» посвящено Анне Петровне Керн.

2.Какая тема раскрывается в этом стихотворении?

Это любовная лирика.

3.Найдите в тексте стихотворения примеры средств художественной выразительности: сравнения, эпитеты, метафоры.

Сравнения: «как мимолётное виденье», «как гений чистой красоты». 7

Эпитеты: «чудное мгновенье», «мимолётное виденье», «чистая красота», «грусть безнадёжная», «шумная суета», «голос нежный», «небесные черты», «милые черты». Метафора: «звучал голос», «порыв рассеял мечты», «бурь порыв», «во мраке заточенья», «душе настало пробужденье», №бьётся в упоенье»

Задание №3.Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина «На холмах Грузии» и письменно ответьте на вопросы. 1.Опишите внутреннее душевное состояние лирического героя стихотворения.

Стихотворение волнует не словесной красивостью, а глубиной мысли и чувства. Чувство поэта окрашено тонкой и светлой грустью, выражено просто, непосредственно, тепло, чарующе, музыкально.

Все слова и выражения в стихотворении просты, но все они складываются в один музыкальный образ грустной и светлой печали. Печаль светла, потому что источник этой печали – любовь, а любовь у Пушкина – это жизнеутверждающее

чувство.

2.Какова роль пейзажа в стихотворении?

Описание природы служит автору способом выражения чувств лирического героя, размышлений на тему любви. Пейзаж создаёт лирическое настроение и тем самым

подготавливает читателя к восприятию последующих строк, эмоционально мотивирует появление основной темы – любовной.

Практическая работа № 2 Тема: Н.В. Гоголь «Петербургские повести»

Цель практической работы:

1.Уметь анализировать отрывок из художественного произведения.

2.Развивать навыки комплексного анализа текста.

3.Совершенствовать навыки написания сочинения.

Сочинение-анализ эпизода «Описание Невского проспекта» из повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»

Ни одного эпизода просто так не бывает! Помни, что всё в целом «работает» на раскрытие характеров героев и идейного замысла писателя. Эпизод помогает

увидеть (открыть) новое в характере персонажа, т.е. перед читателем открывается, например, ещё одна черта героя

понять взаимоотношения главного героя с другими персонажами;

понять отношение автора к данной ситуации, к герою (героям);

открыть новые направления (мысли) для постижения идейного замысла писателя (мы ведь знаем, что идея произведения «составляется» из нескольких «элементов», а не из одного);

увидеть ещё что-то, что волнует, тревожит, беспокоит автора;

почувствовать мастерство писателя (особенности его стиля): увидеть что-то новое в его языке, «познакомиться» с новыми художественными приёмами, что ранее (до этого эпизода) нам не открывалось и т.п.

Помни: у тебя должно получиться сочинение-анализ, поэтому должно быть небольшое вступление, основная часть и заключение.

Прочитайте описание Невского проспекта (с начала повести до слов «…всегда в немецких сюртуках гуляющими целою толпою и обыкновенно под руку»), а затем проанализируйте этот эпизод по плану.

План анализа эпизода.

Вступление. Для информации: «Невский проспект» впервые был опубликован в сборнике «Арабески» (1835), получившем высокую оценку В.Г. Белинского «Невский проспект» относят к циклу петербургских повестей. Сам писатель не объединял их в особый цикл. Все они написаны в разное время, не имеют общего повествователя или вымышленного издателя, однако вошли в русскую литературу и культуру как художественное целое, как цикл. Это произошло потому, что повести объединены общностью тематики (жизнь Петербурга), проблематики (отражение общественных противоречий), схожестью основного героя (“маленький человек”), целостностью авторской позиции (сатирическое разоблачение пороков людей и общества).

1.Определите границы эпизода, дайте ему название.

2.Охарактеризуйте событие, лежащее в основе эпизода. (Описание Невского проспекта-центра Петербурга).

3.Какую роль играет описание Невского проспекта в начале повести? Определите роль эпизода в композиции повести (экспозиция, завязка, кульминация, развязка).

Главная часть:

1.Назовите основных участников эпизода и коротко поясните, кто они.

2.Проанализируйте образы, с помощью которых Гоголь рисует картину Невского проспекта. Какова здесь роль изобразительновыразительных средств и художественных деталей?

3.Объясните роль художественного времени и пространства в этом фрагменте.

4.Прокомментируйте авторские оценки в описании Невского проспекта.

5.Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всей повести?

6.Докажите, что в этом описании присутствуют черты романтизма и реализма. Приведите примеры.

Заключение. Делаем выводы из рассуждений главной части:

1.Доказываем, что этот эпизод –экспозиция повести.

2.Какова функция этого эпизода во всей повести?

Для информации: Анализ эпизода даст возможность подчеркнуть, что Петербург — город без целостных лиц, которые заменяются их частями или частями тела и одежды. Действительность не такая, какой мы ее видим, и в любой момент может повернуться к нам своей оборотной стороной.

Невский проспект предстает как символ всего Петербурга — города контрастов. Поэтому автор описывает его в различное время одного дня. Лица здесь отсутствуют, есть лишь примечательные детали внешнего облика — шляпки, усы, бакенбарды.

На фоне этого описания, также используя принцип контраста, писатель раскрывает судьбу художника Пискарева и поручика Пирогова. Автор поднимает проблему сосуществования красоты и безобразия. Пискарев — человек искусства, по происхождению из народа, его жизнь — это служение прекрасному, но он далек от реальности и от всего земного.

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по одной из повестей, входящих в цикл»Петербургские повести»

.

А.Н. Островский Пьеса «Гроза»

Практическая работа №3

Тема занятия: « Составление сравнительной характеристики героев пьесы А. Н. Островского «Гроза». Катерина и Кабаниха. Роль персонажей второго ряда»

Цель занятия: повторение и систематизация изученного материала по указанной теме занятия, проведение сравнительной характеристики Катерины и Марфы Игнатьевны Кабановой с использованием данных различных критических источников.

Необходимо знать: драма (как род литературы); трагедия, комедия, драма, триединство.

Необходимо уметь: анализировать и интерпретировать художественные образы, используя сведения различных критических статей, работать с различными источниками информации и систематизировать её.

Оборудование: инструкционная карта, доска, учебник.

Основные теоретические положения Драма — имеет два значения:

1.Один из основных родов литературы, отображающей действительность преимущественно в форме действий, диалогов и монологов героев. Д. как род существует в конкретных драматических жанрах: трагедии, драмы и комедии, которые всегда предназначены для постановки на сцене;

2.Пьеса, изображающая серьезные, значительные конфликты различного характера: социально-политические, семейно-бытовые, морально-нравственные и др., которые часто переплетаются в одном произведении. Д. отражает жизнь во всей ее сложности и противоречивости. Д. возникла в России в XVII в., прошла долгий путь развития, достигнув расцвета в реалистической литературе

XIX в.

Трагедия — один из жанров драмы; произведение с неразрешимым конфликтом между высокими стремлениями духовно сильной личности и объективной невозможностью их осуществления. Т. чаще всего заканчивается гибелью героя, не отступившего от своих гуманистических идеалов, что приводит зрителя к катарсису (очищению души через сострадание герою).

Комедия — один из жанров драматического рода, произведение, в котором отрицается при помощи смеха определенное явление.

Ход выполнения задания, методические указания

Произвести комплексный анализ пьесы А.Н.Островского «Гроза», отвечая на поставленные вопросы.

I. Ответьте на вопросы:

1.В чем заключается смысл названия пьесы?

2.Устраивает ли, по вашему мнению, течение жизни в городе Калинове его жителей?

3.Уверены ли самодуры в безграничности своей власти?

4.Каковы основные черты «темного царства» в пьесе А.Н.Островского «Гроза»?

5.Почему Катерина не может жить по законам «темного царства»? 6.Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях? 7.Достоин ли Борис Катерины, её любви?

8.Смерть Катерины – победа или поражение? Почему? 9.В чем сущность трагедии героини?

10.В чем сущность разногласий Н.А.Добролюбова и Д.И.Писарева в оценке образа Катерины? В каких статьях высказаны их точки зрения?

11.Катерина и Кабаниха?

II. Определите, кто это говорит?

а) «…да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь, уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу! Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю».

б) «Отчего люди не летают?»

в) «Ты подумай-то: какой ни на есть, а я все-таки мужчина; всю-то жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?»

г) «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры!»

д) «Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта: ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют».

е) «Я грубиян считаюсь… он — слово, а я — десять; плюнет да и пойдёт. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану».

Содержание отчета

Укажите, какие навыки и умения вы приобрели в результате выполнения практического занятия.

Контрольные вопросы

1.Драма как род литературы?

2.Авторская ремарка, что это

И.А.Гончаров Роман «Обломов»

Практическая работа №4

Тема занятия: «Составление сравнительной характеристики героев: Штольц и Обломов. Анализ эпизода «Сон Обломова».

Цель занятия: анализ образа Обломова; анализ образа Штольца; выбор критериев для сопоставления указанных персонажей.

Необходимо знать: роман как жанр литературы.

Необходимо уметь: сопоставлять, анализировать характеры героев, видеть мотивы их поступков.

Оборудование: инструкционная карта, доска, учебник.

Основные теоретические положения

obraz-harakteristika-katerina-groza-ostrovskij
Катерина.
Художник
С. В. Герасимов

Катерина Кабанова является главной героиней драмы «Гроза» А. Н. Островского.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Катерины в пьесе «Гроза» Островского: описание характера, жизни и смерти героини в цитатах.

Смотрите: 
— Краткое содержание пьесы «Гроза»
— Все материалы по пьесе «Гроза»

Краткая характеристика и история жизни Катерины в «Грозе»

Катерина Кабанова является молодой женщиной, открытой и свободолюбивой по характеру. Родители воспитали ее в любви и свободе, так что девочка жила счастливо и не знала печали.

Выйдя замуж за Тихона Кабанова не по любви, Катерина становится очень несчастна. Свекровь Катерины, злая старуха Кабаниха, обижает безответную Катерину. Ее муж Тихон не только не заступается за нее, но и сам нередко обижает ее.

Однажды Катерина влюбляется в молодого мужчину Бориса, племянника купца Дикого. Катерина тайно встречается с ним, пока муж находится в другом городе. Будучи не в силах врать мужу, Катерина рассказывает ему правду об измене.

Тем временем Борис уезжает из города, так как этого требует от нег его дядька Дикой. Борис отказывается взять Катерину с собой, так как боится разозлить дядьку Дикого. Не выдержав страданий, бедная Катерина бросается в Волгу и погибает.

Образ и характеристика Катерины в пьесе «Гроза» Островского, описание в цитатах

Полное имя героини — Катерина Петровна Кабанова:

«Так это молодая Кабанова, что ль?..» (действие 3 сцена 2 явление 2)

«Это вы, Катерина Петровна?..» (действие 3 сцена 2 явление 3)

Катерина Кабанова является красивой молодой женщиной:

«…Что, красавицы? <…> Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет…» (барыня — Катерине, действие 1 явление VIII)

«…с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь!..» (Кабанов о своей жене Катерине, действие 2 явление IV) 

«…видишь, какая красавица! Ха, ха, ха! Красота!..» (барыня о Катерине, действие 4 явление VI)

Катерина — искренняя, открытая женщина, по ее собственным словам. Она не умеет обманывать и притворяться:

«Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю…» (Катерина о себе, действие 1 явление V)

«Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу…» (Катерина о себе, действие 2 явление II)

Катерина является мечтательницей. Например, ей иногда кажется, что она является птицей и может летать:

«…отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь…» (действие 1 явление VII)

«И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…» (действие 1 явление VII)

Окружающие люди считают Катерину странной, «мудреной» и «чудной» женщиной:

«Ты какая-то мудреная, Бог с тобой!..» (Варвара о Катерине, действие 2 явление II)

«Ты ее не знаешь! Она ведь чудная какая-то у нас. От нее все станется! Таких дел наделает, что…» (Варвара о Катерине, действие 4 явление III)

Катерина называет себя горячей, эмоциональной натурой:

«Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!..» (действие 2 явление II)

Она выросла в атмосфере любви и свободы, мать ее очень любила:

«Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю…» (Катерина о себе, действие 1 явление VII)

Она является свободолюбивой личностью:

«Катерина. А что мне! Я уйду, да и была такова.»  

Варвара. Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена. 

Катерина. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» (действие 2 явление II)

Катерина несчастлива в браке со своим мужем Тихоном Кабановым. Девушка не любит мужа, а лишь жалеет его, по мнению Варвары (сестры Тихона):

«Варвара. А ведь ты, Катя, Тихона не любишь. 

Катерина. Нет, как не любить! Мне жалко его очень. 

Варвара. Нет, не любишь. Коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать. И напрасно ты от меня скрываешься! Давно уж я заметила, что ты любишь одного человека.» (действие 2 явление II)

У Катерины и ее мужа Тихона нет детей, и для Катерины это настоящее горе:

«Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать – ангелы ведь это…» (действие 2 явление VIII)

Катерина и Тихон живут вместе со злобной матерью Тихона — Кабанихой. Катерина терпит незаслуженные обиды («напраслину») со стороны свекрови и не может дать ей отпор:

«Кабанова. Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.

Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?

Кабанова. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас.

Катерина. Напраслину то терпеть кому ж приятно!» (действие 1 явление V)

Несмотря на все обиды, Катерина почитает свою свекровь, как родную мать:

«Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты…» (Катерина о свекрови, действие 1 явление V) 

Муж Катерины, Тихон, говорит, что любит ее, но при этом обижает ее, чаще всего по указанию своей злой матери Кабанихи:

«Мать на нее нападает, и ты тоже. А еще говоришь, что любишь жену…» (Варвара о Тихоне, действие 1 явление VI)

«А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала…» (действие 5 явление I)

Катерина рано вышла замуж и не успела «погулять в девках», по мнению Варвары:

«Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще…» (действие 2 явление II)

До замужества Катерина была резвой и веселой девушкой и ни о чем не тужила, а замужем она совсем завяла, по ее собственным словам:

«Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем… <…>

Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле… <…> 

Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много… <…> Таково хорошо было!..» (действие 1 явление VII)

До замужества ей снились яркие сны, а после замужества ее сны стали редкими и безрадостными:

«А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то…» (действие 1 явление VII)

История любви Катерины и Бориса 

Однажды в город приезжает молодой человек по имени Борис, племянник местного купца Дикого. Катерина влюбляется в Бориса, но считает эту любовь грехом, который ей никогда не замолить: 

«Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем…» (Катерина о своей измене мужу, действие 3 явление III)

«Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?..» (действие 1 явление VII)

Катерина и Борис встречаются несколько раз на тайных свиданиях, пока Тихон находится в другом городе. Пылкая, горячая Катерина признается Борису, что любит его всем сердцем и готова идти за ним на край света:

«Давно люблю. Словно на грех ты к нам приехал. Как увидела тебя, так уж не своя стала. С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой; иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы…»

По словам Бориса, у Катерины ангельская улыбка, когда она молится в церкви:

«А то в церкви вижу, на бульваре встречаемся. Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится…» (Борис о Катерине, действие 3 сцена 2 явление 2)

Катерина оказывается неспособна жить во лжи, поэтому она признается мужу и свекрови в своей измене:

«Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед Богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь! А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому…» (действие 4 явление VI) 

«И все то десять ночей я гуляла… <…>  

С Борисом Григорьичем.» (Катерина о себе, действие 4 явление VI)

При этом Катерина думает не только о себе и своих проблемах, но и о своем возлюбленном Борисе. Девушка чувствует за собой вину за то, что она «ввела Бориса в беду». Катерина даже просит прощения у Бориса, хотя сама она пострадала от этого скандала куда больше, чем Борис:

«За что я его в беду ввела? Ведь мне не легче от того! Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье – ему вечный покор! Да! Себе бесчестье – ему вечный покор.» (действие 5 явление II) 

«Ну, прости меня! Не хотела я тебе зла сделать; да в себе не вольна была. Что говорила, что делала, себя не помнила.» (действие 5 явление III) 

Катерина считает, что Борис — ее единственная возможность обрести счастье, увидеть какую-то радость в ее несчастной жизни:

«Еще кабы с ним жить, может быть, радость бы какую нибудь я и видела… Что ж: уж все равно, уж душу свою я ведь погубила.» (действие 5 явление II)

Тем временем Борис под давлением дядьки Дикого собирается срочно уехать из города. В их прощальную встречу несчастная Катерина просит его взять ее с собой, но Борис отказывается, так как он слишком боится своего дядьку Дикого, который может лишить его наследства за непослушание:

«Катерина. Куда едешь? 

Борис. Далеко, Катя, в Сибирь. 

Катерина. Возьми меня с собой отсюда! 

Борис. Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом то тем проститься, где мы с тобой виделись.» (действие 5 явление III)

Оставшись без любимого и его поддержки, убитая горем Катерина совершает страшный поступок  — бросается в Волгу и погибает:

«Женщина в воду бросилась!» (действие 5 явление V)

Критика об образе Катерины в пьесе «Гроза»

«Главным действующим лицом драмы является молодая женщина Катерина, образ которой принадлежит к лучшим созданиям творчества вашего драматурга. Из простодушного рассказа самой Катерины мы узнаем, что детство свое она провела на полной свободе, будучи любимым ребенком в семье и не чувствуя над собою никакого гнета.

Вся обстановка родительского дома, где строго соблюдались церковные обряды, развила в Катерине религиозность: она любила молиться и чувствовала себя в храме, как в раю; но вместе с религиозностью в ней развита была и мечтательность… <…> Горячность и энергия, которыми отличалась Катерина в детстве, сохранились в ней и тогда, когда она, выйдя замуж за Тихона, попала в новую, суровую семью.

Правда, в силу своей любящей, чуждой разрушительных стремлений натуры, Катерина готова жить мирно, с терпением переносить обиды от жестокой свекрови, но до тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, особенно близкий ее сердцу и законный в ее глазах, пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною. Тогда она уже ни на что не посмотрит. <…>

…Катерина, как натура в высшей степени правдивая, не в состоянии прибегнуть к обману… . она …, испуганная словами сумасшедшей барыни, раскатами грома и картиной геенны огненной и убежденная, что все это угрозы наказания за нарушение ею супружеской верности, при свекрови и при всем народе бросается к мужу и сознается в своем проступке. <…> 

Самая основная и глубокая сторона ее внутренних мучений — это греховность ее любви, строгая религиозность ее натуры. Последним определяющим мотивом ее смерти … служит ее внезапно убитая любовь, а не тягость самодурства…»

(С. З. Бураковский, книга «А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся», 1904 г.)

Это был цитатный образ и характеристика Катерины в пьесе «Гроза» Островского: описание характера, жизни и смерти Катерины Кабановой в цитатах из драмы.

Смотрите: Все материалы по пьесе «Гроза»

Пьеса Островского «Гроза» была
написана за год до отмены крепостного права, в 1859 году. Это произведение
выделяется среди остальных пьес драматурга благодаря характеру главной героини.
В «Грозе» Катерина выступает основным персонажем , через которого показан
конфликт пьесы. Катерина не похожа на других жителей Калинова, её отличает
особенное восприятие жизни, сила характера и чувство собственного достоинства.
Образ Катерины из пьесы «Гроза» складывается благодаря совокупности многих
факторов. Например, слов, мыслей, окружения, поступков.

Детство

Катерине около 19 лет, её рано выдали замуж. Из монолога
Катерины в первом действии мы узнаём о ее детстве . Маменька в ней «души не
чаяла». Вместе с родителями девочка ходила в церковь, гуляла, а после
занималась какой-нибудь работой. Обо всём этом Катерина Кабанова вспоминает со
светлой грустью. Интересна фраза Варвары о том, что «у нас тоже самое». Вот
только теперь у Кати нет ощущения лёгкости, теперь «всё делается по
принуждению». По сути, жизнь до замужества практически не отличалась от жизни
после: те же действия, те же события. Но теперь Катерина относится ко всему
иначе. Тогда она чувствовала поддержку, чувствовала себя живой, ей снились
удивительные сны о полётах. «И сейчас снятся», да только намного реже. До
замужества Катерина ощущала движение жизни, присутствие неких высших сил в этом
мире, она была набожной: «страсть как любила в церковь ходить!» С самого
раннего детства у Катерины было всё, что ей нужно: любовь матери и свобода.
Теперь же, волею обстоятельств, она оторвана от родного человека и лишена
свободы.

Окружение

Катерина живёт в одном доме с мужем, сестрой мужа и свекровью.
Одно это обстоятельство уже не способствует счастливой семейной жизни. Однако
положение ухудшает тот факт, что Кабаниха, свекровь Катерины, жестокий и алчный
человек. Алчность тут стоит понимать как страстное, граничащее с сумасшествием,
желание чего-либо. Кабаниха желает подчинить всех и всё своей воле. Один опыт с
Тихоном у неё прошёл удачно, следующая жертва — Катерина. Несмотря на то, что
Марфа Игнатьевна ждала свадьбы своего сына, невесткой она недовольна. Кабаниха
не ожидала, что Катерина будет настолько сильна характером, что сможет 
противостоять её влиянию. Старуха понимает, что Катерина может настроить Тихона
против матери, она боится этого, поэтому всячески пытается сломить молодую
женщину, чтобы избежать подобного развития событий. Кабаниха говорит, что жена
давно стала Тихону милее матери.

«Кабаниха: Аль жена тебя, что
ли, отводит от меня, уж не знаю.
Кабанов: Да нет,
маменька! Что вы, помилуйте!
Катерина: Для меня,
маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.
Кабанова: Ты бы,
кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Что ты выскочила в
глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем,
в глазах-то ты это всем доказываешь.
Катерина: Ты про меня,
маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна,
ничего я из себя не доказываю»

Ответ Катерины достаточно интересен по
нескольким причинам. Она, в отличие от Тихона, обращается к Марфе Игнатьевне на
ты, как бы ставя себя вровень с ней. Катя обращает внимание Кабанихи на то, что
не притворствует и не пытается показаться той, кем не является. Несмотря на то
что Катя выполняет унизительную просьбу стать перед Тихоном на колени, это не
говорит о её смирении. Катерину оскорбляют ложные слова: «напраслину-то терпеть
кому приятно?
» — таким ответом Катя не только защищает
себя, но и упрекает Кабаниху во лжи и злословии.

Муж Катерины в «Грозе» представляется
серым человеком. Тихон похож на велико возрастного ребёнка, который устал от
опеки матери, но при этом не пытается изменить ситуацию, а лишь жалуется на
жизнь. Даже его сестра, Варвара, попрекает Тихона тем, что тот не может
оградить жену от нападок Марфы Игнатьевны. Варвара единственный человек,
который хоть немного интересуется Катериной, но всё же и она склоняет девушку к
тому, что ей придётся врать и изворачиваться, чтобы выжить в этой семье.

Отношения с
Борисом

В «Грозе» образ Катерины раскрывается
и через любовную линию. Борис приехал из Москвы по делам, которые касаются
получения наследства. Чувства к Катерине вспыхивают внезапно, как и ответные
чувства девушки. Это любовь с первого взгляда. Бориса беспокоит то, что
Катерина замужем, однако он продолжает искать встреч с ней. Она же, осознавая
свои чувства, пытается отказаться от них. Измена противоречит законам
христианской морали и общества. Варвара помогает влюблённым встретиться. Целых
десять дней Катерина тайно встречается с Борисом (пока Тихон был в отъезде).
Узнав о приезде Тихона, Борис отказывается от встреч с Катей, он просит Варвару
уговорить Катю молчать об их тайных свиданиях. Вот только Катерина не такой
человек: ей нужно быть честной перед другими и перед самой собой. Она боится
божьей кары за свой грех, поэтому расценивает разбушевавшуюся грозу как знак
свыше и рассказывает об измене. После этого Катя решает поговорить с Борисом.
Оказывается, тот собирается уезжать в Сибирь на несколько дней, но не может
взять девушку с собой. Очевидно, что Борису на самом деле не нужна Катя, что он
не любил её. Но и Катя не любила Бориса. Точнее, она любила, но не Бориса. В
«Грозе» Островский образ Катерины наделил свойством видеть во всём хорошее,
наделил девушку удивительно сильным воображением. Катя додумала образ Бориса,
она видела в нём одну из его черт — непринятие действительности Калинова — и
сделала её основной, отказываясь видеть другие стороны. Ведь Борис приехал за
наследством и должен полностью угождать своему дяде Дикому. Борис был для Кати
человеком из другого мира, из мира свободы, той, о которой мечтала девушка.
Поэтому и сам Борис становится неким воплощением свободы для Кати. Она
влюбляется не в него, а в свои представления о нём.

Драма «Гроза» завершается
трагически. Катя бросается в Волгу, осознав, что не сможет жить в таком мире. А
другого мира не существует. Девушка, вопреки своей религиозности, совершает
один из самых страшных грехов христианской парадигмы. Чтобы решиться на такой
поступок, нужна огромная сила воли. К сожалению, другого выбора в тех
обстоятельствах у девушки не было. Удивительно, но Катерина сохраняет
внутреннюю чистоту даже совершив самоубийство. Ведь именно эту героиню Н.А.
Добролюбов в своей статье называет «Луч света в темном царстве»

  • План сочинения недоросль митрофанушка
  • План сочинения на тему однажды зимой 5 класс
  • План сочинения на тему моя родина казахстан
  • План сочинения на тему описание внешности человека
  • План сочинения на тему памятный день 5 класс по русскому языку